Что предусматривает воинская обязанность гражданина рф. Воинская обязанность и военная служба граждан. Единоначалие в ВС

Главная / Авто

Всеобщая воинская обязанность включает в себя:

  • Учет.
  • Подготовку.
  • Призыв в ряды ВС.
  • Прохождение службы.
  • Пребывание в запасе.
  • Военные сборы.

Учет представляет собой элемент воинской обязанности. Ему подлежат все лица мужского пола, которые достигли соответствующего возраста. На учете должны также находиться военнообязанные по месту своего жительства.

Исключения

Воинская обязанность не касается:

  • Освобожденных от пребывания в ВС.
  • Проходящих военную службу либо альтернативную гражданскую.
  • Находящихся в местах лишения свободы.
  • Женщин, не имеющих военно-учетных специальностей.
  • Граждан, проживающих за пределами РФ постоянно.

Особенности учета

Он позволяет установить возможности государства обеспечить укомплектованность ВС личным составом. Учет проводится в соответствии с ФЗ 53 "О воинской обязанности". Он осуществляется уполномоченной инстанцией по месту жительства лиц, подлежащих призыву. В тех населенных пунктах, в которых отсутствует военный комиссариат, эту задачу выполняют органы местной власти. Первоначальный учет проводится с 1-го января по 31-е марта в год достижения лиц мужского пола 17 лет.

Обеспечение учета

В законе установлены обязанности для граждан, еще не поступивших на службу. В частности они должны:

  • Состоять на учете в военном комиссариате или в органе местной власти по месту жительства.
  • По вызову (по повестке) являться в установленное время в уполномоченную организацию.
  • В случае увольнения в запас ВС прибыть в военный комиссариат или прочий орган в течение двух недель с даты исключения гражданина из списка личного состава части.
  • В двухнедельный срок сообщить в уполномоченный орган об изменении своего семейного положения, места работы, образования или места жительства в пределах района или города без территориального деления.

Подготовка

Закон "О воинской обязанности" предусматривает:

  1. Получение первоначальных знаний в сфере обороны.
  2. Подготовительные мероприятия по основам службы в негосударственном, государственном или муниципальном учебном заведении полного (среднего), начального и среднего профессионального образования.
  3. Патриотическое воспитание.
  4. Подготовку по основным военно-учетным специальностям матросов, солдат, старшин и сержантов по направлению комиссариата.
  5. Медобследование и медицинское освидетельствование.
  6. Проведение мероприятий лечебно-оздоровительного характера.

Призыв

Закон "О воинской обязанности" и указы президента устанавливают периоды, в которые происходит зачисление мужчин в ряды ВС. Призыв проводится дважды в год:

  • С 1-го апреля по 30-е июня (весной).
  • С 1-го октября по 31-е декабря (осенью).

Для лиц, которые проживают на отдаленных территориях Крайнего Севера, призыв проводится с 1 мая по 30 июня. Для жителей сельской местности, непосредственно занятых в уборочных и посевных работах, устанавливается срок с 15 октября по 31 декабря. Педагогические работники призываются с 1 мая по 30 июня.

Специфика процедуры

ФЗ "О воинской обязанности" устанавливает порядок, в соответствии с которым осуществляется призыв. Зачислению в ряды ВС подлежат все лица мужского пола, возраст которых от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе. Организацию призыва осуществляет глава органа территориальной власти вместе с военным комиссариатом. Проведение процедуры возлагается на уполномоченную комиссию. Принятие решения основывается на заключениях врачей, проводивших медосвидетельствование о годности к службе.

Правовые основы

Воинская обязанность в России предусматривает непосредственное участие призванных лиц в боевых действиях, несение дежурства, повседневную подготовку. Все мероприятия, которые составляют содержание ВО, направлены на обеспечение целостности границ государства и защиту страны. Воинская обязанность имеет свою специфику. В частности, она требует от призванных полной самоотдачи, особой ответственности, высокой профподготовки. К лицам, которые находятся в рядах ВС, предъявляются высокие требования. В первую очередь это касается состояния их здоровья, образовательного уровня, физической подготовки, морально-психологических качеств.

Единоначалие в ВС

В качестве одной из наиболее характерных особенностей службы выступает беспрекословность подчинения, своевременность и точность исполнения отданных приказов. Согласно Уставу, одним из принципов ВС является единоначалие. В соответствии с ним устанавливается полнота распорядительной власти командира в отношении к подчиненным. На него возлагается персональная ответственность перед государством за действия каждого военнослужащего, деятельность подразделений и части. Единоначалие проявляется в возможности принимать единоличные решения, отдавать распоряжения и приказы, согласно требованиям законодательства и уставов, а также обеспечивать их исполнение. Не допускается обсуждение приказов. Неисполнение их считается преступлением против государства. Одни служащие по отношению к другим могут выступать в качестве начальников и подчиненных.

Дополнительные особенности

Военнослужащим выдается соответствующая форма и знаки отличия, утвержденные Президентом. Пребывающим в рядах ВС выдается оружие. При необходимости его ношение и хранение допускается и во внеслужебное время. Защита Отечества регламентировано Конституцией и другими нормативными актами. Согласно Основному Закону, она является обязанностью и долгом граждан РФ.

Уставы

Ими регламентируется повседневная деятельность служащих, непосредственное исполнение ими обязанностей, их быт и жизнь, способы ведения боя, принципы использования воинских подразделений. Они разделяются на общие и боевые. Первые устанавливают общие положения для всех типов ВС. Они определяют взаимоотношения между служащими, их должностные обязанности, устанавливают их права, порядок несения караульной, гарнизонной и внутренней службы. Вместе с этим положения регламентируют сущность дисциплины, выполнение строевых приемов, осуществление движения с оружием и без него. В категорию общевоинских входят уставы:

  1. Внутренней службы.
  2. Дисциплинарный.
  3. Гарнизонной и караульной службы.
  4. Строевой.

Боевые уставы разрабатываются в соответствии с положениями отечественной военной доктрины опыта ведения боев, степени технического оснащения. В них включены теоретические разделы и практические рекомендации.

Присяга

Она также установлена законодательством. К присяге приводятся все лица, впервые поступившие в ряды ВС. Каждому военнослужащему надлежит прочитать ее вслух перед строем своего подразделения. В присяге лица клянутся в верности Отечеству, строгом соблюдении Конституции, исполнении уставов, приказов начальников и командиров. После прочтения присяги военнослужащий расписывается в списке в специальной графе напротив своей фамилии. Затем он возвращается в строй. После присяги военный приобретает служебные обязанности и права в полном объеме.

Контракт

Его заключение с военнослужащим является добровольным мероприятием. Пребывание в рядах ВС по контракту выступает сегодня в качестве одного из направлений реформ в армии. Такая служба осуществляется на определенных условиях. В частности, они включает в себя:

Вместе с этим в условиях контракта предусматриваются особые права самих солдат и их родственников (близких), компенсации, гарантии и льготы. Нести службу по особым условиям могут:

  • Мужчины, пребывающие в запасе.
  • Лица, у которых заканчивается срок действия предыдущего контракта.
  • Женщины, не пребывающие в запасе. Они могут заключить свой первый контракт в возрасте с 18 до 40 лет.
  • Военнослужащие, находящиеся в ВС по призыву не меньше 12 мес.
  • Мужчины, окончившие высшие профобразовательные учреждения и не находящиеся в запасе.

Отбор кандидатов для заключения контракта из числа лиц, не находящихся в ВС, проводится военным комиссариатом, из служащих – воинскими частями.

Воинская Обязанность - обязанность граждан России проходить военную подготовку в рядах Вооруженных Сил РФ. В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Он несет военную службу, а в случае, если это противоречит его убеждениям или вероисповеданию, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. В. о. граждан РФ предусматривает: а) воинский учет; б) подготовку к военной службе; в) поступление на военную службу; г) прохождение военной службы; д) пребывание в запасе (резерве); е) военное обучение в военное время. От В. о. освобождаются граждане: а) мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет; б) женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет; в) не годные к военной службе по состоянию здоровья.

В РФ - закрепленная в Конституции РФ обязанность граждан проходить военную подготовку в рядах Вооруженных Сил РФ и защищать Отечество. При этом ст. 59 Конституции РФ допускает в случае, если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы замену ее альтернативной гражданской службой. Согласно Закону РФ "О воинской обязанности и военной службе" В. о. граждан РФ предусматривает: а) воинский учет; б) подготовку к военной службе; в) поступление на военную службу; г) прохождение военной службы; д) пребывание в запасе (резерве); е) военное обучение в военное время.

Обязанность граждан России проходить военную подготовку в рядах Вооруженных Сил РФ и защищать Отечество. В соответствии с Законом РФ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан РФ предусматривает: воинский учет; подготовку к военной службе; поступление на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе (резерве); военное обучение в военное время. От военной обязанности освобождаются граждане: мужского пола моложе 16 и старше 60 лет; женского пола моложе 18 и старше 60 лет; не годные к военной службе по состоянию здоровья.

  • - обязанность гражданина нести военную службу и защищать Отечество. Действующая Конституция РФ не использует понятия "воинская обязанность". В ней устанавливается: защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ст.59). Таким актом является Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 6 марта 1998 г. (с изменениями и дополнениями). По Закону В. о. гражданина РФ предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Призыву на военную службу подлежат лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу. Согласно ст. 59 Конституции, гражданин РФ, в случае если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Однако закон об альтернативной службе еще не принят; с прямым применением конституционной нормы есть проблемы, поэтому в большинстве случаев граждане не могут реализовать право на альтернативную службу. (С. А.)
  • - закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. В.о. регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ "Об обороне", от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и другими нормативными актами. По действующему законодательству формами исполнения В.о. являются: подготовительные (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время); основные (поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе); специальная - служба (работа) в качестве военных строителей. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства (об основных формах исполнения В.о. см. Альтернативная служба. Военная служба).

>>Основные понятия о воинской обязанности


Воинская обязанность

3.1. Основные понятия о воинской обязанности

«Воинская обязанность - это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).

В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан.

Воинская обязанность предусматривает:

Воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:

Призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
- прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение - особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время - период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.

Сборник конспектов уроков по ОБЖД скачать , календарно-тематическое планирование, учебники по всем предметам онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Нормативно-правовые акты, составляющие правовую основу призыва граждан РФ на военную службу. Призыв на военную службу - одна из основных форм реализации гражданами воинской обязанности. Прохождение военной службы по призыву является наиболее активной формой исполнения воинской обязанности, связанной с изменением правового и социального статуса гражданина в связи с наступлением определенных юридических фактов (например, принятие призывной комиссией решения о призыве). Правовую основу призыва граждан РФ на военную службу составляют следующие нормативные правовые акты: Конституция РФ, ФЗ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О воинской обязанности и военной службе», иные федеральные законы и нормативные правовые акты РФ в сфере обороны, воинской обязанности и военной службы по призыву.

Понятие воинской обязанности и военной службы. Согласно Конституции РФ «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом». Согласно Закону «О воинской обязанности и военной службе», все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах ВС РФ. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. Среди основных признаков, характеризующих воинскую обязанность и позволяющих отличить ее от иных обязанностей, возлагаемых на граждан России (например, обязанность платить налоги, сохранять природу и окружающую среду), можно выделить следующие: она установлена в целях реализации гражданами России обязанности защищать Отечество; воинская обязанность возлагается исключительно на граждан России; переложение воинской обязанности на иных лиц не допускается; воинская обязанность ограничивается временем ее исполнения, возрастным пределом, она обусловлена состоянием здоровья гражданина; исполнение воинской обязанности осуществляется в формах, предусмотренных в следующем абзаце. В соответствии с п. 1 ст. I Закона «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан РФ предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Закон предоставляет также гражданам право исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу. Граждане имеют право и на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Таким образом, воинская обязанность - это основанная на принадлежности к государству обязанность граждан служить в составе организованной вооруженной силы государства. Она носит название всеобщей, когда выполнение ее возлагается на всех граждан мужского пола, достигших определенного возраста. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время. Воинская обязанность основывается на одностороннем воле проявлении государства, налагающего эту обязанность на граждан в силу своей суверенной власти, и является противоположностью вербовке (контрактной системе), в основе которой лежит добровольное соглашение государства с гражданином этого государства. Воинская обязанность в силу своей специфики обладает целым рядом особенностей: воинская обязанность есть обязанность граждан служить в составе организованной вооруженной силы; воинская обязанность ограничена во времени (это положение имеет силу только для мирного времени. В военное же время военнообязанные остаются на службе, пока этого требует государственный интерес и пока граждане по возрасту, своему физическому состоянию будут способны исполнять возложенные на них обязанности.); воинская обязанность есть обязанность общеобязательная, то есть должна отбываться всеми гражданами, способными к отбыванию этой обязанности физически и духовно; воинская обязанность есть обязанность личная (на не допускает замены военнообязанного другим лицом); воинская обязанность есть конституционная обязанность граждан (она заключается в принадлежности гражданина к государству, следовательно, защищать государство обязаны лишь граждане этого государства). Выполнение гражданами воинской обязанности возникает при наличии определенных условий. К их числу относятся: достижение установленного возраста; физическая годность; нравственное достоинство. Исполнение гражданами воинской обязанности, сказано в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица. Воинская обязанность является одной из важнейших конституционных обязанностей граждан. От выполнения ее каждым призывником зависит боеготовность частей и кораблей, где солдаты и матросы проходят службу, готовность ВС РФ к решению задач по защите национальных интересов и безопасности России, обороноспособность государства. На основании п. 49 Положения о воинском учете в паспортах граждан РФ военными комиссариатами и органами внутренних дел (только при замене в установленном порядке паспортов граждан РФ) производятся отметки об их отношении к воинской обязанности. Срок военной службы по призыву с 1 января 2008 года составляет 12 месяцев (под. «д», п. 1 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе»). Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту).



Первоначальная постановка граждан РФ на воинский учет. Первоначальная постановка граждан на воинский учет проводится в целях установления их численности, категории годности к военной службе по состоянию здоровья, образовательного уровня и приобретенной специальности, профессиональной пригодности для подготовки по военно-учетным специальностям и должностям, проведения предварительного распределения их по видам ВС, родам войск, другим войскам, воинским формированиям и органам. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет (не путать с призывной комиссией), создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара субъекта РФ. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола, не поставленных по каким-либо причинам на воинский учет в сроки, указанные выше, а также лиц, получивших гражданство РФ, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года (п. 34 Положения о воинском учете). Первоначальная постановка на воинский учет граждан, постоянно проживающих за пределами РФ и изъявивших желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляется военными комиссариатами по месту пребывания указанных граждан при условии заключения и ратификации РФ соответствующих международных договоров.

Категории граждан не подлежащие воинскому учету. В соответствии с п. 15 Положения о воинском учете не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане: освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом «О военной службе»; проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; отбывающие наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющие военно-учетной специальности; постоянно проживающие за пределами РФ; имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и ФСБ РФ.

Состав комиссии по постановке граждан на воинский учет. Пункт 5 ст. 9 Закона «О военной службе» закрепил, что комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав: военный комиссар соответствующей территории, либо заместитель военного комиссара - председатель комиссии; представитель местной администрации; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-пециалисты, проводящие первичное медицинское освидетельствование. Как было указано выше, комиссии по постановке граждан на воинский учет создаются решением высшего должностного лица субъекта РФ по представлению военного комиссара субъекта РФ.

Обязанности комиссии по постановке граждан на воинский учет. В соответствии с п. 6 и п. 7 ст. 9 Закона «О военной службе» комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана: организовать медицинское освидетельствование граждан и определить (предварительно) категорию годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья; провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям; принять одно из следующих решений: а)о постановке гражданина, признанного по состоянию здоровья годным к военной службе (категория годности «А») или годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б»), на воинский учет; б) внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»), или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе (категория годности «Д»); в) объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету (это делает председатель комиссии или по его поручению секретарь комиссии).

Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет. В силу п. 10 Инструкции по подготовке и проведению призыва оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, производится повестками военного комиссариата в соответствии с приложением № 10 к Инструкции по подготовке и проведению призыва. Повестка должка быть подписана военным комиссаром и заверена печатью военного комиссариата. Граждане обязаны получать повестки военного комиссариата под распилку, вручение гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которых возложено ведение первичного воинского учета, руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, в которых граждане работают (учатся), как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет. В первую очередь на комиссию вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных учреждениях. Граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях, вызываются, как правило, по группам (классам) в один день. Для этой категории граждан дни явки устанавливаются военным комиссариатом по предварительному согласованию с руководителями образовательных учреждений. В соответствии с Законом «О военной службе» граждане, подлежащие первоначальной постановке на воинский учет, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание комиссии по постановке на воинский учет, имея при себе документы, указанные в повестке. В случае неявки без уважительной причины гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, он привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Уважительной причиной неявки по вызову (повестке) военного комиссариата, при условии документального подтверждения, является: заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными комиссией по постановке граждан на воинский учет или судом. По истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно без дополнительного вызова.

Документы, которые следует иметь при себе, при первоначальной постановке на воинский учет. Как указано в п. 1 приложения № 12 к Инструкции по подготовке и проведению призыва, граждане, вызываемые для первоначальной постановки на воинский учет, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы: паспорт, свидетельство о рождении и их копии; справку с места жительства и о семейном положении; справку с места работы или учебы; фотографии размером 3 х 4 - 6 шт.; документ об образовании и его копию; медицинские документы о состоянии здоровья; имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта квалификационные удостоверения и их копии;)прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях - справки (удостоверения) о прохождении подготовки в этих объединениях и их копии.

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет возлагается на комиссии по постановке граждан на воинский учет, создаваемые в военном комиссариате. Основная цель медицинского освидетельствования граждан допризывного возраста - изучение и оценка состояния их здоровья и физического развития для определения годности к военной службе. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводят врачи специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог (ЛОР, ухо-горло-нос), стоматолог, а в случае необходимости врачи других специальностей. Персональный состав врачей специалистов, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, утверждается председателями соответствующих комиссий (п. 16 Положения о ВВЭ). Важно отметить, что без участия любого из семи названных врачей медицинское освидетельствование по закону будет считаться не пройденным. Медицинское освидетельствование при первоначальной постановке на воинский учет носит предварительный характер. Окончательное заключение о категории годности к военной службе будет вынесено после повторного медицинского освидетельствования при призыве на военную службу. Медицинское освидетельствование может быть только очным (при личном присутствии гражданина). В соответствии с п. 15 Положения о ВВЭ, п. 6 Инструкции № 2 граждане, подлежащие первоначальной постановке на воинский учет, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования проходят по направлению военного комиссариата диагностические исследования в соответствующих медицинских учреждениях. Необходимый минимум, составляющий перечень таких диагностических исследований и предусмотренный указанным выше пунктом Инструкции № 2, включает в себя: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ - скорости оседания эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); в день обследования проводится измерение роста и массы тела. В соответствии с п. 17 Положения о ВВЭ врачи специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям; А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Следует отметить, что медицинское освидетельствование проводят как минимум семь врачей специалистов (об этом было указано выше), каждый из которых при медицинском освидетельствовании ставит свою категорию годности по своему профилю. Итоговую категорию годности гражданин получит по наихудшему результату. Например, если даже все - «А», но хотя бы одна - «Д», то итоговой будет категория годности «Д».

Предоставление в комиссию по постановке граждан на воинский учет медицинских документов, характеризующих состояние здоровья гражданина. Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет имеет право предоставлять медицинские документы, подтверждающие наличие у него тех или иных заболеваний или функциональных расстройств. В комиссию по постановке граждан на воинский учет можно представлять надлежащим образом заверенные копии медицинских документов. Заверить копии документов можно в выдавшем их медицинском учреждении или у нотариуса. Очень часто у граждан возникают затруднения при получении своей медицинской карты из поликлиники для снятия с нее копий. Выходом из данной ситуации будет являться обращение к участковому терапевту или главному врачу поликлиники с заявлением о предоставлении выписки из медицинской карты (эпикриза).

Выдача документа гражданину, первоначально поставленному на воинский учет. Гражданину, первоначально поставленному на воинский учет, в день прохождения комиссии под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в котором проставляется оттиск штампа военного комиссариата о постановке на воинский учет. Ему разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, доводится порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии (п. 17 Инструкции по подготовке и проведению призыва).

Обязанности граждан по воинскому учету, установленные действующим законодательством. В силу п. 1 ст. 10 Закона «О военной службе» и п. 50 Положения о воинском учете граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства или месту временного пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, в органах местного самоуправления; являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина РФ и водительское удостоверение при его наличии; сообщать в 2-х недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования; сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из РФ на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-х недельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращения в РФ; бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в 2-х недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты. Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места временного пребывания.

9.3. Время проведения и содержание призыва. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Период времени осуществления призыва на военную службу Согласно общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 25 Закона «О военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля (весенний призыв) и с 1 октября по 31 декабря (осенний призыв) на основании указов Президента РФ.Однако из вышеуказанного общего правила есть три исключения: граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом ВС РФ (подпункт «а» п. 1 ст. 25 Закона «О военной службе»);граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря (подпункт «б» п. 1 ст. Закона «О военной службе»);граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля (подпункт «в» п. 1 ст. 25 Закона «О военной службе»).В соответствии с правилами исчисления сроков моментом начала призыва граждан на военную службу считается 00 часов 01 минута 1 апреля (1 октября), а момент окончания определятся как 00 часов 00 минут 15 июля (31 декабря).

Мероприятия (этапы) призыва на военную службу. Призыв на военную службу - это комплекс мероприятий. В соответствии со ст. 26 Закона «О военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в себя следующие мероприятия (по порядку их следования): 1) явку на медицинское освидетельствование; 2) явку на заседание призывной комиссии; 3) явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы. Указанные мероприятия, связанные с призывом граждан на военную службу, могут осуществляться только в строго определенные периоды текущего года - в периоды призыва на военную службу, которые установлены законом: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Проведение мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, вне указанных сроков является незаконным. Граждане вызываются на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по достижении призывного возраста 18 лет. При этом необходимо учитывать, что лицо считается достигшим призывного возраста не в день исполнения ему 18 лет, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток (приложение № 31 к Инструкции по подготовке и проведению призыва), Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (п. 7 Положения о призыве на военную службу).

Организация и осуществление призыва на военную службу призывников. Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара субъекта РФ (п.п. 2 и 3 Положения о призыве на военную службу).

Вызов призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу . В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона «О военной службе» на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Согласно п. 6 Положения о призыве на военную службу оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Иных вариантов вручения повесток военного комиссариата законом не установлено. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара (п. 2 ст. 31 Закона «О военной службе»). Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к Инструкции по подготовке и проведению призыва. Повестка является документом, которым призывники вызываются в военный комиссариат для уточнения вопросов воинского учета (учетных данных гражданина) и проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва граждан на военную службу. Повестка должна быть подписана военным комиссаром и заверена печатью военного комиссариата. В повестке указывается причина вызова в военный комиссариат: для уточнения документов воинского учета; для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним; для прохождения призывной комиссии, которая примет одно из следующих решений: а) о призыве на военную службу; б) о направлении на альтернативную гражданскую службу; в) о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; г) об освобождении от призыва на военную службу; д) об освобождении от исполнения воинской обязанности; е) о зачислении в запас; для прохождения призывной комиссии субъекта РФ; для отправки к месту прохождения военной службы; для направления на альтернативную гражданскую службу.

Обстоятельства (причины) освобождающие гражданина от явки в военный комиссариат по повестке. Согласно п. 1 ст. 7 Закона «О военной службе» в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных названным Законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Перечень уважительных причин, которые освобождают призывника от явки в военный комиссариат по повестке, указаны в п. 2 ст. 7 Закона «О военной службе» (они приводятся на оборотной стороне повестки). К ним относятся: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом. О наличии уважительных причин неявки по повестке гражданин должен в письменной форме незамедлительно известить соответствующую комиссию (военного комиссара). При этом обязательно должны быть представлены документы, подтверждающие наличие уважительных причин. В случае невыполнения названных условий гражданин может быть привлечен либо к административной, либо к уголовной ответственности.

Ответственность граждан за нарушение обязанностей по воинскому учету и призыву на военную службу. Пункт 1 ст. 7 Закона «О военной службе» гласит, что в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных Законом «О военной службе», они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Действующим законодательством РФ за нарушение гражданами обязанностей по воинскому учету и призыву на военную службу предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, в ст.ст. 21.5 - 21.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан за совершение следующих деяний: неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины; убытие на новое место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, выезд из РФ на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета; прибытие на новое место жительства либо место временного пребывания или возвращение в РФ без постановки на воинский учет в установленный срок; несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования; уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии; умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату. Совершение любого из выше перечисленных деяний влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Статьей 328 УК РФ «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» предусмотрена уголовная ответственность граждан за уклонение от призыва на военную службу (ч.1 ст. 328 УК РФ) и альтернативную гражданскую службу (ч. 2 ст. 328 УК РФ).Согласно п. 4 ст. 31 Закона «О военной службе» в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. На основании ч. 1 ст. 328 УК РФ уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Каждому гражданину известно, что представляет собой военная служба. Но всем ли жителям России известен Федеральный Закон "О военной службе и воинской обязанности"? Основные положения этого законопроекта будут представлены в статье.

Военная служба

  • по возрасту;
  • по истечении срока службы по контракту или по призыву;
  • по причине плохого состояния здоровья;
  • в связи с лишением полученного ранее воинского звания;
  • по причине утраты доверия высших чинов.

Таким образом, Федеральный Закон России "О воинской обязанности и воинской службе" закрепляет достаточно большое количество моментов, связанных с увольнениями.

О вооруженном запасе

А что представляет собой запас в рядах армии Российской Федерации? Рассматриваемый законопроект говорит в данном случае о так называемом мобилизационном развертывании всех воинских формирований РФ в необходимых на то случаях.

Под запасом подразумевают людской мобилизационный резерв. В этот резерв входят граждане, заключившие с Минобороны договор о пребывании в запасе. По представлению Президента РФ или отдельного федерального органа военный запас должен будет собраться и сформироваться по территориальному признаку.

Стоит также отметить, что зачисление в запас должно происходить из числа лиц, а также из числа граждан, успешно окончивших обучение в военных организациях высшего образования.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация