Стимулирование и мотивация труда персонала в библиотеке им Б. Ручьева. Оценка персонала библиотек: теоретические и методические аспекты
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
- Управление библиотекой: учеб.-практ. пособие (Документ)
- Программа - Помощник библиотекаря (Программа)
- Мелентьева Ю.П., Трушина И.А. Современные проблемы библиотечной и информационной этики (Документ)
- Коллектив авторов - Справочник экономиста по бизнес-планированию (Документ)
- Чекунова Л.В. Школа библиотекаря: методические материалы в помощь повышению квалификации: дайджест (Документ)
- Электронный Справочник по подшипникам качения v 2.4 (Документ)
- Шошина Е.Н., Егоров Г.В., Кондратенко Г.Л. Справочник товароведа (Документ)
Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника-человека. Эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов («XY-теория» Макгрегора, теория человеческих отношений, теория «Z» Оучи).
Внутриличностные теории, которые анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление (теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория мотивационных потребностей Д. МакКлеланда, теория двух факторов Ф. Герцберга).
Процессуальные теории, которые выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды (теория трудовой мотивации Д. Аткинсона, теория справедливости С. Адамса, теория усиления мотивации Б. Скинера, теория мотивации как процесса управления выбором В. Врума и др.).
нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению посредством психологического воздействия (убеждения, внушения, информирования и т. д.);
принудительная мотивация, которая основывается на власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работников в случае невыполнения ими соответствующих требований;
стимулирование -- воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работников к определенному поведению. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, общение, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия.
Библиотечные кадры: статус, использование, непрерывное образование: науч. реф. сб. / РГБ. - М., 1996. - 164 с. (Сер. «Новое в управлении библиотекой»)
Библиотечный коллектив: формирование и управление: Учебное пособие / СПбГАК. - СПб, 1996. - 58 с.
Бидл М., Аксенова О. А. Функции руководителя и корпоративная культура в период глобальных изменений / / Современные проблемы и методы совершенствования управления. - СПб, 1997. - С. 8-13.
Жданова Т. Культура и персонал // Библиотека. - 1999. - №9. - С. 26-28.
Липатов С. А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики / / Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. - 1997. - № 4.- С. 56-64.
Менеджмент организации. - М.: ИНФРА-М, 1995.
Минкина В. А., Васильева Н. В. Корпоративная культура и профессионализация библиотекаря // Петербургская библиотечн. школа. - 1999. - № 1. -С. 22-35.
Пример расчета численности работников библиотеки / / Библиотека и закон. Вып. 3. - М., 1997. - С. 387-399.
Психологический климат в коллективе библиотеки: Практ. пособие / РГБ. - М., 1996. - 152 с.
Стати М. /7. Разработка миссии и постановка стратегических целей компании / / Управление персоналом. - 1998. - № 1. - С. 20-27.
Тульчинский Г. Л. Технология менеджмента в сфере культуры / СПб ГАК; Гуманитарн. ун-т профсоюзов. - СПб: Лань, 1996. - 92 с.
Щекин Г. В. Как работают с людьми за рубежом. - Киев, 1992.
Ястребова Е.М. Внутренний маркетинг в библиотеке // Науч. и техн. б-ки. - 1993. - № 10.- С. 40-46.
в бесплатном предоставлении основных библиотечных услуг;
в обоснованности, доступности цен на платные услуги для пользователей и бесплатное обслуживание или введение льготных цен
в недопустимости перевода бесплатных услуг в платные;
в отказе от введения платы за услуги, не требующие от библиотеки дополнительных материально-финансовых и кадровых ресурсов и затрат;
в стремлении заменить платные услуги бесплатными за счет доходов, полученных от инициативной хозяйственной деятельности библиотеки;
в соблюдении этики взаимоотношений с пользователями, конкурентами и партнерами 1 ;
в соблюдении моральных норм рекламной практики.
развитие перспективного спроса на библиотечные услуги;
вовлечение в библиотечное обслуживание новых категорий как индивидуальных, так и коллективных пользователей;
формирование и поддержание положительного образа библиотеки у органов местной власти, общественных организаций и населения.
внешней среды, социально-экономического профиля района обслуживания, численности и состава потенциальных пользователей услугами библиотеки;
потребностей различных групп пользователей в библиотечных услугах;
удовлетворенного и неудовлетворенного спроса на услуги библиотеки среди различных категорий пользователей;
слежение за динамикой (изменениями) на рынке информационных, в том числе библиотечных услуг;
прогнозирование перспективных нужд и потребностей пользователей;
сегментацию (дифференциацию) групп пользователей;
выделение приоритетных категорий пользователей и сегментов рынка - позиционирование рынка библиотечных услуг;
выявление конкурентов и возможных партнеров в предоставлении библиотечно-информационных услуг;
формирование ассортимента (номенклатуры) бесплатных и платных услуг и предлагаемой интеллектуальной продукции библиотеки в соответствии с выявленными потребностями;
выбор видов библиотечных услуг, отвечающих нуждам и потребностям отдельных групп пользователей;
определение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг, себестоимости бесплатных услуг и цен на платные услуги;
разработку системы стимулирования спроса и продвижения библиотечно-информационных услуг к пользователям, рекламы предлагаемых услуг;
создание позитивного общественного имиджа библиотеки.
контроль за ходом реализации планов и программ маркетинговой деятельности;
анализ ее результатов и корректировку в связи с изменениями ситуации на рынке библиотечно-информационных услуг;
оценку конкурентной способности услуг библиотеки и внесение соответствующих изменений в их ассортимент (номенклатуру);
стратегическое планирование деятельности библиотеки, разработку бизнес-планов.
ассортимент (номенклатура) услуг и интеллектуальной продукции библиотеки, их объем и число предполагаемых индивидуальных и коллективных пользователей;
себестоимость и цены на услуги, предполагаемые поступления денежных средств от реализации платных услуг и направления их расходования;
мероприятия по продвижению услуг к пользователям и стимулированию спроса на них;
материально-финансовые и кадровые ресурсы для реализации оказываемых услуг и внедрения новых.
Роль и значение мотивации персонала. Методы стимулирования персонала. Цели и задачи психологического консультирования в организации. Модели организационного развития. Консультирование руководителя по вопросам повышения трудовой мотивации персонала.
«именно в организациях процесс эксплуатации и пресечения социальных и культурных прав усугубляется разделением труда, распределением власти и богатства и неравенством, присущим этому процессу». Другим фактором, влияющим на трудовые отношения, как отмечает Месседер, и который не может не учитываться управлением людскими ресурсами в современных организациях, является влияние инновационного процесса и быстрое устаревание технологий, которые влияют как на природу, так и на рабочие процессы.
В этом отношении нам кажется, что управление людскими ресурсами играет важную роль. В этом конкретном случае необходимо внести существенные изменения в содержание программ, поскольку большая проблема планирования и оценки станет требованием нового времени. В литературе по вопросам библиотечного дела и информатики подчеркивается необходимость изменения отношения библиотекаря, чтобы он соответствовал желаемому профилю профессионала информации, требуемого обществом.
дипломная работа , добавлен 10.06.2012
Мотивация как сложное психофизиологическое состояние, совокупность динамически иерархизированных побуждений человека к деятельности. Понятие мотивов и потребностей человека. Развитие группы, ее общие качества. Понятие мотивации персонала группы.
контрольная работа , добавлен 09.11.2010
Среди некоторых пунктов, относящихся к желаемому профилю этого профессионала, несколько упоминаний считаются творческими, динамичными, эффективными. Во внутренних библиотеках эти характеристики относятся к идеальному профилю как их менеджеров, так и других людей, которые составляют их персонал.
Что касается менеджеров, им необходимо иметь дифференцированные знания и квалификацию для работы в областях, имеющих основополагающее значение для гармоничного развития университетских библиотек, включая организационное, финансовое планирование, другие физические и людские ресурсы. Они должны взять на себя ответственность за управление конкретными и сложными видами деятельности, такими как обучение и развитие людей и коллекций; техническая обработка документов и информационных ресурсов в целом; включение новых технологий и новых методологий для облегчения работы и доступа к информации; стимулирование действий, направленных на обучение и обучение навыкам использования библиотеки и ее информационных ресурсов в сообществе пользователей; интегрировать сектор в совместную деятельность и деятельность по расширению, среди прочего.
Проблема внутренней и внешней мотивации в психологии учения. Характеристика и сущность мотивационных теорий. Сравнительный анализ направленности мотивации в зависимости от эффективности обучения Структура мотивации и ее функции в учебном процессе.
контрольная работа , добавлен 19.11.2013
Проблема мотивации сотрудников в работах зарубежных и отечественных авторов. Экспериментальное исследование влияния положительной и отрицательной мотивации на продуктивность деятельности персонала торгового предприятия. Методика проведения эксперимента.
Учитывая успех своих университетских функций, руководители должны рассмотреть возможность обучения и квалификации своих человеческих ресурсов как один из основных пунктов планирования университетских библиотек, начиная с тщательного управления. В этом смысле он должен овладеть конкретными знаниями в области управления и превратить его в передовые методы, направленные как на организационное развитие, так и на работу своей рабочей группы.
Разве бразильские университетские библиотеки предпочитают индивидуальное и профессиональное развитие библиотекарей в них? Робредо и Кунья отмечают, что библиотекарь должен иметь междисциплинарные знания и быть гибкими, чтобы «адаптироваться» к потребностям рынка, который развивается и «технически» очень быстро. Они считают, что области доминирующего интереса библиотекаря будут результатом сближения трех основных групп дисциплин: теории информации, в том числе кибернетики, лингвистики, формальной логики и т.д.; информационные технологии, включая электрическую и электронную технику, компьютерное программирование и т.д.; функций или услуг, которые будут включать управление библиотеками и информационными центрами.
курсовая работа , добавлен 26.11.2010
Теоретические аспекты управления мотивацией трудовой деятельности в психологических исследованиях. Психологический анализ трудовой деятельности. Основные принципы гуманистической психологии в изучении мотивации персонала. Механизмы и факторы мотивации.
курсовая работа , добавлен 25.09.2014
Невес также указывает на междисциплинарный характер библиотечного дела, который, как и другие прикладные социальные сферы, не существует сам по себе и должен извлекать выгоду из методов и методологий из других областей знаний, чтобы эффективно осуществлять свою практику, включая администрацию, статистику, социальная психология, экономика, педагогика, философия и информатика.
Обращаясь к вопросу о мероприятиях по обучению или совершенствованию, используемым 477 академическими библиотекарями, Паскварелли показывает, что эти специалисты предпочтительно посещают курсы повышения квалификации университетов в ущерб этапам специализации, магистрам и докторам. Автор считает, что короткие курсы предлагают низкую степень достижения, поскольку они обычно представляют «предметы поверхностно».
Сущность, виды и функции мотивации как проблемы психологического исследования. Педагогические технологии развития мотивационных основ к урокам физической культуры. Исследование зависимости мотивации к занятиям спортом от возрастных особенностей учеников.
курсовая работа , добавлен 28.05.2014
Основные теории мотивации. Мотивация, ее характеристика и стадиальность. Непредсказуемые и нерегулярные поощрения. Общественное признание деятельности группы. Характер взаимоотношений персонала с участниками трудового процесса. Основные стимулы.
Анализируя несколько барьеров, препятствующих процессу передачи информации в национальных университетских библиотеках, Сантана утверждает, что эти учреждения, хотя и располагают крупнейшими и лучшими коллекциями в области науки и техники и имеющие, как пользователей.
«Клиента, потенциально наиболее важная для страны, не имеют минимальных ресурсов для достижения своей основной цели: передачи информации». Автор считает, что академический библиотекарь, как правило, не в состоянии внести свой вклад в отмену неработоспособности этих библиотек и подчеркивает необходимость «осознавать социальную функцию университетской библиотеки и ее собственных». Сантана также считает, что университету необходимо занять более эффективную позицию в отношении учебных программ и непрерывного совершенствования библиотекаря, чтобы он мог внедрять научно-технические информационные услуги, более подходящие для удовлетворения потребностей и потребностей сообщества.
курсовая работа , добавлен 20.09.2013
Мотивация как одна из ведущих функций управления. Мотивация деятельности личности в организации. Формы и факторы мотивации персонала в организациях. Персональные потребности сотрудников как мотивирующие факторы. Соответствие требованиям законодательства.
(Документ)
Автор утверждает, что непрерывное обучение будет способствовать присутствию «как потребностей организаций, так и личных». Он подчеркивает концепцию непрерывного образования как «процесс постоянного образования, обучения всегда, обучения в служении, сбора теории и практики, отражения на собственном опыте, усиления его с новой информацией и отношениями». Автор также представляет концепцию обучающих организаций Питера Сенге, записанную в его книге Пятая дисциплина.
Обращаясь к проблеме управления новыми идеями в современной организации, которая сталкивается с быстрыми изменениями, когда требования к необходимым знаниям и навыкам уже нелегко предсказуемы, Мотта считает творчество «существующим ресурсом для всех людей». В нем говорится, что «организации должны создавать условия для того, чтобы люди могли выпустить свой творческий потенциал и способствовать инновациям», которые необходимы и адаптированы к новым обстоятельствам.
n1.doc
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИБЛИОТЕЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕОдна из важнейших функций руководителя - сделать вверенные ему человеческие ресурсы наиболее продуктивными, создать условия для максимальной самореализации подчиненных. Во многом успех работы библиотечного коллектива зависит от того, какие методы управления применяет руководитель, может ли он опираться на интересы людей, мотивировать персонал.
Автор предлагает, чтобы организации разрабатывали задачи и функции, которые создают проблемы и давления для повышения творческого потенциала личности, препятствуя их профессиональной деятельности. Для того, чтобы стимулировать творчество, Мотта разъясняет, что работа в организации должна представлять собой вызов для достижения результатов, но также обеспечивает достаточную индивидуальную автономию для представления, проектирования и создания альтернатив для производственного и административного поведения.
Учитывая, что творчество является потенциальной особенностью отдельных лиц и высокодоступным ресурсом в организационной среде, автор подчеркивает, что руководители должны развивать творческие навыки всех членов организации, которые он считает более важными, чем институционализация сложных групп мыслителей для развития творческих способностей.
Мотивация - это система факторов (движущих сил), побуждающих человека к деятельности, придающих этой деятельности определенное направление и содержание. В основе современного понимания мотивации лежат две идеи: потребности человеческой деятельности и оценка этой деятельности социальным окружением и самой личностью.
Согласно теории мотивации, истинные побуждения, которые заставляют человека трудиться эффективно, очень сложны. Теории мотивации описывают структуру потребностей и отвечают на вопрос «Что побуждает человека к деятельности?». Психологи утверждают, что человек испытывает потребность, когда он ощущает недостаток чего-либо физиологически или психологически. Исходя из этого потребности классифицируют на первичные и вторичные. Первичные потребности являются физиологическими (потребность в пище, воде, потребности дышать, спать), а вторичные потребности - психологическими (потребность в успехе, уважении и т. д.).
Мотта рассматривает нововведение для решения проблем, представляющих в организациях сложный процесс, потому что это связано с изменением убеждений, привычек и крамольных индивидуальных и коллективных интересов. С другой стороны, он подчеркивает, что менеджер или администратор несет ответственность за стимулирование индивидуального творчества, пробуждение в личности критического духа и предоставление возможностей для обнаружения и знакомства с новыми возможностями и альтернативами.
Рассматривая инновации как коллективный организационный процесс, «где индивидуальные, уникальные идеи должны быть коллективизированы и институционализированы», Мотта защищает важность мобилизации всех существующих ресурсов в организации, в пользу создания благоприятных условий и преодоления возможных сопротивлений, положительные изменения, которые выгодны для данной организации.
Потребности работников в определенной степени различаются в зависимости от нескольких причин: от возраста; вида трудовой деятельности; уровня профессиональной подготовки; природно-климатических условий; национальных особенностей; традиций, обычаев, привычек, черт характера; семейного положения и т. д. Потребности служат мотивом к действию. Мотив - это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных потребностей. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности, что и лежит в основе мотивации.
Автор указывает, что современная организационная теория, помимо учета административного поведения отдельных лиц, компонентов организации, от некоторых внешних факторов социализации и их собственной индивидуальной способности, может быть подвергнута влиянию или объяснению на основе собственных организационных условий.
Эта ответственность напрямую связана с тем, что организации не предоставляют своим сотрудникам разумную возможность для личного и профессионального роста и развития. Таким образом, административные трудности следует искать меньше в технической компетенции учреждения или в индивидуальной неэффективности и в большей степени в условиях, предлагаемых организацией для стимулирования действий, а также для удовлетворения индивидуальных и профессиональных потребностей и ожиданий своих членов.
Существует довольно много теорий о мотивации, и в зависимости от предмета анализа их можно разделить на:
Существуют различные способы мотивации, а именно:
Современная организационная теория принимает в качестве отправной точки, что люди хотят развиваться для достижения более высоких уровней личных и профессиональных достижений, а также большой потенциал для улучшения. Что касается их работы, они хотят прогрессировать, изучать новые навыки и приобретать новые знания.
Для эффективного проведения процесса инноваций в организации Мотта представляет 12 предложений, взятых из современной теории управления, поскольку первые семь относятся скорее к организационным условиям, а остальные пять - к индивидуальным рекомендациям управляющему.
Мотивация деятельности в библиотечном коллективе 279
Первые два способа мотивации - прямые, они предполагают непосредственное воздействие на человека, а стимулирование - косвенный способ, в его основе лежат внешние факторы. В практике управления самой распространенной формой стимулирования является материальное стимулирование. Руководителю библиотеки следует учитывать ситуацию, в которой осуществляется материальное стимулирование, и стараться избегать преувеличения его возможностей. Чем выше уровень развития отношений в библиотеке, тем реже в качестве средства управления людьми применяется стимулирование, тем чаще члены коллектива сами проявляют заинтересованное участие в делах библиотеки.
Мотивация оказывает воздействие на такие характеристики в деятельности человека, как его усилия, старание, настойчивость, добросовестность, направленность. Одну и ту же работу человек может выполнять, затрачивая разные усилия, - работать в полную силу и, наоборот, выбирать легкие решения. Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в библиотеке, стремиться (или не стремиться) к повышению квалификации, качеству труда. Отсутствие настойчивости продолжать и развивать начатое дело может обернуться для библиотеки упущенными возможностями. Добросовестность при исполнении работы означает ответственное ее выполнение с учетом требований и регулирующих норм. Направленность указывает на то, к чему человек стремится, осуществляя определенные действия.
Мотивация оказывает большое влияние на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Однако между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависимости. Это обусловлено тем, что на результаты труда оказывает влияние множество других факторов: квалификация и способности работника, правильное понимание им выполняемой задачи, влияние на процесс работы со стороны окружения и т. д. Кроме того, в библиотеке результаты работы не всегда можно оценить по количественным показателям, и затраченные работником усилия компенсируются в соответствии с проведенным на работе временем, а не по характеристикам достигнутых результатов. Материальное вознаграждение становится мотивирующим фактором в тех случаях, когда работники придают заработной плате большое значение и когда четко прослеживается связь между заработной платой и результативностью труда, то есть увеличение производительности должно приводить к увеличению заработной платы.
Литература
1. Алексеева М. М. Организационная культура или культура формы // Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения: Науч.-информ. сб. / РГБ. - М., 1997.- Вып. 5. -С. 3-41.
280 Управление библиотечным персоналом
Библиотечный маркетинг - технология управления, ориентированная на максимальное удовлетворение нужд и потребностей реальных и потенциальных пользователей услугами и продукцией библиотеки. Он направлен на совершенствование работы общедоступных библиотек в условиях рыночной экономики, на приспособление их деятельности к изменениям потребностей обслуживаемого района и его населения, на формирование и активизацию спроса на библиотечные услуги.
Потребителями библиотечных услуг являются как читатели библиотеки, так и проживающее в районе (зоне) обслуживания библиотеки население, а также находящиеся на ее территории организации, учреждения, предприятия, фирмы, учебные заведения и т. п.
Библиотечный маркетинг опирается на общую теорию маркетинга как систему выявления и удовлетворения рыночного спроса и включает как некоммерческий (бесплатный), так и коммерческий (платный). В общедоступных библиотеках, осуществляющих бесплатное библиотечное обслуживание, ведущее место занимает некоммерческий маркетинг. Коммерческий маркетинг является средством дополнительного получения финансовых средств за счет инициативной хозяйственной деятельности, включающей коммерческую (предпринимательскую) деятельность библиотеки; предоставление платных услуг; продажу продукции библиотеки; изыскание дополнительных средств на функционирование библиотеки - фандрейзинг 1 .
1 Подробнее об инициативной хозяйственной деятельности библиотек см. в разделе «Экономика библиотечной деятельности».
Библиотечный маркетинг
В библиотечном маркетинге выделяют маркетинг услуг и марке тинг продукции. В общедоступных библиотеках ведущее место занимает предоставление пользователям разнообразных библиотечных, информационных, коммуникативных и сервисных бесплатных и платных услуг 1 .
Тиражирование и распространение интеллектуальной продукции библиотеки (методические материалы, библиографические пособия, путеводители и памятки и т. п.) занимает меньшее место в деятельности общедоступных библиотек. Интеллектуальная продукция чаще всего реализуется в форме продажи, но может распространяться и бесплатно.
В структуру библиотечного маркетинга входят книжно-библиотечный 2 и библиотечно-информационный маркетинг. Из последнего нередко выделяют, как самостоятельный вид, информационный маркетинг - всестороннее изучение информационных потребностей и их удовлетворение, область информационного бизнеса.
Специфика библиотечного маркетинга в общедоступных библиотеках выражается в его преимущественной ориентации на предоставление пользователям бесплатных библиотечно-информационных услуг, на расширение их ассортимента. Платные услуги являются дополнительными, требующими от библиотеки добавочных финансовых и материальных затрат на их предоставление. Их введение в общедоступных библиотеках оправдано лишь при условии, что они повысят качество и культуру обслуживания пользователей.
Поэтому неправомерно ограничивать маркетинговую деятельность предоставлением платных услуг. Следует также иметь в виду, что и услуги, предоставляемые бесплатно, имеют свою цену, свою стоимость. Поэтому библиотека должна искать внутренние резервы для экономии средств, для снижения себестоимости бесплатных услуг.
Другой специфической чертой библиотечного маркетинга является его социальная ориентация на нужды и потребности населения, на обеспечение социальных гарантий членов общества, на бесплатное библиотечное обслуживание, на свободный доступ к информации. Эта сторона деятельности библиотеки базируется на понятии социального маркетинга.
Поэтому библиотеки в своей деятельности должны исходить из морально-этических принципов маркетинга, которые выражаются:
графическое обслуживание читателей».
2 Вопросы книжно-библиотечного маркетинга рассмотрены в разделе «Библио
течные фонды».
Содержание и специфика библиотечного маркетинга 283
Для отдельных категорий населения (детей из многодетных семей, инвалидов, беженцев и т. п.);
« максимальное удовлетворение нужд и потребностей пользователей в библиотечном обслуживании;
1. Аналитическое (информационное), которое включает анализ:
Аналитическое направление позволяет выявить существующие
потребности различных групп пользователей, степень их удовлет
ворения и пользования различными видами библиотечных услуг.
Это направление обеспечивается проведением маркетинговых
исследований, то есть комплексным изучением библиотечно-
информационного рынка, спроса на библиотечные услуги.
1 О библиотечной этике см. раздел «Управление библиотекой»; о конфликтах в обслуживании читателей см. раздел «Библиотечно-библиографическое обслуживание».
Библиотечный маркетинг
2. Стратегическое
направление имеет целью определить перспек
тивы деятельности библиотеки на базе маркетинговых исследова
ний и включает:
кетинговой стратегии библиотеки и также базируется на марке
тинговых исследованиях. Оно включает:
Исследование рынка библиотечно-информационных услуг 285
В бизнес-плане отражается:
ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
Маркетинговые исследования - это систематический сбор, упорядочение и анализ данных о состоянии библиотечно-информационного рынка, о потребностях физических и юридических лиц в библиотечно-информационной продукции и услугах, о спросе на них и уровне сбыта в целях маркетингового планирования производства и сбыта услуг.
Они включают качественный и количественный анализ экономических и социальных факторов, оказывающих влияние на востребованность и сбыт библиотечных услуг/продукции в целях получения достоверной информации и принятия стратегических решений. На основе таких исследований осуществляется стратегическое планирование деятельности библиотеки, направленное на удовлетворение перспективных нужд и потребностей пользователей.
Исследование рынка библиотечно-информационных услуг предполагает сбор сведений, его характеризующих. Выделяют два уровня показателей, характеризующих библиотечно-информационный рынок: макро- и микроуровень.
К показателям, характеризующим макроуровень рынка библиотечно-информационных услуг (окружающей маркетинговой среды) , относятся демографические, географические, экономические, культурные,
Библиотечный маркетинг
Этнические и другие факторы, влияющие на потребительский спрос. Изучаются и анализируются сведения о социально-экономическом профиле района обслуживания библиотеки; численности и составе населения; о состоянии экономики, культуры, просвещения; о сети предприятий, учреждений, организаций; о деятельности библиотек и информационных центров в районе обслуживания публичной библиотеки.
Исследование внешней среды включает не только выявление организаций, учреждений, учебных заведений и т. п., расположенных в зоне обслуживания публичной библиотеки, но и их потребностей в библиотечно-информационной продукции и услугах. При этом важно выявить, обладает ли организация собственными возможностями обеспечения библиотечно-информационными услугами (библиотекой, информационной службой и т. п.); пользуется ли услугами других библиотек, органов НТИ, коммерческих информационных структур и т. п., которые для данной публичной библиотеки являются конкурентами; какие конкретные услуги/продукцию хотела бы получать данная организация от публичной библиотеки.
Наряду с оценкой общих для организации потребностей в библиотечных услугах/продукции выявляются и индивидуальные потребности потенциальных пользователей. Эти сведения позволяют, с одной стороны, разработать стратегию маркетинговой деятельности библиотеки в ее районе обслуживания, а с другой - выявить конкурентов, оказывающих аналогичные услуги.
При исследовании микроуровня библиотечного маркетинга изучается состав реальных потребителей библиотечных услуг по категориям пользователей, их статистическое распределение по видам услуг. Изучается объем реализации услуг и продукции библиотеки, сумма реализации платных услуг в целом и по каждой услуге, сбытовые расходы и полученные доходы.
В изучении библиотечно-информационного рынка используются экономические, статистические и социологические методы исследования: интервью с руководителями организаций, анкетирование реальных и потенциальных пользователей и др.
Важным направлением исследования рынка библиотечно-информационных услуг является выявление конкурентов. Анализ конкурентов имеет целью выявить, какие организации могут быть конкурентами библиотеки.
Такими конкурентами чаще всего являются не другие библиотеки, а организации, занятые совсем иной деятельностью, но претендующие на освоение свободного времени населения (видеотеки, книжные магазины, клубы, любительские объединения и т. п.), на информационную поддержку профессиональной деятельности (информационно-аналитические центры), на оказание помощи в обучении (различные курсы, консультационные центры и т. д.). Поэтому важно выявить, какого качества и по какой
Сегментация рынка библиотечно-информационных услуг
Цене они предлагают свои услуги, нацелены ли они на сотрудничество или на противостояние, на конкурентную борьбу.
Выявление конкурентов направлено на определение конкурентоспособности библиотеки, то есть такого сочетания качества и стоимости библиотечных услуг, которое позволит выдержать конкуренцию с другими производителями аналогичных или близких услуг/продукции.
В достижении конкурентоспособности библиотеки важным является не только выявление реальных и потенциальных конкурентов и налаживание с ними партнерских контактов. Основным путем нейтрализации конкурентов является организация взаимодействия с ними, включающая две взаимосвязанные стороны: координацию и кооперацию.
Координация обозначает распределение потребительского рынка и номенклатуры услуг между конкурентами. Кооперирование - объединение средств и возможностей партнеров на базе совместного удовлетворения потребностей тех или иных сегментов потребительского рынка. В последние годы в деятельности библиотек явно преобладает стремление к кооперации деятельности. Взаимодействие конкурентов (партнеров) обычно закрепляется в договорных отношениях.
СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
Сегментация рынка библиотечно-информационных услуг /продукции представляет собой разделение всей совокупности реальных и потенциальных пользователей на группы (сегменты). В каждый из таких сегментов войдут пользователи определенной конкретной услуги. Сегментация позволяет учитывать особенности и потребности различных групп пользователей библиотечно-информационных услуг и целенаправленно воздействовать на спрос.
При разделении совокупности потенциальных потребителей на сегменты учитываются различные социальные, возрастные, образовательные и иные особенности. В этом плане сегментация рынка библиотечных услуг имеет много общего с дифференциацией читателей библиотек на основные читательские группы в целях их более эффективного обслуживания, где в основу дифференциации положены социально-демографические признаки, учитывающие чаще всего возраст, образование, профессию читателя.
В практике библиотечного маркетинга сложились разные способы сегментации рынка библиотечных услуг. Среди них часто используется, поскольку традиционно отождествляется с дифференциацией читательских групп, сегментация по социально-экономическим признакам: полу, возрасту, доходам, роду занятий, образованию, принадлежности к опреде-
288
Библиотечный маркетинг
Ленной социальной группе. В последние годы к ним все чаще присоединяются такие признаки дифференциации, как принадлежность пользователя к той или иной этнической культуре, вероисповедание, семейное положение. Среди новых групп пользователей библиотечными услугами - предприниматели, фермеры, переселенцы, беженцы, безработные и др.
Под сегментацией рынка библиотечно-информационных услуг/продукции подразумевается разделение всей совокупности реальных и потенциальных пользователей по различным формальным и неформальным признакам, имеющим существенное значение при сбыте библиотечно-информационной продукции и услуг. В частности, помимо указанных выше социально-экономических и демографических признаков важным для сегментации рынка библиотечных услуг является учет психологических признаков, среди которых можно выделить такой признак, как мотивы обращения к тем или иным услугам библиотеки. Эти мотивы могут быть деловыми, самообразовательными, досуговыми и пр. Другой важной психологической характеристикой при сегментации рынка услуг является направленность личности, выражающаяся в целях обращения к определенной библиотечной услуге.
Таким образом, при сегментации всегда используется сочетание различных признаков.
Позиционирование рынка библиотечно-информационных услуг/ продукции предполагает установление приоритета отдельных категорий потребителей, выбор ключевых сегментов рынка.
Понятия «сегментация» и «дифференциация» взаимосвязаны: одно из них характеризует спрос читателей, другое - предложение библиотекой своих услуг. В сознании библиотекарей, привыкших делить читателей по группам в соответствии, прежде всего, с социально-демографическими признаками, дифференциация и сегментация нередко воспринимаются как синонимы.
Разумеется, что социально-демографические характеристики учитываются и при сегментации потребительского рынка библиотечно-информационных услуг. Однако дифференциация читательских групп и сегментов рынка полностью между собой не совпадают, так как при сегментации один и тот же пользователь может быть представлен в ряде сегментов. При этом лица с разными социально-демографическими характеристиками могут быть в группе пользователей определенной услуги. Иначе говоря, хотя социально- демографические характеристики потребительского рынка и играют роль при сегментировании, но не они являются ведущими.
Обращение к различным библиотечным услугам нередко приводит к тому, что представители разных социально-демографических групп оказываются пользователями одной и той же услуги. Вместе с тем при наличии в сегменте пользователей разных социально-демографических групп, как правило, всегда есть группа, преобладающая количественно. С пози-
Сегментация рынка библиотечно-информационных услуг
Ций социального маркетинга именно она и является приоритетной для библиотеки в этом сегменте.
Сегментация рынка - это разделение совокупности потребителей по различным формальным и неформальным признакам, имеющим значение для сбыта библиотечно-информационных услуг и продукции. Рынок этих услуг не является единым целым, а представляет сумму отдельных сегментов, отражающих спрос различных категорий пользователей.
Смысл сегментации заключается не только в том, чтобы выделить отдельные группы пользователей конкретными услугами библиотеки, но и найти потенциальных пользователей. Содержание, особенности и отличия предлагаемой услуги во многом определяются тем, на какой сегмент рынка она ориентирована. При этом сегментация рынка услуг должна ориентироваться на потребителей конкретной услуги, а не на преобладающую количественно группу читателей библиотеки. Группа пользователей конкретной услугой библиотеки, особенно платной, и не может быть количественно преобладающей. К этому следует добавить, что среди пользователей определенной услугой библиотеки могут быть и люди, которые читателями библиотеки не являются. Не говоря уже о том, что пользователем библиотечно-информационной услуги может быть не физическое, а юридическое лицо (фирма, организация и т. п.). Поэтому сегмент потребительского рынка и отличается от статистической группы читателей библиотеки.
Среди критериев сегментации рынка библиотечно-информационных услуг важным является критерий количественных границ сегмента, то есть его емкости. Это означает, что при выделении сегмента важно выяснить, какой объем услуги и по какой стоимости может быть реализован, сколько реальных и потенциальных пользователей он включает. Другим критерием является прочность выделенного сегмента, то есть устойчивость интересов и потребностей выделенной группы пользователей.
Смысл выделения сегментов заключается в том, чтобы не распылять маркетинговых усилий библиотеки, а сосредоточивать их на определенных группах пользователей, нуждающихся в однотипных библиотечных услугах и готовых их приобрести, а выбранные сегменты рынка способны приносить прибыль.
Выделение сегментов рынка, на которых библиотека будет предлагать свои услуги / продукцию, поможет ей в конкуренции с другими производителями библиотечно-информационных услуг, позволит ей найти свою «нишу» на рынке, не занятом конкурентами. Сегментация означает поиск своей «зоны» предоставления услуг. Очевидно, что без этого не имеет практического смысла вводить новую услугу.
Сегментация рынка позволяет более целенаправленно осуществлять маркетинговые мероприятия, избегать лишних затрат на введение услуг, не
10 Зак 809
290 Библиотечный маркетинг
Обеспеченных достаточно устойчивым сегментом потребительского рынка. Поэтому сегментация является важной составной частью маркетинговой стратегии, планирования библиотечно-информационного маркетинга.