День пожарного надзора (День создания органов государственного пожарного надзора). День создания органов государственного пожарного надзора

Главная / Авто

Ежегодно 18 июля в нашей стране отмечается профессиональный праздник - День создания органов государственного пожарного надзора, который впервые отмечался в России всеми сотрудниками органов ГПН в 2007 году. Точкой отсчета в истории возникновения государственного пожарного надзора стало подписание 18 июля 1927 года Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров «Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР». А разработан проект этого положения был на Всероссийском совещании пожарных в мае 1926 года. На вновь созданные органы Госпожнадзора были возложены функции разработки противопожарных мероприятий в области предупреждения пожаров и их тушения, надзор за состоянием пожарной безопасности организаций, техническая нормализация пожарного инвентаря, снаряжения и оборудования, руководство делом автоматического огнетушения и пожарной сигнализации, рассмотрение уставов добровольных пожарных организаций и содействие развитию пожарно-технического образования в стране.
Началось планомерное осуществление профилактических мероприятий: на всех крупных промыслах и предприятиях стали проводиться пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации и пропаганды. В цехах, на предприятиях, в жилом секторе создавались специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбы с ними. А в Ленинграде (сегодня - Санкт-Петербург) на базе Института инженеров коммунального строительства был образован факультет инженеров противопожарной обороны, который начал готовить первых пожарных специалистов. Федеральный государственный пожарный надзор находится в ведении МЧС России В настоящее время организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций установлены постановлениями правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года "О федеральном государственном пожарном надзоре", от 21 мая 2007 года "Об утверждении положения о государственном надзоре в области гражданской обороны", от 1 декабря 2005 года "Об утверждении положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Согласно нормам закона, федеральный пожарный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности. Федеральный государственный пожарный надзор находится в ведении МЧС России, за исключением госпожнадзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, а также при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения. По данным МЧС России, в органах федерального государственного пожарного надзора по всей стране проходят службу более 14 тысяч сотрудников. И ежегодно силами инспекторов службы проводится более 750 тысяч мероприятий по контролю пожарной безопасности на различных объектах, предлагается к устранению около пяти миллионов нарушений требований пожарной безопасности.

18 июля профессиональный праздник сотрудников государственного пожарного надзора. Впервые он отмечался в России в 2007 году.Государственный пожарный надзор МЧС России – мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров в России, реализующая эффективные меры по защите населения и материальных ценностей от огня. В этом году службе исполняется 91 год.

Пожары во все времена были одним из самых страшных бедствий. Еще в XXI веке на законодательном уровне была определена ответственность за поджоги.

Одним из первых документов, законодательно закреплявших проведение профилактических мероприятий в области пожарной безопасности, можно считать «Наказ о градском благочинии» 1649 года. Данным указом запрещалась топка печей и бань в ветреные и жаркие дни, пользоваться длительное время огнем в вечернее время. Устанавливался порядок приготовления пищи в летний период, а также устанавливался перечень противопожарного инвентаря, хранящегося в доме. Этим же указом назначались люди осуществляющие надзор за соблюдением данных правил.

Одним из событий, ставших фундаментальными в становлении ГПН, стал Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 17 апреля 1918 года, в котором отмечалась необходимость планомерного проведения противопожарных мероприятий.

18 июля 1927 года вышло Постановление ВЦИК (СНК РСФСР) о создании государственного пожарного надзора, призванного осуществлять контроль состояния пожарной безопасности во всех коммунальных, ведомственных и общественных организациях. В 1966 году все пожарные подразделения были подчинены Министерству Внутренних дел. А через 11 лет, в 1977 году, постановлением Совета Министров было утверждено «Положение о государственном пожарном надзоре в СССР». В 1979 году приказом МВД СССР было введено «Наставление по организации работы органов государственного пожарного надзора». Оба документа определили обеспечение противопожарной защиты городов и других населенных пунктов, а также объектов народного хозяйства важнейшей государственной задачей.

Ряд нововведений ГПН пережил в 90-х годах прошлого века. В 1993 году впервые в своей истории пожарный надзор был определен как специальный вид государственной надзорной деятельности. Государственная пожарная служба стала самостоятельным структурным подразделением МВД, а ее руководитель - главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

Новую реформу ГПН пережил в начале XXI века. В 2001 году согласно Указу Президента РФ Государственная противопожарная служба была переведена в МЧС России.

В настоящее время в области осуществления государственного пожарного надзора последовательно проводится работа по совершенствованию выполнения этой функции. Основная цель проводимых реформ – создание эффективных механизмов государственного регулирования пожарной безопасности, включая систему организационных, нормативных и экономических мер, адекватных угрозе возникновения пожаров и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Важность и нужность государственного пожарного надзора, отражена в первом слове девиза МЧС России: «Предупреждение, спасение, помощь». Предотвратил беду – значит уже спас чье-то имущество, здоровье, а самое главное жизнь. И эта нелегкая задача полностью лежит на плечах сотрудников государственного пожарного надзора.

В составе Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области 27 территориальных подразделения численностью 228 человек. Сотрудники Управления осуществляют надзор за соблюдением мер пожарной безопасности, а с 2009 года и надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций более чем на 100 тысячах объектов Свердловской области.

Сотрудники выявляют и принимают меры к устранению более 20 тысяч нарушений в области гражданской обороны и пожарной безопасности.

Внедрение новых методов и подходов к осуществлению надзорных мероприятий позволило освободить от надзора малый и средний бизнес, при этом сосредоточив внимание на объектах, представляющих наибольшую опасность и реализацию профилактических мероприятий.

Можно сказать, что работа инспектора круглосуточная. Выезд по тревоге на пожары – еще одна неотъемлемая часть работы сотрудника «чрезвычайного» ведомства. Опросить очевидцев, подготовить документы, провести осмотр места пожара. По крупицам восстанавливают дознаватели события, предшествовавшие пожару.

Одним из важных направлений в деятельности государственного пожарного надзора является обучение населения мерам безопасности и действиям в случае пожара. Ежегодно обучаются сотни тысяч жителей нашей области. Государственный пожарный надзор активно взаимодействует с органами местного самоуправления, участковыми уполномоченными милиции, общественными формированиями, учреждениями жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты, общественными формированиями в вопросах обучения населения мерам пожаробезопасного поведения.

Проводимая предупредительная работа позволяет ежегодно предотвращать сотни пожаров, сохранять материальные ценности на миллионы рублей. За последние пять лет в Свердловской области наметилась устойчивая тенденция сокращения количества пожаров, гибели и травмирования людей.

Большой вклад в развитие и совершенствование вопросов государственного пожарного надзора в Свердловской области внесли наши ветераны: Синяков Михаил Степанович, Брехунцов Василий Николаевич, Янышевский Сергей Иванович, Волченков Алексей Иванович, Рожин Игорь Львович, Нуров Андрей Иванович. Традиции и достижения ветеранов приумножает и чтит молодое поколение сотрудников государственного пожарного надзора.

Поздравляем сотрудников и ветеранов государственного пожарного надзора с 91-годовщиной со дня образования! Желаем здоровья, счастья, благополучия и новых свершений во благо безопасности уральцев!

Сегодня Государственный пожарный надзор отмечает очередную 89 годовщину образования. Точкой отсчета стало утверждение органами власти РСФСР в 1927 году «Положения о государственном пожарном надзоре», основными задачами которого являются снижение риска возникновения пожаров и их количества, минимизация ущерба, а также снижение гибели людей на пожарах.

Все эти годы система не стоит на месте, совершенствуются методы и подходы в организации надзорной деятельности. О результатах такой работы красноречиво говорят цифры статистики. В первом полугодии 2016 года на территории Российской Федерации количество пожаров в сравнении с аналогичным периодом пошлого года снизилось более чем на 8% (66590), количество погибших уменьшилось на 11%, число травмированных на пожарах тоже стало меньше - на 18%.

Одной из важных перспектив дальнейшего развития надзорных органов является создание единого надзора, обеспечивающего комплексную безопасность объектов, населения и территорий. На законодательном уровне проведено разграничение между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В рамках этого подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации на рассмотрение проект постановления «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

МЧС России проведена большая работа по введению нового подхода в организации контрольно-надзорной деятельности МЧС России: снятию излишних административных барьеров и оптимизации нормативно-правовых актов с целью исключения избыточных требований при сохранении необходимой защищенности объектов и граждан от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Так, в 2015 году совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на законодательном уровне закреплена оптимизация надзорных функций, которая позволила ввести с 2016 года «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства - запрет в течение трех лет на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса.

Кроме того, с 1 января 2018 года будет введен риск-ориентированный подход при осуществлении госнадзора, в рамках которого определено количество поднадзорных объектов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Так, в целом массив социально значимых объектов, производственных предприятий, органов власти и территорий садоводческих товариществ (исключая жилой сектор) составил около 1,3 млн. единиц.

В связи с введением риск-ориентированного подхода уже в 2016 году проверки осуществляются в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты. Так, в первом полугодии т.г. должностными лицами органов государственного пожарного надзора проведено 130 тыс. проверок объектов, что меньше прошлогоднего на 32%. По результатам проведенных надзорных мероприятий выявлено более 500 тыс. нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вручено свыше 66 тыс. предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Кроме того, планируется сократить внеплановые проверки при осуществлении федерального госнадзора в два последующих года по 15 %.

Параллельно с этим в МЧС России создается новая система отчетности и оценки эффективности деятельности контрольных надзорных органов. Деятельность инспекторов оценивается в первую очередь, не по количеству, а по качеству проведенных ими мероприятий, где в основу критериев входит профилактика правонарушений в сфере безопасности. Главным результатом проверок сегодня является устранение выявляемых нарушений сразу же во время надзорного мероприятия и проведение профилактических мер обучающего и консультативного характера. Так, к примеру, в 1-м полугодии 2016 года при проведении надзорных мероприятий устранено порядка 450 тысяч нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Вместе с тем, учитывая превалирующее количество пожаров в жилом секторе и гибели при них людей, актуальной остается профилактическая работа с управляющими организациями, осуществляющими обслуживание общего имущества и систем противопожарной защиты многоквартирных домов, а также собственниками индивидуальных домовладений. Количество объектов указанной категории составляет около 13 млн.

Возможность активнее заниматься профилактической работой у сотрудников госпожнадзора появилась за счет сокращения мероприятий по надзору. Кроме того, согласно законодательству в области пожарной безопасности к функциям пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы вместе с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ относится, и организация профилактики пожаров.

В этой связи с 1 января 2017 года территориальные подразделения управлений надзорной деятельности, работающие в сельской местности, войдут в состав отрядов федеральной противопожарной службы (ФПС), где кроме того будут созданы подразделения профилактики пожаров, благодаря которым, в том числе, удастся повысить в целом культуру безопасности жизнедеятельности.

В 2015 году для координации деятельности надзорных органов и упорядочивания их работы внесены изменения в федеральный закон «О пожарной безопасности» и «Положение о федеральном государственном пожарном надзоре», касающиеся наделения начальников главных управлений МЧС России по субъектам РФ правами главного государственного инспектора по субъекту Российской Федерации.

Государственный пожарный надзор осуществляет свою работу в течение всего года – в осенне-зимний пожароопасный период, когда увеличивается число пожаров в жилом секторе, плавно переходящий в весенне-летний – с частыми пожарами на полях, в лесах, а затем опять – в осень и зиму. Инспекторский состав проверяет соблюдение требований пожарной безопасности на производственных объектах, объектах социального назначения, в том числе в образовательных учреждениях и в детских оздоровительных лагерях.

С начала пожароопасного периода, к примеру, организовано свыше 45 тысяч профилактических рейдов с участием представителей МЧС России, органов внутренних дел, лесного контроля и муниципалитетов. За нарушение установленных требований пожарной безопасности меры административного воздействия предприняты в отношении 14 тысяч граждан и свыше 1 тысячи должностных лиц различных организаций и предприятий, а также органов местного самоуправления. Надзорными органами в 1 полугодии проверено более 8 тысяч населенных пунктов, а также около 3 тысяч садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. К устранению предложено свыше 2,5 тысяч нарушений противопожарных требований. По результатам этих проверок к административной ответственности привлечены 290 органов местного самоуправления, 949 должностных и 187 юридических лица, а также 315 граждан.

В период подготовки к летней детской оздоровительной кампании 2016 года надзорными органами МЧС России проведено более 56 тысяч проверочно-профилактических мероприятий по соблюдению требований в области пожарной безопасности, защиты населения от ЧС и безопасности на водных объектах. Выявлено порядка 1 тысячи учреждений с нарушениями установленных требований безопасности. В целях пресечения данных правонарушений к административной ответственности были привлечены более 550 юридических и 1,8 тыс. должностных лиц. За неисполнение в срок законных предписаний по обеспечению безопасности детей 443 дела об административных правонарушениях переданы в суды. Благодаря предпринятым мерам на объектах детского отдыха устранено свыше 10 тысяч нарушений обязательных требований. Также проведено более 200 тысяч профилактических мероприятий: тренировок по эвакуации в случае возникновения пожара и других ЧС, инструктажей с персоналом объектов и занятий по обучению правилам безопасного поведения на воде. Во всех детских лагерях, расположенных на значительном удалении от мест дислокации подразделений МЧС России, выставлены временные пожарно-спасательные посты с привлечением личного состава и техники.

Огнеборец России / Фото: 95.mchs.gov.ru

Государственный пожарный надзор на всей территории нашей страны осуществляется Министерством внутренних дел СССР через Главное управление пожарной охраны и его местные органы.

Постановлениям ЦИК и СКН СССР от 7 апреля 1936 г. № 52/654 о государственном пожарном надзоре определены следующие три основные его функции: организаторская, контрольная и административная.

Организаторская функция направлена на обеспечение боеготовности пожарных частей, установление порядка совместной их работы и использование их технического вооружения для предупреждения и ликвидации пожаров, а также на разработку противопожарных норм и правил.

Контрольные функции заключаются в обеспечении соблюдений противопожарных норм и правил при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных предприятий. Органы Государственного пожарного надзора контролируют боеготовность ведомственных и добровольных пожарных подразделений и формирований, а также исправное содержание противопожарного оборудования на предприятиях.

Административные функции установлены в целях воздействия на нарушителей противопожарных норм и правил.

Органы Государственного пожарного надзора наделены широкими правами. Должностные лица госпожнадзора беспрепятственно посещают предприятия и обследуют его здания, сооружения и склады, составляют акты и предписания по результатам обследований, знакомятся с технической документацией на оборудование, технологические процессы, с организацией работ, с соблюдением работающими противопожарного режима на предприятии.

В случае угрозы возникновения пожара они имеют право приостановления работы отдельного оборудования, участка, цеха и в целом предприятия. Виновные в нарушении обязательных постановлений, правил, норм и инструкций по противопожарной охране могут быть привлечены органами госпожнадзора к административной ответственности.

Ежегодно 18 июля в нашей стране отмечается профессиональный праздник - День создания органов государственного пожарного надзора , который впервые отмечался в России всеми сотрудниками органов ГПН в 2007 году.

Точкой отсчета в истории возникновения государственного пожарного надзора стало подписание 18 июля 1927 года Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров «Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР». А разработан проект этого положения был на Всероссийском совещании пожарных в мае 1926 года.


На вновь созданные органы Госпожнадзора были возложены функции разработки противопожарных мероприятий в области предупреждения пожаров и их тушения, надзор за состоянием пожарной безопасности организаций, техническая нормализация пожарного инвентаря, снаряжения и оборудования, руководство делом автоматического огнетушения и пожарной сигнализации, рассмотрение уставов добровольных пожарных организаций и содействие развитию пожарно-технического образования в стране.

Началось планомерное осуществление профилактических мероприятий: на всех крупных промыслах и предприятиях стали проводиться пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации и пропаганды. В цехах, на предприятиях, в жилом секторе создавались специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбы с ними. А в Ленинграде (сегодня - Санкт-Петербург) на базе Института инженеров коммунального строительства был образован факультет инженеров противопожарной обороны, который начал готовить первых пожарных специалистов.


Федеральный государственный пожарный надзор находится в ведении МЧС России / Фото: spcprint.ru


В настоящее время организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций установлены постановлениями правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года "О федеральном государственном пожарном надзоре", от 21 мая 2007 года "Об утверждении положения о государственном надзоре в области гражданской обороны", от 1 декабря 2005 года "Об утверждении положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

Согласно нормам закона, федеральный пожарный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

Фото: sakhalinmedia.ru

Федеральный государственный пожарный надзор находится в ведении МЧС России , за исключением госпожнадзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, а также при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения.

По данным МЧС России, в органах федерального государственного пожарного надзора по всей стране проходят службу более 14 тысяч сотрудников. И ежегодно силами инспекторов службы проводится более 750 тысяч мероприятий по контролю пожарной безопасности на различных объектах, предлагается к устранению около пяти миллионов нарушений требований пожарной безопасности.

Пожары в России: причины и предотвращение

Согласно данным статистики по России, на 1 миллион человек в нашей стране ежегодное количество пожаров составляет около 2000. При этом нужно отметить, что около 80% пожаров происходит в жилом секторе. Обычно они связаны с неосторожным обращением с огнем, а также у нас очень часто причиной возгораний становятся люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. К сожалению, в нашей стране при пожарах гибнет очень много людей, в других странах эта цифра гораздо ниже.

Другими распространенными причинами пожаров становятся: детские игры с огнем; нарушения правил пожарной безопасности; использование неисправных электро-бытовых приборов; проведение в квартирах электрогазосварочных работ во время ремонта.

Для защиты от огня принято использовать специальные жидкости. Ими пропитываются дерево, штукатурки, ткани, жаростойкие краски и др. Эти составы способны достаточно эффективно защищать от воздействия высокой температуры. Однако в условиях пожара они чаще всего не могут предотвратить возгорание. Чтобы избежать возникновения короткого замыкания, вся электропроводка должна быть изолирована. Провода и кабели могут прокладываться только по негорючим основаниям. Устанавливаются также УЗО и автоматические предохранители.

Чтобы газовые и электрические плиты не становились причиной возгорания, необходимо тепло-изолировать их от деревянной мебели. В санузлах и на внешних стенах розетки необходимо изолировать от воздействия влаги. Для тушения окурков нужно использовать пепельницы, а свечи зажигать можно только в подсвечниках. В помещениях не следует использовать пиротехнику.

Все мы должны принимать хотя бы минимальные противопожарные меры. В жилых помещениях не следует хранить большое количество легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также любых веществ, которые склонны к самовозгоранию или взрыву.

На лестничных площадках не следует хранить мебель и горючие материалы. Нельзя загромождать чердаки и подвалы.

Вблизи горючих материалов нельзя устанавливать электронагревательные приборы. Большое внимание необходимо уделять исправности выключателей, вилок и розеток электроснабжения. Не стоит пользоваться неисправными электрическими приборами, иначе они могут стать причиной короткого замыкания, которое очень часто приводит к пожару. Не рекомендуется устанавливать телевизоры и другие пожароопасные приборы возле батарей центрального отопления.

Нужно следить за тем, чтобы спички и зажигалки не попадали в руки к детям.

Все общественные места должны быть оборудованы современными специальными системами пожарной сигнализации. Такая система имеет в своем составе прибор приемно-контрольный, извещатели, оповещатели, соединительные линии и исполняющие устройства. Она не только своевременно оповещает людей о возгорании, но и начинает его тушение путем распыления воды.

Необходимо обеспечить в таких помещениях также запасные выходы для эвакуации. Что касается жилых помещений, то дома, на всякий случай, рекомендуется хранить огнетушитель. В квартире лучше всего использовать негорючие материалы. Каждый человек также должен знать о том, как правильно нужно тушить возгорания и как вести себя в случае пожара.

Не все возгорания можно тушить водой, это касается электроприборов и веществ, которые могут вступить с водой в химическую реакцию. Для тушения электроприбора необходимо сначала отключить его от сети, иначе гарантирован удар током. Нужно знать, что приток кислорода стимулирует горение, поэтому при пожаре не стоит открывать окна, с осторожностью нужно открывать дверь в комнату, в которой произошло возгорание. Можно сбивать пламя при помощи плотной ткани и затаптывания. Если загорелся человек, ему нельзя позволять бежать. Нужно повалить его на пол и постараться сбить пламя.

Передвигаться по задымленному помещению рекомендуется ползком, т.к. у пола воздух менее задымлен. К лицу следует приложить смоченную тряпку или маску и дышать через нее.

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

17.07.2015 Государственный пожарный надзор (ГПН) – это осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки. Так определено понятие ГПН в учебнике для вузов МЧС России. На сегодняшний день в название добавлено слово «федеральный», что расширило и понятие, и функции. Согласно Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ФГПН определено следующим образом: федеральный государственный пожарный надзор – это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

Официальная история государственного пожарного надзора России начинает отсчёт с 18 июля 1927 года с утверждения ВЦИК и СНК РСФСР «Положения о государственном пожарном надзоре», в котором впервые законодательно утверждены функции государственного пожарного надзора: руководство, контроль и надзор за состоянием пожарной охраны и деятельностью пожарных организаций, а также объединение их работы. С создания ГПН начато планомерное осуществление профилактических мероприятий. На всех крупных промыслах и предприятиях стали проводиться пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности становятся предметом широкой агитации и пропаганды. Но созданию ГПН предшествовал многовековой период развития и становления пожарной охраны России и накопления опыта организации профилактических мер пожарной безопасности.

Первыми на Руси пожарно-профилактическими мероприятиями можно назвать возведение оборонительных каменных стен вокруг городов в XIV веке. В 1367 году по велению Великого князя Московского Дмитрия Донского Кремль был защищён каменной стеной, которая спасала его от военных пожаров. Пожары тушили сами погорельцы, поэтому выгорали целые сёла и города.

В XV веке, во время царствования Василия Васильевича II Тёмного рассматриваются вопросы о некоторых предупредительных мерах в борьбе с пожарами: подписаны указы о правилах использования открытого огня, начинают издаваться строгие законы, карающие за поджог. В 1497 году в «Судебнике» Ивана Васильевича III (сборнике законов русского государства) меры пожарной безопасности получают большее развитие: прописано требование строительства каменных зданий, снос ветхих деревянных строений, устройство противопожарных разрывов. В 1504 году по указу царя создаются первые пожарно-строевые команды, которые обязаны вести наблюдение за мерами пожарной безопасности и соблюдением порядка в городе. Возглавлял такую работу «решёточный приказчик» – прообраз участкового и пожарного инспектора (решётками делили улицы на участки), а потом его стали называть «объезжая голова» (от слов Указа, в котором говорилось: «быть в объезде»). В обязанности этих должностных лиц входили: надзор за выполнением жителями предписанных правил пожарной безопасности, вылавливание поджигателей, руководство тушением пожаров. Назначали на эту должность кого-либо из высокопоставленных чиновников государства, он был призван исполнять «Наказ о градском благочинии», изданный 30 апреля 1649 года царём Алексеем Михайловичем, в целях сбережения от уничтожающих пожаров.

Пётр I осознавал необходимость постоянного надзора за мерами обеспечения пожарной безопасности. Непосредственный контроль данной деятельности осуществляли конкретные государственные лица под руководством генерал-полицмейстера, который подчинялся только царю. Строительство Санкт-Петербурга велось по правилам предупреждения и ограничения пожаров. В результате жёсткого контроля мер пожарной безопасности при Петре I за 20 лет в Санкт-Петербурге произошло лишь 9 крупных пожаров. После смерти Петра I контроль за выполнением мер пожарной безопасности ослаб и пожары вновь захлестнули Россию.

Правителями страны были изданы множество указов, но приведённые в документах инструкции и правила пожарной безопасности оставались без должного контроля и поэтому не имели эффекта. Выгорали сёла и города, бездомные погорельцы становились нищими и просили подаяний. Тревожное положение с пожарами в государстве, равнодушие и бездействие чиновников, призванных следить за пожарной безопасностью на своих территориях, к концу XIV века дали рождение массовому движению, которое привело к созданию добровольного пожарного общества. Основная цель – популяризация пожарного дела и привлечение властей к проблемам пожарной безопасности. Силами и средствами выдающихся людей Российского государства (граф А.Д. Шереметьев, князь А.Д. Львов) организовывались передвижные выставки пожарного дела, издавались журналы, велась просветительская работа. В результате этого в 1906 году началась образовательная деятельность в пожарной охране России: в Санкт-Петербурге были организованы курсы пожарных техников.

Спустя 6 лет, 4 декабря 1912 года, подводя итоги деятельности пожарной охраны, историк Д.Н. Бородин в своём докладе в публичном заседании Императорского Российского пожарного общества подверг критике сложившуюся ситуацию в обучении пожарному делу и назвал положение безвыходным. «Одна школа пожарных техников на всю Россию обучает 10 человек в год. Это капля среди грозного пожарища. Вот почему наша необъятная родина страдает в смысле правильной постановки пожарной охраны». Им подчеркнута мысль об отсутствии образования в области пожарной безопасности как о государственной проблеме, требующей незамедлительного решения: «Брандмейстер (инструктор пожарной дружины) должен быть знаком с физикою, химиею, со строительством, технологиею, медициною, искусством, историей и статистикой. Он должен уметь читать архитектурные планы, знать расположение помещений общественных зданий и степень огнестойкости каждой части их. Он должен знать устройства печей и дымогарных труб, свойства строительных материалов, физические и химические свойства товаров, свойства легковоспламеняющихся и самовозгорающихся веществ, выделяющих дымы и газы, уметь предупредить их вредные действия. Ему не должны быть чужды действие электричества, устройство телеграфов, он должен уметь подать первоначальную помощь в случае ожога, обморока или ушиба». По сути, Д.Н. Бородин определил первые квалификационные требования для инспектора пожарного надзора, которые актуальны и сегодня.

К 1917 г. в России сложилась достаточно развитая система противопожарной безопасности, построенная на взаимодействии государственных структур, общественных организаций и населения, направленная на предупреждение и тушение пожаров, но образование данных сотрудников так и не было организовано на должном уровне.

В 1918 году на базе пожарно-страхового отдела создаются контролирующие органы - местные пожарные комитеты на основании «Положения о местных органах пожарного надзора». На эти комитеты возлагался контроль деятельности пожарной охраны, составление правил, инструкций пожарной безопасности, надзор за соблюдением требований законов и других распоряжений, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях, ведение пожарной статистики, устройство школ и курсов пожарной охраны, работа с населением.

В 1920 году был создан центральный пожарный отдел при НКВД, а в 1921 году инспекторы получили полномочия по пресечению нарушений требований пожарной безопасности. Должностных лих, уклоняющихся от выполнения противопожарных правил, привлекали к административной ответственности, а в серьёзных случаях ставили вопрос о предании виновных суду революционного трибунала.

20-30-ые годы ХХ века характеризуются большим объёмом работы по обучению и подготовке кадров для пожарной охраны. Открываются школы, курсы, пожарно-технические училища и техникумы, создаётся научный пожарно-технический комитет. В послевоенные годы на базе этих учебных заведений образуются Высшие школы МВД СССР, а сейчас это академии, университеты и институты государственной противопожарной службы МЧС России, которые готовят специалистов для пожарной охраны.

Федеральный государственный пожарный надзор сегодня – это хорошо отлаженный и укреплённый законодательством РФ механизм, который способен предотвратить пожары и гибель многих людей.

Предупреждение и защита людей от пожаров и других чрезвычайных происшествий – это огромная ответственность. Сотрудники федерального государственного пожарного надзора МЧС России – это истинные профессионалы. Их работа – наша с вами безопасность. Сегодня невозможно представить, какое количество пожаров удалось избежать благодаря именно эффективному построению госпожнадзора России и его практической реализации.

Ежедневно тысячи сотрудников отделов надзорной деятельности несут сложную службу, порой отнимающую личное время, здоровье, нервы, за что им хочется сказать искреннее человеческое «Спасибо»!http://ural.mchs.ru/pressroom/news/item/518706/



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация