Публичная власть и ее признаки. Публичная власть и ее разновидности

Главная / Суд

Публичная власть - особое явление, состояние и отношение. Как явление она коренным образом отличается от различных форм влияния, воздействия, например, от «власти» выдающегося ума или ораторского таланта. Ценностные качества явления, природные данные (острый ум, талант, чарующая красота) не определяют властным, принудительным путем желаемое поведение объекта, а являются лишь частью побудительных мотивов поведения. Такие мотивы имеют стихийный, часто не осмысленный характер, они не включают момент осознания их как власти и тем более общественной власти, не воспринимаются объектом как волевое принуждение. Напротив, в публичном территориальном коллективе власть - это отношения господства (долженствования) - подчинения (послушания), которые осознаются и субъектом, и объектом. Это «присвоение чужой воли» (К. Маркс). В науку с теми или иными уточнениями вошел тезис немецкого политолога М. Вебера: власть - это возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению. Покоряющая красота, команды дрессировщика в отношении циркового зверя или восторг слушающих оратора не обладают качествами осознанного волевого принуждения.

Вместе с тем элементы волевого принуждения могут иметь место и в других коллективах, не имеющих публичного характера. Свою волю проводит отец в семье, применяя в определенных случаях принуждение, использует свою власть, принимая решения о выплатах (в пределах полномочий), совет директоров акционерного общества, Священный синод православной церкви, лишая сана священников, баллотировавшихся в Государственную Думу (палату парламента России) вопреки его запрету. Однако такая воля (и власть) складывается на базе не социальных, общественных интересов (как в публичном коллективе), а на основе иных связей (родственных, хозяйственных, духовных и т.д.).



Публичная власть призвана действовать прежде всего в интересах коллектива, эманацией (воплощением, произведением) которого она является. На деле это не всегда бывает так: ее часто присваивают и используют в своих интересах силы, которые доминируют в данном коллективе экономически, политически, идеологически. В определенных ситуациях она может превратиться в личную власть руководителя, а носители публичных полномочий коллектива могут занимать позиции, прямо противоположные интересам коллектива. Но и в том случае, когда публичная власть действует в целом в интересах коллектива, у органов публичной власти, ее кадрового состава, служащих, руководителей общественных объединений есть также собственные интересы. В конечном счете это противоречие разрешается путем приведения публичной власти в соответствии с волей коллектива (при этом используются самые различные способы вплоть до революций).

Как состояние публичная власть тоже отличается от частной корпоративной власти, применяемой в непубличных коллективах. Общие социальные интересы и цели порождают «общие дела» социального характера, совместные общественные (а не частного рода) мероприятия. Для их реализации, для выражения интересов коллектива вовне необходимо какое-то руководство. Оно появляется естественно, в силу возникающего разделения труда: все не могут заниматься всем. Труд по управлению коллективом отделяется от другого труда. Органы и должностные лица, создаваемые публичным коллективом, призваны выражать, осуществлять и защищать его общие, не частные, а общественные интересы, на базе которых и складывается публичный коллектив. Для защиты этих интересов состояние публичной власти всегда предполагает возможность принуждения, имеющего в своей основе общественный характер: в конечном счете оно проистекает из власти коллектива. Однако наряду с общими (общественными) интересами члены публичного коллектива имеют собственные личные и групповые (группы внутри коллектива) интересы. В результате наряду с определенным единством коллектива в нем появляются различия и, следовательно, противоречия. Последние могут иметь иногда и форму противоположностей (в государственно организованном обществе страны). Эти противоречия нужно регулировать, согласовывать, нивелировать те различия, которые не являются имманентно присущими данному коллективу, смягчать и устранять (если это возможно) противоположности, иначе коллектив распадется. Если не ввести борьбу противоположностей в обществе какой-либо страны в определенные рамки, это может привести к анархии и взаимному истреблению. Данное обстоятельство, наряду с отмеченными «общими делами», также ведет к необходимости создания в публичном коллективе особых органов публичной власти. Эти органы, обособляясь от коллектива, обладают правом осуществлять от его имени публичное принуждение по отношению к членам коллектива и его группировкам (если они есть). Его может осуществлять как сам коллектив, так и, что бывает чаще, созданные им органы. Публичное принуждение, таким образом, призвано в любом случае служить интересам коллектива, его сохранению, укреплению. Однако у членов коллектива (в том числе у руководства) есть личные и групповые интересы, которые не всегда полностью совпадают (а чаще в чем-то не совпадают) с интересами коллектива. Поэтому хотя публичное принуждение по идее служит для защиты общих интересов коллектива (в том числе когда применяется для ликвидации противоречий и подавления их экстремистских носителей, чтобы сохранить коллектив), эти органы нередко применяют принуждение и в целях собственных, даже своекорыстных интересов (например, для того, чтобы укрепиться у власти). Конечно, нужно иметь в виду, что государственное принуждение (вплоть до смертной казни) - совсем не то, что принуждение в общественной организации (крайняя мера - исключение из данной организации).

Как отношение публичная власть характеризуется не родственными связями (семья, племя), не подчинением главе преступной организации ее членов, не зависимостями производственного характера (предприятие, бригада, артель старателей), а общественными, социальными отношениями, возникающими на базе общественных интересов, связанными с осуществлением публичной власти. Волевые отношения имеют не частичный характер (дивиденды в акционерном обществе, общие религиозные обряды в религиозной организации), а общий, относящийся к публичному коллективу в целом, его интересам, его роли в обществе. Эти общественные интересы реализуются в сотрудничестве и борьбе (состязательности) различных социальных сил в публичном территориальном коллективе. В то же время существование наряду с общими частных и групповых интересов порождает различия, а следовательно, противоречия, которые не должны развиваться до стадии противоположностей. Все это осложняет отношения в публичном коллективе. Отношения в нем - это союз и состязательность (борьба) одновременно.

Обладая некоторыми наиболее общими признаками, публичная власть в разных публичных коллективах неодинакова. Можно, видимо, выделить четыре основные ее разновидности, внутри которых могут быть свои градации. Во-первых, это международная публичная власть международного сообщества, межгосударственная власть. Она имеет особый характер, поскольку в международных отношениях участвуют суверенные государства. Тем не менее Совет Безопасности ООН при определенных условиях (например, в случае агрессии, в борьбе против международного терроризма) может применять в отношении суверенных государств обязательные решения. Такая практика известна (например, в 2002-2003 гг. в отношении Ирака). Своя разновидность международной публичной власти существует в региональных международных объединениях (например, в Европейском союзе). Ее пределы определяются договорами. Во-вторых, это публичная власть государства, государственная власть (в федерациях - государственная власть федерации и каждого из ее субъектов)1. Государство, его власть и органы выступают как представители всего государственного организованного общества (в субъектах федерации - общества субъекта федерации). В-третьих, это политическая негосударственная власть территориальной автономии (во многих странах автономные образования принимают местные законы в пределах своих полномочий). В-четвертых, это политическая негосударственная власть муниципального образования. Это власть обычно сравнительно небольшого территориального коллектива, которой подведомственны вопросы местного значения. Она имеет ограниченный характер, ее полномочия определяются государством. В-пятых, элементы публичной власти имеют некоторые общественные объединения. Такая власть действует в пределах объединения и регулирует отношения в нем на основании его устава, а основные отношения объединения вовне регулируются законом (государством).

В конкретных публичных коллективах, относящихся к одной и той же разновидности, публичная власть неодинакова. Полномочия Совета Безопасности ООН отличаются от полномочий органов Организации африканских государств, государственная власть в Великобритании не та, что в Анголе, в субъекте Российской Федерации - Ивановской области иная, чем в штате Айдахо в США, в муниципальном образовании - французской общине (коммуне) местное самоуправление отличается от самоуправления в английской общине (приходе), корпоративная власть в партии авторитарного типа иная, чем в демократической партии, и т.д.

Публичная власть - это такое особое явление, которое характеризует отношения межу людьми. Данное понятие существенно отличается от таких форм влияния, как, например, ораторский талант или «власть» выдающегося ума. Принудительным, властным путем невозможно определить желаемое поведение любого объекта, особенно с использованием природных данных или ценностных качеств явления. Указанные формы воздействия являются только побудительными мотивами поведения, имеющими стихийный, неосмысленный характер. Они не могут включить момент их осознания как власти (или общественной власти) и не воспринимаются в качестве волевого принуждения объектом.

При рассмотрении данного понятия в территориальной плоскости публичная власть представляет собой отношения подчинения и господства, осознаваемые и объектом, и субъектом. Достаточно просто и в то же время с позиции науки немецким политологом М. Вебером было сформулировано рассматриваемое понятие «власть» как предоставляемая возможность навязывать собственную волю, даже вопреки сопротивлению. Например, вызывающий восторг оратор у слушателей не проявляет осознанное волевое принуждение. При этом в нашей жизни довольно часто встречается такое принуждение. Например, навязывание своей воли в семье отцом. Или другой пример: принятие решения о выплатах советом директоров компании и т.п. Однако такая власть проявляется на базе не общественных и социальных интересов, а основана на связях иного рода: родственных или хозяйственных.

Публичная власть должна осуществляться в интересах того коллектива, воплощением которого она явилась. Но фактически это выглядит несколько иначе: зачастую ее используют доминирующие в данном обществе силы, которые могут оказывать влияние с использованием экономических, политических и идеологических рычагов. Иногда такой сможет превращаться в личную власть конкретного руководителя, а владельцы таких публичных полномочий любого коллектива могут придерживаться позиций, которые противоположны коллективным интересам. И даже в тех случаях, когда публичная власть осуществляет свои полномочия в интересах коллектива, у ее органа в виде определенных служащих, кадров или руководителей существуют собственные интересы. История показывает, разрешаются с помощью приведения в соответствие власти и воли коллектива различными способами, иногда вплоть до революции.

Переходя на высший уровень взаимоотношений власти и простых граждан, посредником между этими двумя сторонами является орган государства. Этот тип органов предназначен для управления государством в целом и обществом в частности. Структура государственных представителей представляет собой наличие власти, включающих в себя центральные и региональные, а также местного самоуправления. Именно представители этих органов осуществляют и олицетворяют публичную власть на государственной территории.

Структура и система в любом государстве должна быть определена правящей политической силой и закреплена в соответствующих нормативных актах. Так, Конституция выделяет такие органы и их институты, осуществляющие контроль за региональными, федеральными и местными организациями (например, прокуратура, различные службы финансового контроля, центральные избиркомы и т.п.). Не остается здесь без внимания и оказание определенного воздействия на граждан.

На местном и региональном уровнях количество таких органов публичной власти может варьироваться в зависимости от региональных особенностей, а также принятых указов, постановлений высших органов власти и, конечно же, регулироваться Конституцией страны.

Основным субъектом политической деятельности признается государство.

С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем.

С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия , органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства.

Признаки , которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Основными признаками государства являются : наличие определенной территории, суверенитет , широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии).

Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);


Население . Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство.

В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему.

Публичный характер власти выражается в том, что— государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Право . Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло.

Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

Правоохранительные органы . Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.

Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой.

Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

Армия . Одна из главных целей правящей элиты — сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства.

Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

  • Государственный суверенитет, его внутриполитические и внешнеполитические аспекты.
  • Действие нормативных актов во времени.
  • Действие правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
  • Диспозитивность и императивность норм права, их характеристика.
  • Договорная теория происхождения государства и естественно-правовая теория права: взаимосвязь и особенности.
  • Доктрина естественного права и её значение для разработки концепции приоритета прав человека.
  • Законодательная процедура, ее основные стадии их характеристика.
  • Значение теории права и государства для профессиональной подготовки юриста.
  • Категории « законность» и «правопорядок», их соотношение.
  • Категории «общественный порядок» и «правопорядок»: их соотношение.
  • Классификация нормативно-правовых актов и их соотношение между собой.
  • Классификация органов государственной власти, их виды.
  • Либерально-демократический политический режим, понятие и особенности.
  • Место и роль теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
  • Методология науки «Теория права и государства». Основные методы познания сущности права и государства.
  • Механизм государства: понятие и структура.
  • Многопартийность и политический плюрализм в современных государствах. Роль политических партий и их влияние на государство.
  • Обстоятельства, исключающие противоправность деяний. Основания освобождения от юридической ответственности.
  • Общая характеристика органов судебной власти государства.
  • Объект правоотношения: понятие и виды.
  • Основания юридической ответственности.
  • Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
  • 1. Теологическая теория происхождения государства
  • 2. Патриархальная теория происхождения государства.
  • 3. Психологическая теория происхождения государства
  • 4. Договорная теория происхождения государства
  • 5. Теория насилия (завоевания)
  • 7. Органическая теория происхождения государства
  • 8. Марксистская теория.
  • Основные подходы и доктрины к определению сущности права.
  • Основные признаки и черты публичной власти.
  • Основные теоретические концепции о понятии, происхождении и сущности права.
  • Парламентская и президентская республики: общие черты и различия.
  • Периодизация исторических типов государств.
  • Политическая система общества, структура и виды
  • Понятие диспозиции правовой нормы и ее виды.
  • Понятие и виды нормативно-правовых актов, их общая характеристика.
  • Понятие и виды правоотношений.
  • Понятие и виды правоспособности и дееспособности различных субъектов в праве.
  • Понятие и виды социальных норм
  • Понятие и классификация принципов права. Значение принципов права для правотворчества и реализации правовых норм.
  • Понятие и логическая структура нормы права.
  • Понятие и признаки юридической ответственности.
  • Понятие и принципы законности.
  • Понятие и содержание функций права.
  • Понятие и структура правовой культуры.
  • Понятие и характеристика основных элементов системы права.
  • 65. Понятие личности и особенности ее правового статуса при разных формах государственного устройства.
  • 66. Понятие объективного и субъективного права. Их соотношение.
  • 67. Понятие отрасли права. Материальные и процессуальные отрасли права.
  • 68. Понятие политического режима и его виды.
  • Понятие правомерного поведения, его виды.
  • Понятие системы права. Основания деления права на отрасли.
  • Правовое сознание: понятие, структура и виды.
  • Предмет и задачи науки «Теория государства и права».
  • Предпосылки возникновения государства, его отличие от родоплеменной организации общества.
  • Представления и доктрины о соотношениях понятий «личность» и «государство».
  • 89. Приемы (способы) толкования норм права.
  • 91. Принципы юридической ответственности.
  • 93. Раскрытие сущности категории «закон» через признаки.
  • 95. Современные виды монархических государств.
  • Современные концепции о сущности и понятии права.
  • Содержание правоотношения в раскрытии категорий «субъективное право» и «юридическая обязанность».
  • 98. Соотношение внутригосударственного и международного права, роль международных договоров в правовой системе государства.
  • 99. Соотношение понятий «государство» и «право».
  • 100. Состав правонарушения: понятие и характеристика элементов.
  • 101. Состав правоотношения и общая характеристика его элементов.
  • 102. Стадии процесса применения правовых норм и их характеристика
  • 103. Структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
  • 105. Сущность государства и факторы ее определяющие.
  • 106. Сущность и особенности принципа разделения властей в правовом государстве.
  • 107. Теория различения права и закона, их соотношение.
  • 108. Толкование правовых норм: понятие и виды.
  • 109. Уяснение правовых норм. Способы уяснения правовых норм. Толкование по объему.
  • Виды толкования по объему:
  • 110. Федерализм и виды современных федераций.
  • 111. Форма правления государства: понятие и виды.
  • 112. Формационный и цивилизационный подходы в типологии государств.
  • Формационный подход к типологии государств.
  • Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 1. В соответствии с периодами исторического развития:
  • 113. Формы государственно-территориального устройства современных государств.
  • 114. Формы вины как субъективной стороны правонарушения.
  • 115. Формы деформации правового сознания и их структурный анализ.
  • 116. Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование права).
  • 117. Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного строя.
  • 118. Юридические факты: понятие и классификация.
  • 3) По количественному составу:
  • 4) По продолжительности действия:
    1. Основные признаки и черты публичной власти.

    Публичная власть - этовласть, выделенная изобществаи не совпадающая снаселениемстраны, являющаяся одним из признаков, отличающихгосударствоотобщественного строя. Обычно противопоставляетсяобщественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

    Публичная властьодин из важнейших признаковгосударства.

    Публичная властьвключает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.

    Аппарат управления - органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

    Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли:

    Органы безопасности и полиция (милиция);

    Суды и прокуратура;

    Система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

    Особенности публичной власти:

    - отделена от общества;

    - не имеет общественного характера и непосредственно народу неподконтрольна (контроль за вла­стью в догосударственный период);

    - чаще всего выражает интересы не всего общества, а оп­ределенной его части (класса, социальной группы и т.п.), не­редко самого аппарата управления;

    Осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и т.п.), наделенных государственно-властными полномочиями, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в об­щественном производстве;

    - опирается на писаное формализованное право;

    - подкреплена принудительной силой государства.

    1. Основные теоретические концепции о понятии, происхождении и сущности права.

    Сущность права -это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества . Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия.

    Естественно-правовая теория права сложилась на территории Древней Греции и Древнего Рима. В этой школе различали:

    1) естественное право, основанное на естественных законах развития человека и принадлежащее ему с момента рождения и до смерти. Оно является вечным и неизменным, не требует признания со стороны государства или иной власти;

    2) позитивное право, которое не является вечным, официально признается государством и получает письменное выражение в правовых актах государственной власти. Представители: Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.

    Историческая школа права возникла в начале XIX в. на территории Германии.

    Согласно этой школе нет единого для всех народов права. Каждый народ имеет свое право, которое определяется присущим этому народу духом и имеет национальную специфику.

    Право не зависит от воли государства и выражается в обычаях, известных всему народу, а создаваемый властью закон мало известен. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.

    Психологическая школа права , сложившаяся в конце XIX – начале XX вв.

    Основоположник–Л. И. Петражицкий, различавший объективное и субъективное право. Объективное право – право, созданное государством и являющееся основой юридической науки. Субъективное право (влияние отдельной личности) игнорируется. Сторонники психологической школы права различали позитивное (официально действующее в государстве и выраженное в нормативных актах государственной власти) и интуитивное (заложенное в психике людей и складывающееся из того, что они переживают) право. Представители: А. Росс, Г. Гурвич, М. Рейснер.

    Нормативистская теория права – теория, которая была создана в начале XX в.

    Согласно этой теории весь мир делится на не связанные между собой «мир сущего» (реальная общественная жизнь) и «мир должного» (право), представляющий собой пирамиду, в основе которой находятся индивидуальные акты, а в вершине – «основная норма». Представители – Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев и др.

    Социологическая теория права сформировалась в начале XX в. в европейских странах. Согласно данной теории право – это не нормы, содержащиеся в законах, а «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений, способными участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуациях. Представители – Е. Эрлих, Дж. Дьюги, Р. Паунд, С. А. Муромцев и др.

    Материалистическая теория права была представлена в работах В. И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей. Согласно этой теории право – это возведенная в закон государственная воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными и производственными условиями. Поэтому важнейшими функ­циями права признавалась принудительная, репрессивная, каратель­ная функции. Для реализации данных функций право нуждается в специальном аппарате, способном принудить к исполнению норм права. Таким аппаратом является государство. Таким образом, право неразрывно связано с государством.

      Особенности монархической формы правления и системы государственной власти в монархиях .

    Форма правления – организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением. По форма правления выделяют монархические и республиканские государства.

    Монархия – форма правления, при которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление. Признаки монархии:

    а) наличие единоличного главы государства;

    б) передача власти по наследству представителям правящей династии;

    в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;

    г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

    Виды монархии:

    а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне). К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

    б) Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

    Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

    – парламентарная – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т.д.);

    – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т.д.);

    Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).

      Особенности республиканской формы правления .

    Республика (лат. res publica, «дело народа») - форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.

    Республике присущи следующие признаки:

    Существование единоличного главы государства - президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

    Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.

    Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства. В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

    Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий (характерно не для всех республик).

    Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу республики разделяются по трем параметрам:

    Как избирается парламент,

    Как формируется правительство,

    Какой объём полномочий принадлежит президенту.

    Основные типы республик:

    Парламентская республика;

    Президентская республика;

    Суперпрезидентская;

    Смешанная республика.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация