2 органы осуществляющие управление земельными ресурсами. Понятие управления земельными ресурсами. Методики оценки систем управления земельными ресурсами и современные направления совершенствования этих систем

Главная / Бизнес

А.А. Варламов

УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Москва 2003

Рецензенты:

Варламов А.А. Управление земельными ресурсами: Учебник

Введение
Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без системы управления. Особое значение эта система приобретает в периоды крупных земельных преобразований, когда перестройка земельных отношений осуществляется массовое перераспределение и приватизация земель, реорганизация существующих объектов земельных отношений.

Формирующаяся система управления земельными ресурсами страны учитывает правовые, политические, организационные, экономические, экологические и социальные условия страны и общества.

Кроме того, экономические преобразования в России во многом определили роль и значение управления земельными отношениями и земельными ресурсами. Это связано с тем, что земля, помимо ее традиционных свойств (средство производства, территориальный базис, природное тело и др.) стала объектом правоотношений и объектом недвижимости.

Поэтому потребовалось совершенствование теоретических и методических положений управления земельными ресурсами, позволяющие увеличить налогооблагаемую базу и сбор бюджетных доходов, привлечь инвестиции в развитие муниципальных образований и регионов, создать эффективную систему обеспечения прав гарантий для субъектов земельных отношений.

Управление земельными ресурсами включает также функциональные действия, как землеустройство, государственный земельный кадастр и мониторинг земель и другие мероприятия. В связи с этим система управления земельными ресурсами может носить государственный, муниципальный и внутрихозяйственный характер в зависимости от формы собственности на землю и органа, осуществляющего функции управления.

В любых социально-политических условиях необходима информация для управления земельными ресурсами, в т.ч. для перераспределения земель между землепользователями. В настоящее время ввиду недостаточности правовой базы, осуществление такого управления только при помощи административных методов не может быть основным способом. Поэтому объективно неизбежным становится управление землями, основанное на экономической заинтересованности субъектов земельных отношений.

Одним из важнейших факторов управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях является система государственного земельного кадастра, которая служит информационной основой государственного управления территориями и экономического регулирования земельных отношений. При этом все составные части земельного кадастра должны быть адаптированы к рыночным условиям. Особенно это важно при разработке экономически обоснованных методик массовой государственной кадастровой оценки земель различных категорий, законодательном изменении принципов и правил налогообложения объектов земельных отношений.

В условиях становления рыночных отношений особую важность приобретает развитие организационно-правового и экономического механизмов УЗР формирующих экологически и экономически целесообразную систему землепользования, обеспечивающей повышение бюджетных доходов и реализующей наиболее гибкие, комплексные методы государственного управления землей. При этом ключевой значение приобретает установление единых процедур государственного управления земельными отношениями , разработка рациональных методов расчета платы за землю, адекватно отражающей реальное состояние земельного рынка и учитывающей приоритеты и состояние региональной экономики, формирование комплекса мер по интеграции земельной политики в систему управления экономическими процессами в стране, регионах и муниципальных образованиях.

Особенно процессы реформирования управления земельными ресурсами важны для земель поселений, с которых собирается до 90 % земельных платежей. На этих землях, после долгого перерыва, были проведены земельно-кадастровые мероприятия по описанию, оценке и определению видов прав на земельные участки и иные объекты недвижимости.

Кроме того, содержание и задачи управления земельными ресурсами страны, регионов и муниципальных образований имеют как общие характеристики, так и существенные различия.

Поэтому учебная дисциплина «Управление земельными ресурсами» была включена в типовой учебный план, а затем в Государственный образовательный стандарт (ГОС) подготовки инженера по земельному кадастру по специальности 311000 «Земельный кадастр», введенный в 2000 г.

Этот курс в соответствии с типовой учебной программой охватывает следующий круг вопросов:


  • управление земельными ресурсами как система функций и мероприятий;

  • организационно-правовой и экономический механизмы управления земельными ресурсами;

  • особенности управления земельными ресурсами в регионах и муниципальных образованиях, включая города;

  • зарубежный опыт управления земельными ресурсами и др.
Приступая к изучению данного предмета, следует прежде всего уяснить его содержание, его место среди других научных дисциплин, изучающих земельный кадастр, земельное право, землеустройство, экономические и экологические дисциплины и др. В учебнике раскрываются организационно-правовая и социально-экономическая природа управления земельными ресурсами, его роль в системе общественного производства , влияние на него объективных экономических социальных и экологических законов, его исторические, социально-экономические и природные закономерности развития; на этой основе определяется значение системы управления в экономической деятельности страны, регионов, муниципалитетов, а также в организации рационального использования и охраны земель. Описываются методики определения экономической эффективности УЗР соответствующие критерии и показатели.

Учебник соответствует новой учебной программе и предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальностям 310900 «Землеустройство», 311000 «Земельный кадастр», 311100 «Городской кадастр», а также для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению 560600 «Землеустройство и земельный кадастр». Данный учебник подготовлен впервые.

Учебник написан заслуженным работником высшего образования Российской Федерации, чл. – корр. РАСХН, д-ром экон. наук, проф. А.А. Варлавым (главы 12-14 совместно с доц. С.А. Гальченко).

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Основные понятия системы управления
Теория систем занимается с объектами самой различной физической природы, поэтому управление этими системами также разнообразно. Так, в политических и государственных системах задачами управления являются изменения структуры организации, правовые нормы, возможность варьирования потоками информации и др. Спектр воздействий на финансовую систему определяется налогами и отчислениями, таможенными правилами, механизмом лицензий, правилами обращения с банками. Функционирование системы образования зависит от наличия специальностей, совокупности учебных планов и программ обучения, востребованности специалистов производством и т.д.

Система (от греч. systema – составленное из частей, соединенное) – это взаимосвязанная совокупность элементов (и их частей), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство, предназначенная для достижения конкретной цели и находящаяся во взаимодействии с окружающей внешней средой.

Элементы (или объекты) системы – это неограниченное множество частей или компонентов (физических, социальных, абстрактных и др.).

Свойства – это качество параметров объектов системы , т.е. их внешние проявления, позволяющие получить знания об объекте. Свойства позволяют охарактеризовать объекты системы количественно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. Свойства объектов могут изменяться в результате действия системы.

Связи системы – это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Предполагается, что связи существуют между всеми системными элементами, между системами и их подсистемами. Связями первого порядка называются связи, функционально необходимые друг другу. Дополнительными связями называются связи второго порядка, которые необходимы для улучшения действия системы, но не являются функционально обязательными. Таким образом, наличие связей формирует определенную организованность системы.

Существует несколько классификаций систем, из которых наиболее многосторонней является классификация, разработанная по принципу «человек – окружающий мир». В соответствии с этой классификацией можно выделять следующие системы
(рис. 1.1).

Рис. 1.1. Классификация систем

(с учетом разработок В.Д. Могилевского)
Естественные материальные системы включают системы неорганической природы (физические, химические, геологические и тому подобные системы) и живые системы. Особый продукт материальных систем образуют специальные системы. Интеллектуальные (абстрактные) системы являются продуктом человеческого мышления и также могут быть разделены на ряд типов.

Кроме того, выделяют сложные и простые системы. Среди сложных систем выделяют целенаправленные (поведение которых подчинено достижению определенной цели) и самоорганизующиеся (способные в процессе своего функционирования изменять свою структуру), централизованные (поведение которых зависит от центра или ведущей части системы) и децентрализованные (в которых нет главной подсистемы и все подсистемы равно важны), открытые (в случае обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой) и закрытые (если в нее или из нее не выделяется или не поступает энергия, вещество или информация, т.е. компоненты системы не меняются), управляемые (способные изменять свои структуры под влиянием различных управляющих воздействий) и неуправляемые.

Для систем характерно наличие не только связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система формирует свою целесообразность. Любая система может быть рассмотрена как элемент, система более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве систем более низкого порядка. Иерархичность, многоуровневость характеризуют строение, морфологию системы и ее поведение, функционирование. Отдельные уровни системы обуславливают определенные аспекты ее многообразия и сложность связей.

Детерминированной системой считается такая система , в которой составные части взаимодействуют строго определенным способом. Вероятностной системой считается такая система, для которой нельзя сделать точного детального предсказания ее поведения в различных ситуациях, т.е. система остается неопределенной.

В результате при двух классификационных признаках все системы можно подразделить на пять категорий: простые и сложные детерминированные; простые, сложные и очень сложные вероятностные системы.

Поэтому чем сложнее система, тем шире состав выполняемых ею функций, тем более разнообразные формы может принимать управление. Усложнение объекта управления, более детальное отражение его свойств влекут за собой усложнение управляющей им системы.

Формирование системы управления в общем виде можно представить в виде следующей последовательности действий:

Выделение системы из среды и установление их взаимодействий;

Анализ назначения системы и формирование ограничений в ее действиях;

Разработка модели системы и изучение ее динамики;

Выбор принципа управления (разомкнутое, разомкнутое с компенсацией, замкнутое, замкнутое с адаптацией, однократное);

Определение состава управляющих структур, имеющихся ресурсов и ограничений;

Выбор совокупности критериев и их ранжирование;

Определение цели как необходимого конечного состояния системы;

Выработка концепции и алгоритма оптимального управления.

Основными свойствами сложных систем являются:

- ориентированность - зависимость каждого элемента системы от его места, функций внутри целого;

- структурность – возможность описания системы через установление сети связей и отношений системы;

- взаимосвязанность структуры и среды – формирование и проявление свойств системы в процессе ее взаимодействия
со средой. При этом система должна быть ведущим активным компонентом взаимодействия;

- иерархичность – наличие нескольких уровней, при которой каждый компонент системы может рассматриваться как отдельная система, а первичная система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы;

- множественность описания – ввиду сложности любой системы (в том числе системы управления земельными ресурсами) ее познание требует построения множества моделей, каждая из которых отражает лишь определенный аспект;

- постоянность информационного взаимодействия между системой и средой;

- непрерывность функционирования и развития;

- эффективность – способность к достижению поставленных целей за определенный период времени при использовании определенного количества ресурсов и возможном наличии отдельных специфических ограничений. Эффективность определяет соответствие реальных (фактических или ожидаемых) результатов процесса управления требуемым, то есть степени достижения цели управления. Только эффективный процесс управления является целесообразным;

- физическая неоднородность и большое число элементов;

- приоритетность связей между элементами системы перед связями между системой и средой. Связи могут носить формальный, законодательный, договорной, гарантийный и неформальный характер (личные отношения, моральная ответственность, доверие и др.);

- несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом. С этим свойством тесно связаны понятия агрегирование и декомпозиция. Агрегирование - объединение нескольких параметров системы низшего уровня в параметры системы более высокого уровня. Декомпозиция - разделение целого на части путем выделения функций или целей управления, а также агрегатов и элементов системы;

- многофункциональность – способность к реализации некоторого множества функций (обороноспособность, продовольственная и экологическая безопасность, образование и наука и т.д.) заданной структуры;


  • гибкость – свойство изменять цель и параметры функционирования в зависимости от условий функционирования (адаптация) или состояния подсистемы (живучесть). Гибкость обеспечивается избыточностью элементов и обратной связью. Гибкое управление обеспечивает возможность изменения функций и структуры системы и ее параметров.
Гибкость процесса управления обеспечивается:

Повышением уровня управляемости процессом, так как слабая управляемость затрудняет осуществление необходимых изменений ;

Гибкостью структуры управляющей системы;

Информативностью, включая полноту и своевременность поступления информации;

Восприимчивостью к внешним воздействиям;

Оперативностью, характеризующейся своевременностью изменений;

Наличие многовариантных структур реализации процесса.

Гибкость управления имеет место, если система управления способна изменять правила (алгоритмы) своих действий. Например, переходить от централизованного к децентрализованному управлению, частично децентрализованному и наоборот от децентрализованного к централизованному;

непрерывность – свойство (способность) процесса управления не допускать разрыва между последовательно выполняемыми этапами (фазами) или другими действиями процесса;

обратная связь – реакция системы на управляющее воздействие. Подразделяется на усиливающий или уменьшающий негативное воздействие виды обратной связи;

- адаптация – способность изменения целей и параметров системы при изменении условий ее функционирования;

- живучесть – способность изменять цели и параметры функционирования системы при отказе или повреждении отдельных ее элементов;

- надежность – свойство реализовать заданные функции с заданными параметрами качества;

- безопасность – способность не наносить недопустимые воздействия среде и самой системе;

- стойкость – способность выполнять функции при экстремальных изменениях внешних и внутренних условий, то есть выхода их за установленные ограничения;

- устойчивость – способность восстанавливать исходное состояние системы после возмущающих (внешних и внутренних) воздействий.

Практически все существующие системы управления являются динамическими и имеют три типа поведения (режима): равновесный, переходной и периодический.

Состояние, в котором находится система, когда все ее характеристики не меняются, называется равновесным режимом .

Под переходным режимом понимается развитие динамической системы из начального состояния к равновесному или периодическому режимам.

Периодическим режимом называется режим, при котором система через равные промежутки времени приходит в одно и тоже состояние.

В организационных системах управления устойчивость подразделяется на техническую и функциональную.

Техническая устойчивость – способность противостоять воздействиям технического характера с помощью технических средств.

Функциональная устойчивость – способность противостоять воздействиям социально-политического , экономического и иного нетехнического с помощью средств интеллектуального характера: организации труда, методов создания и введения информации, решения интеллектуальных задач и др.

Устойчивость системы может быть абсолютной, т.е. оцениваемой по всем ее свойствам, и относительной, когда оценка производится с помощью некоторого функционального показателя, характеризующего одно из свойств исследуемой системы. В конечном счете устойчивость организационных систем управления количественно измеряется как вероятность решения в заданные сроки необходимых управленческих задач;

"Управление земельными ресурсами"

управление земельный ресурс внутрихозяйственный

1. Виды управления земельными ресурсами


Управление земельными ресурсами - это совокупность функций системы управления, направленная на рациональное использование земельных ресурсов.

Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и других муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающихся по виду использования, правовому статусу, а также земельные участки общего пользования.

Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей его жителей.

Субъекты управления подразделяют на субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление.

Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли.

Управление земельными ресурсами (УЗР) имеет разделение, как по вертикали, так и по горизонтали.

По вертикале, уровни:

Федеральный;

Региональный;

Муниципальный;

Внутренний.

По горизонтали, ветви:

Законодательная;

Исполнительная;

Судебная.

Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление.

Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок.

Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления - некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы (например, Министерство природных ресурсов РФ).

Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным. Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм.

Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками. Создание системы государственного управления земельными ресурсами является основной задачей, решение которой позволит создать механизм регулирования земельных отношений.


Рис. 1. Виды управления земельными ресурсами


Задачи управления земельными ресурсами на каждом территориальном уровне подразделяют на законодательные и исполнительные органы власти. В связи с различным целевым использованием земель деятельность отраслевых министерств, ведомств и учреждений по управлению земельными ресурсами характеризуется системой как общих, так и специальных функций.

Эти функции и задачи реализуются всеми субъектами управления и существенно различаются с учетом условий жизнедеятельности конкретных регионов и перспектив их развития. Поэтому необходимо дифференцировать задачи для ведомств и регионов, что позволит определить место и значение каждого субъекта управления в конкретном регионе, избежать дублирования в их действиях или пропусков в системе управления по важным процессам землепользования.

Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:

наделение органов управления политическими и организационно-регламентирующими функциями, обеспечивающих эффективное развитие общества;

обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления на всех административно-территориальных уровнях (по вертикали и горизонтали);

регулирование государственными актами финансовой и природо-охранной деятельности субъектов земельных отношений;

обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных

отношений;

формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества;

улучшение использования и охраны земельных ресурсов;

создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле.


. Структура управления земельными ресурсами на уровне Российской Федерации


Государственное управление земельными ресурсами заключается в использовании органами власти организационно-экономического механизма воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов в области владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами.

Предметом управления являются процессы организации использования земли, которые в пределах определенной территории обеспечивают все многообразие потребностей его жителей.


Рис. 2. Структура управления земельными ресурсами на уровне федерации


Субъект управления на вышестоящем уровне осуществляет координирование организации субъектов управления на нижестоящих уровнях, исходя из принятых для конкретного административно-территориального образования критериев эффективности рационального использования земель.


3. Структура управления муниципальной собственностью


Муниципальная собственность, начавшая с недавнего времени формироваться в муниципальных образованиях России, еще не приобрела законченной формы, сам процесс ее формирования находится в постоянном движении и совершенствовании. Муниципальная собственность, являясь формой публичной собственности, выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существованию отдельным, слабо защищенным слоям населения. А это один из самых важных аргументов в пользу необходимости формирования муниципальной собственности. Прежде чем непосредственно обратиться к способам формирования муниципальной собственности, рассмотрим общепринятые в юридической теории основания и способы приобретения права собственности. Как и всякое правоотношение, правоотношения собственности возникают на основании определенных юридических фактов, которые обычно рассматриваются в качестве оснований возникновения права собственности.

Федеральный закон №131-ФЗ устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Основные параметры, характеризующие территорию муниципального образования,- ее географические, экономические и социальные факторы.

Для формирования этих факторов можно использовать следующие критерии: Территория и население, правовой статус муниципального образования, формы организации хозяйственной деятельности территории муниципального образования, единство инфраструктуры муниципального образования.

Все муниципальные образования можно разделить на три большие группы:

первая - поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские поселения). Как правило, к этой группе относятся тс муниципальные образования, в которых имеется собственная инфраструктура, обеспечивающая завершенность производственных циклов;

вторая - территориально-поселенческие муниципальные образования (сельские районы, сельские округа и др.). Такие муниципальные образования состоят из нескольких поселений, объединенных общим хозяйственным циклом, общей инфраструктурой производственной деятельности и муниципального хозяйства;

третья - территориальные муниципальные образования. Этот вид муниципальных образований характерен для районов Крайнего Севера, где кочевой образ жизни как основной вид хозяйственной деятельности не позволяет создавать поселения. Эта схема также применима для муниципальных образований в сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства.

Основной предпосылкой управления земельными ресурсами на территории муниципального образования является то, что земля - это один из основных резервов общественного развития.

В системе управления муниципальной недвижимостью наиболее важны разграничение земель по формам собственности, выбор наиболее эффективного направления использования земельных участков и организации процесса передачи прав на землю.

Предметом управления является формирование процессов использования земельных ресурсов в границах муниципальных образований.

Объектом управления выступают земельные участки в установленных границах, фиксированной площади и местоположения, а также территориальные зоны.

Субъектами управления являются органы местного самоуправления, имеющие в своей структуре специальные подразделения: Агентство по управлению муниципальным имуществом, Департаменты земельных отношений, Департаменты планирования территории.

Рис. 3. Структура управления муниципальной собственностью


4. Организационная структура Департамента земельных отношений


Департамент земельных отношений администраии города Перми является функциональным органом администрации города Перми. Департамент в своей деятельности подотчетен главе админисрации города, курирующему заместителю главы администрации города.

Департамент является юридическим лицом, имеет в своем оперативном управлении обособленое имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет в департаменте финансов администрации города Перми, печать со своим полным наименованием и изображением герба города Перми, а также соответствующие печати, штампы, бланки.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Пермской области и Пермского края, правовыми актами города Перми.

Местонахождение: 614000, Пермь, ул. Сибирская, 15.

Основные цели Департамента:

осуществление полномочий администрации города Перми (в части, установленной настоящим Положением) по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством;

реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов администрации города по вопросам регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции.

Департамент земельных отношений администрации города Перми осуществляет следующую деятельность:

-обеспечение рационального использования земель;

-оформление прав на земельные участки;

-утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

-согласовывает проект схемы размещения нестационарных торговых объектов, проект о внесении изменений и (или) дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части наличия (отсутствия) прав третьих лиц в отношении земельных участков, на которых проектом схемы предполагается размещение нестационарных торговых объектов, направляет в функциональный орган администрации города Перми предложения о внесении изменений и дополнений в данную схему;

-обеспечивает контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием платежей в бюджет, выполнением утвержденного плана по администрируемым доходным источникам.

В состав Управления входят следующие структурные подразделения (Ф. 1302. Оп. 1. Д. 8):

отдел информационно-организационной работы;

отдел договоров;

отдел муниципального земельного контроля;

аналитический отдел;

отдел администрирования и платежей;

отдел бухгалтерского учета;

отдел правового обеспечения


5. Место Департамента земельных отношений в общей системе управления земельными ресурсам


Департамент земельных отношений играет важную роль в управлении земельными ресурсами на территории Пермского края.

Управление земельными ресурсами является главной целью Департамента земельных отношений. А также виды работ, выполняемые Департаментом земельных отношений, являются непосредственным управлением земельными ресурсами, в данном случае, пермского края.


Список литературы


Земельный кодекс РФ

СПС «КонсультантПлюс»

Варламов, А.А.: Управление земельными ресурсами. Учебные и методические пособия для студентов высш. Учебных заведений/ А.А. Варламов, А.А. Рассказова 2007. - 68с.

Решение Пермской городской Думы «О Департаменте земельных отношений администрации города Перми» от 12.09.2006 г. № 210.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования. Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли. Основная цель достигается путем постановки частных целей, таких как рациональное, эффективное и использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю в различные бюджеты. Объектом управления земельными ресурсами является весь земельный фонд РФ, административно-территориальные единицы, земельные участки. Субъекты управления земельными ресурсами - лица, осуществляющие государственное, ведомственное, местное и внутрихозяйственное управление. Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок. Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляется министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления - некомпактное размещение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы. Местное управление возложено на органы местного самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным. Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм. Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками. Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей его жителей. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению. Основная цель управления земельными ресурсами - обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли. Цель отражает перспективное состояние земельных ресурсов и процесса их использования. Основная цель достигается путем постановки частных целей управления земельными ресурсами таких как рациональное, эффективное использование и охрана земель, которые обеспечивают охрану прав государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан на землю, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, создание условий для равноправного развития отличных форм хозяйствования на земле, формирование и развитие земельного рынка.

Управление земельными ресурсами.

Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:

Наделение органов управления политическими и организационно-регламентирующими функциями, обеспечивающих эффективное развитие общества;

Обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления на всех административно-территориальных уровнях (по вертикали и горизонтали);

Регулирование государственными актами финансовой и природоохранной деятельности субъектов земельных отношений;

Обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений;

Формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества;

Улучшение использования и охраны земельных ресурсов;

Создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле.

Управление земельными ресурсами включает следующие аспекты:

Политический, обеспечивающий выполнение социально-политических, экономических и экологических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов;

Административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, определением их компетенции, организацией выполнения ими взаимосогласованных функций;

Правовой, обеспечивающий рациональное использование и охрану земель на основе правовых норм, закрепленных в законодательных актах;

Научный, связанный с разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического процесса;

Экономический, определяющий условия эффективного использования земель;

Организационно-технологический, связанный с разработкой и осуществлением экономических, социальных стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

К основным методам управления земельными ресурсами относятся землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторинг земель, земельный контроль и др. Функции управления земельными ресурсами подразделяются на:

Общие, включающие планирование, организацию, координацию, регулирование, распоряжение, учет и контроль. При осуществлении этих функций происходит распоряжение трудовыми, материальными и денежными ресурсами, оперативное управление землеустроительным производством;

Специальные, обеспечивающие организационное воздействие на специальные стороны деятельности предприятий (технологическая подготовка и т.д.);

Вспомогательные, включающие обслуживающие процессы общего и специального управление (делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана).

Управление земельными ресурсами может быть прямым (связано с созданием конкретных форм и условий землепользования и носит дискретный характер) и опосредованным (создает пределы в использовании земли путем создания нормативно-правовой базы и осуществляется постоянно).

Введение

Необходимость управления в области регулирования общественных отношений исторически появилось одновременно с возникновением государства, которое наряду со многими другими функциями призвано было выполнять и функцию управления экономикой. Современное содержание управления общественным производством направлено на решение тех задач, которые стоят перед обществом, вступившим в новый век. В области государственного управления земельными ресурсами перед Российским государством стоят задачи организации цивилизованных рыночных отношений, что осложняется необходимостью преодоления устаревших стереотипов государственного управления прошлой советской эпохи.

Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах, государство несет ответственность за их состояние, использование и охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в управлении земельным фондом: они организуют и осуществляют кадастр недвижимости, землеустройство, мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешают земельные споры.

Основой государственного управления земельными ресурсами является принцип устойчивого развития, направленный на сбалансированное развитие экономики и улучшения состояния окружающей среды, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам Федерации, органам местного самоуправления.

Цели:

1. Изучить общие положения и классификацию управления земельными ресурсами.

2. Познакомиться, изучить организационно-управленческую структуру ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю.

Задачи:

3. Дать определение управления земельными ресурсами;

4. Изучить классификацию управления земельными ресурсами;

5. Изучить историю Росреестра;

6. Изучить общие сведения о ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю;

7. Познакомиться с видами предоставляемых услуг и структурой ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю.

Государственное управление земельными ресурсами

Общие положения об управлении земельными ресурсами

Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования.

Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли. Основная цель достигается путем постановки частных целей, таких как рациональное, эффективное и использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю в различные бюджеты.

Объектом управления земельными ресурсами является весь земельный фонд РФ, административно-территориальные единицы, земельные участки.

Субъекты управления земельными ресурсами - лица, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление.

Классификация видов управление земельными ресурсами

земельный ресурс росреестр

На рисунке 1 приведена схема видов управления земельными ресурсами.

Рисунок 1 - Виды управления земельными ресурсами

Государственное управление земельными ресурсами общей компетенции осуществляет законодательная и исполнительная власть на всех уровнях.

Государственное управление земельными ресурсами специальной компетенции осуществляют 5 министерств:

1. Министерство здравоохранения РФ, в составе которой находится служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), осуществляющая контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием земельных ресурсов;

2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ, в составе которой находится Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

3. Министерство сельского хозяйства РФ, в составе которой находится Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);

4. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой);

5. Министерство экономического развития (Минэкономразвития), в составе которой находится Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр).

Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, агентствами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Особенность ведомственного управления -- некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, или федеральной службы.

Местное (муниципальное) управление возложено на органы местного самоуправления. Осуществляется на местах специальными подразделениями ОМС: агентствами, отделами по управлению имуществом.

Внутрихозяйственное (частное) осуществляется собственниками, владельцами пользователями земельных участков.

Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения в российской федерации Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения в Российской Федерации Вопрос: Какое законодательство регулирует земельные правоотношения в настоящее время в Российской Федерации? Ответ: Основным правовым актом, регулирующим земельные и аграрные отношения, является Конституция РФ 1993 года, которая в ст. cт. 9 и... 54562 / Ноя. 7, 2008, полночь

Понятие и функции земли ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЗЕМЛИ Объектом земельного кадастра в любом государстве является его земельный фонд. В жизни современного государства и общества земля имеет важное значение как предел суверенитета государства, как основа жизнедеятельности народов, как природный ресурс, как территориальный базис, как средство... 36249 / Окт. 26, 2011, полночь

Понятие и признаки жилого помещения ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ Понятие жилого помещения также установлено п. 2 СТ. 15 ЖК РФ. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Таким образом, жилое помещение согласно ЖК РФ, обладает целым... 30246 / Апрель 16, 2010, полночь

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения НОРМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И УЧЕТНАЯ НОРМА ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В отличие от ЖК РСФСР ЖК РФ не определяет размер минимальной нормы жилой площади. Он вводит новый критерий определения площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма. Таким критерием является норма предоставления... 29128 / Апрель 14, 2010, полночь

Социальная норма жилой площади на одного человека По Жилищному кодексу социальная норма жилой площади на одного человека - минимальный размер общей жилой площади, устанавливаемый органом местного самоуправления в зависимости от уровня обеспеченности жилой площадью и других факторов. Кроме того, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации категориям... 24882 / Окт. 29, 2010, полночь

Недвижимость с обременением Недвижимость с обременением Различные операции с недвижимостью и земельными участками нередко сопровождаются обременениями. Обременения – именно так в градостроительной практике называют установленные законом условия, запрещения, стесняющие правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. ... 20418 / Фев. 27, 2009, полночь

Какие документы должны быть у продавца земельного участка Какие документы должны быть у продавца земельного участка или загородного дома:Собственник жилого дома, для того чтобы распорядиться своей собственностью, должен позаботиться о том, чтобы у него имелись надлежаще оформленные документы. Что же это за документы?1. Правоустанавливающий документ на дом. Это... 19558 / Авг. 19, 2012, 9:26 п.п.

Как «выписать» старого хозяина при покупке квартиры? Общеизвестно, что при приобретении квартиры на вторичном рынке покупатель сталкивается с проблемой - как вытурить с занимаемой площади продавца. Причем освобождение необходимо не только физическое (вывез свои вещи и передал ключи), но и юридическое чтобы снялся с регистрации по месту... 16157 / Ноя. 9, 2010, полночь

Права собственника недвижимости, расположенной на земельном участке, находящемся в частной собственности Права собственника недвижимости, расположенной на земельном участке, находящемся в частной собственности. Пункт 5 статьи 1 Земельного Кодекса РФ провозглашает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют... 15772 / Окт. 23, 2008, полночь

Субъекты и объекты жилищного права. Субъекты и объекты жилищного права. Субъекты жилищного права - это лица, участвующие в данных правоотношениях. Субъектами жилищных правоотношений являются граждане и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (ст. 4 ЖК РФ). Положения ЖК РФ применяются к жилищным отношениям с... 15024 / Июль 26, 2010, полночь

Классификация земельного фонда страны КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА СТРАНЫ Весь земельный фонд в пределах границ Российской Федерации, независимо от форм владения, собственности или пользования им, является объектом ГЗК. Общая площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2002 г. составляла 1709,8 млн га (12,5 % ... 13728 / Ноя. 7, 2011, полночь

Особенности строительства на садовых участках Строительство на садовых и дачных участках имеет определенные особенности, которые обусловлены их нахождением на ограниченной территории садового (дачного) объединения. Особенности планировки и застройки садовых участков определяются СП 53.13330.2011. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения (актуализированная... 13614 / Июль 8, 2013, 5:19 п.п.

Функции, методы и принципы управления земельными ресурсами ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В процессе управления земельными ресурсами вышеуказанные задачи реализуются через конкретные мероприятия или функции. Следует учитывать, что управляют земельными ресурсами по двум направлениям: прямому и опосредованному. Первое связано с созданием конкретных форм и условий... 13402 / Март 15, 2012, полночь

Документы, подтверждающие право собственности на земельный участок До принятия нового Земельного кодекса РФ действовал (с 1991 года) Земельный кодекс РСФСР. Но действовали также еще 40 законов России, касающихся земельных правоотношений и имеющих, в принципе, такую же юридическую силу, как и Земельный кодекс РСФСР. Кроме того, земельные вопросы... 12786 / Ноя. 29, 2010, полночь

ДЕЛИМЫЕ И НЕДЕЛИМЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЕЛИМЫЕ И НЕДЕЛИМЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым признается земельный участок, который без изменения разрешенного использования может быть разделен на части, каждая из которых после раздела может образовать самостоятельный земельный участок неделимым признается земельный участок, ... 12255 / Май 16, 2012, 8:25 п.п.

Линии Градостроительного регулирования Градостроительная деятельность деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Территориальное планирование планирование развития территорий, в том числе для... 11674 / Сен. 23, 2013, 1:10 п.п.

Виды и задачи управления земельными ресурсами ВИДЫ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА РАЗЛИЧНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УРОВНЯХ Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все... 11529 / Март 15, 2012, полночь

Программа доступное жилье Программа доступное жилье. По причине остро стоящей проблемы обеспечения жильем своих граждан, правительство Росси в 2006 году приняло национальные проект «Доступное комфортное жилье – гражданам России». В рамках этого проекта утверждены различные ипотечные, а также социальные программы приобретения жилья. Было... 11466 / Ноя. 5, 2008, полночь

Понятие и виды жилищного фонда ПОНЯТИЕ и ВИДЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Согласно СТ. 19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Существует классификация жилищных фондов по различным основаниям. В зависимости от формы собственности: частный жилищный фонд: индивидуальные жилые... 11181 / Апрель 16, 2010, полночь



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация