Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки. Административное правонарушение - состав и виды. Что такое протокол

Главная / Авто

Одним из способов сохранения порядка в государстве и подчинения граждан закону является административная ответственность. Совершая какой-либо проступок, результатом которого может стать причинение вреда материального или морального в отношении государства или граждан, а также в отношении их собственности, мы совершаем административное правонарушение. Для того чтобы обеспечить защиту от таких проступков, придуман КоАП – Кодекс об Административных Правонарушениях.

Административная ответственность предусматривает несколько различных вариантов наказания, согласно Статьи 3.2. КоАП. Виды административных наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
Мера наказания в зависимости от тяжести совершенного проступка может назначаться судебным органом либо лицом, имеющим право в установленном законом порядке возлагать и устанавливать размер наказания. Наиболее часто встречается возложение штрафа на граждан. Размер штрафа может колебаться от 100 до 5 000 рублей, а для юридических лиц эта сумма может достигать 1 000 000 рублей.
Бывает так, что гражданин твердо уверен, в том, что его поступок не должен подлежать наказанию, но ему упорно вручают квитанцию об уплате штрафа. Как быть в такой ситуации, нужно ли сразу идти и уплачивать энную сумму денег в казну государства? Именно об этом МирСоветов предлагает поговорить своему читателю.

За что назначают штраф

Основная часть кодекса состоит из статей, описывающих виды проступков и меры наказания за них. Штрафным санкциям могут подвергаться граждане, совершившие проступки, описанные в следующих главах КоАП:
Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности.
Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.
Глава 11. Административные правонарушения на транспорте.
Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения.
Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации.
Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы российской федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории российской федерации.
Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления.
Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета.

Назначение наказания

Назначается наказание в виде штрафа или в виде любой другой оговоренной мерой строго по правилам и нормам 4 главы КоАПа. Так, прежде чем назначить наказание, ответственное должно принять во внимание все факты, касающиеся конкретного нарушения и личности человека, совершившего проступок.
Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как видите, даже в общих правилах есть упоминание о том, что существуют обстоятельства смягчающие вину и, следовательно, меру наказания. Законом предусмотрены следующие смягчающие административную ответственность обстоятельства (КоАП статья 4.2.):
1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
1.1. добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
1.2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
1.3. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
1.4. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
1.5. совершение административного правонарушения или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно второго пункта, видно, что можно постараться склонить решение судьи в свою сторону. Для этого необходимо честно и подробно описать сложившуюся ситуацию, представить какие-либо факты или показания людей, свидетельствующие о том, что совершенное Вами нарушение не было умышленным либо было совершено под воздействием каких-то сторонних факторов, оказавших воздействие на Ваше поведение. Естественно, все изложенное Вами будет проверено, судья может назначить дополнительное расследование. Кроме того, судья может учесть финансовое, семейное положение виновного, если на иждивении провинившегося находятся несовершеннолетние или недееспособные граждане или виновный единственный работающий член семьи, например, это тоже может быть рассмотрено как смягчающее обстоятельство. В таком случае, судья может заменить административное наказание и вместо штрафа сделать предупреждение.
Но МирСоветов рекомендует также помнить, что наравне со смягчающими, есть и отягчающие обстоятельства. Так если гражданин систематически нарушает закон, неоднократно призывается к административной ответственности, то это рассматривается как отягчающее обстоятельство. В данном случае наказание будет более серьезным, чем предупреждение, а если человек не сможет уплатить сумму, назначенную в качестве штрафа, то штраф могут заменить лишением свободы сроком до 15 суток. Кроме того, если нарушение систематически совершается несовершеннолетним (до 14 лет) ребенком, то ответственность может быть возложена на его родителей. Поэтому не стоит брать за правило нарушение установленным законом положений. До начала судебного заседания по административной ответственности Вашим делом занимаются также представители закона, в их обязанность входит поднять все данные, имеющиеся на Вас, с частности информацию о фактах привлечения Вас к административной ответственности. И если таковые будут иметь место, то их положат на чащу весов не в Вашу пользу.
Лица, имеющие право назначить меру наказания, перечислены в главе 22 КоАП. Там же перечислены полномочия тех или иных представителей власти в части назначения наказания.
Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:
1) судьями (мировыми судьями);

3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Статья 22.2. Полномочия должностных лиц
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:
1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;
2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.
Следующая глава кодекса распределяет между лицами уполномоченными налагать административную ответственность конкретные виды нарушений. Для примера возьмем наиболее часто встречающиеся и волнующие всех ситуации на дорогах, например, остановивший Вас инспектор ГАИ имеет право выписать штраф за отсутствие карточки о прохождении техосмотра (статья 12.31 п.1 КоАП). Но не может выдать Вам квитанцию в случае, если Вы оставили место дорожнотранспортного происшествия, являясь его участником (статья 12.27 п. 2 КоАП).

Дело об административном правонарушении

Для того чтобы назначить какую-либо меру наказания, в том числе и штраф, лицо, представляющее уполномоченный орган, обязано завести дело по факту нарушения. То есть должен быть составлен протокол, фиксирующий данные о правонарушении, и взято объяснение с гражданина, совершившего данный проступок. Данные, зафиксированные в протоколе, должны быть подтверждены подписями понятых и нарушителя либо должны быть представлены неоспоримые вещественные доказательства, подтверждающие факт правонарушения. Понятых должно быть не менее двух человек, при этом понятыми могут быть только те лица, которые не заинтересованы в исходе конкретного дела.
Если протокол составлен с нарушением норм и правил, его можно признать недействительным в судебном порядке. Гражданин, в отношении которого составляется протокол, имеет право не ставить свою подпись либо сделать надпись «с описанным выше не согласен, данных действий не совершал».
Любой практикующий юрист скажет Вам, что большая часть возложенных штрафов отменяется, за счет неправильного составления начальных документов по делу. Поэтому, получив на руки квитанцию о штрафе, не торопитесь ее оплачивать. Обязательно запишите себе данные сотрудников власти, которые выписали Вам штраф: фамилии, имена и отчества, должность и место работы, рабочие контактные данные. При наличии протокола, Вы вправе потребовать себе его копию. Также запишите статьи, согласно которым Вас хотят оштрафовать.
Первое, что нужно будет проверить – это правомерность установленной меры наказания. Наличие грубых нарушений в правилах составления протокола влечет отмену наказания. Грубыми нарушениями считаются такие факты, как отсутствие понятых, невнятное объяснение причин наложения штрафа и т.п. Орфографические и пунктуационные ошибки, описки не считаются грубыми нарушениями.
Также МирСоветов обращает Ваше внимание на то, что существуют обстоятельства, на основании которых может быть отменено делопроизводство по правонарушению. Такие обстоятельства указаны в 24 главе КоАП:
Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
На месте совершения правонарушения могут быть наложены штрафы, не превышающие суммы в 100 рублей, исключение составляют только нарушение таможенных правил, там сумма может составлять до 1000 рублей, но не более. Вы имеете право не уплачивать данный штраф и отказаться принимать квитанцию. В этом случае будет составлен протокол, на основании которого можно оспорить выписанный штраф.
После передачи в суд всех документов по делу, заседание должно быть проведено не позднее, чем в течение 15 суток со дня их получения. Дело об административном правонарушении не может длиться более двух месяцев с момента его совершения. Любое решение суда может быть обжаловано в течение 10 суток с момента его оглашения.

Что нужно делать

Исходя из всего вышесказанного, предлагаем следующий алгоритм действий при наложении штрафных санкций.
  1. Сбор данных по делу (протокол, квитанция на штраф, данные выписавших штраф).
  2. Обращение в юридическую компанию, либо самостоятельное изучение материалов и сверка их с соответствием закону. Все необходимые положения можно найти в КоАП, либо ссылки на законы, согласно которым нужно расценивать правомерность обстоятельств дела.
  3. Сбор доказательств и фактов по делу, для передачи в суд, а так же привлечение свидетелей, которые могут свидетельствовать в Вашу пользу.
  4. Поиск обстоятельств, по которым дело может быть либо отложено, либо остановлено полностью.
  5. Передача всех материалов в суд.
При обращении за помощью к юристу или адвокату, затраты могут быть от 300 рублей за простую устную консультацию и от 3000 рублей за присутствие в судебном заседании в качестве Вашего защитника (представителя) и выше. Все зависит от уровня, который занимает на рынке услуг компания, в которую Вы обратитесь. Конечно, при размере штрафа менее этой суммы, вряд ли кто-то будет обращаться за помощью к профессионалу, но опять же не стоит сбрасывать со счетов государственные учреждения, которые оказывают бесплатную помощь в любых, в том числе и административных делах, это право граждан предусмотрено Конституцией РФ.
В статье 46 Конституции сказано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». В статье 48 Конституции: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
В комментарии к Конституции относительно статьи 48 дано следующее пояснение: «Право пользования квалифицированной юридической помощью гарантируется каждому в случае обращения в суд в связи с нарушением прав и охраняемых законом интересов, при привлечении лица к уголовной или административной ответственности. Юридическая помощь оказывается гражданам, являющимся сторонами в конституционном судопроизводстве, при рассмотрении гражданских дел, споров в арбитражном суде. Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Поэтому гражданин, уверенный в своей правоте, вполне может рассчитывать на защиту своих интересов при помощи назначенного государством защитника. Но если речь идет об административном правонарушении компании (например, ООО), то им придется обращаться за помощью к платным юристам. В связи с более серьезными суммами административного штрафа, которые могут быть возложены на юридическое лицо, каждый руководитель, исходя из конкретной ситуации, будет принимать решение о привлечении стороннего специалиста. Тем компаниям, в которых есть штатный юрист, нет необходимости привлекать третьих лиц, так как в обязанности юриста, как правило, входит защита интересов компании.

Решение, вынесенное судом по Вашему делу, определит дальнейший ход событий. Либо это будет отмена наказания, либо потребуется делать апелляцию. Хотя при наличии доказательств хоть какой-либо ошибки в начале делопроизводства по нарушению приведет к остановке такого дела. Как показывает практика, в 80% случаев имеет место нарушение установленных норм законодательства по началу делопроизводства об административных правонарушениях.
Ваши расходы при первом рассмотрении дела будут только на услуги юриста. Госпошлина не оплачивается, так как апелляция подается в суды высших инстанций для отмены постановлений. Ввиду того, что затраты минимальны, а вероятность положительного исхода дела для Вас велика, думаю, стоит побороться за возможность сэкономить свой

Административное правонарушение - это понятие, с которым может столкнуться каждый человек. Возможно, именно в такой момент ему понадобятся знания относительно того, какие виды их бывают, кто и как составляет протокол об административном решении, какова дальнейшая его роль. Об этом далее.

Общее понятие

Что такое административное правонарушение? Прежде всего, это определенное действие, которое также может быть выражено в пассивной форме. Субъектом, который может быть признан совершившим таковое, может быть как простой человек, так и предприятие, учреждение или организация, которых в правовой практике называют юридическим лицом.

Обязательным условием для того, чтобы деяние было признано административным правонарушением, считаются его противоправность и виновность - данные понятия более конкретно раскрываются в законодательстве РФ.

Кроме всего прочего, при определении деяния как административного правонарушения, должен быть четко определен объект, на который оно направлено. В соответствии с понятием, которое приведено в законодательстве, это может быть собственность, здоровье человека, экология, общественный порядок, нравственность, а также некоторые другие.

Состав административного правонарушения

Чтобы деяние было признано административным правонарушением, оно обязательно должно иметь определенный состав. Должен быть сам субъект - лицо, которое совершает деяние, а также объект - то, в отношении чего направлены действия. Объектом правонарушения могут быть общественные отношения в какой-либо сфере.

Кроме объекта и субъекта в составе административного правонарушения разделяют такие понятия, как субъективная и объективная сторона. Первое понятие определяет наличие комплекса факторов, благодаря которым человека или юридическое лицо можно привлечь к ответственности (умысел, цель, вина). Что касается объективной стороны, то данное понятие определяет обязательность наличия причинно-следственной связи между деянием и последствиями, которые оно повлекло.

Для привлечения к административной ответственности физического лица обязательно наличие двух факторов: его вменяемость и достижение им 16-летнего возраста (в России).

Наказание

За любое административное деяние, полный список которых прописан в КоАП РФ, полагается наказание, при этом оно должно быть соразмерным степени тяжести действия или бездействия. Примерами таковых могут послужить лишение социального права, административное выдворение за пределы РФ, дисквалификация, предупреждение, обязательные работы и так далее. Среди всех видов наиболее известными общественности являются денежные штрафы, с которыми зачастую сталкиваются практически все представители населения страны.

В законодательстве также указано, что при условии незначительности правонарушения лицо может быть освобождено от наказания.

Любое наказание может последовать исключительно на основании протокола об административном правонарушении. Также указывается и то, что оно должно быть составлено уполномоченным на то лицом, а также рассмотрено в порядке, который предусматривается действующим законодательством.

Итак, кто выносит постановления об административном правонарушении? Какие их виды бывают? Кто впоследствии занимается их исполнением? Об этом далее.

Кто выносит постановления об административном правонарушении

В действующем в РФ законодательстве четко регламентируется процесс вынесения решений по результатам рассмотрения дел о правонарушениях данного типа. Так, постановление об административном правонарушении (КоАП РФ) может быть вынесено должностным лицом или органом, которое управомочено на то в соответствии с законом. Примером таковых могут быть налоговые инспекторы, сотрудники ГИБДД, органы исполнительного комитета и другие лица, которые занимаются объектом правонарушения.

В том случае, если в процессе выясняется то, что за осуществленное деяние полагается не административное наказание, а уголовное, дело должно быть передано в органы, уполномоченные по уголовным делам (например, в прокуратуру).

Виды постановлений

В юридической практике предусмотрены два вида актов такого рода. Тот, кто выносит постановление об административном правонарушении, обязан по существу рассмотреть всю суть дела и определить его характер. По итогам открытых сведений данное должностное лицо обязано принять решение о прекращении производства по делу о правонарушении или о назначении наказания административного характера. Когда решение будет принято и оформлено надлежащим образом, оно подлежит исполнению в регламентированном законом порядке.

Исполнение

Одна из основных стадий в делопроизводстве данного типа - это исполнение постановлений об административных правонарушениях. Данный вид деятельности осуществляется особыми органами государства, в компетенции которых находится указанный в постановлении вид деятельности.

Так, например, все постановления по делам об административных правонарушениях в отношении изъятия имущества или его конфискации должны быть реализованы службой судебных приставов, для чего должен быть сформирован и направлен заполненный лист установленной формы. В том случае, если сутью постановления было наложение административного ареста, то реализация такового будет возложена на органы внутренних дел. Если речь идет об административном выдворении за пределы территории России, то в данном случае постановление осуществляется миграционной службой и так далее.

Обжалование постановлений

Тот, кто выносит постановление об административном правонарушении, не является последней инстанцией в процессе судопроизводства по данным вопросам. Любое решение должностного лица всегда может быть оспорено в судебном порядке, если правильно соблюдать всю инструкцию и сроки, представленные в законе РФ (ст. 29.9 КоАП РФ).

В том случае, если необходимо оспорить решение органа, который вынес постановление, необходимо прикрепить к его копии заявление в районный суд, в котором необходимо сделать запрос на пересмотр принятого решения. Судебный орган обязан рассмотреть запрос в течение 2 месяцев с момента подачи - именно такой срок прописан в законе. Что касается срока обжалования постановлений об административных правонарушениях, то он составляет 10 календарных дней. На 11 день принятый и необжалованный акт вступает в законную силу.

Судебное рассмотрение жалобы

В процессе рассмотрения жалобы в зал судебного заседания приглашаются все участники правонарушения, а также должностное лицо, которое вынесло постановление об административном правонарушении. В ходе дела заново выясняется вся суть деяния, выслушиваются показания свидетелей, если таковые имеются, а также предоставляется речь правонарушителю.

В том случае, если одна из сторон не имеет возможности явиться на слушание дела, то она обязана уведомить об этом суд. Также любая сторона имеет право воспользоваться услугами частных или государственных представителей - адвокатов.

В конце дела судья, рассматривающий жалобу, обязан определить законность вынесенного постановления об административном правонарушении, его обоснованность, а затем, выслушав все предоставленные материалы, принять свое решение, которое будет являться окончательным. Постановления суда об административном правонарушении также могут быть пересмотрены. В том случае, если жалоба рассматривалась в суде первой инстанции (городской, районный), заявитель имеет право подать заявление о пересмотре его решения в апелляционный орган. Что касается сроков обжалования постановления об административном правонарушении, вынесенного судом первой инстанции, то он составляет 20 дней с момента его подписания.

В апелляционном суде предоставленная жалоба должна быть рассмотрена в коллегиальном порядке. Судьи должны вынести общее решение, которое следует запротоколировать в соответствии с законодательством. В том случае, если заявитель не удовлетворен принятым апелляционным судом решением, он имеет право обратиться в Верховный орган. Постановления Верховного Суда об административном правонарушении оспариванию не подлежат - они сразу же передаются в органы, на которые возлагается их исполнение или дело закрывается по его решению.

Виды постановлений суда

В результате пересмотра жалобы, поданой истцом, суд может принять несколько видов решений. Каким именно оно будет, зависит от того, какие материалы будут предоставлены сторонами к моменту рассмотрения жалобы.

По итогам рассмотрения дела истец может получить отказ в отмене решения компетентного органа. Это означает, что постановление о правонарушении в таком случае остается низменным и подлежит исполнению.

Также суд может принять решение об изменении условий постановления. В таком случае для истца могут быть смягчены условия наказания. Законодательство предусматривает, что изменение условий не должно повлечь за собой ухудшение состояния заявителя.

Еще один вариант решения суда по данному вопросу - это отмена постановления об административном правонарушении и окончательное прекращение производства по текущему делу. Чтобы принять такое решение, суду достаточно счесть обстоятельства, которые повлекло наложение наказания, недостаточными для признания деяния административным правонарушением.

Кто имеет право обжаловать постановление суда или должностного органа

В законодательстве указан небольшой перечень лиц, которые имеют право подать заявление на пересмотр и обжалование постановления. Во-первых, таковым может быть само лицо, в отношении которого ведется производство. Законные представители и адвокаты также наделены такими правами наравне с правонарушителем.

В том случае, если постановление было составлено в адрес юридического лица, то заявление о его обжаловании может быть подано уполномоченным на то органом, который имеется на предприятии, в учреждении или в организации.

Перечень документов, необходимых для подачи жалобы или протеста

Чтобы оспорить постановление, вынесенное должностным органом, необходимо подать в суд соответствующее заявление и прикрепить к нему одну заверенную копию оспариваемого акта. После этого в пакет необходимо добавить копии жалобы, количество которых должно быть равно числу участников процесса.

В том случае, если юридическое или физическое лицо действуют через своих представителей, нужно добавить к пакету бумаг копию документа, на основании которого данный человек осуществляет свою деятельность (адвокатское удостоверение, доверенность на представительство и т.д.). Если пересмотр постановления производится не в первый раз, то в обязательном порядке следует приложить копии всех решений, вынесенных другими органами ранее.

Когда административное взыскание не может быть применено?

В законе указывается несколько определенных обстоятельств, при наличии которых наказание не может быть применено в отношении конкретного лица. Один из них - это истечение срока давности, который для каждого типа правонарушения устанавливается отдельно. Примером таковых обстоятельств также может послужить отмена закона, на основании которого было наложено взыскание или был издан акт амнистии по данной статье.

Также наказание не применяется в том случае, если виновное лицо действовало в ситуации крайней необходимости. Дело об административном правонарушении закрывается в том случае, если лицо, в отношении которого оно возбуждено, признано умершим.

Итак, мы подробно рассмотрели вопросы, которые касаются административных правонарушений и о том, что такое постановление по делу об административном правонарушении.

Позволяет сделать ряд выводов:

1) об административном правонарушении (по общему правилу) составляется протокол. Исключения представляют следующие случаи:

а) дело об административном правонарушении возбуждено прокурором (последний выносит постановление в сроки, предусмотренные в ст. 28.5 , см. коммент. к ст. 28.4 , 28.5);

б) закон допускает назначать административное наказание, не составляя протокол (например, когда за совершение административного правонарушения назначается предупреждение либо административный штраф, размер которого не превышает 100 (при нарушении таможенных правил - 1000) рублей. Кроме того, с 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в КоАП Закон N 225 от 02.10.07) протокол не составляется и в случаях совершения административных правонарушений предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 , а также в случаях указанных в ч. 3 ст. 28.6 (см. об этом коммент. к ст. 28.6 , 29.10);

2) сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 , указываются в протоколе об административном правонарушении обязательно. При отсутствии хотя бы одного из них протокол (как процессуальный документ) обесценивается);

3) в протоколе могут быть указаны и другие сведения:

а) прямо предусмотренные законом (например, о доставлении, см. коммент. к ст. 27.2);

б) хотя и не предусмотренные в законе, но не противоречащие ему и способствующие правильному и своевременному разрешению дела.

2. Применяя правила ч. 3-6 ст. 28.2 , нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) физическому лицу (лично или его представителю, уполномоченному доверенностью, например, защитнику), а также законному представителю юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться (в необходимых случаях - с помощью переводчика, см. коммент. об этом к ст. 24.2 , 25.10) с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (они прилагаются к протоколу, если подписаны лицом, сделавшим эти замечания);

2) протокол об административном правонарушении должен также содержать запись о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности. Упомянутая запись должна быть удостоверена подписями каждого участника;

3) протокол об административном правонарушении подписывается лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.2 . Если физическое лицо, законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, отказываются подписать протокол, должностное лицо (составившее протокол) делает об этом запись в протоколе и удостоверяет ее своей подписью;

4) копия протокола об административном правонарушении (изготовленная и заверенная доставившим его должностным лицом) вручается:

а) физическому лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

б) потерпевшему (см. коммент. к ст. 25.2);

в) если упомянутые лица (хотя бы устно) попросили о вручении такой копии. О том, что копия протокола об административном правонарушении вручена упомянутым лицам, делается запись в протоколе об административном правонарушении, а сама копия вручается упомянутым лицам под расписку;

5) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти о составлении протокола об административном правонарушении (например, приказ Росархива от 18.02.2002 N 18) применяются постольку, поскольку не противоречат правилам ст. 28.2 , а также ст. 28.3 , 28.5 , 28.8 , 29.5 (см. коммент. к ним);

6) при неявке (несмотря на то, что они были надлежащим образом извещены) лица (или его законного представителя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - допускается составление протокола и в отсутствии такого лица. В этом случае лицу, (в отношении которого протокол был составлен) должна быть направлена (например, по почте, с нарочным и т.п.) копия протокола в течение трех дней (отсчет этого срока начинается со дня следующего за днем составления протокола). Следует иметь в виду, что ч. 4.1 была введена в ст. 28.2 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 11.08.07;

7) о неявке указанных выше лиц, в протоколе необходимо сделать запись об этом (и данное положение вступило в силу с 11.08.07).

3. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 4 , пост. N 5), что:

а) существенным недостатком протокола является отсутствие данных прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 , и иных сведений в зависимости от их значимости для данного дела (например, нет данных о том владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу);

б) Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушения установленных в ст. 28.5 и 28.8 сроков составления протокола и направления его судье;

в) проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения ст. 28.3 , а также нормативных актов соответствующих органов исполнительной власти;

г) возвращая протокол судье (на основании ч. 4 ст. 29.4) необходимо вынести мотивированное определение об этом.

Кроме того, ВС полагает, что:

Если может быть назначено административное приостановление деятельности, то в протоколе должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается (п. 8 Обзора от 25.03.09);

Обстоятельства, послужившие основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (

Основание административной ответственности — совершение административного правонарушения (административного проступка). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если данное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации либо индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.7 КоАП РФ) — противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) — противоправное бездействие должностного лица.

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить три его признака: противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым, поскольку лицо желает наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел косвенный, так как лицо прямо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к этим последствиям безразлично.

Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, признается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 КоАП РФ), когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, служит случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления вредных последствий не желал.

Характерным правонарушением с прямым умыслом является нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ). Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом (ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ) также правонарушение, совершаемое с прямым умыслом. А вот деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ, выражающиеся в заключении с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом или в неприменении последствий прекращения действия договора (контракта), могут иметь как прямой, так и косвенный умысел. Причем, как показывает изучение дел, возбужденных по ч. 2 ст. 14.23, подобные правонарушения совершаются в основном с косвенным умыслом.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных послелствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить. Во втором случае — в форме небрежности.

Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, — типичный пример неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, поскольку не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), имеет место неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права ослаблять внимание.

Кстати, рассмотренное выше правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ (заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом), в ряде случаев совершается по неосторожности: по небрежности не проверяется, было ли лицо, с которым заключается договор на управление юридическим лицом, дисквалифицировано.

Правонарушение, связанное с причаливанием к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП РФ), может быть совершено как умышленно, так и но неосторожности. Неосторожная форма вины в форме небрежности имеет место в том случае, когда лицо, осуществившее причаливание, не предвидело, что судно или плавучее средство, стоящее на рейде или в акватории порта, находится под таможенным контролем (хотя должно было и могло это предвидеть).

Среди административных правонарушений, в том числе правонарушений юридических лиц и их должностных лиц, еще очень много таких, которые могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Например, нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5 КоАП РФ) может быть умышленным (либо с прямым, либо с косвенным умыслом) или неосторожным (небрежным). Как умышленной формой вины, так и неосторожностью может характеризоваться нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 11.20 КоАП РФ). Подобных примеров можно привести немало.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т. е. казуса — случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия (бездействия), либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств.

Так, из практики выяснения причин проезда водителей на красный сигнал светофора, совершения ими соответствующих ДТП известны случаи, когда у водителей, ранее не подозревавших о своем заболевании, перед перекрестком внезапно происходил инфаркт, появлялись судороги ног, они теряли сознание и т. п., в результате чего не были способны управлять транспортным средством. Могут быть и другие форс-мажорные обстоятельства, при которых лицо без наличия умысла или неосторожности нарушает правовую норму. Во всех этих случаях в силу отсутствия вины деяние не может быть признано административным правонарушением, и ответственность лица не наступает.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно должна быть установлена именно административная ответственность.

Дело в том, что за очень многие умышленные или неосторожные противоправные деяния предусмотрена не административная, а иная ответственность, например дисциплинарная. К сожалению, имеется также достаточно примеров, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусмотрена никакая ответственность. В подобных случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением.

Допустим, в нарушение требований приказа директора должностное лицо организации вело переговоры с клиентами в верхней одежде. Это противоправное деяние (нарушение нормы приказа директора, содержащей соответствующее требование) имеет, как правило, косвенный умысел. Сотрудник либо сознательно допускает наступление вредных последствий своего действия — потерю имиджа организации (явно этого не желая), либо относится к этим вредным последствиям безразлично. Хотя иногда может иметь место и прямой умысел (сотрудник хотел нанести вред имиджу организации) или неосторожная форма вины (сотрудник по небрежности просто забыл раздеться).

Однако административная ответственность за такое деяние ни КоАП РФ, ни законами субъектов РФ об административных правонарушениях не предусмотрена. Значит, данный проступок является не административным правонарушением, а дисциплинарным проступком. За него должностное лицо может нести лишь дисциплинарную ответственность.

В соответствии с КоАП РФ к административным правонарушениям относятся правонарушения:

  • посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
  • в области охраны собственности;
  • в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
  • в промышленности, строительстве, энергетике;
  • в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
  • на транспорте и в области дорожного движения;
  • в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти;
  • в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; против порядка управления;
  • посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
  • в области воинского учета.

Кодексами и законами субъектов РФ предусматриваются административные правонарушения и в иных сферах.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда в состоянии крайней необходимости , т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред менее значительный, чем предотвращенный.

Состав административного правонарушения

Не каждое деяние, даже содержащее все признаки административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности от схожих с ним преступлений. В связи с этим следует отличать признаки административного правонарушения как понятия (как некой абстракции, теоретической конструкции) от элементов и признаков состава конкретного админ истрати вного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления за его совершение. Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождающим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), данное действие тем не менее в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет.

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

К административным правонарушениям помимо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся также правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонарушения.

Общественные отношения, представляющие собой объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного права, но в ряде случаев и нормами конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Однако охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Например, нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения выражается в разных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Вредными последствиями таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, помехи другим участникам движения, аварийной ситуации, совершение ДТП.

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий третьей составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате него вредными последствиями. Установить такую причинно- следственную связь — значит выявить обстоятельства появления вредных последствий, определить, наступили они в результате противоправного деяния или по другим причинам, каким образом данное деяние повлияло на величину этих последствий и др. Однако в установлении наличия причинно-следственной связи в составе административного правонарушения, как правило, нет необходимости: наступившие вредные последствия в основном нематериальны, а проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности, и причинно- следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.

Такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия, называется формальным составом. Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав; соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того обстоятельства, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Например, нарушение или невыполнение работодателем либо лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) будет административным правонарушением с формальным составом. Еще один пример административного правонарушения с формальным составом — превышение установленной скорости движения водителем транспортного средства (ст. 12.9 КоАП РФ).

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и правонарушений с так называемым материальным составом , который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи — за нарушения, которые привели к материальным последствиям в виде возникновения пожара (материальный состав).

В правонарушениях с материальным составом причинно- следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями зачастую далеко не очевидна и требует доказательства. Например, факт наезда водителем, превысившим на 15 км/ч допустимую скорость дорожного движения, на пешехода, в результате чего последнему были причинены легкие телесные повреждения, сам по себе не означает наличия состава проступка, сформулированного в ст. 12.24 КоАП РФ. Здесь в обязательном порядке требуется доказать причинно-следственную связь между противоправным деянием и наступившими материальными последствиями.

Должно быть выяснено (как правило, путем производства судебной автотехнической экспертизы), мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не превысил установленной скорости движения. Положительный ответ на этот вопрос свидетельствует, что наезд на пешехода стал следствием нарушения Правил дорожного движения водителем, в его действиях имеется состав, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Отрицательный ответ означает, что наезд не явился следствием превышения скорости движения, так как в сложившейся ситуации он из-за неправомерного поведения самого пешехода был неминуем даже при движении с разрешенной скоростью. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет понести более мягкую административную ответственность, чем та, которая предусмотрена ст. 12.24, — ответственность за превышение установленной скорости движения по ч. 1 ст. 12.9 КоАП РФ.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких ее признаков, как время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

Например, в соответствии со ст. 3.1 Закона Кировской области от 26 июля 2002 г. № 88-ЭО «Об административной ответственности в Кировской области» установлена ответственность за громкую речь, крики, пение и т. д. в период с 22 до 6 часов. Естественно, что подобные деяния, совершенные в иное время, не будут содержать состава этого правонарушения.

Часть 1 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за распитие пива и напитков, изготовляемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта городского и пригород ного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Распитие таких напитков в иных местах, например у себя дома, в личном или служебном автомобиле, не будет содержать состава этого правонарушения.

Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) определяется как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества. В данном случае законодатель прежде всего подчеркивает демонстративный характер совершения деяния — выражение явного неуважения к обществу. Действия, нарушающие общественный порядок, но не имеющие подобного характера, не будут содержать состава мелкого хулиганства. И, безусловно, для наличия состава этого правонарушения важно, чтобы соответствующие действия осуществлялись в указанных местах. Например, нецензурная брань может только тогда образовывать состав мелкого хулиганства, когда она наблюдается в общественных местах.

Повторность предусмотрена многими статьями законода тельных актов, устанавливающих административную ответст венность, и означает совершение, как правило, в течение года одним и тем же лицом однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Например, ч. 1 ст. 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 г. № 80-ЗРТ установлена ответственность за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных районов и городских округов, а ч. 2 этой же статьи — повышенная ответственность за те же действия, совершенные повторно в течение года. Другой пример: санкция в виде дисквалификации применяется к должностному лицу, нарушившему законодательство о труде и об охране труда, только в том случае, если оно ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение (ст. 5.27 КоАП РФ).

Неоднократностью признается совершение более двух однородных правонарушений, а систематическим правонарушением считается такое, которое повторяется в течение года несколько раз. Например, ст. 15 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 17 июля 2002 г. № 727-ОД установлена административная ответственность за систематическую неявку без уважительных причин лиц, больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией или инфекциями, передающимися преимущественно половым путем, в специализированные медицинские организации по вызову для проведения обязательных медицинских обследований и лечебно-профилактических мероприятий.

Однако эти признаки состава административного правонарушения (время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность) присуши далеко не всем составам административных правонарушений, в силу чего они называются факультативными, т. е. необязательными, признаками состава административного правонарушения. В отличие от них противоправное действие (бездействие), наступившие вредные последствия и причинно- следственная связь между деянием и наступившими в результате его вредными последствиями являются обязательными признаками состава административного правонарушения.

Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. При этом, как уже отмечалось выше, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. с. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

Кроме того, в законодательстве различаются общие субъекты - любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты - должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или се повышенный размер, для других — ограничение применения мер администра тивной ответственности.

Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 Кодекса военнослужащие (особые субъекты) в большинстве случаев не несут административной ответственности на общих основаниях.

В любом случае о наличии состава правонарушения речь может идти только тогда, когда лицо, совершившее противоправное деяние, является именно тем субъектом, которому за это деяние статьями КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена админист- рати вн ая ответстве н ность.

Например, по ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, административное наказание может быть назначено только должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Указанное должностное лицо является субъектом данного правонарушения (специальным субъектом), и только его действия образуют состав этого правонарушения. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, осуществленный лицом, не отвечающим за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не может образовать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ. Соответственно, такое лицо не может нести ответственность, предусмотренную этой статьей.

В свою очередь, по ч. 1 и 2 ст. 12.1 КоАП РФ за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, административное наказание может быть назначено только водителю, управляющему этим транспортным средством. Водитель является субъектом данного правонарушения (специальным субъектом), и только его действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 12.1 Кодекса.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию (бездействию) и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения, возможные формы которой рассмотрены выше. В статьях КоАП РФ и законов субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям наступает вне зависимости от формы вины. Например, не важно, умышленно нарушил водитель требование дорожного знака или по неосторожности (допустим, не заметил данного знака), в любом случае он подлежит ответственности (ст. 12.16 КоАП РФ). Также не важно, умышленно либо по неосторожности произошло несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (ч. 1 ст. 14.25 КоАП РФ). Это никак не влияет на квалификацию соответствующего правонарушения, совершенного должностным лицом.

В ряде случаев, хотя форма вины не установлена законодателем прямо, она косвенно ясна из характера деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, а ч. 1 ст. 12.8 этого Кодекса — за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Понятно, что такие действия могут быть только умышленными.

Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совсршс- но только в форме умысла или только в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ вводит ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы). В соответствии со ст. 7.26 этого Кодекса установлена ответственность за утрату материалов и данных государственного картографо- геодезического фонда Российской Федерации в результате их небрежного хранения пользователем.

В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель или мотив. Цель — это представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится. Мотив есть то побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения.

Например, ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность, в частности, за приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленное на их пропаганду. Отсутствие при приобретении указанных атрибутики или символики цели их сбыта исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения по данной статье. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ вводит ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов. Если указанные действия осуществлялись в целях сбыта наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов, возможность квалификации деяния по данной статье исключается.

Еще раз подчеркнем, что только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

Составление протокола об административном правонарушении - главное действие, которое возлагается на должностное лицо, выявившее соответствующий факт. Законом перечислен ряд обязательных требований к документу.

Нормативное регулирование

Составление протокола об административном нарушении регулируется КоАП. Кроме него, в стране действует еще ряд актов, затрагивающих административное производство. И лишь КоАП описывает процедуры привлечения к ответственности, в частности и составление протокола. Все иные законы, принимаемы на федеральном или региональном уровне, не могут противоречить кодексу. В частности, положения о сроках составления протокола об административном правонарушении.

Протокол - не единственный документ в деле, но занимает он в нем центральное место. Именно его наличие служит для судьи или органа, рассматривающего дело, ориентиром в том, как поступить.

Определение того, чем является протокол, законом не дано. Основная статья, посвященная ему, - 28.2 КоАП.

Форма протокола утверждается органами, имеющими отношение к административной практике. Сказать, что разработанные бланки ведомств серьезно отличаются между собой, нельзя.

Значение имеет и Постановление Пленума от 2005 года № 5, его разъяснения изданы для помощи судам и гражданам, отстаивающим свои права.

На подход к делам сказывается судебная практика, сложившаяся в конкретном регионе.

Что такое протокол

Составление протокола об административном правонарушении - написание документа уполномоченным должностным лицом. Он описывает правонарушение, допущенное по мнению должностного лица гражданином.

Как он формируется? Ответственное лицо (полицейский или чиновник) обязаны описать все согласно пунктам закона, иначе в суде протокол признают непригодным, и дело прекратится. Если гражданин проявляет смекалку и знания, а также не отказывается от жалоб в прокуратуру или иные вышестоящие органы, в зависимости от того, в какой сфере рассматривается дело, то материалы имеют шанс вообще не дойти до суда или органа, выносящего решение по протоколу.

Сведения, вписываемые в протокол

В бланках протоколов строки для заполнения подписаны, и сотрудник знает, как их заполнять. Порядок составления протокола об административном правонарушении, предусматривает следующие пункты:

  • дата и место составления;
  • должность (звание), фамилия и инициалы сотрудника или чиновника;
  • паспортные данные привлекаемого человека (фамилия, имя, отчество);
  • регистрационные данные о предприятии или организации, которые привлекаются;
  • фамилии, имена, отчества свидетелей, их место жительства;
  • место и событие совершения нарушения, в чем именно оно заключается;
  • статья закона, служащая основанием для привлечения к ответственности;
  • объяснения привлеченного лица;
  • опись материалов дела;
  • отметка о разъяснении прав;
  • отметка о выдаче копии протокола;
  • подпись должностных лиц, составивших протокол;
  • подпись привлекаемого лица, объяснения о причинах отказа.

Кто отвечает за составление материалов

В КоАП описывается, какие органы и лица имеют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Как, например, действуют, если правонарушение зафиксировано полицейским, а протокол по закону составляется трудовым инспектором или сотрудником иной профильной организации, смотря какое нарушение выявлено? Лицо, считающее, что им обнаружено нарушение, составляет рапорт или иным образом направляет сообщение в компетентную организацию. Там уже и принимается решение о составлении протокола об административном правонарушении.

Производством по делам занимается уполномоченное лицо. Его назначают по приказу вышестоящего чиновника или начальника. На некоторых должностных лиц имеется непосредственная ссылка в законе, в частности, на старших инспекторов ГИБДД и начальников отделов органов власти. Так, в отделах полиции формируются подразделения, ответственные за административную практику, в основном они работают с нарушениями ПДД.

Если же документы составлены лицом, не назначенным на соответствующую должность, они считаются незаконными.

Так что, если материалами начал заниматься один человек, а продолжил другой, хотя в документах имеется ссылка только на одного из них, это тоже считается нарушением. Поэтому на предложение составить новый документ лучше не соглашаться.

Место составления и рассмотрения

Автовладельцы сталкиваются с тем, что живут в одном регионе, а протокол на них составляют в другом. Остальные граждане сталкиваются с подобными вещами, но не так часто.

Не имея возможности задержаться в регионе пребывания, человек вправе просить направить дело в орган рассмотрения по месту его жительства. Судьи и чиновники почти никогда не отказывают в просьбе.

За время, пока материалы передадут, гражданин сумеет подготовиться, в частности, найти юриста, который проконсультирует или представит его в суде.

Нельзя забывать, что положения закона о месте составления протокола об административном правонарушении дают лишь выигрыш во времени. Ведь на время передачи материала течение сроков привлечения к ответственности приостанавливается.

Некоторые нюансы

Под событием подразумевается перечень действий, которые произвел нарушитель. Если нет достаточного описания, состав правонарушения не является доказанным. Копия протокола дополнительно удостоверяется должностным лицом, его подписью, в противном случае она считается недействительной.

Привлекаемое лицо вправе не давать объяснения в отношении себя и близких лиц, кроме того, изложить свои замечания на отдельном листе бумаги. Об отдельных записях обязательно сделать отметку в протоколе. И полностью описать все нарушения, какие, по его мнению, имели место. Затем подставить свою подпись и дату. Свободное от записей место юристы советуют зачеркивать буквой Z, чтобы недобросовестные должностные лица не вписали свой текст.

Обращение с жалобой

В обязанности прокуратуры входит обеспечивать надзор за деятельностью органов власти, в частности полиции и других контрольных органов. Жалобу в прокуратуру на нарушения КоАП при составлении протокола об административном правонарушени надо подавать как можно скорее, до того как протокол с материалами передадут в комиссию или суд. Данное учреждение вынуждено будет отреагировать.

Если же ответа от него не будет, то после получения повестки в суд или на заседание комиссии направить все свои возражения надо еще и им, сообщив одновременно о жалобе в прокуратуру, на которую не было ответа.

Подача жалобы начальнику полиции или другому чиновнику, который может повлиять на дело, делается исключительно в письменной форме. Устные заявления, которые нигде не зафиксированы, никакого результата не принесут.

Как производится процедура

Порядок составления протокола об административном правонарушении обязывают уполномоченных лиц действовать немедленно. Его написание законом отмечено как один из моментов начала производства по делу.

В качестве поводов кодекс указывает заявления граждан и организаций, выявление нарушений другими органами, должностными лицами, сообщения, полученные, в частности, из СМИ. Не так давно в список добавилась съемка с камер, расположенных вдоль дорог.

В большинстве случаев документы составляются на месте происшествия, в противном случае протокол должен отсылаться виновному лицу по почте.

Ограничены ли должностные лица во времени

Что говорит закон о сроках составления протокола об административном правонарушении? Дается 3 варианта:

  • немедленно;
  • не позже 2 дней;
  • после завершения административного расследования.

Первый вариант характерен для автомобилистов, других категорий граждан, действия которых не нуждаются в длительном процессе документирования. Например, нет нужды проводить экспертизу, оценку имущества, иные действия.

Составление могут отложить на два дня для выяснения каких-то подробностей или сведений, имеющих значение.

Расследование проводится, если об этом говорится в законе. Его проводит должностное лицо, готовящее документы для комиссии или суда.

На него же возлагается и ответственность за направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.

Мероприятия проводятся в двухмесячный отрезок времени с момента выявления или совершения, включая разбирательство на комиссии. На дела, где решение принимает суд, дается 3 месяца.

Выход за рамки срока давности делает составление материалов бессмысленным, и дело прекращается автоматически. На практике прекращение оформляется уже в комиссиях или судах.

Ошибки при составлении

Указанный перечень пунктов в ст. 28.2 КоАП является обязательным, неточности или нарушения в отношении их приводит к признанию протокола недопустимым доказательством.

Например, документ составлен без присутствия виновного лица и нет достоверных сведений о разъяснении ему прав и обязанностей. Подобные вещи считаются существенным нарушением прав гражданина.

При составлении должностными лицами протокола об административном правонарушении исправления удостоверяются их же подписями.

Как писалось выше, гражданин вправе сделать замечания, изложив их отдельно.

Все ошибки, не считающиеся существенными, не препятствуют дальнейшему ходу дела.

Например, орфографические ошибки, за исключением написания фамилии и имени человека. Аналогично судебная практика оценивает и использование инициалов граждан, а не их полного имени и отчества.

Всегда ли составляется протокол

Составление протокола по делу об административном правонарушении обязательно за исключением ситуаций, если:

  • нарушение не несет большой опасности;
  • выносится предупреждение или штраф, и гражданин с ним согласен;
  • по делу выносится сразу же постановление.

Если привлекаемое лицо не соглашается с претензиями, составляется протокол и формируется дело в общем порядке.

Заключение

Протокол - главный документ в деле, не считая исключений, прямо обозначенных в законе, и то, как он составлен, влияет на исход дела. Активное участие гражданина - отказ его соглашаться с незаконными действиями, использование законных прав, заставит чиновников или полицейских отступиться или увеличит шансы на победу в суде. Полагаться лишь на их добрую волю или советы, в частности, сотрудников ГИБДД, не стоит.

Победы в ряде дел удается добиться лишь в Верховном Суде страны, пройдя все инстанции.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация