Конституционные принципы рф. Принципы конституции

Главная / Квартира

Ст.10 Конституции РФ закрепляет, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Причем, специально оговорено, что все органы власти самостоятельны.

Самостоятельность судебной власти проявляется :

1) в наделении её правом признавать недействующими нормативные акты, принимаемые органами законодательной власти. Одна из глав ГПК (гл.24, статьи 251-253) посвящена оспариванию в судах НПА.

Также отметим, что в соответствии со ст. 79 ФКЗ «О Конституционном суде РФ», вступивший в противоречие с Конституцией закон может признаваться недействующим Конституционным Судом РФ (КС – одна из ветвей судебной власти).

2) независимость судебной власти от исполнительной проявляется, в частности, в том, что ч.2 ст.120 Конституции предусматривает, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом . Это же положение дублируется в ГПК (ст.11 ч.2): суд применяет нормы акта, имеющего бóльшую юридическую силу.

Это означает, что при рассмотрении дел суды имеют право игнорировать акты различных органов, если они не соответствуют закону и не применять их.

3) в судебном порядке могут быть оспорены решения, действия, бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, гос. и муниципальных служащих в порядке главы 25 (ст.254-258) ГПК.

Благодаря этим нормам действия, акты, решения органов исполнительной власти контролируются судом на предмет соответствия их закону.

Принцип единства судебной системы

В соответствии со ст.71 (п. «г») Конституции РФ установление системы органов судебной власти, порядка их организации и деятельности находятся в ведении РФ.

Судебная система в соответствии со ст. 118 Конституции определяется федеральным конституционным законом (ФКЗ). Это закон от 23.10.1996 «О судебной системе РФ». Именно этот закон закрепляет единство судебной системы как правовой принцип.

Единство судебной системы обеспечивается :

1) тем, что суды при рассмотрении дел следуют единым правилам судопроизводства, которые устанавливаются федеральным законом. Гражданское процессуальное законодательство в соответствии с п. «о» ст.71 Конституции находится в ведении РФ.

2) единство судебной системы обеспечивается единством применяемых законов , и в первую очередь – Конституции (ст.11 ГПК).

3) гарантией единства является обязательность и неукоснительность исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, распоряжений, требований, поручений, вызовов и обращений всеми ОГВ, ОМС, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

4) гарантия единства – федеральный статус всех судов и судей и финансирование всех федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Принцип гласности судебного разбирательства

В соответствии со ст. 123 (ч.1) Конституции РФ, разбирательство дел во всех судах проходит открыто .

Гласность судопроизводства – это еще и гарантия соблюдения других конституционных принципов – соблюдения свободы слова и права свободно искать, получать, использовать информацию (ч.1 и 4 ст.29 Конституции).

Различают гласность в узком смысле слова – для сторон и других участников (то, что обеспечивает состязательность процесса) и в широком смысле слова – для всех и каждого, для граждан, т.е. здесь гласность является синонимом публичности.

И лица, участвующие в деле, и другие граждане, просто присутствующие в зале судебного заседания (публика, аудитория) имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Это можно делать без разрешения суда (ч.7 ст.10 ГПК).

А вот фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и ТВ допускаются с разрешения суда .

Действия лиц, осуществляющих разрешенную судом фотосъемку и видеозапись, трансляцию судебного заседания, не должны мешать нормальному порядку в зале судебного заседания. Поэтому данные действия осуществляются на указанных судом местах (например, чтобы кого-то из участников не снимали в лицо). С учетом мнения лиц, участвующих в деле, эти действия могут быть ограничены судом во времени (ч.4 ст.158).

Судья не может препятствовать освещению деятельности суда представителями СМИ. Действия судьи по воспрепятствованию представителям СМИ к доступу в судебное заседание, освещению ими рассмотрения дела, за исключением случаев, предусмотренных законом, являются нарушением профессиональной этики (п.15 Постановления Пленума ВС РФ от 31.05.2007 № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности»).

Следует иметь в виду, что понимание гласности (даже в широком смысле слова) просто как присутствие в зале суда публики является недостаточным .

Гласность судопроизводства означает также доступность сведений о состоявшихся и предстоящих судебных процессах («прозрачность судебного календаря»), доступность текстов судебных решений, особенно для профессионально заинтересованных лиц (ученые, студенты-юристы, врачи и др.). Содержание этого принципа в действующем ГПК дополнено возможностью видеозаписи, трансляций по радио и ТВ, использованием систем видеоконференц-связи.

Вторая составляющая принципа гласности , также закрепленная в ч.1 ст.123 Конституции: слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. ФЗ в данном случае – ГПК.

Ст.10 (ч.2) ГПК определяет, когда слушание дела проводится в закрытом заседании: 1) по делам, содержащим сведения, составляющие гос. тайну;

2) по делам, содержащим сведения о тайне усыновления ребенка;

3) по другим делам, если это предусмотрено ФЗ.

Это все обязательные случаи. Но есть еще и факультативные случаи, т.е. когда суд может, но не обязан рассматривать дело в закрытом судебном заседании. Это допустимо при наличии следующих условий :

Ходатайство лица, участвующего в деле;

Слушание в закрытом с/з проходит с соблюдением всех правил судопроизводства, в присутствии всех лиц, участвующих в деле, их представителей, а в необходимых случаях – свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков (ч.5 ст.10).

Причем, все эти лица предупреждаются об ответственности за разглашение сведений, ради сохранения тайны которых дело слушалось в закрытом с/з (ч.3 ст.10).

Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства. Использование систем видеоконференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается (ч.6 ст. 10 ГПК).

Решение в любом случае должно провозглашаться публично, за исключением случаев, когда оно может затронуть интересы несовершеннолетних (ч.8 ст.10).

Термин «принцип» (от лат. principium - начало, основа) означает то, что лежит в основе какой-либо совокупности явлений, понятий, фактов. Принцип - центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Под принципами Конституции в юридической науке понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции.

Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, ее нормы являются исходными для всех иных отраслей правовой системы. Поэтому и конституционные принципы относятся к основополагающим принципам для всех отраслей права.

Основные принципы Конституции 1993 г.

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, - подчеркивается в этой статье, - является ее многонациональный народ». Конституция РФ закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета.

Демократизм Российского государства выражается и в избрании Президента РФ и представительных органов РФ, ее субъектов путем всеобщих выборов, вынесения наиболее важных вопросов на референдумы.

Конституция РФ ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

2. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции принципа законности - строгого соблюдения требований законодательства. Этот принцип нашел отражение в ст. 15 Конституции, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности закреплен и в нормах гл. 7 Конституции, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

3. Равноправие и полноправие граждан. Гарантированность нрав и свобод. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19 Конституции устанавливает: «Все равны перед законом и судом». И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Принцип равноправия граждан подразумевает юридическое равенство, предоставление каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно в силу ряда причин объективного и субъективного порядка.

Конституция гарантирует гражданам возможность реализации прав и свобод. Как установлено в ст. 2 Конституции, «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Конкретные гарантии реализации прав и свобод содержатся в нормах гл. 2 Конституции.

  • 4. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Наиболее ярко это проявляется в положениях ст. 17, провозглашающей неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения; ст. 20 - право каждого на жизнь; ст. 21 - охрана достоинства личности, запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания; ст. 22 - право на свободу и личную неприкосновенность; ст. 42 - право на благоприятную окружающую среду и т.д.
  • 5. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет принцип государственного единства. Этот принцип нашел закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции, где установлено, что суверенитет РФ и верховенство Конституции распространяются на всю территорию РФ.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют положения: ст. 8, гарантирующей единство экономического пространства; ст. 67, закрепляющей единство территории; ст. 68, признающей русский язык в качестве государственного языка; ст. 74, не допускающей установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов; ст. 75, устанавливающей рубль в качестве единой денежной единицы, и т.д.

6. Равноправие и самоопределение народов. Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе РФ, обусловленным многонациональным ее характером и федеративным устройством. Этот принцип закреплен в Преамбуле Конституции, в ст. 5, устанавливающей перечень субъектов Федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны; в ст. 73, закрепляющей, что вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ последние обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно ст. 66 Конституции статус субъекта РФ может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

Данный принцип отражен также в ст. 69 Конституции, которая устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

  • 7. Разделение властей. Этот принцип закреплен в ст. 10 и ст. 11 Конституции. Его суть состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
  • 8. Идеологическое многообразие, многопартийность. В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни Конституция РФ закрепляет неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

Конституция РФ как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В связи с этим конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

Конституция характеризуется признаками, отличающими ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются «юридическими свойствами».

Первым среди основных юридических свойств Конституции является ее верховенство в системе законодательных актов государства. Именно верховенство определяет и все другие ее юридические свойства. Статья 15 Конституции устанавливает, что «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

В Конституции, таким образом, содержатся основные начала всех иных законодательных актов, всех отраслей права. Следует отметить, что Конституция РФ отсылает к 14 федеральным конституционным законам и к более 40 федеральным законам. Данные свойства придают Конституции высшую юридическую силу.

В случае коллизии между требованиями Конституции и других нормативных правовых актов действует конституционная норма, а акт, ей противоречащий, подлежит изменению или отмене. Так, ст. 85 Конституции предоставляет Президенту РФ право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции до решения этого вопроса соответствующим судом.

В связи с федеративным устройством России важным юридическим свойством Конституции является прямое ее действие на всей территории РФ. Принятие и изменение Конституции, контроль за ее исполнением находится в введении РФ, т.е. относится к ее исключительной компетенции (ст. 71). К совместному ведению РФ и ее субъектов, согласно ст. 72 Конституции, относится обеспечение соответствия конституций и законов республик Конституции.

Юридическим свойством Конституции считается и то, что на ее нормах и принципах базируется все текущее законодательство - как Российской Федерации, так и ее субъектов. Принятие новой Конституции влечет за собой коренную переработку всех отраслей законодательства. Вместе с тем соотношение между Конституцией и текущим законодательством нельзя сводить только к определяющему влиянию основного закона. Существует и обратная связь - воздействие отраслевого законодательства на содержание Конституции.

К важным юридическим свойством относится особый порядок ее принятия и изменения. Этот порядок установлен в гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». В нормах данной главы установлен перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Это - Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группы депутатов Совета Федерации или Государственной Думы численностью не менее одной пятой палаты.

В Конституции установлен различный порядок для изменения гл. 1, 2 и 9 и гл. 3-8. Положения гл. 1, 2 и 9 вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же такие предложения поступят и будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия Федерального закона от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Согласно этому Закону предложения о поправке вносятся субъектами, установленными в ст. 134 Конституции, в виде проекта закона о поправке. Этот закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение пяти дней со дня одобрения проект направляется в Совет Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» из установленной Конституцией процедуры принятия поправок к главам 3-8 Конституции вытекает, что поправки принимаются в форме особого правового акта - Закона РФ о поправке к Конституции, имеющего особую юридическую природу, отличающегося от федеральных и федеральных конституционных законов.

Принятый палатами закон публикуется для всеобщего сведения и не позднее пяти дней со дня принятия направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения. Этот закон должен быть рассмотрен законодательным органом субъекта в срок не позднее одного года со дня принятия закона. Одобренный законодательными органами не менее чем двух третей субъектов закон направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования, который осуществляет это в срок не позднее 14 дней со дня получения закона. Принятая поправка вносится в текст Конституции.

Юридическим свойством Конституции является также то, что ее правовая охрана обеспечивается с помощью конституционного контроля. Как

отмечалось ранее, согласно ст. 71 Конституции контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия конституций республик федеративной Конституции входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и входящих в ее состав республик.

Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом Конституции, обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ входит в содержание присяги Президента РФ.

В целях защиты Конституции формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 Конституции.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции; проверяет конституционность законов по жалобам граждан и запросам судов; дает толкование Конституции.

Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

В решении задач конституционного контроля участвуют и другие органы законодательной власти - Верховный Суд РФ и Прокуратура РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством.

Сложность исторического этапа развития России обусловила введение в содержание Конституции раздела второго «Заключительные и переходные положения», что является новым для конституционного законодательства России.

В этом разделе установлен начальный момент вступления в силу Конституции РФ - со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции. Одновременно прекратилось действие Конституции (Основного Закона) России, принятой 12 апреля 1978 г., с последующими ее изменениями и дополнениями.

В случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора, а также других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ действуют положения Конституции.

Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

В данном разделе Конституции установлен порядок осуществления полномочий высшими органами государственной власти, сформированными до принятия Конституции 1993 г.

Президент РФ осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран по ранее действовавшей Конституции.

Совет Министров - Правительство РФ со дня вступления в силу Конституции 1993 г. приобретает права, обязанности и ответственность, установленные Конституцией, и впредь именуется Правительством РФ.

Суды осуществляют правосудие в соответствии с полномочиями, установленными Конституцией 1993 г. Судьи всех судов после вступления Конституции в силу сохраняют свои полномочия до истечения сроков, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном Конституцией 1993 г. Впредь до принятия соответствующих федеральных законов сохраняется порядок рассмотрения дел судом, прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Совет Федерации и Государственная Дума первого созыва были избраны сроком на два года.

Важное значение для статуса депутатов имело указание Конституции РФ, что депутат Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться членом Правительства. На таких лиц не распространялись положения Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействия), связанные с выполнением служебных обязанностей.

Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе.

Конституция РФ – основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т. е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет один из главных принципов демократического государства – принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Важным принципом Конституции является положение о России как социальном государстве. “Российская Федерация, - говорится в ст. 7 Основного Закона, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Суть этого принципа заключена в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность деятельности российского государства отчетливо выражена в его конституционной обязанности обеспечить реализацию основных прав человека:

Право на свободный труд;

– право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в других установленных законом случаях;

право на жилище;

право на охрану здоровья;

право на благоприятную окружающую среду;

право на образование.

В целях обеспечения соответствующих прав органы государства разрабатывают и осуществляют федеральные и региональные программы охраны здоровья, защиты и поддержки семьи, детства, охраны окружающей природной среды.

Принципом Конституции России так же является экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. В отличие от конституций советского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущественное развитие государственной собственности и чрезмерно расширявших сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу. При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Гарантирование и признание местного самоуправления - также один из принципов Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Согласно Конституции России местное самоуправление выступает в качестве самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти .

Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, “разгружает” государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.

Перечисленные выше принципы Конституции одновременно являются и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только самой Конституции как Основного Закона государства, но и (при условии их реального воплощения) устройство общества и государства .

Это основные идеи, определяющие существенные черты, качественные свойства конституции как основного

Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, ее нормы являются исходными для всех иных отраслей правовой системы.

Поэтому и конституционные принципы являются основополагающими для формирования норм всех других отраслей права.

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 КРФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве.

2. Законность. Провозглашение РФ правовым государством предполагает закрепление в КРФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 КРФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие КРФ на всей территории России.

3. Равноправие и полноправие граждан. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью.

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. КРФ гарантирует гражданам возможность реализации прав и свобод.

5. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, улучшении материальных условий жизни. Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Наиболее ярко это проявляется в нормах, устанавливающих неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения (ст. 17); право каждого на жизнь (ст. 20); охрану достоинства личности, запрет пыток, насилия (ст. 21); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и т.д.

6. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции РФ принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в преамбуле КРФ и в ст. 4, устанавливающей, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 8; 67; 68; 74; 75).

7. Равноправие и самоопределение народов. Он обусловлен многонациональным характером России, ее федеративным устройством (ст. 5; 73; 66; 69).

8. Разделение властей. Этот принцип является новым в Российском конституционном законодательстве и закреплен в ст. 10-11 Конституции РФ. Его суть состоит в том, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на исполнительную, законодательную и судебную.

9. Идеологическое многообразие, многопартийность. В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни, Конституция закрепляет в своем содержании неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признается возможность образования различных политических партий и общественных объединений.

Юридические свойства конституции - это такие специфические признаки, которые отличают ее от актов текущего законодательства.

1. Верховенство в системе законодательных актов государства, высшая юридическая сила (это свойство отражено в самом ее тексте ст.

2. Конституция является ядром правовой системы (конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права, на их основе формулируется содержание всех действующих в РФ нормативно - правовых актов);

3. Прямое действие конституции РФ на всей территории России;

4.Особая правовая охрана (обеспечивается с помощью

конституционного контроля). Согласно ст. 71 КРФ контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия федеративной конституции конституций республик входит в предмет совместного ведения федерации и входящих в ее состав республик. Особое место в защите конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом Конституции; обязанность соблюдать и защищать Конституцию входит в содержание присяги Президента. В целях защиты Конституции создан и действует Конституционный Суд РФ, который по запросам Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов исполнительной, законодательной и судебной власти субъектов федерации разрешает споры о соответствии Конституции законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 Основного закона);

5. Особый порядок принятия и изменения конституции. Этот порядок установлен в гл. 9, в которой четко определен перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции - Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов, группы депутатов Совета Федерации или Государственной Думы численность не менее одной пятой части от общего числа состава палаты.

Важно иметь ввиду, что существует различный порядок изменения положений глав 1, 2 и 9 и глав 3-8 КРФ.

Нормы глав 1, 2 и 9 вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же такие предложения поступят и будут поддержаны тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность КРФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя пятыми голосов от общего числа членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования КРФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины всех

избирателей.

Поправки и изменения к гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона.

Данный порядок предусматривает одобрение их большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов федерации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Принципы конституции:

  1. КОНСТИТУЦИЯ США 1787 г., ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  2. §1.Понятиﺍе, признаки конституции. Сущность конституции
  3. Конституция Гельветической республики была составлена на основе конституций Франции и США и во многом заимствовала идеи Просвещения.
  4. Структура Федеральной Конституции полностью была заимствована из Федеральной Конституции от 12 сентября 1848 г. и состояла из ста двадцати одной статьи

Важным принципом Конституции является положение о России как социальном государстве. “Российская Федерация, -- говорится в ст. 7 Основного Закона, -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Суть этого принципа заключена в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность деятельности российского государства отчетливо выражена в его конституционной обязанности обеспечить реализацию основных прав человека: право на свободный труд; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в других установленных законом случаях; право на жилище;право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование.

В целях обеспечения соответствующих прав органы государства разрабатывают и осуществляют федеральные и региональные программы охраны здоровья, защиты и поддержки семьи, детства, охраны окружающей природной среды

Принципом Конституции России так же является экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. В отличие от конституций советского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущественное развитие государственной собственности и чрезмерно расширявших сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [ст. 34], вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу [ст. 37]. При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Гарантирование и признание местного самоуправления -- один из принципов Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Согласно Конституции России местное самоуправление выступает в качестве самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [ст. 12].

Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, “разгружает” государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.

Перечисленные выше принципы Конституции одновременно являются и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только самой Конституции как Основного Закона государства, но и (при условии их реального воплощения) устройство общества и государства.

Конституция России, как и любого государства, характеризуется не только принципами, но и рядом юридических свойств, отличающих ее от других законов и определяющих ее особое место в правовой системе.

Наиболее значимым из них является верховенство Конституции, ее наивысшая юридическая сила. Впервые в отечественной конституционной практике это юридическое свойство Конституции получило развернутое закрепление в тексте самого Основного Закона. “Конституция Российской Федерации, -- говорится в ст. 15, -- имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.

Верховенство Конституции в правовой системе России обеспечивается специальным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов, толкования конституционных положений занимается Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ).

Высшая сила конституционных норм означает, что в случае расхождения их с нормами обычных законов действуют конституционные нормы. Конституционные нормы с точки зрения юридической силы неоднородны, сами могут быть дифференцированы, подразделены на несколько групп:

  • 1. Нормы, составляющие основы конституционного строя [гл. 1]. Они закрепляют высшие социально-политические и юридические ценности российского общества и имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции. Они могут быть изменены в особом, по сравнению с иными нормами Конституции, порядке. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации [ст. 16].
  • 2. Конституционные нормы о правах и свободах человека [гл. 2]. Их специфика состоит в прямом запрете [ст. 55] на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Кроме того, Конституция устанавливает пределы, в рамках которых эти конституционные нормы могут быть временно ограничены [ст. 55]. Все это подчеркивает особую юридическую значимость этих конституционных норм,
  • 3. Конституционные нормы, которые могут быть конкретизированы только в федеральных конституционных законах. Последние представляют собой особые законы, наиболее тесно (органично) связанные с Конституцией. Для их принятия необходимо повышенное число голосов Государственной Думы и Совета Федерации, по сравнению с обычными законами. Так, положения ст. 125 Конституции о полномочиях и порядке деятельности Конституционного Суда России могут быть конкретизированы только в конституционном законе.
  • 4. Остальные нормы Конституции, имеющие повышенную юридическую силу по сравнению с обычными законами .

гражданство конституция человек свобода



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация