Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. Финансы и финансовая деятельность государства

Главная / Суд

Финансовая деятельность государства. Финансовая система РФ.

Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределœения (перераспределœения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной крайне важно стью распределœения и перераспределœения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили крайне важно сть существования денег, кредита и других экономических категорий, что является важным условием существования финансовой деятельности. Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов:

1.методы мобилизации фондов денежных средств.

2. методы распределœения и перераспределœения фондов денежных средств.

Методы собирания (мобилизации)фондов денежных средств делятся на следующие виды:

Налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет.

Метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в пенсионный фонд, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.

Государство использует метод добровольного привлечения денежных средств, в форме вкладов населœения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаᴦ.

Метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемыми на то органами, (судебная, таможенная пошлина и др.)

С помощью метода страхования образуются страховые фонды

Эмиссия денег дополнительный выпуск денежных средств в обращение.

Ко второй группе - методам распределœения фондов денежных средств относятся:

Финансирование;

Кредитование

Выплата страховых возмещений

Осуществление расчетов между различными субъектами.

Финансовая деятельность государства осуществляется через органы, которые руководят и направляют ее в соответствии с наделœенными им полномочиями. Практически всœе органы государства и органы местного самоуправления занимаются финансовой деятельностью. В соответствие со ст. 80,71,78 Конституции РФ высшими органами государственной власти являются Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти. Правительство РФ, которые руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию денеᴦ.

В соответствие со ст. 106 Конституции РФ представительные органы власти в лице Федерального Собрания (после принятия федеральных законов Государственной Думой) рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, а также утверждают бюджеты республик, входящих в состав РФ.

В соответствие со ст. 114.Конституции РФ Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и общее руководство всœеми финансовыми вопросами, а также представляет вопрос об исполнении федерального бюджета.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределœения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом, к которым относятся, к примеру, всœе отношения в области бюджета или всœе отношения в области налогов и кредита.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всœех финансовых институтов (групп экономических отношений) образуют финансовую систему.

Финансовая система- совокупность финансовых и кредитных институтов, при помощи которых государство собирает, распределяет и расходует денежные средства.

Финансовая система Российской Федерации


Государственные финансы включают в себя бюджетную систему, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. На этом уровне осуществляется макроэкономическое регулирование экономики и финансирование базовых социальных потребностей общества.

Страхование является важным звеном финансовой системы. Страхование представляет собой совокупность перераспределительных отношений между участниками страхового договора по поводу создания за счёт денежных взносов целœевого страхового фонда предназначенного для возмещения возможного ущерба в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Страхование является важным средством формирования инвестиционного потенциалы страны. Страховые денежные фонды страховых компаний - ϶ᴛᴏ временно свободные денежные средства, которые могут инвестироваться в производство,недвижимость, ценные бумаги и.т.д.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.

Особое место в финансовой системе государства принадлежит финансам домашних хозяйств, которые имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны.

Финансы бывают централизованными и децентрализованными. Под централизованными финансами понимают финансы государства

и децентрализованными. Децентрализованные финансы подразделяются на финансы предприятий (организаций) и финансы домашних хозяйств.

Понятие ʼʼ домохозяйствоʼʼ охватывает совместно проживающих людей(как правило, это семья), ведущих общее хозяйство. В отличие от семьи, домохозяйство может включать лиц, не являющихся родственниками

(к примеру, совместно проживающей домашней работницы, работника фермерского хозяйства и.т.д.), но вносящих свою долю дохода в бюджет домохозяйства. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, домохозяйство- это экономическая семья, в состав которой входят как объединœенные, так и не объединœенные родственными отношениями члены, совместно проживающие и имеющие общий бюджет.

Финансы домашних хозяйств - ϶ᴛᴏ экономические отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Финансы домашних хозяйств постоянно возобновляются и используются, ᴛ.ᴇ. находятся в состоянии движения, именуемого кругооборотом. Основными стадиями их кругооборота являются доходы и расходы домохозяйств.

Доходы домашних хозяйств включают:

Собственные средства (зарплата͵ доход от подсобного хозяйства, доходы от предпринимательской деятельности);

Мобилизованные средства (полученный кредит, дивиденды, проценты);

Средства, поступившие в порядке перераспределœения (пенсии, пособия,ссуды из бюджетов).

Определœенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.

Важную роль в финансовой системе РФ играют финансы предприятий, организаций, участвующие в создании всœех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение РФ и, следовательно, выполнение всœех намеченных экономических и социальных программ.

Взаимодействие между выделœенными звеньями финансовой системы осуществляется, как правило, при посредничестве кредитно-банковской системы и других финансовых институтов на финансовых рынках.

Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также представления банковских ссуд.

Все вышеперечисленные звенья финансовой системы обладают общими свойствами финансов соответственно как на федеральном, так и на региональном, местном уровне, обеспечивающие движение наличных безналичных денеᴦ.

Помимо высших органов государственной власти в области финансов участвуют специальные органы. Их можно разделить на две группы:

1. государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность, в связи с выполнением своих базовых обязанностей, функций и задач. Это Министерство финансов РФ и министерства финансов республик, входящих в состав РФ, Центральный банк РФ (Банк России).Финансово-бюджетное управление Президента РФ, ведомства, хозяйствующие субъекты;

2. государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. К ним относятся органы финансового контроля в лице системы органов налоговой службы, службы страхового надзора, коммерческих банков, а также других финансово-кредитных органов.

Финансовая система относится к динамичным системам, что обуславливает ее подвижное равновесие, ведущее к развитию и изменению структурных компонентов системы, финансовых институтов,инструментов и технологий, обслуживающих эти компоненты. Финансовая система, постоянно развиваясь, предлагает новые финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков.

Современная финансовая система принимает глобальный характер, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны через всœеобъемлющую международную телœекоммуникационную сеть и систему контрактов, обеспечивающую бесперебойное движение капитала и финансовых потоков.

Финансовая деятельность государства. Финансовая система РФ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Финансовая деятельность государства. Финансовая система РФ." 2017, 2018.

Для реализации задач, поставленных перед государством правящей верхушкой, необходимо широко использовать всю его В результате всей государственной машиной осуществляется деятельность по целенаправленному и планомерному получению, распределению и дальнейшему использованию централизованных и децентрализованных разнообразных денежных фондов или, другими словами, финансовая деятельность государства.

Исходя из седьмой статьи Конституции Российской Федерации, самой главной, определяющей, дающей смысл целью всей этой бурной деятельности является создание таких условий, которые обеспечат человеку достойную жизнь в родной стране и свободное

Государства - это выполнение им функций планомерного получения, распределения и дальнейшего использования всех для осуществления социально-экономического направления в развитии страны, обеспечения её безопасности и обороноспособности. Существуют различные методы по осуществлению такой деятельности.

Широта их выбора зависит от следующих факторов:

1) Субъекта взаимоотношений;

2) Условий использования доступных государству финансовых ресурсов;

3) Условий их аккумуляции.

Методы финансовой деятельности государства можно условно поделить на метод сбора денежных средств и метод распределения собранного и его использования. Среди методов сбора финансовых ресурсов самым важным является сбор налогов. С помощью налогов деньги изымаются в обязательном порядке в известном размере и в строго ограниченные сроки. Другой метод принудительного изъятия средств у населения и юридических лиц - это обязательные взносы в государственные фонды, к примеру, пенсионный фонд или же фонд соц. страхования и тому подобные институты.

Кроме принудительных методов, финансовая деятельность государства в плане сбора средств заключается ещё и в сборе добровольных взносов, к примеру, продаже ценных государственных бумаг (хотя метод с займа можно назвать добровольным лишь отчасти, так как государством предлагается множество механизмов распространения такого рода бумаг, так сказать в своеобразном добровольно-принудительном порядке), вкладах в банки, пожертвованиях и тому подобном.

А вот для распределения и использования в основном применяются такие методы, как финансирование и кредитование. Финансирование предполагает возвратное, но безвозмездное предоставление денежных ресурсов, а кредитование - и возвратное, и возмездное предоставление. Финансирование применяется исключительно для а вот кредитование может быть применено как для государственных, так и для негосударственных организаций.

Финансовую деятельность государства осуществляют все органы власти, каждый в пределах своей компетенции. Государственная Дума, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, принимает законы, регламентирующие все сферы хозяйственных отношений. Эти законы, по которым и будет в дальнейшем осуществляться финансовая деятельность государства, попадают на обсуждение и утверждение в Совет Федерации. Правительство страны представляет собой исполнительную власть, которая занимается разработкой и представлением в Думе бюджета страны, следит за его исполнением и организует это самое исполнение, дает перед Думой отчет, проводит единую финансовую, денежную и кредитную политику на всей территории государства. Для осуществления конкретно финансовой деятельности в пределах Российской Федерации и с её зарубежными партнерами созданы МинФин России, Федеральное казначейство, ЦентроБанк и тому подобные финансовые институты.

Функционально финансы реализуются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления (рис. 1.3). Она осуществляется через органы местного самоуправления и направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления носит публичный характер. Главной, определяющей целью этой деятельности согласно Конституции РФ является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований является составной частью механизма социального управления. Аккумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.

Эффективность финансовой деятельности государства является основным фактором справедливой социальной политики. Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы может осуществляться в форме прямой финансовой поддержки – выделения средств на определенные планы, программы и т.п. Косвенное воздействие может также осуществляться путём предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или предоставления беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. Косвенное воздействие применяется для стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. Возможно применение мер не только поощрительного, но и ограничительного характера.

Финансовая деятельность оказывает свое влияние и на федеративные отношения. Распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также муниципальными образованиями, имеет большое значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей России, а также соответствующих территориальных уровней. Региональная политика в Российской Федерации должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах . Основное их содержание определяется КонституциейРФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к ее финансовой деятельности.

Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание федеральных интересов с интересами субъектов Федерации, должна обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для России в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств, а также требует единой денежной системы.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется Конституцией РФ.


На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Разделение законодательной (представительной) и исполнительной властей . Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти в финансовой деятельности.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается Конституцией РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Финансовая деятельность осуществляется различными методами.

Для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, используются методы обязательных и добровольных платежей (рис 1.4).

Основным методом привлечения денежных средств является налоговый метод , который совместно с методом взимания сборов и пошлин приносит подавляющее количество средств в государственные и местные бюджеты. Наряду с налоговым методом применяется метод сбора неналоговых платежей – штрафов, средств от использования имущества и т.п. Использование метода проведения страхования позволяет создать негосударственные фонды денежных средств, которые выполняют функции возмещения материального ущерба в результате наступления страхового случая. Это позволяет решать социально-экономические проблемы без участия государства. Добровольное привлечение средств заключается в использовании лотерей, займов и пожертвований для дополнительного пополнения государственных и муниципальных денежных фондов. Кроме перечисленных может использоваться метод денежной эмиссии , который обязательно должен применяться для регулирования экономических процессов.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода:

· финансирование – безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств – характерно в основном для бюджетных учреждений;

· кредитование – выделение средств на началах возмездности и возвратности – применяется при отношениях с негосударственными организациями или бюджетами других уровней.

Как уже указывалось ранее, для осуществления финансовой деятельности используются расчетные операции , осуществляемые методами безналичных денежных расчетов в разных формах и платежами наличными денежными средствами. Безналичные расчеты характерны для предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления. Наличные расчеты применяются для платежей населения. Применение безналичных расчетов является более предпочтительным, поскольку они дешевле для государства и легче поддаются контролированию. В последнее время предприятия и организации в своих расчетах с населением стали переходить на безналичные расчеты, осуществляемые посредством банковских карт. При внешнеэкономических операциях используются валютные операции , посредством которых реализуются различные формы международных расчетов.

Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства.

Содержание категории "финансовая деятельность государства" раскрывается в науке финансового права. Несмотря на некоторые отличия в определении финансовой деятельности государства, которые содержатся в юридической литературе. Финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государственной деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для финансового обеспечения деятельности органов государства, безопасности и обороны страны, социаль­но-экономического развития общества.

Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, которая включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение налогов и сборов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.

Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб).

Таким образом, финансовая деятельность осуществляется органами государства всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного управления и самоуправления осуществляется органами местного управления и самоуправления в пределах их компетенции.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели - статистическую и динамическую .

Статистическая цель подразумевает определенную «консерва­цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос­тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно­шениях, валютном регулировании и т. п.

Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство­вания, реформирования и развития финансовых отношений.

Основной же целью социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ­ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли­жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу­дарством запланированных денежных средств в свои бюджет­ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами . Основными из них являются:

1. Принцип законности , который заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Принцип гласности , проявляющийся в процедуре доведения до граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

3. Принцип плановости , означающий, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления , основанная на ст. 121 Конституции Республики Беларусь , согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Вышеперечисленные принципы находят отражение и закрепление в законодательстве, регулирующем разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного управления и самоуправления.

В процессе финансовой деятельности государствами решаются следующие задачи:

1) мобилизации денежных средств:

  • учет возможности получения средств;
  • увеличение денежных средств, поступающих в бюджет;
  • учет и возможности налогоплательщиков;
  • установление особого порядка взимания налогов и сборов;
  • изыскание иных средств мобилизации денег;

2) распределение и использование денежных средств:

  • учет объектов использования денежных средств и их нужд;
  • определение размера каждой потребности;
  • определение размеров и сроков использования денежных средств;
  • определение правового положения распределителей бюджетных средств;
  • строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;
  • обеспечение сохранности денежных средств;
  • выявление резервов расходования денежных средств.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов . Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств.

Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. Метод обязательных платежей является доминирующим, реализуется через механизмы налогообложения, отчисления во внебюджетные фонды, обязательное страхование и т. д. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. п. Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: финансовой политики, экономических отношений, потребности государства в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два основных метода: метод финансирования и метод кредитования. Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение денежных средств на условиях платности и возвратности.

Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. Неправовые – это формы, имеющие локальный характер, т. е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур(например, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства и т. д). Неправовые формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в финансовой сфере

Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области образования, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за выполнением финансовых обязательств перед государством.

Субъекты финансовой деятельности освещаются главным образом как государственные органы и органы местного самоуправления . Естественно, что основная задача по мобилизации и расходованию фондов денежных средств ложится на уполномоченные государственные органы всех ветвей власти.

Основная роль в финансовой деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы государства без исключения занимаются этой деятельностью.

Субъекты, принимающие участие в мобилизации денежных средств в доход государства:

1. Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти. Они руководят бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (раздел VII Конституции Республики Беларусь).

2. Органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами в соответствующей административно-территориальных образованиях, устанавливает местные налоги и сборы и др. Поскольку финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Так, помимо того, что они утверждают местные бюджеты, они обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, государственных страховых фондов.

3. Государственные органы специальной компетенции занимают особое место в мобилизации денежных средств. Такими органами являются: а) Министерство финансов; б) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; в) Национальный банк Республики Беларусь.

4. Все организации, занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Они также могут быть заемщиками по государственному кредиту.

5. Граждане как налогоплательщики также могут быть кредиторами государства путем хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь и как покупатели ценных бумаг государства.

Следовательно, есть субъекты финансовой деятельности, которые являются только участники расходования (использования) денежных средств. Как правило, такими субъектами выступают государственные учреждения образования (школы, лицеи, гимназии, университеты), здравоохранения (поликлиники, больницы) и многие другие так называемые бюджетные организации и учреждения. Они могут быть участниками мобилизации только в том случае, если им будет разрешено заниматься определенным видом предпринимательской деятельности.

Одной из задач государства является накопление бюджетных средств за счет стабильного и эффективного общественного производства, умелого управления и эффективного собственного производства, проведения разумной ценовой, кредитно-денежной и валютной политики, накопление капитала за счет международной торговли.

Финансы - категория финансовой науки, ключевой вопрос науки финансового права. Предмет финансового права проявляется во взаимосвязи с финансовой деятельностью государства. Большую часть финансовых отношений в обществе охватывает финансовая деятельность государства, следует иметь в виду, что не все они подчинены государственно-властной организации. Финансовые отношения внутри предприятий, учреждений, организаций, а также связанные с муниципальной формой собственности строятся на равенстве участников, на диспозитивности сторон и выходят за пределы финансового права.

Предметом исследования финансового права являются финансы государства, то есть экономические отношения по мобилизации, распределения и расходования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и органов местной власти и местного самоуправления для обеспечения расширенного воспроизводства и социально-культурных потребностей. В процессе движения финансов государства происходят распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей. Государственные финансы неразрывно связаны с существованием государства, однако в историческом аспекте е значительно позднее категорией.

Различия между государственными и частными финансами были сформулированы в работе французского ученого П.М. Годме:

1) государственные финансы:

Определяются решениями государства и действиями публичной власти;

Государство может в принудительном порядке обеспечить собственные доходы;

Связанные с денежной системой государства как средство достижения общего интереса;

2) частные финансы:

Зависят от законов рыночной экономики;

Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить собственные доходы;

Денежная система не зависит от воли частного владельца;

Ориентированы на получение прибыли.

Необходимость государственных финансов обусловлена тем, что за любого типа экономических отношений основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами потребностей, которые нельзя удовлетворить через рыночный механизм, то есть через спрос и предложение, а также лично каждым гражданином, в связи с соответствующими о объективными причинами. К ним следует отнести структурную перестройку экономики, борьбу с монополизмом, защита окружающей среды, людей, которые появляются на рынке как потребители - малообеспеченные, инвалиды, дети, престарелые, а также проведение фундаментальных научных исследований, общее образование, подготовку кадров, социальное обеспечение и страхование, здравоохранение и т.

Общеизвестно, что необоснованно высокая доля централизации финансовых ресурсов приводит негативные последствия, поскольку на уровне сплошной централизации трудно осуществлять рациональное распределение и обеспечивать их эффективное использование. С другой стороны, снижение централизации при высокой доли государственной собственности вызывает бесхозяйственность и разные перекосы в распределении и использовании финансовых ресурсов, а в конечном итоге - финансовый разлад в государстве. Нужна также оптимизация перераспределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении населения: если государство чрезмерно вмешивается в перераспределение доли населения в валовом национальном продукте, это подрывает стимулы к труду, снижает темпы экономического роста. В то же время невмешательства государства в этот процесс или значительное сокращение ресурсов также имеет негативные последствия - сдерживает развитие образования, науки, приводит к обнищанию отдельных слоев населения и тому подобное.

Итак, перераспределительные процессы, осуществляемые с помощью государственных финансов, - явление макроуровня, однако роль государственных финансов выражается в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов. Важное значение имеет то, как мобилизуются ресурсы, которыми каналами и в какой форме происходит их движение, по каким критериям их выделяют и используют.

Материальное содержание финансов - это фонды денежных средств. Централизованные фонды средств находятся в распоряжении государства как субъекта публичной власти (государственный бюджет, Пенсионный фонд) и органов местной власти и местного самоуправления (местные бюджеты). За счет собранных в эти фонды средств финансируются государственные и местные расходы, осуществляется капитальное строительство, инвестиционная и инновационная деятельность, содержится социально-культурная непроизводственная сфера - образование, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение; содержатся органы государственной власти, правоохранительные органы и т.

Децентрализованные фонды средств создаются в рамках отдельных субъектов хозяйственной деятельности и определенных отраслей экономики (как за счет собственных доходов, так и за счет государства). их используют органы государственной власти для финансирования расходов государства, однако они играют существенную роль на финансовом рынке страны. В частности, за счет этих средств мобилизуются финансовые ресурсы государства путем уплаты налогов. Они осуществляют движение в кредитно-финансовой системе, в т. Ч. В банковской, и дают дополнительные прибыли как владельцам, так и кредитно-финансовым учреждениям и, соответственно, государству.

Совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств является финансовыми ресурсами государства, которые отражаются в ее сводном финансовом балансе.

Таким образом, финансовая деятельность государства - планируемая деятельность в сфере мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения задач и функций государства.

Понимание государством определяющей роли финансов для выполнения ее задач и функций, которые зависят от конституционного строя и государственной политики указано в ч. 2 ст. 92 Конституции Украины: "Исключительно законами Украины устанавливаются: 1) Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины, система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины, порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга, порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы... ".

Одной из функций государства является формирование денежной системы страны и обеспечения нормального ее функционирования. Ст. 99 Конституции Украины: "денежной единицей Украины является гривна. Обеспечение ее стабильности - основная функция центрального банка государства - НБУ".

Финансовыми инструментами, обращающимися через централизованные и децентрализованные фонды, есть не только деньги, но и ценные бумаги, эмитированные как государством, так и субъектами хозяйствования, и валютные ценности. Валютными ценностями, согласно декрету КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля", является валюта (национальная, иностранная наличная или безналичная), ценные бумаги, драгоценные металлы и драгоценные камни и тому подобное.

Централизованные фонды государства (Государственного банка Украины, местные бюджеты, специализированные фонды) являются денежными, поскольку осуществление расходов требует денежных расчетов.

Вместе с тем децентрализованные фонды могут содержать не только деньги, но и другие финансовые инструменты.

Принципы осуществления финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления делятся на общих правовых, отраслевые, межотраслевые и принципы отдельных правовых институтов отрасли права.

В-правовые: законность; принцип верховенства права; суверенитет государства; равенство всех форм собственности; право собственности народа Украины на природные объекты и другие принципы, заложенные в Конституции Украины.

Отраслевые принципы е базовыми для определения круга субъектов, участвующих в финансовых отношениях, и объектов правового их регулирования. В частности, как отмечал П.С. Пацуркивский, принципы финансовой деятельности государства гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь финансового законодательства и финансовой политики, является своеобразным камертоном всей дальнейшей нормотворчества в этой сфере общественных отношений.

Отраслевые принципы финансовой деятельности:

1) публичный характер финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, например, принятие и публикации законов;

2) принцип распределения функций между представительными органами и органами исполнительной власти в сфере финансовой деятельности, например, полномочия Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины. Приоритет представительных органов государства и местного самоуправления перед исполнительными органами;

3) приоритет публичных расходов над доходами (для государства расходы являются первичными, а доходы - вторичными, для частных субъектов - наоборот);

4) контроль в сфере финансовой деятельности государства, осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности и имеет широкий круг участников, наделенных компетенцией в сфере финансового контроля;

5) другие принципы: единства финансовой и денежной системы государства; финансовой безопасности государства; межотраслевого характера финансовой деятельности государства; гласности, плановости, целевого использования финансовых ресурсов и т.

Государство реализует распределительную, перераспределительные и контрольную функции финансов, что выражается через методы финансовой деятельности, то есть способы, которые делятся на три основные группы, что связано с ролью и назначением государственных финансов:

1. Методы мобилизации фондов средств. Мобилизация - это комплекс мероприятий, которые осуществляются в государстве с целью планомерного формирования фондов средств. Сбор средств осуществляется с помощью обязательного и добровольного методов мобилизации. Обязательный метод является, по сути, взиманием налогов, сборов и других обязательных платежей, за счет которых и формируются преимущественно доходная часть бюджетной системы страны и целевые фонды средств. Государство на уровне закона устанавливает виды обязательного платежа, размеры, ставки, объекты и плательщиков, порядок взимания. Метод обязательных отчислений применяется и в процессе проведения обязательного государственного страхования.

Добровольный метод мобилизации предполагает и реализуется посредством денежно-вещевых лотерей, благотворительной помощи, подарков. Особенно это касается займа, осуществляется государством и органами местного самоуправления путем эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг с целью покрытия дефицита бюджета или выполнения определенных целевых программ. В частности Бюджетный кодекс Украины доходами бюджета считает все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины, включая трансферты, подарки, гранты.

2. Методы распределения средств: финансирование и кредитование. Финансирование - необратимый, бесплатный целевой отпуск средств, осуществляется на основе утвержденных финансовых планов по соответствующему централизованного фонда денежных средств; кредитования - выделение средств на определенный срок на основе возмездности и возвратности с соблюдением целевого назначения. Эти методы, в свою очередь, делятся на несколько подвидов в зависимости от объектов и субъектов, участвующих в отношениях по распределению финансовых ресурсов. В частности бюджеты учреждения могут получать средства на условиях как финансирование, так и кредитования.

Распределение средств является также одним из важных направлений финансовой деятельности государства. Именно при распределении средств четко прослеживаются приоритеты государственной политики и ее соотношение с функциями государства, в т. Ч. Закрепленными в законодательстве (прежде всего в Конституции Украины). На этом этапе отображается Перераспределительная функция финансов. Распределение средств осуществляется на основании БКУ в соответствии с утвержденными годовых финансовых планов как государства (государственный бюджет), так и отдельных субъектов (местные бюджеты, бюджетные росписи, сметы бюджетных учреждений и т.п.).

3. Методы использования финансовых ресурсов: плановость; целевой характер использования средств; эффективность; экономия и научный подход в определении объемов расходов и др. Расходы осуществляются по экономическому назначению (по сферам и экономическими операциями, в которые направляются средства) и по функциональному назначению (по направлениям направления средств на выполнение функций государства, АРК, органов местного самоуправления и т.п.).

Назначение метода финансового контроля является достаточно важным, поскольку финансовых ресурсов всегда не хватает, их мобилизация и расходование регламентируются специальными правовыми нормами. Финансовый контроль является постоянным и всесторонним, поскольку фактически охватывает все аспекты деятельности государства, а также юридических и физических лиц. Отсюда вытекают и широкие полномочия органов финансового контроля. Финансовая деятельность каждого субъекта должна быть прозрачной и осуществляться в рамках действующего законодательства.

В сфере финансовой деятельности происходит постоянная постепенная гармонизация с законодательством других стран и организаций, например ЕС. Одной из сфер такой гармонизации является отрасль финансового права и его подотрасли - фискальное, банковское, бюджетное законодательство. Такая гармонизация финансовых систем обеспечит более полную и качественную сотрудничество между Украиной и международным сообществом.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация