Основы организации финансов предприятий и организаций, действующих на коммерческих началах. Принципы организации финансов коммерческих предприятий

Главная / Земля

Принципы организации финансов предприятий

Финансовые отношения коммерческий организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Эти принципы находятся в постоянном развитии и совершенствовании.

Принцип хозяйственной самостоятельности. Это принцип не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

Вместе с тем о полной хозяйственной самостоятельности говорить не приходится, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимные отношения коммерческих организаций с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном прядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику и политику в области формирования резервов.

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

Самофинансирование относится к методам рыночного ведения хозяйства, когда собственных финансовых источников достаточно для финансирования хозяйственной деятельности. Прибыль коммерческой организации, амортизационный и иные фонды денежных средств становятся главными источниками финансирования его экономического и социального развития. Кредиты банков и иных кредитных учреждений погашаются самим предприятием из собственных источников.

Принцип материальной заинтересованности. Смысл принципа материальной заинтересованности, или принципа финансового стимулирования (поощрение/наказание) заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания. Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации центров ответственности.

Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий.

В зависимости от того, какой критерий - затраты, доходы, прибыль, инвестиции - определяется как основной, выделяются четыре основных типа центров ответственности.

Затратообразующий центр (cost center) - подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах, например, бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.

Доходообразующий центр (revenue center) - подразделение, руководство которого несет ответственность за генерирование доходов: отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж.

Центр прибыли (profit center) - подразделение, в котором в качестве основного критерия выступает прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего в их роли выступают самостоятельные подразделения крупной фирмы: дочерние и зависимые компании, технологически самостоятельные производства, обособляемые в рамках диверсификации производственной деятельности, и т.п.

Центр инвестиций (investment center)- подразделение, руководство которого не только ответственно за организацию рентабельной работы, но и не наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями; например, если ожидаемая норма прибыли не ниже установленной границы. В качестве системообразующего критерия здесь чаще всего выступает показатель рентабельности инвестиций; кроме того, могут налагаться ограничения сверху на объем допустимых капиталовложений.

Принцип обеспечения финансовыми резервами. Необходимость данного принципа диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет.

Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета. Имеются точки зрения о том, что коммерческий расчет несовместим с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной практике общепризнанным рычагом финансового управления являются целевые комплексные программы как элемент планирования. Именно на основе внутрифирменного планирования заключаются договоры, размещаются заказы на конкурсной основе. Разработка бизнес-планов основывается на глубоком изучении спроса потребителей, изучении опыта конкурентов, анализе финансовых возможностей предприятия. Поэтому хорошо разработанный план является хорошим результатом коммерческого расчета.

Принцип материальной ответственности. В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако основные их них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.

Перечень материально-ответственных лиц определяется предприятием. В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное лицо, а коллектив (например, бригада продавцов, сменяющих друг друга в отделе магазина). Эта форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций.

Также этот принцип проявляется в том, что предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающих несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов случаях нарушения предприятием налогового законодательства.

Принцип экономической эффективности. Смысл этого принципа определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятий с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике – иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.

Принцип финансового контроля. Деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным.

Реализация всех принципов организации финансов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать:

1 сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);

2 отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т.д.)

3 виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);

4 организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные функции финансов предприятий? В чем заключается их отличие от финансов на уровне государства.

2. Что относится к финансовый ресурсам предприятий?

3. Каким образом обеспечивается реализация принципа хозяйственной самостоятельности?

4. Что означает реализация принципа самофинансирования?

5. Как может быть обеспечения реализация принципа материальной заинтересованности?

6. Что означает принцип материальной ответственности?

7. Почему необходима реализация принципа обеспечения финансовых резервов?

8. Какие принципы необходимо учитывать при построении структуры управления финансами?

9. Как выделяются центры ответственности?

10. Какие методы используются в управлении финансами хозяйствующих субъектов?

Тема 8. Управление финансами предприятий.
Финансовый менеджмент

Теоретические концепции финансового менеджмента. Управление долгосрочным финансированием. Теоретические концепции структуры капитала. Источники долгосрочного финансирования. Методы управления источниками финансирования. Управление краткосрочным финансированием. Индикаторы краткосрочного финансирования. Стратегия финансирования. Ликвидность и финансовая устойчивость предприятия. Источники краткосрочного финансирования.

Немногочисленные пока теории финансов предприятий в силу сравнительной молодости данной науки воплощаются в дисциплинах финансового менеджмента. На ранней их стадии они были основаны на допущении существования идеальных рынков капитала, которых в реальной действительности не существует. Затем появился анализ дисконтированного денежного потока , основанный на понятии временной стоимости (ценности) денег. Ставка дисконта, используемого для его анализа, должна была отражать: 1) рискованность данного денежного потока; 2) превалирующий уровень доходности; 3) степень дискретности денежного потока. Однако эти показатели остаются достаточно трудно прогнозируемыми величинами.

Реальная величина (Р) будущих доходов (S) будет определяться ставкой дисконта (r) и числом периодов инвестирования:

Важный вклад в развитие теории управления финансами внесли Франко Модильяни и Мертон Миллер , сделавшие вывод, что стоимость фирмы зависит исключительно от ее будущих доходов (как их уровня, так и рисковости). В последующем они ввели в свою модель фактор финансовых затруднений, показав, что по мере увеличения доли заемного капитала стоимость фирмы возрастает благодаря экономии от снижения налогов (за счет вычета процентов из налогооблагаемой прибыли). По мнению других ученых начиная с определенного момента рост задолженности ведет к снижению стоимости фирмы, поскольку экономия от снижения налогов перекрывается растущими затратами, связанными с поддержанием высокой доли заемного капитала. Эта "теория компромисса" позволяет лучше понять влияние различных факторов на процесс формирования и функционирования финансового капитала фирмы, взаимосвязь ее финансового портфеля с привлечением кредитных ресурсов.

Разработчиком современной "теории портфеля" считается Гарри Марковиц, получивший за свои труды в этой области Нобелевскую премию по экономике в 1990 году. Выводы теории Марковица состоят в том, что совокупный уровень риска операций с фондовыми инструментами, как правило, может быть снижен за счет объединения рисковых активов в портфели. Основная причина такого снижения риска заключается в отсутствии прямой функциональной связи между значениями доходности по большинству различных активов. Основными выводами теории портфеля являются: 1) для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфели; 2) уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять не изолированно от основных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций.

Теория портфеля учит инвесторов методам измерения уровней рисков, но не конкретизирует их взаимосвязи с требуемой доходностью. Данная взаимосвязь конкретизирует "модель доходности финансовых активов" (Capital Asset Pricing Model, САРМ), разработанная Джоном Линтером, Яном Мойссином и Уильямом Шарпом. САРМ основана на допущении наличия идеальных рынков капитала. Согласно этой модели требуемая доходность для любого вида рисковых активов представляет собой функцию трех переменных: безрисковой доходности, средней доходности на рынке ценных бумаг и индекса колеблемости доходности данного финансового актива по отношению к доходности на рынке в среднем. Модель может быть использована для определения общей цены капитала фирмы и требуемой доходности реализуемых ею проектов.

Теория ценообразования опционов была отражена в модели, разработанной Блэком и Шоулзом. Опцион представляет собой право - но не обязательство - купить или продать какие-то активы по заранее оговоренной цене в течение определенного периода времени. Его важной особенностью является то, что он не может иметь существенных негативных последствий для его держателя, поскольку последний в любой момент может отказаться от его исполнения. Модель позволяет провести безрисковое хеджирование операций с ценными бумагами и другими активами. Покупая акции и одновременно продавая колл-опционы на эти акции, инвестор может конструировать безрисковую позицию, где прибыли по акциям будут точно компенсировать убытки по опционам. Безрисковая хеджевая позиция должна приносить доход, равный безрисковой процентной ставке.

Одной из важнейших финансовых теорий является "гипотеза эффективности рынков" (Efficient Market Hypothesis, ЕМН), имеющая многих соавторов. Эффективным считается рынок, в ценах которого находит отражение вся информация. ЕМН позволяет сделать вывод о том, что стоимость фирмы не может быть увеличена за счет операций на финансовом рынке. Поскольку чистый приведенный эффект (NPV) финансовых операций равен нулю, стоимость фирмы может быть увеличена только за счет операций на рынке материальных товаров и услуг.

Теория агентских отношений рассматривает конфликт интересов, которые возникают между акционерами, менеджерами и кредиторами. Акционеры (принципалы) стремятся повысить свои доходы от вложенного капитала, в то время как менеджеры (агенты) больше озабочены получением причитающихся им привилегий. Организация контроля за их деятельностью и ее стимулирование стоят значительных средств, что и является предметом рассмотрения данной теории. Конфликт с кредиторами порождается риском финансирования проектов фирмы.

Когда менеджеры знают о перспективах своей корпорации больше, чем аналитики и инвесторы, возникает ситуация "асимметричной информации". В этом случае менеджеры могут справедливо полагать, что акции или облигации их фирмы имеют завышенную или заниженную стоимость в зависимости от характера недоступной для посторонних информации, что обычно имеет место. В этом случае менеджеры могут использовать "сигналы", чтобы довести информацию до инвесторов в целях максимизации стоимости ценных бумаг корпорации. Потенциальное влияние асимметричной информации на рынке было показано в работе Джорджа Акерлофа "Рынок "лимонов" (подержанных автомобилей).

Названные выше и другие теории лежат в основе финансов предприятий или финансового менеджмента. Собственно сам финансовый менеджмент - это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В качестве основного объекта управления в нем выступает денежный оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный и другие счета предприятия. Управлять денежным оборотом - значит предвидеть его возможную динамику в ближайшее время и на перспективу, уметь эффективно использовать имеющиеся денежные средства для ведения хозяйственной деятельности, приумножения капитала и получения прибыли.

Субъектом управления, то есть управляющей подсистемой финансового менеджмента, являются финансовые отделы (управления, департаменты), а также финансовые менеджеры, которые в свою очередь могут пользоваться услугами консультационных служб. Управляющая подсистема должна вырабатывать и реализовывать цели финансового менеджмента. Главным содержанием ее деятельности является выработка управленческих решений по движению финансовых ресурсов и капитала организации с целью повышения эффективности их использования и приращения.

Для определения ожидаемого объема и интенсивности денежного оборота предприятия необходим анализ движения финансовых ресурсов и капитала, состояния финансовых отношений предприятий с субъектами внешней среды. Для решения этих задач наука и практика выработала систему экономических и финансовых показателей, базирующихся, в основном, на данных бухгалтерского учета и информации о внешнем финансовом рынке. В число важнейших показателей этого анализа входят данные о технико-организационном уровне и других условиях производства, объемах продаж фирмы, себестоимости и рентабельности продукции, эффективности использования основного и оборотного капитала, прибыльности и финансовой устойчивости предприятия и множество других. Все они являются предметом изучения теории финансов предприятий, финансового анализа и менеджмента, чтобы на практике обеспечить фирмам выживаемость в жестоких условиях рыночной конкуренции. В современный период для решения этих задач широко используются информационные технологии и программные продукты, получившие общее название ERP-систем (Enterprise Resources Planning System).

Организация и функционирование финансов субъектов предпринимательской деятельности базируется на основах коммерческого расчета, который предусматривает:

· получение максимальной прибыли при минимальных затратах;

· полную самостоятельность субъектов хозяйствования;

· невмешательство государства во внутренние дела предприятий;

· реальную ответственность за результаты труда, своевременное выполнение обязательств, уплату налогов.

В рыночной экономике финансовый механизм саморазвития базируется на самоокупаемости и самофинансировании – это принцип хозяйствования, в соответствии с которым предприятие за счет доходов от реализации осуществляет расходы, связанные с основной деятельностью. Самой низкой чертой самоокупаемости является безубыточность, т.е. ситуация, когда доходы равны расходам и нет прибыли.

Самофинансирование – это возможность предприятия не только окупить затраты на производство и реализацию продукции, а и осуществлять за счет полученной прибыли материальное стимулирование работающих, решать вопросы социального развития и, главное, осуществлять расширенное воспроизводство и развитие предприятия.

Субъект хозяйствования имеет право самостоятельно решать, как распорядиться чистой прибылью, какие финансовые ресурсы формировать и как их использовать.

Финансовая деятельность предприятия регламентируется государством через налоговую, амортизационную, валютную, таможенную политику. Субъект хозяйствования несет реальную экономическую ответственность за результаты деятельности и своевременное выполнение своих обязательств перед поставщиками, потребителями, государством, банками. По своим обязательствам предприятие отвечает собственным имуществом и доходами. Свои потери и убытки предприятие покрывает за счет финансовых резервов, системы страхования и за счет собственной прибыли.

Денежные средства предпринимательских структур формируются уже на стадии образования уставного капитала предприятия, который с экономической точки зрения представляет собой имущество субъекта хозяйствования на дату его создания. Источники формирования уставного капитала зависят от формы собственности:

· частная форма - собственный капитал предпринимателя;

· акционерная форма – акционерный капитал;

· государственная форма – ассигнования из бюджета и централизованных фондов;

· коллективная форма – взносы учредителей.

Взносы в уставный капитал могут осуществляться в любой форме, но они всегда должны иметь стоимостную оценку (дома, сооружения, транспортные средства, предметы труда, ценные бумаги, права интеллектуальной собственности, денежные средства и др.) Т.е. взносы могут осуществляться в форме материальных и нематериальных активов.

Государство законодательно регулирует размеры уставных капиталов отдельных субъектов хозяйствования.

Ресурсы, направленные в основные и оборотные средства при формировании уставного капитала, представляют собой начальные финансовые ресурсы предприятия.

Во время приобретения основных фондов и принятия их на баланс предприятия остаточная стоимость этих фондов соответствует их начальной балансовой стоимости. В дальнейшем, в процессе участия основных фондов в производственном процессе, их стоимость раздваивается: одна ее часть, которая равна изнашиванию, переносится на готовую продукцию, другая – отражает остаточную стоимость имеющихся основных фондов. Изношенная часть стоимости основных фондов, перенесенная на готовую продукцию, по мере реализации последней постепенно накапливается в денежной форме в амортизационном фонде. Этот фонд пополняется за счет ежегодных амортизационных отчислений и используется для простого и частично для расширенного воспроизводства основных фондов.

Объем амортизационного фонда рассчитывается путем умножения балансовой стоимости основных фондов на норму амортизации. В практике хозяйствования используются различные способы начисления амортизации: линейный, регрессивный, ускоренной амортизации. При этом нормы амортизации устанавливаются либо в процентах к балансовой стоимости основных фондов, либо в твердых суммах на единицу произведенной продукции.

В Украине принята Концепция амортизационной политики, направленная на повышение финансовой заинтересованности субъектов хозяйствования в осуществлении инвестиций в основной капитал за счет средств собственных амортизационных фондов. Предусматривается ограничение государственного регулирования в сфере амортизационной политики, отказ от сплошного принудительного начисления амортизационных отчислений единым методом и предоставление субъектам хозяйствования права на выбор конкретного метода начисления амортизации, а также права самостоятельно устанавливать конкретные сроки службы основного капитала в установленных законом пределах. Повышается налоговая роль амортизации путем уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму амортизационных отчислений

и получения налоговых скидок в случае документального подтверждения инвестиционного использования средств амортизационного фонда.

Для финансирования капитальных вложений, кроме амортизации необходимы и другие источники финансовых ресурсов:

· прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

· финансовые ресурсы, привлеченные от размещения акций;

· паевой капитал;

· долгосрочные кредиты коммерческих банков;

· приобретение основных фондов на основе финансового лизинга;

· целевые субсидии;

· инвестиционный налоговый кредит;

· в особых случаях, обусловленных решениями правительства – бюджетные ассигнования и средства государственных целевых фондов.

Средства иностранных инвесторов используются при создании на территории Украины совместных предприятий с привлечением иностранного капитала.

Для производства продукции предприятию, вместе с основными фондами, нужны и оборотные средства. Часть оборотных средств авансируется в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды, другая часть находится в обращении и формирует фонды обращения. Денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, представляют собой оборотные средства предприятия.

От обеспеченности оборотными средствами зависит ритмичность и результативность работы предприятия. Оптимальная потребность оборотных средств определяется путем их нормирования. Для наращивания оборотных средств предприятия используют собственные и заемные ресурсы.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности предприятия формируются его доходы, расходы и финансовые результаты. Доходы предприятия - это увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов собственников).

Доходы предприятия включают:

· доходы от операционной деятельности (в т.ч. доход от реализации продукции, другие операционные доходы);

· финансовые доходы (в т.ч. доход от участия в капитале, другие финансовые доходы);

· другие доходы от операционной деятельности (в т.ч. доход от реализации финансовых инвестиций, от реализации необоротных активов, от реализации имущественных комплексов, др. доходы);

· чрезвычайные доходы (страховые возмещения, сумма уменьшения налога на прибыль и др.).

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – Это общий доход, выручка от реализации продукции без учета предоставленных скидок, возврата проданных товаров и косвенных налогов.

Другие операционные доходы включают доходы от операционной деятельности, кроме дохода от реализации продукции. К ним относятся:

· доходы от реализации иностранной валюты;

· доходы от реализации других оборотных активов (кроме финансовых инвестиций);

· доходы от оперативной аренды активов;

· суммы полученных штрафов, пени, неустоек и других санкций за нарушение хозяйственных договоров;

· доходы от списания кредиторской задолженности;

· возврат ранее списанных активов (поступление долгов, списанных как безнадежные долги);

· суммы полученных грантов и субсидий;

· другие доходы.

Доход от участия в капитале отражает доходы, полученные от инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия. Они представляют собой увеличение доли инвестора в чистых активах объекта инвестирования (в результате получения ассоциированным, дочерним или совместным предприятием прибыли или роста их собственного капитала).

Другие финансовые доходы включают доходы, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности предприятия. К ним относятся:

· дивиденды полученные;

· проценты полученные;

· другие доходы от финансовых операций.

Чрезвычайные доходы предприятия – это доходы, которые поступают в условиях чрезвычайных событий (стихийных бедствий, пожаров, техногенных катастроф и др.) Они включают:

· страховые возмещения (поступления от страховых организаций);

· покрытие потерь от чрезвычайных ситуаций из других источников (бюджетов, резервных фондов и др.);

· сумму уменьшения налога на прибыль от обычной деятельности вследствие таких потерь.

Осуществление деятельности предприятия предусматривает осуществление разнообразных расходов. Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками).

Структура расходов предприятия включает:

· расходы от операционной деятельности (в т. ч. себестоимость продукции, административные расходы, расходы по сбыту продукции, др.операционные расходы);

· расходы от инвестиционной и финансовой деятельности (в т.ч. финансовые расходы, расходы от участия в капитале, другие расходы);

· расходы от чрезвычайной деятельности (чрезвычайные расходы).

Все денежные расходы предприятия по своему экономическому содержанию и назначению подразделяются на три самостоятельные группы:

1) расходы, непосредственно связанные с получением прибыли (расходы на материальные затраты, на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и др.);

2) расходы, которые непосредственно не связаны с получением прибыли (средства, направленные на потребление собственников предприятия, благотворительные взносы, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, социальную сферу);

3) принудительные расходы (налоги и налоговые платежи, отчисления в государственные целевые фонды).

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуют результативность его развития и отражаются такими показателями: чистый доход, валовая прибыль (убыток), чистая прибыль (убыток). В акционерных предприятиях - чистая прибыль на одну простую акцию, дивиденды на одну простую акцию.

Важным этапом в функционировании финансов субъектов хозяйствования является распределение дохода.

Из полученных денежных доходов финансируются материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и др. предметы труда. Дальнейшее распределение дохода связано с формированием амортизационного фонда как источника восстановления основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть денежного дохода представляет валовой доход, который используется на выплату заработной платы и формирование чистого дохода предприятия. Часть чистого дохода учитывается в себестоимости продукции как отчисления на социальные нужды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, др.), часть дохода используется на уплату налогов и др. платежей в бюджет (кроме НДС, акцизного сбора, пошлины, налога на прибыль).

Оставшийся чистый доход представляет собой общую прибыль предприятия, с которой уплачивается налог на прибыль и формируется чистая прибыль. За счет чистой прибыли предприятие создает резервный фонд, выплачивает дивиденды, пополняет уставный фонд, стимулирует своих работников и пр.

Таким образом, в распределении прибыли субъектов хозяйствования можно выделить два этапа. Первый – это распределение общей прибыли. На этом этапе участниками распределения являются государство и предприятие. Пропорции распределения прибыли между государством (бюджетом) и предприятием складываются под влиянием таких факторов, как определение объекта налогообложения, ставок налога, предоставление налоговых льгот.

Коммерческих предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов производства и реализации продукции, образования собственных ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использование.

Такие экономические отношения часто называют денежными или финансовыми, они возникают лишь при движении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Функции

Финансами коммерческих организаций и предприятий присущи те же функции, что и общегосударственным финансам - распределительная и контрольная.

Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание пропорций в распределении доходов и .

Объективная основа контрольной функции стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции (выполнение работ и оказание услуг) и формирование доходов и денежных фондов.

Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление.

Распределительные отношения затрачивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их работников, акционеров, кредитных и страховых институтов.

Контроль

Принцип обеспечения финансовыми резервами . Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величина оплаченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли.

Финансовые резервы могут образовывать и хозяйственные субъекты других организаций правовых форм собственности.

Денежные средства, направленные на в финансовые резервы, целесообразно хранить на депозитных счетах в банке либо в другой ликвидной форме.

Факторы, влияющие на организацию финансов предприятия

На организацию финансов хозяйствующих субъектов оказывают влияние 2 фактора:

  • Организационно-правовая форма хозяйствования;
  • Отраслевые технико-экономические особенности.

Первоначально при организации хозяйствующих субъектов источником приобретения производственных фондов, нематериальных активов (НМА), необходимых для осуществления хозяйственной деятельности является уставный капитал. Он может формироваться как в денежном, так и в натуральном выражении и состоит из долей, принадлежащих каждому учредителю данного предприятия.

Выручка от реализации ТРУ, является основным источником финансовых ресурсов предприятия. Своевременное ее поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств и воспроизводственного процесса. Использование выручки характеризует начальную стадию распределительных процессов. Из нее возмещаются затраты на производство и реализацию продукции. Она служит источником формирования амортизационного фонда для воспроизводства основных фондов и нематериальных активов, выплаты заработной платы, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды. Оставшаяся часть представляет собой прибыль предприятия. Направления ее использования величина, направляемая на инвестирование, определятся самостоятельно.
Особое место среди источников занимает собственный капитал – разница между суммой активов и суммой внешних обязательств предприятия. Рассчитывается на основе данных баланса. Собственный капитал делится на постоянный (уставный капитал) и переменный. Переменная часть зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. За счет него формируется резервный капитал (из чистой прибыли) и добавочный капитал (в результате переоценки отдельных статей необоротных активов и за счет эмиссионного дохода).

Помимо этих источников предприятие использует:

  • Привлеченные средства финансовые средства - денежные средства, полученные от размещения акций, взносов работников, юридических и физических лиц;
  • Заемные средства - долгосрочные ссуды коммерческих банков, приобретение основных средств на основе финансового лизинга, средства иностранных инвесторов, бюджетные средства и т.д.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает выручка от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуются доход и прибыль, а также амортизационные отчисления, резервный и иные денежные фонды.

К основным принципам организации финансов коммерческих предприятий (организаций) относятся: хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечения финансовых ресурсов, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

Принцип хозяйственной самостоятельностиобеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы. Организация самостоятельно разрабатывает ценовую политику.

Самофинансирование - принцип осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при не только текущие расходы, но и капитальные вложения, а также финансирование социально-экономического развития предприятия и расходы будущих периодов обеспечиваются из собственных источников финансирования.

Самофинансирование предполагает, что распределяемая прибыль предприятия после платежей в бюджет и во внебюджетные централизованные фонды освобождается от государственной регламентации. Прибыль коммерческого предприятия, амортизационные отчисления и иные фонды денежных средств становятся главными источниками финансирования экономического и социального развития. Кредиты банков и иных кредитных учреждений погашаются самим предприятием из собственных источников (главным образом из полученной прибыли и амортизационного фонда).

В условиях рыночной экономики обеспечение принципасамофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов, прибыли от финансовых операций.

Принцип материальной заинтересованности в результатах коммерческой деятельности на предприятии проявляется в получении прибыли как источника материального поощрения за достигнутые положительные результаты деятельности предприятия и его коллектива. Интересы государства и работников предприятий могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятия.

Принцип материальной ответственности предприятий определяется установленной в законодательном порядке системой финансовых санкций за невыполнение обязательств перед бюджетом, целевыми фондами и другими предприятиями, банками. Особые формы ответственности предусматриваются для налогоплательщиков, нарушающих налоговое законода-тельство. Предприятия несут ответственность по своим обязательствам собственным имуществом.


Экономическая ответственность предприятий усиливает-ся системой страхования предпринимательских рисков и повышением роли страховых возмещений, поступающих от страховых компаний, в финансовых ресурсах предприятий.

Рациональная организация финансов сферы материаль-ного производства достигается при рациональном выборе финансовых ресурсов, оптимальном сочетании собственных и заемных средств.

Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенным риском невозврата вложенных в бизнес средств. Формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов способно укрепить финансовое положение организации в критические моменты хозяйствования.

Принцип контроля за финансово-хозяйственной деятельностью проявляется через анализ финансовых показателей и меры воздействия различного содержания. Способствует выявлению отрицательных тенденций, определению факторов, оказывающих влияние на ее финансовое состояние, разработке мер воздействия. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, целевым расходованием финансовых ресурсов способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными отношениями.

Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение, Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов. .

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач,

Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное - произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств -бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01, Пруссии - 3,9, России - 2,7% общего объема государственных рас-

ходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение -формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем - и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические системы. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

Рассмотрим подробнее этапы развития финансов в СССР и России. Ранее было отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.

Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия в это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но йсе еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес"частного сектора в 1923-1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника,

Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.

В связи с этим государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный доход.

финансы и цена:

цена – основа стоимостного распределения совокупного общественного продукта по элементам, т е с помощью цены происходит первичный процесс формирования стоимости общественного продукта. Распределительные отношения в сфере ценообразования вкл. в себя: 1) отношения между юр. лицами по поводу определения цены на товар, 2) между юр. и физ. Лицами по поводу определения тарифных ставок, 3) между гос-вом и юр. лицами по поводу регулирования цен для монополистов, 4) между бюджетом и физ. лицами.

Взаимосвязь состоит в том, что:

цена является основой финансового распределения стоимости,

финансы корректируют пропорции установленные ценами в условиях экономического развития общества.

Отличие в том, что цена осуществляет формирование стоимости на стадии производства, а с помощью финансов происходит превращение скрытых форм собственности в денежные средства.

финансы и кредиты:

кредит – распределительные отношения по поводу распределения временно свободных денежных средств для покрытия определенных потребностей

Появление временно свободных средств обусловлено следующими причинами: 1) наличное кол-во денежных средств превышает потребность в ресурсах, 2) наличных средств недостаточно для удовлетворения определенных целевых потребностей и эти ресурсы должны накапливаться, 3) несовпадение срока платежа и срока получения денежных средств.

Отношения могут быть: 1) между юр. лицами по поводу вексельного кредита, 2) между банком и юр. лицом по поводу кредита, 3) между банком и физ. лицом по поводу ссуды на стр-во, 4) между юр. и физ. лицами по поводу потребительского кредита, 5) между гос-вом и юр. лицом по поводу выдачи казначейских ссуд, 6) между бюджетными фондами, 7) между физ. лицами по поводу векселей под проценты, 8) между банками по поводу межбанковского кредита.

Взаимосвязь:

комплексное использование финансовых и кредитных ресурсов, при недостатке финансовых средств предприятие берет кредит, а при их излишке хранит на депозитных счетах,

сочетание финансовых и кредитных методов обеспечения ресурсами расширенного воспроизводства.

Отличия: 1) объектом распределения финансов является национальный доход ВНП, объектом распределения кредита – только часть ВНП (временно свободные средства), 2) принципы финансирования основаны на безвозмездности, бессрочности, безвозвратности, но на целевой основе и не требуют никокого обеспечения, а принципы кредитования основаны на принципах срочности, возвратности, платности и обеспечения, 3) назначение финансов – формирование доходов, накопление и использование этих средств по целевому назначению, а основное назначение кредита – аккумулирование денежных средств и их использование на неотложные нужды в виде ссуд, 4) финансы имеют только одностороннее движение стоимости, а кредит – разорванное во времени движение стоимости, 5) перераспределение кредитных ресурсов происходит только между субъектами распределительных отношений, а финансовое распределение охватывает не только субъектов, но и распределяет еще в рамках каждого субъекте по целевому назначению, 6) кредитные ресурсы тесно связаны с денежным оборотом и с их помощью осуществляется регулирование объема денежных средств, финансы такой тесной связи не имеют.

финансы и зарплата:

зарплата – распределительные отношения по поводу распределения и перераспределения вновь созданной стоимости для создания индивидуальных доходов в соответствии с условиями труда, кол-вом и качеством затраченного труда, то есть зарплата – мера стоимости труда

Зарплата включает в себя систему отношений:

между юр. и физ. лицами по поводу установления дохода,

между бюджетом и юр. лицами по поводу формирования ФОТ,

между бюджетом и физ. лицами по поводу пособий и льгот.

Взаимосвязь: 1) с помощью финансов формируется ФОТ и отделяются от других временно свободные средства, а с другой стороны ФОТ выступает устойчивым источником финансовых ресурсов для формирования оборотных средств, покрытия потребностей запасов, 2) в результате распределения ФОТ формируется финансовыми методами, а распределение полученных доходов осуществляется через механизм оплаты труда.

Роль финансов в разгосударствлении собственности. Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий. В процессах разгосударствления и приватизации финансы играют важную роль. С одной стороны, от продажи объектов республиканской и коммунальной собственности в республиканский и местные бюджеты поступают доходы. С другой стороны, приватизация предполагает проведение инвентаризации объекта, подлежащего приватизации с целью определения его рыночной стоимости.

В результате приватизации меняется не только собственник, но и организационно-правовой статус субъекта хозяйствования. Это в свою очередь обусловливает организацию их финансов: источники и порядок формирования уставного фонда, систему распределения прибыли (дохода), взаимоотношения с бюджетом, финансовую отчетность. Как показывает опыт Республики Беларусь, преимущественной формой разгосударствления приватизации стали акционерные общества открытого и закрытого типа. На организацию финансов предприятий влияют не только организационно-правовые формы хозяйствования, но и сфера и характер деятельности субъекта. От этого зависит в первую очередь скорость оборота авансируемого капитала, система распределения прибыли, состав формируемых и используемых денежных фондов, взаимоотношения с бюджетом.

Финансы предприятий (организаций) - это относительно самостоятельная сфера финансов, которая охватывает широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств организаций, выраженных в виде различных денежных потоков, возникающих с внешними контрагентами и организациями.

Именно в сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам распределяются и перераспределяются в экономике и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

Финансы предприятий (корпораций) - это область практической деятельности, которая как самостоятельный раздел финансовой науки сформировалась относительно недавно - в начале 50-х гг. XX в., как в бывшем СССР, так и в индустриальных странах. Основой для этого послужили достижения целого ряда таких научных дисциплин, как "Экономическая теория", "Теория финансов", "Бухгалтерский учет и аудит", "Экономический анализ" и др.

При формировании и использовании всех источников средств, вовлекаемых в хозяйственный оборот, возникает широкий спектр денежных отношений, которые и выражают экономическое содержание финансов предприятий и одновременно являются объектом непосредственного финансового управления.

Что же входит в эту сферу финансовых отношений? Здесь следует обратить внимание, что традиционная для бывшего СССР система данных отношений (связей) значительно изменилась в настоящее время.

В условиях рыночной экономики финансовые отношения возникают между:

■ предприятием и его инвесторами (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов;

■ предприятием, поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств (уплаты неустойки, передачи залога);

■ предприятием-инвестором и другими предприятиями и организациями по поводу его кратко- и долгосрочных финансовых инвестиций и выплаты по ним дивидендов и процентов;

■ предприятием, финансовыми (кредитными) институтами и другими предприятиями по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получения и погашения кредитов, займов, страховых платежей и страховых возмещений, обеспечения финансирования под уступку денежного требования, платежей в негосударственные пенсионные фонды и т. п.);

■ предприятиями (дочерними и материнскими) по поводу внутрикорпоративного перераспределения средств;

■ предприятиями и учредителями доверительного управления имуществом, а также выгодоприобретениями по поводу имущества, полученного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого управления;

■ предприятиями и другими членами простого товарищества по поводу вкладов в соответствии с договорами и распределения прибыли, полученной членами товарищества в результате их совместной деятельности;

■ предприятиями и правообладателями по поводу выплаты вознаграждения по договору коммерческой концессии;

■ предприятием и его наемными работниками по поводу оплаты труда и выплат из фонда потребления;

■ предприятием и государством по поводу формирования налогооблагаемой базы для начисления налогов, сборов и осуществления этих платежей;

■ предприятиями и его работниками при удержании налога на доходы физических лиц, а также других удержаний и вычетов;

■ предприятием и государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему и взносов во внебюджетные фонды;

■ государством и предприятиями при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов на цели, предусмотренные действующим законодательством.

Нетрудно заметить, что все эти отношения в той или иной степени регламентированы государством и охватывают процесс распределения и перераспределения ВВП. При этом последние три группы выражают перераспределительные отношения и входят в сферу финансов как предприятий, так и государства.

В условиях рынка появляются и принципиально новые группы финансовых отношений:

■ связанных с несостоятельностью (банкротством) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей. Эта специфическая сфера отношений жестко регламентируется государством и требует специфических форм антикризисного управления финансами предприятий;

■ возникающих при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций).

Финансовые отношения формируются в процессе кругооборота средств предприятия и опосредуются соответствующими денежными потоками по различным видам его деятельности (текущей, инвестиционный, финансовой). Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий может быть сгруппирована по трем основным денежным потокам и иметь четкие стоимостные характеристики.

Движение средств этих денежных потоков влияет на всю структуру бухгалтерского баланса предприятия, его активы и пассивы, изменение величины всех денежных фондов и обязательств. "Отток" части денежного потока предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие средств из его индивидуального кругооборота. Эти средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.

Финансовый поток - это перераспределенная часть денежных потоков (первичных доходов предприятий и домашних хозяйств), аккумулированных в бюджете или внебюджетных (централизованных) фондах, т. е. в сфере государственных финансов. Синоним понятия "финансовый поток" - "финансовые средства". Это часть денежных потоков, прошедших процесс аккумуляции в различных централизованных фондах государства (в бюджетной системе и внебюджетных фондах), направляемых на целевое финансирование. Таким образом, финансовые средства - это уже всегда перераспределенные средства.

Изложенное позволяет сделать несколько важных для определения содержания финансов предприятий выводов:

■ финансы предприятий всегда связаны с реальным оборотом его денежных средств, денежными потоками, возникающими при осуществлении хозяйственной деятельности и хозяйственных операций;

■ порядок ведения этих операций в той или иной степени регламентирован государством;

■ в результате движения денежных и финансовых потоков формируются и используются различные денежные фонды (доходы) предприятия (уставный и рабочий капитал, фонды специального назначения, прочие денежные фонды), которые в статическом состоянии принимают форму финансовых ресурсов и могут вкладываться (высвобождаться) в оборотные и внеоборотные активы предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия - это все источники денежных средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различных видов поступлений.

Отсюда можно дать и общее определение экономического содержания финансов предприятий как совокупности денежных отношений, регламентированных государством, связанных с реальным денежным оборотом средств предприятия, его денежными потоками, формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов.

Финансы населения являются структурным элементом частных (децентрализованных) финансов, в состав которых входят:

финансы домашнего хозяйства, включающие финансы семьи (если это расширенное домашнее хозяйство, в состав которого входят несколько семей);

финансы семьи, если в составе домашнего хозяйства представлена одна семья;

личные финансы каждого из членов семьи.

Среди исследователей, занимающихся домохозяйственной тематикой, наблюдается широкое разнообразие взглядов на понятия «семья» и «домашнее хозяйство». Плюрализм в объяснении существования, роли и места финансов населения и характера взаимоотношений с другими элементами финансовой системы объясняется возрастающей ролью домашних хозяйств в процессе распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Под организацией финансов предприятий понимается состав денежных фондов предприятий, порядок их образования и использования, соотношение между размерами фондов предприятий, взаимоотношения предприятий с финансово-кредитной системой.

На организацию финансов прежде всего влияет организационно-правовая форма хозяйствования. Это находит отражение и в содержании финансовых отношений: в характере формируемых денежных фондов и направлениях их использования, в системе распределения прибыли, взаимоотношениях с различными звеньями общегосударственных финансов.

Предприятия каждой из форм собственности имеют свою специфику формирования собственного капитала (Уставного фонда) и распределения дохода. Наиболее часто встречаются такие формы организации бизнеса как общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Общество с ограниченной ответственностью образуется на основе собственности нескольких участников. Сумма взносов всех участников образует Уставный фонд. Участник может продать свою долю третьим лицам лишь с согласия других участников, поэтому рынка для этого типа прав собственности не существует.

2. Управление финансами. Финансовая политика.

Сущность и органы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне: государства и его субъектов; хозяйствующего субъекта. Финансовый контроль: сущность, формы и методы. Финансовая политика: содержание и значение. Роль финансового механизма в реализации финансовой политики.

1.Финансовая политика

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решения главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально – экономических процессов.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

2. Цели финансовой политики

Несмотря на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее. Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то и другое направление является сложным с точки зрения его практического осуществления.

Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов. Государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.

К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в током случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов. В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используются для достижения целей экономического развития. Существуют два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующий механизм направлен на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционный механизм, наоборот, связан с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения.

Финансовое планирование – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам рФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование – составная часть планирования экономики.

Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построение экономет-рических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих экономические процессы; корреляционно-регрессивный анализ; метод непосредственной экспертной оценки.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

Значение финансового контроля заключается в:

1. Деятельности специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2. Управлении финансами и денежными потоками на макро– и микроуровне.

Финансовый контроль разделяют на два различных аспекта:

1. Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

2. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Главная цель государственного контроля – максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) – напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательное аудиторское подтверждение данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т.д.).

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

Объекты контроля:

Бюджетный контроль; контроль за внебюджетными фондами; налоговый контроль; валютный контроль; кредитный контроль; страховой контроль; инвестиционный контроль; контроль за денежной массой.

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют:

1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;

2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.

Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:

1) специфику внутренней и международной обстановки;

2) реальные экономические нефинансовые возможности страны.

Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИДля реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, при этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его интересов, что является залогом эффективности финансовой политики.

Структура финансового механизма достаточно сложна. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Сочетание элементов финансового механизма образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.


В основу организации финансов предприятии положены одинаковые принципы. Эго единство обусловлено общностью целей и задач производства и общими экономическими законами его развития.
Основными принципами организации финансов предприятий являются: коммерческий расчет, плановость, равенство всех (форм собственности, наличие (финансовых резервов.
1. Коммерческий расчет - основополагающий принцип и главный метод ведения хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и организаций. Применительно к предприятиям и организациям государственной собственности приемлемо традиционно употреблять термин «хозяйственный расчет», к частным, смешанным - «коммерческий расчет», хотя эти понятия с экономической точки зрения равнозначны.
Принцип коммерческого расчета означает, что предприятию выделяются в постоянное пользование необходимые для его деятельности основные и оборотные средства (капитал), составляющие его уставный фонд. Как метод ведения хозяйства коммерческий расчет предполагает соизмерение затрат с доходам от хозяйственной деятельности и рентабельную работу.
В современном понимании метод коммерческого (хозяйственного) расчета означает работу на потребителя, полное удовлетворение платежеспособного спроса предприятий и населения, жесткую договорную дисциплину и неотвратимость экономических санкций за нарушение обязательств перед партнерами, платность всех видов ресурсов, которыми наделено предприятие; окупаемость затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства; безусловное выполнение обязательств перед бюджетом; оплату труда и социальное развитие, по своим размерам соответствующие заработанным средствам.
Принцип коммерческого расчета реализуется в форме предпринимательства. Развитие рыночных отношений создаст условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности. Предпринимательство - это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или под имущественную ответственность юридического лица - учредителя. Предпринимательством может заниматься группа граждан (партнеров) и организовать коллектив предпринимателей. Предпринимательство может осуществляться с применением наемного труда.
Определяющими признаками (требованиями) коммерческого расчета являются самоокупаемость и самофинансирование.
Самоокупаемость - это основополагающий принцип хозяйствования, который означает, что предприятие обязано за счет выручки от реализации своей продукции (выполненных работ, оказанных услуг) возмещать все издержки по се производству и поставкам. Нижняя граница самоокупаемости - безубыточность, то есть количественное равенство доходов и расходов. Однако это теоретический случай, и в условиях рыночных отношений предприятие должно выходить на рентабельную работу, поскольку внешней поддержкой могут пользоваться хозяйства, имеющие хорошие перспективы развития или имеющие приоритетное общественное значение; в первом случае они имеют возможность пользоваться кредитными ресурсами, во втором - бюджетным финансированием.
При устойчивой, связанной с нехваткой платежных средств, неспособности предприятия удовлетворять в срок предъявляемые к нему требования и обязательства со стороны поставщиков, банков, бюджета, разных кредиторов предприятие в установленном законом порядке объявляется банкротом с применением определенных процедур: санации (оздоровления), реорганизации, передачи в независимое управление, продажи или ликвидации.
Самофинансирование - в полном объеме включает в себя самоокупаемость. Однако в отличие от нес предполагает не только возмещение издержек на производство и реализацию продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и получение нормативной прибыли, за счет которой, а также других собственных источников и заемных средств, предприятие обеспечивает покрытие затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующего производства, непроизводственное строительство, социальные нужды коллективов, образование фондов оплаты труда и стимулирования, развитие науки и техники, на другие плановые потребности. При самофинансировании все средства (прибыль или доход, амортизационные отчисления и т. п.) остаются в распоряжении предприятий и изъятию не подлежат (кроме нормативных отчислений в госбюджет и по другим обязательствам). С другой стороны, средства из централизованных источников им не выделяются: предприятия должны осуществлять свое развитие только за счет собственных и заемных средств, без привлечения бюджетных и отраслевых источников. Это ставит их руководителей перед необходимостью до принятия того или иного решения детально проанализировать степень загруженности и эффективность использования уже действующих мощностей.
Составным признаком коммерческого расчета является финансовая самостоятельность, при которой предприятие может само распоряжаться основными и оборотными средствами, маневрировать ими в интересах получения наибольшей прибыли, оставлять часть ее за собой для материального стимулирования работающих, для использования на расширение производства и другие хозяйственные потребности.
Коммерческий расчет включает также финансовую ответственность за выполнение предприятием предусмотренных планами, договорами, заказами, законом производственных и финансовых обязательств; в случае их неисполнения или нарушения по срокам, объему, качеству предприятие отвечает материально - уплачивает штрафы, неустойки, пени.
Финансовая заинтересованность, как одно из требований коммерческого расчета, проявляется в использовании финансовых ресурсов предприятия как для материального стимулирования работников, так и для совершенствования и развития производства, что также, в конечном счете, отражается на их интересах в будущем; мощным рычагом финансового стимулирования коллективов предприятий являются расходы на социально-культурные цели за счет заработанных предприятиями средств.
Финансовая ответственность и заинтересованность - две стороны одного процесса - создания и реализации стимулов повышения эффективности хозяйствования.
Таким образом проявляется взаимосвязь двух экономических категорий - финансов и коммерческого расчета в сфере основного звена экономики - предприятия.
  1. Принцип плановости означает, что финансовая деятельность предприятия предусматривается заранее путем расчетов ее параметров исходя из целей, задач производства, намеченных методов их достижения, последовательности и сроков достижения. На основе расчетов и с использованием установленных финансовых нормативов определяются финансовые показатели, которые отражаются в специальном документе - финансовом плане.
В случае неопределенности факторов предполагаемой деятельности предприятия вместо детальной проработки финансовых показателей - планирования - применяется прогнозирование, когда на основе изучения имеющихся достоверных данных, научной обработки (моделирования, экстраполяции) и обобщения переменных факторов составляется прогноз финансового развития предприятия. Прогноз служит для оценки и последующего принятия решений по вариантам хозяйственной деятельности предприятий.
В условиях нестабильности экономики в период перехода к рынку финансовые планы и прогнозы разрабатываются краткосрочными - до 1 года.
При вхождении предприятия в более крупную хозяйственную структуру - объединение, ассоциацию, концерн и т. д. - показатели финансовых планов предприятий объединяются в сводные финансовые планы этих организаций.
  1. Принцип равенства всех (форм собственности предприятий и организаций реализуется в гарантии государства стабильности отношений и развития разных форм собственности: государственной, частной, иностранных государств и их юридических лиц и граждан, международных организаций. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом, совершает в отношении его любые действия, не противоречащие закону, использует имущество для любой хозяйственной или иной деятельности, нс запрещенной законом.
  2. Необходимым принципом организации финансов предприятий является наличие финансовых резервов (резервный фонд, фонд риска) на всех уровнях управления - как в первичном производственном звене, так и в вышестоящем звене - объединении, комбинате, ассоциации, концерне, министерстве. Финансовые резервы могут образовываться разными способами - в процентах к величине фондов производственного и социального развития, по стабильным нормативам от прибыли или дохода путем отделений от последних. Финансовый резерв предназначен для устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности хозяйств, а также для финансирования затрат, связанных с производственным и социальным развитием, как правило, нс предусмотренных финансовым планом (непредвиденных расходов).
В организации финансов предприятий в период становления рыночной экономики происходят существенные изменения.
Отказ от административно-командной системы, нарушение налаженных хозяйственных связей в условиях единого экономического пространства бывшего Союза, реорганизация управления народным хозяйством республики, повышение роли местных органов управления вызывает необходимость усиления горизонтальных связей между предприятиями-партнерами, новых форм их взаимодействия и изменения отношений с банковской системой. Этот процесс проявляется в отходе от отраслевых структур и создании формаций нового типа: ассоциативных, многоотраслевых структур, связанных экономическими интересами, с едиными акциями и долей государства в имуществе, которые наиболее жизнеспособны в условиях формирования рынка. Такие саморазвивающисся системы самообеспечиваются сырьем, материалами, комплекту ющими изделиями, привлекают свободные денежные средства друг друга и населения, освобождают государст- ію от нс свойственных ему в условиях рынка задач по управлению производством и материально-техническому обеспечению. Тем самым демократизируется процесс производства, создается реальная финансовая самостоятельность производителей и их ответственность за конечные результаты хозяйствования в условиях свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечивается диверсификация производства в народном хозяйстве.

Еще по теме Основы организации финансов предприятий и организаций, действующих на коммерческих началах:

  1. 15. Финансы организаций, функционирующих на коммерческих началах.
  2. 32.ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
  3. 1.1. Организация и функции финансов коммерческого предприятия
  4. 31.СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
  5. 4.1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий
  6. глава 8. финансы коммерческих организаций и предприятий
  7. Глава 8. Финансы коммерческих предприятий и организаций

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право -



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация