Кодификация и правила ее проведения. Кодификация законодательства и создание свода законов

Главная / Авто

Кодификация законодательства - это вид систематизации, осуществляется путем переработки и сведения в процессе нормотворчества норм права, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах, в логически согласованную, построенную на научных принципах систему и создание на этой основе нового единого нормативно-правового акта.

Признаками кодификации являются:

1) по консолидация, она всегда является официальной классификацией, что осуществляется в пределах нормотворческой деятельности;

2) результатом кодификации является издание нового (кодифицированного) нормативно-правового акта;

3) в процессе кодификации появляются новые элементы системы права - нормы и институты права, принципиально отличает кодификацию от других видов систематизации;

4) с вступлением в силу кодифицированным актом предыдущие акты, регулирующие аналогичные общественные отношения, теряют силу полностью или в части, противоречащей этому акту.

Результатом кодификации является издание кодифицированного акта - нового сводного нормативно-правового акта, системно и исчерпывающе регулирует определенную сферу общественных отношений - на уровне отрасли или подотрасли права.

Кодифицированные акты составляют тот фундамент, на котором строится новое законодательство. Они упорядочивают нормативно-правовой массив, устраняют имеющиеся противоречия, унифицируют правовой категорийный аппарат, обеспечивают терминологически-языковое единство нормативно-правовых актов.

В отличие от результатов других видов систематизации кодифицированный акт не только упорядочивает действующее законодательство, но и качественно, методологически совершенствует его. Кодекс является свидетельством высокого уровня развития юридической науки и законодательной техники и одновременно мощным толчком к дальнейшим научных исследований соответствующей отрасли, разработка и издание новых нормативно-правовых актов во исполнение его норм. Подготовка к его изданию, как правило, занимает годы и даже десятилетия (так, накопления необходимого научного потенциала, подготовки и непосредственное обработки Германского гражданского уложения заняло почти весь XIX в.).

По уровню переработки и обновления правовых норм исторически сложились два основных метода кодификации: кодификация-компиляция и кодификация-реформа.

Кодификация-компиляция - это метод кодификации законодательства, что предполагает собрание действующих норм права и их приведение в определенную кодифицированную форму без существенных изменений.

Этот метод используется в случае, если целью кодификации является упрощение и унификация законодательства. Многие известные истории кодификаций осуществлено именно по этому методу. Среди них - Русская правда, Соборного уложения 1649 г.., Хозяйственный кодекс Украины.

Кодификация-реформа - это метод кодификации законодательства, предусматривающего собрание норм права и их приведение в определенную кодифицированную форму с существенными изменениями, в частности созданием принципиально новых норм и институтов.

Этот метод является более сложным, более длительным, предусматривает более высокий уровень юридической науки и нормотворческой мастерства. Как правило, он используется на тех этапах реформирования общества, предусматривающие одновременное реформирование правовой системы и достижения не только чисто юридических, но и других целей - утверждение и закрепление новых цивилизационных стандартов, нового типа государственного режима, принципиально новых отношений собственности и тому подобное. Такими кодификациями является Французский гражданский кодекс 1804, известный как Кодекс Наполеона, Германское гражданское уложение 1896 Среди примеров современных отечественных кодификаций-реформ - Гражданский кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины.

Главными видами кодифицированных актов с Основы законодательства и кодексы.

Основы законодательства содержат наиболее общие нормы права и определяют цели и принципы правового регулирования определенной группы общественных отношений. Они выдаются обычно в странах с федеративной формой государственного устройства и имеют целью унификации будущих однотипных законодательных актов субъектов федерации. Такие кодификации выдавались, например, в Российской Федерации в 1993

В национальной правовой системе Украины специфической целью Основ законодательства является закрепление наиболее общих, принципиальных положений, в дальнейшем должны стать стержневыми для новых законов. В настоящее время в Украине действуют основы законодательства о здравоохранении, об общеобязательном государственном социальном страховании. Эти нормативно-правовые акты утверждены законами Украины, содержат нормы прямого действия и является фундаментом для создания соответствующих законов и подзаконных актов.

Кодекс является единственным, возведенным, юридически и логически целостным, внутренне согласованным нормативно-правовым актом. Он обеспечивает на научной основе полное, обобщенное и системное регулирование соответствующей отрасли или подотрасли права.

В настоящее время действующими являются 22 кодексы Украины: Гражданский, Семейный, Земельный, Жилищный, законов о труде, Хозяйственный, Уголовный, об административных правонарушениях, Бюджетный, Налоговый, Таможенный, Гражданский процессуальный, административного судопроизводства, Хозяйственный процессуальный, Уголовный процессуальный, Уголовно-исполнительный, Воздушный, Лесной, о недрах, Водный, торгового мореплавания, защиты. Законодательная деятельность по кодификации законодательства является непрерывной. Так, на стадии проработки находятся проекты Трудового, Избирательного кодексов Украины, а также изменений в действующие кодексы.

Кодексы является важным фактором стабильности системы законодательства, национальной правовой системы в целом. Они действуют, как правило, в течение многих лет. Нормы других нормативно-правовых актов, даже законов не должны противоречить соответствующим кодексам. Так, согласно ч. 2 ст. С ЗК Украины земельные отношения регулируются этим Кодексом и другими нормативно-правовыми актами, если они не противоречат настоящему Кодексу. Согласно ч. 2 ст. 4 ГК Украины, если субъект права законодательной инициативы подал в Верховную Раду Украины проект закона, который регулирует гражданские отношения иначе, чем этот Кодекс, он обязан одновременно подать проект закона о внесении изменений в настоящий Кодекс, причем оба проекта рассматриваются Верховной Радой Украины одновременно. Указанными нормами законодатель определяет особое место кодексов в системе законодательства, обеспечивающего стабильность правового регулирования.

Основными видами кодификаций является отраслевая и специальная.

Отраслевая кодификация осуществляется на уровне определенной отрасли законодательства. ее результатам в Украине издания, например, ЦК, УК, ГПК, УПК.

Специальная кодификация осуществляется в пределах определенной подотрасли законодательства. В результате проведения этого вида кодификации в Украине выдано, например, Бюджетный, Налоговый, Таможенный кодексы.

Особым видом систематизации законодательства является создание свода законов - собрание в одном нормативно-правовом акте всего действующего законодательства государства, расположенного в хронологическом порядке или по отраслям права.

Этот систематизированный акт отличается такими главными признаками:

1) он всегда является официальным источником нормативно-правовых актов, поскольку выдается от имени и по поручению органа законодательной власти;

2) свод законов имеет приоритет перед всеми предыдущими официальными публикациями законов, содержит их действующую редакцию;

3) он является собранием всех действующих законов без исключения (а не кодификацией по отраслевому принципу)

4) этот вид систематизации предполагает большую предварительную законотворческую работу по согласованию норм права, устранения коллизий и пробелов в законодательстве, отмены устаревших норм, объединения законов, регулирующих одинаковые вопросы, в единые законодательные акты и тому подобное.

Деятельность по разработке свода законов имеет свойства консолидации и кодификации, он занимает отдельное, особое место среди других результатов систематизации. Работа по подготовке и изданию свода законов является длительной, тяжелой, предусматривает чрезвычайно высокий уровень юридической науки и законодательной техники.

Истории юриспруденции известны реальные примеры создания таких универсальных актов. Первым из них считается древнеримский Свод законов Юстиниана, в XVI в. получил название Corpus juris civilis - Свод гражданских законов. В истории русского права первым и самым известным полноценным актом такого типа был Свод законов Российской империи 1833 Он состоял из 16 больших томов, содержал в хронологическом порядке все законы Российской империи, начиная с Соборного уложения 1649, и был признан единственным действующим законодательным актом страны.

Следует отметить, что кодификации является важным показателем уровня прогресса человечества, образцом юридической мысли. Почетное место в сокровищнице мировой культуры занимают первый из выдающихся кодексов - вавилонский кодекс Хаммурапи, оригинал которого в виде базальтовой стелы сохраняется в Дувре (Париж), римские Законы XII таблиц и Corpus juris civilis, Русская правда - памятник средневековой отечественной юридической мысли, знаменитые кодификации XIX в. - Кодекс Наполеона, Германское гражданское уложение, Свод законов Российской империи и др. Эти образцы систематизации законодательства являются выдающимися памятниками не только юридической мысли, но и мировой цивилизации в целом.

Вопрос о систематизации российского законодательства не сходил с повестки дня на протяжении всего XVIII в. и начала XIX в При императоре Николае I систематизация, наконец, была осуществлена и оформлена система российского права, в своей основе сохранившаяся до 1917 г Речь идет, прежде всего, о Своде законов (1832 г.) и Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.).

Главную цель кодификации Николай видел в том, чтобы, не вводя никаких «новшеств», упорядочить российское законодательство и тем самым обеспечить более четкую законодательную основу российского абсолютизма. Для этого было учреждено II отделение императорской канцелярии во главе с профессором права Петербургского университета М. А. Балугьянским, но практически всю работу по кодификации проводил М. М. Сперанский, определенный к нему в «помощники».

По плану Сперанского кодификация законов должна была пройти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича 1649 г. и до конца царствования Александра I; на втором -- издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений; на третьем этапе предусматривалось составление и издание «Уложения» - нового систематического свода действующего законодательства, «с дополнениями и исправлениями, сообразно правам и обычаям и действительным потребностям государства».

Из архивов Сената, Синода, коллегий и министерств было доставлено и просмотрено свыше 3 тыс. рукописных и печатных фолиантов, содержавших указы, манифесты, рескрипты, уставы, постановления. Все подготовленные к изданию акты сверялись с подлинниками, затем при формировании томов располагались в строго хронологическом порядке. При II отделении работала собственная типография, в которой печаталось многотомное «Полное собрание, законов Российской империи». В течение 1828 -- 1830 гг. было издано 45 объемистых томов и 3 тома указателей и приложений к ним. Они составили «Первое собрание», в которое вошла 31 тыс. законодательных актов за 1649--1825 гг. Кроме того, были изданы еще 6 томов законов, вышедших с конца 1825 по 1830 г., -- этими томами начиналось «Второе собрание», включавшее законы, изданные в царствования Николая I и Александра II.

Однако в строгом смысле слова его нельзя назвать «полным». Как установлено историками российского законодательства, в него за первую четверть XVIII в. вошла лишь треть законодательных актов, а за вторую четверть XVIII в. - не более пятой их части. Полнее представлено законодательство Екатерины II и Павла I. Почти полностью включены законы, изданные во время царствования Александра I. О включении в «Полное собрание» ранее не публиковавшихся законов принимал решение сам Николай I, который предварительно знакомился с их содержанием.

Одновременно на основе «Полного собрания законов» готовился и «Свод законов Российской империи». При его составлении изымались законы, утратившие силу или замененные последующими актами. Проводилась и текстовая обработка статей «Свода». При этом все исправления, а тем более дополнения, делались только с санкции императора, контролировавшего весь ход кодификации. В 1832 г. «Свод» был издан в 15 томах, заключавших в себе 40 тыс. статей. Государственный совет 19 января 1833 г. одобрил «Свод», а Николай I наложил резолюцию: «Свод рассматривать как исключительно положительный закон». В царствование Николая I он с необходимыми дополнениями издавался в 1834, 1839 и 1842 гг. Кроме того, были изданы подготовленные Сперанским «Свод военных постановлений», «Свод законов Остзейских и Западных губерний» и «Свод законов Великого княжества Финляндского».

Во второй четверти XIX в. велись и другие кодификационные работы, которые начались сразу после издания Свода законов. Параллельно с подготовкой Уложения о наказаниях с 1839г. велись работы по составлению Устава уголовного судопроизводства. К числу материалов по его подготовке относится записка Блудова 1844г об улучшении следствий процессуального законодательства. Цель предложений Блудова состояла в том, чтобы обеспечить более или менее правильное применение Уложения о наказаниях судебными чиновниками, а также ограничить произвол последних.

В 1845 г. Блудов докладывал императору, что в текущем году «главнейшею и первою работой» II Отделения являлось «окончательное приготовление материалов для устава о производстве дел по преступлениям и проступкам и потом самое начертание сего устава».

В 1850 г. были готовы первые четыре части уголовно-процессуального кодекса. В 1852 г. работа над проектом «Устава судопроизводства по преступлениям и проступкам в Империи» была завершена. Процесс по существу изменен не был: он сохранил инквизиционный характер, о суде присяжных даже не упоминалось. К числу улучшений относились предоставление подсудимому возможности знакомиться с материалами дела, обжаловать приговор, приглашать в судебное заседание родственников и друзей. Из 15-ти особых судопроизводств оставлялось 3: о преступлениях по должности, государственных и религиозных. Был учрежден особый Комитет для рассмотрения проекта, обсуждение затянулось и к началу нового царствования закончено не было. Летом 1855 г. оно продолжалось. Блудов предложил использовать проект для составления процессуального кодекса Царства Польского. Этот же проект фигурирует в деле подготовки судебной реформы.

Как совершенно верно отметила И.В. Ружицкая «заслуга данных проектов в том, что именно они подготовили законодательную основу дальнейшего судебного реформирования: они стали «базой для коренной переработки законодательства в сфере уголовного процесса при подготовке актов судебной реформы 1864 г., прежде всего, Устава уголовного производства»».

При Николае I были изданы также «Полное собрание духовных узаконений в России со времени учреждения Святейшего Синода», «Собрание морских узаконений от 1845 по 1851 г.» и «Свод законов кочевых инородцев Восточной Сибири».

Таким образом, кодификация законов, проведенная при Николае I, несомненно упорядочила российское законодательство. Издание Свода законов имело огромное значение не только для дальнейшего развития русского права и судопроизводства. Свод стал шагом к правовому государству, а также базой для реформ 1860-х гг.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно - правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация сопровождается нормативных актов обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.

Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации:

1. Первый вид - это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов» (например, свод законов того или иного государства)

2. Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы)

3. Специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).

Специфическим видом систематизации законодательства является консолидация. Ее цель - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства.

На базе консолидированного законодательства должны проводиться все инкорпорационные операции по формированию тех или иных сводных актов, где в доступной для всех форме дано полное и четкое представление о действующем законодательстве. Избавляя его от чрезмерной раздробленности, консолидация тем самым способствует объединению на этой основе общих положений текущего правотворчества в родственные группы. Особую актуальность эта форма систематизации приобрела в сфере ведомственного правотворчества.

Выделяют три основные виды кодификационных актов:

1. Основы законодательства - это нормативно - правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;


2. Кодекс - наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, - и общие принципы, регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу.

3. Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством). На основании наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная отрасль. Однако наличие кодифицированного акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко. Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в законодательстве об охране природы).

Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства. Отсюда, разумеется, не следует, что до принятия кодифицированного акта об отрасли вообще нельзя говорить. Развитие и становление отрасли - процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли.

Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода - задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации - удел практики.

Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны.

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: кодификация представляет собой такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;

2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;

6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.

Кодификация

Кодификация - упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, а также для облегчения цитирования, ссылок при работе с данным текстом. Кодификация играет важную прогрессивную роль в истории различных древних и современных текстов. Кодификация постоянно используется людьми для составления дайджестов, книг, журналов и т. д.

Кодификация в юриспруденции - это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

Кодификационный акт отличается качественной новизной содержащихся в нем нормативно-правовых положений. Это новый акт как по форме, так и по своему нормативно-правовому содержанию и характеру. Некоторые кодификационные акты, например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс РФ и т.д., носят общеотраслевой характер и включают в себя все основные нормы соответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой подотрасли (например Бюджетный кодекс, Таможенный кодекс Таможенного союза и т.д.) или института (например Устав железных дорог, Устав патрульно-постовой службы и т.д.).

  1. юр. Систематизация законов государства по отдельным отраслям права, обычно с пересмотром имеющегося и отменой устаревшего законодательства.
  2. лингв. Упорядочение норм языка и их фиксация в справочниках, словарях, грамматиках и т. п.

(Толковый словарь иноязычных слов. Л. П. Крысин).

  1. Систематизация, приведение к общему знаменателю разрозненных норм морали (М. В. Гуреев, доцент НовГУ).

В религии, философии

  • Кодификация Библии
  • Окончательная Кодификация Корана в 656 г. Зейдом.
  • Кодификация трудов античных философов: Платона, Аристотеля и т. д.

В праве

Кодификация - деятельность компетентных государственных органов, направленная на переработку несистематизированного правового массива, заключающаяся в создании новых нормативно-правовых актов, содержащих в себе гармонизированные и взаимосвязанные нормы. Один из видов систематизации нормативных актов .

  • Кодификация римского права, проведённая Адрианом совместно с юристом Сальвием Юлианом в 138 г.
  • Кодификация римского права императором Византии Юстинианом Великим, создание Кодекса Юстиниана
  • Составление сборников законов (см. Кодекс)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Кодификация" в других словарях:

    - (ново лат., этим. см. пред. слово). Составление, систематическое объединение законов страны. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОДИФИКАЦИЯ новолатинск.; этимологию см. Кодификатор. Составление свода… … Словарь иностранных слов русского языка

    Кодификация - упорядочение юридических норм в процессе правотворческой деятельности, издание на этой основе единого, юридически и логически цельного кодифицированного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.). Современное понимание кодификации отлично от… … Элементарные начала общей теории права

    кодификация - и, ж. codification <лат. codificatio. Приведение в систему, в один свод (кодекс) различных законов и постановлений. БАС 1. Что ни говорите, а нам более нежели другим народам нужна кодификация, ибо при рассмотрении старых законов, при… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КОДИФИКАЦИЯ, кодификации, жен. (лат. codificatio) (юр., офиц.). Сведение в одно систематическое целое (в кодекс) всей совокупности действующих законов, изданных за какой нибудь период времени. Кодификация законов о браке. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

    Узаконение, систематизация, классификация Словарь русских синонимов. кодификация сущ., кол во синонимов: 3 классификация (24) … Словарь синонимов

    Деятельность право творческих органов государства по созданию нового, систематизированного нормативно правового акта; осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства. В процессе К. отбрасывается устаревший… … Юридический словарь

    От лат. codificatio систематизация, упорядочение информации, документов с присвоением им уникального кода, шифра. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Форма систематизации законодательства, результат которой составление нового сводного акта (напр., кодекса, устава) … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. codificatio) систематизация, упорядочение информационных, уч етно статистических материалов, документов посредством их кодирования. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.:… … Экономический словарь

    КОДИФИ ИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что (спец.). Классифицируя, свести (сводить) в кодекс (в 1 знач.). К. законы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Кодификация Российского частного права 2015 , . Книга посвящена актуальным проблемам частного права, связанным с новейшей кодификацией российского законодательства в этой области. В ней раскрывается значение кодификации законодательства,…

Для этого были веские основания: действительно, лучшим способом устранить путаницу со множеством актов является их объединение с отбором, переработкой и согласованием всех необходимых норм.

Однако создание кодекса — дело не только не легкое, но и не быстрое. Практический опыт показывал, что иногда лучше интегрировать множество актов в один без их коренной переработки и дело улучшится, чем годами приближаться к созданию кодекса. Так возник новый вид систематизации — консолидация, занимающая очень близкое положение к кодификации. В 1990-е гг. ученые включили консолидацию в предмет своего изучения.

Одновременно с этим началась переоценка собственно кодификации. Так, В. К. Бабаев полагает, что кодификация относится скорее к , нежели к систематизации.

К этой позиции стоит присоединиться и выдвинуть следующие аргументы:

  • систематизация имеет дело с законодательными актами. В процессе же создания кодекса дело приходится иметь с правовыми предписаниями;
  • для создания кодекса используется сугубо правотворческий инструментарий, касающийся построения содержания, структуры, логики нормативного акта, использования языка. При инкорпорации эти инструменты не используются.

Таким образом, систематизировать можно лишь то, что имеется. Тем не менее если создание кодекса позволяет расчистить правовое поле от завалов и нагромождений нормативных актов, то с этой стороны кодификацию можно считать способом упорядочения нормативных документов. Но это только с точки зрения эффекта, который позволяет достичь кодификация, но не исходя из ее сущности.

Понятие кодификации

Кодификация — в интеллектуальном плане самый трудный вид систематизации. Не случайно создание кодекса занимает довольно длительный период и требует объединения усилий множества высококвалифицированных специалистов. Например, для подготовки ныне действующего Гражданского кодекса РФ был создан Центр частного права, где были собраны лучшие специалисты в области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового, Семейного, Уголовно-процессуального и т. д.) также формировались большие коллективы из видных ученых России, опытных практических работников и др.

Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

Таково понимание кодификации в российской правовой науке. Теперь обратимся к зарубежному опыту.

В Европейском Союзе существует слишком вольное понимание кодификации: это издание любых нормативных актов органами Евросоюза (инструкций, директив, постановлений и др.).

Во Франции — центре романо-германской семьи права — кодификацию понимают в узком и широком смысле. В узком смысле кодификация — это процесс создания классических кодексов, в широком — процесс объединения нормативных актов в единый документ, где законодательные нормы, по существу, не пересматриваются, устраняются только противоречия между ними, отсекаются устаревшие положения и т. п. Более того, некоторые французские ученые и соединение нормативных актов в единый сборник готовы считать кодификацией. Здесь уже практически стирается разница между видами систематизации. Однако нельзя сказать, что они не правы. Слово «кодекс» в переводе с латыни означает «книга», и тогда получается, что создание системного сборника нормативных актов правомерно называть кодексом.

И все же слова «кодификация», «кодекс» все больше употребляются в специальном смысле: как совокупность разрозненных правовых норм, приведенных в форму единого целого.

С развитием общества увеличиваются языковые возможности людей. Это позволяет использовать множество терминов для дифференциации различных правовых явлений. Вряд ли стоит обозначать единым термином «кодификация» различные виды систематизации. Поэтому использование в российской правовой науке слова «кодификация» в специфическом смысле представляется оправданным.

Особенности кодификации

Кодификация существенно отличается от других видов . Рассмотрим ее признаки:

  • целью кодификации является создание единого и согласованного нормативного акта;
  • кодекс — это фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет существование других видов нормативных актов, более того — предполагает их необходимость;
  • цельность кодексу придает не только однородность регулируемых им общественных отношений (его предмет), но и специфический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы отрасли права;
  • кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки;
  • при кодификации приходится иметь дело с правовыми предписаниями, нормами права, институтами права. Именно они являются ее предметом;
  • собранные правовые предписания перерабатываются основательно, т. е. они могут быть изменены, дополнены, преобразованы. На их основе или только с их учетом могут быть созданы новые правовые предписания;
  • все правовые предписания, намеченные для включения в кодекс, требуется увязать и расположить по заранее разработанной логической схеме;
  • кодификация имеет определенные ограничения , которые должны быть приняты во внимание:
  • время существования отрасли, института, ставших объектами кодификации (лишь «старые» отрасли, накопившие значительный нормативный массив, могут быть кодифицированы);
  • скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации (быстро изменяемые жизненные ситуации, например пенсионные, вряд ли могут быть кодифицированы);
  • результаты кодификации всегда имеют официальный характер. Только законодательный орган (Федерации или ее субъекта), по статусу самый компетентный в области правотворчества государственный орган, может дать жизнь кодексу и принять его в качестве закона;
  • кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов;
  • кодифицированные законы, хотя и считаются по юридической силе равноправными с законами некодифицированными, но такой подход противоречит одному из основных правил юридической техники: специальный закон имеет преимущество перед законом общим. Кодекс не всегда регулирует все тонкости общественных отношений. И если по этой причине приходится издавать закон более детальный и специализированный, нет никаких оснований оказывать преференции кодифицированному акту. Несмотря на это кодексы в системе законов занимают видное место и имеют большой авторитет. В настоящее время такую позицию принимает все большее число ученых.

Технико-юридические правила кодификации

Поскольку по своей сути кодификация относится к правотворчеству и лишь (исходя из ее результатов) примыкает к систематизации, правила се проведения в большей мере входят в правотворческую технику. Инструменты формирования содержания кодекса и его оформления во многом сходны с теми, которые применяются при создании других нормативных актов (они рассмотрены в гл. 6 и 7). Уточним их применительно к кодификационной работе:

  • это очень сложная и высокозатратная работа. Поэтому она должна начинаться только тогда, когда вынесено решение государственного органа о ее проведении и финансировании. Именно государственный орган берет на себя решение вопроса, необходима ли кодификация;
  • создание рабочего коллектива — задача не из легких. В нем должны быть собраны профессионалы высокого класса, причем разного профиля: и ученые — юристы, лингвисты, политологи, специалисты в той сфере жизни, которая стала объектом кодификации, и политики, и практические работники с большим опытом;
  • план работы коллектива должен быть разбит на этапы с указанием примерных сроков выполнения работ на каждом из них;
  • необходимы распределение обязанностей между членами рабочего коллектива и определение этапа включения их в работу;
  • важны сбор и отбор нормативного материала, подлежащего кодификации;
  • важно обобщение зарубежного опыта в сфере законодательства, являющейся объектом законопроектных работ;
  • необходимы предварительный анализ нормативного материала и решение вопроса о целесообразности кодификации. Создание кодекса не может быть просто модной затеей, реализацией чьей-то идеи или политических амбиций. Кодификацию следует начинать только тогда, когда это целесообразно и тем более если проявляются негативные явления, связанные с ее отсутствием.

Например, в области избирательного права накопился довольно значительный нормативный объем. Центром избирательного законодательства является довольно мощный Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Но по своему содержанию он таков, что пользоваться им крайне затруднительно. Возникла настоятельная потребность в создании избирательного кодекса, не только объединяющего, но и упрощающего многие законодательные положения проведения выборов;

  • следует изучить реальную обстановку в стране и определить объективные и субъективные факторы, которые могут сказаться на действии будущего кодекса.

Например, создатели Трудового кодекса РФ, изучив социальную обстановку в стране, не пошли на радикальные изменения в регулировании трудовых отношений, а остановились на принятии в 2001 г. упрошенного варианта Кодекса, в большей мерс сохранившего прежние традиции в сфере труда. Прошло несколько лет, обобщен опыт его применения. Сегодня уже есть понимание того, что в регулировании трудовых отношений надо идти дальше;

  • важны анализ собранных для переработки нормативных актов и вычленение нормативных предписании, которые войдут в кодекс. Одним из важных моментов является решение вопроса, однородные ли общественные отношения они регулируют; в противном случае кодекс не будет цельным актом, а больше будет походить на консолидированный акт.

Кодекс РФ об административных правонарушениях по содержанию четко делится на две части: материально-правовые и процессуальные нормы. Понятно, что они связаны друге другом. Но направленность этих двух видов норм разная: охранительная и процессуальная. Если подходить к кодификации профессионально, то следовало бы нормы, закрепляющие порядок зашиты административно-правовых отношений, оформить в виде особого нормативного акта — административно-процессуального кодекса;

  • нормативные предписания, отобранные для переработки, должны быть классифицированы по вопросам, которые предположительно должны найти отражение в будущем кодексе. Эта классификация должна стать основой разработки структуры кодекса;
  • самый ответственный этап — составление текста проекта кодекса, формулирование его статей. Здесь, как правило, не удается обойтись классификацией отобранных и переработанных нормативных предписаний. Приходится их дополнять новыми нормативными предписаниями , как бы восполнять имеющиеся пробелы в правовом регулировании этой сферы общественных отношений. Одному человеку это, конечно, не по силам. Распределение структурных элементов текста между составителями должно проводиться с учетом их желания, которое обычно определяется их компетентностью в том или ином вопросе;
  • текст проекта должен подвергнуться широкому обсуждению среди научной общественности. Возможно, отдельные вопросы (скорее, социального характера), регулируемые проектом, следует вынести и на суд широкой общественности;
  • после этого проект кодекса должен пройти всестороннюю экспертизу различного профиля (юридическую, лингвистическую, логическую, политологическую и др.);
  • далее проекту — кодекса с учтенными замечаниями предстоит утверждение на комиссии по кодификации;
  • обычно проводится отраслевая кодификация. Однако может быть осуществлена институциональная кодификация, только в ее названии не всегда используется термин «кодекс» (например, Лесной кодекс РФ, но «Закон о несостоятельности (банкротстве)», Правила дорожного движения). Из истории известны общеправовые кодификации, например Соборное уложение. В настоящее время в развитых странах в силу возросшей сложности и специализации правового регулирования они не используются.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация