Понятие общества и его отличие от государства. Отличие государства от догосударственного общества и от других организаций в обществе. Вопрос: Чем отличается общество от государства

Главная / Суд

Общение, безопасность, дружба – естественные потребности человека, без которых он не сможет чувствовать себя счастливым. В современной политике существует две категории, которые зачастую противопоставляются друг другу – «гражданское» общество и «полицейское» государство. В то же время, между ними есть множество схожих черт, да и сами понятия дополняют друг друга. В чём кроются коренные отличия между данными способами взаимодействия людей и так ли непримиримы позиции «соперников»?

Определение

Государство – формальная организация, иерархическая структура, состоящая из взаимосвязанных институтов. Это развитая общность людей, главное свойство которой – устойчивость. Государство обязательно обладает такими атрибутами, как публичная власть, валюта, территория, народонаселение и независимость. Отсутствие данных признаков превращает общность людей либо в колонию, либо во временную группу, склонную к постепенному распаду.

Общество – объединение людей, обособившееся от окружающего мира на определённых принципах взаимодействия. Зарождение феномена произошло вместе с развитием сознания у человека. Древнейшие общества – это способы самоорганизации первобытных людей, где главной ценностью и устремлением было выживание. В настоящий момент социум – это группа индивидов, созданная с определённой целью на принципах самоорганизации.

Сравнение

Таким образом, как общество, так и государство – это группа людей, объединённых вокруг единой цели. В чем же разница между государством и обществом? Есть целый ряд различий. Так, общество появилось в первобытные времена, когда люди начали объединяться для защиты от дикой природы. Государства сформировались уже на более поздних этапах развития человека, после появления оседлости, закрепления за народом территории.

В социуме есть лидеры, однако их решения не всегда обязательны для исполнения. Самое страшное наказание – это остракизм, то есть отречение от общества. В государстве законы соблюдаются под страхом применения санкций, вход и выход из принадлежности сильно затруднен. Общество лишено всех государственных атрибутов либо большей их части, однако продолжает своё существование. Гибкая структура помогает ему выживать при самых сложных условиях. Теряя свои атрибуты, государство прекращает существование и умирает, подобно живому существу.

Выводы сайт

  1. Происхождение. Общество – это самое раннее объединение людей, возраст которого оценивается тысячелетиями. Первые государства появились относительно «недавно»: ближе к началу Новой эры, и представляли собой гипертрофированные социумы (Египет, Рим, Греция).
  2. Способ управления. Все решения в обществе принимаются по согласию участников, каких-либо мер принуждения не предусмотрено. Управление в государстве осуществляется императивными методами, за несоблюдение правил предусмотрена ответственность, власть может находиться в руках одного человека или группы лиц.
  3. Структура. Общество может иметь формального лидера или представлять собой линейную структуру, государство же всегда наделено публичной властью, обладающей иерархичностью и группой сторонников.
  4. Вход и выход. Человек может одновременно принадлежать к одному или нескольким обществам, свободно перемещаясь между ними, если речь не идёт о закрытых социумах (армия, полиция, тайный клуб). Единовременная принадлежность к нескольким государствам затруднительна и допускается только в случаях, установленных законом.
  5. Численность. Для создания общества достаточно двух индивидуумов, в то время как даже в самом маленьком государстве количество граждан составляет как минимум несколько сотен.
  6. Идентичность. Общества могут дублировать друг друга, а государства всегда будут уникальными.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступает основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания гос аппарата);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);



7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела;

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Признаки государства

Философами и юристами сущность государства, его природа и назначение толкуются по-разному. Между тем классические признаки, так называемые составляющие государственности, представителями разных философско-правовых учений в большинстве не отрицаются. Если сопоставлять государство с другими специальными образованиями, то данные признаки можно назвать специфическими, отличающими его от других социальных образований.

К основным (классическим) признакам государства относятся:

Территория и ее границы;

Публичная власть;

Система налогов и сборов;

Суверенитет, наличие государственных символов (герб, флаг, гимн);

Монополия на издание законов;

Принуждение.

К наиболее важным относятся следующие.

1. Государство выступает в качестве территориальной организации населения в масштабах всей страны. До возникновения государства люди объединялись по признаку родства, на основе своей принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен. Однако со временем объединение членов общин происходит в зависимости от территории их проживания. В результате возникает территориальная организация населения, которая и является государством.

Вся территория разделяется на административно-территориальные единицы, чтобы предоставить гражданам возможности осуществлять свои важнейшие права и обязанности по месту жительства. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Население, проживающее на территории государства, и сама территория находятся под его защитой. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества во взаимоотношениях с другими странами.

2. Государство располагает публичной властью, которая выделена из общества и не совпадает непосредственно со всем населением страны. Эта власть особого рода: она является политической, или, иначе говоря, государственной властью и организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения. Этот аппарат (механизм) государства представляет собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения различных функций с целью упорядочения и планомерного развития общественных отношений. В него входят институтызаконодательной, исполнительной и судебной власти, особый слой людей, занятых на прфессиональной основе управлением (учетом, исполнением, контролем, надзором), а также аппарат принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны порядка, разведки и контрразведки, исправительных учреждений.

3. Важнейшим признаком государства является суверенитет. Суверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны (например, партий или других организаций) и независимость ее на международной арене. Верховенство государственной власти выражается в способности: а) издавать общеобязательные для всего населения решения; б) устанавливать и обеспечивать единый правопорядок на всей территории; в) отменять постановления и решения негосударственных политических организаций; г) определять права и обязанности граждан, должностных лиц; д) воздействовать на население через специальные средства властвования, отсутствующие у других организаций. В суверенитете выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет государства не противопоставлен суверенитету народа. В большинстве конституций современных государств указывается на то, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Государственная власть должна выражать интересы народа и служить ему.

4. Государство обладает монополией на правотворческую деятельность. Только оно издает законы и подзаконные акты, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспечены принудительной силой государственного аппарата.

5. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность власти - это юридическое признание права государства на применение принуждения. При этом государство применяет в первую очередь так называемое ≪легализованное принуждение≫, т. е. предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Принуждение может быть и нелегализованным, связанным, к примеру, с предотвращением государственного переворота. Тогда используются не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства.

Если такое принуждение обусловлено общественной целесообразностью и применяется в интересах общества, то оно может быть легитимировано, т. е. оправдано в глазах общественного мнения. Легитимность государственной власти связана с одобрением власти в силу ее привлекательности, авторитета и соответствия представлениям большинства граждан о справедливой и правомерной власти. В результате население, признавшее данную власть, обязано подчиняться ее решениям.

6. Государство тесно связано с правом. Оно охраняет и регулирует жизнь общества на основе права. Государство -единственная организация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, милиция, спецслужбы и т. д.), призванными проводить требования правовых норм в жизнь, стоять на страже законности и правопорядка.

7. Характерным признаком государства являются займы и налоги. Только государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Налоги всегда имели важное значение для содержания и развития государства. Они необходимы для содержания государственного аппарата, решения социальных проблем, обеспечения обороны страны. Налоги являются главным источником пополнения казны. Все другие организации для удовлетворения потребностей могут собирать со своих членов членские взносы.

Таковы важнейшие признаки государства, которые наиболее полно выражают его сущность. Кроме перечисленных основных признаков каждое государство имеет и неосновные признаки. Это символы -гимн, герб,флаг.__

Символика государства. Каждое государство имеет свои символы, которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Традиционно к ним относят:

Гимн - это торжественная музыка и песня программного характера;

Герб - это отличительный знак или эмблема государства, изображаемые на официальных документах, бланках, печатях государственных органов, денежных знаках. Их помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах и т.д.;

Флаг - это полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государство.

В государственной жизни, в межгосударственных отношениях символы государства, его учреждений имели важное значение. Символ государства означает его особенности - географическое расположение, природные богатства, этапы исторического становления, организацию власти, преемственность в организации государственной власти и т.д.

Использование государственной символики регулируется достаточно жестко - это официальное представительство государственных должностных лиц, государственные церемониальные мероприятия, государственные издания и т.д.

Ответ оставил Гость

Гражданское общество - это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.
Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично - с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом широком смысле этого слова.
Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы

оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной) , разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.

А вы знаете, чем государство отличается от страны? Ведь мы привыкли к тому, что оба термина тождественны. Однако таковое допускается только в просторечии. Когда же эти слова произносят ученые или политологи, к примеру, то вкладывают в них различный смысл. Хорошо бы понимать это, чтобы не путаться. Если разобраться, то выяснится, что отличие страны от государства достаточно велико. Хотя есть и общие черты, отчего и возникла относительная тождественность понятий.

  • монархия (единовластие);
  • республика (народовластие).

В первом случае руководит обществом один человек, который получает это право по наследству (в основном). В республике же власть принадлежит народу, который делегирует ее своим представителям путем плебисцита.

Заключение

В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации. Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много. По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.

А вы знаете, чем государство отличается от страны? Ведь мы привыкли к тому, что оба термина тождественны. Однако таковое допускается только в просторечии. Когда же эти слова произносят ученые или политологи, к примеру, то вкладывают в них различный смысл. Хорошо бы понимать это, чтобы не путаться. Если разобраться, то выяснится, что отличие страны от государства достаточно велико. Хотя есть и общие черты, отчего и возникла относительная тождественность понятий.

Что такое государство?

Любой вопрос необходимо изучать с определений. Разбираясь, чем государство отличается от страны, мы сразу сталкиваемся с проблемой. Дело в том, что наука не достигла полного согласия в расшифровке последнего термина. Большая часть специалистов применяет достаточно путаное и сложное объяснение. По их мнению, государство – это политическое образование, устанавливающее на определенной территории правила и обладающее суверенитетом. Кроме того, оно имеет аппарат управления, в том числе механизмы принуждения и защиты. Согласитесь, пока непонятно, чем государство отличается от страны. Ведь все перечисленные признаки мы совершенно уверенно приписываем и последней. Страна ведь имеет армию, полицию, правительство? Так в чем отличие?

Давайте копнем глубже. Слово «государство» произошло на Руси. В древние времена правили землями князья. Назвали главного «государь». Он являлся высшим судьей для всех жителей территории. Кстати, "государь" произошло от «господь». То есть князя, а впоследствии царя, признавали наместником Бога на земле. Получается, что по этимологии термин "государство" имеет духовную суть. Это не совсем механизм, как нам объясняют ученые.

Признаки государства

Страной ученые мужи решили именовать территорию, имеющую политические границы. Она, в отличие от государства, не обладает суверенитетом. То есть находится в подчиненном положении по отношению к иной державе. Не может принимать самостоятельные (суверенные) решения. Пример страны – Британские Виргинские острова. У этой территории имеются границы. Но управляется она королевой. Получается, независимость страны от других государств отсутствует. У нее есть сюзерен, полновластный хозяин. Государство же характеризуется следующими признаками:

  • наличие власти, выступающей от имени народа (публичной);
  • издание законодательных актов, регулирующих жизнь общества;
  • экономическая независимость;
  • символика и единый официальный язык.

Суверенитет

Выясняя, чем государство отличается от страны, мы непременно столкнемся с вопросом самостоятельности. Ведь символика, экономика, как чиновничество и полиция, есть и в странах. Но они не принадлежат народу, не работают на реализацию чаяний и устремлений граждан. Получается, что основным признаком государства является независимость страны от других государств, недопустимость нарушения воли общества. А она выражается через плебисцит. Проще говоря, люди выбирают представителей, которые обязаны работать на реализацию их интересов. Либо данную функцию выполняет элита, занимающая решающую роль по факту рождения. Однако любой выразитель воли народа не допускает вмешательства извне в дела государства. Кстати, кто принимает решения, зависит от политического строя. Выделяют два основных. О них подробнее.

Формы государственного устройства

История нам демонстрирует, что власть в России до революции и после была устроена различными способами. В Великобритании она сконцентрирована в руках королевы, в США – разделена между президентом и парламентом. Существуют страны, в которых глава государства выполняет лишь представительские функции, а серьезные решения принимает выборный орган. Бывает и наоборот. К примеру, в РФ большая часть власти сконцентрирована в руках президента. А в Германии человек, занимающий аналогичный пост, только иностранных гостей принимает и в других публичных мероприятиях участвует. Решения принимает канцлер. Формы государственного правления таковы:

  • монархия (единовластие);
  • республика (народовластие).

В первом случае руководит обществом один человек, который получает это право по наследству (в основном). В республике же власть принадлежит народу, который делегирует ее своим представителям путем плебисцита.

Заключение

В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации. Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много. По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация