Лекции по общей теории национальной безопасности. Основы теории национальной безопасности

Главная / Авто

ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ

Тема № 6: Конституционно-правовая основа обеспечения национальной безопасности России, в условиях чрезвычайных ситуаций

Время – 2 часа

Симферополь – 2016

ПЛАН:

Введение

1. Понятие и признаки правового режима чрезвычайного положения

Вывод по вопросу

2. Основы правового обеспечения национальной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вывод по вопросу

3. Правовое обеспечение национальной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций социально-политического характера.

Вывод по вопросу

Введение

Анализ развития природных опасностей сегодня позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на научно–технический прогресс, защищенность людей и материальной сферы от грозных явлений и процессов природы не повышается. Ежегодный прирост числа погибших от природных катастроф в мире составляет 4,3 %, пострадавших – 8,6 %, а величины материального ущерба – 10,4 %.

Техногенные опасности и угрозы человечество ощутило и осознало несколько позже, чем природные. Лишь с достижением определенного этапа развития техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, пожаро–и взрывоопасных технологий и производств. Таких производств только в России насчитывается около 45 тыс. Возможность возникновения аварий на них в настоящее время усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением необходимых ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.

Место проведения: аудитория

Методика проведения: объяснительно-иллюстративная

Основное содержание темы : Основы правового обеспечения национальной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций социально-политического характера. Основы правового обеспечения национальной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Правовой режим чрезвычайного положения.



Основные термины и понятия: «конституционная безопасность», «национальная безопасность», «личная безопасность», «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайное положение».

Цели занятия:

1. Дидактическая – Закрепление и углубление теоретических знаний об правовой основе обеспечения национальной безопасности.

2. Методическая – Умение анализировать отдельные проблемы, выделять общее и особенное, выдвигать собственную аргументированную точку зрения по различным вопросам.

3. Воспитательная – Формирование правосознания юриста.

План проведения лекционного занятия

№ п/п Разделы плана и учебные вопросы Время
1. Введение - проверить наличие курсантов, готовность к занятиям; - объявить тему, цели, учебные вопросы и порядок их отработки. 5 мин.
2. Основная часть
2.1 Первый вопрос: Понятие и признаки правового режима чрезвычайного положения 30 мин.
2.2 Второй вопрос: Основы правового обеспечения национальной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 30 мин.
2.3 Третий вопрос: Правовое обеспечение национальной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций социально-политического характера. 20 мин.
Заключение - напомнить тему, цели занятия и как они достигнуты; - ответить на возникшие вопросы; - дать задание на самостоятельную работу. 5 мин.

Радиационно опасные объекты

В России действует 10 атомных электростанций (АЭС), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 8 научно–исследовательских организаций, работающих с ядерными материалами, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также около 13 тыс. других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе. Практически все АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30–километровых зонах проживает более 4 млн человек. Кроме того, большую опасность для населения представляет система утилизации ядерных отходов, получаемых на этих объектах.



Химически опасные объекты

В Российской Федерации функционирует более 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Более 50 % из них используют аммиак, около 35 % – хлор, 5 % – соляную кислоту. На отдельных объектах одновременно может находиться до нескольких тысяч АХОВ. Суммарный запас АХОВ на предприятиях страны достигает 700 тыс. т. Многие из этих предприятий располагаются в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек или вблизи них. Это прежде всего предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Газо–и нефтепроводы

В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных нефтепроводов, около 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. Большая часть магистральных газопроводов, нефтепроводов и неф–тепродуктопроводов введена в строй в 60-70–е гг. прошлого века. Поэтому сегодня доля нефтепроводов со сроком эксплуатации более 20 лет составляет 73 %, из них значительная часть эксплуатируется более 30 лет. Из этого следует, что существующая сеть нефтепроводов в значительной степени выработала свой ресурс и требует серьезной реконструкции. Основными причинами аварий на трубопроводах являются подземная коррозия металла (21 %), брак строительно–монтажных работ (21), дефекты труб и оборудования (14), механические повреждения (19 %).

Транспорт

Ежегодно в Российской Федерации различными видами транспорта перевозится более 3,5 млрд т грузов, в том числе железнодорожным – около 50 %, автомобильным – 39, внутренним водным – 8, морским – 3 %. Ежесуточные перевозки людей превышают 100 млн человек: по железной дороге – 47 %, автотранспортом – 37, авиацией – 15, речными и морскими судами – 1 %. Наиболее опасен автомобильный транспорт, при эксплуатации которого погибает в среднем 33,415 чел. на 1 млрд пассажирокилометров. Для сравнения, в авиации этот показатель равен 1,065 чел. В железнодорожных авариях людские потери значительно ниже. Следует также отметить, что транспорт является серьезным источником опасности не только для пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок около 12 %.

Гидротехнические сооружения

В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ (в том числе 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд м 3) и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), что может создать немало проблем. Они расположены, как правило, в черте или выше по течению крупных населенных пунктов и все являются объектами повышенного риска. Их разрушение может привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, множества городов, сел и объектов экономики, к длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

Заключение

Разновидностями опасных и чрезвычайных ситуаций являются опасные и чрезвычайные ситуации социального происхождения, которые по своим разрушительным последствиям не уступают, а порой и превосходят природные, техногенные, экологические и иные катаклизмы. Это обусловлено причинами, связанными с деятельностью человека и социума, которые придают этим катастрофическим явлениям и процессам осознанный, изощренный и целенаправленный характер. Знание сущностных характеристик и классификации этих социальных аномалий служит теоретической и методологической основой для анализа возможности их возникновения на территории России и ее регионов.

Предложенный анализ последствий социальных катаклизмов позволяет дать лишь приблизительный прогноз потенциальных опасностей и угроз, которые при определенных условиях могут стать реальностью, если наше государство, общество, конкретные люди, ответственные за безопасность, окажутся неспособными противостоять им. Для локализации возможных ЧС социальной направленности в масштабах как страны, так и регионов огромное значение имеет профилактическая работа, а также противодействие криминальным и экстремистским элементам со стороны правоохранительных органов и надежное обеспечение обороноспособности государства как гарантия от внешних угроз. Сегодня Россия постепенно начинает выходить из кризиса, но до полного благополучия еще далеко.

ТЕМА 1: Общая характеристика курса «Основы теории национальной

безопасности», понятие и сущность безопасности

1. Предмет и система курса

Национальная безопасность, в общем и целом с теоретико-правовых позиций, является предметом изучения дисциплины «Основы теории национальной безопасности». Как явление социальной действительности национальная безопасность в той или иной форме возникает вместе с появлением нации, народа, государства. Национальная безопасность, включая и военную область, сложилась в относительно самостоя­тельный вид деятельности, осуществляемой органами государственной власти и управления, специально созданными для этого их структурными подразделениями, должностными лицами. Эта работа, как и всякий другой вид деятельности, нуждается в изучении, обобщении и дальнейшем со­вершенствовании ее организации, повышении эффективности, чему в пос­ледние годы уделяется усиленное внимание.

Так, исследованию отдельных аспектов и направлений национальной безопасности в последнее время посвящено огромное количество исследований как на научном, теоретическом, так и на практическом, прикладном, уровне.

Статьи по вопросам национальной безопасности в самых различных ее проявлениях публикуются в самых различных научных журна­лах. Предметом этих научных исследований являются определенные сто­роны и аспекты национальной безопасности, как относительно самостоятельного вида деятельности в нашем государстве, в его отдельных отраслях и сферах, во всех сложностях и многообразии связей данного обществен­но-политического явления.

Цель дисциплины «Основы теории национальной безопасности» - передать обучаемым систематизированные знания основных положений, касающихся теории национальной безопасности.

В целях вооружения научными знаниями о национальной безопасности соот­ветствующих кадров на основе научных исследований и законодательства о ней складывается и одноименная учебная дисциплина. Причем предмет науки и учебной дисциплины в полной мере могут не совпадать. Любая учебная дисциплина строится на базе предмета соот­ветствующей науки, она должна отражать профиль подготовки обучаемых, составлять единое целое с другими учебными дисциплинами, со всем учебным процессом.

С учетом этих задач и построена система данной учебной дисцип­лины.

Объектом основ теории национальной безопасности является система социальных отношений в области защиты личности, общества, государства и, прежде всего, системы национальных интересов России, в целом.

Предмет основ теории национальной безопасности - система законодательный и иных правовых норм по защите личности, общества и государства, его национальных интересов, от внутренних и внешних угроз, закономерности и принципы обеспечения национальной безопасности.

Организация и система национальной безопасности детально регламентируются законодательством, другими нормативными актами. Поэтому изучение настоящей дисциплины сопряжено с необходимостью проработки, анализа значительного количества не только теоретических разработок, но и, главным образом, источников права.

Курс «Основы теории национальной безопасности» по своему содержанию в определен­ной мере является комплексной дисциплиной, отражающей взаимосвязь различных отраслей права, военного законодательства, а, следователь­но, и соответствующих учебных дисциплин.

Представление о законности и правопорядке в нашем государстве и его ВС курсанты и слушатели получают при изучении теории государства и права. Сведения о способах обеспечения законности и государствен­ной дисциплины обучаемым дается в курсе административного права, в котором рассматривается система органов государственного управле­ния, их общие полномочия, в том числе и в сфере национальной безопасности. Дисциплина "Основы теории национальной безопасности", кроме того, тесно связана с дисциплинами: правоохранительные органы, уголовное право, уголовный процесс, прокурорский надзор, военная администрация и др. В этих учебных курсах много внимания уделяется средствам и способам обеспечения законности, правопорядка, обороны и безопасности в государстве.

Лучшему усвоению обучаемыми последней темы данного курса (тема 9. Организационно-правовые основы обороноспособности России), помогает изучение военной администрации.

Изучение в названных юридических дисциплинах указанных вопросов, имеющих связь с национальной безопасностью, не умаляет значения и роли курса "Правовая работа в ВС РФ" как самостоятельной учебной дисциплины. Более того, уяснение таких вопросов дает возможность всесторонне изучить и глуб­же осмыслить сущность и содержание национальной безопасности, ее организацию, отграничить ее от других видов деятельности, понять ее особенности и специфику в военной области.

Основы теории национальной безопасности изучаются на начальном этапе учебного процесса, когда курсанты и слушатели готовятся овладеть нужными знаниями по смежным учебным дисциплинам, усвоить законодательство, регламентирующее различные стороны их будущей профессиональной деятельности.

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Москва 2005

УДК 378(075.8):351/354

Рецензенты:

Павленко С.З.

Явчуновская Р.А.

Важеников А.В. - док гор политических наук, доцент:

Кривеньскаи Н.В. - кандидат юридических наук, доцент;

Макаренко И.К. - кандидат военных наук, профессор;

Проскурин С.А. - доктор политических наук, профессор;

Прохожев А.А. - доктор экономических наук, профессор;

Смульский С.К. - доктор политических наук, профессор.

0-13 Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А.Прохожева. Изд. 2 / М.: Изд-во РАГС, 2005, 344 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)

ISBN 5-7729-0239-3

В издании изложены методические основы учебной дисциплины. Представлен обобщенный материал, раскрывающий суть проблемы национальной безопасности, принципы, формы и методы деятельности государства и общества по ее обеспечению.

Для изучающих теоретические и практические вопросы национальной безопасности России по учебным специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Социология», «Политология», «Безопасность жизнедеятельности».

ISBN 5-7729-0239-3

УДК 378(075.8):351/354

ВВЕДЕНИЕ

Геополитическая обстановка в современном мире характеризуется комплексом острых противоречий исторического, политического, экономического и социального характера. Изменения в мире, произошедшие в различных областях в 90-х гг. XX в., повлияли как на международное, так и на внутреннее положение в России. Осуществление внутренних реформ и преобразований невозможно без учета нового геополитического положения России. Особую важность приобрела проблема обеспечения национальной безопасности, без успешного решения которой невозможно успешное реформирование страны.

Обеспечение национальной безопасности является центральной стратегически значимой для развития страны задачей. Для ее решения требуются соответствующие управленческие кадры, специалисты-профессионалы в этой актуальной сфере человеческой деятельности.

Специалисты в области национальной безопасности должны знать:

Особенности геополитического и геостратегического положения современной России, состояние, тенденции изменения военно-политической обстановки в мире и содержание военной политики России, проблемы создания и укрепления систем коллективной, региональной и глобальной безопасности;

Теоретические основы национальной безопасности и отдельных ее видов;

Механизм формирования и содержание национальных интересов, внутренних и внешних угроз этим интересам, характер взаимоотношений между интересами, угрозами и окружающей средой;

Структуру, функции, состав сил и средств системы обеспечения национальной безопасности, законодательные акты и нормативно-правовую базу функционирования системы обеспечения национальной безопасности;

Основы конфликтологии, силовые и ненасильственные методы разрешения военно-политических, региональных, межэтнических и других социальных конфликтов;

Современные методы анализа и прогнозирования развития политической и социально-экономической обстановки в мире, стране и отдельных ее регионах, динамики угроз интересам граждан, общества и государства, современные технологии выработки и принятия управленческих решений.

Специалисты в области национальной безопасности должны уметь:

Творчески применять теоретические знания в своей практической деятельности, аргументированно отстаивать и настойчиво проводить в жизнь принимаемые решения, нести за них ответственность;

Анализировать и прогнозировать развитие военно-политической обстановки в мире, социально-политических процессов в обществе и регионе, организовывать мониторинг обстановки, сбор и накопление необходимой информации, в первую очередь, о дестабилизирующих факторах;

Выявлять и целенаправленно формировать интересы личности, общества и государства, выделять из них жизненно важные интересы, ранжировать их по приоритетности и добиваться сбалансированной структуры интересов между гражданами и отдельными слоями общества и государством;

Анализировать и прогнозировать динамику развития потенциальных реальных угроз этим интересам, своевременно вскрывать назревающий переход потенциальных угроз в реальные;

Оперативно разрабатывать и организовывать мероприятия, в первую очередь превентивные, по предотвращению и нейтрализации угроз, снижению степени опасности этих угроз, по переводу реальных угроз в потенциальные;

Разрабатывать мероприятия и готовить предложения для принятия решений в области обеспечения национальной безопасности;

Организовывать реализацию принятых решений и проверку их исполнения, обеспечивать контроль за деятельностью подведомственных структур;

Защищать интересы народа и Родины. К сожалению, в нашей стране работа по подготовке таких специалистов не велась. По этой причине в стране нет и соответствующих учебников и учебных пособий, раскрывающих с единых методологических позиций весь комплекс проблем безопасности.

Хотя понятие безопасность как явление в нашем обществе вызывает повышенный интерес - о ней сегодня говорят ученые и политики, журналисты и предприниматели, ее проблемы освещаются в специальных журналах и средствах массовой информации, в школах введен учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», есть еще немало вопросов, не получивших однозначного решения и требующих углубленной теоретической проработки.

При разумном подходе к решению любой проблемы необходима прежде всего глубоко проработанная, научно обоснованная понятийная база. Это требование касается не только научных разработок, но и нормативно-правовой документации, которая должна содержать строгие, теоретически обоснованные определения основных терминов и понятий. Только в этом случае могут быть достигнуты взаимопонимание и единый подход к любой проблеме.

Однако в отечественной литературе можно обнаружить различные формулировки даже самих основополагающих понятий в этой области - «безопасность», «национальная безопасность», «общенациональная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность» и т. д. Поэтому необходимо прежде всего сформировать строгий понятийный аппарат и соблюдать терминологическую дисциплину

Все эти проблемы призвана рассматривать общая теория национальной безопасности.

Объектом общей теории национальной безопасности является система социальных интересов личности, общества, государства; система национальных интересов России.

Предмет общей теории национальной безопасности - деятельность личности, общества и государства по защите национальных интересов от внутренних и внешних угроз, закономерности и принципы обеспечения национальной безопасности.

Цель учебника - систематизированно изложить основные положения общей теории национальной безопасности, являющейся ядром формирования и становления новой учебной и научной дисциплины. Учебник призван оказать помощь слушателям в изучении ряда основополагающих тем в соответствии с программой курса.

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями образовательной программы по учебной дисциплине «Национальная безопасность». В то же время в нем нашли отражение темы, не охваченные программой, но важные для понимания проблем обеспечения национальной безопасности. Несмотря на преимущественно юридический контекст, учебное пособие может служить введением в общую теорию национальной безопасности, обеспечивать отдельные темы таких дисциплин, как «Геополитика», «Политология», «Международные отношения» и др., разрабатываемых специалистами разных социально-гуманитарных наук.
Для студентов и слушателей вузов МВД Российской Федерации, обучающихся по специальности 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности», а также студентов вузов обучающихся по направлениям подготовки 030900.62 «Юриспруденция», квалификация (степень) «Бакалавр» и 030900.68 «Юриспруденция», квалификация (степень) «Магистр».

Понятие национальной безопасности и ее сферы.
В постсоветский период на законодательном уровне впервые понятие «национальная безопасность» появляется в Законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности» в ст. 1: «Безопасность-состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом под жизненно важными интересами понималось: совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Законом к основным объектам безопасности относились: личность - ее права и свободы: общество - его материальные и духовные ценности: государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Как уже говорилось, в научной литературе предлагают разные определения национальной безопасности. Некоторые ученые вполне справедливо считают национальную безопасность элементом понятия «государство». В частности. С.Н. Бабурин полагает, что «показатель безопасности настолько существен, что может быть отнесен к признакам государства». На самом деле, если не признаком государства, то признаком суверенитета способность самостоятельно обеспечить национальную безопасность является точно.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Национальная безопасность в истории государственно-правовой мысли
1.2. Понятие национальной безопасности и ее сферы
1.3. Национальные интересы России: понятие и виды
1.4. Угрозы и источники угроз объектам национальной безопасности
1.5. Особые правовые режимы как юридическая основа национальной безопасности
Тема 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
2.1. Роль идеологии в обеспечении государственной безопасности
2.2. Идеологические основы обеспечения безопасности личности, общества и государства
Тема 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ВОЙНЫ ПРОТИВ РОССИИ
3.1. Управляемый хаос как основная угроза национальной безопасности
3.2. Технологии смены власти и безопасность российской государственности
3.3. Понятие сетевой войны и ее инструментарий
Тема 4. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Тема 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
5.1. Роль международного права в обеспечении национальной безопасности
5.2. Национальная безопасность, международное право и внешняя политика России
5.3. Международное право и глобализация
5.4. Верховенство норм международного права и национальные интересы России
5.5. Международно-правовые средства обеспечения национальной безопасности
Тема 6. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
6.1. Конституционно-правовая сущность национальной безопасности
6.2. Конституционная безопасность государства
6.3. Конституционно-судебный контроль в сфере национальной безопасности
Тема 7. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
7.1. Общая характеристика сил и средств обеспечения национальной безопасности России
7.2. Обеспечение национальной безопасности в деятельности Вооруженных Сил и правоохранительных органов
7.3. МВД в системе обеспечения национальной безопасности
Тема 8. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
8.1. Традиционные ценности и понятие духовно-нравственной безопасности России
8.2. Духовно-нравственные аспекты кризиса общественной безопасности в современном мире
Тема 9. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
9.1. Экологический кризис в современном мире: причины и условия
9.2. Правовое обеспечение экологической безопасности
9.3. Международно-правовые механизмы обеспечения экологической безопасности
Тема 10. РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И РОЛЬ ПРАВА В ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ
10.1. Понятие религиозной безопасности и ее современное состояние
10.2. Правовая политика в сфере религиозной безопасности
10.3. Религиозный экстремизм и вызовы национальной безопасности
Тема 11. МИГРАЦИОННАЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ
11.1. Понятие и виды миграции в контексте национальной безопасности России
11.2. Правовое обеспечение миграционной безопасности
11.3. Демографическая безопасность и правовая защита семьи
Тема 12. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
12.1. Коррупционные вызовы национальной безопасности
12.2. Юридические механизмы противодействия коррупции
Тема 13. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
13.1. Международно-правовые гарантии безопасности национальным меньшинствам
13.2. Российская правовая политика в сфере межнациональных отношений и предупреждение межнациональных конфликтов
13.3. Миграционные процессы и межэтнические конфликты
Тема 14. ПРАВО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
14.1. Понятие экономической безопасности, основные угрозы в сфере экономики
14.2. Правовое обеспечение экономической безопасности
Тема 15. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
15.1. Информационные войны и технологии манипулирования сознанием
15.2. Правовая политика России в сфере информационной безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация