Каждый имеет право на родным языком. Право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества

Главная / Суд

1. Национальная принадлежность - это принадлежность лица к конкретному этносу, характеризующемуся общностью языка, психического склада, культуры, самосознания и т.п.
Комментируемая статья признает право каждого самостоятельно и свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Это значит, что никто не обязан доказывать такую принадлежность на основе кровного родства и других признаков, которые могли бы свидетельствовать о его этническом происхождении. Конечно, в основе самоидентификации, осознания своей принадлежности к определенному этносу находится чаще всего национальная принадлежность родителей или одного из них. Но бывают и такие жизненные ситуации, когда человек родился в семье, принадлежащей к одному этносу, но с детства живет в другой, принадлежащей к иному этносу, и усвоил его язык, культуру, обычаи и т.п.
Именно поэтому по смыслу комментируемой статьи национальная принадлежность может быть указана вне зависимости от принадлежности к определенному этносу.
Важным нововведением в комментируемой статье стало право, а не обязанность, как это было прежде, указывать свою национальность. Иными словами, запрещено какое-либо принуждение к определению своей национальной принадлежности и указание ее в документах, например, в паспорте. Именно поэтому графа "национальность" изъята из различных учетных документов.
Поскольку, однако, национальная самоидентификация провозглашена в качестве основного права человека и гражданина, следовательно, обязанной стороной является государство, носитель права не может быть лишен возможности указать свою национальную принадлежность в основном идентификационном документе, каковым является паспорт гражданина Российской Федерации.
До достижения возраста 16 лет национальность ребенка может быть определена и указана, если в этом есть необходимость, только по воле родителей. Но по достижении этого возраста человек вправе сам определить и указать свою национальную принадлежность. При этом соответствующие органы не должны выяснять его кровное родство, поскольку это противоречило бы Конституции.
Отсутствие указания в документах национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий, поскольку Конституция гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств. За прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности предусмотрена уголовная ответственность.
2. Язык является орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе, важнейшим элементом любой нации, ее культуры, основной формой национального самосознания.
Языки народов нашей страны, как отмечается в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов РСФСР" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 126-ФЗ (Ведомости РСФСР. 1991. N 50 Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3804), - национальное достояние Российского государства. Они являются его историко-культурным наследием и находятся под его защитой. Языковая ситуация в нашей стране характеризуется многообразием форм функционирования языков разных народов в различных сферах общения. На территории Российской Федерации с ее многонациональным населением традиционно сложившейся нормой языкового сосуществования является двуязычие и многоязычие.
Конституционное право, закрепленное комментируемой ч. 2 ст. 26 Конституции, вытекает из принципов Всеобщей декларации прав человека, из Декларации о языках народов России от 25 октября 1991 г. Правовые гарантии реализации этого права закреплены законодательством Российской Федерации. Так, Закон "О языках народов РСФСР" направлен на создание условий для сохранения и равноправного самобытного развития языков народов России и призван стать основой для формирования системы правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, разработки подзаконных нормативных актов в целях реализации его положений. Закон исходит из признания языкового суверенитета каждого народа и личности, независимо от происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
Это означает, что в стране недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков. Никто не вправе навязывать человеку использование того или иного языка помимо его воли.
Важно отметить, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод вне зависимости от их знания или незнания какого-либо языка. "Знание или незнание языка, - отмечается в ст. 5 Закона "О языках народов РСФСР", - не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону".
Закрепленное Конституцией право дает возможность каждому человеку свободно пользоваться родным языком. Им является обычно язык нации, этнической группы, к которой принадлежит человек. Свободный выбор языка общения означает, что каждый вправе использовать в межличностных контактах - на бытовом или на официальном уровне - тот язык, который понятен собеседнику. Языком общения может быть не только родной, но и государственный или иной язык.
Гражданам нашей страны, не владеющим государственным языком и языком республики в составе Российской Федерации, предоставлено право выступать на заседаниях, собраниях в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости обеспечивается соответствующий перевод.
Гражданам Российской Федерации гарантировано также право обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения в предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке, родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют.
При этом ответы даются на языке обращения, а при невозможности дать ответ на языке обращения - на государственном языке Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации установлены и другие гарантии общения на родном языке. Так, в местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик в составе Российской Федерации в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.
Гарантии употребления родного языка в судопроизводстве имеются и в процессуальном законодательстве. В частности, тем, кто не владеет языком, на котором ведется судопроизводство или производство по делам в правоохранительных органах, гарантируется право выступать в суде на родном языке. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в связи с этим отмечается, что суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать на родном языке (Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. С. 489).
3. Право выбора языка воспитания и обучения осуществляется прежде всего родителями или заменяющими их лицами. Оно обеспечивается созданием системы воспитательно-образовательных учреждений, иных форм воспитания и обучения на языках народов Российской Федерации. Тем, кто проживает за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований либо не имеющим таковых, а также представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 12 июля 1995 г. (13 января 1996 г.) N 12-ФЗ и от 15 октября 1997 г. (16 ноября 1997 г.) N 144-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341) гарантирует гражданам Российской Федерации право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) его уставом.
Значительное место в Федеральном законе "О национально-культурной автономии" (СЗ Российской Федерации. 1996. N 26. Ст. 2965) также занимают вопросы получения образования на национальном (родном) языке и выбора языка воспитания и обучения. В частности, установлено право граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, на получение основного общего образования национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Для обеспечения этого права национально-культурные автономии могут образовывать негосударственные (общественные) образовательные учреждения (общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования); учреждать другие образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке (ст. 10, 11 Закона).
Органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов обеспечивают при необходимости создание групп в государственных, муниципальных, дошкольных учреждениях, классов или учебных групп в государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением на национальном (родном) языке; с учетом предложений национальнокультурных автономий и конкретных условий региона создают государственные образовательные учреждения яс обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, а также учреждения дошкольного образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные центры и другие образовательные учреждения) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков) и национальных культур (ст. 12 того же Закона).
Актуальным остается призыв, содержащийся в Декларации о языках народов России, принятой 25 октября 1991 г., способствовать воспитанию уважительного и бережного отношения к языкам всех народов нашей Родины, всемерно развивать культуру языкового общения, оберегать чистоту родной речи.

Текст Ст. 26 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Комментарий к Ст. 26 Конституции Российской Федерации

1. Важным критерием свободы личности является предоставляемая и гарантируемая законом возможность ее самоидентификации. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Конституции РФ за каждым в Российской Федерации закрепляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. В то же время никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Действующая российская практика пошла именно в этом направлении. Так, во время всероссийской переписи в 2002 г. в России впервые была применена общемировая практика самоидентификации, человек получил возможность добровольно самоопределиться в национальной (этнической) принадлежности. В результате вместо 126 национальностей на территории России было зафиксировано 176 этнических групп и народов. Были обнаружены новые малые народности Алтая, Дагестана, Удмуртии, Татарстана и др.*(112)

В основе национальной самоидентификации личности лежит не просто желание быть лицом определенной национальности, а осознание своей принадлежности к определенной этнической общности по причине духовной связи общим языком, культурой. При этом самоидентификация не обязательно должна определяться чисто этно-национальным происхождением, т.е. национальностью родителей. Безусловно, это доминирующий фактор, и именно с ним обычно связано восприятие национальной принадлежности как в однонациональной семье, так и в смешанной, где выбирается национальность одного из родителей. Тем не менее человек в силу жизненных обстоятельств может оказаться в иной национально-культурной и языковой среде, получить в ней воспитание и развитие, воспринять язык, национальную культуру, психологию другой этнической общности, осознать свою принадлежность к ней. И по смыслу Конституции РФ человек вправе определить свою национальную принадлежность независимо от этно-национального происхождения.

С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет за собой каких-либо правовых последствий, ибо национальность не может служить основанием для предоставления лицу каких-либо особых привилегий. Конституция РФ (ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод в зависимости от расы и национальности граждан (ст. 136). В то же время значение национальной принадлежности человека не следует недооценивать. Право на сохранение и развитие национально-культурных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народов и отдельной личности, провозглашенных в международно-правовых актах и национальном законодательстве государств.

2. Часть 2 ст. 26 Конституции РФ закрепляет за каждым право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Язык — важнейшее средство человеческого общения, неотъемлемый элемент любой этнической общности, ее культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

Конституция РФ, гарантируя сохранение и равноправие языков народов России, их самобытное развитие, признает прежде всего право каждого на пользование родным языком. Родным является обычно язык этнической общности, к которой принадлежит индивид. Однако, судя по данным переписей населения, не единичны случаи, когда люди считают родным язык других этнических общностей.

Конституционные гарантии прав личности в языковой сфере, предусмотренные в ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, необходимо рассматривать в единстве с другими конституционными положениями — о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от языка (ч. 2 ст. 19), о праве республик устанавливать свои государственные языки и о гарантировании всем народам России права на сохранение родного языка (ст. 68).

Основным законом, конкретизирующим гарантии равноправия языков народов России, прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, является Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.)*(113).

Существенной особенностью правовой регламентации в сфере языкового общения является то, что не устанавливается никаких правовых норм использования языков народов России в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных, религиозных объединений. Это одна из конкретных гарантий действительно свободного выбора языка общения.

Человек может пользоваться своим языком, где бы он ни находился, имеет равные языковые права независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

Многосторонние связи между различными частями многонационального российского государства, миграция населения и иные факторы интернационализации требуют обеспечить возможность каждому человеку, проживающему в России, свободно использовать не только свой язык, но и любой другой, которым он владеет. В государстве, заботящемся о личности и ее интересах, не должно быть никаких препятствий, ограничений и привилегий по языковому признаку. Никто не вправе навязывать человеку использование того или иного языка помимо его воли. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно федеральному закону.

Право определения и указания своей национальной принадлежности закреплено в 26 статье Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».Для такой большой и многонациональной страны как Российская Федерация это право имеет особую значимость. На территории Российской Федерации сегодня проживает более 180 больших и малых народностей, каждая из которых имеет полное право на самоопределение.Любой гражданин России может определять национальность или народность, к которой он принадлежит. Также любой гражданин России может соблюдать традиции, обычаи и культуру своего народа, если она не несет ущерб другим гражданам. Гражданин РФ можете использовать свой национальный язык для общения наравне с государственным языком. Конституция равна и действительна для всех граждан России, независимо от их культурной и национальной принадлежности. Свобода национального самоопределения способствует поддержанию политики равенства и уважения ко всем без исключения гражданам страны.

ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ

гарантированная Конституцией РФ возможность каждого человека пользоваться родным языком, свободно избирать язык общения, воспитания, обучения и творчества. В соответствии с действующей Конституцией РФ (ст. 68) наряду с использованием государственного языка РФ входящие в состав РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки для употребления в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях. Российское законодательство устанавливает, что в районах компактного проживания групп населения определенной национальной принадлежности в местных учреждениях может использоваться язык этих этнических групп. Конкретизация конституционного П. на п.р.я. предусмотрена Законом о языках народов РСФСР от 25 октября 1991 г. (в ред. от 5 июня 1998 г.).

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА - конституционное право каждого, кто законно пребывает на территории РФ, беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее. Местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница и т. п.). Место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях. Таковым является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, приют, дом маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.). Федеральный закон от 20 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" под жилищем понимает индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно и иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Реализация права на выбор места пребывания и жительства, свободу передвижения связана с соблюдением установленного законом порядка, а также с определенными ограничениями. Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в ст. 6 устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, не позднее 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел либо в местной администрации (в населенных пунктах, где нет органов внутренних дел). Порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июня 1995 г. № 713. Федеральным законом от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" определены порядок оформления и выдачи документов российским гражданам, порядок их выезда за пределы РФ и основания ограничения этого права. Закон устанавливает также порядок оформления и выдачи документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок их транзитного проезда через территорию РФ.

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ - конституционное право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды. С.с. и в. составляет основу духовной свободы человека, возводит в ранг конституционного положение о том, что совесть человека недоступна властному вмешательству, государственно-правовому регулированию. По этой причине право на С.с. и в. как абсолютное право иметь и менять любую религию или убеждения не может быть ограничено никаким законом. В то же время государство призвано защищать религиозные объединения и собрания исходя из требования толерантности, веротерпимости. Под защитой государства и закона в многоконфессиональном обществе находятся религиозные меньшинства. Государство обязано защищать жизнь, физическую и духовную свободу членов религиозной общины от противоправных посягательств, в том числе от посягательств других членов той же общины в процессе отправления религиозных и ритуальных обрядов. С.с. и в. - это индивидуальное и коллективное право, субъектами которого выступают религиозные организации и объединения, образующие юридическое лицо, а также религиозные группы, осуществляющие деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" С.с. и в. - неотъемлемое право граждан РФ, гарантируемое Конституцией и международными обязательствами РФ. Граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации, вправе в целях реализации свободы совести и вероисповедания как индивидуально, так и совместно создавать соответствующие объединения - религиозные и атеистические (см. Религиозное объединение ). В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.26) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания (в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него), а также оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечет за собой применение мер административной ответственности - наложение административного штрафа.

СВОБОДА СЛОВА И МЫСЛИ - гарантированная Конституцией духовная и творческая свобода человека, проявляющаяся в возможности гласно и беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения. Свобода слова и мысли является основой идеологического многообразия, условием осуществления права на свободные выборы, свободы научных исследований, преподавания, иной творческой деятельности. Свобода слова и мысли имеет свои пределы. В Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19) указывается, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность. С этим связаны и определенные ограничения свободы мысли и слова, которые касаются прав других лиц, их репутации, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Одновременно Конституция РФ (ч. 3 ст. 29) устанавливает запрет на принуждение к выражению своих мыслей, убеждений или к отказу от них.

Право граждан на информацию. Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека. Части 1 и 4 ст. 29 Конституции РФ гарантируют свободу слова и право каждого свободно получать, искать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Статья 38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) предоставляет гражданам право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Право граждан на информацию тесно связано и с принципом свободы массовой информации. Данная взаимосвязь проявляется, в частности, в том, что «свобода прессы предоставляет обществу одно из наилучших средств узнавать мнения и взгляды политических деятелей и составлять свое мнение о них. В частности, она дает политическим деятелям возможность высказывать и комментировать общественные проблемы и выражать свою озабоченность. Таким образом, пресса позволяет каждому человеку принимать участие в свободном политическом обмене мнениями, который является самой сутью концепции демократического общества»1 . Свобода информации является основным принципом информационных отношений в современном обществе, провозглашенным Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (ст. 10), Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., конституциями многих стран мира (Швейцарии, Испании, Республики Беларусь, России и др.). Свобода массовой информации - необходимая составляющая общего принципа «свободы информации», важное условие режима демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия. Для демократии было бы угрозой, если бы в СМИ преобладал только один голос, имеющий власть распространять единственную политическую точку зрения2. Поэтому, согласно статье 1 Закона о СМИ, не могут быть ограничены:

    поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

    учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими;

    изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Все случаи исключения из этого правила должны быть прямо предусмотрены в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно в Законе о СМИ, издаваемых в соответствии с ним законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, такие случаи могут быть установлены Конституцией РФ и международными договорами, участницей которых является Россия.

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ - разновидность основных политических прав, предусматривающих гарантированную Конституцией возможность (право) граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в уже существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений. П. на о. основывается на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединений, самоуправления, законности, гласности. По своему содержанию оно предполагает: а) право создавать по своему выбору общественные или негосударственные объединения (политические партии, профсоюзы, предпринимательские союзы и др.) для защиты общих интересов и достижения общих целей; б) право вступать с другими гражданами в уже созданные объединения, участвовать в их деятельности, а также выходить из них. При этом важнейшей формой объединения является политическая партия. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 30) П. на о. принадлежит каждому человеку, т.е. как гражданам РФ, так и лицам, не обладающим российским гражданством. Однако установлены ограничения для создания политических партий и участия в них иностранных граждан, судей, прокурорских работников. Государство гарантирует: а) добровольность реализации права на объединение. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 30) и действующему законодательству никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем; б) свободу деятельности общественных объединений. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, формы и методов своей деятельности. Государство не должно вмешиваться во внутреннюю деятельность общественных объединений, ограничивать их цели, задачи. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (с изм. и доп.), допускает лишь два основания, по которым деятельность общественных объединений может быть запрещена: 1) в случае нарушения положения, предусмотренного ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, совершения иных преступлений; 2) в случае повторного в течение года совершения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушений закона.Механизм реализации конституционного права граждан на объединение закреплен в вышеназванном Федеральном законе, а также в Федеральных законах от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп.), от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях".

Право На Участие В Управлении Делами Государства - в ряде конституций (например. Испании. РФ. Монголии. Словакии. Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав и свобод, включающего право избирать и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления,право участвовать в референдум е, право на равный доступ к государственной службе и право на участие в отправлении право судия. Данное право можно также рассм. атривать как конституционный принцип государственного управления. Оно непосредственно вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.Данное право закреплено в Конституции РФ. Она гласит, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, участвовать в осуществлении местного самоуправления путем: референдум а;выбора представительных органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; постановки перед ними вопросов в порядке народ ной инициативы (сбор подписей за проведение референдум а, за подготовку и принятие законопроект а и т.п.): равного доступа к государственной службе;права на участие в отправлении право судия.

Последняя редакция Статьи 26 Конституции РФ гласит:

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Комментарий к Ст. 26 КРФ

1. Национальность - это принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. В ч. 1 комментируемой статьи признается прежде всего право каждого свободно определять и по собственному усмотрению указывать или не указывать свою национальную принадлежность.

В основе национальной самоидентификации личности лежит, однако, не просто желание быть лицом определенной национальности, а осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, к людям, духовно связанным общим языком, культурой и т.д. При этом самоидентификация не обязательно будет определяться этническим происхождением - национальностью родителей, хотя обычно именно с ней связано восприятие своей национальной принадлежности как в однонациональной семье, так и в смешанной, где выбирается национальность одного из родителей. Тем не менее человек в силу жизненных обстоятельств может оказаться в иной национально-культурной и языковой среде, получить в ней воспитание и развитие, воспринять язык, национальную культуру, психологию другой этнической общности, осознать свою принадлежность к ней. И, по смыслу Конституции, человек вправе определить свою национальную принадлежность независимо от этнического происхождения.

В прежние времена, как устанавливалось, например, Положением о паспортной системе в СССР 1974 г., национальная принадлежность человека определялась по национальности родителей, указанной в их паспортах. Если родители имели разную национальность, то при выдаче впервые паспорта по достижении 16 лет человек сам определял, какую из них записать в паспорт. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежала. Графа "Национальность" являлась непременным атрибутом также всякого рода анкет, иных учетных документов.

В настоящее время запрещено какое-либо принуждение к определению своей национальной принадлежности или указанию ее в документах, при опросах и т.д. Графа "Национальность" изъята из анкет, других учетных документов. Если же она где-то и встречается, то гражданин не обязан ее заполнять. Такая графа не предусматривается и в новом паспорте гражданина Российской Федерации.

С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, ибо Конституция (ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод в зависимости от расы и национальности граждан как проявление дискриминации (ст. 136).

Конституционное закрепление национального равноправия граждан не отрицает важности для каждого человека его национальной принадлежности, формирования в обществе уважительного отношения к самобытной культуре, национальному языку, своеобразию быта, прогрессивным обычаям и традициям людей любой нации и народности, искоренения националистических предрассудков.

2. Язык - важнейшее средство человеческого общения, неотъемлемый элемент любой этнической общности, ее культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

Конституция, гарантируя сохранение и равноправие языков народов России, их самобытное развитие, признает в ч. 2 комментируемой статьи прежде всего право каждого на пользование родным языком. Родным является обычно язык этнической общности, к которой принадлежит индивид. Однако, судя по данным переписей населения, не единичны случаи, когда люди считают родным язык других этнических общностей. Конституция признает также право каждого на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Конституционные гарантии прав личности в языковой сфере, предусмотренные в ч. 2 комментируемой статьи, необходимо рассматривать в единстве с другими конституционными положениями: о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от языка (ч. 2 ст. 19), о праве республик устанавливать свои государственные языки, о гарантировании всем народам России права на сохранение родного языка (ст. 68).

Основным федеральным актом, конкретизирующим государственные гарантии равноправия языков народов России, прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, является Закон от 25 октября 1991 г. "О языках народов Российской Федерации" (в ред. от 11 декабря 2002 г.). Его нормы распространяются на российских граждан и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства.

Существенной особенностью правовой регламентации в сфере языкового общения является то, что не устанавливается никаких правовых норм использования языков народов России в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных, религиозных объединений. Это одна из конкретных гарантий действительно свободного выбора языка общения.

Статья 5 Закона о языках устанавливает, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка. Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан.

Этим положениям Закона, а также установлениям ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о праве избирать, быть избранным и участвовать в референдуме независимо от национальности и языка (п. 2 ст. 4), принципу федеральной Конституции о равноправии граждан независимо от национальности и языка противоречили положения конституций и законов ряда республик, которые обуславливали право быть избранным, например, высшим должностным лицом республики обязательным владением наряду с русским языком и языком титульной нации.

Закон о языках гарантирует гражданам, не владеющим государственным языком России или республики, право выступать на заседании, совещании, собрании в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости должен обеспечиваться соответствующий перевод. На государственном, родном или любом другом языке народов России, которым владеет гражданин, он вправе обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения Российской Федерации с предложениями, заявлениями, жалобами. Ответы на них должны даваться на языке обращения, а при отсутствии такой возможности - на государственном языке России (ст. 15 Закона).

Возможность пользоваться услугами переводчика в процессуальных действиях, а также право выступать и давать объяснения в суде на родном языке гарантируются лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство и делопроизводство в органах правосудия или производство по делам в правоохранительных органах. Эти положения Закона конкретизированы в процессуальном законодательстве - УПК, ГПК, АПК, КоАП, а применительно к конституционному судопроизводству - в ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". В Постановлении Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" особо подчеркнуто, что в силу ч. 2 анализируемой статьи суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке (Бюллетень ВС РФ. 1996. N 1. С. 5).

Закон о языках запрещает языковую дискриминацию и в сфере обслуживания и коммерческой деятельности. Отказ в обслуживании граждан под предлогом незнания языка недопустим и влечет за собой ответственность согласно законодательству (ст. 22).

Осуществление права свободного выбора языка воспитания и обучения объективно ограничено имеющейся системой образовательных учреждений, но на государстве лежит обязанность ее развивать.

Право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим. Закон о языках гарантирует гражданам России право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования. Гражданам, проживающим за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований, а также не имеющим таковых, представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями (ст. 9 Закона). Аналогичные гарантии предусматривают также Закон "Об образовании" (ст. 6), ФЗ "О национально-культурной автономии".

Право на свободное пользование родным языком очень важно для развития национального самосознания личности, сохранения самобытной культуры этнической общности, упрочения этнических связей. В то же время для расширения доступа личности к ценностям отечественной и мировой культуры, духовного обогащения существенное значение имеет овладение языками других народов, прежде всего русским языком, который является не только государственным языком Российской Федерации, но прежде всего добровольно принятым народами России средством межнационального общения.

Рассматривая в Постановлении от 16 ноября 2004 г. N 16-П положение законов Республики Татарстан, согласно которым татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики изучаются в равных объемах, Конституционный Суд признал его не противоречащим Конституции, имея в виду следующее: по своему конституционно-правовому смыслу оно предполагает, что изучение языка титульной нации должно осуществляться в соответствии с установленными законодательством РФ федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документа о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня.

В противном случае - имея в виду неравные требования, предъявляемые в различных республиках к изучению государственных языков, - не исключаются не только негативные последствия для преемственности обучения в едином федеральном образовательном пространстве, но и нарушения принципа равенства в осуществлении конституционного права на образование, а также права на получение основного общего образования на родном языке, гарантией общедоступности основного общего образования и равного объема обязанностей, выполнение которых необходимо для его получения, и, кроме того, ограничение закрепленного частью 1 ст. 27 Конституции права на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства (СЗ РФ. 2004. N 47. ст. 4691).

  • Вверх

Язык является средством общения между людьми, обмена мыслями, информацией, взаимного понимания.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что государственным языком в Российской Федерации является русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик.

  • Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» гарантирует всем ее народам независимо от численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка. Каждому гарантируется свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, религии и места проживания .

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «О государственном языке РФ»;
  • Закон Российской Федерации «О языках народов РФ».

КонституцияРФ предусматривает, что республики, входящие в Российскую Федерацию, вправе устанавливать свои"государственные языки; эти языки употребляются в органах государственной власти, местногосамоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ (но невместо него).

В Конституции сказано, что Российская Федерация гарантируетвсем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст.68).

Конституционное положение о свободе выбора языка общения подкрепляется признанием в преамбуле Закона о языках народов РФ всех языков народов РФ ее национальным достоянием, находящимся под защитой государства. Помимо подтверждения недопустимости пропаганды вражды и пренебрежения к любому языку, указанный Закон конкретизирует государственные гарантии равноправия языков народов РФ, включая права личности на свободу выбора и использования языка общения,

Конституционное право на свободный выбор языка общения специально регламентировано рядом федеральных законов, регулирующих различные сферы жизни. Как правило, такая регламентация устанавливается в целях соразмерной защиты определенных конституционных, в том числе языковых, иных национально-культурных ценностей. Так, в соответствии с Федеральным законом от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" статус русского языка как государственного языка РФ предусматривает обязательность его использования в законодательно определенных сферах, конкретизированных, в частности, в ст. 3 Закона. В силу этих установлений, по общему правилу (исключения оговорены особо), русский язык подлежит обязательному использованию во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений.

Особые гарантии комментируемого конституционного права установлены для судебной сферы. При осуществлении судами правосудия, согласно п. 3 ст. 10 Закона о судебной системе РФ, участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.


Похожая информация:

  1. A. Да, правомерны, так как это основание для взыскания долга, т.е гражданско-правовой ответственности. 1 страница
  2. A. Да, правомерны, так как это основание для взыскания долга, т.е гражданско-правовой ответственности. 2 страница


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация