Положение о федеральной службе по труду и занятости. Законодательная база российской федерации. Положение о Федеральной службе по труду и занятости
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2004 г. N 324
ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЕ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемое
Положение о Федеральной службе по труду и
занятости.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2004 г. N 324
ПОЛОЖЕНИЕ
О
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
I. Общие положения
1. Федеральная служба
по труду и занятости является федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и
надзору в сфере труда, занятости и
альтернативной гражданской службы, по
оказанию государственных услуг в сфере
содействия занятости населения и защиты от
безработицы, трудовой миграции и
урегулирования коллективных трудовых
споров.
2. Федеральная служба по труду и
занятости находится в ведении Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации.
3. Федеральная
служба по труду и занятости
руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации,
нормативными правовыми актами
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации,
а также настоящим Положением.
4.
Федеральная служба по труду и занятости
осуществляет свою деятельность
непосредственно и через свои
территориальные органы и государственные
учреждения службы занятости (центры
занятости населения) во взаимодействии с
другими федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
II.
Полномочия
5. Федеральная служба по труду
и занятости осуществляет следующие
полномочия:
5.1. осуществляет
государственный надзор и контроль за
соблюдением:
5.1.1. трудового
законодательства и нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права;
5.1.2. установленного порядка расследования
и учета несчастных случаев на
производстве;
5.2. осуществляет контроль
за:
5.2.1. обеспечением государственных
гарантий в области занятости населения;
5.2.2. приемом на работу инвалидов в пределах
установленной квоты;
5.2.3. регистрацией
инвалидов в качестве безработных;
5.2.4.
прохождением гражданами альтернативной
гражданской службы и увольнением с нее;
5.3. регистрирует:
5.3.1. граждан в целях
поиска подходящей работы и безработных
граждан;
5.3.2. в уведомительном порядке
отраслевые соглашения, заключенные на
федеральном уровне социального
партнерства;
5.4. оказывает в
соответствии с законодательством
Российской Федерации следующие
государственные услуги:
5.4.1. содействие
гражданам в поиске подходящей работы, а
работодателям в подборе необходимых
работников;
5.4.2. информирование о
положении на рынке труда;
5.4.3.
организация профессиональной ориентации
граждан в целях выбора сферы деятельности
(профессии), трудоустройства,
профессионального обучения;
5.4.4.
психологическая поддержка,
профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации
безработных граждан;
5.4.5. осуществление
социальных выплат гражданам, признанным в
установленном порядке безработными;
5.4.6. организация проведения оплачиваемых
общественных работ;
5.4.7. организация
временного трудоустройства граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы;
5.4.8. социальная адаптация безработных
граждан на рынке труда;
5.4.9. содействие
самозанятости населения;
5.4.10. выдача
работодателям заключений о привлечении и
использовании иностранных работников;
5.4.11. содействие гражданам в переселении для
работы в сельской местности;
5.4.12.
содействие в разрешении коллективных
трудовых споров;
5.4.13. организация
подготовки трудовых арбитров,
специализирующихся в разрешении
коллективных трудовых споров;
5.5.
осуществляет:
5.5.1. проверки,
обследования, выдачу обязательных для
исполнения предписаний об устранении
нарушений, привлечение виновных к
ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
5.5.2. рассмотрение в соответствии с
законодательством Российской Федерации
дел об административных правонарушениях;
5.5.3. принятие мер по устранению
обстоятельств и причин выявленных
нарушений и восстановлению нарушенных
трудовых прав граждан;
5.5.4.
информирование и консультирование
работодателей и работников по вопросам
соблюдения трудового законодательства и
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права;
5.5.5. обобщение
практики применения и анализ причин
нарушений трудового законодательства и
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, законодательства о
занятости и альтернативной гражданской
службе, а также подготовку соответствующих
предложений по их совершенствованию;
5.5.6. анализ состояния и причин
производственного травматизма и
разработку предложений по его
профилактике;
5.5.7. реализацию
территориальных программ,
предусматривающих мероприятия по
содействию занятости населения, включая
программы содействия занятости граждан,
находящихся под риском увольнения, а также
граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске
работы;
5.5.8. принятие решения о переводе
гражданина, проходящего альтернативную
гражданскую службу, из одной организации в
другую;
5.5.9. подготовку плана
направления граждан на альтернативную
гражданскую службу;
5.6. осуществляет
функции главного распорядителя и
получателя средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание Службы и
реализацию возложенных на нее функций;
5.7. обеспечивает в пределах своей
компетенции защиту сведений, составляющих
государственную тайну;
5.8. организует
прием граждан, обеспечивает своевременное
и полное рассмотрение обращений граждан,
принимает по ним решения и направляет
заявителям ответы в установленный
законодательством Российской Федерации
срок;
5.9. представляет в установленном
порядке в судебных органах права и законные
интересы Российской Федерации по вопросам,
отнесенным к компетенции Службы;
5.10.
обеспечивает мобилизационную подготовку
Службы, а также контроль и координацию
деятельности территориальных органов и
государственных учреждений службы
занятости, находящихся в ее ведении, по их
мобилизационной подготовке;
5.11.
осуществляет профессиональную подготовку
работников центрального аппарата Службы,
территориальных органов и государственных
учреждений службы занятости, находящихся в
ее ведении, их переподготовку, повышение
квалификации и стажировку;
5.12.
осуществляет в соответствии с
законодательством Российской Федерации
работу по комплектованию, хранению, учету и
использованию архивных документов,
образовавшихся в процессе деятельности
Службы;
5.13. взаимодействует в
установленном порядке с органами
государственной власти иностранных
государств и международными организациями
в установленной сфере деятельности;
5.14.
проводит в установленном порядке конкурсы
и заключает государственные контракты на
размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для нужд
Службы, а также на проведение
научно-исследовательских работ для иных
государственных нужд в установленной сфере
деятельности;
5.15. осуществляет иные
функции в установленной сфере
деятельности, если такие функции
предусмотрены федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации или Правительства
Российской Федерации.
6. Федеральная
служба по труду и занятости с целью
реализации полномочий в установленной
сфере деятельности имеет право:
6.1.
организовывать проведение необходимых
обследований, испытаний, экспертиз,
анализов и оценок, а также научных
исследований по вопросам осуществления
надзора и контроля, оказания
государственных услуг в установленной
сфере деятельности;
6.2. давать
юридическим и физическим лицам разъяснения
по вопросам, отнесенным к компетенции
Службы;
6.3. запрашивать и получать
сведения, необходимые для принятия решений
по вопросам, отнесенным к компетенции
Службы;
6.4. привлекать в установленном
порядке для проработки вопросов
установленной сферы деятельности научные и
иные организации, ученых и специалистов;
6.5. применять предусмотренные
законодательством Российской Федерации
меры ограничительного, предупредительного
и профилактического характера,
направленные на недопущение и (или)
ликвидацию последствий нарушений
юридическими лицами и гражданами
обязательных требований в установленной
сфере деятельности;
6.6. осуществлять
контроль за деятельностью территориальных
органов Службы и государственных
учреждений службы занятости, находящихся в
ее ведении;
6.7. создавать совещательные
и экспертные органы (советы, комиссии,
группы, коллегии) в установленной сфере
деятельности;
6.8. разрабатывать и
утверждать в установленном порядке образцы
удостоверений государственных инспекторов
труда.
7. Федеральная служба по труду и
занятости не вправе осуществлять в
установленной сфере деятельности
нормативно-правовое регулирование, кроме
случаев, устанавливаемых указами
Президента Российской Федерации и
постановлениями Правительства Российской
Федерации, а также управление
государственным имуществом и оказание
платных услуг.
Установленные абзацем
первым настоящего пункта ограничения
полномочий Службы не распространяются на
полномочия руководителя Федеральной
службы по труду и занятости по управлению
имуществом, закрепленным за Службой на
праве оперативного управления, решению
кадровых вопросов и вопросов организации
деятельности Службы, контролю деятельности
в возглавляемой им Службе (ее структурных
подразделениях, территориальных органах и
государственных учреждениях службы
занятости, находящихся в ее ведении).
III.
Организация деятельности
8. Федеральную
службу по труду и занятости возглавляет
руководитель, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Правительством
Российской Федерации по представлению
Министра здравоохранения и социального
развития Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по труду и
занятости несет персональную
ответственность за осуществление
возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по труду и
занятости имеет заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности
Министром здравоохранения и социального
развития Российской Федерации по
представлению руководителя Службы.
Количество заместителей руководителя
Федеральной службы по труду и занятости
устанавливается Правительством Российской
Федерации.
9. Руководитель Федеральной
службы по труду и занятости:
9.1.
распределяет обязанности между своими
заместителями;
9.2. представляет
Министру здравоохранения и социального
развития Российской Федерации:
9.2.1.
проект положения о Службе;
9.2.2.
предложения о предельной численности и
фонде оплаты труда работников центрального
аппарата и территориальных органов
Службы;
9.2.3. предложения о назначении на
должность и об освобождении от должности
заместителей руководителя Службы;
9.2.4.
предложения о назначении на должность и об
освобождении от должности руководителей
территориальных органов Службы;
9.2.5.
проект положения о территориальных органах
Службы;
9.2.6. проект ежегодного плана и
прогнозные показатели деятельности Службы,
а также отчет об их исполнении;
9.2.7.
предложения по формированию проекта
федерального бюджета в части финансового
обеспечения деятельности Службы;
9.2.8.
предложения о присвоении почетных званий и
награждении отличившихся работников
центрального аппарата Службы, ее
территориальных органов и государственных
учреждений службы занятости, находящихся в
ведении Службы;
9.3. назначает на
должность и освобождает от должности
работников центрального аппарата Службы и
заместителей руководителей ее
территориальных органов;
9.4. решает в
соответствии с законодательством
Российской Федерации о государственной
службе вопросы, связанные с прохождением
федеральной государственной службы в
Федеральной службе по труду и занятости;
9.5. утверждает структуру и штатное
расписание аппарата Службы в пределах
установленных Правительством Российской
Федерации фонда оплаты труда и численности
работников, смету расходов на ее содержание
в пределах утвержденных на соответствующий
период ассигнований, предусмотренных в
федеральном бюджете;
9.6. утверждает
численность и фонд оплаты труда работников
территориальных органов Службы в пределах
показателей, установленных Правительством
Российской Федерации, а также смету
расходов на их содержание в пределах
утвержденных на соответствующий период
ассигнований, предусмотренных в
федеральном бюджете;
9.7. назначает на
должность и освобождает от должности
руководителей государственных учреждений
службы занятости, находящихся в ведении
Службы, заключает, изменяет и расторгает с
ними трудовые договоры;
9.8. на основании
и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов
Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
издает приказы по вопросам, отнесенным к
компетенции Службы.
10. Финансирование
расходов на содержание аппарата
Федеральной службы по труду и занятости,
территориальных органов и государственных
учреждений службы занятости, находящихся в
ведении Службы, осуществляется за счет
средств, предусмотренных на эти цели в
федеральном бюджете.
11. Федеральная
служба по труду и занятости является
юридическим лицом, имеет печать с
изображением Государственного герба
Российской Федерации и со своим
наименованием, иные печати, штампы и бланки
установленного образца, а также счета,
открываемые в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
12. Место нахождения Федеральной службы
по труду и занятости - г. Москва.
Росавтодора от 29.06.2004 n ФДА-28/366-ис О РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ИЗЪЯТЫЕ И ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "> Росавтодора от 29.06.2004 n ФДА-28/366-ис О РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ИЗЪЯТЫЕ И ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ »
«Государственную службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы государственные службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости и своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда, созданной в 1919 году, а также соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.
На деятельность этих служб государство возложило следующие задачи:
1) оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;
2) предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;
3) организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирования незанятых граждан;
4) оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
5) регистрировать безработных;
6) выплачивать пособия по безработице и других видов материальной помощи; 7) оформление досрочного выхода на пенсию;
8) разрабатывать программы занятости и мероприятия по социальной защите различных групп населения»
Таким образом, федеральный институт выполняет главные задачи по труду и занятости.
«В соответствии с «Положением о Федеральной службе по труду и занятости», Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Функции Федеральной службы по труду и занятости:
1. Осуществление государственного надзора и контроля за выполнением трудового законодательства работодателями;
2. Оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
3. Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
4. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;
5. Организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
6. Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.
Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.»
Федеральная служба по труду и занятости наделена следующими полномочиями:
Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
Осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения;
Осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее, расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;
Регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;
Регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
Рассматривает дела об административных правонарушениях;
Информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Обобщает практику применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, а также подготавливает соответствующие предложения по их совершенствованию;
Анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике;
Реализует федеральные программы в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;
Реализует меры активной политики занятости населения;
Осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
Содействует урегулированию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
Ведет базы данных по учету трудовых арбитров;
Информирует о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
Осуществляет государственную экспертизу условий труда;
Формирует и ведет регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
Анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
Участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;
Взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.»
Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.»
Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости призвана осуществлять государственный надзор, контроль за выполнением работодателей трудового законодательства и содействие гражданам в поиске работы.
занятость население труд государственный
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (ред. от 21.02.2018) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости"
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2901; 2007, N 37, ст. 4455; 2008, N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 146; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; 2012, N 1, ст. 171; N 15, ст. 1790; N 26, ст. 3529; 2013, N 33, ст. 4385; N 45, ст. 5822; 2014, N 32, ст. 4499; 2015, N 2, ст. 491; N 16, ст. 2384);
Не действует Редакция от 30.06.2004
Наименование документ | ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ" |
Вид документа | постановление, положение |
Принявший орган | правительство рф |
Номер документа | 324 |
Дата принятия | 16.07.2004 |
Дата редакции | 30.06.2004 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | не действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ"
ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
I. Общие положения
1. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия5. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:
5.1.1. трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
5.1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
5.2. осуществляет контроль за:
5.2.1. обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
5.2.2. приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
5.2.3. регистрацией инвалидов в качестве безработных;
5.2.4. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
5.3. регистрирует:
5.3.1. граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
5.3.2. в уведомительном порядке отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;
5.4. оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие государственные услуги:
5.4.1. содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
5.4.2. информирование о положении на рынке труда;
5.4.3. организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
5.4.4. психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
5.4.5. осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
5.4.6. организация проведения оплачиваемых общественных работ;
5.4.7. организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
5.4.8. социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
5.4.9. содействие самозанятости населения;
5.4.10. выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников;
5.4.11. содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
5.4.12. содействие в разрешении коллективных трудовых споров;
5.4.13. организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;
5.5. осуществляет:
5.5.1. проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5.5.2. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
5.5.3. принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
5.5.4. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
5.5.5. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
5.5.6. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
5.5.7. реализацию территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
5.5.8. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
5.5.9. подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.9. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении, по их мобилизационной подготовке;
5.11. осуществляет профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы, территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.13. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.14. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
5.15. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении;
6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.
7. Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по труду и занятости по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях, территориальных органах и государственных учреждениях службы занятости, находящихся в ее ведении).
III. Организация деятельности8. Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по труду и занятости устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости:
9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
9.2. представляет Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
9.2.1. проект положения о Службе;
9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;
9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;
9.2.4. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;
9.2.5. проект положения о территориальных органах Службы;
9.2.6. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;
9.2.7. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;
9.2.8. предложения о присвоении почетных званий и награждении отличившихся работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы;
9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по труду и занятости;
9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.7. назначает на должность и освобождает от должности руководителей государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры;
9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
10. Финансирование расходов на содержание аппарата Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
11. Федеральная служба по труду и занятости является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Место нахождения Федеральной службы по труду и занятости - г. Москва.
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по труду и занятости.
Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков
Положение о Федеральной службе по труду и занятости
I. Общие положения
1. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:
5.1.1. трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
5.1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
5.2. осуществляет контроль за:
5.2.1. обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
5.2.2. приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
5.2.3. регистрацией инвалидов в качестве безработных;
5.2.4. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
5.3. регистрирует:
5.3.1. граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
5.3.2. в уведомительном порядке отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;
5.4. оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие государственные услуги:
5.4.1. содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
5.4.2. информирование о положении на рынке труда;
5.4.3. организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
5.4.4. психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
5.4.5. осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
5.4.6. организация проведения оплачиваемых общественных работ;
5.4.7. организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
5.4.8. социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
5.4.9. содействие самозанятости населения;
5.4.10. выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников;
5.4.11. содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
5.4.12. содействие в разрешении коллективных трудовых споров;
5.4.13. организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;
5.5. осуществляет:
5.5.1. проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5.5.2. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
5.5.3. принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
5.5.4. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
5.5.5. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
5.5.6. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
5.5.7. реализацию территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
5.5.8. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
5.5.9. подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.9. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении, по их мобилизационной подготовке;
5.11. осуществляет профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы, территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.13. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.14. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
5.15. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении;
6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.
7. Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по труду и занятости по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях, территориальных органах и государственных учреждениях службы занятости, находящихся в ее ведении).
III. Организация деятельности
8. Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по труду и занятости устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости:
9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
9.2. представляет Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
9.2.1. проект положения о Службе;
9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;
9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;
9.2.4. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;
9.2.5. проект положения о территориальных органах Службы;
9.2.6. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;
9.2.7. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;
9.2.8. предложения о присвоении почетных званий и награждении отличившихся работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы;
9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по труду и занятости;
9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.7. назначает на должность и освобождает от должности руководителей государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры;
9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
10. Финансирование расходов на содержание аппарата Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
11. Федеральная служба по труду и занятости является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Место нахождения Федеральной службы по труду и занятости - г. Москва.