Гражданское общество и государство самое главное. Правовое государство и гражданское общество: понятие, признаки, сущность, структура

Главная / Квартира

Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

  • 1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) верховенство закона;
  • 3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности – к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

(Аристотель, Платон): Государство - наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Признаки правового государства:

  • - ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);
  • - верховенство права во всех сферах общественной жизни;
  • - конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • - наличие развитого гражданского общества;
  • - правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
  • - верховенство закона в системе права;
  • - соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • - прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

  • 1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)
  • 2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)
  • 3. Принцип разделения властей (ст. 10)
  • 4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)
  • 5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)
  • 6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)
  • 7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)
  • 8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)
  • 9. Принцип ответственности государства и личности.

Понятия "общество" и "гражданское общество" не тождественны . Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским. Современное понимание гражданского общества сложилось в период возникновения и развития буржуазных общественных отношений. Сам же термин "гражданское общество" стал употребляться примерно в XVIII в., хотя понимание гражданского общества, его отделение от гос-тва относят ко временам Древней Греции (Аристотель). Затем данное понятие получило развитие в трудах Г. Греция, Д. Локка, И. Канта, Г. Гегеля.При этом под гражданским обществом понималась независимая от государства особая сфера жизни общества, которая включает в себя экономические, семейные, этнические, культурные и иные отношения, кроме политических. Это те общественные отношения, которые способны развиваться независимо от гос-тва, и последнее не вправе вмешиваться в данный процесс.

Гражданским является общество , способное противостоять гос-тву, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, которое может сформировать правовое гос-тво.Итак, под гражданским обществом понимается совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от гос-тва . Относительно независимых потому, что гос-тво управляет обществом, служит формой его организации. Однако гос-тво не вправе вмешиваться в эти отношения, поскольку они составляют сферу частной жизни людей.

Структура:

1. экономическая система – закрепляет отношения собственности, распределения, обмена и потребления отношения производства материальных и нематериальных благ

2. политическая – включает в себя государство, право, политические партии, общественные движения, политические отношения и политическое сознание (взгляд на текущую политику)

3. духовно – культурная – образование, наука, культура, искусство, религия и соответствующие культурно –научные отношения

4. социальная – личность, семья, школа, церковь, межличностные отношения, отношения между крупными социальными группами, классами, сословиями.

5. Система негосударственных СМИ

Признаки:

  1. свобода – независимость индивида от государства, независимость в выборе сферы профессиональной реализации; независимость в формировании политических взглядов и убеждений; наличие в государстве механизма защиты прав и свобод человека и гражданина: наделение индивида собственностью (средствами, необходимыми для достойного существования);
  2. правовой характер общества – имеет место правовое государство, основанное на праве и соблюдении Конституции
  3. открытость – информационная свобода , т.е. отсутствие государственной монополии на информацию; свобода мысли, слова, образования, свобода её размещения вне страны, свобода въезда и выезда из страны:
  4. плюрализм – наличие партий различных идеологических направлений, отсутствие обязательной государственной идеологии, наличие в обществе различных точек зрения, свобода их выражения, свобода конкуренции партий в борьбе за власть самоуправление и саморазвитие

Признаки гражданского общества:

  • 1. Индивид независим от государства,
  • 2. Наличие частной собственности,
  • 3. Многоукладная экономика,
  • 4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,
  • 5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,
  • 6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,
  • 7. Самоуправляемость общества,
  • 8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,
  • 9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,
  • 10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

Сущность и основные принципы гражданского общества.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединя­ет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1. экономическая свобода, многообразие форм собственности, ры­ночные отношения;

2. безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3. легитимность и демократический характер власти;

4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юриди­ческая защищенность личности;

5. правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7. свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9. классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Прежде чем говорить о взаимосвязи государства и гражданского общества, необходимо определиться, что такое гражданское общество. Чем оно отличается от любых других видов социума? В гражданском обществе без каких-либо исключений обеспечиваются права и свободы людей. Государство в этом процессе играет ключевую роль, так как именно оно - гарант благополучия своих жителей. Современная демократически избранная власть не может довлеть над людьми. Она не мешает социуму жить в режиме самоуправления.

Сходства и различия

Настоящее гражданское общество и государство, кратко говоря, не могут сосуществовать без плюрализма мнений. Свобода слова является важным атрибутом этой взаимосвязи. В то же время между гражданским обществом и государством есть множество различий.

Фундаментальной характеристикой властного аппарата является субординация - правило подчинения чиновников друг другу согласно номенклатурной лестнице. же основывается на принципе вольной координации. Люди внутри этой системы находятся на равных позициях. Их сотрудничество начинается благодаря одинаковым устремлениям и собственному желанию.

Общая природа

Государство не может существовать без общества, из которого и выделяется. Люди, живущие вместе, нуждаются в определенной политической организации и суверенной власти. Она необходима для защиты общих интересов. Именно на этом принципе основывается взаимосвязь между такими структурами, как гражданское общество и государство. Кратко об их «соседстве» рассуждали еще античные философы. Например, мыслители Древней Греции строили разные теории о природе политической власти.

В первую очередь государство состоит из населения, то есть человеческого общества. Его также можно назвать народом. Однако между этими двумя терминами есть некоторая разница. Народ - это крупная социальная группа, у членов которой есть общие культурные черты и историческое сознание. Люди одной нации, как правило, противопоставляют себя представителям других этносов. Сегодня на территории многих государств проживает по несколько народов. При всех их различиях на них в одинаковой степени распространяется политическая власть. Взаимосвязь гражданского общества и государства, кратко говоря, должна исключать возможность возникновения конфликтов между народами, живущими в одном «доме».

Зарождение гражданского общества

На протяжении многих столетий параллельно развивались гражданское общество и государство. Кратко описать эту эволюцию можно следующим образом.

На начальном этапе происходило складывание предпосылок для появления гражданского общества. Сперва в виде теоретической идеи. Термин «гражданское общество» появился в XVIII веке. Причем исследователи того времени использовали данную формулировку в несколько ином, чем сегодня, смысле. Например, в 1767 году шотландский философ Адам Фергюсон называл гражданское общество основным признаком европейской цивилизации вообще.

Этот пример показывает важную характеристику сознания жителей Старого Света той эпохи. В античности, Средневековье и вплоть до XIX века люди считали, что нет таких отличий, которые бы имели между собой гражданское общество и государство. Кратко объяснить эту логику можно мыслью о том, что население не признавалось самостоятельным. Еще не было сформировано демократических институтов, инструментов саморегулирования. Люди всегда смотрели на власть как на богом данное естественное и ничем неограниченное право монархов. Пойти против этого принципа и оспаривать его считалось если не преступлением, то глупостью.

Научный взгляд

Сегодняшнее понятие гражданского общества появилось благодаря трудам Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Шарля Монтескье и некоторых других мыслителей. В XVIII веке начался этап зарождения первых современных демократий. Именно борьба с абсолютными монархиями дала толчок к осмыслению перемен в европейском социуме.

Постепенно гуманитарная наука смогла сформулировать принцип, согласно которому взаимодействуют (кратко описать его можно как «общественный договор»). Власть и люди нуждаются в неких установках, «правилах игры», регулирующих их отношения. Гражданское общество появляется в тот момент, когда политическая система признает право человека на свободу, подчеркивает важность его частной собственности, экономической самостоятельности. Независимая личность - вот вокруг чего строится самый прогрессивный социум. Без нее невозможен рост благополучия и стабильность.

Связывающее законодательство

В каких еще сферах проявляется взаимодействие гражданского общества и государства? Кратко говоря о точках их пересечения, нельзя не упомянуть законодательную сторону этого вопроса. Основы общественной и государственной жизни зафиксированы в Конституции. Этот главный закон является правовой моделью социума. С помощью конституции граждане могут защищать свои интересы в случае конфликтов и спорных ситуаций. Исполнение установленных норм помогает утвердить в обществе твердый и эффективный правовой порядок.

Конституция - главный закон, однако помимо нее есть еще множество других законов. Все вместе они делятся на несколько групп, регулирующих определенную сферу жизни общества. Также существуют помогающие внести ясность в каждом конкретном случае их правоприменения.

Судебный фактор

Независимый суд - еще один инструмент, который определяет соотношение правового государства и гражданского общества. Кратко о его влиянии необходимо упомянуть хотя бы потому, что именно с его помощью люди могут добиться исполнения законов.

Суд - главный проводник Конституции. И если сам ее документ является лишь декларацией, то с помощью состязательного процесса общество претворяет эти писаные принципы в жизнь.

Защита общественных интересов

Для функционирования эффективной политической модели необходима взаимная ответственность, с которой друг к другу должны относиться гражданское общество и государство. Философия кратко и вместе с тем емко ответила на вопрос о том, в каком формате должны существовать эти отношения.

Государство берет на себя ответственность защищать всех своих граждан. Главным инструментом, корректирующим поведение власти, является закон. Он исключает административный произвол и не дает государству уничтожить независимое гражданское общество.

Разделение властей

Государственная деятельность делится на несколько видов: исполнительную, судебную и законодательную. Автором этой концепции стал Монтескье. Формулируя свою эпохальную теорию в книге «О духе законов», он опирался на изыскания своих не менее знаменитых предшественников: Аристотеля, Платона и Локка. Принцип разделения властей стал фундаментом для Декларации прав человека, принятой во Франции в 1879 году.

Применение этой модели - лучший пример того, как вместе уживаются государство, право и гражданское общество. Кратко описать эту взаимосвязь можно на примере парламента - органа законодательной власти. В правовом государстве он независим от президента и принимает самостоятельные решения. Таким образом, эти два института представляют собой противовес друг для друга. Также к ним прилагается независимый суд. Данная триада рождает баланс интересов. Ни одна сила не сможет установить диктатуру и навязать свое мнение остальным. Так соблюдаются права и свободы всех жителей страны, ведь и президент, и парламент избираются людьми. Таким образом осуществляется принцип народного представительства. Принимая решения, депутаты на самом деле лишь претворяют в жизнь чаяния своих избирателей. Так гражданское общество влияет на жизнь в стране, делает ее лучше и удобнее. Если же парламент или президент нарушают права людей, те могут обратиться в суд и, опять-таки, защитить свои интересы с помощью легитимного инструментария.

Гражданское общество

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. В Конституции России 1993 года термин «гражданское общество» не используется, а из всех институтов гражданского общества в федеральном законодательстве отмечена только адвокатура.

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Гражданское общество - понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других.

Гражданское общество можно определить также как совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.

Признаки гражданского общества

  • Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • Развитая демократия;
  • Правовая защищённость граждан;
  • Определённый уровень гражданской культуры;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправляемость;
  • конкуренция образования их структур и отдельных групп лиц;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • легитимность.

Концепция гражданского общества

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Т. Гоббс, английский философ:

Гражданское общество - это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.

Дж. Локк, английский философ:

Гражданское общество - это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.

Ш. Монтескье, французский философ:

Гражданское общество - это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.

Т. Пейн, американский просветитель:

Гражданское общество - благо, а государство - неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.

Г. Гегель, немецкий философ:

Гражданское общество - сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие экономисты и социологи:

Гражданское общество - сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма

2.1. Структура и основные элементы.

· Современное гражданское общество имеет следующую структуру:

· 1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).

· 2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

· 3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.

· Таким образом, структура гражданского общества развитых стран представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества.

· Из этого вытекает и конкретный анализ основных элементов гражданского общества.

· Во-первых, экономическая организация гражданского общества - это общество цивилизованных рыночных отношений. Рынок как своеобразный «компонент» экономической свободы невозможен без развития самостоятельной предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

· Второй структурный элемент гражданского общества - его социальная организация. В рыночных условиях она носит весьма сложный характер, что отражает прежде всего различия отдельных социальных групп. Можно выделить три основные группы населения гражданского общества: наемные работники, предприниматели и нетрудоспособные граждане. Обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей этих групп - важное направление социальной политики.

· Наемным работникам необходимо создавать экономические, социальные и правовые условия для эффективного труда, справедливой оплаты своего труда, широкого участия в прибылях.

· В отношении предпринимателей должны приниматься меры, направленные на гарантирование им свободы всех форм экономической деятельности, на стимулирование их капиталовложений в развитие эффективного, прибыльного производства товаров и услуг. Что же касается нетрудоспособных граждан, то им должна быть обеспечена адресная социальная защита, определены нормы социального обеспечения и обслуживания, которые позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни.

· Третий структурный элемент гражданского общества - его общественно-политическая организация. Ее нельзя отождествлять с государственно-политической организацией, с государственным управлением обществом. Напротив, реальный демократизм гражданского общества как основы обеспечения действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы саморегуляции и самоорганизации. В соответствии с этим происходит так называемая политическая институционализация гражданского общества, то есть общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные, религиозные организации, добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие, добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, профессиональных, культурных и иных интересов. Важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюрализма, многопартийность. Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой другой идеологии, кроме официальной, государственной, никакой иной партии, кроме правящей - «партии власти». Важным условием обеспечения политического и идеологического плюрализма, а, следовательно, и институционализации гражданского общества является свобода организации и деятельности средств массовой информации.

· Это, однако, не означает тождества свободы личности «и правового положения гражданина. Свобода, как уже отмечалось, обладает таким свойством, как нормативность. Из этого следует, с одной стороны, что человек обретает свободу в результате своей способности подчиняться ее нормативным требованиям (общеобязательным правилам поведения). С другой стороны, это означает, что внешней формой бытия свободы личности являются социальные нормы, определяющие меру, допустимые границы свободы. И только в наиболее важных, имеющих повышенную значимость для общества или для самого человека областях меру свободы определяет, нормирует само государство. Это делается при помощи правовых норм, законов. Законы, если они носят правовой характер, являются в этом плане, по словам Маркса, «библией свободы». Главным же юридическим средством закрепления, признания со стороны государства достигнутой свободы личности является конституция.

· При этом сами права и свободы, в том числе конституционные, с одной стороны, определяются уровнем развития гражданского общества, зрелостью его экономической, социальной, общественно-политической организации; ведь гражданское общество - социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод человека и гражданина. С другой стороны, от полноты прав и свобод человека и гражданина, степени их гарантированности, последовательности реализации во многом зависит развитие, углубление важнейших характеристик гражданского общества как правового, демократического общества, как общества подлинной свободы и социальной справедливости. Права человека н гражданина являются в этом плане инструментом саморазвития гражданского общества, его самоорганизации. Эта двуединая взаимосвязь находит свое закрепление и на государственно-правовом, юридическом уровне, когда Конституция и другие законы устанавливают ответственность не только гражданина перед государством, но и государства перед личностью.

· 2.2. Функции гражданского общества.

· Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

· В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

· 1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· 2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

· 3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

· 4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· 5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· 6. Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

· 7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» - прочные структуры гражданского общества.

· Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

· 2.3. Формы взаимодействия государства и гражданского общества

· Переход от традиционного, феодального общества к гражданскому, в основе своей буржуазному, означал появление гражданина как самостоятельного социального и политического субъекта с неотъемлемыми правами и обязанностями. Развитие горизонтальных невластных социальных связей, образующихся автономными ассоциациями граждан, наталкивалось на противодействие централизованного государства. Однако государство было вынуждено не только считаться с возникающими ассоциациями граждан, но и встать на путь правового упорядочения отношений с населением, существенно перестроить собственные властные структуры.

· Не во всех странах конфликт между гражданским обществом и государством, который в ряде случаев выливался в столкновения между парламентом как органом народного представительства и королевской властью по поводу их политической роли и объемов полномочий, разрешался установлением конституционно-правовых принципов их взаимоотношений. Эта борьба была отражением продолжавшегося поиска конкретных политико-организационных форм обеспечения стабильного и умеренного правления, при котором распределение политической власти в обществе было бы сбалансированным.

· Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался, как правило, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составляющих единую систему конституционализма. Конституционализм, как политико-правовой принцип, имеет различное толкование в силу, вероятно, его длительной эволюции. Согласно классическому правовому определению, конституционализм, как и парламентаризм, и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления. Абсолютизм - форма государства, в котором вся полнота власти сосредоточена у монарха. В этом смысле конституционализм противостоит абсолютизму как форма правового государства, в котором отношения между государством и гражданским обществом регламентированы правовыми нормами.

· Характер отношений между народным представительством (парламентом) и правительством (исполнительной властью) зависит от доминирования в механизме власти либо принципа парламентаризма, либо принципа конституционализма. Парламентаризм означает зависимость правительства от решений парламента. Конституционализм предполагает независимость правительства от воли парламента. Примером такого распределения власти может служить система министерского правления в рамках конституционной монархии. В этом случае за переведение конкретного направления политики несет ответственность министр, назначаемый монархом и ответственный перед ним. Формально-правовая сторона конституционализма означает наличие в обществе основного закона государства (конституции), определяющего народное представительство, разделение и объемы полномочий различных ветвей власти и гарантии прав граждан.

· По способу возникновения, определяемому соотношением политических сил (прогрессивных и традиционалистских, реакционных), конституционализм может иметь договорной характер, т. е. быть результатом взаимного согласия общества и государства, или октроированный, т. е. «спускаться» сверху государством. Во втором случае монарх «дарует» обществу конституцию, сознательно ограничивая собственные полномочия, отказываясь от них в пользу правительства и парламента.

· Договорный конституционализм преобладал в странах классической, хаотической модернизации, где процессы формирования гражданского общества и правового государства шли параллельно и постепенно. Эти процессы имели экономические, социальные и культурные предпосылки и естественным образом сформировали социальную структуру гражданского общества в лице среднего класса (мелких торговцев, предпринимателей, ремесленников, фермеров, лиц свободных профессий и т. д.), обеспечили экономическое господство буржуазии. Затем экономическое господство буржуазии через революцию было дополнено политическим - переходом в ее руки власти. В процессе модернизации государство и гражданское общество тесно взаимодействуют.

· Октроированный конституционализм характерен для стран запаздывающей модернизации, в которых отсутствуют некоторые предпосылки (экономические, социальные, культурные, правовые) перехода от традиционного к гражданскому обществу. Так, отсутствие зрелого среднего класса приводит к тому, что реформы может проводить часть либеральной буржуазии в союзе с просвещенной бюрократией и с использованием институтов государства. Догоняющий тип развития таких стран требует интенсификации процесса преобразований, использования авторитарных методов модернизации. Это приводит к постоянным конфликтам между государством и гражданским обществом.

· Выбор конкретных политических форм перехода от абсолютизма к демократии, во время которого изменялось соотношение государства и гражданского общества, кроме исторических, национальных особенностей был обусловлен борьбой трех политических сил: королевской власти, народного представительства (парламента) и правительственной бюрократии. Зрелость гражданского общества, выражавшаяся в наличии разветвленной партийной системы, способной выражать интересы граждан в парламенте, ограничивала власть монарха. Однако процесс рационализации управленческой деятельности заметно усилил роль бюрократии. Практически к ней переходила вся исполнительная власть, а монарх лишь формально оставался ее вершиной.

· Исходя из этого, распределение полномочий между тремя политическими силами определял выбор той политической формы правления, которая должна была прийти на смену абсолютизму. Естественно, что длительный период абсолютистско-монархического правления сформировал политические традиции, которые влияли на выбор политической организации. Не случайно политическая модернизация абсолютистских режимов в большинстве западных стран, за исключением США, породила смешанную форму - конституционную монархию. Однако удельный вес и объемы политического доминирования в механизмах власти короля, парламента и правительственной бюрократии различны. Они определялись характером политической коалиции, которую предпочитали эти силы. Направленность интересов участников коалиции определял тип режима.

· Первый тип режима в рамках конституционной монархии - парламентскую монархию - дала английская революция. Она стала результатом коалиции всесильного парламента и безвластного монарха. Англия первой реализовала классический вариант политической системы конституционализма. Ее смысл состоял в переходе реальной власти от монарха к правительству и премьеру, полностью зависимых от парламента. Особенностью британского конституционализма является отсутствие писаной конституции и наличие особых средств регулирования отношений законодательной и исполнительной власти средствами обычно-правовых прецедентов.

· Большинство стран Западной Европы пыталось перенести английский вариант в свои общества. Однако наличие двух противоборствующих политических потоков - республиканско-демократического, стремившегося к установлению принципа народного суверенитета, и абсолютистско-монархического, предпочитавшего сохранение в полном объеме королевской власти, не позволило воспроизвести английскую систему. В результате там установилась конституционная монархия в дуалистической форме. Это означало появление самостоятельной законодательной власти в лице парламента, но с сохранением законодательных и исполнительных функций за монархом (король оставался главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим и верховным арбитром). Наличие монархической и представительной власти создавало систему сдержек и противовесов, которая, правда, не была устойчивой в силу культурной и политической неоднородности общества. Политическая коалиция монарха и бюрократии против парламента дала третий тип конституционной монархии, именуемый монархическим конституционализмом. Если английский вариант политической модернизации означал изменение сущности и целей политического порядка при сохранении традиционных институтов, то при данном варианте сущность правления оставалась прежней, а трансформировались лишь политические институты. Этот вариант политической модернизации был олицетворением мнимого конституционализма. Дарованные монархами конституции были лишь узаконением традиционных носителей власти. Установление мнимого конституционализма в странах Центральной и Восточной Европы, в России было следствием незрелости гражданского общества.

· Как показала политическая история мировой демократии, активности общественных ассоциаций и росту их членов, прежде всего, способствуют следующие структурные факторы: повышение образовательного уровня населения; развитие общественных коммуникаций; периоды активизации политического протеста, привлекающие новых рекрутов в социальные объединения; реакция общественности на вновь выдвигаемые правительственные программы преобразований и т.д.

· В то же время извечными трудностями становления и развития гражданского общества являются не только активность государства, стремление правящих элит к усилению своих позиций в социуме и даже превышению собственных полномочий. Серьезную опасность для формирования и существования гражданского общества представляет и деятельность различного рода корпоративно-бюрократических структур внутри государства, неизменно принижающих статус самодеятельной активности граждан и стремящихся усилить государственную опеку над нею. Самостоятельными и крайне важными причинами ослабления позиций гражданского общества служат и непроясненность для населения ценностей социальной самодеятельности, отсутствие приверженности общественного мнения ценностям идеологии прав человека. Поэтому гражданское общество не возникает там, где люди не борются за свои права и свободы, где отсутствуют традиции критического анализа общественностью деятельности властей и, наконец, где политические свободы воспринимаются людьми как своеволие и отсутствие ответственности за свои поступки.

Что такое гражданское общество? Сегодня почти все согласны с тем, что под гражданским обществом понимается добровольная ассоциативная жизнь, отличная от семьи и институтов государства. Гражданское общество также часто отделяется от экономики. Однако вопрос, где именно должна проходить разграничительная линия, остается открытым. Некоторые мыслители, в частности, либеральные и особенно либертарианские (М. Вальзер, Л. Ломаски), рассматривают экономику в качестве составной части гражданского общества. Другие, в первую очередь левые, но не только они, разводят их по разным углам (Д. Коэн и Э. Арато, Д. Кин). Третьи признают экономические отношения только в той мере, в какой они складываются в ассоциативную жизнь, поэтому, например, профессиональные ассоциации и профсоюзы относятся к гражданскому обществу, а, скажем, такие коммерческие компании, как General Electric или Microsoft , нет (Р. Пост и Н. Розенблюм).

Несмотря на различия в подходах, современный интерес к гражданскому обществу ориентирован преимущественно на ассоциативную жизнь, а не на рыночные или товарообменные отношения. Это является существенным отступлением от классических теорий гражданского общества, которые можно найти в работах А. Фергюсона, А. Смита или Г. Гегеля. Мыслители XVIII и XIX веков, естественно, не могли пройти мимо изучения, анализа, исследования и критики обретенной с таким трудом свободы экономической сферы по отношению к государству

Сегодня теоретиков гражданского общества интересует не столько экономическая свобода (хотя такая свобода часто подразумевается), а скорее влияние и роль ассоциативной жизни в государстве. Мы рассмотрим шесть различных взглядов на соотношение гражданского общества и государства , чтобы проиллюстрировать полный диапазон современных дискуссий по данной теме:

  1. Гражданское общество обособлено от государства: свобода ассоциаций;
  2. Гражданское общество противостоит государству: политизация неполитического;
  3. Гражданское общество в диалоге с государством: публичная сфера;
  4. Гражданское общество в поддержку государства: школы гражданства;
  5. Гражданское общество в партнерстве с государством: больше управления, меньше правительства;
  6. Гражданское общество над государством: глобальное гражданское общество.

Эти шесть точек зрения на взаимодействие гражданского общества и государства не являются взаимоисключающими и не обязательно конкурируют друг с другом. Как будет показано в дальнейшем, можно одновременно соглашаться или придерживаться нескольких утверждений.

1. Гражданское общество обособлено от государства: свобода ассоциаций.

Гражданское общество – это сфера, обособленная от государства. Это сфера, в которой люди объединяются и формируют группы ради достижения общих целей, защиты общих интересов, обсуждения важных, а иногда и неважных вопросов. Церкви, боулинг-лиги, сервисные ассоциации, шахматные клубы и социальные группы являются частью гражданского общества. Законодательные органы, армия, полиция, государственная администрация и суды – нет.

В представлении гражданского общества, обособленного от государства, выделяются три аспекта:

  1. добровольный характер участия – с социологической точки зрения добровольность/недобровольность участия может быть непростым вопросом. Но в юридическом смысле различие очевиднее: находясь на территории государства, мы не можем уклоняться от установленных законом обязанностей; с другой стороны, ассоциации не могут применять принудительные или насильственные методы для удержания своих членов;
  2. разнообразие – в то время как государство занимается стратегическими задачами и обеспечением социального благополучия, гражданское общество является сферой, где люди объединяются ради достижения партикулярных целей и групповых интересов, некоторые из которых могут соответствовать общественным;
  3. прочные правовые рамки – для того чтобы гражданское общество не зависело от государства, само государство должно быть связано верховенством закона, способного воспрепятствовать вмешательству с его стороны.

Модель гражданского общества как сферы обособленной от государства, прочно связана с либеральным конституционным порядком. Те исследователи, которых привлекает независимость гражданского общества, часто интересуются конституционными гарантиями свободы ассоциаций. Хотя ассоциативная жизнь существует при любом государственном строе, сильные правовые гарантии для такой жизни предусмотрены не везде.

2. Гражданское общество противостоит государству: политизация неполитического.

«Осень народов» – волна революций, прокатившаяся в конце 1989 – начале 1990 года по всему региону Центральной и Восточной Европы, возродила споры о соотношении гражданского общества и государства. В этом свете гражданское общество предстает не просто обособленной от государства сферой социальной жизни; его можно характеризовать как «агента», который взаимодействует и фактически противостоит государству.

Первым условием устойчивости авторитарного государства является деполитизированность масс. Государственная власть активно препятствует формированию институтов гражданского общества даже в самых безобидных формах. Стабильность любого авторитарного режима сохраняется до тех пор, пока гражданское общество либо полностью отсутствует, либо находится в зависимом положении.

Исследование реформ, начатых М. Горбачевым в Советском Союзе после 1985 года, которые, хотя не и привели к верховенству закона, но все же предоставили значительно большую свободу объединений и самовыражения, побудило некоторых теоретиков обратиться к имплицитной социологической, а не чисто юридической концепции гражданского общества. Ассоциации в условиях однопартийной системы, не признанные государством или существующие вполне легально, в любом случае должны рассматривать в качестве институтов гражданского общества. Различные группы, начиная от «Солидарности» в Польше и экологических движений в Венгрии и Восточной Германии, до молодежных объединений и музыкальных клубов, открывшихся во многих городах региона, выполняли не только собственные коммуникативные, но также социализирующие функции.

Как только режимы начали подавать первые признаки слабости, особенно в 1989 году, эти группы быстро заняли ведущее место и стали настоящими вершителями истории, способствуя относительно безболезненному отстранения коммунистов от власти не только на «баррикадах», но за «круглыми столами». В целом, «осень народов» была революциями гражданских обществ, вступивших в противостояние с государством.

Следует, однако, отметить, что, если одни исследователи приписывают свержение коммунистического строя могуществу гражданского общества, другие ставят под сомнение его потенциал как средства революционного рывка к демократии. Гражданское общество могло расшатать и дестабилизировать тоталитарное государство, но организационные недостатки и отсутствие политического доверия демонстрируют сегодня непрочность его положения в посткоммунистических странах. Уличные демонстрации помогли сбросить коммунистические правительства в 1989 году. Однако остается вопрос: то, что было полезно для свержения диктатуры, будет ли столь же востребовано для поддержания демократии?

3. Гражданское общество в диалоге с государством: публичная сфера.

Все большее число теоретиков полагает, что к гражданскому обществу следует относиться как к творческому и критическому диалогу с государством. Этот диалог характеризуется типом подотчетности, в котором государство должно обосновывать, отстаивать и давать отчет о своих действиях в ответ на многочисленные и разнообразные запросы гражданского обществе.

Историческая борьба за признание публичной сферы, находящейся вне рамок государства, являлась продуктом общественного мнения. Первоочередная политическая функция общественного мнения – просто публичная критика. Но поскольку государственные субъекты прислушиваются к голосу общественности, ей отводится новая и более значительная роль. Критические обсуждения в публичной сфере становятся проверкой легитимности. В оптимистическом варианте предполагается, что под давлением просвещенной и социально ориентированной общественности будут устранены любые основания для проявления несправедливости и произвола.

Вопрос заключается в том, как продвигать и поддерживать публичную сферу, выполняющую функцию партнера по диалогу? Хотя свобода слова и ассоциации являются неотъемлемым условием для сильной публичной сферы, однако одних их недостаточно. «Только основные конституционные гарантии не могут сохранить публичную сферу и гражданское общество от деформаций. Коммуникативные структуры публичной сферы должны сохраняться скорее активным гражданским обществом» (Ю Хаберман). Не государство, а члены гражданского общества несут ответственность за поддержание эффективной демократической публичной сферы. Только когда акторы сознательно пытаются усилить, расширить и трансформировать публичную сферу, она будет продолжать развиваться и совершенствоваться.

4. Гражданское общество в поддержку государства: школы гражданства.

Лучше всего эту точку зрения выразил Д. Эберли: «гражданское общество строит социальные связи и чувство взаимной ответственности, объединяя изолированных людей в ткань более крупной группы, связывая отдельных людей целями, выходящими за рамки частного интереса. Взаимные связи, подпитываемые гражданским обществом, являются источником демократической жизни».

Жизнеспособность либеральной демократии зависит от воспроизводства необходимых демократических «диспозиций». Демократия без демократов – ненадежная конструкция. Вопреки хвастовству Канта, построение сильного политического сообщества «расы дьяволов» – задача бесперспективная. Вместо этого необходимо сосредоточить внимание на формировании идентичности и привитию гражданских ценностей. С этой точки зрения гражданское общество выполняет функции опоры и поддержки государства. Однако, чрезмерно назойливое и самонадеянное государство подрывает компетенцию граждан, необходимую для принятия гражданской ответственности. Чтобы правовое государство могло эффективно выполнять свои функции, ему нужны граждане, которые могут и хотят мыслить в категориях общественного блага.

В отличие от представления о гражданском обществе, обособленном от государства, с точки зрения гражданского общества, поддерживающего государство, ассоциативная жизнь рассматривается не только как сфера множественных целей, но и как сфера, формирования общих ценностей. Преследование множественных целей в ассоциации и сотрудничестве с другими людьми ведет к создания общей гражданской культуры, которая способна превзойти плюрализм и создать узы сообщества. В результате участия в ассоциациях приобретаются такие добродетели как терпимость, сотрудничество, уважение и взаимность. Любой опыт ассоциативной жизни (боулинг-клуб для одних, религиозная практика для других, уличная ярмарка для третьих), является уроком гражданства. Подобный опыт принадлежности общему делу является незаменимым фактором строительства либерально демократического сообщества.

5. Гражданское общество в партнерстве с государством: больше управления, меньше правительства.

Идея вытеснения функций и функционеров государства представителями гражданского общества восходит к классикам эмансипационной социологии XIX – начала XX века. Вместо децентрализации оторванного от жизни, безразличного и неэффективного централизованного государственного аппарата современные теоретики предлагают более приближенную, масштабируемую, хотя и менее упорядоченную систему многоуровневого регулирования, субсидиарности и открытого государственного управления.

Возрастающая сложность государственного управления создает новые проблемы для управления, демократии и автономии:

  1. государство без помощи и посредничества ассоциаций негосударственного сектора не способно предоставлять общественные блага и услуги;
  2. легитимность власти требует большего участия граждан в принятии политических решений, что требует передачи полномочий гражданским ассоциациям;
  3. чтобы государства благосостояния не переросло в патерналистское, стремящееся проникнуть во все сферы жизни, контролировать человека и диктовать свои условия, необходимы механизмы саморегулирования, создающие основу независимости и достоинства человека.

Децентрализация, передача полномочий в третий сектор, участие граждан в принятии решений и управлении – все это несет в себе определенные риски. Приватизация, потеря ответственности, сопротивление переменам и бюрократизация третьего сектора – лишь некоторые из потенциальных опасностей, поджидающих гражданское общество, вступающие в партнерские отношения с правовым государством. Поскольку гражданское общество берет на себя государственные функции, границы между ними государством размываются. Проблема заключается не столько во вмешательстве государства, а в том, что, выполняя государственные функции, гражданское общество может начать действовать и вести себя как государство. Роль гражданского общества как контролера за государством будет в существенной степени скомпрометирована.

6. Гражданское общество над государством: глобальное гражданское общество.

Гражданское общество является глобальным явлением. Сама глобализация поставила на повестку дня ряд вопросов явно надгосударственного характера: наземные мины, права человека, изменение климата, ВИЧ/СПИД и ответственность транснациональных корпораций – вот лишь некоторые примеры.

Многие ассоциации и неправительственные организации выходят за пределы государственных границ. Двумя наиболее заметными субъектами глобального гражданского общества являются проблемно-ориентированные социальные движения и НПО. Активисты объединяются в социальные сети через Интернет и проводят массовые акции по всему миру. Подобные сети активистов являются аморфными и слабо координированными, но их влияние ощущается все острее, особенно во время встреч, проводимых ключевыми институтами экономической глобализации, такими как ВТО и G7. Успешные социальные движения могут трансформироваться во вновь созданные НПО, которые возвращаются в большую политику в качестве «респектабельных» партнеров по переговорам.

Хотя социальные движения и ассоциации сыграли творческую, критическую и новаторскую роль в формировании современного мирового сообщества, даже защитники глобального гражданского общества отмечают преждевременность разговоров о нем. Формирование глобального гражданского общество до появления глобального государства и глобального управления фактически нарушало бы последовательность развития гражданского общества западного образца. Глобальные общественные организации не имеют единого, четкого объекта, власть которого они хотели бы ограничить и контролировать, и от которого им необходима правовая защита. Гражданское общество децентрализовано и не имеет ясного оппонента, против которого ему приходится играть.

Вместе с тем, глобальное гражданское общество по-прежнему не может обойтись без национального государства. Подавляющее большинство организаций, ассоциаций и движений, составляющих глобальное гражданское общество, имеют свои центры и штаб-квартиры в странах, которые предлагают им защиту и предсказуемый правопорядок. Мы возвращаемся к тому, с чего начинали – гражданскому обществу как юридически определяемой и защищаемой сфере свободы. Даже самые «надгосударственные» концепции гражданского общества в определенной степени опираются на свободы, которые могут быть гарантированы только правовым государством.

Литература:

  1. Simone Chambers and Jeffrey Kopstein. Civil Society and the State // The Oxford Handbook of Political Theory / Edited by John S. Dryzek, Bonnie Honig and Anne Phillips.

Разные ученые по-разному трактовали понятие гражданского общества. У Гоббса оно слито с государством, Монтескье и Локк уже разделяют общество и государство.

Г. Гегель называл гражданским обществом сферу частной жизни граждан, сочетание интересов разных групп, классов и институтов, отношения которых регулируются правом.

Мы же, говоря о гражданском обществе в современное время, имеем в виду способность существовать и развиваться различных общественных отношений независимо от государства.

Наши современники видят гражданское общество моделью, которую надо создать на пути к свободному рынку и демократии (К. Гадмиев).

Другая точка зрения понимает под категорией «гражданское общество» форму объединения людей в современной промышленной цивилизации (В. Библер).

Эти точки зрения на гражданское общество подчеркивают независимость от государства институтов, организаций, источников доходов и существования социальных структур общества.

Гражданское общество – это социальное пространство, в котором люди взаимодействуют, но в то же время независимы друг от друга и государства. Р. Дарендорф называл гражданским обществом объединение демократии с эффективной рыночной экономикой. Гражданское общество имеет ряд функций:

1) интегративную (объединяет людей в группы, определяет нормы деструктивной борьбы);

2) инструментальную (коллективное целедостижение);

3) дистрибутивную (определение ролей, вознаграждений);

4) воспроизводственную (воспроизводство социальной жизни);

5) регулятивную (контроль, система норм и санкций);

6) коммуникативную (достижение консенсуса между разными интересами).

Гражданское общество характеризует независимость индивидов друг от друга и от государства, автономный источник доходов, различные формы собственности, структурированность общества, преобладание «среднего класса», неразрывность с правовым государством. В отличие от государства гражданское общество может быть только в демократическом обществе. Важная часть гражданского общества – плюрализм мнений.

Государство – это совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, которые осуществляют управление обществом в интересах определенного класса.

Основными органами государства выступают правительство, вооруженные силы, милиция, суд и т. д.

В основе возникновения государства лежат такие факторы, как социально-экономическое неравенство, образование классов, разделение труда на управленческий и исполнительный. На государство влияют общественные отношения, культура, исторические традиции.

Государство имеет географические пределы (территорию) и человеческие (население). Государству принадлежит исключительное право на создание законов и норм (и граждане это признают), денег, взимание налогов с населения.

Государство нужно для защиты интересов людей от негативных последствий рынка.

Но чтобы государство не перешло черту, существует гражданское общество со своими законами, ограничивающими государство.

Государственные функции – интегративная, регулирующая, социальная.

Роль социальной функции в настоящее время все больше возрастает, так как гражданское общество не в состоянии справиться с хаосом в обществе.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация