Виды объектов землеустройства. Землеустройство - это что такое? Основы и виды землеустройства. Виды и формы землеустройства

Главная / Бизнес

Землеустройство проводят по всей территории страны. Им охвачены земли независимо от их целевого назначения, формы собственности и характера использования. Однако цели и задачи землеустройства, его содержание могут быть различными.

На федеральном и региональном уровнях земельные ресурсы распределяются между различными отраслями(сельским и лесным хозяйством, промышленностью, транспортом, курортами, заповедниками и др. в целях планирования, организации и контроля за их использованием в интересах государства; разработки и осуществления крупномасштабных программ сельскохозяйственного освоения, повышения плодородия и мелиорации земель; установления границ территориально- административных образований, территорий с особым правовым, природоохранным, рекреационным, заповедным режимом и др.

Кроме того, земельные ресурсы перераспределяют по формам собственности, которая делится на государственную, муниципальную и частную. Задача перераспределения земельных ресурсов между различными отраслями и внутри них затрагивает, в первую очередь отдельные землевладения, их группы. Так как земли используют отдельные предприятия, организации, учреждения и граждане, предоставление их одним предприятиям (организациям, учреждениям) обязательно связано с изъятием у других.

Таким образом, постоянные отводы земель, а также их перераспределение по категориям и формам собственности вызывают изменения границ, площадей и местоположения землевладений и землепользований, что обусловливает одновременное проведение землеустройств группы хозяйств.

Но землеустройство не может ограничиться только образованием или организацией землевладений и землепользований. Другая главная задача землеустройства заключается в организации рационального использования и охраны земель на конкретных участках, в конкретных хозяйствах, внутри (в границах) землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий. Именно здесь определяется обеспеченность населения продовольствием, а промышленности –сырьем, осуществляется непосредственное взаимодействие основных факторов производства-земли, труда, материально-технических ресурсов.

Таким образом, в первом случае, при землеустройстве организуют землевладения или землепользования предприятий в целом или их взаимосвязанных групп, образующих определенные системы, во втором случае территорию устраивают в границах отдельного землевладения или землепользования, при котором определяют назначение и использование каждого входящего в него земельного участка.

Таким образом, землеустройство делят на два вида: межхозяйственное (территориальное) и внутрихозяйственное.


Межхозяйственное (территориальное) землеустройство - включает в себя все виды работ по перераспределению земель. Главная цель состоит в социальном и экономическом обоснованном перераспределении земель. Основная задача формирование новых рациональных землепользований. Результат установление границ, как предела прав субъектов земельных отношений.

Виды межхозяйственного землеустройства:

Образование, упорядочение и совершенствование землепользований сельскохозяйственных предприятий.

Образование и изменение не сельскохозяйственных предприятий (отвод земель).

Формирование земельных фондов и территории специального назначения.

В основу разделения положены принципы различия в целевом назначении различных категорий земель(земли сельхоз назначения, промышленности и т.д.), а так же значение земли в различных отраслях(главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный базис в обрабатывающей промышленности и прочие).

Выделяется два основных вида землеустроительных работ, отличающихся содержанием землеустроительной деятельности. Основные виды - межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство. К прочим видам землеустройства по содержанию работ относятся:

1. Обследовательские

2. Изыскательские

3. Топографо-геодезические

4. Картографические

5. Проектно-изыскательские (выполняются с целью составления землеустроительной документации)

Виды землеустроительных документов:

1) Общегосударственные, региональные (республиканские) программы использования и охраны земель

2) Схемы землеустройства и технико-экономического обоснования (ТЭО) использования и охраны земель, административно-территориального обоснования

3) Проекты землеустройства по установлению и изменению границ административно-территориальных обоснований

4) Проекты землеустройства по организации и установлению границ территории природно-заповедного фонда (ПЗФ) и прочего природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

5) Проекты землеустройства по формированию земель коммунальной собственности территориальных общин и проекты разграничения земель государственной и коммунальной собственности населенных пунктов

6) Проекты землеустройства по отводу земельных участков

7) Проекты землеустройства по созданию новых и упорядочивания существующих землевладений и землепользований

8) Проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборотов и упорядочивания угодий

9) Проекты землеустройства по упорядочиванию территории населенных пунктов

10) Рабочие проекты землеустройства по:

Рекультивации нарушенных земель

Землевание малопродуктивных угодий

Защита земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, оползней, уплотнения, закисления, загрязнения промышленными и прочими отходами, радиоактивными и химическими веществами, иссушение с/х земель, повышение плодородия почв.

11) Техническая документация по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре (на местности)

12) ТД по землеустройству, по составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок

13) Специальные тематические карты и атласы, состояния земель и их использования

Состав землеустроительной документации:

1. Текстовые материалы

2. Графические материалы

3. Обязательные приложения. Содержания каждого вида землеустроительных документов оговаривается заданием на разработку документов и регламентируются соответствующими нормативно-техническими документами по вопросам землеустройства

Материалы ДЗЗ - материалы аэрофотосъемки, космической фотосъемки, гравиразведки, магниторазведки и других не контактных способов измерения.

Изыскательные работы связаны с проведением экспериментальных работ (полевых, камеральных). Полевые - включают специальные обследования, почвенно-геохимических, агробиологических, ландшафтных, гидрологических и других. Камеральные - включают изучение имеющихся опубликованных материалов (учебники, статьи, справочники и т.д.), картографических материалов (в аналоговом и цифровом виде), изучение фондовых материалов (документов с разным режимом доступа, хранящиеся в архивах специализированных организации).

Топографо-геодезические и картографические работы, включают производство геодезических измерений на местности с помощью разнообразных геодезических систем измерения, математической обработки (МОГИ), составления итоговых картографических документов (схемы, карты, планы), содержание которых зависит от вида землеустроительной документации.

Картографический документ, отличает от не картографического: проекция, масштаб, система координат…

Проектные работы включают полевые и камеральные работы (в т.ч. обследование, изыскание), топографо-геодезические, картографические работы и работы по составлению юридических документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок. Результатом выполнения проектных, проектно-изыскательных работ является землеустроительная документация по составлению проекта землеустройства.

Межхозяйственное землеустройство включает в себя работы по организации, рационального использования и охраны земель на государственном и региональном уровне, путем правильного распределения земель между отраслями хозяйства, предприятиями, организациями, учреждениями.

Включает следующие землеустроительные действия:

1) Образование новых и упорядочивание существующих землепользований, с устранением чересполосицы, вклинивания, дальноземья и других неудобств

2) Уточнение и изменение границ землепользователей и землевладений

3) Отвод и изъятие земельных участков

4) Установление и изменение границ населенных пунктов (города, поселки)

Этим действиям предшествует следующая работа:

1. Подготовительные работы.

Включают в себя изучение земельно-учетных документов; изучение картографических материалов, осуществление, учет пожелание субъектов землеустройства;

2. Полевое обследование объекта межхозяйственного землеустройства.

Желательно обследовать всю территорию и произвести уточнение состава земель по категориям и угодьям, количество и качество земли, в том числе стоимости;

3. Утверждение проекта межхоза, в зависимости от состава работ, с областным Советом народных депутатов, Совмином АРК или Кабинетом Министров Украины;

4. Перенесение проекта в натуру путем выполнения геодезических работ и установки соответствующих межевых знаков;

5. Выдача документов на право пользования землей. Либо оформление новых государственных актов или внесение изменений в существующие государственные акты;

Особенности землеустроительных действий при межхозе:

1. Образование новых и упорядочивание существующих землепользований и землевладений.

При выполнении этих работ учитываются следующие основные показатели:

Размер площади землепользования

Компактность территории

Состав и соотношение земельных угодий

Размер площади землепользования - учитывает специализацию производства или объекта землеустройства организационной и транспортной структуры, с учетом сложившихся производственных отношений.

Компактность территории - обеспечивается такой организацией границ, которая ведет к минимизации затрат на перемещение

Состав и соотношение земельных угодий - осуществляется для организации территории с/х предприятий на основе эколого-экономического обоснования системы севооборотов.

Осуществление работ по образованию новых и упорядочиванию существующих землепользований и землевладений осуществляется только на основе глубокого научного анализа и обоснования производственных измерений, а так же с учетом прогноза последствий, к которым эти изменения могут привести.

2. Изъятие и отвод земель

Отвод земельных участков субъектам земельного процесса, особенно тех участков, которые находятся в пользовании, осуществляется после их изъятия у прежних землепользователей.

Такого рода изъятия осуществляются на основании постановлений Кабинета Министров Украины и исполкомов областных Советов народных депутатов, при этом отвод земельных участков для не с/х нужд осуществляется в 1-ю очередь из земель запаса, из земель не с/х назначения или из с/х угодий худшего качества.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

Размер отводимых земельных участков должен быть обоснован и минимален

Максимально сохранено существующее землеустройство и обеспечены условия рационального использования прилегающих земель

Проект отвода должен предусматривать предприятия по охране земель от заболачивания, засоления и прочих неблагоприятных процессов

При отводе земель для предприятий горнодобывающей промышленности обязательно предусматривается расчет возмещения потерь с/х производства в результате нарушения плодородного слоя земли.

Сельскохозяйственные потери не возмещаются в случае:

При отводе земельных участков для строительства мелиоративных систем для орошения и осушения земель с/х назначения

При отводе земельных участков под строительство прудовых и озерных рыбных хозяйств министерства рыбного хозяйства (исключения: пашни, земель под многолетними насаждениями, под культурными пастбищами и сенокосами)

При предоставлении земельных участков во временное пользование, если по условиям отвода эти земли после использования будут приведены в исходное состояние.

Документы, которые прилагаются к проекту землеустройства по отводу и изъятию земельных участков:

1) Материалы предварительного согласованного выбора земельных участков

2) Документы проекта строительства или генерального плана с обозначением очередности застройки, ТЭО строительства и экспликации зданий и сооружений

3) Проектные разработки по рекультивации земель

4) Документы, подтверждающие наличие средств на финансирование работ и оплату убытков и возмещение потерь с/х производства

3. Установление и изменение городской и поселковой черты

Городская черта - условная внешняя граница земель населенных пунктов, ограничивающая их от других земель и определяемая на основе генерального плана или ТЭО развития города, поселка. Определение границы состоит в выносе границы в натуру и юридическом оформлении границ на момент выполнения работ по установлению или изменению границ городской черты.

4. Выдача государственных актов и других документов на право пользования землей

Право субъектов межхозяйственного землеустройства закрепляется государственным актом составленным по единой для всей территории Украины формы, утвержденной Кабинетом Министров Украины.

Работы по выдаче государственных актов выполняются в следующей последовательности:

1) Составление и согласование проекта установления границ

2) Перенесение в натуру проекта и оформление протокола с описанием границ

3) Составление кадастрового плана границ землепользований и вычисление площадей

4) Использование и выдача государственных актов

Кадастровый план содержит только контуры земельного участка.

В государственном акте обязательно указывается: наименование и местонахождение землепользователя, площадь земель в гектарах, целевое назначение земель, кадастровый номер.

Порядок составления и выдачи государственных актов регламентируется соответствующими инструкциями органов исполнительной власти.

Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство - это совокупность мероприятий по организации полного рационального и эффективного использования земель в конкретных с/х предприятиях.

Основной целью внутрихозяйственного землеустройства является создание границ конкретного землепользования, территориальной основы для эффективного использования угодий, повышения культуры земледелия, производительного использования техники и рациональной организации труда.

Проектная документация по землеустройству состоит из текстовой части (пояснительная записка, приложения) и графических материалов.

Текст включает в себя следующие разделы:

1) Использование земельного фонда (включает анализ с/х использования земель по видам угодий; мелиорации земель; земель не вовлеченных в с/х оборот; исключение земель из с/х использования)

2) Размещение производственных подразделений, населенных пунктов и производственных центров (с учетом природно-климатических особенностей, демографических показателей, перспектив развития территории)

3) Размещение дорожной сети и других элементов инженерной инфраструктуры (электрические, водопроводные, газопроводные, канализационные сети)

Эти объекты планируются для минимизации затрат, оптимизации использования транспортных средств и удобства выполнения основных функций с/х производства.

4) Организация угодий включает в себя территориальную организацию пашни, многолетних насаждений, культурных пастбищ и других угодий, с учетом сложившейся и проектирующей инфраструктуры, планируемых лесозащитных полос, противоэрозионных и природоохранных мероприятий.

Результатом этой работы является организация эффективного севооборота.

5) Природоохранные мероприятия включают в себя: обоснование и разработку мероприятий по борьбе с эрозией, заболачиванием, засолением, уплотнением почв, загрязнением и прочими неблагоприятными явлениями. Предусматриваются мероприятия по охране водных объектов, объектов рекреационного и природоохранного назначения.

6) Социально - экономические аспекты организации территории: приводится схема расселения и территориального устройства с разработкой мероприятий, направленных на улучшение социально - экономических условий жизни населения.

7) Техника безопасности. Указываются необходимые меры безопасности, при выполнении всех видов предусмотренных проектом работ.

8) Сметно-финансовые расчеты. Обосновываются и рассчитываются объемы и стоимости работ, предусмотренных проектом.

9) Экономическая эффективность проекта. Приводятся показатели, характеризующие экономику предприятия на момент разработки проекта, и рассчитываются эти же показатели на дату завершения проекта, для подтверждения его экономической эффективности.

10) План осуществления проекта. Содержит периоды освоения проекта, сведения об источниках и объемах финансирования каждого этапа. Об исполнителях работ и конкретных сроках их завершения.

Этот раздел служит основанием для контроля выполнения работ.

Графические материалы, сопровождаемые проект землеустройства, являются его неотъемлемой частью. Строятся на основе доброкачественных и актуальных топографических карт, на которые наносится дополнительная нагрузка, соответствующая названию чертежа. В отдельных случаях допускается использование ортофотопланов.

Показываются границы населенных пунктов, границы угодий, объекты транспортной сети и инфраструктур, участки севооборотов, границы участков сторонних землепользователей, объекты рекреационного и природоохранного назначения, охранные зоны, зоны ограничений и обременений, природоохранных мероприятий, чертежи сопровождаются экспликацией земель.

Генеральный план организации территории обычно составляют в масштабе 1:25000, 1:10 000. Есть детальные проектные разработки, составленных на топоосновах масштабом 1:2 000 000, 1:2000.

Уровни проведения землеустройства:

1. Общегосударственный и региональный.

2. Местный.

Общегосударственный и региональный включает в себя:

Разработка землеустроительной документации по определению границы Украины

Установление в натуре государственной границы Украины

Общегосударственные и региональные программы разработки, использования и охраны земель административно-территориальных образований

Разработка проектов землеустройства по установлению границ и организации объектов ПЗФ, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения

Разработка всех видов документации производится обязательно с учетом общественных интересов.

Обязательность информирования населения через СМИ. Включая представителей общественных громад. Разрабатываются предложения по учету мнения территориальных громад при разработке документов.

Землеустройство на местном уровне

Разработка проектов землеустройства по:

Размежеванию земель государственной и коммунальной собственности

По отведению земельных участков

По созданию новых и упорядочиванию существующих землевладений и землепользований

По обеспечению эколого-экономического обоснования севооборотов и упорядочивания угодий

Устройству, упорядочиванию территории населенных пунктов

Рабочие проекты землеустройства

Разработка технической документации по:

1) Установлению границ земельного участка в натуре

2) Составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок

3) Составлению специальных тематических карт и атласов состояния земель и их использования

Осуществление землеустройства на местном уровне осуществляется с учетом интересов государства, территориальных громад, физических и юридических лиц.

землеустройство правовой регулирование фонд

Организация и регулирование землеустройства в Украине

1. Землеустройство является обязательным действием для организации земель всех категорий, независимо от формы собственности, в следующих случаях:

Разработка землеустроительной документации по организации рационального использования и охраны земель

Установление и изменение границ объектов землеустройства, в том числе государственной границы Украины

Предоставление, изъятие, выкуп и отчуждение земельных участков

Установление в натуре границ земель, ограниченных в использовании и отягощенных (обремененных) правами других лиц (земельные сервитуты)

Организация новых и упорядочивание существующих объектов землеустройства

Выявление нарушенных земель и земель, находящихся под воздействием негативных процессов, и проведение мероприятий по восстановлению и консервации или рекультивации нарушенных земель, землевание малопродуктивных угодий

Мероприятия, предусмотренные землеустроительной деятельностью являются обязательными для исполнения всеми субъектами землеустройства. Все владельцы и пользователи земель обязаны обеспечить доступ разработчикам землеустроительной документации к своим земельным участкам.

Организация землеустроительной службы (ст. 21 закона «О землеустройстве»)

Организацию и планирование землеустройства на государственном и местном уровне осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Органы исполнительной власти и местного самоуправления, в соответствии с полномочиями, закрепленными конституцией Украины, земельным кодексом, Законом Украины «О землеустройстве», и прочими законодательными актами.

Основание для проведения землеустройства:

1) Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по проведению работ по землеустройству

2) Заключение договоров между юридическими и физическими лицами (землевладельцами, землепользователями) и разработчиками землеустроительной документации

3) Особый случай - судебные решения

Права и обязанности заказчиков земельной документации:

1. Устанавливают требования и содержание документации, не противоречащие действующему законодательству

2. Определить сроки исполнения работы

3. Согласовать с разработчиками земельной документации стоимость проводимой работы

4. Осуществлять контроль за исполнением работ, в соответствии с действующим законодательством

5. Быть владельцем землеустроительной документации

Заказчик обязан:

1. Исполнять условия договора

2. Предоставлять необходимую исходную документацию

3. Принять и оплатить выполненную работу

Разработчики землеустроительной документации имеют право на:

2) Выполнение работ на составление землеустроительной документации

3) Право требования индексации стоимости выполненных работ в соответствии с законом

Обязанности:

1) Придерживаться действующего законодательства Украины, в области регулирования земельных отношений

2) Придерживаться государственных стандартов, норм, правил при осуществлении землеустройства

3) Информировать заинтересованных лиц об осуществлении землеустройства

4) Исполнять все условия договора и нести ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством.

Виды землеустройства и землеустроительные действия

Формы землеустройства:

1. Межхозяйственное

2. Внутрихозяйственное

3. Рабочие проекты землеустройства

Виды землеустроительных работ - обследование и изыскание; топографо-геодезические, картографические, проектные и проектно-изыскательские работы, выполняемые с целью составления землеустроительной документации.

Землеустроительные действия - это научные, технические, производственные и управленческие действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по осуществлению землеустройства. Заключаются в научном обосновании размеров землевладений и землепользований, рекомендуемом хозяйственном использовании земель, обосновании ограничений и обременений по использованию земель, предусматривает использование технических средств, от геодезических приборов до программного обеспечения, необходимых для выполнения землеустроительных работ.

Производственная деятельность включает организацию деятельности землеустроительных учреждений по эффективному выполнению землеустройства.

Управленческая составляющая заключается в распределении полномочий, закреплении прав и обязанностей субъектов землеустройства.

Основы земельного кадастра

1. Государственный кадастр - это единая государственная система земельно-кадастровых работ, которая устанавливает процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности на землю или права собственности земельными участками и содержат совокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме этих участков, их оценку, классификацию земель, количественную и качественную характеристику и распределение среди собственников земли землепользователей.

2. Земельный кадастр является основой для ведения всех кадастров, прочих земельных ресурсов

Основное назначение земельного кадастра - это фискальная функция (состояния объектов учета)

Объекты и субъекты земельно-кадастровой деятельности

Объектом земельного кадастра являются земли Украины (раздел 3 Земельного кодекса, ст. 18).

К землям Украины относятся все земли в границах её территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению делятся на категории, имеющие особый правовой статус.

Украина за границами её территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответственных государств.

Элементарной единицей земельного кадастра является земельный участок - это часть земной поверхности с установленными границами, местоположением и определенными по отношению к нему правами.

Земельные участки классифицируют по целевому использованию (категории земель) и по исторически сложившемуся характеру использования.

Угодья - это участки земли, систематически используемые или пригодные для использования для конкретных целей, отличающихся по природно-историческим признакам.

1. Земли с/х назначения

2. Земли жилой и общественной застройки

3. Земли ПЗФ и прочего природоохранного назначения

4. Земли оздоровительного назначения

5. Земли рекреационного назначения

6. Земли историко-культурного назначения

7. Земли лесного фонда

8. Земли водного фонда

9. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения

Права на землю (гл. 14 ЗКУ). Содержание права на землю:

Права владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, распространяется в его границах на поверхностный (почвенный) слой, а так же на водные объекты, леса, многолетние насаждения, которые на нем находятся.

Распространяется на пространства, находящиеся над и под поверхностью участка, на высоту и глубину, необходимые для возведения жилых, производственных и прочих зданий и сооружений.

Субъекты права собственности на землю:

1. Гражданские и юридические лица - являются субъектами права частной собственности на землю

2. Территориальные громады - это субъекты коммунальной собственности на землю. Реализуют свое право собственности посредством органов местного самоуправления.

3. Государство - субъект на право земли государственной собственности реализует свое право через органы государственной власти (исполнительные). Формы собственности: государственная, коммунальная, частная)

Назначение земельного кадастра - это обеспечение необходимой информацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, а так же граждан, с целью регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроля за использованием и охраны земель; экономического обоснования бизнес планов и проектов землеустройства.

Задачи кадастра:

1) Обеспечение полноты сведений обо всех земельных участках.

2) Использование единой системы пространственных координат (63 года) и системы идентификации земельных участков

3) Внедрение единой системы земельно-кадастровой информации и её достоверности

Составные части государственного земельного кадастра

1. Кадастровое зонирование - это разделение земель на участки по размеру, целевому назначению, по правовому режиму использования. Отличается от прочего географического, почвенного, социально-экономического и других видов зонирования, которые широко используются в земельно-кадастровой деятельности.

2. Съемки - комплекс работ, выполняемых для определения и восстановления границ земельных участков.

Геодезическое установление границ земельных участков

Согласование границ его смежниками

Восстановление границ участка на местности

Установление частей земельных участков, содержащих ограничения и обременения по использованию землей

Изготовление кадастрового плана.

3. Бонитировка почв (сравнительная оценка качества почв по их основным природным свойствам, имеющими устойчивый характер и существенно влияющими на урожайность с/х культур, выращиваемых в определенных природно-климатических условиях). Бонитировка осуществляется по 100 бальной шкале. Высшим баллом оцениваются почвы с лучшими свойствами.

4. Экономическая оценка земель - это оценка земель как природного ресурса и средства производства в с/х и лесном хозяйстве, и как пространственного базиса в общественном производстве по показателям, которые характеризуют производительность земель, эффективность их использования и доходность с единицы площади. Экономическая оценка выражается в условных кадастровых гектарах или в денежном виде.

5. Денежная оценка земельных участков. Осуществляется на денежной основе. Два вида денежной оценки:

Нормативная

Экспертная

Нормативная используется для определения размера земельного налога, для расчета потерь с/х и не с/х производительности для экономического стимулирования, рационального использования и охраны земель.

Экспертная оценка используется для осуществления гражданско-правовых сделок (согласно с земельными участками)

6. Государственная регистрация земельных участков. Осуществляется в составе государственного реестра земель, состоящего из двух частей:

1) Книга записей регистрации государственных актов и договоров аренды

2) Поземельная книга, содержащая сведения о земельном участке

7. Учет количества и качества земель. Количество характеризует каждый земельный участок по площади и состоянию угодий; учет качества земель содержит сведения, характеризующие земельные угодья по природным и приобретенным свойствам, влияющим на их урожайность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНЕСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Агрономический факультет

Кафедра землеустройства, кадастров и сельскохозяйственной мелиорации

Реферат

по дисциплине «Теоретические основы землеустройства»

на тему:

“Виды землеустройства”

Выполнил: студент 2 курса, 4гр.

агрономического факультета

специальности 120301.65

Романов П.В.

Иркутск 2010

Введение

1. Межхозяйственное землеустройство

1.1 Понятие, содержание и задачи межхозяйственного землеустройства

1.2 Разновидности, факторы и принципы МХЗ

1.3 Схема МХЗ и её содержания

2. Внутрихозяйственное землеустройство

2.1 Понятие и содержание внутрихозяйственного землеустройства -

Список использованной литературы

Введение

В Федеральном законе «О землеустройстве» записано, что землеустройство -- это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

То есть существует два вида землеустройства:

1) внутрихозяйственное землеустройство;

2) межхозяйственное (территориальное) землеустройство.

Они отличаются друг от друга целями, характером, содержанием, методикой, но выполняют единый общий комплекс задач - организацию использования и охрану земли.

Более подробно об этих видах землеустройства будет рассказано далее.

1. Межхозяйственное землеустройство

1.1 Понятие, содержание и задачи межхозяйственного землеустройства

Отграничение земель по формам собственности, по категориям земель, образование и изменение землевладений и землепользовании, их размещение на территории, распределение и перераспределение земель внутри отраслей и между отдельными землевладениями и землепользователями осуществляются посредством межхозяйственного землеустройства (МХЗ).

Оно включает землеустроительные действия по использованию и охране земель на территории нескольких пространственно взаимосвязанных предприятий, организаций, учреждений и граждан не только АПК, но и всех отраслей народного хозяйства, а также размежеванию земель по формам собственности. В результате МХЗ изменяются форма собственности, порядок, условия, права и обязанности землевладельцев и землепользователей в отношении тех или иных земельных участков.

В этой связи понятие межхозяйственного землеустройства можно сформулировать следующим образом:

Межхозяйственное землеустройство -- это система или совокупность экономических, социальных, правовых и технических мероприятий по распределению и перераспределению земель между собственниками, отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами внутри отраслей при помощи юридических и технических действий.

Задачами межхозяйственного землеустройства являются:

1.Создание наилучших условий для организации рационального использования земли во всех отраслях народного хозяйства, а также создание равных условий для развития всех форм хозяйствования.

2.Создание территориальных условий для организации производства.

3.Разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, обременении и сервитутов на земельные участки, предоставленные в собственность, владение, пользование, аренду.

1.Отграничение или размежевание земель по формам собственности.

2.Распределение и перераспределение земель по категориям земель отраслей народного хозяйства.

3.Образование и изменение землевладений, землепользовании с/х предприятий, организаций, учреждений и граждан.

4.Устранение недостатков землевладений и землепользовании.

5.Отвод и изъятие земель в связи с изменением их целевого назначения и использования.

6.Упорядочение использования земель, переданных в ведение сельских администраций и других муниципальных образований.

7.Выявление и освоение новых земель.

8.Установление черты городов и других населенных пунктов.

9.Предоставление земельных участков для строительства крупных предприятий, водохранилищ, линейных сооружений.

1.2 Разновидности, факторы и принципы МХЗ

Разновидностями межхозяйственного землеустройства являются:

1.Размежевание земель по формам собственности.

2.Организация и изменение землепользовании с/х предприятий.

3.Организация и изменение землепользовании предприятий несельскохозяйственного назначения.

В основу разделения положены отличия в формах земельной собственности и в целевом назначении основных категорий земель земельного фонда, а также в характере использования земли в сельском и других отраслях народного хозяйства.

Всякое изменение, которое необходимо внести в размер собственности, в то или иное землевладение и землепользование, должно быть всесторонне обосновано, т. е. необходимость проведения межхозяйственного землеустройства вызывается определенными причинами (факторами).

Факторами для проведения работ по разграничению (размежеванию) земель по формам собственности являются:

1.Введение в России государственной и частной форм земельной собственности.

2. Отнесение земельных участков к различным формам собственности.

3. Потребность установления их границ на местности.

В сельском хозяйстве факторами межхозяйственного землеустройства являются:

1.Наличие недостатков или неудобств в размещении землевладений и землепользовании и расположении их границ.

2.Несоответствие размеров хозяйства размерам производства.

3.Изменение специализации и концентрации с/х производства.

4.Расширение площадей интенсивных угодий.

5.Необходимость организации крестьянского или фермерского хозяйства.

6.Развитие межхозяйственной кооперации и социального развития села.

7.Охрана земли и других природных ресурсов.

8.Потребность выделения земель для животноводства, садоводства и огородничества.

Главный фактор межхозяйственного землеустройства во всех отраслях несельскохозяйственного назначения -- необходимость организации предприятия, проложения различных линейных коммуникаций, для деятельности которых требуется земля.

Основными принципами межхозяйственного землеустройства являются:

1.Точное соблюдение земельного законодательства, укрепление устойчивости землевладений и землепользовании и определенности их границ.

2.Обеспечение рационального и эффективного использования земель и приоритета в сельском хозяйстве.

3.Создание условий для успешного выполнения всеми землепользователями и собственниками задач повышения эффективности производства и уровня социального развития.

4.Создание условий для последующей правильной организации территории сельскохозяйственных предприятий и планировки территорий несельскохозяйственных объектов.

5.Обеспечение охраны земель и других природных ресурсов.

1.3 Схема МХЗ и её содержания

Схема -- основа для составления различного рода проектов и прежде всего проектов МХЗ. Схема МХЗ как предпроектный документ разрабатывается как часть схемы землеустройства района или как самостоятельная работа, если схема землеустройства не составлялась или устарела. В схеме МХЗ решаются следующие вопросы:

1)упорядочение и реорганизация землевладений и землепользовании;

2)изменение в структуре угодий;

3)система использования сельскохозяйственных угодий в севооборотах, пастбище и сенокосооборотах;

4)вовлечение в сельскохозяйственное использование новых земель;

5)повышение продуктивности земельных угодий на основе проведения мелиоративных и культур технических мероприятий;

6)размещение сети дорог, защитных лесонасаждений, водохозяйственных сооружений и т. п.;

7)размещение населенных пунктов и других хозяйственных центров, производственных комплексов;

8)разработка природоохранных мероприятий;

9)экономическое обоснование мероприятий схемы МХЗ;

10)план поэтапного осуществления предложений схемы.

Схема межхозяйственного землеустройства составляется на срок до 15 лет.

Составлению схемы предшествуют подготовительные работы:

1)установление состава участников, интересы которых затрагиваются;

2)сбор и изучение всех необходимых для составления проекта МХЗ;

3)установление причин и необходимости проведения землеустроительных работ, выявление недостатков землевладений и землепользовании, способы улучшения земель и т. д.;

4)выявление и изучение пожеланий заинтересованных сторон;

5)разработка, согласование, утверждение и получение задания на проектирование.

2. Внутрихозяйственное землеустройство

2.1 Понятие и содержание внутрихозяйственного землеустройства

Любое предприятие, организация, учреждение или какой-либо объект имеют свое внутреннее строение или внутреннюю организационную структуру. И в зависимости от того, как устроено то или иное предприятие, во многом определяется успех его развития. Не составляют исключение и предприятия сельскохозяйственного назначения. Внутреннее устройство таких предприятий имеет характерные особенности, которые отличают их от всех других предприятий и организаций.

Такое положение обусловливается тем, что:

1.Земельная территория этих хозяйств выступает и в роли пространственного базиса и в роли главного средства производства.

2.Земельная территория этих хозяйств включает как сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища), так и несельскохозяйственные (лесополосы, дороги, под постройками, под водой и т. д.), каждое из которых имеет свое целевое предназначение и служит объектом пользования.

3.Внутреннее устройство земельной территории сельскохозяйственных предприятий включает решение комплекса вопросов как по размещению объектов, неразрывно связанных с землей, так и всех ее угодий.

4.Объектами внутрихозяйственного землеустройства являются только сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся производством сельхозпродукции.

Поэтому внутрихозяйственное землеустройство или внутрихозяйственная организация территории есть объективная необходимость во внутреннем обустройстве земли как главного средства производства и правильном размещении средств производства, неразрывно связанных с землей, с целью создания организационно-территориальных условий для рационального ее использования и охраны.

С появлением крупных помещичьих землевладений (конец XVIII века) возникла необходимость в проведении внутрихозяйственной организации территории, которая заключалась, главным образом, во введении севооборотов с учетом качества почв и удаленности земельных участков.

После реформы 1861 г. в результате размежевания земель крупные землевладельцы получили возможность проводить внутрихозяйственное землеустройство с введением многопольных севооборотов, с размещением усадеб, хозяйственных центров, дорог, скотопрогонов. Все пахотные земли делились на поля прямоугольной формы. Вместо прежнего трехполья вводились четырех-, шести- и восьмипольные севообороты, что способствовало повышению культуры земледелия, лучшему использованию земли и техники.

После Октябрьской революции 1917 г. и вплоть до коллективизации сельского хозяйства (1927-1935 гг.) внутрихозяйственное землеустройство проводилось в сельскохозяйственных артелях, ТОЗах, коммунах, а также в более крупных единоличных крестьянских хозяйствах.

«Положение о землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», принятое 14 февраля 1919 г., требовало сведения всех земель землепользователя в одно место и проведения рациональной организации их территории. Проводятся работы по групповому землеустройству. Однако широкого распространения в эти годы работы по внутрихозяйственной организации территории не получили ввиду того, что землепользование носило неустойчивый характер.

Преобладающим в этот период было мелкое единоличное крестьянское хозяйство. Преобладающими были в эти годы работы по межхозяйственному землеустройству.

Ликвидация единоличных крестьянских хозяйств, освоение новых земель и образование на этой основе крупных колхозов и совхозов обеспечили возможность и необходимость проведения в широких масштабах работ по внутрихозяйственной организации крупных хозяйств. Для этого были разработаны соответствующие инструкции, определяющие состав, содержание, структуру проектов и порядок их проведения. Внутрихозяйственное землеустройство проводилось только за счет государственного бюджета. Такое положение продолжалось вплоть до 1991 г., т. е. до введения частной и государственной собственности на землю.

К недостаткам внутрихозяйственной организации земельной территории колхозов и совхозов этого периода можно отнести два наиболее существенных:

1. Устройство территории производилось под обеспечение показателей производства продукции, спускаемых сверху, административным путем.

2. Практически не учитывались естественные производительные свойства того или иного земельного участка.

В результате этого проекты внутрихозяйственного землеустройства, как правило, не осваивались, так как не могли обеспечить достижения нереальных показателей.

С введением частной собственности на землю внутрихозяйственное землеустройство должно проводиться в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны.

Современное внутрихозяйственное землеустройство должно решать такие вопросы:

* организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

* разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Основной задачей внутрихозяйственной организации территории хозяйств с различными формами землевладения является создание таких форм организации земли и производства, которые обеспечили бы полное, рациональное и эффективное использование каждого участка земли, а также создание благоприятных условий для:

1. Внедрения научной организации труда.

2. Производительного использования сельхозтехники.

3. Сохранения и повышения плодородия почв.

4. Ликвидации последствий эрозии и предотвращения эрозионных процессов.

5. Сохранения существующих и создания новых культурных ландшафтов.

6. Ликвидации обезлички в использовании земли.

7. Создания условий для внедрения научно обоснованных систем ведения сельского хозяйства.

8. Улучшения условий труда, быта и отдыха людей.

Следовательно, с организационно-хозяйственной точки зрения, внутрихозяйственная организация территории -- это система мероприятий по территориальной организации производства сельскохозяйственных предприятий с различной формой собственности, обеспечивающая рациональное использование земли, труда и техники, сохранение и повышение плодородия почв.

Значительное влияние на внутреннее устройство сельскохозяйственных предприятий оказала и оказывает интенсификация сельскохозяйственного производства, которая обеспечивает на базе внутрихозяйственной организации территории применение комплексной механизации, химизации и мелиорации.

Изменение земельного строя России, введение частной собственности на землю и различных форм хозяйствования на селе вносят коренные изменения в содержание внутрихозяйственной организации территории.

Различие участков по биологическим, почвенно-климатическим и экологическим условиям обусловили потребность в совершенствовании методики внутрихозяйственной организации территории и в пересмотре всей системы землеустройства с учетом перехода на ландшафтную основу.

Современная внутрихозяйственная организация территории (или внутрихозяйственного землеустройства) должна прежде всего обеспечить:

1. Наилучшие организационно-территориальные условия для внедрения научно обоснованных систем земледелия и ведения хозяйства на ландшафтной основе.

2. Оперативное управление земельными ресурсами независимо от форм собственности.

3. Осуществление комплекса природоохранных мероприятий, сохраняя экологическое равновесие на прилегающих ландшафтах.

4. Высокую эффективность использования каждого гектара земельных угодий.

С этой целью при проведении внутрихозяйственной организации территории сельскохозяйственных предприятий производят размещение производственных подразделений и хозяйственных центров, внутрихозяйственных дорог и других инженерных сооружений, угодий и севооборотов, устройство севооборотов, плодово-ягодных насаждений и естественных кормовых угодий.

5. Устройство территории угодий (сенокосов и пастбищ).

Каждая из перечисленных составных частей призвана решить сложный комплекс вопросов.

Структура проекта внутрихозяйственной организации территории состоит из следующих составных частей и элементов:

1. Размещение производственных подразделений и хозцентров (включая вопросы установления состава и размеров подразделений, размещения хозцентров, земельных массивов, производственных подразделений, а также специализации и развития сельскохозяйственного производства).

2. Размещение внутрихозяйственных дорог и других инженерных сооружений (решает вопросы размещения внутрихозяйственных дорог, общехозяйственных объектов, инженерного оборудования территории).

3. Организация и размещение угодий и севооборотов (здесь решаются: трансформация, улучшение и размещение угодий; установление состава и соотношения угодий).

4. Устройство территории севооборотов (установление типов, видов, количества и площади севооборотов; размещение севооборотных массивов и закрепление их за подразделениями; полей севооборотов и рабочих участков; полезащитных лесных полос; полевых дорог; полевых станов и источников водоснабжения).

5. Устройство территории плодово-ягодных насаждений (размещение пород и сортов деревьев, кварталов и бригадных участков (клеток), дорог, защитных лесополос, хозцентров, водных источников, оросительной сети; ягодников; питомников).

6. Устройство территории сенокосов и пастбищ (закрепление пастбищ за фермами и группами скота; организация пастбищеоборотов и размещение их полей; гуртовых и отарных участков; загонов; летних лагерей; скотопрогонов; водных источников и водопойных пунктов; организация сенокосооборотов и устройство их территории -- полей, дорог и т. д.).

В окончательном виде проект внутрихозяйственной организации территории состоит из двух частей:

1. Графическая часть (проект организации территории, почвенная карта, план современного состояния, карта-схема предшественников, карта крутизны склонов и эрозии почв, ландшафтная карта, рабочий чертеж и др.).

2. Пояснительная записка (задание на проектирование, поясняющий текст, материалы рассмотрения и утверждения, технико-экономическое обоснование, основные экономические показатели).

При этом установился определенный порядок проведения внутрихозяйственной организации территории, который заключается в следующем:

1.Оформление заказа на проведение работ.

2.Проведение подготовительных работ.

3.Проведение корректировки планово-картографического материала с использованием геодезических инструментов.

4.Установление и восстановление границ землепользования.

5.Составление, рассмотрение и утверждение задания на проектирование.

6.Составление проекта внутрихозяйственной организации территории.

7.Рассмотрение, согласование и утверждение проекта.

8.Перенесение проекта в натуру.

9.Оформление и выдача документов заказчику.

10.Составление рабочих и технорабочих проектов по осуществлению мероприятий проекта.

Список использованной литературы

1) А.С.Чешев, В.Ф.Вальков «Основы землепользования и землеустройства»Учебник для вузов. Издание 2-е, дополненное и переработанное. - «МарТ», 2002г.

2) Земельный Кодекс РФ.

Подобные документы

    контрольная работа , добавлен 19.12.2010

    Основная землеустроительная документация. Схема землеустройства административного района, её содержание. Землеустроительный проект, особенности составления, содержание. Общее понятие про авторский надзор, его содержание. Задачи землеустроительной службы.

    презентация , добавлен 04.05.2012

    Технология выполнения работ по землеустройству, вопросы организации и планирования землеустроительных и земельно-кадастровых работ. Получение, обработка и хранение кадастровой информации. Содержание и особенности составления проектов землеустройства.

    отчет по практике , добавлен 08.11.2010

    Сущность внутрихозяйственного землеустройства и план размещения производственных подразделений сельскохозяйственных центров. Проектирование границ землепользования и размещение усадьбы крестьянского хозяйства. Аграрноландшафтное зонирование территории.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2015

    Функции земли в обществе. Представление о земле, ее возможностях и функциях в процессе общественного развития. Технологический и социально-экономический аспекты землеустройства. Государственный характер землеустройства. Понятие о геодезических съемках.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2012

    Перечень работ по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства. Подготовка к составлению проекта межхозяйственного землеустройства. Образование несельскохозяйственных землепользований, оформление ходатайства о выделении участка.

    шпаргалка , добавлен 11.01.2011

    Распределение подразделений, хозяйственных центров и дорожной сети сельскохозяйственного предприятия. Размещение севооборотов и полезащитных лесных полос. Оценка сенокосов и пастбищ. Анализ экономической эффективности внутрихозяйственного землеустройства.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Основания для проведения землеустройства. Порядок установления границ населенных пунктов и иных объектов землеустройства. Особенности составления карты (плана) посёлка Ковалёвка Рассветовского сельского поселения Аксайского района Ростовской области.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2016

    Особенности земельного строя в России. Системы технико-экономических показателей, применяемые в землеустроительных исследованиях. Виды межевания и землеустройства в дореволюционный период. Деградация земель: понятие, виды, причины и последствия.

Землеустройство это своеобразный вид отношений, который регулируется нормами права и касается изучения состояния конкретно-определённых земельных участков. Подобная деятельность включает в себе множество видов работ и необходима в первую очередь для осуществления дальнейшего межевания. Соответственно, землеустройство – часть работ, которые проводятся в отношении надела, чтобы в дальнейшем появилась возможность его использовать. При этом необходимо понимать точное понятие землеустройства, его сущность и значение.

Что такое землеустройство? Собственники нередко задаются данным вопросом, когда речь касается земельных участков, которые совершенно не готовы для их использования.

Землеустройство определяется как изучение земель и их состояния, а также организация по использованию и реализации наделов, то есть их управления. Осуществляется рассматриваемый вид деятельности землеустроителями, специалистами, получившими знания в этой области.

Сущность землеустройства в том, что оно включает в себя совокупность множества взаимосвязанных работ: картографических, инвентаризационных и инженерно-технических.

Предложенные выше варианты работ не единственные, так как землеустройство в целом подразумевает не только исследование предлагаемого объекта, но и управление им. Специалисты должны грамотно организовывать порядок действий, который бы позволял рационально и с максимальной пользой использовать наделы. Кроме того, важно учитывать содержание землеустройства, в которое входят важные социальные моменты. Речь идёт о водных фондах, особенностях населённых пунктов, коммуникациях и транспортных путях.

Землеустройство также имеет ряд своих специфических задач, которые постоянно дополняются и соответствуют тем положениям, которые имеют своё развитие в сфере регулирования данной области:


  • перераспределение земельных наделов, чтобы обеспечить соблюдение государственной политики в экономической и экологической сфере;
  • обеспечение рентабельности в использовании земельных участков, а также создание специальных фондов распределения наделов;
  • создание специальных предприятий, занимающихся обеспечением рационального использования и управления земельными наделами;
  • создание проектов, а также определение границ образований, имеющих государственное и муниципальное значение;
  • формирования новых наделов, реорганизация уже имеющихся, определение их границ и проектов;
  • подготовка всей необходимой документация, которая способствуют эффективной землеустроительной деятельности;
  • обеспечение сведений, которые бы отражали качественные и количественные показатели тех земель, что находятся в использовании;
  • разработка методов и средств, позволяющих определять и осуществлять максимально эффективные исследования земельных участков;
  • осуществление внутрихозяйственного управления, то есть организация земель, находящихся в пользовании граждан, и обеспечение необходимых пространственных условий.

Все представленные задачи объединяет одна общая цель, а именно обеспечение эффективного использования имеющихся наделов.

Основное направление деятельности специалистов-землеустроителей затрагивает вопросы охраны земельных участков, их защиту от нарушений в каждой области экономических отношений.

Кроме того, определяют некоторые виды землеустройства.

Их всего два, и они основываются на принципе определения границ землепользований:

  1. Межхозяйственный тип. Такой вид называют также территориальным землеустройством. Он предполагает установление границ участков двух или более пользователей и их освоение путём исследования, а также определение системы организации таких наделов. В результате применения такого вида землеустройства могут образовываться новые участки, а также совершенствовать те, что были созданы ранее.
  2. Внутрихозяйственный тип. Он предполагает освоение определённой территории, в пределах которой находятся земельные участки, границы которых устанавливаются и исследуются. Такие земельные пользования носят специфический характер, могут относиться к севообороту или сельскохозяйственным дорогам.

На практике могут выделяться и иные виды деятельности по землеустройству, но предложенные выше основные и применяются чаще всего.

Вся деятельность, касающаяся землеустроительных работ, регламентируется законодателем, а обеспечивают исполнение норм и порядка проведения землеустройства службы кадастра и специалисты, имеющие соответствующее образование. Ведь землеустройство очень сложный вид деятельности, который в итоге предлагает некоторые данные, выступающие основой для формирования кадастрового реестра и работы данных органов в целом.

Землеустройство всегда направлено на какой-либо объект. Ими выступают различные территориальные зоны, наделы и их части, государственные и муниципальные участки.

Как и любая другая деятельность, землеустройство имеет свои принципы осуществления, на которых оно должно постоянно базироваться:


  • законность, а именно обеспечение гражданам их законных интересов и прав, исполнение принятых законов данной сферы;
  • основная направленность должна быть осуществлена в сторону экономической составляющей всей системы в целом;
  • обеспечение однообразия применения методов землеустройства на всех территориях;
  • постоянный учёт направления развития рассматриваемой сферы;
  • учёт показателей экологической устойчивости земель, а также их пригодности для длительного использования;
  • стабильность, обеспечиваемая в сфере землепользования;
  • соотношение участков, а также оптимальность их использования;
  • обеспечение устойчивости участков к метеорологическим условиям и их изменениям;
  • осуществление специальной агроклиматической оценки участков, а также зонирования территорий;
  • защита территорий, изъятие участков, которые были загрязнены или стали по иным причинам непригодны для дальнейшего использования;
  • определение и учёт устанавливаемых экологических требований.

При реализации деятельности по землеустройству в первую очередь необходимо учитывать именно эти принципы, только после этого нужно брать в расчёт особенности отдельных территорий.

Помимо принципов, важно определять и функции рассматриваемого вида деятельности, так как они взаимосвязаны и применяются в совокупности:


  1. Внутрихозяйственные. Они направлены на установление особенностей участков, их исследование, определение границ, их защиту, а также формирование схем и планов. Одновременно происходит реализация принятой земельной реформы, а именно осуществляется обеспечение рационального использования земель и их охрана.
  2. Отраслевая. Это функция реализуется в отношении участков, не имеющих сельскохозяйственного назначения, например, исследование транспортных связей или наделов промышленности.
  3. Территориальная. Она направлена на то, чтобы обеспечить реализацию принципов и правил землеустройства на всех участках и во всей экономической сфере, так как она охватывает большее количество объектов.

Данные функции тесно сопряжены с задачами, которые выполняются за счёт их применения, а также принципами, на которых деятельность землеустроителей обязательно должна основываться в самом процессе работы.


Для того чтобы понять, каким образом осуществляется землеустроительная деятельность, необходимо прежде всего определить, что именно в неё включено. Это могут быть различные методы и средства, например, всевозможные виды съёмок, позволяющих определить координаты и показатели участка, или процедура межевания. Сюда также справедливо отнести разработку предложений о дальнейшем развитии землеустройства. Данная деятельность направлена на то, чтобы произвести максимально возможные исследования и измерения на земельных участках. При этом обязательно соблюдение законодательной базы, то есть принципа законности.

Вопросы землеустройства регулирует единственный принятый в РФ закон «О землеустройстве», который вступил в силу в 2001 году и закрепляет в себе все необходимые положения для осуществления рассматриваемой деятельности.

Указанный выше акт устанавливает конкретные случаи, при наступлении которых и должно проводиться землеустройство:
  • когда было осуществлено изменение ранее определённых границ исследуемого участка;
  • когда проводилось предоставление или, наоборот, изъятие какого-либо надела;
  • когда были обнаружены нарушения пользования землёй, которая имеет повреждения от селей, воды, ветра;
  • когда необходимо проведение специальных мероприятий, направленных на восстановление и улучшение земель.

Соответственно, согласно закону осуществлять допускается только в исключительных, конкретно-определённых случаях.

Помимо данных положений, предлагаются некоторые методы, которые могут применяться для обеспечения эффективных землеустроительных работ и наиболее конкретно отражают содержание рассматриваемой деятельности:
  • кадастровая съёмка, а также та, что применяется за счёт использования аэроэффекта;
  • почвенные, геоботанические, геодезические и топографические работы;
  • межевание, а именно установление и исследования границ участков.

Они должны основываться только на общих принципах данной сферы и обеспечивать выполнение поставленных задач.

Данные, получаемые в результате проведения работы по землеустройству, имеют вес в первую очередь в службе кадастра, так как именно там формируют техническую документацию на конкретный земельный надел. Осуществляется же такая деятельность специалистами, которые будут определяться в зависимости от того, какой конкретный метод должен применяться. Подобная работа помогает также собирать все данные о состоянии территорий, их качественных и количественных характеристиках, а также анализировать полученные сведения с возможностью формирования прогнозов.

Помимо предложенных методов, возможно также осуществление дополнительных мероприятий, которые повышают эффективность землеустроительной работы. К ним относят следующие: освоение каких-либо новых территорий, улучшение имеющихся земельных наделов, их развитие и повышение экологичности, а также разработка разного рода проектов, направленных на максимально эффективное использование участков. Всё это в совокупности повышает результативность рассматриваемого вида деятельности.

Землеустройство представляет собой такой вид деятельности, который не подразумевает волеизъявление собственника. Подобное исследование земельных наделов необходимо, так как только за счёт него возможно получение максимально точных и достоверных данных о территориях как частных, так и тех, что относятся к государству или муниципалитету. Именно поэтому необходимо точно определять субъекта, который признаётся инициатором землеустроительных работ.

Решение об осуществлении рассматриваемого вида деятельности принимается только государственными органами или местными представителями власти, иные варианты не допускаются.

Несмотря на то что землеустройство включает в себя множество видов работ, основными направлениями деятельности считаются следующие:

  1. Инвентаризация выделенных под землеустройство угодий как начальное действие, направленное на установку объёма работы.
  2. Отделение специальных участков, а именно тех, что должны быть переданы гражданину, то есть в частную собственность.
  3. Определение размеров участка, а также его документальное уточнение.

Для того чтобы не совершить ошибку при определении правильного расположения участка, что считается важным этапом всего землеустройства, необходимо опираться на принятые положения о землеустроительных работах.

Как было сказано выше, главной причиной осуществлять землеустроительные работы является решение органа власти, а именно специального комитета, занимающегося данными вопросами. Приниматься подобное решение будет на основании договора, который заключается между компаниями, осуществляющими необходимые землеустроительные работы, и лицами, заинтересованными в этом. Важно уведомлять субъектов, имеющих интерес в землеустройстве, о времени его проведения в письменном виде. Если же они с чем-то не согласны, то орган власти займётся рассмотрением претензий и защитой их законных интересов.

После принятия решения начинается осуществление работ. Они стартуют с зонирования территории, так как оно необходимо для составления схем и планов. В таких документах будут отражены не только площади и расположение надела, но и его назначение, категория и вид. Кроме того, важно фиксировать наличие каких-либо ограничений, возложенных на участок в виде сервитутов и иных подобных обременений. За счёт выявления данных показателей происходит определение той территории, что из государственных наделов перейдёт в категорию частных.

Если определять проведение землеустройства как порядок действий, то необходимо определить следующие этапы:


  1. Ходатайство. Лицо, имеющее интерес в проведение рассматриваемых работ, подаёт заявку, после чего заключается договор с соответствующей компанией.
  2. Дополнительные работы. Они направлены на получение и изучение необходимых для работы сведений.
  3. Разработка схем, прогнозов и проектов землеустройства.
  4. Утверждение документации, имеющей проектное назначение.
  5. Перенос планов в натуру, то есть непосредственно на исследуемую территорию.
  6. Получение документации по землеустройству. К ней относят как графические варианты документов, так и текстовые.

Лишь начальный этап реализуется по инициативе заинтересованных лиц, дальше все решения принимает государственный орган, а исследования осуществляют специалисты. Работа в целом подтверждается специально оформленными документами.

Учёт всей получаемой информации ведёт государственный реестр, который существует при службе кадастра. В нём сосредоточены все данные, позволяющие в итоге формировать техническую документацию территорий.

По результатам проведения землеустроительных работ составляются следующие документы:
  • различные схемы;
  • планы объектов исследования;
  • проекты при проведении внутрихозяйственного вида землеустройства, а также улучшения и освоения разного рода угодий;
  • карты и атласы тематического характера;
  • отчёты о проделанных видах работ.

Представленная документация будет признаваться основой для дальнейшей регистрации права гражданина на тот или иной участок.

Таким образом, землеустройство - это процедура, направленная на улучшение, освоение и исследование территорий, которые входят в государственные или муниципальные владения. При этом главной целью является выявление характеристик наделов, прогнозы их развития, охрана, а также отделение некоторых частей территорий для дальнейшего их предоставления гражданам.

Землеустройство проводят по всей территории страны. Им охвачены земли независимо от их целевого назначения, формы собственности и характера использования. Однако цели и задачи землеустройства, его содержание могут быть различными.

На федеральном и региональном уровнях земельные ресурсы распределяются между различными отраслями(сельским и лесным хозяйством, промышленностью, транспортом, курортами, заповедниками и др. в целях планирования, организации и контроля за их использованием в интересах государства; разработки и осуществления крупномасштабных программ сельскохозяйственного освоения, повышения плодородия и мелиорации земель; установления границ территориально- административных образований, территорий с особым правовым, природоохранным, рекреационным, заповедным режимом и др.

Кроме того, земельные ресурсы перераспределяют по формам собственности, которая делится на государственную, муниципальную и частную. Задача перераспределения земельных ресурсов между различными отраслями и внутри них затрагивает, в первую очередь отдельные землевладения, их группы. Так как земли используют отдельные предприятия, организации, учреждения и граждане, предоставление их одним предприятиям (организациям, учреждениям) обязательно связано с изъятием у других.

Таким образом, постоянные отводы земель, а также их перераспределение по категориям и формам собственности вызывают изменения границ, площадей и местоположения землевладений и землепользований, что обусловливает одновременное проведение землеустройств группы хозяйств.

Но землеустройство не может ограничиться только образованием или организацией землевладений и землепользований. Другая главная задача землеустройства заключается в организации рационального использования и охраны земель на конкретных участках, в конкретных хозяйствах, внутри (в границах) землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий. Именно здесь определяется обеспеченность населения продовольствием, а промышленности –сырьем, осуществляется непосредственное взаимодействие основных факторов производства-земли, труда, материально-технических ресурсов.

Таким образом, в первом случае, при землеустройстве организуют землевладения или землепользования предприятий в целом или их взаимосвязанных групп, образующих определенные системы, во втором случае территорию устраивают в границах отдельного землевладения или землепользования, при котором определяют назначение и использование каждого входящего в него земельного участка.

Таким образом, землеустройство делят на два вида: межхозяйственное (территориальное) и внутрихозяйственное.

Межхозяйственное (территориальное) землеустройство - включает в себя все виды работ по перераспределению земель. Главная цель состоит в социальном и экономическом обоснованном перераспределении земель. Основная задача формирование новых рациональных землепользований. Результат установление границ, как предела прав субъектов земельных отношений.

Виды межхозяйственного землеустройства:

Образование, упорядочение и совершенствование землепользований сельскохозяйственных предприятий.

Образование и изменение не сельскохозяйственных предприятий (отвод земель).

Формирование земельных фондов и территории специального назначения.

В основу разделения положены принципы различия в целевом назначении различных категорий земель(земли сельхоз назначения, промышленности и т.д.), а так же значение земли в различных отраслях(главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный базис в обрабатывающей промышленности и прочие).

Эти различия определяют необходимость выделения различным землевладельцам неодинаковых по качеству земель: для сельскохозяйственных целей наиболее плодородных; для не сельскохозяйственных нужд менее ценных по качеству угодий. Учитывая современное содержание межхозяйственного землеустройства его структурное разделение, представляется следующим образом:

Разновидность МХЗ

Формы МХЗ

1) Образование и упорядочение землевладений и землепользователей сельскохозяйственных предприятий.

образование новых землевладений и землепользований придерживается различной организационно-правовой формы камерческих и не коммерческих организаций, КФХ;

упорядочение существующих землевладений и землепользований сельхоз предприятий с устранением неудобств в распашке земель(чересполосицы, вклинивание, вкрапливание)

2) Образование землепользований не сельскохозяйственного значения.

1.За счет земель сельхоз назначения

2.За счет земель населенных пунктов

3.За счет земель промышленности, транспорта, энергетики, информатики, телевидения, радиовещания, обороны и иного не сельскохозяйственного назначения

3) Образование земельных фондов различного целевого назначения.

1.Фонд перераспределения земель

2.Фонд для наделения земельными участками: беженцев, переселенцев, участников военных действий, военнослужащих уволенных в запас.

3.Для предоставления земель казачьим обществам

4.Для продажи на конкурсах и аукционах

5.Прочие земельные фонды

4) Размещение и установление границ территорий с правовым режимом.

1.Особо-охраняемые территории

2.Территории традиционного природопользования

3.В местах проживания малочисленных народов севера и их хозяйственной деятельности

4.Земель включенных в состав охранных, защитных, санитарных, запретных, особоохраняемых объектов промышленности, транспорта, источников водоснабжения, объектов инженерной инфраструктуры

5.Другие территориальных зон имеющих ограничения, обременения или особый режим использования.

5) Установление и упорядочение границ административно-территориальных и иных образований.

1.Муниципальных образований и сельских округов

2.административных районов, субъектов РФ

3.Закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Внутрихозяйственное землеустройство для сельскохозяйственных предприятий является продолжением межхозяйственного. Его проводят только после того, как будут решены все вопросы последнего.

Внутрихозяйственное землеустройство включает землеустроительные мероприятия по рациональной организации территории, улучшению использования и охране земель, и его существование отличие в границах уже сформированных землевладений и землепользований.

Главная цель - повышение эффективности использования земель. Основная задача- территориальная организация производства. Результат также выражается в отграничении на плане и на местности отдельных участков земли, но границы имеют не правовое, а хозяйственное значение и выражают производственную целесообразность для использования земли в конкретных целях.

При внутрихозяйственном землеустройстве организуется каждый земельный участок сельскохозяйственного предприятия, размещаются земельные массивы производственных подразделений, хозяйственные центры, дороги, угодья и севообороты, обустраивается их территория.

Единство межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства:

Последовательное достижение общей цели

Зонирование территории определение целевого назначения

Формирование землепользования

Организация землепользования

2. Единая принципиальная основа осуществления землеустроительных мероприятий

3. Экономическое, правовое и техническое содержание землеустроительных мероприятий

4. Взаимосвязь и последовательность осуществления землеустроительных мероприятий.

Различия между межхозяйственным и внутрихозяйственным землеустройством:

Различные объекты землеустройства.

Внутрихозяйственное землеустройство производится только тогда, когда сформирован объект.

Межведомственный и ведомственный характер землеустройства.

Правовое обоснование.

Необходимо отметить, что на практике существует еще один вид землеустройства- участковое. Данный вид реализуется через рабочие проекты землеустроительных мероприятий на конкретных земельных участках. Но данный вид пока не получил научного признания.

Формы землеустройства

В землеустроительной литературе существует понятие форма землеустройства.

Формой землеустройства принято считать отдельное землеустроительное мероприятие, которому поставлены отдельные задачи. Например, землеустройство территории крестьянского хозяйства будет отличаться от организации территории агрохолдинга. Также существуют следующие формы внутрихозяйственного землеустройства- предварительное (упрощенное), частичное., полное, экспериментальное. Т

Также существуют формы межхозяйственного землеустройства, рассмотренные выше.

Следовательно, форма внутрихозяйственного землеустройства соответствует организационно- правовой и организационно- хозяйственным формам сельскохозяйственных предприятий и их производственному типу. Форма межхозяйственного землеустройства связана с видом проекта межхозяйственного землеустройства.

Лекция 5. Принципы землеустройства

Как было рассмотрено ранее, при проведении землеустройства необходим учет интересов общества и природы, действующих независимо от сознания и воли людей. Это обстоятельство требует формулировки принципов землеустройства- исходных положений, отражающих его самые существенные черты, направленность, содержание и методы. Эти принципы сложились в процессе практической и научной деятельности, исходя из социально- экономически потребностей общества и природных условий.

Первый принцип землеустройства состоит в соблюдении требований земельного законодательства, в реализации законных прав субъектов земельных отношений.

Землеустройство является государственным механизмом в укреплении земельного строя, следовательно установленные при землеустройстве границы землевладения, землепользования должны соответствовать решениям государственной власти по распоряжению землей. Землеустроительные действия должны гарантировать субъектам земельных отношений их права на владения и пользования землей в тех объемах, которые установлены законом.

Второй-соблюдение приоритетов экологических требований. Необходим профессиональный подход в выполнение каждого землеустроительного мероприятия, в особенности тогда, когда оно способно негативно повлиять на экологическую обстановку. Соблюдение этого принципа при землеустройстве особенно важно, поскольку здесь решаются не отдельные вопросы охраны окружающей среды, а весь комплекс организации территории. Экологический принцип заключается в том, чтобы в процессе организация рационального использования земли, перераспределении ее по категориям, отраслям, видам и формам собственности, обеспечить приоритет экологических требований.

В задачу землеустройства входит обоснование целевого назначения, режима использования земельных участков, размещение сельскохозяйственных, промышленных, транспортных и других землепользований.

Процесс перераспределения земель остановить не возможно, поэтому важно, чтобы любое землеустроительное мероприятие осуществилось при условии, что состояние земли в процессе ее использования не ухудшалось, чтобы земля могла функционировать не ограниченное время.

Системы мер по соблюдению приоритетов экологических требований можно рассматривать в двух аспектах:

Локальном (связанный с производственной деятельностью одного конкретного предприятия).

Общетерриториальный (зависящий от условий организации территории в целом).

В общетерриториальном аспекте система землеустройства способна оказать принципиальное влияние на соблюдение приоритетов экологических требований, регулирующее по территории отраслей и предприятий.

Такое регулирование тесно связано с соблюдением третьего принципа, а именно сочетание интересов общества в целом с интересами отдельных землевладельцев и землепользований, с соблюдением приоритета сельского хозяйства.

Этот принцип вытекает из положений Российского законодательства, что земля является основой жизнедеятельности живущей на ней.

Соблюдение приоритетов сельского хозяйства необходимо в силу той роли и значение, которая земля имеет в этой отрасли, земля является не заменимым средством производства, развитие сельского хозяйства связано с большими пространствами обрабатываемых земель обладанием почвенным плодородием.

Приоритет сельского хозяйства в области владения и пользования землей. Данный принцип установлен законодательством и выражается в преимущественном праве сельскохозяйственного использования всех пригодных земель, недопустимости использования продуктивных земель для не сельскохозяйственных целей, обязательного требования снятия плодородного слоя с изымаемых для не сельскохозяйственных целей земель.

Принцип соблюдения приоритета сельского хозяйства совместим с необходимостью соблюдением экологических требований:

Изыскание ресурсов нового сельскохозяйственного освоения земель и увеличение площади продуктивных угодий.

Выделение минимальной площади отвода земли для не сельскохозяйственных нужд.

Полный учет в последствии отвода земельного участка и его влияние на экологическое состояние.

Сочетание меж отраслевых интересов с общей перспективой экономического и социального развития страны.

Учет природных и экономических условий.

ТЕМА 5. СВОЙСТВА ЗЕМЛИ, ПРИРОДНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ЗЕМЛЕУСТОЙСТВЕ-2 ЧАСА

Лекция № 6. Свойства земли, природные, экономические и социальные условия, учитываемые при землеустройстве

Россия обладает большой территорией, отличающейся многообразием природных условий. Ее территория простирается с запада на восток более чем на 9 тыс. км, а с севера на юг- почти на 4, 5 км. Поэтому пространственные свойства, рельеф, почвенный покров, растительность, климат и другие природные условия в отдельных районах страны имеют большие различия. Такие различия наблюдаются иногда в пределах отдельных землевладений и землепользований и даже земельных участков.

У земли много свойств, имеющих важное производственное значение. Одними из них являются:

Свойства земли, как природного ресурса и средства производства;

Свойства земли как объекта социально- экономических отношений.

В совокупности эти свойства определяют необходимость учета при землеустроительном проектировании природных и экономических условий объектов землеустройства. В совокупности эти свойства определяют необходимость учета при землеустроительном проектировании природных и экономических условий объектов землеустройства. Среди многообразных свойств земли землеустроительная наука выделяет те, которые оказывают на сельскохозяйственное или иное производство постоянное влияние, не устранимы в глобальном смысле искусственными методами и определяют характер организации территории.

В первую очередь к ним относятся: пространство и рельеф; почвенный и растительный покров; гидрогеологические и гидрографические условия. В связи с тем, что эти свойства проявляются одновременно, при землеустройстве необходим их комплексный учет. В совокупности с климатическими условиями они являются главной частью экологических факторов, влияющих на принятие землеустроительных решений.

Среди климатических условий, учитываемых при землеустройстве, наиболее важными являются: теплообеспеченность, влагообеспеченность, ветровой режим, микроклиматические.

Климат (температура, осадки, ветер, давление, солнечная инсоляция)

Температура воздуха влияет на виды растений, которые по причине разницы температур имеют зональное расположение поверхности планеты. Среди показателей температур при землеустройстве учитывают: среднегодовую, среднемесячную температуру по теплому и холодному периоду, максимальные и минимальные температуры, температуру почвы, воды, воздуха и их соотношение по определенному периоду, глубину промерзания почвы.

Влагообеспеченность определяется суммой выпадающих осадков, особенно в течение вегетационного периода, их характером(дожди, ливни), а также испаряемостью. Она выражается коэффициентом годового атмосферного увлажнения(отношение осадков к испаряемости). Значение колеблется от 1.33 на северо- западе страны до 0.11 на юге. Оптимальная влагообеспеченность наблюдается при коэффициенте 0.5 на высокопродуктивных землях Центрально-Черноземного района.

Комплекстный анализ обеспеченности теплом и влагой осуществляется путем расчета показателя биоклиматического потенциала по формуле Осадки влияют и определяют: тип почвы, растительность

Осадки характеризуются: годовой суммой,высотой снежного покрова, химическим составом дождевых осадков, числом дней без осадков Ветровой режим определяет: Сухость воздуха,эрозию, распределение снежного покрова, перенос газообразных отходов

Ветровой режим характеризуется: направлением и продолжительностью переноса воздушных масс,скоростью ветра, числом дней и направлением ветра со скоростью 5м/с,числом дней с суховейными ветрами,числом дней без ветреных дней

Атмосферное давление влияет на самочувствие людей и животных. При землеустройстве учитываются перепады дней с очень высоким и низким давлением.

Величина солнечной инсоляции влияет:на произрастание растений и условия реакционной деятельности людей. При этом имеет значение: продолжительность светового дня по периодам года, интенсивность солнечной инсоляции, запыленность атмосферы, число без облачных и солнечных дней

К микроклиматическим проявлениям относятся: Температурный режим, влажность, ветровой режим, микроклиматические условия формирующие деятельность человека.

Часть природных условий связаны с поверхностью земли, то есть с литосферой. Эти условия меняются как в результате геологических процессов, так и в процессы жизнедеятельности живых существ, в том числе человека, а так же в взаимодействии с атмосферой. К числу таких свойств относятся: Территория, рельеф, почва,растительный и животный мир,надземные и подземные воды

Территория и рельеф характеризует пространство, в котором осуществляется жизнедеятельность человека, при землеустройстве рассматриваются территория, пространство с приземным слоем 50-100 м.

Территория- плоская поверхность земли, она характеризуется следующими показателями: площадью и расстоянием от одной части до другой. Встречаются следующие проявления территории: общая площадь страны, региона, области, края, района, землепользования, контура, угодья, севооборота, рабочего участка, площадь сельхоз угодий в целом, отдельного угодья или его разновидности, количество контуров на единицу площади, средний максимальный и минимальный размер контура, расчлененность территории естественными рубежами и искусственными сооружениями, форма участка, компактность участка, землеемкость участков(необходимая или используемая площадь для производства определенного количества продукции или услуг).

Расстояние показывает удаление одного места земли от другого.

Расстояние математическое измеряется по карте на местности с помощью геодезических приборов. Это прямое кратчайшее расстояние между двумя точками на земной поверхности.

Расстояние реальное означает реальный путь который преодолевает человек с учетом фактически проложенного маршрута. Это расстояние учитывает извилистость дорог, рек, уклоны местности. Это расстояние учитывается в организации человеческой деятельности.

Расстояние условное – расстояние с учетом передвижений по дорожному полотну различного покрытия в условиях ограничения скорости.

Расстояние измеряется между населенными пунктами разного хозяйственного и административного назначения, между населенными пунктами и хозяйственными центрами, между отдельными участками в пределах населенных пунктов и иных территорий.

Характеристика территории имеет важное значение для организации производства и жизни людей.

Площадь определяет пространство жизнедеятельности, его масштаб. Площадь характеризует объем производства и рекреацию.

Расстояние определяет:затраты времени, износ, амортизацию транспортных средств, расходы горючесмазочных материалов

Рельеф определяет: положение отдельных точек территории относительно геоида. Рельеф характеризуется следующими показателями: уклоны и площадь его проявления, форма склона, длина склона, экспозиция склона, глубина местных базисов эрозии, абсолютная высота относительно уровня моря.

Рельеф влияет: на эрозионные процессы, на увлажнение почвы, величину солнечной инсоляции, определяет размер технологических затрат на перевозку грузов

Почвенный покров- это верхний слой твердой оболочки земли, обладающий способностью производить зеленые растения.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация