Право на информацию рф. Право граждан на информацию в конституции российской федерации

Главная / Налоги

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.



3. Содержание права на информацию.

1. Понятие права на информацию.

Право граждан на получение информации гарантировано ст. 24 и 29 российской Конституции. Наиболее существенная для граждан правоустанавливающая норма содержится в п. 4 ст. 29, которая гарантирует, что "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом".

В этой же части статьи установлено ограничение на действия с информацией, составляющей государственную тайну. Закон РФ "О государственной тайне и Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" от 30 ноября 1995 г. содержат определение сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны. Этот перечень является исчерпывающим.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России.

Все граждане обладают равным правом на информацию. Оно может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспе- чения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Свобода информации, кроме того, ограничена правом каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, а также правом на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения в этом последнем праве допускаются только на основании судебного решения.

Провозглашенное нормой Конституции РФ право каждого на поиск, получение и передачу информации по сути дела является информационным правом гражданина, которое, в свою очередь, корреспондируется с обязанностями государства по обеспечению этих прав, также закрепленных в Конституции РФ.

К числу информационных прав и свобод также можно отнести:

право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);
право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);
гарантированную государством свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29);
гарантированную государством свободу массовой информации, запрет цензуры (ч. 5 ст. 29);
право распространять религиозные и иные убеждения (ст. 28);
право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42), о фактах, создающих угрозу жизни и здоровью людей (ст. 41);
свободу выбора языка общения и творчества (ч. 2 ст. 26);
свободу всех видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44).

2. Субъекты права на информацию.

Частично этот вопрос затронут в главе о субъектах информационного права.

Наиболее крупная классификация субъектов в системе реализации права на информацию позволяет выделить виды таких субъектов, как "человек", "гражданин " – физическое лицо ; "население "; "юридическое лицо", "организация "; "орган государственной власти ", "орган местного самоуправления"; "общественные образования", "государство", "межгосударственные образования". Право каждого из видов обозначенных субъектов на информацию реализуется с учетом общего правового статуса этих субъектов и их роли в определенном правовом пространстве, а в конкретной ситуации – с учетом конкретного субъективного права на информацию и организационной формы его реализации в пределах правоспособности и дееспособности субъекта. Именно это многообразие субъектов информационного права и их правомочия по реализации всех форм проявления права на информацию и должно было бы стать предметом общего единого базового закона "О праве на информацию".

О правах на информацию человека и гражданина Во всем многообразии субъектов, реализующих отношения по поводу производства, получения и использования информационных ресурсов, человек и гражданин является первичной фигурой. Для определения статуса этого субъекта в области права на информацию необходимо установить его наиболее точную юридическую характеристику.

Такая характеристика имеет, по крайней мере, три грани:

А) формально-правовую, связанную с признанием права в форме его позитивного юридического оформления в законе отдельного государства и международного сообщества;

Б) сущностную, связанную с нормативно закрепленным содержанием данного права, реализуемого через определенные полномочия и корреспондирующие ему правовые обязанности;

В) процессуальную, регулирующую порядок реализации права.

1. Государственно-правовой подход при легитимации прав индивида использует термины "гражданин" и "каждый" (по статьям Конституции РФ о правах человека и гражданина). Эти термины привязаны к законодательству, действующему в определенных территориальных границах государства, которое через институт гражданства обязывает государство гарантировать реализацию прав граждан на своей территории. Юридическая наука различает систему публичных и гражданских прав и рассматривает гражданина в качестве субъекта национального публичного и гражданского права. Как видно из приведенного выше текста, право на информацию включается и в систему публичного, и в систему гражданского права РФ.

Вместе с тем строго территориальные рамки прав граждан расширяются двумя способами:

1) Конституция РФ предусматривает распространение прав и обязанностей граждан своего государства на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62);

2) Конституция РФ в процессе легитимации прав граждан использует не только термин "гражданин", но и термин "человек", объединяя их в понятии "каждый". Этим приемом Конституция РФ включает граждан своей страны в систему международного права, регулирующего права человека независимо от его государственно-правового статуса. Глава 2 Конституции РФ называется "Права и свободы человека и гражданина", а ст. 62 Конституции РФ предусматривает возможность гражданину России иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.

Эти нормы Конституции РФ, распространяемые и на сферу права на информацию, выводят это право из границ "территории" государства в рамки "пространства", имеющего глобальный, межтерриториальный характер. Эта особенность правового статуса гражданина Российской Федерации создает легитимную основу гибкого, мягкого включения граждан России в мировое информационное пространство.

2. Содержательная сторона права на информацию, как уже говорилось, имеет достаточно широкий диапазон. По сравнению с нормами Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах конституционная основа этого права человека и гражданина в Российской Федерации предусматривает наряду с такими формами его реализации, как свобода мысли и слова, свобода поиска, получения и распространения, также и свободу "производить" и "передавать" информацию любым законным способом. Это расширяет фронт и позитивного, и субъективного права человека и гражданина, действующего в рамках российского законодательства.

Отмеченное обстоятельство обязывает и законодателя учитывать все позиции (а их следует рассматривать как конституционно определенные формы реализации права на информацию), урегулировать содержательную и процедурную стороны отношений, связанных с рассматриваемым предметом. Это касается политической, гражданско- правовой и социальной сфер жизнедеятельности человека и гражданина, в которых реализуется его конкретное право на информацию.

С этой точки зрения и следует рассматривать назначение и содержание законов, которые регулируют отношения, связанные с реализацией права на информацию. Но сегодня именно понимание содержательной стороны проектов закона о праве граждан на информацию является в определенной мере конфликтным. Одна группа разработчиков, которая представила проект такого закона в Государственную Думу, считает возможным ориентироваться только на позицию доступа к информации, т.е. реализацию конституционного права искать и получать информацию. Все остальные формы реализации этого права по данному проекту остаются за пределами закона "О праве доступа к информации". Он лишается качества комплексного закона в части права граждан на информацию.

С другой стороны, этот же закон рассчитан на применение не только к гражданам, т.е. индивидуально представленным субъектам отношений, но и к другим субъектам. По крайней мере, к юридическим лицам. Это также вызывает возражение, ибо не учитывает специфики субъектов коллективного свойства, их статуса и форм деятельности в информационной сфере. Компромиссным решением в пользу принятия федерального закона о доступе является позиция, согласно которой термин "доступ" трактуется как реализующий все формы права на информацию.

В ст. 8 Закона об информации, которая называется "Право на доступ к информации", выделяются две группы субъектов. Это граждане (физические лица) и организации (юридические лица). Они вправе осуществлять поиск, получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами. В ч. 2 этой статьи установлено, что гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Выделяем последнюю часть нормы в силу ее неопределенности. Для правоприменения важны критерии отнесения сведений к "затрагивающим права и свободы гражданина". Часто это положение трактуется только как область непосредственных интересов гражданина в социальной сфере. Однако следует учитывать, что человек и гражданин – нс только обыватель, зависимый от властных и иных структур. Он и избиратель, и предприниматель, и семьянин, и служащий, и носитель творческих способностей – субъект всего диапазона конституционных прав. Его интересует очень большой спектр информации. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" в известной мере это учитывает и определяет более 50 видов сведений, которые должны быть представлены для всеобщего сведения через сайты федеральных органов государственной власти. Обязательность создания таких сайтов и поддержание их содержания в соответствии с постановлением правительства имеет свою историю. Имеем в виду ряд судебных процессов, инициированных Институтом свободы информации (Санкт-Петербург).

Но и это не исчерпывает всего фронта информации, которая должна быть доступна человеку. Такие формы, как библиотеки, музеи, архивы, разные фонды, информации из вестны. Они дополнены сегодня таким богатым и одновременно опасным источником, как Интернет. Все это говорит в пользу более глубокого регулирования права на информацию человека и гражданина в Российской Федерации.

В заключение отметим, что предлагаемый подход к решению вопроса о содержании закона "О праве на информацию" соответствует и выводу экспертной комиссии Европейского Совета. Этот вывод был сделан но докладу руководителя рабочей группы и одобрен предварительной экспертизой на конференции по вопросам развития законодательства в области информации и информатизации в России, которая состоялась в Москве в октябре 1996 г.

3. Третий аспект правового оформления права на информацию – процессуальный. Частично он реализуется на уровне федерального закона. Это не только запрос и порядок его обеспечения. Есть немало ситуаций, которые требуют более детального урегулирования порядка, например, передачи информации от собственника к другим пользователям, правил распространения своей собственной информации или информационного ресурса, принадлежащего другим лицам.

Важное место занимают процедуры защиты права на информацию и самого информационного ресурса от различных угроз. В настоящее время все большее внимание уделяется не только компьютерным преступлениям, но и правонарушениям в области работы с информацией, ее использования, распространения. В УК РФ содержится около двух десятков статей, предусматривающих составы уголовных преступлений, связанных с проблемой нарушения безопасности в области информации и права на информацию. В КоАП РФ имеется специальная глава по вопросам информации и связи. Это лишний раз подчеркивает значение вопроса о более глубокой проработке процессуальной стороны позитивных отношений по поводу применения права на информацию и одновременно отношений, связанных с реализацией правоохранительных функций государства.

Вопросы определения права собственности, исключительных прав авторов, соблюдения режима ресурса по категории доступа и защиты, правильности документирования и т.д. – все это требует специальных методик, инструкций для держателей информационных ресурсов, соблюдения правил пользователями и, конечно, полной и ясной информации о таких правилах. В этой части непочатый край работы. Необходимо обновление правил пользования архивами, библиотеками, поисково-справочными системами различных организаций и учреждений, реализующих функции социально-экономического, культурного, идеологического характера. Для решения этих проблем необходим базовый закон "О праве на информацию".

Закон о праве граждан на информацию призван обеспечить получение гражданином информации, необходимой прежде всего для реализации всех его прав и свобод, для удовлетворения всех его жизненно важных интересов. Это касается его личной жизни, жизни семьи, но не только. Гражданин имеет право на получение, производство и распространение информационного продукта, который он сам создает или приобретает за свои средства. Он может заниматься и предпринимательством в области информации и информатизации без образования юридического лица, если это не запрещено законом. Все это свидетельствует о приоритете правового регулирования права граждан на информацию не только через призму "доступа" к информации.

Однако это право не безусловно – оно реализуется «законным способом», то есть в тех пределах, которые очерчены действующим законодательством. Установление таких пределов на основании федерального закона самой Конституцией Российской Федерации прямо связывается с необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц, защиты нравственности, здоровья, безопасности государства (статья 55).

Поэтому порядок реализации права граждан на информацию раскрывается в специальных федеральных законах, среди которых два нормативных правовых акта – Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О персональных данных» - имеют основополагающее значение.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вся информация по критерию ее доступности подразделяется на две категории – открытого доступа (общедоступная) и ограниченного доступа, для получения которой существуют те или иные условия и ограничения.

Информация открытого доступа.

К общедоступной относится общеизвестная и иная информация, доступ к которой не ограничен (статья 7 Федерального закона «Об информации…»). Такая информация может использоваться ее получателями свободно, по своему усмотрению, если только для ее использования не установлены специальные ограничения.

По общему правилу, открытой является информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления – если иное не установлено федеральными законами (статья 3 Федерального закона «Об информации…»).

Развивая это правило, законодатель говорит о том, что любой гражданин вправе получать от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы (статья 8 Федерального закона «Об информации…»). Отказ в предоставлении такой информации, при условии соблюдения гражданином порядка обращения за получением информации, является неправомерным и может быть оспорен гражданином в суде.

Следует отметить – при необходимости гражданин вправе в письменном заявлении на имя руководителя государственного, муниципального органа, организации просить также выдачи копий документов, необходимых для решения вопросов, касающихся его прав и законных интересов (пункт 1 Указа Президиума ВС СССР «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» от 04.08.1983 № 9779-Х).

В отношении нижеперечисленной информации какие-либо ограничения доступа установлены быть не могут:

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций, государственных органов и органов местного самоуправления;

Информация о состоянии окружающей среды; - информация о деятельности государственных и муниципальных органов, об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

Информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

Закон гарантирует бесплатность предоставления информации в следующих случаях:

Если информация о деятельности государственных и муниципальных органов размещается такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях (Интернет);

Если информация затрагивает права и обязанности заинтересованного лица.

Установление государственным органом, либо органом местного самоуправления, их должностными лицами платы за предоставление информации возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральным законом.

Следует отметить, что действующее законодательство об информации предоставляет широкие полномочия обладателю информации – он вправе, в частности, разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа. При этом данное право обладателя информации не может нарушать прямо предусмотренное федеральным законом право гражданина на доступ к той или иной информации. Это означает, что установление произвольных ограничений, запретов на доступ к информации неправомерно (часть 4 статьи 29, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 № 3-П).

Так, не может быть признана коммерческой тайной такая социально значимая информация, как:

О задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

О численности и составе работников предприятия, о системе оплаты и об условиях труда, об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

О загрязнении предприятием окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;

Сведения, содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности (статья 5 Федерального закона «О коммерческой тайне»).

Информация ограниченного доступа.

Важное требование к обладателям информации ограниченного доступа, которым она стала известна в связи с исполнением должностных обязанностей – соблюдение конфиденциальности такой информации (она не может быть передана третьим лицам).

Особой категорией охраняемой законом информации являются персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации гражданину, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая соответствующая информация (статья 3 Федерального закона «О персональных данных»).

Такая информация, по общему правилу, должна оставаться конфиденциальной для третьих лиц (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «О персональных данных»), за исключением случаев, когда:

1) сам гражданин – субъект персональных данных – дает согласие на ее разглашение, в том числе для определенных (ограниченных) целей использования (например, включение данных о сотрудниках организации в общедоступные справочники);

2) законом установлены обязательные требования для предоставления персональных данных (например, обнародование государственными служащими сведений о своих доходах и имуществе); 3) информация о гражданине обезличивается, то есть не позволяет достоверно установить его и, по существу, теряет характер персональных данных (например, гражданин Б., сотрудник коммерческой фирмы).

Также, по общему правилу, не допускаются любые действия по обработке персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (статья 10 Федерального закона «О персональных данных»). Исключение из этого правила закон устанавливает, в частности, для целей отправления правосудия, оказания медицинской помощи, безопасности, оперативно-розыскной деятельности.

Наконец, в ряде случаев закон устанавливает запрет на распространение информации – так, статьей 10 Федерального закона «Об информации…» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Текст законопроекта
внесен депутатами Государственной Думы
В.В.Похмелкиным, С.Н.Юшенковым

О праве на информацию в Российской Федерации (проект)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О праве на информацию в Российской Федерации

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет и сфера регулирования настоящего федерального закона

Настоящий федеральный закон устанавливает условия и порядок реализации права на информацию как право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию на территории Российской Федерации.

Его действие распространяется на физических лиц; на юридических лиц, независимо от их формы собственности и организационной формы (далее - организации); органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее органы). Иностранные граждане и лица без гражданства реализуют в Российской Федерации право на информацию наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечения безопасности государства.

Статья 2. Термины и их определения, используемые в настоящем федеральном законе

“Информация” - сведения о фактах, лицах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления.

“Официальная информация” - все виды информации, создаваемой органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, содержащая сведения о принимаемых ими решениях и действиях в пределах их компетенции; нормативные правовые акты, издаваемые этими субъектами.

“Пользователь” - субъект, обращающийся за получением информации.

“Поиск информации” - обращение лица в целях получения необходимой информации.

“Получение информации” - получение информации в установленной форме.

“Передача информации” - адресное предоставление имеющейся у лица информации пользователю по каналам связи или непосредственно.

“Производство информации” - создание информации в процессе творческой, производственной и иной деятельности физических и юридических лиц. “Распространение информации” - безадресное предоставление имеющейся у лица информации другим лицам в различной форме.

“Персональные данные” - достоверная информация (сведения, данные) о гражданине, формируемая им в процессе его общения с публичными и частными лицами в целях реализации его конституционных прав и обязанностей и позволяющая идентифицировать его личность.

“Личная тайна” - информация о личности, режим ограниченного доступа к которой личность устанавливает самостоятельно.

“Семейная тайна” - информация о членах семьи, принадлежащая членам семьи, режим ограниченного доступа к которой устанавливает лично член семьи.

“Тайна переписки” - конституционно установленный запрет на свободный доступ третьих лиц к информации, которую лицо передает другим лицам.

“Частная жизнь” - право личности на сохранение в тайне информации, затрагивающей интересы личности и не отнесенной к персональным данным.

“Достоверная информация” - заведомо неискаженная и соответствующая истине информация.

Статья 3. Законодательство о праве на информацию

Право на информацию в Российской Федерации закреплено Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации ”, данным федеральным законом, иными федеральными законами и подзаконными актами Российской Федерации, а также законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, международными актами, включенными в состав российского законодательства, посвященного праву на информацию.

Статья 4. Содержание и субъекты права на информацию

1. Право на информацию реализуется как право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.

2. Право на информацию реализуется в процессе личной, профессиональной, производственной, общественной деятельности физических, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, государства, выступающих в роли:

- собственников и владельцев (держателей) информационных ресурсов, информационных систем и сетей;

- пользователей информационными ресурсами, информационными системами и сетями;

- посредников между собственниками, владельцами (держателями), пользователями информационных ресурсов, систем и сетей.

3. Право на информацию реализуется в единстве прав и обязанностей каждого конкретного субъекта в соответствии с его правовым статусом.

Глава II. Виды реализации права на информацию

Статья 5. Право физического лица на создание и распоряжение своей информацией

1. Физическое лицо имеет право на создание информации в любой форме и на любом носителе.

Информационный ресурс физического лица, создавшего этот информационный ресурс, является его собственностью, кроме случаев, установленных законом или указанных в договоре.

2. Физическое лицо свободно распоряжается своим информационным ресурсом в пределах, установленных законом или договором.

Статья 6. Право физических лиц на информацию о себе. Личная, семейная тайны, сведения о частной жизни

1. Физическое лицо соблюдает установленные законодательством Российской Федерации правила создания и хранения документов, удостоверяющих его личность, факты и события личной жизни, семьи; несет ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в этих документах в момент их оформления и изменения.

2. Запрещается использование и распространение сведений о частной жизни лица, а также сведений, отнесенных к личной и семейной тайне, без его согласия за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 7. Право на поиск и получение информации

Каждый свободен реализовать свое право искать и получать любую информацию в любых формах и из любых источников в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Запрос на получение информации

1. Каждый имеет право непосредственно или через своих представителей обращаться к владельцу информации с устной или письменной просьбой (запросом) о получении необходимой ему информации.

2. В запросе о получении информации должны быть указаны: название или фамилия, имя, отчество и адрес лица, к которому обращен запрос; название или фамилия, имя, отчество лица, обращающегося с запросом; наименование запрашиваемого документа или содержание запрашиваемой информации; адрес, по которому следует отправить ответ запрашивающему лицу или его представителю.

Статья 9. Право на сбор и хранение информации

1. Каждый имеет исключительное право на хранение своего информационного ресурса, формируемого в соответствии с его личными или служебными интересами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации.

2. Каждый может передавать свой информационный ресурс или его часть на хранение в любые депозитарии.

3. Сбор и хранение информации о других физических лицах в порядке предпринимательства или благотворительной деятельности физическим лицом осуществляется исключительно с согласия этих физических лиц в письменном виде.

Статья 10. Передача и распространение информации

1. Принадлежащая лицу информация может свободно передаваться им в пользование другим физическим и юридическим лицам на любом носителе и в любой форме в порядке, установленном законодательством или предусмотренном договором.

2. Лицо обязано передать, предоставить информацию, принадлежащую ему, в целях осуществления правосудия, спасения жизни, предотвращения угроз для здоровья других людей, ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных случаях, установленных законом.

3. Передача информации, известной лицу в связи с его служебной или производственной деятельностью, другим физическим или юридическим лицам, не может быть приравнена к передаче личной или частной информации и регулируется режимом служебной, профессиональной или производственной информации.

4. Распространение информации физические и юридические лица осуществляют через средства массовой информации, средства печати, устные выступления, информационные системы и сети и иные средства с соблюдением установленных законодательством требований в этих сферах деятельности.

Глава III. Порядок предоставления информации

Статья 11. Порядок рассмотрения и удовлетворения запроса на информацию органами государственной власти и местного самоуправления

1. Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее чем через 30 дней после дня получения запроса, если иное не установлено федеральным законом.

Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный срок, обратившемуся за ее получением направляется письменное уведомление об отсрочке предоставления запрашиваемой информации. В уведомлении должны быть указаны причины отсрочки предоставления запрашиваемой информации.

Если орган или организация не обладают запрашиваемой информацией, они не позднее чем через семь дней после дня получения запроса обязаны сообщить об этом пользователю, а также по возможности предоставить ему адрес органа или организации, которые могут обладать запрашиваемой информацией.

2. Ответ на запрос предоставляется, по желанию пользователя, в устной или письменной форме. В ответе могут быть указаны орган, организация или лицо, располагающие более полной информацией по запросу.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в ответе на запрос об опубликованной информации вправе ограничиться предоставлением сведений об опубликовании и необходимыми разъяснениями.

3. Письменные запросы подлежат обязательной регистрации.

Органы исполнительной власти, судебные органы в порядке годовой отчетности о своей работе предоставляют сведения о количестве и темах запросов, исполненных и неисполненных, анализ причин неисполнения запросов.

Статья 12. Информация, не подлежащая предоставлению по запросам

Органы и организации имеют право отказать в предоставлении информации по запросам, если запрашиваемая информация содержит сведения:

- составляющие государственную тайну;

- об оперативно-розыскной деятельности;

- о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом, может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;

- составляющих коммерческую, служебную или иную, охраняемую законом тайну;

- доступ к которым ограничен другими федеральными законами.

Сведения, интересующие пользователя и являющиеся открытыми, но содержащиеся в документе или фонде, отнесенном к категории ограниченного доступа, предоставляются органом или организацией в купюре из указанного документа (фонда) или в виде письменной справки, заверенной должностным лицом соответствующего органа или организации.

Статья 13. Основания и порядок отказав предоставлении информации

1. Основаниями для отказа в предоставлении информации пользователю являются:

- несоблюдение требований к запросу, предусмотренных статьей 8 настоящего закона;

- запрос о получении информации, содержащей сведения, перечисленные в статье 12 настоящего закона и в других законодательных актах об информации ограниченного доступа, при отсутствии соответствующего допуска к этой информации.

2. Отказ в предоставлении информации должен содержать причины, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, разъяснения о порядке его обжалования; подпись должностного лица, принявшего решение по запросу.

3. Необоснованные отказ в предоставлении информации или отсрочка выполнения запроса, нарушение сроков, установленных статьей 11 настоящего закона могут быть обжалованы в административном порядке в вышестоящие органы и организации, Уполномоченному по правам человека, либо в суд.

Статья 14. Доступ к информационным ресурсам архивов и библиотек, другим информационным системам публичной информации

1. Архивы и библиотеки в Российской Федерации соблюдают принцип публичности и открытого доступа пользователей к их фондам при соблюдении законодательства об архивах и библиотеках Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Обслуживание пользователей в Государственных архивах Российской Федерации и в государственных библиотеках осуществляется на абонементной основе, по запросу в форме обслуживания абонента или других информационных услуг, предусмотренных уставами и положениями этих учреждений.

2. Услуги частных библиотек осуществляются на договорной основе при соблюдении законодательства Российской Федерации о библиотеках и библиотечном деле.

3. Электронные библиотеки, электронные информационно-справочные и иные системы публичной информации, включая Интернет, свободно доступны всем пользователям при условии соблюдения правил, установленных в нормативных актах и стандартах по их использованию

Статья 15. Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением информации

1. Органы и организации обязаны бесплатно предоставлять перечни имеющихся у них информационных ресурсов и услуг.

2. Информация, затрагивающая права и свободы обратившегося пользователя, предоставляется бесплатно. За представление иной информации может взиматься оплата, не превышающая расходы на ее поиск и предоставление. При получении такой информации пользователь представляет подтверждение о произведенной оплате в установленном порядке.

3. Организации, основной деятельностью которых является предоставление информации на коммерческой основе, самостоятельно определяют размер оплаты за нее, устанавливая прейскуранты услуг.

4. Оплата составления сложной справки, обзора и копирование документов осуществляется по прейскуранту или на основе договора.

Статья 16. Обеспечение распространения официальной информации

1. Распространение официальной информации обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и негосударственные организации, по их поручению, через средства массовой информации, Интернет, иным способом. Периодичность, формы и содержание опубликования официальной информации устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с их правовым статусом и сферой государственного управления.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления публикуют принятые ими правовые нормативные акты в установленном законодательством порядке, своевременно информируют о фактах, событиях, ситуациях, угрожающих безопасному состоянию населения и граждан, об экологических, технологических и санитарно-гигиенических угрозах.

3. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать информационные системы для обслуживания заинтересованных граждан и юридических лиц в рамках своей компетенции.

4. Распространение официальной информации в порядке услуг путем образования информационной системы или через средства массовой информации осуществляется при соблюдении правил для данного вида деятельности (лицензирование, регистрация). Нарушение этих правил влечет административную ответственность.

5. Органы государственной власти и местного самоуправления, организации обязаны в течение установленного срока хранить принимаемые ими акты, акты органов и организаций, правопреемниками которых они являются, акты, устанавливающие их правовой статус, и ведут реестры нормативных актов, издаваемых ими в процессе своей деятельности.

Реестр должен содержать наименование акта, дату и номер, сведения о его опубликовании или направлении тому, кого он касается. Орган или организация, ведущие реестры, могут устанавливать и другие обязательные требования к этим документам.

Органы государственной власти и местного самоуправления:

- формируют электронные банки правовой информации, обеспечивают их полноту, актуальность, защиту от искажений и несанкционированного доступа;

- обеспечивают доступ граждан к информационным системам на основании правил, установленных настоящим законом и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- соблюдают правила об отнесении определенных видов информации к категориям ограниченного доступа;

- составляют и обеспечивают гласность перечней обязательно предоставляемой информации гражданам; номенклатуру видов услуг бесплатных и прейскурантов платных услуг, осуществляемых их информационными системами;

- устанавливают и обеспечивают соблюдение порядка выдачи справок и копий, принимаемых ими решений по вопросам, касающимся отдельных граждан;

- несут ответственность за достоверность предоставленной информации.

Все условия доступа к информации включаются в “Правила предоставления информации”, которые утверждаются руководителем органа государственной власти, местного самоуправления, или руководителем организации и являются доступными для пользователей.

Статья 17. Информационные услуги негосударственных информационных систем

1. Негосударственные информационные системы, действующие в информационном пространстве Российской Федерации, соблюдают правила, устанавливаемые российским законодательством.

2. Организации, деятельность которых не связана с оказанием услуг населению, предоставляют информацию по запросам на основании настоящего закона, других законов Российской Федерации, и своих уставных обязанностей.

Глава IV. Право на информацию органов государственной власти и органов местного самоуправления

Статья 18. Право на информацию органов государственной власти РФ и субъектов Российской Федерации

1. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют право на информацию в процессе деятельности в рамках своей компетенции.

2. Поиск, получение, передача и распространение информации между органами государственной власти, местного самоуправления осуществляется на безвозмездной основе за счет затрат на осуществление функциональной деятельности этих структур.

3. Коммерческое распространение информации через органы государственной власти и местного самоуправления запрещается.

4. Специальные информационные государственные и негосударственные организации, обрабатывающие, передающие и распространяющие официальную информацию работают под контролем органов государственной власти и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации.

5. Статистическая, финансовая, экологическая, геологическая, управленческая (служебная) информация подлежит сбору, обработке, хранению и использованию в режиме государственных информационных ресурсов с учетом соблюдения категорий по доступу.

6. Регистры населения, земельные кадастры, реестры недвижимого имущества, реестры интеллектуальной собственности и другие учетные и аналитические ресурсы, созданные за счет бюджетных средств, являются государственной собственностью, и их правовой режим регулируется специальным законодательством.

Статья 19. Право на информацию органов местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий формируют местные информационные ресурсы и системы, используют местные и государственные средства коммуникаций, пользуются государственными информационными ресурсами.

2. Право на информацию органы местного самоуправления реализуют через полномочия поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, необходимой для их деятельности и удовлетворения потребностей населения региона, управляемого соответствующим органом.

3. Порядок осуществления прав органов местного самоуправления в области информационной деятельности устанавливается законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, актами администрации территориальной единицы с учетом действующего федерального законодательства.

4. Информационный ресурс органов местного самоуправления является их собственностью. Работы по его формированию осуществляются за счет местного бюджета с привлечением необходимых средств из бюджета субъекта Российской Федерации на основе специальных программ и договоров.

Глава V. Право на информацию юридических лиц и общественных организаций

Статья 20. Право на информацию юридических лиц

1. Сфера деятельности и правовой статус организаций, выступающих в качестве юридических лиц, определяет их права и обязанности в области поиска, получения, передачи, производства и распространения информации.

2. Любая организация (юридическое лицо) имеет право на получение от органов государственной власти и органов местного самоуправления информации, связанной с правилами образования организации, с правилами создания своей собственной информационной базы, с ведением деловой, служебной информации, с обеспечением контрольной деятельности со стороны государства и порядком предоставления своей информации государственным органам, органам местного самоуправления.

3. Юридическое лицо организует свою информационную систему с учетом профиля своей деятельности, обеспечивает ее безопасность и использует ее в соответствии с уставом и на основе действующего законодательства.

4. Информационные ресурсы юридических лиц, входящих в систему органа государственной власти или местного самоуправления, формируются и используются в режиме, установленном органом, в систему которого данное юридическое лицо входит.

5. Частные юридические лица самостоятельно формируют и используют свои информационные ресурсы в соответствии с действующим законодательством, уставом; соблюдают правила открытости и доступа к их информации при соблюдении норм о защите коммерческой, банковской, профессиональной, персональной информации.

6. Юридические лица, деятельность которых ориентирована на непосредственное участие в информационных процессах, соблюдают правила, установленные федеральным законодательством.

Статья 21. Право на информацию общественных организаций

1. Общественные организации реализуют свое право на информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных организациях, их уставами или положениями в порядке, предусмотренном для юридических лиц некоммерческого характера.

2. Право на информацию иностранных и международных общественных организаций на территории Российской Федерации регулируется на договорной основе и условиями регистрации таких общественных организаций.

Глава VI. Ответственность за нарушение права на информацию

Статья 22. Защита права на информацию

1. Право на информацию охраняется законом. Государство гарантирует всем органам, организациям, лицам возможность реализации права на информацию.

Только законом может быть ограничено право выбора формы и источников поиска, получения, передачи, производства и распространения информации.

2. Каждый вправе требовать устранения любых нарушений его права на информацию от органов, организаций, или лиц, которые по уставу осуществляют деятельность в информационной сфере.

3. Действия (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, нарушающих право на информацию, могут быть обжалованы в судебном порядке.

4. Ответственность физических, юридических лиц, должностных лиц осуществляется в соответствии с административным, уголовным и гражданским законодательством.

Статья 23. Ответственность за нарушение права на информацию

1. Право на информацию не может быть использована для насильственного изменения основ конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации, подрыва безопасности государства, пропаганды войны, насилия и жестокости, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, посягательства на права и свободы человека и гражданина.

2. Не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную, личную тайну, ставшие известными гражданину в силу служебных, производственных или иных обстоятельств.

3. Граждане, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления как пользователи информационных ресурсов обязаны соблюдать законы и подзаконные акты, регулирующие порядок реализации их права на информацию. Нарушение установленных правил влечет ответственность субъектов, реализующих свое право на информацию на территории Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством.

4. Пользование международными информационными системами обязывает граждан Российской Федерации соблюдать международные нормы в области информации, прав человека и гражданина и нести ответственность за их нарушение в установленном порядке.

Глава VII. Заключительные положения

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Регулирование права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных актов. «Соответствующие нормы, даже без учета информационных прав СМИ, имеются как минимум в 38 законах, 1 указе Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, 30 актах ведомственного уровня, регулирующих вопросы здравоохранения, экологии, транспорта, связи, прав потребителей, деятельности органов внутренних дел, охраны труда, взаимоотношений с таможенными налоговыми органами и других сфер жизни». Хургин В.М. Право на доступ к информации, или Как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. 2001. N 4. С. 35 - 43.

В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.

Из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным, в том числе:

  • · право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);
  • · право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);
  • · свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);
  • · свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);
  • · право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);
  • · право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);
  • · право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
  • · право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);
  • · свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);
  • · свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);
  • · право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);
  • · право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48)». Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам круглого стола в Центре ИРЛ РАН) // Государство и право. 2003. N 5. С. 23-29.

Этот перечень можно дополнить следующим:

  • · право каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации;
  • · право на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).

В указанном перечне основополагающей нормой, центральным, системообразующим звеном в регулировании права граждан на информацию является ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. И как отмечает С.А. Авакьян, в ст. 29 Конституции РФ предусмотрена возможность широкой реализации права на информацию в обществе, государстве. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. С. 617. Статья 33 является одновременно и политическим правом, и условием реализации права на доступ к информации. Часть 3 ст. 41, ст. 42 являются продолжением сущности права на доступ к информации и его содержанием. Часть 1 ст. 44, ч. 2 ст. 44 являются содержанием права на информацию, поскольку закрепляют право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, доступ к культурным ценностям. Разумеется, правовую основу права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц составляет ч. 2 ст. 24 Конституции РФ.

С точки зрения борьбы с сокрытием информации важной является ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. Из нее следует, что право на доступ к информации гарантировано Конституцией РФ и по большому счету не нуждается в подтверждении какими-либо еще правовыми актами. В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изм. и доп. от 6 февраля 2007 г.) // «Российская газета» от 28 декабря 1995 г. суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, «когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения».

Это положение подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 февраля 2000 г. N 3-П Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // > Собрание законодательства РФ. 2000. N 9. Ст. 1066.: «Информация... в силу непосредственного действия ст. 24 (ч. 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты». В силу предписаний ст. 23, 24, 29 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации «не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Отечественная правовая практика исходит в вопросе о доступе граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления из такого толкования отмеченных статей Конституции РФ, в соответствии с которым требуется принятие федерального закона для реализации конституционного положения. Данная позиция имеет право на существование: ч. 2 ст. 24 заканчивается фразой «если иное не предусмотрено законом». С моей точки зрения, по крайней мере, в отношении права на доступ к информации о деятельности органов власти устоявшееся в отечественной практике толкование, обусловливающее реализацию этого субъективного права принятием федерального закона, является справедливым. Без конкретизации порядка доступа граждан к информации в стране, которая не имеет соответствующего правового опыта, говорить о возможности воплощения права на доступ к информации на практике бессмысленно.

В настоящее время действующее законодательство имеет в своей базе нормативный документ, который регламентирует порядок, правила и требования предоставления информации. Что это такое, знают немногие, а тем более те, кто не имеет ничего общего с юриспруденцией. Некоторые нюансы и нормы этого правового акта изложены в настоящей статье.

Словарь терминов, используемых в законе

Некоторые термины и определения, которые применяются в названном нормативном акте, более четко определены законодателем, чтобы у граждан не возникало сомнений или двоякого понимания. Так, среди этих определений имеются следующие:

  1. Под информацией с точки зрения указанного документа подразумеваются любые сведения, которые могут быть выражены в форме сообщений или другом виде. Причем они могут предоставляться третьим лицам в любой форме.
  2. Информационные технологии - всевозможные предусмотренные законом способы, методы, процессы, применяемые для обнаружения, сохранения, использования и применения информации.
  3. Обладатель информации - это тот человек, который собственными силами произвел ее или получил на основании какой-либо предусмотренной законом сделки от других лиц. Обладателем может быть и юридическое лицо.
  4. Предоставление информации - под этим определением подразумеваются любые действия, которые направлены на передачу ее от одного лица другому. При этом получателем может быть как конкретное лицо, так и неопределенный круг получателей.
  5. Доступ к сведениям - юридически и физически обеспеченная возможность для получателей приобрести информацию. Виды и формы этого доступа определены соответствующими нормативными документами, которые регламентируют отдельные конкретные правоотношения в жизни людей.
  6. Конфиденциальность - требование, которое предъявляется к лицам, получившим доступ к сведениям, и заключается в запрете на их разглашение без разрешения на то обладателя информации.

Здесь перечислены лишь некоторые из понятий. Для более полного получения информации обо всех определениях, используемых в нужно заглянуть непосредственно в него.

Виды информации

Итак, что же такое информация? Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» раскрывает ее суть как объекта правовых отношений. Она может быть непосредственным объектом не только гражданских правоотношений, но и публичных, и властных, и других. По общему правилу, полученная информация является свободной к распространению. То есть лицо, получившее ее, вправе передавать ее другим лицам. Однако данное правило действует лишь в тех случаях, когда она не является конфиденциальной. Конфиденциальность, в свою очередь, может устанавливаться как на основании заключенного между сторонами какого-либо соглашения, так и на основании законодательства. К примеру, законом, регулирующим оперативно-розыскную деятельность, устанавливается секретность информации. Доступ к ней могут получить только специально наделенные таким правом лица. Предоставление информации, которая имеет конфиденциальность, возможно только с согласия ее обладателя или на основании судебного акта.

Исходя из вышеизложенного, ее можно подразделить на следующие категории:

  • распространяемая свободно и без ограничений;
  • распространение которой возможно лишь в соответствии с договором;
  • распространение которой возможно только на основании законов;
  • распространение которой запрещено на территории РФ или ограничено.

Обладатели информации

Рассмотрим подробнее, кто является обладателем информации. регулирующим этот вопрос, установлено, что такими лицами могут быть физические лица, организации, а также сама Российская Федерация. Также обладателями могут быть субъекты РФ и муниципальные образования. Если рассматриваемым лицом являются последние три названных субъекта, то от их имени права и обязанности осуществляют соответствующие, уполномоченные на то должностные лица. В правомочия всех обладателей входят следующие правомочия:

  • предоставлять или частично предоставлять доступ к сведениям, устанавливать порядок предоставления информации и способы этого доступа;
  • применять находящуюся в собственности информацию по своему усмотрению;
  • осуществлять предоставление информации другим лицам путем заключения какого-либо соглашения или в случаях, определенных законом;
  • отстаивать свои права на информацию, если они нарушаются третьими лицами;
  • реализовывать другие права, предусмотренные или не запрещенные законодательством.

Помимо прав, на обладателя возлагаются и определенные обязанности. К таковым относят соблюдение интересов третьих лиц, их законных прав. Обладатель информации также должен защищать имеющиеся в его распоряжении сведения, а если они конфиденциальны, то ограничивать к ним доступ.

Общедоступная информация

К названному виду относятся все те сведения, которые находятся в свободном доступе. Обычно это а также сведения, которые не имеют ограниченного доступа. Предоставление информации, которая никем не ограничена, по сути является безвозмездной. Вместе с тем у нее может быть обладатель, который может потребовать, чтобы лица, ее использующие, указывали его как владельца.

Право на получение сведений

Граждане и юридические лица могут получать информацию любыми не запрещенными методами. Они могут проводить ее поиск во всех общедоступных ресурсах либо написать заявление о предоставлении информации. Примером может служить сеть Интернет, где в свободном доступе располагается не ограниченный объем свободных данных. Помимо этого, указанные лица вправе требовать получения необходимых им сведений от государственных органов или иных организаций. Запрос о предоставлении информации направляется им к обладателю интересующих сведений, тот, в свою очередь, рассматривает запрос, и если запрашиваемое не охраняется законом, не ограничено к распространению, то передает сведения заявителю. Подразумевается, что лицо вправе получать их в том случае, если они затрагивают его права и обязанности. установлен перечень, к которым доступ не может быть запрещен или иным способом ограничен. Это информация:

  • о состоянии окружающей среды;
  • об осуществлении государственными органами своей деятельности;
  • о законах и других нормативных актах;
  • находящаяся в библиотеках и прочих открытых для публики местах;
  • другая, разрешенная к распространению.

Чтобы их получить, нужно оформить письмо о предоставлении информации и передать в соответствующий орган.

Ограничение доступа

Общие положения ограничения доступа устанавливаются в ст. 9 рассматриваемого нормативного акта. В ней указано, что эти формы предоставления информации регламентированы законами РФ. Обусловлено это может быть различными факторами. Одними из них считаются: защита конституционного строя страны, здоровья и безопасности людей, их интересов, а также для сохранения обороноспособности России. Это, конечно, не все основания для ограничения доступа. Законодатель определил, что ограничение может быть подразделено в зависимости от того, какой характер конфиденциальности имеет информация. Так, она может обладать банковской, служебной или какой-либо иной. Соответственно, в зависимости от того, к какому виду относятся сведения, их регулирует специальный закон. Например, порядок защиты и распространения банковской тайны описан в законодательстве, регулирующем банковскую деятельность. Именно в нем описан порядок разглашения сведений, а также перечислены случаи и лица, которым можно ее передавать.

Распространение

В целях предоставления информации нормативным документом определено, что ее распространение происходит в России свободно, но исключительно в соответствии с законами. Также определено, что распространяемые сведения обязаны быть достоверными. Это требование относится не только к содержанию самих сведений, но и к информации об обладателе или распространителе. Другими словами, человек, получающий информацию, должен свободно (при желании) выяснить, кто распространил ее. К примеру, сайт, размещающий какое-либо сообщение в сети Интернет, обязан указать свое наименование (наименование организации или Ф.И.О. гражданина), место регистрации или расположения, по которому можно найти обладателя (распространителя), другие контактные данные, в том числе телефоны и адреса электронной почты. Особенные требования предъявляются к таким способам распространения, как передача путем направления электронных сообщений или почтовыми письмами. В таких случаях отправитель обязан предоставить получателю возможность отказа от получения этой информации. Наглядным примером может служить рекламная СМС-рассылка, которую отправители могут направлять своим клиентам только при получении от них соответствующего разрешения.

Фиксирование

Формы предоставления информации предусматривают, что в некоторых случаях передаваемые сторонами друг другу сведения должны быть задокументированы. Эта обязанность возлагается на контрагентов либо законом, либо подписанным между ними соглашением. В государственных органах документирование обязательно, и оно осуществляется в порядке, определенном правительством. С этой целью издаются специальные правила. Для целей реализации между гражданами, а также между организациями, в том числе и государственными, устанавливается порядок использования электронной подписи. В определенных ситуациях стороны обязаны производить передачу информации с использованием такой подписи.

Защита

Анализируемый закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает меры, которые должны осуществляться государством и остальными лицами с целью ее защиты. Так, среди перечня этих мер имеются организационные, технические и, конечно, правовые мероприятия. Они предпринимаются заинтересованными субъектами для:

  • сохранности сведений от посягательств на них третьих лиц, от совершения ими в последующем каких-либо неправомерных действий, от уничтожения, копирования или распространения сведений;
  • сохранения секретности;
  • обеспечения доступа к сведениям.

Государство, осуществляя свои функции, обязано предпринимать необходимые действия для защиты. Они выражаются в установлении минимальных требований к отношениям, связанным с получением сведений, а также в определении ответственности за их неправомерное разглашение или иные противоправные действия. К требованиям об обеспечении безопасности, в частности, относятся:

  1. Предупреждение неправомерного доступа и последующей передачи третьим лицам, которые на то не имеют права.
  2. По возможности - установление фактов неправомерного доступа.
  3. Предотвращение негативных результатов, которые могут возникнуть в случае нарушения установленного порядка получения сведений.
  4. Постоянный контроль.

Ответственность

Как было указано выше, одной из функций государства является установление мер, направленных на защиту информации. Для этих целей законодательным органом вводятся в действие законы и иные нормативные акты, которыми предусмотрена ответственность за неправомерное использование информации. Ответственность, конечно же, градируется в зависимости от степени общественно опасного деяния. Она может предусматриваться разными законами и кодексами. Так, если нарушение весьма серьезно, то к виновнику может быть применена уголовная ответственность. Чуть менее опасные действия могут повлечь за собой ответственность, установленную административным законодательством. Как правило, наказание за такие правонарушения ограничивается штрафами. Если же проступок виновного лица не имеет признаков ни уголовного, ни административного деяния, то ответственность может быть дисциплинарной (если нарушитель является работником).

Таким образом, рассмотренный закон определяет только основные положения, регулирующие отношения между сторонами. Более подробные сведения о том, как она распространяется, какие сроки предоставления информации и другие важные моменты определяются специальными нормативными актами, издаваемыми для тех или иных правоотношений. Следование всем нормам законодательства как обладателями, так и получателем информации в совокупности обеспечит надлежащий ее оборот, не допустит нарушение третьими лицами прав и интересов других граждан и организаций.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация