Обязан ли водитель выходить из машины беларусь. Какие требования инспектора ГАИ для водителя обязательны

Главная / Бизнес

Вы двигаетесь на автомобиле. Инспектор ГАИ, взмах жезла, остановка. Одним словом - классика. Конечно, часто мы знаем, чем вызван интерес инспектора, - нашим явным нарушением, будь то непристегнутый ремень, разговор по мобильному, маневрирование, скоростной режим и прочее. Но так бывает не всегда. Зачастую мы исправно и старательно соблюдаем ПДД, но это не спасает от событий, описанных выше. Сегодня в рамках нашего "Ликбеза" поговорим о причине остановки.

Водитель обязан и имеет право

Согласно ст.9.1 ПДД мы выполняем требование инспектора.

9. Водитель обязан:

9.1. останавливаться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде, а также должностных лиц, указанных в части третьей настоящего подпункта.

Требование сотрудника ГАИ об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражается путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета.

Должностные лица Следственного комитета, органов внутренних дел (кроме сотрудников ГАИ), органов государственной охраны, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Вооруженных сил Республики Беларусь, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, таможенных органов, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, государственной лесной охраны имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций. При этом они должны быть в форменной одежде, жилете повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала и использовать для подачи сигнала диск с красным сигналом (световозвращателем). Должностным лицом Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, находящимся в движущемся специальном автомобиле, также может быть подано требование об остановке транспортного средства, которое должно быть своевременным, понятно водителю и выражаться путем включения маячка синего цвета с использованием специальной информационной таблички (табло) и (или) громкоговорящего устройства.

В темное время суток вне населенного пункта рядом с указанными лицами должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком.

Выполнив свою обязанность, мы совершенно закономерно пытаемся реализовать свое право, - узнать причину остановки.

8. Водитель имеет право:

8.1. управлять транспортным средством в установленном порядке;

8.2. знать причину, по которой сотрудником ГАИ, другими должностными лицами, указанными в части третьей подпункта 9.1 пункта 9 настоящих Правил, остановлено транспортное средство, а также фамилии и должности этих лиц. При этом лица, обладающие правом проверять у водителя документы, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение.

Все ясно и понятно до того момента, пока на вопрос о причине остановки вы не услышите ответ: для проверки документов! Вы уточняете у инспектора, действительно ли вы не совершили нарушение ПДД, не вызвали подозрений манерой вождения? Действительно ли ваше путешествие из точки А в точку Б прервано исключительно любопытством инспектора? Часто эти вопросы странным образом порождают у инспекторов реакцию настороженности и неприязни. Долгие годы такой вопрос считался "почти неприличным" и анонсировал конфликт с инспектором.

Получив утвердительный ответ, вы чувствуете в глубине души легкий протест. Не все, конечно. Многие родились, выросли и живут в атмосфере, где всякий протест обзывается злом. Таким читателям рекомендую прекратить чтение на этом месте.

Этот протест свободного гражданина имеет право быть. Не нужно искать бунтарские мотивы там, где их нет. Речь идет исключительно о законе, который, как известно, обязаны соблюдать все члены общества. Поэтому мы вместе с читателем ознакомимся с нормами действующего законодательства и вместе сделаем выводы, может ли быть априори проверка документов причиной остановки.

Остановка и проверка - в чем противоречие?

Для начала нужно понять одну простую истину: остановка и проверка суть разные вещи.

Так, в п.4 ПДД и ст.11 Закона РБ "О дорожном движении" говорится о том, что формы и методы контроля за выполнением ПДД определяются МВД. Обращаемся к НПА этого ведомства. Положение о ГАИ (ПСМ №1851 от 31.12.2002), к которому часто апеллируют инспекторы, уже давным-давно претерпело изменения и дополнения в ПСМ №442 от 04.04.2011. Закон РБ "О милиции" превратился в Закон РБ "Об органах внутренних дел" (ЗОВД, 17.07.2007). Об остановке ТС, точнее - о праве это сделат, говорят п.11.9. ПСМ №442 и п.14 ст.25 ЗОВД.

О проверке документов говорят совсем другие пункты этих НПА - п.11.11 ПСМ и п.2 ст. 25 ЗОВД.

Вывод №1. Законодатель изначально разделил эти понятия, они существуют отдельно друг от друга

Далее п.11.9. ПСМ №442 говорит лишь о праве остановки для проверки технического состояния, а п.14 ст.25 ЗОВД вообще содержит обтекаемую формулировку, в которой нет ни слова о проверке документов. В разных действующих НПА я насчитал только официально прописанных 26 (!) причин остановки. На самом деле их может быть столько, сколько позволит фантазия находчивого инспектора. Но там нет и не может быть места проверке документов. Остановка - это вообще не повод для дискуссии. Имеет право, воспользовался им, и обсуждать это не имеет смысла. В конце концов, ограничить вас остановкой имеют право сотрудники еще 12 ведомств. И если все они начнут использовать активно свой административный ресурс, вы до работы никогда не доедете.

Вывод №2. Официально такая причина остановки, как для проверки документов, не содержится ни в одном действующем НПА

Теперь о проверке документов. В пункте 11.11 ПСМ №442 говорится, что документы у водителя проверяются "в предусмотренных законодательством случаях".

11. ГАИ для выполнения возложенных задач и функций имеет право:

11.11. проверять и изымать документы в предусмотренных законодательством случаях, производить задержание и принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортных средств, самоходных машин, блокировку колес грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, автобусов, колесных тракторов, самоходных машин.

Как раз такой предусмотренный случай указан в п.2 ст.25 Закона РБ "Об органах внутренних дел".

Статья 25. Права сотрудников органов внутренних дел

Проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел.

Как мы понимаем, для любой проверки документов необходимо обязательное условие - подозрение. Для любой! Будь то участковый или патрульный, будь то сотрудник Департамента охраны или инспектор ГАИ, это правило общее для всех сотрудников ОВД. Как оно появляется в голове инспектора, в какое время, каким образом, законодателем нигде не отражено. Видимо, "при наличии достаточных оснований полагать". Во всяком случае п.8.2 ПДД дает нам право знать причину остановки, но никакой пункт не дает нам знать причину подозрений инспектора. Химические процессы в голове инспектора, его побудительные мотивы к подозрению нам недоступны. Самый минимум, что должен сделать инспектор, - это после объяснения причины остановки сообщить нам о своем подозрении, если ему вздумалось проверить документы. Законодательство на сегодняшний день не содержит других вариантов. Это условие обязательно.

Вывод №3. Без наличия подозрения в совершении правонарушения не может быть проверки документов

Дальше опять же вопрос в смышлености инспектора, как его фантазия успевает за желанием. Но, согласитесь, всякому здравому смыслу и логике противоречит формулировка "остановка, чтобы заподозрить". Грамотный инспектор никогда не скажет "для проверки документов". Он назовет сначала причину (например, отсутствие наклейки о ТО, повреждения на кузове и еще 100 вариантов), а потом сформулирует свое подозрение (нарушение ПДД, хитрый взгляд и далее по ощущениям). Самое печальное, что такую простую и незатейливую мысль почти невозможно донести до разума большинства инспекторов. Рассказывать ему эту логическую цепочку на дороге - очень утомительное и неблагодарное занятие. А главное - часто бесполезная трата сил.

Но вы всегда можете воспользоваться правом, которое вам гарантировано п.6 ст.23 ЗОВД.

Статья 23. Обязанности сотрудников органов внутренних дел

Сотрудник органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Попросите инспектора обосновать его требования. Внятного ответа вы, вероятно, не услышите, но после нескольких подобных вопросов есть надежда, что инспектор попробует постичь этот алгоритм. Что и требовалось доказать.

Василий ТЕЛОГРЕЙКИН
Фото из архива редакции, видео автора
Специально для сайт

Другие материалы проекта "Ликбез от Телогрейкина"

Глава 1

Общие положения

Дорога

2.15. дорога - комплекс инженерных сооружений либо полоса земли , предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов ;

2.78. элементы дороги - одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки , расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности , выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины ;

Элементы дороги

2.55. проезжая часть дороги - элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, - для движения пешеходов ;

2.75. усовершенствованное покрытие - покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;

Дорога с усовершенствованным покрытием

Дорога без усовершенствованного покрытия

2.50. полоса движения - любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд ;

2.57. разделительная зона - выделенный горизонтальной дорожной разметкой элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально обозначенных мест;

2.58. разделительная полоса - выделенный конструктивно элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально оборудованных и обозначенных мест;

2.10. газон - участок земли с естественным или искусственно созданным растительным , преимущественно травяным, покровом ;

Очень легко запомнить, где полоса, а где зона при помощи запоминалки: Наша зона - без газона, полоса - коси коса!

2.72. тротуар - элемент дороги , примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами;

2.17. дорожное движение - движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения;

2.65. технические средства организации дорожного движения - устройства , конструкции и изображения, применяемые на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его безопасности и повышения пропускной способности дорог;

2.45. перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне . Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников ;

2.33. обозначенный перекресток - перекресток, перед которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета ;

2.11. главная дорога - дорога, обозначенная дорожными знаками «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия , дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой, любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон . Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с пересекаемой;

2.79. эстакада - инженерное сооружение для поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения , а также для размещения на определенной высоте дороги, которая не имеет съездов на другую дорогу ;

2.29. населенный пункт - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» или дорожными знаками «Начало границы населенного пункта» и «Конец границы населенного пункта» ;

2.32. обзорность дороги - объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя ;

2.7. видимость дороги - максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им;

2.35. ограниченная обзорность дороги - обзорность дороги, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами ;

2.63. темное время суток - промежуток времени , который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца ;

Человек

2.77. участник дорожного движения - физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы ;

К регулировщику приравнивается сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн , в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь;

2.8. водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной ).

2.74. управление транспортным средством - воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального ;

2.44. пассажир - непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве , а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства;

2.39. организованная пешеходная колонна - группа пешеходов, обозначенная в соответствии с настоящими Правилами, имеющая руководителя и передвигающаяся по определенному маршруту ;

2.14. дети - несовершеннолетние участники дорожного движения , возраст которых известен либо очевиден по внешним признакам другим участникам дорожного движения;

Транспортные средства

2.69. транспортное средство - устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования ;

Транспортные средства
Механические Немеханические
Автомобили Мопеды Мотоциклы Троллейбусы Трамваи Колесные тракторы Велосипеды Гужевые транспортные средства Прицепы
Легковые Грузовые Автобусы

2.54. прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством ;

2.26. механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем ;

3. Никто не может быть понуждён к отказу от своих прав и свобод.

Убедительно прошу вас, потратьте ещё пару минут вашего времени, прочтите ещё раз и постарайтесь запомнить. Это очень важно для всех нас.

Это важно для того, чтобы не позволять недобросовестным (неграмотным, заблуждающимся, оборотням) сотрудникам правоохранительных органов заниматься банальной подменой понятий. И принуждать вас, свободных граждан свободной страны, к отказу от своих прав и свобод в пользу их "синдрома вахтёра ".

К чему приведён пункт ""? Да к тому, что Конституция страны определяет права и свободы граждан, а также их обязанности. Обязанности сводятся к тому, что гражданину запрещается нарушать законы страны. Этих запретов - море. Начиная с нарушения правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений, заканчивая взятками, убийством и так далее. За нарушение любого из запретов предусмотрена ответственность каким-либо из Кодексов, например, уголовного или об административных правонарушениях. И тут мы подходим к очень важной детали: пока гражданин не нарушил ни одного из запретов, ему гарантируются все права и свободы, закреплённые в Конституции .

Будьте добры, ещё раз обратите внимание, что "1. Гражданам разрешено всё, что не запрещено ".

Пункт "" приведён не просто так. Государство выделяет из граждан лиц, которых наделяет правом ограничивать права и свободы других граждан. Делается это вовсе не для того, чтобы разделить народ на князьков и рабов бессловесных. Если вдруг кто-то не захочет действовать по законам страны, должностные лица обязаны принудить таких граждан к исполнению законов. Но пользоваться для государственного принуждения они могут лишь теми способами, которые им разрешены (предписаны) законом. К сожалению, далеко не все и не сразу понимают, что не всякое требование должностного лица является законным. Однако должностное лицо зачастую кровно заинтересовано в том, чтобы придать своему незаконному требованию видимость законности и поверить граждан, что его требование - законно. Помните коронную фразу "Сначала выполните, а потом можете обжаловать мои действия"? Как с этим справиться, рассмотрим позже. А пока напомню, что должностное лицо обременено обязанностями, одна из которых - выполнение ваших законных требований. То есть, если вы требуете объяснить основание для ограничения ваших прав или свобод, должностное лицо ОБЯЗАНО сообщить вам такое основание и разъяснить возникающие в связи с этим ограничением ваши права и обязанности. Таким образом, должностное лицо может потребовать, например, "Пройдёмте!" или "Прыгайте из окна", но оба этих требования запрещены законом, пока не будут разъяснены основания для подобных требований.

Занесите в память пункт "2. Должностному лицу запрещено всё кроме того, что ему разрешает Закон ".

Утверждение "" прописано и в Конституции, и в несколько изменённом виде во многих других законах страны. И именно на этом следует строить противодействие произволу. И для этого следует изучить права и свободы, гарантируемые Конституцией Республики Беларусь , а также не стесняться, сталкиваясь с должностными лицами, требовать от них разъяснения ваших прав и обязанностей. Во-первых, это поможет вам в защите своих прав, а во-вторых, поможет должностным лицам в изучении законодательства страны, которое они почему-то отвратительно изучили при получении юридического образования.

Зарубите себе на носу: "3. Никто не может быть понуждён к отказу от своих прав и свобод ".

Прекрасно понимая, что то, что я сейчас делаю, это занудство, тем не менее, вынужден напомнить и разъяснить две вещи, понятие Закона и законных требований и притчу о должностном лице и протоколе.

Понятие Закона и законных требований

Закон - система обязательных к выполнению требований. Невыполнение законных требований подлежит наказанию. Каждое требование закона содержит наказание за его невыполнение. Законные требования должностного лица подлежат выполнению. Требование, не оговоренное законом, противозаконно. Принуждение к выполнению противозаконного требования подлежит наказанию, как превышение должностных полномочий. Законные требования, ПРЕДЪЯВЛЕННЫЕ ВАМИ должностному лицу, подлежат выполнению ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ в обязательном порядке. Невыполнение должностным лицом вашего законного требования противозаконно и подлежит наказанию. Наказанию также подлежит невыполнение вами законных требований должностного лица.

Попытайтесь вспомнить, когда-нибудь должностное лицо хотя бы заикнулось о том, что у вас имеются законные требования, а у них - обязанность эти требования беспрекословно выполнять? Правильно, и не скажут! Поэтому лишь от вас, законопослушного гражданина, соблюдающего Закон, зависит, станете ли вы пользоваться своими правами и свободами и заставите ли вы должностное лицо исполнять обязанности по отношению к вам и Закону. Просто следует знать, что должностные лица - такие же люди как и вы, и они не менее ленивы и максимально используют любую возможность увильнуть от исполнения своих обязанностей. Тем более, что их оклады не зависят напрямую от того, выполнят ли они свои обязанности добровольно или их кто-то (вы, например) заставит это сделать.

Помимо окладов у должностному лицу дана власть над гражданами, не выполняющим или нарушающим требования законов. И есть сооблазн этой властью пользоваться для удовлетворения болезненных амбиций, и даже для компенсации несоответствия оклада представлениям должностного лица о том, как должна оплачиваться его непосильная работа. А особо недобросовестные должностные лица постоянно и незаконно пользуются властью в отношении законопослушных граждан. То есть тех граждан, которые законов не нарушают и на которых властные полномочия должностных лиц не могут распространяться по закону.

Притча о должностном лице и протоколе

Пришел Иван ко ВЛАСТИ и стал проситься на работу. ВЛАСТЬ Ивана на работу взяла, поручила ему принуждать граждан к соблюдению законов. Установленных ВЛАСТЬЮ. Поставила Ваню на должность, положила ему оклад, вменила выполнение этой работы в долг, и стал наш Ваня должностным лицом, выполняющим должностные обязанности. А чтобы Иван успешнее справлялся с порученной работой, дала ему ВЛАСТЬ дубину, сделанную из ВЛАСТИ и СИЛЫ. «Дабы обладал большей силой и властью супротив остальных граждан».

Но ВЛАСТЬ не дура, чтоб просто так Ване в руки отдать такую страшную дубину. Вместе с дубиной дала и строжайшие инструкции, когда и как этой дубиной разрешается пользоваться. И, дабы Ваня свою ВЛАСТЬ не обманывал, без дела дубину супротив граждан не пользовал, а только на пользу ВЛАСТИ, обязала Ваню отчитываться. Где, когда, как, против кого и на какой предмет Ваня эту дубину пользовал. Велела свои действия по использованию дубины описывать (протоколировать) и предъявлять ВЛАСТИ для отчета. И форму отчета придумала наиковарнейшую. «Ты мою дубину против гражданина пользовал? Пользовал! Так пусть именно этот тобой обиженный гражданин и подтвердит, что ты, Иван, мою дубину именно так и пользовал, как здесь пишешь. Подтвердит собственноручно. Пусть сам напишет. Кто-кто, а обиженный тобой гражданин, да еще против которого ты применял мою дубину, тебя выгораживать не станет. Напишет то, что было на самом деле. И чтоб свидетели были!»

С некоторых пор «честно применять дубину один на один» ВЛАСТЬ Ване запретила. Уж больно сильно граждане на Ваню стали обижаться и всякие небылицы про Ваню ВЛАСТИ рассказывать. И завела ВЛАСТЬ такой порядок пользования дубиной: как только Ваня соберется дубиной пользоваться, так должен свидетелей собрать и протокол начать составлять. А как все опишет, свидетелям дать подписать. Те читают. Если было все так, как Ваня написал, тогда свидетели подписывают. А ежели нет, тогда они свое Ване в протокол пишут. Затем Ваня передает все бумаги ВЛАСТИ, а та внимательно их проверяет. ВЛАСТЬ ни в какие игры с теми, кому доверяет дубину, не играет. Дубину пользовал? Предъявляй протокол! Когда? Сразу! По факту совершенного действия!

Пользование Силой и Властью находятся у ВЛАСТИ под жесточайшим контролем. Почему Ваня вручает описание своих действий, когда он пользовал дубину и обидел гражданина, тому же им обиженному гражданину? Способ издевательства такой, что ли? Нет. Вручать велено! Чтоб у Вани соблазна не было при отчете протокол подменить! Мало ли какие замечания может в протокол написать обиженный гражданин. И нет места более надежного для сохранности этого документа, как у этого обиженного гражданина. И если должностное лицо обидело гражданина не по Закону, гражданин обязательно явится к ВЛАСТИ, подаст жалобу на Ваню и в доказательство предъявит имеющуюся копию протокола.

Закон об органах внутренних дел даёт нехилые пономочия сотрудникам ОВД в ограничении прав граждан. Эти полномочия подробно указаны в статье Статье 25 "Права сотрудников ОВД", согласно которой они имеют право проверять у граждан документы, производить личный обыск, изымать вещи, носить оружие, применять физическую силу и так далее. Правда, при ближайшем рассмотрении выясняется, что документы проверяются при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений. Что личный обыск возможен только в отношении лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законом. Что изымать имущество и предметы можно лишь те, которые запрещенны к обороту на территории Республики Беларусь. Что применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику разрешается в случаях и порядке, предусмотренных Законом.

Статья 25. Права сотрудников органов внутренних дел

Сотрудники органов внутренних дел в целях выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел, в пределах своей компетенции имеют право:

Требовать от граждан соблюдения общественного порядка;

Проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел;

Производить личный обыск лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законом, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств, изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами;

Вызывать граждан по находящимся в производстве материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

Проводить личный досмотр граждан и досмотр находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств, на входах в здания аэропортов, железнодорожных вокзалов, на объектах метрополитена и в иных местах, определенных законодательными актами Республики Беларусь;

Участвовать в осуществлении предполетного досмотра членов экипажа воздушного судна, пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, а также грузов и почтовых отправлений, перевозимых на воздушном судне, бортовых запасов воздушного судна;

Осуществлять досмотр транспортных средств при проведении операции по задержанию лиц, совершивших преступление или побег из-под стражи, на участках местности, где вероятно их появление, а также при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов;

Требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на охраняемых объектах;

Проверять на охраняемых объектах у граждан документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) граждан, въезд (выезд) транспортных средств, внос (ввоз) имущества на охраняемые объекты и вынос (вывоз) имущества с охраняемых объектов, принимать меры по поиску и задержанию на территории охраняемых объектов лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты;

Проверять состояние установленных на охраняемых объектах инженерно-технических средств защиты, средств и систем охраны;

Входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время суток в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций и осматривать их при преследовании подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление либо находятся подозреваемый (обвиняемый), скрывшийся от органа, ведущего уголовный процесс, лицо, уклоняющееся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, а также беспрепятственно входить в жилые помещения и иные законные владения лиц, находящихся под превентивным надзором;

Изымать имущество и предметы, запрещенные к обороту на территории Республики Беларусь, документы, имеющие признаки подделки, информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности либо пропагандирующую такую деятельность, и принимать по ним решения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов по дорогам (их отдельным участкам), а также доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их покинуть определенное место для проведения процессуальных действий, обеспечения общественного порядка, личной и общественной безопасности;

Останавливать транспортные средства и отстранять от управления ими лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно не имеющих права управления транспортными средствами, запрещать участие в дорожном движении транспортных средств, если их конструкция или техническое состояние не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, требовать от соответствующих организаций устранения неисправностей дорог, приостанавливать или запрещать проведение ремонтных и других работ на дороге, выполняемых с нарушением технических требований по обеспечению безопасности дорожного движения;

Использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие организациям или гражданам, для выполнения неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, при принятии надлежащих мер по обеспечению безопасности водителя и пассажиров транспортного средства, для доставки в организации здравоохранения лиц, нуждающихся в скорой (неотложной) медицинской помощи, а также использовать при необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие организациям или гражданам. Расходы, связанные с предоставлением транспортного средства, средства связи, по требованию их собственника (владельца) возмещаются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

Производить в установленном порядке фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку лиц, указанных в абзацах втором-шестом части второй статьи 24 настоящего Закона, а также лиц, состоящих на профилактическом учете;

Хранить, носить, применять и использовать оружие, применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Сотрудникам органов внутренних дел предоставляются также другие права в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Действие абзацев четвертого, шестого, восьмого, двенадцатого, тринадцатого и шестнадцатого части первой настоящей статьи не распространяется на организации и граждан, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическим иммунитетом.

Но кто из сотрудников хотя бы читал Закон об ОВД полностью? Терпения и усидчивости, а также объёма оперативной памяти хватает, по всей видимости, лишь на тезисы. Складывается впечатление, что практически все сотрудники действуют по принципу: "А я думал, дали пистолет - и крутись как хочешь".

Про обязанности сотрудники ОВД не хотят и слышать. Между тем, обязанности указаны в законе прежде, чем права, в статье 23 "Обязанности сотрудников ОВД". Обращаю внимание: статья 23 - обязанности, а только потом статья 25 - права сотрудников! В отличие от тех же Правил дорожного движения, где сначала указаны права участников дорожного движения, а потом - их обязанности, в Законе об ОВД - наоборот.

Статья 23. Обязанности сотрудников органов внутренних дел

Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.
Каждый сотрудник органов внутренних дел на всей территории Республики Беларусь независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени в случае обращения к нему должностных лиц и других граждан с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного выявления таковых обязан:

Принять возможные меры по пресечению преступления, административного правонарушения, спасению граждан, оказанию нуждающимся необходимой помощи, установлению и задержанию лиц, совершивших преступление, административное правонарушение, выявлению очевидцев преступления, административного правонарушения, охране места происшествия;

Сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел.
Сотрудник органов внутренних дел должен принять меры по немедленному оказанию медицинской и другой необходимой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или опасном для жизни или здоровья состоянии.

Сотрудник органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности .

Такое чередование прав и обязанностей не случайно. Потому что у гражданина обязанности это следствие его прав, которые неотъемлемы и есть всегда. А права должностного лица появляются лишь при исполнении им служебных обязанностей при нарушении законов гражданином.

Правоохранительные органы (и ГАИ в том числе) призваны защищать конституционные права гражданина. Ни одно право сотрудника органов внутренних дел не существует, чтобы существовать как право сотрудника ОВД. Оно существует для того, чтобы осуществлять права гражданина, защищать и оберегать его. Поэтому если нарушаются конституционные права гражданина через Закон об органах внутренних дел, это неверное суждение. Пока гражданин не нарушил закон, у сотрудников нет оснований пользоваться своими правами по ограничению свобод и прав граждан. Такое право в отношении гражданина появляется у сотрудника ОВД только в случаях, когда гражданин совершает правонарушение или преступает закон. Только в этих случаях, а они предусмотрены законом, сотрудник ПОЛУЧАЕТ ПРАВО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМИ ЕМУ ЗАКОНОМ ПОЛНОМОЧИЯМИ.

Граждане платят налоги государству (это вклад в благополучие государства) и если гражданин платит налоги, а его права не соблюдаются (например, отдельными представителямии государства, сотрудниками ОВД в частности), то получается, что гражданин платит оброк бандитам, а не налог. Иными словами гражданин платит налог (оброк) дармоедам, которые его обирают.

ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОТРУДНИКА ОВД ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОД И ПРАВ ГРАЖДАН МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ОДНА ПРИЧИНА - ЕСЛИ СОТРУДНИК УСМОТРЕЛ ПРАВОНАРУШЕНИЕ ИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЛИБО ГРАЖДАНИН В ЧЁМ ЛИБО ПОДОЗРЕВАЕТСЯ.

Наконец-то мы подобрались к сладкому. Пора поговорить непосредственно по теме.

ЗАКОННА ЛИ ОСТАНОВКА СОТРУДНИКОМ ГАИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ?

Для ознакомления с полным текстом докуменов можно пройти по ссылкам. Что касается нашего вопроса - под спойлерами.

Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Статья 21. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Статья 23. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Статья 30. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.

Статья 34. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Статья 58. Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

Статья 59. Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

Статья 4. Общие права и обязанности участников дорожного движения

Участники дорожного движения имеют право на:
- обеспечение безопасных условий дорожного движения;
- получение из государственных органов и от уполномоченных должностных лиц достоверной информации об условиях дорожного движения, о причинах изменения направления, введения временного запрещения или временного ограничения движения по дорогам, качестве продукции, работ и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;
- получение медицинской помощи в случае дорожно-транспортного происшествия;
- обжалование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, действий (бездействия) государственных органов, уполномоченных ими организаций и их должностных лиц, осуществляющих государственное регулирование, управление и контроль в области дорожного движения;
- возмещение причиненного им и (или) их имуществу вреда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Участники дорожного движения имеют иные права в области дорожного движения, предусмотренные Правилами дорожного движения и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Участники дорожного движения обязаны:
- знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения;
- действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми, не создавать препятствий и опасности для дорожного движения;
- принимать меры по недопущению загрязнения дорог и окружающей среды, в том числе не выбрасывать мусор и иные предметы вне специально отведенных мест;
- исполнять иные обязанности в области дорожного движения, установленные настоящим Законом, Правилами дорожного движения и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Участникам дорожного движения запрещается повреждать дороги и технические средства организации дорожного движения.

Статья 11. Полномочия Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Государственной автомобильной инспекции в области дорожного движения

Министерство внутренних дел Республики Беларусь в области дорожного движения:
определяет формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения;

Государственная автомобильная инспекция в области дорожного движения:

Осуществляет контроль за соблюдением Правил дорожного движения и иных актов законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения, а также выполняет иные контрольные (надзорные) функции, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь;
запрещает участие в дорожном движении транспортных средств, самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
отстраняет водителей от управления транспортными средствами, самоходными машинами в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

8. Водитель имеет право:

8.2. знать причину, по которой сотрудником ГАИ, другими должностными лицами, указанными в части третьей подпункта 9.1 пункта 9 настоящих Правил, остановлено транспортное средство, а также фамилию и должность этих лиц. При этом лица, обладающие правом проверять у водителя документы, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение;

9. Водитель обязан:

9.1. останавливаться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде, а также должностных лиц, указанных в части третьей настоящего подпункта.
9.2. по требованию сотрудника ГАИ пройти в установленном порядке проверку (освидетельствование) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

12. Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки:
12.1. сотрудникам ГАИ:
12.1.1. водительское удостоверение;
12.1.2. свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон);
12.1.3. документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;
12.1.4. документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности;


ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ДПС

30.6. незамедлительно реагировать на заявления и сообщения о правонарушениях и информацию о происшествиях, принимать по ним соответствующие меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, в том числе нормативными правовыми актами МВД;
30.7. выявлять и пресекать непосредственно обнаруженные правонарушения, выяснять причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, осуществлять по ним ведение административного процесса;
30.8. обеспечивать изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах введения временного запрещения или временного ограничения движения транспортных средств и пешеходов, проведения массовых мероприятий, при неисправностях технических средств регулирования дорожного движения, осуществлять при необходимости регулировочно-распорядительные действия по типовому перечню и порядку выполнения сигналов, подаваемых жезлом и жестом руки при регулировании дорожного движения согласно приложению 4 к настоящей Инструкции;
30.9. осуществлять контроль за эксплуатационным состоянием и качеством содержания автомобильных дорог и улиц населенных пунктов;
30.10. принимать меры:
по устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения, препятствий для дорожного движения и обозначению опасных участков, соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении на дорогах ремонтно-строительных и других работ;
по предупреждению участников дорожного движения о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить, в том числе с применением транспортного средства оперативного назначения с включенными проблесковыми сигналами (маячками) (далее - маячки) синего или синего и красного цветов в соответствии с Правилами дорожного движения;
по освобождению проезжей части дороги от транспортных средств, поврежденных при ДТП, а также при вынужденной остановке транспортного средства в местах, где остановка запрещена;
по обеспечению беспрепятственного проезда транспортных средств оперативного назначения, аварийных служб с включенной специальной световой и звуковой сигнализацией;
по оказанию иной помощи участникам дорожного движения, государственным органам, иным организациям и общественным объединениям в защите их прав и законных интересов при осуществлении ими возложенных на них обязанностей в сфере дорожного движения на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

30.12. участвовать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе нормативными правовыми актами МВД, в мероприятиях по:
обеспечению безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов;
осуществлению сопровождения;
контролю конструкции и технического состояния транспортных средств;
контролю за проездом тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, транспортных средств, перевозящих опасные грузы, запрещению движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств без специального разрешения на их проезд по дорогам, отклонением от установленного маршрута движения или несоответствием фактических весовых и (или) габаритных параметров параметрам, указанным в специальном разрешении;
розыску угнанных, похищенных транспортных средств, самоходных машин, а также участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП, и их транспортных средств, лиц, совершивших преступления, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
выявлению и пресечению незаконной перевозки оружия и боеприпасов к нему, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, имущества и предметов, запрещенных к обороту на территории Республики Беларусь;
охране общественного порядка в зоне поста, маршрута патрулирования в пределах видимости и (или) слышимости, а также реализации мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений;

ГЛАВА 4
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, НЕСЕНИЕМ СЛУЖБЫ

40. Основными методами несения службы на постах и маршрутах патрулирования являются:
- предостережение участников дорожного движения от совершения правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
- пресечение правонарушений;
- осуществление регулировочно-распорядительных действий.
41. Предостережение участников дорожного движения от совершения правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляет собой воздействие на их поведение присутствием (нахождением) инспектора ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем их предупреждения о возможных последствиях, которые могут наступить в результате нарушения Правил дорожного движения.
42. Пресечение правонарушений заключается в обязательном реагировании инспектора ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий, повреждения элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей Правил дорожного движения установленных законодательством Республики Беларусь мер воздействия.
43. При несении службы на посту, маршруте патрулирования инспектор ДПС осуществляет мероприятия, направленные, в первую очередь, на предупреждение и пресечение наиболее опасных нарушений Правил дорожного движения.
44. В случае одновременного возникновения нескольких чрезвычайных ситуаций, требующих немедленного реагирования инспектора ДПС, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, обеспечение безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов.
45. При одновременном выявлении нарушений Правил дорожного движения, совершенных несколькими участниками дорожного движения, в приоритетном порядке принимаются меры к пресечению наиболее опасных нарушений.
47. Инспектор ДПС оказывает содействие гражданам в защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, охране их собственности, разъяснении особенностей и условий движения по территории обслуживаемого маршрута, вызове служб технической помощи для устранения технических неисправностей транспортных средств и (или) для транспортировки неисправных транспортных средств к месту стоянки или ремонта.
48. При устном обращении гражданина (за исключением заявлений и сообщений о правонарушениях и информации о происшествиях) инспектор ДПС в пределах своей компетенции даёт необходимые разъяснения и принимает меры по оказанию возможной помощи или объясняет, куда следует обратиться для разрешения возникшего вопроса.
49. При исполнении служебных обязанностей инспектор ДПС должен проявлять спокойствие и выдержку, не вступать в пререкания, не терять самообладание. Разъяснения участникам дорожного движения о неправомерности их действий даются без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие положения Правил дорожного движения или иных нормативных правовых актов.
50. Инспектору ДПС запрещается подавать водителю сигнал об остановке транспортного средства в месте, где в соответствии с Правилами дорожного движения запрещается остановка и стоянка транспортных средств, за исключением случаев необходимости безотлагательной его остановки для предотвращения или устранения угрозы личной, общественной или национальной безопасности.
51. После остановки транспортного средства, пешехода, иного участника дорожного движения инспектор ДПС называет свою должность, наименование ОВД (подразделения), фамилию, причину, по которой осуществлено указанное действие (разъясняет участнику дорожного движения, какое нарушение Правил дорожного движения им допущено и в чем оно заключается, если остановка произведена по этой причине), по требованию участника дорожного движения предъявляет служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
Данное требование не распространяется на случаи задержания лиц, совершивших преступления, а также лиц, совершивших иные противоправные действия и пытающихся скрыться.
52. Распоряжения участникам дорожного движения отдаются инспектором ДПС коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания.
.

Изучив законы, выделим основное:

  • Водитель (как гражданин) имеет право на свободное передвижение.
  • Водитель обязан останавливаться по требованию сотрудника милиции.
  • Водитель имеет право знать причину остановки. Это плюс.
  • Водитель обязан передавать для проверки документы, перечисленные в ПДД.
  • Сотрудник ГАИ имеет право останавливать транспортные средства.
  • Сотрудник ГАИ обязан сообщить причину остановки.
  • Сотрудник ГАИ имеет право проверять документы.
  • Сотрудник ГАИ обязан в случае ограничения прав и свобод гражданина разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности

Вспомни то, с чего начали изучение вопроса:

1. Гражданам разрешено всё, что не запрещено.

2. Должностному лицу запрещено всё кроме того, что ему разрешает Закон.

3. Никто не может быть понуждён к отказу от своих прав и свобод.

Любой недобросовестный сотрудник ГАИ обязательно укажет на своё право останавливать транспортные средства и проверять документы, а также на на обязанность водителя передавать документы для проверки. В качестве причины остановки он использует фразу: "Проверка документов".

Но есть только одна причина для возникновения такого права - если гаишник усмотрел правонарушение или гражданин в чём-либо подозревается. (Есть и другие законные причины, например, спецоперация по поимке преступников, план "Перехват". Мы рассматриваем обыденность, не форс-мажор). В противном случае любая остановка - просто использование служебного положения для выявления правонарушений и превращение правоохранительных органов в фабрику протоколов. Где главной целью - показуха эффективности якобы исполнения служебных обязанностей, происходящая с нарушением закона и прав граждан.

Вас остановил сотрудник правоохранительных органов. Как правильно действовать? При случае я постараюсь сделать видео общения с инспектором. Происходит приблизительно такой диалог:

- Здравствуйте, инспектор Пупкин, предъявите, пожалуйста, для проверки Ваши документы.

- Здравствуйте. Я что-то нарушил?

- Нет, Вы ничего не нарушили, просто проверка документов. Имею право.

- Согласен, Вы имеете полное право проверить документы. И хотя ничего подобного водителю в обязанности не вменено, я готов пойти Вам навстречу. Поэтому давайте-ка не будем тратить попусту время и приступим к проверке - предъявите Ваше удостоверение.

(Здесь возможны варианты, но в любом случае следует настоять на своём и добиться предъявления сотрудником служебного удостоверения со всех сторон, переписать должность, звание, фамилию, имя, отчество, наименование подразделения и дату окончания действия удостоверения, номер нагрудного знака).

- Всё, спасибо, инспектор. Вообще-то я не эксперт по проверке документов и не имею при себе соответствующего оборудования. Да и на фотографию Вы похожи лишь отдалённо и не полностью. Но тем не менее, я склонен полагать, что Вы - человек честный и удостоверение не поддельное. Предлагаю считать проверку документов законченной, поблагодарите меня за потраченное на Вас время и пожелайте счастливого пути.

(Если инспектор не идиот и не вымогатель, он именно так и сделает. В противном случае начнёт приставать к вам).

- Теперь Вы предъявите Ваши документы.

- Инспектор, это просьба или требование? Ведь в просьбе я могу и отказать?

- Требование, причём законное.

- Инспектор, я готов выполнить и обязательно выполню любое Ваше законное требование. Сообщите, пожалуйста, причину остановки.

- Проверка документов.

- Инспектор, показав мне свой полосатый дручок Вы осуществили акт государственного принуждения и ограничили мою свободу передвижения. Я Вам подчинился и имею согласно Закона право знать причину остановки. Сообщите законную причину остановки.

- Проверка документов.

- Я ничего не нарушил и Вы не имеете права на применение ко мне мер государственного принуждения и ограничения свободы передвижения. На основании какого закона вы ограничиваете меня, какие в связи с этим у меня появляются права и обязанности?

- Вы обязаны согласно статьи 9.2 ПДД передать мне документы для проверки и имеете право обжаловать мои действия, если считаете их незаконными.

- Инспектор, Вы отказываетесь сообщить мне причину остановки? У Вас нет права останавливать меня без законной причины. И Ваше право проверять у меня документы может основываться исключительно на нарушении мной каких-либо обязанностей. Но Вы сказали, что я ничего не нарушил. Для чего Вы нарушаете Закон?

- Я ничего не нарушаю, а на Вас, если Вы не передадите документы, будет составлен протокол по статье 23.4 КоАП "Неповиновение законному требованию должностного лица, находящегося при исполнении служебных обязанностей".

- Инспектор, я ни в коем случае не отказываюсь! Несмотря на то, что Ваши требования незаконны, я готов их выполнить и заявляю Вам, что собираюсь обжаловать Ваши незаконные действия. Пожалуйста, составляйте протокол проверки документов!

- По проверке документов составление протокола Законом не предусмотрено.

- Не врите. По Закону протоколируются любые меры государственного принуждения. Вы государственный сотрудник, принуждаете меня к передаче документов, я собираюсь обжаловать это беззаконие, поэтому составляйте протокол.

- Если Вы отказываетесь передать документы, я буду вынужден пригласить понятых (свидетелей) и составить протокол за неповиновение.

- Инспектор, я не отказываюсь! Я уже готов передать Вам документы, составляйте протокол проверки

документов (осмотра либо любой другой), который я смогу обжаловать.

- Я не обязан составлять протокол. А вы обязаны передавать документы для проверки. Вы обязаны выполнять мои законные требования.

- Инспектор, в Законе указано, что я обязан согласно Статьи 56 Конституции принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ. А Вы обязаны согласно статьи 30.10 Приказа №155 принимать меры по оказанию ИНОЙ помощи ИНЫМ организациям в защите ИХ прав. Если Вы сейчас потребуете от меня миллионов сто-двести для оказания иной помощи иным организациям или потребуете упасть-отжаться, я тоже должен буду выполнить Ваши требования, а потом обжаловать?

- Это Ваше право. Жалуйтесь кому хотите. Передайте Ваши документы для проверки.

- Инспектор, Вы превышаете свои служебные полномочия. Вы имеете право и обязаны требовать. Любое Ваше обращение ко мне я буду рассматривать как законное требование.

- Я требую передать документы для проверки.

- Инспектор, я готов передать документы. Но могу передать их только после начала административного процесса. Который в свою очередь по ПИКоАП должен начинаться с объявления прав и обязанностей.

- Мне надо просто проверить Ваши документы, никакого протокола составляться не будет.

- Инспектор, Вам надо, чтобы неукоснительно соблюдался Закон. Единственная Ваша задача - пресечение и предупреждение административных правонарушений. Если я что-то нарушаю, - пожалуйста, предъявите ко мне требования. Если же вы не соврали и я ничего не нарушил, принесите мне извинения и пожелайте счастливого пути.

(Возможны повторы, уговоры, угрозы, ложь и подмена понятий, ваша задача не дать увести разговор в сторону. Стойте на своём: или протокол осмотра документов, или нежное расставание).

Первое, что выясняет для себя инспектор, когда останавливает водителя - знает ли тот свои права и намерен ли ими пользоваться. Начинающий инспектор на это тратит несколько минут, опытный определяет сразу.
С водителем, знающим свои права, инспектор вынужден считаться. С водителем, не знающим своих прав, инспектор поступает на свое усмотрение, и чаще всего это называется должностным произволом.
К сожалению, большинство водителей толком и представления не имеет ни о своих правах, ни о том, как ими пользоваться.

ПАРАДОКСЫ - НОРМА ЖИЗНИ?

Мы знаем - бред и беспредел со стороны должностного лица - обыденность нашей жизни.
Закон, которого (к сожалению) не знают автомобилисты и не выполняют инспектора ГАИ - ПРОЦЕССУАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (сокращенно - ПИКоАП), вступил в силу 01 марта 2007 года.
Назначение ПИКоАП - «урегулирование» любых взаимоотношений, возникающих между инспектором и водителем.
Статьи ПИКоАП так надежно защищают водителя, что теперь он может не только оградить себя от незаконных притязаний инспектора, но и самого инспектора заставить честно выполнять свои должностные обязанности. Но водитель, не знающий своих прав, вынужден молча откупаться от незаконных притязаний инспектора.
Ваш кошелек - очень привлекательная добыча для нечестного сотрудника ГАИ. И «взламывается» он только с помощью вашей неграмотности. Я предлагаю, уважаемый водитель, этому беспределу положить конец. Мой план состоит в следующем: я разъясняю Вам Ваши права, и, если это окажется для Вас выгодно, Вы начинаете ими пользоваться. Затем я разъясняю Вам должностные обязанности инспектора и, если Вы опять сочтете это выгодным для Вас, начинаете пользоваться ими тоже.
Я гарантирую, что должностному беспределу просто не останется места. Я проконсультирую Вас по всем вопросам защиты ваших законных интересов от должностного произвола. В случае необходимости предоставлю всю необходимую информацию и мы вместе разработаем линию защиты. Вплоть до моего участия на Вашей стороне в судебном заседании. Бесплатно. Это вопрос принципа.

Конституция Республики Беларусь. Статья 62.

Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.
Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Для начала Вашему вниманию предлагается самая обычная история о том, как Вы (себе в ущерб) не пользуетесь своими правами. Сразу оговорюсь, что совершили Вы нарушение или нет, в происходящем никакой роли не играет и значения не имеет. (Подробнее см. в разделе «Доказательства») Вас останавливает инспектор и просит предъявить документы. Вы документы предъявляете, инспектор Ваши документы забирает и сообщает, что Вами нарушены Правила Дорожного Движения, пункт такой-то. За что с вас полагается штраф в сумме такой-то. Указав на брошюру с выдержками статей законов и таблицей штрафов, инспектор с выжидающим выражением начинает смотреть вам в лицо.

Отвечать таким же наглым взглядом инспектору Вы скорее всего стесняетесь и чувствуете себя все более неудобно. Начинаете тянуть время. Инспектор произносит вкрадчиво-лукавое «Ну, ваше имя - отчество, что будем делать?» - и Вы (нехотя) принимаете решение - ничего не осложнять. Внутренне начинаете подчиняться воле инспектора, в душе медленно разливается равнодушие к происходящему, и Вы спокойно достаете кошелек или заранее приготовленную купюру. Отсчитываете сумму, инспектор выписывает квитанцию, меняете деньги на квитанцию, расписываетесь, получаете копию квитанции вместе со своими документами и направляетесь к машине. Рассматриваете квитанцию. Первое, что цепляет глаз - необычное название: «Постановление-квитанция». Всплывает запоздалый вопрос: «А как бы я действовал, если бы знал Закон?».

Если вас интересует, законно ли действовал инспектор, отвечаю:

1. При совершении административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа, не превышающего двух базовых величин, протокол об административном правонарушении не составляется, а лицом, уполномоченным его составлять, выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в силу с момента его вынесения. При этом штраф взимается на месте…
3. В случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда, протокол об административном правонарушении не составляется. Лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа на физическое лицо в размере низшего предела штрафа, предусмотренного санкцией статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, но не ниже пяти десятых базовой величины, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Данное положение не применяется при наличии обстоятельств, указанных в части 7 статьи 6.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. (СТАТЬЯ 10.3.)

Да, инспектор действовал по закону. А по закону ли действовали Вы? Пользовались ли вы законом? Для ответа на этот вопрос рассмотрим нашу обычную историю еще раз.

Что в ней необычного с точки зрения Кодекса об Административных Правонарушениях Республики Беларусь (сокращенно - КоАП) и Процессуально-Исполнительного Кодекса Республики Беларусь об Административных Правонарушениях (сокращенно - ПИКоАП), вступивших в силу 01 марта 2007 года.
За правонарушение, совершенное в силу сложившихся обстоятельств (крайняя необходимость), закон освобождает вас от административной ответственности (статья 5.3. КоАП РБ).
За малозначительностью правонарушения (отсутствие или незначительность последствий) можно было ограничиться устным замечанием (статья 8.2. КоАП РБ). Вам могло быть вынесено письменное предупреждение, признающее вас виновным, но не обязывающее к уплате штрафа.
Вы же на месте уплатили штраф. Согласно ПИКоАП, штраф подлежит оплате не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа (статья 15.3.).
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней с момента получения его на руки (статья 11.12). В том случае, если вы не стали его обжаловать.

Добавлю, что в ПИКоАП предусмотрена отсрочка оплаты штрафа на один месяц. Также предоставлена возможность рассрочки оплаты штрафа в течение шести месяцев (статья 14.7.). Всем вышеперечисленным вы не воспользовались. Вы не пользовались законом! Чем и воспользовался инспектор. Закон предоставляет возможности, а пользоваться ими или нет, решать Вам.

Итог вашего «не пользования» законом: совершенный Вами проступок еще не административное правонарушение. Совершение административного правонарушения инспектору еще предстояло доказать. Как и Вашу вину в совершении этого правонарушения.

КоАП запрещает налагать штраф при недоказанности вины водителя в совершении правонарушения. Вынесенное наказание подлежит отмене при незначительности правонарушения, его недоказанности или недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено наказание.
Согласием «оплатить штраф на месте» Вы признали себя виновным. Оплатой штрафа (я подчеркиваю - в ответ на пока только словесные намерения инспектора возбудить в отношении Вас дело об административном правонарушении), Вы сделали признание вины свершившимся фактом. Как следствие, в течение одного года с момента уплаты штрафа вы считаетесь лицом, подвергнутым наказанию. Совершение Вами повторно аналогичного нарушения станет для Вас отягчающим обстоятельством.
Вдобавок сообщаю, что инспектор может предложить «оплатить штраф на месте», а требовать его оплаты на месте не имеет права.
Вы же имеете право оспаривать совершенное нарушение, сумму штрафа и отказаться от оплаты штрафа на месте.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация