Статья 27 часть 1 пункт 3

Главная / Квартира

Новая редакция Ст. 27.1 КоАП РФ

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Комментарий к Статье 27.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цели, основания и процедура применения каждой из них конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП. В целом целями применения указанных мер являются: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности нарушителя; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) исполнение принятого по делу постановления.

Важно отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением и только специально уполномоченными на это лицами. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Отметим, что с 1 июля 2008 г. часть 1 статьи 27.1 будет дополнена пунктом 5.1, согласно которому к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении будет добавлено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

2. В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от 25 мая 2006 г.) требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Другой комментарий к Ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья посвящена мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Основанием применения таких мер является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно-процессуальный характер.

2. Статья закрепляет цели применения указанных мер: а) пресечение правонарушения; б) установление личности правонарушителя; в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

3. Меры обеспечения производства применяются только в связи с административным правонарушением, по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям - возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.

4. КоАП РФ предусматривает гарантии законности при применении рассматриваемых мер. Гарантии выражаются в том, что применяться могут только меры, предусмотренные КоАП РФ; право принимать решение о применении мер обеспечения производства в пределах установленной компетенции предоставлено уполномоченным лицам. О применении мер пресечения обязательным является составление протокола.

5. Рассматриваемая статья закрепляет следующие меры:

доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

В юридической практике и литературе часто встречаются понятия уголовного преследования и уголовного дела. Многие думают, что это одно и то же - прекращение одного влечет автоматическое прекращение другого. Однако это не всегда так.

Уголовное дело

Производство по делу начинается в тот момент, когда существует документ о том, что дело возбуждено, которое выносит дознаватель или следователь. Кроме этого, перед этим могут проводиться срочные действия предварительного характера, являющиеся, сами по себе, уже расследованием по преступлению.

По уголовному делу должны проводиться специальные действия в любом случае, даже если не найден подозреваемый. В деле могут фигурировать как один преступник, так и несколько. В то время, пока соответствующие органы занимаются розыском виновного, они параллельно собирают доказательную базу: вещественные доказательства, протоколы потерпевшего (или лица, которое его заменяет) или обстоятельства преступного события.

Если все обстоятельства уже выяснены, а подозреваемый не установлен, производство по делу приостанавливают до того момента, пока не будет найдено виновное лицо. Таким образом, здесь понятно, что производство по криминальному делу не индивидуализировано.

Прекращение дела по преступлению полностью возможно по основаниям, перечисленным в положении 24 УПК РФ.

Преследование

Преследование, с точки зрения обывателя, ассоциируется непосредственно с погоней, слежением и другими подобными действиями.

Однако, согласно ст.27 УПК РФ, преследование в связи с преступным деянием - это функции, направленные на изобличение виновного лица.

Данную процедуру могут осуществлять только специально уполномоченные на это лица - следователи, дознаватели и прокурор. В литературе упоминается, что уголовное преследование может исполняться и другими лицами, которые участвуют в деле, однако здесь говорится, скорее всего, только об участии в преследовании.

Объект уголовного преследования

Лицо, на которое может быть обращено преследование, о чем говорит ст.27 УПК РФ с комментариями, может быть только конкретным физическим. В уголовном кодексе не предусматривается ответственность юридических категорий лиц.

Если дело по преступлению может быть возбуждено по каким-либо фактам, которые имели место, вне зависимости от того, определен ли подозреваемый, то уголовное преследование возможно только в отношении конкретного человека (ст.27 УПК РФ с комментариями 2015 года).

Сущность преследования

Уголовно-процессуальная деятельность, как уже было отмечено, является деятельностью по изобличению виновного. Таким образом, собираются доказательства по факту, в результате чего выявляется лицо, предположительно совершившее преступление. Дальнейшая деятельность направлена на доказывание данного факта: проверка алиби, обыск, прослушка, и другое.

Соответственно, эти действия применяются к конкретному лицу, а не ко всем участникам по делу.

Стоит отметить, что уголовное преследование не является само по себе обвинением, хотя для его производства необходимо постановление о привлечении гражданина как обвиняемого лица, на основании чего и проводятся различные проверки и собираются доказательства виновности именно этого лица. Согласно ст.27 УПК РФ (с комментариями 2014/2015 года), понятие отмены уголовного преследования можно рассматривать только после того как уголовное дело официально возбуждено и выявлен подозреваемый.

Юридически значимые последствия

В процессе расследования может оказаться, что человек, который подвергся уголовному преследованию, невиновен, то есть существуют твердые доказательства этого факта. В этом случае рассматриваемая процессуальная составляющая прекращается, и можно начать новое дело, но в отношении другого гражданина.

Для того, кто освобожден от целенаправленных функций уголовного характера по ч.1 ст.27 УПК РФ или по другим основаниям, не наступает никаких последствий юридического характера. В первую очередь, следует помнить о том, что преследование - это не конечная стадия, а промежуточная. Также стоит вспомнить уголовный кодекс, где говорится о том, что человек может быть признан виновным только по решению суда. Именно здесь возникают правовые последствия в виде судимости и т.д.

Взаимосвязь дела и преследования

Отмена преследования уголовного характера не означает прекращения дела, но не наоборот и не всегда. Простыми словами, если в отношении гражданина прекратили всяческую деятельность, то не обязательно, что закроют и дело - необходимо найти преступника, собрать новые доказательства и т.д.

Однако если уголовное дело прекращается по специально предусмотренным основаниям, то преследование прекращается, согласно ст.27 УПК РФ, автоматически: нет дела - нет процессуального действия.

Причины прекращения дела

Для того чтобы прекратить преследование, необходимо, чтобы были соблюдены некоторые условия. Но в первую очередь стоило бы обратить внимание на факторы для прекращения всех действий по делу, так как это влечет автоматическую отмену преследования. Криминальное дело может быть закрыто (или не возбуждается), в свою очередь, по основаниям, которое предусмотрены в части 1 статьи 24 УПК РФ.

1. Если нет состава преступления. Таким образом, если отсутствует субъект, объект и относящие к ним стороны преступления, состав отсутствует.

2. Если нет события преступления. Здесь имеется ввиду, что какие-либо действия имели место, но за них, по определенным причинам, отсутствует наказание в уголовном кодексе. Однако меры могут быть предусмотрены в административном кодексе.

3. Если подозреваемый или обвиняемый умер. Однако дело может быть возбуждено (или не может быть прекращено), если процесс по нему необходим для реабилитации умершего.

4. Если нет заявления потерпевшего. Оно необходимо в некоторых случаях, по делам, не затрагивающих глобальные общественные отношения, таким, как по статье 109 УК РФ - нанесение побоев, по статье 158 того же кодекса - мошенничество, и другим.

Дополнительные основания

Кроме этого, если уголовное дело было начато, а новым законодательным актом наказание по такому преступлению аннулировано, то дело закрывается (не приостанавливается).

Таким образом, при невозможности возбуждения дела или при его прекращении заканчивается и преследование. Об этом упомянуто в п.2 ч.1 ст.27 УПК.

Однако есть особенности, когда прекращение преследование ведет к прекращению уголовного дела. Так будет, если преследование окончено для всех подозреваемых (обвиняемых), кроме оснований, указанных частью 1 пункта 1 ст.27 УПК РФ.

Основания для завершения преследования

Как уже было отмечено, преследование заканчивается в связи с Тем не менее, это не является единственным условием, при котором преследование может быть окончено.

Согласно комментариям к УПК РФ, процессуальные действия могут быть остановлены не для всех участников, а только в отношении гражданина, который подозревается. В пояснениях к ст.27 УПК РФ отмечено несколько случаев, при которых это происходит:

Непричастность подозреваемого;

Документ об амнистии;

Окончание сроков давности;

Отсутствие согласия суда на преследование для таких лиц, которые обладают служебным иммунитетом;

Если отдельные эпизоды по делу не нашли подтверждения.

Особенности окончания уголовного преследования: амнистия

Более подробно необходимо рассмотреть позиции прекращения, такие как амнистия (ст.27 ч1 п3 УПК РФ) и другие неоднозначные условия.

Прекращение производства в связи с амнистией должно подразумевать, что с помощью данного акта гражданин освобожден от уголовной ответственности. Поэтому в отношении лица амнистия должна быть абсолютной. Если же при помощи данного документа меняется только характер наказания на более мягкий или же сокращается срок, уголовное преследование продолжается.

Сроки и возраст

Окончание сроков по давности совершения деяния (п.3 ч.1 ст.27 УПК РФ) тоже влечет отмену уголовного преследования. К примеру, участие в преступлении несовершеннолетнего характеризуется сокращением сроков давности на половину, согласно 94 статье УК. Поэтому, если имеют место такие обстоятельства, преследование прекращается.

Кроме этого, сам по себе возраст имеет значение. Так, по ч.3 ст.27 УПК РФ, если гражданин не достиг совершеннолетия, или, в силу психических расстройств, не осознавал свои поступки, уголовное процессуальное преследование прекращается.

Наличие постановления

Немаловажным считается и наличие (или обнаружение) в судебном заседании постановления должностных лиц об отмене уголовно-процессуальных действий конкретно по этому преступлению в отношении этого же лица. То есть, если дело уже было рассмотрено или расследовано, и выяснено, что данное лицо непричастно к деянию, законом предусмотрена невозможность повторного привлечения лица к ответственности по этому же преступлению.

Эпизоды

Уголовное преследование по эпизодам также имеет место быть, и кроме этого, эпизодически прекращается криминальное преследование. Так, если в уголовном деле несколько эпизодов, то есть несколько взаимосвязанных преступлений, по всем возбуждается уголовное дело и по каждому из них выявляется виновное лицо. Если изначально предполагалось, что все деяния совершены одним человеком, в его отношении (или на его выявление) начинается преследование.

Если доказано (отсутствием доказательств, в том числе), что в некоторых преступных деяниях конкретное лицо не замешано, то по эпизодам, к которым лицо непричастно, уголовное преследование заканчивается. По всем остальным данное процессуальное действие продолжается. И по тем, к которым гражданин не имеет отношения, - продолжается (определяется виновное лицо и т.д.).

Уголовное преследование не отменяется, если преступник возражает против отмены данного процессуального действия (ч.2 ст.27 УПК РФ).

Служебный иммунитет

В отношении некоторых лиц уголовное преследование не может быть осуществлено. Либо осуществляется, но вместе с другими процессуальными действиями, по решению суда. К лицам, которые имеют иммунитет, относятся несколько групп:

Сотрудники дипломатических организаций, которые не являются гражданами РФ;

Главы зарубежных стран и правительств;

Сотрудники консульских учреждений;

Сотрудники международных организаций;

Представители стран при международных организациях;

Все эти лица имеют иммунитет в разной степени (кто-то полный, кто-то частичный), но в любом случае процессуальные действия для данной группы людей могут осуществляться только по решению суда.

Право на въезд и выезд с территории Российской Федерации, включая временный проезд, регулируется Конституцией РФ, межнациональными соглашениями, Федеральным законом №114, постановлениями Правительства РФ и другими общефедеральными законами.

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 18 июня 1996 года. Согласно данному документу, каждый желающий горожанин имеет право выезжать за пределы Российской Федерации, а также не имеет никаких препятствий для возвращения обратно.

Структура настоящего Федерального закона состоит из 8 разделов и 40 статей:

  • раздел 1 (статьи 1-6). Основные положения закона;
  • раздел 2 (ст 7-14). Процедура оформления и выдачи документации для въезда и выезда граждан РФ с территории России;
  • раздел 3 (ст 15-23). Порядок выезда иностранного гражданина РФ из Российской Федерации;
  • раздел 4 (ст 24-25.10). Процедура оформления и выдачи документации для въезда и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • раздел 5 (ст 25.11-28). Въезд и выезд с территории РФ иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданство;
  • раздел 6 (ст 29-32). Порядок временного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию России;
  • раздел 7. Был исключен из соответствующего Федерального закона;
  • раздел 8 (ст 36-40). Заключительные положения нормативно-правового акта.

27 статья закона № 114 устанавливает ограничения относительно получения соответствующего разрешения для въезда и выезда с российской территории иностранным гражданам.

Статья 27 114-ФЗ: описание, изменения

Для пересечения границы, иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства, необходимо оформить визу. Данная процедура не понадобится лишь в том случае, если условия посещения России заранее были оговорены в международных межправительственных договорах. Иностранцы, которые получили ВНЖ российского образца, не лишаются права покидать территорию Российской Федерации, если они могут в любое время предоставить документ, подтверждающий временное проживание и действующий паспорт.

Статья 27 114 закона запрещает въезд на территорию РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, если:

  • Пункт 1. Это необходимо в целях гарантирования обороноспособности и безопасности страны, либо общественного порядка, либо охрана здоровья всего населения. Исключениями могут быть случаи, которые предусмотрены вторым абзацем пунктом 3 ст 11 ФЗ №38 «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека». Статья 27 часть 1 последним изменениям подвергалась в конце декабря 2015 г.;
  • П 2 ст 27 ФЗ 114. В отношении иностранного гражданина было вынесено решение об общеадминистративном выдворении за пределы РФ, а также о депортации либо о реадмиссии соответствующего лица сроком от 5 лет. Последние изменения были одобрены 23 июля 2013 года;
  • Пункт 3. Иностранный гражданин или лицо, которое не имеет никакой гражданственности, имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение преднамеренного преступления на территории РФ, а также за ее пределами;
  • Пункт 4 ст 27. Соответствующие лица не предоставили пакет документов, необходимый для получения разрешения;
  • Пункт 5. Иностранцем не был предоставлен медицинский полис, действительный на территории Российской Федерации. Исключениями являются сотрудники политических представительств и консульских организаций иностранных граждан, а также работники межнациональных учреждений;
  • Последние изменения в пункте 6 ФЗ 114 были приняты еще в июле 2008 года. При запросе на получение визы, соответствующие лица не смогли подтвердить наличие денег для проживания на российской территории и последующего выезда из страны;
  • Пункт 7. Въезд строго запрещен иностранным гражданам, в отношении которых было принято решение о нежелательном пребывании и (или) проживании в Российской Федерации, а также иностранным гражданам, включенным в перечень граждан США, которым запрещен въезд. Данный пункт дополнился 28 декабря 2012 г.;
  • Пункт 8. 23 июля 2013 года данный документ утратил свою правовую силу;
  • П 9 статьи 27. Были использованы подложные документы;
  • Пункт 10. Иностранный граждан во время предыдущего пребывания на территории Российской Федерации уклонился от уплаты налогов или любого административного штрафа. Процесс погашения задолженности устанавливается Правительством РФ;
  • Пункт 11. Выезд не разрешается, если иностранный гражданин в течение одного года многократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений. Это может быть связано с посягательством на общественный порядок или социальную безопасность, а также с несоблюдением законодательных актов, устанавливающих нормы пребывания иностранных граждан на российской территории;
  • Пункт 12 статья 27 Федерального закона регламентирует следующее: если иностранный гражданин или лицо без гражданства во время своего предыдущего пребывания превысили допустимый срок пребывания на территории России, но выехал в течение 180 суток, въезд будет запрещен в течение 3 лет со дня выезда из РФ;
  • Пункт 13. Если гражданин превысил допустимый срок пребывания в России и не выехал в течение 180 суток, а превысил лимит до 270 суток, в этом случае иностранному лицу грозит депортация на протяжении 5 лет;
  • Пункт 14. Если же соответствующие лица не выехали из страны в положенный срок и находились свыше 270 суток со дня окончания предусмотренного периода, въезд будет запрещен в течение 10 лет. Последние 2 пункта были изменены и дополнены 31 декабря 2014 года Федеральным законом №524-ФЗ.

Важно! Согласно новой редакции, действие подпункта 7 части 1 распространяется на граждан стран, принявшие решение о запрете въезда горожан РФ на территории этих стран.

Скачать

Главным основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан является письменное обращение в дипломатическое представительство или консульскую организацию РФ.

Важно! Во время проведения межнациональных мероприятий, въезд в Российскую Федерацию запрещен всем иностранным лицам, в отношении которых имеются сведения о фактах нарушения ими общественного порядка при проведении публичных, спортивных и (или) других массовых мероприятий.

Скачать Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ в последней редакции .

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 27 УПК РФ

Статья 27 УПК РФ. Основания прекращения уголовного преследования (действующая редакция)

1. Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям:

1) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;

2) прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 6 части первой статьи 24 настоящего Кодекса;

3) вследствие акта об амнистии;

4) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;

5) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;

6) исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 98-ФЗ;

7) исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 58-ФЗ;

6) отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.

2. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в пунктах 3 и 6 части первой статьи 24, статьях 25, 25.1, 28 и 28.1 настоящего Кодекса, а также пунктах 3 и 6 части первой настоящей статьи, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

3. Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению по основанию, указанному в пункте 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса. По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование и в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом.

4. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, допускается прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого без прекращения уголовного дела.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 27 УПК РФ

1. В УПК РФ применена новая и довольно сложная юридическая конструкция, в рамках которой сделана попытка разделить основания для прекращения уголовного дела (отказа в возбуждении уголовного дела) и основания для прекращения уголовного преследования. По общему смыслу главы 4, главы 29 и ряда других норм Кодекса прекращение уголовного преследования без прекращения уголовного дела в целом может иметь место в двух ситуациях:

1) обстоятельства, влекущие прекращение процессуального производства, относятся не ко всем, а только к одному или нескольким подозреваемым (обвиняемым), а в отношении других лиц, в том числе еще не установленных, уголовное дело и уголовное преследование могут и должны быть продолжены. Это может иметь место в случаях: а) выяснения непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27); б) издания акта об амнистии, под действие которого подпадают не все, а только некоторые из подозреваемых или обвиняемых (п. 3 ч. 1 ст. 27); в) наличия оснований, указанных в ст. 24 (п. 2 ч. 1 ст. 27). В случае применения самой ст. 24 эти основания служили бы только для прекращения уголовного дела, но в качестве оснований для прекращения уголовного преследования они действуют в отношении не всех, но лишь отдельных подозреваемых или обвиняемых и потому влекут прекращение не всего дела в целом, а только уголовного преследования отдельных лиц. Так, например, отсутствие в действиях лица, привлекаемого в числе нескольких соучастников, состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24) влечет прекращение в отношении его уголовного преследования, но в отношении остальных производство по делу продолжается. То же самое можно сказать в отношении: а) истечения сроков давности (п. 3 ч. 1 ст. 24), например, когда один из соучастников - несовершеннолетний, и срок давности в отношении его, согласно ст. 94 УК, сокращается наполовину; б) отсутствия согласия суда на возбуждение дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, обладающих служебным иммунитетом (п. 6 ч. 1 ст. 24) и т.д.;

2) уголовное преследование прекращается в части предъявленного обвинения - по отдельным эпизодам (преступлениям), если они не нашли подтверждения (ч. 2 ст. 175 УПК). Производство по делу в оставшейся части обвинения продолжается.

2. В случаях, предусмотренных данной статьей, прекращение уголовного преследования возможно лишь в отношении подозреваемых или обвиняемых, т.е., как правило, лишь после возбуждения уголовного дела.

3. Субъектами права прекращения уголовного преследования являются лишь государственные органы и должностные лица, ведущие процесс и одновременно осуществляющие уголовное преследование - следователь и дознаватель. Они могут прекратить уголовное преследование как без прекращения уголовного дела (ч. 4 ст. 27), так и с его одновременным прекращением (ч. 1 ст. 212).

Не является субъектом прекращения уголовного преследования суд, ибо он в принципе не вправе осуществлять уголовное преследование, поэтому в случаях, предусмотренных п. п. 3 - 6 ч. 1 ст. 24 и п. п. 3 - 6 ч. 1 ст. 27, а также ст. 28, суд прекращает не уголовное преследование, а уголовное дело (ст. ст. 239, 254).

Орган дознания вправе возбуждать уголовное дело, по которому производство предварительного следствия обязательно (ч. 1 ст. 157), а значит, и отказывать в его возбуждении, однако не наделен в этих случаях правом прекращать такое уголовное дело или уголовное преследование.

4. О понятии непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления см. п. 15 ком. к ст. 5.

5. Прекращение уголовного преследования вследствие принятия акта об амнистии возможно лишь в том случае, если он освобождает данное лицо от уголовной ответственности. Если же условия применения амнистии предполагают в отношении данного лица только освобождение от применения наказания, его сокращение или замену более мягким видом, субъектом применения амнистии является только суд, который не прекращает уголовное дело, а выносит обвинительный приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания (п. 1 ч. 6 ст. 302).

6. Вступивший в законную силу приговор в отношении подозреваемого или обвиняемого по тому же обвинению, определение суда или постановление судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4 ч. 1 ст. 27) являются преюдициальными актами, которые исключают возможность проведения каких-либо процессуальных действий в отношении подозреваемого или обвиняемого, поскольку повторное привлечение к уголовной ответственности за одно и то же преступление исходя из смысла ч. 1 ст. 50 Конституции РФ не допускается (принцип non bis in idem). Следует, однако, учитывать, что согласно ст. 90 УПК ("Преюдиция") обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, признаются без дополнительной проверки. Как ни парадоксально, но обнаружение в судебном заседании неотмененного постановления следователя, дознавателя или прокурора, вынесенного в отношении обвиняемого (подсудимого), о прекращении уголовного преследования по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела является обязательным основанием для прекращения уголовного преследования не только другим следователем или дознавателем, но и для прекращения уголовного дела в отношении данного лица судом. Смотрите об этом пункт 4 ком. к ст. 254. Конституционный Суд РФ в одном из своих решений подтвердил, что суд обязан прекратить уголовное дело, если выявил наличие не отмененного в установленном законом порядке постановления следователя о прекращении уголовного дела ввиду отсутствия в действиях обвиняемого состава преступления.

Постановление прокурора об отмене решения о возбуждении дела (ч. 4 ст. 146) также является основанием для прекращения уголовного преследования подозреваемого или обвиняемого.

7. Об основаниях прекращения уголовного преследования, предусмотренных п. 6 ст. 27, см. ком. к гл. 52 настоящего Кодекса.

Судебная практика по статье 27 УПК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 91-АПУ17-4, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    По обвинению в совершении преступлений, предусмотренных п.п.«а»,«б» ч.4 ст.229.1 УК Р Ф и ч. 1 ст.30, ч.З ст.228.1 УК РФ Аконский В А оправдан на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ за непричастностью к их совершению, Срок наказания постановлено исчислять с 26 апреля 2017 года, с зачетом времени содержания под стражей с 20 марта 2015 года до 26 апреля 2017 года...

    УПК РФ (в связи с непричастностью к преступлениям) оправдан по п. «а» ч. 4 ст. 158 УК РФ (по факту преступления в отношении С п. «а» ч. 4 ст. 158 УК РФ (по факту преступления в отношении Ш За Козыкиным Д.В признано право на реабилитацию...

+Еще...

© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация