Ч 1 ст 285 ук рф. Использование служебного положения ук рф. Существенное нарушение интересов и прав

Главная / Квартира

Злоупотребление должностными полномочиями отражает статья 285 современного УК РФ. Актуальность данной нормы весьма велика, так как преступные посягательства, связанные с должностной сферой, совершаются достаточно часто. Административный закон не содержит в себе положений, затрагивающих рассматриваемое правонарушение.

Злоупотребление должностными полномочиями ст. 285 УК РФ определяется законодателем как совершение лицом, занимающим определённую должность, действий с мотивом корыстного характера либо прочей заинтересованностью.

Результатом становится:

  • нарушаются правомочия граждан, учреждений и прочих лиц;
  • преступность затрагивает интересы указанных субъектов.

Последняя редакция кодекса буде предусматривать, что данная разновидность нарушения квалифицируется по статье 285 УК РФ как злоупотребление должностными полномочиями.

Должностные преступления по УК РФ содержатся в одной главе. Действующий уголовный закон понимает должностные полномочия как правомочия и ответственность, возложенная на человека в связи с занятием той или иной должности.

Злоупотреблять могут лица, которые занимают должности в:

  1. Учреждениях, основанных на началах самоуправления.
  2. Органах, действующих от имени государства.
  3. Ведомствах, обладающих муниципальным характером.
  4. Воинские подразделения. Они действуют в вооружённых силах страны.

На практике могут возникнуть ситуации, когда к служащим, ведущих деятельность на государственной основе, которые не относятся к группе должностных лиц, применяются положения рассматриваемой нормы.

Новый закон указывает на то, что в качестве объекта посягательства выступают органы, действующие на государственных и муниципальных началах, учреждения муниципалитета, подразделения воинского характера. Необоснованным будет признание в качестве объекта кооперативов, товариществ и прочих организаций. Пленум предусматривает, что перечисленные учреждения не должны относиться к федеральным либо муниципальным формам собственности.

Отличия от превышения

Превышение должностных полномочий ст. 285 УК РФ не предусматривается, о нём пойдёт речь в статье 286 УК. Консультанты в сфере юриспруденции указывают на то, что превышение и злоупотребление относятся к посягательствам, совершаемым должностными лицами. Следует иметь в виду, что данные разновидности преступлений могут совершаться также представителями власти и служащими гражданских органов. Компетенция в данном случае разниться у субъектов.

Наказываться рассматриваемое посягательство будет согласно обстоятельствам совершения противоправного посягательства. Уголовное законодательство даёт возможность легко найти отличия превышений от злоупотреблений.

Состоят они в том, что:

  • в статье 285 УК речь идёт о злоупотреблениях, то есть когда должностное лицо использует свои полномочия, которыми он наделён;
  • совершается указанное правонарушение при наличии корыстной или прочей заинтересованности, носящей личный характер;
  • последствием становится нарушение правомочий либо интересов, закреплённых в законе;
  • если говорить относительно превышения – полномочия неправомерным образом используются виновным, так как не отнесены к его компетенции.

Пояснения, содержащиеся в Пленуме, указывают на то, что примерами превышения рассматриваемых правомочий выступают действия, которые могут реализовываться при наличии тех или иных обстоятельств, носящих определённый характер. Данная мера отражается в законодательных актах. К примеру, незаконно применять к лицу, не достигшему совершеннолетия оружия, если совершаемые им действия не угрожают общественности.

В указанный перечень также отнесены действия, которые включаются в полномочия другого человека. Регламентировать этот момент будет должностными инструкциями служащих. Администрация бюджетных и иных организаций устанавливает компетенцию всех сотрудников. Разъяснение также указывает на то, что последним признаком совершаемого превышения выступают действий, которые не вправе совершать кто-либо.

Неосновательным будет и совершение действия одним человеком, если в правоприменительных актах отражается их коллегиальный характер. Такой силой в республиках и прочих регионах обладают должностные документы лиц. Халатность и нецелевое расходование финансов, мошенничество регулируется иными положениями уголовного законодательства.

Правые акты предусматривают исправительные меры для лиц, совершивших рассматриваемые посягательства.

Устанавливаются такие наказания:

  1. Штрафные санкции. Размер варьируется до 80 тысяч рублей. Также зависеть сумма может от дохода виновного лица. Законодатель в этом случае ограничивает период – доход учитывается по полгода.
  2. Виновного могут лишить права заниматься деятельность или состоять в должности. Срок прописан в законе – 5 лет.
  3. Работы, имеющие принудительный характер. Закреплён период 4 года.
  4. Должностное лицо могут арестовать на полгода.
  5. Виновный лишается свободы на 4 года.

Изменение указанных мер наступает в том случае, когда лицо занимает должность в органе государственной или региональной власти. Также в данную компанию относятся чиновники органов самоуправления. Перечисленные лица отвечают по закону в пределах штрафных санкций. Их размер указывается законодателем как варьирующийся от 100 до 300 тысяч рублей. Применимы и принудительные работы, которые устанавливаются на пять лет. Дополнительной мерой воздействия будет ограничение совершения определённых действий или занятия должностей. Срок прописан, равный трём годам. Виновное лицо могут лишить свободы на семь лет, при этом к нему также применимо отражённое выше дополнительное взыскание.

Срок давности рассматриваемых правонарушений закрепляется уголовным законом. Вооружённые нападения должностных лиц подлежит оценке по иным статьям кодекса. Также в журнале можно найти ответственность, которая устанавливается за совершение указанных выше действий, при условии, что в результате действий служащего наступили последствия, носящие тяжкий характер. Ответственность в таком случае предусматривается в виде лишения свободы виновного на срок 10 лет. Дополнительной мерой выступает ограничение правомочий человека относительно занятия определённой должности или деятельностью. Такую обязанность человек должен соблюдать на протяжении трёхлетнего периода.

Стоит отметить, что в понятие тяжкие последствия закладывается то, что от преступления наступил материальный ущерб, который можно посчитать в финансовом проявлении. Кроме того, органам следствия потребуется установить наличие крупного размера относительно рассматриваемого последствия. Судебными органами учитывается и иной вред, который можно охарактеризовать как существенный.

Законодатель указывает на то, что человек, который занимает определённого рода должность и совершает рассматриваемое посягательство, может в исключительных случаях избегать ответственности. К таковым относятся ситуации, когда виновный действовал под воздействием принудительного распоряжения вышестоящего начальства либо руководствовался обоснованным риском.

Если у виновного не было при совершении рассматриваемых действий мотивов, которые можно охарактеризовать, как корыстные или иные личные – содеянное им не может быть оценено по статье 285 УК и рассматривается как проступок, носящий дисциплинарный характер. В этой ситуации в качестве обязательного условия выступает наличие незначительного несоблюдения правомочий людей и учреждений. Данные интересы в полной мере должны охраняться законодателем.

Помощь

В рассматриваемой ситуации, можно сказать, что при отсутствии у виновного лица мотива, который характеризуется как корыстный или иной личной заинтересованности – содеянное оценивается как проступок, носящий дисциплинарное значение. Наказывать его будут не так строго, как это предусмотрено уголовным законодательством. Однако стоит иметь в виду, что в качестве обязательного условия выступает нарушение интересов и правомочий граждан. Данные права охраняются на законодательном уровне, нарушаются они в незначительной степени.

Учитывать требуется, что действующее в нашей стране законодательство имеет множество граней. По этой причине допускается неверная трактовка той или иной нормы. В частности, когда имеет место небольшое превышение полномочиями, которыми наделено лицо, при неверной трактовке становится полноценным составов злоупотребления.

Своевременное обращение к специалисту в сфере юриспруденции даёт человеку:

Кроме того, виновный получает возможность получить по результатам рассмотрения дела в судебном органе минимальной меры наказания. Адвокаты, хорошо разбирающиеся в данном вопросе, помогают построить верно процесс, учитываются все имеющиеся обстоятельства, кроме того, проводится верное обозначение ущерба, причинённого в результате посягательства.

Судебными инстанциями часто рассматриваются подробные дела.

Примеров дел достаточно, в том числе:

  1. Суд города Дюртюли рассмотрел уголовное дело в отношении гражданки Ш. Подсудимая согласно представленным по делу доказательствам назначена на должность главы муниципального образования. Процедура назначения носит законный характер. Преступное посягательство выразилось в том, что Ш. в произвольном порядке распоряжалась земельными наделами, расположенными на территории муниципалитета. Однако в локальных актах закрепляется определённый порядок их распределения. Во время производства установлено, что мотив, которым руководствовалась Ш. имеет неимущественный личный характер. Он связан с тем, что виновная имела желание повысить свой авторитет в глазах односельчан. Наказание, которое назначил суд, заключается в штрафной санкции размером в 200 тысяч рублей. Кроме того, к Ш. применено дополнительное наказание, связанное с ограничением правомочий занимать определённые должности на три года. Пострадавшая сторона выступила с иском о возмещении морального вреда, на что суд ответил положительно и обязал Ш. выплатить ущерб, оценённый в 240 тысяч рублей.
  2. Судом города Зеленодольск рассмотрено дело в отношении гражданина Н. Установлено, что последний занимал должность в администрации муниципалитета. Действовал из личных корыстных и неимущественных мотивов. В частности, он желал увеличить свой бюджет, кроме того, повысить свой авторитет в глазах руководства органа. Н. оформил выписку из похозяственной книги, которая в реальности не существовала. Суд после рассмотрения материала признал Н. виновным в совершении посягательства и лишил его свободы на два года, кроме того, ограничил права на занятие аналогичных должностей сроком на 2 года.

Законодатель проводит корректировку актов на основании сложившейся практики. Это позволяет ему в полной мере контролировать обстановку в стране в той или иной сфере.

Методика расследования

Процесс расследования уголовных дел относительно данной категории посягательств имеет свою специфику. Для правильной оценки совершённого посягательства требуется устанавливать подробные обстоятельства совершения, личность виновного. Также учёту, кроме всего прочего, подлежит наличие или отсутствие обстоятельств, которые направлены на смягчение/отягощение ответственности.

Следственными органами устанавливается:

  • предмет, который подвергается посягательству;
  • особые признаки относительно используемого виновным способа;
  • учитывается обстановка, имеющая место быть при совершении преступления;
  • есть ли сведения о сокрытии посягательства;
  • характеристика виновных.

При расследовании указанной категории дел следователями на начальной стадии реализуется возбуждение. Прежде чем вынести такое постановление требуется достоверно убедиться в том, что факт злоупотребления имеет место в реальности. Устанавливается, когда совершено противоправное деяние, требуется доказать, что в этот момент человек находился при исполнении возложенных на него обязанностей. Отягчение или смягчение ответственности также отражается на начальной стадии.

Если отражённые признаки установить не удалось, то принимается решение, согласно которому отказывается в возбуждении дела. Когда расследуется дело – уполномоченное на то лицо использует в данном процессе методы и способы, которые носят традиционный и нетрадиционный характер. Данные действия отражаются в следственных, процессуальных мерах, также розыскного характера, превентивного. Учёту подлежат и технические, организационные положения.

Обстоятельства, носящее доказательственное значение, добываются во время проведения следственных действий. К таковым относят: осмотры мест, где совершается посягательство, допросы пострадавшей стороны, свидетелей, а также самого виновного. Помимо прочего, реализуются обыски и выемки, если такое требуется следователю для установления полной картины произошедшего и сбора доказательств.

Коррупция и преступления, связанные с ней, существуют в мире с древних времен. Однако именно с развитием рынка произошел яркий всплеск подобной преступности. И это неудивительно. Ведь с тех пор в личных и корыстных целях стало приносить существенный доход. В европейских странах уже более двухсот лет в законе прописан запрет на коррупционные действия. В России за незаконную деятельность, осуществленную с помощью должностных полномочий, предусмотрена ответственность по ст. 285 УК РФ.

История коррупции

В переводе с латинского языка это слово означает «подкуп». В российской криминологии коррупцией называют социальное явление, которое характеризуется продажностью государственных служащих. В Уголовном кодексе присутствует целый ряд статей, призванных предотвращать подобную незаконную деятельность. Одна из них - ст. 285 УК РФ. С комментариями к этой статье можно ознакомиться далее. Но прежде следует сказать, что различные коррупционные действия являются самым распространенным мотивом в совершении незаконной деятельности, но далеко не единственным.

Служебные преступления

Должностное лицо - гражданин, который обладает определенными правами, необходимыми ему исключительно для выполнения своих обязанностей. Именно с этой целью он и наделен подобной властью. Но на практике довольно часто граждане, занимающие руководящие должности в различных государственных учреждениях, пользуются возможностями, нарушая границы служебной деятельности.

Преступления, связанные с неправомерным использованием полномочий, прописаны не только в ст. 285 УК РФ. Действия, которые осуществляются при помощи служебных возможностей, но противоречащие интересам службы, - это получение и дача взятки, служебный подлог, незаконная регистрация сделок с землей, превышение должностных полномочий. Ст. 285 УК РФ заключает описание преступлений, которые являются, как правило, предпосылкой для вышеперечисленных видов нарушения закона.

Объективная сторона

Нормальная, полноценная работа государственных органов находится под угрозой при совершении таких служебных преступлений, как деяния, которые прописаны в ст. 285 УК РФ. Злоупотребляя положением, человек, занимающий определенную должность, наносит ущерб прежде всего учреждению, в котором трудится. Таким образом, можно сказать, что объектом этого деяния являются интересы государственной службы.

Такое деяние, как злоупотребление полномочиями, которые полагаются человеку лишь по должностной инструкции, характеризуется определенными действиями. Эти действия производятся вопреки службе. Они к тому же влекут за собой Должностными правами человека наделяет закон исключительно для осуществления своих обязанностей. Преследование любых других целей в рамках своей службы карается по закону.

Минимальное наказание

Корыстная или личная заинтересованность не имеет никакого отношения к государственной деятельности. А потому при осуществлении таких действий должностное лицо, согласно ч. 1 ст. 285 УК РФ, может быть оштрафовано на сумму от восьмидесяти тысяч рублей. За подобное преступление наказанием может служить также лишение права в ближайшие пять лет занимать руководящие должности. Что касается денежного штрафа, то он не обязательно представляет собой фиксированную сумму. В некоторых случаях он может быть назначен исходя из дохода обвиняемого за последние шесть месяцев.

Другие виды наказания

Обвиняемый по ч. 1 ст. 285 УК РФ может быть приговорен судом к принудительным работам на протяжении четырех лет. Лишение свободы также предусмотрено в этой уголовной статье. От последствий, которые вызваны подобными деяниями, прежде всего зависит срок заключения. Максимальный составляет десять лет. Те же формы наказания предусмотрены законом при совершении такого преступления, как

Ст. 285 УК РФ говорит о том, что служебные преступления имеют более тяжкие последствия для виновного в том случае, если он, совершая их, занимал государственную должность и права, которые она предполагает, использовал преимущественно в корыстных и личных целях. За подобное деяние также предусмотрены различные формы наказания.

Чем грозит злоупотребление полномочиями человеку, занимающему государственную должность? Каким может быть приговор? Ст. 285 УК РФ предусматривает следующие виды наказания:

  • штраф от ста до трехсот тысяч рублей;
  • принудительные работы (до пяти лет);
  • лишение свободы (до семи лет).

Денежный штраф зависит от дохода обвиняемого. В случае если наказанием в соответствии с приговором судьи стали принудительные работы, виновный также лишается права занимать определенные должности сроком на три года.

Субъективная сторона

Кто может выступать в роли обвиняемого по делу, возбужденному на основании статьи «Злоупотребление должностными полномочиями»? Ст. 285 УК РФ предусматривает наказание за преступление, объектом которого могут выступать представители власти, выполняющие следующие функции:

  1. Организационно-распорядительная.
  2. Административно-хозяйственная.

Осуществляется подобная деятельность в различных государственных либо муниципальных учреждениях, в органах самоуправления местного значения, а также вооруженных силах и других воинских формированиях.

Признаки

Преступление, о котором идет речь в ч. 1 ст. 285 УК РФ, всегда связано с прямым умыслом. Деяния, совершенные по неосторожности или ввиду халатности, регламентируются другими уголовными статьями. Мотивом же злоупотребления или превышения полномочий может быть или корысть, или преследование сугубо личных целей.

Уголовные дела по ст. 285 УК РФ возбуждают вследствие неправомерной деятельности, которая может повлечь за собой и весьма тяжелые последствия. Такие обстоятельства прописаны в третьей части этой уголовной статьи. И должностные лица, привлеченные к уголовной ответственности на основании ч. 3 ст. 285, могут быть приговорены к десяти годам лишения свободы.

Влияние на общество

Во многих подобных преступлениях в роли дополнительного объекта выступают законные интересы граждан. Нет сомнения, что, если представитель власти активно злоупотребляет своими полномочиями, это не может не отразиться на обычных людях. В некоторых случаях подобное влияние напоминает мину замедленного действия. В других - негативное отражение незаконной деятельности на жизни граждан происходит почти моментально.

В ряде преступлений этого вида субъектом может выступать собственность граждан и даже их здоровье. Для установления факта преступления следует определить круг полномочий того или иного должностного лица. регламентирует комментарий к ст. 285 УК РФ в новой редакции.

Расходование средств

Привлекается к уголовной ответственности, если, злоупотребляя своим служебным положением, оно осуществило нецелевой расход средств. Как и в прочих случаях, мера наказания за такие действия может быть различна. Все зависит от обстоятельств, при которых было совершено преступление. Если подобные действия должностным лицом были осуществлены самостоятельно, по виновник должен будет выплатить штраф от ста до трехсот тысяч рублей. Но в случае если запланировано группой лиц, размер штрафа для каждого из них составит более существенную сумму. Такая форма наказания, как лишение свободы, в подобном деле может быть также применена.

Мотивы

Преступление, о котором идет речь в этой статье, связано, как правило, с корыстными побуждениями. Получение имущественной выгоды - цель, которую преследовала некогда большая часть осужденных по ст. 285. Временное заимствование бюджетных средств является также преступным деянием. Но не только материальная выгода служит предметом этого преступления. Рабочая сила и транспорт, относящиеся к определенному учреждению, также не могут быть использованы человеком, который занимает даже весьма значительную должность в этой государственной организации. А потому привлечение сотрудников организации и использование служебного автомобиля в личных целях также можно назвать злоупотреблением полномочий.

В уголовной статье, которая упомянута выше, среди мотивов были также приведены иные личные цели. Под ними понимают побуждения, которые не имеют прямого отношения к наживе, но также не могут быть названы бескорыстными. Карьеризм, семейственность и протекционизм - мотивы, руководствуясь которыми руководители государственных учреждений зачастую совершают многочисленные преступления. Самыми распространенными среди них являются именно деяния, которые предусмотрены 258-й статьей.

Существенные нарушения

Злоупотребляя своими полномочиями, представитель государственной власти затрагивает интересы государства и общества. Такие действия носят негативный характер и могут создавать нарушения. Наиболее существенными называют те действия, которые нарушают права граждан, прописанные в Конституции, подрывают существенно авторитет органов власти и осуществляют помехи в их работе. Существенны ли созданные нарушения или нет, решает суд в каждом отдельном случае. Особенных признаков в этом отношении нет. Как правило, суд делает вывод на основании степени негативного влияния на общество, которое оказали действия виновного по 258-й статье.

Тяжкие последствия

В третьей части этой уголовной статьи речь идет о преступлении, которое влечет за собой особые последствия. За совершение этого деяния гражданин, занимающий руководящую должность в государственной организации, может быть осужден на десять лет заключения. Что это за последствия? И почему они называются тяжкими?

Под такими последствиями понимают аварийные ситуации, которые произошли в результате преступных действий должностного лица. Также тяжкими последствиями можно назвать крупный материальный ущерб, причиненный в результате превышения или злоупотребления своими полномочиями одного из руководителей.

Вина подозреваемого в преступлении, предусмотренном 258-й статьей, не может быть доказана, если отсутствует хотя бы один из признаков, которые характерны для этого деяния.


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 285]

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

5. Утратило силу.


3 комментария к записи “Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями”

    Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

    Комментарий к статье 285

    1. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) совершения деяния (действия либо бездействия) — использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.
    2. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).
    Ответственность по комментируемой статье наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
    Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
    В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК) или превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК).
    Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК).
    Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное комментируемой статьей или ст. 286 УК, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. ч. 3 или 4 ст. 33 УК.
    Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.
    Однако если для достижения преступного результата лицо использует не закрепленные за ним должностные полномочия, а какие-либо связи по службе, авторитет занимаемой им должности и т.д., то состав данного преступления отсутствует.
    Помимо совершения деяния в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, обязательным элементом объективной стороны преступления является последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием.
    3. Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.
    Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).
    Злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений с материальным составом.
    4. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.
    Корыстная заинтересованность представляет собой стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).
    Иная личная заинтересованность выражается в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
    В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.
    Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается ч. 3 ст. 159 или ч. 3 ст. 160 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требует.
    В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.
    5. Субъект рассматриваемого преступления специальный — должностное лицо.
    6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированный состав злоупотребления полномочиями, отличающийся от основного состава преступления особым статусом субъекта. Здесь субъектом является должностное лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления.
    7. Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 комментируемой статьи) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, повлекшее тяжкие последствия.
    Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным ч. 3 комментируемой статьи и п. «в» ч. 3 ст. 286 УК, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.
    При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных комментируемой статьей или ст. 286 УК, надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

    Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

    Комментарий к статье 285

    1. Объектом рассматриваемого преступления являются нормальное функционирование органов государственной власти, интересы государственной службы и органов местного самоуправления.
    2. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает в себя: а) деяние в виде использования служебных полномочий вопреки интересам службы; б) общественно опасные последствия в виде существенного нарушения указанных в законе прав и интересов; в) причинную связь между использованием служебного положения и наступившими последствиями.
    Должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности, причем виновный использует служебные полномочия вопреки интересам службы.
    В целях обеспечения правильного применения нормы о злоупотреблении должностными полномочиями необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, законы, их регламентирующие, мотив, цель и фактические обстоятельства совершенного деяния, наличие причинной связи между нарушением (неисполнением) должностным лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями.
    3. Под служебными полномочиями следует понимать права и обязанности, которыми лицо наделено законом в силу занимаемой должности. Соответственно, использованием служебных полномочий признаются только те действия должностного лица, которые осуществлены в пределах его служебной компетенции, в границах прав и обязанностей, возложенных на него законом, и допущенного к исполнению функций по должности. Совершение деяния, не входящего в полномочия (компетенция) должностного лица, не может рассматриваться как злоупотребление должностными полномочиями. Комментируемая норма предусматривает ответственность за злоупотребление именно должностными полномочиями, а не за злоупотребление служебным положением, которое занимает должностное лицо в соответствующем государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении. Это различие не следует игнорировать. Служебные полномочия должностных лиц определяются законом либо иным нормативным правовым актом, имеющим статус закона. Должностные инструкции, ведомственные приказы содержат лишь порядок и процедуру исполнения должностным лицом требований закона, не устанавливают нормы права и не могут влиять на содержание полномочий должностного лица (представителя власти).
    4. Не образует состава данного преступления использование должностным лицом для совершения неправомерных действий не служебных полномочий, а возможностей, связанных с его авторитетом, авторитетом занимаемой им должности или представляемой службы, приобретенных связей с должностными лицами, не подчиненными и не подконтрольными ему по службе. Авторитет не является элементом общественного отношения, относится к моральной категории и не может рассматриваться признаком злоупотребления должностным положением. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, также не может рассматриваться как использование должностного положения.
    5. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину. Если действия должностного лица, связанные с нарушением им своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, если этого нельзя было сделать другими средствами, то такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными.
    6. Злоупотребление должностными полномочиями может выражаться в различных формах: нарушение финансовой дисциплины, использование целевых денежных средств не по прямому назначению, обман ревизионных и контролирующих органов, отпуск либо сбыт товарно-материальных ценностей по заниженным ценам, выделение помещений, оборудования, транспортных средств и иного имущества в аренду с заниженной арендной оплатой, заключение договоров на заведомо невыгодных условиях, сокрытие хищений и недостач, неосновательная передача имущества в пользование частным и юридическим лицам, извлечение выгоды без изъятия и обращения чужого имущества в свою пользу, использование труда, транспортных средств, машин, механизмов, помещений в личных целях без оплаты, возмещения стоимости выполненных работ и оказанных услуг и др.
    7. Использование служебных полномочий — своеобразная форма реализации предоставленных прав и возложенных обязанностей. Оно предполагает прежде всего активную форму преступного поведения, выраженную в действии. Судебная практика не исключает и совершения злоупотребления должностными полномочиями путем бездействия. Для вменения бездействия как уголовно наказуемого поведения необходимо определить, какие обязательные предписания необходимо было выполнить, входило ли совершение невыполненных действий в компетенцию лица и возлагалась ли на него обязанность их совершения, а также выяснить, имелась ли у соответствующего лица фактическая возможность совершения ожидаемых от него действий. Только при совокупности этих условий может быть поставлен вопрос о должностном бездействии лица (см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
    8. Совершение деяния вопреки интересам службы представляет прежде всего его незаконность. Любое должностное преступление нарушает определенные правовые предписания, при этом деяние формально может осуществляться в пределах служебных полномочий, однако с нарушением закона либо при противоречии выполненных действий общим задачам, требованиям, предъявляемым к соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, их назначению, принципам и методам функционирования, порядку принятия решения.
    9. Состав злоупотребления служебными полномочиями материальный. Преступление является оконченным в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства либо наступления тяжких последствий. В случае отсутствия указанных последствий и признания вреда несущественным состав злоупотребления должностными полномочиями исключается. Вред, причиняемый преступлениями данного вида, носит разнообразный характер, для определения его тяжести нет единых критериев. Вопрос о том, является ли причиненный вред существенным и могут ли наступившие последствия считаться тяжкими — это вопрос факта, который решается с учетом особенностей каждого конкретного случая.
    10. Вред может выражаться в причинении не только материального, но и иного ущерба: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п. При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.
    Существенным вредом следует признавать нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, поскольку в соответствии с Конституцией РФ они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, органов правосудия, вследствие чего нарушение прав и свобод граждан влечет и нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
    При оценке имущественного вреда, причиненного гражданину, в качестве существенного следует учитывать как стоимостное выражение имущественного ущерба, упущенной выгоды, так и материальное положение, значимость ущерба для потерпевшего.
    11. Оценивая имущественный вред, причиненный юридическим лицам, в качестве существенного следует учитывать стоимостное выражение материального ущерба, его значение для функционирования предприятия, организации, материальные потери (упущенная выгода), связанные с нарушением функционирования юридического лица, и др. Представляется, что стоимостным выражением такого вреда может являться ущерб, в 500 раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.
    12. Уголовная ответственность законом предусмотрена только в случаях злоупотреблений должностными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности. Эти признаки субъективной стороны преступления указывают и на форму вины.
    Корыстный мотив предполагает стремление получить материальную выгоду, деньги, материальные ценности либо желание освободиться от исполнения материальных обязательств. Злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц (например, непринятие мер к возбуждению уголовного дела в то время, когда была необходимость возбудить такое дело).
    Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, вызываться такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желанием приукрасить действительное положение вещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность.
    13. Субъект преступления — специальный: должностное лицо, представитель власти, в иных случаях государственный служащий и служащий органов местного самоуправления, постоянно или временно по специальному полномочию выполняющий определенные функции. Субъекты должностных преступлений различаются между собой в зависимости от статуса и должностного положения, а также объема и содержания предоставленных полномочий (государственный, муниципальный служащий, должностное лицо, представитель власти). Как было указано выше, в основе определения понятия «должностное лицо» должны находиться признаки, указывающие не только на то, что лицо занимает должность в органе государства, руководит людьми, коллективом, выполняет административные либо хозяйственные функции, но и наделено для этого полномочиями административного либо властного характера.
    14. Государственной службой (см.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») является «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов». К ней относится исполнение должностных обязанностей соответствующими лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В» в соответствии с Реестром государственных должностей в Российской Федерации. Государственная служба включает в себя: а) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; б) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. Являясь должностными лицами, они имеют особо ответственный должностной статус. Правовое определение лиц категорий «А» и «Б» дано в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК.
    15. Органы местного самоуправления являются выборными органами, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения (в городах, районах, сельских населенных пунктах), не входящими в систему органов государственной власти (см.: ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2012)).
    Служба в системе органов местного самоуправления предполагает выполнение должностных или служебных функций в качестве главы муниципального образования или местной организации, их заместителей, руководителей отделов, секторов, инспекционного состава.
    16. В главе 30 УК РФ законодательно закреплены нормы, предусматривающие ответственность только за те преступления, которые вытекают из занимаемой лицом должности в органе власти, его правового статуса и выполняемых им функций. Вместе с тем не все лица, занимающие должности, могут быть субъектами должностных преступлений. Есть лица, которые занимают «должностное положение», различные «должности по службе», но они не являются «должностными лицами» в буквальном смысле потому, что в уголовном праве России они считаются «лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации» и «лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации» (примечания 1, 2, 3 и 4 к ст. 285 УК). В законе прямо указано на отдельную категорию лиц: государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, которые относятся к числу служащих, но не относятся к числу должностных лиц (приложение 4 к ст. 285 УК).
    17. Правовое регулирование указанных понятий, тесно взаимосвязанных с уголовно-правовыми отношениями, осуществляется не только нормами УК РФ, но и другими законами и правовыми актами. Кроме того, и другие понятия — «должностные лица», «лица, занимающие государственные должности», «государственные служащие» — разъясняются также иными нормативными правовыми актами, что, в свою очередь, создает дополнительные сложности.
    18. В основе определения понятия «должностное лицо» должны находиться признаки, указывающие не только на то, что лицо занимает должность в органе государства, руководит людьми, коллективом, выполняет административные либо хозяйственные функции, но и наделено для этого полномочиями административного либо властного характера.
    19. Полномочия у любого лица приобретаются не сразу, а после определенной процедуры назначения на должность, что предполагает последовательное прохождение им четырех основных стадий: а) приобретение полномочий; б) непосредственное развитие и реализация служебных, должностных функций в процессе исполнения должностных обязанностей; в) приостановление полномочий; г) прекращение служебных, должностных полномочий. Последовательный и подробный анализ названных стадий позволяет правильно установить момент, с которого у лица возникает право на приобретение, реализацию полномочий по должности. На этой основе следует давать правовую оценку совершенного противоправного деяния в зависимости от стадии развития должностного статуса.
    20. Постановка вопроса о злоупотреблении, превышении полномочиями (служебными, должностными, властными) правомерна лишь тогда, когда лицо совершило общественно опасное деяние, находясь на стадии непосредственного исполнения возложенных на него по занимаемой должности функций.
    21. Правовой статус должностного лица (совокупность прав и обязанностей, уровень занимаемой должности), состоящего на государственной службе, определяет возможность реализации им организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций или функций представителя власти, имеющего право на проведение в жизнь требований органа государственной власти. Иногда лицо может обладать только организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями, не имея полномочий представителя власти. В иных случаях лицо может выполнять все функции одновременно. Например, ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено право должностных лиц (руководителей органов власти), выполняющих организационно-распорядительные функции, составлять протоколы и одновременно выносить постановления о наложении взысканий, выполняя функции представителей власти.
    22. Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
    23. Административно-хозяйственные функции представляют собой полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
    24. Представителем власти является лицо, которое по своему должностному положению является носителем административной власти и выполняет порученные ему функции от имени государства, обладая правом применения мер принуждения (юрисдикционными, властными) в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц.
    25. Глава органа местного самоуправления — выборное должностное лицо местного самоуправления, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, наделенное полномочиями на решение вопросов местного значения и не относящееся к категории государственных служащих. Понятие муниципального служащего и его правовой статус во многом определяются нормативными документами, принимаемыми субъектами административно-территориальных образований (республика, край, область, город, поселок). На сегодняшний день достаточно подробно изложены правовые основания, структура муниципальных органов, а правовое понятие муниципального служащего разработано крайне слабо. В различных уставах, положениях, принятых субъектами РФ, понятие муниципального служащего ограничивается общей формулировкой о том, что руководитель края, области, города, района является высшим должностным лицом. В нормативных актах административно-территориальных единиц (село, поселок) правовое определение муниципального служащего вообще отсутствует.
    26. Не являются субъектами должностных преступлений работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.
    27. Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 285 УК) является совершение преступления лицом, занимающим государственную должность или государственную должность субъекта РФ либо должность главы органа местного самоуправления.
    28. Особо квалифицирующим видом злоупотребления служебным положением (ч. 3 ст. 285 УК) является причинение тяжких последствий, к числу которых могут быть отнесены: дезорганизация работы учреждения, предприятия, срыв выполнения экономических обязательств, нанесение государству материального ущерба в особо крупных размерах и т.д. При этом необходимо, чтобы кроме указанных вредных последствий имелись и другие предусмотренные законом признаки состава должностного злоупотребления. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с совершенными должностным лицом действиями (бездействием). Отсутствие причинной связи исключает уголовную ответственность должностного лица (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
    29. Квалифицируя действия государственных служащих, совершивших должностные преступления, следует руководствоваться Указом Президента РФ от 28 июня 2005 г. N 736 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», в котором установлен запрет служащим госаппарата выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства, за исключением научной, преподавательской или иной творческой деятельности. Аналогичные правовые запреты о работе по совместительству содержатся и в Федеральных законах от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2012) и др.

— одно из преступлений, наказуемых по уголовному законодательству России. При этом данное понятие включает в себя сразу несколько составов преступления. Кто же конкретно может допускать такое злоупотребление и какая ответственность за это предусмотрена?

Различные виды злоупотребления полномочиями

Когда речь заходит о злоупотреблении должностными полномочиями , обычно вспоминают правонарушения, которые связаны с коррупцией чиновников и иных людей, осуществляющих те или иные задачи власти, однако это не совсем так. Употреблять в своих личных интересах властные полномочия могут не только должностные лица, но и руководящие сотрудники коммерческих или общественных организаций, не имеющих прямого отношения к власти.

Именно поэтому действующее уголовное законодательство специально различает несколько видов схожих деяний:

  • выход за рамки уже имеющихся полномочий;
  • злоупотребление управленческими возможностями в частной организации.

Надо отметить, что злоупотребление должностными полномочиями — это далеко не новое преступление, характерное для российского уголовного законодательства. Еще во времена СССР в праве, действующем на тот момент и на союзном, и на республиканском уровне, было предусмотрено уголовное наказание за поступки, которые совершали наделенные властью лица, злоупотребляющие своим должностным и общественным положением.

Главным различием между советским и российским подходом к данному виду преступлений является то, что в СССР и конкретно РСФСР не делалось принципиального различия между совершением деяния должностными лицами органов власти и руководством предприятий. Связано это, несомненно, с тем, что в те времена вся экономика регулировалась государством, в результате чего различием в положении виновных людей действительно можно было пренебречь.

Ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»

Злоупотребление должностными полномочиями , допущенное человеком, который тем или иным образом действовал от имени государства или муниципальной власти, наиболее опасно. Действуя в своих собственных интересах или же выполняя заказ других лиц, чиновник способен причинить огромный вред как конкретным лицам, так и самой власти в целом.

Последнее связано с тем, что незаконные действия так или иначе подрывают авторитет власти и тем самым способствуют правовому нигилизму. Наблюдая, как нарушают закон должностные лица, простые граждане поневоле начинают думать: «А мы чем хуже?» Они начинают уклоняться от исполнения обязанностей и выполнения не только незаконных, но вполне легитимных распоряжений. Такая ситуация совершенно недопустима в правовом обществе, и именно поэтому уголовное право здесь предусматривает разные виды наказаний, самым тяжким из которых является лишение свободы на срок от 4 (в общем случае) до 10 (если последствия преступления оказались тяжкими) лет.

Когда наступает ответственность за злоупотребление должностными полномочиями по статье 285 УК РФ?

Злоупотребление должностными полномочиями превращается из простого нарушения установленных законодателем норм в преступление, наказуемое по Уголовному кодексу, лишь в том случае, когда имели место следующие обстоятельства:

  1. Виновное лицо было наделено соответствующими полномочиями, то есть имело возможностью отдавать распоряжения, которые должны быть обязательно исполнены.
  2. Полномочия были использованы вопреки интересам, ради которых лицо ими наделялось. Конкретнее здесь сформулировать трудно, однако на основании нормативных актов, должностных инструкций и других сходных документов всегда можно определить те функции, которые лицо должно исполнять, и, соответственно, определить интересы, ради которых полномочия вводились.
  3. Нарушение было связано с личным интересом лица. По сути, это означает, что виновный воспользовался властью ради своего обогащения или для улучшения положения лиц, с которыми он так или иначе связан.

Последнее особенно важно. Соблазн превратить свою власть в конкретные материальные блага есть всегда, пока существует государственный аппарат. История знает немало примеров лиц, которые успешно занимались казнокрадством, — достаточно вспомнить сподвижника Петра I Александра Меньшикова, чье личное состояние, нажитое путем злоупотреблений, было сопоставимо с государственным бюджетом тогдашней Российской Империи. Мириться с этим абсолютно невозможно — и именно для борьбы с подобной практикой существует соответствующая статья в уголовном законе. Как показывает статистика, хотя преступная практика до конца не изжита, но наказание всерьез помогает сдерживать коррупцию.

Ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»

Закон отдельно выделяет такой вид злоупотребления должностными полномочиями , как их превышение с преступными целями. Различие с упомянутым выше составом преступления состоит в том, что:

  1. Злоупотребление может осуществляться лишь в рамках тех полномочий, которые уже предоставлены лицу, превышение же подразумевает, что таких полномочий у лица нет вообще. Границу легко определить, обратившись к соответствующим должностным инструкциям, регламентам и иным служебным документам.
  2. При злоупотреблении обязателен личный интерес виновного. Неважно, действует он для себя самого или для «заказчика», — главное, что преступник рассчитывает сам получить для себя что-то лично полезное. Превышение же такого интереса не требует. Даже если виновный просто самодурствует и наслаждается властью, не имея для себя никаких конкретных выгод, он все равно будет преступником.

Статья 201 УК РФ (о злоупотреблении должностными полномочиями управляющим в частной организации)

Ну и напоследок следует сказать о таком виде преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями лицом, не относящимся к системе официальной власти, а действующем в рамках полномочий внутри негосударственной организации.

Здесь необходимо отметить следующее:

  1. Использование полномочий во вред наказуемо, если при этом нарушены интересы организации, внутри которой преступник имеет определенную власть.
  2. Нарушение должно совершаться лишь в интересах самого виновного или кого-то еще. Простая ошибка, даже если при этом организация понесла ущерб, уголовно не наказуема.

Кроме того, применительно к негосударственным организациям не рассматриваетсякак отдельный состав преступления злоупотребление должностными полномочиями в форме их превышения. Здесь виновный будет отвечать лишь по тем статьям, признаки которых будут обнаружены в его действиях. Связано это, прежде всего, с тем, что объем власти у должностного лица и управляющего компании, общественной организации и т. д. (даже весьма влиятельного) несопоставим. Именно поэтому нет необходимости особо выделять и криминализировать превышение полномочий: если это деяние и будет преступным, то лишь в рамках общих норм уголовного права.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация