Правовые основы социальной работы.вопросномер.docx - правовые основы социальной работы. Этот перечень социальных гарантий является “открытым”, т.е. может быть дополнен и расширен законом. В Законе определены формы социального обслуживания

Главная / Бизнес

Социальная зашита населения - это составная часть государственной социальной политики, гарантия социально-экономических прав, которые имеют свои особенности, а также структура государственных служб и государственных учреждений.

Существует 6 блоков, составляющих правовую основу социальной работы:

1. В Конституции РФ статья 7.37-48, заложены основы правовой базы социального государства и системы социальных служб.

2. Комплекс федеративных законов касающихся социальной защиты населения и социального обслуживания в целом.

3. Правовые акты субъектов РФ, которые выражают норму социальной защиты населения. 4. Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системы и подсистемы социального обслуживания.

4. Нормативная регламентация деятельных учреждений и категорий специальных социальных служб.

5. Правовые акты, обеспечивающие деятельность социальных служб

6.Правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиента Правовое обеспечение - правовое поле, установление юридических норм, нормативная регламентация социальной защиты. В РФ сложилась открытая система социальной защиты и социального обслуживания населения, которая имеет следующие характеристики: - существенная особенность территориально-правового обеспечения; - минимальные стандарты в предоставлении социальных услуг могут изменяться; - каких-то определенных пределов в регламентации деятельности социальных служб не существует. Три уровня правовой системы: международный, федеральный, субъектов РФ. Основные законы в сфере социальной зашиты: - об основах социального обслуживания населения в РФ (1995г.); - гражданские, семейные кодексы РФ (1995г.); - об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (1995г); - основные законодательства РФ об охране здоровья граждан; - о социальной защите инвалидов в РФ; - федеративный закон, об обязательном медицинском страховании; - о пенсии; - законодательство о выплате государственных пособий или льгот (всего 8 видов государственных пособий, которые определяет социальная ситуация). Meдико-социальная экспертиза определяет потребность в социальной защите инвалидов, включая реабилитацию, на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванной стойкими нарушениями функций организма. Критерии медико-социальной экспертизы: инвалидность, здоровье и его нарушение, социальная недостаточность, льготы в лекарственном обеспечении, степень ограниченной жизнедеятельности, реабилитация. Ограничение способностей к трудовой деятельности, ориентации и общения.

4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время).

В качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды: 1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.; 2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.; 3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.; 4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.; 5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.; 6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.; 7. Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.

В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен. цен и снижения доходов населения. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре - «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители нашего информационного сайта!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью понять, что означает термин «СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»? Какое значение она имеет в общей психологии? Аргументируйте ваше мнение на наглядных терминах.

Стоит также отметить, что предмет психология многоуровневый и для эффективного и глубокого понимания темы необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, что лежит в основе, то есть является фундаментом. Рассмотрим для начала основное понятие «ПСИХОЛОГИЯ».

ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека и группы людей (или общества). После того, как мы выяснили, что изучает наука психология, мы можем перейти к рассмотрению данного вопроса более конкретно.

Чем же все-таки принято называть «социально-правовой деятельностью»? Социально-правовой деятельностью принято называют выполнение государственными институтами и должностными лицами конкретных функций, которые осуществляют правоприменительные практики в социальной среде, для благополучия всех участников.

Стоит также дополнить, что данная деятельность реализуется в рамках государственного устройства и с участием государственных лиц. Она осуществляется представителями государственной правовой власти, такие как полиция, суд, прокуратура. А также представителями социальных служб, такими как социальная защита, пенсионный фонд. Психология социально правовой деятельности относится к разновидности социальной психологии. Объектом данной психологии является исследование психологической характеристики правоприменительной деятельности в социальной среде. К правоприменительной деятельности относят судебную, правоохранительную и исполнительную практики.

А какие принципы играют важную роль в правовой деятельности? Сюда входят, в первую очередь, нравственные права и обязанности, связанные с особенностями социально-правовой деятельности психолога. Данные принципы служат психологу направляющим фактором для определения методов работы с клиентом, а также при возникновении различных конфликтов. Изучение правил этики включено в основную подготовку психологов.

На этом наше занятие подошло к завершению. Полагаю, что этот урок прошел для Вас информативно и интересно. Если же что-то осталось сложным для Вас из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте в более конкретной форме.
Желаем успехов!

Знание специалистами и простыми гражданами основ социальной защиты может оказать помощь в решении задач социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В методическом пособии приводятся последние нормативные правовые документы, в том числе имеющие отношение к социальной защите инвалидов в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. КУРСОВАЯ РАБОТА

    Тема: Содержание и организация социально-правовой работы
    при выполнении служебно-боевых задач"

    Введение

    Основы социально правовой работы во внутренних войсках

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Морально-психологическое обеспечение является основным видом обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск при несении боевой службы, действиях по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, при чрезвычайных обстоятельствах, вооруженных конфликтах и введении военного положения, а так же при приведении войск в различные степени боевой готовности. Одним из компонентов морально-психологического обеспечения является социально-правовое обеспечение и укрепление воинской дисциплины, отдельным направлением из которого можно выделить "социально-правовое обеспечение".

    Одними из основных задач морально-психологического обеспечения являются:

    изучение и доведение до военнослужащих решений органов государственной власти и задач возложенных на войска;

    формирование у личного состава войск чувства ответственности за соблюдение конституции и законов, выполнение воинского долга и поставленных служебно-боевых задач;

    реализация правовых и социальных гарантий военнослужащих, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, поддержание взаимодействия с органами государственной власти в целях решения социальных проблем военнослужащих, обеспечения войск всем необходимым для их служебно-боевой деятельности.

    Вышеуказанные задачи решаются в процессе проведения социально-правовой работы, которая призвана обеспечить социально-правовой режим деятельности внутренних войск, предусмотренный Конституцией, законодательством Российской Федерации, готовить и воспитывать в войсках не только высокопрофессиональных защитников Отечества, но и полноправных граждан нашего общества, сознательно, с оружием в руках защищающих это общество.

    Военно-социальная работа организуется и проводится в целях создания социальных условий для эффективного выполнения военнослужащими служебных обязанностей в ходе повседневной и боевой деятельности войск,практической реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

    На современном этапе смены экономической, политической формации государства, реформирования внутренних войск, создание социальных условий для служебно-боевой деятельности имеет огромное значение. Поэтому после рассмотрения итогов социально-правовой работы на военном совете внутренних войск МВД РФ, главнокомандующим внутренними войсками МВД РФ по итогам работы военного совета был издан приказ от 25 апреля 2001года № 165 " О повышении эффективности социально - правовой работы во внутренних войсках МВД России".

    Практикой доказано, что чем лучше создаются социальные условия для служебно-боевой деятельности, тем качественнее и результативнее выполняются служебно-боевые задачи, стоящие перед войсками. И если в прошлом был накоплен определенный опыт социально-правовой работы в войсках, то с началом распада Советского союза, ростом количества межнациональных конфликтов, "горячих точек", внутренние войска стали привлекаться к выполнению служебно-боевых задач в отрыве от пунктов постоянной дислокации в локальных конфликтах, где остро встала проблема создания социальных условий для служебно- боевой деятельности.

    Поэтому предметом данной курсовой работы является - социально-правовая работа при выполнении служебно-боевых задач.

    Цель данной курсовой работы: раскрыть содержание и особенности социально-правовой работы с военнослужащими в полку, бригаде при выполнении служебно-боевых задач.

    Основные задачи работы:

    рассмотреть основы социально-правовой работы во внутренних войсках;

    раскрыть ее особенности при выполнении служебно-боевых задач;

    разработать перечень мероприятий социально-правовой работы при выполнении служебно-боевых задач.

    I. Основы социально-правовой работы во внутренних войсках

    Наряду с поддержанием боевой и мобилизационной готовности войск, выполнением задач, установленных Федеральным законом О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации по участию в контртеррористических операциях, одним из основных направлений деятельности всех должностных лиц и органов военного управления внутренних войск считается реализация комплексных мер социальной защите военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.

    Под социально-правовой работой понимается комплекс организационных и правовых мероприятий, направленных на социальную защиту законных прав военнослужащих и членов их семей, проводимый органами по работе с личным составом во взаимодействии с другими органами военного управления под руководством командиров различных степеней.

    Главной целью социально-правовой работы считается создание необходимых социально-правовых условий для выполнения военнослужащими служебно-боевых задач.

    В основу социально-правовой работы во внутренних войсках положено последовательное и настойчивое выполнение требований Конституции Российской Федерации, действующего законодательства Российской Федерации, Военной присяги, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и главнокомандующего внутренними войсками МВД России.

    Основными задачами социально-правовой работы во внутренних войсках являются:

    своевременная и полная реализация (в пределах компетенции органов военного управления внутренних войск) установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;

    социальная поддержка членов семей погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы и получивших инвалидность военнослужащих;

    разработка предложений по вопросам совершенствования федеральных законов о правах, льготах, гарантиях и компенсациях военнослужащим и членам их семей;

    взаимодействие с федеральными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными, благотворительными организациями в интересах социальной защиты военнослужащих, членов их семей, граждан, уволенных с военной службы;

    обеспечение личного состава всеми видами довольствия, соблюдение в воинских частях (подразделениях) правил размещения и быта военнослужащих определенных общевоинскими уставами;

    решение социальных проблем, связанных с охраной здоровья, проведением медико-психологической реабилитации (протезированием), санаторно-курортным обслуживанием военнослужащих, получивших увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении обязанностей военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в ходе контртеррористических операций;

    оказание помощи в переподготовке военнослужащих, увольняемых в запас, проходивших военную службу по контракту;

    организацию правового консультирования, работы по разъяснению военнослужащим, членам их семей установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций.

    Основные усилия при организации и проведении социально-правовой работы во внутренних войсках сосредоточены на обеспечение гарантий, предусмотренных законодательством военнослужащим, участвовавшим в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ветеранам боевых действий на территории СССР и территориях других государств, выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, ветеранам военной службы и участникам контртеррористических операций.

    Первостепенное внимание при проведении социально-правовой работы уделяется своевременной и полной реализации установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, получившим увечья (ранения, травмы, контузии), и членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при проведении контртеррористических операций.

    Руководство работой по социальной защите военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала осуществляется командующими войсками округов, начальниками военно-учебных заведений, учреждений, командирами соединений и воинских частей (подразделений) внутренних войск.

    Организация и проведение конкретных мероприятий по основным направлениям социально-правовой работы возложены на заместителей командиров в соответствии с должностными обязанностями.

    Ответственность за действенность работы по социальной защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала возложена на заместителей командующих (командиров, начальников) по работе с личным составом.

    Так например в рамках проведения социально-правовой работы проводятся мероприятия по следующим направлениям:

    Начальниками штабов объединений, соединений и воинских частей внутренних войск МВД России:

    принимаются меры к обеспечению безопасных условий военной службы, сохранению жизни и здоровья военнослужащих, поддержанию в воинских частях и подразделениях уставного внутреннего порядка;

    обеспечивается контроль за выполнением требований законодательства об увольнении в запас военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выслуживших установленные сроки военной службы (в том числе и в льготном исчислении);

    введена в действие система работы, установленная Инструкцией о порядке представления и ведения систематизированного учета информации о гибели (смерти) военнослужащих внутренних войск МВД России, наступившей при исполнении обязанностей военной службы.(Приложение 1).

    Заместителями командиров различных степеней по работе с личным составом:

    осуществляется координация деятельности подразделений органов военного управления и должностных лиц в вопросах социальной защиты военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала;

    планируется работу по разъяснению военнослужащим, членам их семей установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций и порядка их реализации;

    разрабатываются памятки о льготах, гарантиях и компенсациях военнослужащим, членам их семей. Организовывается работа по обеспечению ими военнослужащих, в том числе и убывающих для выполнения СБЗ в Группировку внутренних войск МВД России в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации;

    осуществляются мероприятия по взаимодействию с федеральными органами законодательной и исполнительной власти (органами местного самоуправления), общественными организациями в интересах социальной защиты военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.

    Начальниками отделов кадров и строевых частей:

    осуществляется контроль за исполнением законодательства о порядке прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами); реализацией представлений к награждению военнослужащих государственными наградами; оформлением документов, необходимых для осуществления установленных действующим законодательством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

    Заместителями командиров по тылу:

    принимаются меры к своевременному материальному обеспечению военнослужащих, созданию условий в подразделениях для размещения, быта и отдыха военнослужащих, определенных общевоинскими уставами, особенно при выполнении СБЗ в пунктах временной дислокации;

    осуществляется постоянный контроль за обеспечением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, жильем с учетом социальных норм и выделяемых денежных средств на строительство и обустройство войск, в том числе с привлечением внебюджетных средств.

    Офицеры юридических служб:

    принимают участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства и издании нормативных правовых актов МВД России, главнокомандующего внутренними войсками МВД России по вопросам социально-правовой работы;

    при осуществлении мероприятий правового обеспечения, в ходе правового консультирования военнослужащих, членов их семей разъясняют им установленные законодательством льготы, гарантии и компенсации и порядок их реализации;

    обеспечивают в установленном порядке защиту правовыми средствами интересов внутренних войск в судебных инстанциях.

    Офицерами юридических служб внутренних войск в 2002 году принято участие в разработке 97 проектов федеральных законов, 18 Указов и распоряжений Президента Российской Федерации, 83 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Проведено консультирование по вопросам социальных прав и гарантий более 25.000 военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей.

    Начальниками медицинских служб и учреждений:

    осуществляются дополнительные меры по повышению эффективности профилактических, лечебно-оздоровительных и медицинских реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья личного состава, обратив особое внимание на военнослужащих, получивших увечья (ранения, травмы, контузии) и заболевания при исполнении обязанностей военной службы. Своевременно оформляются им медицинские документы для реализации установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций, оказывается при необходимости медицинскую помощь после увольнения в запас;

    определяется порядок ежегодного предоставления бесплатных путевок нуждающимся супругам и родителям погибших (умерших, пропавших без вести) в ходе контртеррористических операций военнослужащих в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения внутренних войск.

    Так выполняя постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 936 в санаториях внутренних войск прошли реабилитационное лечение 165 членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы на территории Северо-Кавказского региона, из них в 2002 году - 46 человек. На эти цели за счет средств федерального бюджета войсками израсходовано 1 млн.75 тыс. рублей.

    Начальниками финансовых служб:

    обеспечивается полнота и своевременность выделения денежных средств для осуществления установленных законодательством социальных выплат (в пределах компетенции внутренних войск);

    принимаются дополнительные меры по предупреждению злоупотреблений служебным положением в расходовании финансовых средств и проведении выплат военнослужащим денежных средств за фактическое участие в контртеррористических операциях.

    Немедленно сообщается об этом родственникам, военному комиссару, командиру воинской части внутренних войск по месту жительства погибшего (умершего). В трехдневный срок членам семей и родителям погибших (умерших) направляются соответствующие разъяснения о перечне установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций и порядке их реализации. Представителям воинских частей, сопровождающим тело погибшего (умершего) военнослужащего, выдавется аванс на его погребение. Ими оказывается помощь родителям (членам семьи) в сборе и оформлении документов, необходимых для осуществления выплат единовременного пособия и денежных средств на изготовление и установку надгробия, в открытии счетов в отделении Сбербанка России; уточняются адреса места жительства, паспортные данные, банковские реквизиты; информируются военные комиссариаты, органы местного самоуправления, ближайшая воинская часть внутренних войск об оказании помощи семье погибшего (умершего).

    Выплаты единовременных пособий, расходов по оплате ритуальных услуг, изготовлению и установке надгробных памятников (далее - социальные выплаты) производятся в течение 15 дней с момента поступления необходимых документов (но не позднее 1 месяца со дня гибели (смерти) военнослужащего). В десятидневный срок со дня обращения застрахованного лица (выгодоприобретателя) оформляются и выдаются (направляются) получателям страховых сумм установленного образца документы, необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм.

    По фактам необоснованных задержек социальных выплат, отказе в предоставлении и оформлении документов, необходимых для принятия объективного решения о выплате страховых сумм военнослужащим и членам их семей (родителям), проводятся административные расследования с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

    Семьи военнослужащих, погибших (умерших, получивших инвалидность) при исполнении обязанностей военной службы, по месту их жительства закрепляются за воинскими частями внутренних войск, для оказания им помощи в решении социальных проблем, реализации совместно с органами социального обеспечения (пенсионного обеспечения МВД), руководителями органов местного самоуправления установленных законодательством льгот.

    С участием лиц командования округов, соединений и воинских частей проводятся встречи с членами семей погибших (умерших) военнослужащих, принимаюся меры к разрешению на местах возникающих у них бытовых проблем, в том числе: определению детей в ясли, детские сады; трудоустройству членов семей; оказанию помощи в поступлении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.

    В период проведения психореабилитации военнослужащих, выполнявших СБЗ в Группировке внутренних войск, организовывается и проводится с ними комплекс мероприятий, направленных на решение социальных проблем и оказание правовой консультативной помощи.

    Организовывается в управлениях соединений не реже 1 раза в полугодие, в управлениях воинских частей не реже 1 раза в квартал, в подразделениях ежемесячно проведение вечеров вопросов и ответов по социально-правовым проблемам военнослужащих, практикуется приглашение на них родителей и членов семей военнослужащих.

    С участием представителей войсковой общественности обеспечивается гласность и контроль за распределением среди военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала жилья, путевок в санатории и дом отдыха внутренних войск, гуманитарной помощи, спонсорских средств.

    В воинских частях организована работа комиссий по социальным вопросам военнослужащих внутренних войск, членов их семей и гражданского персонала. Основные задачи комиссии являются:

    координация деятельности должностных лиц ГКВВ, округов, военно-учебных заведений, соединений, воинских частей и подразделений, органов военного управления по вопросам реализации мер социальной защиты, установленных законодательством, нормативными правовыми актами МВД России, главнокомандующего внутренними войсками МВД России льгот и гарантий военнослужащих и членов их семей;

    рассмотрение спорных вопросов, связанных с применением законодательства, нормативных правовых актов МВД России, главнокомандующего внутренними войсками МВД России, касающихся реализации социальной и правовой защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих;

    участие в подготовке предложений в проекты законов, нормативных правовых актов МВД России, главнокомандующего внутренними войсками МВД России по вопросам обеспечения социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей.

    В ходе своей работы комиссия:

    - àнализирует состояние социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей, участвует в разработке методических рекомендаций и оказании консультативной помощи должностным лицам органов военного управления внутренних войск по социальным вопросам;

    вносит предложения о проведении научных исследований, конференций, семинаров, совещаний по проблемам социальной защиты. Внедряет положительный опыт организации этой работы;

    заслушивает отчеты иных должностных лиц органов военного управления внутренних войск о проводимой работе по решению социальных вопросов военнослужащих и членов их семей;

    - àнализирует причины нарушений прав и законных интересов военнослужащих, их гибели и ранения, разрабатывает меры по профилактике и предупреждению таких случаев;

    оформляет и ведет учетное дело семьи погибшего (умершего) военнослужащего, контрольно-наблюдательную карту по учетному делу семьи погибшего (умершего) военнослужащего;

    готовит и представляет по команде в ГКВВ МВД России отчет о состоянии работы с семьями погибших (умерших) и пострадавших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих внутренних войск и материалы о состоянии работы в сфере социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей, вносит предложения по ее совершенствованию;

    разрешает спорные вопросы, связанные с определением порядка и условий использования внебюджетных средств для оказания материальной помощи военнослужащим, получившим ранения (контузии), иные повреждения здоровья при исполнении обязанностей военной службы, а также оказывает содействие в решении социально-бытовых проблем семей погибших (умерших) и раненых военнослужащих;

    истребует, при необходимости, материалы из нижестоящих органов военного управления внутренних войск по реализации мер социальной защиты, установленных законом льгот и гарантий в отношении военнослужащих для проверки правильности и обоснованности принятых решений.

    Конкретные мероприятия по социально-правовой работе в воинской части отражаются в плане морально- психологического обеспечения служебно-боевой деятельности отдельным разделом.

    Основными формами социально-правовой работы во внутренних войсках являются: проведение проверок соблюдения законодательства о правах и льготах военнослужащих и контроль за полным доведением до них положенных норм продовольствия; индивидуальное и коллективное консультирование военнослужащих по социально-правовым вопросам; проведением лекций, семинаров, бесед, занятий по социально-правовой тематике, организация вечеров вопросов и ответов; встречи с руководством органов местного самоуправления по решению вопросов соблюдения прав и льгот военнослужащих; работа с письмами, жалобами и заявлениями военнослужащих и членов их семей по социальным вопросам, прием посетителей.

    Состояние социально-правовой работы во внутренних войсках МВД РФ рассматривается при подведении итогов по направлениям служебно-боевой деятельности войск в следующие сроки:

    ГКВВ МВД РФ - полугодие, год;

    округ ВВ МВД РФ - полугодие, год;

    соединение - ежеквартально;

    воинская часть - ежемесячно.

    Приказы о состоянии социально-правовой работы издаются: в округах, военно-учебных заведениях, учреждениях - не реже одного раза в год; в соединениях и воинских частях - не реже одного раза в полугодие.

    Сложившаяся система социально-правовой работы во внутренних войсках МВД России в основном позволяет создать социальные условия для эффективного выполнения военнослужащими служебных обязанностей в ходе повседневной и боевой деятельности внутренних войск, поддержания в них правопорядка и воинской дисциплины, практической реализации социальных гарантий военнослужащим и членам их семей, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами.

    социальная работа военнослужащий войско

    Внутренние войска МВД России входят в систему Министерства внутренних дел Российской федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

    Исходя из предназначения и возложенных на войска задач, следует отметить, что военнослужащие внутренних войск выполняют служебно-боевые задачи связанные с риском для жизни, в режиме повышенной служебной нагрузки, часто в отрыве от пунктов постоянной дислокации. Данные особенности служебно-боевой деятельности внутренних войск на особое место выдвигают задачу по обеспечению социальных условий для эффективного выполнения поставленных задач, решаемую в ходе осуществления социально-правовой работы.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.99 г. № 232 во внутренних войсках МВД России был организован и проводился мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в 2002 году. В ходе исследования было охвачено 5000 военнослужащих внутренних войск и членов их семей.

    Программой проведения мониторинга среди военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, были определены следующие направления исследования:

    денежное довольствие, анализ дополнительных доходов военнослужащих и членов их семей;

    степень удовлетворенности военнослужащих по контракту о повышении денежного содержания и отмене ряда льгот;

    продовольственное, вещевое, квартирно-эсплутационное, медицинское обеспечение военнослужащих;

    правовое, вещевое, квартирно-эксплуатационное, медицинское обеспечение военнослужащих;

    реализация льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим выполняющим служебно-боевые задачи на территории Чеченской республики, семьям погибших и пострадавших военнослужащих, установленных действующим законодательством Российской федерации;

    особенности социально-экономического и правового положения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

    Анализ результатов мониторинга показал наличие во внутренних войсках некоторых проблем, непосредственно влияющих на отношение военнослужащих к службе, социальное самочувствие членов их семей.

    Проведенный опрос участников боевых действий свидетельствует, что более 90 % респондентов участвовали в выполнении задач военной службы на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Абсолютное их число (81,5%) считают, что участие в боевых действиях по защите конституционного строя, территориальной целостности страны соответствует их убеждениям и является долгом, который они сознательно выполняют перед Родиной. Только 9,5 % респондентов заявили, что их интересует прежде всего материальная сторона. Более 95% участников боевых действий регулярно получают ежемесячные денежные выплаты связанные с выполнением задач военной службы на территории Чеченской республики.

    Вместе с тем, действующая система стимулирования военнослужащих участвующих в выполнении задач на территории Чеченской республики не устраивает абсолютное число респондентов, в связи с тем, что выделяемый лимит денежных средств на месяц не соответствует фактическому участию личного состава в боевых действиях.

    Справочно: проведенное исследование в войсках Уральского округа ВВ МВД России показало, что денежные выплаты за непосредственное участие в боевых действиях получают 12% участников боевых действий, 33% - на поставленный вопрос ответили когда как, дали отрицательный ответ 53% респондентов.

    В войсках Северо-Кавказского округа ВВ МВД России ответы респондентов на поставленный вопрос распределились соответственно: 8,5%, 17,6% и 42,8%, остальные затруднились с ответом. Более 85% участников боевых действий неудовлетворенны решением своей жилищной проблемы и не видят перспектив ее решения.

    Сложившаяся система распределения денежного вознаграждения за участие в контртеррористических операциях создает нездоровую обстановку в воинских коллективах и вызывает обоснованное недовольство военнослужащих и сотрудников МВД России.

    Справочно: В настоящее время сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими внутренних войск МВД России подано 15,5 тысяч исков за невыплату боевых на общую сумму 590,7 млн.рублей. Судами удовлетворено 5,5 тысяч исков на сумму 289 млн. рублей, выплаты которых производятся за счет текущего довольствия, что усугубляет и без того сложное финансовое положение в войсках.

    Абсолютное число участников боевых действий (более 70%) удовлетворены оказанием медицинской помощи. Вместе с тем, 53,3 % респондентов заявили, что для лечения не достает необходимых медикаментов, 7,4% отметили, что не хватает квалифицированных специалистов.. Санаторный этап медицинской реабилитации прошло более 3,5 тыс. участников контртеррористических операций. В результате проведенных мероприятий возвращено в строй более 2,6 тыс. человек (75%). С 1 августа 1999 года на горячую линию ГКВВ МВД России от военнослужащих и членов их семей, общественных организаций поступило свыше 17 тыс. звонков, 83,6% из которых по событиям в группировке внутренних войск на территории СКР РФ. На 91,5 %, поступивших на горячую линию звонков, обоснованные ответы офицерами были даны обратившимся в течение суток.

    Имеющиеся проблемы показывают, что на их решение необходимо в первую очередь направлять основные усилия социально-правовой работы.

    В период участия военнослужащих внутренних войск в выполнении служебно-боевых задач(боевых действиях) социально-правовая работа будет направлена на решение ряда вопросов:

    реализация социальной защищенности военнослужащих и членов их семей;

    соблюдение принципов законности(правил ведения боевых действий);

    постоянное изучение и прогнозирование социальной ситуации в районах дислокации войск, знание нужд и запросов различных категорий военнослужащих в условиях быстроменяющейся обстановки, подготовка предложений органам по работе с личным составом и военного управления по их оперативному разрешению;

    разъяснение личному составу законов и иных нормативных актов по социальной защите военнослужащих и членов их семей, оказание необходимой практической помощи по возникающим правовым и бытовым вопросам;

    взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями в интересах решения социальных проблем военнослужащих;

    Для выполнения основных задач социально-правовой работы в полку, бригаде внутренних войск необходимо проведение ряда мероприятий:

    Планирование мероприятий социально-правовой работы осуществлять отдельным разделом в плане морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности полка при выполнении служебно-боевых задач - на период выполнения задач.

    Разъяснять сложившуюся оперативную и общественно-политическую обстановку в районе выполнения служебно-боевых задач, принятые решения органов государственной власти для ее стабилизации, права и обязанности военнослужащих внутренних войск при выполнении служебно-боевых задач, правовые аспекты деятельности внутренний войск при выполнении служебно-боевых задач - в ходе проведения оперативного информирования, занятий по общественно-государственной подготовке.

    Проводить работу по разъяснению военнослужащим установленных законодательством льгот, гарантий, компенсаций и порядка их реализации - в ходе проведения дней правовых знаний, вечеров вопросов и ответов, оперативного информирования, приемов по личным вопросам, разработки памятки о льготах, гарантиях и компенсациях военнослужащим, членам их семей. Организовывать работу по обеспечению памятками военнослужащих, в том числе и убывающих для выполнения СБЗ в Группировку внутренних войск МВД России в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (приложение 2).

    Осуществление контроля за исполнением законодательства о порядке прохождения военной службы офицерами и прапорщиками - срок командировки в район выполнения служебно-боевых задач должен быть не более 3 месяцев; об увольнении в запас военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выслуживших установленные сроки военной службы (в том числе и в льготном исчислении) - ведение учетов, в особенности непосредственного участия военнослужащих в боевых действиях;

    Реализация представлений к награждению военнослужащих государственными наградами - труд каждого военнослужащего должен быть оценен, особенно отличившиеся должны быть награждены.

    Ведение учета военнослужащих и членов их семей имеющих право на получение страховых выплат. Оформление документов, необходимых для осуществления установленных действующим законодательством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам(как правило в районе выполнения служебно-боевых задач - это заключение по материалам служебного расследования).

    Проведение инструктажей по обеспечению безопасных условий военной службы, сохранению жизни и здоровья военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач, в ходе которых доводить трагические последствия беспечности допускаемой в боевой обстановке.

    Организовать своевременное материальное обеспечению военнослужащих, создать условия в подразделениях для размещения, быта и отдыха военнослужащих.

    В ходе работы офицерам управления в подчиненных подразделениях:

    осуществлять контроль за выполнением основных задач социально-правовой работы, оказывать практическую помощь в реализации установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу;

    проверять организацию и проведение лицами командования приема по личным вопросам военнослужащих, своевременность рассмотрения и принятия мер по поступившим жалобам, предложениям и заявлениям;

    проводить опросы военнослужащих (вечера вопросов и ответов).

    В ходе выполнения служебно-боевых задач социально-правовая работа будет включать в себя:

    подготовку предложений по совершенствованию нормативной базы социальной защиты военнослужащих и членов их семей;

    осуществление постоянного контроля за полным доведением до военнослужащих установленных норм довольствия;

    правовое обучение и правовое воспитание военнослужащих;

    оказание помощи военнослужащим в разрешении социальных проблем.

    Большое внимание придается формированию у воинов чувства личной ответственности за выполнение законов, правовых актов регламентирующих служебно-боевую деятельность, военной присяги, общевоинских уставов и Временного устава внутренних войск МВД России, приказов и распоряжений командиров и начальников, укрепления единоначалия, правопорядка и воинской дисциплины.

    Социально-правовая работа будет осуществляться в тесном взаимодействии с воспитательной работой, особенно с политическим, воинским и нравственным и правовым воспитанием и работой по укреплению воинской дисциплины.

    Таковы важнейшие формы, методы, силы и средства, используемые командирами, штабами, органами по работе с личным составом, другими органами военного управления и должностными лицами при проведении социально-правовой работы в период выполнения служебно-боевых задач.

    Заключение

    Таким образом, социально-правовая работа является одним из основных компонентов морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России и предназначена для обеспечения социально- правового режима деятельности в войсках, предусмотренного Конституцией и законодательством Российской Федерации.

    Социально-правовая работа, по своему содержанию, представляет собой систему согласованных, целенаправленных организационных, правовых и воспитательных мероприятий для реализации установленных законодательством социально-экономических прав и льгот военнослужащим и членов их семей, осуществляемых государственным и военным руководством, всеми органами военного управления и должностными лицами внутренних войск. Она организуется и проводится в целях создания социальных условий для эффективного выполнения военнослужащими должностных обязанностей в ходе повседневной и боевой деятельности войск, поддержания в войсках дисциплины и правопорядка, практической реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

    На решение задач военно-социальной работы направляются все имеющиеся в войсках средства воспитательной, психологической, культурно-досуговой работы и правового воспитания.

    Для пропаганды правовых знаний, разъяснения льгот и гарантий военнослужащим, членам их семей необходимо использовать средства военного и государственного теле- и радиовещания, военную и другую печать, культурно-досуговые учреждения, технические средства воспитания и информации, полиграфическую базу района дислокации боевых действий. В частях и подразделениях необходимо оборудовать уголки правовых знаний - специально оборудованные места с литературой и другими материалами по вопросам военно-социальной защиты военнослужащих, членов их семей законодательными и нормативными актами.

    Социально-правовая работа должна проводиться во всех видах служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России, как в повседневной жизнедеятельности, так и при выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах, при обеспечении режима чрезвычайного положения, в военное время.

    Заместителю командира по работе с личным составом, как организатору социально-правовой работы в части, необходимо запомнить, что это комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые проводит не только отдел по работе с личным составом, но и все другие органы военного управления и их должностные лица по направлениям своей деятельности, и главная его задача организовать эту деятельность.

    В период выполнения служебно-боевых задач социально-правовая работа играет особое значение, так как военнослужащие начинают действовать в новом правовом поле, выполняя новые задачи, на них начинают распространяться новые льготы и нормы, поэтому создание социальных условий для выполнения данной деятельности выходят на первое место.

    Овладение всем арсеналом форм, средств и методов социально- правовой работы позволит военным кадрам успешно решать задачи морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России как в повседневной жизнедеятельности, так и при выполнении служебно-боевых задач.

    Список источников и литературы

    1. Федеральный Закон от 6 февраля 19997 года № 27 " О внутренних войсках МВД Российской Федерации" ст.1.

    Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 25 апреля 2001 года № 165 "О повышении эффективности социально-правовой работы во внутренних войсках МВД России" п.2.3

    Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 25 апреля 2001 года № 165 "О повышении эффективности социально-правовой работы во внутренних войсках МВД России".

    Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 25 апреля 2001 года № 167 "О внесении дополнений в табель, утвержденный приказом командующего внутренними войсками от 2 февраля 1995 года № 23" п.2

    Положение о морально-психологическом обеспечении служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД РФ: Утверждено приказом командующего внутренними войсками МВД РФ от 22 мая 1995 № 018.

    Приложение № 1 к приказу главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 25 апреля 2001 г. № 165"Положение о комиссии по социальным вопросам военнослужащих внутренних войск МВД России, членов их семей и гражданского персонала

    Выступление заместителя главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ по воспитательной работе генерал-лейтенанта Кавун С.Ф. на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей 5 марта 2003 года.

    Ю.Н.Арзамаскин, Л.А.Бублик Морально-психологическое обеспечение в вооруженных силахРоссии.-М.,2002.-с.210.

    Военно-социальная работа: методология, теория, практика / учебное пособие.-М., 2000.-с.15-67.

    Основы социальной работы:Учебник.-М.-1997.-с.45.

    • НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
    • ОСУЖДЕННЫЕ
    • ЗАКЛЮЧЕННЫЕ
    • ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
    • КОНСТИТУЦИЯ

    При работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований. В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа, согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве для безопасности клиента и своей безопасности в первую очередь.

    • Проблемные вопросы участия группы прокуроров в судебном разбирательстве
    • Вклад Макаренко А.С. в становлении пенитенциарной педагогики
    • Проблемы, допускаемые следователем при подготовке предъявления лица для опознания
    • Многопартийность как гарантия реализации конституционного принципа идеологического многообразия в Российской Федерации

    Социальная работа, как и любой другой вид деятельности, регламентируется и действует в соответствии с международными актами и законами Российской Федерации. Это необходимо для правомерного взаимодействия с клиентами. Каждый специалист социальной работы должен руководствоваться законодательной базой, устанавливающей определенные права и обязанности различных категорий граждан.

    В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа. Согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.

    В соответствии со статьей 15 части 4 Конституции Российской Федерации «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, есть составная часть ее правовой системы, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» .

    Среди обязательных международных договоров актов, регулирующих деятельность УИС можно выделить, например такие как, Всеобщая Декларация прав человека, Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Европейскую конвенцию по правам человека и другие. Эти документы были приняты для установления минимальных требований обращения по отношению к лицам находящимся в местах лишения свободы и для более эффективного исправительного процесса.

    Также данные документы содержат в себе:

    • правила гуманного и уважительного обращения с гражданами;
    • определяют значимость управленческой структуры;
    • инструкции по внедрению новейших методов в практику пенитенциарных учреждений.

    Руководствоваться актами обязаны все работники уголовно-исполнительной системы разных уровней.

    Помимо беспрекословных международных договоров существуют еще международные стандарты. Они не являются обязательными и применяются на усмотрение Правительства государства. Представляют собой свод принципов, норм и предложений, касающихся работы учреждений, исполняющих наказания. Главной целью преследуют охрану лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

    Их можно классифицировать на:

    1. принятые ООН и ее рабочими органами;
    2. принятые региональными международными правительственными организациями;
    3. принятые международными неправительственными организациями.

    Внутри страны главным документом является Конституция, принятая в 1993 году. Именно ее положениями должны руководствоваться все сотрудники социальных служб на местах лишения свободы. На основании данного закона издаются и принимаются Федеральные и региональные законодательные акты, постановления Правительства и Президента, правовые документы в различных местностях.

    Конституция Российской Федерации определяет наше государство как социальное, в основу политики которого заложено обеспечение достойной жизни и развития граждан. А также в соответствии с этим берет на себя обязательства по охране труда и здоровья, развитию института социальной помощи, установлению гарантий, защите уязвимых слоев населения, в том числе и осужденных.

    Основной закон Российской Федерации устанавливает для осужденных ряд основополагающих прав. К ним относятся:

    1. личные (право на жизнь, неприкосновенность частной собственности и жилища, свободный выбор языка общения и вероисповедания, свобода совести и др. (ст.20-28);
    2. политические (свобода мысли, слова, получение информации (ст.29), право на объединение в общественные организации (ст.30), право на охрану достоинства личности (ст.21) и др.);
    3. социально-экономические (право на частную собственность и наследование, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, защиту материнства, детства и семьи, свободный труд и отдых, образование, свободу творчества и др. (ст.34-44).

    Общепринятыми законодательными актами, закрепляющими в себе права и порядок оказания социальных услуг всем категориям граждан, в том числе и лишенным свободы, являются Федеральные законы «О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О занятости населения», «Об обязательном социальном страховании», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об охране здоровья граждан».

    В соответствии со статьей 98 ФЗ «О социальном страховании в Российской Федерации» осужденным гарантируется обязательное социальное страхование, в случае их задействованности в трудовой деятельности. Это касается пенсий по болезни, потери кормильца, инвалидности. Обязательны к выплате пособия по беременности и родам, не в зависимости от привлеченности к труду.

    Закон от 19 апреля 1992 года «О занятости населения Российской Федерации» оговаривает, что лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть признаны безработными, и получать пособия по безработице, но если они отбывают наказание не связанное с заключением под стражу, то пособия по безработице выплачиваются.

    Все граждане Российской Федерации имеют право на пенсию, если даже они находятся в ИУ. Пенсионные выплаты бывают трудовыми и социальными. Трудовые пенсии выплачиваются за выслугу лет, при потере кормильца, по возрасту и по инвалидности. Социальные назначаются, если лицо не имеет право на получение трудовой пенсии (инвалидам 1и 2 группы, по достижению 55 лет женщинам и 60 лет мужчинам без трудового стажа, инвалидам с детства и т.д.) в соответствии с Федеральным Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

    Распоряжаться деньгами в свободном порядке также входит в права заключенных. Они могут совершать покупки в магазинах и печатных изданиях при учреждении и пересылать полученные финансы родственникам и лицам, находящимся на свободе. Из пенсий и пособий вычитаются расходы на обувь и одежду, возмещается ущерб нанесенный учреждению.

    Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» устанавливает принципы правового регулирования социального обслуживания. Также постанавливает, что к социальному обслуживанию населения относится оказание социально-бытовых, медицинских, педагогических, психологических, правовых услуг и поддержка людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вызванной материальным неблагополучием, стрессовой нестабильностью, форс-мажорными обстоятельствами. Он определяет основные направления деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях. В законе описываются полномочия субъектов работающих в сфере оказания социально значимых услуг.

    В соответствии со статьей 29 закона «Об охране здоровья граждан» лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы имеют полное право на охрану здоровья и оказание им бесплатной медицинской помощи. В случае утраты дееспособности по вине учреждения, осужденный имеет право обратится в суд для возмещения ущерба и получение необходимой медицинской помощи и лечения.

    Обязательным документом, регулирующим отношения в уголовно-исполнительной системе, является Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В нем определяются основные задачи учреждений уголовно-исполнительной системы. Закон гарантирует безопасность лицам, находящимся под стражей, достойное содержание, законность действий со стороны персонала ИУ, обеспечивает трудовую терапию, переподготовку, образовательную и профессиональную составляющие.

    В соответствии со статьями 6-8 указанного закона, Приказом Государственного управления исполнения наказаний Минюста Российской Федерации «Об утверждении типовых структур штатов подразделений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ» от 20 марта 2000 года были утверждены все структурные элементы во всех видах ИУ и изоляторах во время следствия, образован отдел социально-психологической работы с осужденными, включающий в себя специалистов по социальной работе.

    Кроме отдела социально-психологической работы в учреждения пенитенциарной системы была введена группа социальной защиты и учета трудового стажа. Впервые в истории уголовно-исполнительной системы была создана специальная, профессиональная группа социальной работы.

    Несомненно, значимым для социальной работы с заключенными является Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Все положения в данном документе соответствуют Конституции РФ и приняты на ее основе. Именно в нем отражены основные принципы охраны прав, свобод и интересов граждан находящихся в ИУ. Он закрепляет функции восстановления, сохранения и поддержания социально-полезных связей с внешним миром, деятельности социального работника.

    Статья 12 часть 2 Уголовно-исполнительного кодекса содержит в себе основные права осужденных. Они могут обращаться с заявлениями, предложениями, жалобами к администрации и в вышестоящие органы, суды, прокуратуру и т.д. Запрещается без согласия граждан проводить на них опыты и испытывать лекарственные и химические препараты. Все без исключения имеют право пользоваться услугами, предоставляемыми исправительным учреждением. Не допускается дискриминация и жестокое обращение.

    Статья под номером 13 обеспечивает безопасность нахождения в ИУ. Если возникает угроза или подозрение в причинении вреда, за осужденным остается право обратиться с заявлением в управляющие органы, для защиты и устранения дискомфорта.

    Помимо прав и свобод у осужденных имеется большое количество ограничений. Это связанно со спецификой данного вида наказания. В первую очередь также как и права ограничения прописываются в Конституции РФ. Заключенным запрещается свободно передвигаться и выбирать место жительства, выезжать за пределы РФ (ст.27), отсутствует право на личную неприкосновенность (ст.22), тайную переписку (ст.23).

    Среди ограничений в политических правах можно выделить: отсутствие права на создание политических, религиозных и профсоюзных объединений (ст.30); строго запрещается проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст.31); осужденные лишены права активно и пассивно избирать, не могут участвовать в отправлении правосудия (ст.32).

    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации конкретизирует и расширяет список ограничений для осужденных. Согласно кодексу, лица находящиеся в местах лишения свободы ограничиваются в праве защиты материнства и детства, им запрещается заниматься воспитанием детей, отказывается в предоставлении отсрочки отбывания наказания при совершении тяжких и особо тяжких преступлений (ст.177).

    Нормативно-правовой базой социального работника также являются ведомственные и локальные правовые источники. К ведомственным, например, можно отнести Правила приема благотворительной, гуманитарной помощи и Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций. Локальные назначаются начальниками учреждений для решения вопросов социальной работы.

    При работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований. Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве для безопасности клиента и своей безопасности в первую очередь. Еще раз следует подчеркнуть, что к ним относятся: Международные соглашения и договора; Конституция РФ; иные законодательные акты РФ; подзаконные акты; приказы Минюста РФ; нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний; локальные нормативно-правовые акты.

    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации. - М.: Астрель, 2012. С.35.
    2. Корнюшина, Р.В. Зарубежный опыт социальной работы /Р.В. Корнюшина. - Издательство Дальневосточного университета. 2004. / URL:http://www.studfiles.ru/preview/1098202/ (дата обращения: 14.05.17)
    3. Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью/ Сб. международных документов. Вып. 1. М.: Академия МВД СССР, 1989. С. 151
    4. Саблин, Д.А. Права человека: Учебное пособие /Д.А. Саблин. – Оренбург: ОГУ, 2004. URL:http://www.studfiles.ru/preview/1101285/ (дата обращения 05.05.17)
    5. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования» URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165869;div=LAW;dst=100004,0;rnd=0.11685091769322753 (дата обращения: 12.05.17)
    6. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации» URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165863;div=LAW;dst=100004,0;rnd=0.5073592006228864 (дата обращения: 12.03.17)
    7. Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (15 декабря 2001 г.) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166036/ (дата обращения: 06.05.17)
    8. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165953/ (дата обращения 15.06.17)
    9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 09.05.2017) URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=176374;div=LAW;dst=100004,0;rnd=0.004744407255202532 (дата обращения: 06.06.17) Ст. 29
    10. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/1305321/#ixzz3cxXHNOtJ(дата обращения: 04.06.17)
    11. Приказ от 30 декабря 2005 г. № 262 «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» (в ред. Приказа Минюста России от 28 января 2008 г. № 13) URL:http://fsin.ucoz.ru/forum/10-327-1 (дата обращения: 05.06.17)
    12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) URL:http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения: 04.06.17). Ст.12.ч.2.
    13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) URL:http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения: 04.06.17). Ст.13.
    14. Саблин, Д.А. Права человека: Учебное пособие /Д.А. Саблин. – Оренбург: ОГУ, 2004. URL:http://www.studfiles.ru/preview/1101285/ (дата обращения 05.06.17)
    15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) URL:http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения: 14.06.17). Ст.177.
    16. Никитина, Т. Н. Проблемные вопросы нормативно-правового регулирования в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, выявленные в ходе мониторинга правоприменения / Т.Н. Никитина // Преступление и наказание, 2015 №1. С. 215


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация