Амнистия и помилование. Характеристика и отличия. Различия между амнистией и помилованием

Главная / Земля

Амнистия - это правовой акт, объявляемый гос думой фед Собрания РФ, в соответствии с которым лицо освобождается от уголовной ответственности. Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (группы лиц) и этим отличается от иных оснований освобождения от уголовной ответственности, которые носят индивидуальный характер.

По общему правилу, акт амнистии распространяется только на те преступления, которые были совершены до его издания. Однако в исключительных случаях он может действовать и в отношении преступных деяний, совершенных в течение определенного времени после его принятия, но при условии выполнения амнистируемым лицом определенных действий, указанных в акте амнистии. В соответствии с актом амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть: - освобождены от основного вида наказания; - освобождены от дополнительного вида наказания; - назначенное им наказание может быть сокращено; - назначенное им наказание может быть заменено более мягким видом наказания; - с лиц, отбывших наказание, актом амнистии может быть снята судимость. Акт амнистии не вносит изменений в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, т.е. не декриминализирует соответствующие деяния, совершенные помилованными лицами. Амнистия не ставит под сомнение и законность, и обоснованность приговора суда. Она лишь смягчает участь лиц, совершивших преступления, в том числе осужденных. Амнистия не изменяет уголовного закона, не исключает составы преступлений, а лишь освобождает от уголовной ответственности, являясь одним из способов реализации принципов гуманизма и справедливости уголовного права.

В отличие от акта амнистии, помилование осуществляется Президентом РФ и в отношении только индивидуально определенного лица (ст. 89 Конституции РФ). В соответствии с актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть: - освобождено от дальнейшего отбывания наказания; - назначенное ему наказание может быть сокращено; - назначенное ему наказание может быть заменено более мягким видом наказания; - с лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Еще по теме 77. Амнистия и помилование: сходства и различия, уголовно-правовое значение.:

  1. 37. Банковский и коммерческий кредит: сходства и различия.
  2. Объяснить различия и сходства между товарами и услугами
  3. 33. БАНКИ И НЕБАНКОВСКИЕ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ). ФУНКЦИИ И РОЛЬ БАНКА В ЭКОНОМИКЕ
  4. Сходства и различия: поточная линия, категория изделия, совокупность изделий.
  5. 2. Отличие гражданско-правовой защиты чести и достоинства от уголовно-правовой
  6. 129. На кого распространяется помилование Президента РФ?
  7. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1922 г. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА CCCP И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК 1924 r. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1926r.

В различных государствах существуют такие проявления гуманизма к преступникам, как помилование и амнистия. Количество лиц, осужденных к различным наказаниям, в России очень велико, а потому вопрос их постепенного освобождения будет оставаться для нас актуальным ещё очень долгое время. Стоит разобраться, в чём сходства и различия данных понятий, когда они применяются и к кому.

Определение

Помилование – это акт должностного лица государства (в России — президента), который частично либо полностью освобождает лицо от наказания, заменяет его более мягким, снимает судимость. К примеру, в Беларуси, где есть смертная казнь, президент страны имеет право заменить её пожизненным заключением. В России, где высшей меры наказания уже нет, акты помилования всё равно используются. Президент может, в том числе и без согласия лица, помиловать по своему усмотрению любого преступника, как минимум, заменив ему наказание более мягким, как максимум – полностью освободив от него.

Амнистия – это акт многократного применения, который полностью либо частично освобождает от наказания определённую категорию преступников (как осужденных, так и обвиняемых, подозреваемых). Данный акт также может снимать с лица судимость, изменять режим отбытия наказания, являться основанием для прекращения уголовного преследования. В России акты амнистии подготавливаются и Госдумой и, как правило, приурочены к определённому событию.

Сравнение

Таким образом, помилование – это однократный акт гуманизма к определённому лицу, вызванный причинами личностного характера (почтенный возраст, милосердие, тяжёлое заболевание и т.д.). Амнистия же распространяется на широкий круг преступников (к примеру, все несовершеннолетние, отбывающие наказания за кражи) в определённый период времени. Помилование является актом правоприменительной практики, в то время как амнистия носит нормативный характер.

Амнистия, как и любой другой закон, нуждается в реализации конкретным государственным органом. Помилование подлежит исполнению после того, как оно обнародовано должностным лицом. Амнистировать определённый круг лиц невозможно: это относится к злоумышленникам, отбывающим наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления. Но их можно помиловать: если на то будет соответствующая воля должностного лица.

Выводы сайт

  1. Круг лиц, подпадающих под действие. Акт помилования издаётся в отношении конкретного человека или нескольких лиц, совершивших то или иное деяние. Амнистия же распространяется на широкий круг преступников, объединённых единым критерием (матери малолетних детей, лица престарелого возраста и т.д.).
  2. Согласие лица. Чтобы быть помилованным, преступнику необходимо проявить инициативу, хотя в отдельных случаях акт может издаваться и без такого волеизъявления. Чтобы попасть под амнистию, такое согласие не требуется.
  3. Порождение нормы права. Амнистия рождает правовую норму, а помилование – только использует её.
  4. Процедура. После того, как акт о помиловании издан, он подлежит немедленной реализации. Амнистию же можно реализовать лишь через уголовно-исполнительные органы, которые применяют её нормы к своим подопечным.

Амнистия представляет собой акт законодательного органа власти, освобождающий индивидуально неопределенный круг лиц , совершивших преступление, от уголовной ответственности или от наказания, а с лиц, отбывших наказание за совершенное преступление, снимающий судимость.

Объявление амнистии относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Государственной Думы РФ (п. «о» ст. 71 , п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК РФ) и реализуется в форме принятия постановления Государственной Думы об объявлении амнистии, которому сопутствует разъясняющее его постановление о порядке применения амнистии (см., напр.: постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. № 2172-Ш «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» и от 30 ноября 2001г. №2173-111 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин"» // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4694, 4696).

Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц путем перечисления ряда обозначенных по полу, возрасту, социальному положению, назначенному наказанию и другим признакам лиц, на которых распространяется действие акта об амнистии. В акте об амнистии также содержится указание на те категории лиц, в отношении которых амнистия не применяется (это, как правило, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; осужденные, вновь совершившие умышленные преступления в местах лишения свободы; лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, и т. д.).

Согласно ч. 2 ст. 84 УК РФ акт об амнистии может содержать следующие предписания:

    1. об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Согласно процессуальному законодательству, актом об амнистии освобождаются от уголовной ответственности лица в случае, если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства уголовного дела в их отношении по существу (ч. 1 ст. 239, ч. 8 ст. 302 УПК). Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, то суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу и в случае постановления обвинительного приговора при наличии оснований для применения акта об амнистии освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК);
    2. об освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания наказания в целом или от дальнейшего его отбывания;
    3. о сокращении размера (срока) назначенного наказания лицам, осужденным за совершение преступления. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
    4. о замене лицу, осужденному за совершение преступления, назначенного наказания любым более мягким видом наказания. Такая замена возможна с учетом ст. 44 УК РФ и положений Общей части УК РФ о пределах конкретных видов наказаний;
    5. о полном или частичном освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания назначенного им дополнительного вида наказания;
    6. о снятии с лиц, отбывших наказание, судимости.

Акт об амнистии распространяется только на те преступления, которые совершены до его вступления в силу, хотя в дальнейшем возможно и продление ее действия во времени.

Как разновидность освобождения от уголовной ответственности и от наказания, амнистия является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения исполняющего ее органа) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения.

Помилование

Помилование представляет собой акт главы государства, частично или полностью освобождающий индивидуально определенное лицо, осужденное за совершение преступления, от отбывания наказания, назначенного по приговору суда, или снимающий с индивидуально определенного лица, отбывшего наказание, судимость.

Осуществление помилования относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Президента РФ (п. «о» ст. 71, п. «в» ст. 89 Конституции РФ, ч. 1 ст. 85 УК РФ), и реализуется им это полномочие в форме издания РФ. Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ утвержден в 2001 г. (см.: Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №53.Ст. 5149).

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного (конкретного) лица , осужденного за совершение преступления (т. е. в отношении которого имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда и который реально отбывает назначенное по приговору наказание), и связано, как правило, с наличием данных, свидетельствующих об исправлении осужденного до полного отбытия назначенного наказания либо с какими-то иными исключительными обстоятельствами, при которых целесообразно помиловать осужденного.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования можно:

  1. освободить лицо, осужденное за совершение преступления, от дальнейшего отбывания наказания;
  2. сократить лицу, осужденному за совершение преступления, размер (срок) назначенного наказания. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
  3. заменить лицу, осужденному за совершение преступления, назначенное наказание любым более мягким видом наказания. При замене в порядке помилования назначенного лицу наказания в виде смертной казни свобода усмотрения Президента РФ сужена: смертная казнь в порядке помилования может быть заменена только пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ);
  4. снять с лица, отбывшего наказание, судимость.

Как разновидность освобождения от наказания, помилование является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения органа, исполняющего указ о помиловании) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения. Исполняется указ о помиловании в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

Судимость

Судимость представляет собой особое правовое состояние, возникающее вследствие осуждения, назначения наказания и его реального отбывания. Оно характеризуется временным ущемлением общегражданских и свобод лица и является основанием в случае совершения лицом до погашения (снятия) судимости нового преступления применения к нему более строгих мер уголовно-правового характера (что предусматривается, в частности, ст. 18, 58, 68, 75, 76, 79 и др. УК РФ).

Судимость является временным правовым состоянием. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. При этом в ряде случаев закон предусматривает, что судимость не возникает.

Подробнее

Например, судимость не возникает:

    1. в ситуации осуждения с полным и безусловным освобождением лица от наказания по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 72, ст. 801, ч. 1 ст. 83, ст. 84 и ст. 92 УК РФ, а также
    2. в ситуации освобождения лица от уголовной ответственности , поскольку освобождение от уголовной ответственности с необходимостью предполагает освобождение от наказания.

В соответствии с уголовным законом судимость прекращается вследствие ее погашения или снятия (ч. 1 ст. 86 УК РФ).

ВАЖНО! Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ , связанные с судимостью (ч.6 ст. 86 УК РФ).

Подробнее о погашении судимости

России отсутствует. Сам термин «амнистия» происходит от греческого amnestia - забвение, прощение. В теории нет единства мнений относительно правовой природы амнистии, но многие ученые подчеркивают ее нормативный характер, поскольку акт об объявлении амнистии содержит нормы права, подлежащие последующей реализации субъектами правоприменения . В.Е. Квашис считает институт амнистии комплексным в отличие от тех ученых, которые относят эти акты к сфере либо конституционного (государственного), либо уголовного права .

Этот вопрос продолжается оставаться дискуссионным.

Акты об амнистии не могут быть полностью отнесены к какой-либо одной из отраслей права . Объявление амнистии, как предмет ведения Государственной Думы, регламентируется Конституцией РФ, а ее уголовно-правовые последствия - уголовным правом. Отдельные аспекты применения амнистии регулируются уголовно-исполнительным, а в некоторой степени - уголовно-процессуальным правом .

Следовательно, амнистия представляет собой акт нормативного характера, принимаемый Государственной Думой, который распространяет свое действие на лиц, а) совершивших преступления, но в отношении которых не вынесен обвинительный приговор , либо б) осужденных приговором суда к определенным видам и срокам наказаний. Нередко в данных актах содержится также указание на отдельные признаки, характеризующие личность виновного (пол, возраст и т.д.). Но в любом случае лица, на которых распространяется амнистия, в акте индивидуально (персонально) не определяются. Именно поэтому издание акта об амнистии предполагает последующую правоприменительную деятельность других правоохранительных органов (вынесение постановлений или определений о прекращении уголовного дела, постановления органа, ведающего исполнением наказания, об освобождении от отбывания наказания и т.д.). Таким образом, непосредственным юридическим основанием применения амнистии к конкретному лицу является правоприменительный акт соответствующего органа (субъекта).

Согласно ч. 2 ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного наказания.

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. Таким образом, актом об амнистии могут предусматриваться различные виды смягчения уголовно-правовой участи лиц, совершивших преступления.

За период с 1994 по 2015 г. было издано значительное количество актов об амнистии. До настоящего времени проблема частоты таких актов и сферы их распространения на различные категории преступников продолжает оставаться дискуссионной. Нередко высказывается мнение, что амнистирование преступников должно быть ограничено как по кругу лиц, так и по количеству (регулярности) издаваемых актов.

Издание актов амнистии может преследовать различные политические, социальные, юридические, а также сугубо практические цели (смягчить напряженную обстановку в местах лишения свободы , дать возможность привести условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствие с некоторыми международными стандартами и т.д.). Независимо от них акты об объявлении амнистии и их применение являются формой реализации гуманитарных принципов, поскольку облегчается уголовно-правовая участь лиц, совершивших преступление. При этом, очевидно, недопустимо, чтобы характер, содержание и количество изданных актов амнистии вступали в противоречие с ее социально-правовым назначением.

Акты об амнистии издаются обычно в ознаменование определенных общественно-политических событий, а также в связи с мероприятиями гуманитарного характера, проводимыми под эгидой ООН . В обществе и среди некоторых специалистов иногда озвучивается идея о необходимости либо полного отказа от амнистий или существенного сокращения их объявления, поскольку посредством этих актов подрываются принципы неотвратимости уголовной ответственности и социальной справедливости. «По идее, - пишет А.В. Наумов, - амнистия должна охватывать тех, кто не совершал тяжкого преступления и не приобрел репутацию склонного к совершению таких преступлений. Амнистия - это не реабилитация, а акт милосердия». Исходя из этого в литературе амнистия нередко определяется как «акт милосердия высшей законодательной власти , применяемый к определенным категориям граждан, совершившим преступление».

Важно учитывать, что акты об амнистии не отменяют и не изменяют действующие нормы уголовного законодательства. Ими не устраняется преступность и наказуемость преступлений, предусмотренных УК РФ.

Преступления, совершенные амнистированными лицами, не должны предаваться социальному забвению.

Амнистии не могут рассматриваться как политический инструмент или юридическое средство исправления имеющих иногда место судебных или иных правоприменительных ошибок. Они призваны олицетворять собой акт государственного прощения отдельных категорий преступников, поэтому должны иметь социальное обоснование и получать поддержку в гражданском обществе .

Применение актов об амнистии к лицам, совершившим длящиеся или продолжаемые преступления, характеризуется определенной спецификой. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» разъясняется, что амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до ее издания. К длящимся же преступлениям, продолжавшимся после издания амнистии, она не применяется. Амнистия применяется к продолжаемым деяниям, закончившимся до ее издания, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, было совершено после издания амнистии.

Содержание конкретных актов об амнистии

Издаваемые в последние годы акты об амнистии в структурном отношении имеют много общего, хотя могут различаться по своему содержанию (по категориям амнистируемых, по регламентируемым в них разновидностях уголовно-правовых решений и др.).

Безусловный интерес с точки зрения тенденций развития уголовной политики в этой сфере представляют собой положения постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 № 6578-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Данным актом об амнистии были приняты следующие решения, имеющие уголовно-правовые последствия:

  1. о прекращении уголовных дел;
  2. о сокращении неотбытой части наказания ;
  3. об освобождении от дополнительных наказаний;
  4. о снятии судимости ;
  5. о неприменении амнистии к определенным категориям преступников.

Кроме того, названным постановлением об объявлении амнистии применение некоторых уголовно-правовых решений было отнесено к сфере компетенции суда и его усмотрения (п. 7, 8, 9).

1. Освобождению от наказания подлежали несколько категорий лиц, впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести. Среди них особо выделяются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненные к ним лица, а также лица, выполнявшие воинский или служебный долг в Афганистане или других государствах , где велись боевые действия; военнослужащие , сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов, а также иных организаций, участвовавшие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта на территории Северного Кавказа.

Далее в тексте Постановления называются лица, награжденные наградами СССР и (или) Российской Федерации, а также лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и подвергшиеся воздействию радиации вследствие этой катастрофы или аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк».

По сложившийся правовой традиции в данном фрагменте Постановления (п. 1) в числе подлежащих освобождению от наказания называются также: а) несовершеннолетние , женщины и одинокие мужчины, имеющие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, б) беременные женщины, в) мужчины и женщины старше соответственно 55 и 50 лет, г) инвалиды I или II группы, а также больные активной формой туберкулеза, онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы.

Освобождению от наказания подлежали также отдельные категории осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно: за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавшие лишение свободы (п. 2), совершившие преступления по неосторожности (п. 3).

Согласно п. 4 и 5 данного Постановления освобождению от наказания подлежали также условно осужденные, осужденные, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденные к наказанию, не связанному с лишением свободы.

2. Государственная Дума РФ постановила о прекращении уголовных дел, находящихся в производстве, в отношении ряда категорий преступников, подозреваемых и обвиняемых в совершении а) умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, б) преступлений по неосторожности, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, в) преступлений, за которые не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.

3. В Постановлении об амнистии от 24 апреля 2015 г. № 6578-6 ГД содержатся также предписания о сокращении неотбытой части наказания на 1/3 в отношении лиц, осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления и указанных ранее в подп. 1-9 п. 1 данного Постановления, а также осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности.

Осужденным к лишению свободы на срок свыше десяти лет за умышленные преступления наказание сокращено на 1/4.

4. К компетенции суда по применению освобождения от наказания были отнесены следующие категории уголовных дел: а) об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы, совершенные лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы, если суд признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно; б) о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и совершенные лицами, не достигшими возраста 18 лет, если суд признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно; в) о преступлениях, если суд признает необходимым назначить лицам наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания.

5. Снятие судимости распространяется на ряд лиц, освобожденных от наказания в соответствии с этим актом.

6. В п. 13 Постановления об амнистии содержится перечень из шести категорий осужденных, на которых не распространяется его действие.

Среди них называются лица, осужденные за совершение некоторых видов тяжких преступлений, предусмотренных УК РСФСР, а также осужденные за совершение некоторых видов преступлений, предусмотренных УК РФ (к примеру, ст. 105 и 111, 132-135, ч. 3 и 4 ст. 158, 159, 160, 166, ст. 162, 205, 205.¹, 206-211, ч. 4-6 ст. 264, ст. 275-279 и др.).

Действия Постановления об амнистии не распространяется также на осужденных, признанных в соответствии с УК РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве (подп. 3 п. 13); на осужденных, вновь совершивших умышленное преступление в местах лишения свободы (подп. 5 п. 13), на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

Настоящее Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и подлежало исполнению в течение шести месяцев.

Государственная Дума РФ издала также отдельное постановление, в котором регламентируется порядок применения Постановления об амнистии. В нем называются органы, на которые возложено применение акта об амнистии. Среди них - исправительные учреждения и следственные изоляторы, органы дознания и органы предварительного следствия, суды, уголовно-исполнительные инспекции, судебные приставы-исполнители, органы внутренних дел Российской Федерации, командование воинских частей и командование дисциплинарных воинских частей.

Они в пределах установленной компетенции должны принимать решение о применении акта об амнистии в отношении каждого лица индивидуально, путем принятия постановления о применении акта об амнистии. Данные постановления, кроме судебных актов, подлежали утверждению прокурором или руководителем следственного органа, либо старшим судебным приставом.

Помилование

Конституционные нормы о помиловании получают дальнейшую конкретизацию в уголовном, уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве. Так, в ст. 85 УК РФ указано, что помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.

Из законодательства следует, что помилование отличается от амнистии как по субъекту принимаемых решений, так и по объекту этого решения: оно осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица, совершившего преступление. Юридический статус последнего («осужденный») определяет отличие помилования от амнистии также по характеру (видам) уголовно-правовых последствий. Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования: 1) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо 2) назначенное наказание может быть сокращено или 3) заменено более мягким видом наказания, 4) может быть снята судимость с лица, отбывшего наказание. Иными словами, при амнистии круг возможных юридических решений значительно шире, поскольку амнистии могут подвергаться не только осужденные, но и иные категории лиц, совершивших преступление.

В действующем законодательстве и современной юридической литературе понятия «амнистия» и «помилование» употребляются для обозначения различных по правовой природе институтов. Между тем прежде они охватывались одним термином - «помилование».

Оно могло быть индивидуальным и амнистией (всепрощением).

Известно, что еще в трудах известного итальянского просветителя XVIII в. и представителя классической школы криминологии Чезаре Беккариа выделялось две разновидности помилования - прощение и милость. Следовательно, понятие «помилование» рассматривалось как более общее (родовое) и в законодательстве зарубежных стран того периода.

Законодательное определение помилования в современном праве России отсутствует. «Помиловать» в русском языке означает «оказав снисхождение, ослабить или отменить наказание», а миловать - «щадить, прощать кому-то вину ». Характерно поэтому, что предлагаемые в теории права определения помилования обычно опираются на термины «благодеяние», «милосердие», «прощение», выделяя при этом его юридические признаки. Так, по мнению А.С. Михлина, помилование - это «не только акт милости, это еще и акт доверия», в результате которого осужденный должен искупить свою вину честным трудом и не совершать новых преступлений. Помилование именуется актом милосердия и в некоторых определениях Конституционного Суда РФ , содержащих изложение его правовых позиций по этому вопросу.

Таким образом, при характеристике помилования нередко преобладают либо социальные, либо сугубо юридические оценки, подчас игнорируя его действительную социально-правовую природу. Это не всегда способствует установлению реальных оснований помилования.

Так, иногда его рассматривают как реализацию метода правового поощрения и делают из этого соответствующие выводы. Между тем поощрение в праве представляет собой юридическую награду за заслугу, которой считается социально активное поведение поощряемого.

Исходя из этого высказывается мнение, что предпосылками помилования является позитивное посткриминальное поведение осужденного, выраженное в признании им своей вины, возмещении причиненного им ущерба, удовлетворении гражданского иска и т.п. Такие качества положительно характеризуют личность осужденного, однако не могут считаться основанием помилования. Оно является исключительным правом Президента РФ, выступает актом милосердия, поэтому законодательно не ограничено какими-либо рамками. Само ходатайство осужденного о помиловании не может безусловно свидетельствовать о признании им вины и подлинном раскаянии. Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании, однако при этом не гарантирует каждому право быть обязательно помилованным. Это ходатайство может быть Президентом РФ отклонено, а его решение не подлежит обжалованию в судебном порядке.

Помилование нельзя рассматривать и как акт правового компромисса. Известно, что компромисс представляет собой взаимную уступку противоположных сторон. Элемент «уступки» при помиловании можно усматривать со стороны Президента РФ, главы государства , как «милующего» субъекта. Нередко отмечается, что помилование составляет «изъятие из законов общих правил о неотвратимости ответственности и наказания». Однако при помиловании никакой уступки со стороны осужденного не предполагается, он лишь пользуется конституционным правом просить о помиловании (ч. 3 ст. 50).

Таким образом, помилование как исключительное правомочие главы государства не может быть отнесено к какому-либо из рассмотренных ранее правовых институтов. Оно имеет иную (особую) социально-правовую природу, поэтому их критерии и рамки не применимы к оценке оснований помилования. Очевидно по этой причине они законодательно не определены.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица. В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ таковым является осужденный за преступление.

Осужденным считается обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор (ч. 2 ст. 47 УПК РФ). В литературе обращается внимание на то, что Президент вправе осуществить помилование независимо от стадии уголовного процесса , а не только в отношении осужденных, отбывающих наказание или лиц, его отбывших.

Социальная оценка акта о помиловании как акта милосердия представляется правильной и соответствует принципу гуманизма. Она влияет на регламентацию форм (видов) смягчения уголовно-правовой участи осужденного и их реализацию в каждом конкретном случае. Это позволяет определить помилование следующим образом: помилование представляет собой акт милосердия, осуществляемый Президентом РФ в рамках его конституционных полномочий, применяемый по отношению к индивидуально-определенному лицу, осужденному за совершение преступления и заключающийся в смягчении его уголовно-правовой участи в виде освобождения от дальнейшего отбывания наказания, сокращения или замены назначенного наказания более мягким его видом, либо в снятии судимости.

Осуществление помилования - исключительная прерогатива Президента РФ, его конституционное правомочие, которое не может быть ограничено другими федеральными законами и иными нормативными рамками. Вместе с тем глава государства вправе урегулировать порядок реализации своих полномочий подзаконными актами. Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации » регламентированы цели таких комиссий, их задачи и состав. Основными задачами являются предварительное рассмотрение ходатайства о помиловании осужденных, подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением указов Президента РФ по вопросам о помиловании.

Данным Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайства о помиловании в Российской Федерации, где расписана предварительная процедура осуществления помилования.

Вместе с тем в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в его Определении от 4 декабря 2007 г. № 957-0-0 подчеркивается, что существующий порядок не препятствует осужденным обращаться к Президенту РФ с ходатайствами о помиловании, минуя его направление в данную комиссию. Иными словами, Президент РФ не связан с установленной им самим процедурой осуществления помилования. Так, судя по сообщениям средств массовой информации, обращение осужденного М. Ходорковского соответствующей комиссией по вопросам помилования предварительно не рассматривалось.

В Определении Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. № 283-0-0 по жалобе А.В. Дудика отмечается, что акт о помиловании действует самостоятельно, реализуется вне рамок отправления правосудия по уголовным делам. Из этого следует, что указы Президента РФ о помиловании не подлежат обжалованию в судебном порядке.

Помилование без волеизъявления самого осужденного не должно осуществляться.

В обществе и среди юристов всегда было неоднозначное отношение к институту помилования. Существует мнение, что практика помилования должна быть более распространенной. На заседании круглого стола на тему «Вопросы совершенствования института помилования в контексте гуманизма уголовно-правовой политики», организованного 9 декабря 2014 г. Советом Федерации Федерального Собрания РФ , были озвучены данные о том, что в начале 90-х гг. XX в. в результате актов помилования было освобождено около 30 000 осужденных, а только в 1999 г. - более 7 тыс. человек. Иные подходы наблюдаются в период с 2007 по 2014 г., когда было помиловано всего 775 осужденных. Следовательно, практика помилования развивается по пути ограничения числа таких актов. Это направление получает определенную поддержку со стороны специалистов и общественности.

Понятие амнистии и помилования в уголовном праве тесно связаны друг с другом. Оба процесса ведут к смягчению или полному освобождению осуждённого от наказания. Вместе с тем порядок их проведения и правовые последствия отличаются.

Амнистия

Амнистия применяется на основании нормативно-правового акта и предполагает для индивидуально-неопределённого круга лиц, совершивших преступление, следующие положения:

Обратите внимание

Разница между ограничением свободы и ее лишением — в правах, которые имеют осужденные. Так, ограничение свободы предполагает нахождение гражданина по месту постоянного жительства на территории РФ, без возможности выезда за пределы страны. Наказание в виде лишеня свободы гражданин отбывает в тюрьме или колонии. Подробнее читайте

  1. . Может применяться, если акт об амнистии вступил в силу до того, как суд начал рассматривать дело обвиняемого. Если это произошло уже во время судебного разбирательства, то суд рассматривает дело до конца, а после обвинительного приговора освобождает лицо от наказания.
  2. Освобождение осуждённых от отбытия наказания (лица, которые уже отбывают наказание и попадают под действие амнистии, освобождаются от оставшейся части наказания).
  3. Уменьшение срока наказания. В данном случае возможно назначение наказания ниже минимального срока, предусмотренного статьёй УК за конкретное преступление.
  4. Изменение вида наказания на более мягкое, например, тюремное заключение заменяется ограничением свободы. Определить какое наказание более мягкое можно в соответствии со ст.44 УК, там перечислены все виды уголовных наказаний, начиная с самого мягкого (штрафа).
  5. Освобождение осуждённых от дополнительного наказания, например, лишение права выполнять определённую работу. При этом основное наказание может остаться для отбытия в полной мере.
  6. Досрочное снятие судимости.

В акте об амнистии чётко указывается, на какие категории граждан он распространяет действие, например, женщины, несовершеннолетние, инвалиды и т.д. Кроме этого в акте всегда перечисляются лица, к которым амнистия не может применяться, даже если они попадают в первую группу. Как правило, это осужденные, грубо нарушающие порядок отбывания наказания, преступники, виновные в совершении особо тяжких преступлений.

Помилование

В рамках помилования осуждённый также может быть либо освобождён от наказания полностью либо его положение улучшается путём снижения срока или изменения вида наказания. Помилование осуществляется только лично главой государства. Для этого Президент в соответствии со ст.85 УК издаёт акт в отношении конкретного человека.

После помилования, бывшему заключенному предстоит интегрироваться в общество — найти работу, получить социальный статус и так далее. Какие могут быть последствия судимости мы расскажем в этой статье

Помилован может быть любой человек, независимо от степени общественной опасности преступления, которое он совершил. Вместе с тем принимая соответствующее решение, комиссия по помилованию учитывает следующие факторы:

  1. Как вёл себя человек в момент совершения преступления, во время следствия и при отбывании наказания.
  2. Время, которое уже зачтено осуждённому в отбытие наказания.
  3. Применялась ли раньше к осуждённому амнистия или условно-досрочное освобождение (если после их применения лицо снова совершает преступление, это свидетельствует о не использовании шанса, которое предоставило государство осуждённому).
  4. Возмещён ли материальный и моральный вред от преступления.
  5. Характеристика личности претендента на помилование: возраст, состояние здоровья, наличие на иждивении детей и т.д.
  6. Обстоятельства совершения преступления и другие факторы, которые, по мнению комиссии, имеют важность.

Для того чтобы претендовать на помилование осуждённый должен лично написать главе государства ходатайство. Строгого образца ходатайства президенту о помиловании не существует, но в нём следует указать:

  1. Сведения об отправителе (ФИО, адрес, статья, по которой лицо осуждено, и место отбывания наказания, если оно связано с ограничением свободы)
  2. Краткие обстоятельства совершения преступления и назначенное наказание.
  3. Обстоятельства, которые могут послужить основанием для помилования (например, наличие на иждивении осуждённого малолетних детей и престарелых родителей, совершение преступления в связи с тяжёлым семейным и материальным положением и т.д.).
  4. Просьба применить помилование, дата и подпись.

Рассматривать ходатайство будет сначала специальная комиссия в регионе, затем она направляет его в администрацию президента. Только после одобрения его Высшей комиссией, оно попадает на стол Президенту.

Как правило, рассчитывать на помилование не стоит осуждённым, которые совершили свои злодеяния:

  • во время условного срока наказания за предыдущее преступление;
  • после ;
  • после применения к ним амнистии;
  • после замены наказания на более мягкое за предыдущее преступление.

Осуждённые, не соблюдающие порядок отбывания назначенного им наказания, также редко бывают помилованы.

Основные отличия амнистии от помилования

  1. Первая отличительная черта – это те лица, кто осуществляет амнистию и помилование в РФ. В первом случае это Государственная дума, а во втором – Президент.
  2. Решение о помиловании может быть принято в любое время, а акт амнистии принимается, как правило, не чаще 1 раза в год и приурочен к важной дате либо связан с политической обстановкой.
  3. Для применения амнистии не нужно волеизъявление осуждённого, а для помилования необходимо его индивидуальное ходатайство.
  4. Амнистия распространяет действие на широкий круг лиц, а помилование – на конкретного человека.

Амнистия и помилование не являются реабилитирующими факторами и не устраняют факт совершения лицом преступления.

Больше информации можно получить, задав вопросы в комментариях к статье.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация