Что означает свобода совести. Религиозные ценности и свобода совести. Свобода совести - что это такое

Главная / Бизнес

Одним из важных прав граждан при является свобода совести и вероисповедания.

Необходимость зарождения свободомыслия

Свободомыслие в отношении всегда воспринималось людьми как проявление их неотъемлемых прав. Это своеобразное духовное течение, исходным пунктом которого является признание права разума на критическое рассмотрение религии и свободное творческое исследование окружающего мира. Это право могло реализоваться стихийно, но могло отстаиваться сознательно и воплощаться в теоретической форме.

Объективными факторами возникновения и развития свободомыслия являются рост производства, ведущий к успешному освоению мира человеком, возрастание активности людей в ходе исторического развития, повышение уровня духовной культуры человечества. Свободомыслие является органичным продуктом развития человеческой практики, и гуманитарных наук, совершенствования и нравственности. Критические настроения в отношении религии усиливались в периоды динамичного развития общества, расцвета политической и культурной жизни, готовящихся серьезных социальных перемен.

Свободомыслие отражает стремление человека прорвать кольцо внешней и внутренней духовной несвободы, было условием и вместе с тем результатом вызревания и развития реальной свободы. Критический пересмотр господствующей религиозной концепции, как правило, связан с объективной необходимостью более адекватного отражения существующих условий, производства новых идей, преодоления препятствий для свободного социального и культурного творчества. Появление и распространение в эпоху господства религии сект, ересей, нетрадиционных культов, антирелигиозного вольнодумства, атеизма и т. д. расширяли сферу несогласия с установлением религиозной монополии в .

Развитие науки, накопление знаний о мире приводили в те или иные периоды существования человечества к духовным революциям, в процессе которых появлялись и укреплялись новаторские формы духовной деятельности.

Тесная связь свободомыслия с процессом познания выражается не только в том, что свободомыслие обогащается добытыми человечеством положительными знаниями, но и в том, что оно содействует их развитию. Формируя на протяжении истории в противовес догматическому критический стиль мышления, свободомыслие содействовало разрушению стереотипов в сознании человека.

Формы свободомыслия

Свободомыслие проявляется в многообразных формах.

Богоборчество — наиболее ранняя форма критики религиозных представлений. Богоборец испытывает чувство протеста против Бога, создавшего мир, который представляется богоборцу жестоким, несправедливым. Богоборческие настроения вызываются осознанием социальной несправедливости, отчаянием, внезапным горем, неудовлетворенностью личной судьбой.

Скептицизм — сомнение в истинности или отдельных ее положений. Сомнение как методологический принцип познания — одно из орудий постижения истины. Скептицизм может проявляться не только у философа, но и у поэта, художника, естествоиспытателя, ученого-теоретика, любого труженика. Он способствует возникновению научно обоснованных форм критики религии.

Антиклерикализм - идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в . Сегодня антиклерикализм играет заметную роль в борьбе против попыток религиозных организаций установить монополию на духовную жизнь — на образование, моральные предписания, трактовку социальных процессов и т. д.

Индефферентизм — безразличие, равнодушие к религии или ее существенным идеям. В века господства религии в обществе безразличие к религии далеко не всегда означало отсутствие духовности и мировоззренческую индифферентность. Об этом свидетельствуют произведения, свободные от обращения к богам, ставящие в центр внимания человека и его творческую деятельность.

Нигилизм — бунт против религии с позиций эгоистического ин- дивила, считающего, что ему «все позволено». Это отрицание религии, не связанное с положительными идеалами. Нигилизм борется с религией во имя утверждения анархистского своеволия, «сильной личности», беззастенчиво попирающей ценность других людей.

Натурализм исходит из признания того, что существует лишь природа, выступает против прелегавлений, признающих нечто сверхнриродное. С позиций натурализма человек и общество — часть природы, неотделимая от нее. Природа, общество и человек познаются естественными средствами; не случайно натурализм в каждый исторический период опирался на естественно-научные знания своего времени.

Атеизм — сознательное отрицание идеи Бога. Это сторона мировоззрения, совокупность взглядов, характеризующихся непринятием религиозных представлений о мире. Атеистические идеи находили выражение в искусстве, художественной литературе, народном творчестве, научных, этических, философских и других сочинениях.

Светский гуманизм — течение в культуре разных исторических эпох, главной чертой которого является защита достоинства человеческой личности, ее нрава на счастливую жизнь на земле, на свободное развитие, в том числе духовное.

Свободное философское осмысление религии является одним из путей самопознания человечества. Признание религии, вплетенной в самые разные стороны социальной и духовной жизни человечества, творением самого человека, общества открывает возможность проникновения в глубины внутреннего мира личности и общества, в котором она существует. Но свободомыслие не всегда было благотворным для развития культуры. Критериями благотворности тех или иных проявлений свободомыслия являются гуманистическая направленность, духовное раскрепощение человека, способствующее возрастанию его творческой деятельности, развитие способности критического осмысления действительности, преодоление авторитаризма и догматизма, содействие нравственному совершенствованию человека и общества.

Что такое ценности и их значение в философии? Специфика религиозных ценностей в философии и применение в практической сфере.

Что такое ценности в философии совести?

Ценности – это фиксированные в традиции философской мысли понятия, которые имеют положительный оттенок с точки зрения морали. В философии рассматривается идеальное, духовное значение ценности в отличии от материальной, практической – использование предмета, к примеру. Ценность относится к биполярным понятиям. Она имеет рациональную основу – осознанность фактической пользы для человека — и иррациональную – значение благости, как оценки, суждения, стремления.

В своей основе понятие ценности имеет оценку, которая строится на двух перечисленных основах. В философии совести сложились устойчивые оценки определенных моделей поведения, пользы предметов, конечного результата действия и т.д., что превозносит понятие ценности на высший уровень, как устойчивой ориентации. Ценности тесно взаимосвязаны с нормами, включая отношения между индивидами в обществе, саморегуляция человека, предписанные правила поведения, которые не обсуждаются.

Религиозные ценности и свобода совести: философия

Система ценностей регулирует не только поведенческую среду человека, но и влияет на формирование духовной структуры личности. Ценности – это причина и следствие в определении пути развития человека. Философия совести строится на понятиях аксиологии – науки о ценностях. Изучая ценности в общественном плане, выделяются следующие основные направления:

  • Духовные ценности (мораль);
  • Эстетические ценности;
  • Религиозные ценности;

Религиозные ценности можно рассматривать на примере конкретной религии, так как каждая из существующих в мире имеет свои постулаты веры и критерии истинности веры. Православие имеет свои религиозные ценности, которые прищепляет верующим. Мир познается через Бога, как абсолюта. Он – это высшее благо, к которому стремиться человек. Богу приписывают идеалы мудрости, великодушия, человеколюбия, совестливости, моральности и пр.

Человек в своей вере приближается к идеальному образу через следование религиозным ценностям. Они, так сказать, служат ключиками в достижении смиренности, всевышнего блага и счастья.

К религиозным ценностям православия относятся:

  • Кротость;
  • Смирение;
  • Человеколюбие;
  • Нравственность;
  • Следование авторитету Бога;
  • Свобода;

То, что почитаемо – ценности – в религиозной модели православия, служит путем достижения духовности для смиренного раба божьего. Перечисленные ценности приближают человека к Богу. Переживание абсолюта ценностей возвышает. Человек транседентирует – выходит за пределы физического мира, — ориентируясь на нечто больше, чем стандартные правила, очищает душу.

֞Блез Паскаль: Бог обращает к вере умы людей доводами, сердце – благодатью. Его оружие – это кротость. Потому что обращение умов и сердце угрозами, силой – это наполнение их не верой, а ужасом.

Необходимость религиозных ценностей сохраняется из-за отсутствия прямого авторитета на человека. Это одновременно и способ контроля, обучения, и схема развития, путь к высшему началу, и регулятор сложных отношений между людьми в обществе.

(Пока оценок нету)

В современном обществоведении, религиеведческой и юридической литературе весьма актуальной является проблема свободы совести, которая имеет теоретический и практический аспекты. Содержание категории свобода совести - это право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или следовать гуманистического мировоззрения. Свобода совести является одним из конкретных проявлений свободы человека в обществе, выступает важным мировоззрению, этическим и правовым принципом. Свобода совести является одной из общечеловеческих социальных и духовных ценностей. По выражению философа Евгения Трубецкого (1863 - 1920 гг.), свобода совести является наиболее ценной из всех свобод. Совесть - выражение нравственного самосознания личности, ее нравственная самооценка. За такими критериями совесть и характеризуется интеллектуальными и эмоционально-психологическими моментами. Индивидуализированный характер совести заключается в том, что охватывает индивидуализированы, суб’єктивовані, включенные в мотивационной и эмоционально-волевой структуры личности требования относительно его поведения со стороны общества, класса, определенной социальной общности.

Совесть воспитывается и формируется обществом прежде всего через влияние непосредственного социального среды, в которой находится индивид. Факторы социума формируют человека как моральное существо. Следовательно, происходит первичная социализация личности, т. е. человек воспринимает и усваивает социальные нормы, правила поведения, необходимую информацию для реализации всех жизненных потребностей. Вместе с тем каждый человек, который обладает признаками право - и дееспособности, является субъектом права, своими действиями может иметь статус физического или юридического лица. Поэтому индивид всегда находится в определенных правоотношениях с другими членами общества (физическими и юридическими лицами). Между государством и гражданином создаются содержательные отношения, юридической стороной которых являются правовые отношения между ними. В демократическом обществе государство является официальным представителем интересов гражданского общества, охраняет и обеспечивает права граждан. Это его прямая конституционная обязанность. Государство через механизм принудительного воздействия, систему право-воспитательной работы, организационные мероприятия предоставляет лицу определенного правового статуса, то есть выражает в законах, то социальное положение, которое занимает лицо в гражданском обществе и государстве, закрепляет совокупность правовых средств, обеспечивающих гражданам реализацию их прав и свобод.

Основное содержание правового статуса личности - это ее права и правовые гарантии, ее обязанности и ответственность за их выполнение. Поэтому свобода совести как социальная ценность дополняется ее юридической характеристикой. Свободу совести необходимо рассматривать и как правовое явление, в контексте всех других прав и свобод, входящих в правовой статус лица. Отсюда следует определение свободы совести в широком смысле — свобода убеждений, то есть право человека выбирать, отстаивать собственные убеждения и осуществлять их. Однако при определенных исторических времен принцип свободы совести имел различные формы выражения.

В первобытном обществе фактически уже существовала свобода совести, поскольку общество без классов и государства регламентировало отношение членов общины к первоначальной религии лишь моральными нормами, добровольно признавались всеми членами. В рабовладельческом обществе, особенно при существовании деспотии, религия превращается в форму общественного сознания и несет классовое правовое нагрузки. Принцип свободы совести приобретает определенных ограничений и поэтому начинает заявлять себя традициями свободомыслия (Демокрит, Эпикур, Лукреций).

В эпоху Средневековья господствовал религиозное мировоззрение; исповедание определенной религии фактически считалось обязательным. В этих условиях принцип свободы совести не выступал как право свободно определять свое отношение к религии. В таком смысле право совести провозгласили в XVI - XVIII ст. идеологи буржуазии, боровшихся с феодальным абсолютизмом и официальной церковной властью. Одними из первых защитников свободы совести выступили известные философы и ученые Мишель Монтень, Питер Бейль, Бенедикт Спиноза, Франсуа Вольтер. Французские просветители Жан Мелье, Поль Гольбах, Дени Дидро, Клод Гельвеций, Жан Ламетри сформировали атеистическое направление - радикальный вариант свободы совести. В западном обществе свобода совести трактуется как право свободного выбора того или иного вероисповедания, а также гуманистического мировоззрения.

В бывших социалистических странах свобода совести имела деформированный характер. Роль религии и церковных организаций в общественной жизни крайне унижалась, одновременно атеистически-просветительская деятельность фактически превратилась в средство контроля тоталитарного государства над сознанием граждан. Атеїзація государственной политики приводила к многочисленным нарушениям прав человека, в частности, в области соблюдения принципа свободы совести.

В условиях перехода к правовому государству разворачивается довольно полное действие принципа свободы совести, получает свой четкий законодательный статус, защищает неотъемлемые права человека как от чрезмерной клерикализации, так и от односторонней атеизма. Свобода совести тесно связано с положением религии и церкви в обществе, взаимодействием религиозных факторов с государством и его политическими институтами. Интересным является то, как стратегически и практически решается вопрос взаимодействия религии и государства в различных политических регионах. Тесное сочетание официальной религии и государственного аппарата порождает различные вариации клерикального. В одних странах (Саудовская Аравия, Пакистан) клерикальный влияние распространяется на различные сферы общественного бытия. В Саудовской Аравии государственной религией является ислам вах-хабістського типа (основателем считается религиозный реформатор Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб, который жил в XVIII в.), по поводу же атеизма, то атеизм запрещен и преследуется законом. Мусульмане обязаны выполнять все предписания Корана. Судебная власть осуществляется шариатским судами. В регионе распространено мусульманское право, подчиняющей светскую власть влияния религиозной власти.

Другой вариант клерикальності создан в Израиле. Государственной религией является ортодоксальный иудаизм, который смешивается с сионистской идеологией. Израильское гражданство предоставляется только евреям, но евреями, по закону признаются лица, родившиеся от матери еврейской национальности и исповедуют иудаизм или навернеш в иудейскую религию. Раввшат Израиля имеет большие полномочия в области политики, управления государством, регулировании семейно-брачных отношений. Семейно-брачные отношения рассматриваются судами по библейски-талмудистськими принципами. В других странах формально декларируется свобода вероисповедания, но и существуют привилегированные религии и религиозные течения: в арабских странах - ислам; в латиноамериканских и западноевропейских - католицизм; в Греции и России - православие. Признание особого положения той или иной церкви зафиксировано в конституциях 42 государств; законодательство 32 стран обусловливает занятие высших постов в государстве принятием религиозной присяги; в 22 странах, по конституциям, пост главы государства могут занимать только лица, принадлежащие к официальной церкви. Итак, в странах Среднего Востока, Латинской Америки не соответствуют действительности механизмы конституционного закрепления и правового регулирования принципа свободы совести.

Существуют страны, в которых официальной государственной религии не существует. В США господствующей религии вообще не было, а во Франции и Турции церковь отделена от государства. Соответствующим организациям предоставляется возможность участвовать в политической жизни. По сути свобода совести здесь означает право человека выбирать любое вероисповедание или право не исповедовать никакой религии. Такие права рассматриваются неотъемлемыми личными гражданскими свободами в конституциях. Еще в эпоху буржуазных революций в Европе возникло широкое идейное движение - свободомыслие, который ставил задачу бороться против духовного диктата церкви, за осуществление свободы совести. В современных условиях в западных странах действуют общества вольнодумцев, которые объединяют атеистическое и антиклерикально ориентированных людей. Эти общества входят в Всемирного союза вольнодумцев. В начале 80-х pp. XX ст. в Лозанне (Швейцария) состоялся 39-й конгресс Всемирного союза вольнодумцев, где приняли участие представители национальных организаций вольнодумцев Австрии, Бельгии, Индии, Италии, США, Швейцарии, Швеции, Финляндии, ФРГ. Конгресс рассмотрел проблему Свободомыслие и молодежь за будущее без догм. В выступлениях делегаты призвали распространять материалистические идеи, бороться за всестороннее духовное развитие человека. Необходимо учитывать две противоположные тенденции по поводу свободы совести. Свобода совести приобретает черты определенных идеологических ориентаций - клерикализма и атеизма. По Конституции Украины, свобода совести - это право на свободу мировоззрения и вероисповедания, свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Это конституционное определение является основным содержательным элементом института свободы совести, выступает ее высшей юридической силой, предоставляет равные возможности реализации собственных духовных потребностей и верующим, и неверующим. Статья 35 Конституции Украины закрепляет отделение церкви от государства, ее важность заключается в том, что: во-первых, статья является решающей предпосылкой для достижения юридического равенства в религиозной сфере, устранение дискриминации верующих или неверующих; во-вторых, устранение религии из сферы государственно-правовой жизни освободило от выполнения несвойственных функций церковью. Рядом со статьей 35 правовой институт свободы совести охватывает конституционные нормы: равенство граждан перед законом независимо от их отношения к религии, их равные права в экономической, политической, социальной и культурной жизни; использование гражданами прав и свобод не должны препятствовать интересам общества и государства, правам других граждан; осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей. Следовательно, категория свобода совести имеет много аспектов рассмотрения.

При определении свободы совести акцентируется внимание на конституционно-правовом содержании принципа свободы совести, то есть подразумевается совокупность правовых норм и реальных гарантий, которые регулируют и определяют развитие связанных с религией общественных отношений. Если совокупность правовых норм и реальных отношений раскрывает грани равной свободы для верующих и неверующих, то процесс регулирования раскрывает свободу совести как право действовать в соответствии с религиозными или свободными убеждениями, то есть обосновывает способность (право и действует) быть субъектом общественных отношений, которые регулируются государством. В совокупности юридических норм, составляющих институт свободы совести, особое значение приобретает конституционный запрет подстрекательство вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. Такая норма призвана способствовать формированию нормальных отношений между представителями разных конфессий, верующими и неверующими.

Конституционные положения сочетаются с законодательством о религиозных культах и создают единый комплекс правового регулирования и важных гарантий осуществления свободы совести. Социальным фундаментом любой свободы, в том числе свободы совести, выступает экономическая и политическая природа общества, наличие широких демократических процессов.

На вопрос Что означает термин "свобода совести"? заданный автором Gen Rom лучший ответ это









Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ










3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
4. Граждане Российской Федерации равны перед законом
Источник:

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что означает термин "свобода совести"?

Ответ от Александр Никифоров [гуру]
Свобода совести - это право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения.



Ответ от Вероника Обухова [новичек]
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Принят Государственной Думой РФ 19 сентября 1997 года
Одобрен Советом Федерации РФ 24 сентября 1997 года
Федеральное Собрание Российской Федерации,
подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,
основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,
признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,
уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,
считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,
принимает настоящий Федеральный закон.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
1. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон.
3. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания
1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимо

Совесть - категория этики. Она характеризует способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

В конституционном праве свобода совести понимается как отношение человека к религии, как его самоопределение по отношению к ней. Свобода совести означает свободу убеждений по отношению к богу. Однако свободу совести нельзя понимать примитивно, как свободу выбора между религией и атеизмом. Правовое, демократическое, светское государство, каким оно провозглашено в Конституции Российской Федерации, не может ставить своих граждан перед выбором о вере и неверии. В гражданском обществе не может не быть многообразия убеждений, правовых гарантий от проявлений нетерпимости и дискриминации на основе религиозных или других убеждений.

Понятие «свобода» употребляется в двух значениях: одно употребляется как возможность человека и гражданина действовать по своему усмотрению. И другое - свобода как субъективная возможность совершать, или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право». Субъективное право - комплексное понятие, охватывающее все виды прав. Их объединяет то, что они принадлежат субъектам позитивного права данного государства, зависят от их воли и сознания, предоставляют им определенные юридические возможности, гарантируемые государством. Конституции всех государств мирового сообщества, международные нормативно-правовые акты о правах человека именуют их именно правами и свободами.

Философское понимание свободы близко к ее конституционно-правовому пониманию, которое, в свою очередь, тяготеет к пониманию права. Именно об этой связи двух категорий «свобода» и «право» пишет B.C. Нерсесянц: «В современном правовом (и конституционно-правовом) словоупотреблении термин «свобода» обычно используется для обозначения гарантированной правом сферы автономии субъекта, внутри которой он вправе действовать по-своему, по собственному (свободному) усмотрению и выбору. Термин же «право» используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно определенное действие и поведение. Но в понятийно-правовом смысле эти термины равнозначны. Ведь право - это форма свободы, а свобода возможна лишь в форме права».

По времени возникновения право на свободу совести и вероисповедания относится к первому поколению прав человека, сформировавшихся в процессе осуществления буржуазных революций и реализующих так называемую «негативную свободу».

По своему содержанию это право относится к личным правам и свободам, поскольку оно во многом заключается в гарантированной возможности человека независимо думать и действовать в соответствии со своими внутренними убеждениями, (включая возможность исповедовать любую религию, выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами) при обязанности уважать права и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного духовного порядка.

Выделение индивидуального характера права на свободу совести в качестве критерия, отличавшего ее от остальных прав и свобод, нередко приводило к автономному рассмотрению данного права.

Необходимо отметить, что в ходе длительной истории развития человечества существенно изменялось не только смысловое содержание свободы совести, но и правовой механизм ее реализации. В зависимости от смены исторического этапа изменялся и объем понятия «свобода совести».

Первоначально свобода совести означала веротерпимость, т.е. право исповедовать любую другую религию наряду с господствующей. Затем, в результате демократизации общества после буржуазных революций данный термин стал обозначать свободу вероисповедания, т.е. право на свободный выбор религии. Далее в содержание понятия «свобода совести» на законодательном уровне был включен помимо свободы вероисповедания качественно новый элемент - свобода атеизма.

Безусловно, сложный, комплексный характер свободы совести затруднял попытки дать исчерпывающее определение данному институту. Так, предлагалось рассматривать свободу совести в «широком» (через общефилософские и общесоциальные категории) и «узком» (через совокупность демократических прав и свобод) смыслах. В ходе дискуссии «широкий» смысл трансформировался в предложение понимать свободу совести как свободу убеждений в целом, «узкий» же смысл предполагал осмысление ее через отношение к религии и атеизму.

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Право на свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Это нормы, регламентирующие правовое положение каждого элемента в системе «человек - религия - религиозное объединение - государство» и не зависящие от каждого конкретного индивида.

В субъективном смысле свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, эти термины употребляются как идентичные, определяющие право на существование всех религий и возможность каждой беспрепятственно проповедовать свое учение.

Как полагает А.С. Ловинюков, составные части понятия свободы совести позволяют отчётливо определить степень юридического обеспечения свободы вероисповедания и свободы атеизма в отдельности, он предложил выделить следующие элементы свободы совести:

1) право исповедовать любую религию;

2) право совершения религиозных обрядов;

3) право менять религию;

4) право не исповедовать никакой религии;

5) право пропаганды религии;

6) право вести атеистическую пропаганду;

7) право на религиозную благотворительную деятельность;

8) право на религиозное образование;

9) право на религиозную культурно-просветительскую деятельность;

10) равенство перед законом всех граждан, независимо от их отношения к религии.

По мнению Симорот С.Ю., юридическое содержание свободы совести состоит из следующих компонентов:

1) Право на определение своего отношения к вопросам свободы совести. Это ёмкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (или не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в том числе право на внецерковную религиозность, право на религиозное, научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное отношение к религии и свободомыслию.

2) Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отравлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако обеспечиваются данные права постольку, поскольку не нарушают общественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувств граждан в связи с их отношением к религии.

3) Право на тайну своих религиозных или иных убеждений.

4) Право на нейтральное отношение со стороны государства к законным формам проявления свободы совести.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что свобода совести и вероисповедания - неотъемлемое конституционное право каждого человека следовать своим морально-нравственным убеждениям по вопросам определения своего отношения к религиозным и иным духовным ценностям не нарушая права других индивидуумов, гарантированное и обеспечиваемое государством.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация