Муниципальный контроль - это что такое? Описание и виды муниципального контроля органов местного самоуправления

Главная / Суд

На любом уровне власти действуют исполнительные структуры. Надзор за их работой осуществляют компетентные инстанции. Рассмотрим далее существующие виды государственного, муниципального контроля.

Общие сведения

Муниципальная власть избирается населением. Она действует от имени граждан и в их интересах. Соответственно, население имеет право осуществлять контроль над деятельностью ее органов. Эта возможность реализуется путем обращения в компетентные инстанции с заявлениями, жалобами, письмами. Непосредственную проверку деятельности осуществляет целая система надзорных органов. Они работают как на федеральном, так и на региональном и территориальном уровнях.

Федеральный уровень

К исполнительным структурам специальной компетенции относят Минфин, Федеральное казначейство, ФНС и пр. Эти органы осуществляют государственный финансовый контроль. Минфин функционирует в соответствии с отраслевым положением, утвержденным правительственным Постановлением № 329. В соответствии с ним указанное Министерство вправе вносить проекты ФЗ и прочих нормативных актов, по которым необходимо решение правительства, по вопросам, входящим в сферу ведения Минфина, подведомственных ему служб, а также прогнозные показатели работы и проект плана деятельности. В компетенцию этой структуры входит контроль исполнения бюджетных статей. Федеральное казначейство функционирует через территориальные подразделения. В его полномочия входит учет операций кассового исполнения федерального бюджета, установление режимов счетов, распределение доходов от поступивших налогов в соответствии с положениями законодательства. ФНС осуществляет деятельность по Положению № 506. Налоговая служба реализует свои полномочия через территориальные подразделения. ФНС осуществляет контроль:

  • Над соблюдением законодательства о сборах и налогах.
  • Правильностью начисления, своевременностью и полнотой поступлений, установленных НК.
  • Валютными операциями, совершаемыми резидентами и нерезидентами, не выступающими в качестве бирж и кредитных структур.
  • Полнотой учета прибыли индивидуальных предпринимателей и организаций и пр.

ФСФБН

Служба по финансово-бюджетному надзору реализует свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы. ФСФБН осуществляет надзор:

  1. За расходованием федеральных бюджетных и внебюджетных средств, материальных ценностей, относящихся к госсобственности.
  2. Соблюдением валютного законодательства всеми субъектами, нерезидентами в том числе, соответствием проводимых операций разрешениям и лицензиям.
  3. Деятельностью организаций, использующих материальные ценности, относящиеся к госсобственности, получающих финансовую помощь из бюджетных средств, кредиты, ссуды и инвестиции.

Таможня

ФТС является уполномоченной федеральной структурой, действующей в соответствии с отраслевым законодательством. Таможенная служба обеспечивает контроль ввоза/вывоза грузов на/с территории РФ. В ее полномочия входит валютный контроль, борьба с контрабандой и прочими преступлениями и административными нарушениями.

Служба мониторинга

Этот исполнительный орган осуществляет мероприятия, направленные против легализации доходов, которые получены преступными способами, финансирования терроризма. В компетенцию службы входит выработка госполитики, нормативно-правовое регулирование и координация деятельности в указанной сфере остальных исполнительных институтов. Служба мониторинга реализует полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные подразделения.

Муниципальный контроль: понятие и виды

Законодательство предусматривает право компетентных структур осуществлять деятельность, направленную на выявление, предотвращение и пресечение нарушений нормативных актов. Для этого определяются различные виды проверок муниципального контроля (предварительная, текущая или последующая). Надзорная деятельность предполагает систематическое наблюдение за выполнением обязательных предписаний, анализ и прогнозирование соблюдения требований законодательных актов гражданами и организациями. В перечень видов муниципального контроля включается:

  1. Изучение документации.
  2. Обследование сооружений, территорий, помещения, оборудования, грузов и транспортных средств.
  3. Отбор образцов объектов производственной и окружающей среды, продукции, их исследование, экспертиза.
  4. Проведение расследований, направленных на выявление причин и последствий нанесенного ущерба вследствие нарушений требований.

Общая классификация

В первую очередь следует назвать такие виды муниципального контроля, как внутрихозяйственный и внутриведомственный. Последний проводится министерствами и прочими структурами по отношению к подотчетным учреждениям. Внутрихозяйственный надзор выполняется специальными службами в пределах одной организации. Существуют следующие основные виды муниципального контроля в муниципальном районе: экологический, бюджетный, правовой, а также надзор за исполнением работ. В уставы МО включаются соответствующие положения об их формах.

Надзор за исполнением работ

Виды муниципального контроля в сфере обслуживания включают в себя:

  1. Опрос жителей.
  2. Рассмотрение жалоб.
  3. Периодическое сопоставление расходов с затратами других подрядчиков и служб.

Реализация надзора обеспечивается размещением контактов компетентных структур в доступных для населения местах. В таком случае некачественное оказание услуг будет выражено увеличением жалоб от граждан. При этом необходимо, чтобы обращения поступали непосредственно в муниципальный контролирующий орган, а не на предприятие, выполняющее те или иные работы. Так будет обеспечен надлежащий учет эффективности обслуживания населения подрядчиками. Степень удовлетворенности услуг определяется также периодическими опросами людей. К методам контроля относят плановые и внеплановые инспекции, выборочные проверки. Так изучается качество уборки и благоустройства территории, ремонта дорог, соблюдение маршрутного графика общественного транспорта и так далее.

Экологический надзор

Законодательство предусматривает различные виды муниципального контроля в сфере охраны природы. Территориальные структуры и должностные лица должны оказывать содействие населению, общественным и прочим некоммерческим организациям в реализации ими своих экологических прав. При осуществлении ими хозяйственной и прочей деятельности уполномоченные институты власти обязаны принимать надлежащие меры по предотвращению и устранению негативного влияния на здоровье граждан и природу вибрации, шумов, электромагнитных полей в зонах отдыха, обитания животных в пределах населенных пунктов. Надзорная деятельность предполагает плановые и внеплановые проверки, отбор проб и образцов, проведение экспертиз. Особое значение в реализации компетентными структурами своих полномочий имеют обращения граждан. Каждая жалоба или заявление проверяется в установленном порядке. При выявлении нарушений виновные лица привлекаются к ответственности.

Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Надзор в бюджетной сфере разделяется на инициативный и обязательный. Последний выполняется такими структурами, как подразделения ФНС, Федерального казначейства, а также Счетная палата. Инициативный надзор проводится по решению хозяйствующего субъекта при наличии необходимости. Существуют следующие виды муниципального финансового контроля: налоговый, страховой, валютный и пр.

Особенности деятельности

Различают виды муниципального контроля органов местного самоуправления и представительных структур. Надзор осуществляется в процессе рассмотрения проектов бюджетов, ряда вопросов, касающихся их исполнения и пр. Контрольная деятельность законодательных органов осуществляется через специальные комиссии и комитеты.

Законодательная база

Все виды муниципального контроля направлены на ту или иную сферу деятельности. Формы надзорных мероприятий, полномочия компетентных структур определяются в федеральном законодательстве. В частности, в ФЗ № 131 в число вопросов территориального значения включаются лесной и земельный контроль. Право на проведение надзорных мероприятий предусматривается и иными нормативными актами. Например, в ЖК, ст. 12, установлены полномочия по контролю использования и сохранности жилфонда МО, в ФЗ № 154 – по соблюдению условий соглашений/договоров с казачьими объединениями об их участии в территориальном управлении и пр.

Объекты

Они определяются в федеральных, региональных законах, а также нормативных актах МО. Например, в ФЗ № 171, регламентирующем производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции, установлено, что местные органы власти в рамках своей компетенции контролируют соблюдение законодательных предписаний в сфере розничной торговли указанных товаров и их качество. В качестве объекта надзора выступает обеспечение сохранности автодорог территориального значения. Это положение закреплено в ст. 13, ч. 1 ФЗ № 257. На региональном уровне могут утверждаться нормативные акты, регламентирующие содержание особо ценных природных комплексов. В частности, по ст. 12 Закона Вологодской области в компетенцию местных органов входит осуществление контроля в сфере организации и функционирования охраняемых территорий муниципального значения.

Заключение

Контроль является неотъемлемым элементом управленческой деятельности. Он может осуществляться в рамках отдельных федеральных полномочий, переданных соответствующим территориальным структурам. Такая форма контроля предусматривается в нормативных актах некоторых субъектов РФ. Надзорная деятельность позволяет выявлять причиняющие ущерб или незаконные действия территориальных властей, привлекать виновных к ответственности в соответствии с законодательством.

1. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля.

Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» была создана Счетная палата РФ - постоянно действующий орган государственного финансового контро-ля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Основные задачи Счетной палаты РФ:

определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов;

проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета;

осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и т.д.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента РФ. Заместитель Председателя назначается на должность Со-ветом Федерации на тот же срок. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет.

Для реализации возложенных на нее задач Счетная палата осу-ществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что включает в себя:

организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

подготовку и представление заключений в обе палаты парламента по исполнению названных бюджетов и т.д.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, во-первых, на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды; во-вторых, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреж-дения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют пре-доставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего испол-нения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности СМИ.

Президент РФ. Контроль за финансами со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты РФ. В соответствии с Конституцией РФ Президент страны обращается с ежегодным Бюджетным посланием к Федеральному Собранию.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц и др.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (не-зависимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия необходимых мер.

В системе исполнительной власти образованы органы, наделенные специальной компетенцией в области финансового контроля, к которым относятся Федеральное казначейство и федеральные службы.

Федеральное казначейство было образовано в 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556і. В на-стоящее время его деятельность регламентируется постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 7032. Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы страны, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Оно находится в ведении Минфина России.

Федеральное казначейство наделено следующими полномочиями для реализации стоящих перед ним целей:

доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

ведет учет операций по кассовому исполнению бюджетов;

открывает и ведет лицевые счета указанных субъектов;

составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;

осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и др.

Наряду с перечисленными полномочиями Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными рас-порядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

В целях реализации перечисленных полномочий Федеральное казначейство имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

давать разъяснения по вопросам в сфере бюджетной деятельности;

организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений обязательных требований в бюджетной сфере, а также меры по ликвидации последствий указанных наруше-ний.

Органы Федерального казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответ-ственность.

Правомочия органов Федерального казначейства в сфере финансовых отношений достаточно широки. Его роль значительно повышается в связи с передачей ему из банковской системы функций по кассовому исполнению бюджета, в соответствии со ст. 215.1 БК РФ.

В соответствии с БК РФ руководители органов Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством случаях операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

Списание средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 284 БК РФ.

В целях усиления финансового контроля в 2004 г. была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), функционирующая на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 2781. Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Полномочия Росфиннадзора включают в себя осуществление контроля и надзора:

за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материаль-ных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций;

исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

исполнением бюджетов субъектами Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств и т.д.

Для реализации названных полномочий Росфиннадзор имеет право:

проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов, данных с соответствующими документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

направлять обязательные к исполнению представления и предписания по устранению выявленных нарушений;

осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями нарушений зако-нодательства;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений;

давать разъяснения по вопросам компетенции Росфиннадзо- ра и др.

В ведение Росфиннадзора переданы контрольно-ревизионные органы, территориальные органы по валютному контролю Минфина России. В свою очередь, Росфиннадзор находится в ведении Минфина России.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»1 и Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в структуре Минфина России был образован Комитет РФ по финансовому мониторингу. В рамках проводимой административной ре-формы Комитет был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, находящуюся в ведении Минфина России.

Служба наделена полномочиями:

по осуществлению контроля и надзора за выполнением всеми лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за привлечением к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

сбору, обработке и анализу информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подле-жащими контролю в соответствии с законодательством;

осуществлению проверок полученной информации о названных операциях, получению необходимых разъяснений;

Выявлению признаков, свидетельствующих о том, что опера

ция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма.

Служба также ведет учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, подлежащими контролю, формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых име-ется информация об их участии в экстремистской деятельности; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства в указанной сфере; принимает в пределах компетенции решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации; издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

Служба координирует деятельность федеральных органов испол-нительной власти в данной сфере, а также направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией преступных до-ходов.

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т.д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

В соответствии с Законом о налоговых органах РФ при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством, - Государственная налоговая служба РФ. Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. В настоящее время правопреемником министерства является ФНС России, находящаяся в ведении Минфина России.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.

Служба наделена широким кругом полномочий, включая осуществление контроля и надзора:

за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных платежей в бюджет;

осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Помимо названного ФНС России осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщи-ков и иные полномочия.

В целях реализации полномочий ФНС России имеет право запрашивать и получать необходимые сведения от налогоплательщиков; проводить налоговые проверки, иные контрольные мероприятия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Права и обязанности налоговых органов регламентируются также нормами, содержащимися в соответствующих статьях НК РФ.

Осуществление контрольных и надзорных полномочий в сфере страховой деятельности возложено на Федеральную службу страхово-го надзора, созданную постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330, о чем подробнее говорится в гл. XIX учебника.

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков возложен на Федеральную службу по финансовым рынкам2. Это выражается:

1) в регистрации:

а) выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска;

б) правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами;

в) правил негосударственных пенсионных фондов, документов профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и не-государственных пенсионных фондов;

осуществлении лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции ФСФР России;

контроле порядка проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;

приостановлении эмиссии ценных бумаг;

проведении проверок эмитентов, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных субъектов в данной сфере;

проведении контрольно-ревизионных мероприятий в отношении бюро кредитных историй; а также осуществляет иные функции по контролю и надзору.

Контрольные полномочия в сфере финансовой деятельности возложены также на Федеральную таможенную службу и Департамент экономической безопасности МВД России.

2. Ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, ведомствах руководителями соответствующих органов и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, ведомства.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

На любом уровне государственной власти функционируют различные исполнительные структуры, которые контролирует муниципальное право.

Муниципальный контроль за их работой осуществляют специализированные инстанции. Надзор в сфере местного самоуправления — это группа методов, обеспечивающая соблюдение нормативных актов, а также других правовых документов, в том числе и уставов муниципальных образований.

Что такое муниципальная власть?

Данная система власти действует от имени граждан и в их интересах. Поэтому население имеет право обращаться в муниципальный контроль и надзор над деятельностью государственных органов. Эта возможность воплощается посредством обращения в квалифицированные инстанции с претензиями, письмами и заявлениями. Непосредственно контролем над их работой занимается целая система надзорных органов. Они действуют на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

Муниципальная власть - вид публичных отношений, воздействующий на деятельность других объектов, меняет и приводит ее в норму тем целям и правилам, которые установлены в пределах государственной политики.

Федеральный уровень

К исполнительно-распорядительной власти специальных полномочий относят Российской Федерации, казначейство России, Федеральную налоговую службу, Министерство финансов, Государственный таможенный комитет, Центральный банк. Данные структуры осуществляют государственный финансовый надзор. Минфин реализует контроль согласно отраслевым нормативам, которые утверждены государственным Постановлением номер 329.

В зависимости от него установленное Министерство имеет право вносить проекты Федерального закона и других официальных документов установленной формы, по которым нужна резолюция правительства. Она необходима для решения вопросов, которые входят в сферу надзора Минфина, федеральных органов государственного управления. В полномочия этой структуры входит контролирование исполнения бюджетных статей.

Федеральное казначейство — это централизованная система органов, обеспечивающая организацию, осуществление исполнения и контроль за исполнением бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы. Казначейство действует через территориально В его обязанности входит учет кассовых операций, связанных с приемом, хранением и расходованием денежных средств федерального бюджета. А также в его работу входят установление режима банковских счетов, сортировка доходов от полученных налогов в соответствии с законом. Федеральная налоговая служба осуществляет свою работу на основании Положения номер 508. Данная инспекция реализует свою компетентность через территориальные подразделения.

Над какими структурами ФНС осуществляет контроль?

Федеральная налоговая служба контролирует следующие действия субъектов Российской Федерации:

  1. Соблюдение законодательства о налогах и сборах.
  2. Законность суммы начислений, своевременность и полноту их зачисления, согласно кодифицированному законодательному акту.
  3. Особый вид финансовых операций, который состоит в купле либо продаже, а также другие сделки с валютными ценностями. Как правило, они совершаются резидентами и нерезидентами, не выступающими в качестве бирж.
  4. Полноту регистрации прибыли предпринимателей и юридических организаций.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Данная государственная служба вправе действовать как напрямую, так и через органы федеральной исполнительной власти «на местах». Росфиннадзор осуществляет контроль:

  1. За растратой бюджетных денежных средств, материальных ценностей и важных бумаг, относящихся к госсобственности.
  2. За соблюдением валютного законодательства всеми объектами, а также нерезидентами (юридические, физические лица, действующие в одном государстве). За соответствием проведенных операций разрешениям и лицензиям.
  3. За функционированием предприятий, которые используют материальные средства, относящиеся к госсобственности, а также получающих помощь от государства, займы, инвестиции.

Федеральная таможенная служба

Таможня считается доверенной общефедеральной госструктурой, которая реализует свой функционал в соответствии с отраслевым законодательством. Данная служба контролирует ввоз и вывоз грузов как с, так и на территорию Российской Федерации. В ее обязанности входит надзор за выполнением валютного законодательства при осуществлении валютных операций, устранение контрабанды и прочих подобных нарушений.

Национальная служба мониторинга

В компетенцию этой организации входит отслеживание нелегальных доходов, спонсирования терроризма. Обязанностями данного исполнительного органа считаются:

  • выработка государственной политики;
  • нормативное и правовое регулирование;
  • координация функционирования указанной сферы остальных исполнительных структур.

В чем состоит понятие муниципального контроля?

Это исполнение деятельности компетентных органов власти, которые выявляют, предотвращают и пресекают нарушения законодательных актов.

В реестр видов муниципального контроля включается:

  1. Проработка документов.
  2. Проверка сооружений, домов, помещений, территорий и грузов.
  3. Подбор экземпляров объектов природы, их изучение, исследование.
  4. Проведение следствия, которое направлено на выявление причин и результатов нанесенного ущерба.

Для этого и существуют различные формы проверок муниципального контроля, это:

  • подготовительный;
  • настоящий;
  • грядущий.

Надзор рассчитан на постоянное наблюдение за исполнением обязательных указаний, анализирование и прогноз выполнения требований нормативно-правовых актов как гражданами, так и юридическими организациями.

Классификация

Следует выделить виды муниципального контроля. Это:

  • внутрихозяйственные;
  • внутриведомственные.

Второе понятие проводится органами государственного управления отдельной сферой деятельности, а также другими структурами, относящимися к ответственным учреждениям. Внутрихозяйственный финансовый надзор исполняется специальными службами в границах одного предприятия. Определены основные виды государственного и муниципального контроля. Это:

  • бюджетные;
  • экологические;
  • правовые.

В устав муниципального образования включены соответствующие условия об их формах.

Контролирование

Осуществление муниципального контроля в сфере обслуживания включает в себя:

  • анкетирование граждан (жителей);
  • рассмотрение и анализирование претензий;
  • систематическое сравнение расходов и доходов других служб.

Исполнение надзора гарантируется распределением контактов необходимых структур в доступных для людей местах. В определенных ситуациях недобросовестное оказание услуг повлечет повышенное поступление жалоб в соответствующие надзорные органы. При этом важно, чтобы претензии поступали не на предприятие, предоставляющее некачественные услуги, а в контролирующую данную сферу организацию. Так будет обеспечиваться подобающий учет эффективности сервиса жителям подрядчиками. Уровень удовлетворенности населения устанавливается проведением социальных опросов среди граждан. А также к способам надзора относят еще плановые и внеплановые проверки. Таким методом изучается качество уборки территории и благоустройства дворов, соблюдение графика общественного транспорта и многое другое.

Экологический надзор

Государство предусматривает разнообразные формы муниципального контроля юридических лиц в природоохранной деятельности. Территориальные компетентные органы и политические деятели должны содействовать населению, общественным и другим некоммерческим предприятиям в исполнении ими своих прав в отношении экологии (индивидуальное общее право, которое представляет собой объединение норм права, регламентирующих социальные взаимодействия в сфере общества и природы). При реализации ими любой хозяйственной деятельности компетентные органы власти должны принимать все необходимые меры по ликвидации пагубного влияния на здоровье общества, по устранению электромагнитных полей в зоне отдыха. Контроль предполагает как плановые, так и внеплановые проверки, а также отбор проб для проведения экспертизы. Особое значение в осуществлении надзора имеет обращение к населению. Каждая претензия или письменное заявление фиксируется в установленном порядке. При обнаружении проблем виновники привлекаются к ответственности.

Муниципальный земельный надзор

Кроме надзора со стороны государства, имеются и другие формы учета в области землевладения. Особенное значение придается муниципальному земельному контролю. Статья семьдесят два Земельного кодекса Российской Федерации подтверждает законность такого учета.

Исполнение земельного надзора за использованием земельного надела в населенных пунктах возлагается на местное самоуправление либо организации, уполномоченные ими, согласно закону нашей страны.

Отталкиваясь от положений Земельного кодекса Российской Федерации, осуществление контроля происходит только по отношению к землепользованию.

Возможность введения надзора в процессе защиты землевладений органом местного самоуправления не предоставляется. Законодательные документы компетентных организаций по отношению к земельному контролю регулируют процесс реализации поверок за использованием земли в рамках определенной территории.

Задачи земельного надзора

Основное предназначение процедур по государственному и муниципальному контролю заключается в учете исполнения разнообразных организаций и населением следующих нюансов:

  • определенной системы землепользования согласно их конкретному предназначению;
  • условий по защите использования земельных участков;
  • временных промежутков по овладению территорий, при их фиксации в нормативных документах;
  • порядка строительства, который установлен по отношению к эксплуатации земельных участков;
  • введений по выполнению предписаний, касающихся использования земельных владений и устранения правонарушений, которые были выявлены при землепользовании, внесенные государственным служащим;
  • ограничительных мер по применению землевладения, предусмотренных муниципальной властью, которые исполняются во благо общественных интересов или для обеспечения государственной безопасности населения.

Внутренний муниципальный контроль считается неотъемлемой частью управления над Как правило, он осуществляется в пределах определенных федеральных компетенций, которые распределяются между соответствующими территориальными службами. Надзорная деятельность проводится для выявления нарушений и незаконных действий, причиняющих ущерб, а также помогает привлекать виновных лиц к несению ответственности.

Вопрос 4.

Вопрос 3.

Вопрос 2.

Вопрос 1.

В теории права ответственность рассматривается в форме позитивной и негативной ответственности. Под позитивной ответственностью понимается ответственная деятельность по решению вопросов местного значения в соответствии с Конституцией РФ и закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" (т.е. в соответствии с законодательством). В науке муниципального права этот подход значительного числа сторонников не нашел, единственный - это профессор Коваленко, который пытается в рамках теории позитивной ответственности найти конструктивное начало. По нашему мнению, позитивная ответственность это не юридическая ответственность, и поэтому рассматривать ее не стоит.

Негативная ответственность - это неблагоприятные правовые последствия за принятие органами местного самоуправления или их должностными лицами противоправных решений и ненадлежащее осуществление своих задач и функций. Традиционно в муниципальном праве эта ответственность делится на три вида, в зависимости от субъектов , перед которыми органы местного самоуправления несут ответственность:

  1. Перед населением, в результате утраты доверия.
  2. Перед государством, в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ и муниципальных образований.
  3. Перед физическими и юридическими лицами в порядке установленном законодательством.

При этом есть и некоторые нюансы в отношении этого казалось бы традиционного подхода. Напр., Тоболин понимает ответственность органов местного самоуправления как негативные юридические последствия за противоправные деяния, которые наступают в результате осуществления государством и населением функции контроля за деятельностью муниципальных органов и должностных лиц. Но ответственность нельзя рассматривать как подотчетность, т.к. подотчетность более широкая категория.

Большинство авторов рассматривает юридическую ответственность исключительно в негативном аспекте, при этом субъектами ответственности являются органы и должностные лица местного самоуправления, основаниями ответственности являются противоправные действия и бездействия, и достаточно единогласно, субъекты перед которыми несут ответственность органы местного самоуправления, определяются как население, государство, физические и юридические лица.

Дополнительные основания классификации можно ввести, если смотреть через призму отраслей права: уголовная, административная, гражданская и т.д. Фактически все авторы говорят о том, что ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления имеет юридическую природу, но при этом упускают тот момент, что ответственность перед населением имеет не только юридическую, но и политическую природу (т.к. наступает в форме утраты доверия).



Практически все авторы говорят о том, что ответственность перед населением выступает в форме утраты доверия . Но виды ответственности, разные авторы, определяют по-разному: так почти все выделяют такую ответственность, как отзыв депутата . Рассматривая утрату доверия, Кутафин и Фадеев говорят о том, что это важный элемент не только применительно к местному самоуправлению, но и в целом к институту народовластия. И говорят, что утрата доверия возможна только в отношении выборных органов и должностных лиц. Такая констатация позволяет резюмировать, что перед населением в результате утраты доверия могут отвечать только выборные должностные лица. Отсюда вывод о том, что иные органы отвечают не перед населением, а перед органами и лицами, которых население уполномочило защищать свои интересы. Кроме этого, Кутафин и Фадеев разграничивают институт отзыва и институт выражения недоверия. При этом говорят о том, что выражение недоверия может выражаться в результате референдума либо на заседании представительного органа.

Васильев, рассматривая ответственность перед населением, говорит, что форма утраты доверия является в значительно степени общей и дает возможности найти причину утраты. Однако законодательство субъектов РФ позволяет выделить типичные причины утраты доверия:

  • ненадлежащее выполнение и невыполнение своих обязанностей;
  • совершение действий недостойных звания должностного лица.

Хотя и эти причины имеют достаточно общий характер. Но возникает вопрос, нужна ли тотальная детализация?

Предлагалось принятие и более мягких санкций - предупреждение населением .

В ряде субъектов РФ порядок отзыва депутатов необоснованно упрощен: не предусмотрены гарантии депутатской деятельности, отсутствуют четкие критерии оснований отзыва, нет четких критериев по количеству голосов отзывающих, не обеспечивается независимость избирательных комиссий и т.д.

Постовой также рассматривает институт отзыва депутатов, и утверждает, что правом на отзыв обладают граждане, проживающие в пределах избирательного округа, он считает, что вопросы отзыва не могут быть вынесены на местный референдум, т.к. есть гарантии, данные в федеральном законе и законодательстве субъектов РФ. Постовой признает отзыв единственной формой ответственности перед населением.

Тоболин: а) это политико-юридическая ответственность; б) утрату доверия считает чисто конституционной ситуацией. В тоже время, утрата доверия не является единственным основание ответственности перед населением, т.к. региональное законодательство устанавливает и дополнительные основания, напр., в Калужской области введена ответственность за неисполнение своих полномочий, а в Свердловской области, за нарушение правовых актов местного самоуправления. Он считает, что порядок досрочного прекращения полномочий конкретизируется в ряде субъектов РФ, а иные правила устанавливаются в уставах муниципальных образований.

Хрусталев в качестве основания приводит только утрату доверия населением, в качестве форм ответственности выделяет отзыв, выражение недоверия, досрочное прекращение полномочий.

В заключении можно сказать, что эта ответственность с точки зрения авторов, ее исследующих, вытекает логично из признания того факта, что население является субъектом муниципально-правовых отношений, а, следовательно, носит конституционный характер. Основанием ответственности является утрата доверия, хотя субъекты РФ могут устанавливать и иные основания. Общепризнанной формой является отзыв депутата, членов органа местного самоуправления, что касается выражения недоверия и досрочного прекращения полномочий, это виды ответственности также рассматриваются в качестве отдельных.

Ответственность перед государством устанавливается ст.49 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". В соответствии с внесёнными изменениями в этот закон от 8 августа 2000 года, механизм ответственности существенно изменился. 8 августа было внесено еще три группы изменений, и эти четыре изменения составили конституционно-правовую реформу В.В. Путина, суть которой:

  1. изменить порядок комплектования Совета Федерации;
  2. появление президентских округов;
  3. изменение ответственности глав субъектов федерации;
  4. изменение механизма ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, о чем мы сейчас и говорим.

Суть изменений . Представительные органы местного самоуправления, глава муниципального образования, принявшие нормативно-правовой акт, который признан судом противоречащим законодательству, обязаны отменить или изменить этот нормативный акт, а также опубликовать решение суда в течение 10-ти дней. Если же данный нормативный акт не отменен, и при этом произошло нарушение прав и свобод человека и гражданина или причинение другого вреда, то представительный орган может быть распущен, полномочия должностного лица досрочно прекращены путем отрешения его от должности.

Процедура : если органы местного самоуправления не отменили нормативно-правовой акт, законодательный орган субъекта РФ по собственной инициативе или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ письменно предупреждает орган местного самоуправления (а высшее должностное лицо субъекта РФ письменно предупреждает главу муниципального образования) о возможности принятии к нему мер, установленных федеральным законом.

Если представительный орган или глава местного самоуправления в течение месяца не приняли изменений в противоречащий акт, то для них могут наступить отрицательные (вышеуказанные) последствия в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности. Представительный орган распускается в соответствии с законом субъекта федерации или федеральным законом. А глава местного самоуправления отрешается от должности указом главы исполнительной власти субъекта РФ, а главы станиц и т.п., отрешаются указом Президента РФ.

Кроме общего правила, в ст.49 введены дополнительные правила. Если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, представительный орган местного самоуправления не отменил соответствующий нормативно-правовой акт, а законодательный орган субъекта федерации не принял вышеуказанные меры:

  1. то Президент РФ может выступить с инициативой федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления;
  2. Президент также может самостоятельно отрешить главу муниципального образования.

Одновременно с роспуском представительного органа (федеральным законом) и отрешением главы муниципального образования (указом Президента) назначаются выборы. При отрешении должен быть назначен временно исполняющий обязанности главы муниципального образования, право назначения такого лица предоставлено либо главе субъекта федерации, либо Президенту РФ.

Все эти варианты работают в том случае, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, права и законные интересы которых могут быть нарушены отрешением главы муниципального образования и роспуском представительного органа, могут обжаловать такое решение в соответствующий суд (в зависимости от органа, принимающего решение о роспуске). И суды должны рассмотреть и решить дело в течение 10-ти дней.

Это очень трудноосуществимая процедура, очень много слишком разных "если", очень много чисто юридических вопросов (почему это акт применения права оформляется в форме нормативного акта?). Таким образом, закон от 8 августа 2000, не только не снимает, но и добавляет новые противоречия, об этом говорил даже В.В. Путин.

Считается общепризнанным тот факт, что ответственность перед юридическими и физическими лицами является ответственностью гражданско-правовой. Основанием является незаконное действие/бездействие, в том числе принятие актов, противоречащих закону. Форма ответственности - возмещение убытков. При этом под незаконными действиями понимаются не только действия, которые не соответствуют закону, но и действия, которые не соответствуют иным нормативным актам любого уровня, в том числе и подзаконным. Особенностью данного вида ответственности является то, что органы и должностные лица местного самоуправления непосредственной ответственности не несут, но по решению суда, эта ответственность может быть на них возложена, причем содержание ответственности исключительно материальное.

Постовой, рассматривая эту ответственность, оперирует понятиями неправомерное и незаконное действие. Он считает обязательным признаком ответственности причинение имущественного или иного ущерба субъектам муниципально-правовых отношений. Этот ущерб возмещается за счет средств местного бюджета и за счет иного имущества муниципального образования, он может возмещаться как добровольно, так и по решению суда. Т.к. должностные лица не являются субъектами гражданского права, то с них можно требовать возмещения ущерба только в порядке регресса. Должностное лицо может быть привлечено к материальной ответственности (предусмотренной трудовым законодательством), а также административной, уголовной и т.д., но ни одна из них, не является ответственностью перед физическими и юридическими лицами.

Кутафин и Фадеев особо выделяют нарушение прав и свобод граждан, в том числе, путем принятия актов несоответствующих закону. Они указывают на привлечение к ответственности за невыполнение условий, заключенных договоров, особенно когда органы местного самоуправления осуществляют права собственника в отношении муниципального имущества. Эта ответственность наступает в судебном порядке. В качестве возможных неблагоприятных последствий, упоминается не только возмещение ущерба, но также и признание принятых органами местного самоуправления актов недействительными (эта ответственность, однако выходит за рамки гражданско-правовой).

Васильев рассматривает эту ответственность только как гражданско-правовую. Органы местного самоуправления выступают на равных началах с иными участниками гражданско-правового оборота. В тоже время, должностные лица не являются субъектами гражданско-правовых отношений и несут материальную и административную ответственность.

Тоболин не рассматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц, а говорит об ответственности перед гражданами. При этом ответственность перед гражданами рассматривает исключительно как административную, хотя в этом смысле, она не является ответственностью перед гражданами в прямом смысле этого слова. Про юридические лица он ничего не говорит.

Князев и Хрусталев соглашаются с Кутафиным и Фадеевым, и подробно рассматривают ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления перед организациями, предприятиями и т.д. Виды ответственности: а) признание незаконным акта местного самоуправления; б) возмещение ущерба. Обязанность возместить ущерб может быть возложена не только на орган местного самоуправления, но и на самое должностное лицо - это предположение противоречит действующему законодательству.

Вывод : исходя из положений действующего законодательства, эта ответственность рассматривается как гражданско-правовая, но в некоторых случаях, мы несколько выходим за пределы гражданско-правовой ответственности. Необходимо сделать указание и на то, что в научной среде есть понятийная путаница. Нельзя забывать о том, что административная, дисциплинарная и иная ответственность не только не входит в гражданско-правовую, но вообще является ответственностью перед государством, а не перед гражданами и юридическими лицами.

Государственный контроль осуществляется федеральными органа­ми законодательной власти, федеральными органами исполнитель­ной власти, в том числе специально созданными органами исполни­тельной власти.

Счетная палата Российской Федерации как субъект государствен­ного финансового контроля.

Для усиления контроля со стороны Фе­дерального Собрания за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной пала­те Российской Федерации»1 была создана Счетная палата РФ - по­стоянно действующий орган государственного финансового контро­ля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Основные задачи Счетной палаты РФ:

Определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов;

Проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрыва­емые за счет средств бюджета;

Осуществление контроля за законностью и своевременно­стью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Россий­ской Федерации и т.д.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Госу­дарственной Думой сроком на шесть лет по представлению Прези­дента РФ. Заместитель Председателя назначается на должность Со­ветом Федерации на тот же срок. При формировании Счетной па­латы Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет.

Для реализации возложенных на нее задач Счетная палата осу­ществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюдже­тов федеральных внебюджетных фондов, что включает в себя:

Организацию и проведение оперативного контроля за испол­нением федерального бюджета в отчетном году;

Проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы федераль­ного бюджета и финансов Российской Федерации;

Подготовку и представление заключений в обе палаты парла­мента по исполнению названных бюджетов и т.д.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, во-первых, на все государственные органы и учреждения в Россий­ской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды; во-вторых, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреж­дения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют фе­деральную собственность либо управляют ею, а также имеют пре­доставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в опе­ративную деятельность проверяемых организаций. О результатах ре­визий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требую­щих пресечения, Счетная палата вправе давать администрации про­веряемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего испол­нения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Госу­дарственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским сче­там проверяемых организаций.

Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности СМИ.

Президент РФ. Контроль за финансами со стороны Президен­та РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем из­дания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра фи­нансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя ЦБ РФ, Председателя Счет­ной палаты РФ. В соответствии с Конституцией РФ Президент стра­ны обращается с ежегодным Бюджетным посланием к Федерально­му Собранию.

Определенные функции финансового контроля выполняет Кон­трольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Пре­зиденту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций контроль за деятельностью органов кон­троля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнитель­ной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц и др.

Контрольное управление наделено правом требовать от руково­дителей государственных органов, организаций и предприятий (не­зависимо от формы собственности) представления документов, ма­териалов и любой информации, необходимой для проведения про­верок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президен­та РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направ­лять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям фи­нансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответ­ствующие контрольные или правоохранительные органы для приня­тия необходимых мер.

В системе исполнительной власти образованы органы, наделен­ные специальной компетенцией в области финансового контро­ля, к которым относятся Федеральное казначейство и федеральные службы.

Федеральное казначейство было образовано в 1992 г. в соответ­ствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. В на­стоящее время его деятельность регламентируется постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703. Федеральное казна­чейство является федеральным органом исполнительной власти (фе­деральной службой), осуществляющим правоприменительные функ­ции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы страны, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, рас­порядителями и получателями средств федерального бюджета. Оно находится в ведении Минфина России.

Федеральное казначейство наделено следующими полномочиями для реализации стоящих перед ним целей:

Доводит до главных распорядителей, распорядителей и полу­чателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объ­емы финансирования;

Ведет учет операций по кассовому исполнению бюджетов;

Открывает и ведет лицевые счета указанных субъектов;

Составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;

Осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Рос­сийской Федерации;

Осуществляет в установленном порядке кассовое обслужива­ние исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и др.

Наряду с перечисленными полномочиями Федеральное казна­чейство осуществляет предварительный и текущий контроль за веде­нием операций со средствами федерального бюджета главными рас­порядителями, распорядителями и получателями средств федераль­ного бюджета.

В целях реализации перечисленных полномочий Федеральное казначейство имеет право:

Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установ­ленной сферы деятельности;

Давать разъяснения по вопросам в сфере бюджетной деятель­ности;

Организовывать проведение необходимых экспертиз, анали­зов и оценок;

Осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

Применять предусмотренные законодательством меры огра­ничительного, предупредительного и профилактического ха­рактера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений обязательных требований в бюджетной сфере, а также меры по ликвидации последствий указанных наруше­ний.

Органы Федерального казначейства осуществляют контроль­ные функции во взаимодействии с соответствующими органами ис­полнительной власти, налоговыми, правоохранительными органа­ми и банками; передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответ­ственность.

Правомочия органов Федерального казначейства в сфере финан­совых отношений достаточно широки. Его роль значительно повы­шается в связи с передачей ему из банковской системы функций по кассовому исполнению бюджета, в соответствии со ст. 215.1 БК РФ.

В соответствии с БК РФ руководители органов Федерально­го казначейства, его территориальных органов имеют право при­останавливать в предусмотренных бюджетным законодательством случаях операции по лицевым счетам, открытым в органах Феде­рального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организа­циях.

Списание средств со счетов Федерального казначейства и его тер­риториальных органов без их распоряжения осуществляется в случа­ях, предусмотренных ст. 284 БК РФ.

В целях усиления финансового контроля в 2004 г. была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), функционирующая на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 2781. Росфиннадзор является федеральным ор­ганом исполнительной власти, осуществляющим функции по конт­ролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции ор­гана валютного контроля.

Полномочия Росфиннадзора включают в себя осуществление кон­троля и надзора:

За использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материаль­ных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

Соблюдением резидентами и нерезидентами валютного зако­нодательства, а также за соответствием проводимых валют­ных операций условиям лицензий и разрешений;

Соблюдением требований бюджетного законодательства по­лучателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджет­ных инвестиций;

Исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

Исполнением бюджетов субъектами Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств и т.д.

Для реализации названных полномочий Росфиннадзор имеет право:

Проверять в организациях, получающих средства федераль­ного бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные цен­ности, находящиеся в федеральной собственности, в органи­зациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бух­галтерского учета, отчеты, планы, сметы, фактическое нали­чие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также по­лучать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и за­веренные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

Проводить в организациях любых форм собственности, полу­чивших от проверяемой организации денежные средства, ма­териальные ценности и документы, сличение записей, доку­ментов, данных с соответствующими документами и данны­ми проверяемой организации (встречная проверка);

Направлять обязательные к исполнению представления и предписания по устранению выявленных нарушений;

Осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями нарушений зако­нодательства;

Запрашивать и получать сведения, необходимые для приня­тия решений;

Давать разъяснения по вопросам компетенции Росфиннадзо- ра и др.

В ведение Росфиннадзора переданы контрольно-ревизионные органы, территориальные органы по валютному контролю Минфина России. В свою очередь, Росфиннадзор находится в ведении Мин­фина России.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномочен­ном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в структуре Минфина России был образован Комитет РФ по финан­совому мониторингу. В рамках проводимой административной ре­формы Комитет был преобразован в Федеральную службу по финан­совому мониторингу, находящуюся в ведении Минфина России.

Служба наделена полномочиями:

По осуществлению контроля и надзора за выполнением все­ми лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за привлечением к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законо­дательства;

Сбору, обработке и анализу информации об операциях (сдел­ках) с денежными средствами или иным имуществом, подле­жащими контролю в соответствии с законодательством;

Осуществлению проверок полученной информации о назван­ных операциях, получению необходимых разъяснений;

* выявлению признаков, свидетельствующих о том, что опера­

ция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией доходов, полученных преступным пу­тем, или с финансированием терроризма.

Служба также ведет учет организаций, осуществляющих опера­ции с денежными средствами, подлежащими контролю, формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых име­ется информация об их участии в экстремистской деятельности; раз­рабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства в указанной сфере; принимает в пределах компе­тенции решения о нежелательности пребывания иностранного граж­

данина или лица без гражданства в Российской Федерации; издает постановления о приостановлении операций с денежными средства­ми или иным имуществом.

Служба координирует деятельность федеральных органов испол­нительной власти в данной сфере, а также направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным иму­ществом в правоохранительные органы в соответствии с их компе­тенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией преступных до­ходов.

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в об­ласти ценообразования и планирования, возникновение таких хо­зяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и обще­ства, приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, превращение налогов в основной источник государ­ственных доходов и т.д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

В соответствии с Законом о налоговых органах РФ при Мини­стерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью ис­числения, полнотой и своевременностью внесения в соответствую­щий бюджет налогов и других обязательных платежей, установлен­ных законодательством, - Государственная налоговая служба РФ. Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 16351 Государствен­ная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. В настоящее время правопреемником минис­терства является ФНС России, находящаяся в ведении Минфина России.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, пра­вильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и иных обязательных платежей, а также за произ­водством и оборотом табачной продукции и соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.

Служба наделена широким кругом полномочий, включая осущест­вление контроля и надзора:

За соблюдением законодательства о налогах и сборах, пра­вильностью исчисления, полнотой и своевременностью вне­сения налогов и сборов, иных платежей в бюджет;

Осуществлением валютных операций резидентами и нерези­дентами, не являющимися кредитными организациями;

Соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

Полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

Проведением лотерей, в том числе за целевым использовани­ем выручки от проведения лотерей.

Помимо названного ФНС России осуществляет государствен­ную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве ин­дивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хо­зяйств; ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщи­ков и иные полномочия.

В целях реализации полномочий ФНС России имеет право за­прашивать и получать необходимые сведения от налогоплательщи­ков; проводить налоговые проверки, иные контрольные мероприя­тия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Права и обязанности налоговых органов регламентируются так­же нормами, содержащимися в соответствующих статьях НК РФ.

Осуществление контрольных и надзорных полномочий в сфере страховой деятельности возложено на Федеральную службу страхово­го надзора, созданную постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3301, о чем подробнее говорится в гл. XIX учебника.

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков возложен на Фе­деральную службу по финансовым рынкам2. Это выражается:

1) в регистрации:

а) выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска;

б) правил доверительного управления паевыми инвестици­онными фондами;

в) правил негосударственных пенсионных фондов, доку­ментов профессиональных участников рынка ценных бу­маг, а также специализированных депозитариев инвести­ционных фондов, паевых инвестиционных фондов и не­государственных пенсионных фондов;

2) осуществлении лицензирования профессиональной деятель­ности на рынке ценных бумаг, а также лицензирование дру­гих видов деятельности, отнесенных к компетенции ФСФР России;

3) контроле порядка проведения операций с денежными сред­ствами или иным имуществом, совершаемых профессио­нальными участниками рынка ценных бумаг, в целях про­тиводействия легализации доходов, полученных преступным путем;

4) приостановлении эмиссии ценных бумаг;

5) проведении проверок эмитентов, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязатель­ному пенсионному страхованию и профессиональному пен­сионному страхованию, ипотечных агентов, профессиональ­ных участников рынка ценных бумаг и иных субъектов в дан­ной сфере;

6) проведении контрольно-ревизионных мероприятий в отно­шении бюро кредитных историй; а также осуществляет иные функции по контролю и надзору.

Контрольные полномочия в сфере финансовой деятельности возложены также на Федеральную.таможенную службу и Департамент экономической безопасности МВД России.

2. Ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министер­ствах, ведомствах руководителями соответствующих органов и спе­циально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредст­венно руководителю министерства, ведомства.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федера­ции и муниципальных образований осуществляют финансовый конт­роль за операциями с бюджетными средствами главных распорядите­лей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответству­ющих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципаль­ных гарантий условий выделения, получения, целевого использова­ния и возврата бюджетных средств.

Основными задачами данного вида контроля являются:

Выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нару­шений финансовой дисциплины;

Разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

Принятие мер по возмещению виновными лицами причи­ненного ущерба и др.

Еще по теме § 3. Государственный и муниципальный контроль 1.:

  1. Глава 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  2. § 5. Основные положения о контроле в сфере размещения государственных или муниципальных заказов
  3. Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504)- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 319 с. - (Се­рия «Государственное и муниципальное управление»)., 2007
  4. Глава 26 Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
  5. Под ред. А.Н. Костюкова. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 080504 «Государственное и муниципальное управление» - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, - 687 с., 2012
  6. Мухаев Рашид Тазитдинович. Правовые основы Российского государства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Госу­дарственное и муниципальное управление» (080504) / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 351 с. - (Серия «Государственное и муниципальное управление»)., 2007
  7. 8.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ 8.4.1. Сущность государственного долга
  8. 16.3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
  9. ЛЕКЦИЯ 9. Приватизация государственной и муниципальной собственности
  10. 2.13. Принцип установления государственных гарантий прав работников и государственного контроля за их соблюдением


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация