Понятие правовой основы местного самоуправления, основные этапы ее развития. Курсовая работа: Правовые основы местного самоуправления

Главная / Авто

Закон об общих принципах организации местного самоуправления 1995г. не определяет правовую основу местного самоуправления в нашей стране. В ст.7 лишь говориться о законодательной основе местного самоуправления, которая включает Конституцию РФ и федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов РФ.

Однако, как указывают О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев, правовую основу местного самоуправления в нашей стране составляют: «Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является… Европейская хартия местного самоуправления…»

Таким образом, понятие законодательной основы местного самоуправления уже" понятия его правовой основы: оно не охватывает международные нормы, действующие в области местного самоуправления, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и муниципальные нормативные правовые акты.

В отличие от действующего Закона новый Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003г с изм., внесенными от 29.03.2011. закрепляет понятие правовой основы местного самоуправления. Согласно его ст.4 правовую основу местного самоуправления составляют:

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

Уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Правовая основа местного самоуправления занимает важное место среди основ организации муниципальной власти в нашей стране. Это связано с тем, что право в современном обществе выступает важнейшим регулятором различных социальных отношений. Не исключение здесь и сфера местного самоуправления. Территориальные, организационные, финансовые и экономические условия осуществления местного самоуправления находят отражение в праве, конституируются и реализуются с его помощью.

Таким образом, можно дать определение правовой основы местного самоуправления. Правовая основа местного самоуправления в Российской Федерации– это совокупность правовых норм, содержащихся в международных правовых актах, Конституции РФ, нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов, а также в муниципальных правовых актах, которые закрепляют и регулируют территориальные, организационные, финансовые и экономические условия осуществления местного самоуправления в стране.

Правовая основа местного самоуправления - совокупность правовых гарантий, механизмов и средств реализации гражданами права на местное самоуправление , установленных законодательными актами федеральных органов государственной власти , органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления . Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция РФ , федеральные законы , конституции (уставы), законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований , нормативные акты органов местного самоуправления, регулирующие порядок организации и деятельности органов местного самоуправления на территории РФ. Правовая основа местного самоуправления имеет трехуровневый характер.

Правовые основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со стороны государства , а также создавать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне власти .

Основополагающие начала деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляются в Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В ст. 7 данного ФЗ раскрывается содержание понятия «законодательная основа местного самоуправления». Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Нормативно-правовые положения указанного ФЗ в равной мере распространяются на республики , края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права , не могут противоречить Конституции РФ и данному ФЗ, не должны ограничивать гарантированные этими нормативными актами права местного самоуправления. В случае же противоречия применяются конституционные нормы и нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В процессе законодательного регулирования вопросов местного самоуправления органам местного самоуправления необходимо исходить из следующих направлений правотворческой деятельности:

  1. проводить обязательную юридическую экспертизу нормативного акта представительного органа государственной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления на предмет соответствия его норм высшим законодательным актам международного уровня, Конституции РФ и федеральным законам;
  2. представительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления должны принимать нормативно-правовые акты только в тех случаях, когда нормы федерального (регионального) законодательства требуют детализации;
  3. представительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе принимать нормативно-правовые акты только по тем вопросам, которые отнесены к их ведению (совместному ведению РФ и субъектов РФ).

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы; конституции, уставы и законы субъект Федерации, а также уставы муниципальных образований и др. нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является ратифицированная в 1998 г. нашей страной Европейская Хартия местного самоуправления; ее основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении.

В развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить три периода: 1) с 1990 1991 г. по октябрь-декабрь 1993 г.; 2) с октября-декабря 1993 по сентябрь 1995 г.; 3) с 1 сентября 1995 г. (в этот день вступил силу Закон об общих принципах организации местного самоуправления, развивающий конституционные положения о местном самоуправлении) по настоящее время.

Первый период связан с началом формирования правовой ось вы местного самоуправления в Российской Федерации. Именно 1990-1991 гг. происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении (Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления Закон СССР об общих началах местного самоуправления опре­делял местное самоуправление как часть социалистического само­управления народа, которое призвано обеспечить реализацию правового статуса личности(1), свобод граждан(3), их самостоятельность в решении вопросов соци­ального и экономического развития территории, охраны окру­жающей среды. Он устанавливал систему местного самоуправле­ния, которая включала местные Советы народных депутатов в ка­честве основного звена данной системы, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демо­кратии.

В соответствии с Законом местное самоуправление осуществля­лось в границах административно-территориальных единиц.

В качестве основы местного хозяйства Закон закрепил комму­нальную собственность. Предусматривалась судебная защита прав и законных интересов местного самоуправления. В соответствий с ним союзные и автономные республики должны были разработать и принять собственные законодательные акты, регулирующие местное самоуправление.

Закон РСФСР о местном самоуправлении определял местное самоуправление как систему организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопро­сов местного значения, исходя из интересов населения, его истори­ческих, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе Российской Федерации.


Российский закон в отличие от союзного ввел в понятие местно­го самоуправления такой важный его признак, как собственная правосубъектность, ответственность населения, берущего на себя право самостоятель­ного решения вопросов местного значения.

Закон использовал также понятие «муниципальная собствен­ность», в то время как союзный - понятие «коммунальная собст­венность». Местное самоуправление в соответствии с ним осущест­влялось в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктах, т.е. в границах адми­нистративно-территориальных единиц.

Конституция РФ. Федеральное законодательство в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении.

Конституция РФ, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется следующими факторами.

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправле­ние как особый уровень власти в государстве, специфический запрет на ограничение прав местного самоуправления, уста­новленных Конституцией и федеральными законами, а также су­дебная защита этих прав.

Основополагающие начала организации и деятельности мест­ного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В нем определены единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территори­альных, организационных и финансово-экономических.

Вместе с Конституцией РФ, Европейской Хартией местного самоуправления он составляет, таким образом, юридическую базу политического режима, призванного обеспечить правовое регулирование местного самоуправления субъекта­ми Федерации.

При этом следует учитывать особую роль Закона об общих принципах организации местного самоуправления в системе феде­ральных законов. Согласно ct. 7, ему не могут противоречить дру­гие федеральные законы, устанавливающие нормы муниципаль­ного права. В случае же противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции РФ, Закону об общих принципах организаций местного самоуправле­ния должны применяться положения Конституции РФ и назван­ного Закона. При этом его положения распространяются на рес­публики, края, области, города федерального значения, автоном­ную область, автономные округа.

Значение указанного Закона для развития правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что он разгра­ничивает полномочия федеральных органов государственной влас­ти и органов государственной власти субъектов Федерации в облас­ти местного самоуправления. Полномочия федеральных органов государственной власти включают:

а) правовое регулирование организации и деятельности мест­ного самоуправления.

Оно осуществляется путем принятия и изменения федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправле­ния, основах местного самоуправления (финансовых основах, основ муниципальной службы, основ приватизации муниципаль­ного имущества и т.д.). Кроме того, федеральные органы государственной власти при­нимают правовые акты по конкретным сторонам, направлениям муниципальной деятельности. Так, они регулируют порядок пере­дачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность устанавливают порядок судебной защиты и обеспечивают су­дебную защиту прав местного самоуправления;
б) обеспечение контроля за соблюдением законодательства о местном самоуправлении.

Федеральные органы государственной власти контролируют со­блюдение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления. При этом они обеспечивают соответст­вие законодательства субъектов Федерации о местном самоуправ­лении Конституции РФ и федеральному законодательству. Кроме того, осуществляется прокурорский надзор за соблюдением закон­ности в деятельности органов и должностных лиц местного само­управления.

Наконец, значение федеральных законов о местном самоуправ­лении обусловлено тем, что они, обеспечивая общие для всех субъ­ектов Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дают определения ос­новных понятий и терминов, используемых при правовом регули­ровании муниципальных отношений: муниципального образова­ния; вопросов местного значения; органов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальной службы и др.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако их существование признаётся и гарантируется (ст. 12). Конституция и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в развитии правовой системы местного самоуправления определяются тем, что они разграничивают полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, устанавливают общие принципы организации муниципальной власти, и вместе с тем, закрепляют государственные гарантии осуществления местного самоуправления. Данный федеральный закон закрепил перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления. К полномочиям органов государственной власти РФ Федеральный закон относит установление и обеспечение федеральных гарантий местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

1. Европейская хартия о местном самоуправлении;

2. Конституция РФ;

3. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

4. Другие федеральные законы;

5. Конституции, уставы субъектов РФ;

6. Законы субъектов РФ;

7. Уставы муниципальных образований;

8. Другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

В развитии правовой основы выделяют периоды:

1. С 1990-1992 гг. по октябрь-декабрь 1993 г.-переход к новым принципам организации местной власти: Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»; местное самоуправление формировалось на основе сложившейся структуры местной советской власти, сохраняя при этом главенствующую роль местного Совета в системе местного самоуправления, двойное подчинение местных органов управления, право вышестоящих Советов отменять противоречащие законодательству решения местных Советов; местное самоуправление осуществлялось в границах административно-территориальных единиц; введены в понятие местного самоуправления такие категории, как собственная ответственность населения, муниципальная собственность; акты местной администрации могли быть отменены Советом, вышестоящим исполнительно-распорядительным; 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который отнёс установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению РФ и её субъектов;

2. С октября-декабря 1993 г. по сентябрь 1995г.-приняты указы Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ», «О гарантиях местного самоуправления»; деятельность местных Советов была прекращена, их функции были возложены на местную администрацию; решения органов местного самоуправления могли быть отменены лишь в судебном порядке;

3. С 1 сентября 1995 г.-вступил в силу Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (новая редакция-с 6 октября 2003 г.); он сохранил действие отдельных статей Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ» (регулирование полномочий местной администрации, вопросы территориального общественного самоуправления).

Гарантии местного самоуправления в РФ-система условий и средств, обеспечивающих осуществление местного самоуправления и реализацию права граждан РФ на местное самоуправление.

Гарантии местного самоуправления делятся на:

1. Общие (они не всегда закрепляются юридически)-они служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления и обеспечивают определённую устойчивость в деятельности органов местного самоуправления;

а) экономические-экономическая свобода общества (предпринимательство, труд, разнообразие форм собственности, равная правовая защита);

б) политические-политико-­правовой режим государства (система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти; народовластие; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина);

в) духовные-система духовных ценностей и ориентаций деятельности человека и общества в целом, уровень культуры и правосознания в обществе;

г) социальные.

2. Специальные-правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления;

а) гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления;

б) гарантии, обеспечивающие финансово­-экономическую самостоятельность местного самоуправления;

в) судебные гарантии и иные формы юридической защиты местного самоуправления.

Гарантии, обеспечивающие самостоятельность местного самоуправления в РФ, делятся на виды:

1. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность-закрепляемые законодательством о местном самоуправлении принципы определения компетенции органов местного самоуправления;

а) конституционное положение (ст.12 Конституции РФ-органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти);

б) определения населением структуры органов местного самоуправления;

в) обособление в системе местного самоуправления;

г) собственная компетенция органов местного самоуправления;

д) собственная символика муниципальных образований;

е) учёт мнения населения при изменении границ территорий;

ж) контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления.

2. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность-закрепляемые за органами местного самоуправления материально-финансовые ресурсы должны быть соразмерны их функциям и полномочиям;

а) муниципальная собственность как одна из признаваемых законом форм собственности защищается государством;

б) право управления и распоряжения муниципальной собственностью принадлежит исключительно муниципальному образованию (муниципальные органы вправе совершать с муниципальным имуществом любые сделки, разрешённые законом-возможность создания органами местного самоуправления муниципальных коммерческих и некоммерческих организаций; обязанность органов государственной власти передавать необходимые финансовые средства для реализации органами местного самоуправления делегированных им полномочий и компенсировать дополнительные расходы, вызванные решениями, принятыми органами государственной власти; формирование, утверждение и исполнение бюджета; участие в гражданско­-правовых отношениях).

Целевое назначение гарантий-обеспечение правовыми средствами:

1. Организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

2. Защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации.

Гарантии местного самоуправления закреплены законодательством РФ и содержатся в Конституции РФ и Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

По предметам ведения местного самоуправления источники подразделяются на:

1. Акты, касающиеся управления муниципальной собственностью;

2. Акты, касающиеся управления местными финансами;

3. Акты, определяющие порядок принятия и изменения уставов.

По кругу субъектов их принявших источники делят на:

1. Акты, принимаемые населением и органами местного самоуправления;

2. Акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований.

Виды правовых актов муниципального образования:

1. Устав муниципального образования;

2. Регламент представительного органа местного самоуправления, в котором определяется порядок работы представительного органа местного самоуправления;

3. Решение как акт коллегиального (представительного) органа местного самоуправления, который носит общий, в том числе нормативный характер;

4. Постановление-акт главы муниципального образования (главы администрации), имеющий, как правило, нормативный характер;

5. Распоряжение–акт главы муниципального образования (главы администрации), издаваемый по оперативным и другим текущим вопросам и имеет ненормативный характер;

6. Положение-правовой акт, в котором систематизируются нормы статусного или тематического содержания (утверждается решением представительного органа местного самоуправления или постановлением главы муниципального образования-главы администрации);

7. Приказы и инструкции, акты отраслевых, межотраслевых, территориальных органов местной администрации, содержащие ненормативные положения оперативно­-распорядительного характера;

8. Заявления, резолюции, обращения и другие акты представительного органа местного самоуправления (имеют ненормативный характер и связаны с оценкой представительным органом тех или иных событий и фактов, определением отношения к ним).

Устав муниципального образования-необходимая правовая основа местного самоуправления.

Он относится к нормативным правовым актам муниципальных образований и как особый их вид характеризуется тем, что призван закрепить организацию, устройство той или иной социальной системы, установить правовые основы её функционирования, т. е. закрепить правовой статус. Устав является источником права и рассматривается как разновидность актов кодификационного значения.

Впервые понятие устава местного самоуправления появилось в 1991 г. в связи с принятием Закона РСФСР «О местном самоуправлении». В нём шла речь об уставе не муниципального образования, а лишь об уставе местного самоуправления в целом. С принятием Федерального Закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устав из документа, просто определяющего организацию управления на местном уровне, превратился в устав муниципального образования.

Характеристика устава:

1. Обладает признаками учредительного документа (именно здесь определяется (учреждается) сама система местного самоуправления, структура его органов; единственное требование-обязательное наличие выборного органа);

2. Принимается самим населением муниципального образования или его представительным органом при непосредственном участии населения (в форме обсуждения проекта устава);

3. Является актом всеобъемлющего характера по предмету своего регулирования (закрепление и регулирование отношения не в одной какой-либо сфере общественной жизни, а во всех основных областях жизнедеятельности местного сообщества и его членов);

4. Служит основой дальнейшего местного нормотворчества и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам данного муниципального образования.

В Законе определяется перечень вопросов, которые в обязательном порядке должны быть закреплены в уставе:

1. Наименование муниципального образования;

2. Границы и состав территории муниципального образования;

3. Вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

4. Формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

5. Структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

6. Наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

7. Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципально-правовых актов;

8. Условия и порядок организации муниципальной службы;

9. Экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

10. Срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

11. Статус и социальные гарантии депутатов, членов иных выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;

12. Порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;

13. Виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности;

14. Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, контроль над его исполнением в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ;

15. Порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек,-населением непосредственно на сходе граждан.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава, внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) порядка участия граждан в его обсуждении. Устав и муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Принятые устав муниципального образования и муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав подлежат обязательной государственной регистрации в органах юстиции.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления Постовой Н.В. Муниципальное право России. - М.: Новый Юрист, 1998, стр. 143..

Правовая основа местного самоуправления - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Прудников А.С., Кудин В.А., Лимонов А.М., Лимонова Н.А. Муниципальное право России: Курс лекций. - М.: ЮИ МВД РФ. 2003, стр. 43.

Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении имеет следующую внутреннюю структуру.

Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на четыре группы.

Первую группу составляют международные нормативно-правовые акты , среди которых важнейшее место занимает Европейская хартия о местном самоуправлении от 1985 года. Российская Федерация подписала ее 28 февраля 1996 г. Государственная Дума ратифицировала 20 марта 1998 г., а на территории России хартия вступила в силу 01 сентября 1998 года.

Вторая группа документов - это нормативно-правовые акты федерального значения. На федеральном уровне закрепляются общие принципы правового регулирования местного самоуправления. К нормативно-правовым актам этого уровня относятся Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №154 от 28.08.95 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральный закон № 126 от 25.09.97 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные законы, затрагивающие вопросы местного самоуправления. Указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации также регулируют отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Третью группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации . К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Четвертую группу составляют нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. Например, уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке управления муниципальной собственностью являются нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу местного самоуправления.

Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе на законы и подзаконные акты.

Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он не действует в части противоречащей закону и должен быть приведен в соответствие с законом.

Законы издаются Федеральным собранием Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Главное место в системе законов занимает Конституция Российской Федерации, на основе которой принимаются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные акты всех уровней органов государственной власти и местного самоуправления.

Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами должны соответствовать Конституции Российской Федерации и действующим Федеральным законам.

Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблюдаться и в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, все законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным законам, а также нормативным правовым актам, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Безусловно, что при этом акты Президента и Правительства не входят в противоречие с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами.

Соблюдение принципа соподчинения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе местного самоуправления является одним из главных условий, обеспечивающих нормальное управление процессом становления и развития института местного самоуправления. Нормативные акты о местном самоуправлении должны составлять единый согласованный механизм, слаженно действующий в масштабе всего государства.

Согласно статье 7 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон №154 от 28.08.95 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Правовая система "Гарант" местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным Законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции Российской Федерации, Федеральному Закону «Об общих принципах...» применяются положения Конституции Российской Федерации и указанного специального, базового федерального закона.

Такой подход способствует созданию единого правового поля в системе местного самоуправления.

В-третьих, нормативные правовые акты подразделяются на специальные и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного самоуправления.

Специальными законами являются, например - Федеральный Закон №154 от 28.08.95 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный Закон №126 от 25.09.97 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный Закон №138 от 26.11.96 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; Федеральный Закон №8 от 08.01.98 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»; законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и другие.

Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе местного самоуправления содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, в ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, а также в отдельных законах субъектов Российской Федерации, не имеющих специального для местного самоуправления предназначения.

К таким законам можно отнести Закон Российской Федерации №21118-1 от 27.12.97 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; Закон РСФСР 2056-1 от 18.12.91 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»; Закон Российской Федерации 2395-1 от 21.02.92 г. «О недрах»; Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.07.92 г. «Об образовании» и другие, а так же налоговый и бюджетный кодексы.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация