Какое место и почему занимают правовые нормы

Главная / Авто

В процессе своей жизнедеятельности люди вступают во взаимоотношения с объектами природы (материальными объектами), а также друг с другом. Несмотря на многообразие связей, их можно типизировать и определить, какое же поведение является распространенным, массовым, нормальным.

Понятие «норма» в самом широком смысле означает правило, образец, стандарт, руководящее начало. Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы.

А. Несоциальные нормы. Эти нормы регулируют отношения человека к природе, технике и представляют собой специфический язык общения человека с материальными объектами. К ним можно отнести технические, сельскохозяйственные, климатические, физиологические, биологические, химические, санитарно-гигиенические и другие нормы. Особое место занимают технические нормы, основанные на познании законов природы и направленные на регулирование производственных процессов, а также обслуживание непроизводственных потребностей людей. Они, в принципе, могут быть установлены (открыты) любым человеком. Несоблюдение технических или других несоциальных норм порождает ответные негативные последствия на конкретные действия человека со стороны сил природы или материальных объектов. Например, нарушение агротехнических правил ведет к снижению урожайности сельскохозяйственных культур.

Б. Социальные нормы. Это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в регламентированную ситуацию. Социальные нормы учитывают интересы тех или иных социальных групп и могут создаваться определенными социальными группами, хотя существует немало норм и общечеловеческих.

Социальные нормы имеют следующие общие признаки.
Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не отдельный случай или конкретные общественные отношения.

Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Их характеризуют не-персонифицированность, неконкретность адресата.

В-четвертых, за нарушение социальных норм санкции следуют со стороны людей (индивидов, организаций, государства, общества).

В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить следующие.
1. Ритуалы - правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России, что должно внушать депутатам чувство Ответственности за свою деятельность.

2. Обряды - также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеологические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.

3. Мифы - предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.

4. Обычаи - это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения. Иначе обычаи можно определить как стереотип поведения. Они прочно входят в сознание людей потому, что выражают какую-то жизненную закономерность, например передачу имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, кровную месть, двоеженство и др.

5. Традиции - так же как и обычаи, регулируют устойчивые отношения. Но традиции носят поверхностный характер, поскольку не затрагивают какой-либо общественной закономерности, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. Отличает эти два вида социальных норм, и срок их формирования: обычаи формируются на протяжении жизни нескольких поколений, традиции имеют меньший исторический шлейф. Вот почему, если ломку обычаев люди переживают мучительно, ломка традиций происходит менее болезненно. Примером традиций, исчезнувших без особого труда, могут быть демонстрации советского периода. Устойчивой же традицией является застолье, допустим, по поводу заключения брака.

6. Религиозные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественного начала. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего Богу, а уже потом людям, обществу. Подчинение воле Бога пронизывает религиозные нормы. Поскольку предполагается, что не все верующие смогут соблюсти требования религиозных норм, в нормах предусмотрены определенные санкции: епитимья, анафема, попадание в ад, Страшный суд, лишение сана и др. Некоторые религиозные нормы как бы опосредуют человеческий и божественный путь Бога и требуют помнить и чтить его (Рождество Христово, Крещение, Вознесение, Пасха). Другие же религиозные нормы определяют поведение людей, например, десять заповедей из Ветхого Завета (не убий, не укради, не прелюбодействуй и др.).

7. Правовые нормы - это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Юридические нормы регулируют наиболее важные общественные отношения (структуру и порядок осуществления государственной власти, взимание налогов, ответственность за правонарушения, использование земли, недр, охрану окружающей среды и др.). Поскольку нарушение этих норм может принести обществу значительный вред, государство и устанавливает за него санкции, отличающиеся жесткостью, суровостью по сравнению с мерами реагирования за нарушение других видов социальных норм.

8. Моральные нормы - это правила поведения, определяющие, что есть добро ~а что есть зло. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществляются с помощью средств духовного воздействия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опираясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый человек может самостоятельно регулировать свое поведение. В качестве примера можно привести моральные нормы, требующие помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутствие. Ответственность за нарушение моральных норм в отличие от юридической ответственности имеет не материальный, а духовный характер (осуждение, презрение).

В истории политико-правовой мысли не раз допускалось смешение права и морали, поэтому крайне важно отличать эти две категории:
1) нормы позитивного права создаются или санкционируются только государством, поэтому они выражают государственную волю. Мораль же, наоборот, создается всем обществом и не нуждается в признании государством. В самом деле, человек узнает о добре и зле не столько из текста законов, сколько из общения с другими людьми;

2) правовые нормы обеспечиваются государственным принуждением, за их неисполнение предусмотрены различные наказания, применяемые правоохранительными органами государства. Мораль же обеспечивается силой общественного воздействия, причем оно может быть не менее действенно, чем государственные санкции;

3) правовые нормы зафиксированы в официальных документах, определенным образом систематизированы. Моральные нормы не имеют четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а существуют в основном в сознании людей. Моральные нормы стихийно рождаются, незаметно исчезают, нельзя указать ни точных сроков, ни причин, ни порядка их появления. Поэтому нормам морали в значительной степени свойственны неопределенность и расплывчатость;

4) если право в основном оперирует понятиями прав и обязанностей, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль - категориями добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и подлого;

5) мораль регулирует гораздо больший круг отношений, чем право, сфера ее действия шире. Однако многие ситуации получают оценку как со стороны права, так и со стороны морали.

9. Политические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами и другими социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Политические нормы часто формулируются в виде призывов, лозунгов и носят весьма общий и доступный характер. Это связано с необходимостью привлечь на свою сторону как можно более широкий слой людей. Доходчивость, простота, лозунговость - особенности политических норм. Политические партии демократической ориентации провозглашают переход к рыночной экономике. Партий коммунистического толка предлагают «защиту человека труда» и построение «социализма с человеческим лицом». В пределах общих лозунгов можно выделить и более конкретные политические нормы, например, осуществить либерализацию цен, приватизацию государственного имущества или повысить минимальную оплату труда, обеспечить каждого жильем.

10. Нормы этикета - это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. п.). Однако за учтивостью могут скрываться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расходиться с его истинным отношением к людям, событиям. И тем не менее, как говорится в пословице: «Лучше худой мир, чем добрая ссора». Примеры норм этикета: мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице; за столом хлеб берут руками, а не вилкой; гостю неприлично пристально разглядывать интерьер квартиры, а тем более интересоваться стоимостью вещей.

11. Эстетические нормы - это правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному и безобразному. Например, считается признаком хорошего тона (вкуса) украшать жилище цветами. Однако не все эстетические нормы столь конкретны. Чаще они не содержат определенных моделей поведения в той или иной ситуации. Кроме того, эстетические нормы весьма субъективны. Недаром говорят: «О вкусах не спорят». Например, к сюрреалистической живописи С. Дали относятся по-разному: есть у него не только поклонники, но и противники. И тем не менее в обществе все же существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы. Отклонение от идеала красоты, существующего в обществе, бросает тень на человека хотя бы тем, что свидетельствует об отсутствии у него вкуса, о неполноценном развитии личности. Общепринято, например, что одежда человека не может состоять одновременно и предметов, имеющих разное назначение: галстук и кроссовки, ювелирные украшения и хозяйственная сумка.

12. Деловые обыкновения - это правила поведения, складывающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок дел и имеют локальный характер. Например, принято, что студенты приветствуют преподавателя стоя или что на некоторых предприятиях рабочий день начинается с планерки, а на других - с выдачи работникам письменных заданий на день (водителям - путевого листа или товарно-транспортной накладной).

Важно отметить, что в действительности столь четко разделить нормы по видам удается не всегда, так как приведенная классификация во многом представляет собой результат абстракции. Так, одна и та же норма может быть закреплена в праве, оценивать ситуацию с точки зрения морали и, помимо этого, в своей основе являться обычаем.

Итак, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены в конечном счете экономическими, политическими, социальными, бытовыми и другими условиями, существующими в обществе. Правовые нормы являются составной частью системы социальных норм, но частью самой важной, несущей основную нагрузку по упорядочению жизни общества. Это связано с тем, что они регулируют жизненно важные вопросы: государственной власти и подчинения, осуществления политической деятельности, прав и свобод граждан, форм собственности, применения труда и сферы распределения, вопросы социальной защиты, военной сферы, дипломатической, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Как часть целого правовые нормы не должны противоречить другим социальным нормам, в противном случае уровень и качество их реализации снижаются.

Неизбежно возникающие взаимоотношения между людьми носят название социальных норм (СН). Именно они определяют степень дозволенности совершения тех или иных действий. В зависимости от того, приемлемыми ли они считаются с точки зрения общества, определяется их правовое регулирование.

Нельзя не недооценивать роль правового законодательства в социуме, ведь именно такие правила обеспечивают оптимальную работу и отношения. Какое место занимают правовые методы регулирования в системе (СН), характеристики и особенности приведены в нашей статье.

Какое место занимает в данной системе

Разнообразные механизмы социального влияния обеспечивают гармоничное развитие общества. В зависимости от сферы социальных отношений, способа образования и обеспечения классифицируют различные нормы правового законодательства. Наличие четкого регулирования социальных отношений на законодательном уровне способствует лучшему обеспечению выполнения этих норм.

Различают различные (СН) по способу обеспечения:

  • Обычаи и традиции - исторически сложившиеся правила поведения. Также различают привычки, как одно из проявления социальных взаимоотношений. Соблюдение таких норм носит чисто формальный характер и может изменяться даже в самых малых социумах.
  • Моральные нормы - также принятые в обществе определенного круга правила поведения. Основана мораль на представлении добра и зла, несоблюдение карается порицанием общества. Моральные принципы определяются внутренним убеждениями и воспитанием. Большое внимание уделяется общественному мнению, которое зачастую носит противоречивый характер.
  • Корпоративные - определяют модель поведения людей в определенных кругах. Обычно это общественные организации, политические партии и рабочий коллектив. Корпоративная этика может затрагивать широкий ореол и даже личную жизнь членов общества.
  • Правовые или юридические - представляют собой общеобязательные, законодательно регулируемые отношения между людьми. Законодательные акты гарантируют выполнение и контролируют выполнение наказания за нарушения. Нормативно – правовые акты призваны поддерживать порядок в обществе и безопасность его членов.

На видео-право в системе социальных норм:

Все вышеперечисленные нормы обычно используются комплексно, но если за нарушение правового законодательства предусмотрена гражданская ответственность, то за выполнением других нет строгого контроля. Ответственность за нарушение выражается в социальном осуждении или отлучении от коллективного участия.

Что собой представляет , подробно указано в данной статье.

Что собой подразумевает система источников права социального обеспечения, подробно указано в данной

Особенности

Приоритетом в создании законодательной базы считаются именно социальные отношения. При этом расписаны все возможные ситуации и возможные примеры решения возникших конфликтов. Использование официально утвержденных норм поведения и контроль над их выполнением обеспечивают безопасность граждан.

Характерные черты правовых норм:

  • Возникают одновременно со становлением государства.
  • Выражают не только общественное мнение, а в основном намерения руководящих членов.
  • Устанавливаются и контролируются государственными органами.
  • Образуют единую и согласованную систему прав.
  • Определяют правила поведения в различных ситуациях.
  • Имеют внешнее выражение.
  • Четко определяется предел возможных действий.

От других разновидностей социальных отношений, правовые нормы отличаются, прежде всего, полным согласованием с государством. Именно государственные органы обязаны разрабатывать, внедрять и контролировать выполнение нормативных актов. Главным требованием и механизмом регулирования являются возможные наказания, и ответственность за нарушение правил общественного поведения.системы права и системы законодательства .

Не мало важно узнать про метод правового регулирования предпринимательского права. Что необходимо знать о данном вопросе указано

В отличие от большинства социальных моделей поведения, нарушение правовых норм влечет за собой не только общественное порицание, но и реальную ответственность.


В процессе своей жизнедеятельности люди вступают во взаимоотношения с объектами природы (материальными объектами), а также друг с другом. Несмотря на многообразие связей, их можно типизировать и определить, какое же поведение является распространенным, массовым, нормальным.

Понятие «норма» в самом широком смысле означает правило, образец, стандарт, руководящее начало. Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы.

А. Несоциальные нормы. Эти нормы регулируют отношения человека к природе, технике и представляют собой специфический язык общения человека с материальными объектами. К ним можно отнести технические, сельскохозяйственные, климатические, физиологические, биологические, химические, санитарно-гигиенические и другие нормы. Особое место занимают технические нормы, основанные на познании законов природы и направленные на регулирование производственных процессов, а также обслуживание непроизводственных потребностей людей.

Они, в принципе, могут быть установлены (открыты) любым человеком. Несоблюдение технических или других несоциальных норм порождает ответные негативные последствия на конкретные действия человека со стороны сил природы или материальных объектов. Например, нарушение агротехнических правил ведет к снижению урожайности сельскохозяйственных культур.

Б. Социальные нормы. Это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в регламентированную ситуацию. Социальные нормы учитывают интересы тех или иных социальных групп и могут создаваться определенными социальными группами, хотя существует немало норм и общечеловеческих.

Социальные нормы имеют следующие общие признаки.

Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не отдельный случай или конкретные общественные отношения.

Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Их характеризуют неперсонифицированность, неконкретность адресата.

В-четвертых, за нарушение социальных норм санкции следуют со стороны людей (индивидов, организаций, государства, общества).

В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить следующие.

    Ритуалы - правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России, что должно внушать депутатам чувство Ответственности за свою деятельность.

    Обряды - также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеологические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.

    Мифы - предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.

    Обычаи - это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения. Иначе обычаи можно определить как стереотип поведения. Они прочно входят в сознание людей потому, что выражают какую-то жизненную закономерность, например передачу имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, кровную месть, двоеженство и др.

    Традиции - так же как и обычаи, регулируют устойчивые отношения. Но традиции носят поверхностный характер, поскольку не затрагивают какой-либо общественной закономерности, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. Отличает эти два вида социальных норм, и срок их формирования: обычаи формируются на протяжении жизни нескольких поколений, традиции имеют меньший исторический шлейф. Вот почему, если ломку обычаев люди переживают мучительно, ломка традиций происходит менее болезненно. Примером традиций, исчезнувших без особого труда, могут быть демонстрации советского периода. Устойчивой же традицией является застолье, допустим, по поводу заключения брака.

    Религиозные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественного начала. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего Богу, а уже потом людям, обществу. Подчинение воле Бога пронизывает религиозные нормы. Поскольку предполагается, что не все верующие смогут соблюсти требования религиозных норм, в нормах предусмотрены определенные санкции: епитимья, анафема, попадание в ад, Страшный суд, лишение сана и др. Некоторые религиозные нормы как бы опосредуют человеческий и божественный путь Бога и требуют помнить и чтить его (Рождество Христово, Крещение, Вознесение, Пасха). Другие же религиозные нормы определяют поведение людей, например, десять заповедей из Ветхого Завета (не убий, не укради, не прелюбодействуй и др.).

    Правовые нормы - это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Юридические нормы регулируют наиболее важные общественные отношения (структуру и порядок осуществления государственной власти, взимание налогов, ответственность за правонарушения, использование земли, недр, охрану окружающей среды и др.). Поскольку нарушение этих норм может принести обществу значительный вред, государство и устанавливает за него санкции, отличающиеся жесткостью, суровостью по сравнению с мерами реагирования за нарушение других видов социальных норм.

    Моральные нормы - это правила поведения, определяющие, что есть добро а что есть зло. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществляются с помощью средств духовного воздействия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опираясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый человек может самостоятельно регулировать свое поведение. В качестве примера можно привести моральные нормы, требующие помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутствие. Ответственность за нарушение моральных норм в отличие от юридической ответственности имеет не материальный, а духовный характер (осуждение, презрение).

Страницы: 1 2

Место права в системе социальных норм, его роль в системе нормативного регулирования определяется свойствами, отличающими право от иных социальных норм.

С этой точки зрения значимы следующие признаки права:

- Связь права с государством – от государства исходит формальное закрепление норм права, государство обеспечивает выполнение норм.

- Общеобязательность правовых норм – никакие другие социальные нормы не обладают этим свойством, распространенность и степень императивности всех иных норм значительно меньше.

- Формальная определенность – нормы права четко описывают поведение человека, они строго разграничивают права и обязанности лиц, все их предписания закреплены в официальных источниках. Всех этих свойств лишены иные виды социальных норм.

- Системность права – нормы права регулируют поведение комплексно; все социально значимые сферы охватываются правовым регулированием. Право – единственная нормативная система, стремящаяся преодолеть противоречивость отдельных предписаний. Все иные социальные нормы, несмотря на их очевидную взаимосвязь, часто носят противоречивый характер, не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений.

Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием.

Единство заключается в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы – все они относятся к социальным нормам. Признаки социальных норм, о которых мы говорили выше, в полной мере относятся к нормам права. Все эти явления относятся к социальным регуляторам, выполняя сходные социальные функции; они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного общества. Кроме этого, у социальных норм есть общие черты и с точки зрения средств обеспечения. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности. Меры общественного воздействия, прежде всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в том числе и правовые. Другое дело, что для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения.

Различия социальных норм многоплановы. Они определяются прежде всего свойствами правовых норм, указанных выше. Основными критериями разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения, о чем уже говорилось. Помимо этого, нормы права отличаются от других социальных норм по:

Форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера;

Сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые общественные отношения. Иные социальные нормы могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами.

Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства или административно-территориальной единицы. Все иные нормы в той или иной мере локализованы, сфера их действия значительно уже по тенденциям развития. Нормы права появляются лишь на отдельной стадии развития общества. При этом неотъемлемым свойством права является динамизм, что позволяет ему трансформироваться вместе с обществом. Обычаи и нормы морали появились раньше правовых норм, при этом они более консервативны, медленнее формируются и медленнее исчезают.

Взаимодействие права и иных социальных норм определяется прежде всего вышеназванными различиями между ними и, кроме этого, зависит от содержания норм.

Взаимодействие права и других норм – обоюдный процесс, оно не является односторонним воздействием одного явления на другое. Учитывая это, можно выделить следующие формы взаимодействия права и иных социальных норм.

Влияние права на иные социальные нормы:

Во-первых, нормы права могут поддерживать действие иных социальных норм.

Во-вторых, нормы права могут учитывать в своем составе другие социальные нормы. Например, уголовная ответственность за ношение оружия не распространяется на те случаи, когда оружие является традиционным элементом национального костюма; общенародные, наиболее распространенные праздники фиксируются в трудовом законодательстве в качестве выходных дней и т.д.

В-третьих, нормы права могут вытеснять некоторые социальные нормы. Например, законодательно запрещаются обычаи кровной мести, похищения невесты, многоженства.

Влияние на право иных социальных норм.

Во-первых, некоторые социальные нормы могут поддерживать право.

Во-вторых, некоторые социальные нормы используются в процессе реализации и применения права. Например, закон в ряде случаев ссылается на обычаи как источники права.

В-третьих, некоторые социальные нормы помогают уяснить содержание норм права. Например, такие оценочные понятия законодательства, как "аморальный поступок", соблюдение профессиональной этики и т.п. могут быть поняты только с учетом содержания других социальных норм.

Особую сложность представляет собой вопрос о возможных коллизиях между правовыми и иными социальными нормами. При противоречии норм права и иных социальных норм приоритетным действием всегда обладают нормы права. Однако не все так просто. Всегда нужно помнить о том, что нормы права должны исходить из тех же социальных предпосылок, что и иные социальные нормы. При помощи правовых запретов можно воздействовать на негативные отклонения от нормального состояния общественных отношений. Однако возможности правового воздействия на иные социальные нормы ограничены. Отнюдь не все социальные нормы можно вытеснить с помощью норм правовых.

Неприятие юридических нововведений большей частью общества приведет в лучшем случае к массовым уклонениям от соблюдения предписаний правовых норм, а то и к массовому противоправному поведению. Общеизвестно, что любой массовидный процесс сам по себе уже становится нормой. Воздействовать на нарушителей юридических норм можно только в том случае, если они составляют незначительную часть общества, состоящего в целом из законопослушных граждан. В противном случае не помогут ни правовые предписания, ни государственное принуждение. Управление, основанное на принуждении, недолговечно и потенциально конфликтно. Оптимальным вариантом является взаимодополняемость права и иных социальных норм. Вот почему так важно для юристов уяснить место права в социальном регулировании и его взаимодействие с другими нормами - все это должно быть учтено в процессе правотворчества и отражено в правовых нормах. В противном случае правовые нормы будут недолговечны, а, следовательно, и неэффективны. Законодатель может пойти на явный конфликт правовой и иной регуляции только в исключительных случаях, когда для этого существуют действительно веские социальные причины. В таких редких случаях (и при соблюдении условий эффективности правовых норм) авторитет права и сила его особых средств воздействия позволят добиться приоритета правовых норм.

Соотношение права и морали.

Общее между правом и моралью:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) у них единый объект регулирования – общественные отношения;

3) исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью:

1) по происхождению: если мораль возникает вместе с обществом, то право – вместе с государством;

2) по форме выражения: если мораль содержится в общественном сознании, то право – в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму;

3) по сфере действия: если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить;

4) по времени введения в действие: если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые – в конкретно установленный срок;

5) по способу обеспечения: если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права мерами государственного воздействия;

6) по критериям оценки, если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия, предусмотренные уставом организации.

Взаимодействие права и обычаев . Обычаем является правило, соблюдаемое в силу привычки. Обычаями становятся нормы, соблюдение которых стало привычным в результате их длительного существования. Право в своем осуществлении опирается на привычное массовое подчинение правовым нормам (привычка соблюдать закон). В некоторых случаях санкционированный обычай является источником права.

Взаимодействие норм права с религиозными нормами. Назначение религии – в выработке смыслов", определение места человека в мире. Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения.

Сходство:

1. Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определения.

2. Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.).

Различие:

1. Сфера действия религиозных норм гораздо уже, чем правовых.

2. Различный механизм действия, религиозные нормы абсолютно непреложны, так как ссылаются на "высший авторитет".

Взаимодействие норм права с корпоративными нормами.

Сходство:

1. Текст нормы закрепляется в соответствующем документе.

2. Корпоративные нормы так же как и правовые, принимаются по определённой процедуре.

3. Они систематизированы.

Пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами.

Особенности корпоративных норм:

1. Направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, они регулируют отношения между субъектами этой организации.

2. Это нормы локального действия.

3. Фиксируются в уставах или иных аналогичных документах.

4. Подлежат проверке в виде регистрации со стороны государства - соответствие законодательству.

5. Обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания - исключение из организации, общественное порицание и т.д.

Взаимодействие:

1. Право граждан на создание организаций закреплено в законе, таким образом, проявляется поддержка правом корпоративных норм.

2. Юридические нормы могут полностью вытеснять корпоративные нормы (в тоталитарном государстве).

3. Наоборот, корпоративные нормы могут выходить за пределы своего регулирования (при неразвитом правовом регулировании).

Поведение людей в обществе регулируется различными социальными нормами: нормами права, морали, обычаями, традициями, корпоративными нормами. Как определяются эти понятия:

1) нормы нравственности и морали – это правила поведения, которые формируются в обществе и указывают на то, что является справедливым и несправедливым, а выполнение этих норм обеспечивается силой общественного мнения;

2) обычаи – это нормы поведения, стихийно сложившиеся в обществе в результате их неоднократного повторения, и их соблюдение обеспечивается привычкой, воспитанием;

3) нормы общественных организаций (корпоративные нормы) – это правила поведения, установленные в определенной организации и касающиеся членов этой организации, а их выполнение обеспечивается мерами ответственности, установленными в организациях, где они действуют.

Однако люди не всегда придерживаются всех установленных в обществе правил поведения. Это объясняется различной степенью их обязательности.

Право появляется вместе с возникновением государства. Это было естественно, поскольку государство является организацией, которая объединяет уже не родственников, а население, проживающее на определенной территории. Для регуляции взаимоотношений между соседями оказываются недостаточными обычаи, традиции, нормы морали и религиозные верования, кровнородственные связи. Тогда и возникло право как регулятор взаимоотношений в обществе, где люди неравны в имущественном и социальном положениях.

Сущность права

Право создавалось людьми для удовлетворения определенной социальной потребности. Люди не могут существовать, не взаимодействуя друг с другом, не создавая коллективов, организаций. Только благодаря этому взаимодействию они удовлетворяют свои материальные, духовные, физиологические и иные потребности. Однако в большинстве своем интересы и потребности не совпадают, поскольку все люди обладают различными способностями и талантами, неодинаковым материальным положением, социальным статусом. Вследствие этого их совместная деятельность предполагает наличие четких правил, которые являются результатом согласия, компромисса и должны соблюдаться всеми, быть обязательными для всех. Обязательность соблюдения таких правил придает человеческим действиям и поступкам предсказуемость, управляемость, а всему обществу - стабильность и упорядоченность. Для отдельной личности право гарантирует свободу, независимость, индивидуальность, определенную границами этих правил. Право в нормативной форме «вводит» в ткань человеческих отношений ценности добра, справедливости, милосердия, гуманизма и т.п. Именно через право данные ценности становятся элементами человеческого поведения. В этом выражается общечеловеческое назначение права.

Философы и мыслители по-разному объясняли, что есть право. Аристотель утверждал, что право – это политическая справедливость, для Средневековья характерно понимание права как божественного установления, Ш.-Л. Монтескье определял право как «реализованную справедливость», а Карл Маркс усматривал в сущности права волю экономически господствующего класса.

В настоящее время большинство специалистов сходятся во мнении, что право имеет две формы существования – естественное и позитивное право.

Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность), и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину). Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государства.

Позитивное право , напротив, – продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы позитивного права выражаются в правовых обычаях, законах, судебных прецедентах и иных источниках права. Поэтому мы и говорим, что позитивное право – это система общеобязательных норм и правил поведения, исходящих от государства и им охраняемых, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Идеальным было бы воплощение естественного права в позитивном.

Общие признаки права:

1) Нормативность (выражается в установлении общего масштаба поведения, который определяет границы дозволенного, запрещенного, обязательного; не персонифицировано, т.е. адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);

2) Обязательность (право является общеобязательным, так как исходит от государства и им охраняется посредством установления юридических санкций);

3) Формальная определенность (право имеет конкретную форму, т. е. выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках – законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т. д.);

4) Системность (представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга правил поведения.

5) Универсальность (право рассчитано на урегулирование неопределенного количество жизненных случаев, т.е. мы можем говорить о многократности использования правовых норм).

6. Связь права с государством (государство не только целенаправленно создает нормы права в процессе правотворчества, но и обеспечивает реализацию их требований с помощью правоохранительных органов. Однако связь права с государством двухсторонняя: государственные органы и должностные лица создаются правом, существуют и действуют (по крайней мере, должны) строго на основе права. Именно правовые нормы наделяют государственные органы полномочиями.

Основные принципы и функции права

п ринципы права основополагающие идеи, реализующиеся в содержании и форме позитивного права (главные руководящие идеи, основные свойства, требования, особенности, права) .

В принципах проявляется сущность права, его значение для общества. Выделяют следующие принципы права:

1. Принцип справедливости (соответствие права существующим в обществе моральным нормам);

2. Принцип демократизма (народовластия) (право должно выражать интересы большинства);

3. Принцип равенства права.

4. Принцип гуманизма (человеколюбия).

5. Принцип свободы субъектов права.

6. Принцип законности.

7. Принцип ответственности за вину.

8. Принцип взаимной ответственности государства и личности.

9. Принцип единства норм права.

10. Принцип реальности норм права.

Функции права это основные направления воздействия права на общество, посредством которых реализуются цели права .

В функциях, как и в принципах, проявляется сущность права. К основным функциям права относят:

А) Социальные функции:

1. Экономическая – закрепление определенного типа производственных отношений.

2. Политическая – закрепление отношений по поводу власти.

3. Идеологическая – закрепление определенной идеологии или, напротив, плюрализма идей.

Б) Юридические функции :

1. Регулятивная функция права состоит в обеспечении четкой организации и стабильного функционирования общественных отношений. Это находит выражение в том, чтобы отчетливо закрепить права и свободы человека и гражданина, полномочия государственных органов и должностных лиц.

2. Охранительная функция права заключается в отделении нормы права от других норм (морали, традиций, обычаев). Она осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, направленные на охрану положительных и вытеснение вредных, опасных для общества отношений.

Охранительная функция реализуется:

Путем введения запретов на совершение противоправных деяний;

Установлением санкций за совершение противоправных деяний;

Непосредственным применением санкций в отношении лиц, совершивших правонарушение.

Соотношение права и других социальных норм

Возникновение права не вытеснило иные социальные нормы, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права. Так, например, сфера чувств, переживаний, любовные отношения не регулируются правом. Семейное право регламентирует лишь имущественные и личные отношения супругов и детей, но не касается их чувств друг к другу. Эти отношения регулируются другими нормами: нормами морали, религии, обычаев, традиций, ритуалов.

Общее, что их объединяет, состоит в том, что все они являются нормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе, устанавливающими образцы социально необходимого поведения, принятого в данном обществе. Они определяют границы возможного и обязательного поведения людей, организаций, коллективов, нарушение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя.

Действие всех социальных норм направлено на обеспечение порядка и стабильности в обществе. Однако перечисленные социальные нормы различаются:

Тем, как они формируются – стихийно или сознательно;

В какой форме существуют – в письменных источниках или в сознании людей;

Как обеспечивается выполнение требований социальных норм – возможностью государственного принуждения или силой общественного мнения, внутренним убеждением;

Какую сферу общественных отношений они регулируют (политическую, этическую, эстетическую и т.п.).

Право и нормы обычаев представляют собой правила, которые в результате многократного повторения их использования входят в привычку людей и регулируют их поведение. Обычай только тогда можно считать социальной нормой, когда в силу длительности его применения он становится привычкой. А коль скоро обычай выступает уже как неотъемлемая часть поведения, то особых механизмов для обеспечения его функционирования не требуется. Например, нет необходимости закреплять в конституции государства правило «светофора», хотя в Правилах уличного движения оно нашло отражение.

Право не остается безразличным к обычаям. Те обычаи, которые противоречат праву, оно квалифицирует как правонарушение. Например, обычай давать калым (выкуп) за невесту или похищать ее, который издавна был распространен у народов Кавказа и Средней Азии и почти повсеместно сохраняется там до сих пор. Эти действия противоречат нормам Семейного кодекса Российской Федерации, которые указывают, что «для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста» (ст. 12, п. 1), а также «запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (ст. 1, п. 4). Следовательно, данные действия квалифицируются как правонарушение и преследуются по закону.

Однако на практике это тот самый случай, когда норма обычая сильнее официальных актов государства.

Право и религиозные нормы формируют смысл жизни человека, способствуют его адаптации (приспособлению, «приживаемости») в современном мире путем установления образцов поведения Богом, веры в них и наложения запретов на действия, противоречащие этим стандартам. Внешне религиозные нормы сходны с правовыми, поскольку они тоже зафиксированы, например, в Библии, Коране, Талмуде и т.п. В этих священных книгах образцы добродетельного поведения оформлены в виде требований. В Библии, например, это требования: «возлюби ближнего своего, как самого себя», «не убий», «не укради»... Такие установки не оставляют выбора, пренебрежение ими признается грехом и «карается Богом». Право соблюдает принципы свободы совести и вероисповедания, которые гарантируют каждому человеку возможность свободно выбирать веру. Однако оно не остается безучастным к антигуманной деятельности тоталитарных сект, которые стремятся подавить личность, сделать верующих орудием в руках их руководителей.

Право и нормы морали представляют собой правила поведения, которые складываются на основе имеющихся в ту или иную эпоху в сознании общества представлений о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести и т.п. Мораль, кроме того, включает в себя абсолютные ценности, которые пригодны для всех случаев жизни. Если право оценивает поступки людей по принципу «можно-нельзя», то мораль делает это по принципу «хорошо-плохо». Нормы морали формируются стихийно, в результате отбора в ходе эволюции человеческого общества тех ценностей и идеалов, которые утверждают принципы добра и справедливости, достоинства человеческой личности. Моральные нормы не имеют специальных механизмов своей реализации. Их действие обращено к внутреннему миру человека с целью формирования у него внутренних убеждений и установок должного поведения: будь скромен, будь вежлив, «чти отца своего и мать свою» и т.п. Право и мораль тесно взаимосвязаны. Многие моральные нормы и принципы перешли в правовые нормы, например принцип справедливости, который означает соразмерность наказания содеянному.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация