Доклад Римское право. Система наказаний. Применяемые казни в Древнем Риме: виды

Главная / Авто

Рима происходят под влиянием политических перемен - кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров. Уголовное право непосредственно отразило обострение политической борьбы и стремление рабовладельческой верхушки во главе с императором любой ценой, в том числе путем усиления уголовной репрессии, спасти пошатнувшиеся социальные и политические порядки. Римское уголовное право к этому времени было распространено на всю территорию империи и на все категории населения, включая перегринов.

Всякое обяза­тельство возникает либо из договора, либо из деликта (из правонарушения, связанного с причинением вреда). Деликты (от delinquere - отклоняться) подразделялись на частные и публичные.

Деликт частный возникал вследствие:

  1. кра­жи ;
  2. личной обиды (включая членовредительные действия);
  3. причинения вреда (порубка чужого леса, неосторожный поджог строения, скирды около дома) (Законы XII таблиц, VIII, 10-11).

Характерной тенденцией развития уголовного права данного периода является то, что ряд частных деликтов постепенно становятся уголовно наказуемыми, включаются в категорию преступлений. Так, кражи по-прежнему считаются частным деликтом, но в ряде случаев (кражи со взломом или с насилием, кражи на больших дорогах и т.п.) к традиционным штрафным мерам добавляются и государственные наказания.

Деликт публичный возникал как преступление, которое нака­зывалось от имени римского народа, а взыскания и конфискации шли в казну. Подобные преступления совершали лица, которые обвинялись:

  1. в подстрекательстве "врагов римского народа" к напа­дению на Рим;
  2. как предавшие "врагу римского граж­данина" (X, 5);
  3. в лжесвидетельстве;
  4. в умышленном поджоге;
  5. в тайном истреблении чу­жого урожая или потраве, или жатве в ночное время и др.

Такие преступления именовались термином "crimina", от которого произошли современные выражения типа "криминальный кодекс", "криминалистика" и др. Сюда же были отнесены убийцы, сочинители песен с клеветой (или просто позо­рящие других лиц) и их исполнители.

Появляется большое число новых преступлений, в том числе таких, которые рассматриваются как опасное посягательство на устои государства . Но если в республиканский период "оскорбление величия" охватывало преступления, направленные против республиканских институтов (сопротивление магистратам и т.д.), то уже с эпохи принципата это понятие сводится к преступлениям против императорской власти. В числе этих преступлений - заговор с целью свержения императора, на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т.д.

К числу преступлений, непосредственно затрагивавших интересы римского государства, относились:

  1. присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств;
  2. взяточничество;
  3. подлог;
  4. фальшивомонетничество;
  5. участие в запрещенных сборищах и объединениях;
  6. спекуляция зерном и другими продуктами;
  7. неуплата налогов и т.п.

В связи с ростом постоянной армии увеличилось число воинских преступлений , среди которых выделялись измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т.п.

Существовал также целый ряд религиозных преступлений , число которых значительно возросло в постклассический период после официального признания христианства.

Расширился также (особенно под влиянием христианской религии) круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности :

  1. кровосмешение;
  2. супружеская измена;
  3. полигамия;
  4. сожительство с незамужней женщиной;
  5. мужеложство и т.д.

В связи с углублением имущественного и сословного неравенства в период империи ответственность за телесные повреждения стала дифференцироваться в зависимости от того, какое место занимал потерпевший в социальной иерархии.

Наказания за преступления и уголовный процесс в Древнем Риме

В императорском Риме происходит также резкое увеличение видов наказания, усиление их карательной направленности. Если первоначальное наказание строилось еще на принципе возмездия, то в период домината оно все более преследует цели устрашения. При императорах вновь восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским , причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление.

За тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках ( при этом рассматривался как вечный раб государства), принудительные работы на установленный срок (на строительстве дорог и т.п.), отдача в гладиаторы.

Наказания в Древнем Риме назначались в виде смертной казни (для небольшо­го числа преступлений):

  1. отсечение головы;
  2. утопление;
  3. распятие;
  4. сбрасывание с Тарпейской скалы.

Казнь заменялась иногда изгнанием с утратой ("лишение огня и воды"), а также членовредительными наказаниями, бить­ем кнутом, штрафом и конфискациями, ограничением гражданс­кого статуса (запрещение быть магистратом, лишение права на погребение).

Несовершеннолетним смягчали наказание - за жатву на чужом поле, за кражу с поличным и др.

В римском правоведении существовала конструкция под назва­нием талион (от "талис" - возмездие, частное мщение), которым обозначалось причинение обидчику того же зла, какое он причи­нил потерпевшему. Это была древнейшая разновидность признания права потерпевшего на возмещение вреда, занимающая промежу­точное положение между практикой убийства причинителя вреда (обидчика, убийцы) и практикой принятия от него денежного штра­фа.

В обязательственных отношениях получили хождение термины компенсация (от лат. уравновешивание) для обозначения зачета взаимных требований, компромисс (взаимное соглашение), компо­зиция (от лат. composition - денежное вознаграждение) и др.

Широко применялись различные виды ссылок:

  1. изгнание из Рима с потерей гражданства;
  2. ссылка на острова с полной изоляцией;
  3. временная ссылка.

Осужденный, самовольно покидавший место ссылки, предавался смерти. По некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания, часто практиковалась конфискация имущества осужденных (лишь некоторая часть имущества сохранялась за детьми).

Характернейшей чертой уголовного права императорского периода (особенно при доминате) становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности .

Особо сурово, как и в предшествующий период, наказывались рабы. Были предусмотрены и новые репрессивные меры.

Представители высших сословий (сенаторы, всадники, декурионы и др.) освобождались от таких наказаний, как каторга и принудительные работы, порки и т.п., которые заменялись ссылкой. В ранней империи привилегированные лица могли наказываться смертной казнью только в случае убийства родственников, а в период домината в 4 случаях: убийство, поджог, магия и оскорбление величества. Некоторые привилегии в области наказаний имели солдаты: они не приговаривались к повешению, к ссылкам на рудники, хотя по ряду преступлений их ответственность была более строгой. В большей степени выбор наказания и его тяжесть зависели от судей, которые в императорский период в связи с перестройкой всей системы уголовного суда и процесса получили широкую свободу усмотрения.

Уголовный процесс (особенно при доминате) приобретает четко выраженный инквизиционный характер. Судья (императорский чиновник) сосредоточивает в своих руках и обвинительные, и судебные функции. Суд происходит при закрытых дверях, обвиняемый лишается права на юридическую помощь и утрачивает другие процессуальные , существовавшие в республиканскую эпоху. В ходе судебного процесса к лицам низших сословий, как ранее к рабам, стали применяться пытки. Судебный приговор можно было обжаловать в порядке в вышестоящий императорский суд (сначала допускались две инстанции, после Диоклетиана - три). Новой и единственной гарантией для обвиняемого стало право убежища в императорских храмах и около статуй императоров, что временно могло спасти его от .

Телесные наказания в России, назначаемые по приговорам судебных мест как наказания самостоятельное, дополнительное и, наконец, заменяющее лишение свободы сохранялись в значительном объеме до 17 апреля 1863 г. Отмена их была вызвана ближайшим образом уничтожением крепостного права и общими преобразованиями 60-х годов, с которыми прежняя карательная система оказывалась в полном противоречии. Такая мера наказания определялись как "зло в христианском, нравственном и общественном отношениях"; указывалось на их бесполезность, жестокость и несовместимость с сколько-нибудь развитым чувством чести.

В XX веке телесные наказания использовались в воспитательныъ учреждениях и законом никак не регламентировались (Хоть и были отменены как форма воспитания школьников 1864 году, когда вышел «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений»).

4.3. Заключение в тюрьму.

Заключение в тюрьму (лат. career), как вид наказа­ния допускался только в отношении рабов - за маловажные преступле­ния, за ослушание господ, за отказ от свидетельских показаний и т.п. Тюрьмы в основном были или храмовые, или используемые не в точном своем назначении подземные помещения при цирках, школах гладиато­ров, других общественных учреждениях. Какого-либо регулирования сро­ков заключения не было и, по-видимому, все зависело от административ­ной практики по каждому случаю.

Тюремное заключение не считалось наказанием. «Тюрьма должна даваться не для того, чтобы карать людей, а для того, чтобы содержать их под стражей» («Career ad hominess custodiendos, non ad puniendos dari debet»).

Если ответчик был присужден к выдаче определенной вещи и в течение двух месяцев не передавал ее добровольно, то она изымалась у него принудительно, если у должника не было имущества для выполнения судебного решения, он заключался в тюрьму.

Однако основное предназначение тюрем в Древнем Риме – это содержать заключенных до вынесения приговора или в ожидании готовящейся смертной казни: по древнему обычаю, после вынесения обвинительного при­говора отцеубийце надевали на голову волчью шкуру, на ноги деревянные башмаки и отводили в тюрьму, где он ждал изго­товления кожаного мешка.

Условия в римских тюрьмах были подобающими духу того времени. Гай Калигула, «когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, велел бро­сить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, не смотрел, кто в чем виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех, "от лысого до лысого"».

В Древнем Римес легендарных временСервия Туллиясуществовала подземная тюрьмаТуллианум, в которой от заразных болезней погибло огромное количествохристиан, государственных преступников, военнопленных правителей, которые здесь ожидали проведения по улицам города во времятриумфа, а затем умерщвлялись петлёй и голодом.

На данный момент в заключение в тюрьму на пожизненный срок в России и в ряде других стран является самой жесткой мерой наказания.

4.4. Лишение гражданского статуса.

«Однажды Гай Калигула изгнанника, лишенного прав, и возвращенного из дав­ней ссылки, спрашивал, чем он там занимался; тот льстиво ответил: «Неустанно молил богов, чтобы Тиберий умер и ты стал императором, как и сбылось». Тогда он подумал, что и ему ссыльные молят смерти, и послал по островам солдат,

чтобы их всех перебить».

За должностные преступления и нарушения нравственных ус­тоев общества законы предполагали лишение гражданина его ста­туса.

Оно могло быть:

    максимальным - в виде полного и окончательного лишения прав римского гражданина (путем изгнания из общины навсег­да, путем продажи в рабство вовне римской территории) и могло быть частичным;

    частичным – прав гражданства следовало либо после осуждения на лишение прав по римской семье (преступления против род­ственников, бесчестные поступки), либо после специального лишений прав гражданства через осуждение на изгнание (deportatio).

«Exilium est patriae privatio, natalis solo mutatio, legum nativarum amissio» («Изгнание или высылка означает лише­ние родины, изменение места жительства и утрату покровительства закона места рождения»).

Депортация обычно заключалась в принудительном выселении на какой-либо остров; эпизодически в практике были случаи депорта­ции в отдаленные римские поселения на новозавоеванных территори­ях. Режим ссылки мог быть также различным и предусматривать раз­ные последствия: осужденный мог быть сослан вообще из Рима без обозначения конкретного места его жительства - и тогда мог жить там, где не будет возражений местных властей; мог быть сослан в какое-то строго определенное место - и тогда местные власти следили, чтобы он не покидал определенного ему места поселения. Приговор мог пре­дусматривать возможность возвращения по истечении некоторого сро­ка; если такого не было, то сосланный безусловно не мог возвратиться из ссылки без дополнительных правовых решений. Единственной причиной, по которой самовольное возвращение из ссылки не было нака­зуемым, признавалось обоснованное желание видеть государя или хо­датайствовать перед ним (если, конечно, государь ранее не выразил запрета на такое ходатайство).

При этом у осужденного к лишению изымали все имущество и лиша­ли прав гражданства.

Во времена СССР такая мера наказания, как лишение гражданского статуса (буквально – лишение гражданства) применялась нередко. Лишение гражданства СССР могло иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо «совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР» (ст. 18 Закона «О гражданстве СССР»). При этом лишение лица гражданства СССР, как и в Древнем Риме, не влекло изменения гражданства его супруга и детей. В судебной системе современной России нет такой меры наказания, как лишение гражданства и гражданских прав (лишь 28 ноября 1991 г. впервые в отечественной

истории была введена норма о том, что гражданина РФ нельзя лишить

гражданства.

4.5. Принудительные работы

К этому виду наказания могли при­говариваться как неримские граждане, так и римские, но для последних было предварительное условие в виде лишения прав гражданства, и по­этому они как бы карались рабскими, недостойными занятиями. Основ­ных видов принудительных работ было два:

    приговаривание к работе на рудниках (за преступления против римского народа, за военные преступ­ления), которые считались по тяжести следующим наказанием после смертной казни,

    приговаривание к использованию в школе гладиаторов (инструктором, бойцом, «куклой» для тренировок);

Второй вид принудительных работ был несколько более благоприятным, поскольку давал потенциальную возможность при ремесленном успехе получить освобождение от рабства на удачно проведенном бою.

Применение этой меры наказания часто имело прагматический характер – так в III веке, выявив банду фальшивомонетчиков, половина из них были казнены, но самых искусных в своем деле мошенников сослали на принудительные работы, только не на рудники, а на монетный двор – так, где из умения нашли себе применение.

В Северной Корее за неудачную игры сборной по какому-либо виду спорта тренеров приговаривают к принудительным работам.

В США практика такого наказания так же широко применяется – например за огромные долги за кредиты перед государственными банками должника могут приговорить к таким работам с полной конфискацией заработной платы. В некоторых штатах такая мера может применятся за употребление (реже за хранение) легких наркотических веществ.

4.5. Смертная казнь

«Ultimum supplicium esse mortem solam interpretamur» («Мы рассматриваем одну лишь смерт­ную казнь как крайнее средство»).

Цельс - римский философ-платоник

Смертная казнь – на лат. poena capitis.

Этот вид наказаний назна­чался либо ввиду особой общественной опасности, особой дерзости пре­ступлений, либо при посягательстве на священные устои римского обще­ства. Обычным способом смертной казни эпохи классического Рима было обезглавливание топором; для военных или в военных условиях - ме­чом. Специальными видами смертной казни (по квалифицированным, обычно со специальным субъектом, преступлениям) были: распятие на кресте (в дохристианскую эпоху для свободных, нарушавших религиозные предписания и осуждаемых жреческой юстицией; в христианскую эпоху - для рабов), утопление в мешке, брошенном в воду (за убийство своих родственников), сожжение, отдание диким зверям во время цирко­вых представлений (равнозначное распятию и с тем же религиозным смыс­лом отвергающего осуждения), замуровывание в стене (в отношении женщин - жриц богини Весты, либо позднее монахинь за нарушения религиозных предписаний или общественной морали), сбрасывание со скалы. В обиходе были и так называемые домашние виды смертной казни, выражавшиеся в приговаривании к самоубийству (принуждение выпить яд, вскрытие вен в теплой ванне и т.п.).

В классическое время вынесение приговора о смертной казни влекло ее немедленное применение. В период монархии традицией стала отсрочка приговора: от 30 дней до 1 года. Менялось и место осуществле­ния смертной казни: вначале обязательным было ее осуществление под открытым небом, позднее более распространенным стало закрытое применение, в тюрьмах или других местах заключения. Тело преступника в эпоху язычества обязательно выдавалось родственникам для погребения. В средневековье, особенно когда смертная казнь была связана с религи­озным осуждением приговоренного, тело казненного, как правило, не хо­ронилось и придавалось поруганию.

Самое широкое распространение в Древнем Римеимело распятие на кресте, будучи основным видом жестокой, позорной и мучительной смертной казни. "В республиканском Риме в первом веке до н.э., это было стандартной и позорной формой казни, - подчеркивает Бирд, специалист по истории древнего мира. - Если вы были гражданином Рима, вас не могли казнить таким образом.".

Так казнили особо опасных преступников (бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов). После подавления восстания Спартакавсе взятые в плен рабы, около 6 тысяч человек, были распяты на крестах вдольАппиевой дорогиотКапуидоРима.Марк Лициний Красстак и не отдал приказа снять тела. Это пример является самым известной в истории римской смертной казней.

Иногда в центре креста прикреплялся небольшой выступ, на который распятый мог опереться ногами. Латинское слово crux, которое обычно переводят как "крест", на самом деле изначально имело более широкий смысл, обозначая любой столб, на котором вешали приговоренных, например, Т-образный крест.

Часто самому распятию предшествовала позорная процессия, в ходе которойосуждённый на смертьдолжен был нести patibulum (патибулум), деревянный брус (весящий порой до 30-50 кг), который клали на плечи и привязывали к рукам, и который потом служил горизонтальной перекладиной креста.

По прибытии на место с осуждённого снимали одежду, укладывали на землю, широко растягивали руки и гвоздями (реже деревянными кольями) приколачивали их к концам перекладины, которую затем с помощью верёвокподтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба (в другом случае распинали уже на кресте, который потом поднимали вертикально). Осуждённому прибивали руки и ноги к концам крестагвоздямиили деревянными кольями, либо фиксировали конечности при помощи верёвок. Если гвозди и забивали в ладони, то, чтобы казнимый не спрыгнул с креста, пожертвовав при этом своими ладонями, его запястья привязывали веревками к перекладине.

В некоторых случаях, чтобы продлить агониюказнимых, на ночь снимали patibulum (и только его) с телом осуждённого, а с наступлением утра снова водружали его на вертикальный столб. Последнее, как правило, делалось до тех пор, пока жертва не умирала от болевого шока.

В наши дни теоретически распятие по-прежнему является одним из наказаний в Исламской Республике Иран(Иранский исламский уголовный закон, статья 195), хотя примеры его использования не известны. По закону, если казнимый выдержал три дня распятия, ему позволяется жить. Казнь описывается следующим образом: «Приговорённый подвешивается на балках в форме креста, спиной к кресту, лицом к Мекке, ноги вертикальны и далеки от земли».

В некоторых трактовках Корана в пятой суре есть слова: Воистину, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них - позор в ближайшей жизни, а в последней для них - великое наказание…" Именно эта трактовка позволяет группировкам террористов использовать пришедшее и Рима распятие для устрашения христиан и в современную эпоху.

Смертная казнь

Правда, закон оговаривал такое убийство обязательным присутствием свидетелей, для чего схвативший вора должен был криком созвать народ. Если кража совершалась днем, то убивать преступника на месте преступления закон запрещал, его в таких случаях подвергали телесному наказанию,

При Константине пойманный раб лишался ноги, а в лучшем случае его ссылали на рудник

    Моммзен Т. Римская история Т. 1 Стр. 566

    Кризис республики. Великое восстание рабов под руководством Спартака // Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти т / Ред. А. М. Белявский, Л. Лазаревич, А. Л. Монгайт. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - Т. 2. - 900 с.

    Крест, орудие казни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Статья «Распятие: как римская казнь возродилась в нынешней Сирии», BBC, апрель 2014

В Древнем Риме был довольно приличный ассортимент казней для преступников: сожжение, удушение, утопление, колесование, сбрасывание в пропасть, бичевание до смерти и обезглавливание, причем в Римской республике для этого применяли топор, а в империи - меч. Разделение сословий в Вечном городе соблюдалось неукоснительно и влияло как на строгость приговора, так и на выбор типа казни.

В книге VII трактата римского юриста и государственного деятеля Ульпиана (ок. 170 - ок. 223 гг. н. э.) «Об обязанностях проконсула» говорится: «Строже или мягче карать за святотатство проконсул должен решать, сообразуясь с личностью (преступника), с обстоятельствами дела и времени, (а также) с возрастом и полом (преступника). Я знаю, что многих приговаривают к бою со зверями на арене, некоторых даже к сожжению живьем, а иных к распятию на кресте. Однако следует умерить наказание до боя со зверями на арене тем, кто ночью совершает в храме кражу со взломом и уносит (оттуда) приношения божеству. А если кто-нибудь днем из храма вынес что-то не очень значительное, то следует карать, приговорив к рудникам, если же он по происхождению принадлежит к почтенным (в это понятие включались декурионы, всадники и сенаторы), то его следует сослать на остров».

В период республики одним из основных мест исполнения приговора являлось Эсквилинское поле за одноименными воротами. На Эсквилинском холме первоначально находилось римское кладбище. Во времена империи местом казни было выбрано Марсово поле.

Древний Рим тоже не избежал греха перед потомками в виде ритуальных казней. По древнему закону Ромула в жертву подземным богам во время праздника Луперкалий приносили осужденных на смерть преступников. Ритуальные убийства детей совершали на праздниках compitalia Мании. Правда недолго, во времена Юния Брута, младенцев заменили на головки мака или чеснока. В годы Второй пунической войны, когда римляне потерпели разгромное поражение от Ганнибала под Каннами и над Римом нависла угроза захвата его войсками Карфагена, Квинта Фабия Пиктора послали в Дельфы спросить оракула, какими молитвами и жертвами умилостивить богов и когда придет конец череде бедствий. А пока он ездил римляне в качестве экстренной меры принесли богам человеческие жертвы. Галла и его соплеменницу, грека и гречанку закопали живыми на Бычьем Рынке, в месте, огороженном камнями, где когда-то давно уже совершались человеческие жертвоприношения.

Наверное, эта мера, чуждая римским традициям того времени, помогла. Римляне собрались с силами и переломили неудачно складывавшийся для них ход войны. Спустя некоторое время Ганнибал был побежден, а Карфаген разрушен.

Но скорей всего помогли не жертвоприношения, а мужество и стойкость римлян. Они не раз сами приносили себя в жертву ради свободы и величия Рима.

Вошел в историю поступок римского полководца Регула Марка Атилия. Он попал в плен к карфагенянам и был отпущен в Рим под честное слово, чтобы добиться обмена пленными. Регул убедил римлян отвергнуть предложения врага, после чего вернулся в Карфаген и был казнен.

Конец ритуальным казням был положен в консульство Корнелия Лентула и Лициния Красса (97 г. до н.э.), когда они были запрещены постановлением сената.

В Древнем Риме пытки рабов были общераспространённым явлением. Когда свободного человека обвиняли в том или ином преступлении, во исполнение правосудия его заставляли в собственном доме пытать своих рабов, часто до самой смерти. Но это не мешало правителям Рима также подвергать пыткам свободных мужчин и женщин своей страны. В законах Древнего Рима всегда находились лазейки для этого, а отдельные правители использовали пытки вообще без оглядки на какие-либо правила.

1. Зашивание в тело осла

Если Вас интересуют жестокие и необычные формы пыток, то не стоит долго искать, обратитесь к истории Древнего Рима. Возьмём, к примеру, пытку, которая была описана Апулеем («Золотой осёл») и Луцианом («Луций, или Осёл»).

Убитому ослу разрезали брюхо и вынимали внутренности. Осуждённого раздевали и запихивали внутрь животного. Затем брюхо зашивали таким образом, чтобы из него выглядывала только голова – это предотвращало смерть от удушья и продлевало страдания.

Тело осла выставлялось на солнцепёк. Оно начинало разлагаться, в то время как осуждённый внутри него изнемогал от жары. Всё его тело покрывалось червями, а грифы клевали гниющую плоть животного. Смерть приходила медленно, и жертвы молили о ней.

2. Скармливание диким свиньям

Святой Григорий описал гнусную пытку, которой жители Гелиополиса подвергали молодых женщин в то время, когда он находился под римским владычеством.

Девственниц, которым предстояло пройти эту пытку, сначала отдавали на растерзание гладиаторам. После того как они лишались невинности не по своей воле, их публично раздевали и вспарывали им животы, выпуская кишки наружу. Затем их тела набивали ячменём и зашивали обратно. После этого бедных жертв отдавали диким свиньям, и те раздирали их на куски.

3. Потрошение

В Древнем Риме существовал закон, согласно которому чем выше был Ваш статус, тем больше людей Вы могли безнаказанно трахнуть, но не наоборот. Например, император мог заниматься сексом со всеми подряд. Военачальник имел право завладеть телом лейтенанта или рядового гражданина, а солдаты были выше простых людей.

Посягать на вышестоящих по социальному статусу было запрещено. Если рядовой гражданин насиловал солдата, наказанием ему служила публичная кастрация. Если солдат добровольно давал рядовому гражданину, его публично потрошили.

Эти правила, в сочетании с добровольными любовными отношениями между мужчинами, очень сильно всё запутывали. Обвинить любого человека в нарушении закона о ранге и в том, что он добровольно поддался домогательствам человека более низкого статуса, было проще простого.

4. Перевязывание члена

Тиберий был одним из самых страшных и ненавистных императоров в римской истории, и не зря. Он почти всегда был в дурном настроении и наслаждался, видом мучительных пыток.

Пенис жертвы часто оказывался мишенью его жестокости. Император прославился тем, что приглашал своих врагов выпить с ним вина. После того как его жертвы накачивались спиртным под завязку, им перевязывали концы членов, лишая возможности мочиться. Вскоре после этого начинались настоящие мучения, так как жертвы не могли опорожнить переполненный мочевой пузырь.

5. Пытки сенатора

Император Калигула был таким же жестоким, как и старый Тиберий. Однажды он распорол живот сенатору. Сенатор, на удивление, остался жив, и тогда Калигула приказал выколоть ему глаза. После этого раскалёнными клещами сенатору вырвали его внутренние органы. В завершение экзекуции сенатора разрезали напополам и разорвали на куски.

Согласно римскому поверью, смерть была не наказанием, а освобождением. Наказанием были пытки, и смерть допускалась лишь после того, как человек перенесёт определённое количество боли и мучений.

6. Заколачивание в бочку

Некоторые люди в ожидании долгожданной смерти должны были мучиться дольше, чем другие. При императоре Домициане христиан истязали самыми ужасными способами.

7. Похороненные заживо

Император Нерон получал удовольствие от того, что хоронил людей заживо. Весталки, нарушившие обет целомудрия, почти всегда подлежали именно этому виду наказания. Лишь однажды Нерон изменил своим принципам, когда дело коснулось судьбы жрицы Рубрии. Она была замурована в небольшой пещере, где её оставили умирать с голоду.

Во время других казней при участии Нерона осуждённые должны были копать для себя могилы. После выкапывания могил внутри них устанавливали колья. Затем осуждённого связывали и сталкивали в могилу. Если его преступление было незначительным, его толкали так, чтобы кол пронзил сердце. Других преступников, осуждённых за совершение тяжких преступлений, толкали так, чтобы кол лишь смертельно ранил их. Затем его либо оставляли умирать от мучительной боли, либо закапывали заживо.

8. Прогрызание тела крысами

Палачи часто используют животных для своих зверств, например, как в случае с пыточным котлом. Для проведения этого особо жестокого вида пыток голодное животное, такое как крыса, собака или кошка, помещали в небольшой котёл. Затем котёл открытой стороной привязывали к животу жертвы.

Палач нагревал дно котла, в результате чего внутри него становилось очень жарко. Животное начинало паниковать и искать возможности для побега. Единственным «мягким местом», через которое можно было прогрызть выход, был живот обвиняемого.

9. Пчелиная корзина

Одна из необычных пыток заключалась в том, что человека раздевали и помещали в большую корзину. Затем её поднимали на дерево, на котором было большое пчелиное гнездо. Пчёлы начинали злиться и кусали человека внутри корзины до тех пор, пока тот не умирал.

Осуждённый должен был страдать от боли как можно дольше, но были случаи, когда жертвы этой пытки умирали сравнительно быстро – из-за аллергии на укусы пчёл.

10. Распятие

Древние римляне любили казнить путём распятия. В своё время оно было главной формой казни для убийства бесчисленного количества рабов.

Распятие не всегда связано с прибиванием обвиняемого к кресту. Иногда осуждённого раздевали, оставляя только повязку на голове. Затем его привязывали к кресту или развилке, после чего начинали бичевать, иногда до смерти.

Если обвиняемый не должен был умереть от бичевания, следующим шагом было прибивание его рук к поперечной балке креста. После этого балку подтягивали на нужную высоту и прибивали ноги осуждённого к столбу. Его могли оставить так умирать медленной смертью, а могли перебить ему ноги, чтобы ускорить кончину.

Иногда осуждённого подвешивали вниз головой. В других случаях палач отрезал ему половые органы. Методика исполнения была разной и менялась от палача к палачу; единых правил не существовало.

Специально для читателей моего блога сайт - по статье с сайта listverse.com

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме Гуревич Даниэль

Наказания

Наказания

Крайне серьезны были и наказания, которым они подлежали. Весталки находились под началом великого понтифика, который, если по их вине угасал огонь, мог подвергать их телесным наказаниям (бичеванию, порке). Преступление же, называвшееся «инцестом» (incestum) - несоблюдение обета девственности, - наказывалось смертью: это преступление нарушало или грозило нарушить согласие с богами, Город осквернялся, сама весталка для него становилась социально мертва, а потому ее следовало зарыть заживо. По крайней мере именно так толкуют ритуальную церемонию, описанную Плутархом: виновную весталку зарывали в землю в городе, у Коллинских ворот. В принципе его рассказ абстрактен и теоретичен, но подробность описания заставляет задуматься, не было ли у него личного опыта присутствия при такой церемонии: «В склоне холма устраивают подземное помещение небольших размеров с входом сверху; в нем ставят ложе с постелью, горящий светильник и скудный запас продуктов <…>: римляне как бы желают снять с себя обвинение в том, что уморили голодом причастницу величайших таинств <…>. Осужденную сажают на носилки, снаружи так тщательно закрытые и забранные ременными переплетами, что даже голос ее невозможно услышать, и несут через форум. <…> Наконец носилки у цели. <…> Глава жрецов, тайно сотворив какие-то молитвы и простерши перед страшным деянием руки к богам, выводит закутанную с головой женщину и ставит ее на лестницу, ведущую в подземный покой, а сам вместе с остальными жрецами обращается вспять. Когда осужденная сойдет вниз, лестницу поднимают и вход заваливают, засыпая яму землею до тех пор, пока поверхность земли окончательно не выровняется» (Нума, 10). Соучастник преступления наказывался изгнанием или также смертью. Римская история всех времен убеждает, что эта жестокая казнь - не легенда и несколько женщин действительно так погибли. Имена некоторых императоров связаны с особой суровостью к согрешившим весталкам: Домициан (впрочем, он позволил сестрам Окулатам умертвить себя добровольно) {515} ; Каракалла, обвинявшийся в изнасиловании весталки Клодии Леты, которую он затем сам осудил за «инцест» {516} .

Из книги Добрая Старая Англия автора Коути Кэтрин

Старинные Наказания Почти каждый город в старой Англии и в колониальной Америке был оснащен колодками, а так же стулом для окунаний в воду и позорным столбом. Как же можно претендовать на цивилизацию, если таких насущных инструментов нет под рукой!Первым пунктом в нашем

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Преступление без наказания? Возникнет логичный вопрос: почему же всем этим людям так и не удалось раскрыть преступления и найти убийцу, точнее, убийц? Как дико это ни прозвучит, но такая ситуация обычна для тех времен. В викторианской Англии полиция крайне редко

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

«Discretio» и наказания Вот каким должен быть душевный настрой настоятеля, когда он намеревался осудить виновного. «Сперва войди в положение того, кого ты собираешься судить и воспитывать, – пишет Гиг, – а затем поступи с ним так, как ты поступил бы сам с собой, если бы

Из книги Хетты. Разрушители Вавилона автора Гёрни Оливер Роберт

3. НАКАЗАНИЯ И РЕСТИТУЦИИ В первобытном обществе наказание отождествляется с возмездием, а «гражданские» преступления не отличаются от «уголовных». Потерпевший мстит обидчику сам, насколько это в его силах, а если погибает, то долг отмщения ложится на его родственников.

Из книги Повседневная жизнь Тайной канцелярии автора Курукин Игорь Владимирович

Членовредительские наказания Экзекуции совершались, как правило, на рыночной площади: при отсутствии средств массовой информации позор преступников и возмездие должны были быть публичными для вящего вразумления подданных. Они часто сопровождались «урезанием» языка

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

3. Наказания В основу соблюдения партизанами дисциплины было положено применение смертной казни. В условиях партизанской войны, резко снижающих эффективность применения менее суровых мер, даже не столь серьезные проступки, такие как, например, пьянство и

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Наказания при демократии Мы привыкли к тому, что преступление и наказание неотвратимо связаны между собой (по крайней мере, так должно быть в идеале): если некто признан виновным, то ему грозит определенное, четко установленное законом возмездие. Однако в Древних Афинах

Из книги Пираты под знаменем ислама. Морской разбой на Средиземном море в XVI - начале XIX века автора Рагунштейн Арсений Григорьевич

Побеги и наказания Помимо выкупа был только один способ обретения свободы - побег. Начиная с XVI столетия случаи побегов рабов-христиан не были единичными. На побережье Испании и Италии даже процветали люди, специализировавшиеся на помощи в побегах. Богатые семьи, не

Из книги Охота на императора автора Баландин Рудольф Константинович

ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ Покушения на крупных государственных чиновников как метод революционной борьбы начался в России с выстрела в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Но это объяснялось не кровожадностью террористов Нечаеве кого типа и даже не желанием

Из книги Захватить Англию! [Таблицы fb2] автора Махов Сергей Петрович

Из книги Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Преступления и наказания Раскрыть личные истории незнатных и незнаменитых петербуржцев помогает неожиданный



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация