Деятельность государственных органов. Государственные органы: понятие, виды, принципы формирования и функционирования

Главная / Бизнес

Правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти следующие.

В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления , органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций , а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления , органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры:
  • осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
  • действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне ;
  • информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ, другими законами Российской Федерации.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

К правоохранительным органам в Российской Федерации относятся также органы милиции. Милиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» задачами милиции являются:

  • обеспечение безопасности личности;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений ;
  • выявление и раскрытие преступлений;
  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности ;
  • оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Правовые основы организации государственной службы

Государственная служба в Российской Федерации включает в себя:
а) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
б) государственную службу субъектов Российской Федерации , находящуюся в их ведении.

Нормативно-правовой базой организации государственной службы в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации , Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Государственная служба основана на следующих правовых принципах:

  1. верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав ;
  2. приоритета прав и свобод человека и гражданина , их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина ;
  3. единства системы государственной власти , разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Фе- дерации;
  4. разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  5. равного доступа граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
  6. обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  7. единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
  8. профессионализма и компетентности государственных служащих;
  9. гласности в осуществлении государственной службы;
  10. ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей;
  11. внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства ;
  12. стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти , органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Все государственные должности в Российской Федерации подразделяются на три основные категории: «А», «Б» и «В». Государственные должности категории «А» устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации , Председатель Правительства Российской Федерации , председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации , руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие).

Государственные должности категории «Б» учреждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А».

Государственные должности категории «В» учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, т. е. не конкретных должностных лиц, а государственных органов как таковых.

Государственный служащий - это должностное лицо, находящееся на государственной службе, исполняющее обязанности, предусмотренные занимаемой государственной должностью, и получающее за свою деятельность денежное вознаграждение из средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Государственным служащим может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными служащими. Не могут быть государственными служащими и граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Исключение составляют случаи, когда их доступ к государственной службе прямо урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями. Государственная должность устанавливается только в государственных органах. Не являются государственными служащими служащие государственных Верховного Суда Российской Федерации и соответствующих судов общей юрисдикции, аппаратов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и соответствующих арбитражных судов Российской Федерации;

  • органов Прокуратуры Российской Федерации.
  • Государственный служащий при исполнении своих должностных обязанностей вступает в определенные правовые отношения . Во-первых, это отношения государственного служащего с государственным органом по поводу своей профессиональной (трудовой) деятельности. Во-вторых, это отношения государственного служащего с третьими лицами - организациями или гражданами. Такие отношения возникают в связи с исполнением государственным служащим государственно-властных полномочий (принятие решений, обязательных для третьих лиц и др.).

    Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма.

    Орган государства - это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган (ГО) – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:

    · 1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;

    · 2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

    · 3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;

    · 4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;

    · 5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

    · 6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;

    · 7. Имеют соответствующую материальную базу;

    · 8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;

    · 9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.

    Классификация государственных органов:

    1) По порядку образования:

    · - органы, избираемые непосредственно народом;

    · - органы, формируемые другими государственными органами.

    2) По способу принятия решений:

    · - коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ);

    · - единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ).

    3) По характеру компетенции:

    · - органы общей компетенции - круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.);

    · - специальной компетенции - специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

    4) По принципу разделения властей:

    · - законодательные;



    · - исполнительные;

    · - судебные.

    5) По иерархии:

    · - высшие - распространяют свои полномочия на территорию всего государства;

    · - местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы.

    6) По правовым формам деятельности:

    · - правотворческие;

    · - правоприменительные;

    · - правоохранительные.

    7) По срокам полномочий:

    · - постоянные;

    · - временные - создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

    Построение и деятельность государственного аппарата основывается на определенных принципах.

    Принципы организации и деятельности ГА - это исходные идеи, руководящие положения, основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

    Принцип гуманизма: означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства.

    Принцип демократизма: проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которой носителем суверенитета и источником власти является народ, который осуществляет свою власть по разным каналам, в т.ч. непосредственно (выборы) или через органы местного самоуправления.

    Принцип функционального разделения властей: согласно этому принципу государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Он предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти.

    Принцип законности: заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы ко всем ГО и должностным лицам в своей деятельности.

    Принцип гласности: выражается в информированности общественности о практической деятельности конкретных государственных органов.

    Принцип профессионализма: проявляется в использовании наиболее квалифицированных работников в деятельности государственных органов.

    Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия: выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении.

    Принцип иерархичности: проявляется в строгой «горизонтальной» и «вертикальной» системе подчинения государственных органов.

    Принцип федерализма: определяется тем, что РФ состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ, которые во взаимоотношения с федеральными органами власти равноправны между собой. Принцип обеспечивает единство ее ГА, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе РФ.

    Принцип соблюдения прав и свобод человека: каждый государственный орган и должностное лицо должны ставить на первое место права и свободы человека.

    Принцип сочетания координации и субординации.

    Экономичность государственного аппарата.

    Основные признаки государственной власти:
    • публичный характер;
    • суверенитет государственной власти;
    • легитимность;
    • единство;
    • разделение властей;
    • основана на законах.

    К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

    • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
    • решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;
    • установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
    • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование;
    • установление ;
    • внешняя политика и международные отношения России;
    • оборона и безопасность страны;
    • судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.

    Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    К ним, например, относятся:
    • обеспечение законности и правопорядка;
    • вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
    • разграничение государственной собственности;
    • вопросы природопользования;
    • , семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

    Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

    Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.

    Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

    Органы государственной власти

    Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

    Отличительные признаки государственных органов:
    • органы государственной власти образуются в законодательном порядке;
    • каждый орган государства наделен определенными компетенциями;
    • финансируется из федерального бюджета;
    • в своей деятельности отражают задачи и .
    Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:
    • принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола произвола в их деятельности);
    • принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
    • принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);
    • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
    • принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).

    Виды органов государства:

    Основные виды органов власти:
    • глава государства (монарх или президент);
    • законодательные (представительные) органы государственной власти;
    • исполнительные органы гос.власти;
    • судебные органы гос.власти.

    Глава государства

    Президент Российской Федерации является главой . Он выступает гарантом , принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

    Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

    Президент назначает председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает выборы Государственной думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.

    Президент издает указы и распоряжения . В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура.

    Федеральное собрание

    Федеральное собрание, или парламент Российской Федерации, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы .

    В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой — от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

    Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

    Совет Федерации и Государственная дума избирают из своего состава своих председателей.

    Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.

    Процедура принятия федеральных законов

    Проект закона поступает сначала в Государственную думу , где он принимается простым большинством общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

    Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

    Принятый федеральный закон направляется на подпись президенту РФ , который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

    Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан президентом.

    Правительство Российской Федерации

    Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ . Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

    Председатель Правительства представляет президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

    Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

    По вопросам своей компетенции правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

    Судебная власть

    Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .

    Правосудие в России осуществляется только судом. Судьи являются независимыми. Они подчиняются только закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

    Система судов состоит их трех частей: Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

    Конституционный суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, палат Федерального собрания и правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушении прав и свобод граждан.

    Суды общей юрисдикции состоят из Верховного суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских и районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

    Арбитражные суды состоят из Высшего арбитражного суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации. Они рассматривают экономические споры.

    Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры РФ.

    Вопрос №60. Понятие и система органов государственной власти в РФ. Общие принципы организации и деятельности органов государственной власти в РФ.

    Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

    Признаки:

    1) порядок создания и деятельности гос. органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;

    2) гос. орган обладает властными полномочиями. Они характеризуются тем, что 1) орган государства наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юр. лицами, на которых распространяется компетенция данного гос. органа; 2) орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений; 3) орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, гос. принуждения;

    3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;

    4) гос. орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти.

    Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов гос. власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

    Совокупность органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления гос. власти, образует систему органов гос. власти РФ. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы гос. власти РФ и органы государственной власти субъектов Федерации.

    Система федеральных органов гос. власти РФ включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

    В систему гос. органов субъектов Федерации входят законодательные органы гос. власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов гос. власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов гос. власти, установленными ФЗ. Гос. органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

    Принципы системы органов гос. власти РФ:

    1) разделение властей;

    2) единство органов государственной власти.

    Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти РФ состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ).

    Разделение властей - это разграничение органов власти в их компетенции, но существует в условиях единой системы органов власти и при наличии взаимодействия этих органов, взаимного контроля, «сдержек и противовесов».

    Черты разделения властей : 1) самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ; 2) наличие взаимодействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей.

    Взаимодействие властей :

    1) законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей;

    2) исполнительная (в лице Президента РФ) утверждает и публикует принятые законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т. д., влияя тем самым на законодательную и судебную власть;

    3) судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания недействующими в силу их несоответствия Конституции или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органами государственной власти.

    Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в пределах своей компетенции, но не может вмешиваться в деятельность иной власти, т. е. не вправе нарушать самостоятельность и независимость других органов власти.

    Единство государственной власти выражается в единстве природы власти: все ветви получают свои полномочия только от народа России, т.к. только он является единственным носителем государственной власти в РФ.

    Единство органов государственной власти также предполагает, что их компетенция, порядок формирования, формы взаимного контроля и взаимодействия установлены Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ. Компетенция, порядок формирования и т. п. установлены для всех уровней власти: федерального и субъектов РФ.

    Основные принципы организации.и деятельности государственных органов это те главные начала, которые лежат в основе построения и функционирования государственных органов. К ним относятся:

    Разделение властей;

    Признание человека, его прав и свобод высшей целостью;

    Демократизм;

    Иерархичность;

    Сочетание централизма и федерализма; сочетание выборности и назначаемости;

    Сочетание коллегиальности и единоначалия;

    Открытость;

    Равный доступ к государственной службе;

    Профессионализм;

    Законность.

    2. Принцип законодательную; исполнительную; судебную.

    Цели разделения властей:

    Принцип демократизма означает, что:

    Смысл иерархичности

    косвенное воздействие);

    закрытый характер

    Принцип профессионализма подразумевает:

    \ нов;

    Принцип законности

    Принцип разделения властей подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви: законодательную; исполнительную; судебную.

    Соответственно на указанные три вида делятся органы государственной власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют: самостоятельно, в рамках своей компетенции; при этом имеют сходные цели реализация функций государства, взаимосвязаны образуют единую систему государственных органов; взаимозависимы дополняют, сдерживают, контролируют друг друга.

    Цели разделения властей:

    Упорядочить работу государственного механизма (в том числе специализировать направления деятельности госорганов);

    Не допустить концентрации власти (а следовательно, бесконтрольности, произвола) в одних руках (в одних и тех же органах).

    Разделение властей является базовым принципом организаций и деятельности государственных органов наряду с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ, лежит в основе Конституции России 1993 г. Исходя из него, государственные органы:

    Существуют во имя человека, обеспечения его интересов и потребностей;

    Обязаны уважать, соблюдать и защищать права и свободы человека;

    Не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека. Принцип демократизма означает, что:

    Государственные органы формируются народом (прямо либо косвенно, например: избрание народом Президента РФ, глав субъектов РФ, законодательных (представительных) органов разных уровней, кото. рые, в свою очередь, формируют другие органы - Правительство РФ, администрации, суды и т. д.);

    Государственные органы находятся под контролем народа (через выборы).

    Смысл иерархичности в том, что государственные органы представля-ют собой систему, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и имеют возможность оказывать воздействие на их деятельность. Пример:

    Система органов законодательной власти (Федеральное Собрание РФ -законодательные (представительные) органы субъектов РФ косвенное воздействие);

    Система органов исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ администрации субъектов РФ, главы субъектов сочетание прямого и косвенного влияния);

    Судебная система и Прокуратура РФ (единая иерархия судов различных видов, органов Прокуратуры РФ подчинение нижестоящих органов вышестоящим).

    Решения высших органов государственной власти РФ обязательны для исполнения на территории всей страны всеми государственными органами и должностными лицами. (Например: исполнение федерального закона, не противоречащих Конституции и закону актов Президента и Правительства РФ, решений Конституционного Суда РФ.)

    Принцип сочетания централизма и федерализма означает, что:

    Все государственные органы образуют единую систему госорганов (госаппарат), во главе которой находятся высшие органы государственной власти;

    Между центром (федерацией в целом) и субъектами федерации (соответственно между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ) разграничены полномочия (предмет ведения) вопросы исключительного ведения федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов РФ;

    Субъекты федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;

    Субъекты федерации влияют на формирование федеральных органов государственной власти (представительство в Совете Федерации, дача согласия на назначение прокурора субъекта РФ, участие в формировании судейского корпуса и др.).

    Государственные органы могут быть как выборными, так и назначаемыми. Пример: избрание Президента РФ, который назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов.

    Органы государственной власти могут быть:

    Единоличными (Президент РФ, глава субъекта РФ и др. осуществляют свою работу на основе единоначалия);

    Коллегиальными (Государственная Дума, Совет Федерации и др. совместно принимают решения).

    В основе деятельности государственных органов лежит принцип открытости:

    Заседания парламента, судов и других органов, как правило, носят открытый характер;

    Их деятельность широко освещается СМИ;

    Органы государственной власти самостоятельно предоставляют информацию о своей работе;

    Информация о должностных лицах (особенности биографии, доходы) открыта для общественности.

    В отдельных случаях деятельность государственных органов может иметь закрытый характер (правоохранительные вопросы, государственная безопасность и др.).

    Равный доступ к государственной службе означает, что все граждане Российской Федерации, обладающие соответствующей подготовкой имеют право на занятие государственных должностей без дискриминации по признакам национальности, расы, социального происхождения отношения к религии и др.

    Как правило, вакантные государственные должности замещаются на конкурсной основе (с учетом профессиональных знаний, личных качеств, трудовой биографии (анкета, послужной список), достижений на прежних местах работы). Принцип профессионализма подразумевает:

    Наличие специальной.подготовки у работников государственных орга- \ нов;

    Учет данной подготовки при приеме на работу и продвижении по службе;

    Регулярный контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки занимаемой должности (аттестации и др.).

    Принцип законности обязывает государственные органы, госслужащих, должностных лиц соблюдать нормы Конституции, законов, подзаконных актов при осуществлении своей деятельности.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация