Административная ответственность не может применяться

Главная / Суд

Административная ответственность - это вид юридической ответ­ственности, которая выражается в применении государственными ор­ганами, должностными лицами и представителями власти установлен­ных государством мер административного воздействия к физическим лицам - гражданам, включая государственных, муниципальных служа­щих, должностных лиц, а в соответствующих случаях и к юридическим лицам за нарушение законности и государственной дисциплины.

Необ­ходимо понимать, что административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается, во-первых, в общей цели: достижении законности, а во-вторых, в принудительном харак­тере мер воздействия на правонарушителя. Вместе с тем администра­тивная ответственность имеет свои особенности: она устанавливается как органами законодательной власти, так и органами исполнительной власти в объеме своих полномочий и компетенции; наложение админи­стративных взысканий осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти, а в некоторых случаях судами. В от­личие от дисциплинарной ответственности здесь нет прямой соподчи- ненности между правонарушителем и лицом, уполномоченным нала­гать административные взыскания за совершенные правонарушения.

Административная ответственность для физических лиц наступает с 16 лет. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются, как правило, меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основанием админи­стративной ответственности являются совершение административно­го проступка и наличие соответствующей нормы, предусматривающей эту административную ответственность. Административное право­нарушение (проступок) представляет собой посягающее на государ­ственный или общественный порядок, государственную, муници­пальную, кооперативную, частную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления про­тивоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена адми­нистративная ответственность.

Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет по своему характеру за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. К специфическим при­знакам административного правонарушения относятся его антиоб­щественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Признаки административного правонарушения необходимо от­личать от его юридического состава. При наличии административного правонарушения может отсутствовать состав административного пра­вонарушения, что исключает привлечение к административной ответ­ственности. Признаками состава административного правонарушения являются объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Объектом правонарушения являются общественные отношения, урегу­лированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Субъектами административного правонарушения яв­ляются физические и юридические лица. Объективная сторона админи­стративного правонарушения - это запрещенное деяние. Субъективная сторона - это психическое отношение субъекта к противоправному дей­ствию или бездействию и его последствиям.

Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указаны в Кодек­се РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и других нормативно-правовых актах. Следует учесть, что от преступлений ад­министративные правонарушения отличаются лишь меньшей степе­нью общественной опасности.

Некоторые составы административных правонарушений можно на­звать формальными, так как административная ответственность насту­пает независимо от того, наступили отрицательные последствия от дан­ного нарушения или нет. Достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов (например, на­рушение правил дорожного движения, санитарно-эпидемиологическо­го надзора, пожарной безопасности).

За совершение административного проступка налагается админи­стративное наказание. Административное наказание - это мера юриди­ческой ответственности, налагаемая государством или от имени госу­дарства за совершенное административное правонарушение. Эта мера применяется, прежде всего, в духе соблюдения законов, уважения прав других лиц и правопорядка в целом для воспитания лица, совершивше­го административное правонарушение. Она также выполняет функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекаю­щимся к административной ответственности, так и другими лицами.

Видами административных наказаний являются: предупреждение, ад­министративный штраф, конфискация орудия совершения или предме­та административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты), администра­тивный арест, административное выдворение за пределы РФ иностран­ного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, адми­нистративное приостановление деятельности, запрет на посещение спортивных мероприятий.

В законе предусмотрены как основные, так и дополнительные меры административных взысканий. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дис­квалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут применяться только в качестве основных административных наказаний и дополнительных административных взысканий, остальные - только в качестве основных.

Предупреждение - мера наказания морального характера. Оно приме­няется только в письменной форме. Устное предупреждение не является административным наказанием. Штраф является денежным взысканием, налагаемым от имени государства в пределах, предусмотренных законо­дательством. Штраф устанавливается в величине, кратной либо мини­мальному размеру оплаты труда, либо стоимости предмета администра­тивного правонарушения, либо сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения администра­тивного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции. Размер штрафа для граждан не может превышать пять тысяч рублей.

Возмездное изъятие назначается только судьей и состоит в принуди­тельном изъятии только того предмета, который является орудием со­вершения или непосредственным объектом совершенного правонару­шения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом суммы расходов на реализацию.

Конфискация - принудительное безвозмездное обращение в фе­деральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей, также назначается судьей. Следует раз­личать конфискацию и изъятие у правонарушителя орудия совершения правонарушения, которое принадлежат иным лицам (законному соб­ственнику). Также конфискуются изъятые из оборота орудия соверше­ния правонарушения либо вещи, находившиеся в противоправном вла­дении нарушителя.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину, не может быть менее одного месяца и более трех лет. Оно применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.

Административный арест устанавливается и применяется в исклю­чительных случаях за отдельные виды административных правона­рушений на срок до пятнадцати суток. Однако за нарушение режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртерро­ристической операции срок административного ареста может дости­гать тридцати суток. Назначается арест только судьей.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 16 лет, к инвалидам I и II групп.

Мера наказания в виде выдворения за пределы РФ заключает­ся в принудительном и контролируемом перемещении через государ­ственную границу, а в случаях, предусмотренных законодательством, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России иностранных граждан и лиц без гражданства.

За одно и то же правонарушение к лицу, его совершившему, можно применить только одно административное взыскание или основное и дополнительное вместе. Однако это не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной и материальной ответственно­сти, если такое предусмотрено законодательством. При совершении нескольких административных правонарушений, совершенных одним лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельно­сти, за исключением случаев, когда эти дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), в этом случае взыскание на­лагается в пределах санкции, установленной за более серьезное право­нарушение.

Административное наказание может быть наложено за правонару­шение не позднее двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении (в случае, когда лицо продолжает совершать правона­рушение после его обнаружения) - сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Еще по теме Административная ответственность:

  1. § 7. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности 1. Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  2. 4. Административная ответственность. Понятие и основные черты административной ответственности
  3. § 5. Административное наказание как мера административного принуждения и ретроспективное измерение административной ответственности
  4. Рассмотрение дел, вытекающих из административных правоотношений, об административных правонарушениях и о привлечении к административной ответственности
  5. 71.Понятие административного правонарушения как фактического основания административной ответственности. Виды и элементы со­става административного правонарушения.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственного – властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

В Общей части Кодекса определенны субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т.д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

· основанием административной ответственности является административное правонарушение;

· субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

· административное наказание является мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального право, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

· административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями; комиссиями по делам несовершенно летних и защите их структурными подразделениями и территориальными органами; административными комиссиями; иными государственными органами.

Привлечение к административной ответственности, применение некоторых видов административных наказаний может происходить во внесудебном порядке, что отличает этот вид ответственности от гражданской и уголовной;


· административные взыскания налагаются полномочными субъектами на не подчиненных им правонарушителей;

· применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

· меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание – административное правонарушение и мера – административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение – меры административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносятся в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда – для граждан, для должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

2. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

3. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) – применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уставном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

4. Административный арест – применяется за правонарушение, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

5. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

6. Дисквалификаци я – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Особую область представляет административная ответственность организаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

Административная правоспособность – это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность вступать в административно-правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но некоторые, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

Административная дееспособность – это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести в соответствии с ними ответственность.

это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

одна из форм юридической ответственности - ответственность граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения. К А.о. могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет. Военнослужащие несут ответственность за административное правонарушение по дисциплинарным уставам. За совершение административного правонарушения применяются административные взыскания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

вид юридической ответственности. Выражается в применении к виновным гражданам, должностным лицам и юридическим лицам мор административного взыскания. Последние налагаются компетентными органами и должностными лицами государства на правонарушителей, которые им непосредственно не подчинены. Применение мер А. о. не влечет судимости гражданина, его увольнения с основного места работы. Меры А. о. налагаются в соответствии с законодательством в особом порядке, который именуется производством по делам об административных правонарушениях. Главным актом в этой сфере является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. с многочисленными последующими изменениями и дополнениями, но А. о. устанавливается и многими федеральными законами РФ, а также законами субъектов РФ и некоторыми актами представительных органов местного самоуправления (см.: Административное взыскание). (С. А.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и др.), которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. А.о. обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. Она заключается, как и иные виды юридической ответственности, в предусмотренном законом лишении или ограничении определенных прав виновного субъекта. Вместе с тем А.о. характеризуется множественностью правовых норм, на основании которых она может быть реализована. Эти нормы регулируют разные аспекты деятельности органов государственного управления в различных сферах управленческой деятельности.

Принципы А.о.: законность, целесообразность, ответственность за вину, неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности, индивидуализация мер ответственности, гуманизм, гласность.

Основания административной ответственности:

1) нормативное основание – нарушение административно-правового предписания (запрета);

2) фактическое основание – совершение административного правонарушения;

3) процессуальное основание – издание правоприменительного акта

Отличное определение

Неполное определение ↓

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

вид юридической ответственности, наступающей за административное правонарушения (проступок). А. о. представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, которое совершило административное правонарушение. А. о. влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По своему содержанию меры А. о. выражаются в предусмотренных КоАП РФ неблагоприятных последствиях - лишении или ограничении прав и свобод нарушителей как материального, так и моральнонравственного характера. А. о., предусмотренная КоАП РФ, наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Привлечение к А. о. и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы (военной службы и т. д.). Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и др. правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Административная ответственность

один из видов юридической ответственности, заключающийся в наложении на нарушителей общеобязательных правил, действующих в сфере государственной исполнительной власти и в других сферах административных взысканий, которые влекут обременительные последствия имущественного или морального характера. Основанием административной ответственности служит, как правило, административное правонарушение (проступок). Административная ответственность устанавливается законодательством, в особых случаях - решениями местных органов власти. Административная ответственность реализуется в виде административных взысканий: предупреждения, штрафа, возмездного изъятия предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, конфискации, лишения специального права. За отдельные виды проступков предусмотрены исправительные работы и административный арест. К административной ответственности привлекают специально уполномоченные на то органы государственной исполнительной власти (должностные лица) или судьи. Между правонарушителем и государственным органом (должностным лицом), привлекающим к административной ответственности, не должно быть служебных отношений, которые характерны для дисциплинарной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены как физические лица: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица, так и организации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНАЯ

в СССР ответственность за административное правонарушение, к которой виновное лицо привлекается по решению административного органа. Круг административных органов, полномочных устанавливать О. а., виды О. а. и ее пределы определяются законами и правительственными актами. О. а. может быть установлена местными Советами и их исполнительными комитетами за нарушение обязательных решений, а также некоторыми министерствами и главными управлениями за нарушение правил, относящихся к данной отрасли гос. управления.

О. а. выражается в административных взысканиях: предупреждении, штрафе (как правило, до 100 руб.), исправительно-трудовых работах (до 1 месяца), а в местностях, объявленных на военном положении,– лишении свободы сроком до 6 месяцев или штрафе до 3 тыс. руб. В отдельных случаях к О. а. (штраф) могут привлекаться юридические лица (за непредставление материалов об обороте предприятия; несвоевременное представление баланса; за нарушение санитарно-гигиенических правил).

Административное взыскание предусмотрено в качестве санкции в ряде статей УК; 61, ч. 1; 64, ч.ч. 1 и 2; 83; 108, ч. 2; 133, ч. 4; 191, ч. 2; 192. Исполнение по делам об административных взысканиях производится, как правило, в административном порядке.

Для изъятия имущества в покрытие недоимок по гос. и местным налогам, обязательному окладному страхованию, обязательным натуральным поставкам и штрафам с колхозов и отдельных граждан установлен судебный порядок. Административный порядок взимания штрафов с отдельных лиц применяется при взимании штрафов, наложенных санитарной и торговой инспекциями, инспекцией труда, главными техническими инспекторами ЦК профсоюзов, штрафов за нарушение противопожарных правил и других штрафов, которые взыскиваются с зарплаты в бесспорном порядке.

Освобождение от административного взыскания производится либо органом, наложившим взыскание, либо вышестоящим органом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Административная ответственность

это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций). Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина; здоровья граждан; санитарно-эпидемиологического благополучия населения; окружающей среды; установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности; собственности; во-вторых, защита личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений; в-третьих, предупреждение административных правонарушений. Этот перечень объектов охраны и защиты следует, видимо, рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов административных правонарушений.

Следует четко разграничивать понятия "установление" и "применение" а.о., а равно и всех других мер административного принуждения.

В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, т.е. принципы привлечения к а.о.: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4); презумпция невиновности (ст. 1.5); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6).

Структура а.о. (как, впрочем, и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы: основание а.о. (юридическое, фактическое и процессуальное); правовые условия привлечения к а.о., а также исключающие ее; субъекты а.о.; санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности.

вид юридической ответственности, которая выражается в применении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает общими признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время ей присущи специфические признаки, характерные только для этого вида юридической ответственности. Основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок). Административная ответственность - это, как правило, внесудебная ответственность. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами исполнительной власти и местного самоуправления во внесудебном порядке, хотя некоторые административные правонарушения рассматриваются судами. В отличие от уголовной ответственности и гражданской ответственности, которые устанавливаются только федеральным законом, административная ответственность устанавливается большим числом федеральных законов и подзаконных актов, законов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. Особое место среди таких актов принадлежит Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. Кодекс не только устанавливает ответственность за значительное количество административных правонарушений, но и регулирует общие вопросы административной ответственности, а также производство по делам об административных правонарушениях, т.е. содержит как материальные, так и процессуальные нормы. В числе иных федеральных актов, устанавливающих административную ответственность, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства", Закон РФ "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности", Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и многие другие. Среди законов субъектов Российской Федерации, касающихся вопросов административной ответственности, можно назвать Кодекс Свердловской области об административной ответственности, кодифицированный закон об административных правонарушениях Республики Карелия, законы Ивановской, Кировской и других областей, устанавливающие административную ответственность за конкретные административные проступки и т.д. Существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования - организации, в том числе филиалы организаций, их представительства, а также их структурные подразделения. Институт административной ответственности коллективных образований относительно нов и требует дальнейшего осмысления и развития. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение, и его увольнения с работы, это лицо считается имеющим административное взыскание лишь в течение установленного законом срока.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Административная ответственность юридических лиц часто отождествляется с ответственностью лиц должностных, однако это не одно и то же. Об особенностях административной ответственности юридических лиц, формах, в которых она может проявляться, основаниях для ее применения и иных нюансах, с ней связанных, пойдет речь в нашей статье.

При каких условиях наступает административная ответственность юр. лиц

К административной ответственности могут привлекаться не только для физические, но и юридические лица - в случаях, когда ими совершаются определенные правонарушения, оговоренные КоАП РФ или иными законодательными актами, действующими на территориях субъектов РФ.

Получается, что для наступления административной ответственности юридического лица необходимо, чтобы последнее нарушило требования КоАП или какой-либо закон субъекта РФ. При этом организация может быть признана виновной и привлечена к административной ответственности только тогда, когда ее ответственные лица знали о своей обязанности и имели возможность для ее исполнения, однако пренебрегли возложенными законом обязанностями по тем или иным причинам.

Важным условием для наступления административной ответственности юридического лица является факт строгого соблюдения процессуального законодательства в области привлечения к такой ответственности. Привлечь к ответственности юридическое лицо может только специально уполномоченное государством на совершение таких действий должностное лицо государственного органа или структуры. При этом должна быть соблюдена особая процедура, а виновному дается право на защиту и обжалование принятого решения.

Особенности административной ответственности юридических лиц

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.

Данная статья регламентирует порядок наступления административной ответственности юридического лица:

При слиянии 2 и более юр. лиц с целью образования нового административная ответственностьнаступает для вновь созданного (образованного в процессе слияния) предприятия.

При разделении виновной организации на 2 или более новых административная ответственность юридического лица будет распределяться не равными частями или частями пропорционально полученным долям в имуществе (именно так считают многие), а с учетом данных, отраженных в разделительном балансе. То есть отвечать в административном порядке придется тому из новообразованных юр. лиц, к которому в соответствии с этим балансом перешло имущество или права (в частности, по договорам), связанные с допущенным правонарушением.

В случае же присоединения все довольно просто: даже если присоединяемое юр. лицо совершило правонарушение до момента осуществления процедуры присоединения, отвечать за его поступки придется «старшему брату», т. е. тому юридическому лицу, к которому оно присоединилось.

Если же вести речь о преобразовании юр. лица в какую-либо иную форму, то административная ответственность юридического лица при этом не исчезает. Это означает, что вновь созданная компания, независимо от ее организационно-правовой формы, все равно обязана ответить по всем обязательствам преобразуемого юридического лица, в том числе и относительно административной ответственности.

Важным тут является и тот аспект, что законодатель (о чем говорится в ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ) прямо указывает на то, что согласия нового юр. лица для привлечения его к ответственности такого рода не требуется. Более того, сама административная ответственностьнаступает совершенно независимо от того, было ли новому юридическому лицу ранее известно о допущенном правонарушении.

Помимо этого в ситуациях, когда у единоличного исполнительного органа юр. лица имеется именно такой статус, к нему также применима административная ответственность юридических лиц.

Какие правонарушения административного плана наказуемы

Административная ответственность юридического лица, как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ. Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ указывает на то, что если статья прямо не определяет круг лиц, к которым применимы положения определенных правовых норм, то это означает, что они могут распространяться и на юр. лиц, и на физ. лиц, и на индивидуальных предпринимателей.

Какие виды административной ответственности юридических лиц существуют

Административное право не пестрит многообразием возможных санкций. Это условие касается и юр. лиц. На сегодняшний день для них предусмотрено 3 вида наказаний: штраф, конфискация предмета, который использовался при совершении правонарушения, или приостановление деятельности предприятия на определенный период.

Кстати, необходимо сказать, что даже 2 первых вида могут быть достаточно болезненными для организации. Например, суммы штрафов при привлечении административной ответственности юридических лиц могут составлять несколько сотен тысяч рублей, что для малых организаций, разумеется, может обернуться не только ощутимыми затратами, но и фактической угрозой дальнейшей жизнеспособности предприятия.

Конфискация предмета, которым было совершено правонарушение, применяется не слишком часто, однако такая санкция все же имеет место. Конфисковать, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут технику, оборудование, инструменты, приспособления, документацию и иные вещи, так или иначе способствовавшие правонарушителю в совершении деяния.

Наиболее серьезным видом административной ответственности юридических лиц является приостановление деятельности. В среднем период приостановления составляет до 1 месяца, и за этот период предприятие может понести существенные убытки, недополучить прибыль или даже лишиться определенного места на рынке.

Различия в административной ответственности для юридических и должностных лиц

Еще один вопрос, требующий рассмотрения в рамках данной темы, - это соотношение административной ответственности юридических лиц с ответственностью такого рода лиц должностных. Нужно помнить, что далеко не всегда ответственность возлагается на юр. лицо. Иногда бывают и такие ситуации, при которых санкции применяются к должностным лицам организации, трудовым договором и должностной инструкцией которых предусмотрено совершение ими действий, направленных на обеспечение соблюдения требований закона, и которые силу каких-либо обстоятельств допустили нарушение правовых норм или совершили правонарушение.

Сразу следует заметить, что Кодекс об административных правонарушениях приравнивает должностных лиц организаций (то есть лиц, которые постоянно, временно или на основании специального поручения исполняют определенную работу) к тем лицам, которые осуществляют свою деятельность без образования юр. лица. Разница между административной ответственностью юридических лиц и ответственностью лиц должностных состоит не только в видах санкций, но и в их объемах.

К должностным лицам применяют штрафы (штраф - это вообще самая распространенная форма санкций в административном праве) и ограничение права такого лица в течение определенного времени занимать ту или иную должность. При этом штрафы - это довольно часто применяемый на практике способ наказания, лишение же права на ту или иную работу применяется гораздо реже. Причем в большинстве своем применяется в случаях, когда имеет место «административный рецидив», то есть когда лицо, уже привлекавшееся к ответственности за определенное правонарушение, повторно совершает аналогичные действия.

Следует помнить и о том, что административная ответственность юридического лица предполагается как в виде самостоятельного наказания, так и в совокупности с привлечением к таковой еще и должностного лица компании/организации, допустившего совершение правонарушения.

Стоит также отметить, что на практике нередки ситуации, когда организации пытаются избежать административной ответственности юридических лиц, перекладывая ее на сотрудников с определенными должностными полномочиями. Подобное положение объясняется тем, что административная ответственность юридических лиц предполагает гораздо больший ее объем, чем ответственность лиц должностных. Разумеется, такое поведение находится, так сказать, на грани закона, однако позволяет юр. лицам избежать крупных штрафов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

КоАП РФ Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 - 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 - 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 - 6 настоящей статьи.

9. В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

Юридическая ответственность может наступить лишь при наличии комплекса социально-правовых и фактических оснований.

Первое основание -- правовая норма, предусматривающая возможность применения мер ответственности за правонарушение. В современном обществе наличие нормативного основания является безусловным для возникновения юридической ответственности. Нет юридической ответственности, если нет нормы права Норма права -- это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное (моделируемое) в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений. , ее предусматривающей.

Фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Оно выступает обязательным правообразующим фактом для возникновения охранительного правоотношения, в рамках которого реализуется юридическая ответственность.

Третье обязательное основание юридической ответственности -- правоприменительный акт, которым конкретизируется общее предписание охранительной нормы права, определяются конкретный вид и мера юридической ответственности.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. «Административная ответственность и административное правонарушение - понятия взаимосвязанные. Это обусловлено тем, что правонарушение является единственным основанием для наложения административного наказания» Маркарян П.К. Понятие административной ответственности в науке и законодательстве // Бизнес в законе. - 2010. - №4. - С. 122. .

Административное правонарушение - это виновное, противоправное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Признаками административного правонарушения являются: а) антиобщественность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния См.: Трепель В.Г., Шишов М.А., Шумилина Е.В. Некоторые вопросы административной ответственности // Административное право и процесс. - 2010. - №1. - С. 26. .

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения (воля в специальной литературе определяется как «психическое регулирование поведения, заключающегося в детерминированном и мотивированном желании достижения поставленной цели, в выборе решения, разработке путей, средств и применения усилий для их осуществления» Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление. М., 1993. С. 24.). Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение законодательства о рекламе, обман потребителей и т.д.). Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности. Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием.

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права.

Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ). Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Как субъективное условие административной ответственности, вина связана с психическими процессами, происходящими в сознании человека. Однако на современном уровне развития общества мы не можем при решении вопроса об ответственности непосредственно исследовать психические процессы, происходившие в сознании человека в момент правонарушения. Судить об этих внутренних процессах можно только по поведению человека, в котором они находят свое внешнее выражение. Б.А. Шагурин отмечал: «Орган или должностное лицо, имеющие право привлекать к административной ответственности, определяют, действительно ли данное лицо совершило административное нарушение, иначе говоря, они устанавливают вину определенного лица в совершении административного нарушения» Шагурин Б.А. Административная ответственность граждан. - М., 1967. - С. 88. .

В КоАП РФ установлена презумпция невиновности, т.е. лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ). В основе этого принципа лежит общая, широко признаваемая норма морали, согласно которой каждый человек должен предполагаться добропорядочным (прежде всего - не правонарушителем), пока иное не будет доказано. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).

Из презумпции невиновности вытекают также положения о том, что все сомнения, которые не представляется возможным устранить, должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ), при этом данное лицо не обязано доказывать свою невиновность (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ).

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение - основание административной ответственности, с другой, такая ответственность - признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д.

Правонарушение -- основной элемент фактического состава, оказывающий влияние на возникновение юридической ответственности. Его юридически значимые стороны отражает конструкция состава правонарушения. Состав правонарушения -- это наличие всех составляющих факт правонарушения элементов (субъекта, субъективной стороны, объекта, объективной стороны), выступающих в неразрывном единстве как решающее основание юридической ответственности.

Состав административного правонарушения включает четыре элемента: субъект, объект, объективную сторону и субъективную сторону.

Субъектом административного правонарушения могут быть граждане, способные по возрасту (не менее 16 лет, ст. 2.3 КоАП РФ) и вменяемости (отдающие отчет в своих действиях, могущие руководить ими, ст. 2.8 КоАП РФ Вменяемость как правовая категория характеризуется такими основополагающими понятиями, как «сознание» и «воля». На этот аспект совершенно правильно указывает В.Г. Павлов: «Сознание и воля представляют собой наиболее важные психические функции, которые вообще определяют повседневное поведение любого человека» (Павлов В.Г. Субъект преступления и уголовная ответственность. - СПб., 2000. - С. 43).) нести ответственность за совершение проступка.

При принятии КоАП РФ законодателем, к сожалению, оставлен без внимания вопрос, связанный с совершением административного правонарушения лицом, которое хотя и находилось в состоянии вменяемости на момент совершения деяния, но заболело психической болезнью до принятия компетентным органом (должностным лицом) решения по делу и как следствие - утратило возможность осознавать характер своих действий. Обоснованно утверждает Т.В. Телятицкая, что «наложение на такое лицо административного взыскания вряд ли поможет достигнуть основных целей наказания» Телятицкая Т.В. Значение признаков субъекта в процессе квалификации административных правонарушений // Актуальные вопросы административно-деликтного права: материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.С. Дугенец. - М., 2005. - С. 128..

В отдельных видах административных проступков в качестве субъекта выступают иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица (ст. 2.6 КоАП РФ), должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ) В Кодексе РФ об административных правонарушениях должностные лица указаны субъектами административной ответственности более чем в 430 случаях. Кроме КоАП РФ предусмотрено установление административной ответственности и иными нормативными актами (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). См.: Глазьев С.Ю., Дамаскин О.В. Юридическая ответственность должностных лиц исполнительной власти // Современное право. - 2001. - №10. - С. 27-28., военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ). В таких случаях говорят о специальном субъекте административного правонарушения.

Субъектами административных правонарушений признаются также юридические лица. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Общие положения административной ответственности юридических лиц определены в ст. 2.10 КоАП РФ.

Следует отметить, что многие страны, столкнувшись с резким ростом правонарушений, совершаемых корпорациями, пошли по пути освоения института ответственности юридических лиц (как уголовной, так и административной). В настоящее время уголовная ответственность юридических лиц установлена во Франции, Бельгии, Дании, Японии, Канаде, США, Южной Корее, Голландии, Норвегии, Австрии и некоторых других странах. Административная ответственность этих лиц на уровне кодифицированных актов установлена в Германии, Италии и Португалии См.: Бахрах Д.Н. Указ. статья. - С. 4.. Самым широким образом этот институт используется и в юридической практике Европейского Союза www.eulaw.edu.ru.. Таким образом, прослеживается определенная мировая тенденция в решении данного вопроса.

Важно подчеркнуть, что совершившие административные правонарушения лица равны перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ).

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, обман потребителей состоит в посягательстве на законное осуществление предпринимательской деятельности, но выражаться он может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «обман потребителей», изложенной в законе (ст. 14.7 КоАП РФ). Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности.

Должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Объективная сторона характеризует проступок как акт внешнего поведения нарушителя. Она включает действие (бездействие), последствия, причину. Связь между совершенным противоправным деянием и наступившим результатом. Важную роль в уяснении объективной стороны проступка играют место, время и способ его совершения.

Субъективная сторона административного проступка включает вину нарушителя, цель и мотивы совершения им противоправных действий. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена ст. 2.2 КоАП РФ. Она выражает психическое отношение лица, совершившего проступок, к содеянному. Вина в административном проступке может выражаться в форме умысла (когда виновный сознает опасность совершенного противоправного действия, желает наступления вредных последствий или сознательно допускает их или относится к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ)) или неосторожности, когда нарушитель не сознает общественно опасный характер совершаемого действия, но обязан был его сознавать или же рассчитывал предотвратить вредные последствия своих действий (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).

В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из правонарушений может быть совершено в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что они могут быть совершены только в форме умысла; в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ либо иных законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе.

Вот пример из судебной практики. Граждане П. и Р., находясь в общественном месте (в парке) в нетрезвом состоянии, громко выражались нецензурной бранью, отпускали в отношении проходящих лиц непристойные замечания, приставали к отдыхающим людям, некоторых женщин пытались хватать за руки. За указанные действия П. и Р. были обоснованно привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, т.к. в их действиях налицо все элементы состава такого административного правонарушения, как мелкое хулиганство Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2010. - №3. - С. 10. .

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ). Следует отметить, что динамизм, присущий современной жизни, обусловил тот факт, что именно в последние годы участились случаи, когда складываются обстоятельства крайней необходимости. Это объясняется также участившимися бедствиями, катастрофами самого различного происхождения См.: Постников В.Н. Актуальные проблемы, возникающие при решении вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности // Административное право и процесс. - 2010. - №2. - С. 24-25. .

Важное практическое значение имеет вопрос о юридических критериях ограничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Например, обман потребителей, незаконное использование товарного знака, фиктивное или преднамеренное банкротство предусмотрены как административным, так и уголовным законодательством. Б.М. Лазарев отмечает: «Правильное отграничение преступления от иного непреступного правонарушения имеет важное принципиальное значение и с точки зрения охраны достоинства личности» Лазарев Б.М. Административная ответственность. - М., 1985. - С. 12. .

Юридические критерии ограничения содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение См.: Васильев Э.А. Общие черты административного правонарушения и преступления // Административное право и процесс. - 2007. - №1. - С. 31-33..

Рассмотрим пример из практики. Вышестоящими судебными инстанциями было признано незаконным осуждение С. за кражу 1 кг витаминно-травяной муки, поскольку это деяние в силу малозначительности не представляло общественной опасности. На этом основании уголовное дело было прекращено за отсутствием в деянии С. состава преступления; С. был привлечен к административной ответственности Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - №6. - С. 6..

«Разнообразные процессы, совершающиеся в обществе, обостряют проблему такого соотношения; уже несколько иначе решаются вопросы применения этих видов ответственности, хотя еще рано говорить о радикальных изменениях. Было бы неверным акцентировать приоритеты того или иного вида ответственности, важнее поиски путей значительного повышения их эффективности» Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 3-е изд., пересмотр, и доп. - М., 2007. - С. 254. .

Итак, для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация