Заключение о возможности гражданина быть опекуном. Органы опеки и попечительства РФ: полномочия и функции. Защита прав детей, оставшихся без родительского попечения

Главная / Налоги

Бланк органа опеки
и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина 1,
о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем)2

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) одного супруга

(с указанием

почтового индекса)

Проживающий(щие) по адресу

(с указанием почтового

Характеристика семьи (состав, длительность брака (при наличии повторного брака указать наличие детей от предыдущего брака), опыт общения с детьми, взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их отношение к приему ребенка в семью, характерологические особенности кандидата в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели); при усыновлении (удочерении) ребенка одним из супругов указать наличие согласия второго супруга на усыновление (удочерение), при установлении опеки (попечительства) – согласие всех совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном (попечителем), на прием ребенка (детей) в семью).

Характеристика состояния здоровья (общее состояние здоровья, отсутствие заболеваний, препятствующихпринятию ребенка на воспитание в семью)

Материальное положение (имущество, размер заработной платы , иные виды доходов,
соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе)

Мотивы для приема ребенка (детей) на воспитание в семью

Пожелания по кандидатуре ребенка (детей) (количество детей, пол, возраст, состояние здоровья и др.)

Заключение о возможности/невозможности

(фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя(-лей))

быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны (попечители)3:

(решение о возможности/невозможности граждан(ина) быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны (попечители)

принимается с учетом пожеланий граждан(ина) относительно количества и состояния здоровья детей,

в случае принятия решения о невозможности быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны

(попечители) должны быть указаны причины отказа 4)

_____________________________

1 Гражданам, состоящим в зарегистрированном браке, оформляется одно заключение.

2 Указывается в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Если заключение оформлено на нескольких листах, листы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью органа, выдавшего заключение.

3 Указывается в зависимости от выбранной формы семейного устройства.

4 Указываются нормы нормативных правовых актов , в соответствии с которыми принято решение о невозможности граждан(ина) быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны (попечители).

Приложение N 13

без попечения родителей,

России от 01.01.2001 N 101

Бланк органа опеки
и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) одного супруга: Кузнецова Мария Ивановна.

Дата рождения: 17.11.1980,

Дата рождения: 11.12.1980, 628285, г. Урай, ул. Ленина, .

Проживающие по адресу: 628285, г. Урай, ул. Пионеров, .

и состоят в браке с 10.08.2011. Супруги Кузнецовы имеют опыт общения с детьми, так как воспитывают совместного ребенка, Кузнецова Кирилла Сергеевича, 10.12.2004 года рождения, и Никифорову Ольгу Александровну, 01.05.2000 года рождения, дочь Марии Ивановны от первого брака.

Супруги Кузнецовы считают свою семью дружной, отношения между членами семьи основаны на взаимопонимании и уважении.

В городе Урае проживают родители Марии Ивановны, которые поддержали супругов Кузнецовых в решении принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По результатам психологического обследования Сергей Николаевич характеризуется такими личностными качествами, как уравновешенность, терпеливость, рациональность. Ориентирован на принятие ответственности и создание атмосферы безопасности семьи. Мария Ивановна отличается практичностью, терпеливостью, дружелюбием. Отличается устойчивостью интересов и социально приемлемым поведением. Супруги ориентированы на семью, семейные ценности и интересы, склонны к установлению адекватной заботы над детьми.

Мария Ивановна имеет высшее педагогическое образование. Трудоустроена учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».

и Сергей Николаевич имеют хорошее физическое и психическое состояние здоровья. У них отсутствую заболевания, препятствующие к принятию ребенка на воспитание в семью, что подтверждено заключениями о результатах освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выданными 17.11.2015 бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница», г. Урая.

Семья Кузнецовых проживает в трехкомнатной благоустроенной квартире, общей площадью 85 кв. м., принадлежащем супругам по ½ на праве собственности.

Доход семьи Кузнецовых состоит из заработной платы Марии Ивановны и Сергея Николаевича. Ежемесячный совокупный доход семьи составляет 75 000 рублей, что позволит при приеме подопечного ребенка обеспечить каждому члену семьи прожиточный минимум, установленный в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Главным мотивом для принятие ребенка на воспитание в семью супруги Кузнецовы считают желание подарить заботу и внимание ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Супруги Кузнецовы желают принять в свою семью одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 10 до 14 лет, имеющего удовлетворительное состояние здоровья.

В соответствии с Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, учитывая документы, представленные гражданами, акт по результатам обследования жилищно-бытовых условий семьи, управление опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска считает возможным поставить на учет Кузнецову Наталью Ивановну Кузнецова Сергея Николаевича в качестве кандидатов в опекуны одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 10 до 14 лет, имеющего удовлетворительное состояние здоровья.

Приложение N 13

к Порядку формирования, ведения

и использования государственного

банка данных о детях, оставшихся

без попечения родителей,

утвержденному Приказом Минобрнауки

России от 01.01.2001 N 101

Бланк органа опеки
и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина,
о возможности гражданина быть опекуном

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) одного супруга: .

Дата рождения: 17.11.1980, зарегистрированная по адресу: 628285, г. Урай, ул. Мира, .

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) второго супруга: .

Дата рождения: 11.12.1980, зарегистрированный по адресу: 628285, г. Урай, ул. Мира, .

Проживающие по адресу: 628285, г. Ханты-Мансийск, ул. Пионерская, .

Характеристика семьи (состав, длительность брака (при наличии повторного брака указать наличие детей от предыдущего брака), опыт общения с детьми, взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их отношение к приему ребенка в семью, характерологические особенности кандидата в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели); при усыновлении (удочерении) ребенка одним из супругов указать наличие согласия второго супруга на усыновление (удочерение), при установлении опеки (попечительства) – согласие всех совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном (попечителем), на прием ребенка (детей) в семью):

и состоят в браке с 10.08.2011. Супруги Ивановы имеют опыт общения с детьми, так как воспитывают совместного ребенка, Иванова Кирилла Сергеевича, 10.12.2004 года рождения, и Никифорову Ольгу Александровну, 01.05.2000 года рождения, дочь Натальи Ивановны от первого брака.

Кирилл и Ольга выразили письменное согласие на прием в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Супруги Ивановы считают свою семью дружной, отношения между членами семьи основаны на взаимопонимании и уважении.

В городе Ханты-Мансийске проживают родители Натальи Ивановны, которые поддержали супругов Ивановых в решении принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По результатам психологического обследования Сергей Николаевич характеризуется такими личностными качествами, как уравновешенность, терпеливость, рациональность. Ориентирован на принятие ответственности и создание атмосферы безопасности семьи. Наталья Ивановна отличается практичностью, терпеливостью, дружелюбием. Отличается устойчивостью интересов и социально приемлемым поведением. Супруги ориентированы на семью, семейные ценности и интересы, склонны к установлению адекватной заботы над детьми.

Образование и профессиональная деятельность:

Наталья Ивановна имеет высшее педагогическое образование. Трудоустроена учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».

Сергей Николаевич имеет среднее специально образование. Трудоустроен водителем в.

Характеристика состояния здоровья (общее состояние здоровья, отсутствие заболеваний, препятствующих принятию ребенка на воспитание в семью):

и Сергей Николаевич имеют хорошее физическое и психическое состояние здоровья. У них отсутствую заболевания, препятствующие к принятию ребенка на воспитание в семью, что подтверждено заключениями о результатах освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выданными 17.11.2015 бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница», г. Урая.

Материальное положение (имущество, размер заработной платы, иные виды доходов, соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе):

Семья Ивановых проживают в трехкомнатной благоустроенной квартире, общей площадью 85 кв. м., принадлежащем супругам по ½ на праве собственности.

Доход семьи Ивановых состоит из заработной платы Натальи Ивановны и Сергея Николаевича. Ежемесячный совокупный доход семьи составляет 75 000 рублей, что позволит при приеме подопечного ребенка обеспечить каждому члену семьи прожиточный минимум, установленный в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Мотивы для приема ребенка (детей) на воспитание в семью:

Главным мотивом для принятие ребенка на воспитание в семью супруги Ивановы считают желание подарить заботу и внимание ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Пожелания по кандидатуре ребенка (детей) (количество детей, пол, возраст, состояние здоровья и др.)

Супруги Ивановы желают принять в свою семью одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 10 до 14 лет, имеющего удовлетворительное состояние здоровья.

Заключение о возможности/невозможности граждан быть кандидатами в опекуны:

Согласно справке Информационного центра Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре следует, что у Иванова Сергея Николаевича имелась судимость за преступление, совершенное по части 4 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Данное преступление относится к категории против семьи и несовершеннолетних, что в соответствии с частью 1 статьи 146 Семейного кодекса является основанием для отказа в назначении опекуном несовершеннолетнего гражданина.

В соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, учитывая наличие у гражданина судимости за преступления, относящегося к категории против семьи и несовершеннолетних, администрации города Урая приходит к выводу о невозможности Ивановой Натальи Ивановны и Иванова Сергея Николаевича быть опекунами несовершеннолетнего гражданина.

Многие современные родители с ужасом думают о вероятности какого-либо соприкосновения с органами опеки и попечительства. Некоторых пугает необходимость взаимодействия на предмет получения разрешений и согласований, другие опасаются, что к ним в дом вломятся невменяемые тетеньки, которые начнут считать апельсины в холодильнике. Особенно эти страхи характерны для родителей-одиночек, которые небезосновательно чувствуют себя куда более беззащитными, чем супружеские пары.

Действующее законодательство позволяет разобраться в отдельных аспектах деятельности органов опеки и попечительства и понять, так ли они страшны, и как с ними лучше взаимодействовать, если придется.

Кому подчиняется опека

Начнем с того, что на общероссийском уровне никаких органов опеки и попечительства нет. Все они либо органы исполнительной власти субъекта федерации, либо местного самоуправления. Это сразу помогает понять, куда обращаться в случае недовольства деятельностью органов опеки.

К сожалению, выяснить, какой именно орган кому подчиняется, можно только на месте - закон позволяет субъектам федерации наделять такими полномочиями органы местного самоуправления по своей воле.

Основная деятельность органов опеки и попечительства связана с защитой интересов детей, оставшихся без родителей. Выявление таких детей, профилактика социального сиротства (так называют ситуацию, когда родители живы, но в жизни ребенка участия фактически не принимают), устройство детей в детские дома и приемные семьи, подготовка будущих опекунов и попечителей - приоритетные направления деятельности органов опеки. В сферу их ведения также входит защита интересов взрослых граждан, находящихся под опекой. На долю детей, воспитываемых своими родителями, внимания органов опеки приходится не так уж много, и никаких опасных полномочий и возможностей легального вмешательства в частную жизнь законопослушных граждан у органов опеки нет. Учитывая, что эти органы как правило хронически недоукомплектованы сотрудниками, стать предметом их безосновательного интереса у законопослушных семей шансов очень немного.

К детям, воспитываемым в родной семье, равно как и к усыновленным детям, относятся лишь немногие полномочия органов опеки и попечительства. В основном речь идет о выявлении и учете граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и о выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних.

Выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства - это именно та ситуация, когда представители органа опеки могут проявить интерес к каждой семье. Причины такого интереса самым общим образом описаны в Семейном кодексе. Наиболее устрашающе выглядит норма о праве органов опеки немедленно отобрать ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. По закону такое отобрание производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Что это за орган- закон не разъясняет, однако в любом случае таким органом не является сам орган опеки и попечительства, и уж точно им не является участковый милиционер, которого органы опеки нередко привлекают к участию в своей деятельности.

Если непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка нет, права органа опеки ограничиваются возможностью обратиться в суд за лишением или ограничением родительских прав. Закон устанавливает исчерпывающий перечень ситуаций, в которых это возможно. Так, лишить родительских прав можно в случае, если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей (в том числе от уплаты алиментов), отказываются взять своего ребенка из родильного дома либо из иного учреждения, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Ограничить родителей в правах можно если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие), или если оставление ребенка с родителями вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав.

Никаких других способов воздействия, обязывающих родителей к чему-либо, у органов опеки и попечительства нет. Напротив, дальше начинаются их обязанности - по организации психологической, правовой, медицинской и иной поддержки, по предоставлению информации и принятию прочих мер, направленных на обеспечение права ребенка воспитываться в семье! Все рекомендации вышестоящих органов федеральной власти сводятся к тому, что органы опеки много обязаны, мало могут, а угроза отобрать ребенка из семьи является крайней мерой воздействия на несознательных родителей.

Разумеется, в органы опеки с сообщением о проблемах в конкретной семье могут обратиться разные люди и организации, которые имеют дело с ребенком из такой семьи (близкие родственники ребенка, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.), но и в этом случае любое вмешательство возможно лишь по доброй воле родителей или по решению суда.

Основная причина, по которой законопослушные ответственные родители приходят в органы опеки и попечительства - получение согласования на сделки с имуществом, принадлежащим детям. Закон устанавливает необходимость такого согласования для всех сделок, направленных на отчуждение, передачу в пользование и иное уменьшение имущества ребенка. На практике согласовывают лишь сделки по отчуждению недвижимости, поскольку мало кому придет в голову пойти в орган опеки за согласованием отдачи соседям б/у велосипеда, подаренного ребенку на позапрошлый день рождения, хотя по закону это сделать необходимо.

Нередко бывает, что ребенок является собственником квартиры наряду с родителями или сам по себе (наследство, приватизация и т. д.). В случае продажи такого имущества Семейный кодекс, устанавливая имущественные права несовершеннолетних, отсылает нас к кодексу Гражданскому, который и обязывает согласие органов опеки получить. В противном случае сделка может быть признана недействительной. Помните - если ребенок не является собственником квартиры, а просто в ней зарегистрирован, то никакого согласования не требуется.

Безусловно, никакого права произвольно отказать в согласовании сделки у органов опеки нет - отказ должен быть мотивирован. Если речь идет о продаже общесемейной квартиры с целью расширения жилплощади, отказ маловероятен. Если же родители хотят продать отдельную квартиру, полностью принадлежащую ребенку, и купить взамен другую, в которой ребенку будет принадлежать лишь незначительная доля, то обоснованность такой сделки придется доказывать. Для выдачи обоснованного ответа органы опеки вправе потребовать предоставить документы и другую информацию, дающую представление о соблюдении интересов ребенка (справки о стоимости недвижимого имущества, поэтажный план, справки о задолженностях по квартплате, выписки из домовой книги и т.д.), хотя перечня таких документов в законодательстве нет. В любом случае, отказ в согласовании сделки можно обжаловать в судебном порядке.

Если на повестке дня приватизация квартиры, и ребенок участвовать в приватизации не будет, то разрешение органов опеки на такую приватизацию непременно потребуется. В этой ситуации органы опеки вправе запросить документы, подтверждающие наличие у ребенка права собственности на другую недвижимости (или гарантии предоставления ему такого права).

К сожалению, на практике страхи родителей, связанные с недоверием к органам опеки, приводят к тому, что детей стараются не делать собственниками имущества, то есть в большинстве случаев именно имущественные интересы детей и страдают. Но это уже проблема не закона, а его реализации.

Не стоит забывать о том, что если в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов вам или ребенку был причинен вред (в том числе моральный), то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом.

Сильного желания быть приемным родителем недостаточно, чтобы семья пополнилась новым ребенком.

Каждый должен получить заключение о возможности быть опекуном, образец которого можно найти в конце статьи.

Предварительная подготовка и полный портфель документов исключат возможность отказа органами опеки в одобрении опекунства. Перед установкой , оставшимся без родителей или попечения родителей, гражданин РФ, зарегистрированный на ее территории, должен получить одобрение со стороны государственных органов опеки. Заключение опеки и попечительства выдают в форме установленного образца.

Документ является промежуточным этапом процедуры установления попечительства или опеки. Он позволяет:

  • если нет желания усыновить определенного ребенка, то заявитель получает и может с ними познакомиться лично;
  • оформить договор патронажной или приемной семьи, установить попечительство или опеку.

В документе дается полная характеристика семьи, которая желает стать усыновителем по следующим категориям:

  • состав семьи и все родственники, проживающие на одной жилой площади;
  • продолжительность брака, наличие детей от другого брака;
  • общение с имеющимися детьми;
  • наличие близких родственников;
  • отношения в семье между всеми членами;
  • наличие согласия супруга на начало процесса усыновления ребенка.

Заключение на руках открывает зеленый свет к усыновлению ребенка. С ним можно идти знакомится с детьми в любое государственное учреждение, где проживают дети-сироты.

Отдельно по заявителю указывают образование и занимаемую должность. Важной составляющей будет материальное положение семьи. Его сравнивают с региональным прожиточным минимумом.

Нельзя получить одобрение органов опеки, если доход на нового члена семьи будет ниже прожиточного минимума.

В документе дается характеристика состоянию здоровья, подтверждается отсутствие заболеваний, при которых запрещено установление опеки.

В заключении будущий усыновитель может указать свои требования к внешности, полу, характеру ребенка. Отдельно допускается оговорить наличие отклонений в развитии.

Что необходимо сделать перед получением?

Получение заключения подразумевает прохождение медкомиссии, обследования жилплощади будущих родителей.

ФЗ № 167 отменил справку о соответствии помещения санитарным и техническим нормам. Однако в Постановлении № 275 она все же присутствует.

Не будет лишним привести жилые помещения в «порядок» согласно требованиям ст. 127 СК . В любом случае комиссия обязана посетить будущий дом приемного ребенка и убедиться, что в нем он будет чувствовать себя комфортно.

Для заключения потребуется согласие супруга и имеющихся детей, возраст которых более 10 лет. Все это можно оформить письменно у нотариуса. Согласие может быть озвучено устно, но только во время судебного заседания.

Для медкомиссии потребуется результат флюорографии сроком до 6 месяцев.

Не везде ее расшифровка происходит быстро. В провинции часто для этого требуется пара дней. Рекомендуют пройти ее заранее.

Будущим родителям важно пройти подготовку для выполнения новых обязанностей опекуна. Исключением будут ближайшие родственники или бывшие опекуны, не лишенные подобного права.

Необходимые документы

Большинство требуемых требуется для выдачи заключения. Многие бумаги усыновитель собирает самостоятельно.

В органы опеки предоставляют следующее:

  • заявление о выдачи заключения;
  • подтверждение дохода за последний год – справка о зарплате, из ПФ, выписка с налоговой службы и др.;
  • подтверждение отсутствия судимости у всех членов семьи;
  • медицинское заключение для установления состояния здоровья;
  • подтверждение права пользования жилплощадью – справка с домовой книги, ксерокопия финансового лицевого счета, договор аренды;
  • ксерокопия свидетельства о браке;
  • согласие всех членов семьи, особенно детей с 10 лет;
  • подтверждение прохождения подготовки опекуна;
  • автобиография (произвольная форма);
  • характеристика работодателя;
  • копия пенсионного удостоверения при его наличии.

По статистике наиболее долго выдается справка об отсутствии судимости, так как подается запрос в центральные органы. Ответ требует 1-6 недель. Начинать необходимо именно с нее.

При подаче документов потребуется предоставить паспорт, другой документ для подтверждения личности заявителя.

Медкомиссия

Медицинское заключение является важной частью портфеля документов.

При его оформлении стоит быть особо внимательным. Любая спешка может сказаться в будущем. Например, при смене опеки на усыновление.

В поликлинике по месту жительства необходимо получить медицинское заключение. Оформляет его участковый терапевт или заведующая терапевтическим отделением. Обязательно должны быть печати врача и медзаведения, выдавшего документ.

Как правило, комиссию проходят за 1-2 дня. Требуется сдать кровь на ВИЧ, сифилис, Гепатит (В,С). В большинстве заведений они платные при отсутствии направления.

Будущий опекун должен пройти:

  • инфекциониста;
  • фтизиатра;
  • гинеколога;
  • психиатра;
  • нарколога;
  • дерматовенеролога.

Терапевту необходимо представить справки с психодиспансера и наркодиспансера, в которых указано, что человек не стоит на учете. При отсутствии флюорографии ее также делают в местной поликлинике.

  1. посещение участкового терапевта для получения направления на анализы;
  2. сдача необходимых анализов;
  3. посещение гинеколога для профосмотра;
  4. поход в тубдиспансер;
  5. посещение психиатра. В некоторых регионах в отделе образования лучше взять направления, так как заключения нарколога и психолога стоят достаточно дорого;
  6. посещение нарколога;
  7. визит к дерматовенерологу;
  8. посещение терапевта, который должен направить принесенные справки на ВКК. Комиссия напишет выводы о состоянии здоровья.

Существуют заболевания, препятствующие усыновлению ребенка:

  • активная, хроническая форма туберкулеза;
  • декомпенсация нервной системы, внутренних органов, опорно-двигательного аппарата;
  • любая локализация онкологических заболеваний;
  • алкоголизм, токсикомания, наркомания;
  • инфекционные заболевания с постановкой на диспансерный учет;
  • психологические заболевания, ограничивающие или лишающие дееспособности.

Фтизиатр не подпишет справку без флюорографии, а дермовенеролог без результатов RW.

Медицинское заключение действительно 3 месяца со дня выдачи. Его действительность контролируют во время подачи бумаг на получение заключения о возможности опеки и момент подачи в судебную инстанцию заявления об усыновлении. При незначительной просрочке (до 2 недель) продлить медсправку можно у главврача.

Заключение о возможности быть опекуном

Положительный результат позволяет заявителю становиться на учет усыновителей или опекунов. Отказ означает невозможность быть опекуном при сложившихся обстоятельствах.

Комиссия обязательно должна обосновать вынесенное отрицательное решение. Его причины следующие:

  • непредоставление оригиналов документов или их дубликатов, которые получены законным путем;
  • непредоставление требуемых сведения, которые предусмотрены законодательством РФ для оформления документов при межведомственных взаимодействиях;
  • отказ в предоставлении документов, которые необходимы для вынесения заключения о возможности опекунства.

Рассмотрение комиссией

Комиссия состоит из председателя и трех членов.

Комиссия перед принятием решения должна в первые 3 дня после получения документов обследовать жилищные условия заявителя и закрепить результаты актом.

Решение должно быть принято десятидневный срок после предоставления заявления с соответствующими документами и составления акта обследования жилплощади. Комиссия может одобрить заявителя или выдать отказ.

Не стоит отчаиваться при получении отказа в выдаче заключения. Часто достаточно исправить указанные замечания и подать документы повторно.

Образец

Заключение органа опеки и попечительства, образец которого можно посмотреть по ссылке , предоставлять не надо. В органах опеки существуют уже готовые бланки, которые заполняют члены комиссии.

Заключение может быть написано полностью от руки, если у комиссии есть особые замечания или места для внесения требуемой информации не достаточно в бланке.

Срок действия

Заключение имеет определенный срок действия – 24 месяца с момента выдачи на опеку и 12 месяцев – на усыновление.

В течение этого периода оно является основанием для подачи заявления человеком, желающим стать опекуном (усыновителем), в органы опеки по месту прописки или другому, выбранному на свое усмотрение.

Закона N 48-ФЗ).

Лица, которые могут быть опекунами (попечителями)

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетие (достигшие 18-летнего возраста) и дееспособные лица. При этом не могут быть опекунами (попечителями) (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. п. 1 , 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 N 117):

1) лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;

2) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;

3) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

4) бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

5) лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

6) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

Опекуны и попечители исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления — с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (п. 3 ст. 36 ГК РФ).

Порядок оформления опеки или попечительства

Если вы решили стать опекуном или попечителем ребенка, то рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Пройдите специальную подготовку (если ранее вы ее не проходили)

Подготовку для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, можно пройти в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235 (далее — Порядок)).

Обратитесь с письменным заявлением и паспортом в любую организацию, осуществляющую подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от места своего жительства (п. п. 12 — Порядка).

Пройдите обучение и получите свидетельство о прохождении подготовки (п. п. 11 , Порядка).

Подготовка осуществляется на безвозмездной основе (п. 5 Порядка).

Шаг 2. Подготовьте необходимые документы для установления опеки или попечительства над ребенком

Если у вас нет заключения о возможности быть усыновителем, то для установления опеки или попечительства над ребенком вам потребуется паспорт и следующие документы (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423):

1) заявление с просьбой о назначении опекуном или попечителем;

2) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев;

3) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства (не обязательно);

4) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости или факта уголовного преследования (не обязательно);

1) заключение о возможности быть усыновителем;

2) заявление о назначении опекуном или попечителем;

3) письменное согласие совершеннолетних членов вашей семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с вами.

Шаг 3. Представьте документы в орган опеки и попечительства

Для получения заключения о возможности быть опекуном или попечителем подайте документы в орган опеки и попечительства по месту жительства.

Документы можно подать:

1) лично (с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность);

2) через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

3) с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (реализовано не везде);

4) непосредственно через сайт органа опеки и попечительства (если на нем реализована такая возможность);

5) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (реализовано не везде) (п. 5 Правил).

Шаг 4. Предоставьте возможность органам опеки и попечительства ознакомиться с вашей семьей и условиями вашей жизни

После представления комплекта документов в течение трех дней ваше место жительства должен посетить специалист органа опеки и попечительства для знакомства с вашей семьей и условиями вашей жизни.

Шаг 6. Подберите ребенка

Имея заключение, вы можете приступать к подбору ребенка. Если по месту вашего проживания нет детских учреждений для детей-сирот или вам не удалось подобрать ребенка, можно обратиться к региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, любого субъекта РФ или в федеральный банк данных Министерства образования и науки РФ (п. 15 Административного регламента, утв. Приказом Минобрнауки России от 15.06.2015 N 588).

В органе опеки и попечительства вас должны проконсультировать о порядке подбора и предоставить сопутствующие документы.

Шаг 7. Оформите опеку (попечительство) над ребенком

После подбора ребенка обратитесь в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка с заявлением об оформлении опеки. Орган опеки и попечительства примет решение о назначении вас опекуном (или попечителем) или об отказе в этом. Решение органа опеки и попечительства оформляется в форме акта (п. 9 Правил).

Обратите внимание!

Для опекунов и попечителей ребенка предусмотрено право на ежемесячный налоговый вычет по НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). При этом ежемесячное вознаграждение за осуществление опеки, выплачиваемое за счет средств бюджета субъекта РФ опекунам, заключившим договор об осуществлении опеки, подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке (ч. 2 ст. 16 Закона N 48-ФЗ; п. 1 ст. 210 НК РФ; Письмо ФНС России от 22.12.2015 N БС-4-11/22519@).

МОСКВА, 1 июн - РИА Новости. Назрела необходимость внести изменения в систему органов опеки и попечительства: пересмотреть обязанности кадров, которые частично можно передать другим организациям, увеличить штаб сотрудников опеки и их финансирование, а также сформировать систему подготовки специалистов, считают общественники, опрошенные РИА Новости.

Своим видением реформирования органов опеки и попечительства с РИА Новости поделилась и уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

В последние месяцы в СМИ обсуждалось несколько громких тем, в контексте которых не раз возникали вопросы к отсутствию своевременных действий со стороны органов опеки. Так, в мае мужчина и женщина похитили трехлетнего мальчика в Морозовске Ростовской области. Ребенок был найден, а предполагаемые похитители — супруги из Волгоградской области — также подозреваются в убийстве одного из приемных детей. Следователи выяснили, что у подозреваемых на воспитании находятся пять несовершеннолетних детей, из которых четверо — приемные, при этом в сентябре 2016 года один из приемных детей внезапно исчез. Тогда опекуны не стали обращаться в правоохранительные органы и продолжали получать причитающиеся выплаты. Было возбуждено уголовное дело об убийстве. Тело ребенка было найдено, представитель СУ СК РФ по Волгоградской области подтвердила РИА Новости, что женщина призналась, что сама захоронила приемного сына, который якобы скончался от заболевания.

Еще одна история - дело семьи Дель. Скандал вокруг многодетной семьи разгорелся в середине января в Зеленограде. По словам работников детского сада, они обнаружили на теле одного из детей следы побоев, которые, по его словам, ему нанес отец. Сотрудники органов опеки и попечительства изъяли из семьи 10 детей. Однако вскоре двоих детей, которые находились в приюте, вернули их бабушке. Опеку еще над восемью детьми семья расторгла. Инцидент получил большой общественный резонанс.

Инициатива детского омбудсмена

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова поддержала ряд законодательных предложений по совершенствованию органов опеки и попечительства в РФ. В частности, детский омбудсмен выступила за то, чтобы сотрудники органов опеки осуществляли фото- и видеофиксацию данных при проверке условий жизни той или иной семьи.

"По нашему мнению, это позволит исключить составление актов без выезда специалиста в семью, т. е. предоставления заведомо недостоверной информации", — пояснили РИА Новости в аппарате Кузнецовой.

Кроме этого, Кузнецова поддержала инициативу дать возможность органам опеки и попечительства "делегировать организациям полномочия по обследованию условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей".

Детский омбудсмен также считает нужным предоставить возможность обоим родителям назначать своему ребенку опекуна на случай одновременной смерти.

"Считаю, что предлагаемые изменения части 2 ст. 13 федерального закона "Об опеке и попечительстве", предоставив обоим родителям право изъявить свою волю о назначении ребенку опекуна на случай смерти, позволят защитить будущее несовершеннолетнего", — приводят слова Кузнецовой ее пресс-служба.

В аппарате пояснили, что сейчас по закону подать заявления о назначении опекуна или попечителя для своего ребенка на случай смерти может лишь один родитель в ситуации, когда второй родитель не может выполнять свои обязанности по той или иной причине (например, по причине неустановленного отцовства или смерти).

Что же происходит с опекой?

Общественники полагают, что органы опеки попечительства недостаточно справляются с возложенными на них функциями, но прежде чем принимать жесткие решения о реформировании структуры, необходимо разобраться в истинных причинах сложившейся ситуации.

"Мы не укрепляем аппарат, не создаем людям условия для того, чтобы они имели возможность нормально работать, не обеспечиваем их законодательной базой твердой, крепкой, соответствующей конституции, а потом начинаем их упрекать в том, что они где-то недоработали", — заявила РИА Новости юрист-эксперт общероссийской общественной организации "Родительское всероссийское сопротивление" Людмила Виноградова.

По мнению члена комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты (ОП) РФ Юлии Зимовой, есть целый ряд факторов, повлиявших на органы опеки.

"Вопрос в том, что в органах опеки сейчас действительно серьезная текучка - раз, неподготовленность кадров - два. То есть у нас нигде не обучают быть сотрудником органов опеки", — сказала Зимова.

Кроме того, подчеркивает она, сотрудников органов опеки "мало по сравнению с тем задачами, которые есть", поэтому "надо или увеличить количество этих сотрудников, специалистов и, соответственно, зарплаты, или снять с них часть полномочий".

В частности, со слов Виноградовой, нагрузка на одного сотрудника органов опеки может достигать 240 семей. При этом специалисты должны дважды в год проверить условия проживания и воспитания детей в замещающих семьях, напомнила руководитель группы по разработке профессионального стандарта специалистов органов опеки и попечительства, член правительственной комиссии по делам несовершеннолетних Галина Семья.

"У нас в стране (замещающих семей) полмиллиона…, то есть нужно осуществить по стране каждый год один миллион проверок. Специалист приходит из органов опеки, у него есть специальный акт, он по этому акту смотрит, спрашивает и заполняет. Но любому разумному человеку понятно, что… качество проверки будет ужасное. А некоторые… рисуют этот акт", — сказала Семья, добавив, что на 29 миллионов детей в России приходится только 11 тысяч сотрудников органов опеки.

Семья отметила и такую проблему, как "невнятное представление об органах опеки" среди населения страны. Более того, своеобразная "невнятность", по ее мнению, существует и в законодательстве, регулирующем работу этой структуры.

"В законодательстве очень невнятно прописаны разные критерии, по которым должны работать органы опеки и попечительства. Самое резонансное, что было - это критерий, по которому ребенок отбирается у родителей… Есть ряд терминов в законодательстве, который не разъяснен законодателем", — пояснила она.

Решение проблемы глазами общественников

Член ОП РФ Юлия Зимова считает, что "первая важная задача - это обучить кадры опеки, вторая важная задача - это увеличить их количество" и, соответственно, финансирование.

"Очень важно разграничение полномочий между органами опеки и между социальной защитой, потому что органы соцзащиты должны, на мой взгляд, полноценно работать с семьей. К сожалению, часть функций, которые они могли бы на себя взять, она есть сейчас у органов опеки", — сказала Зимова.

В частности, общественница предложила ввести должность семейных агентов, которые бы в индивидуальном порядке помогали семьям решать их проблемы.

"В первую очередь, если мы реформируем органы опеки и попечительства, то мы должны прямо в связке параллельно серьезно реформировать систему соцзащиты с точки зрения именно индивидуального подхода к семье. То есть соцзащита должна обеспечивать концентрацию сил и денег вокруг семьи конкретной, вокруг конкретного ребенка… Это идеальная система… если у тебя есть семейный агент", — сказала Зимова.

Передать часть функций органов опеки другим ведомствам предложила и Виноградова. Так, по ее мнению, "профилактикой преступлений и правонарушений должны заниматься правоохранительные органы", так как "это не компетенция органов опеки" и "не компетенция органов соцзащиты, которые должны не выискивать преступления, а помогать тем людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации".

Семья также предложила разгрузить органы опеки, позволив им привлекать сторонние организации или других профильных специалистов.

"Мы предлагаем… законодательно разрешить органам опеки передачу этих полномочий при сохранении у органов опеки полномочия о принятии решений… Или позволить органам опеки приглашать тех специалистов, которые им нужны", — сказала Семья РИА Новости, пояснив, что речь идет о полномочиях, которые "требуют специальных знаний в области психологии, педагогике и так далее".

Член ОП РФ также считает необходимым совершить "технический апгрейд" сотрудников органов опеки. Например, выдать специалисту планшеты, "где у него будут все обновления последние по законодательству, он сможет фотографировать детей, будет планинг".

"Понятно, что реформа системы органов опеки в принципе нужна. Другой вопрос, есть ли сейчас на это возможности, не столько даже финансовые, сколько экспертные, и возможности это проконтролировать", — заключила Зимова.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация