Суверенитет: понятие, виды. Введение

Главная / Общество

СУВЕРЕНИТЕТ, -а, м. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике. Соблюдать с. Государственный с.


Смотреть значение СУВЕРЕНИТЕТ в других словарях

Суверенитет М. — 1. Абсолютная независимость государства от других государств во внешних отношениях и верховенство во внутренних делах.
Толковый словарь Ефремовой

Политический Суверенитет — - понятие, раскрывающее основную характеристику и принадлежность государства и власти, как независимое от иных центров верховенство. Становление идеи политического........
Политический словарь

Суверенитет — – верховенство, совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе. Над властью, которой принадлежит суверенитет, не должно стоять никакой другой........
Политический словарь

Суверенитет (верховная Власть) — Полная политическая независимость и самостоятельность государства в его внутренних делах и внешних отношениях, не допускающая иностранного вмешательства. Государственным........
Политический словарь

Суверенитет Государственной Власти — - верховенство государственной власти, ее независимость от любых властей и сил внутри государства или других государств.
Политический словарь

Суверенитет Народный — - принадлежность верховной власти народу, его полновластие. С.н. - важнейшая социально-политическая основа Подлинно демократической власти, обеспечивающая широким........
Политический словарь

Суверенитет Национальный — - полновластие нации или другой этносоциальной общности людей в реальном определении собственного статуса, путей и форм своего развития, своей судьбы. С.н. связан........
Политический словарь

Государственный Суверенитет — (фр. souverainete - верховная
власть) - вся
полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную........
Экономический словарь

— - самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная
власть (
Федеральное Собрание,........
Экономический словарь

Суверенитет — суверенитета, мн. нет, м. (полит.). Права, положение суверена, верховенство, права верховной власти (право). В 18 веке Англия утратила суверенитет над Северной Америкой.........
Толковый словарь Ушакова

Налоговый Суверенитет — -
право любого государства устанавливать любые
налоги на любые
источники доходов, так или иначе связанные с этим
государством, проводить любую налоговую........
Экономический словарь

Суверенитет — англ. sovereignty независимость государства в международных отношениях.
Экономический словарь

Суверенитет (экономический) — экономическая независимость государства,
региона от других государств и регионов.
Экономический словарь

Суверенитет Iiotpебителя — право и реальная возможность в рамках имеющихся средств,
приобретение всего, что
потребитель считает нужным для своего потребления.
Экономический словарь

Суверенитет Потребителя — независимость потребителя от производителя, понимаемая как невозможность навязать потребителю диктат производителя.
Экономический словарь

Суверенитет Экономический — суверенитет государства в экономической области.
Экономический словарь

Суверенитет — -а; м.
1. Полная независимость государства от других государств в осуществлении своей внутренней и внешней политики. Государственный с. Установить, провозгласить с.........
Толковый словарь Кузнецова

Языковой Суверенитет — -
совокупность прав народов и личности на
сохранение и всестороннее
развитие родного языка, свободу
выбора и использования языка общения. В соответствии........
Экономический словарь

Государственный Суверенитет — - способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Г.с. означает........
Юридический словарь

Государственный Суверенитет Рф — - самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент,........
Юридический словарь

Налоговый Суверенитет — - право любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в........
Юридический словарь

Народный Суверенитет — - см. Суверенитет.
Юридический словарь

Народный Суверенитет (суверенитет Народа) — - в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное........
Юридический словарь

Национальный Суверенитет — - см. Суверенитет.
Юридический словарь

Термин «суверенитет» применительно к государству впервые был употреблен Жаном Боденом (Франция, XVI век).СУВЕРЕНИТЕТ – (от франц. souverainet’e от souverain – носитель верховной власти) – это состояние независимости государственной власти от какой-либо иной власти, которое состоит в ее праве и способности самостоятельно, без вмешательства какой-то иной силы руководить своей внутренней и внешней жизнью.

Конституционное право различает несколько видов суверенитета:

Государственный;

Национальный;

Народный.

Суверенитет государства представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность, такое политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне.

Различают две стороны государственного суверенитета:

Внутреннюю (внутренний суверенитет ), выражающую верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

Внешнюю (внешний суверенитет ), выражающую независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Государственный суверенитете предполагает:

1). Верховенство (иначе: прерогатива власти) – отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны: государственная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

2). Самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

3). Полноту (иначе универсальность) – распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации стран;

4). Неделимость власти государства в пределах его территории – единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных велений;

5). Независимость во внешних отношениях – возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран;

6). Равноправие во внешних отношениях – наличие в международных отношениях таких прав и обязанностей, как и у других стран;

7). Неотчуждаемость – невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закрепленной законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправленияунитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве).

Суверенитетом обладает любое государство независимо от величины его территории, количества населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

Право войны и мира;

Право издавать законы;

Право формировать государственные органы;

Право определять свою атрибутику (символику);

Право устанавливать налоги;

Право назначать своих представителей в другие государства и международные организации;

Право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не вправе делать все, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Например, государствам запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы государства является юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ – граждане всех национальностей, проживающие на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах. Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве.

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником суверенитета государства.

Национальный суверенитет – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права.

Нация (в юридическом отношении) равнозначна понятию «народ». В понятии «нация» вкладывается и смысл гражданства. Нация – граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство возникает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом. Нация (в этническом отношении) – этносоциальная общность, у которой сформировались самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, восприятие национальных, материальных и духовных ценностей и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство.

Основные права нации:

Право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация – вплоть до создания самостоятельного государства);

Право на свободное развитие национальных потребностей (экономических и социальных);

Право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

Право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

Право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

Право на экологическую безопасность и др.

Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношения к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

верховенство власти на определенной территории. Основополагающий признак государства. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (см. Конституция РФ. Ст. 3)

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУВЕРЕНИТЕТ

государственный суверенитет) - независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, исключительное право на политическую самостоятельность, необходимое и достаточное условие существования государства, его способности эффективно осуществлять свои функции.

Суверенитет - источник верховной власти в государстве. Обладание суверенитетом - обладание этим источником.

Понятие «суверенитет» было введено в XVI в. французским юристом Ж. Боденом (1530–1596). В его трактовке суверенитет означает единство, непрерывность и безусловность верховной власти. Единство и непрерывность власти означает, что власть принадлежит только одному субъекту, что не предполагает никаких «разделений полномочий» и «сфер влияния». Безусловность суверенитета - это его свобода от всех договоров и влияний, как внешних, так и внутренних.

Подобной трактовки суверенитета придерживался и Т. Гоббс (1588– 1679), утверждая, что государство рождается тогда, когда люди, устав от «войны всех против всех», жертвуют своими правами в пользу одного - суверена, таким образом, «чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим». По Гоббсу, даже самый плохой суверен лучше чем «естественное состояние», в котором окажется общество, если ему дать возможность самому составлять законы, по которым ему хочется жить.

Один из основоположников теории либерализма Дж. Локк (1632– 1704), возражая Гоббсу, утверждал, что «естественное состояние» скорее добро, чем зло, поскольку именно в этом состоянии человек является «абсолютным господином своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный». Со своей же «свободой» в пользу верховной власти он расстается в силу постоянного посягательства на его жизнь и имущество со стороны других людей. Тогда народ выбирает себе власть, которая становится на службу народу, разделяет свои полномочия (см. Разделение властей) и проводит в жизнь те законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица». Таким образом суверенитет, по Локку, принадлежит не государю, а народу, находящемуся «над властью».

Политическое учение Локка легло в основу доктрины народного суверенитета, возникшей в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», согласно которой носителем суверенитета является монарх, получивший власть непосредственно от Бога, и без которого народ представляет собой неуправляемую толпу.

Дискуссия о природе суверенитета шла весь XVIII в., затем в XIX и в XX вв. В результате победила и стала общепринятой точка зрения сторонников народного суверенитета, предполагающая, что высшей властью и источником всякой власти в государстве является народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п.

Несмотря на это, очень многие выдающиеся мыслители склонялись к противоположному мнению. Так, согласно Гегелю (1770–1831), политическое государство подразделяется на 3 субстанциально различные власти: законодательную, правительственную власть и власть монарха. Но, в отличие от теоретиков разделения властей, в т. ч. Локка и Монтескье, он считает, что эти власти не могут быть самостоятельными и взаимно ограничивающими, т. к. это предполагает враждебность каждой из властей к другим.

Определяющей стороной власти, по Гегелю, является власть монарха, имеющего право окончательного решения. Гегель разделяет суверенитет внутренний и внешний, отмечая, что при феодальной монархии государство было суверенно в отношении других государств, но не у себя внутри, поскольку различные власти и функции государства частью находились в ведении независимых корпораций и общин, частью были собственностью отдельных лиц. Внутренний же суверенитет государства состоит в господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству, воплощенному в монархе.

Мысль о том, что в государстве суверен должен находиться и над прочей властью, и над законом, была близка А. Пушкину, утверждавшему, что «закон - дерево… с одним буквальным исполнением закона не далеко уйдешь», сам по себе закон не может угодить правде, и потому «нужно, чтобы один человек был выше всего, выше даже закона». То есть, по мысли Пушкина, закон - это не юридическая догма, он не может быть превыше всего, поскольку сам закон так же проистекает откуда-то. Этот источник и есть суверен, и он над законом. Сам народ не может быть над законом. Это привело бы к анархии, следовательно, над законом может быть один и только один человек. Человек, стоящий над законом - монарх - единственный имеет возможность исправлять законодательные огрехи, обладать, например, правом вето, правом помилования.

Проблему суверенитета детально разрабатывал в начале ХХ в. немецкий философ и юрист К. Шмитт (1888–1985). Шмитт убежден, что суверенитет - это не норма взаимного признания и не принцип верховенства закона (как считали либералы), а право на исключение, на объявление чрезвычайного положения. Именно с объявления чрезвычайного положения (формального или неформального) начинает свою политическую деятельность суверен, объявляя ничтожными все прежние законы. И именно поэтому ему принадлежит суверенитет.

Причину, по которой восторжествовала идея народного суверенитета, Шмитт находит в произошедшей в середине XVIII в. десакрализации и механицизации субстанции политического: «Всеобщее действие правовой формулы отождествляется с не знающим исключений действием законов природы. Суверен, который в деистической картине мира, пусть и вне мирового целого, оставался все же механиком огромной машины, радикальным образом вытесняется. Машина работает теперь сама по себе».

Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону - исключительное монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны, на отмену и признание ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; и внешнюю сторону - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Суверенитет - главный признак, отличающий независимую державу от колонии или автономии, пусть и обладающих определенной политической свободой. Реальным суверенитетом, т. е. возможностью государства самостоятельно определять свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать или расторгать союзы и т. д., обладает сравнительно небольшое число государств.

Введенное Ж. Боденом понятие «суверенитет» служило обозначением власти сюзерена, в отличие от власти вассальных правителей. В то время после распада Священной Римской Империи фактически независимые государства и правители Европы считались подчиненными одному верховному правителю, ведущему свой род от Карла Великого и утверждаемому на этот пост главой Ватикана (как наследника Римской Империи на основании позднее признанного фиктивным завещания Императора Константина I). Однако уже в XVII в., после заключения Вестфальского мира (1648) большинство европейских государств, включая вассалов Священной Римской Империи, были объявлены суверенными, что положило начало современной геополитической системе, а также придало понятию суверенитета смысл, который оно имеет и по сей день.

Суверенитет как норма международного права является одним из самых сложных его понятий. Это обусловлено, прежде всего, неоднородностью политических систем и государственных устройств различных стран мира, а также тем, что субъектами международного права являются не только государства, но и народы, а также отдельные граждане. Право народов на самоопределение, закрепленное в уставе ООН, послужило юридическим оправданием целой серии национально-освободительных движений, которые при поддержке государств социалистического лагеря привели в конечном итоге к краху колониальной системы.

Права человека, нашедшие отражение в конституциях большинства стран, также нередко вступают в конфликт с нормами, обеспечивающими понятие государственного суверенитета. В либеральных кругах нередко говорят о размывании понятия национального суверенитета, связанного с глобальными интеграционными процессами, в результате чего возникают и обретают все большую значимость наднациональные органы, такие как Евросоюз, которым суверенные государства частично делегируют свои права.

«Размывание» национальных суверенитетов выгодно, прежде всего, мировой олигархии, могущественным ТНК, становящимся определяющим фактором планетарной политики, «мировым правительством», действующим в интересах монопольного капитала. Их цель - десуверинизация и поддержание на низком уровне развития тех стран, которые они рассматривают в качестве источника дешевых ресурсов. Один из путей ее достижения - установление в таких странах режима управляемой демократии путем проведения «бархатных революций».

Российское руководство исходит из необходимости сосуществования и сотрудничества суверенных, свободных сообществ, что предполагает либерализацию международных отношений и демонополизацию глобальной экономики и отражается в получившем в последние годы широкое распространение понятии «суверенной демократии».

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понятие «суверенитет» в современном значении берет свое начало в XIX веке. Термин неразрывно связан с такими понятиями, как «государство», «страна». Именно в XIX веке средневековое значение «суверен» распространяется на все государство, образуя понятие «независимость», параллельно выделяются нации. Подробнее о том, что такое суверенитет, понятие и виды суверенитета - далее в статье. Начнем с определения.

Определение

Перед тем как разобрать виды суверенитета государства, подробнее разберем понятие. Термин произошел от французского souverainete, что в переводе значит «верховная власть». Это один из основополагающих признаков государства, который дает право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику государства без вмешательства иностранных агентов (правительств, общественных организаций и др.).

Суверенитет и международное право

Ошибочно полагать, что суверенитет означает абсолютное право распоряжаться внутри страны. Все демократические государства подчиняются нормам международного права. Это значит, что существуют нормативные акты, принятые за пределами определенной страны, но имеющими власть над ней.

В качестве примера возьмем наше государство. Высшей судебной инстанцией в России являются Верховный и Конституционный суд. Существует по правам человека. Он находится в Страсбурге, во Франции. В нем рассматриваются дела, основанные на Конвенции по правам человека. Это международный нормативно-правовой акт, который ратифицировало большинство независимых стран. Если в Страсбурге укажут, что какое-либо рассматриваемое судебное дело в России велось с нарушениями Конвенции, наши суды будут обязаны отменить принятые вердикты.

Это не значит, что Россия не имеет суверенитета. Наша страна добровольно подписала и ратифицировала интернациональные соглашения, позволяющие Международным судам отменять решения российских. Мы можем в любой момент в одностороннем порядке выйти из договора и игнорировать решение Страсбурга. Добровольное подчинение - это проявление внешней политики. Теперь подробнее про виды суверенитета. Далее об этом.

Виды суверенитета

Итак, каждое независимое государство обладает правом на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Выделяют следующие виды суверенитета:

  • государственный;
  • народный;
  • национальный.

Государственный суверенитет: формирование понятия

Понятие "государственный суверенитет" сложилось в конце средних веков. Применялось для того, чтобы отделить государственную власть от церковной. На Западе церковь являлась самостоятельным институтом власти. В отличие от государства, она не имела территориальных границ и была надгосударственным формированием. С развитием централизованной власти появилась необходимость территориальной обособленности одного монарха от другого. Отсюда и пошло понятие государственного суверенитета, как противопоставление церковному.

Сущность государственного суверенитета

Государственная власть находится на вершине иерархии. Все подсистемы и социальные институты подчиняются ей. Представим ненадолго, что отменили государственный суверенитет. Наступит эпоха анархии. Не смогут существовать высшие контролирующие и регулирующие институты. Единая страна разделится на местные княжества, кланы, которые начнут постоянную войну друг с другом. Такие сферы, как образование, здравоохранение, безопасность не смогут функционировать. Без единой системы управления, стандартов, законов общество не сможет существовать в привычном нашем понимании.

Негативные последствия отсутствия государственного суверенитета

История знает множество примеров, когда не было единого центра власти. Это так называемые периоды двоевластия. Подобный случай в нашей истории был в 1917 году, от отречения Николая Второго до Великой Октябрьской социалистической революции, когда сторонники Ленина единолично взяли власть в свои руки. Эксперимент нагляден тем, что шла мировая война. Хаос в армии, неисполнение приказов, саботаж работников тыла, продовольственные кризисы - это только малая часть проблем, спровоцированных безвластием. Две разных системы власти привели в конечном итоге к кровопролитнейшей гражданской войне, которая по своим жертвам не уступала мировой.

Отсутствие суверенитета государства, неспособность власти отстаивать его негативно отражается на всем обществе. Так сложилось, но и подобный эксперимент, к сожалению, знает наша история. После распада СССР был взят курс на либерализацию и, как следствие, уничтожение государственного суверенитета внутри страны. Власть, по задумке реформаторов, должна была представлять интересы общества за пределами страны. Внутри же нее должны отсутствовать любые проявления государственности во всех сферах общества.

Это привело к катастрофическим последствиям: «невидимая рука рынка» не отрегулировала экономические отношения, наступил голод, армия потеряла боеспособность, правоохранительные органы оказались неспособны бороться с преступностью, единые стандарты образования отсутствовали. Это лишь малая доля проблем, выпавших на долю нашей страны в начале 90-х годов прошлого столетия.

Виды государственного суверенитета

Государственный суверенитет имеет два вида:

  1. Внутренний. Государство имеет исключительное право принимать законы, легально применять силу.
  2. Внешний. Государство может самостоятельно проводить внешнюю политику от имени всего общества. Международные договоры, подписанные от имени государственной власти, обязаны исполнять все граждане.

Народный суверенитет

Продолжаем говорить про виды суверенитета. Помимо государственного, политологи выделяют народный. Смысл состоит в том, что народ, т. е. постоянно проживающее внутри страны население, выступает субъектом власти. От людей зависят важнейшие

Понятие "народный суверенитет" тесно связано с понятием демократии. Народ, люди определяют судьбу и характер своего государства. Официально не прописаны виды суверенитета. Конституции РФ не упоминают об этом. Однако в Основном законе страны, в части 1 статьи 3 сказано, что носителем суверенитета и источником власти в нашей стране является многонациональный народ Российской Федерации.

Не случайно в Конституции упоминается «многонациональный народ». Это значит, что у нас нет доминирующей нации, которой принадлежит народный суверенитет. Да, русских в России большинство. Они являются образующей государство нацией. Это подчеркивают первые лица страны. Однако это не значит, что русские обладают исключительностью в осуществлении народного суверенитета.

Народ осуществляет свое право принимать решения через различные демократические инструменты:

Сложно организовывать референдумы по каждому случаю. Утопия анархиста Нестора Махно - каждый раз собирать крестьянские сходы - в условиях больших территорий и огромного населения неосуществима. Для этого в демократических странах суверенитет народа осуществляется через представителей. Наши граждане называют их «слугами народа».

К таковым относятся по Конституции РФ:

  • Президент РФ.
  • Федеральное Собрание РФ.
  • Парламенты субъектов РФ.
  • местного самоуправления.
  • в судах.

Народный суверенитет - это право жителей решать важнейшие вопросы в государстве.

Национальный суверенитет

Заканчиваем тему "Виды суверенитета" национальным. Данное понятие означает проявление в реальности полновластия нации. Каждая нация имеет право определять свою судьбу, решать различные вопросы, связанные с национально-государственными объединениями и т. д.

Национальный суверенитет проявляется в сохранении идентичности, языка, культуры. Также сюда можно отнести право нации на самоопределение, закрепленное во многих международно-правовых актах, вплоть до отделения одной национальной территории от другой.

Ярким примером проявления национального суверенитета служит отделение Косова от Сербии. Косовский край традиционно является территорией сербов. Однако на протяжении многих веков сюда заселялись этнические албанцы. Косовские албанцы стали полновластной нацией, считавшей территорию Косова своей родиной. Они воспользовались национальным суверенитетом и объявили о своей независимости.

Право нации на самоопределение было заложено и в первой Конституции СССР. На этом настоял сам Ленин, так как нашлись противники во главе со Сталиным. Национальным республикам давалось право свободного выхода из Союза. Республики в составе Российской Федерации не могут выйти из страны по Конституции, однако они также обладают национальным суверенитетом. Он проявляется в политике внутри национальных республик. Единственное ограничение - местные законы не должны противоречить федеральным.

Итак, мы разобрали, что такое государственный суверенитет. Понятие, виды его были вкратце рассмотрены. Подведем итоги.

Итоги

Независимость России, т. е. свободное право проводить внутреннюю и внешнюю политику, называется "суверенитет РФ". Виды его таковы: народный. Четкого разграничения между ними нет. Это отдельные подсистемы единого целого, которое и формирует независимость страны.

Человек во все времена являлся существом стадным - вне общества никто из нас не может существовать. Поэтому издавна люди создавали социальные формации. Первыми были общины, основанные на родстве их челнов. Дальнейшее развитие привело к появлению племен. Но с эволюцией социальных отношений подобные формации перестали справляться с функцией координирования деятельности людей, так как социум постоянно разрастался. Поэтому с течением времени племенные общины становятся государствами.

Такого рода структуры отличаются наличием власти, централизованных органов управления, правовых методов влияния на общество и т. п. Большую важность имеет внешняя характеристика стран. Если племенные общины практически не вступали во внешние отношения с другими формациями, то в современном мире государства активно взаимодействуют друг с другом. Но, чтобы страна могла быть субъектом международных отношений и признавалась бы иными подобными формациями, она должна владеть суверенитетом.

Данное явление активно исследуется с момента появления и становления демократических тенденций. Это привело к тому, что сегодня суверенитет представляет собой сложную категорию, строящуюся на собственных принципах и имеющую определенные виды.

Понятие суверенитета

Как уже указывалось ранее, государство является сложной социальной формацией. Суверенитет, в свою очередь, есть основа её непосредственного построения. Следует отметить, что это прежде всего юридическое понятие. Оно наряду с территорией, населением и властью входит в состав правового режима каждого государства в отдельности.

Суверенитет предполагает реальную независимость страны как во внутренних, так и во внешних отношениях. Следует отметить, что существует несколько тождественных понятий, которые характеризуют самостоятельность более узких социальных групп, нежели государство.

История появления термина

Принцип суверенитета или же категория суверенитета появилась в юридической науке достаточно давно. Впервые понятие было введено Жаном Боденом, политиком, жившим в XVI веке. Первоначально полная независимость государства не предполагалась суверенитетом. Категорией характеризовалась неограниченная власть сюзерена в противовес его вассалам.

То есть суверенитет - это верховная власть монарха. Такая трактовка появилась из-за специфики регулирования межгосударственных отношений в те времена. Ведь практически вся деятельность координировалась нормами согласно которым, верховным правителем признавался исключительно Папа Римский.

Признаки суверенитета

Любое юридическое явление характеризуется определенными особенностями. Именно благодаря им, можно выделить конкретную категорию как абсолютно самостоятельную. Как уже говорилось ранее, суверенитет предполагает существование независимости внешней и внутренней направленности. На основе этого можно выделить ряд ключевых признаков двух видов:

  1. Внутренними признаками суверенитета признаются: верховенство власти и её самостоятельность. Первый аспект свидетельствует о безоговорочной распространенности власти абсолютно на всех лиц, пребывающих на территории государства. Верховенство в данном случае обеспечивается, во-первых, законами, а во-вторых, существованием механизма принуждения. Что касается самостоятельности то этот аспект характеризуется независимостью от влияния иных видов властей.
  2. Существуют также внешние признаки суверенитета. Основным является независимость власти от иностранного влияния. Иными словами, какие-либо государства не должны координировать деятельность страны и диктовать собственные условия. В дополнение к этому существует признак законодательной монополии. Он подразумевает собой невозможность издания нормативных актов на территории определенной страны органами власти иностранного государства.

Таким образом, суверенитет предполагает полную свободу страны от любого рода влияния. Поэтому данную категорию можно охарактеризовать как сложное юридическое явление.

Суверенитет в международных отношениях

Большое значение представленная в статье категория играет в процессе взаимосвязи между странами. Она является одним из ключевых Он закреплен в большинстве современных актов, например в уставе ООН.

Суть суверенитета состоит в том, что в международные отношения могут вступать исключительно независимые государства. То есть цельные, политико-социальные «организмы», в которых превалирует законность, легитимность и независимость власти. Иными словами, независимые государства - это ключевые «игроки» международной арены.

Виды суверенитета

Представленное юридическое явление имеет несколько видовых ответвлений. Как уже указывалось ранее, классификация производится на основе размера конкретной социальной формации, которой приписывают суверенитет. В соответствии с этим, можно выделить три основных вида независимости, которые выделяются в конституционном праве многих стран, в том числе в Российской Федерации, например:

  • государственный суверенитет;
  • народный;
  • национальный.

Первый вид характеризует независимые государства, о чем уже было сказано. В свою очередь, суверенитет народа и национальности, или же этноса, характеризуется некоторыми специфическими аспектами.

Независимость населения

Народный суверенитет предполагает народовластие. В данном случае нет ничего общего с самостоятельностью государственной структуры. Потому что народный суверенитет обуславливает свободу социума в процессе реализации и создания власти. Данная категория характеризуется двумя основными признаками, а именно:

  • народу принадлежит вся без исключения власть в государстве, которую он реализует через представительные органы;
  • народ имеет право реализовать власть непосредственно.

Эта категория отыгрывает значимую роль в процессе построения государства. Ведь суверенитет является основой демократии в её классическом виде. Подобное положение дел, при котором социум является главным источником деятельности страны, на сегодняшний день существует в большинстве стран. К примеру, суверенитет РФ строится, прежде всего, на верховной власти народа, который реализует её через центральные органы.

Национальная независимость

Существует такой вид, как национальный суверенитет. В большинстве случаев он отождествляется с народным, однако данные категории являются абсолютно противоположными.

Национальный суверенитет исходит из международно-правового принципа самоопределения нации. То есть любая, без исключения, этническая группа может определить собственную форму государственного правления, устройство общества, экономическую систему и т. п. Эта возможность присуща любой нации.

Суверенитет данного типа обусловлен в большей части не правом, а историческим развитием человечества. То есть в какой-то момент та или иная нация осознает свои жизненные интересы и создает квалифицированную социально-политическую структуру. В теории конституционного права считается, что суверенитет национальности дополняет государственный.

Суверенитет России

Российская Федерация на сегодняшний день является независимым и демократическим государством. Её суверенитет основывается на верховенстве власти народа и определенных юридических документах. В данном случае нужно отметить, что в России существует один ключевой документ, который регламентирует политические и правовые основы страны, в том числе суверенитет. Конституция является подобным юридическим актом.

Именно в ней содержатся положения, которые официально закрепляют независимость государства во внутренних и внешних отношениях. Большое значение также имеет декларация о суверенитете. Этим актом в свое время был закреплен выход РСФСР из Советского Союза и создание нового государства - Российской Федерации.

Возможность вмешательства

Согласно современным международным правовым тенденциям, суверенитет предполагает обязанность государства защищать свое население от любых угроз. В случае отсутствия возможности реализации этой обязанности, она будет возложена на международное сообщество. То есть в данном случае существует прямая возможность внешнего вмешательства, нарушения суверенитета государства.

Таким образом, существование любого государства обусловлено его свободой во внешних и внутренних отношениях. Это возможно только при наличии суверенитета - комплексного правого явления, изучение которого не останавливается по сей день.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация