Как закон о повышении мрот до прожиточного минимума проходил первое чтение. Что означает повышение мрот до прожиточного минимума

Главная / Суд

Увеличение МРОТ до прожиточного минимума поможет РФ перейти к инновационной экономике и повысить общий уровень оплаты труда, убеждены эксперты.

Но в какие сроки удастся уравнять эти показатели, не знают ни эксперты, ни чиновники
Глава правительства Дмитрий Медведев 2 мая поручил руководителям министерств труда, финансов и экономического развития подготовить проект федерального закона о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума и внести его в правительство. О планах по повышению МРОТ Медведев уже говорил в апрельском отчете о работе правительства в Госдуме. Тогда глава правительства напомнил, что с 1 июля этот показатель поднимается до 7800 руб., но это все еще на 27% ниже текущего прожиточного минимума. Повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума премьер назвал задачей ближайших нескольких лет.

Что мешало это сделать в последние 15 лет?

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории страны и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Эта норма действует с 1 февраля 2002 года, но российские власти уже 15 лет не могут выравнять эти две величины.

Складывается парадоксальная ситуация, когда люди могут зарабатывать меньше, чем необходимо для существования - для покупки еды и одежды, указывает профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков. По сути, поясняет он, поручение премьера - это просто запоздалое приведение закона в действие.

Причина 15-летнего разрыва между уровнями МРОТ и прожиточного минимума кроется в противостоянии социального и финансово-экономического блоков, считает председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР). «Финансовый блок всегда заинтересован в том, чтобы сэкономить, урезать средства. <…> Действительно, на протяжении 15 лет закон нарушается, что плохо не только с юридической точки зрения, но и с морально-нравственной. Однако все решается политической волей. Как мы видели на примере единовременной выплаты пенсионерам, при жесткой воле президента деньги сразу находятся», - заявил он РБК. При этом неясно, откуда правительство предложит взять средства для уравнивания МРОТ и прожиточного минимума, отмечает Нилов. «Если эти деньги возьмут из сокращений других социальных обязательств, то пострадать может еще больше людей, чем сейчас. Если найдутся другие резервы, это хорошо, но надо посмотреть, чем все закончится. В данной ситуации нужны дополнительные источники финансирования», - признает депутат.

Когда это может произойти?

Неясны также сроки, в которые необходимо привести размер МРОТ и прожиточного минимума к единому показателю. В поручении премьера указан только срок подготовки проекта - 20 мая, но вице-премьер Ольга Голодец 2 мая признала, что единой позиции в этом вопросе нет. «Есть представители работников и есть представители работодателей, которые участвуют в этой дискуссии, их позиции не совпадают. У нас короткий промежуток времени, чтобы их позиции все-таки привести к единому знаменателю», - заявила она.

В трех ведомствах, ответственных за выполнение поручения премьера, не смогли ответить на вопрос о сроках начала работы закона. В Минэкономразвития все вопросы, связанные с разработкой законопроекта, перенаправили в Минтруд. В Министерстве труда РБК сказали, что пока не готовы озвучить свою позицию. Минфин не ответил на запрос РБК.

Глава Минтруда Максим Топилин в интервью РБК ранее рассказывал, что его ведомство предлагало договориться на федеральном уровне со всеми партнерами о понятной линейке уравнивания МРОТ и прожиточного минимума. «Допустим, с 1 июля 2018 года соотношение должно быть 80%, с 1 июля 2019-го - 90%, с 1 июля 2020 года - 100%», - рассказывал он. По словам Топилина, эта тема обсуждалась с Минэкономразвития и Минфином, фундаментальных разногласий с федеральными ведомствами нет. «Разве что Минфин может сказать: мол, давайте чуть-чуть сдвинем график уравнивания. И работодатели могут попросить провести уравнивание, к примеру, не к 2021 году, а к 2022-му», - говорил Топилин. Сейчас, по данным Минтруда, размер МРОТ составляет 70% от прожиточного минимума.

От повышения МРОТ до прожиточного минимума выиграют и бюджет, и экономика, и работники, говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Если следовать экономической логике, объясняет он, то человек с зарплатой ниже прожиточного минимума не может быть финансово самостоятельным: у него не хватит денег на еду или одежду. Поэтому государство выделяет дотации на таких работников, а это - дополнительные расходы бюджета. «Повышение минимальной зарплаты - это повышение уровня экономической самостоятельности граждан. Второе - сокращение расходов государства на социальные программы за счет сокращения числа лиц, которые ранее могли претендовать на эту помощь, получая зарплату ниже прожиточного минимума. Третий момент - легализация расходов компаний на заработную плату. Четвертое - повышение доходов внебюджетных фондов, ведь их доходы зависят не только от тарифов [страховых взносов], но и от размера фонда оплаты труда», - перечисляет Сафонов. Если легализовать эти отношения, то вырастет и доходная база бюджета в части налога на доходы физических лиц.

От повышения минимальной зарплаты выиграют все, согласен Щербаков из РАНХиГС: при благоприятном ходе событий это будет означать номинальное, пусть и небольшое, но повышение оплаты труда вообще, ведь опосредованно от уровня минимальной зарплаты зависит и уровень средней зарплаты, и многие пособия.

В России низкий уровень производительности труда, который компенсируется низкой заработной платой. Но стимулировать экономику за счет поддержки неэффективных рабочих мест - макроэкономический риск, указывает Сафонов, а российский рынок труда уже переживал без особых проблем резкое повышение МРОТ. «Была история 2005 года: тогда МРОТ за три года подняли более чем в три раза - с 800 до 2500 руб. За это время безработица не возросла, а, наоборот, снижалась», - говорит Сафонов.

Почему еще МРОТ важен для граждан?

Зарплата в России не должна быть ниже уровня МРОТ, сейчас это 7500 руб. в месяц, с 1 июля - 7800 руб. Эта сумма может включать в себя оклад, премии и компенсации. Из этой суммы работодатель удерживает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%, так что фактически работнику может выплачиваться и меньшая сумма. Меньше МРОТ работник может получать, если работает по совместительству или неполный рабочий день.

Также МРОТ в некоторых случаях применяется для расчета размера пособий по временной нетрудоспособности и беременности, например для тех работников, чей стаж не превышает полугода или средний заработок за предыдущие два года ниже МРОТ.

Повышение МРОТ может привести к увеличению нагрузки на индивидуальных предпринимателей. Сейчас от размера минимальной зарплаты зависит взнос ИП на пенсионное и медицинское страхование: он прямо пропорционален величине МРОТ. Минэкономразвития в апреле предлагало отказаться от привязки взносов ИП к минимальной зарплате и рассчитывать их исходя из фиксированной суммы, ежегодно индексируемой с учетом инфляции. По мнению ведомства, устранение МРОТ из формулы расчета взносов сделает нагрузку на них более предсказуемой и позволит избежать резких ее скачков.

Фактического повышения МРОТ может и не произойти, оно будет номинальным, допускает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. «Эта мера давно была необходима, она правильная. Но приведет ли это к реальному повышению оплаты труда в России? МРОТ, может, и повысят, но большинство людей переведут на половину ставки. Это известный трюк. Соответственно, зарплата у людей останется прежняя», - считает эксперт (цитата по «Прайм»).
Повышение МРОТ и доведение его до уровня прожиточного минимума будет способствовать переходу к высокотехнологичной экономике и росту оплаты труда, считает Сафонов. «Дешевая рабочая сила - это наш бич, как и нефтяная зависимость. В России мы традиционно являемся заложниками ситуации, у нас компенсируется низкая эффективность рабочей силы низкой заработной платой», - считает он. Нельзя перейти к инновационной экономике, используя дешевую рабочую силу и неквалифицированные кадры, уверен эксперт. А повышение оплаты труда повысит расходы на труд, работодатель будет стремиться повышать его производительность, а значит, и искать более высокооплачиваемых и квалифицированных работников.

Какие есть лазейки для занижения прожиточного минимума?

Российская методика расчета прожиточного минимума отличается от мировых, рассказывает Сафонов: в европейских странах бедными считаются те семьи, у которых на еду уходит более 50% совокупных расходов. «Наш прожиточный минимум рассчитывается нормативно-статистическим методом, то есть строится матрица потребления калорий человеком разного пола и возраста, потом она разбивается на жиры, белки и углеводы, на микроэлементы, которые человек должен получать для выживания. Потом ищутся группы товаров, которые отвечают этой задаче - набрать необходимые калории и необходимое количество микроэлементов», - объясняет он.

Подробнее на РБК:
Методика расчета прожиточного минимума разрабатывалась еще в СССР, поясняет Сафонов. Тогда исходили не только из возможностей бюджета, но и экономики - сможет ли страна произвести столько товаров, сколько ей надо потребить. «Понимали, что мяса для здорового питания должно быть больше. Но экономика такого количества мяса не давала, поэтому в максимальной степени там был хлеб, картошка, крупы - все, что дешево, относительно других товаров», - рассказывает эксперт.

Состав продовольственной корзины можно удешевить за счет включения иной группы товаров, более дешевой, поясняет он: например, если уменьшить годовое потребление мяса и увеличить - капусты, то прожиточный минимум снизится. Этим, например, можно объяснить снижение прожиточного минимума в четвертом квартале 2016 года: апрельским распоряжением правительства он был установлен в размере 10 466 руб. для трудоспособного населения - на 2% меньше, чем в предыдущем квартале.

Должен быть ли прожиточный минимум одинаковым везде?

Прожиточный минимум в России довольно скромный, указывает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков, и повышать МРОТ необходимо не только постепенно, но и с учетом региональной специфики. «Прожиточный уровень везде разный, и сильно разный, и скорее здесь вопрос в том, как правильно сделать, чтобы не случилось излишних затрат бюджета, с одной стороны, с другой - чтобы эта мера не надавила на бизнес. Бизнес должен иметь возможность адаптироваться к изменениям», - размышляет Калмыков.

Глава Минтруда Максим Топилин ранее рассказывал РБК, что его ведомство подготовило предложения по регионализации МРОТ. «Устанавливать МРОТ, равный федеральному прожиточному минимуму, нерационально, потому что прожиточный минимум в каждом регионе свой. В Ингушетии или Брянской области он составляет 8–9 тыс. руб. в месяц, а на Чукотке - 18 тыс.», - объяснял позицию ведомства Топилин. По мнению Минтруда, МРОТ на уровне прожиточного минимума в среднем по стране приведет к тому, что в ряде регионов стоимость рабочей силы будет переоценена. «МРОТ мы должны сделать де-факто региональным, он должен быть равен прожиточному минимуму в каждом конкретном регионе», - говорил Топилин.

В правительстве отказались от идеи регионализации МРОТ, заявила 2 мая вице-премьер Ольга Голодец. В законопроекте, который разработают в кабмине, речь будет идти о федеральном МРОТ и федеральном прожиточном минимуме. «Мы говорим только о МРОТе в терминах сегодняшнего законодательства. то есть это единый федеральный прожиточный минимум», - сказала Голодец (цитата по «Интерфакс»).

Многие не ожидали, что МРОТ с 1 мая в России будет увеличен до 11 163 рублей. Для чего повысили МРОТ? Почему именно до такой суммы? Правда ли, что МРОТ приравняли к прожиточному минимуму? Нужно ли поднять работникам зарплату? Федеральный или региональный МРОТ применять с 1 мая 2018 года? Требуется ли повысить пособия работникам? Давайте разбираться.

МРОТ с 1 мая 2018 года: новая сумма

МРОТ с 1 мая 2018 года увеличен до 11 163 рублей. От нового МРОТ зависит расчет множества выплат, в том числе, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также многочисленных социальных выплат, величина которых привязана к минимальному размеру оплаты труда.

Посмотреть на поэтапное увеличение МРОТ в таблице, в которой учтены изменения, в частности, с 1 мая 2018 года.

Как видно, с 1 мая 2018 года произошло довольно ощутимое повышение минимального размера оплаты труда. На 1674 р. (11 163 р. – 9489 р.). Почему же так получилось? С чего вдруг решили повысить минимальный размер оплаты труда с 1 мая? Поясним.

МРОТ приравняли к проточному минимуму раньше планируемого

Под самый конец 2017 года был принят Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ. Им было зафиксировано, что с 1 января 2018 года МРОТ повышается до 9489 рублей в месяц. При этом начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал предыдущего года. Иными словами, ввели с 2018 года введи механизм доведения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2017 № 1119 величина прожиточного для трудоспособного населения равна 11 163 рублей. Таким образом, можно было ожидать, что МРОТ в размере 11 163 рубля будет установлен с 1 января 2019 года. Однако ситуация резко изменилась после заявления В.В. Путина. Во время рабочей поездки в Тверскую область Владимир Путин пообещал: минимальный размер оплаты труда в России будет приравнен к прожиточному минимуму уже с 1 мая 2018 года.

Таким образом, доведение МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения произошло раньше планируемого – с 1 мая 2018 года. Соответствующий закон уже подготовлен и ожидает поступления в Госдуму.

Прожиточный минимум – это стоимость условной потребительской корзины, куда входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека. Также в прожиточный минимум входят обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум утверждают по окончании каждого квартала, используя для его определения многочисленные статистические данные, в том числе и уровень инфляции. Федеральный прожиточный минимум устанавливает Правительство России, а региональные минимумы – региональные правительства.

Но на что повлияет повышение МРОТ с 1 мая 2018 года? Какие действия потребуется предпринять работодателям в связи с повышением «минималки»? Расскажем об этом далее.

Новый МРОТ и зарплата с 1 мая 2018 года

МРОТ – это минимальный заработок, который организация или ИП (работодатели) должны начислять работникам за полностью отработанный ими месяц (ст. 133 ТК РФ). Однако имейте в виду, что «на руки» работник может получить и меньше МРОТ – за вычетом НДФЛ и других удержаний, например, алиментов. Соответственно, с 1 мая 2018 года платить меньше 11 163 рублей нельзя.

При этом стоит заметить, что оклад работникам с 1 мая 2018 года может быть и меньше 11 163 рублей. Ведь меньше МРОТ не может быть общая зарплата, в которую входят (ст. 129 ТК РФ):

  • вознаграждение за труд;
  • компенсационные выплаты, в том числе доплаты и надбавки;
  • стимулирующие выплаты (премии).

Если с 1 мая 2018 года зарплата работников окажется меньше МРОТ (11 163 рублей), то работодателя могут привлечь к ответственности в виде штрафов. Штраф для организации может составить от 30 000 до 50 000 рублей, а при повторном выявлении – от 50 000 до 70 000 рублей. Для директора или главбуха ответственность может быть такой: при первичном нарушении могут вынести предупреждение или выписать штраф от 1000 до 5000 рублей, при повторном – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Более того, могут дисквалифицировать на срок от года до трех (ст. 5.27 КоАП РФ).

МРОТ в регионах с 1 мая 2018 года

Региональные власти с 1 мая 2018 года могут установить в специальном соглашении свой МРОТ, превышающий федеральный МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Однако от регионального МРОТ можно отказаться. В этих целях потребуется оформить мотивированный отказ и отправить его в местное отделение Комитета по труду и занятости.

В соответствии с ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы. Он не должен быть ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом. То есть, с 1 мая 2018 года – не менее 11 163 рублей (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ). Работодатели считаются присоединившимися к региональному соглашению о минимальном размере зарплаты, если в течение 30 календарных дней с даты его опубликования они не направили в Минтруд России письменный мотивированный отказ присоединиться к нему. В этом случае все положения регионального соглашения организация обязана выполнять (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ). А значит, минимальный размер зарплаты, установленный региональным соглашением, обязателен для работодателя.

Но на какой МРОТ опираться работодателям с 1 мая 2018 года: на федеральный или региональный? Поясним в таблице:

Коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях надо начислять сверх минимальной зарплаты, а не включать в нее.

Регион МРОТ в регионе
Алтайский край 11 163 руб.
Амурская область 11 163 руб.
Архангельская область 11 163 руб.
Астраханская область 11 163 руб.
Белгородская область 11 163 руб.
Брянская область 11 163 руб. для работников организаций бюджетного сектора

11 163 для работников организаций внебюджетного сектора

Владимирская область 11 163 руб.
Волгоградская область В размере 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области, но не менее 11 163 руб.
Вологодская область 11 163 руб.
Воронежская область Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, но не менее 11 163 руб.
Еврейская автономная область 12 000 руб. для всех работников независимо от стажа

В эту сумму включены все надбавки и коэффициенты. То есть зарплата с учетом всех льгот не может быть меньше 12 000 руб.

Забайкальский край Для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края, местных бюджетов Забайкальского края и фонда обязательного медицинского страхования - 11 163 руб.

Для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края, местных бюджетов Забайкальского края и фонда обязательного медицинского страхования, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

в Каларском районе в размере

в Тунгиро- Олекминском и Тунгокоченском районах в размере 11 163 руб

Для работников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме организаций сельского хозяйства) - 11 163 руб.

Для работников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме организаций сельского хозяйства), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

в Каларском районе 11190 руб;

в Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском районах в размере 11 163 руб.

для работников организаций сельского хозяйства - 11 163 руб.

Ивановская область Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на 3квартал 2017 года

Но не менее 11 163 руб.

Иркутская область В размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Иркутской области за 4 квартал 2017 года, но не менее 11 163 руб.
Кабардино- Балкарская Республика Прожиточный минимум за 4 квартал 2017 года для коммерческих фирм

11 163 руб. - для бюджетников

Калининградская область 11 163 руб.для коммерческих фирм

11 163 руб. - для бюджетников

Калужская область 11 163 руб.
Камчатский край Для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Камчатского края, за исключением Корякского округа и Алеутского муниципального района, минимальная заработная плата устанавливается - в размере 18 360 руб.

Для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Корякского округа, минимальная заработная плата устанавливается в размере 19 770 руб.

Для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Алеутского муниципального района, минимальная заработная плата устанавливается в размере 21 180 руб.

Карачаево- Черкесская Республика 11 163 руб.
Кемеровская область 1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области, но не ниже 11 163 руб.
Кировская область 11 163 руб.
Костромская область 11 163 руб.
Краснодарский край В размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в месяц в Краснодарском крае, но не ниже 11 163 руб.

Так, приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 30 октября 2017 г. №1706 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за III квартал 2017 года» установлена величина прожиточного минимума: для трудоспособного населения – 11 163 руб.

Красноярский край Установить на территории Красноярского края размер минимальной заработной платы для работников организаций в следующих размерах:

в г. Норильске – 16130 руб.;

в Северо-Енисейском районе – 15515 руб.;

в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (кроме сельского поселения Хатанга) – 17687 руб.;

сельское поселение Хатанга – 26376 руб.;

в Туруханском районе – 20991 руб.;

в Эвенкийском муниципальном районе –19704 руб.;

в г. Енисейске – 15918 руб.;

в г. Лесосибирске – 12436 руб.;

в Богучанском районе – 15545 руб.;

в Енисейском районе – 16042 руб.;

в Кежемском районе – 15048 руб.;

в Мотыгинском районе – 15918 руб..

Для работников организаций, расположенных в остальных муниципальных образованиях Красноярского края, размер минимальной заработной платы – 10592 руб..

Курганская область 11 163 руб.
Курская область Коммерческие - 11 163 руб.

Бюджетники - 11 163 руб.

Ленинградская область 11 400 руб.
Липецкая область 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 4 квартал 2017 года

Но не ниже 11 163 руб.

Магаданская область Установить размер минимальной заработной платы в Магаданской области работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), - 19 500 руб., за исключением Северо-Эвенского городского округа Магаданской области.

В Северо-Эвенском городском округе Магаданской области работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), установить

минимальную заработную плату в размере 21 060 руб..

Москва Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы.

В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне. Так произошло и в 3 квартале.

Прожиточный минимум за 3 квартал в Москве оказался меньше, чем за 2 квартал.

Поэтому МРОТ в Москве с 1 мая 2018 составляет величину прожиточного минимума за 2 квартал, то есть 18 742 руб.

Таким образом, МРОТ в Москве составляет 18 742 руб.

Московская область Коммерческие 13 750 руб.

Бюджетники 11 163 руб.

Мурманская область 11 163 руб. + северные надбавки
Ненецкий автономный округ 18 567 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для бюджетников

Нижегородская область в организациях внебюджетного сектора экономики - в размере не ниже 11 163 руб. в месяц;

в организациях сектора малого

бизнеса экономики при средней численности сотрудников не более 50 человек, а бюджетников - в размере не ниже 11 163 руб. в месяц;

Новгородская область Прожиточный минимум в регионе, но не ниже 11 163 руб.
Новосибирская область для работников организаций бюджетной сферы - в размере 11 163 руб.

для работников организаций внебюджетной сферы (кроме организаций сельского хозяйства) – в размере 11 163 руб.

Омская область 11 163 руб.
Оренбургская область 11 163 руб.
Орловская область 11 163 руб.
Пензенская область 11 163 руб.
Пермский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, но не ниже 11 163 руб.
Приморский край 11 163 руб.
Псковская область

11 450 руб. для бюджетников

Республика Адыгея 11 163 руб.
Республика Алтай 11 163 руб. для работников организаций внебюджетной сферы, кроме работающих в сфере сельского хозяйства в сфере образования

11 163 руб. для работников организаций в сфере сельского хозяйства и образовании, а также бюджетников

Республика Башкортостан 11 163 + региональные надбавки

С учетом надбавок минимальный размер оплаты труда в Башкирии равен 11 163 руб.

Республика Бурятия 11 163 руб.
Республика Дагестан 11 163 руб.
Республика Ингушетия 11 163 руб.
Республика Калмыкия 11 163 руб.
Республика Карелия для работников государственных и муниципальных учреждений в Республике Карелия минимальная заработная плата - 11 163 руб.

для работников, занятых у сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Карелия (за исключением работников, занятых в организациях по виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство): по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша) 12100 руб., по Республике Карелия, кроме северной части – 11 163 руб.

для работников других работодателей - на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной постановлением Правительства Республики Карелия за третий квартал 2017 года в соответствующем муниципальном образовании в Республике Карелия.

Республика Коми 11 163 руб. по южной природно-климатической зоне Республики Коми

11 163 руб. по северной природно-климатической зоне Республики Коми

11 163 руб. для бюджетников

Республика Крым 11 163 руб.
Республика Марий Эл 11 163 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов

Республика Мордовия 11 163 руб.
Республика Саха (Якутия) 17 388 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для бюджетников

Республика Северная Осетия – Алания 11 163 руб.
Республика Татарстан 11 163 руб.
Республика Тыва 11 163 руб.
Республика Хакасия 11 163 руб.
Ростовская область В размере 1,2 величины прожиточного минимума,

установленной для трудоспособного населения Ростовской области за IV

квартал 2017 года, но не ниже 11 163 руб.

Для микропредприятий и малых предприятий в течение первых трех лет работы – на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Ростовской области за IV квартал предшествующего года но не ниже 11 163 руб.

Рязанская область 11 163 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для бюджетников

Самарская область 11 163 руб.
Санкт-Петербург Установить в Санкт-Петербурге минимальную заработную плату в размере 17 000 руб.

При этом тарифная ставка (оклад) рабочего 1-го разряда не должна быть менее 13 500 руб..

Для бюджетников - 11 163 руб.

Саратовская область 11 163 руб.
Сахалинская область для лиц, работающих в Александровск‐Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах и в городе Южно‐Сахалинске, минимальная заработная плата равна 15600 руб. С 1 октября 2018 года - 15900 руб.

Для тех, кто трудится в Ногликском и Охинском районах, минимальная заработная плата равна 19314 руб. С 1 октября 2018 года - 19686 рубл.

Для работников Курильского, Северо-Курильского и Южно-Курильского районов минимальная заработная плата равна 20800 руб. 1 октября 2018 года -21200 руб.

Свердловская область 11 163 руб.
Севастополь 11 163 руб.
Смоленская область 11 163 руб.
Ставропольский край 11 163 руб.

В соглашении сказано, что зарплата устанавливается в размере прожиточного минимума за 1 квартал 2017 года. Однако этот минимум ниже МРОТ. Поэтому минималка в крае 11 163 руб.

Тамбовская область 11 163 руб.
Тверская область 11 163 руб.
Томская область Минимальная заработная плата в Томской области для работников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов Томской области, работников иных работодателей устанавливается в следующем размере:

“Александровский район”, “Городской округ Стрежевой” в размере 16500 руб.

“Верхнекетский район”, “Каргасокский район”, “Город Кедровый”, “Колпашевский район”, “Парабельский район”, “Чаинский район” в размере 15000 руб.

“Тегульдетский район”, “Молчановский район”, “Бакчарский район”, “Кривошеинский район” в размере 13500 руб.

“Городской округ – закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области” в размере 11250 руб.

“Город Томск”, “Асиновский район”, “Зырянский район”, “Кожевниковский район”, “Первомайский район”, “Томский район”, “Шегарский район” в размере 11 163 руб.

Тульская область 13000 руб. для работников внебюджетного сектора экономики

11 163 руб.для работников государственных и муниципальных учреждений Тульской области

11 163 руб. для бюджетников

Тюменская область Для работников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области 11 163 руб.

Для работников внебюджетного сектора экономики - 11 163 руб.

Удмуртская Республика 11 163 руб.
Ульяновская область для работников основных производств внебюджетного сектора экономики в размере 11 163 руб.

Для бюджетников - 11 163 руб.

Хабаровский край В районах Крайнего Севера:

а) в Охотском районе – 15510 руб.;

б) в Аяно-Майском районе – 14269 руб..

В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (районы: Амурский, Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский, Ульчский, город Комсомольск-на-Амуре), – 12408 руб..

В южных районах Дальнего Востока (районы: Бикинский, Вяземский, имени Лазо, Нанайский, Хабаровский, город Хабаровск) – 11414 руб..

11 163 руб. для бюджетников

Ханты- Мансийский автономный округ – Югра 11 163 руб. + районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера (но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в округе)
Челябинская область 11 163 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для малого и среднего бизнеса

Чеченская Республика 11 163 руб.
Чувашская Республика 11 163 руб.
Чукотский автономный округ 11 163 руб.
Ямало-Ненецкий автономный округ 16 299 руб. с учетом и доплат и надбавок стимулирующего характера

11 163 руб. для бюджетников

Ярославская область 11 163 руб. для коммерческих работодателей (кроме малого и среднего бизнеса)

11 163 руб.для малого и среднего бизнеса

11 163 руб. для бюджетников

На какие пособия влияет МРОТ с 1 мая 2018 года

Кроме зарплаты, новый МРОТ с 1 мая 2018 года также влияет на размер некоторых пособий. Поясним в таблице, в каких случаях пособия с 1 мая изменятся и их потребуется выплачивать в новых размерах.

Пособие Как влияет МРОТ
Больничное пособие
В расчетном периоде отсутствовал заработок либо фактический среднемесячный заработок оказался ниже МРОТ у сотрудника, для которого на момент наступления страхового случая установлен режим неполного рабочего времени. В таком случае средний заработок (МРОТ) для расчета пособия определите пропорционально продолжительности рабочего времени сотрудника
В больничном листе есть отметки о нарушении режима без уважительной причины – пособие считают из МРОТ с даты нарушения и до окончания болезни
Пособие по беременности и родам В расчетном периоде заработка не было или он оказался ниже МРОТ – минимальный размер пособия считают из МРОТ
В расчетном периоде отсутствовал заработок (фактический среднемесячный заработок оказался ниже МРОТ) у сотрудницы, которой на момент начала отпуска по беременности и родам установлен режим неполного рабочего времени. Средний заработок (МРОТ) для расчета пособия определите пропорционально продолжительности рабочего времени
Если страховой стаж менее 6 месяцев, начисленное пособие не может превышать МРОТ за полный календарный месяц
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Среднемесячный заработок для расчета пособия не может быть меньше МРОТ

Президент страны подписал закон о повышении с 1 мая минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума, документ в "Российской газете".

Закон касается четырех миллионов человек, получающих зарплату на уровне минимальной. Она повышается на 17,6 процента - с 9489 до 11 163 рублей (в северных регионах, где есть специальные надбавки, этот минимум будет еще больше). Именно на таком уровне установлен прожиточный минимум (ПМ) трудоспособного россиянина за второй квартал прошлого года. Вслед за этим показателем МРОТ будет ежегодно расти. Но если ПМ будет уменьшаться, "минималка" вслед за ним не снизится.

Ее рост также приведет к повышению пособия по беременности и родам неработающих женщин, оно прямо от нее зависит.

"Повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума - очень важная задача, которая перед нами стояла с 2001 года, когда был принят Трудовой кодекс. Там была предусмотрена норма, что в перспективе мы должны прийти к уравниванию этих двух показателей", - сказал глава минтруда Максим Топилин.

Однако за почти двадцать лет это так и не было сделано. Почему? Одна из причин - представители профсоюзов, работодателей и правительства не могли договориться о темпах и условиях повышения. Гордиев узел разрубил президент, ставший автором закона по повышению минимальной зарплаты.

По словам Максима Топилина, регионам будет выделено 20 миллиардов рублей дополнительной помощи. А всего, по ранее проведенным расчетам, "стоимость" этого закона составляет для региональных бюджетов около 32 миллиардов рублей.

Стоит оговориться, что если МРОТ повышен до 11 163 рублей, то "на руки" россияне, работающие за такую зарплату, будут получать 9712 рублей, поскольку с нее по-прежнему будет браться подоходный налог - 13 процентов.

Как пояснил "Российской газете" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, повышение МРОТ коснется почти четырех миллионов россиян, получающих минимальную зарплату. Примерно половина из них трудятся в бюджетной сфере - преимущественно в системе дошкольного образования, культуры. МРОТ является базовой ставкой для оплаты труда других категорий работников, не только бюджетников. И когда он повышается, работодатели во всех секторах экономики для поддержания сложившейся дифференциации в заработных платах между низкооплачиваемыми, среднеоплачиваемыми и высокооплачиваемыми работниками начинают перераспределять фонд оплаты труда, если он не растет.

Помимо этого, когда МРОТ был ниже прожиточного минимума, у работодателей не было мотивации повышать производительность труда, вкладывать деньги в основные фонды, так как дешевый труд не стимулирует внедрять современные технологии.

Другие эффекты от привязки МРОТ к прожиточному минимуму: дополнительный рост потребительского спроса до 100 миллиардов рублей в год (а это один из драйверов экономики), рост поступлений во внебюджетные фонды и бюджеты муниципалитетов.

Президент России Владимир Путин обсудил с членами правительства экономическую ситуацию в стране. В ходе совещания глава государства заявил о необходимости постепенно уравнять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с прожиточным минимумом. По мнению Владимира Путина, с 1 января 2018 года МРОТ должен составлять 85% от прожиточного минимума, а не позднее 1 января 2019 года - стать равным ему.

На сегодняшний день размер МРОТа составляет 7,8 тыс. рублей, а утвержденный кабинетом министров прожиточный минимум для трудоспособного населения - 10 701 рубль.

В ходе совещания Владимир Путин напомнил, что ранее уже обсуждал тему повышения минимального размера оплаты труда с председателем правительства Дмитрием Медведевым.

Нам нужно решить принципиальную задачу и преодолеть ситуацию, когда минимально возможная заработная плата не покрывает даже базовые расходы граждан, - заявил президент. - Я понимаю всю внутреннюю дискуссию, которая идет в правительстве, понимаю коллег, которые защищают различные точки зрения, потому что такие шаги ведут к серьезным дополнительным расходам государства, собственно говоря, и бизнеса.

Министр социального развития Максим Топилин заявил, что повысить МРОТ, возможно, удастся уже в этом году - в рамках формирования нового бюджета. Президент призвал ориентироваться на возможности бюджета, и внести изменения в законодательство как можно быстрее.

Предлагаю как минимум с 1 января 2018 года повысить МРОТ с нынешних 71–72% от прожиточного минимума трудоспособного населения до 85%. И не позднее - а если правительство посчитает возможным, и раньше, но не позднее 1 января 2019 года - приравнять МРОТ и прожиточный минимум, - предложил глава государства, попросив правительство внести соответствующие предложения в Госдуму вместе с проектом федерального бюджета на ближайшие три года.

Докладывая об экономической ситуации в стране, министр экономического развития Максим Орешкин заметил, что ранее и эксперты, и специалисты его ведомства давали довольно пессимистичные прогнозы. Однако сейчас можно сказать, что они не оправдались.

Во II квартале этого года экономический рост ускорился до уровня в 2,5%, а уровень инфляции по состоянию на начало прошлой недели составил 3,2%. Что в значительной мере превзошло даже наши ожидания - это рост инвестиционной активности. Данные показывают, что по итогам второго квартала рост составил 6,3%. Это очень позитивная новость, потому что реализованные инвестиционные проекты сегодня - это более активный рост экономики завтра, - сообщил министр.

Глава Минэкономразвития подчеркнул, что рост доходов не связан с конъюнктурой цен на нефть, а достигнут за счет увеличения производительности труда. Президент на это заметил, что реальные доходы граждан восстанавливаются достаточно медленно, низкими темпами растет и потребительский спрос.

Вы сказали о восстановлении потребительского спроса. Между тем за последнее время рост розничной торговли составил всего 0,7%, это вы наверняка тоже должны знать, - обратился президент к министру. - С учетом курсовой разницы растет и импорт. Это уже ощущают производители отечественной продукции, это уже видно на полках, это уже видно по тому, как ведут себя торговые сети. Что вы считаете целесообразным сделать? Что бы вы рекомендовали как ведущее экономическое ведомство всему правительству, всему экономическому блоку? - поинтересовался президент.

Максим Орешкин ответил, что, по его мнению, правительство движется в правильном направлении, реализуя комплекс мер, направленных на поддержку инвестиционной активности и обновление производств. Главной задачей министр считает обеспечение конкурентоспособности российских предприятий за счет внедрения новейших технологий.

Задача, конечно же, сохранить конкурентоспособность российских производств, но делать это, считаю, нужно не за счет снижения реальных доходов населения, а в первую очередь за счет инвестиций в новое оборудование, внедрения новых технологий, цифровизации производств, внедрения новых управленческих технологий. Те меры, о которых я говорил, на это нацелены: и снижение административного давления здесь очень важно, и, конечно, предсказуемость в тарифной ситуации тоже является важным элементом, - сказал он.

Владимир Путин отметил, что российская экономика вышла из кризиса и набирает обороты, и в этих условиях нужно сделать всё, чтобы эту динамику сохранить.

О том, что размер минимальной зарплаты в России должен быть установлен на уровне, по крайней мере, прожиточного минимума, говорят слишком давно. Причин для этого масса – от несправедливо низкой зарплаты у миллионов россиян, до несоответствия ее размера современным реалиям жизни в стране. В законодательство соответствующая норма была введена 12 лет назад , и за все это время чиновники не смогли найти адекватного механизма, которым бы эти 2 показателя были бы приведены в соответствие. Хотя разговоры по этому поводу все эти годы не утихали.

Фактической причиной того, что разница в величинах МРОТ и ПМ около 30%, является отсутствие средств в региональных бюджетах, за счет которых соответствующая прибавка к окладам и должна производиться. Даже при незначительном повышении МРОТ бюджеты регионов нуждаются в федеральном дотировании, поскольку не могут самостоятельно справиться с возросшей нагрузкой. Но теперь, по мнению чиновников из Минтруда, нужная формула и условия для уравнивания показателей таки найдены. Карьерист.ру постарался разобраться в такой насущной для россиян проблеме, как величина МРОТ и ПМ.

Не раньше осени 2017

В нынешнем году минимальная зарплата была увеличена больше чем когда-либо до этого – в середине года размер увеличения составил 1,3 тыс. рублей, что позволило достичь отметки в 7,5 тыс. рублей. Но даже такое существенное повышение нельзя назвать достижением, ведь уровень бедности для трудоспособных россиян прожиточный минимум гораздо выше. Данный вопрос касается внушительной части населения – в сентябре вице-премьер Ольга Голодец говорила, что зарплату на уровне МРОТ получает около 5 млн россиян. Получается парадокс, вероятно, характерный лишь для стран бывшего Союза – в России насчитывается 5 млн работающих бедняков, зарплата которых физически не позволяет им выжить, но они выживают! Чиновница назвала явление, когда работающее население является бедным, «неправильным». По ее словам, крайней датой, когда МРОТ должен достичь ПМ, должен стать 2020 год.

Зарплату на уровне МРОТ получает около 5 млн россиян

Хотя сама норма, которая определяет, что МРОТ не может быть ниже ПМ, занесена в законодательство еще в 2004 году. Июльское увеличение МРОТ вселило в граждан с низкой зарплатой надежду – повышение зарплаты сразу на 25% – достаточно серьезный шаг со стороны властей. Но «эйфория» продлилась недолго. Сразу после думских выборов законодатели определились с размером повышения МРОТ на будущий год. Было решено с июля 2017 года поднять его до 7,8 тыс. рублей – то есть на 300 рублей или на 4%. Таким образом, новая минимальная зарплата не позволит даже учесть роста инфляции, который едва ли окажется менее 4% в годичном выражении. Интересно и то, что для повышения зарплаты до нового МРОТ для бюджетников, из казны дополнительно потребуется 5,2 млрд рублей, но коснется оно не 1,4 млн человек (что получается из расчетов повышения на 300 рублей на 1 год), а всего 900 тыс. работников (на которых, к слову, требуется лишь 3,2 млрд).

Но в будущем все исправится – как на Всероссийском семинаре, прошедшем 16 декабря, сказал глава Минтруда Максим Топилин, чьи слова приводя «РИА Новости», в Госдуме и правительстве есть понимание того, что величины МРОТ и ПМ должны быть равны , и в этом вопросе чиновники и законодатели пришли к консенсусу. По словам министра, шаг на уравнивание показателей хотели сделать еще в этом году, но «проблему развязать не получилось». Топилин надеется, что в будущем году решение этого вопроса будет найдено. И учитывая, что новый установленный МРОТ начнет действовать лишь с середины будущего года, едва ли стоит ждать каких-либо изменений в ситуации раньше осени.

Региональные особенности

Подтверждением этого служит и заявление руководства правящей партии, сделанного в конце ноября.

Так, выступая на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым, замглавы парламента Андрей Исаев, чьи слова приводит ИА «REGNUM», заявил, что закон о повышении величины МРОТ до величины ПМ предлагается разработать к осенней сессии 2017 года . Для его подготовки чиновники создали рабочую группу, в которую вошли не только представители верхней и нижней палат парламента, но и министр финансов Антон Силуанов, а также глава Минтруда Максим Топилин. При этом было отмечено, что такое повышение не может быть единовременным, и однозначно будет носить поэтапный характер.

Теперь же один из участников этой группы – Максим Топилин, рассказал про условия, в рамках которых возможно уравнивание ПМ и МРОТ. И по его словам, для этого в размер минимальной зарплаты необходимо включить районные коэффициенты и региональные надбавки , в том числе и жителям Севера. Кроме того, саму минимальную зарплату необходимо сделать региональным показателем – она должна устанавливаться субъектом федерации. Иначе задачу уравнивания МРОТ и ПМ решить попросту невозможно.

Закон о повышении величины МРОТ до величины ПМ предлагается разработать к осенней сессии 2017 года

Получается, что министр предлагает переложить всю ответственность за МРОТ на регионы, которые должны учитывать собственные особенности при определении ее величины. И если сегодня мы имеем разный уровень оплаты труда в разных регионах лишь фактически, то в будущем, в случае реализации предложения Топилина, разница в зарплатах даже в соседних регионах будет узаконена – «соседи» будут вполне обоснованно получать разную зарплату за один и тот же труд. По сути, это напоминает очередное разделение российского экономического пространства на депрессивные и экономически успешные регионы. Фактически это может привести лишь к увеличению внутренней трудовой миграции.

Но вопрос даже не в этом. Дело в том, что ст. 133.1 ТК уже регулирует два предложенных Топилиным условия: мало того, что она разрешает регионам определять собственный МРОТ, так она требует того, чтоб он устанавливался с учетом социально-экономических условий в регионе и установленного в нем прожиточного минимума . Единственное, что размер регионального МРОТ не может быть ниже федерального МРОТ. Топилин же, по сути предлагает отказаться от федерального МРОТ, отпустив регионы, в вопросе определения его размера «в свободное плавание». Мотивы такого предложения пока непонятны, как и то, каким образом это позволит уравнять МРОТ и ПМ. Возможно, федеральный центр пытается полностью снять с себя ответственность за финансирование минимальной зарплаты – после июльского поднятия на 25% регионы потребовали материальной поддержки для обеспечения повышения зарплаты по факту.

Работникам все равно

Интересно и то, что идея передать ответственность за повышение МРОТ до ПМ субъектам федерации не нова – Максим Топилин уже говорил об этом в октябре, ссылаясь на то, что региональный прожиточный минимум учитывает районные коэффициенты и надбавки, а МРОТ – нет. Все это, в случае уравнивания федерального МРОТ и федерального ПМ, поставит в невыгодное положение регионы, где ПМ ниже установленного центральной властью среднероссийского уровня . Более того, в некоторых южных регионах существующий сегодня федеральный МРОТ уже выше регионального ПМ, что серьезно повышает нагрузку на местных работодателей и бюджеты субъектов федерации.

Хотя, основную целевую аудиторию такого повышения – а это около 15 млн работающих россиян, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума, не особо интересует, из какого конкретно бюджета будет выплачиваться их зарплата. Получая доход ниже 10 тыс. рублей, граждане оказываются за гранью выживания, и в такой ситуации им совершенно все равно, кто поможет ее исправить. Другой вопрос, что даже в случае уравнивания показателей МРОТ и ПМ, уровень жизни получающих минималку граждан едва ли можно будет назвать достойным. Это лишь один из инструментов борьбы с бедностью, но не среди безработных и обездоленных, а среди экономически активных граждан, что гораздо хуже для общей характеристики ситуации в стране.

В октябре Топилин говорил про отсутствие общей позиции между чиновниками, профсоюзами и работодателями по поводу уравнивания.

И ее поиски, очевидно, активно ведутся, ведь в планах – подготовить к будущей осени законопроект для плавного уравнивания МРОТ и ПМ, которое, очевидно, произойдет к 2020 году . Если идея будет реализована в той модели, в которой предлагает правительство, это создаст серьезные трудовые диспропорции в вопросах оплаты труда, например, бюджетников, получающих минималку, скажем в Калмыкии и на Чукотке. Исходя из сегодняшних показателей, первые смогут получать 8 тыс. рублей, а вторые, за ту же работу – 18 тыс. рублей. Конечно, нужно делать скидку на стоимость жизни в разных регионах, и чиновники акцентируют внимание именно на этом. Но проблема в том, что показатель прожиточного минимума и фактическая стоимость жизни – это две совершенно разные величины…



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация