Знак правовой охраны смежных прав

Главная / Налоги

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли - охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе "Смежные права: основные положения" Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической .

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия "смежные права". С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights » и «related rights ». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими » можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения - . Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение - объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение - объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.



Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и . Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны ). Объективная форма - это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

5. Субъекты смежных прав

Теме « » посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .


Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с . Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему ""

1) Исключительное право - право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .


В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

1. Российское авторское общество - http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности - http://rosvois.ru

3. о правах, смежных с патентными

Новая редакция Ст. 1305 ГК РФ

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре либо иным образом в соответствии со статьей 1310 настоящего Кодекса при использовании фонограммы или исполнения и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Комментарий к Ст. 1305 ГК РФ

Положения российского законодательства о знаке охраны и его элементах соответствуют ст. 11 Римской конвенции 1961 г. Таким образом, знак охраны смежных прав унифицирован для 83 государств, на настоящее время подписавших Конвенцию.

Помещение на экземпляры фонограммы знака охраны является правом, а не обязанностью правообладателя. Отсутствие знака не влияет на охрану соответствующих смежных прав в России, однако национальное законодательство других государств в качестве условия предоставления ими охраны прав изготовителей фонограмм и (или) исполнителей может требовать обязательного использования знака охраны.

Другой комментарий к Ст. 1305 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Знак правовой охраны смежных прав не имеет в Российской Федерации правоустанавливающего значения. Он используется изготовителем фонограммы и исполнителем (а также любым другим обладателем исключительного права на фонограмму или исполнение, к которому такое право перешло от изготовителя фонограммы или исполнителя) для оповещения третьих лиц о принадлежащем ему исключительном праве.

Упомянутый знак правовой охраны введен ст. 11 Римской конвенции. Она устанавливает, что при наличии такого знака на фонограмме (или ее упаковке) должны считаться соблюденными те формальности, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством некоторых стран - участниц Конвенции в качестве условия для предоставления охраны прав изготовителей фонограмм и артистов-исполнителей. Международными соглашениями не предусмотрено введение подобного знака охраны для прав организаций эфирного и кабельного вещания, поэтому возможность использования подобного знака в отношении объектов их прав отсутствует и в российском законодательстве о смежных правах.

Отсутствие знака правовой охраны не лишает правообладателя возможностей защиты своих прав. Вместе с тем его размещение на экземплярах фонограммы (или ее упаковке) может облегчить доказывание наличия таких прав в случае спора.

2. В статье 1305 впервые вводится понятие экземпляра фонограммы как копии такой звукозаписи на любом материальном носителе, которое неоднократно используется в гл. 71 ГК. В качестве материального носителя могут выступать, например, цифровой диск, пластинка, кассета, карта памяти, память ЭВМ. Экземпляром признается копия, включающая не только все звуки, зафиксированные на фонограмме, но и часть таких звуков. В определении экземпляра фонограммы также подчеркнуто, что наряду со звуками на такой копии могут быть зафиксированы отображения звуков. Под отображением звуков понимается их цифровая обработка, поскольку для восприятия такой записи слухом необходимо ее преобразование при помощи специальной техники. Указание на непосредственное или косвенное изготовление копии с фонограммы также связано с особенностями различных современных технических способов записи. Уточнения подобного рода призваны облегчить унификацию норм российского законодательства о смежных правах с положениями международных соглашений, в которых Российская Федерация участвует или собирается принять участие (например, ДИФ).


[Гражданский кодекс РФ] [Глава 71] [Статья 1305]

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.


1 комментарий к записи “Статья 1305 ГК РФ. Знак правовой охраны смежных прав”

    Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав

    Комментарий к статье 1305

    1. В соответствии с п. 2 ст. 1304 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей, в том числе государственной регистрации. Проставление знака правовой охраны смежных прав является правом, а не обязанностью обладателя исключительного права на фонограмму или исполнение и является одним из доказательств наличия смежных прав. В то же время отсутствие этого знака не лишает принадлежности смежных прав.
    ———————————
    В Российской Федерации, как и в некоторых других странах (например, в США), возможна факультативная регистрация объектов смежных прав, не влияющая на их возникновение.

    2. На экземпляре фонограммы может быть проставлено несколько знаков охраны смежных прав с указанием имен, наименований обладателей смежных прав. Кроме того, на экземпляре фонограммы могут быть проставлены и знаки охраны авторских прав (см. комментарий к ст. 1271 ГК).
    3. Комментируемая статья устанавливает знак охраны смежных прав, который может быть использован изготовителем фонограммы или исполнителем, а также иным обладателем исключительного права на фонограмму или исполнение в информационных целях. Данный знак состоит из трех элементов: 1) латинской буквы «P» в окружности; 2) имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; 3) года первого опубликования фонограммы, что предусмотрено ст. 11 Римской конвенции. В тех случаях, когда в отношении фонограмм Договаривающееся Государство в силу своего внутреннего законодательства требует соблюдения формальностей в качестве условия предоставления охраны прав производителей фонограмм или артистов-исполнителей или тех и других, они должны считаться соблюденными, если все находящиеся в продаже экземпляры опубликованной фонограммы или их упаковки имеют надпись, состоящую из буквы «P» в окружности с указанием года первой публикации, помещенную таким образом, чтобы ясно показать, что фонограмма охраняется; если на экземплярах или на упаковке не упоминается производитель фонограммы или обладатель лицензии на это, выданной их производителем, то надпись должна также включать фамилию обладателя правами производителя фонограммы; более того, если на экземпляре или их упаковке не указываются основные артисты-исполнители, то в надписи должна также указываться фамилия лица, обладающего правами таких артистов-исполнителей в стране, где осуществлена запись. Знак охраны смежных прав может иметь правоустанавливающий характер в ряде Договаривающихся Государств, которые связывают возникновение прав исполнителя/производителя фонограммы с соблюдением формальностей.
    Аналогичная норма предусмотрена в ст. 5 Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г., согласно которой в тех случаях, когда одно из государств-участников в соответствии со своим национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограмм, распространяемые среди публики, или их упаковка имеют специальную надпись в виде буквы «P» (в окружности) с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной; если копии или их упаковка не устанавливают производителя фонограмм, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии.
    4. Новеллой комментируемой статьи является определение понятия «отображение звуков», что имеет важное значение для цифровой формы записи звуков. Фонограммой признается запись не только самих звуков, но и их отображений, позволяющих восстановить оригинальный звуковой ряд с помощью техники.

Добавь к себе

"...Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств..."

Источник:

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011)

"Знак правовой охраны смежных прав" в книгах

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

146. Как осуществляется унификация сроков охраны авторского и смежных прав в ЕС?

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

146. Как осуществляется унификация сроков охраны авторского и смежных прав в ЕС? Важным решением, послужившим основанием для принятия Директивы 2006/116/EC о согласовании сроков защиты авторских и смежных прав, явилось решение Суда ЕС по делу «EMI v. Electrola». В решении по этому

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав 1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм

III. Сфера международной охраны и государственной политики в области авторского права и смежных прав

Из книги Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы автора Близнец Иван Анатольевич

III. Сфера международной охраны и государственной политики в области авторского права и смежных

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав,

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 1305. Знак правовой охраны смежных прав Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав,

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 7. 12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав 1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм

Уведомление об авторских правах (знак охраны авторских прав)

автора Козырев Владимир

Уведомление об авторских правах (знак охраны авторских прав) В ст. 9 Закона предусмотрена возможность использования особого знака охраны авторских прав – ©, который может размещаться на экземплярах произведения по усмотрению обладателя исключительных авторских прав.

Особенности охраны смежных прав

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Особенности охраны смежных прав Таким образом, наряду с авторскими правами, которые в соответствии с доктринальным подходом должны обеспечивать охрану произведений, российское законодательство предусматривает три группы смежных прав, которые как бы примыкают к

Особенности охраны объектов смежных прав, созданных в период существования СССР

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Особенности охраны объектов смежных прав, созданных в период существования СССР В период существования СССР смежные права законодательством не предусматривались, однако это не означает, что полностью исключены из охраны созданные в те годы записи исполнений (включая

Особенности охраны смежных прав иностранных лиц

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Особенности охраны смежных прав иностранных лиц Большинство иностранных объектов смежных прав в России в настоящее время не охраняется.До 26 мая 2003 г. (даты присоединения России к Римской конвенции) подавляющее большинство иностранных объектов смежных прав в России

Уведомление о смежных правах (знак охраны смежных прав)

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Уведомление о смежных правах (знак охраны смежных прав) Законом предусматривается, что обладатели исключительных смежных прав могут для оповещения о своих правах использовать особый знак охраны смежных прав, состоящих из трех элементов:1) латинской буквы «Р» (от англ.

Сроки охраны авторских и смежных прав

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Сроки охраны авторских и смежных прав Согласно вводным положениям к ГК РФ (ст. 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3) система исчисления сроков охраны авторских прав с 1 января 2008 г. будет немного упрощена.Установленный в настоящее время срок охраны (70 лет после

ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ Термин «авторское право и смежные права», равно как и понятие «интеллектуальная собственность», в Договоре о ЕС не использовался. Объясняется это тем, что в странах романогерманской правовой традиции

Знак правовой охраны смежных прав

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов -- латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств (ст. 1305 ГК РФ).

Нарушение авторского права и ответственность

Права владельца авторского права считаются нарушенными, если те или иные действия, которые должны им санкционироваться, были совершены кем-либо без его согласия. Несанкционированное копирование охраняемых авторским правом материалов для коммерческих целей и несанкционированные коммерческие операции с этими копированными материалами называются пиратством.

Существенным признаком пиратства является то, что несанкционированные действия совершаются с целью получения коммерческой выгоды. Пиратство очень часто совершается организованно. При этом имеет место не только несанкционированное копирование произведения, но также последующие продажа или распространение незаконно репродуцированных копий, что предполагает использование какой-либо формы организованной системы распределения. Потребителю очень часто виден лишь последний этап всего процесса распределения продукта, когда в какой-либо торговой точке продается незаконно репродуцированное произведение. Однако здесь важно иметь в виду, особенно при решении вопросов борьбы с пиратством, что за такой торговой точкой скрывается организованное предприятие, которое занимается незаконным репродуцированием охраняемых произведений и распространением их среди населения через сеть таких торговых точек.

Хотя пиратство и не новое явление, последние технологические достижения привели к тому, что пиратство приняло устрашающие размеры и угрожает сейчас самим основам авторского права.

Первыми из этих достижений являются те прогрессивные средства, которые могут быть использованы для донесения до потребителя результатов интеллектуальной деятельности. Печатное слово все более и более вытесняется аудио- и видеозаписями в виде грампластинок, кассет, магнитных лент и видеофильмов. К расширению доступных средств записи и передачи различной информации привело также широкое распространение компьютеров.

Система авторского права среагировала на использование этих достижений технологии расширением перечня тех объектов, на которые распространяется авторское право. В настоящее время оно охватывает не только книги, но также музыкальные и художественные произведения, видеозаписи, радио- и теплопередачи, а в некоторых странах и компьютерные программы. Результаты указанных технологических достижений в области доведения до публики результатов интеллектуальной деятельности являются, без всякого сомнения, полезными для общества в целом. Они обогатили природу взаимоотношений автора с обществом. Однако одним из "побочных продуктов" этого технологического развития стало то, что увеличился масштаб пиратства и уменьшились возможности осуществления контроля со стороны авторов за распространением и использованием своих произведений.

Одновременно с успехами в области доведения до публики результатов интеллектуальной деятельности были серьезные достижения и в области разработки средств репродуцирования материальных носителей результатов интеллектуальной деятельности. Вследствие развития этих средств возникла разница в стоимости между осуществлением оригинальной записи автором и его деловыми партнерами и репродуцированием этой оригинальной записи третьими лицами. При создании фильма, например, продюсер должен за счет собственных средств и средств его партнеров-инвесторов профинансировать работу автора сценария и всех других лиц, которые принимали участие в этой работе, композитора, актеров, вспомогательного персонала, он должен оплатить аренду площадей и используемых объектов, а также дорогостоящее оборудование, используемое для записи звука и изображения. Но после получения материального носителя, особенно если этим носителем является магнитная лента, дальнейшие копии записи могут быть получены очень легко и при малых затратах. Таким образом, развитие технологии привело к тому, что лица, занимающиеся пиратством, могут нелегально получить версии оригинального произведения. А так как им не нужно оправдывать затраты на создание произведения, то их копии обычно продаются по сниженным ценам, что подрывает возможности авторов и продюсеров получить справедливое экономическое и моральное вознаграждение за свою работу и оправдать затраты.

В Российской Федерации ответственность за нарушение авторского права предусматривается рядом законодательных актов, которые предусматривают различные виды ответственности: гражданско-правовую, административную и уголовную.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация