Механизмы обеспечения экономической безопасности рф. Механизмы обеспечения экономической безопасности государства

Главная / Суд
  • Кузьмин Владислав , студент
  • Кубанский государственный технологический университет
  • Тимиргалеева Рена Ринатовна , доктор наук, профессор, профессор
  • Крымский федеральный университет имени В.И Вернадского, Институт педагогического образования и менеджмента
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РИСКИ
  • ИСТОЧНИКИ УГРОЗ И ОПАСНОСТЕЙ
  • ПРОЕКТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В статье обоснована необходимость обеспечения экономической безопасности проектных организаций. Система безопасности проектных организаций предполагает определение конкретных источников угроз и опасностей, а также выявление методов анализа и управления организационными рисками.

  • Анализ базовых стратегий логистики туристского обслуживания
  • Моделирование логистической системы туристско-рекреационного региона
  • Управление логистической деятельностью агропромышленного предприятия
  • Проектное управление как эффективный механизм менеджмента

Система экономической безопасности каждой компании сугубо индивидуальна. Ее полнота и действенность во многом зависят от имеющейся в государстве законодательной базы, выделяемых руководителем предприятия материально-технических и финансовых ресурсов, понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также от знаний и практического опыта начальника системы экономической безопасности, непосредственно занимающегося построением и поддержанием в рабочем состоянии самой системы.

В настоящие дни инвестиционные проекты стали более сложными и финансовоемкими, которые направленны на создание и освоение новых технологий, производство конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг. Поэтому эффективность данного вида деятельности стали очень актуальными. И, вследствие этого, возросла роль реализации инвестиционных проектов (проектирвания).

Анализ ряда литературных источников показал, что существуют разные подходы к понимаю экономической безопасности. И вот одно из понятий автора Трофимовой Л. Н. : «Экономическая безопасность – это системная категория эффективности деятельности организации, характеризующая такое состояние экономической безопасности, при котором обеспечивается стабильная эффективность деятельности организации (стратегический аспект) и повышение эффективности деятельности организации в случае снижения безопасности уровня (тактический аспект) на основе защищенности от негативных влияний со стороны внешней и внутренней бизнес-среды с учетом цикличности развития и контроля за соблюдением оптимальности интересов организации» .

Система безопасности организации, представляет собой ограниченное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих безопасность предприятия и достижения им целей бизнеса. Составными элементами такой системы являются объект и субъект безопасности, механизм обеспечения безопасности и практические действия по обеспечению безопасности.

Объектами безопасности в проектных организациях выступает всё то, на что направлены усилия по обеспечению безопасности, а именно:

  • интеллектуальный ресурс, который представляет собой совокупность знаний, умений и навыков специалистов компании, в первую очередь главных специалистов и ведущих инженеров;
  • руководители компании, акционеры, структурные подразделения, службу;
  • партнеры (заказчики и подрядчики);
  • сотрудники, владеющие информацией, составляющей коммерческую тайну;
  • имущество и ресурсы предприятия (финансовые, материально-технические, информационные и др.).

Следует отметить, что субъектами безопасности проектной организации являются те лица, подразделения, службы, органы, ведомства, учреждения, которые непосредственно занимаются обеспечением безопасности бизнеса.

Построение системы безопасности должно осуществляться в соответствии с политикой и стратегией безопасности, представляющими собой комплекс взглядов, мер, решений, действий в области безопасности и совокупность наиболее значимых решений, направленных на обеспечение программного уровня безопасности функционирования предприятия.

Для организаций наиболее важны стратегия, ориентированная на прогнозирование, заблаговременное выявление опасностей и угроз, позволяющая гибко управлять компанией и выбирать наиболее выгодные пути развития ее деятельности (особенно, в условиях нестабильности рынка) , а также стратегия, связанная с необходимостью внезапного реагирования на реально возникшие угрозы деятельности. Применение стратегии безопасности, направленной на возмещение (восстановление, компенсацию) нанесенного ущерба (при условии его восполнимости), необходимо в случаях проектных ошибок, от которых не застрахована ни одна компания.

Опасности и угрозы экономической безопасности предприятия в зависимости от источника возникновения делят на объективные и субъективные . Объективные возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих, независимы от принятых решений и действий менеджера. В проектировании для постоянного усиления конкурентоспособности очень важно контролировать появление новых технологий, материалов, средств труда (программное обеспечение) и т. д. Субъективные опасности и угрозы порождены умышленными или неумышленными действиями людей, различных органов и организаций, в том числе конкурентов.

Термин «механизм» происходит от греческого «mechane», что означает «орудие», «машина» . Использование категории «механизм» относительно предприятия понимают как построение организационной структуры, разработка и выбор методов и рычагов управления, позволяющих эффективно реализовать производственные цели и интересы и потребности индивида, коллектива, общества в целом .

Механизм обеспечения экономической безопасности функционирования предприятия призван обеспечивать создание условий, мотивирующих эффективную деятельность всех элементов предприятия, высокую степень согласованности общественных корпоративных и личных потребностей и интересов. Механизм должен способствовать обеспечению экономической безопасности на входе и выходе из системы, создать надежные условия функционирования управляющей и управляемой систем .

Действия экономической безопасности направлены на обеспечение безопасности функционирования предприятия на входе, обеспечение безопасности управляющей подсистемы, обеспечение безопасности управляемой подсистемы, обеспечение безопасности предприятия на выходе.

Наиболее существенным элементом обеспечения экономической безопасности являются административно-экономические инструменты .

К административным инструментам относятся различные постановления, нормы и разрешения, однако в условиях рыночной экономики их следует применять с большой осторожностью. Критериями определения границ государственного вмешательства в производственные системы могут служить: эффективность функционирования, обеспечение воздействия на протекание экономических процессов, эффективность бюджетной политики.

Государственное регулирование должно стремиться к объективной оценке собственной совместимости с рынком и конкуренцией и находить пути достижения эффективного взаимодействия. Поэтому, по нашему мнению, наибольшее распространение должны получить такие финансовые инструменты, как субсидии, льготное налогообложение, государственные расходы на инфраструктуру. Следует иметь в виду, что применяемая в больших размерах финансовая помощь может оказывать чрезвычайно сильное воздействие на производственную систему.

К экономическим инструментам прямого воздействия следует отнести: госзаказ, дотации, целевое финансирование, а к инструментам косвенного воздействия налоговые ставки, льготы, отсрочки платежей; кредитно-денежные (учетная ставка ЦБ России, нормы обязательного резервирования, лизинг, кредитные льготы, операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг); валютные (обменный курс); таможенные (сборы, государственные пошлины, льготы); инвестиционные (амортизация, прибыль, государственные гарантии инвестора).

Функциональные нарушения в работе предприятия устраняются некоторой системой, состоящей из четырех типов механизмов: резервирования, регулирования, компенсации и защиты.

Если уровень экономической безопасности превышен - это означает, что в действие вступают механизмы резервирования. Это означает необходимость корректировки установленных норм и возможность осуществления инвестиционных проектов, так как для этого в деятельности предприятия образовались неиспользуемые избыточные резервы. Если при появлении внешнего или внутреннего воздействия вступает в действие механизм защиты, который отбрасывает те возмущения, которые не превышают пороговых значений и считаются для системы несущественными, то это означает, что фактическое состояние предприятия находится на уровне нормальной экономической безопасности.

Если пороговое значение превышено, то вступает механизм управленческого регулирования, требующий вовлечение в процесс регулирования дополнительных производственных ресурсов, поэтому фактическое состояние предприятия относится к низкому уровню экономической безопасности, что для управляющей подсистемы означает необходимость проведения направлений совершенствования предприятия путем реформирования и привлечения дополнительных источников средств для возвращения предприятия в нормальное состояние .

Компенсации используется в том случае, если существующая структура не справляется с внешними или внутренними проблемами и появляется необходимость изменять структуру за счет внутренних или внешних (привлеченных) ресурсов и нестандартных решений.

Эти решения являются проявлением предприимчивости, которая может быть использована в данном случае как ресурс для преобразования менее безопасной деятельности предприятия в более надежную. Как правило, такие предприятия нуждаются в реорганизации.

  • К внешним опасностям проектных организаций относят:
  • действия недобросовестных конкурентов;
  • внезапные изменения окружающей среды, например, форс-мажор или изменение финансового климата в государстве;
  • нехватка квалифицированных кадров на рынке труда;
  • изменения нормативно-правовой базы, которые необходимо тщательно отслеживать для успешной деятельности.

К внутренним опасностям проектных организаций принято относить:

  • качество планирования и принятия решений;
  • соблюдение технологий и строгое следование нормативно-правовым актам;
  • организация труда персонала, оказывающая значительное влияние на успешность деятельности организации;
  • финансовая политика организации, реализуемая в отношении партнеров, значительно влияет на конкурентоспособность компании.
  • личные отношения внутри коллектива, оказывающие влияние на продуктивность труда .

Таким образом, обеспечение экономической безопасности предприятия предполагает достижение эффективных параметров функционирования, сохранение производственного и кадрового потенциала, создание предприятия рыночного типа, сочетающих предпринимательскую деятельность с государственным регулированием, формирование предпосылок и условий для надежного их функционирования. Система безопасности проектных организаций предполагает определение конкретных источников угроз и опасностей, а также выявление методов анализа и управления организационными рисками..

Список литературы

  1. Белокур, В.В. Угрозы экономической безопасности предприятия [Текст]: учебник / под ред.В. В. Белокура - M.: 2010. - 290 с.
  2. Гапоненко В. Ф. Экономическая безопасность предприятия: подходы и принципы. М: «Ось-89», 2008. - 208 с.
  3. Доценко, Д.В. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие [Текст] / Д.В. Доценко // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 4. - С.45-50.
  4. Меркулова Е. Ю. Формирование индивидуальной финансовой нормативной модели управления экономической надежностью производственных систем // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.
  5. Современные тенденции управления развитием организационно-экономических систем (новый взгляд) // Timirgaleeva R.R., Grishin I.Yu. / под редакцией проф. Тимиргалеевой Р.Р. - Симферополь, 2014.
  6. Трофимова Л.Н. Экономическая безопасность эффективности деятельности организаций торговли: ситуационно-характеристические параметры. Российское предпринимательство, № 11 (209) /июнь 2012.
  7. Управление предприятиями туристско-рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р., Шостак М.А. - Симферополь, 2015.

Воздействие субъектов экономической безопасности на объекты осуществляется через специальный механизм – механизм обеспечения экономической безопасности предприятия, который представляет собой систему организационно-экономических и правовых мер и инструментов, с помощью которых осуществляется регулирующее воздействие на процесс хозяйственной деятельности предприятия с целью защиты его интересов от внутренних и внешних рисков.

Обеспечение экономической безопасности предприятия происходит не только с помощью хозяйственного механизма предприятия, но и с помощью других организационно-экономических механизмов: собственно механизма рынка и механизма государственного регулирования экономики.

Механизм рыночного саморегулирования является основой нейтрализации возникающих угроз и достижения определенного уровня экономической безопасности. С помощью цен и конкуренции экономическая система возвращается в точку равновесия. В то же время практика хозяйствования подтверждает ограниченную способность хозяйственных субъектов к принятию оптимальных решений в условиях неопределенности экономической ситуации и рыночной конъюнктуры.

Механизм государственного регулирования экономической безопасности представляет собой систему мер, форм и инструментов, с помощью которых государство осуществляет регулирующее воздействие на процесс функционирования хозяйственной деятельности с целью снижения (нейтрализации) угроз, минимизации потерь (ущербов).

Следовательно, государственное регулирование экономики направлено на упорядочивание, трансформацию отношений саморегулирования в рамках экономической системы.

Объектами государственного регулирования рисков и экономической безопасности выступают сферы, отрасли, а также явления социально-экономической жизни, где могут возникнуть опасности, угрожающие нормальному функционированию экономики в целом и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому целью государственного регулирования рисков является оптимизация уровня экономической безопасности, создание экономических и правовых условий функционирования хозяйствующих субъектов и обеспечение их экономической безопасности.

Механизм государственного регулирования экономической безопасности включает разнообразные методы: административные и экономические, прямого и косвенного воздействия и др.

К основным методам административного воздействия относятся нормы антимонопольного законодательства, введение обязательных стандартов деятельности предприятий (экологических, санитарных), лицензирование, квотирование и др.

Наряду с административными государство использует и экономические, косвенные методы регулирования экономической безопасности предприятий:



Денежно-кредитные (учетная ставка, операции на открытом рынке и др.);

Бюджетно-налоговые (система налогообложения, управление государственным долгом, обеспечение бездефицитного бюджета и др.);

Способы и формы ускоренной амортизации;

Внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, привлечение иностранных инвестиций и др.).

В рамках функционирования механизма экономической безопасности предприятия используются различные методы по достижению необходимого и достаточного уровня его безопасности.

Методы обеспечения экономической безопасности предприятия включают в себя совокупность мер, способов и инструментов, которые можно объединить в следующие группы: управление рисками; организационно-экономическая защита; финансовая защита.

Инструментарий управления рисками включает следующие мероприятия:

Предотвращение риска;

Уклонение от риска;

Воздействие на источник риска;

Сокращение времени нахождения в опасных зонах;

Принятие риска;

Сокращение опасного поведения;

Сокращение величины потенциальных потерь;

Сокращение величины фактических потерь;

Распределение риска по различным агентам;

Разукрупнение риска;

Страховой трансферт риска;

Нестраховой трансферт риска.

Инструментарий организационно-экономической защиты предполагает:

Информационную безопасность;

Кадровую политику;

Охранные мероприятия.

Инструментарий финансовой защиты основан:

На финансовом мониторинге;

Контроллинге и учете;

Бюджетировании.

Мероприятия по обеспечению экономической безопасности предприятия предполагают необходимость концентрации достаточного объема ресурсов (трудовых, производственных, инновационных, информационных и др.), что предъявляет особые требования к определению эффективности данной деятельности.

Эффективность механизма по достижению необходимого и достаточного уровня экономической безопасности характеризуется способностью предприятия рационально распределять и использовать ресурсы как для обеспечения нормального хода процесса воспроизводства, так и для борьбы с различного рода опасностями и угрозами.

Кроме того, система безопасности должна быть сформирована таким образом, чтобы затраты на ее обеспечение были экономически целесообразными и социально приемлемыми. Это означает, что величина издержек должна быть оптимальной и не превышать тот уровень, при котором теряется экономический смысл их применения.

В целях повышения экономической безопасности предприятия целесообразно проводить мониторинг состояния и динамики развития предприятия с целью противодействия угрозам и принятия мер защиты. Основными целями мониторинга являются:

Оценка состояния и динамики развития производства предприятия;

Выявление деструктивных тенденций и процессов развития предприятия;

Определение причин и источников рисков, угрожающих совокупному потенциалу предприятия;

Прогнозирование последствий действия угрожающих факторов как на потенциал производства, так и на другие сферы деятельности.

Мониторинг должен осуществляться комплексно, непрерывно всеми заинтересованными службами предприятия. При этом необходимо анализировать фактическое состояние объекта и тенденции его развития с учетом динамики национального хозяйства в целом, политической обстановки и других общесистемных факторов.

Мониторинг экономической безопасности предприятия осуществляется поэтапно, с учетом специфики содержания каждого этапа.

Этап 1. Идентификация предприятия, включающая определение его организационно-правовой формы, размеров, специфики деятельности.

Этап 2. Формирование системы технико-экономических показателей оценки экономической безопасности предприятия с учетом специфики его функционирования.

Этап 3. Выявление факторов, характеризующих перспективные направления развития предприятия.

Этап 4. Моделирование и формирование сценариев и стратегий развития предприятия.

Этап 5. Комплексный аудит деятельности предприятия.

Этап 6. Диагностика и анализ уровня экономической безопасности предприятия.

Этап 7. Разработка предложений по предупреждению и нейтрализации угроз экономической безопасности предприятия.

Результаты мониторинга являются основой для формирования политики экономической безопасности предприятия , которая направлена на достижение такого состояния объекта, при котором достигается общая эффективность его деятельности, своевременное выявление и предотвращение угроз, а также согласованность интересов предприятия с интересами участников внешней среды.

В современных условиях фактором, способствующим повышению адаптации предприятия к изменениям и росту его экономической безопасности, является креативный менеджмент.

Креативное управление ориентировано на коллективный процесс творчества и предполагает создание новой системы знаний, умений и навыков. При этом цель управленческого воздействия трансформируется в процесс инициирования, генерирования и применения творческих идей в организации и реализации полученных на их основе нововведений на рынке.

Креативность предполагает не только непрерывную адаптацию изменений на предприятии к требованиям внешней среды, но и виртуальное объединение с ней, создание сетей «производящих потребителей». Подобные сетевые образования позволяют интегрировать ресурсы, увеличить емкость рынка, снизить риск невостребованности продукции.

Основными направлениями креативного подхода к управлению организацией являются:

Обеспечение процесса адаптации сети и сетевого окружения посредством согласования результатов нововведений;

Применение принципа максимизации возможностей, вместо принципа максимизации прибыли;

Переход от стоимостно-технологических цепочек к креативным сетям (информационным посредникам, интеллектуальным агентам).

Креативность, лежащая в основе разработки и реализации современных стратегий развития предприятий, методов и инструментов управления, позволяет повысить эффективность производственной деятельности, реализовать конкурентные преимущества и обеспечить устойчивое, экономически безопасное позиционирование на рынке.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое экономическая безопасность предприятия и каковы ее основные свойства?

2. Какие факторы влияют на экономическую безопасность предприятия?

3. Раскройте взаимосвязь способности предприятия к адаптации и уровня его экономической безопасности.

4. Каковы основные цели и принципы организации системы обеспечения экономической безопасности предприятия?

5. Какие службы и структурные подразделения выполняют роль субъектов в системе обеспечения экономической безопасности предприятия?

6. Что такое механизм обеспечения экономической безопасности предприятия и каковы его элементы?

7. Покажите роль государства в обеспечении экономической безопасности предприятия.

8. Дайте характеристику известных вам методов обеспечения экономической безопасности предприятия.

9. Каковы цели и этапы проведения мониторинга уровня экономической безопасности предприятия?

10. Какова роль креативного менеджмента в обеспечении необходимого и достаточного уровня экономической безопасности предприятия?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 19.1

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Какова роль государства в обеспечении экономической безопасности предприятия?

2. В чем специфика методов обеспечения экономической безопасности для различных организационно-правовых форм предприятия?

3. Какова роль креативного менеджмента в обеспечении необходимого и достаточного уровня экономической безопасности предприятия?

4. Каковы основные элементы экологической безопасности предприятия?

5. Можно ли говорить о защите предпринимательской деятельности в Росси?

6. Как можно классифицировать сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия?

7. Какие организации специализируются на выполнении функций защиты предпринимательской деятельности?

8. Какие существуют международные и российские законодательно-правовые акты по охране интеллектуальной собственности?

9. Каковы принципы защиты научно-технической информации и решений по ее использованию?

10. Каковы отличительные признаки криминальной конкуренции?

11. Как влияет криминальная конкуренция на структуру расходов экономического субъекта?

12. Какова роль человеческого фактора в защите предпринимательской деятельности?

13. Какова роль информации в системе защиты экономической безопасности предприятия?

14. В чем заключается координация и взаимодействие государственных и частных структур в целях обеспечения экономической безопасности предприятия?

15. Что такое личная безопасность предпринимателя?

16. Каковы основные задачи маркетинга услуг в сфере защиты предпринимательской деятельности?

17. В чем заключается взаимосвязь защиты и поддержки предпринимательства?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 19.2

1. Сформулируйте предложения по защите и поддержке предпринимательства в РФ.

2. Приведите примеры недобросовестной и криминальной конкуренции. Охарактеризуйте их общие черты и различия.

3. Опишите совокупность методов обеспечения экономической безопасности малого и крупного предприятия.

4. Предложите состав и структуру элементов системы экономической безопасности АО.

5. Предложите состав и структуру элементов системы экономической безопасности хозяйственного товарищества.

Задание 19.3

Тест (выделите все правильные ответы)

1. Экономическая безопасность предприятия как экономическая категория – это:

а) система экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу производства благ и услуг;

б) система экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу реализации и защиты их интересов в условиях неопределенности и рискогенности среды;

в) система экономических отношений между людьми по поводу удовлетворения потребностей;

г) система экономических отношений по поводу присвоения факторов и результатов производства.

2. Функцией экономической безопасности не является:

а) административная;

б) стимулирующая;

в) инновационная;

г) экономическая.

3. Экономическая безопасность микроуровня – это:

а) экономическая безопасность домохозяйств;

б) экономическая безопасность национальной экономики;

в) экономическая безопасность региона;

г) экономическая безопасность предприятия.

4. Какое из определений риска точнее:

а) риск – правило поведения в обществе;

б) риск – социально-экономические отношения между людьми в процессе производства;

в) риск – социально-экономические отношения между людьми в процессе производства своей жизни в условиях неопределенности среды;

г) риск – рыночные взаимодействия домохозяйств.

5. Адаптивность экономики – это:

а) способность самонастраивать состав и структуру для отражения угроз и возможности функционирования в новых условиях;

б) принцип выживаемости экономики;

в) отсутствие рисков;

г) отсутствие неопределенности.

6. Безопасность – это:

а) форма опасности;

б) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства;

в) синоним опасности;

г) разновидность риска.

7. Инструментарий безопасности предприятия – это:

а) количественный показатель;

б) признак, на основании которого производится оценка;

в) комплекс наблюдений и исследований;

г) составная часть построения системы объекта.

8. Система показателей экономической безопасности предприятия:

а) темпы роста промышленного производства;

б) только качественные показатели предприятия;

в) состав количественных показателей работы предприятия;

г) система количественных и качественных показателей деятельности предприятия.

9. Механизм обеспечения экономической безопасности включает:

а) механизм рыночного саморегулирования;

б) механизм государственного регулирования экономики;

в) внутрихозяйственный механизм предприятия;

г) все ответы верны.

10. Какое количество этапов включает мониторинг уровня экономической безопасности предприятия?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный экономический университет»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Механизмы обеспечения экономической безопасности государства

по дисциплине «Основы экономической безопасности предприятий»

Исполнитель: Устимович А.А.

Группа ЭПП-11

Екатеринбург, 2014

Введение

1. Экономическая безопасность страны

2. Задачи механизма

3. Защитная и регулятивная функции механизма

4. Превентивная, инновационная и социальная функции механизма

Вывод

Список литературы

Введение

Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

1. Экономическая безопасность страны

Для повышения инновационной безопасности страны необходима разработка соответствующего механизма ее обеспечения. Он представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз и включает следующие элементы:

Объективный и всесторонний мониторинг состояния экономики и общества в целях выявления, прогнозирования и предупреждения угроз экономической безопасности;

Выработку пороговых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и конфликтам;

Деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Главной целью механизма обеспечения инновационной безопасности, по нашему мнению, является создание комплекса оптимальных условий для жизнедеятельности и развития индивида, социально-экономической и военно-политической стабильности российского общества, сохранения целостности и государственности России, противостояния воздействию внутренних и внешних угроз.

Для этого необходимо выработать государственную стратегию обеспечения экономической безопасности. Она должна быть ориентирована на защиту населения страны, а также на сохранение и рост образовательного, научно-технического и производственного потенциала.

2. Задачи механизма

Стратегическая цель механизма обеспечения инновационной безопасности России в современных условиях обеспечивает и весь спектр его задач и функций. К наиболее важным задачам механизма обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации, согласно разделяемой нами позиции М.А. Шевченко, относятся следующие:

Регулирование (правовое, таможенное, организационное, экономическое и т.д.) развития внешней торговли и внешнеэкономических связей с учетом стратегических интересов России в условиях глобализации и интеграции в мировое экономическое пространство;

Совершенствование отраслевой структуры внешней торговли путем развития экспортного потенциала и проведения политики импортозамещения с последующим вытеснением с рынка продукции из развивающихся стран и борьбой с китаизацией экономики страны;

Поддержка отечественных производителей высокотехнологичных товаров, а также стимулирование их экспортной деятельности с целью вывода наиболее конкурентоспособной продукции на мировые рынки, а также последующего укрепления ее позиций;

Повышение эффективности деятельности государственных и региональных органов управления, оптимизация системы государственного регулирования ради предупреждения и преодоления внешних и внутренних угроз экономической безопасности России;

Проведение в рамках общепринятых и эффективных процедур политики разумного протекционизма в отношении национальных производителей товаров и услуг, не являющихся монополистами на российском рынке;

Работа в направлении обеспечения стабильности российского рубля, а также достижения наиболее благоприятных условий для обслуживания и погашения внешнего долга перед зарубежными странами;

Развитие информационно-коммуникационного сектора для обеспечения надежной и своевременной связи страны с внешними рынками, а также оптимальной и эффективной организации товарных и сервисных потоков на внутреннем рынке; - стимулирование роста научно-технического, производственного, образовательного, технико-технологического потенциала страны, а также повышение уровня и качества жизни населения страны.

3. Защитная и регулятивная функции механизма

Механизм обеспечения инновационной безопасности России выполняет ряд весьма важных функций, к которым многие авторы относят защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), инновационную и социальную функции. Рассмотрим их более подробно.

Защитная функция подразумевает ограждение экономики страны от внутренних и внешних угроз и связана с наличием достаточного ресурсного потенциала. Для обеспечения работы защитной функции требуется наличие четырех обязательных условий, среди которых:

а) наличие и эффективное использование социально-экономических ресурсов страны;

б) рациональное использование и охрана имеющихся природных ресурсов;

в) совершенствование управленческих и кадровых ресурсов на федеральном и региональных уровнях;

г) защита национальной экономики от внешнего воздействия, нейтрализация внешних вторжений и рисков.

Регулятивная функция предполагает два варианта нейтрализации угроз - регулирование «сверху вниз» и регулирование «снизу вверх».

Первый вариант основан на формировании в России совершенного механизма государственного регулирования экономики и существующих рыночных отношений. Государственное регулирование экономики обычно либо усиливает рыночный механизм, либо ограничивает его возможности и направлено на упорядочение и трансформацию отношений рыночного саморегулирования.

Государственное регулирование направлено не только на преодоление возникающих угроз, но и на приобретение дополнительных возможностей и выгод. Соответственно, наиболее важную цель государственного регулирования можно определить как оптимизацию уровня экономической безопасности, направленную на обеспечение:

Равновесия между сбережениями и инвестициями;

Макроэкономической стабильности;

Устойчивого экономического роста;

Условий функционирования хозяйствующих субъектов и их экономической безопасности.

Второй вариант предполагает использование внутрихозяйственных механизмов регулирования рынка, механизмов рыночного саморегулирования. экономический инвестиция рынок конкуренция

Наиболее важными элементами такого саморегулирования чаще всего выступают условия внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов, основные характеристики рынка - прежде всего конкуренция и уровень цен.

Наиболее оптимальное соотношение цен и конкуренции ведет к тому, что экономика переходит в равновесное состояние. Однако механизм рыночного саморегулирования не всегда срабатывает, так как хозяйствующие субъекты в нашей стране отличаются слабостью и неспособностью к принятию решений на самом высоком уровне. А это порождает некую неопределенность на рынке, зависимость от государства и соответствующих его решений.

4. Превентивная, инновационная и социальная функции механизма

Превентивная функция механизма обеспечения экономической безопасности направления на предвидение и последующее предупреждение возникновения внутренних и внешних угроз, рисков, критических ситуаций в социально-экономических процессах. Реализация данной функции основана на выработке целого ряда мероприятий социально-экономического, технологического, организационного характера. Наиболее важными из них являются мероприятия, обеспечивающие защиту экономической системы страны, а также формирование информационной системы экономической безопасности.

Разработка превентивных мероприятий всецело основана на информационной составляющей обеспечения экономической безопасности. То есть для выработки эффективных мероприятий, качественного прогнозирования будущих рисков и угроз необходима качественная, достаточная, достоверная и своевременная информация. При помощи информационных ресурсов становится возможной выработка наиболее эффективных решений по предупреждению и преодолению возникающих угроз и рисков для экономической и социальной системы страны.

Инновационная функция механизма обеспечения экономической безопасности основывается на выработке и последующем применении инновационных решений и мероприятий с целью преодоления возникающих и уже действующих угроз экономике России. Реализация этой функции непосредственно связана с действием так называемого компенсационного потенциала экономики, представленного в двух формах - форме государственного регулирования и в форме рыночного саморегулирования по аналогии с регулятивной функцией.

Цель этого компенсационного потенциала триедина: ликвидировать угрозу - устранить последствия - компенсировать потери.

Социальная функция направлена на решение следующих главных целей:

Реализация прав и свобод граждан страны;

Достижение наиболее высокого уровня и качества жизни населения путем взаимного партнерства хозяйствующих субъектов, общества и различных социальных групп и удовлетворения их разнообразных потребностей.

Есть круг факторов, несущих мощный заряд угроз для экономической безопасности страны: безработица, дифференциация доходов, преступность, коррупция и др. Задача любого демократического государства заключается в том, чтобы задействовать и всячески развивать социально-экономический механизм смягчения указанных рисков и их неблагоприятных последствий.

Вывод

Для повышения инновационной безопасности страны необходима разработка соответствующего механизма ее обеспечения. Для этого необходимо выработать государственную стратегию обеспечения экономической безопасности. Она должна быть ориентирована на защиту населения страны, а также на сохранение и рост образовательного, научно-технического и производственного потенциала. Механизм обеспечения инновационной безопасности России выполняет ряд весьма важных функций, к которым многие авторы относят защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), инновационную и социальную функции. Наиболее оптимальное соотношение цен и конкуренции ведет к тому, что экономика переходит в равновесное состояние. Однако механизм рыночного саморегулирования не всегда срабатывает, так как хозяйствующие субъекты в нашей стране отличаются слабостью и неспособностью к принятию решений на самом высоком уровне. Есть круг факторов, несущих мощный заряд угроз для экономической безопасности страны: безработица, дифференциация доходов, преступность, коррупция и др. Задача любого демократического государства заключается в том, чтобы задействовать и всячески развивать социально-экономический механизм смягчения указанных рисков и их неблагоприятных последствий.

Список литературы

1. Фирсов В.А. Меры по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации // Вестник РАГС при Президенте РФ. - 2008. - № 2.

2. Шевченко М.А. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации // Переходная экономика. - 2000. - № 2.

3. Балдин К.В., Гапоненко Н.П., Орехов В.И. Антикризисное управление. - М.: Инфра-М, 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ угроз экономической безопасности России в области продовольствия. Международный опыт обеспечения продовольственной безопасности государства. Принципы и механизмы обеспечения продовольственной безопасности в России, оценка ее современного состояния.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2017

    Сущность, критерии и угрозы в сфере транспортного обеспечения экономической безопасности государства. Механизмы совершенствования организации транспортного обеспечения экономической безопасности. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Сущность, проблемы и критерии экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности России. Механизмы обеспечения военно-экономической и внешнеэкономической безопасности. Деятельность государства по обеспечению безопасности.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Классическая и кейнсианская концепции макроэкономического равновесия. Закон рынка. Зависимость между процентной ставкой, инвестициями и сбережениями. Альтернативные взгляды на проблемы инфляции и безработицы. Равновесие рынка труда. Виды безработицы.

    реферат , добавлен 25.06.2008

    Последовательная характеристика современных проблем экономической безопасности предпринимательской деятельность в национальной экономике. Анализ путей и методов организации безопасности предпринимательской деятельности и её информационной составляющей.

    дипломная работа , добавлен 02.04.2011

    Национальная безопасность государства, ее значение и законодательное обоснование. Национальный интерес как предметное выражение государственной безопасности, его факторы и параметры. Составные элементы обеспечения экономической безопасности России.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Выяснение сущности проблемы обеспечения экономической безопасности России, актуальные причины их образования. Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности. Принципы, на которых основывается национальная экономическая безопасность.

    реферат , добавлен 06.08.2014

    Сущность экономической безопасности. Основные проблемы ее обеспечения в Челябинской области. Пути обеспечения экономической безопасности региона. Оценка эффективности предложенных направлений. Проблемы обеспечения экономической безопасности России.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2014

    Свойства и функции экономической безопасности, ее виды. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности. Трудности в решении экономической безопасности в России.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Теоретические основы национальной экономической безопасности, ее виды и структура. Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения: энергетический и внешнеторговый аспекты. Анализ наиболее вероятных угроз.

Формирование системы экономической безопасности региона включает следующие семь блоков:

1) концепция экономической безопасности;

2) региональные интересы в сфере экономики;

3) показатели экономической безопасности;

4) пороговые значения экономической безопасности;

5) угрозы в сфере экономики региона;

6) организация экономической безопасности;

7) правовое и организационное обеспечение экономической безопасности.

Основные меры обеспечения экономической безопасности приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Меры обеспечения экономической безопасности

Основные меры

Уровень управления

Общефедеральный

Региональный

Информационно-аналитические меры

1. Мониторинг уязвимости экономических интересов

Мониторинг угроз экономическим интересам Российской Федерации

Мониторинг уровней социально- экономического развития регионов (субъектов РФ)

2. Текущая и прогностическая оценки экономического развития

Система показателей оценки экономического развития Российской Федерации

Система показателей оценки экономического развития региона (субъекта РФ)

Меры регулятивного воздействия

1. Совершенствование нормативной правовой базы и проведение институциональных преобразований

Принятие федеральных законов, кодексов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ и др.

Принятие законов, постановлений

законодательной и исполнительной власти субъектов РФ в пределах компетенции

2. Устранение кризисных тенденций

В стране в целом, в отдельных отраслях, регионах

В регионе, городах, на предприятиях в пределах компетенции

Меры прямого действия

1. Программы выхода из кризиса

Российской Федерации

Региона (субъекта РФ)

2. Государственное регулирование регионального развития

Разработка и реализация целевых программ социально- экономического развития регионов

Участие в реализации федеральных целевых программ

социально-экономического развития регионов и привлечении внебюджетных средств

3. Противодействие носителям угроз интересам страны

Совершенствование финансовой системы, лоббирование интересов отечественного производителя на международном рынке, выравнивание на уровне максимума степени регионального экономического развития

Повышение экономической,

социальной и бюджетной эффективности управления регионом (Субъектом РФ)

На современном этапе развития РФ ключевое значение приобретают вопросы региональной безопасности, связанные с реализацией идеи национального единства, развития и совершенствования федеральных отношений.

Анализ социально-экономической ситуации показывает, что причины многих угроз экономической безопасности заложены на региональном уровне.

Сущность экономической безопасности региона состоит в возможности и способности его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и неистощительном использовании природных факторов, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона.

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся :

Расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры региона;

Границы критической зависимости региона от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;

Обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения региона.

Анализ положения в регионе должен опираться на набор индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз.

Систему угроз экономической безопасности регионов можно представить в следующем виде (табл. 1.2, 1.3).

Таблица 1.2

Внутренние угрозы экономической безопасности регионов

Проявление действия угрозы

1. Высокая изношенность основных производственных фондов предприятий региона

1. Низкая конкурентоспособность на региональном и федеральном уровнях.

2. Невозможность эффективной конъюнктурной диверсификации производства оборудования

3. Высокая стоимость произведенной продукции, которая обусловлена большими затратами на амортизацию оборудования

2. Низкая рентабельность региональных промышленных предприятий (за исключением монопольных гигантов, специализирующихся на добыче и переработке нефти и газа, на производстве продукции черной и цветной металлургии и т.д.)

1. Вынужденное сокращение производства, вплоть до закрытия предприятий.

2. Рост безработицы и социальной напряженности в регионах.

3. Разрушение элементной базы общей системы экономики России

3. Низкая степень бюджетной поддержки экономического развития регионов (как из федерального бюджета, так и из средств региональных бюджетов)

1. Невозможность реализации бюджетных проектов развития производства и региональной инфраструктуры.

2. Высокая степень разворовываемости бюджетных средств на различных уровнях административного управления

Повышение экономической безопасности территорий требует от федеральных органов осуществления государственной поддержки регионального развития через реализацию комплекса федеральных программ, размещения федеральных заказов на поставку продукции предприятиями региона для общегосударственных нужд, паритетного участия в крупных региональных инвестиционных проектах.

Кроме того необходимо осуществление равноправного взаимодействия федеральной и региональной бюджетных систем, основанных на разграничении налоговых и иных функций; создание благоприятного общефедерального климата для развития экономики территории; выбор обоснованной экономической стратегии в отношениях с территориями.

Таблица 1.3

Внешние угрозы региональной экономической безопасности

Проявление действия угрозы

1. Растущая степень зависимости региональных экономических систем от иностранного капитала, от импорта продуктов питания и оборудования.

1. Сокращение регионального производства.

2. Гипертрофированный и неадекватный доходам населения рост сферы услуг, особенно предприятий индустрии развлечений, вокруг которых концентрируется криминальный актив.

3. Вред здоровью населения, употребляющего низкокачественные и генетически модифицированные продукты питания.

2. Сокращение регионального производства, вследствие нерентабельности и неспособности конкурировать на рынке товаров.

1. Рост безработицы, обнищание и асоциализация населения.

2. Деструктуризация экономической системы РФ.

3. Развитие тенденции регионального экономического и социально-политического сепаратизма.

1. Возможный, в пределах ближайших 20-30 лет, распад Российской Федерации.

2. Рост межнациональной, межконфессиональной и межэтнической напряженности, способной приводить к крупным конфликтам.

3. Потеря россиянами России как государства.

Региональный уровень решения проблем предполагает выработку определенной региональной политики экономической безопасности, как части общей экономической политики. По своему существу региональная политика экономической безопасности является концентрированным выражением социально-экономических интересов региона.

Под экономической безопасностью предприятия авторы понимает прагматичный и взвешенный менеджмент, направленный на создание конкурентных преимуществ имеющимися ресурсами, сохранение защищенности и экономической устойчивости предприятия как объекта рыночных и нерыночных отношений в конкурентной борьбе, необходимый для эффективного решения поставленных задач при реализации финансовой, научно-технической, технологической, производственной и кадровой политики предприятия. При этом основной целью экономической безопасности предприятия является обеспечение его устойчивого и максимально эффективного функционирования в настоящее время и обеспечение высокого потенциала развития и роста предприятия в будущем.

Исходя из данного определения экономической безопасности, основополагающим её качеством является устойчивость воздействию факторов внутренней и внешней среды. Данный подход позволяет сформулировать задачи обеспечения экономической безопасности предприятия: осуществление системного мониторинга деятельности предприятия, своевременное выявление и идентификация угроз; устранение неплатежеспособности; поддержание нормального уровня финансовой устойчивости; минимизация последствий кризиса.

Предприятие должно постоянно проводить мониторинг своего финансового состояния и факторов внешней среды. На базе этого мониторинга выявляются ранние признаки развития кризиса, проводятся диагностика и идентификация кризиса и финансового состояния предприятия. Может также применяться прогнозирование вероятности банкротства. Эта задача решается на всех стадиях цикла деятельности предприятия и при любых его состояниях.

Устранение неплатежеспособности – это наиболее срочная задача обеспечения экономической безопасности для любой стадии цикла независимо от финансового состояния предприятия. Практическая реализация данной задачи сводится к постоянному контролю дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, систематизации и ужесточению хозяйственных договоров, применению системы стимулов и санкций для обеспечения своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед контрагентами.

Решение задачи поддержания нормальной финансовой устойчивости требует наибольших усилий и затрат, обеспечивающих реализацию поэтапной структурной перестройки всей финансовой деятельности предприятия. При этом решается оптимизация структуры капитала, оборотных активов и денежных потоков, снижается инвестиционная активность предприятия.

Фактор риска в предпринимательской деятельности и необходимость покрытия возможного ущерба вызывают потребность в создании специальных фондов денежных средств. Формирование резервного и иных аналогичных фондов с заранее определённым порядком формирования, пополнения и использования позволяет направить сконцентрированные в них ресурсы на возмещение потерь без угрозы нарушения нормального хода предпринимательской деятельности. Однако величины запасов и резервов должны быть жестко лимитированы, что в противоположном случае ведет к увеличению затрат на складские помещения (в случае с материальными ресурсами) или изъятию средств из оборота (в случае с финансовыми ресурсами).

Обеспечение экономической безопасности предприятия представляет собой непрерывный во времени процесс, который включает в себя следующие этапы: осуществление мониторинга и идентификации угроз деятельности предприятия; выбор методики проведения анализа финансового состояния, критериев и показателей его оценки; систематическое отслеживание состояния и динамики индикаторов экономической безопасности; применение методов обеспечения экономической безопасности в соответствии с результатами мониторинга и идентификации финансового состояния.

Системный мониторинг осуществляется с целью обнаружения ранних признаков возникновения угроз экономической безопасности предприятия. Значение данного этапа определяется тем, что он позволяет выявить факторы, оказывающие негативное влияние на финансовое состояние компании и другие стороны экономической деятельности предприятия.

Для осуществления качественного анализа необходимо придерживаться определённой методики. Единого мнения относительно подходов к оценке финансового состояния и выбора тех или иных показателей не существует. В этой связи, перед руководством и топ-менеджментом стоит сложная задача определения объектов «кризисного поля». Критерии и методы оценки финансового состояния отличаются широким многообразием. Зачастую их выбор зависит, помимо субъективных факторов, также от размера предприятия, отрасли и видов экономической деятельности, динамики и структуры имущества и т.п.

Одним из наиболее значимых элементов системы безопасности предприятия является механизм ее обеспечения, который представляет собой совокупность законодательных актов, правовых норм, побудительных мотивов и стимулов, методов, мер, сил и средств, с помощью которых обеспечивается достижения целей безопасности и решения стоящих задач.

Системный подход к формированию механизма обеспечения экономической безопасности предприятия предполагает, что необходимо учитывать все реальные условия его деятельности, а сам механизм должен иметь четко очерченные элементы, схему их действия и взаимодействия. Структура механизма обеспечения экономической безопасности предприятия состоит из нескольких блоков, одновременное действие которых призвано обеспечить достаточную для расширенного воспроизводства капитала предприятия прибыль, получаемую в результате соблюдения интересов предприятия, т.е. в результате взаимодействия предприятия с субъектами внешней среды. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия может иметь различную степень структуризации и формализации.

В концепции механизма обеспечения экономической безопасности предприятия главным требованием является наличие индикативного анализа, как метода экономических исследований, суть которого – выявить тенденции и изменения показателей экономической безопасности, их интегрированности в обеспечении экономической стабильности субъекта и его интересов .

Индикаторами экономической безопасности являются нормативные характеристики и показатели, которые: в количественной форме отражают угрозы экономической безопасности; обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и, соответственно, большой сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мерах в сфере экономической политики и т.д. выполняют функции индикаторов не отдельно друг от друга, а лишь в совокупности, т.е. взаимодействуют в достаточно сильной степени.

Для построения механизма обеспечения экономической безопасности именно третье свойство является, на наш взгляд, самым важным. Взаимодействие индикаторов существует всегда, но только при определённых условиях нарастания угроз он выходит за установленные границы, приобретает экстремальный характер и становится очевидным. Накопление информации о численных параметрах такого взаимодействия необходимо для определения последствий реализации угроз и принятия обоснованных управленческих решений, направленных на снижение их воздействия на экономическую деятельность предприятия.

В систему контролируемых показателей деятельности предприятия включаются специальные индикаторы экономической безопасности (направленности развития предприятия), по изменению которых за определённый временной период осуществляют диагностику и идентификацию финансового состояния предприятия: нормальное, предкризисное, кризисное. Одновременно можно осуществлять прогнозирование банкротства предприятия.

В зависимости от степени изменения индикаторов безопасности относительно их планово-нормативных значений по разным моделям идентифицируется определённое финансовое состояние предприятия, прогнозируются уровни вероятности его банкротства. Результат идентификации финансового состояние имеет принципиальное значение, так как он не только даёт обобщающую оценку текущего состояния предприятия, но главным образом указывает на принятие определённого круга управленческих мер в планировании, организации и мотивации.

При обнаружении ранних признаков кризиса вводятся превентивные механизмы, нейтрализующие развитие кризиса и возвращающие предприятие в нормальное финансовое состояние. К числу превентивных механизмов относят: сокращение объёма финансовых операций на наиболее рискованных направлениях финансовой деятельности предприятия; повышение уровня внутреннего и внешнего страхования финансовых рисков, создающих угрозу кризиса; реализацию части излишних или неиспользуемых активов предприятия для увеличения ликвидных активов; конверсию и денежную форму дебиторской задолженности и эквивалентов денежных средств.

Если в процессе мониторинга и идентификации финансового состояния предприятия диагностируется его предкризисное финансовое состояние, то применяются механизмы противодействия развивающемуся кризису: организационные, корректировка стратегии развития, финансовой стабилизации.

Таким образом, реализация управленческих решений в силу ряда обстоятельств (в том числе развития кризисных ситуаций) осуществляется в неблагоприятных условиях снижения управляемости предприятия, конфликтности интересов, высокой степени неопределённости и дефицита времени.

Исследование и систематизация научных подходов к вопросам обеспечения экономической безопасности предприятия позволяет сделать нам следующие выводы.

Обеспечение экономической безопасности предприятия следует рассматривать как непрерывный во времени процесс, который включает системный мониторинг избранных индикаторов, позволяющих дать объективную оценку состояния экономической безопасности предприятия и применять те или иные механизмы её обеспечения.

Управленческие решения и инструменты их реализации во многом зависят от текущего состояния всех аспектов деятельности предприятия и результатов прогнозирования вероятности банкротства. Уровень состояния экономической безопасности определяет выбор соответствующих рычагов управления.

В этой связи можно дать следующее определение. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия – это совокупность средств и методов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений, направленных на обеспечение бескризисного экономического развития предприятия. Данный механизм имеет сложную структуру (рисунок 1).

Особенности функционирования механизма обеспечения экономической безопасности предприятия заключаются в следующем: ему присущ динамизм, постоянное совершенствование; он имеет адаптивный характер, в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды предприятия.

Рисунок 1 – Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия

Основное назначение механизма обеспечения экономической безопасности предприятия заключается в создании и реализации условий, обеспечивающих экономическую безопасность предприятия. Эти условия определены исходя из критериев экономической безопасности и ее уровня. В качестве важнейших условий, учитываемых в структуре механизма обеспечения экономической безопасности предприятия, должны быть: минимизация затрат предприятия, адаптация к нововведениям и расширение сферы использования услуг инфраструктуры рынка. Представляется, что именно эти условия способны оказать наиболее существенное влияние на формирование прибыли предприятия, обеспечив тем самым его экономическую безопасность.

Литература:

1. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998 г., №10, с.45



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация