Публичный сервитут: что это? Как устанавливается публичный сервитут и что не относится к нему в городах

Главная / Авто

Такое понятие, как публичный сервитут на земельный участок представляет собой одну из разновидностей обременений, которая может накладываться на объект недвижимости. Ключевой особенностью такого обременения является то, что установить его могут исключительно органы власти, при этом территория для нужд государства или муниципалитета у собственника не изымается

В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено, что собственник земли может требовать от владельцев смежных участков предоставления ему возможности использовать их территории с определёнными ограничениями для конкретных целей. Это не имеет ничего общего с арендой.

Можно выделить следующие особенности публичного сервитута на земельные участки:

Несмотря на то, что сервитут представляет собой обременение, по закону нельзя допустить, чтобы его наличие мешало владельцу земельного участка полноценно им пользоваться и распоряжаться. Если это правило нарушается, владелец недвижимого объекта имеет право обратиться к органу государственной власти и потребовать изъятия участка, например, посредством его выкупа.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Варианты образования

Публичный сервитут устанавливается для гражданского использования земли на основании:

  • Договора о соглашении сторон (собственника и иного лица или лиц);
  • Судебного решения (если необходимость в публичном сервитуте очевидна и неизбежна, но владелец, которому принадлежит земля, на уступки не желает идти);
  • Завещания наследодателя.

В соглашении любой из сторон может выступать как один человек, так и несколько. Кроме того, это не обязательно должно быть физическое или юридическое лицо. Стороной может быть муниципалитет или государство. В любом случае соглашение должно быть зафиксировано документально, а сам договор подлежит государственной регистрации. Перед его заключением обязательно нужно провести процедуру , чтобы не возникало никакой путаницы с её границами. Дополнительно проводится и оценивание собственности, попадающей под публичный сервитут.

В целом, установление публичного сервитута на земельные участки происходит по таким причинам, как необходимость:

  • Прохода или проезда через участок, находящийся в чьей-либо собственности, если иных путей нет;
  • Проведения коммунальных работ или ремонта инженерных коммуникаций (речь идёт о временном сервитуте);
  • Осуществления геодезических работ, которые предусматривают проезд через территорию;
  • Проведения научных и исследовательских работ;
  • Прогона скота на пастбища;
  • Сезонной рыбалки или охоты;
  • В доступе граждан к прибрежным полосам.

Подача заявления

Чтобы законно установить факт публичного сервитута на землю, необходимо пройти несколько последовательных этапов. Все они имеют одно начало – поданное заявление с соответствующим требованием. Инициатором его подачи вправе выступать государственные органы власти, местный муниципалитет, юридическое или физическое лицо.

Что указывается в заявлении:

  • Наименование и адрес недвижимого объекта, на который нужно установить публичный сервитут;
  • С какой целью накладывается данное обременение;
  • На какой срок устанавливается сервитут;
  • Информация о владельце и совладельцах территории;
  • Для кого установлен сервитут.

От имени органа местного самоуправления заявление подаётся администрации муниципалитета. Если заявителем выступает какой-либо иной субъект, обратиться следует к соответствующему территориальному исполнительному органу по земельным вопросам. Поскольку сервитут является обременением земли и её владельца, это требует соответствующего индивидуального акта. Однако речь идёт не просто об обременении, а о публичном сервитуте, где невозможно определить чёткое количество лиц, которые будут проходить через территорию. Исходя из этого, акт будет нормативного характера.

Процесс принятия решения

После подачи заявление будет рассматриваться в установленные сроки в зависимости от того, кто выступает субъектом и в каком регионе. В каждом существует территориальный акт со всеми действующими правилами и требованиями. Это не распространяется разве что на населённые пункты федерального значения. Рассматривается заявление на специально собранном слушании, по итогам которого выносится решение. Для таких слушаний нет регламентированной формы проведения, поэтому они могут быть приравнены к гражданскому собранию. Это собрание в обязательном порядке протоколируется. В протоколе содержится не только повестка дня и вынесенное решение, но и количество присутствующих человек. При этом, если ссылаться на статьи Земельного кодекса Российской Федерации, даже эти собрания не являются обязательными, чтобы решение о публичном сервитуте было принято.

Общественный сервитут фиксируется договором или соответствующим актом, в котором указывается основная информация о недвижимом объекте (месторасположение, общая площадь, индивидуальный кадастровый номер, прочее). В целом можно заметить, что его информативная структура будет схожей с поданным заявлением.

Действовать публичный сервитут начнёт после государственной регистрации, для которой потребуется подать такие документы:


Особенности межевания

Обременение земли, чем и является публичный сервитут, обязательно будет отображаться в кадастровом плане участка и в единой государственной регистрационной базе. Это требует проведения процедуры межевания территории для установления чётких границ общественного сервитута.

Так, например, когда недвижимость зарегистрирована и поставлена на государственный учёт кадастровой палатой, нужно получить акт от органов государственной власти о том, что сервитут установлен, после чего проводится межевание. Если же земля не зарегистрирована, это чревато проведением двойной работы, поскольку межевание нужно проводить, чтобы оформить землю, и далее всё равно придётся для установления публичного сервитута.

Если рассматривать вопрос с юридической стороны, то для того чтобы избежать двойной работы, следует учесть, что не основообразующий и не порождающий право собственности Его задачей служит только фиксация состояния имеющейся территории или ее формирование путём установления границ. Исходя из этого, закон не запрещает начинать процедуру с установления сервитута, чтобы после на его основании продолжать оформление.

Пункты договора

Заключая договор об установлении сервитута, следует убедиться в том, что он составлен правильно и включает в себя все обязательные пункты, а именно:

  • Предмет сервитута (на какую именно недвижимость накладывается обременение);
  • Кто выступает в качестве сторон и будет иметь право пользоваться сервитутом;
  • Подробные характеристики участка земли: площадь, границы, планы размещения, что на нём расположено (в том числе деревья и кустарники) во сколько объект оценён, кадастровая информация;
  • Целевое назначение территории, условия пользования землёй (в какое время, какие ограничения);
  • На какой срок установлено обременение;
  • При каких условиях договор может быть досрочно разорван.

После подписания договор должен быть удостоверен нотариусом и зарегистрирован в Росреестре. Это обязательные процедуры, без которых публичный сервитут не будет признан законным. Документы, необходимые для регистрации сервитута, перечислены ранее в статье. Особенно следует обратить внимание на кадастровый план участка. Если он по каким-либо причинам будет утерян или испорчен, владелец объекта недвижимости обязан восстановить его в кратчайшие сроки.

Стоимость и оценка

У владельца земельного участка есть право установить размер оплаты, ссылаясь на тот убыток, который он понесёт из-за публичного сервитута. К данному пункту следует подойти довольно тщательно и взвесить все нюансы, поскольку в случае, когда, казалось бы, убыткам браться неоткуда, на практике это может оказаться далеко не так.

В размер оплаты за обременение территории сервитутом собственник может включить стоимость работы охраны, содержание участка и его поддержание в надлежащем состоянии, что особенно важно, если целью сервитута является частый проезд.

После заключения договора, если установленная цена оказалась несоответствующей реальной картине, ссылаясь на Земельный и Гражданский кодекс Российской Федерации, решить вопрос можно дополнениями к договору. Весомыми основаниями для них служат такие ситуации, как:

Регистрация и пошлина

Как выше упоминалось, государственная регистрация публичного сервитута является процедурой обязательной и никаких исключений здесь не предусмотрено. Заниматься оформлением регистрации вправе органы юстиции, которые вносят данные в единый государственный реестр прав на недвижимость. Подаёт заявление о регистрации сторона, в пользу которой сервитут наложен. Для этого должен быть акт, договор или постановление суда. Также потребуется ходатайство муниципального органа или иной государственной структуры.

После внесения сведений в единую базу публичный сервитут вступит в силу. Если же такое обременение касается не всей территории, а лишь её определённой части, прилагается схематический план с межеванием и отметками, какую именно долю недвижимости сервитут затрагивает. Если регистрируется несколько разных сервитутов, каждый будет проходить отдельную процедуру в установленном порядке.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, регистрация публичного сервитута не является бесплатной и требует внесения государственной пошлины. Ее размер будет зависеть от того, кто оформляет регистрацию и в каком регионе. Так, если физическое лицо уплачивает пятьсот рублей, то юридическое – две тысячи. Каждое последующее внесение изменений тоже регистрируется с внесением государственной пошлины, но уже в меньшем размере. Если физическое лицо платит сто рублей, а юридическое – триста, то муниципалитеты платят пятьдесят.

Когда прекращается?

Следует знать и том, когда по закону может быть прекращён публичный сервитут, поскольку он далеко не всегда бессрочный, даже если продлевается неограниченное количество раз. Весомыми причинами для снятия обременения служат:


В любом случае, досрочное снятие происходит через суд и уважительной причиной для этого служит ущемление прав владельца недвижимого имущества. В иных случаях, которые упоминаются выше, можно обойтись без суда, подав заявление местной администрации.

Собственник, права которого нарушаются, может потребовать, чтобы муниципалитет выкупил землю, обременённую сервитутом, если снять его нельзя. Однако при этом гражданин лишается и всех объектов, которые на этой земле располагаются. В крайнем случае, после он сможет их арендовать.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Сервитут публичный – это возмездное ограничение права пользования определенным земельным участком или его частью в пользу государства.

Более понятно на вопрос, что такое публичный сервитут, можно ответить следующим образом: это принудительная аренда куска земельного участка у владельца для определенного общественного пользования. При составлении договора тип пользования будет прописан и ни государство, ни другие люди не смог использовать эту землю в иных целях, кроме собственника.

Данный вид ограничения может быть установлен только в результате публичного слушанья, на котором рассматриваются вопросы, связанные с доступом к общественной территории.

Продемонстрировать, что это такое – публичный сервитут, может следующий пример: дом построен на земельном участке, ведущем к единственному водоему.

В данном случае обременением будет являться разрешение проходить всем гражданам по определенной территории участка для попадания к воде, не выходя за установленные границы.

Цели публичного сервитута

Государственный сервитут может быть установлен исходя из ряда определяющих потребностей государства и его жителей:

  • Проход и проезд через частную собственность до значимого государственного объекта или территории;
  • Свободный доступ всех желающих к прибрежным полосам;
  • Необходимость проведения дренажных работ;
  • Необходимость использования территории для научных исследований;
  • Как единственно возможное место выгона рогатого скота.

Как можно установить публичный сервитут

Установление любого обременения начинается с проведения общественного слушания, которое организует муниципалитет. На слушанье происходит уточнение мнения заинтересованных людей и жителей, проживающих в муниципальном образовании. В случае, когда граждане высказали согласие в необходимости обременения, муниципальные органы выпускают соответствующее постановление, если же люди оказались против, либо воздержались, сервитут быть наложен, не может.

С учетом того, что сервитут устанавливается для реализации гражданских государственных целей, то его установление может происходить только при рассмотрении и подписании определенных государственных актов:

  • Нормативный документ местного самоуправления;
  • Нормативный акт субъекта Российской Федерации;
  • Общегосударственного нормативного акта РФ.

При установлении публичного сервитута на земельные участки у собственников остаются права, связанные с земельным наделом. Единственным ограничением права будет запрет на действия, которые осложнят или сделают невозможным использование территории в целях, указанных в договоре.

Читайте также Процедура оформления собственности по дачной амнистии: какие документы нужно подавать в Росреестр

В случаях, когда пользование территорией затрудненно по адекватным причинам, которые не зависят от собственника, он может обратиться в суд и обязать государство выплатить ему стоимость части участка и забрать ее в собственность.

В случае, когда хозяин обращается в судебные органы и выигрывает процесс государство не только выкупает участок, но и компенсирует все подтвержденные затраты, которые понес хозяин в связи с ограничением прав на пользования землей и использования ее сторонними лицами в своих целях.

Особенности межевания участков при публичном сервитуте

Перед тем как ограничение вступит в законную силу, государство должно внести изменения в кадастровый план земельного участка и указать межеванную территорию.

Для того что бы установить и принять публичный сервитут на земельный участок необходимо:

  • дождаться официального постановления на учет сервитута и только после этого ставить вопрос о межевании;
  • в случаях, когда земельный участок находится в собственности, но не имеет полноценной регистрации, для установления сервитута участок изначально регистрируется;
  • публичные сервитуты могут быть зарегистрированы только после согласия собственника участка, либо поставлен в известность, но дал отказ. В случаях, когда собственник не согласен с межеванием, он имеет право обратиться в суд. Если обращения не было, то считается, что собственник согласен.

Все спорные вопросы необходимо решать через суд.

Защита прав собственника при публичном сервитуте

Не все собственники согласны делить свой земельный участок с государством и общественностью. Если хозяин земли считает, что созданный сервитут нарушает его права и ухудшает условия жизни, то он может обратиться в суд.

В соответствии с законами России, рассмотрение вопросов, связанных с публичным сервитутом находится в компетенции только арбитражного суда.

В арбитражный суд необходимо обратиться с исковым заявлением, в котором указать какие права и почему нарушает обременение и, в просительной части, попросить признать государственный сервитут недействительным.

В судебном процессе основное бремя доказывания ложится на государство или представителя муниципалитета. В судебном заседании им необходимо доказать, что обременение установлено как единственный способ реализации прав и свобод граждан.

В процессе распоряжения и владения землей часто возникают ситуации наложения ограничений прав по конкретному объекту. Публичный сервитут – это вид обременения, устанавливаемый государственными службами и органами, не требующий изъятия под нужды государства от собственника.

Виды обременения

Бывают ситуации, когда собственники сопредельных участков должны предоставить возможность пользоваться определенным образом своей территорией владельцам соседних участков. Данное право зафиксировано в положениях ГК РФ и имеет отличную от аренды земли природу. Подобное обременение может возникнуть только по решению властей, без притязаний на право собственности владельца.

Земельный Кодекс России предусматривает такие виды обременения как частное и публичное. Под частным обременением понимают предоставления права пользования участком владельцу смежной территории.

Как правило, частный сервитут использует свое право для организации проходов, проезда, протягивания инженерных коммуникаций и электросетей.

В отличие от частного, публичный сервитут представлен обществом и органами власти. Такое обременение устанавливается для:

  • организации прохода, проезда в общественных интересах;
  • предоставления доступа к другим землям;
  • организации пастбищ, мест сенокоса;
  • проведения исследований;
  • проведения охоты или рыбалки.

Особенности публичного обременения

Главным отличием от частного вида служит участие в решении вопроса местных властей, представителей государственных органов.

Публичный сервитут не подразумевает достижения взаимного согласия сторон, а исполняется после публичных слушаний в рамках принятого государственного акта.

Полный список оснований, при которых возможно наложение обременения, выглядит следующим образом:

  1. Предоставление возможности проезда, перемещения через территорию.
  2. Ведение производственной деятельности с прокладкой коммуникаций и дальнейшим обслуживанием.
  3. Предоставления доступа к водным ресурсам для забора воды и водопоя животных.
  4. Доступ к пастбищу, местам для сенокоса в сезон.
  5. Работы по дренажу.
  6. Предоставление возможности прохода к берегу водного объекта.
  7. Организация доступа к местам рыбалки, охоты, сбору грибов, ягод в естественных условиях.

Нельзя путать подобное обременение с отчуждением участка в пользу третьих лиц или государства. Земля по-прежнему остается в собственности хозяина, а при исчезновении оснований для доступа, обременение, по запросу собственника, снимают.

В правах землевладельца потребовать выкупа интересующего участка государством, либо получать компенсацию за убытки, возникшие в силу данного обременения. Такая ситуация вполне возможна, когда обременение привело к тому, что землевладелец утратил возможность использовать рассматриваемый участок по своему прямому назначению.

Собственник, в отношении которого возникло публичное обременение, может обратиться за установлением платы от той стороны, в чьих интересах возникло данное право.

Порядок введения сервитута

Процедура установления сервитута проходит в следующей последовательности:

  1. Подача требования от заинтересованной стороны. В случае публичного обременения заявление подается государственными службами, местными властями, организациями и гражданами.
  2. Рассмотрение обращения и принятие решения.
  3. Государственная регистрация обременения.
  4. Реализация прав публичного сервитута.

Подготовка заявления

Составить заявление на установление публичного сервитута не составит особого труда. Оно должно включать следующие характеристики:

  1. Название объекта, адрес его расположения.
  2. Срок действия обременения.
  3. Указание собственника земли.
  4. Название стороны, в чьих интересах оформляется сервитут.

Чаще всего, в администрацию населенного пункта заявление пишет орган местной власти, однако возможно обращение иного субъекта. В таком случае, заявление подают территориальный отдел по земельным вопросам. Установить обременение можно только согласно государственного акта, изданного в отношение конкретного землевладельца и конкретного участка.

Процесс принятия решения

Процедура рассмотрения заявления и согласования обременения проводится согласно региональным нормативным актам в установленные законодательством сроки.

В случае рассмотрения вопроса, касающегося земель городов федерального значения, необходимо организовать публичные слушания, по результатам которых будет вынесено решение. Обязательно фиксирование решения в протоколе собрания, который и станет основанием для наложения обременения.

Оформление публичного сервитута возможно в виде договора или акта с указанием конкретных деталей обременения – названия объекта, его точного адреса, общей площади, кадастрового номера. Сведения относительно участка указывают согласно данных из заявления.

Государственная регистрация и последующие действия

Для того, чтобы воспользоваться правом публичного сервитута, необходимо пройти обязательную госрегистрацию. Для данного действия готовят следующий перечень бумаг:

  • заявление;
  • документ об уплате пошлины;
  • государственный акт или договор;
  • гражданский паспорт лица, подающего на регистрацию и доверенность на право действий, оформленная у нотариуса;
  • план интересуемого земельного участка.

Данная мера позволит внести необходимые сведения об обременении на плане и в кадастровом реестре. Право на обременение возникает после того, как издается акт о регистрации с присвоением регистрационного номера.

Собственник вправе обратиться в судебные инстанции, если будет выявлено нарушение его прав на собственность. Подобные дела рассматриваются в Арбитражном суде.

Прекращение действия ограничений

Для того, чтобы снять законные ограничения, необходимо наличие одной из нижеследующих ситуаций:

  1. Основание для установления публичного сервитута ликвидировано.
  2. Истек срок действия договора или акта, зарегистрированного Кадастровой палатой.
  3. Судебное постановление при установлении препятствий использования земли собственником в рамках разрешенного назначения.
  4. Уничтожение участка вследствие стихийных бедствий, форс-мажорных ситуаций.

На видео о публичном сервитуте

Каким бы ни была причина устранения сервитута, потребуется оформить соответствующий правовой акт через структуру, вынесшую решение об обременении. Общественные слушания по устранению сервитута, как правило, не проводятся.

Устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.

В ЗК определены два основных вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут

Характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а огромного количества людей.

Отличия данных видов

Список документов, требуемых для регистрации :

  • платежка с оплатой госпошлины;
  • документы, устанавливающие права собственности;
  • соглашение о введении ограничений;
  • план участка, на который налагается обременение;
  • постановление суда, если дело было представлено судебному разбирательству.

Границы зон действия

Для публичного обременения необходимо на всех участках , подпадающих под зону ограничения. Производить данное действие должны . На сформированном плане указываются все границы действия обременения и отмечаются участки, находящиеся на . К прилагается межевой проект с указанием всех участков, которые будут затронуты обременением.

Другие отличия

Таблица с отличиями по ограничениям

Отличия

Публичный сервитут

Частный сервитут

Стороны, для которых вводятся ограничения

Введение ограничений в интересах большого круга лиц.

Наложение обременения в пользу определенного частного лица или нескольких лиц.

Устанавливается при помощи нормативно-правовых актов.

Принятие происходит при заключении соглашения сторон.

Получение выгоды

Почти всегда заключается на безвозмездной основе. Плата может быть назначена только при условии существенного затруднения при пользовании участком.

При невозможности использования участка владелец вправе потребовать выкуп или предоставление нового.

Всегда заключается на возмездной основе. Происходит ее владельцу. Величина устанавливается от размера убытков, причиненных обременением.

Необходимость согласования

Всегда согласовывается с местной администрацией

Нет необходимости в таком согласовании.

Разрешение о несогласии сторон

В суд обращается тот, на чей участок проводятся ограничения.

В судебный орган обращается тот, кто хочет установить сервитут.

Снятие ограничений происходит изданием акта о прекращении обременения.

Заключается соглашение о прекращении действия обременения или подается на рассмотрение в суд.

Сервитут накладывает ограничения на использование земли ее собственником. Это является вынужденной необходимостью, которая может быть связана с проведением каких-либо работ как со стороны частного лица, так и со стороны государства. Между этими ограничениями существует ряд различий по порядку оформления, по разрешению спорных ситуаций, по возмещению неудобств.

Иногда необходимость использования чужой территории возникает у третьих лиц. Для этого требуется обрести право пользования чужой землей. Как в 2019 году оформляется сервитут в отношении земли?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Землепользование предполагает различные цели и порой таковые требуют использования соседних территорий.

К примеру, может потребоваться обеспечить проход через чужой участок. Иногда через участок необходимо проложить отопительную или водопроводную сети.

В подобных ситуациях не обойтись без особого права на ограниченное использование земли. Как в 2019 году оформляется сервитут на землю?

Общие моменты

Обременение земли сервитутом не отнимает у владельца права собственности. Речь идет только о некотором ограничении в использовании.

Потребовать оформления сервитута может любое заинтересованное лицо, располагающее правом владения.

Это и собственник участка, и правообладатель участка на праве пожизненного наследования, и владелец вследствие постоянного бессрочного пользования.

Использование участка по праву не дозволяет требовать установления сервитута. В этой ситуации допускается настаивать на нечинении препятствий к пользованию .

Могут быть разные ситуации, когда требуется наложение сервитута. В зависимости оснований возникновения оформляется сервитут бессрочно, то есть на постоянной основе, или на ограниченное время.

Когда срок пользования ограничен, то его длительность не должна превосходить время действия полномочий собственника земли.

Что это такое

Сервитут на земельный участок это соглашение, при каком заинтересованная сторона просит предоставления возможности использования чужого участка для реализации действий, связанных с личными интересами.

Например, нужен сервитут на дорогу к земельному участку. Когда владелец участка противится наложению сервитута в добровольном порядке, то ситуация разрешается через суд.

В реальности это выглядит примерно так — есть два , А и Б, расположенные рядом.

Владелец участка Б для того чтобы попасть на свой участок должен пройти по территории участка А.

При этом собственник участка А всячески препятствует такому перемещению и не желает предоставлять проход. Тогда хозяин участка Б обращается в суд и требует установить сервитут.

В качестве аргументов он приводит доказательства отсутствия иного пути. Суд при этом требование удовлетворяет и устанавливает сервитут.

Или еще ситуация, когда при строительстве трубопровода или прокладке иных коммуникаций оказывается, что часть сооружений придется разместить на частной земле.

Причем иной вариант попросту невозможен. В этом случае наложение сервитута позволяет использовать чужую территорию со строго определенной целью.

При этом возможно образование части земельного участка под сервитут. С юридической точки зрения сервитут это сделка. Результатом таковой становится обременение.

И, следовательно, оное подлежит регистрации. Установление сервитута регистрируется в Росреестре согласно установленному порядку для регистрации сделок с недвижимостью.

Сторонами такой сделки выступают:

Важно, что при установлении сервитута заинтересованное лицо меняться не может. То есть передать, продать данное право кому-либо нельзя.

Обременение вместе с землей передается новому хозяину, и сервитут действует до окончания срока, на какой он был установлен.

Какие бывают виды

Сервитут может быть частным или публичным, срочным или бессрочным, платным или бесплатным.

Частный сервитут учреждается на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом. При отсутствии взаимного согласия спор решается в судебном порядке.

Хозяин участка, обремененного сервитутом, волен просить плату за использование земли. Плательщиком выступает стороннее лицо, в чью пользу учрежден сервитут.

Сервитут публичного типа устанавливает государственный орган или местная администрация, когда этого требуют публичные интересы.

Земельный участок при публичном сервитуте не изымается. Владелец может продолжать его использовать, но соблюдая определенное ограничение.

Когда установление публичного сервитута значительно усложняет использование участка, то по требованию собственника назначается выплата за нанесенное неудобство.

Если же участок и вовсе невозможно использовать из-за публичного сервитута, то владелец может требовать выкупа участка органами, установившими обременение, или возмещения убытков.

Срок сервитута устанавливается на момент наложения обременения. Зависит это от цели использования участка.

Если предполагается постоянное пользование землей, то сервитут будет бессрочным. В ином случае устанавливается срочный сервитут на строго определенное время.

Правовое регулирование

Закон о сервитуте предполагает обращение к различным источникам права. Сервитут в виде отдельного института права определяют такие нормативы, как:

  • ст.23, ;
  • ст.274- ;

Согласно п.2 этого норматива размер платы устанавливается как 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка за каждый год действия сервитута.

Как производится государственная регистрация

Без государственной регистрации сервитут не может признаваться действующим.

Основанием для обращения в Росреестр становится соглашение сторон, судебное постановление или решение об установлении публичного сервитута.

Но нужно знать, что наложение сервитута допускается только в отношении земельного участка с наличием определенных границ и государственной регистрации .

Для осуществления регистрации в Росреестр подается пакет документов, включающий в себя следующие бумаги:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • договор об установлении сервитута или решение суда;
  • об оплате ;
  • на землю.

Обратиться за регистрацией может любая из сторон сделки. Пошлина за регистрационные действия установлена и равна:

В какие сроки

После подачи нужной документации в Росреестр в течение 14-18 дней в реестр вносится запись об установлении сервитута. При этом указывается и вид сервитута, и срок его действия.

При получении в оной будет значиться, что земельный участок имеет обременение сервитутом.

Но за регистрацией сервитута можно обратиться и в МФЦ. В этом случае срок регистрации увеличивается до 24-30 дней. Дополнительное время уходит на межведомственное взаимодействие и возможные уточнения.

МФЦ только принимает документы и передает их в Росреестр. Потому при неполном пакете документов период оформления существенно увеличивается.

Что касается периода непосредственного установления сервитута, то здесь все зависит исключительно от сторон.

Если решение принимается по согласованию, то на оформление соглашения может быть достаточно и одного дня.

В случае установления платы определенное количество времени потребуется на проведение оценки и расчет величины платежа.

Когда решение о сервитуте принимается судом, то завершение процесса зависит от того, как быстро истец сможет представить необходимые доказательства.

Примерный отчет об оценке

При наложении сервитута собственник участка несет определенные убытки. Для определения величины таковых при оценке учитываются все факторы, прямо или косвенно влияющие на соразмерную плату.

  • , обремененного сервитутом;
  • степень ограничения пользованием (насколько затруднено свободное использование земли);
  • интенсивность использования обремененной территории;
  • уровень влияния на распоряжение объектом;
  • дополнительные затраты, возникшие по причине наложения сервитута;
  • размер упущенной выгоды вследствие установления сервитута.

При оценке плата определяется на основании расчета величины ущерба, упущенной выгоды и убытков и сравнении таковых со стоимостью земли.

Иногда по итогам оценки величина оплаты имеет отрицательное значение. То есть никакого вреда или ущерба владельцу участка нанесено не было и значит требовать оплаты он не вправе.

По окончании оценочной процедуры составляется отчет об оценке. В нем указываются такие данные:

«Шапка» документа Это название документа, предмет оценки и его идентификационные характеристики. Здесь же указывается, кто подготовил документ и когда
Стандарты Использованные для определения основных направлений оценки
Перечень методов Использованных при проведении оценки соразмерной платы за установление сервитута
Объект оценки Указан конкретный вид обременения и срок, на какой таковое установлено
Текст заключения Включает в себя несколько частей — характеристика устанавливаемого сервитута со ссылкой на договор и кадастровые сведения, сведения о целях и сроках сервитута, подробный расчет с расшифровкой приведенных показателей

Отчет об оценке установленного сервитута становится приложением к договору. Он выступает обоснование суммы, прописанной в соглашении как обязательной к выплате.

При установлении сервитута через суд отчет может становиться доказательством правоты стороны, требующей оплаты.

Видео: земельные споры. Как правильно установить сервитут

На основании отчета суд устанавливает размер оплаты за сервитут. Зная, как проводится оценка, можно рассчитать оплату самостоятельно.

Но процесс этот весьма сложен, поскольку учитывается немало разных факторов. Потому целесообразнее обратиться к профессиональным оценщикам недвижимости.

Прекращение действия

Действие сервитута может прекращаться:

  • по требованию собственника, когда необходимость в сервитуте отпала;
  • по обоюдному соглашению сторон;
  • по истечении сроков действия сервитута;
  • на основании судебного решения, если наличие обременения затрудняет использование участка.

Основанием для прекращения сервитута становится добровольное соглашение сторон или решение суда.

Для получения последнего владельцу участка нужно подать соответствующий иск и доказать, что в ограничении более нет необходимости.

Прекращение сервитута в обязательном порядке регистрируется в Росреестре. В ЕГРН вносится надлежащие данные. В частности на запись о регистрации обременения проставляется специальный штамп о погашении.

Судебная практика

Если рассматривать судебную практику касательно установления сервитута, то обратить внимание нужно на , опубликованное 28.02.2012.

Данное Постановление принималось по конкретному делу, но его положения применимы к институту сервитута в целом.

Один из важных моментов Постановления выражен тем, что подтверждено право судов самостоятельно устанавливать условия сервитутов при разрешении споров.

При этом суд может определять и размер платы. Таковая определяется как совокупный объем упущенной выгоды, понесенных убытков и реализационных расходов.

Также изучение практики указывает на необходимость правильного составления искового заявления в суд об установлении сервитута.

К примеру, владелец земли, по какой проходит ЛЭП, подал иск к собственнику коммуникаций с требованием заключить договор сервитута.

Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа было признано, что ограничение имеет место быть и требование истцу об оплате вполне законно.

Но вместе с тем иск удовлетворен не был, поскольку в законе отсутствуют нормы, по каким можно обязать ответчика заключить соглашение.

Имеют значение и предоставляемые суду доказательства. Так в деле, рассмотренном ФАС Волго-Вятского округа истец требовал обеспечения проезда к промышленному объекту.

При этом рядом с участком истца располагался пустырь, но истец желал обустроить проезд именно через соседский участок.

В иске было отказано, поскольку отсутствовали нужные доказательства, а именно что:

  • через пустырь перемещение невозможно;
  • другие пути, кроме как через соседний участок, отсутствуют;
  • на участке ответчика наличествует транспортная инфраструктура;
  • движение транспорта по территории ответчика не создаст опасности для пребывающих там людей.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация