Отличие актов амнистии и помилования. Амнистия и помилование. Их сходство и различия. Прошение о помиловании: образец

Главная / Бизнес

Введение

1.2 Институты амнистии и помилования в системе российского права

2 Правовое регулирование амнистии и помилования

2.1 Характеристика законодательства об амнистии и помиловании в Российской Федерации

2.2 Процедура амнистии и помилования в Российской Федерации

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения


Введение

В последние годы ни один правовой институт в России не привлекал к себе столько внимания, как институты амнистии и помилования.

Это было вызвано Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2007 года. В соответствии с первым из этих Указов была расформирована комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации, возглавляемая А.Н. Приставкиным. Функции комиссии были переданы в субъекты Российской Федерации.

Произошедшие изменения в законодательном регулировании обуславливают интерес к выбранной теме.

Амнистия и помилование являются частью комплекса мер по борьбе с преступностью.

После амнистии в места лишения свободы возвращаются около 40 % бывших осужденных совершают преступления повторно, после помилования – единицы. По статистке только 4 % помилованных осужденных совершают преступления повторно.

Актуальность исследования амнистии и помилования обусловлена следующим:

1) Схожестью;

2) Активным применением в юридической практике;

3) Значительным изменением порядка процедуры помилования.

Изучению вопросом амнистии и помилования посвятили свои исследования многие ученые-правоведы. В частности, Люблинский П.И., Шаргородский М.Д., Исаева М.М., Ветров Н.И., Тычинский В.Ю., Вицин С.Е., Саркисов Э., Антонян Ю.М., Нестеренко И.В., Михайлов А.С., Вырастайкин В., Яковлева Л.В., Дуюнов В.К., Ткачевский Ю.М.

В момент изучения литературы по выбранной теме, была определена цель исследования: изучение понятий «амнистия» и «помилование» в современном уголовном праве России и их соотношение.

Поставленная цель обусловлена решением следующих задач:

Теоретически обосновать понятия амнистии и помилования;

Обосновать место институтов амнистии и помилования в системе российского права;

Рассмотреть правовое регулирование амнистии и помилования, ее процедуру.

Объектом исследования избраны общественные отношения, возникшие в связи с применением амнистии и помилования. В границах определенного объекта предметом исследования является закон в части, касающейся регламентации применения и реализации амнистии и помилования. Указанными задачами определяется структура работы. Она состоит из введения, трех глав, которые включают в себя семь параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы:

изучение и анализ научной литературы;

моделирование, сравнение, анализ, синтез и т.д.

При написании курсовой работы использована вся доступная литература: изучены научные исследования отечественных и зарубежных авторов в области уголовного права, уголовного процесса, общей теории права. Нормативную основу работы составили Конституция России 1993 года, Уголовное законодательство разных лет, Федеральные законы, подзаконные акты, положения уголовного законодательства дореволюционной России, а также изучены статистические данные по различным регионам России.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.


1 Правовая природа амнистии и помилования

1.1 Понятия амнистии и помилования

Законодательного определения понятия амнистии нет. В статье 84 Уголовного кодекса Российской Федерации назван только субъект, принимающий акт об амнистии, лица, к которым она применяется, и последствия ее применения. Поэтому обратимся к толковым словарям и определениям, приводимым в научной литературе.

Согласно толковому словарю современного русского языка под редакцией С.А. Кузнецова, слово амнистия происходит от греческого «amnestia» - прощение, забвение; осуществляемое верховной властью полное или частичное освобождение от наказания осужденных судом лиц.

Проблемам исследования понятия амнистии посвящены работы следующих авторов: Люблинского П.И., Шаргородского М.Д., Исаева М.М., Ткачевского Ю.М., Марогуловой И.Л., Ветрова Н.И., Михлина А.С., Тычинского В.Ю., Селиверстова С.И.

Начиная с 18 века ведутся споры об определении понятия амнистии. В русской литературе имелся большой пробел по этому вопросу, что объяснялось неблагоприятными условиями развития конституционного права.

В начале 20 века Люблинский П.И. определял амнистию как «акт верховно-государственной власти, предусматривающий прекращение судебных и административных действий, направленных к применению мер репрессий по отношению к известной категории запрещенных деяний и издаваемых ради достижения каких-либо более высоких задач государственного властвования».

М.Д. Шаргородский писал, что «амнистией может быть произведено полное или частичное, условное или безусловное освобождение от применения наказания, установленное вступившим в законную силу приговором суда». В комментарии к Уголовному кодексу РСФСР под редакцией В.С. Никифорова содержится определение амнистии как акта, распространяющегося на неопределенное число лиц, отвечающих указанным в акте амнистии признакам.

М.М. Исаев пишет, что «если акт касается отдельного лица, мы говорим о помиловании, если же акт распространяется на неопределенно большое число лиц – мы говорим об амнистии».

Ю.М. Ткачевский отмечает: «Будучи актом высшего органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц».

Мы уже отмечали выше, что вопрос об определении амнистии является дискуссионным. Например, И.Л. Марогулова считает, что «правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», так как акты амнистии не отменяют и не изменяют норм права и не корректируют их, правила действия уголовного закона во времени не касаются актов амнистии, они не включаются в свод законов. И.Л. Марогулова отмечает, что амнистия выступает «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны».

Своеобразную точку в научной дискуссии поставил Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от 05.07.2001 года № 11-П в котором определил, что «постановление Государственной Думы, которым объявляется амнистия, является уникальным нормативно-правовым актом в сравнении с постановлениями Государственной Думы по другим вопросам, принимаемым в форме постановлений. Принятие Государственной Думой постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов…..».

Спецификой актов амнистии является в первую очередь действие их во времени, так как акт амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания.

Термин «помилование» означает прощение, заключающееся в отмене наказания за какую-либо вину, за какой-либо проступок; прощение, пощаду, благодеяние, щедроту, благоволение. Помиловать – отменить или смягчить наказание, к которому приговорили обвиняемого; простить кому-либо вину, проявить снисхождение к кому-либо.

Позиция современных ученых, например Н.И. Ветрова, заключается в следующем: помилование является актом милосердия верховной власти, одним из видов освобождения лица от отбывания наказания, сокращающим его или заменяющим более мягким, либо снимающим судимость.

Точка зрения А.С. Михлина состоит в том, что «помилование – это не только акт милости, это еще и акт доверия. Если мы доверяем осужденному, если мы его освобождаем от наказания, смягчаем его положение, то он должен искупить свою вину честным трудом и уж, по крайней мере, не совершать новых преступлений. А если он совершает новое преступление, значит, мы должны признать, что помилование было ошибочным, и он оказанного доверия не оправдал». В.Ю. Тычинский отмечает: «Помилование – это акт государственного прощения, осуществляемый Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица, совершившего преступление, но раскаявшегося в его совершении или утратившего общественную опасность».

В законодательстве понятие помилования отсутствует. Оно не дается ни в Конституции Российской Федерации, ни в других законодательных актах. В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. раскрывается лишь общий смысл указанного института (ст. 85):

«1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость».

Впервые попытка законодательного определения помилования была предпринята А.С. Михлиным и С.И. Селиверстовым – авторами законопроекта «О помиловании»: «Помилование представляет собой решение Президента Российской Федерации, улучшающее правовое положение индивидуально определяемого лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость».

Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Амнистия есть форма государственного прощения лиц, совершивших преступления.
Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется. В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.
Постановление об объявлении амнистии в соответствии со ст. 169 Регламента подписывается Председателем Государственной Думы и публикуется в течение 3-х дней после принятия. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев. Как следует из содержания ст. 84 УК РФ, актом об амнистии лица, совершившие , могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от , либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята .
Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.
Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 УК РФ как более льготные.
Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.

Если акт об амнистии вступает в силу до начала дела по существу, то подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания, органа предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Следует отметить, что в ст. 24 УПК РФ в перечне оснований прекращения уголовного дела такое основание, как акт амнистии, отсутствует. Если (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК РФ).
Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ). Но наличие обвинительного вряд ли может рассматриваться как освобождение от уголовной ответственности.
Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями.
Если акт об амнистии издан после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу, суд второй инстанции оставляет обвинительный приговор без изменения и освобождает осужденного от отбывания наказания (п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ), если приговор не подлежит отмене или изменению по другим основаниям.
Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат.
С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии. Как сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П, постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом. Принятие Государственной Думой РФ постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности. Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.
Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.
Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание).
Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к справедливо осужденному лицу.
Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.
Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается. К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы.
Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.
Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения.
В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.
Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления. Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.
Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Судимость, амнистия, помилование: Видео

УК РФ закрепляет ответственность граждан за преступления. В Кодексе присутствуют статьи, раскрывающие суть тех или иных деяний, а также определяющие конкретные наказания за определенные посягательства. Считается, что каждый человек, совершивший преступление, должен нести ответственность. Между тем, законодательство предусматривает возможность снятия с субъекта обязанности отбывать наказание. В качестве специфических инструментов при этом выступают амнистия, помилование. Судимость негативно отражается на репутации гражданина. Она отрицательно влияет на качество жизни субъекта. Многие лица, осужденные к лишению свободы, стремятся своим поведением показать, что исправились и не представляют больше угрозы для государства и общества. Решение об освобождении гражданина из тюрьмы принимается на основании законодательного акта или по его ходатайству. В первом случае имеет место амнистия, во втором - помилование. Рассмотрим их подробнее.

Характеристика

Что такое амнистия и помилование? В уголовном праве используются специфические инструменты, способствующие смягчению наказания или освобождению от него. Один из таких механизмов закреплен 84 статьей УК. Согласно этой норме, представительный орган власти (Госдума) выносит нормативный акт в отношении индивидуально неопределенного числа субъектов, по которому наказание, назначенное им, смягчается либо заменяется мягким. При этом с лиц, отбывших заключение, снимается судимость. Еще один инструмент, облегчающий положение гражданина, закрепляется Конституцией. В 89 статье Основного Закона указано, что помилование осуществляется Главой государства. Президент выносит акт в отношении конкретного лица (лиц) об освобождении.

Общие признаки

Амнистия и - категории, обладающие рядом схожих черт. В первую очередь оба этих инструмента применяются для смягчения положения граждан, совершивших преступления. Вторым общим признаком является то, что и амнистия, и помилование - акты разового характера. Действие этих мер распространяется на субъектов, приговоренных к заключению до издания соответствующих постановлений.

Отличительные черты

Несмотря на то что амнистия и помилование в уголовном праве РФ реализуют, по сути, единую цель, для каждого из них характерна своя специфика. В первую очередь следует отметить сферу распространения этих инструментов. Помилование в уголовном праве направлено на конкретных лиц. Другими словами, президент подписывает Указ, в тексте которого присутствуют Ф.И.О. гражданина (или нескольких субъектов), отбывающих наказание. Амнистия же распространяется на неопределенный круг лиц. При этом в первом случае Указ является прямым основанием для освобождения гражданина. Для применения амнистии необходимо постановление органа, осуществляющего функции по исполнению наказания. Ходатайство об освобождении в адрес президента исходит всегда от лица, отбывающего вмененный ему срок, его родственников, наблюдательной комиссии либо от администрации учреждения, в котором он находится. Если наказание отбывает иностранец, то прошение может направить орган власти/управления государства, чьим гражданином он является. Что касается амнистии, то она применяется исключительно по инициативе госструктур, правомочных на издание соответствующих постановлений. Освобождение по Указу президента осуществляется в течение короткого срока, практически за несколько дней. Для применения амнистии отводится продолжительный период, как правило, полгода. Такой срок связан с тем, что реализация постановления требует усилий органов дознания, следствия, прокуратуры, судебных инстанций, учреждений, осуществляющих исполнение приговоров. Стоит также отметить, что при применении амнистии поведение осужденных учитывается только в некоторой степени. К примеру, она не распространяется на злостных нарушителей режима. Решение о помиловании, в свою очередь, принимается исключительно с учетом особенностей поведения лица, приговоренного к тюрьме.

Освобождение по Указу президента

Институт помилования в уголовном праве действует достаточно давно. Суть его реализации заключается в устранении или смягчении юридических последствий совершения преступного деяния. Как выше говорилось, соответствующий акт выносится Высшим должностным лицом в отношении конкретных граждан. Орган, исполняющий наказание, должен только непосредственно реализовать предписания постановления. Помилование в уголовном праве может быть направлено на освобождение лица как от всего наказания, так и от его части, а также на смягчение вмененной санкции. К примеру, смертная казнь может заменяться пожизненным заключением.

Амнистия, помилование, судимость в уголовном праве

Рассматривая механизмы улучшения положения лиц, приговоренных к заключению, необходимо отметить важный момент. По Указу президента гражданин освобождается от наказания. В некоторых случаях с него может быть снята судимость. Если же оговорки об этом в Указе нет, то она аннулируется по общим правилам. Что касается амнистии, то досрочное ее снятие актом об амнистии осуществляется в каждом конкретном случае индивидуально. При этом учитываются объективные и субъективные факторы. Они не прописываются в законодательстве, однако прямо или косвенно указываются в постановлении.

Важные моменты

Помилование в уголовном праве не ограничивается категорией преступления, видом, сроком, размером наказания. При принятии решения особое внимание уделяется обстоятельствам, характеризующим личность субъекта и его поведение. Вместе с тем не применяется как средство, исключающее обоснованность и законность приговора. Указ Президента можно расценивать как шаг навстречу гражданину, как аванс на будущее. Помилование в уголовном праве РФ - средство реализации не только юридических, но и нравственных норм.

Особенности применения закона в других странах

Помилование в уголовном праве разных государств реализуется по-разному. Согласно статье 6 Международного пакта, каждый субъект, приговоренный к смертной казни, может рассчитывать на смягчение наказания или освобождение от него. Между тем, в законодательствах некоторых стран не предусмотрено помилование. В уголовном праве РФ этот инструмент используется достаточно редко. В Англии его заменяет УДО (условно-досрочное освобождение). В законодательстве Японии формально закреплено . Однако, как показывает статистика, за последние 30 оно никем не было реализовано. В Америке примерно трое из тысячи получают помилование.

Прошение о помиловании: образец

Ходатайство оформляется по общим правилам, установленным в законодательстве. В нем должны присутствовать:


Рассмотрение ходатайства

Изучением заявления сначала занимается региональная Комиссия по помилованию . После этого ходатайство направляется в администрацию Президента. Там действует Высшая комиссия по помилованию. При рассмотрении ходатайства во внимание принимаются степень и характер опасности преступления, совершенного гражданином, личные его качества, возраст, продолжительность отбытого срока, семейное положение, состояние здоровья. Немаловажное значение имеет и наличие судимости. Как правило, дополнительно запрашивается мнение администрации учреждения, в котором субъект отбывал наказание. Окончательное решение принимает Президент. При этом оно может не совпадать с мнением комиссии. Ее решения являются рекомендательными. Таков общий порядок помилования в России.

Варианты решений

Указом президент может:

  1. Освободить гражданина от оставшейся (неотбытой) части наказания.
  2. Сократить срок заключения.
  3. Заменить вмененную санкцию или неотбытую часть наказания мягкой мерой.
  4. Снять судимость.

Уполномоченные лица

В соответствии с президентским Указом от 2001 г. (№1500), в регионах формируются специальные комиссии, рассматривающие вопросы помилования. Их составы и председателя утверждает высшее должностное лицо субъекта. В комиссии должно присутствовать не менее 11 человек. В качестве членов группы могут выступать граждане России, имеющие в/о и безупречную репутацию, пользующиеся уважением граждан. Не менее 2/3 состава должно формироваться из представителей общественности. Свою деятельность члены комиссии ведут на общественных началах. Упразднение групп осуществляется по Указу президента.

Направление ходатайства

Прошение составляется в письменной форме. Направленное президенту ходатайство регистрируется органом (учреждением), ответственным за исполнение наказания, в специальной книге учета в день подачи. После этого оно отправляется в региональное подразделение Минюста. Передача ходатайства должна быть осуществлена в течение 20 дней с даты подачи. При этом администрация учреждения, в котором содержится осужденный, извещает его о направлении его заявления в территориальное подразделение Минюста под расписку на копии сопроводительного письма. Закон не допускает отказ в передаче ходатайства уполномоченным органам. Если гражданин просить аннулировать факт вменения ему наказания, то свое заявление он отправляет самостоятельно в региональную комиссию. Территориальное подразделение Минюста передает ей ходатайство в семидневный срок с даты его получения. Комиссия не позже чем через 30 дней формирует заключение и представляет его высшему должностному лицу региональной власти. В этом решении должна быть обоснована целесообразность/нецелесообразность улучшения положения гражданина. Уполномоченное лицо региональной власти ы 15-дневный срок с момента получения заявления и заключения комиссии вносит представление президенту.

Нюансы

Перечень граждан, рекомендованных высшим лицом субъекта РФ к помилованию, должен быть опубликован в СМИ в течение месяца с даты принятия соответствующего решения. Размещению подлежит информация, в которой содержится фамилия, инициалы каждого осужденного, указание на статью УК, по которой ему вынесен приговор. Допускается обнародование мотивов, которыми руководствовалось высшее должностное лицо при вынесении соответствующего решения.

Существенные обстоятельства

При изучении прошения о помиловании во внимание принимаются следующие факторы:


Дополнительно

Указ президента о помиловании в 2-дневный срок с даты издания направляется уполномоченному должностному лицу региональной власти, в МВД, Минюст и администрацию учреждения, в котором находится заявитель. В случае отклонения ходатайства гражданин извещается письменно. Уведомление направляет высшее руководство субъекта либо председатель комиссии. Повторное рассмотрение заявления в случае отклонения ходатайства разрешено не раньше чем через год. В исключительных случаях этот срок может быть сокращен (если появятся обстоятельства, имеющие значение для реализации акта о помиловании).

Особенности освобождения лиц по акту законодательного органа

Обычно амнистия приурочивается к какому-либо знаменательному событию. К примеру, Госдума в 2005 году приняла постановления по случаю 60-летия Великой Победы в ВОВ, в 2006 - в связи со столетием Государственной думы. Как указывает 84 статья УК, акт об амнистии может включать в себя следующие решения (некоторые из них иди все в отношении различных категорий лиц):

Акт об амнистии может издаваться с разными целями. Однако в любом случае необходимо соблюдать меру. Акт об амнистии должен сохранять свою исключительность. Его издание не может становиться дежурным мероприятием и тем более осуществляться в рамках политической борьбы. Применение амнистии должно иметь веские основания. Акты не могут подменять декриминализацию, использоваться в целях "разгрузки" мест отбывания наказания.

ОТЛИЧИЕ ПОМИЛОВАНИЯ И АМНИСТИИ

В.Г. Максимова, аспирант кафедры уголовного права, криминологии и уго-

ловно-исполнительного права

В УК РФ 1996 г. нормам амнистии и помилования посвящена самостоятельная глава. Впервые в УК РФ определяются понятия амнистии и помилования, и этим вопросам уделяется особое внимание.

Амнистия и помилование как основания освобождения от уголовной ответственности и наказания или смягчения наказания вписываются в уголовно-правовое отношение. В то же время амнистия и помилование занимают особое место в системе российского права1.

Применение амнистии и помилования, в отличие от всех других оснований освобождения от ответственности и наказания, предусмотрено Конституцией Российской Федерации. При издании актов амнистии и помилования возникают государственно-правовые отношения. Конституция РФ раскрывает понятия амнистии и помилования, форму принятия этих актов, пределы их действия.

И помилование, и амнистия являются актами разового характера. Они касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии. Однако между помилованием и амнистией есть и существенные различия.

Во-первых, амнистия является нормативным актом, а помилование таковым не является. Первым отметил это различие Н.Д. Дурманов2. С возражением ему выступал лишь К. Мирзаджанов, который считает нормативным не только акт амнистии, но и акт помилования. Названный автор полагает, что помилование «замещает» норму, регламентирующую обычный порядок исполнения и прекращения отбывания наказания. «Главное в норме права, - пишет он, - что она вносит изменения или дополнения в действующую систему норм»3. С приведенными доводами согласиться трудно. Прежде всего, помилование не «замещает» никаких норм права. Освобождая от наказания одного осужденного, акт помилования не создает правила. Он никак не касается других лиц, приговоренных к такому же наказанию за такое же (и даже за то же) преступление. Ни санкция закона, ни порядок отбывания наказания или освобождения от наказания не меняются. Не изменяется ни

одна правовая норма4. Как отмечал A.B. Мицкевич, «акт, относящийся к конкретному физическому лицу, не может быть нормативным»5. Даже приговор суда в отношении помилованного не изменяется, не ставится под сомнение его законность, обоснованность, справедливость, В этом и состоит суть помилования: глава государства смягчает положение лица по обстоятельствам, не связанным с правильностью осуждения. По своей правовой природе помилование относится к актам применения права6.

В отличие от помилования в амнистии не перечисляются помилованные лица. Законодатель не знает, к кому персонально будет применена амнистия. Говоря терминологией гражданского права, амнистируемые определяются не индивидуально-определенными признаками, а видовыми7. Своеобразную позицию относительно характера издаваемого акта при амнистии занимает И.Л. Марогулова. Не имея никаких оснований относить амнистию к ненормативным актам, она возражает и против отнесения ее к нормативным актам и предлагает «компромиссный» вариант, считая амнистию поднормативным актом, то есть своеобразным нормативным актом8.

Во-вторых, амнистия издается Государственной Думой Федерального Собрания, а помилование применяется Президентом России.

В-третьих, амнистия касается индивидуально не определенного круга лиц. В постановлении об амнистии указываются лишь категории лиц, подпадающих под действие каждой амнистии. Помилование же касается индивидуально определенною лица, фамилия которого названа в соответствующем указе.

Некоторые авторы видят различие между помилованием и амнистией в количественном отношении. Так, М.М. Исаев писал; «Если акт... касается отдельного лица, мы говорим о помиловании, если же акт распространяется на неопределенно большое число лиц - мы говорим об амнистии»9. Возражая этому определению, С.З. Ханмагомедов пишет, что указы о помиловании, как правило, касаются значительного количества лиц. Важно не их

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

число, а тот факт, что они поименно названы в Указе Президента10.

В-четвертых, амнистия применяется к лицам, совершившим преступление, в любой стадии уголовного процесса, в том числе и до возбуждения уголовного дела. Актом амнистии модно освободить лицо от уголовной ответственности и наказания. Помилование может быть применено только в отношении осужденных за преступление11.

Для выяснения пятого отличия посмотрим, возможно ли амнистирование осужденных к смертной казни. Уголовный кодекс РФ конкретно не решает вопрос о возможности амнистирования осужденных к смертной казни. В ст. 84 УК РФ говорится лишь о том, что актом амнистии наказание может быть заменено более мягким. Значительно более четкую позицию занимает Уголовно-исполнительный кодекс. В ст. 126 УИК РФ, определяющей контингент осужденных исправительных колоний особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, говорится о том, что там содержатся осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением слободы. Как видим, о лицах, которым смертная казнь могла бы быть заменена лишением свободы в порядке амнистии, ничего не говорится. Между тем, в ст. 126 УИК РФ дан исчерпывающий перечень категорий осужденных, которые отбывают наказание в колониях особого режима, предназначенных для осужденных с пожизненным лишением свободы. Это даст основание сделать вывод, что такая замена законом не предусмотрена и потому невозможна12.

На практике возникает еще один вопрос - о возможности применения амнистии к лицам, которым наказание в виде смертной казни было заменено лишением свободы в результате помилования. Может ли амнистия касаться этой категории осужденных? В принципе, это возможно, так как категории осужденных, попадающие под амнистию, и виды смягчения положения этих осужденных в каждой амнистии формулируются по-своему. Однако практически амнистии такой категории не касались, а в большинстве амнистий прямо говорится об их неприменении к данной категории осужденных. Такая позиция законодателя нам представляется правильной13.

Шестое отличие амнистии от помилования заключается в учете позиции осужденно-

го. Как известно, при применении амнистии желание осужденного никак не учитывается. При помиловании осужденного несколько иное положение. За редкими исключениями инициатива в направлении ходатайства о помиловании принадлежит самому осужденному. Он обращается лично к Президенту Российской Федерации в письменной форме и просит смягчить его положение. Правда, это правило имеет несколько исключений (ст.З Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500). Реально единственным исключением являются случаи помилования вопреки воле осужденного, приговоренного к смертной казни. На практике бывают случаи, когда осужденный отказывается писать ходатайство о помиловании. В этом случае с участием прокурора составляется акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании, но все необходимые документы направляются в администрацию Президента вместе с актом об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании. Не единичны случаи, когда осужденные обращаются с просьбой привести приговор в исполнение, предпочитая умереть сразу, а не находиться всю жизнь (или во всяком случае, очень длительный срок) в заключении14.

Представляется, что для решения вопроса о помиловании во всех случаях необходимо знать мнение самою осужденного.

Можно отметить, что помилование, как и амнистия, жестко не связано с формальными и материальными основаниями. Формальное основание - это обязанность осужденного отбыть определенную часть назначенного судом срока наказания. Материальное основание отражает степень исправления осужденного. Законодатель формулирует его следующим образом: судом должно быть признано, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Вместе с тем, практика идет по пути помилования, как правило, лиц, отбывших более половины срока наказания. Точно также можно сказать, что, как правило, помилование применяется к положительно характеризующимся осужденным. Акт амнистии же применяется ко всем категориям преступлений или группам лиц, совершивших преступления, как правило, без индивидуального учета личности амнистируемых, за ис-

Вестник ЮУрГУ, № 13, 2006

Максимова В.Г.

Отличие помилования и амнистии

ключением лиц, злостно нарушающих режим во время отбытия наказания.

Обоснованием применения амнистии и ранее служили доводы о переполненности мест лишения свободы, что делало невозможным нормальное отбывание наказания и применение мер воспитательного воздействия к осужденным. И ранее многие акты амнистии носили ярко выраженный «разгрузочный» характер. Однако объявление амнистии ради стабилизации обстановки в местах лишения свободы искажает ее суть. А, кроме того, обесценивает всю предыдущую деятельность органов предварительного расследования и суда. В местах лишения свободы следует наводить порядок иным путем.

Более объективным должно стать отношение судей при назначении вида наказания, необходимо чаще использовать имущественные виды наказания, не связанные с лишением свободы. Амнистия не должна корректировать приговор суда. Не следует за нетяжкие, тем более за незначительные преступные деяния наказывать людей исключительно лишением свободы, подвергая не только их, но и их семьи серьезным жизненным испытаниям.

Амнистия должна объявляться редко в ознаменование особо важных государственных событий и преследовать единственную гуманную цель - прощение лиц, совершивших правонарушения. Гораздо чаще, а точнее постоянно следует использовать другую форму прощения - помилование15.

Амнистия и помилование в правовом аспекте составляют два различных понятия и самостоятельны в процессе своего применения. В основе как помилования, так и амнистии лежит идея прощения, то есть полное или частичное устранение применения карательного закона либо его смягчение, от кого бы эта идея ни исходила.

Суть амнистии и помилования заключается в прощении лица, совершившего престу-

пление. Государство не только определяет границы дозволенного и недозволенного и устанавливает ответственность, но и дарует прощение лицам, нарушившим закон, совершившим преступление. Амнистия и помилование являются следствием правовой политики, выражающей государственную волю, заключающуюся в прощении правонарушителей. И амнистия, и помилование входят в многоотраслевой институт государственного прощения, известный различным отраслям законодательства16.

Институт государственного прощения имеет широкое применение и способствует исправлению виновных лиц, совершивших правонарушения. Амнистия и помилование, входящие в институт государственного прощения, также служат целям исправления лиц, совершивших преступления.

1 Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Сингез», 1998. С. 47.

2 См.: Дурманов Н.Д. Амнистия и помилование по Конституции СССР // Советское государство и право. 1946. № 5-6. С. 46.

3 Мирзаджанов К. Амнистия и помилование в советском уголовном праве. Ташкент, 1977. С. 32.

4 Ханмагомедов С.З. Помилование: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дисс...канд. юрид. наук / С.З. Ханмагомедов. - Махачкала, 2006. С. 31.

5 Мицкевич А.В. Правотворческое значение нормативного акта // Советское государство и право. 1965. № 11. С. 46.

6 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. М., 1982. С. 199, 330, 347.

7 См.: Тищенко K.M. Помилование в уголовном праве. М., 1994. С. 23-24.

8 Марогулова И.Л. Указ. соч. С. 63.

9 Уголовное право. Часть общая. М., 1948. С. 663.

10 Ханмагомедов С.З. Указ. соч. С. 34.

11 Марогулова И.Л. Указ. соч. С. 86.

12 Ханмагомедов С.З. Указ. соч. С. 36.

13 См. там же. С. 40.

14 См. там же. С. 41.

15 Марогулова И. Л. Указ. соч. С. 81-82..

16 См. там же. С. 53, 59.

Амнистия - это правовой акт, объявляемый гос думой фед Собрания РФ, в соответствии с которым лицо освобождается от уголовной ответственности. Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (группы лиц) и этим отличается от иных оснований освобождения от уголовной ответственности, которые носят индивидуальный характер.

По общему правилу, акт амнистии распространяется только на те преступления, которые были совершены до его издания. Однако в исключительных случаях он может действовать и в отношении преступных деяний, совершенных в течение определенного времени после его принятия, но при условии выполнения амнистируемым лицом определенных действий, указанных в акте амнистии. В соответствии с актом амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть: - освобождены от основного вида наказания; - освобождены от дополнительного вида наказания; - назначенное им наказание может быть сокращено; - назначенное им наказание может быть заменено более мягким видом наказания; - с лиц, отбывших наказание, актом амнистии может быть снята судимость. Акт амнистии не вносит изменений в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, т.е. не декриминализирует соответствующие деяния, совершенные помилованными лицами. Амнистия не ставит под сомнение и законность, и обоснованность приговора суда. Она лишь смягчает участь лиц, совершивших преступления, в том числе осужденных. Амнистия не изменяет уголовного закона, не исключает составы преступлений, а лишь освобождает от уголовной ответственности, являясь одним из способов реализации принципов гуманизма и справедливости уголовного права.

В отличие от акта амнистии, помилование осуществляется Президентом РФ и в отношении только индивидуально определенного лица (ст. 89 Конституции РФ). В соответствии с актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть: - освобождено от дальнейшего отбывания наказания; - назначенное ему наказание может быть сокращено; - назначенное ему наказание может быть заменено более мягким видом наказания; - с лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Еще по теме 77. Амнистия и помилование: сходства и различия, уголовно-правовое значение.:

  1. 37. Банковский и коммерческий кредит: сходства и различия.
  2. Объяснить различия и сходства между товарами и услугами
  3. 33. БАНКИ И НЕБАНКОВСКИЕ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ). ФУНКЦИИ И РОЛЬ БАНКА В ЭКОНОМИКЕ
  4. Сходства и различия: поточная линия, категория изделия, совокупность изделий.
  5. 2. Отличие гражданско-правовой защиты чести и достоинства от уголовно-правовой
  6. 129. На кого распространяется помилование Президента РФ?
  7. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1922 г. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА CCCP И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК 1924 r. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1926r.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация