Государственный контроль и государственный надзор. Органы государственного контроля и надзора. Система государственного управления

Главная / Земля

Прежде чем ставить и решать новые задачи, следует выявить и оценить выполнение ранее принятых решений. Контроль исполнения принято считать азбукой управления. Ни одна страна не обходится без государственного и общественного контроля. Контролю подлежат все сферы и уровни деятельности, где в той или иной степени затрагиваются интересы государства, права и обязанности граждан, расходуются бюджетные средства.

Государство осуществляет контроль за реализацией политики, соблюдением организациями, юридическими и должностными лицами, гражданами законодательства, общественного порядка, используя меры по предотвращению нарушений, выявлению их на ранней стадии, привлечению при необходимости виновных к ответственности, компенсации ущерба.

Контроль предполагает предварительное наделение правами, возложение ответственности, принятие обязательств. Содержание контроля составляют сбор информации, мониторинг, анализ операций. Различают контроль внутренний (силами внутриведомственных контрольных органов и руководителей) и внешний контрам (уполномоченными на это органами власти).

Каждой системе власти присущи свои формы контроля. В СССР наряду со специальным жестким контролем действовал всеобщий контроль сверху донизу с помощью комитетов и групп народного контроля с широкими полномочиями.

В США принят закон об ответственности президента и конгресса за состояние экономики и благополучие граждан. Высшие должностные лица регулярно отвечают публично на вопросы средств массовой информации и граждан, что служит формой контроля над властью. Действует специальное полицейское подразделение, единственная задача которого - сажать в тюрьму полицейских-взяточников. В Швеции общественный контроль установлен даже за судьями (наблюдатели во время процесса следят, чтобы судья был равноудален от каждой из сторон).

Главное контрольное управление Президента РФ

Контроль и проверку исполнения органами власти Российской Федерации и субъектов РФ. их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ. Оно является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. Правительство РФ на заседаниях регулярно заслушивает отчеты руководителей федеральных органов исполнительной власти о ходе исполнения поручений Президента РФ и состоянии исполнительской дисциплины.

Решение о снятии с контроля или продлении сроков исполнения поручений Президента РФ принимает Президент РФ, а также руководитель Администрации Президента РФ и заместитель руководителя Администрации - начальник Главного контрольного управления Президента РФ,

Для повышения ответственности должностных лиц органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ за безусловное и своевременное исполнение поручений Президента РФ введена система упреждающего контроля . Руководители указанных органов обязаны заблаговременно представлять в Главное контрольное управление Президента РФ информацию о принятых мерах по исполнению поручений Президента РФ с последующим докладом в установленные сроки об итогах проведенной работы.

Главное управление по результатам проверок деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, организаций и их руководителей вносит предложения о совершенствовании деятельности органов исполнительной власти, о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений, к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Должностные лица и работники органов исполнительной власти, на которых наложено дисциплинарное взыскание за нарушение исполнительской дисциплины, не подлежат в течение года премированию, награждению, повышению в должности, присвоению очередного квалификационного разряда. Они могут быть направлены на переаттестацию, понижены в должности, лишены квалификационного разряда.

Нарушения, повлекшие последствия для нормального режима функционирования системы государственного управления и судов, иные тяжкие последствия, а также совершенные преднамеренно, являются основанием для привлечения к административной или уголовной ответственности. При выявлении таких нарушений по результатам сообщений в средствах массовой информации руководители и главы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в подчинении которых находятся виновные должностные лица, обязаны направлять материалы в органы прокуратуры.

В соответствии с законодательством государственные органы наделяются полномочиями по проведению проверок деятельности юридических и физических лиц. Определяются круг лиц, правомочных принимать решения по проверке, основания для принятия таких решений, полномочия проверяющих, вилы решений, принимаемых по итогам проверки, и способы их обжалования.

Приоритетное значение имеет контроль за использованием государственных средств и собственности, решающий две основные задачи:

  1. выявление необычных, требующих особого внимания сделок;
  2. противодействие отмыванию преступных доходов.

Контролируются сделки как государственного, так и негосударственного сектора, выходящие за определенный порог (со странами ЕС - 15 тыс. евро, США - 10 тыс. долл.), а также однородные финансовые операции в течение небольшого промежутка времени между одними и теми же субъектами за рамками порога.

Признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях, использующих средства федерального бюджета

Государственный финансовый контроль осуществляют Счетная палата РФ, Банк России, Министерство финансов РФ, контрольно-ревизионные подразделения других ведомств.

При исполнении федерального бюджета контролируется прежде всего соблюдение порядка, при котором решения Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, влекущие расходы за счет федерального бюджета, не предусмотренные на текущий финансовый год или сокращающие доходную базу бюджета, принимаются исключительно на основании указов Президента РФ. В них определяются конкретные сроки и суммы расходов и одновременно сокращаемые расходы по конкретным бюджетным статьям или источники дополнительных поступлений в бюджет. Проекты указов Президента РФ, реализация которых требует расходов за счет федерального бюджета либо влечет сокращение его доходной части, представляются на подписание исключительно Правительством РФ.

Счетная палата

Счетная палата образуется парламентом и является постоянно действующим органом финансового контроля; состоит из председателя, заместителя председателя, аудиторов, имеет свой аппарат и подотчетна парламенту.

Счетная палата контролирует своевременность исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, движение этих средств в Банке России и других финансово-кредитных учреждениях, анализирует выявленные отклонения от установленных показателей, готовит предложения по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом, проводит финансовую экспертизу проектов законов и нормативных актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и их аппараты, а также федеральные внебюджетные фонды. На органы местного самоуправления, предприятия, организации независимо от форм собственности контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, если они:

  • получают (используют) средства из федерального бюджета или управляют федеральной собственностью;
  • имеют предоставленные органами власти налоговые и иные льготы и преимущества.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам власти и руководителям проверяемых предприятий представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, а в ряде случаев и обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении предписаний Счетной палаты ее коллегия может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений, организаций.

Органы Федерального казначейства

В целях повышения эффективности государственной бюджетной политики, управления доходами и расходами бюджета, усиления контроля за поступлением и использованием государственных средств образована единая централизованная система органов Федерального казначейства. Она включает Федеральное казначейство Минфина РФ и его территориальные органы по субъектам РФ, городам, районам в городах, районах.

На органы Казначейства возложены контроль за исполнением бюджета Российской Федерации, внебюджетными (федеральными) средствами, оперативное управление государственными финансовыми ресурсами, обслуживание совместно с Центральным банком России государственного внутреннего и внешнего долга и некоторые другие функции. В целях укрепления бюджетной дисциплины органам Казначейства предоставлены права, связанные с проверкой денежных документов, отражающих движение бюджетных средств в предприятиях и организациях, проведением ревизий, применением санкций к хозяйствующим субъектам, допускающим нецелевое использование бюджетных средств.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Контрольно-счетные палаты

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Минфина РФ осуществляет государственный финансовый контроль на территории регионов за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета и других федеральных средств. Представительство Федеральной службы в регионе проводит ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств, документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов.

По обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Федеральная служба может проводить на доверительной основе ревизии и финансовые проверки поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств и доходов от имущества в их собственности.

В случаях выявления нарушений законодательства, фактов хищений и злоупотреблений Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право ставить вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц, передавать материалы ревизий и проверок в правоохранительные органы.

В регионах, субъектах РФ действуют контрольно-счетные палаты (КСП) - региональные органы внешнего финансового контроля. Их функции и статус законом не определены. Сознание, состав полномочий контрольно-счетных палат определяют региональные власти.

Федеральная служба по финансовому мониторингу

Для борьбы с незаконным оборотом денег образован специальный орган - Федеральная служба по финансовому мониторингу Минфина РФ, которая призвана противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Федеральная служба по финансовому мониторингу действует в соответствии с Конвенцией об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (принята государствами - членами Совета Европы 8 ноября 1990 г.); Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001 г.; Указом Президента Российской Федерации от I ноября 2001 г.

Основными задачами Федеральной службы являются:

  • сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих контролю;
  • создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации преступных доходов;
  • направление соответствующей информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований;
  • представление России в международных организациях по вопросам противодействия легализации преступных доходов.

Органы государственной власти России, субъектов РФ, местного самоуправления и организации, осуществляющие операции с денежными средствами, представляют Федеральной службе по финансовому мониторингу информацию и документы, необходимые для решения возложенных на нее задач. При наличии достаточных оснований она направляет соответствующую информацию в правоохранительные органы. Основной источник информации - коммерческие банки, обязанные наблюдать за всеми сделками, превышающими 600 тыс. руб., а также инвестиционные, пенсионные негосударственные фонды, продавцы драгметаллов. В поле зрения службы находятся все организации и точки, где с помощью применения схем, разрабатываемых «опытными» финансистами и юристами, «грязные» деньги превращаются в легальные.

Своим решением Федеральная служба может заморозить подозрительные счета на пять дней, банк - еще на два дня; семи дней достаточно, чтобы правоохранительные органы предприняли шаги для определения законности сделки.

Повышению эффективности национальных органов по борьбе с отмыванием «грязных денег» способствует деятельность международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями - FATF. Россия является ее полноправным членом.

ФРС США издала инструкцию, обязывающую банки тщательно проверять чиновников и общественных деятелей России при открытии счетов и операциях с ними. Были закрыты те счета российских компаний и банков, по которым не проводились операции.

Кроме того, введен систематический анализ (мониторинг) финансового состояния и платежеспособности экономически крупных или социально значимых предприятий:

  • входящих в число 100 крупнейших компаний по рыночной стоимости (капитализации);
  • имеющих фактическую численность работников свыше 10 тыс. чел.;
  • признаваемых субъектами естественных монополий;
  • градообразующих, имеющих численность работников более 1 тыс. чел.

По каждой организации, включенной в утвержденный перечень организаций, подлежащих финансовому мониторингу, открывается учетная карта.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Федеральное агентство по энергетике с участием ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и акционерных обществ энергетики и электрификации представляют в Минфин РФ и Минэкономразвития РФ оперативные отчеты с указанием общей суммы выставленных счетов, полученных платежей и накопленной дебиторской задолженности по федеральным органам исполнительной власти и организациям, финансируемым из федерального бюджета, органам исполнительной власти субъектов РФ и организациям, финансируемым из федерального бюджета, органам исполнительной власти субъектов РФ и организациям, финансируемым из бюджетов субъектов РФ, органам местного самоуправления и организациям, финансируемым из местных бюджетов. Оперативные отчеты должны представляться ежемесячно до истечения месяца, следующего за отчетным.

Другие органы государственного контроля

Банк России проводит мониторинг предприятий в целях анализа и прогнозировании состояния экономики страны и по регионам. Применяется метод анкетных опросов об изменении конъюнктуры.

инвестиционной активности и финансового положения предприятий. Полученная информация систематизируется. Участие предприятий в мониторинге осуществляется на добровольной основе.

Контроль финансовой деятельности осуществляется также с помощью бухгалтерского и статистического учета и отчетности , законодательного регулирования объектов коммерческой тайны (не могут быть коммерческой тайной данные о составе имущества, численности работников, оплате труда, доходах), представления информации предприятиями о своей деятельности в налоговые органы и учредителям.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ. По основным отраслям экономики разрабатываются и по согласованию с Минэкономразвития и Минфином РФ утверждаются методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство, наука).

Для целей налогообложения прибыли жестко контролируется не только состав затрат, но по ряду элементов и их уровень, принимаемый в пределах, установленных нормативными актами. К таким затратам относятся: содержание служебного автотранспорта, компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, командировочные расходы, оплата за обучение по договорам с учебными учреждениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, оплата процентов по просроченным кредитам, расходы на рекламу.

Органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают обязательные для всех организаций планы счетов, положения, нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета. Организации на основе законодательства и нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из особенностей деятельности.

Па основе данных синтетического и аналитического учета организации обязаны составить бухгалтерскую отчетность об имущественном и финансовом положении и о результатах хозяйственной деятельности организации. Бухгалтерская отчетность включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, аудиторское заключение (если организация подлежит обязательному аудиту).

Годовая бухгалтерская отчетность представляется учредителям организации, собственникам ее имущества, территориальным органам государственной статистики по месту регистрации, в установленном порядке публикуется в газетах, журналах и других изданиях.

Организации обязаны хранить первичные учетные документы и бухгалтерскую отчетность в течение установленных сроков. Руководители и лица, ответственные за организацию бухгалтерского учета, в случае нарушения установленного порядка его веления привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

Все юридические лица, производящие промышленную продукцию, должны предоставлять формы государственного статистического наблюдения с установленной периодичностью. Отчетность заполняется на основе достоверных данных первичного учета. Руководители предприятий несут ответственность за своевременность представления и достоверность данных в соответствии с Законом «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».

В соответствии с решением Правительства РФ осуществляется переход на Международную систему бухгалтерского учета и отчетности (МСФО).

Россия, обладая гигантскими природными, материальными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами, не занимает соответственно высокого места в мировом сообществе. Одной из основных причин такого положения является отсутствие надлежащего контроля за экономическими процессами и деятельностью органов управления.

Не обосновано само понятие государственного кон траля, что приводит к смещению функций контрольных и правоохранительных органов. Ведомственные интересы часто выдаются за общегосударственные. Контроль остается во многом формальным, т.е. по данным отчетности, а не по существу, он не вскрывает тромбы экономического и финансового развития, создаваемые халатностью или преступной деятельностью.

Контроль остается ведомственным. Отсутствуют единая система контроля и право парламента на собственные расследования.

Контрольные органы, как правило, не взаимодействуют между собой, зачастую проверяют одни и те же объекты, оставляя другие вне контроля многие годы, что снижает ответственность руководителей и приводит к нецелевому расходованию бюджетных средств.

Традиционный государственный контроль по исполнительной вертикали в новых условиях затруднен не только из-за отсутствия соподчиненности органов власти и управления, но и узаконенной самостоятельности и независимости субъектов рынка. Вмешательство в их деятельность со стороны государственных служб расценивается как посягательство на экономическую свободу. Хотя очевидно, что без государственного контроля, постоянного, с жесткими и действенными мерами, потери общества будут возрастать.

ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

В соответствии с этим основными его задачами являются:

1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

2. оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

3. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

5. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

6. обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

7. оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

8. контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

9. улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

10. выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;

11. контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

12. проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

13. контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

14. пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

15. выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, главным образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

Иными словами, объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством своих функций.

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т. е. в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств. И это объяснимо, ибо финансам как экономической категории присуща как распределительная, так и контрольная функция. Государство аккумулирует, распределяет и расходует денежные средства для выполнения своих задач. Разумеется, и результативность выполнения многих задач государством во многом зависит от правильного и четко поставленного контроля за финансовой деятельностью его органов и хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль – это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов. Все государственные органы занимаются финансовым контролем, включая специальные контрольные органы при участии хозяйствующих субъектов и общественных организаций. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г.

№ 1095 (ред. от 18.07.2001 г.) установлены конкретные объекты финансового контроля и его субъекты. В соответствии с данным Указом финансовому контролю подлежат:

Исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных органов;

Организация денежного обращения;

Использование кредитных ресурсов;

Состояние государственного долга и резервов;

Предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Цель финансового контроля – эффективное использование финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны. По существу, без достижения этой целевой установки невозможна успешная реализация всей финансовой политики государства.

Объектом финансового контроля являются не только денежные средства, но и различные материальные и нематериальные средства, так как их оценка осуществляется в денежной форме. Непосредственной проверке подлежат такие показатели, как выручка от реализации, себестоимость, прибыль, налоги, отчисления в фонды. Финансовым контролем охватывается практически вся хозяйственная деятельность, связанная с использованием денег или их эквивалентов.

К важнейшим задачамфинансового контроля необходимо отнести следующие:

Обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов в финансовой и хозяйственной деятельности;

Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и величиной денежных доходов государственного бюджета;

Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой всеми субъектами финансовых правоотношений;

Содействие рациональному расходованию товарно-материальных ценностей и денежных средств на предприятиях и в организациях;

Предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности.

Финансовый контроль неотделим от ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение ими правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств. Мерой этой ответственности являются финансовые санкции, которые содействуют оздоровлению и повышению эффективности производства.

Подытоживая сказанное, финансовый контроль можно определить как один из видов финансовой деятельности государства, осуществляемый всей системой его органов власти и управления, по проверке законности и рациональности действий в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов хозяйствования путем применения специальных форм, методов и методик контрольной работы.

Классификация видов финансового контроля возможна по различным основаниям.

В зависимости от правовой природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью, финансовый контроль подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и аудиторский. Последние два вида представляют собой негосударственную деятельность в финансовой сфере.

Государственный финансовый контроль, осуществляемый органами власти и управления, реализуется через: общегосударственный, вневедомственный, ведомственный финансовый контроль.

Общегосударственный контроль осуществляют Федеральное собрание РФ и Правительство РФ; вневедомственный контроль – специальные финансово-кредитные органы в лице Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений и др.; ведомственный контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы государственного управления за деятельностью входящих в их систему хозяйствующих субъектов.

Кратко охарактеризуем некоторые специальные органы государственного финансового контроля, выступающие в качестве его субъектов.

Счетная палата РФ – постоянно действующий орган, образуемый Федеральным собранием РФ и подотчетный ему. Правовой статус определен Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (ред. от 01.12.2004 г.). Основная задача Счетной палаты заключается в контроле за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также в определении эффективности и целесообразности расходов государственных средств.

Министерство финансов РФ контролирует исполнение федерального бюджета и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, организациям и учреждениям. Оно также осуществляет контроль за использованием средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

В подчинении министерства находится федеральное казначейство. На органы казначейства возложены задачи по управлению доходами и расходами федерального бюджета, регулированию финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами и др. Для этого открываются счета казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы.

На Федеральную налоговую службу возложены: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, определение правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, контроль полноты и своевременности их внесения в соответствующие бюджеты. Контроль проводится должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода; в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом (НК).

Согласно законодательству налоговый контроль осуществляется в формах камеральной, выездной и встречной налоговых проверок. Процессуальные правила и условия проведения налоговых проверок закреплены в ст. 87–89 НК. Субъекты и объекты налоговых проверок многочисленны. К ним отнесены: министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных учреждений. Правовой основой деятельности банка служит упомянутый ранее Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии со ст. 59 Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их. Главный банк страны также контролирует проведение расчетов, денежное обращение, валютные операции.

Федеральная таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Эти функции предусмотрены Положением о ФТС, утвержденным Правительством РФ в 2004 г.

1. Финансовая стратегия – это …
долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решения крупномасштабных задач
совокупность методов (приемов) достижения поставленной цели на конкретном этапе развития общества
совокупность методов по мобилизации бюджетных средств
экономическая политика по регулированию общегосударственных финансов

2. Субъектами управления являются …
организационные структуры, которые осуществляют финансовое планирование
Парламент, Президент, Правительство, Министерство финансов, ФНС, ЦБ
исполнительные органы власти и управления
законодательные органы власти

3. Финансовая политика государства – это …
совокупность методов и приемов воздействия государства на существующую систему
особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию, рациональное распределение и эффективное использование финансовых ресурсов для осуществления государством его функций
совокупность методов достижения поставленной цели государством
система мер по управлению финансовыми ресурсами

4. Основным видом финансового контроля не является … контроль
предварительный
комплексный
текущий
заключительный

5. К основным методам финансового контроля не относится:
ревизия
проверка счетов
социологическое исследование
экономический анализ

6. Финансовая политика государства включает следующие направления:
бюджетную политику
налоговую политику
кредитную политику
экономическую политику
инвестиционную политику
валютную политику
доходную политику

7. Конкретными методами и формами управления финансами являются:
планирование
прогнозирование
программирование
финансовое регулирование
оперативное управление
финансовый контроль
принятие финансового законодательства
управленческий анализ

8. Финансовый контроль – это …
совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата
контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов, с применением особых форм и методов его организации
одна из стадий управления финансами
совокупность действий по проверке денежных ресурсов

9. В качестве объектов управления выступают …
разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных фондов и их использованием субъектами хозяйствования, государством, гражданами
финансы граждан, финансы коммерческих организаций, государственные и муниципальные финансы
денежные фонды организаций
разнообразные виды бюджетных отношений

10. Дефляционная финансовая политика – это …
система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста
система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью снижения деловой активности и замедления экономического роста
специальная деятельность, осуществляемая в целях повышения благосостояния народа
специальная деятельность государственных органов власти

11. Субъектами общегосударственного контроля являются:
Счетная палата РФ
Министерство финансов РФ
ФНС РФ
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба налоговой полиции
контрольно-ревизионная служба министерств и ведомств

12. Бюджетная политика – это …
комплекс юридических, экономических, организационных мер по обеспечению устойчивости денежного обращения, финансового рынка страны через управление эмиссией, регулирование инфляции, курса национальной валюты и т.д.
комплекс юридических, экономических, организационных мер по составлению бюджета, регулированию бюджетного процесса, управлению дефицитом бюджета
комплекс экономических мер по управлению финансовыми ресурсами
комплекс мер по обеспечению оптимальной доходной политики

13. Управление – это …
совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата
особая сфера деятельности государства, направленная на эффективное использование финансовых ресурсов для осуществления государством его функций
совокупность всех органов и организаций, осуществляющих воздействие на объект
совокупность субъектов и объектов управления

14. Особенности хозяйственных товариществ от обществ:
это образования, построенные на началах членства и объединения капиталов
участники отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов
это образование предполагает непосредственное личное участие учредителей в деятельности и управлении им
участники отвечают по его обязательствам только своим личным имуществом

15. Функции финансов организаций:
обеспечивающая
регулирующая
распределительная
контрольная

16. Некоммерческие организации не могут создаваться в организационно-правовой форме …
фонда
общественной организации
учреждения
общества с ограниченной ответственностью

17. Рентабельность продаж рассчитывается как отношение…
балансовой прибыли к выручке от реализации продукции
балансовой прибыли к общим затратам на производство
прибыли от продаж к выручке от продаж
валовой прибыли к затратам на производство и реализацию продукции

18. Чистая прибыль – это …
сумма всех доходов организации
выручка от продажи продукции минус себестоимость продукции
прибыль до налогообложения за вычетом налога на прибыль
прибыль от продажи продукции

19. Внеоборотные активы состоят из …
основных средств
нематериальных активов
активов обращения
вложений в незавершенное строительство
долгосрочных вложений в ценные бумаги, уставный капитал дочерних обществ и других организаций
денежных средств и других активов, обслуживающих процесс производства

20. Субсидиарная ответственность участников означает …
что в случае недостатка средств общества для выполнения его обязательств перед кредиторами недостающие средства вносятся его участниками в размерах, кратных внесенных ими вкладов
взаимную ответственность участников не только имуществом товарищества, но и своим личным имуществом по обязательствам товарищества
ответственность участников только имуществом товарищества по его обязательствам
взаимную ответственность участников перед кредиторами

21. На себестоимость произведенной продукции не относятся …
материальные затраты
затраты на оплату труда
отчисления на социальные нужды
суммы начисленной амортизации
затраты на участие в уставных капиталах других организаций

22. Оборотные активы включают следующие элементы:
запасы
кредиторскую задолженность
НДС по приобретенным ценностям
дебиторскую задолженность
краткосрочные финансовые вложения
нематериальные активы
денежные средства
прочие активы

23. Коммерческие организации различают по следующим организационно-правовым формам:
хозяйственные товарищества
общества
потребительские кооперативы
унитарные предприятия
индивидуальные предприниматели без образования юридического лица

24. Финансы коммерческих организаций – это …
отношения между организациями, возникающие в процессе производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования
экономические отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов
экономические отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов
денежные отношения по поводу функционирования финансовых ресурсов

25. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью.
могут
нет
могут в исключительных случаях
вопрос поставлен некорректно

26. Финансовые отношения – это …
денежные отношения по поводу формирования и использования денежных фондов у экономических субъектов
экономические отношения, характеризующие движение одной из сторон общественной жизни людей
отношения по поводу обращения денежных ресурсов
отношения по поводу функционирования общественного продукта

27. Субъектами финансовых отношений современной рыночной экономики выступают:
государство
граждане
организации
бюджеты разных уровней власти и управления
межгосударственные юридические лица (транснациональные организации)

28. Функции, выполняемые финансами:
обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами
контроль рублем
распределительная
фондообразующая

29. Финансы – это …
деньги
фонды денежных средств
денежные отношения между экономическими субъектами по поводу образования и использования денежных фондов
финансовые ресурсы

30. Бюджетная система РФ включает следующие основные звенья:
федеральный бюджет
86 субфедеральных бюджетов
бюджеты субъектов Федерации
местные бюджеты
фонды страхования

31. В состав общегосударственных финансов входят …
федеральный и 86 субфедеральных бюджетов
бюджеты разных уровней государственного управления и государственное кредитование
внебюджетные фонды, бюджеты разных уровней государственного управления, госкредит, фонды страхования
бюджеты разных уровней государственного управления

32. Основой финансовой системы страны являются …
государственные финансы
финансы граждан
финансы организаций
государственные и муниципальные финансы

33. Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы …
перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики
первичного распределения стоимости общественного продукта, когда она распадается на составляющие ее элементы (С,V,m)
вторичного распределения стоимости общественного продукта
вторичного перераспределения стоимости общественного продукта на составляющие ее элементы

34. Финансовая система включает в себя следующие основные звенья:
финансы государства
финансы общественных организаций
финансы организаций
финансы граждан
финансы международных организаций
межгосударственные финансы

35. Объектом действия распределительной функции финансов являются:
денежные фонды
стоимость валового общественного продукта и части национального богатства
прибыль организаций
денежные средства экономических субъектов

36. Главным материальным источником денежных фондов является …
национальное богатство страны
вновь созданная в стране стоимость совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства
ВВП
стоимость общественного продукта, созданного в обществе за истекший год

37. Областью возникновения и функционирования финансов является …
вторая и третья стадия воспроизводственного процесса
третья стадия процесса воспроизводства
вторая стадия процесса воспроизводства
все стадии общественного воспроизводства

38. Государственные финансы включают:
общегосударственные финансы и финансы государственных организаций
федеральный и субфедеральные бюджеты
внебюджетные фонды, бюджеты разных уровней государственного управления, госкредит, государственное страхование
бюджетная система и внебюджетные фонды

Бюджетным кодексом РФ определены участники бюджетного процесса, которые одновременно являются основными субъектами государственного финансового контроля:

Органы государственного и муниципального финансового контроля;

Президент РФ, органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, в том числе Прави­тельство РФ;

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления;

Финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;

Органы денежно-кредитного регулирования, главные распоря­дители и распорядители бюджетных средств.

При этом Бюджетный кодекс РФ устанавливает систему бюд­жетных полномочий участников бюджетного процесса.

Бюджетный кодекс РФ уделяет особое внимание органам госу­дарственного и муниципального финансового контроля, определяя особенности компетенции этих органов, их функций, методов, форм и объектов контроля.

Органы государственного и муниципального финансового кон­троля, созданные соответственно законодательными (представи­тельными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за ис­полнением соответствующих бюджетов и бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов, а также проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых про­грамм и иных нормативных правовых актов бюджетного законода­тельства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Полномочия органов государственного, муниципального фи­нансового контроля определяются Бюджетным кодексом РФ, Феде­ральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (в ред. от 29 марта 2008 г.), законами субъектов РФ о контрольных органах, правовыми актами предста­вительных органов местного самоуправления, а также нормативны­ми правовыми актами органов исполнительной власти относитель­но органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.

Важную роль в обеспечении действенного финансового контроля Бюджетный кодекс РФ отводит главным распорядителям бюджетных средств. Напомним, что согласно ст. 158 главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Рос­сийской Федерации, имеющий право распределять средства федераль­ного бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств бюд­жета субъекта РФ, средств местного бюджета - это орган государст­венной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджет­ное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

В области контрольных полномочий главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или му­ниципальных услуг. Кроме этого, главный распорядитель бюджет­ных средств осуществляет контроль над использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреж­дениями и другими получателями бюджетных средств, государст­венными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.

В случае необходимости и в порядке, установленном законода­тельством, непосредственное проведение контроля над использова­нием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществля­ется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств ор­ганами государственного финансового контроля.

Распорядители бюджетных средств, которыми являются органы государственной власти или местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным по­лучателям бюджетных средств, также осуществляют контроль за ис­пользованием бюджетных средств подведомственными получателя­ми бюджетных средств.

Среди участников бюджетного процесса следует особо отметить полномочия Министерства финансов РФ, которое занимает главное место в системе государственного финансового контроля исполни­тельной власти. Оно осуществляет координацию и контроль деятель­ности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной службы страхового надзора, а также контроль за испол­нением таможенными органами нормативных правовых актов по во­просам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ призвано в соответствии с Бюд­жетным кодексом РФ создавать информационно-методологические условия для осуществления эффективного государственного финан­сового контроля. Министерство уполномочено (ст. 165 БК РФ):

Осуществлять методическое руководство в области составле­ния проекта федерального бюджета и исполнения федераль­ного бюджета;

Осуществлять методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их орга­низационно-правовых форм;

Устанавливать порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливать формы учета и отчетности по исполнению бюд­жетов всех уровней бюджетной системы Российской Федера­ции в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Приказом Минфина РФ «Об утверждении указаний и порядке приме­нения Бюджетной классификации Рф» от 24 августа 2007 г. № 74н (в ред. от 28 января 2008 г.)

Кроме того, Бюджетный кодекс РФ прямо предписывает Мин­фину России осуществлять предварительный и текущий контроль исполнения федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджет­ных соглашений.

Финансовый контроль возложен на управления, отделы и дру­гие подразделения Министерства финансов РФ, а также на специ­ально созданнную Федеральную службу финансово-бюджетного над­зора (бывшее Контрольно-ревизионное управление), которая явля­ется федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Она выполня­ет следующие функции:

Осуществляет контроль над целевым использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фон­дов и других федеральных средств;

Участвует в разработке порядка и осуществлении контроля над поступлением доходов от имущества, находящегося в феде­ральной собственности;

Проводит в пределах своей компетенции ревизии и тематиче­ские проверки поступлений и расходования средств федераль­ного бюджета;

Организует и проводит самостоятельно и с привлечением ап­паратов главных контролеров-ревизоров по субъектам РФ до­кументальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, обращениям органов государственной власти субъек­тов РФ и органов местного самоуправления;

Осуществляет руководство деятельностью аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам РФ и контроль над ор­ганизацией этой деятельности;

Разрабатывает в рамках своей компетенции проекты норма­тивных правовых актов и предложения по совершенствованию законодательства.

Федеральные органы государственной власти, органы государст­венной власти субъектов РФ, целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, организации предоставляют Федеральной службе финансово-бюджетного надзора запрашиваемую информацию.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

Давать руководителям ревизуемых организаций обязательные для них указания об устранении вскрытых нарушений;

В случаях, когда производимыми ревизиями выявляются наруше­ния законов и других нормативных документов, факты хищений денежных средств и материальных ценностей, злоупотреблений, ставить перед соответствующими руководителями вышестоящих организаций вопрос об отстранении от работы виновных должно­стных лиц с передачей материалов следственным органам;

Вносить министру финансов РФ предложения об ограничении, приостановлении, а в необходимых случаях и прекращении фи­нансирования из федерального бюджета организаций при выяв­лении фактов нецелевого использования ими средств, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности.

Министерство финансов РФ имеет свои территориальные орга­ны - министерства финансов в субъектах РФ, основной задачей которых является осуществление в пределах своей компетенции по­следующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта или региона Российской Федерации (приказ Минфина РФ «Об утверждении положения о территори­альных органах Федеральной службы финансово-бюджетного над­зора» от 11 июля 2005 г. № 89н (в ред. от 20 сентября 2005 г.).

Наиболее важные вопросы информационно-методологического обеспечения государственного финансового контроля подготавливают­ся Минфином России, но требуют утверждения Правительством РФ. Так, согласно Бюджетному кодексу РФ все доходы бюджета, источни­ки финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и ему подотчетным. Основные задачи Счетной палаты РФ включают:

Контроль своевременного исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных вне­бюджетных фондов;

Определение эффективности и целесообразности расходов го­сударственных средств и использования федеральной собст­венности;

Оценку обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов.

Восстановление в России ранее существовавшего института ка­значейства вызвано необходимостью усиления контроля над движе­нием и использованием средств федерального бюджета. Была вы­брана модель, при которой государство создает свой орган, непо­средственно занимающийся и контролем, и совершением операций с бюджетными средствами.

Федеральное казначейство РФ представляет собой единую цен­трализованную систему органов, включающую Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчинен­ные ему территориальные органы в субъектах Российской Федерации, городах (за исключением городов районного подчинения), районах и районах в городах. Главное управление Федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Мини­стерства финансов РФ и подчиняется министру финансов РФ.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

1) доведение до главных распорядителей, распорядителей и по­лучателей средств федерального бюджета показатели сводной бюд­жетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы фи­нансирования;

2) ведение учета операций по кассовому исполнению федераль­ного бюджета;

3) открытие в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

4) открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5) ведение сводного реестра главных распорядителей, распоря­дителей и получателей средств федерального бюджета;

6) ведение учета показателей сводной бюджетной росписи фе­дерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изме­нений;

7) составление и представление в Министерство финансов РФ оперативной информации и отчетности об исполнении федерально­го бюджета и консалидированного бюджета Российской Федерации;

8) получение в установленном порядке от главных распорядите­лей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы;

9) распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федера­ции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) прогнозирование и кассовое планирование средств феде­рального бюджета;

11) управление операциями на едином счете федерального бюджета;

12) кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

13) обеспечение проведения кассовых выплат из бюджетов бюд­жетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета кото­рых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

14) осуществление контроля за ведением операций со средства­ми федерального бюджета главными распорядителями, распоряди­телями и получателями средств федерального бюджета.

Таким образом, Федеральное казначейство осуществляет пред­варительный и текущий контроль над выделением средств феде­рального бюджета. Для этого оно концентрирует на своих счетах все платежные операции федерального бюджета и проводит посто­янный контроль на стадии, предшествующей выделению средств из федерального бюджета, и платежам с этих счетов.

Главное управление Федерального казначейства организует исполнение федерального бюджета и государственных внебюджет­ных фондов, исходя из принципов единства кассы и обеспеченно­сти бюджетных расходов и платежей поступлением доходов (т.е.

В пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете), а также ведет сводный реестр распорядителей этих средств и контролирует прохождение средств федерального бюджета из центра на места.

Территориальные органы Федерального казначейства осуществ­ляют предварительный и текущий контроль при финансировании расходов получателей бюджетных средств и последующий контроль в процессе исполнения федерального бюджета. Предварительному и текущему контролю над целевым использованием средств феде­рального бюджета ежегодно подвергаются все организации, финан­сируемые из федерального бюджета через лицевые счета органов Федерального казначейства.

Предварительный контроль проводится на стадии сверки со­ответствия плановых сметных назначений соответствующим лими­там бюджетного финансирования. Текущий контроль осуществля­ется на стадии финансирования расходов с лицевых счетов бюдже­тополучателей до момента зачисления этих средств на счета пред­приятий и организаций. Стадия включает проверку своевременно­сти зачисления банками средств бюджета на счета получателей. По­следующий контроль целевого использования средств осуществля­ется Федеральным казначейством в соответствии с планом основ­ных вопросов экономической и контрольной работы Минфина России на соответствующий год, его заданиями по инициативе тер­риториальных органов Федерального казначейства и во взаимодей­ствии с другими органами государственного финансового контроля по особому плану.

Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установ­ленной сферы деятельности;

Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по во­просам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

Организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

Привлекать в установленном порядке для проработки вопро­сов, отнесенных к установленной сфере деятельности, науч­ные и иные организации, а также ученых и специалистов;

Осуществлять контроль за деятельностью территориальных ор­ганов Федерального казначейства;

Создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориаль­ные органы Федерального казначейства по согласованию с министром финансов РФ;

Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гра­жданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий ука­занных нарушений;

Создавать совещательные и экспертные органы (советы, ко­миссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятель­ности.

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 БК РФ контролирует: непревышение лимитов бюджетных обязательств над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств; непре­вышение бюджетных ассигнований над утвержденными им бюд­жетными ассигнованиями; непревышение кассовых расходов над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; непревышение кассовых выплат над доведенными до них бюджетными ассигнованиями; соответст­вие содержания проводимой операции коду бюджетной классифи­кации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство; наличие у получателя средств феде­рального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, возникновение у него де­нежных обязательств.

Федеральное казначейство осуществляет свои контрольные функции во взаимодействии с контрольно-ревизионными управле­ниями в субъектах РФ, что выражается в проведении совместных проверок, а также обмене информацией. Федеральное казначейство предоставляет территориальному контрольно-ревизионному управле­нию (ТКРУ) информацию о наличии на территории соответствующе­го субъекта предприятий, организаций, использующих средства фе­дерального бюджета. В свою очередь, ТКРУ информирует органы Федерального казначейства о результатах ревизий и проверок расхо­дования средств федерального бюджета.

Значительную роль в осуществлении финансового контроля иг­рает Центральный банк РФ. Его правовой статус определен Феде­ральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 26 апреля 2007 г.). Одной из основных функций ЦБ РФ является финансо­вый контроль над деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Эту функцию он реализует следующим образом:

Принимает решение о государственной регистрации кредит­ных организаций;

Выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций;

Приостанавливает их действие и отзывает их;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (ст. 4).

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора (ст. 56). Банк России осуществляет посто­янный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, норматив­ных актов Банка России, установленных им обязательных норма­тивов. Главными целями банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы Рос­сийской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредито­ров. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуще­ствляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные под­разделения Банка России, обеспечивающие выполнение его над­зорных функций.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных орга­низаций и банковских групп правила проведения банковских опе­раций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статисти­ческой отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (ст. 57).

Для осуществления своих функций банковского регулирова­ния и банковского надзора Банк России проводит проверки кре­дитных организаций, направляет им обязательные для исполне­ния предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям (ст. 73). Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями Банка России в порядке, установленном Сове­том директоров или по поручению Совета директоров аудитор­скими организациями.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных за­конов, нормативных актов и предписаний Банка России, непре- доставления информации, предоставления неполной или недосто­верной информации Банк России имеет право требовать от кре­дитной организации устранения выявленных нарушений, взыски­вать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного ка­питала либо ограничивать проведение кредитной организацией от­дельных операций на срок до шести месяцев (ст. 74).

В случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельно­сти кредитной организации, а также в случае если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

Взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% ми­нимального размера уставного капитала;

Потребовать от кредитной организации: осуществления меро­приятий по финансовому оздоровлению кредитной организа­ции, в том числе изменения структуры ее активов, замены ру­ководителей кредитной организации, осуществления реорга­низации кредитной организации;

Изменить на срок до шести месяцев установленные для кре­дитной организации обязательные нормативы;

Ввести запрет на осуществление кредитной организацией от­дельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

Назначить временную администрацию по управлению кредит­ной организацией на срок до шести месяцев;

Ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной ор­ганизации, если в результате ее проведения возникнут осно­вания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные федеральным зако­нодательством.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицен­зию на осуществление банковских операций по основаниям, преду­смотренным федеральным законодательством. Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными закона­ми, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнару­жении нарушения из числа перечисленных в частях первой и вто­рой настоящей статьи.

Контрольная функция Банка России также выражается в прове­дении анализа и прогнозировании состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно­финансовых и ценовых отношений.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выполнение всех полномочий по управлению кредитной систе­мой возложено законодательством на Центральный банк РФ.

В качестве субъекта государственного финансового контроля выступает и Федеральная налоговая служба. Ее основными задачами являются:

Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сбо­рах, правильностью исчисления, полнотой и своевременно­стью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Феде­рации;

Участие в осуществлении налоговой политики с целью обеспече­ния своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

Осуществление валютного контроля в соответствии с законо­дательством Российской Федерации о валютном регулирова­нии и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;

Осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Таможенные органы осуществляют контроль в процессе испол­нения своих полномочий по взиманию налогов и сборов при пере­мещении товаров через таможенную границу Российской Федера­ции. В порядке, установленном таможенным законодательством, они привлекают к ответственности лиц за нарушение законодатель­ства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через та­моженную границу.

Особое место в системе органов государственного финансово­го контроля занимает Федеральная служба по финансовому мони­торингу, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, финансированию терроризма, и координирующим деятель­ность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Основными задачами Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

Сбор, обработка и анализ информации об операциях с денеж­ными средствами или иным имуществом, подлежащих кон­тролю в соответствии с законодательством Российской Феде­рации;

Создание единой информационной системы и ведение феде­ральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма;

Направление соответствующей информации в правоохрани­тельные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что опера­ция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, по­лученных преступным путем, и финансированием терроризма;

Осуществление в соответствии с международными договора­ми Российской Федерации взаимодействия и информацион­ного обмена с компетентными органами иностранных госу­дарств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Информация об операциях с денежными средствами и иным имуществом поступает в Федеральную службу от следующих субъектов:

Организаций, осуществляющих операции с денежными сред­ствами и иным имуществом (кредитных организаций, профес­сиональных участников рынка ценных бумаг, страховых и ли­зинговых компаний, ломбардов и др.);

Органов государственной власти Российской Федерации, ор­ганов государственной власти субъектов РФ и органов мест­ного самоуправления;

Центрального банка РФ;

Компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то, что Федеральная служба по фи­нансовому мониторингу осуществляет свою деятельность в опреде­ленной сфере, специфика деятельности данной Федеральной службы и круг возложенных на него задач позволяет рассматривать его как элемент системы органов государственного финансового контроля.

В качестве специфического субъекта государственного финансового контроля следует также назвать Общественную палату РФ, созданную для обеспечения взаимодействия граждан и органов представительной и исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органов местного само­управления, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти (Федеральный закон РФ «Об общест­венной палате РФ» от 4 апреля 2005 г. № 32, в ред. от 30 июня 2007 г.). Ее основными задачами в области контроля являются проведение об­щественной экспертизы проектов законов РФ, субъектов РФ и местного управления и осуществления контроля деятельностью Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация