Экологическая безопасность. Критерии экологической безопасности. Экологическая безопасность человека. Экологическая безопасность: определение и критерии

Главная / Бизнес


Рассмотрены вопросы оценки экологической безопасности, в том числе критерии оценки экологической безопасности. Проанализированы их преимущества и недостатки

Экологическая ситуация в России по данным официальной статистической отчетности в целом продолжает ухудшаться. Это хорошо видно на примере образования отходов в России, количество которых за период с 2005 - 2013 гг. увеличилось в 1.7 раза. В связи с этим, особое внимание важно уделить проблеме оценки уровня экологической безопасности технологий, предприятий и даже целых городов и регионов. Определение уровня экологической безопасности позволит оперативно и взвешенно принимать необходимые управленческие решения по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Существует множество методов оценки экологической безопасности, которые можно разделить условно на 3 подхода: оценка экологической безопасности методом нормирования, методом экологического риска и методом интегрального показателя . Важно отметить, что независимо от выбранного метода оценки экологической безопасности для ее оценки очень важны исходные критерии, по которым будет проходить такая оценка.
Описанные выше методы оценки предполагают использование разных критериев для оценки экологической безопасности: Критерии "нормирования" оценивают экологическую безопасность по следующим показателям: объем выброса, сброса, размещения отходов (и их предельные значения), предельно допустимая концентрация, растительный экоиндикатор, наличие/отсутствие загрязнения почвенного слоя; площадь нарушенных земель;

Критерии "экологического риска" оценивают экологическую безопасность через вероятность возникновения аварии и величину ущерба. Ряд ученых предлагают дополнительные критерии: состояние фауны и изменения генофонда животных как индикатор экологического состояния территории , показатель качества экологического управления, экологическая образованность персонала, критерии основанные на специфике производства, уровень здоровья населения в регионе/стране . Перечисленные выше критерии имеют ряд преимуществ и недостатков.

Критерии "нормирования". К преимуществам относится: критерии утверждены официально, большой опыт применения, налажена работа контролирующих органов и предприятий. К недостаткам можно отнести: трудоемкость получения необходимой информации, не в полной мере учитывается комплексное воздействие на окружающую среду, не учитывается специфика производства, отсутствие утвержденных нормативов для всех источников загрязнения ОС, несовершенный механизм прогнозирования изменения состояния ОС в среднесрочной и дальнесрочной перспективе.

Критерии "экологического риска". К преимуществам можно отнести: надежность, простота анализа, обеспечивает наглядность и психологическую приемлемость, 4. Приемлемая достоверность. К недостаткам относится: существует потенциальная возможность упустить из вида какие-либо редко реализующиеся, но важные цепочки событий при развитии аварии, требует большого числа исходных данных, недостаточность сведений по функциям распределения параметров, недостаточная статистика по отказам оборудования, часто приходится полагаться на мнение экспертов, что может повлиять на достоверность полученных оценок.
Дополнительные критерии авторы предлагают разделить на 2 группы по основным преимуществам и недостаткам

Дополнительные критерии. Группа 1. (Показатель качества экологического управления, экологическая образованность персонала, критерии основанные на специфике производства, уровень здоровья населения в регионе/стране). Преимущества: Увеличивают эффективность оценки экологической безопасности. Простота поиска исходной информации. Недостатки: официально не утверждены, по ряду показателей есть вероятность появления необходимости использования метод экспертной оценки, что несколько понизит точность.

Дополнительные критерии. Группа 2. (Состояние фауны и изменения генофонда животных). Преимущества: Возможность более точно определить влияние на животный мир и спрогнозировать различные биологические процессы. Возможность косвенно определить воздействие на человека. Недостатки: Высока вероятность ошибки, т.к. численность многих живых организмов подвержена циклическим изменениям; cложность учета, т.к. виды-индикаторы могут по-разному влиять на загрязнение.

Авторами разработан и предлагается для использования метод интегрального показателя экологической опасности (под руководством профессора Хохрякова А.В.) позволяет при необходимости учесть любой из этих критериев. Авторы статьи считают, что кроме критериев нормирования, при оценке негативного воздействия любого объекта очень важно учитывать критерии "экологического риска" и часть "дополнительных критериев", в частности специфику производства и уровень здоровья населения.

Библиографический список

  • А.В. Хохряков, А.Ф. Фадеичев, Е.М. Цейтлин Применение интегрального показателя экологической опасности для решения экологических задач предприятий минерально-сырьевого комплекса, №4(48), 2014. - с. 84-88
  • Экосистемы в критических состояниях / Под. ред. Ю.Г. Пузаченко. - М.: Наука, 1989. - 214 с.
  • Антонинова Н.Ю., Славиковская Ю.О., Шубина Л.А. Оценка геоэкологических рисков при возобновлении эксплуатации месторождений // Проблемы недропользования, 2014 - с.197-205
  • Хоружая, Т. А. Оценка экологической опасности. / Т. А. Хоружая - М.: "Книга сервис", 2002. - 208 с.
  • Экологические критерии рассматриваются как мера антропогенного воздействия на экосистемы и ландшафты, при которой их основные функционально-структурные характеристики (продуктивность, интенсивность биотического круговорота, видовое разнообразие, устойчивость и др.) не выходят за пределы естественных изменений. Выделяются две основные группы экологических показателей – покомпонентные и комплексные.

    К первой группе относятся индикаторы состояния воздуха, вод, почв и биогеоценотического покрова в целом. Особое место в этом ряду занимают биоиндикаторы, по которым можно судить о состоя- нии окружающей среды. В качестве экологических показателей вы- ступают жизненность и продуктивность вида или сообщества, видовое разнообразие, присутствие или отсутствие характерных видов и др. По их колебанию можно с большой достоверностью установить изменения природных комплексов под влиянием естественных и антропогенных факторов.

    Ко второй группе экологических критериев относятся суммарные (интегральные) показатели, характеризующие природные системы в целом. Они могут быть получены на основе интеграции покомпонентных нормативов или путем нахождения интегральных ин-дикаторов. Один из способов получения суммарного показателя (Хs)

    представляет собой расчет по формуле: Xs= 11 n x ki iin,=∑

    где n – число покомпонентных нормативов; xi

    – норматив состояния

    компонента (в относительных величинах); ki

    – весовой коэффициент

    норматива.

    Поиск интегральных показателей состояния окружающей среды – сложная и еще не решенная задача. К их числу можно отнести:интенсивность биотического круговорота, определяемую как отношение массы ежегодной биологической продукции к общей массе; естественную способность к самоочищению, обусловленную скоростью биотического круговорота; энергетико-вещественный баланс природных систем и другие. Важным показателем состояния среды является здоровье населения: динамика младенческой смертности, врожденные аномалии развития новорожденных, заболеваемость детей и взрослых и др.

    Экологические критерии (нормативы, показатели) рассматриваются как мера антропогенного воздействия на экосистемы и ландшафты, при которой их основные функционально-структурные характеристики (продуктивность, интенсивность биологического круговорота, видовое разнообразие, устойчивость и др.) не выходят за пределы естественных - изменений (Современные проблемы..., 1992). Они призваны определить область и границы допустимого состояния природных систем и дозволенного воздействия на них со стороны человека. По мнению Т. Г. Руновой (1986), экологические нормативы должны отражать различные антропогенные изменения в природной среде и природных комплексах как источнике генофонда, хранителя ее эволюции, разнообразия и устойчивости. Поэтому их разработка должна опираться на результаты изучения свойств природных систем, особенно их способности к саморегулированию и сохранению своей структуры.

    Экологические показатели выражаются в единицах массы, объема, силы на единицу площади или объема в единицу времени, а также в относительных величинах. В таком виде они могут быть использованы для оценки состояния и антропогенного изменения как отдельных природных компонентов, так и комплексов в целом.

    В связи с этим можно выделить две основные группы экологических показателей – покомпонентные и комплексные .

    К первой группе относятся индикаторы состояния и изменения отдельных компонентов природы (воздуха, вод, почв, биоты), достаточно репрезентативно характеризующие состояние природной среды. Примерами таких показателей являются состав атмосферы (например, содержание кислорода), радиационный и тепловой балансы земной поверхности, уровень Мирового океана (ля биосферы в целом), колебание стока и концентрации растворенного кислорода в воде рек и озер, содержание гумуса в почве, лесистость территории и другие.

    Особое место в этом ряду занимают биоиндикаторы – виды или сообщества живых организмов (чаше всего растений), по состоянию которых можно судить о состоянии природной среды. В качестве важнейших экологических показателей выступают продуктивность вида или сообщества, суммарная биомасса, видовое разнообразие и др. По их колебанию можно с большой достоверностью установить изменения природных комплексов под влиянием как естественных, так и антропогенных факторов.

    Ко второй группе экологических критериев относятся суммарные (интегральные) показатели, характеризующие природные системы в целом.

    Они могут быть получены на основе интеграции покомпонентных нормативов или путем нахождения общесистемных индикаторов. Один из способов получения суммарного показателя (х s) представляет собой расчет по формуле.

    Где n - число покомпонентных нормативов; x i - норматив состояния компонента (в относительных величинах); k i - весовой коэффициент норматива.

    Поиск общесистемных индикаторов состояния природной среды – сложная задача. Предложен ряд показателей, количественно характеризующих структуру и функционирование экосистем. Среди них можно выделить интенсивность биологического круговорота веществ (отношение массы ежегодной биологической продукции к общей биомассе), естественную способность к самоочищению (обусловлена особенностями взаимосвязи и скорости биологического круговорота), энергетико-вещественный баланс природных систем и др.

    В условиях города показателем состояния среды может служить здоровье населения (изменение младенческой смертности, врожденные аномалии развития новорожденных, заболеваемость детей и взрослых и др.).

    Экологические требования к разработке нормативов

    Лекция 3

    Тема: Методологические основы экологического нормирования

    Нормативно-правовые документы, устанавливающие правила природопользования, должны определять взаимоотношения органов власти и субъектов Федерации, а также права и обязанности граждан, организаций и учреждений, занимающихся природоохранной деятельностью, и содержать общие экологические требования к ведению хоз. и иной деятельности, основные положения по регламентации природопользования. В них определяются:

    Принципы природопользования и природоохранной деятельности;

    Меры, обеспечивающие природоохранную деятельность;

    Ответственность за правонарушения в области ППз и охраны ОС.

    Природоохранные нормативные документы, регламентирующие состояние природной среды , должны иметь параметры качества компонентов ОС, определяемые природно-климатическими особенностями территории.

    Природоохранные нормативные документы, определяющие воздействия на ОС объектов хоз. и иной деятельности, должны устанавливать масштаб и степень воздействия при строительстве и эксплуатации объекта, а также ПДУ влияния на ОС и её компоненты, исходя их экологического потенциала территории и её ценности.

    Нормативы уровней радиации, шума, вибрации и иных физических воздействий должны обеспечивать сохранение здоровья населения, его генофонда. Для особо ценных территорий предельно допустимые показатели воздействия должны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в экосистемах на этих территориях. Для зон ЧЭС и ЭБ нормативы воздействия должны быть направлены на обеспечение улучшения экологического состояния указанных территорий.

    Природоохранные нормативные документы, содержащие отраслевые нормативы (т.е. нормативы воздействия объектов конкретной отрасли) на ОС должны регламентировать:

    Состав и количество используемых ПР на единицу продукции (удельная ресурсоемкость);

    Состав и количество ЗВ, вносимых в ОС, включая отходы(отходность);

    Физические воздействия (шумовое, радиоактивное, тепловое, ионизирующее и др.).

    При этом должно соблюдаться единство метрологического подхода в определении ЗВ и других видов воздействий.

    Экологические критерии – признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений. Выделяют следующие критерии:

    Природозащитные (условие – сохранение целостности э/с, вида);

    Антропоэкологические (воздействие на человека);

    Эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);

    Эколого-социальные (воздействие на социум0;

    Эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население-хозяйство);



    Качества ОС – признаки, по которым производится оценка качества природной среды,её компонентов и элементов ландшафта.

    При ЭН используют различные критерии. Результатом является установление идеальных и временных норм а/г воздействия на ландшафты и их компоненты. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов и э/с.

    Экологический стандарт – количественный и качественный показатель состояния природных объектов или процессов. Входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования ПР.

    Стандарты качества ОС являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты и ландшафта в целом.

    В РФ существует программа постоянно обновляющихся стандартов: Ландшафты, Недра, Почвы, Земли, Гидросфера, Атмосфера, Биологические ресурсы, Флора, Фауна. Также гостируются радиоактивность и р/акт. загрязнение, шум, вибрация, э/м волны, воздействие транспорта, пром. и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, мин. удобрения, безопасность в ЧС, мониторинг, рекультивация и пищевые продукты.

    В систему экологических нормативов и стандартов входят:

    Нормативы качества ОС;

    Нормативы использования ПР;

    Нормативы ПДВ на ОС;

    Экологические стандарты;

    Нормативы санитарных и защитных зон.

    О том, что в Москве критерии, определяющие уровни экологической опасности, были охарактеризованы как красные, не написал разве что ленивый. Жители города поняли, что ситуация угрожающая - ведь именно такое значение приписано данному цвету. Тем не менее, далеко не каждый представляет себе, что такое критерии экологической опасности. В Москве в настоящее время проживает огромное количество человек, работает промышленность, ездит транспорт. Но только ли это формирует обстановку? Почему критерии уровня экологической опасности в Москве достигли критической отметки и как понимать ситуацию? Сказывается ли это на жизни обычного человека?

    Общая информация

    В современном обществе с проблемами экологии сталкивается все больший процент населения. Это обусловлено и кризисом экономики, охватившим множество стран, и высоким уровнем износа применяемых машин и оборудования. Вместе с тем важное значение для критерия экологической опасности играет наличие объектов, потенциально несущих риск для жизни. Некоторые местности населены очень густо, что также отрицательно сказывается на окружающей среде, а катастрофы ежегодно случаются все чаще, их масштабы ужасают.

    Применяемые в наше время критерии уровней экологической опасности позволяют понять, насколько угрожающая ситуация и как срочно нужно принимать меры по стабилизации положения, системные в том числе. Ведь необходимо предотвратить масштабную всепланетную катастрофу.

    Что делать?

    Ученые, активисты, разъясняя, какие критерии определяют уровни экологической опасности, предлагают начинать работу с районирования планеты и присвоения каждому участку конкретной оценки. Зависеть она будет от состояния окружающей среды. При этом необходимо учитывать экологичность, возможность улучшения ситуации и потенциальные риски, связанные с хозяйственной деятельностью. Проблематика выживания цивилизации на нашей планете была поставлена ребром еще в прошлом столетии. Уже тогда в своих выступления и работах академик Моисеев призвал обратить на природу особенное внимание. Именно он сформулировал, что главный научный вопрос наших дней - обеспечить будущее для человечества, уничтожающего собственную среду обитания.

    Принятые в наше время экологические критерии наглядно показывают, что обстановка в мире ежегодно становится все хуже. Тенденции отражают рост опасности, а мировое сообщество не реагирует на призывы активистов. Не так давно в своих выступления ученый Медоуз также призвал обратить внимание на показатели экологических критериев - как только рост превысит прогнозируемые границы возможного, наступит глобальный кризис. В этой ситуации действительно будет поставлен под вопрос сам факт выживания человека на планете.

    Россия: безопасность и окружающая среда

    В нашей стране экологический критерий также давно был под пристальным вниманием ученых, хотя трактовка этого термина в разных научных подходах немного отличалась. И по сей день не выработано единого общепринятого перечня таких параметров, что создает определенные сложности в корректировке сложившихся обстоятельств.

    С 1991 года была введена программа обеспечения безопасности населения. Ее первичная задача - оценка экологических критериев с учетом повышенного риска катастроф как стихийного характера, так и техногенного. Основная цель, сформулированная при вводе программы, заключалась в создании таких правовых, технических, научных, экономических и социальных баз, на основании которых можно было бы создать дружественную к окружающей среде национальную политику. Это помогло бы сделать существование человека безопасным и привести в норму территории страны. В рамках программы предполагалось защитить среду обитания от крупных по масштабу аварий, а также устранить последствия уже произошедшего.

    Уже сделано, а также то, что впереди

    Когда передовые ученые России выдвинули свои формулировки того, какие критерии определяют уровни экологической опасности, а правительство согласилось на издание соответствующих федеральных законов, фактически власть признала, что необходимо формировать географические информационные системы, позволяющие предотвращать катастрофы и минимизировать их последствия. Началась работа над атласами, картами, отражающими риски стихийного, техногенного характера. Таковые в настоящее время существуют как для нашей страны, так и для всей планеты. Экологический критерий определяет необходимость своевременных работ по обеспечению безопасности с учетом густонаселенности территории и наличия потенциально рискованных участков. В то же время разночтения в таком подходе не позволяют выработать единой глобальной стратегии, применимой во всех странах мира с высоким уровнем ответственности.

    Первичные вопросы

    В настоящее время перед экологами как нашей страны, так и всего мира стоит задача разработки основ методологии, которая позволила бы комплексно районировать и оценивать территории по уровню опасности с научной точки зрения. Также необходимо ввести такие механизмы управления ситуацией, которые бы на муниципальном, региональном уровне позволяли бы оптимизировать, нормализовать ситуацию.

    Одновременно с этим важно уточнить действующую терминологию. В частности, нельзя упустить экологический, морфологический критерий и параметр, регламентирующий уровень опасности в той или иной местности. Если первое предполагает разделение всех существующих живых организмов на виды, у каждого из которых есть собственные особенности морфологии, сферы обитания, то второй предполагает оценку загрязненности и влияние человека на жизнь природы.

    Анализ рисков: корректный подход

    Чтобы достаточно точно оценить уровень опасности с точки зрения экологии и разработать корректные программы, позволяющие улучшить положение дел, необходимо уметь правильно анализировать текущую ситуацию, а также подбирать такие критерии и единицы, которые были бы характерны для исследуемого района. В разных частях планеты нужно использовать разные параметры, учитывая особенности территории и специфику влияющих факторов. Вместе с тем задача ученых - создание такого алгоритма, который позволил бы в комплексе оценить состояние нашего мира.

    Современный подход к экологическим проблемам предполагает выделение приоритетных направлений работ. Важно вести превентивные меры, чтобы предупредить катастрофическое состояние планеты. Для этого нужно уметь выделять зоны повышенного риска и разрабатывать способы, уменьшающие его раньше, чем произойдет бедствие. Ученые всего мира работают над созданием схем взаимодействия управленческого персонала и представителей активистов по защите окружающей среды. Без корректного и взаимовыгодного сотрудничества этих двух групп представителей человеческого социума точное выделение экологических критериев и корректировка ситуации с их учетом просто невозможны.

    Параметры

    Примеры экологического критерия:

    • техногенное влияние на естественную среду;
    • качество среды (воды, воздушных масс).

    При оценке обстановки важно по методу интегралов рассчитать состояние окружающей среды, в том числе проанализировать биотическую составляющую. Примеры экологического критерия - это еще и демографические параметры выделенной местности. Ученые анализируют техногенные, природные опасности, характерные для выбранного участка. Суммарно указанные параметры дают точное и детальное представление обо всех составляющих среды: абиотических, биотических.

    Критерии: особенности выделения

    Чтобы корректно и точно оценить состояние окружающей среды, важно применять такие показатели, которые бы отражали имеющуюся иерархию, в том числе положение человека в природе, его здоровье, а также сложившуюся обстановку. Это позволяет сформулировать биологические, экологические риски, включая те, что провоцируют нанесение вреда среде, биосфере, фауне, флоре.

    Как видно из посвященных рассматриваемому вопросу научных работ, преимущественно риски связаны с внешними факторами. Это могут быть природные катаклизмы и создаваемые ими продукты. В частности, существенное влияние оказывают извержения вулканов, землетрясения и наводнения, штормы и цунами, продолжительные периоды без осадков, приводящие к долговременным засухам.

    Без людей не обошлось

    Не менее важно при выделении экологических критериев учитывать влияние человека на окружающую среду. Антропогенный характер пагубной для мира деятельности носит самая разная активность людей. При этом сильно страдает биосфера, окружающее пространство загрязняется химическими компонентами, вызывающим отравление разных форм жизни. Производимые промышленностью выбросы скапливаются в почве, живых организмах, резервуарах. Через биотические формы происходит распространение отравляющих веществ на большие территории.

    Указанные факторы не только приводят к нанесению существенного вреда окружающей среде, но и сказываются на отдельно взятого человека. Уже сегодня экологи знают огромное количество ситуаций, когда непродуманная, неразумная, не просчитанная активность цивилизации спровоцировала изменения окружающей среды, которые невозможно повернуть вспять. Преимущественно это негативные процессы, от которых страдают все формы жизни, в том числе и сам человек.

    Риски: подходить с умом

    Анализ экологических рисков всегда начинается с формулирования этого понятия с научной точки зрения. В настоящее время политика, направленная на охрану природы, принятая в нашей стране на официальном уровне, расставляет приоритеты, пересматривая действовавшие в прежние времена нормы и правила.

    Такие масштабные изменения законов и кодексов связаны с тем, что принятая в настоящее время система регулирования доказала свою низкую эффективность. Понятие «норма» в наше время слишком растяжимое, в силу чего заинтересованные лица могут манипулировать им, получая выгоду, но не неся ответственность за вред, причиняемый окружающему пространству. Это вынуждает корректировать политику на уровне государства. Загрязнения ежегодно прогрессируют все активнее и экологический риск тем самым закладывается очень основательным фундаментом.

    О чем идет речь?

    Экологический риск бывает разным, многое зависит от уровня оценки. Можно сформулировать его в точечном формате, а можно - в глобальном. В любом варианте это будет вероятностная оценка негативной корректировки окружающей среды, спровоцированной либо деятельностью человека, либо иными влияющими факторами. Экологический риск формируется тремя элементами:

    • состоянием живого мира;
    • человеческим здоровьем (в том числе прогнозы по количеству жертв в случае катастрофы);
    • влияние компонентов, загрязняющих пространство, в том числе аварий, бедствий.

    Если некоторый регион был причислен к зонам повышенного экологического риска, тогда его относят к местности с хроническим загрязнением, либо с превышением нормы уровня опасности. Также это может быть зона бедствия или ЧС.

    Медицина и социальные науки

    И доктора, и социологи не обходят проблему экологических рисков стороной. Была создана специфическая шкала, при применении которой можно охарактеризовать, насколько велико отрицательное влияние на среду техногенных факторов. В рамках такой шкалы выделяют четыре ступени:

    • Благополучная. Когда продолжительность жизни увеличивается, вероятность заболеваний уменьшается, а риски практически нулевые.
    • Напряженная. Качество среды постепенно ухудшается, а нагрузка, производимая человеческой деятельностью, растет. Для такой зоны характерно снижение показателей здоровья людей, но на статистику это не оказывает сильного влияния. Важно анализировать только достоверные сведения. Риск такой ситуации характерен умеренный.
    • Бедственная. То есть такая зона, где качество среды стойко ухудшается и показатели невозможно восполнить. Ведение хозяйства строго ограничено экономическими, социальными факторами, здоровье проживающих людей, случаи инвалидности выходят за пределы нормы, статистика показывает существенное снижение продолжительности жизни. Для таких зон характерен выраженный экологический риск.
    • Последняя ступень - катастрофическая. Природа коллапсирует, восстановительные процессы невозможны, животный мир претерпевает необратимые нарушения жизнедеятельности, население нуждается в медицинской помощи, а продолжительность жизни намного ниже нормы. Для таких участков необходима срочная эвакуация, а риск оценивается как чрезвычайный. Жить в такой местности невозможно.

    Вывод

    Если экологический риск оценивается как умеренный, выраженный, тогда влияние со стороны людей на среду считается угрожающим фауне, флоре, человечеству. В последние годы СМИ регулярно публикуют информацию о катастрофической ситуации в нашей стране. Но люди, давно привыкшие к таким сводкам, зачастую даже не обращают на это внимание, в том числе и те, кто проживают в опасной местности. Если верить статистическим данным, не менее одной седьмой территории нашей страны, где проживает порядка трети всех российских граждан, - зона с неудовлетворительным состоянием экологии, причем колебания варьируются от умеренной степени до выраженной. Кроме столицы, под угрозой и Санкт-Петербург, и многие города ЦФО, а также северные регионы. Особенное внимание традиционно привлекает Норильск. Тем не менее, ежегодно состояние среды только лишь ухудшается, а реальных мер по нормализации экологии так и не принимается.

    Экологические критерии – признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений. Выделяют следующие критерии:

    Природозащитные (условие – сохранение целостности э/с, вида);

    Антропоэкологические (воздействие на человека);

    Эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);

    Эколого-социальные (воздействие на социум0;

    Эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население-хозяйство);

    Качества ОС – признаки, по которым производится оценка качества природной среды,её компонентов и элементов ландшафта.

    При ЭН используют различные критерии. Результатом является установление идеальных и временных норм а/г воздействия на ландшафты и их компоненты. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов и э/с.

    Экологический стандарт – количественный и качественный показатель состояния природных объектов или процессов. Входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования ПР.

    Стандарты качества ОС являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты и ландшафта в целом.

    В РФ существует программа постоянно обновляющихся стандартов: Ландшафты, Недра, Почвы, Земли, Гидросфера, Атмосфера, Биологические ресурсы, Флора, Фауна. Также гостируются радиоактивность и р/акт. загрязнение, шум, вибрация, э/м волны, воздействие транспорта, пром. и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, мин. удобрения, безопасность в ЧС, мониторинг, рекультивация и пищевые продукты.

    В систему экологических нормативов и стандартов входят:

    Нормативы качества ОС;

    Нормативы использования ПР;

    Нормативы ПДВ на ОС;

    Экологические стандарты;

    Нормативы санитарных и защитных зон.

    Нормативы качества ОС, допустимого воздействия, использования ПР

    Стандарты качества ОС определяются тремя группами нормативов.

    В первую группу входят санитарно-гигиенические нормативы: нормы ПДК вредных веществ в воздухе, воде и почве.

    Вторую группу нормативов составляют нормативы ПДВ и ПДС, ПДУ вредных физических воздействий, разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов, т.е. требования к источнику вредного воздействия.

    Третью группу составляют нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы. Эта группа включает такие нормативы как:

    Регламентирование рац. использования ПР (нормативы изъятия ПР)

    Разрешение на землепользование и лесопользование;

    Установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных;

    Строительные и градостроительные правила;

    Нормативы санитарно-защитных зон;

    Экол. требования к технике, технологии, продукции;

    Требования к эколог. обоснованию хоз. деятельности;

    Лицензирование экол. деятельности.

    Оценка воздействия хозяйственной деятельности на ОС

    Принципы ОВОС

    ОВОС можно рассматривать с трех позиций:

    Как исследование изменений в ОС, анализ цепочки «воздействие - изменение – последствия»;

    Как раздел экологического проектирования в предпроектах и проектах;

    Как оценку воздействия на ОС конкретного действующего производства, т.е. экологический аудит.

    Основной принцип , общий для ОВОС и для экологической экспертизы (ЭкЭ) – презумпция потенциальной экологической опасности любого вида хозяйственной деятельности . Осуществление любой деятельности приводит к последствиям, которые необходимо оценить, причеи инициатор деятельности обязан доказать ЭБ намечаемой им деятельности (в соответствие с действующими стандартами и нормативами).

    Принцип превентивности означает, что ОВОС проводится до принятия решений по реализации намечаемой деятельности, а также что его результаты используются при выработке и принятии решений. Суть этого принципа – не допустить, предупредить неблагоприятные последствия, вызванные реализацией проекта.

    Этот принцип нужно понимать расширенно, т.е. экологические оценки должны проводиться как можно раньше. Последовательное применение этого принципа приводит нас к необходимости стратегической экологической оценки, когда решения принимаются на самом высоком уровне, перед планированием и проектированием.

    Принцип альтернатив заключается в выявлении и анализе альтернативных вариантов достижения цели, включая и нулевой вариант – отказ от деятельности. В результате выбирается наименее опасный проект, рассматриваются альтернативные проектные решения, технологические альтернативы. Осуществлению этого принципа способствует анализ использования ландшафтов в других целях с сохранением их потенциалов (т.н. ландшафтная альтернатива), использование ресурсов в других целях (эколого-ресурсная альтернатива) и т.д.

    В зарубежной практике принято рассматривать восемь групп параметрических альтернатив проекта:

    Альтернативы потребностей

    Виды деятельности

    Местонахождение проекта

    Производственные процессы

    Время выполнения проекта

    Ресурсы

    Способы удаления отходов

    Эстетическое воздействие.

    Затем формируются 5-6 альтернативных проектов, а для окончательного выбора лучшего варианта применяется, нр, метод балльного ранжирования степени воздействия вариантов проекта на список (ряд) компонентных свойств ОС, а также иные методы

    Принцип гласности (демократичности) подразумевает признание за всеми сторонами общества, чьи интересы затронуты проектом, прав на непосредственное участие в решении по проекту., т.е. учет интересов общества. Мнение заинтересованных сторон должно учитываться на всех этапах ОВОС наряду с заключением экспертов. В РФ это принцип осуществляется в виде общественных слушаний, общественной экспертизы, различных согласований, участия заинтересованных сторон в ГЭЭ в качестве наблюдателей. Такое участие общественности способствует выработке оптимальных взаимоприемлемых решений.

    Кроме того, при проведении ОВОС руководствуются и иными комплексными принципами :

    - интеграции – комплексное рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население на всех стадиях подготовки документов;

    - приоритетности – никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования последствий реализации проекта;

    - достоверности – ОВОС проводится очень детально;

    - сохранения – намечаемая деятельность не должна приводить к уменьшению биоразнообразия, снижению продуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также к ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов;

    - совместимости – планируемая деятельность не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности. Социальная совместимость (этническая, религиозная, культурная, эстетическая) – т.е. соответствие этническому стереотипу, национальным ценностям и т.п.

    - гибкости – процесс ОВОС может варьировать по масштабам, глубине, системе оценки в зависимости от характера планируемой деятельности.

    Процедура ОВОС

    Процедура ОВОС рассматривается в нескольких нормативных документах – ФЗ Об охране ОС, ФЗ Об экологической экспертизе, В Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на ОС в РФ (2000) и частично в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).

    Прежде всего ОВОС проводится в отношении планируемой деятельности независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хоз. и иной деятельности.

    В процедуре ОВОС выделяют несколько стадий:

    1. Стадия разработки технического задания на проведение ОВОС.

    2. Стадия исследования воздействия хоз. деятельности на ОС с выявлением экологических, экономических, социальных последствий и прогнозов, завершающаяся составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия».

    3. Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».

    Заказчик

    В ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Действия каждого участника регламентированы. Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствие с нормативными документами и представляющее эту документацию на ЭЭ.

    Исполнитель работ по оценке воздействия на ОС – юридическое или физическое лицо, осуществляющее проведение ОВОС, заказчик ему предоставил право на проведение работ по ОВОС. Исполнитель проводит исследования по оценке воздействия, сбор и анализ информации, готовит комплект документов по оценке воздействия, представляемых на экспертизу. исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, их соответствие экологическим нормативам и стандартам. Он планирует проведение исследований, готовит техзадание на ОВОС, при необходимости разрабатывает программу экологического мониторинга и контроля.

    Результатом деятельности заказчика является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов, который и представляется на процедуру ЭЭ в составе другой проектной и предпроектной документации. Возможно также проведение общественной ЭЭ.

    Общественность региона – третий участник ОВОС. Может включаться в процесс на этапе представления первичной информации и на этапе проведения ОВОС, принимать участие в общественных слушаниях и общественных обсуждениях. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспечивается заказчиком. В публикациях в официальных изданиях должны быть название, цель, местоположение намечаемой деятельности, сведения о заказчике и его представителе, сроки проведения ОВОС. Заказчик доводит до общественности сведения о форме материалов, сроках и месте доступности Техзадания. Распространение информации может идти по радио, ТВ, через Интернет, в период. печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учитывает их при доработке ТЗ и в материалах по ОВОС. Порядок проведения общественных слушаний определяется исполнительной властью по согласованию с общественностью, ведется протокол. В протоколе четко фиксируются основные вопросы обсуждения, конфликты. Он подписывается всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС».

    В настоящее время внедряется принципиально новый механизм к участию общественности в ОВОС. Требуется открытость материалов по ОВОС, в т.ч. их предварительного варианта. Общественности представляется возможность влиять на цели и задачи экологической оценки, начиная с ранних стадий. Основная ответственность за обеспечение информированности общественности и организацию общественного участия при этом несет заказчик, хотя определенные функции возлагаются и на местные органы власти.

    Результатами ОВОС являются:

    Информация о характере и масштабах воздействия на ОС намечаемой деятельности, альтернативах её реализации, оценке экологических, социально-экономических и иных последствий по их значимости и возможности минимизации;

    Выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

    Решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.

    Понятие ЭкЭ

    Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭкЭ.

    Главный нормативный акт в этой области – ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.). кроме того, законодательная основа ЭЭ определена в ФЗ об ООС и в ряде подзаконных актов: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1966), «Регламент проведения ГЭЭ» (1997).

    Экологическая экспертиза – это самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превентивное значение, т.к. проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на ОС и проводится до начала деятельности. По некоторым оценкам предотвращение загрязнения обходится в 4-5 раз дешевле, чем ликвидация последствий. Экологическая экспертиза – очень важный инструмент в обеспечении экологических требований.

    ЭкЭ устанавливает:

    1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ и субъектов РФ.

    2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

    3. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на ОС.

    4. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

    Основной вопрос, на который должна дать ответ ГЭЭ – возможна ли реализация проекта. В Заключении ГЭЭ так и указывается: рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определеив масштабы и направления его улучшения.

    Виды ЭкЭ

    В России согласно закону «Об ООС» и «Об ЭкЭ» существует 2 вида ЭкЭ – общественная и государственная (ГЭЭ) .

    Помимо юридически обоснованных экспертиз реально существует ведомственная, научная и коммерческая ЭкЭ.

    ГЭЭ является правовой мерой обеспечения выполнения экологичиских требований при принятии экологически значимых проектов.

    Общественная ЭкЭ выступает средством вовлечения заинтересованных кругов населения в механизм принятия экологически значимых решений.

    Ведомственная ЭкЭ чаще всего имеет ярко выраженный технологический характер, в ней заинтересовано само ведомство, она доказывает ЭБ проекта либо устанавливает степень экологической опасности. Заключение ведомственной ЭкЭ поступает в составе других материалов на ГЭЭ

    Научная и коммерческая ЭкЭ приобретают правовой статус либо при включении их в материалы общественной ЭкЭ, либо при использовании их заключений при проведении ГЭЭ.

    ГЭЭ как сфера деятельности существует в стране с 1988 г., когда был создан Госкомитет СССР по охране природы. Единую систему ГЭЭ установил ФЗ «Об экологической экспертизе». Субъектами ГЭЭ являются специально уполномоченные федеральные и региональные органы. В настоящее время функции эти осуществляет в основном Ростехнадзор и региональные органы, устанавливаемые самим субъектом. В Омской области ГЭЭ проводит отдел ЭЭ и охраняемых природных территорий при Управлении ЭБ Министерства сельского хозяйства и продовольствия.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация