Кто несёт ответственность за состояние охраны труда от на предприятии. Расследование несчастных случаев на производстве. Кафедра промышленной, экологической безопасности

Главная / Суд

Инновационная активность и глобальная информатизация экономики коренным образом изменили принципы организации компаний и корпораций, которые формировались на протяжении всего XX столетия. В 1990-х годах тенденция усиления децентрализации разворачивалась первоначально на уровне малых подразделений, трудовых коллективов и общественных организаций. В этот период основную роль играли скоординированные усилия работников производственной и непроизводственной сфер, главной задачей которых стало максимальное совершенствование экономических процессов. Впервые организационные формы инновационной деятельности появляются в рамках самоуправляющихся производственных ассоциаций. Именно здесь создается возможность максимального использования творческого потенциала и придания ускорения технологическому и социальному прогрессу.

Своеобразие новых организационных форм определяется необходимостью сочетания активной конкуренции с отношениями партнерства и индивидуального творчества.

Новыми организационными формами такого взаимодействия являются различные виды предпринимательских ассоциаций и межфирменных альянсов -- от временных краткосрочных соглашений до крупнейших финансово-промышленных групп .

В странах рыночной экономики с сильным государственным влиянием ассоциации играют важную роль в определении основных направлений долгосрочного экономического развития. Такие ассоциации зачастую имеют соглашения с профсоюзами и государством, что и определяет их успех.

Научно-исследовательские центры в рамках таких ассоциаций решают проблемы принципиально нового инновационного развития, связанного с формированием новых технологических укладов.

В процессах внедрения, освоения и диффузии промышленных иноваций особую роль играют отраслевые ассоциации. Наибольшее распространение они получили в Японии под эгидой Министерства внешней торговли и промышленности. Российские отраслевые ассоциации также играли значительную роль в развитии наукоемких производств, приборостроении, машиностроении и т.д.

Ассоциации накопили большой опыт в использовании методов переплетения и взаимопроникновения противоречивых начал в экономике. При реализации долгосрочных целей технического совершенствования и технологического обновления они смогли использовать объединенные усилия многих участников, осуществить координацию совместных действий многих участников, не утратив при этом конкурентных мотивов поведения фирмы на рынке с целью извлечения максимального дохода.

Ассоциацию не следует представлять в виде яркого примера торжества единства плановой экономики и рыночной конкуренции. Несмотря на высокоадаптивный характер функционирования таких организаций, просматривается жесткая иерархия методов и мотивов, побуждающих товаропроизводителей внедрять новшества и повышать эффективность производства. Например, в центре ассоциации, как правило, находится крупная фирма, имеющая разветвленную систему поставщиков, субпоставщиков, подрядчиков и субподрядчиков, работающих чаще всего на одного заказчика.

Предпринимательские ассоциации, стратегические альянсы и коалиции представляют собой наиболее привлекательные в экономике "мягкие" ассоциирующиеся "метаструктуры". Они рассматриваются не только как наиболее дешевый и эффективный способ объединения совместных усилий. В организации "мягких метаструктур" наиболее важна их ориентация на совершенствование и развитие базисных принципов и фундаментальных идей в производстве. Конкурирующие участники "мягких групп" апробируют новшества как бы с разных сторон, партнерские же усилия способствуют концентрации ресурсов на важнейшем направлении. "Мягкие мегструктуры" благодаря реализации инновационного процесса в таких рамках многократно увеличивают эффективность инновационных преобразований. В таких структурах многократно уменьшается инновационный риск на стадии разработки новшества; наиболее полно используется эффект узкой специализации; для участников создаются реальные возможности достижения целей; на всех стадиях инновационного цикла осуществляется реальная возможность минимизации затрат; активная конкуренция на завершающей стадии инновационного цикла повышает эффективность инновационной деятельности активизирует стратегию обновления.

Одной из важнейших форм "мягких метаструктур" выступают стратегические альянсы. Их цель - активизация каналов совершенствования производства и передача новых технологий, а также осуществление взаимодополняющих функций при проведении научных исследований и внедрении их результатов. Особое значение имеют стратегические альянсы в форме совместной научно-исследовательской и производственной деятельности на основе передачи технологий, а также в форме консорциумов.

Стратегические альянсы в наукоемких отраслях (в производстве роботов, автоматизированных поточных линий, микроэлектронике) охватывают несколько или все стадии воспроизводственной цикла НИОКР. Это не мешает широкому разнообразию видов кооперационных соглашений о совместной научной деятельности рамках отдельных стадий жизненного цикла. Еще одной особенностью стратегических альянсов является особое внимание, уделяемое технологической подготовке производства и освоению новшеств.

Перед стратегическими альянсами стоят задачи проведения комплекса научных исследований, поиска и подготовки соответствующих специалистов, изыскания финансовых ресурсов, организации лабораторий, внедренческих центров, подразделений для испытаний и контроля качества продукции. По мере ужесточения требований рынка и разнообразия спроса поле деятельности альянса распространяется на смежные и родственные производства. Диверсифицированные альянсы имеют большое преимущество перед другими финансово-промышленными группами, оно основано на селективной способности удерживать конкурентное преимущество на рынке, с одной стороны, и на успешном освоении перспективных областей приложения капитала -- с другой .

Известно, что в России большое значение имеют финансово-промышленные группы, возникшие на базе промышленных предприятий, для которых наиболее характерным типом слиянии служит технологический признак и характер производственных связей. Краткосрочные интересы финансово-банковских структур, нацеленные на максимизацию и быструю отдачу капитала, не позволяют банкам принять активное участие в формировании мегаструктур в высокотехнологичных и наукоемких отраслях.

Известно, что наибольшие трудности при попытках обновления и диверсификации производственной и сбытовой деятельности испытывают компании наиболее капиталоемких отраслей, таких, как угольная, газовая, нефтяная, металлургическая, автомобильная и др. Крупнейшие фирмы текстильной и целлюлозно-бумажной промышленности часто обнаруживали отсутствие склонности к принятию решений инновационного типа. В российской экономике вследствие ряда субъективных и объективных причин наибольшего развития достигли макроструктуры конгломератного типа, практически полностью защищенные от влияния конкурентных сил. Представляя собой замкнутый рынок капиталов и совокупность производственных систем традиционных укладов, конгломерат почти не оставляет возможности радикального технологического обновления. В России в условиях переходной экономики, сужающегося спроса и сложностей выживания возникновение конгломератных структур было необходимостью. Тем не менее, конгломератный тип объединения капиталов является спасением убыточных производств за счет дополняющей интеграции в отрасли с ускоренным процессом накопления (нефтегазовая промышленность, металлургия).

Одним из важнейших средств нейтрализации негативных тенденций жестко иерархических форм организации и постепенного наращивания инновационной активности служит диверсификация хозяйственной деятельности. На практике вертикально интегрированные компании прибегают к различным способам диверсификации. Однако даже в обрабатывающих отраслях ("Магнитогорская сталь", "Металлоиндустрия" и др.) инновационные процессы сводятся к модернизации производства и обновлению ассортимента.

По мнению крупнейшего американского ученого М. Портера, диверсификация конгломератного характера резко подрывает конкурентоспособность многих американских отраслей. В развитии инновационной деятельности и усилении рыночных стимулов особую роль играет диверсификация на основе узкой специализации. Это тесным образом связано с усилением роли внутрифирменых научных исследований и разработок и осуществлением всего комплекса операций.

При рассмотрении инновационной деятельности как важнейшей тенденции развития экономики на передний план выступают проблемы интеграции новых организационных форм инновационных процессов на основе их инкорпорированности в систему государственных, научных, рыночных и общественных институтов. Повышение степени инкорпорированности инновационного бизнеса в институциональные образования не только не снижает инновационную активность, но, напротив, повышает способность инновационных процессов к совершенствованию и становлению самоорганизующихся структур.

Наибольшую роль в разработке научной идеи и ее последующей материализации играют новые организационные структуры -- инновационные центры. Это технологически активные комплексы со сложившейся интегрированной структурой нововведений, включающей университеты и научно-производственные фирмы. Инновационный бизнес в этой модели поддерживает устойчивые взаимосвязи внутри обширной инновационной инфраструктуры, имеет развитые сети неформального обмена информацией и формирования каналов сбыта нововведений. Самым известным вариантом такого альянса является Силиконовая долина.

Инновационные центры в своем составе содержат:

  • - технологические парки (научный, промышленный, технологический, инновационный, бизнес-парк и т.д.);
  • - технополисы;
  • - регионы науки и технологий;
  • - инкубаторы инноваций.

В основе построения иерархической структуры технопарка лежит модульный принцип. Первичным элементом, используемым при его строительстве, является инкубатор. Технопарк представляет собой совокупность центров, каждый из которых представляет специализированный набор инновационных услуг.

Технополис -- это совокупность технопарков, инкубаторов и комплекс разнообразных структур, обеспечивающих жизнь города. Регион науки и технологии может включать технополисы, технопарки, и инкубаторы, а также разветвленную инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность.

Технополисы оказывают формирующее влияние на развитие тех регионов, где они расположены, и способствуют:

  • - повышению инновационной активности, формированию инновационной инфраструктуры, ускорению коммерциализации новшеств, структурной перестройке промышленности, созданию новых рабочих мест,
  • - совершенствованию механизмов инновационной деятельности, институционализации инновационной сферы;
  • - усилению наукоемкости развития промышленности, совершенствованию инновационной политики государства, повышению инновационной способности экономики.

Руководство технопарком со стороны государства и местных властей осуществляется по трем основным направлениям: законодательство, программы финансирования и развития, прямое участие. Правительство разрабатывает крупномасштабные программы поддержки малого и среднего бизнеса, поощряет развитие новых технологий, содействует кооперации науки и промышленности. Помимо финансовой и законодательный помощи государство предоставляет различные квоты и субсидии фирмам-клиентам, а также малым наукоемким предприятиям.

Отличительная черта и организационная особенность инкубаторов состоит в том, что они занимаются разработкой не конкретного товара, а независимого хозяйственного субъекта. Таким образом, "продукцией" технопарков являются новые малые инновационные фирмы. Пребывание в инкубаторе различных производственных единиц позволяет фирмам существенно сократить расходы на их содержание.

На Рисунке 1.2. представлена схема учредителей технопарка, а также задачи, для решения которых созданы технопарки.

Рисунок 1.2 - Базовая схема учредителей технопарка и решаемых ими задач

На начальных этапах деятельности предпринимателям оказывается содействие в сфере управления со стороны менеджеров инкубатора, они получают доступ к сети услуг профессиональных юристов, бухгалтеров, маркетологов. Доходы инкубатора складываются из арендной платы и доходов от продажи разного рода профессиональных услуг.

В парке бизнеса действует уже более широкий спектр фирм: созданные в инкубаторе, принадлежащие ему и специализирующиеся на передаче технологий и оказании научно-консультационных услуг авторские фирмы, самостоятельные фирмы, вышедшие из инкубатора; фирмы, принадлежащие крупным предприятиям, перешедшие в парк из сферы науки, малого и среднего бизнеса и из крупной промышленности, осваивающие результаты научных исследований или ноу-хау. Срок пребывания фирмы в парке оговорен в контракте и зависит от перспективности проекта.

Кроме технопарков на Западе получила распространение система передачи технологий из научных центров малому и среднему бизнесу. На территории России существует около 5 тыс. организаций, ориентированных на поддержку инновационного предпринимательства. Важные научные центры и технопарки расположены в Зеленограде, Обнинске, Дубне, Новосибирске, Арзамасе, Красноярске, Протвине, Пущине и т.д.

Центральную роль в инновационной сфере играет инновационная инфраструктура, которая представляет собой организационную, материальную, информационную, финансовую и кредитную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности .

Ведущую роль в инновационной инфраструктуре помимо научных, государственных и общественных институтов играют инвестиционные институты, способствующие аккумулированию финансовых, инвестиционных ресурсов и диверсификации рисков инновационной деятельности. Важнейшими инвестиционными институтами здесь являются страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные банки, инвестиционные и венчурные фонды, финансовые и инвестиционные компании.

Введение

Глава 1. Комплекс организационных форм инновационной деятельности

1.1 Крупные формы организации инновационной деятельности

1.2 Специфические формы организации инновационной деятельности

1.3 Малые формы организации инновационной деятельности

Глава 2.Формирование ФПГ в России

2.1 Интеррос – пример российской ФПГ. Общая характеристика

2.2 Благотворительные проекты компании Интеррос

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Сейчас идёт век стремительных технологий, НТР развивается с такой скоростью, что это уже нельзя не заметить. Соответственно, разработка и введение новых технологий требует грамотных управленцев – менеджеров, способных просчитать финансовую отдачу инноваций и, при положительном результате, грамотно ввести его в инфраструктуру предприятия.
Инновационный менеджмент как наука появился в России относительно недавно. Его появлению способствовали экономические реформы, проводимые на территории бывшего Советского Союза. Таким образом, на смену одному методууправления (социалистическому) пришел совершенно другой (капиталистический) метод и здесь, естественно, совершенно не обойтись без нововведений и инноваций, которые должны затронуть всю экономику страны, оздоровляя ее и выводя на качественно новый виток развития.

В то же время, инновационный менеджмент выступает как жизненно необходимый вид деятельности практически любого современного предприятия, и причинами этого можно считать не только объективные требования научно-технического прогресса, но и условия конкуренции в различных сегментах рынка и т.д. С учетом вышеизложенного, процесс управления инновациями на предприятиях и в отраслях должен основываться, прежде всего, на тех возможностях, которые субъектам рынка предоставляют различные организационные формы инновационной деятельности, такие как бизнес-инкубатор, технопарки, ФПГ, венчурные копании и т.д. Деятельность данных учреждений позволяет предприятиям значительно снизить риски и повысить эффективность инновационного менеджмента.

Организационные формы инновационной деятельности и их распространенность во многом зависят от отраслевых и региональных особенностей.

В практике инновационной деятельности организационные формы в основном себя оправдали. Но изменившиеся условия производства, усложнение общественных потребностей и необходимость повышения конкурентоспособности новшеств требуют поиска новых форм инновационной деятельности.

Данная тема актуальна для изучения, так как в условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки.

Цель данной работы – изучить организационные формы инновационной деятельности в России.

Задачи курсовой работы:

· изучить комплекс организационных форм инновационной деятельности;

· изучить отдельные виды организационных форм;

· рассмотреть организационную форму на примере российской ФПГ Интеррос.


Глава 1. Комплекс организационных форм инновационной деятельности

Инновационный процесс охватывает многих участников и заинтересованных организаций. Он может осуществляться в местных, региональных, государственных (федеральных) и межгосударственных границах. Все участники имеют свои цели и учреждают свои структуры для их достижения. Прежде всего, следует рассмотреть многообразие внутрифирменных организационных форм – от выделения особой роли участников инновационной деятельности внутри фирмы в лице персонала до создания специальных инновационных подразделений.

Организации в развитых корпорационных структурах формируются на двух уровнях: уровне простой организации, не включающей в свою структуру другие организации (условно называемым фирменным уровнем) и уровне корпорации (объединения, финансово-промышленной группы), включающего другие организации, которые управляются специальной холдинговой компанией. Все это приводит к созданию различных инновационных организационных форм. У крупных и мелких организаций разная инновационная активность, что соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, выращивая их руководителей в специальных “инкубаторных программах”. Такие организации имеют организационную форму “фирмы-инкубатора”. Распространение новых сложных промышленных продуктов и технологий иногда происходит в организационной форме “франчайзинга” или “лизинга”. Реализация региональных научно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций: различного рода научно-промышленных центров. В силу рискованности инновационных проектов возникают адекватные организационные формы инвесторов в виде “венчурных фондов” и инновационные формы создателей новаций – рисковых инновационных фирм.

Федеральные и региональные программы, привлекающие большие ресурсы и рассчитанные на длительные срок влекут за собой создание научных и технологических парков, технополисов .

1.1 Крупные формы организации инновационной деятельности

Консорциум. Консорциум представляет собой добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления крупного проекта. В него могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера. Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части деятельности, которая касается целей консорциума. После выполнения поставленной задачи консорциум распускается.

Консорциумы, созданные по типу межфирменного научно-исследовательского центра (МНИЦ), имеют собственную научно-исследовательскую базу. В центрах работают либо постоянные сотрудники, либо ученые, командируемые участниками консорциума.

Концерн - это уставные объединения предприятий, промышленности, научных организаций, транспорта, банка, торговли и д.р. на основании полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей. Могут быть и другие объединения по отраслевому, территориальному и другим признакам. Объединения, как и предприятия, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные и сводные балансы, расчетные счета в банках, печать со своим наименованием .

Финансово-промышленные группы (ФПГ) - хозяйственное объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.

ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты.

К числу наиболее существенных характеристик ФПГ можно отнести следующие:

1) интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;

2) наличие общей стратегии;

3) добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;

4) структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и в объединениях.

ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных или торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или банковских организаций.

Преимущества крупных предприятий:

· наличие больших материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления дорогостоящих нововведений;

· возможность проведения многоцелевых исследований, при которых объединяются усилия специалистов в различных областях знаний;

· возможность параллельной разработки нескольких нововведений и выбора оптимального варианта из нескольких разрабатываемых;

· меньшая вероятность банкротств в случае неудачи некоторых инноваций.

· Роль мелких предприятий в разработке инноваций также велика, когда нововведения не требуют значительных ресурсов. Преимущества мелких предприятий:

· возможность быстрого переключения на оригинальные работы, мобильность и нетрадиционные подходы;

· возможность деятельности в тех областях, где крупным предприятиям результаты представляются неперспективными, ограниченными или слишком рискованными при незначительных масштабах прибыли в случае успеха;

Необходимость поиска принципиально новых подходов в сочетании с требованиями быстрого и гибкого внедрения результатов в производство, доведение их до рынка, способствуют объединению преимуществ крупных и мелких предприятий: покупка крупными предприятиями лицензий, предоставление ссуд, приобретение акций или поглощение компаний, освоивших новый продукт или технологию, привлечение мелких высокотехнологичных предприятий в качестве поставщиков и субподрядчиков .

1.2 Специфические формы организации инновационной деятельности

Технопарк - гибкая научно-производственная структура, представляющая собой полигон по созданию и эффективному продвижению наукоемкой продукции. Является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Часто технопаркам предоставляется льготное налогообложение. К основным задачам создания технопарков можно отнести:

· превращение знаний и изобретений в технологии;

· превращение технологий в коммерческий продукт;

· передачу технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;

· формирование и рыночное становление наукоемких организаций;

· поддержку организаций в сфере наукоемкого предпринимательства.

Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних организаций, разработки, производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Технопарки можно классифицировать по следующим группам.

· Исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как правило, фундаментльно-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения фундаментальных исследований. Его основным объектом являются новейшие, авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие иметь или имеющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет). Поэтому господдержка здесь должна быть определяющей.

· Научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно от стадии прикладных НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии нового продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет). Организации технопарка тиражируют техническую документацию и готовят продукт (технологию) к освоению в производстве (выпуск первой промышленной партии). Здесь следует говорить о паритетной поддержке государством и бизнесом.

· Технологический парк осуществляет, как правило, прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно со стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. Организации технопарка реализуют готовую документацию (ноу-хау), производят новый продукт (возможно малыми партиями) или участвуют в его серийном производстве. Здесь очевидна главная роль бизнес-поддержки.

· Промышленно-технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства новой продукции по новой технологии. Такого рода парки могут полностью поддерживаться бизнесом.

Объем инвестиций из федерального бюджета в развитие технопарков в России в 2007-2010 гг. (без учета правок, вносимых в федеральный бюджет по причине финансового кризиса) составит около 10 млрд. руб. Такую же сумму, как ожидается, инвестируют регионы, в которых будут построены технопарки.

Строительство технопарков ведется в семи регионах России: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской, Калужской областях, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.

Один из таких технопарков создается в Нижнем Новгороде - это IТ-парк «Анкудиновка» (от названия Анкудиновского шоссе, в районе которого проектируется строительство). По словам заместителя губернатора Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям Валерия Лимаренко , общая стоимость создания IT-технопарка «Анкудиновка» составит 15 млрд. рублей. Количество новых высококвалифицированных рабочих мест, которые планируется создать в IT-технопарке к 2011 г., составляет 13 тыс. Технопарк будет занимать площадь около 62 га, из которых 90 тыс. кв. м будет занимать общественно-деловой центр и 225 тыс. кв. м - жилые дома.

IT-парк «Анкудиновка», работа которого будет сосредоточена, в первую очередь, на производстве программных продуктов на экспорт, - самый крупный из семи аналогичных парков, предусмотренных государственной программой. Второй этап программы предполагает завершение строительства и ввод в действие объектов первой очереди создаваемых технопарков, а также размещение на их территории первых предприятий, привлечение значительных зарубежных инвестиций в фонд совместного инвестирования и увеличение количества финансируемых перспективных проектов.

Технополис представляет собой научно-производственный комплекс, созданный на базе отдельного небольшого города с развитой инфраструктурой и обеспечивающий его жизнедеятельность. В основном в технополисах принимают участие крупные компании, заинтересованные в проведении исследований и развитии новых фирм. Как правило, технополисы связаны с электроникой, биотехнологиями, информатикой, высокоточным машиностроением и другими наукоемкими производствами, а также приоритетным развитием наукоемких технологий, концентрацией научных сил на тех направлениях науки, которые будут определять уровень производства XXI в.

Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля приобретает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2-3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Свое предназначение бизнес-инкубатор осуществляет посредством выполнения следующих функций.

· Обеспечение систем поддержки организаций за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки.

Осязаемая поддержка - это предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, рекламных, информационных, консультационных услуг и пр. Неосязаемая поддержка - это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых организаций к интеллектуальному потенциалу, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии доступа к финансовым источникам.

· Достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Бизнес-инкубатор, за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления организации, должен подготовить эту организацию к действиям в рыночных условиях. За время пребывания организации в инкубаторе она должна стать успешной, т.е. разместить производство, найти первых покупателей, получить первые заявки и подписать первые контракты.

Следует отметить, что между бизнес-инкубаторами существуют «национальные различия». Особенности европейских инкубаторов: широкое участие в их организации крупных корпораций, большой уровень специализации, сильная ориентация на наукоемкий бизнес, целенаправленно поддерживают безработных. Характерные черты американских инкубаторов: программы поддержки широкого круга предпринимательства, стремление обеспечить обязательный рост малой организации и превратить ее в среднюю, а затем и в крупную организацию.

Причем, практически во всех странах мира инкубаторы пользуются поддержкой государства, которое выполняет финансирование программ по развитию малых форм предпринимательства, особенно в научно-технической сфере.

Бизнес - инкубаторы в России.

Интересный опыт создания и деятельности бизнес - инкубаторов в России накоплен в рамках Морозовского проекта – широкомасштабной программы подготовки кадров для рыночной экономики и поддержки малого предпринимательства. В 1996 г. по решению 22 учредителей бизнес - инкубаторов из регионов России и других структур, программы которых ориентированы на развитие бизнес - инкубаторов, было создано Некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес - инкубаторов».

В настоящее время в России функционируют более 100 бизнес - инкубаторов. В среднем каждый из них оказывает поддержку нескольким десяткам инновационных предприятий, средней численностью работающих 12-15 человек.

Среди них есть бизнес - инкубаторы классического типа, которые объединяют под своей крышей предприятия самого разного профиля: от автосервиса до кондитерской, и специализированные - для развития в том или ином регионе слабого сектора бизнеса (швейные, медицинские, сельскохозяйственные бизнес - инкубаторы). Особое место занимают технологические бизнес - инкубаторы, ориентированные на развитие научно-технических фирм .

Однако, несмотря на уже относительно длительный срок становления российских бизнес - инкубаторов, резкое повышение интереса к их созданию со стороны государства отмечается только в последние несколько лет. Удачный опыт показал, что именно в бизнес - инкубаторе создаются оптимальные условия для старта, начального развития малого бизнеса. Так, по данным Национального содружества, бизнес - инкубаторов России, за 3 года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, выживает обычно только 14-30%, в то время как в бизнес - инкубаторе - 85-86%. Бизнес - инкубаторы могут быть признаны одним из наиболее результативных инструментов поддержки и развития инновационного предпринимательства, заметно снижая риски и количество неудач в бизнесе.

При создании бизнес - инкубаторов проводился анализ ситуации в регионах, распространялась информация о целях и задачах создания бизнес - инкубатора, организовывались взаимодействие заинтересованных государственных, общественных и коммерческих структур, создается банк информации об организационных, технологических, кадровых и методологических ресурсах. Организации, на базе которых создавались бизнес - инкубаторы, выбирались на конкурсной основе по следующим критериям:

−опыт работы в сфере поддержки малого бизнеса и наличие способностей по организации процесса бизнес - инкубирования;

−наличие государственной поддержки и возможности привлечения дополнительных средств;

− наличие бизнес-плана создания бизнес - инккубатора.

Учитывая потребность и состояние в регионах, первые бизнес-инкубаторы были рассчитаны, в основном, на поддержку невысоких технологий. Однако в дальнейшем, по мере накопления опыта работы, планируется все большее внимание уделять поддержке инновационных предприятий. При этом, учитывая зарубежный опыт, предполагается финансировать инновационную деятельность за счет других направлений деятельности бизнес-инкубатора и его малых предприятий.

1.3 Малые формы инновационной деятельности

Инновационная активность малых предприятий – это способ их существования, в то время как инновационная активность крупных предприятий есть всего лишь фаза развития, стадия их жизненного цикла. Малое инновационное предпринимательство связано с процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием и функционированием рисковых фирм.

Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности показателей социально-экономического развития. Но важнейшей особенностью, характерной лишь дл малых инновационных предприятий, являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера. Такими путями являются разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и др.), повышение конкурентоспособности продукции и производства, создание обстановки инновационности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом. Такая важнейшая особенность не может быть ни учтена при определении содержания малого инновационного предприятия. С учетом этого определение малого инновационного предприятия может быть сформулировано следующим образом.

Малые инновационные предприятия – это относительно новые хозяйствующие субъекты в сфере рыночной экономики, характеризующие независимостью и адаптивностью, призванные выполнять задачи по структурной перестройке производства, по расширению международного научно-технического сотрудничества и росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений (прежде всего, принципиально новых) и создания обстановки восприимчивости различных инноваций.

Малые инновационные предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньших капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные научные, трудовые и информационные ресурсы.

В развитии экономики малые инновационные предприятия занимают особое место. Значимость их определяется не столько высокой экономической эффективностью, сколько направленностью деятельности МИП на внедрение наукоемких видов продукции и технологических процессов, на повышение конкурентоспособности производства в отдельных отраслях и в экономике в целом. Малые предприятия научно-технической сфере позволили России сохранить значительную часть высококвалифицированных кадров.

Конкретно роль малых инновационных предприятий проявляется в следующем: создание новых рабочих мест; внедрение новых товаров и услуг; удовлетворение нужд крупных предприятий; обеспечение потребителей специальными товарами и услугами .

Венчурные (рисковые) инновационные предприятия

В составе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, распространение получают специфическая их форма – рисковый бизнес (рисковые предприятия). Эти организации отличаются небольшой численностью персонала, высоким научным потенциалом, гибкостью и целенаправленной активностью. Они в основном занимаются поисково-прикладными исследованиями, проектно-конструкторскими разработками и освоением на их основе новых видов продукции, технологических процессов, организационно-управленческих решений. Этим они отличаются от распространенных форм малого бизнеса. Значение рисковых (венчурных) организаций не ограничивается лишь нововведениями. Они формируют новый инновационно - инвестиционный механизм, соответствующий требованиям структурной перестройки производства и быстрорастущим общественным потребностям.

К преимуществам венчурных организаций следует отнести то, что, разрабатывая принципиально новые технологии и изделия, они могут одновременно выявлять наиболее перспективные направления инноваций и тупиковый путь развития исследований, что приводит к значительной экономии ресурсов. Значимость венчурных организаций состоит так же в том, что они стимулируют конкуренцию, подталкивая крупные объединения (компании) к инновационной активности.

Инвестирование в венчурные предприятия характеризуются рядом особенностей:

Средства предоставляются на длительный срок на безвозвратной основе и без гарантий, поэтому инвесторы идут на большой риск;

Долевое участие инвестора в уставном капитале компании (объединения);

Участие инвестора (инвесторов) в управлении созданной венчурной организацией.

Венчурные организации могут быть трех типов: 1) корпоративные; 2) внутренние венчуры; 3) самостоятельные.

Корпоративные венчурные структуры (они могут иметь различные разновидности) предназначены расширить приток на предприятия новых идей и технологий извне, что позволит ускорить процессы модернизации и обновления продукции и в конечном итоге повысить конкурентоспособность предприятий на рынке.

Внутренние венчуры относительно независимые, создаются в составе крупных объединений (компаний). В этом случае подразделения получают самостоятельность в выборе направлений исследований, организации работы, формировании персонала инновационного предприятия.

Самостоятельные венчурные организации нацелены на поиск и разработку принципиально новых инновационных решений, освоение опытных образцов и доведение результатов разработок до уровня коммерциализации. Они могут работать по своей инициативе и по заказу.


Глава 2. Формирование ФПГ в России

Формирование ФПГ в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и акционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и их интеграции для мобилизации ресурсов.

Необходимость создания ФПГ в Российской Федерации определяется рядом факторов:

· потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию;

· ростом финансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвестором производства;

· наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;

· необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в сфере производства.

Российские ФПГ лишь начинают выходить на мировую сцену, и пока их капитал не может сравниться с капиталом зарубежных ФПГ.

В процессе формирования ФПГ в России сталкиваются с целым рядом проблем. Нередко складывающиеся оформленные группы представляют собой механическое объединение технологически малосвязанных предприятий. Часто в группе отсутствует реальная единая финансовая политика, способная учитывать различные интересы входящих в группу промышленных и финансовых предприятий. Не решены до конца проблемы налогообложения ФПГ, вопросы их государственной поддержки.

К 1994 г. было зарегистрировано семь ФПГ, в 1995 г. - 16, на конец августа 1996 г. их число достигло 37. На 1 января 1997 г. действовали 46 таких групп, производящих 10% ВВП России. К началу 1999 г. в России официально зарегистрировано 84 ФПГ. В состав функционирующих ФПГ входит более 500 предприятий и организаций, в том числе около 100 финансово-кредитных учреждений, включая коммерческие банки. Реальное количество ФПГ больше зарегистрированного, так как некоторые крупные фирмы и объединения фактически развиваются как ФПГ, не регистрируясь официально. Основная доля (60%) приходится на так называемые региональные группы, объединяющие производственные, непроизводственные и финансовые предприятия, расположенные на одной территории (в регионе). Остальные 40% групп принадлежат в равных пропорциях к нерегиональной и транснациональной категориям.

Первым нормативным актом по данному вопросу стал Указ Президента РФ 2096 от 5 декабря 1993г. О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации. Реальной целью данного указа была попытка блокирования процесса формирования ФПГ в ходе массовой приватизации, т.е. фактически спонтанно-номенклатурного перераспределения имущества. Формально отвечая интересам номенклатуры и крупнейших отраслевых и финансовых лоббистов, этот указ был ответом на предложенную в августе 1993г. схему создания в России 100 гигантских ФПГ, охватывающих большинство предприятий промышленности и добывающих отраслей.

В настоящее время деятельность ФПГ регулируется Законом РФ О финансово-промышленных групах(подписан Президентом РФ 30 ноября 1995г.). Согласно ст. 2 этого Закона, ФПГ - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ. Допускается участие только в одной официально зарегистрированной в Государственном реестре ФПГ. Дочерние общества вправе входить в ФПГ только с основными обществами. Ключевым понятием закона является центральная компания ФПГ, которая может быть инвестиционным институтом (как правило), хозяйственным обществом, ассоциацией или союзом. Два способа ее учреждения участниками ФПГ обусловливают и две возможных модели ФПГ:

1) холдинговая модель (центральная компания - дочерние общества), которая наиболее типична для схем, создаваемых коммерческими банками (их дочерними инвестиционными компаниями);

2) учреждение центральной компании всеми участниками ФПГ, подписавшими соответствующий договор (система участий).

Важно принять во внимание и Указ Президента РФ 443 от 1 апреля 1996г. О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп. Согласно этому документу, предусмотрены: 1) передача в доверительное управление центральным компаниям ФПГ федеральных пакетов акций; 2) право унитарным предприятиям вносить недвижимое имущество в виде вкладов в уставный капитал центральных компаний ФПГ, сдавать его в аренду и залог. Очевидны политические (предвыборные) мотивы выпуска данного документа.

По данным Государственного реестра ФПГ, к 1 января 1997г. статус ФПГ получили 46 групп (табл. 4.5). В их состав входит около 700 предприятий и 90 кредитно-финансовых учреждений, в том числе 50 банков. Общая численность занятых составила 3млн. человек, совокупный годовой (за 1996г.) оборот продукции - около 90 трлн. рублей.

Предположительно в настоящее время в России насчитывается около 150 объединений хозяйственных единиц, которые по формальным признакам могли бы претендовать на такое юридическое оформление. Целый ряд таких объединений представляет собой промышленные холдинги, созданные коммерческими банками или частными торговыми компаниями. Типичным примером являются российские нефтяные компании. Вместе с тем отнюдь не каждое объединение предприятий стремится получить официальный статус ФПГ. Во многих случаях это объясняется тем, что сам по себе юридический статус ФПГ не гарантирует получения государственной поддержки и льгот. Получение последних зависит не столько от статуса ФПГ, сколько от собственной лоббистской мощи объединения предприятий (его ядра или инициатора) вне зависимости от статуса объединения.

Механизмы общего (взаимного) управления и контроля предприятий, участвующих в ФПГ, не представляются достаточно действенными. Малообоснованны и надежды на облегченное получение инвестиционных средств от входящих в ФПГ финансовых институтов (прежде всего от коммерческих банков, который многими экспертами рассматриваются как структурообразующий элемент ФПГ), поскольку банки вряд ли будут инвестировать в невыгодные проекты, подчиняясь внутригрупповой дисциплине. Наиболее распространенная причина создания ФПГ заключается в упорядочении лоббистской деятельности и предоставлении государственных льгот. Совершенно очевидно при этом, что, несмотря на попытки учета антимонопольного законодательства, многие создаваемые ФПГ усиливают монопольный характер российской экономики, прежде всего монопольное поведение предприятий на формирующихся рынках.

Крупнейшие ФПГ (1996-2002)

· Евразхолдинг. Интересы - чёрная металлургия.

· Альфа – групп. Интересы – нефтяная промышленность.

· Менатеп/ЮКОС. Лидер - Михаил Ходорковский. Интересы - нефтедобыча и нефтепереработка, минеральные удобрения, информационные технологии, банковская деятельность.

· Лидер - Вагит Алекперов. Интересы - нефтедобыча и нефтепереработка, транспорт.

· Интеррос. Лидеры - Владимир Потанин, Михаил Прохоров. Интересы - цветная металлургия.

· Логоваз/Сибнефть. Лидеры - Борис Березовский, Роман Абрамович. Интересы - телевидение, автомобилестроение, нефтяная промышленность.

Крупнейшие ФПГ (на начало 2006)

· Альфа-Групп

· Базовый элемент

· Скоростной флот

· Интеррос

· Росстрой

· Нафта-Москва

· Северсталь-групп

· Система (группа)

· Газпром

2.1 Интеррос – пример российской ФПГ. Общая характеристика

«Интеррос» является одной из крупнейших российских частных инвестиционных компаний. Рыночная стоимость активов, находящихся под ее управлением, превышает 10 млрд. долларов (на 1 января 2004 года).

Миссия «Интерроса»: эффективно управлять имеющимися активами, обеспечивать рост инвестиций в российскую экономику, содействовать выходу отечественных компаний на мировой рынок. «Интеррос» придерживается высочайших стандартов деловой этики и применяет консервативный, проверенный на практике подход к инвестированию. Основной упор в своей деятельности «Интеррос» делает на прямые инвестиции и управление денежными активами. Инвестиционная политика «Интерроса»направлена на решение следующих задач:

· Увеличение рыночной стоимости компаний

· Отраслевая и географическая диверсификация вложений

· Приобретение контроля в покупаемых компаниях

· Обеспечение лидирующих позиций на рынке

· Вывод компании на фондовый рынок

«Интеррос» способствует формированию в России благоприятного инвестиционного климата. Активная работа представителей «Интерроса» в предпринимательских союзах и организациях призвана содействовать реформированию российской экономики и совершенствованию законодательства.

Инвестиционная политика «Интерроса» направлена на повышение эффективности управления существующими активами и реализацию новых инвестиционных проектов, позволяющих снизить риски и увеличить доходность группы.

Прямые инвестиции являются приоритетными для «Интерроса», поскольку они обеспечивают контроль над активами и полноту участия в принятии управленческих решений в интересах акционеров. «Интеррос» стремится к осуществлению инвестиций совместно со стратегическими инвесторами, которые могут привнести новые навыки и знание рынка, раздеоить с «Интерросом» обязательства по финансированию и рискам, укрепить его рыночную репутацию. Обладая богатым опытом работы с отечественными инвесторами, «Интеррос» также заинтересован в сотрудничестве с надежными иностранными партнерами.

«Интеррос» избегает осуществления инвестиций, которые сопряжены с неоправданно высоким риском, нелегальным или криминальным характером бизнеса, наличием потенциально неразрешимых конфликтов.

В течение ряда лет компания «Интеррос» и Благотворительный фонд Владимира Потанина оказывают поддержку Российскому православному университету Св. Иоанна Богослова; сотрудничают с Российской государственной библиотекой; является генеральным спонсором театра «Современник»; помогают Государственному Эрмитажу в осуществлении масштабного проекта «Большой Эрмитаж». В октябре 2001 года в Лас-Вегасе при поддержке «Интерроса» открылся новый музей «Эрмитаж- Гуггенхайм». В 1999 году 160 студентов – норильчан стали первыми стипендиатами Благотворительного фонда Владимира Потанина. А сегодня фонд реализует семь образовательных проектов: организует зарубежные стажировки студентов, поддерживает молодых талантливых преподавателей, выплачивает стипендии победителям школьных олимпиад и студентам государственных вузов России. Ежегодно стипендию фонда получают более 1700 ребят.

В июне 1999 года компания «Интеррос» была награждена почетным дипломом президента РФ за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства.

Предприятия, находящиеся в собственности и под управлением «Интерроса», производят около 1,3 % внутреннего валового продукта всей страны, на них трудятся более 190 тысяч человек. Многие предприятия являются градообразующими. Каждое предприятие, входящее или находящееся в управлении «Интерроса», является самостоятельной бизнес – единицей. «Интеррос», как акционер и управляющая компания, реализует свои интересы через представителей в советах директоров предприятий.

В первую группу входят компании, в которые «Интеррос» осуществляет прямые инвестиции или управляет пакетами акций крупнейших акционеров этих компаний. Представители «Интерроса» составляют большинство в советах директоров этих компаний. «Интеррос» владеет контрольным пакетом акций, осуществляет управление компаниями, определяя стратегию и тактику их работы, несет ответственность не только за производственные результаты, но и за деятельность компании в целом, в том числе и за то, как решаются экологические, социальные и другие вопросы, не имеющие на первый взгляд, прямого отношения к производству.

Ко второй группе относятся компании, в которые «Интеррос» осуществляет портфельные инвестиции и владеет небольшим пакетом акций, что не позволяет влиять на принятие существенных для развития компании решений. «Интеррос», если и участвует в управлении такими активами, то только наряду с другими акционерами, а ответственность за экономическую эффективность и социальную стабильность несет в меру своего участия в активе. Основная цель «Интерроса» как инвестиционной компании в таких проектах – повышение их капитализации, эффективное бесконфликтное управление.

Указом по ФПГ «Инторрос» (от 28 октября 1994 года №2023) открывалась возможность создания межотраслевого фонда развития экспорта, образуемого за счет товарных ресурсов и финансовых средств участников группы и других источников. По сути дела, речь идет об облегчении маневрирования ресурсами в рамках ФПГ, чему мешают налоговые барьеры .

Основные проекты компании на сегодняшний день сосредоточены в следующих сферах:

· металлургии и горнодобыче ГМК "Норильский никель",

· финансовом секторе – Росбанк,

· сфере недвижимости и туризма – компании"ПрофЭстейт" и "Роза Хутор".

По состоянию на начало 2010 года стоимость активов под управлением "Интерроса" превысила 10 млрд долларов.

В 2010 году "Интерросу" исполняется 20 лет. Все годы бизнес-практики компания определяла деловой климат в новейшей России. За время своего существования "Интеррос" осуществил более 20 удачных инвестиционных проектов различного масштаба в сферах финансов, машиностроения, горной металлургии, энергетики, нефтегаза, ЖКХ и масс-медиа.

Факторами успеха "Интерроса" , дающими компании существенные конкурентные преимущества, являются:

· надежная репутация на российском и мировом рынках,

· способность привлекать инвестиции,

· диверсифицированные знания в экономике,

· финансовый и управленческий опыт,

· команда высококлассных менеджеров.

"Интеррос" участвует в работе :

· Российского союза промышленников и предпринимателей;

· Национального совета по корпоративному управлению (является одним из основателей);

· Ассоциации менеджеров России;

· Российско-Британской торговой палаты;

· Российско-Американского форума бизнес-элиты (RAND);

· Всемирного экономического форума;

· Международной инициативы Генерального секретаря ООН "Global Compact";

· Российского партнерства по развитию ответственного бизнеса (The Russia Partnership for responsible business practices) (является одним из основателей).

Преимущества "Интерроса" при осуществлении новых инвестиционных проектов связаны с тиражированием успешных бизнес-моделей, наличием возможностей взаимодействовать с другими фондами и управляющими командами с целью диверсификации рисков и более эффективного использования капитала.

За 20 лет своей деятельности "Интеррос" осуществил более 20 удачных инвестиционных проектов различного масштаба в сферах финансов, машиностроения, горной металлургии, энергетики, нефтегаза, ЖКХ и масс-медиа .

2.2 Благотворительные проекты компании Интеррос

Благотворительный фонд В. Потанина – один из первых частных фондов в истории современной России. Он создан в 1999 году для реализации долгосрочных программ в сфере образования и культуры.

Основная задача фонда – поддержка одарённых, интеллектуальных и активных людей, – тех, кто способен меняться и готов помогать другим.

Фонд стремится развивать благотворительность в нашей стране; формирует общественную среду, где ценностями являются творчество, профессионализм, добровольческая активность. Генеральный директор фонда Лариса Зелькова является членом Общественной палаты РФ и руководителем рабочей группы по развитию благотворительности.

Программы фонда адресованы талантливым студентам и перспективным молодым преподавателям, музейным специалистам и молодым телевизионщикам. Многолетнее сотрудничество связывает фонд с крупнейшим музеем страны – Государственным Эрмитажем.

Бюджет фонда формируется из личных средств Владимира Потанина, президента компании "Интеррос". Ежегодно на программы в сфере образования и культуры выделяется около 10 млн долларов.

«Интеррос» построит первый в России эко-курорт

Компания «Роза Хутор», акционером которой является компания «Интеррос», подписала соглашение с российским представительством Всемирного Фонда дикой природы о строительстве в Сочи экологического курортного комплекса.

В рамках соглашения строительная компания обязалась неукоснительно соблюдать действующие на территории России экологические стандарты и нормативы, применять экологически безопасные строительные материалы, а также проводить природоохранные мероприятия по восстановлению природной среды на территории Сочинского национального парка. Застройщик также планирует внедрение, наряду с традиционными, альтернативных источников энергии, установку оборудования для энерго- и водосбережения, а также поддержку экологического туризма и образовательных проектов в области экологии.

Партнером программы по строительству эко-курорта, который может вдвое увеличить число потенциальных клиентов «Роза Хутор», выступает Всемирный фонд дикой природы. Он займется информационной поддержкой совместных кампаний, акций и PR-проектов, способствующих продвижению современных экологических стандартов производства и потребления. Как считают в Фонде, начало работы эко-курорта будет способствовать популяризации идеи и природоохранных инициатив Фонда среди отдыхающих.

«Интеррос» осуществляет в крае ряд проектов по строительству спортивных объектов в преддверии конкурсного отбора на титул столицы зимней олимпиады 2014 года. Несмотря на проводившиеся акции протеста «зеленых» против возведения некоторых олимпийских объектов, к «Интерросу» экологи претензий не предъявляли: его объект «Роза Хутор» один из немногих, получивших все необходимые для строительства экспертные заключения, включая заключение Росприроднадзора.


Заключение

Инновационный менеджмент выступает как жизненно необходимый вид деятельности практически любого современного предприятия, и причинами этого можно считать не только объективные требования научно-технического прогресса, но и условия конкуренции в различных сегментах рынка и т.д.

С учетом вышеизложенного, процесс управления инновациями на предприятиях и в отраслях должен основываться, прежде всего, на тех возможностях, которые субъектам рынка предоставляют различные формы инновационной деятельности, такие как бизнес-инкубатор , технопарк или венчурный фонд . Деятельность данных учреждений позволяет предприятиям значительно снизить риски и повысить эффективность инновационной деятельности.

Организации в развитых корпорационных структурах формируются на двух уровнях: уровне простой организации, не включающей в свою структуру другие организации (условно называемым фирменным уровнем) и уровне корпорации (объединения, финансово-промышленной группы), включающего другие организации, которые управляются специальной холдинговой компанией. Все это приводит к созданию различных инновационных организационных форм.

В моей курсовой работе были рассмотрены технополисы и технопарки, так как парки могут сыграть важную роль, послужив большим, в масштабах всей России инкубатором цивилизованного и наукоемкого бизнеса. Так же был приведён пример по крупнейшему ФПГ в России Интеррос.


Список использованной литературы

1. Бовин А.А. Управление инновациями в организации / Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. - М.: Омега-Л, 2008.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е издание, учебник. – М.: “Фирма Гардарика”, 1996. – 416 с.

3. Инновационный менеджмент/Под ред. Оголевой Л.И. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2006.

4. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. - М.: Дека, 2003г.;

5. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент. – М.: Изд-во «РДЛ», 2001.

6. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2004.

7. Оголева Л.Н., Радиковский В.М. и др. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. – М.:ИНФРА-М, 2001г.;

8. О. М. Хотяшева «Инновационный менеджмент»;Учебное пособие
. 2 издание Питер, 2006 г.

9. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика/Под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К., Мендели Л.Э. – М.: Экономика, 2000.

10. Р. А. Фатхутдинов «Инновационный менеджмент»; Учебник для вузов; Издательство Питер, 2006 г.

11. С. А. Кузнецова, Н. А. Кравченко, В. Д. Маркова, А. Т. Юсупова
«Инновационный менеджмент»(2005)г.

12. Шаборкина Л.Управление проектами как элемент инновационного менеджмента.

13. Сайт Интернета - www.aup.ru/books/m56/

14. Сайт Интернета - www.interros.ru

15. Сайт Интернета - biznesinkubator.ru

16. Сайт Интернета - www.globalteka.ru

17. Журнал "Мировая экономика и мировые отношения", №9 Цапенко И., Юревич А. "Перспективы научных парков в России", 1998, стр. 34

18. Журнал «Интеррос» №5 2010 год


О. М. Хотяшева «Инновационный менеджмент»;Учебное пособие
. 2 издание Питер, 2006 г. с.112

Шаборкина Л.Управление проектами как элемент инновационного менеджмента. Российский экономический журнал, 1996, № 1, с. 56-59.

Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити, 1997 г. – с 38

Biznesinkubator.ru

Р. А. Фатхутдинов «Инновационный менеджмент»; Учебник для вузов; Издательство Питер, 2006 г. с.86

Www.seemore.ru/?keywid=514110

Страница 3 из 16

1. Кто несет ответственность за состоянием охраны труда в организациях?
1.1.5. В организациях должен осуществляться контроль за соблюдением настоящих Правил, требований инструкций по охране труда, контроль за проведением инструктажей. Ответственность за состояние охраны труда в организации несет работодатель**, который имеет право передать свои права и функции по этому вопросу руководящему работнику организации распорядительным документом.
1.1.6. Не допускается выполнение распоряжений и заданий, противоречащих требованиям настоящих Правил.
1.1.7. Работники, виновные в нарушении требований настоящих Правил, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

2. Какие работы должны быть прекращены при приближении грозы?
1.4.12. При приближении грозы должны быть прекращены все работы на ВЛ, ВЛС, ОРУ, на вводах и коммутационных аппаратах ЗРУ, непосредственно подключенных к ВЛ, на КЛ, подключенных к участкам ВЛ, а также на вводах ВЛС в помещениях узлов связи и антенно-мачтовых сооружениях.

3. В каких случаях допускается выдача одного наряда на несколько ВЛ (цепей)?
2.2.18. На каждую ВЛ, а на многоцепной ВЛ и на каждую цепь выдается отдельный наряд. Допускается выдача одного наряда на несколько ВЛ (цепей) в следующих случаях:
при работах, когда напряжение снято со всех цепей, или при работах под напряжением, когда напряжение не снимается ни с одной цепи многоцепной ВЛ;
при работах на ВЛ в местах их пересечения;
при работах на ВЛ напряжением до 1000 В, выполняемых поочередно, если трансформаторные пункты или комплектные трансформаторные пункты, от которых они питаются, отключены;
при однотипных работах на нетоковедущих частях нескольких ВЛ, не требующих их отключения.

4. Кто и кому проводит целевой инструктаж при допуске к работе по наряду, распоряжению.
2.7.7. Началу работ по наряду или распоряжению должен предшествовать целевой инструктаж, предусматривающий указания по безопасному выполнению конкретной работы в последовательной цепи от выдавшего наряд, отдавшего распоряжение до члена бригады (исполнителя).
Без проведения целевого инструктажа допуск к работе не разрешается.
Целевой инструктаж при работах по наряду проводят:
выдающий наряд - ответственному руководителю работ или, если ответственный руководитель не назначается, производителю работ (наблюдающему);
допускающий - ответственному руководителю работ, производителю работ (наблюдающему) и членам бригады;
ответственный руководитель работ - производителю работ (наблюдающему) и членам бригады;
производитель работ (наблюдающий) - членам бригады.
Целевой инструктаж при работах по распоряжению проводят:
отдающий распоряжение - производителю (наблюдающему) или непосредственному исполнителю работ;
допускающий - производителю работ (наблюдающему), членам бригады (исполнителям).
Допускается проведение целевого инструктажа выдающим наряд, отдающим распоряжение по телефону.
При вводе в состав бригады нового члена бригады инструктаж, как правило, должен проводить производитель работ (наблюдающий).
2.7.8. Выдающий наряд, отдающий распоряжение, ответственный руководитель работ, производитель работ в проводимых ими целевых инструктажах, помимо вопросов электробезопасности, должны дать четкие указания по технологии безопасного проведения работ, использованию грузоподъемных машин и механизмов, инструмента и приспособлений.
Наблюдающий инструктирует бригаду о мерах по безопасному ведению работ, исключающих возможность поражения электрическим током, и о порядке перемещения членов бригады по территории электроустановки. Производитель работ инструктирует бригаду по вопросам безопасной технологии выполнения работы, использованию инструмента и приспособлений.
Производитель работ в целевом инструктаже обязан дать исчерпывающие указания членам бригады, исключающие возможность поражения электрическим током.
2.7.9. Допускающий в целевом инструктаже должен ознакомить членов бригады с содержанием наряда, распоряжения, указать границы рабочего места, наличие наведенного напряжения, показать ближайшие к рабочему месту оборудование и токоведущие части ремонтируемого и соседних присоединений, к которым не допускается приближаться независимо от того, находятся они под напряжением или нет.

5. Когда разрешается проверять отсутствие напряжения выверкой схемы в натуре?
3.3.3. Проверять отсутствие напряжения выверкой схемы в натуре разрешается:
в ОРУ, КРУ и КТП наружной установки, а также на ВЛ при тумане, дожде, снегопаде в случае отсутствия специальных указателей напряжения;
в ОРУ напряжением 330 кВ и выше и на двухцепных ВЛ напряжением 330 кВ и выше.
При выверке схемы в натуре отсутствие напряжения на вводах ВЛ и КЛ подтверждается дежурным, в оперативном управлении которого находятся линии.
Выверка ВЛ в натуре заключается в проверке направления и внешних признаков линий, а также обозначений на опорах, которые должны соответствовать диспетчерским наименованиям линий.

6. Требования безопасности при работе в КРУ.
4.6.1. При работе на оборудовании тележки или в отсеке шкафа КРУ тележку с оборудованием необходимо выкатить в ремонтное положение, шторку отсека, в котором токоведущие части остались под напряжением, запереть на замок и вывесить плакат безопасности «Стой! Напряжение»; на тележке или в отсеке, где предстоит работать, вывесить плакат «Работать здесь».
4.6.2. При работах вне КРУ на подключенном к ним оборудовании или на отходящих ВЛ и КЛ тележку с выключателем необходимо выкатить в ремонтное положение из шкафа; шторку или дверцы запереть на замок и на них вывесить плакаты «Не включать! Работают люди» или «Не включать! Работа на линии».
При этом допускается:
при наличии блокировки между заземляющими ножами и тележкой с выключателем устанавливать тележку в контрольное положение после включения этих ножей;
при отсутствии такой блокировки или заземляющих ножей в шкафах КРУ устанавливать тележку в промежуточное положение между контрольным и ремонтным при условии запирания ее на замок. Тележка может быть установлена в промежуточное положение независимо от наличия заземления на присоединении.
При установке заземлений в шкафу КРУ в случае работы на отходящих ВЛ необходимо учитывать требования, предусмотренные п. 3.6.1 настоящих Правил.
4.6.3. Оперировать выкатной тележкой КРУ с силовыми предохранителями разрешается под напряжением, но без нагрузки.
4.6.4. Устанавливать в контрольное положение тележку с выключателем для опробования и работы в цепях управления и защиты разрешается в тех случаях, когда работы вне КРУ на отходящих ВЛ и КЛ или на подключенном к ним оборудовании, включая механизмы, соединенные с электродвигателями, не проводятся или выполнено заземление в шкафу КРУ.
4.6.5. В РУ, оснащенных вакуумными выключателями, испытания дугогасительных камер повышенным напряжением с амплитудным значением более 20 кВ необходимо выполнять с использованием специального экрана для защиты персонала от возникающих рентгеновских излучений.

7. Требования правил безопасности при работах на ВЛ без снятия напряжения.
4.15.21. При выполнении работ на ВЛ без снятия напряжения безопасность персонала обеспечивается по одной из двух схем:
Первая схема. Провод под напряжением - изоляция - человек земля. Схема реализуется двумя методами:
работа в контакте, когда основным защитным средством являются диэлектрические перчатки и изолированный инструмент. Этим методом выполняются работы на ВЛ напряжением до 1000 В;
работа на расстоянии, когда работа выполняется с применением основных (изолирующие штанги, клещи) и дополнительных (диэлектрические перчатки, боты, накладки) электрозащитных средств. Этот метод применяется на ВЛ напряжением выше 1000 В.
Вторая схема. Провод под напряжением - человек - изоляция земля. Работы по этой схеме допускаются при следующих условиях:
изоляция работающего от земли специальными устройствами соответствующего напряжения;
применение экранирующего комплекта по ГОСТ 12.4.172;
выравнивание потенциалов экранирующего комплекта, рабочей площадки и провода специальной штангой для переноса потенциала. Расстояние от работника до заземленных частей и элементов оборудования при работах должно быть не менее расстояния, указанного в табл. 1.1.
4.15.22. Конкретные виды работ под потенциалом провода должны выполняться по специальным инструкциям или по технологическим картам, ПОР (ППР).
4.15.23. Работники, имеющие право выполнения работ под потенциалом провода (с непосредственным касанием токоведущих частей) ВЛ напряжением выше 1000 В, должны иметь группу IV, а остальные члены бригады - группу III.
4.15.24. Не разрешается прикасаться к изоляторам и арматуре изолирующих подвесок, имеющих иной, чем провод, потенциал, а также передавать или получать инструмент или приспособления работникам, не находящимся на той же рабочей площадке, при выполнении работ с площадки изолирующего устройства, находящегося под потенциалом провода.
4.15.25. Перед началом работ на изолирующих подвесках следует проверить измерительной штангой электрическую прочность фарфоровых изоляторов. При наличии выпускающих зажимов следует заклинить их на опоре, на которой выполняется работа, и на соседних опорах, если это требуется по рельефу трассы.
4.15.26. Работы на изолирующей подвеске по ее перецепке, замене отдельных изоляторов, арматуры, проводимые монтерами, находящимися на изолирующих устройствах или траверсах, допускаются при количестве исправных изоляторов в подвеске не менее 70 %, а на ВЛ напряжением 750 кВ - при наличии не более пяти дефектных изоляторов в одной подвеске.
4.15.27. При перецепке изолирующих подвесок на ВЛ напряжением 330 кВ и выше, выполняемой с траверс, устанавливать и отцеплять от траверсы необходимые приспособления следует в диэлектрических перчатках и в экранирующем комплекте.
4.15.28. Разрешается прикасаться на ВЛ напряжением 35 кВ к шапке первого изолятора при двух исправных изоляторах в изолирующей подвеске, а на ВЛ напряжением 110 кВ и выше - к шапкам первого и второго изоляторов. Счет изоляторов ведется от траверсы.
4.15.29. Установка трубчатых разрядников под напряжением на ВЛ напряжением 35-110 кВ допускается при условии применения изолирующих подвесных габаритников, исключающих возможность приближения внешнего электрода разрядника к проводу на расстояние менее заданного.
4.15.30. Не разрешается находиться в зоне возможного выхлопа газов при приближении внешнего электрода разрядника к проводу или отводе электрода при снятии разрядника. Приближать или отводить внешний электрод разрядника следует с помощью изолирующей штанги.
Не разрешается приближаться к изолированному от опоры молниезащитному тросу на расстояние менее 1 м.
4.15.31. При использовании троса в схеме плавки гололеда допустимое расстояние приближения к тросу должно определяться в зависимости от напряжения плавки.
4.15.32. Не разрешается работать на ВЛ и ВЛС, находящихся под напряжением, при тумане, дожде, снегопаде, в темное время суток, а также при ветре, затрудняющем работы на опорах.
8. Меры безопасности при работе с мегомметром.
5.4.1. Измерения мегаомметром в процессе эксплуатации разрешается выполнять обученным работникам из числа электротехнического персонала. В электроустановках напряжением выше 1000 В измерения производятся по наряду, кроме работ, указанных в пп. 2.3.6, 2.3.8, в электроустановках напряжением до 1000 В и во вторичных цепях - по распоряжению.
В тех случаях, когда измерения мегаомметром входят в содержание работ, оговаривать эти измерения в наряде или распоряжении не требуется.
Измерять сопротивление изоляции мегаомметром может работник, имеющий группу III.
5.4.2. Измерение сопротивления изоляции мегаомметром должно осуществляться на отключенных токоведущих частях, с которых снят заряд путем предварительного их заземления. Заземление с токоведущих частей следует снимать только после подключения мегаомметра.
5.4.3. При измерении мегаомметром сопротивления изоляции токоведущих частей соединительные провода следует присоединять к ним с помощью изолирующих держателей (штанг). В электроустановках напряжением выше 1000 В, кроме того, следует пользоваться диэлектрическими перчатками.
5.4.4. При работе с мегаомметром прикасаться к токоведущим частям, к которым он присоединен, не разрешается. После окончания работы следует снять с токоведущих частей остаточный заряд путем их кратковременного заземления.

9. Первая помощь пострадавшему от электротока.
Оказывающий помощь должен знать признаки нарушения жизнедеятельности человека и уметь оказывать первую помощь пострадавшему!
Первая помощь пострадавшему от тока заключается в освобождении его от действия электрического тока, определении степени поражения и последовательности мероприятий по спасению пострадавшего, проведении мероприятий по спасению и поддержанию его жизненных функций, вызове медицинского работника или доставке пострадавшего в лечебное учреждение.
Степень поражения и последовательность мероприятий по спасению пострадавшего определяют по состоянию сознания, цвету кожи и губ, характеру дыхания и пульса.
Если:
у пострадавшего отсутствуют дыхание и пульс, то немедленно нужно приступить к его оживлению путем искусственного дыхания и наружного массажа сердца;
пострадавший дышит редко и судорожно, но у него прощупывается пульс - начать делать искусственное дыхание;
пострадавший в сознании с устойчивым дыханием и пульсом - нужно его уложить на одежду или другую подстилку, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, дать приток свежего воздуха, согреть при охлаждении и дать прохладу в жару;
пострадавший находится в бессознательном состоянии при наличии дыхания и пульса - наблюдать за его дыханием; в случае нарушения дыхания при западении языка выдвинуть нижнюю челюсть вперед и поддерживать ее в таком состоянии до прекращения западения языка.
Нельзя давать пострадавшему двигаться даже при нормальном состоянии!

Оглавление книги Следующая страница>>

Ответственность администрации за состояние охраны труда.

Руководители предприятий, начальники цехов и участков несут ответственность за общее состояние охраны труда, а также за непринятие мер по созданию здоровых и безопасных условий труда в соответствии с требованиями охраны труда, за случаи травматизма и профессиональных заболеваний, за незнание и неисполнение подчиненными им инженерно-техническими работниками, рабочими и служащими правил, норм и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии в соответствии с работой, которую они выполняют, и трудового законодательства.

Административная ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, заключается в наложении на них денежного штрафа. Право накладывать штраф дано техническим инспекторам труда профсоюзов, а также другим должностным лицам государственного надзора (Горгортехнадзора, санитарного надзора и др.). Технический инспектор труда имеет право накладывать на виновных лиц администрации штраф в размере до 10 р., а главный технический, инспектор труда — до 50 р. Штраф, наложенный на должностных лиц, не может относиться за счет предприятия, а изымается из заработной платы оштрафованного. Жалобы на решение технического инспектора труда о наложении штрафа рассматриваются народным судом, куда оштрафованные могут обратиться в десятидневный срок.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий, предусмотренных Правилами внутреннего трудового распорядка: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или перевод на низшую должность на тот же срок. Если несоблюдение требований охраны труда носит систематический характер, работник может быть уволен.

Материальную ответственность за нарушение законодательства об охране труда может нести как предприятие, так и должностное лицо, виновное в нанесении убытков предприятию в результате допущенных нарушений правил и норм по охране труда, приведших к несчастному случаю. Если травма или другое повреждение здоровья наступило по вине администрации, предприятие обязано отчислить бюджету государственного социального страхования и органам социального обеспечения средства на оплату пострадавшим работникам (или семьям умерших кормильцев) помощи и пенсий. Если пострадавший от несчастного случая или профессионального заболевания стал инвалидом, а ущерб здоровью нанесен по вине производства, предприятие обязано выплачивать пострадавшему разницу между потерянным заработком и назначенной пенсией, а также возмещать другие затраты, связанные с повреждением здоровья (лечение в санатории, проезд к месту лечения, изготовление протезов и т. д.).

Уголовная ответственность применяется в отношении должностных лиц за нарушение ими правил техники безопасности, производственной санитарии или других правил охраны труда, если эти нарушения представляли опасность для жизни или здоровья трудящихся.

Меры общественного воздействия , применяемые к нарушителям, следующие: обсуждение на заседании профсоюзного комитета, на заседании комиссии охраны труда профсоюзного комитета, на профсоюзных собраниях. В случае необходимости профсоюзный комитет может ставить вопрос перед соответствующими органами об отстранении от работы или наказании виновных руководящих работников. Такое требование может выставлять профсоюзный орган к руководящему работнику, нарушающему законодательство о труде, не выполняющему обязательств по коллективному договору или соглашению по охране труда, проявляющему бюрократизм и волокиту. Это требование обязательно для исполнения администрацией и может быть пересмотрено только вышестоящим профсоюзным органом.

Охрана труда на предприятии представляет собой комплекс мер, призванных обеспечить безопасность здоровья и жизни работников, принимающих участие в

процессе трудовой деятельности. А также всех тех, кто может быть так или иначе связан с производственным процессом и его результатами. В этот перечень входят санитарно гигиенические мероприятия, организационные, технические, социально-экономические, лечебно-реабилитационные и другие. Охрана труда на предприятии является ответственностью руководителя, а также специально уполномоченных лиц, отвечающих за отдельные аспекты этого процесса: инспекторов по пожаробезопасности, государственного надзора, структуры службы охраны труда, профессиональных союзов и прочих.

Обязанности службы охраны труда


Законодательная база

Лица, в компетентность которых входит охрана труда на предприятии, обязаны руководствоваться законодательной базой и нормативными актами Российской Федерации, относящимися к объекту. А также локальными правовыми нормами вроде коллективных договоров и соглашений. Основным регулятивным источником, согласно которому должна быть организована охрана труда на предприятии любого характера, является закон РФ №181-ФЗ от17 июля 1999 года.

Особенности законодательных требований к разным предприятиям

Важным моментом в этой области являются

специфические различия законодательства для заведений разного характера. Так, охрана труда на предприятии предполагает особые требования к соблюдению государственных санитарных правил относительно устройства и содержания помещений, их строительных особенностей, микроклимата, температуры воздуха, производственного процесса, чистки помещений, дезинфекции и других многочисленных тонкостей. Руководитель же, в сферу ответственности которого входит охрана труда на предприятии связи, обязан обеспечить безопасный уровень шума от машин в помещении, вибраций, освещение, необходимые проемы на объекте (почте, телеграфе) как для работы сотрудников, так и для клиентов предприятия. Нормативные акты также регулируют тонкости от безопасного извлечения из почтовых ящиков корреспонденции до морально-психологического состояния сотрудников почтового отделения.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация