Взаимосвязаны гражданское общество и правовое государство. Гражданское общество: структура. Функции правового государства

Главная / Налоги

Гражданское общество и государство взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В гражданском обществе доминируют механизмы самоорганизации, в государстве – управления. Совокупность этих механизмов выполняет функции адаптера общественной системы. Государство координирует действия участников гражданского обществ. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества заключается в том, что государство подчиняется обществу, выполняет лишь те функции, которые выплывают из природы самого общества и служат его потребностям. Государство не должно при этом мешать реализации частных интересов, которые конкурируют в сфере гражданского общества.

В современном демократическом правовом государстве отдельный человек, его права и свободы, признаются высшей ценностью и по общему правилу имеют приоритет относительно общих или государственных интересов. Вместе с тем, именно от гражданского общества зависят сущностные характеристики института государства. Гражданское общество саморегулируется, в частности, так, что именно формирует для себя управляющую систему, задает пределы государственного вмешательства, определяет функции государства и контролирует их осуществление.

Государство также оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Однако особенность двусторонней взаимосвязи правового государства и гражданского общества заключается в том, что определяющим является влияние общества. Именно оно формирует государство, его институты, направляет и контролирует ее деятельность. Граждане страны, осознавая пренебрежительность своих прав над полномочиями государства, принуждают государственную власть в ее действиях ориентироваться на потребности общества, служить правам человека. Обеспечить такую сущностную предпосылку демократической государственности гражданское общество может с помощью определенных средств, самыми главными среди которых являются средства юридические – нормативно определены гражданские права.

Взаимосвязь гражданского общества и государства проявляется в том, что чем более развитое гражданское общество, тем менее заметной является роль государства. Поэтому неразвитость гражданского общества предопределяет избыточное усиление государства, которое поглощает общество . Поэтому, чем более развитым является гражданское общество, тем более демократическим является государство.

Социальное государство

Социальное государство - (термин введен в середине XIX в. немецким ученым Лоренцем фон Штейном (1815-1890) - форма государства, одной из важнейших функций которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Социальное государство в своем развитии проходит ряд этапов1:

Первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) .Этот период знаменателен следующими фактами:

1 . В этот период времени Германия впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, финансирует медицинскую помощь, вводит пособие по болезни и обязательное пенсионное страхование.

2. Социальное страхование от несчастного случая появляется в этот период в Австрии во Франции, в Норвегии., Новой Зеландии, Швеции.

3. Медицинское страхование стало государственным в Австрии., в Швеции, в Норвегии. 2

4. С 70-х годов XIX столетия до начала Второй мировой войны государственное страхование охватило все сферы социальных рисков во всех странах

Второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) . Этот этап интересен следующими моментами:

1. Первая треть XX в. ознаменовалась принятием множества социальных законов и введением принципов социального государства в политику многих стран.

2. Социальные функции государства не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую основу государства.

Третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) . Именно в этот период государство становится субъектом специфических социальных функций, примером которых являются обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов.

Четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) .В этот период можно выделить три момента

1. С конца 70-х годов ХХ в. начинает нарастать критика государства всеобщего благоденствия, которая в середине 80-х годов становится многосторонней.

2. Направленность государства на обеспечение единого для всех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и другими ограничениями.

3. С 70-х годов расходы на социальное обеспечение во многих странах начинают ежегодно расти более быстрыми темпами, чем доходы, что потребовало повсеместного повышения налогов и обязательных взносов в систему социального обеспечения.

Пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) . Происходит частичное сокращение социальных программ и пособий и к реформе социальной политики государств, которая в дальнейшем выразилась в пересмотре принципов, функций и механизмов социальной деятельности.

Принципы гражданского общества

Понятие гражданского общества предполагает наличие у него соответствующих принципов, признаков, характеризующих его как гражданское - свободное и независимое от государственной власти.

1. Гражданское общество - открытое социальное образование. Суть данного принципа состоит в свободе действий индивида, во всеобщей информированности и, прежде всего, в реальном осуществлении права человека на информацию, в возможности взаимодействия с такими же образованиями: обмен информацией, знаниями с зарубежными образовательными учреждениями и т. д.

2. Гражданское общество - сообщество свободных индивидов. Данный принцип означает наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, свободу индивида во всех сферах жизни общества. Гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей ценностей.

3. Гражданское общество - это правовое демократическое общество. В основе этого принципа лежит наличие в гражданском обществе, как условие его существования - правового государства и его основных принципов. Суть которых заключается в обеспечении и защите прав и свобод граждан, приоритете права и разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, а так же наличие справедливого и гуманного правосудия.

4. Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, взаимодействуя друг с другом, реализуя свои интересы и потребности, объединяясь в различные организации (партии, профсоюзы и так далее) - обеспечивают развитие гражданского общества без вмешательства политической силы государства. Тем самым можно сказать, что здесь гражданское общество имеет собственные источники развития, независимые от государства.

5. Гражданское общество - это плюралистическая и сложно-структурированная система. Говоря об этом принципе, следует указать на то, что любое социальное явление обладает определёнными качествами, однако гражданское общество составляет более полное, воспроизводимое и устойчивое их содержание. Объясняется это тем, что гражданское общество содержит в себе множество различных общественных форм и институтов, которые позволяют реализовать самые разнообразные и необходимые интересы и потребности индивидов.



Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу. Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Соотношение правового государства и гражданского общества

О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить не так давно. Так как гражданское общество - это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Развитость гражданского общества определяется уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым. Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан. Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции. Таким образом, можно выделить взаимоотношения правового государства и гражданского общества:

1. Гражданское общество является одним из важнейших условий формирования правового государства, а правовое государство, по сути дела, - политическая сущность гражданского общества.

2. Противоречия правового государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства.

3. Правовое государство - это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве.

4. Правовое государство и личность связаны взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве.

5. Необходимость создания правового государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей защитить свои права и свободы.

6. Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние.

7. В паровом государстве все его граждане, то есть члены гражданского общества, и государственные органы, в лице должностных лиц, одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках. Таким образом, правовое государство и гражданское общество - вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга.

Прежде чем говорить о взаимосвязи государства и гражданского общества, необходимо определиться, что такое гражданское общество. Чем оно отличается от любых других видов социума? В гражданском обществе без каких-либо исключений обеспечиваются права и свободы людей. Государство в этом процессе играет ключевую роль, так как именно оно - гарант благополучия своих жителей. Современная демократически избранная власть не может довлеть над людьми. Она не мешает социуму жить в режиме самоуправления.

Сходства и различия

Настоящее гражданское общество и государство, кратко говоря, не могут сосуществовать без плюрализма мнений. Свобода слова является важным атрибутом этой взаимосвязи. В то же время между гражданским обществом и государством есть множество различий.

Фундаментальной характеристикой властного аппарата является субординация - правило подчинения чиновников друг другу согласно номенклатурной лестнице. же основывается на принципе вольной координации. Люди внутри этой системы находятся на равных позициях. Их сотрудничество начинается благодаря одинаковым устремлениям и собственному желанию.

Общая природа

Государство не может существовать без общества, из которого и выделяется. Люди, живущие вместе, нуждаются в определенной политической организации и суверенной власти. Она необходима для защиты общих интересов. Именно на этом принципе основывается взаимосвязь между такими структурами, как гражданское общество и государство. Кратко об их «соседстве» рассуждали еще античные философы. Например, мыслители Древней Греции строили разные теории о природе политической власти.

В первую очередь государство состоит из населения, то есть человеческого общества. Его также можно назвать народом. Однако между этими двумя терминами есть некоторая разница. Народ - это крупная социальная группа, у членов которой есть общие культурные черты и историческое сознание. Люди одной нации, как правило, противопоставляют себя представителям других этносов. Сегодня на территории многих государств проживает по несколько народов. При всех их различиях на них в одинаковой степени распространяется политическая власть. Взаимосвязь гражданского общества и государства, кратко говоря, должна исключать возможность возникновения конфликтов между народами, живущими в одном «доме».

Зарождение гражданского общества

На протяжении многих столетий параллельно развивались гражданское общество и государство. Кратко описать эту эволюцию можно следующим образом.

На начальном этапе происходило складывание предпосылок для появления гражданского общества. Сперва в виде теоретической идеи. Термин «гражданское общество» появился в XVIII веке. Причем исследователи того времени использовали данную формулировку в несколько ином, чем сегодня, смысле. Например, в 1767 году шотландский философ Адам Фергюсон называл гражданское общество основным признаком европейской цивилизации вообще.

Этот пример показывает важную характеристику сознания жителей Старого Света той эпохи. В античности, Средневековье и вплоть до XIX века люди считали, что нет таких отличий, которые бы имели между собой гражданское общество и государство. Кратко объяснить эту логику можно мыслью о том, что население не признавалось самостоятельным. Еще не было сформировано демократических институтов, инструментов саморегулирования. Люди всегда смотрели на власть как на богом данное естественное и ничем неограниченное право монархов. Пойти против этого принципа и оспаривать его считалось если не преступлением, то глупостью.

Научный взгляд

Сегодняшнее понятие гражданского общества появилось благодаря трудам Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Шарля Монтескье и некоторых других мыслителей. В XVIII веке начался этап зарождения первых современных демократий. Именно борьба с абсолютными монархиями дала толчок к осмыслению перемен в европейском социуме.

Постепенно гуманитарная наука смогла сформулировать принцип, согласно которому взаимодействуют (кратко описать его можно как «общественный договор»). Власть и люди нуждаются в неких установках, «правилах игры», регулирующих их отношения. Гражданское общество появляется в тот момент, когда политическая система признает право человека на свободу, подчеркивает важность его частной собственности, экономической самостоятельности. Независимая личность - вот вокруг чего строится самый прогрессивный социум. Без нее невозможен рост благополучия и стабильность.

Связывающее законодательство

В каких еще сферах проявляется взаимодействие гражданского общества и государства? Кратко говоря о точках их пересечения, нельзя не упомянуть законодательную сторону этого вопроса. Основы общественной и государственной жизни зафиксированы в Конституции. Этот главный закон является правовой моделью социума. С помощью конституции граждане могут защищать свои интересы в случае конфликтов и спорных ситуаций. Исполнение установленных норм помогает утвердить в обществе твердый и эффективный правовой порядок.

Конституция - главный закон, однако помимо нее есть еще множество других законов. Все вместе они делятся на несколько групп, регулирующих определенную сферу жизни общества. Также существуют помогающие внести ясность в каждом конкретном случае их правоприменения.

Судебный фактор

Независимый суд - еще один инструмент, который определяет соотношение правового государства и гражданского общества. Кратко о его влиянии необходимо упомянуть хотя бы потому, что именно с его помощью люди могут добиться исполнения законов.

Суд - главный проводник Конституции. И если сам ее документ является лишь декларацией, то с помощью состязательного процесса общество претворяет эти писаные принципы в жизнь.

Защита общественных интересов

Для функционирования эффективной политической модели необходима взаимная ответственность, с которой друг к другу должны относиться гражданское общество и государство. Философия кратко и вместе с тем емко ответила на вопрос о том, в каком формате должны существовать эти отношения.

Государство берет на себя ответственность защищать всех своих граждан. Главным инструментом, корректирующим поведение власти, является закон. Он исключает административный произвол и не дает государству уничтожить независимое гражданское общество.

Разделение властей

Государственная деятельность делится на несколько видов: исполнительную, судебную и законодательную. Автором этой концепции стал Монтескье. Формулируя свою эпохальную теорию в книге «О духе законов», он опирался на изыскания своих не менее знаменитых предшественников: Аристотеля, Платона и Локка. Принцип разделения властей стал фундаментом для Декларации прав человека, принятой во Франции в 1879 году.

Применение этой модели - лучший пример того, как вместе уживаются государство, право и гражданское общество. Кратко описать эту взаимосвязь можно на примере парламента - органа законодательной власти. В правовом государстве он независим от президента и принимает самостоятельные решения. Таким образом, эти два института представляют собой противовес друг для друга. Также к ним прилагается независимый суд. Данная триада рождает баланс интересов. Ни одна сила не сможет установить диктатуру и навязать свое мнение остальным. Так соблюдаются права и свободы всех жителей страны, ведь и президент, и парламент избираются людьми. Таким образом осуществляется принцип народного представительства. Принимая решения, депутаты на самом деле лишь претворяют в жизнь чаяния своих избирателей. Так гражданское общество влияет на жизнь в стране, делает ее лучше и удобнее. Если же парламент или президент нарушают права людей, те могут обратиться в суд и, опять-таки, защитить свои интересы с помощью легитимного инструментария.

Исследование правовых вопросов взаимодействия государства и гражданского общества представляется весьма необходимым в существующих политико-правовых реалиях России. Проблемы элементов взаимосвязей гражданского общества и правового государства до сих пор вызывают дебаты в научных кругах не только России, но и ученых разных стран постсоветского пространства. Так в апреле 2010 года состоялась II международная конференция, посвященная конституционным правам и свободам личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства на которой главный научный сотрудник ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор В.Е. Чиркин остановился на проблемах элементов взаимосвязей гражданского общества и правового государства. Он в частностил: «Нельзя разрывать гражданское общество и правовое государство, в отношениях которых есть и сотрудничество и противоречия… Гражданское общество должно пресекать тенденции государственного аппарата к бюрократизации. Со своей стороны государство должно обеспечивать свободное развитие гражданского общества в рамках конституции и законов» Нуденко Л.А., //Государство и право/ декабрь 2010г. № 12, С. 97.

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования правового государства является наличие гражданского общества. Построение гражданского общества в нашей стране - одна из целей, проводимых в современной России реформ. Рассмотрение вопроса о соотношении правового государства и гражданского общества предполагает предварительное определение соответствующих понятий.

Стоит повториться, что Гражданское общество, по мнению представителей юридической науки, - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, то есть система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданекого общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. По существу гражданское общество -демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

Правовое государство - такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности, это форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом.

Необходимо отметить, что взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества закреплено в нормативно-правовых документах на федеральном, региональном и местном уровнях. Например, основополагающие принципы взаимодействия органов исполнительной власти с общественными организациями закреплены в Концепции реформирования государственной службы России . Правовую основу взаимодействия органов власти с общественными организациями в Российской Федерации составляют Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, Федеральные законы: "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания населения РФ", "О мерах государственной поддержки общероссийских объединений инвалидов", "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "Об Общественной палате Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", "Об автономных учреждениях", "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и др.

Говоря о единстве гражданского общества и правового государства прежде всего, отметим то, что формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

Рассматриваемый аспект соотношения проявляется и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, закрепляющим юридическое равенство. В отечественной литературе обращается внимание на то, что главным признаком и основой гражданского общества законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их права и свободами. Акцент также делается на том, что критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства.

Автономность индивидов и организаций в условиях формирования гражданского общества способствует созданию механизмов их саморегуляции и саморазвития, образованию сферы невластных отношений. Одним из показателей развития такого общества является то, что граждане обладают, в частности, способностью и реальной возможностью осуществлять свободу политического выбора. Так, право граждан на объединение, закреплённое в ст. 30 Конституции РФ, по сути есть право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям закона. Такие объединения -необходимый составной элемент гражданского общества.

В рассматриваемом плане отметим и то, что гражданское общество возможно в условиях, когда экономическая система построена на правовых началах, формируемых и обеспечиваемых государством. Соответственно каждый из субъектов экономических отношений должен быть защищён и гарантирован как от неправового влияния государства, так и от диктата поставщика. В этом также определяется определённое единство гражданского общества и государства, осуществляющего правовое регулирование общественных отношений. Как видим, государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально-экономических и политических реальностей в современной России.

Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются одновременно, органически взаимосвязаны. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой «становой хребет» и одновременную форму («обруч») общества. В государстве важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Если «убрать» правовое государство, то и общество развалиться на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.

Фактом является то, что государство возникает из множества самых разных индивидов, существующего в виде членов семей и членов гражданского общества. Но, возникнув и укрепившись исторически, государства в мире становятся сильными субъектами, управляющими проживающим на территории государства населением, регулирующими множество общественных, социально-экономических процессов, происходящих в государстве. «Можно признать следующее: государство является необходимым фактором создания и самого факта существования гражданского общества. Если не будет силы и государственной воли (принуждения) в определенных вопросах общественной жизни, все скатится к беспорядкам и хаосу. Не в последнюю очередь это касается гражданского общества, саморегулируемой системы, нуждающейся в постоянном контроле со стороны государства» Грудцына Л.Ю., Петров С.М., «Гражданское общество, народ и власть: концептуальное понимание и российская специфика»,//Государство и право/, июнь 2012, №6, С.6.

Все это лишь демонстрирует ту же объективную взаимосвязь государства и гражданского общества применительно к особым примерам. Воистину гражданское общество и государство представляют собой единство и борьбу противоположностей. "В гражданском обществе каждый для себя - цель, - отмечал Г. В. Ф. Гегель, - все остальное для него ничто" . Или: "Гражданское общество является ареной борьбы частных индивидуальных интересов, войны всех против всех". И как раз эта-то война, которая сама - следствие социального единства и вытекающих из него ограничений, рождает необходимость мощного интегрирующего начала, коим и является государство.

Следует обратить внимание и на то, что единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит своё выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приёмы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, социально-культурной, экономической и иных областях жизни общества.

Органическое единство гражданского общества и государства - это не органическое единство индивидов или власть придержащих и граждан, а единство органически взаимосвязанных и взаимопорождающих общественных отношений, с одной стороны, тех в которых формируется и функционирует государственная власть, а с другой - тех, в которых существуют институты гражданского общества.

«Гражданское общество нельзя трактовать как антитезу государства, ибо гражданское общество и государство - это теснейшим образом объективно взаимосвязанные и взаимозависимые социальные и политико-правовые явлении, своего рола органический тандем, где движущая роль в развитии тандема в идеале должна принадлежать гражданскому обществу, на стороне которого формирование материального субстрата государства - общезначимого интереса.» Грудцына Л.Ю., Петров С.М., «Гражданское общество, народ и власть: концептуальное понимание и российская специфика»,//Государство и право/, июнь 2012, №6, С.7 При слабо развитых институтах демократии или в тоталитарных государствах эта картина оказывается сильно закамуфлированной; государство как субъект государственного управления оказывает воздействие на гражданское общество (и достаточно активное) как его объект,

Устранение интегрирующего государственного начала, противостоящего индивидуализму субъектов гражданского общества, превращает гражданское общество в ничем не связанную совокупность индивидов, что способно привести к воцарению анархии. Здесь не будет ни государства, ни гражданского общества. История дает множество примеров, когда из-за ослабления или гибели государства общество погружалось в анархию и смуту со всеми сопутствующими им бедствиями и кровопролитиями. Достаточно вспомнить Россию конца XVI - начала XVII в. Самая яркая иллюстрация из новейшей отечественной истории - перестройка и реформы, которые привели к крушению Советского Союза. «Современное Российское государство вряд ли можно назвать сильным. Его социалистический предшественник был не в пример мощнее. Слабости нового Российского государства сопутствует аморфность гражданского общества и процесса его формирования. Само же гражданское общество в существенной мере замещается его политическим суррогатом, формирующимся новой номенклатурой в форме создаваемых ею политических псевдообщественных организаций».

§2. Различия гражданского общества и правового государства

Любое государство (даже самое демократическое, не авторитарное) есть организация. И как любая, так или иначе сложная организация объективно неизбежно строится иерархически, в порядке соподчинённости структурных звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства, - всегда отношения, в основном, вертикальные, субординационные.

С учётом названного аспекта, правое государство - организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле, в плане проводимого разграничения можно сказать о государстве как форме гражданского общества. К тому же отметим и то, что правовому государству и гражданскому обществу свойственны и несовпадающие структуры, и соответственно специфические функции.

Наиболее отчётливо различия между рассматриваемыми социальными образованиями проявляются в следующем: гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Имеются в виду объединения, созданные «снизу», а не по указке вышестоящих органов, например, политические партии, функционирующие на основе уставов, программных документов, и координирующие свою деятельность с другими институтами гражданского общества. Во всех случаях речь идёт о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. «Совокупность отношений, скрепляющих гражданское общество, - по мнению Л.С. Мамута, - сложная система горизонтальных, одноуровневых связей, в которой практически нет места порядку субординации.

Одновременно оно есть ещё и сфера реализации людьми их партикулярных (индивидуальных, групповых) интересов» Прав, гос-во и гражд. общ-во: пути формирования современной России», М.,2003 г., с.46.

Для отличия государства и гражданского общества обратим внимание и на иные факторы. Напомним, что отношения между гражданами, их объединениями, союзами на уровне горизонтальных связей сроятся на началах равенства, свободы координации. Их связи и отношения преимущественно основываются на соглашениях, договорах. Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинён в порядке иерархии прямому вышестоящему начальнику (органу, учреждению).

Согласно действующему законодательству, гражданам разрешено всё, что не запрещено законом. Должностным лицам разрешено только то, что предопределено их компетенцией или предписано приказом. Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Должностные лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.

Взаимодействие государства и гражданского общества. Формирование правового государства и гражданского общества не означает слияния, взаимного поглощения. Соответственно надо видеть определённые линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений. В этой связи представляет интерес следующее суждение: государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую целостность. Имеется в виду, в частности, что «неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое поглощает первое». Этот вывод и материал, рассмотренный выше, свидетельствует о том, что государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определённое единство. Взаимодействие гражданского общества с государством можно рассмотреть и относительно более конкретных организационно-правовых форм. С точки зрения потенциала государства это:

Государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;

Предоставление субъектам гражданского общества - участникам политической жизни правовой возможности реализовать свои интересы в различных звеньях политической системы, в организации и деятельности органов государственной власти;

Установление правовых запретов относительно тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в частную и личную жизнь человека и гражданина;

Законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Это с одной стороны. С другой - гражданское общество во многом определяет функционирование демократического государства, его органов. Например, правотворческая деятельность государства тесно связана с деятельностью таких структурных элементов гражданского общества, как политические партии, общественно-политические движения, общественные организации граждан.

Различия гражданского общества государствазаключены в их структуре, специфических функциях. Правовое государство -- это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества.

Гражданское общество -- это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества,как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Имеются в виду

объединения, созданные «снизу», а не по указке вышестоящих органов; политические партии, функционирующие на основе соглашения (консенсуса) с другими институтами гражданского общества. Во всех случаях речь идет о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. Таким образом, сущностная черта гражданского общества -- существование в его рамках различных социальных сил, общественных образований. Главным действующим лицом такого общества является человек со всей его системой потребностей и интересов.

Одно из отличий государства от гражданского общества состоит в его способности принимать законы и другие нормативно - правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом. Вместе с тем, безусловно, надо видеть определенные линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений. Материал, рассмотренный выше, свидетельствует о том, что государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определенное единство. Взаимодействие гражданского общества с государством осуществляется и в более конкретных организационно - правовых формах.

Это: 1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;

2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти;

3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина;

4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации. Таким образом, правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И поскольку такое общество создается или будет создаваться, в той же степени складывается и правовое государство.

Отметим также, что гражданское общество и его элементы способствуют образованию лишь демократической, а не диктаторской формы правления, установления демократического политического режима в стране. Значимость этого очевидна, поскольку демократический режим способствует развитию местного самоуправления, совершенствованию форм прямой и представительной демократии, созданию условий для активной деятельности политических партий, выражающих различные мнения социальных групп. Следовательно, при демократическом режиме создаются наиболее оптимальные предпосылки для становления гражданского общества, его взаимодействия с государством.

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования правового государства является наличие гражданского общества. Построение гражданского общества в нашей стране - одна из целей, проводимых в современной России реформ. Рассмотрение вопроса о соотношении правового государства и гражданского общества предполагает предварительное определение соответствующих понятий. Стоит повториться, что правовое государство - такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

Понятие «гражданского общества», несмотря на частое использование в научных публикациях, в учебной литературе, в средствах массовой информации, в науке достаточно отчётливо не определено. По мнению представителей юридической науки, гражданское общество - свободное демократическое правовое общество, ориентированное на личность, обеспечивающее свободу творческой (предпринимательской) деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина. Или: гражданское общество - сфера личных, социально-экономических, культурных, нравственных, религиозных отношений, основанных на принципах справедливости, гуманизма, равенства всех перед законом и способствующих развитию их инициативы и предприимчивости.

По существу гражданское общество - демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

По-видимому, только в цивилизованном, демократическом государстве может сформироваться полноценное гражданское общество. Этому, безусловно, способствуют демократические институты власти (выборы, референдум, политический плюрализм и др.).

В общетеоретическом плане следует отметить, что взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию. Такие отношения целесообразно рассматривать в трёх аспектах: во-первых, установить, в чём проявляется единство государства и гражданского общества; во-вторых, определить, какие черты, свойства, особенности характеризуют их различия; в-третьих, выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей.

Единство государства и гражданского общества. Прежде всего, отметим то, что формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

Рассматриваемый аспект соотношения проявляется и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, закрепляющим юридическое равенство. В отечественной литературе обращается внимание на то, что главным признаком и основой гражданского общества законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их права и свободами.

Акцент также делается на том, что критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства.

Автономность индивидов и организаций в условиях формирования гражданского общества способствует созданию механизмов их саморегуляции и саморазвития, образованию сферы невластных отношений. Одним из показателей развития такого общества является то, что граждане обладают, в частности, способностью и реальной возможностью осуществлять свободу политического выбора. Так, право граждан на объединение, закреплённое в ст. 30 Конституции РФ, по сути есть право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям закона. Такие объединения - необходимый составной элемент гражданского общества.

В рассматриваемом плане отметим и то, что гражданское общество возможно в условиях, когда экономическая система построена на правовых началах, формируемых и обеспечиваемых государством. Соответственно каждый из субъектов экономических отношений должен быть защищён и гарантирован как от неправового влияния государства, так и от диктата поставщика. В этом также определяется определённое единство гражданского общества и государства, осуществляющего правовое регулирование общественных отношений. Как видим, государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально-экономических и политических реальностей в современной России. Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются одновременно, органически взаимосвязаны. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой «становой хребет» и одновременную форму («обруч») общества. В государстве важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Если «убрать» правовое государство, то и общество развалиться на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.

Обратим внимание и на то, что единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит своё выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приёмы, способы осуществления государственной власти и предоставляемаягражданам мера их свободы, активного участия в политической, социально-культурной, экономической и иных областях жизни общества.

Различия гражданского общества и правового государства. Любое государство (даже самое демократическое, не авторитарное) есть организация. И как любая так или иначе сложная организация оно объективно неизбежно строится иерархически, в порядке соподчинённости структурных звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства, - всегда отношения, в основном, вертикальные, субординационные.

С учётом названного аспекта, правое государство - организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле, в плане проводимого разграничения можно сказать о государстве как форме гражданского общества. К тому же отметим и то, что правовому государству и гражданскому обществу свойственны и несовпадающие структуры, и соответственно специфические функции.

Наиболее отчётливо между рассматриваемыми социальными образованиями проявляются в следующем: гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Имеются в виду объединения, созданные «снизу», а не по указке вышестоящих органов, например, политические партии, функционирующие на основе уставов, программных документов, и координирующие свою деятельность с другими институтами гражданского общества. Во всех случаях речь идёт о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. «Совокупность отношений, скрепляющих гражданское общество, - по мнению Л. С. Мамута, - сложная система горизонтальных, одноуровневых связей, в которой практически нет места порядку субординации. Одновременно оно есть ещё и сфера реализации людьми их партикулярных (индивидуальных, групповых) интересов».

Для отличия государства и гражданского общества обратим внимание и на иные факторы. Напомним, что отношения между гражданами, их объединениями, союзами на уровне горизонтальных связей сроятся на началах равенства, свободы координации. Их связи и отношения преимущественно основываются на соглашениях, договорах. Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинён в порядке иерархии прямому вышестоящему начальнику (органу, учреждению).

Согласно действующему законодательству, гражданам разрешено всё, что не запрещено законом. Должностным лицам разрешено только то, что предопределено их компетенцией или предписано приказом.

Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности только за правонарушение, т. е. виновное противоправное деяние. Должностные лица

отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения,

обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.

Взаимодействие государства и гражданского общества. Формирование правового государства и гражданского общества не означает слияния, взаимного поглощения. Соответственно надо видеть определённые линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений. В этой связи представляет интерес следующее суждение: государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую целостность. Имеется в виду, в частности, что «неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое поглощает первое». Этот вывод и материал, рассмотренный выше, свидетельствует о том, что государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определённое единство. Взаимодействие гражданского общества с государством можно рассмотреть и относительно более конкретных организационно-правовых форм. С точки зрения потенциала государства это:

  • 1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;
  • 2) предоставление субъектам гражданского общества - участникам политической жизни правовой возможности реализовать свои интересы в различных звеньях политической системы, в организации и деятельности органов государственной власти;
  • 3) установление правовых запретов относительно тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в частную и личную жизнь человека и гражданина;
  • 4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Это с одной стороны. Сдругой - гражданское общество во многом определяет функционирование демократического государства, его органов. Например, правотворческая деятельность государства тесно связана с деятельностью таких структурных элементов гражданского общества, как политические партии, общественно-политические движения, общественные организации граждан. Отметим также, что гражданское общество и его элементы способствуют образованию лишь демократической, а не диктаторской формы правления, установления демократического политического режима в стране. Значимость этого очевидна, поскольку демократический режим способствует развитию местного самоуправления, совершенствованию форм прямой и представительной демократии, созданию условий для активной деятельности политических партий, выражающих различные мнения социальных групп. Следовательно, при демократическом режиме создаются наиболее оптимальные предпосылки для становления гражданского общества, его взаимодействия с государством.

Таким образом, написанный выше текст, является доказательством тесной взаимосвязи гражданского общества и правового государства. Он свидетельствует о неразрывности этих двух понятий, поскольку они напоминают, образно говоря, две стороны одной медали. На самом деле, нельзя представить правовое государство без гражданского общества, потому что гражданское общество есть, с одной стороны, - предпосылка, то есть то, на чём основывается правовое государство, с чего нужно начинать его развитие. А, с другой, - фактор формирования. Это подразумевает наличие гражданского общества как обязательного элемента при становлении правового государства. Стоит отметить, что, чем более развито гражданское общество, тем более демократично государство, и формирование гражданского общества протекает более успешно, если государство создаёт для этого благоприятные условия. Поэтому для успешного достижения поставленной цели, в виде гражданского общества, необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация