Каждый четвертый житель — в долговой яме. От Австрийских Альп до Лимпопо. Выставки, форумы, конференции

Главная / Авто

Алиса Сковородина

"This is a great, rich city. It never has defaulted upon a debt – and it never will"

Фрэнк Мёрфи, мэр Детройта (1930-33)

Детройт, расположенный в штате Мичиган, на границе с Канадой, - некогда процветающий город, «Париж Запада», центр автомобильной промышленности - сейчас ассоциируется совсем с другими словами: «упадок» и «банкротство». Ни один из городов США не переживал таких ужасающих изменений, в частности, такого оттока населения, заброшенности и экономического спада.

В первой половине 20 века в Детройте проживало около 2 млн. человек, он был одним из самых густонаселенных городов США. Начиная с конца 19 века, Детройт переживал свой «золотой» период – из-за выгодного положения в системе Великих озер он был крупным транспортным узлом. Кроме того, город отличался невероятной по красоте архитектурой, за что его не без оснований называли «Парижем Запада». В 1903 году Генри Форд основал здесь свою автомобильную компанию - Ford Motor Company. Вскоре автомобильной промышленностью в Детройте занялись Уильям Дюрант, Паккард, Уолтер Крайслер и братья Додж. Быстрое развитие их заводов способствовало тому, что Детройт стал не только столицей автомобилестроения, но и самым развитым городом США. К 1920 году он стал четвертым крупнейшим населенным пунктом в Америке, а когда к середине 50-х годов General Motors (корпорация, основанная Дюрантом) стала крупнейшей компанией-работодателем во всем мире, Детройт по праву стали называть городом будущего. Но этому яркому будущему, которое пророчили ему практически все, не суждено было осуществиться.

Впервые именно в Детройте стали строиться скоростные автомагистрали, поэтому активно пропагандировалась необходимость всех жителей иметь личный транспорт, тогда как общественный предлагалось запретить в принципе. Люди, недовольные таким раскладом вещей, стали переезжать в пригород, тем более что там находились крупные заводы с большим количеством рабочих мест. Кроме того, из-за притока чернокожего населения в первой половине 20 века, многих граждан перестала устраивать жизнь в таком обществе. С этого периода и начинается необратимый процесс упадка Детройта, одной из причин которого стал отток квалифицированной рабочей силы, представителей среднего класса – то есть платежеспособного населения. Как следствие, город начал испытывать финансовые проблемы.

В это же время обострилась проблема с чернокожим населением, когда была законодательно отменена расовая сегрегация. Кульминацией этих событий стал бунт 1967 года – открытая конфронтация между белыми и афроамериканцами - в результате которого погибли 43 человека, около 500 были ранены и более 7000 оказались в тюрьме, были уничтожены и разрушены сотни зданий. Многие люди, опасаясь за свои жизни, переезжали; предприниматели закрывали фирмы или перемещали свой бизнес в более безопасные и относительно отдаленные от Детройта районы. Все это приводило к тому, что город начал постепенно пустеть, оставленный на руинах разрушенных во время бунта зданий. 70-е и 80-е годы были отмечены повышением уровня преступности до критичного уровня, развивалась наркоторговля. Детройт стал одним из самых опасных городов США. Но это было только началом всех бед.

В 1973 году разразился нефтяной кризис, который больно ударил по автомобильной промышленности. Началось массовое закрытие заводов, люди стали терять свои рабочие места и в отчаянии покидали Детройт. В результате очередной волны оттока населения, многие части города стали абсолютно пустыми. Там стоят брошенные владельцами дома, магазины, целые жилые кварталы оставлены на растерзание природе. Многие исторические достопримечательности города, бывшие когда-то любимыми местами жителей, как например, Театр Мэдисон, Национальный Театр, Яхт-Клуб и даже Центральный вокзал - всё превратилось в руины. Нельзя без грусти взглянуть на фото, показывающие прошлое фешенебельных зданий начала 20 века и то, что с ними стало сейчас.

Театр Мэдисон:

Театр Мэдисон сейчас:

Запустение города и его упадок просто катастрофичны. Так, на сегодняшний день, там проживают менее 700.000 человек, что практически в 3 раза меньше, чем было в 50-х годах. Стоимость жилья падала с каждым годом и сейчас можно купить неплохой двухэтажный домик всего за 500 долларов. Но даже такие незначительные цены не привлекают людей приезжать в Детройт, так как город до сих пор считается одним из самых опасных в США.

Детройт погряз в долгах. На текущий момент внешний долг составляет примерно 18 миллиардов долларов, к тому же не выполняются обязательства по выплате пенсий, социальной и здравоохранительной помощи. Власти города, начиная еще с 70-х годов, пытались пополнить казну путем повышения налогов, но это принесло только негативные последствия: люди, не желая платить такие большие суммы, покидали город. В марте 2013 года было введено антикризисное управление, но план финансового восстановления города оказался абсолютно безуспешным. Поэтому, из-за неспособности выплатить долги, в июле 2013 года власти Детройта объявили о банкротстве. Это стало крупнейшим муниципальным банкротством в истории США.

В Детройте до сих пор находятся штаб-квартиры General Motors, Chrysler, что возможно и останавливает процесс полного вымирания некогда крупнейшего и богатейшего города Америки. Но многие уже сейчас называют Детройт городом-призраком, оставив все надежды на его возрождение. Возможно ли восстановление его из руин, или же нам предстоит наблюдать полнейшее запустение каждого квадратного метра пространства Детройта? Сейчас ответом на вопрос, скорее всего, будут звучать не очень утешительные прогнозы. Но остается надеяться, что случится нечто, что поможет одному из самых прекрасных городов Америки «восстать из пепла».

На этой неделе областной портал «Ярновости».

«Арбитражный суд удовлетворил иск ООО «Яртехстрой» к администрации города на сумму свыше 130 млн руб., при этом чистый годовой доход Ростова составляет всего около 100 млн руб., — говорится в заметке ресурса. —

В настоящий момент, если город не рассчитается по долгам, его счета могут быть арестованы, начнется опись имущества».

В 2008-2009 годах Ростов получил федеральную субсидию на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, размер которой составил 401,766 млн руб. Для реализации задачи администрация города заключила контракт с заказчиком-застройщиком — ООО «Роспоставка». Генеральным подрядчиком выступило ООО «Яртехстрой», пишут «Ярновости».

По информации портала, в результате некоторых операций компании выводили полученные ими муниципальные деньги на счета физических лиц, а непосредственно на работы потратили только 9% полученных бюджетных средств. По результатам аудита администрация обнаружила, что сумма договора завышена на 342 млн руб.

«По материалам проверки следственные органы в августе 2009 года возбудили уголовное дело по факту мошеннических действий, совершенных в особо крупном размере неустановленными лицами при исполнении муниципальных контрактов, — сообщает портал. — Из-за проводимых поверок оплата работ в 2010 году не производилась, а в конце 2010 года федеральные средства в размере 170,750 млн руб. были возвращены департаментом дорожного хозяйства в федеральный бюджет».

Из-за недополучения средств, которые администрация не выплачивала из-за следственных действий, «Яртехстрой» обратился в суд, который после череды разбирательств постановил, что администрация города задолжала строительной компании крупную сумму.

Как удалось выяснить «Газете.Ru», между компанией «Яртехстрой» и администрацией Ростова действительно ведется судебное разбирательство. На портале «Росправосудие», публикующем судебные решения, последний документ по судебному разбирательству между компанией и администрацией города датирован 12 апреля 2014 года. Тогда арбитражный суд Ярославской области постановил «взыскать с администрации городского поселения Ростов в пользу общества с ограниченной ответственностью «Яртехстрой» 26 269 088,90 руб. — проценты за пользование чужими денежными средствами».

Также суд вынес решение «продолжить начисление процентов на сумму задолженности в размере 106 137 732,97 руб. с 26.02.2014 до момента фактического исполнения обязательства с применением ставки рефинансирования ЦБ РФ — 8,25%».

Сумма, которую требовал истец, администрация Ростова не оспорила, указывается в документе. Исполнительный лист должен был быть выдан после вступления решения суда в законную силу. Решение суда могло быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд города Кирова, но документов об апелляции со стороны администрации Ростова обнаружено не было.

Однако и.о. главы городского поселения Ростов (на время отпуска мэра Константина Шевкопляса) Надежда Соколова рассказала «Газете.Ru», что апелляцию представители администрации все же подавали. «Мы подавали документы в Нижний Новгород, прошли все инстанции. Единственное, что мы пока не сделали, — не подали апелляцию в президиум Верховного суда, но этот вопрос уже стоит на повестке дня», — пояснила Соколова.

Параллельно с тяжбами по выплатам долгов за оказанные «Яртехстроем» услуги идет и другое разбирательство, в котором фигурирует та же компания. 3 июля 2014 года тот же Арбитражный суд Ярославской области принял заявление «Ростовавтодора» о возбуждении производства по делу о банкротстве «Яртехстроя». Судебное разбирательство о несостоятельности компании должно пройти 1 октября 2014 года.

Получить оперативный комментарий от руководства ООО «Яртехстрой» не удалось.

Мэр Ростова Константин Шевкопляс ранее затруднился ответить, что теперь будет предпринимать город и как далее может развиваться ситуация.

«Если начнется производство по исполнительным листам, я даже теряюсь в догадках, что нам делать, — сообщил мэр. — Если судебные приставы придут с описью, это крайне нехорошая ситуация… Если сейчас мы доведем ее до критической точки, то практически парализуем все программы по содержанию улиц, дорог. Я даже не могу представить, чем это все закончится».

Однако Надежда Соколова высказывается не так пессимистично. «Мы совместно с правительством (Ярославской. — «Газета.Ru») области разрабатываем линию работы с этими исполнительными листами, план выхода из сложившейся ситуации. Прежде всего хочу отметить, что ситуация ни в коем случае не критическая, это наши депутаты подсуетились, — пояснила чиновница «Газете.Ru». — Мы работаем и делаем все, что предусмотрено и возможно сделать по законодательству, в частности, по отсрочке платежа и другим доступным способам решения проблемы».

В Министерстве регионального развития «Газете.Ru» заявили, что ни о каком банкротстве города не может быть и речи. Как разъяснила сотрудница министерства, согласно постановлению правительства в случае каких-либо проблем местным властям перечисляются средства из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. «При любом раскладе обязательства перед людьми будут выполнены», — отметила собеседница «Газеты.Ru». Впрочем, на погашение коммерческого долга перед подрядчиком обязательства бюджета не распространяются, добавила она.

БАНКРОТ

БАНКРОТ

1. Лицо, сделавшееся несостоятельным должником вследствие разорения.

2. перен. Тот, кто оказался не в состоянии выполнить возложенные на него или принятые на себя обязательства; человек, потерпевший идейное крушение (книжн.). Полный банкрот. Политические банкроты из среды белой эмиграции.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "БАНКРОТ" в других словарях:

    - [нем. Bankrott] 1) несостоятельный должник; человек, разорившийся и не имеющий возможности заплатить долг; 2) человек, потерпевший крах, полную неудачу в своей деятельности, в личной жизни. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. БАНКРОТ ит … Словарь иностранных слов русского языка

    банкрот - БАНКРОТ, БАНКРУТ а, м. banqueroute, нем. Bankrott, гол. < bancarotta. 1. Купец, банкир, оказавшийся несостоятельным должником. Сл. 18. Китайские купцы, которые у наших купецких людей в Урге товары покупали и в Пекин привезли, многие банкерут… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Несостоятельный должник. Словарь финансовых терминов. Банкрот Банкрот несостоятельный должник, в отношении которого вынесено решение о банкротстве. Юридическое или физическое лицо объявляется банкротом, когда сумма задолженности, затребованной к… … Финансовый словарь

    - (от итал. banca rotta, букв. сломанная скамья) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которое не в состоянии удовлетворить требования кредиторов и признанное несостоятельным по решению суда. Не могут быть признаны банкротом… … Википедия

    Несостоятельный должник, разорившийся маклер Словарь русских синонимов. банкрот несостоятельный должник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    От ит. banco скамья и rotto сломанный несостоятельный должник. А. Юридическое или физическое лицо разорившийся должник, отказывающийся платить своим кредиторам. Б. Человек, оказавшийся несостоятельным в своей деятельности. Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

    Должник, у которого есть несколько кредитов и который не в состоянии в дальнейшем выполнять свои платежные обязательства. Им может быть физическое и юридическое лицо … Словарь терминов антикризисного управления

    БАНКРОТ, а, муж. 1. Несостоятельный должник, отказывающийся платить своим кредиторам вследствие разорения. 2. перен. Тот, кто оказался несостоятельным в своей деятельности, в личной жизни. Политический б. | прил. банкротский, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

    - (итал. bancorotto) несостоятельный должник. Юридическое или физическое лицо объявляется банкротом тогда, когда сумма задолженности, затребованной к оплате и не погашенной в срок, превысила документированную стоимость движимого или недвижимого… … Экономический словарь

    См. чек В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

Книги

  • Инопланетные духи. Банкрот. Опасный потенциал , Геннадий Новиков. Эта книга о гибели планеты и экипаже, прилетевшем на нашу планету в далеком прошлом, об их способности продолжать жизнь после смерти и знаниях, какими они обладали. Есть ли на планете духи?… электронная книга
  • Наследник торгового дома. Аудиоспектакль , Чарльз Диккенс. Спектакль по роману «Домби и сын» (Dombey and Son, 1848) великого английского писателя Чарльза Диккенса (1812-1870), один из лучших романов мировой литературы, блистательный, остроумный,… аудиокнига

Каждый четвертый житель - в долговой яме

Котлас — районный центр в Архангельской области, в 2017 году ему исполнится 100 лет. В первой половине ХХ века это один из главных пересыльных центров для репрессированных, сегодня — столица индивидуальных банкротств. В городе, который за последние десять лет стал местным потребительским раем, нет работы, а каждый четвертый житель — в долговой яме.


ВЛАДИМИР РУВИНСКИЙ


У Татьяны, жительницы Котласа, кредиты в банках в 2012 году взяла вся семья: она, ее муж, дочь и даже брат — всего на 5 млн руб. Свою фамилию она просит не раскрывать, так как муж до сих пор не в курсе, что их дочь тоже брала в долг. Занимали, как говорит Татьяна, не для себя — подруга попросила. "Я работала у двух предпринимательниц, торговавших одеждой, мы были знакомы лет двадцать: в гости ходили, на дни рождения, свадьбы детей,— вспоминает она.— Одна и попросила: возьми, а то нам дают под 8% в месяц — столько просили на частном рынке".

Татьяна заняла 1,7 млн руб. в "Трасте", Тинькофф-банке, "Хоум Кредите" и ОТП-банке. "Я работала у подруг продавцом на элитной одежде, обороты были хорошие, поэтому я особо и не боялась",— поясняет она. Вскоре подруги уговорили ее взять для них кредиты, на что согласились ее муж — на 900 тыс., дочь — на 1,8 млн, брат — на 700 тыс. Все было на доверии: кредитные договоры ее семья отдала предпринимательницам, а те уже сами погашали долги. Так продолжалось два года. "В 2014-м к нам на работу пришла милиция, провели обыск, оказалось, что у них было что-то вроде пирамиды: занимали по безналу на приобретение товара, но ничего не покупали, а деньги обналичивали,— говорит Татьяна.— Так мы и попали. Хотя для себя кредитов никогда не брали".

У нас одна женщина из-за кредита повесилась. Кто-то застрелился. Ну повешусь я - долг-то на родственников перекинут. Поэтому я встала и пошла работать

Банки начали требовать возврата кредитов, Татьяне первое время, по ее словам, "хотелось повеситься": "Но и это не выход. У нас одна женщина из-за кредита повесилась. Кто-то застрелился. Ну повешусь я — долг-то на родственников перекинут. Поэтому я встала и пошла работать". К тому же ей повезло: полиция завела уголовное дело на предпринимательниц, и всю ее семью признали потерпевшими. Всего таких заемщиков по делу оказалось 90 человек. А в октябре 2015-го вступил в силу закон об индивидуальных банкротствах, позволяющий физлицам списать долги. Его Татьяна ждала как манны небесной. Благодаря уголовному делу ее с дочерью признали банкротами, сейчас решения арбитражного суда дожидаются брат и муж. "Государство дало шанс жить дальше. Я могу дышать спокойно, но к банкам уже близко не подойду. Никогда!" — чеканит она.

В последнее время кредитных организаций в Котласе становится меньше, но взять кредит по-прежнему не составляет никаких проблем

История Татьяны и ее семьи типична для Котласа. Городок, расположенный у границы с Республикой Коми вдалеке от крупных центров — до Архангельска 600 км, до Москвы 1 тыс. км, известный тем, что был частью ГУЛАГа, неожиданно стал российской столицей персональных банкротств. Котлас — первый по заявлениям от физлиц среди городов в Архангельской области, признал председатель судебного состава по делам о банкротстве местного арбитражного суда Александр Цыганков в интервью газете "Правда Севера".

На 60 тыс. жителей в городе — шесть арбитражных управляющих. "Котласу повезло. Вместе мы уже освободили от долгов около 140 котлашан",— говорит Виталий Непеин, самый известный в городе управляющий по таким делам. Его коллеги закончили два-три дела, а Непеин, по его словам, провел или заканчивает в Котласе 120 индивидуальных банкротств, по стране — 174. В Едином федеральном реестре сведений о банкротстве у котлашанина до недавних пор было первое место в РФ по количеству дел о банкротстве физлиц. Но этой активности, по словам Непеина, мало: "В Котласе хотят подать на индивидуальное банкротство, по моим данным, 15 тыс. человек". Это 25% котлашан — столько претендентов на банкротство нет ни в одном городе РФ.

Потребительский рай


Арбитражный управляющий Виталий Непеин считает, что банкротство - это процедура оздоровительная, избавляющая не только от головной боли, но и от всевозможных недугов

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Котлас — город с трагичной историей, в котором есть дома и дворцы культуры, сотни магазинов, спортивные секции, школа искусств, газета и телеканал, драмтеатр и широкая река, даже две, наконец, аэропорт, откуда три дня в неделю за 4,7 тыс. руб. можно на 19-местном Let L-410 долететь до Архангельска и Сыктывкара. Словом, есть все, кроме работы.

У города два центра — старый, строившийся в 1930-1940-е депортированными "врагами народа", раскулаченными, поляками и немцами, и новый — торговый, для их потомков. От ГУЛАГа в Котласе остались жилые дома и дворцы культуры с элементами античного декора, обветренные кирпичные и деревянные дома, кладбище ссыльных и незахороненные человеческие останки, которые тут время от времени находят.

Новый центр стал потребительским раем. На 60 тыс. котлашан — семь моллов, крупнейший из которых — четырехэтажная "Столица" площадью 30,8 тыс. кв. м. Здесь же четырехзальный 3D-кинотеатр "Рублион" (сеанс — 150-300 руб.).

В "яму", как переводится "Котлас" с языка коми, за покупками едут со всей Архангельской и соседней Вологодской областей, Республики Коми. "У нас постоянно бывают из Великого Устюга, родины Деда Мороза — тут всего-то 60 км. Газовики, лесозаготовители, работники ЦБК из Коряжмы, где неплохо зарабатывают. Даже из Сыктывкара приезжают — тут всего-то пять часов на машине",— рассказывает Татьяна, бывший продавец "Адмирала", другого торгового центра на 11 тыс. кв. м.

Местная пресса пишет о Котласе как о "городе дорогих шуб и автомобилей". На улице минус пять, но женщины в шубах уже встречаются, в основном те, кому на вид за 30. "У нас всегда одевались хорошо. В шубах толк знают, у некоторых — не одна. У нас это важно,— говорит Татьяна.— Самая крутая шуба — соболиная или норковая с отделкой соболем или рысью. Просто норковая шуба — у нас такое не носят". Встречаются на улице и женщины в бобровых шубах, но они в местной табели о рангах, кажется, статусом пониже. "У нас шубы были по 250-270 тыс. руб., покупали их наличкой спокойно,— вспоминает Татьяна.— Да и платья недешевые у нас были — от 10 тыс., галстуки — по 3 тыс., рубашки мужские — по 3-5 тыс. И покупали хорошо, ко мне приезжали клиенты из самого Архангельска. Потому что мы привозили одежду из Италии и Греции".

Хотя город небольшой, машин на улице много — и недешевых. Типичная для города картина — "Тойота" на фоне деревянного барака. Котлашане говорят, что в городе самое большое количество дорогих машин на человека. В будни на светофорах пробки. А вот общественного транспорта в Котласе почти не видно, на нем ездят те, кому личный автомобиль не по карману. Впрочем, отсутствие высокого дохода для многих не проблема — берут машину в кредит. Причем, по словам Непеина, обычно за 1 млн руб. "Тачек дорогих у нас много. Есть и "Харлеи". На хламах мало кто ездит,— замечает Татьяна.— Многие на этих кредитах для машин и попались. Сейчас у нас даже на "Туарегах" таксуют, чтобы рассчитаться. Если "Лексусы" начнут таксовать, никто не удивится". Копить придется долго: проезд по городу — 60-70 руб.

Автомобиль в городе не роскошь, а средство передвижения, на покупку которого люди тратят последнее и берут кредиты

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Котлашане гордятся не только машинами, шубами, но и депутатом Андреем Палкиным, который строил в городе экономное жилье — до 50 тыс. руб. за квадратный метр. Бизнесмен, прошедший в Госдуму по списку единороссов, стал самым богатым народным избранником последнего созыва. За 2015 год его доход по декларации составил почти 1,5 млрд руб., писал РБК, он владеет 59 квартирами в Архангельской и Московской областях, 200 транспортными средствами. Сам депутат пояснял, что 1,5 млрд руб.— это "общий валовый оборот возглавляемого им холдинга". Начинал Палкин в 1990-е с лесозаготовок, потом занялся строительством домов и дорог. В Котласе, где депутат построил микрорайон, который местные зовут "Палкин-стрит", его вспоминают часто — поднялся человек. "Скромный он, пальцы не гнул, жил как обычные люди",— говорит Татьяна. Некоторые котлашане даже сочувствуют: "Задавили его. Бизнес-то он вел как ИП, зарплату платил минимальную, остальное в конвертах, ну и ему за это хотели голову открутить, так как в бюджет от него мало поступало. Еле отбился, но бизнес отписал сыну".

Даже такое жилье многим местным не по карману — его, например, покупают жители Коряжмы, что в 20 км. "Там ЦБК, пахнет постоянно, поэтому люди строят коттеджи тут, а ездят работать туда — 30 минут",— поясняет местная жительница, тоже банкрот. Когда-то у Котласа градообразующим предприятием был судостроительный завод для речников, потом электромеханический — для военных.

В Котласе богатый выбор наручных часов, включая швейцарские: по заказу привезти могут практически любые. Но у котлашан они особым спросом не пользуются

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

"На сегодня градообразующее — это торговля",— резюмирует Непеин, начинавший еще в ОБХСС. На местном сайте о работе — 310 вакансий, большинство — торговых представителей и специалистов по кредитованию. Зарплаты — 14-25 тыс. руб. Продавцы в магазинах невесело шутят: торгуем друг с другом. "Работы нигде нет, люди собирают ягоды, грибы летом, сдают, кое-как денег насобирают,— говорит Непеин.— Был вроде какой-то в нулевые подъем, но это, мне кажется, за счет нефти. А сейчас-то доходы упали до самого низа". В мае 2015 года газета "Вечерний Котлас" опубликовала данные опроса котлашан: 25% жителей признались, что денег им до зарплаты не хватает — приходится занимать. Еще 19% сообщили, что на повседневные расходы уходит вся зарплата. Лишь 4% котлашан "практически ни в чем себе не отказывают".

Новый Котлас оказался не по карману многим местным. "Основные покупатели среди горожан — пенсионеры, у них повышенная на 50% пенсия, так как это район Крайнего Севера. У меня, например, за почти 40 лет стажа — 12,7 тыс. руб. Ну и бюджетники",— говорит Непеин. Дорогие товары покупают госслужащие, объясняют продавцы, а так в основном предприниматели, но их дела уже не ахти. Палочкой-выручалочкой для многих были кредиты. В городе работали 14 крупных банков, включая Сбербанк, ВТБ 24, Восточный экспресс банк, Севергазбанк, Росбанк, Газпромбанк, Собинбанк, Росгосстрахбанк. "Кредиты давали — как буханку хлеба купить. Кредитные эксперты получали с того, сколько наделают кредитов. Поэтому давали всем,— говорит Татьяна.— Только в одном отделе бытовой техники сидели представители четырех банков. Так было до последних пор". Некоторые банки из города ушли. Росбанк, например, закрыл офис в Котласе в июне 2016-го, сообщила пресс-служба банка: "В рамках оптимизации региональной сети". То есть банк не устроила экономическая ситуация в районе и показатели рентабельности отделения. Закрылся в городе "Хоум Кредит". Есть еще микрофинансовые организации — объявления с предложением "занять до 30 тыс." пестрят по городу. "Таких компаний в городе было около 50",— говорит Непеин.

Лечение банкротством


Грибы и ягоды - традиционный северный промысел, который позволяет населению сводить концы с концами

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Подруга Татьяны тоже взяла шесть займов по просьбе знакомых. Ей за них даже заплатили — по 5 тыс. за каждый. "Она мать-одиночка, трое детей, вот и повелась на эти 30 тыс. У нее комната была в городе, так она продала ее и переехала в заброшенную деревню, чтобы никто ее не нашел. Отремонтировала какую-то халупу и живет в ней. Работает продавцом за 13-15 тыс. в месяц и сидит там серой мышкой. А девчонке 35 лет всего!" — вздыхает Татьяна. Таких историй, по ее словам, много: "Девчонки выживают в долгах кто как может".

Таких случаев в Котласе, по словам Непеина, масса: "Многие отдали деньги предпринимателям". Сделок, когда "кредиты выдавались хитрым способом, но заемщик был добросовестный и передавал ссуду другому лицу", по его оценке, 70-80% всех проблемных кредитов. На это шли, как правило, люди с низким доходом — 18-20 тыс. руб. в месяц, уточняет одна из пострадавших. Тут, по наблюдениям Непеина, действовали три схемы: "автомобиль", "работодатель" и "девичник".

Первая — кредит на машину. Оформляется заем, заемщик получает от дилера шубу, ковер "в благодарность", заверения, что кредит будет гаситься, деньги уходят в некое ООО, машина по факту не продается. Дилер, уговоривший клиента на такую схему, банкротится. Выплаты по кредитам останавливаются. "Очень много кидалова идет по машинам в Котласе",— отмечает Непеин.

Чтобы переехать в нормальное жилье, котлашане берут ипотеку и первый взнос платят материнским капиталом. А дальше как повезет: с постоянной работой в городе неважно

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Вторая — человек берет кредит, чтобы устроиться на работу. "Его нанимают при условии, что он займет в банке для компании 3-5 млн руб. Без расписок, якобы на развитие бизнеса, а руководитель берется кредит гасить",— поясняет Непеин. По факту зарплату новому сотруднику руководитель платит из его же кредита, который в итоге еще и не гасит.

Третья — келейная схема. Соберутся девушки, выпьют, подруга из банка оформит им кредитные карты, которые должники отдают ей же либо предпринимателю. Или предприниматели сами уговаривали взять для них заем. "Взяла девочка кредит на 1 млн руб., ей подарили шубу, стиральную машину или ковер. Говорят: мы по кредиту будем платить, и действительно два-три месяца рассчитываются. Потом все. А через год девочке повестка: у вас просрочка полгода",— описывает одну из историй Непеин.

Банки предлагают ссуды всем желающим, и людей, взявших кредит по глупости, как говорят местные, в городе очень много

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

"У нас был человек на бытовой технике в отделе, он делал деньги на обналичке кредитов. Обычные люди могли к нему прийти, он предлагал им кредит на 130 тыс. руб. на покупку техники, 30 тыс. люди оставляли себе, 100 тыс. он забирал, техника не продавалась",— описывает Татьяна случаи двухлетней давности.

Ссуды, похоже, стали в Котласе чем-то вроде промысла. Во всех схемах участвуют кредитные эксперты банков, бывает, за откат. "Подруга из банка: девчата, у вас нет имущества? Ладно, по миллиону выдам вам — плохо, что ли? Все равно с вас ничего взять нельзя. Собирает паспорта, девчонки деньги получают, и ей по 100-200 тыс. руб. отстегивают. А кредитный эксперт через месяц-два из банка увольняется",— описывает схему управляющий.

Я сравниваю людей до банкротства и после - человек жить начинает, общаться. В лице меняется, у кого давление было, диабет - все проходит

Госструктуры законом о банкротстве манкируют, говорит Непеин: "Как уберут административный рычаг, коллекторов, снизят "физикам" оплату — банкротства пойдут массовые. Будет практика вырабатываться, люди — оживать, экономика поднимется". Возможно, он прав: Татьяна после банкротства из продавца выросла до управляющей двух десятков аптек. "Я сравниваю людей до банкротства и после — человек жить начинает, общаться,— говорит Непеин. — В лице меняется, у кого давление было, диабет — все проходит. У них лицо-то сияет — просто как солнце. А у нас говорят: "больные люди". Да не больные, просто набрали этот груз по психотипу нашему русскому — все мы такие, доверчивые, и он придавливает к земле, как камень".

Котлашане говорят, что район пустеет: за последние пять лет из Архангельской области уехало более 300 тыс. человек, поэтому профессионалов в городе все меньше

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ


Фото с сайта www.slate.com

В США развивается история о крупнейшем банкротстве города — Детройта — который еще недавно был символом американской промышленности и процветающим центром автомобилестроения. Как работает банкротство муниципалитета в США рассказывает "Право.Ru".

Идея банкротства целого города появилась сравнительно недавно, в эпоху Великой депрессии 1930-х годов. К 1933 году более двух тысяч муниципалитетов обратились за помощью к федеральному правительству. В 1937 году в законодательстве о банкротстве США появилась специальная глава, посвященная банкротству муниципалитетов — Chapter 9 . Банкротство города похоже на банкротство прочих юридических и физических лиц, с одним — но очень важным — отличием: суд не может заставить муниципалитет продать активы и не может вмешиваться в управление городом. Собственно, и сам муниципалитет ограничен в возможностях в этом отношении — нельзя, например, продать пожарную службу.

Целью законодательства о муниципальном банкротстве является то же, что и в прочих случаях: юридическому лицу помочь выжить, предоставив временную защиту от кредиторов, а кредитору — получить назад свои деньги. Тем временем городские власти должны употребить усилия для балансирования бюджета. Просто "распустить" город в рамках процедуры банкротства невозможно.

В годы последнего кризиса законодательство о муниципальном банкротстве использовалось существенно чаще, чем в прошлом. По данным Верховного суда США в 1991-2012 гг. 217 муниципалитетов обратились в суд с просьбой о защите от кредиторов, из них 20 в одном лишь 2012 г. По подсчетам The Governing Institute (Института управления) за последние два с половиной года 36 муниципалитетов, графств и т.н. SID (Sanitary and Improvement District — новые поселения на окраинах существующих городов) подали документы о банкротстве. За последние 20 лет только в одном континентальном штате США — на Аляске — не было подано ни одного заявления. Всего с 1937-го по 2011 г. было подано 617 заявок с использованием Chapter 9, говорит чикагский адвокат Джеймс Спиотто, ведущий специалист в области муниципальных банкротств.

Многие крупные города в разное время оказывались на пороге несостоятельности. Самый известный случай — это едва не случившееся в 1975 году банкротство Нью-Йорка. Власти города обратились к федеральным властям за помощью, но поначалу президент США, Джеральд Форд, проигнорировал просьбу. С этим связан легендарный заголовок в Daily News — "Ford to City: Drop Dead" ("Форд — городу: отвяжись!"); впрочем, эти слова Форд никогда не произносил. Так или иначе, Конгресс нашел для Нью-Йорка деньги, и город сформировал Municipal Assistance Corp, квазиправительственную организацию, чьим основным назначением было дать возможность Нью-Йорку одалживать деньги самому себе. В разное время и другие большие города, например, Филадельфия, Питтсбург и Майами, рассматривали возможность объявления себя несостоятельными.

Что случится, если даже защита от кредиторов и жесточайшее урезание бюджета не помогают сбалансировать городские финансы, сказать трудно. Пока до такого дело не доходило, обычно власти штата оказывали финансовую помощь в обмен на контроль за муниципальными финансами. Соседние города обычно также заинтересованы в том, чтобы несостоятельный муниципалитет не был официально признан банкротом, потому что такое соседство плохо влияет на их репутацию в глазах инвесторов — долги становятся дороже и дают в долг менее охотно.

Но как получается, что город становится несостоятельным? По тем же причинам, что корпорации или частные лица — внезапные крупные расходы, неудачное вложение средств, переоценка экономического благополучия города и страны. Например, иск к муниципалитету на значительную сумму может заметно приблизить городские финансы к коллапсу. Неудачное решение о постройке новой школы может не привлечь новых жителей в район и способствовать повышению цен на недвижимость, а оказаться выброшенными на ветер деньгами — а налоги на недвижимость и доходы частных лиц составляют одну из важнейших статей городского бюджета. Люди на избираемых должностях часто хотят быть щедрыми за чужой счет, что в долгосрочной перспективе оказывается разрушительным: например, договор с профсоюзами, необременительный в период процветания, тянет городской бюджет на дно, когда переоцененная недвижимость резко падает в цене — так было в городе Сан-Бернардино, штат Калифорния. В январе 2012 года городской совет одобрил решение о признании банкротом, когда на городских счетах осталось $150 000 при долге только по пенсиям превышающем $46 млн (в заявлении в суд муниципалитет указал сумму $143 млн, но и она может оказаться неокончательной).

История Детройта

Расцвет Детройта пришелся на 1950 год — население составляло 1,85 млн человек, крупнейшие автомобильные компании держали в городе производства, давая и хорошо оплачиваемую работу местному населению, и немалые суммы налогов для местного бюджета. Упадок Детройта начался после расовых столкновений 1967 года, когда в течение пяти дней было убито 43 человека и 467 ранено. Начался исход наиболее активного населения из города, постепенно ускорявшийся, особенно в последние годы. С 2000 года население города уменьшилось более чем на 250 000 человек. Теперь уровень безработицы в Детройте превышает 18%, не менее 70 000 домов и участков земли в городе заброшены, около 40% улиц не освещаются, уровень преступности, в частности, насильственных преступлений, втрое превышает средненациональный.

18 июля 2013 года, после долгой и продолжительной болезни города, мунициальные власти Детройта подали в Восточный окружной суд по банкротствам штата Мичиган заявление с просьбой о защите от кредиторов. Рик Снайдер, губернатор штата Мичиган, одобрил решение, принятое кризисным менеджером Кевином Орром (в прошлом — юристом по банкротствам). Этому предшествовали многие месяцы переговоров с профсоюзами, пенсионными организациями и кредиторами — число последних превышает 100 000. За день до подачи заявления два крупнейших муниципальных пенсионных фонда Детройта подали иск с целью не дать Орру уменьшить выплаты пенсионерам в рамках усилий по снижению дефицита городского бюджета. Согласно финансовому отчету, опубликованному в мае 2013 года, Детройт закончит текущий налоговый год с $162 млн дефицита бюджета текущих расходов. Общий долг города, по данным, указанным в заявлении в суд, составляет около $18,5 млрд; по оценкам Кевина Орра может доходить и до $20 млрд. Но и само банкротство будет стоить недешево — расходы города на юридические услуги составят "от десятков до сотен миллионов долларов", считает Дуглас Бернштейн, адвокат по банкротствам из фирмы Plunkett Cooney.

Судебные процессы

Кризисный менеджер рассматривает возможность продажи городских активов, но ему приходится считаться с многочисленными правила и ограничениями, действующими на местом уровне и уровне штата. Предполагается, что город сможет продать местный аэропорт; соседний канадский город Виндзор, штат Онтарио, выразил заинтересованность в покупке принадлежащей Детройту половины тоннеля , соединяющего два города.

Впрочем, некоторые заинтересованные стороны, особенно профсоюзы и пенсионные фонды, принялись бороться против присвоения городу статуса банкрота, потому что это не позволит им защищать свои интересы в переговорах. Поэтому юридическая история банкротства Детройта приняла захватывающий характер в последние несколько дней.

19 июля окружной суд графства Ингэм принял решение, что подача заявления о защите от кредиторов противоречит конституции штата Мичиган, которая запрещает властям штата или нижестоящих уровней отказываться от своих пенсионных обязательств, и потребовал от губернатора штата отозвать свое согласие. Однако федеральное законодательство допускает, чтобы судьи по банкротствам организовывали переговоры муниципалитетов с представителями пенсионеров с целью изменения действующих договоренностей. Пока прецедентов разрешения этого противоречия нет, поэтому прогнозов делать никто не решается.

Губернатор подал апелляцию, и 22 июля тот же суд отложил на неделю рассмотрение требования пенсионных фондов отозвать заявление о банкротстве и отказаться от любых попыток уменьшить пенсионные обязательства города. Это позволило вступить в дело федеральному суду по банкротствам, и судья Стивен Родс назначил заседание на 24 июля, указав, что именно его суд имеет полномочия рассматривать спор между городом и пенсионными организациями.

23 июля апелляционный суд штата Мичиган постановил приостановить рассмотрение дела в суде графства Ингэм до рассмотрения апелляции губенатора на постановление этого суда об отзыве заявления о банкротстве. В тот же день судья Родс указал, что хотел бы назначить посредником в переговорах Джеральда Розена, главного судью Восточного окружного суда штата Мичиган. Его назначение будет рассмотрено на следующем заседании 2 августа.

Наконец, 24 июля Суд по банкротствам рассмотрел просьбу города приостановить рассмотрение дела против губернатора и кризисного менеджера. Судья Родс пришел к тому же решению, что и апелляционный суд штата накануне — рассмотрение требования отозвать заявление о банкротстве приостановить, так же, как и иски кредиторов и пенсионных фондов. Кроме того, суд по банкротствам признал кризисного менеджера — Кевина Орра — законным представителем города в процессе банкротства. Следующее заседание пройдет 2 августа, на котором будет принято решение, имеет ли право Детройт получить защиту от кредиторов в соответствии с "главой 9" (Chapter 9).

Другие заметные банкротства последних лет

22 февраля 2013 года на сайте NBC News был список "самых убогих городов в Америке". Возглавляет его Детройт, но также в списке присутствуют два калифорнийских города, находящихся или находившихся в состоянии банкротства.

Стоктон (Stockton). В 2012 году вошел в десятку самых опасных городов Америки, а в 2013-м — в тройку "самых неграмотных" (менее 17% взрослого населения закончили школу). В июле 2012 года городские власти Стоктона подали заявление о банкротстве ; на тот момент город был самым крупным несостоятельным муниципалитетом в США. Город стал одной из жертв последней рецессии, когда медианная цена на недвижимость упала в 2007-2008 гг. почти вдвое.

Валлехо (Vallejo). Подал заявление о банкротстве в мае 2008 года; причиной банкротства считаются слишком высокие зарплаты местных пожарных и полицейских — на них уходило около 80% городского бюджета. За три года удалось существенно уменьшить обязательства городского бюджета, и 1 ноября 2011 года состояние банкротства закончилось . Затраты на юридическое обеспечение банкротства составили около $8 млн. Теперь город предпринимает попытки восстановить финансовую состоятельность, в частности, стал площадкой для т.н. Participatory Budgeting — эксперимента, в котором жители города сами определяют бюджетные приоритеты.

Среди других калифорнийских банкротов последнего десятилетияДезерт-Хот-Спрингс (банкрот в 2001-2004 гг.), Маммот Лейк (банкрот с июля 2012 года из-за проигранного иска на $43 млн) и Сан-Барнардино (банкрот с августа 2012 г.).

В других частях Соединенных штатов заслуживают упоминания графство Джефферсон , штат Алабама, подавшее заявление о банкротстве в ноябре 2011 г. по причине долга в $4,2 млрд. В 2011 году не сумел получить статус банкрота город Гаррисбург , штат Пенсильвания, обремененный долгом всего в $320 млн.; сейчас он находится под внешним управлением властей штата.

Сентрал Фоллс — самый маленький город самого маленького штата США — объявил себя несостоятельным в мае 2010 г., до июля 2011 г. находился под внешним управлением властей штата, а в августе 2011 года подал заявление в суд о банкротстве — обязательства муниципалитета по выплате пенсий и прочих пособий составляли $80 млн, при годовом бюджете всего $17 млн.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация