Функции органов опеки. Деятельность органов опеки и попечительства муниципального образования

Главная / Бизнес

В полномочия органов опеки входит надзор за детьми в возрасте до 14 лет. Важно решение органов опеки и попечительства относительно детей от 14-летнего возраста и до совершеннолетия, а также недееспособных людей. В этой статье мы рассмотрим обязанности этого государственного учреждения сферу его деятельности.

Что входит в функции органов опеки и попечительства?

Основная обязанность этой муниципальной структуры - решение вопросов относительно назначения, реализации или прекращения снятие опеки и попечительства. Сотрудники охраняют права сирот и детей, оставшихся без родителей, и защищают интересы взрослых недееспособными гражданами.

ФЗ РФ определяет порядок работы сотрудников инстанций опеки и попечительства, в том числе:

  1. Представительство интересов граждан, которые подпадают под нуждающихся в опеке и попечительстве.
  2. Контроль поведения, условий жизни опекунов или попечителей.
  3. Защищу имущества недееспособных граждан и детей, нуждающихся или находящихся в попечении.

Важно: Все вопросы, касающиеся назначения или снятия с опекунства, обязательно подкрепляются актами и заключениями комиссии органов опеки.

Если у надзорного органа возникают вопросы или сомнения в личности попечителя, он вызывает недоверие, то комиссия вправе провести проверку (в том числе, доход, уровень жилищных условий, отзывы с работы, соседей). Основная задача - выяснить отношение опекуна к ребенку или недееспособному, престарелому гражданину.

Обязанностями сотрудников муниципального органа опеки:

Важно: Все вопросы по усыновлению, отдачи под опеку или передачи в государственные учреждения решаются обязательно с участием органов опеки. Без их согласия ребенка нельзя передать в центры или забрать на воспитание.

Основания для жалобы на органы опеки и попечительства: превышение полномочий

Работники опеки имеют четкие инструкции и подчиняются конкретным нормам Федерального закона России.

В их законные полномочия входит:

  1. Составлять и направлять обращения в судебные инстанции о признании лиц недееспособными.
  2. Отстранение от опекунства или попечительства третьих лиц.
  3. Выдача разрешения на любые финансовые операции с имуществом опекаемых лиц (например, получить разрешение органов опеки на продажу квартиры недееспособного гражданина. Это же относится, когда оформляется ипотека, органы опеки обязаны дать согласие)
  4. Участие в суде, как представителя граждан, находящихся под опекой или попечительством.
  5. Проверка условий жизни лиц, находящихся под опекой, а также потенциальных опекунов.
  6. Поиск, подготовка и регистрация граждан, желающих стать опекунами.
  7. Составление и подписание разрешений для проживания опекуна и его подопечного раздельно.
  8. попечителю, опекуну и их подопечным.

В случае невыполнения своих обязанностей органы опеки и попечительства несут административную или уголовную ответственность. Поскольку превышение ими полномочий или бездействие в критических ситуациях может обернуться трагедией. Дети, вовремя не изъятые из неблагополучных семей, могут серьезно пострадать или погибнуть. Такие случаи встречаются все чаще. Именно на уполномоченном органе лежит большая часть вины и с них будет основной спрос.

Основания для заключения органа опеки о лишении родительских прав и изъятия детей

СК России гласит, что в случае угрозы жизни и здоровью ребенка его необходимо изъять у родителей или тех лиц, которые опекают его. Задача государственной структуры - изолировать несовершеннолетнего или недееспособного гражданина из потенциально опасных условий.

Важно: в случае когда органы опеки забирают детей, они обязаны предоставить акт, предварительно составленный комиссией.

Порядок действий в случае заключение органа опеки о лишении родительских прав и изолирования ребенка от неблагополучных условий жизни:

  1. Направить уведомление в прокуратуру об изъятии несовершеннолетнего.
  2. Обеспечить ребенку временное место жительства до передачи его в государственные учреждения или опекунам.
  3. В срок 7 дней предоставить иск на лишение родительских прав органами опеки и попечительства или ограничении прав родителей в суд.

На плечи государственного органа ложится обязанность поиска нового места жительства для несовершеннолетнего. В случае отсутствия желающих взять ребенка под опеку, он будет передан в детский дом.

Кто и в каких случаях может обратиться в муниципальные органы опеки и попечительства

В государственный орган может обратиться любой гражданин, который имеет информацию о нарушении прав и условий содержания несовершеннолетних или недееспособных. Это могут быть:

  • родственники;
  • соседи;
  • школьные учителя или воспитатели детского сада;
  • случайные свидетели.

Стать свидетелем жестокого обращения, плохих условий содержания и неподобающего отношения к несовершеннолетним детям может стать каждый, но, безусловно люди контактирующие с детьми и их родственниками (опекунами), могут свидетельствовать о длительном таком обращении.

Если у соседей или родственников возникли подозрения в нарушении прав детей, они могут написать заявление в органы опеки о проверке. Также обратиться в муниципальную службу могут сами опекаемые граждане или несовершеннолетние. В таком случае пишется анонимно жалоба в органы опеки на своих попечителей или опекунов.

Любой сигнал проверяется сотрудниками государственного учреждения. Проводится выездная проверка для оценки условия жизни и содержания несовершеннолетних. Если подозрения подтвердятся, то семья будет поставлена на учёт и проверки начнутся в регулярном порядке.

Важно: Если сотрудники органов опеки усмотрят нарушение прав ребенка, то он будет немедленно изъят из семьи.

Также учителя или сотрудники дошкольного учреждения могут заметить, что с ребенком что-то не так в психологическом отношении. Он может выглядеть неопрятно, быть постоянно голодным или могут регулярно появляться следы побоев. Все это существенные основания чтобы подать исковое заявления в органы опеки.

Органы опеки и попечительства являются неотъемлемой и очень важной системой, которая помогает людям, оставшимся в сложном положении, детям-беспризорникам, малышам, оставшимся без заботы родителей.

Органы опеки

Органы опеки и попечительства являются муниципальным учреждением, которое занимается вопросами опеки, попечительства, усыновления, патронажа над стариками, оставшихся без попечения родственников и недееспособными лицами и многое другое, что касается обездоленных и незащищенных слоев населения Российской Федерации. Также функциональной частью органов опеки и попечительства является выбор формы помощи и содействия нуждающегося лица. Все действия производятся в рамках замках федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Структура и администрация

Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования. В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург. Структура отдела органов опеки и попечительства выглядит следующим образом:

Задачи госоргана

Основные задачи, которые возложены на органы опеки и попечительства, прописаны в Федеральном законе N43. По закону служба опеки обязана:

  1. Защищать права и интересы лиц, которые остались в трудном положении и нуждаются в досмотре.
  2. Контролировать лица, которые взяли опеку или попечение над детьми, либо лицами, которым необходим особенный уход.
  3. Контролировать деятельность детских домов, дома малютки, домов престарелых.
  4. Отвечать за сохранность финансов, либо имущества, лиц, находящихся под опекой.

Функции органов опеки

ОПП действуют всегда в интересах лиц, которые остались без социальной защиты. Их основными функциями являются:

  1. Выявление детей оставшихся без родителей, по каким-либо причинам.
  2. Выявление беспризорников.
  3. Проверка социально неблагополучных семей.
  4. Внесение кандидатов на усыновление, опеку и попечительство в базу данных.
  5. Устройство детей в дома малютки и детские дома.
  6. Помощь в устройстве в приемную семью.
  7. Защита прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей.
  8. Урегулирование семейных конфликтов.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо функций, ОПП имеют свои полномочия, которые тоже прописаны в Федеральном законе N43. В эти полномочия входят:

  1. Представление в суде находящегося под опекой, если он совершил противоправные действия и находится под следствием.
  2. Представление в суде прав несовершеннолетних, либо недееспособных лиц, которые хотят защитить свои права.
  3. Проверка жилищных условий неблагополучных семей, состоящих на учете.
  4. Проверка условий содержания лиц в психдиспансерах, домах престарелых, детских домах.


Обязанности

Госорган ОПП имеет обширный спектр обязанностей, который можно разделить на три сектора.

Гражданские отношения Имущественные Семейные
  • Назначение помощника для патронажа.
  • Выполнение функций опекуна, если он не был назначен.
  • Назначение кандидатов в усыновители и опекуны.
  • Быть свидетелем на суде, в пользу разрешения пользования имуществом в возрасте от 14-18 лет.
  • Контролировать соблюдение прав подопечных.
  • Контролировать условия проживания, воспитания и обучения ребенка.
  • Давать разрешение на психиатрическое освидетельствование, лиц до 18 лет.
  • Давать разрешение на перевод из одного учебного заведения в другое.
  • Давать разрешение на выезд заграницу на ПМЖ.
  • Заключение договора с опекуном о разрешении распоряжаться имуществом подопечного.
  • Давать согласие на заключение сделок опекуном.
  • Разрешать обмен жилплощади подопечного.
  • Возмещать ущерб, если он был нанесен непосредственно сотрудниками ООП.
  • Уведомлять налоговые службы о недееспособности граждан.
  • Подавать заявления в суд, если опекуны незаконно пользовались финансами подопечного.
  • Забирать детей из неблагополучных семей, где имеется угроза жизни и здоровью ребенка.
  • Рассказывать о методах воспитания ребенка.
  • Подавать заявление в суд о лишении родительских прав.
  • Предоставлять необходимые документы для судебного заседания об установлении опеки.
  • Урегулировать конфликты между опекуном и опекаемым.
  • Быть свидетелем в суде, о признании брака между опекуном и опекаемым недействительным.
  • Заключение договоров о принятии ребенка в семью.
  • Назначать социальные пособия и льготы опекунам.
  • Направлять иски в суд о назначении алиментов.

Обжалование действий ООП

Иногда возникает необходимость обжаловать деятельность органов опеки и попечительства, но далеко не все знают, куда нужно обращаться и что именно делать.

  1. Прежде всего, нужно обратиться в департамент социального обеспечения г. Москва и оставить жалобу.
  2. Пожаловаться в районную администрацию.
  3. Подать исковое заявление в суд о неправомерных деяниях со стороны ООП. Но обязательно нужно имеет вещественные доказательства.
  4. Пожаловаться в управление по опеке и попечительству.
  5. Пожаловаться уполномоченному по правам ребенка.

Место обжалования зависит от ситуации, в которой оказался истец.

Виды материальной ответственности работника

Работники ООП имеют право:

  1. Распоряжаться доходами опекаемого, если он является недееспособным.
  2. Совершать сделки, которые не перечат правовым отношениям опекуна и опекаемого, если он не достиг возраста 18-ти лет, либо является полностью недееспособным.

В любом случае, ООП являются важной частью государственной системы, которая помогает всем нуждающимся, сиротам, людям, оказавшимся в сложном положении.

Законодательное регулирование

  1. ФЗ N 48
  2. ГУ ст.41
  3. СК РФ ст. 77
  4. СК РФ 121

Многие современные родители с ужасом думают о вероятности какого-либо соприкосновения с органами опеки и попечительства. Некоторых пугает необходимость взаимодействия на предмет получения разрешений и согласований, другие опасаются, что к ним в дом вломятся невменяемые тетеньки, которые начнут считать апельсины в холодильнике. Особенно эти страхи характерны для родителей-одиночек, которые небезосновательно чувствуют себя куда более беззащитными, чем супружеские пары.

Действующее законодательство позволяет разобраться в отдельных аспектах деятельности органов опеки и попечительства и понять, так ли они страшны, и как с ними лучше взаимодействовать, если придется.

Кому подчиняется опека

Начнем с того, что на общероссийском уровне никаких органов опеки и попечительства нет. Все они либо органы исполнительной власти субъекта федерации, либо местного самоуправления. Это сразу помогает понять, куда обращаться в случае недовольства деятельностью органов опеки.

К сожалению, выяснить, какой именно орган кому подчиняется, можно только на месте - закон позволяет субъектам федерации наделять такими полномочиями органы местного самоуправления по своей воле.

Основная деятельность органов опеки и попечительства связана с защитой интересов детей, оставшихся без родителей. Выявление таких детей, профилактика социального сиротства (так называют ситуацию, когда родители живы, но в жизни ребенка участия фактически не принимают), устройство детей в детские дома и приемные семьи, подготовка будущих опекунов и попечителей - приоритетные направления деятельности органов опеки. В сферу их ведения также входит защита интересов взрослых граждан, находящихся под опекой. На долю детей, воспитываемых своими родителями, внимания органов опеки приходится не так уж много, и никаких опасных полномочий и возможностей легального вмешательства в частную жизнь законопослушных граждан у органов опеки нет. Учитывая, что эти органы как правило хронически недоукомплектованы сотрудниками, стать предметом их безосновательного интереса у законопослушных семей шансов очень немного.

К детям, воспитываемым в родной семье, равно как и к усыновленным детям, относятся лишь немногие полномочия органов опеки и попечительства. В основном речь идет о выявлении и учете граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и о выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних.

Выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства - это именно та ситуация, когда представители органа опеки могут проявить интерес к каждой семье. Причины такого интереса самым общим образом описаны в Семейном кодексе. Наиболее устрашающе выглядит норма о праве органов опеки немедленно отобрать ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. По закону такое отобрание производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Что это за орган- закон не разъясняет, однако в любом случае таким органом не является сам орган опеки и попечительства, и уж точно им не является участковый милиционер, которого органы опеки нередко привлекают к участию в своей деятельности.

Если непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка нет, права органа опеки ограничиваются возможностью обратиться в суд за лишением или ограничением родительских прав. Закон устанавливает исчерпывающий перечень ситуаций, в которых это возможно. Так, лишить родительских прав можно в случае, если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей (в том числе от уплаты алиментов), отказываются взять своего ребенка из родильного дома либо из иного учреждения, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Ограничить родителей в правах можно если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие), или если оставление ребенка с родителями вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав.

Никаких других способов воздействия, обязывающих родителей к чему-либо, у органов опеки и попечительства нет. Напротив, дальше начинаются их обязанности - по организации психологической, правовой, медицинской и иной поддержки, по предоставлению информации и принятию прочих мер, направленных на обеспечение права ребенка воспитываться в семье! Все рекомендации вышестоящих органов федеральной власти сводятся к тому, что органы опеки много обязаны, мало могут, а угроза отобрать ребенка из семьи является крайней мерой воздействия на несознательных родителей.

Разумеется, в органы опеки с сообщением о проблемах в конкретной семье могут обратиться разные люди и организации, которые имеют дело с ребенком из такой семьи (близкие родственники ребенка, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.), но и в этом случае любое вмешательство возможно лишь по доброй воле родителей или по решению суда.

Основная причина, по которой законопослушные ответственные родители приходят в органы опеки и попечительства - получение согласования на сделки с имуществом, принадлежащим детям. Закон устанавливает необходимость такого согласования для всех сделок, направленных на отчуждение, передачу в пользование и иное уменьшение имущества ребенка. На практике согласовывают лишь сделки по отчуждению недвижимости, поскольку мало кому придет в голову пойти в орган опеки за согласованием отдачи соседям б/у велосипеда, подаренного ребенку на позапрошлый день рождения, хотя по закону это сделать необходимо.

Нередко бывает, что ребенок является собственником квартиры наряду с родителями или сам по себе (наследство, приватизация и т. д.). В случае продажи такого имущества Семейный кодекс, устанавливая имущественные права несовершеннолетних, отсылает нас к кодексу Гражданскому, который и обязывает согласие органов опеки получить. В противном случае сделка может быть признана недействительной. Помните - если ребенок не является собственником квартиры, а просто в ней зарегистрирован, то никакого согласования не требуется.

Безусловно, никакого права произвольно отказать в согласовании сделки у органов опеки нет - отказ должен быть мотивирован. Если речь идет о продаже общесемейной квартиры с целью расширения жилплощади, отказ маловероятен. Если же родители хотят продать отдельную квартиру, полностью принадлежащую ребенку, и купить взамен другую, в которой ребенку будет принадлежать лишь незначительная доля, то обоснованность такой сделки придется доказывать. Для выдачи обоснованного ответа органы опеки вправе потребовать предоставить документы и другую информацию, дающую представление о соблюдении интересов ребенка (справки о стоимости недвижимого имущества, поэтажный план, справки о задолженностях по квартплате, выписки из домовой книги и т.д.), хотя перечня таких документов в законодательстве нет. В любом случае, отказ в согласовании сделки можно обжаловать в судебном порядке.

Если на повестке дня приватизация квартиры, и ребенок участвовать в приватизации не будет, то разрешение органов опеки на такую приватизацию непременно потребуется. В этой ситуации органы опеки вправе запросить документы, подтверждающие наличие у ребенка права собственности на другую недвижимости (или гарантии предоставления ему такого права).

К сожалению, на практике страхи родителей, связанные с недоверием к органам опеки, приводят к тому, что детей стараются не делать собственниками имущества, то есть в большинстве случаев именно имущественные интересы детей и страдают. Но это уже проблема не закона, а его реализации.

Не стоит забывать о том, что если в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов вам или ребенку был причинен вред (в том числе моральный), то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом.

  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

В статье дается характеристика органов опеки и попечительства,раскрывается актуальность данного исследования,указываются основные направления работы данных органов.

  • Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере управления по опеке и попечительству администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
  • Ответственное родительство в оценках детей старшего школьного возраста
  • Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей дошкольного возраста
  • Организация информационного компьютерного обеспечения физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Влияние работы за компьютером на организм детей дошкольного и младшего школьного возраста

Органы опеки и попечительства (ООП) - это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, социальных и медицинских услуг, подбора и информирования граждан, которые изъявили желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.

В настоящее время актуален вопрос работы отдела опеки и попечительства, поскольку целью работы данного отдела является осуществление единой государственной политики в области несовершеннолетних и осуществления социально–правовой защиты детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования.

Наиболее распространенной формой устройства детей на воспитание в семью является опека и попечительство. Данная форма устройства позволяет, с одной стороны, устроить ребенка таким образом, чтобы он был наиболее приближенным к проживанию в семье, с другой стороны, – обеспечить контроль за соблюдением прав и интересов ребенка .

Основные задачи деятельности отдела опеки, попечительства– это защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством, надзор за деятельностью опекунов и попечителей, контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации и иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

Органы опеки имеют законное право на представлять интересы несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью.

Работа в области защиты прав несовершеннолетних многопланова, ее объем постоянно увеличивается. На специалистов по охране и защите прав детей возложены самые сложные участки работы: это выявление детей, оставшихся без попечения родителей, учет и устройство их в семьи граждан, в государственные детские учреждения, контроль за рынком жилья, собственниками которого являются несовершеннолетние, трудоустройство детей, участие в судебных заседаниях по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и целый ряд других вопросов. Данные проблемы затрагивались в трудах многих российских ученых .

В целях содействия восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка органами опеки и попечительства ведется прием граждан, рассматриваются письменные и устные обращения. Работа с обращениями и жалобами позволяет выявлять наиболее типичные нарушения прав детей, что ложится в основу аналитической работы и практической деятельности отдела опеки и попечительства, направленной на защиту прав и законных интересов детей.

Профилактика социального сиротства является одной из острых проблем. Очевидно, что наиболее благоприятным для ребенка является сохранение его кровной семьи, однако это не всегда возможно. В связи с этим важной частью работы специалистов органов опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является проведение профилактической работы с родителями, направленной на возвращение их к нормальному образу жизни и изменении отношения к ребенку. Поэтому специалисты по охране прав детей тесно взаимодействуют с учреждениями образования, здравоохранения, органами исполнительной власти, социальной защиты населения, органами правопорядка и именно благодаря специалистам этих служб орган опеки и попечительства имеет возможность своевременно выявить и оказать помощь ребенку, который в ней нуждается, а также попытаться предотвратить попадание этого ребенка в категорию социальных сирот.

Одним из направления развития деятельности органов опеки и попечительства является применение современных информационных технологий.

Основной целью применения информационных технологий в деятельности органов государственной и муниципальной властей является повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления, формирование электронного правительства, ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни .

В настоящее время отработана схема взаимодействия по работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В том числе и информационное взаимодействие. Проблематикой информационного взаимодействия органов власти занимались также ряд российских исследователей .

Специалисты по охране прав детства, в свою очередь, выезжают на акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних, проводят профилактические беседы с родителями, в случае необходимости дают рекомендации по трудоустройству и лечению от алкоголизма и наркомании.

Таким образом, деятельность отделов опеки, попечительства и медицинского обслуживания осуществляется в соответствии с его функциями и задачами.

Список литературы

  1. Об опеке и попечительстве [Текст]: Федеральный закон от 24 апреля 2008 г., № 48 – ФЗ.
  2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Хайретдинова Ю.С., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «АЭТЕРНА». г. Уфа, Россия, 2014. С. 263-265.
  3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 219-221.
  4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
  5. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Ханнанова Т.Р., Хатмуллина Л.Р., Галеева Г.М. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 129-131.

Что кроется под названием Орган опеки и попечительства? Как работает эта организация, какими обладает правами и обязанностями? Попробуем разобраться.

Итак, орган опеки и попечительства относится к органам местного самоуправления. Он осуществляет свои функции на определенной территории. Перечислим исполняемые этим органом функции. Естественно, что это охрана и защита интересов и прав детей, не достигших 18 лет, детей, которые лишились родительского попечения, и недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан, признанных таковыми по суду. Помимо этого, орган выбирает, в какой форме будет устраиваться гражданин, которому необходима опека или попечение. Он контролирует действия попечителей и опекунов, охраняет права на имущество недееспособных и несовершеннолетних лиц и выдает разрешение на вступление в брак лицам, еще не достигшим 18 лет, но которым уже исполнилось 16 лет.

Что такое опека над гражданином? Это один из способов устроить в семью детей, не достигшихеще 14 лет, которые лишились родительского попечения, а также форма по защите интересов и прав недееспособных лиц. Если опекаемым является ребенок, то опекун обязан заниматься его воспитанием, образованием, заботиться об имуществе и здоровье своего подопечного.

Сразу оговоримся, что опека назначается над детьми до 14 лет, а с 14 по18 лет назначается попечительство. У ребенка остаются прежняя фамилия, имя и отчество. В этом случае кровные родители должны принимать участие в содержании несовершеннолетнего. А орган опеки и попечительства контролирует условия, в которых ребенок воспитывается и получает образование. Опека может использоваться в качестве промежуточной формы перед усыновлением.

Чтобы опекун не мог воспользоваться предоставленными ему полномочиями в своих корыстных целях, существуют законодательные ограничения. А именно: опекун не должен совершать любые сделки с имуществом, денежными средствами опекаемого без согласия на то органов опеки. Если устанавливается, что опекун выполняет свои обязательства ненадлежащем образом, то им теряется статус опекуна.

Когда ребенок достигает 14 лет, опека становится попечительством до 18 лет. Если опека установлена над душевнобольным, то прекратить ее может только

Чем отличается усыновление, опека и попечительство? Усыновление перед остальными формами устройства детей имеет ряд преимуществ. К примеру, если одного и того же ребенка желают воспитывать две семьи, то отдадут предпочтение той семье, которая уже настроена его усыновить. Усыновленный ребенок обладает всеми правами кровного.

Для усыновления нужно лично подать заявление в органы опеки и попечительства, предъявив паспорт или другой документ, подтверждающий вашу личность. Если вы захотели усыновить ребенка, который находится под опекой в другой семье, то вам будет необходимо письменное согласие этих опекунов. Законом о федеральном банке данных предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или устроенные в приемную семью, не рекомендуются к усыновлению.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация