Закон о психологической помощи. Регулирование деятельности в сфере оказания психологической помощи и предоставления психологических услуг в свете разработки проекта Федерального закона "О психологической помощи населению в Российской Федерации". Администр

Главная / Земля

В России будет разработан законопроект о деятельности психологов, который позволит избавить психологическую помощь от мракобесия.

Тема оказания психологической помощи в современном быстроменяющемся обществе чрезвычайно актуальна. Находясь в постоянном движении, мы редко успеваем подумать о себе, о том, что нас гложет. Накопившиеся проблемы и эмоции могут закончиться срывом и привести к непоправимым последствиям, что требует качественного и своевременного лечения.

Психологи, психиатры (высшее образование + сертификация по психиатрии) и психотерапевты (психиатры со стажем) в России, к сожалению, не пользуются большой популярностью. Это вызвано в первую очередь тем, что сфера деятельности специалистов по оказанию психологической помощи до конца не ясна.

Попытки решения этой проблемы предпринимались еще в 2014 г., но законопроект о регулировании деятельности психологов так и не был принят. Основной причиной этого можно назвать отсутствие достаточно проработанной теоретической и практической базы: не было ясно, что психолог должен делать, а что нет, как глубоко могут зайти его советы и какую ответственность он может понести за непрофессионализм.

Для того чтобы учесть все нюансы и лакуны законопроекта 2014 г., к разработке его новой редакции подключилось профессиональное сообщество, включая специалистов из МГУ. Как сообщают «Известия» со ссылкой на слова директора Центра экстренной психологической помощи МЧС Юлии Шойгу, новый законопроект будет готов уже в этом году.

В первую очередь перед рабочей группой ставится вопрос о сертификации деятельности психолога, его прав и обязанностей. Но и о пациентах не забыли.

«Вторая задача этого закона - уточнение прав и обязанностей не только специалиста, но, что особенно важно, - клиента, который обращается за помощью. Сейчас единственная защита клиента - профессиональная ответственность специалиста. Нет ограничивающих факторов по использованию методов помощи, нет ограничений по нераспространению информации о клиенте», - рассказала Юлия Шойгу.

Одной из основных задач законопроекта является отделение психологической науки и профессиональной помощи от всякого рода мракобесия, наподобие деятельности ведьм, колдунов, магов. Несмотря на развитие науки, технологий и прогрессивных знаний о мире, разнообразные виды мистических практик до сих пор пользуются немалым успехом.

Экспертное мнение

Ринат Фаридович Галиев, кандидат медицинских наук, психиатр, психотерапевт, психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии, член Российского общества аналитической психологии

«На данный момент в деле оказания психологической помощи существуют довольно серьезные проблемы, связанные с тем, что психологи в своей практике переходят границу между психологической коррекцией и психологическим лечением. Это разные понятия и разные практики. Когда помощь оказывается здоровому человеку, то особого негативного эффекта нет, но нужно понимать, что, если речь идет о психической патологии, ситуация резко меняется. Если психолог выходит за границы своей квалификации, то он будет нести ответственность за свое вмешательство в психопатологию.

Психолог, психотерапевт и психиатр имеют разные навыки. Сертификация - это дело техническое. Куда важнее четко разграничить грани между специалистами по оказанию психологической помощи.

Сама сертификация психолога уже существует, она обязательна для всех специалистов. Каждые пять лет нужно подтверждать профессионализм не только по основной специализации, но и по дополнительной. Например, врач-психиатр, врач-психотерапевт.

Несмотря на существование закона об оказании психологической помощи, его применение сталкивается с трудностями. Основная проблема заключается в том, что оказание психологической помощи подчинено Министерству здравоохранения, а психологическое образование - Министерству образования и науки. Нужен один конкретный закон и определение юрисдикции, специальный реестр с правами и обязанностями. Это не только поможет защитить пациентов и специалистов от неспециалистов, но и обеспечит понимание сути оказания психологической помощи вообще. Это нужно, чтобы человек понимал, куда и зачем обращается».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В комитете по экономической политике Совета Федерации формируется рабочая группа по разработке закона о психологической помощи. Эта инициатива предполагает жесткий контроль за специалистами, оказывающими психологическую помощь. По словам экспертов, сейчас подобного рода услуги порой предлагают далекие от психологии люди.

Первый зампредседателя комитета Сергей Калашников, который сам по специальности психолог, пояснил «Известиям», что в разработке документа примут участие представители научного и профессионального сообщества.

Я разговаривал с деканами факультетов психологии Московского и Санкт-Петербургского университетов, они тоже готовы помочь, - сказал Сергей Калашников. - Считаю, что профессиональное сообщество должно подготовить концептуальную основу. В 2014 году в Думу был внесен законопроект, подробно регламентирующий работу психологов, однако тогда он в итоге был отозван.

Одним из нововведений в законопроекте будет обязательное лицензирование или сертификация специалистов, оказывающих психологическую помощь. Сейчас фактически этим может заниматься кто угодно.

В российском законодательстве оказание психологической помощи не регулируется, - заявил «Известиям» председатель палаты молодых законодателей при Совете Федерации Виктор Конопацкий. - И это уже сегодня приводит к тому, что любой «предприимчивый» может заниматься психологической практикой. Пока не будет проработана нормативная база в этой области, у нас не будет никакой юридической ответственности, например, за действия, которые выдаются за психологическую помощь и наносят вред клиенту.

Пока проблему пытаются решать лишь на уровне регионов. В Москве, к примеру, принят закон «О психологической помощи населению», по которому имена практикующих психологов должны быть занесены в реестр.

Виктор Конопацкий обратился к главе Минтруда Максиму Топилину с просьбой обратить внимание на эту проблему. В письме говорится о необходимости принять федеральный закон, который позволял бы оказывать психологическую помощь только тем специалистам, которые учились на психологов, стажировались и успешно сдали экзамены.

Немало организаций предлагают сегодня человеку не только решить его личные проблемы, но еще и вылечить от всех болезней. Это недопустимо, и на законодательном уровне должны быть внесены серьезные изменения, которые бы регулировали оказание психологической помощи гражданам, - подчеркнул он.

В последние годы люди, называющиеся психологами, не раз становились героями скандальных публикаций. В 2013 году впервые было возбуждено уголовное дело в отношении психолога, после тренингов и консультаций которого молодая женщина выбросилась из окна в подмосковной Электростали. Как выяснилось, психолог был инженером по основному образованию, прошедшим переподготовку.

За два года до этого на всю страну стала известна психолог Лейла Соколова, привлеченная как эксперт к уголовному делу по обвинению Владимира Макарова в растлении собственной дочери. По детскому рисунку Соколова определила, что девочка пережила насилие. А вскоре по Рунету распространились фотографии самой Лейлы на садомазохистской вечеринке.

Руководитель липецкого психоаналитического центра Сергей Выставкин рассказал «Известиям», что профессиональное сообщество очень заинтересовано в том, чтобы деятельность психологов была регламентирована: деятельность непрофессионалов и шарлатанов бросает тень и на добросовестных специалистов.

Многие люди разочаровываются и говорят, что психология - это шарлатанство. А могут быть и более серьезные последствия, - сказал он «Известиям». - По всем международным стандартам это недопустимо. В европейских странах психологическая деятельность приравнивается к медицине, при этом существует строгий отбор специалистов. На психолога надо учиться много лет, каждый специалист держится за свою лицензию и дорожит ею.

Представители психиатрического сообщества, обязанные иметь медицинское образование и постоянно повышать свою квалификацию, идею урегулировать деятельность психологов приветствуют. Руководитель отдела Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского профессор Борис Положий сказал «Известиям», что при нынешней ситуации психологи часто превышают границы своих компетенций.

Это вытекает из того, что большинство психологов работают за плату. Их круг обязанностей должен быть четко очерчен, и они, вне всякого сомнения, должны быть сертифицированы. У нас их действительно очень много стало, и непонятно, откуда и какие они берутся, - сказал он.

По словам Бориса Положего, бывают случаи, когда в психологическую консультацию приходят люди с признаками психического расстройства. Психолог берется им «помогать» , и в итоге люди длительное время не получают медицинской помощи.

Если будет принят упорядочивающий эту деятельность документ, носящий правовой характер, это пойдет на пользу и тем, кто серьезно занимается психологией, и тем людям, которых они консультируют.

Думаю, основная задача закона - отрегулировать качество оказания психологических услуг населению.

Качество услуг определяется профессионализмом специалистов. Профессионализм определяется качеством образования и опытом. Также необходимо дифференцировать профессиональную специализацию в контексте контингента, которому оказываются услуги. В клинической сфере (государственной и негосударственной) должны работать специалисты, имеющие соответствующее образование, т.е. врачи-психотерапевты и клинические пcихологи, имеющие дополнительное образование в том или ином направлении психотерапии. Если это неклиническая сфера, то здесь, к профессионалам предъявляются те же требования, но контроль за выполнением этих требований должна осуществлять саморегулирующаяся организация, членом которой должен стать профессионал, работающий самостоятельно (в первых чтениях закона именно такой порядок и предлагался). Те же субъекты, кто выходит на рынок психологических услуг, не имея соответствующего статуса (не является членом саморегулирующейся организации профессионалов), должен нести административную (экономическую) ответственность в той или иной форме. Конечно, не совсем понятны механизмы привлечения к этой ответственности…Но их можно разработать..

Что касается моделей развитых стран в области оказания психологических услуг. Да, действительно, модели замечательные. Однако, воспользоваться в нашей стране этими моделями мы сможем лишь тогда, когда полностью изменим систему подготовки специалистов в этой области... Произойдет ли это когда-нибудь? На сегодняшний день и в ближайшем будущем вряд ли изменится ситуация. Для начала наша страна должна стать демократическим государством с развитым гражданским обществом. Пройдут десятилетия.

Если говорить о рынке психологических услуг. Эта тема актуальна лишь для мегаполисов.. В полумиллионных городах число людей, обращающихся к психологам столь мало, что о рынке никакой речи идти не может. Это связано с отсутствием культуры таких (психотерапевтических) отношений с одной стороны и предельной бедностью населения, с другой.

Поэтому, закон о психологической помощи должен сделать лишь первый шаг в сфере регулирования психологических услуг. Второй серьезный шаг будет сделан позже, и он будет касаться полного пересмотра системы образования специалистов в этой области.

Терминологический аппарат, с которым происходит игра - это всего лишь игра с лэйблами. Психотерапия – калька с англоязычного употребления этого значения. А сущность его – в психологическом воздействии на личность с целью гармонизации ее психического и (или) психологического состояния, улучшения качества жизни человека. Это воздействие может происходить при помощи специалистов – клиницистов (психотерапевтов и клинических психологов), либо психологов. Каждый из специалистов должен иметь соответствующий образовательный багаж – базовое образование (либо переподготовку), дополнительное образование в специальном направлении деятельности. Все документы должны предоставляться в соответствующие клинические (государственные и ли негосударственные) организации или в саморегулирующиеся профессиональные организации. Это критерии, которые могут давать легальность деятельности профессионала.

Могут ли в такой системе быть подтасовки, манипуляции? Конечно да. Но это - неизбежность, издержки любой деятельности. Они не будут носить массовый характер. По крайне мере, лица, которые сейчас самостийно занимаются «психотерапией» без базового образования, всего лишь пройдя обучение на каком-то единственном мастер-классе (пусть и хорошего профессионала), и, в силу, например, своих хороших коммуникативных способностей, обаяния, становятся, востребованными на рынке психологических услуг, в соответствии с законом об оказании психологической помощи, уже окажутся нелегалами, и вынуждены будут нести за это ответственность. Либо получать соответствующее образование…

P.S. Хотелось бы добавить, в клинические учреждения за психологической помощью (психотерапией) обращаются люди со столь серьезными проблемами дезадаптации, что, сам факт обращения их туда, говорит о преодолении страха быть причисленными к когорте людей с психическими проблемами и страхом стигматизации. И, к сожалению, по фактическому состоянию дел, клинические специалисты в государственной системе оказания подобной психологической помощи, в большинстве случаев, не располагают соответствующей материальной базой для индивидуальной и групповой работы. Эта тема ранее обсуждалась в контексте проблемы. При излишней регламентации этой деятельности в рамках системы здравоохранения, огромное количество людей будет вынуждено обращаться вновь к «непрофессионалам», уже на нелегальной основе.

    РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СВЕТЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

    К.О. МАКАРОВ

    В настоящее время в России на федеральном уровне не создано специальной нормативной базы регулирования оказания психологической помощи населению. Психологическая помощь рассматривается действующими законами как частный случай оказания социальных услуг.

    Особенности правового регулирования деятельности, связанной с оказанием психологической помощи. По общему правилу оказание психологической помощи подпадает под действие широкого спектра законодательных актов, включая Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ и Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1). Кроме того, если оказание психологической помощи оформлено документально, на возникающие отношения может распространяться действие актов профессиональных сообществ, принятых ими в порядке саморегулирования, в тех случаях, когда в тексте документа это условие прямо оговорено . Примером такого акта может служить Этический кодекс психолога , принятый съездом Российского общества психологов в 2012 году.

    Обстоятельный обзор ключевых аспектов правового регулирования отношений, возникающих при оказании психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи, представлен в статье Н.В. Козловой и С.Ю. Филипповой . Однако в связи с переходом законодательной инициативы, направленной на создание системы регулирования этого вида деятельности на общенациональном уровне, в завершающую фазу, требуется дать более подробный анализ особенностей законодательной базы оказания психологической помощи в целом.
    В тех случаях, когда оказание определенных видов психологической помощи предусмотрено законодательством, она относится к компетенции психологических служб соответствующих ведомств. Так, собственные психологические службы действуют в структурах и подведомственных организациях Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной таможенной службы. Причем работа по оказанию психологической помощи населению в большинстве субъектов Российской Федерации систематически ведется по линии трех ведомств: здравоохранения, образования и МЧС России. Исключением является пока только город Москва, где принят собственный Закон о психологической помощи населению . Действие этого Закона ограничено не только территориально, но и содержательно: его положения не распространяются на отношения "в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам" . Несмотря на существенный характер указанных ограничений, значимость московского Закона о психологической помощи весьма высока. Практика применения этого акта, внесенные в него за время действия изменения, а также полученные комментарии и рекомендации обладают определенной ценностью в свете продолжающихся подготовки и обсуждения проекта Федерального закона N 553338-6 "О психологической помощи населению в Российской Федерации" .

    Правовое регулирование вопросов психологической помощи на федеральном уровне. Как уже отмечалось, основу нормативной базы федерального значения в сфере оказания психологических услуг составляют законодательные акты, регламентирующие вопросы социального обслуживания населения. Важнейшими из них являются Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) и ряд национальных стандартов социального обслуживания населения. Положения этих документов определяют понятие социальной службы, играющее центральную роль в рамках нормативной базы деятельности в этой сфере. Так, согласно ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", социальной службой является не только организация независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, предоставляющая социальные услуги , но и физические лица, т.е. "граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица" .
    Из определения понятия "социальное обслуживание" следует, что последнее является деятельностью социальных служб (включая граждан, предоставляющих такие услуги без образования юридического лица), направленной на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации . Таким образом, действие стандартов распространяется на деятельность неюридических лиц в области предоставления социальных услуг, социальной реабилитации и адаптации . Последнее определение ссылается на три других понятия, причем формулировка указывает на конъюнктивный порядок их включения. Первое из понятий охватывает всю номенклатуру предусмотренных стандартами услуг: социальная услуга определена как "действия социальной службы... заключающиеся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации" . Ввиду того, что положения Закона N 442-ФЗ в части определения социального обслуживания менее строги, допускают широкую интерпретацию этого понятия и предполагают обязательность применения положений стандартов, в дальнейшем внимание будет уделяться преимущественно содержанию стандартов.
    В силу того, что ни Стандарт, ни Федеральный закон явным образом не определяют понятие "социальная помощь", интерпретация последнего в каждом конкретном случае остается за сторонами возникающих правовых отношений, а в обстоятельствах судебного разбирательства - за судом. В то же время в приложении к оказанию психологической помощи неюридическими лицами положения Стандарта распространяются на такие "действия, [которые] заключаются в оказании социальной помощи" , направленной на преодоление ситуации, "объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина [ввиду ее особенностей психологического характера], которую он не может преодолеть самостоятельно" .
    Возвращаясь к вопросам социальной реабилитации и адаптации, которые также входят в состав определения понятия социального обслуживания, следует отметить, что эти понятия отнесены стандартом к группе общих понятий и, следовательно, помещены в один разряд с понятием социального обслуживания , что прямо указывает на их принципиальное отличие от социальных услуг и объясняет, почему они все конъюнктивно входят в понятие "социальное обслуживание". Поскольку, согласно стандарту, социальная адаптация представляет собой систему "мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности" , эта разновидность социального обслуживания пересекается с деятельностью по оказанию социальных услуг в том, что она предназначена для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации . При этом социальная услуга является деятельностью социальных служб, направленной на оказание социальной помощи , в то время как социальная адаптация нацелена на приспособление к правилам и нормам поведения и окружающей среде .
    Что же касается социальной реабилитации, то она также представляет собой самостоятельный вид социального обслуживания, не входящий в состав группы социальных услуг и не требующий наличия трудной жизненной ситуации. Социальная реабилитация предполагает наличие "системы мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности" и также вполне может пересекаться с множеством работ по оказанию психологической помощи.
    Исходя из рассмотренных особенностей национальных стандартов социального обслуживания населения можно заключить, что их действие распространяется на предприятия и учреждения (независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности), которые занимаются оказанием социальной помощи гражданину в преодолении им ситуации, "объективно нарушающей его жизнедеятельность... которую он не может преодолеть самостоятельно" .

    В то же время на лиц, оказывающих психологическую помощь без образования юридического лица, действие данных стандартов распространяется в более широком спектре обстоятельств: в той части, в которой их деятельность рассматривается либо как оказание социальной помощи гражданину в преодолении трудной жизненной ситуации, либо как содействие восстановлению утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранению или возможно полной компенсации ограничений жизнедеятельности , либо как обеспечение приспособления к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей среде жизнедеятельности . Указанные особенности существенны как с точки зрения оформления отношений с потенциальным получателем психологической помощи, так и в случае возникновения противоречий, которые могут оказаться неразрешимы в несудебном порядке.
    Специфика определения стандартом социальной реабилитации обращает на себя отдельное внимание, поскольку, в отличие от всех других отношений с получателем психологической помощи, связь этой формы социального обслуживания с трудной жизненной ситуацией явным образом не обозначена. Указанием на наличие тяжелой жизненной ситуации при осуществлении социального обслуживания может служить тот факт, что в качестве контрагента социальной службы, а значит, и неюридического лица, предоставляющего психологическую помощь, стандарт в большинстве случаев ссылается на клиента социальной службы, которого определяет как "гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляют социальные услуги" .
    Таким образом, в большинстве случаев при оформлении отношений, возникающих в ходе предоставления психологической помощи, следует обосновать, что помощь оказывается лицу, находящемуся в ситуации, объективно нарушающей его жизнедеятельность, и именно в связи с тем, что это лицо не может преодолеть ситуацию, делающую оказание помощи необходимым, самостоятельно .
    Следует также обратить внимание на то, что в тексте подавляющего числа определений, содержащихся в стандартах, в качестве получателя социальных услуг, а значит, и психологической помощи выступают гражданин или граждане. Согласно ГК РФ понятие "граждане" практически эквивалентно понятию "физические лица" (глава 3). Из смысла и содержания понятия "социальное обслуживание" следует, что оно всегда связано с оказанием услуг именно гражданам в понимании этого термина стандартом и, следовательно, при рассмотрении этого вопроса соответствующий административный или судебный орган придет к выводу о том, что, формулируя текст определения социальной службы в части, касающейся физических лиц, законодатель применил термин "население" как синоним термина "граждане", чтобы избежать повторения последнего термина в одном предложении. В пользу этого предположения говорит и то, что в числе прочих категорий клиентов социальных служб стандарт непосредственно упоминает понятие "беженец", определяемое как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации .
    Наконец, текст раздела 5 ГОСТ-Р 52143-2013 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" содержит прямое указание на то, что "иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством" .
    Особенности определения понятия "психологическая помощь". В настоящее время на общенациональном уровне законодательство не дает определения психологической помощи. В то же время национальный стандарт, регулирующий порядок оказания основных видов социальных услуг, содержит упоминание психологической помощи в числе социально-психологических услуг, направленных на обеспечение социальной безопасности . Понятие "психологическая помощь" упоминается в связке с еще одним термином, также не имеющим жесткого определения: "психологическая помощь и поддержка". Учитывая это обстоятельство, вероятнее всего, понятие "психологическая помощь" в смысле положений национальных стандартов будет интерпретироваться соответствующими административными и судебными инстанциями как понятие, охватывающее все виды социально-психологических услуг, которые законодатель не выделил в самостоятельные категории.
    Как уже упоминалось, стандартами четко определены различные виды помощи психологической направленности в сфере социального обслуживания населения. Так, социально-психологическая услуга рассматривается как "социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности" .
    В рамках данной категории законодательством определены восемь разновидностей социально-психологических услуг: социально-психологическое консультирование (его цель - раскрытие и мобилизация клиентом собственных внутренних ресурсов и последующее решение социально-психологических проблем), психологическое консультирование (направлено на "налаживание межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для клиента людьми") ; психодиагностика и обследование личности (состоит в "выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений") ; психологическая коррекция (заключается в "активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента") ; психотерапевтическая помощь (направлена "на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов") ; психопрофилактическая и психологическая работа (содействие "в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента") ; психологический тренинг (заключается в "активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям") ; социально-психологический патронаж (заключается в "систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи") .
    Поскольку законодательство не дает четкого определения понятия "социальная помощь", а понятие "психологическая помощь", вероятнее всего, следует рассматривать как остаточное, включающее в себя все виды социально-психологических услуг, которые законодатель не выделил в самостоятельные категории, установление факта и оценка качества исполнения обязательств по оказанию такой услуги всегда будут весьма неопределенными.

    Особенности определения качества психологической помощи населению. Вопросу определения качества социальных услуг законодатель уделил особое внимание. Так, в настоящее время действует ряд национальных стандартов, регулирующих вопросы качества социальных услуг в целом , методы контроля качества социальных услуг , а также разработанных специально для определенных категорий населения, как-то: дети , женщины , семья , граждане пожилого возраста , инвалиды и лица без определенного места жительства и занятий . Отдельный национальный стандарт регулирует вопросы контроля качества реабилитационных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста .
    Стандарты качества социального обслуживания, ориентированные на указанные категории лиц, регулируют деятельность специализированных некоммерческих юридических лиц, каковыми являются учреждения , и граждан, осуществляющих социальное обслуживание на коммерческой основе.
    Область применения этой группы стандартов пересекается со сферой действия понятия "социальная служба" не полностью. К числу социальных служб относятся не только учреждения, но и "предприятия... независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности" , т.е. и коммерческие организации. Таким образом, есть основания полагать, что область действия стандартов качества социальных услуг, определяющих наиболее общие требования к содержанию, порядку и методам контроля качества оказания психологической помощи, неоднородна не только в отношении специфики определенных групп населения, но и в части применимости к деятельности некоммерческих организаций или частных предпринимателей.
    Следует также отметить, что все эти документы содержат ссылки на основные стандарты качества социальных услуг, отчего на них распространяются общие правила регулирования этой сферы деятельности. Наиболее существенно в этой связи то, что их действие распространяется на все население безотносительно наличия гражданства Российской Федерации и "трудной жизненной ситуации" .

    Согласно стандартам в основе подхода к определению качества психологической помощи как разновидности социальных услуг лежит деятельность по проверке полноты, своевременности предоставления этих услуг и их результативности . Общий подход к контролю качества по указанным ключевым признакам последовательно применяется и на уровне отдельных разновидностей социальных услуг. Применительно к социально-психологическим услугам, включая психологическую помощь, стандарт определяет контроль качества всех предусмотренных услуг именно через полноту достижения их специфических целей и, когда это существенно, непосредственно упоминает о необходимости оценки своевременности оказания услуги . Ряд особенностей правового регулирования этих вопросов связан со стандартизацией собственно методов контроля качества социальных услуг. ГОСТ Р 54342-2011 "Социальное обслуживание населения. Методы контроля качества социальных услуг" распространяется на "услуги населению, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания без образования юридического лица" , т.е. формально не затрагивает только деятельность коммерческих юридических лиц. Согласно данному стандарту, "контроль качества социально-психологических услуг может осуществляться (при необходимости) методом супервизии" . Исходя из того, что применение указанного метода предполагает регулярное и структурированное обсуждение сложных случаев оказания услуг клиентам, анализ эффективности применения методов, технологий работы и оценку достигнутых результатов , может оказаться, что соответствующий контролирующий орган не только уполномочен проверять деятельность лиц, оказывающих психологическую помощь, на предмет соответствия нормам оказания такой услуги, но и вправе фактически курировать эту деятельность на основании собственного решения о наличии такой необходимости.
    Требования к персоналу, осуществляющему предоставление психологической помощи или услуг. ГОСТ Р 52883-2007 устанавливает основные требования к персоналу учреждений социального обслуживания, т.е. его положения формально распространяются только на действия некоммерческих организаций и непосредственно не касаются частных предпринимателей, ведущих деятельность без образования юридического лица . Кроме того, он предназначен для использования при аттестации персонала учреждений. Это обстоятельство весьма существенно с точки зрения разработки и проведения аттестационных процедур и по возможности должно быть отражено в документах. Наконец, поскольку большая часть текста Стандарта посвящена описанию требований к персоналу учреждений социального обслуживания, и в том числе задает номенклатуру типовых должностей, при разработке должностных инструкций и других внутренних документов организаций, оказывающих психологическую помощь, следует учитывать не только требования Трудового кодекса РФ, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), но и установленные ГОСТ Р 52883-2007 принципы работы и требования к сотрудникам.
    Особенности правового регулирования вопросов оказания психологической помощи ведомственными службами. Согласно данным, изложенным в Концепции создания Интернет-службы психологической помощи населению , в России действует развитая сеть служб оказания психологической помощи населению. Их ведомственная принадлежность в значительной мере определяет специфику работы по оказанию психологической помощи.
    В частности, оказание психологической помощи по линии здравоохранения наиболее глубоко разработано методически и строго регламентировано законодательством, а также ведомственными актами во всех существенных аспектах. Для организаций, оказывающих психологическую помощь в системе здравоохранения, ЕКС предусмотрена специальная разновидность должностей специалистов в сфере оказания психологической помощи - медицинский психолог . Квалификационные требования к лицу, занимающему такую должность, четко прописаны. К оказанию психологической помощи в подведомственных Минздраву России службах допускаются лица, обладающие образовательным уровнем не ниже бакалавриата , успешно окончившие курс по специальности "Психология" и выдержавшие экзамен по курсу "Клиническая психология". Этот квалификационный минимум распространяется в том числе на сотрудников служб, предназначенных для оказания преимущественно немедицинской психологической помощи.

    Наиболее существенной особенностью психологической службы МЧС России можно считать направленность ее деятельности на оказание экстренной психологической помощи преимущественно в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Организационно-методическое руководство службой осуществляет Центр экстренной психологической помощи МЧС России, который представляет собой государственное учреждение и обладает филиалами в ряде регионов . Основными направлениями деятельности Центра являются оказание экстренной психологической помощи пострадавшим от действия чрезвычайных ситуаций, психологическая реабилитация пострадавших и сотрудников, психологическая подготовка и психологическое консультирование населения и сотрудников МЧС России, подвергшихся воздействию чрезвычайных ситуаций .
    Для сотрудников психологических служб МЧС России предусмотрены особые квалификационные требования и собственное наименование специальности. Так, соответствующий раздел ЕКС содержит описание квалификации "кризисный психолог", согласно которому важнейшим требованием к работнику, занимающему эту должность, является обладание высшим профессиональным (психологическим) образованием. К работе в психологических службах МЧС России допускаются лица с профильным образованием не ниже бакалавриата , причем наличие опыта работы также не требуется.
    В образовательной отрасли предусмотрена собственная разновидность специалистов-психологов - "педагог-психолог". Согласно положениям ЕКС уровень квалификации лица, занимающего такую должность, предполагает наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо образования того же уровня, а также дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы . Эта норма согласуется с положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
    Особенности существующих отраслевых и ведомственных квалификационных требований к специалистам психологических служб могут оказаться существенными не только при формировании и реализации кадровой политики организации. Их полезно учитывать и частнопрактикующему психологу, если обстоятельства, в которых осуществляется его профессиональная деятельность, могут быть расценены как связанные со здоровьем получателя помощи, чрезвычайной ситуацией, с образованием либо обучением.
    Закон города Москвы от 07.10.2009 N 43 "О психологической помощи населению в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 43) содержит определение понятия "психологическая помощь", которое охватывает довольно широкий спектр деятельности и отличается рядом существенных особенностей. В Законе прослеживается очевидная связь формулировки понятия "психологическая помощь" с описанием смысла и содержания социально-психологических услуг, которые, согласно Закону N 442-ФЗ, "предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния... для адаптации в социальной среде" , или, как указывается в национальных стандартах, "в среде обитания (обществе)" . Характерно, что другие ключевые составляющие определения психологической помощи, указанные в п. 1 ст. 1 Закона города Москвы N 43 и уточняющие состав деятельности (саморазвитие, самореализация и реабилитация), в тексте Закона N 442-ФЗ не встречаются и, согласно стандартам, могут быть отнесены именно к разновидностям психологической помощи . Кроме того, Закон города Москвы N 43 указывает, что психологическая помощь должна быть профессиональной (п. 1 ст. 1).

    Последней важной особенностью определения понятия психологической помощи Законом города Москвы N 43 является указание на то, что она может быть связана с преодолением сложной психологической ситуации. Это понятие аналогично применяемому в законодательстве федерального уровня понятию "трудная жизненная ситуация".
    Закон города Москвы N 43 в качестве одной из задач ставит организацию и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи (пп. 4 п. 2 ст. 2). Раздел Закона, посвященный стандарту оказания психологической помощи, содержит ряд важных особенностей, определяющих состав и сферу применения установленных им нормативов. Стандарт определяет нормативы качества и объема психологической помощи, т.е. содержит не только качественные, но и количественные параметры (ст. 10). Кроме того, эти параметры задаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Москвы, следовательно, их состав включает все положения федеральных законодательных актов и национальных стандартов и может быть дополнен положениями нормативных актов местного уровня.
    Законом города Москвы N 43 предусмотрено ведение реестра лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (статьи 11 - 13). Функционально реестр представляет собой административный контрольно-учетный инструмент. Внесение в реестр записей о лицах, оказывающих психологическую помощь, осуществляется в добровольном порядке. Лица, чьи данные внесены в реестр, получают право на поддержку своей деятельности, которую уполномоченные органы исполнительной власти города могут осуществлять в форме организации обмена опытом, информационно-методической помощи, повышения квалификации специалистов-психологов, а также содействия в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий (ст. 13). Важно отметить, что первая форма помощи доступна только для сотрудников организаций, на что вполне однозначно указывает ее привязка к категории специалистов-психологов.
    Закон города Москвы N 43 требует от лиц, включенных в реестр, соблюдать установленный в городе стандарт (п. 1 ст. 12). Эта обязанность, казалось бы, необременительна, однако распространяемый по ведомственным каналам Типовой стандарт оказания психологической помощи населению в учреждениях Департамента социальной защиты населения города Москвы предписывает, что оказание очной психологической помощи должно осуществляться в помещении, расположенном в нижних этажах здания, доступном для инвалидов. Данная норма может оказаться значительным препятствием как в силу расценок на аренду помещений в нижних этажах, так и в связи с неприспособленностью большинства зданий к эксплуатации людьми с ограниченными возможностями.
    Рассматривая всю совокупность обязанностей лиц, включенных в данный реестр, можно прийти к выводу, что по своей строгости и потенциальной обременительности они близки к требованиям, предъявляемым к ведомственным государственным психологическим службам. В этой связи среди лиц, оказывающих психологическую помощь, но не принадлежащих к структуре исполнительной власти, Закон города Москвы N 43 остается невостребованным.
    Судебная практика в сфере регулирования профессиональной деятельности психологов. Анализ отечественной судебной практики по материалам справочных правовых систем "КонсультантПлюс" и "Гарант" не выявил решений каких-либо инстанций, которые непосредственно касались бы вопросов, связанных с оказанием психологических услуг организациями или физическими лицами. В подавляющем большинстве дел, которые так или иначе связаны с проблематикой психологической помощи, рассматриваются вопросы исполнения договоров или имущественного права, а в качестве связи с темой психологической помощи выступает тот простой факт, что, как правило, одной из сторон является учреждение, оказывающее в том числе социально-психологические услуги. Таким образом, оценка опыта применения отечественного законодательства, регулирующего вопросы оказания психологической помощи, может опираться в настоящее время только на косвенные данные.
    Заключение. Анализ нормативной базы профессиональной деятельности психологов в России показывает, что законодатель относит эту деятельность к сфере услуг. Основу системы правового регулирования отрасли составляют Закон N 2300-1 и Закон N 442-ФЗ, соответствующие национальные стандарты и нормативные документы ряда ведомств, по линии которых населению оказывается значительная часть психологических услуг. Нормативная база стандартов благодаря длительной истории своего развития глубоко и полно проработана, составляющие ее нормы и правила внутренне согласованы.

    В то же время опыт разработки и применения законодательства в области оказания психологической помощи за пределами государственных структур ограничивается пока одним действующим нормативным актом - Законом города Москвы N 43, а также упоминанием психологических услуг в актах, регулирующих вопросы социального обслуживания. В силу этого нормативной базе деятельности частных представителей профессионального сообщества психологов присущи типичные черты правовой системы, находящейся в стадии становления. На сегодняшний день работа, связанная с оказанием психологической помощи или психологических услуг, регламентируется множеством законодательных актов, тексты которых пока не составляют вполне завершенной системы. Вместе с тем определенный интерес представляют положения национальных стандартов, устанавливающих нормы и правила социального обслуживания населения. В частности, стандарты связывают обстоятельства, при которых обязательно соблюдение установленных ими нормативов, с наличием трудной жизненной ситуации у получателя услуг и допускают распространение понятия "социальная служба" на частнопрактикующих психологов. Отдельного внимания заслуживают вопросы именования предоставляемых услуг, особенно в договорах, рекламных и других документах.
    Согласно установленной стандартами номенклатуре социально-психологическое и психологическое консультирование представляют собой разные виды услуг, различаемые по цели их оказания. Социально-психологическое консультирование направлено на мобилизацию собственных ресурсов клиента и решение его проблем, в то время как психологическое консультирование предназначено для решения вопросов межличностных отношений. Кроме того, в качестве ключевых признаков психотерапевтической помощи выделены оказание этой услуги лично, а также направленность помощи на решение проблем, находящихся в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов.
    Довольно много внимания законодатель уделил вопросам оценки качества оказания психологической помощи. Особые стандарты качества социальных услуг разработаны для отдельных категорий граждан: детей, женщин, граждан пожилого возраста, инвалидов и лиц без определенного места жительства.
    Большая часть положений национальных стандартов распространяется на государственные или муниципальные учреждения, и только в вопросах информирования об услугах они затрагивают работу социальных служб, к числу которых относятся коммерческие предприятия и частнопрактикующие психологи.
    В итоге действующее законодательство рассматривает контроль качества психологических услуг в негосударственном секторе как процесс проверки на соответствие требованиям Закона N 2300-1, а также на наличие доступной клиенту информации о составе услуг. Другие контрольные мероприятия служат расширением этой основы и проводятся по трем ключевым направлениям: полноты, своевременности и результативности предоставленной услуги.
    Наличие в Москве собственного Закона о психологической помощи населению придает деятельности профессионального сообщества психологов в этом регионе дополнительные особенности. Ключевую роль в этом Законе в части регулирования доступа к рынку психологических услуг играет требование профессиональности предоставляемой психологической помощи. Формулировка этой нормы интересна тем, что она распространяет действие закона только на коммерческую деятельность и может быть неприменима в ситуации безвозмездного оказания психологической помощи. Таким образом, Закон Москвы N 43 предназначен преимущественно для регулирования вопросов доступа к рынку коммерческих услуг, в то время как вопросы, лежащие вне этой сферы, регламентируются федеральными законами и нормативными актами.
    В заключение следует констатировать, что в настоящее время в России существует хорошо развитая нормативная база, регулирующая вопросы оказания психологической помощи представителями государственных и муниципальных организаций. В то же время если выработанные в среде государственных ведомств нормы и правила вполне могут служить надежной основой для создания и ввода в действие профессиональных стандартов в сфере оказания психологических услуг, то работа над созданием системы регулирования допуска к профессии, контроля качества услуг, а также разрешения возникающих при этом споров пока далека от завершения. Актуальность создания соответствующей законодательной базы представляется очевидной, подтверждением чему служит ведущееся уже не первый год активное обсуждение проекта Федерального закона "О психологической помощи населению в Российской Федерации".

    Список литературы

    1. ГОСТ Р 52142-2013 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения" (принят Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1179-ст).
    2. ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" (принят Постановлением Госстандарта от 24.11.2003 N 327-ст).
    3. ГОСТ Р 52143-2013 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" (принят Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1180-ст).
    4. ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 30.12.2005 N 532-ст).
    5. ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения" (утв. Приказом Росстандарта от 30.12.2005 N 533-ст).
    6. ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания" (утв. Приказом Росстандарта от 27.12.2007 N 561-ст).
    7. ГОСТ Р 53061-2008 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.12.2008 N 438-ст).
    8. ГОСТ Р 53062-2008 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.12.2008 N 439-ст).
    9. ГОСТ Р 53063-2008 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье" (утв. Приказом Росстандарта от 18.12.2008 N 440-ст).
    10. ГОСТ Р 53347-2009 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста" (утв. Приказом Росстандарта от 27.05.2009 N 177-ст).
    11. ГОСТ Р 53348-2009 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам" (утв. Приказом Росстандарта от 27.05.2009 N 178-ст).
    12. ГОСТ Р 53555-2009 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий" (утв. Приказом Росстандарта от 15.12.2009 N 838-ст).
    13. ГОСТ Р 54341-2011 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста" (утв. Приказом Росстандарта от 28.06.2011 N 154-ст).
    14. ГОСТ Р 54342-2011 "Социальное обслуживание населения. Методы контроля качества социальных услуг" (утв. Приказом Росстандарта от 28.06.2011 N 155-ст).
    15. Гражданский кодекс Российской Федерации. URL: http://www.gk-rf.ru/ (дата обращения: 25.06.2015).
    16. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (утв. Приказом Минздрава России от 23.07.2010 N 541н).
    17. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях" (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.12.2013 N 707н).
    18. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утв. Приказом Минздрава России от 26.08.2010 N 761н).
    19. О внесении изменений в отдельные законы города Москвы: Закон города Москвы от 30.04.2014 N 20 // Доступ из СПС "Гарант".
    20. О саморегулируемых организациях: Федер. закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ // Доступ из СПС "Гарант".
    21. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Доступ из СПС "Гарант".
    22. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2013/12/30/socialka-dok.html (дата обращения: 25.06.2015).
    23. О психологической помощи населению в городе Москве: Закон города Москвы от 07.10.2009 N 43. URL: http://www.mosopen.ru/document/43_zk_2009-10-07 (дата обращения: 25.06.2015).
    24. О психологической помощи населению в Российской Федерации: проект Федер. закон N 553338-6. URL: http://www.asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=553338-6&02 (дата обращения: 29.05.2015).
    25. Козлова Н.В., Филиппова С.Ю. Договор об оказании психологической и психотерапевтической помощи: правовые аспекты // Национальный психологический журнал. 2013. N 1(9). С. 83 - 88.
    26. Концепция создания Интернет-службы психологической помощи населению (утв. Приказом Минздрава России, МЧС России, Минобрнауки России и Минкомсвязи России от 29.09.2011 N 1086/550/2415/241).
    27. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О психологической помощи населению в Российской Федерации". URL: http://www.asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=553338-6&02 (дата обращения: 29.05.2015).
    28. Правовые акты Москвы. URL: http://www.mosopen.ru/documents (дата обращения: 29.06.2015).
    29. Типовой стандарт оказания психологической помощи населению в учреждениях Департамента социальной защиты населения города Москвы (утв. Протоколом от 19.12.2013 N 8 к заседанию коллегии Департамента социальной защиты населения города Москвы). URL: http://www.centrblago.ru/?page_id=4234 (дата обращения: 06.07.2015).
    30. Устав Государственного учреждения "Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". URL: http://www.mchs.gov.ru/document/375671 (дата обращения: 22.05.2015).
    31. Этический кодекс психолога. М.: РПО, 2012. URL: http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php (дата обращения: 25.06.2015).

    References

    1. GOST R 52142-2013 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Kachestvo sotsial"nykh uslug. Obshchie polozheniia" (priniat Prikazom Rosstandarta ot 17.10.2013 N 1179-st).
    2. GOST R 52143-2003 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Osnovnye vidy sotsial"nykh uslug" (priniat Postanovleniem Gosstandarta ot 24.11.2003 N 327-st).
    3. GOST R 52143-2013 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Osnovnye vidy sotsial"nykh uslug" (priniat Prikazom Rosstandarta ot 17.10.2013 N 1180-st).
    4. GOST R 52495-2005 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Terminy i opredeleniia" (utv. Prikazom Rosstandarta ot 30.12.2005 N 532-st).
    5. GOST R 52496-2005 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Kontrol" kachestva sotsial"nykh uslug. Osnovnye polozheniia" (utv. Prikazom Rosstandarta ot 30.12.2005 N 533-st).
    6. GOST R 52883-2007 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Trebovaniia k personalu uchrezhdenii sotsial"nogo obsluzhivaniia" (utv. Prikazom Rosstandarta ot 27.12.2007 N 561-st).
    7. GOST R 53061-2008 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Kontrol" kachestva sotsial"nykh uslug detiam" (utv. i vveden v deistvie Prikazom Rosstandarta ot 18.12.2008 N 438-st).
    8. GOST R 53062-2008 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Kontrol" kachestva sotsial"nykh uslug zhenshchinam" (utv. i vveden v deistvie Prikazom Rosstandarta ot 18.12.2008 N 439-st).
    9. GOST R 53063-2008 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Kontrol" kachestva sotsial"nykh uslug sem"e" (utv. Prikazom Rosstandarta ot 18.12.2008 N 440-st).
    10. GOST R 53347-2009 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Kontrol" kachestva sotsial"nykh uslug grazhdanam pozhilogo vozrasta" (utv. Prikazom Rosstandarta ot 27.05.2009 N 177-st).
    11. GOST R 53348-2009 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Kontrol" kachestva sotsial"nykh uslug invalidam" (utv. Prikazom Rosstandarta ot 27.05.2009 N 178-st).
    12. GOST R 53555-2009 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Kontrol" kachestva sotsial"nykh uslug litsam bez opredelennogo mesta zhitel"stva i zaniatii" (utv. Prikazom Rosstandarta ot 15.12.2009 N 838-st).
    13. GOST R 54341-2011 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Kontrol" kachestva reabilitatsionnykh uslug grazhdanam pozhilogo vozrasta" (utv. Prikazom Rosstandarta ot 28.06.2011 N 154-st).
    14. GOST R 54342-2011 "Sotsial"noe obsluzhivanie naseleniia. Metody kontrolia kachestva sotsial"nykh uslug" (utv. Prikazom Rosstandarta ot 28.06.2011 N 155-st).
    15. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.gk-rf.ru/ (data obrashcheniia: 25.06.2015).
    16. Edinyi kvalifikatsionnyi spravochnik dolzhnostei rukovoditelei, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel "Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostei rabotnikov v sfere zdravookhraneniia" (utv. Prikazom Minzdrava Rossii ot 23.07.2010 N 541n).
    17. Edinyi kvalifikatsionnyi spravochnik dolzhnostei rukovoditelei, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel "Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostei rabotnikov, osushchestvliaiushchikh deiatel"nost" v oblasti grazhdanskoi oborony, zashchity naseleniia i territorii ot chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera, obespecheniia pozharnoi bezopasnosti, bezopasnosti liudei na vodnykh ob""ektakh i ob""ektakh vedeniia gornykh rabot v podzemnykh usloviiakh" (utv. Prikazom Ministerstva truda i sotsial"noi zashchity RF ot 03.12.2013 N 707n).
    18. Edinyi kvalifikatsionnyi spravochnik dolzhnostei rukovoditelei, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel "Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostei rabotnikov obrazovaniia" (utv. Prikazom Minzdrava Rossii ot 26.08.2010. N 761n).
    19. O vnesenii izmenenii v otdel"nye zakony goroda Moskvy: Zakon goroda Moskvy ot 30.04.2014 N 20 // Dostup iz SPS "Garant".
    20. O samoreguliruemyh organizaciiah: Feder. zakon ot 01.12.2007 N 315-FZ // Dostup iz SPS "Garant".
    21. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federacii: Feder. zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ // Dostup iz SPS "Garant".
    22. Ob osnovah social"nogo obsluzhivaniia grazhdan v Rossiiskoi Federacii: Feder. zakon ot 28.12.2013 N 442-FZ. URL: http://www.rg.ru/2013/12/30/socialka-dok.html (data obrashheniia: 25.06.2015).
    23. O psihologicheskoi pomoshchi naseleniiu v gorode Moskve: Zakon goroda Moskvy ot 07.10.2009 N 43. URL: http://www.mosopen.ru/document/43_zk_2009-10-07 (data obrashheniia: 25.06.2015).
    24. O psihologicheskoi pomoshhi naseleniiu v Rossiiskoi Federacii: proekt Feder. zakon N 553338-6. URL: http://www.asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=553338-6&02 (data obrashheniia: 29.05.2015).
    25. Kozlova N.V., Filippova S.Iu. Dogovor ob okazanii psihologicheskoi i psihoterapevticheskoi pomoshhi: pravovye aspekty // Nacional"nyi psihologicheskii zhurnal. 2013. N 1(9). S. 83 - 88.
    26. Koncepciia sozdaniia Internet-sluzhby psiho logicheskoi pomoshhi naseleniiu (utv. Prikazom Minzdrava Rossii, MChS Rossii, Minobrnauki Rossii i Minkomsvjazi Rossii ot 29.09.2011 N 1086/550/ 2415/241).
    27. Perechen" aktov federal"nogo zakonodatel"stva, podlezhashchih priznaniiu utrativshimi silu, priostanovleniiu, izmeneniiu, dopolneniiu ili priniatiiu v sviazi s priniatiem Federal"nogo zakona "O psihologicheskoi pomoshhi naseleniiu v Rossiiskoi Federacii". URL: http://www.asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=553338-6&02 (data obrashheniia: 29.05.2015).
    28. Pravovye akty Moskvy. URL: http://www.mosopen.ru/documents (data obrashheniia: 29.06.2015).
    29. Tipovoi standart okazaniia psihologicheskoi pomoshhi naseleniiu v uchrezhdeniiah Departamenta social"noi zashhity naseleniia goroda Moskvy (utv. Protokolom ot 19.12.2013 N 8 к zasedaniiu kollegii Departamenta social"noi zashhity naseleniia goroda Moskvy). URL: http://www.centrblago.ru/?page_id=4234 (data obrashheniia: 06.07.2015).
    30. Ustav Gosudarstvennogo uchrezhdeniia "Centr ekstrennoi psihologicheskoi pomoshhi Ministerstva Rossiiskoi Federacii po delam grazhdanskoi oborony, chrezvychainym situaciiam i likvidacii posledstvii stihiinyh bedstvii". URL: http://www.mchs.gov.ru/document/375671 (data obrashheniia: 22.05.2015).
    31. Eticheskii kodeks psikhologa. M.: RPO, 2012. URL: http://rpo.rf/rpo/documentation/ethics.php (data obrashcheniia: 25.06.2015).

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Сегодня речь пойдет об очередной попытке ослабить российское государство.

В недрах Государственной Думы зародился проект № 553338-6

федерального закона «О психологической помощи населению Российской Федерации», как вы увидите из текста, направленного на подрыв основ государства и его устоев.

В первых статьях законопроекта говорится о том, что Российская Федерация обязана обеспечивать права граждан на доступную и качественную психологическую помощь.

Скажите,а кто решил, что поголовная психологическая «помощь» - это благо?

Для начала давайте разберемся, чем же занимаются психологи и что составляет объект их интереса? Психологи работают с разумом отдельного, конкретного человека. Поступки, оценка самим человеком его действий, система ценностей, собственные оправдания неблаговидных поступков, степень возможного нравственного падения конкретного человека. В общем, сама жизнь индивида в полном смысле этого слова.

Какова цель внедрения психологов в обществе? Ст.2 законопроекта описывает это как «{цель} в предупреждении, разрешении, преодолении психологических проблем, которые нарушают нормальную жизнедеятельность и способствующих поддержанию психического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации и повышению качества жизни».

В нашей жизни психологи присутствуют уже более 20 лет. Они есть и в трудовых коллективах, и в школах, существуют частные психологические службы, психологи есть в МЧС и армии. В настоящее время мы уже можем исследовать эффективность работы психологов и сделать вывод: достигают ли эти «профессионалы» заявленные ими же цели.

Во времена СССР, когда не было психологов в школах, наши классы были смешанными. В них были и двоечники и отличники, учителя равнялись на способности середнячков, и темы объясняли по несколько раз, а неуспевающих оставляли после уроков. В итоге, даже среди моих одноклассников два безуспешных двоечника закончили ВУЗы. С падением СССР в наши школы вошло новое западное веяние - психологи, которые около 20 лет занимаются окормлением разума воспитанников. Что же мы видим?

С приходом психологов в школы детей стали делить на «обучаемых» и «необучаемых». Последних начали выделять в отдельные классы, а там детей начали посылать к психиатрам и назначать им изменяющие сознание препараты. Фактически, раньше те троечники и хулиганы, кто сидел и корпел над задачками после уроков и заставлял свой разум работать, сейчас превращены в психиатрических наркоманов без будущего, потому что кто уж точно не обучаем, так это наркоман. Поговорите с учителями и директорами школ. Они скажут, что как только в школу приходит психолог, так начинаются конфликты, травля менее способных детей, криминогенная обстановка в школе повышается. Постепенно формируется общество апатичных, неграмотных, не способных справляться с жизненными трудностями, не способных учиться, ничем не интересующихся людей, топящих свою жизнь в алкоголе. Дошли уже до того, что в школах предполагается ввести уголовную ответственность за оскорбление учителя. Это было немыслимо еще 20 лет назад.

Так кто же на самом деле владеет разумом учеников? Чей авторитет выше - учителя, который требует, или психолога, который призывает «приспособиться под окружение», «избавиться от стресса», «поменять точку зрения» и т. д. (нормы морали и нравственности - это тоже точка зрения на то, что такое хорошо, и что такое плохо.)

В армии психологи «заботятся» о психическом состоянии наших военных со времен падения железного занавеса. И что? Недавно общественность обсуждала проект приказа Министра обороны России о введении в армии психиатрического освидетельствования каждого военного, заступающего в караул. Это значит одно: с приходом психологов военные начали сходить с ума, или уж во всяком случае их стрессоустойчивость с катастрофической скоростью летит вниз. А если принять во внимание, что везде, где есть психиатр, количество психиатрических диагнозов начинает стремительно возрастать, а вслед за этим и употребление психоактивных веществ, то не надо быть семи пядей во лбу чтобы понять, что психиатрические методики сводят людей с ума и превращают в наркоманов. Такую армию можно разогнать громким чихом (вспомните американских военных, сбежавших жаловаться психологам, а потом написавших рапорты об увольнении после облета их корабля нашим самолетом).

Я знаю случай, когда милиционера лишили права носить табельное оружие после того, как он в нерабочее время предотвратил грабеж. Это сделали после «обследования» и рекомендации психолога.

Можно смело констатировать, что за более чем двадцать лет работы психологов с населением России нет ни одной области, где бы благодаря их работе мы бы наблюдали «предупреждение, разрешение, преодоление психологических проблем, которые нарушают нормальную жизнедеятельность и способствуют поддержанию психического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвития, самореализации и повышения качества жизни».

Как же авторы законопроекта собираются «гарантировать» нам с вами психологическую «помощь»? Навязыванием, а самых незащищенных - детей, ставят просто в безвыходное положение, отняв у детей даже родительскую защиту. И за все это обязывают платить государство, т. е. нас:

    Проект Закона предполагает 100% главенство данного закона над любыми другими законами государства. Ст3 п.2 « В случае противоречий между настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере оказания психологической помощи, применяется настоящий Федеральный закон». Фактически, авторы законопроекта предлагают отменить и Конституцию РФ,главы Семейного Кодекса, особенно касающиеся прав родителей(ст. 56, ст. 65, например).

    Законопроект декларирует добровольность психологической помощи. ст.4 п.2. Это, конечно, хорошо. Но как предполагается осуществлять этот принцип применительно к несовершеннолетним? ст.9 п2 гласит, что до 14 лет производится на основании обращения их родителей, опекунов или сотрудников государственных учреждений, несущих ответственность за ребенка. Т.е каждый школьный учитель может направить Вашего ребенка к психологу, даже если родители не согласны. Следующий пункт ст.9, вообще отменяет родительский контроль как таковой.

    ст.9 п.3. «Для оказания психологической помощи несовершеннолетним лицам в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется:

    3) при психологической профилактике в учреждениях образования и организациях здравоохранения и органов социальной защиты».

    Все, наши школы станут вместо учреждений образования, инструментами психологических манипуляций с разумом несовершеннолетних без какого бы то ни было родительского контроля. Более того, если в результате воздействия у ребенка «поедет крыша», то его радостно направят уже в психиатрическое заведение. Ребенок превращен в сумасшедшего, напичкан изменяющими сознание препаратами.

    Дальнейшие параграфы этой статьи открывают дорогу той самой ювенальной юстиции, против которой выступают многие годы родительские объединения России, и которая на Западе разрушила многие семьи.

    Параграфы 1и 2 исключают родительский контроль на воздействием на разум ребенка при:

    «1) при установлении фактов жестокого обращения, физического,

    психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

    2) в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите»;

Какими законодательными актами будут утверждаться вышеназванные обстоятельства? Решение суда о том, что ребенок подвергся насилию? Жестокое обращение - как это фиксируется? Должно быть решение суда? В отношении кого? Родителя? Или соседа? А если родители против того, чтобы и в этом случае разум ребенка подвергался психологическому воздействию?

Еще один тонкий момент - что такое «социально опасное положение»? Мы все знаем, что сейчас в России начали распространяться западные ювенальные технологии. К нам приезжают частные западные (я конкретно говорю о финской) компании, и начинают учить наших соц. работников как правильно отнимать детей у родителей. Зачем? Социальные учреждения, а именно детские дома, финансируются подушево. т. е. Чем больше воспитанников, тем больше денег выделяют дет. дому. Далее, по закону, семью должника нельзя выселить из квартиры, если в семье есть несовершеннолетние дети. Вот коммунальщики и скооперировались с социальными работниками: приходят соц. работники, фиксируют то самое «социально опасное положение», а именно, полупустой холодильник, бедную домашнюю обстановку, скромную одежду детей, и изымают их. Семья становится семьей без малолетних иждивенцев, и родителей вышвыривают на улицу. Ту же схему используют и соседи по коммунальным квартире, кто хочет завладеть комнатой семьи с ребенком. Так же есть случаи, когда социальные службы действуют сходным образом при обращении одиноких матерей за соц. пособиями.

В законе, однако, декларируется отказ от психологической помощи.

Он описан в ст. 11п. 4) «отказ от получения психологической помощи на любом этапе её оказания»; Как быть с несовершеннолетними? Как ребенок 3, 5, 10 лет может отказаться от психолога, даже если чувствует, что ему становится хуже? Обязательного родительского согласия нет, и, фактически, маленький человек остается без помощи и поддержки, один на один с чужим, и по большому счету, равнодушным человеком. Что изменится в жизни психолога, если его маленький пациент сойдет с ума или покончит с собой? Да ничего. Ребенок дорог только родителям, по большому счету, он больше никому не нужен.

Так же ст.18 «Правовой статус психолога» п.4 параграф 4) «оказывать психологическую помощь при условии добровольного личного обращения получателя психологической помощи» по определению исключает несовершеннолетних из круга лиц для оказания психологической помощи, т. к. никто не может гарантировать, что несовершеннолетнее лицо может в полном смысле слова обеспечить добровольность согласия, а о личном обращении детей до 14 лет, основанном на полном понимании цели обращения, и говорить не приходится.

В законе никак не учитывается один из основополагающих моментов работы психолога, а именно ни один психолог никогда не гарантирует, что у его пациента не разовьется психоз . Он попросту не знает. Следовательно, каждый психолог по своей сути является во-первых, экспериментатором над разумом конкретного пациента, а во-вторых, приемной психиатрической клиники, пришедшей к Вам на дом. Повторюсь, уже армейские подразделения хотят превратить в психиатрические приемные.

    Качество оказания психологической помощи. Обыватель думает, что качественная помощь, это, грубо говоря, когда все было плохо, а после терапии стало хорошо. Но так ли это? Начнем с того, что еще ни один психолог не дал точное определение человеческой души. Его просто не существует, а следовательно и не существует самого предмета воздействия с научной точки зрения. Я как врач-психиатр много раз принимала по «Скорой» пациентов психологов, впавших в психоз в процессе психологического воздействия. Нигде в Законе не прописаны ни гарантии, ни ответственность психолога за то, что его пациент из невротика превратился в пациента психушки или покончил с собой. Согласно ст.10 п.3 такому пациенту просто отказывают в психологической помощи (как Вы понимаете отказ происходит по факту).

    Каковы же стандарты оказания психологической помощи, прописанные в Законе? Они описаны в ст.19 настоящего Закона «Стандарты и правила психологической помощи». Мы видим в п.3 параграф 2 только упоминание о том, что «стандарты психологической помощи должны обеспечивать полноту и качество психологической помощи». Однако, больше никаких упоминаний о критериях качества психологической помощи нет. Все, на что направлены стандарты - это правильно оформленные бумажки: категория граждан, форма помощи и основания для отказа.

    В Законе вообще отсутствует какая-либо ответственность психолога за некачественное оказание помощи, за впадение пациента в психоз, и вследствие этого - нетрудоспособность, за случаи преступного поведения или самоубийства его пациента. Все, что есть в Законе - государство обязано давать деньги, обеспечивать психолога всем и вся, а в обмен он просто обязан правильно заполнить бумажки. Все.

    В приложении «Финансово - экономическое обоснование» вообще написана ложь: «Принятие Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета». Почти в каждой статье законопроекта указано, что все мероприятия осуществляются за счет государственного бюджета, психологи хотят иметь сокращенный рабочий день, досрочный выход на пенсию, а так же годовой (я так понимаю, оплачиваемый) отпуск каждые пять лет. Прежде чем сесть на шею государству, психологи обязаны продемонстрировать хоть мало-мальски убедительную статистику своей эффективности: снижение уровня суицидов подростков, снижение количества людей с психиатрическими диагнозами за счет первичных больных, снижение статистики наркомании, снижение статистики преступлений. Ведь во всех этих областях психологи трудятся уже не одно десятилетие. А где результат?

    В приложении «Перечень актов

    федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации»

    «Принятие Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства». Это так же ложь, т. к. данный законопроект посягает на основные права граждан, права родителей, права детей о неприкосновенности личной жизни.

    Более того, ни одна ветвь власти не сможет контролировать деятельность психологов, т.к в данном законе предполагается контроль системы внутри себя. Никаких внешних контролирующих органов не допускается. (Статья 35. Контроль и государственный надзор за оказанием психологической помощи). При этом психологи, как и психиатры, имеют собственную, наднациональную систему координации. И чьи указания, какие программы будут выполнять психологи, остается только догадываться. Не могу не упомянуть программу «Мой выбор», которую я расследовала в 2005 году. Эта психологическая воспитательная программа была заявлена как средство, повышающее у учеников способность осуществлять собственный выбор. На самом деле, она была разработана психологами и психиатрами из института Сербского на деньги компании «Америкэн Табакко» и ставила истинную цель - воспитать поколение курящих людей, которые бы считали, что курение - это их выбор и никогда бы не подавали иски табачным компаниям за разрушенное здоровье. В пособии для учителя было прямо сказано, что учитель не имеет права давать оценки высказываниям учащихся, а детям, ни много ни мало, предлагалось придумывать дефиниции таких слов как «выбор», «желание», «решение». Учителю так же предлагалось писать на доске в начале урока цитаты маркиза Де Сада, чтобы эти цитаты служили ориентиром ученикам. К 2005 году по этой программе прошли обучение около 150 тыс школьников.

    Психологи за более чем 20 лет своего «труда» в нашем обществе убедительно продемонстрировали не просто непрофессионализм, а фактически намеренное доведение людей до сумасшествия, разрушение в индивидах норм общежития, неприятие авторитета старших, разрушение устоев жизни нашего общества. Психологи продемонстрировали, что являются «мобильной психиатрической приемной», в конечном итоге укладывающей пациента на психиатрическую койку, а те в свою очередь, создают армию легальных наркоманов.

    Психологи хотят встать над всеми законами нашего государства, вклиниться в отношения родителя и ребенка, разрушая авторитет семьи. Сама постановка вопроса, что воля родителей может игнорироваться в отношении воздействия на разум ребенка - преступна. Семья - это основа государства. Воспитание в семье и создает индивида, любящего свою семью, малую Родину, а в итоге, свою страну. Разрушение авторитета родителя - очень изощренный механизм уничтожения государства. Поскольку вырастают дети, не уважающие своих предков, свои корни, обесценивающие историю своей семьи, а в итоге, своего народа. Что происходит потом с таким народом, отрицающим себя самого, очевидно.

Как же достичь заветных целей, поставленных в обсуждаемом законопроекте: «предупреждение, разрешение, преодоление психологических проблем, которые нарушают нормальную жизнедеятельность и способствующих поддержанию психического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации и повышению качества жизни»?

Это достигается качественным образованием, сохранением и поддержкой семьи, авторитета родителя и педагога, патриотическим воспитанием. Доступностью бесплатного образования, наличием социальных лифтов (когда любой человек, вне зависимости от достатка своей семьи, может подняться вверх по социальной лестнице благодаря своему таланту, усердию в учебе, уму). Так же общей социальной благополучной обстановкой - развитием промышленности, ликвидацией безработицы, уверенностью в завтрашнем дне.

Психологи как решение социальных проблем в обществе - ложный путь.

Пока наши школьные программы были построены на принципе «от простого к сложному», пока наши учебники были написаны понятным языком, пока наши учителя не были отравлены психолого-психиатрической ложью о «необучаемых» детях, пока авторитет учителей был высок а права родителей безусловны, на наших улицах был порядок, а в классах самое страшное преступление - «потерянный» дневник с «двойкой».

И вот наше общество уже более 20 лет находится под контролем психологов. А где улучшения? Их нет.

Мы наблюдаем, как страны Запада, которые ввели психологов во все свои институты уже после второй мировой войны, разваливаются, и это очевидно. В США около 80% трудоспособного населения являются безработными, живут на пособия или находятся за чертой бедности. Их страна уже давно кормит психологов всех видов и мастей, и вот, западная цивилизация деградирует: люди не способны переносит мало-мальски серьезные жизненные трудности, не способны переучиваться, а их армия рассыпается на глазах. Дан «зеленый свет» извращенцам всех видов и мастей, детей отбирают у нормальных родителей, и передают им на «воспитание».

Как же обществу построить отношения с психологами?

1.Сами психологи декларируют, да и это понятно, что их помощь должна быть добровольной. Полную и 100% добровольность гарантирует только личный приход совершеннолетнего человека к психологу и оплата услуг из собственного кармана. Больше никак. Более того, только такой принцип оставит на рынке профессионалов, которые хоть что-то смыслят в своем деле и действительно помогают. Дилетанты выбракуются сами собой.

2.Несовершеннолетние могут посещать психолога исключительно и только с согласия родителей и опекунов и их услуги должны так же оплачиваться родителями из собственного кармана.

    3Психологи должны быть вынесены за рамки любого коллектива.

    4. Психологи должны нести полную ответственность за поступки своих подопечных. Если их пациент совершает уголовное преступление впервые, либо преступления становятся более тяжкие, психолог должен идти соучастником. Также, если человек кончает жизнь самоубийством после контакта с психологом, психолог должен быть объявлен подстрекателем, если пациент психолога сошел с ума, то психолог объявляется виновным в доведении до сумасшествия. Психологи обязаны нести реальную, а не призрачную ответственность в рамках закрытого сообщества, где самым страшным наказанием является лишение лицензии.

Главная идея законопроекта «О психологической помощи населению Российской Федерации» - внедрить в Россию полный тотальный психологический контроль над населением, разрушение семьи как основы государства, и по сути - разрушение Российской государственности. И все это за наш с вами счет.

Вот это и есть самая настоящая пятая колонна: невидимая, «своя», под видом помощи несущая смерть. И некоторые общества от этой «помощи» уже вряд ли оправятся. У нас еще есть шанс.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация