Ответственность за совершение информационных правонарушений. Виды правонарушений в информационной среде

Главная / Налоги
  • Глава 22. Развитие информационного
  • Глава 23. Мониторинг правовой системы в Российской Федерации...................................228
  • Глава 24. Обеспечение информационной безопасности.........................................................245
  • Глава 25. Ответственность субъектов
  • Глава 26. Место и роль информационного права
  • Раздел I Информационное право как отрасль права Российской Федерации
  • Глава 1 Предмет, цели, сфера действия информационного права. Понятие информационного права
  • Объект правового регулирования и сфера действия информационного права Объект правового регулирования
  • Место информационного права в системе других отраслей права Российской Федерации
  • Глава 2 Формы реализации информационного права
  • 2.1. Научные основы информационного права
  • 2.2. Информационное законодательство и области его применения
  • 2.3. Информационное право как учебная дисциплина
  • 2.4. Формирование правосознания в информационной сфере
  • Глава 3 Субъекты информационного права
  • 3.1. Виды субъектов информационного права
  • 3.2 Цель и интерес субъекта в информационной сфере
  • 3.3. Правовой статус субъектов в информационной сфере
  • 3.4. Правовой статус органов управления в информационной сфере
  • Правовой статус организаций и учреждений (юридических лиц) в информационной сфере
  • 3.5. Статус органов и организаций в области специализированной информационной деятельности
  • Глава 4 Виды информационной деятельности
  • 4.1. Информационная деятельность как основа правоотношений в информационной сфере
  • 4.2. Деятельность в области программирования информационных технологий
  • 4.3. Деятельность администраторов и операторов
  • 4.4. Правовое обеспечение деятельности
  • Глава 5 Принципы правового регулирования в информационном праве
  • 5.1. Понятие принципов отрасли информационного права
  • 5.2. Общеправовые принципы и принципы правового регулирования в отрасли информационного права
  • 5.3. Принцип соблюдения юридической техники
  • Глава 6. Методы правового регулирования правоотношений в информационной сфере
  • 6.1. Методы правового регулирования в информационном праве
  • 6.2. Международные акты в системе регулирования информационных отношений
  • 6.3. Информационные правоотношения как область реализации методов правового регулирования
  • 6.4. Правоотношение: права и обязанности субъектов в информационном праве
  • 6.5. Значение юридического факта для возникновения информационного правоотношения
  • Глава 6. Методы правового регулирования правоотношений..
  • 7.1. Значение проблемы
  • 7.2. Правовые термины и дефиниции
  • Глава 8 Право на информацию
  • 8.2. Состояние разработки проблемы о праве на информацию
  • 8.3. Субъекты права на информацию. Содержание права на информацию
  • 8.4. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
  • 8.5. Право на информацию юридических лиц и других хозяйствующих организаций
  • 8.6. Право на информацию органов государственной власти и органов местного самоуправления
  • 9.1. Понятие информационных ресурсов
  • 9.2. Правовой режим информационных ресурсов
  • Право собственности и исключительные права на объекты информационных ресурсов
  • 9.3. Категории информационных ресурсов по доступу к ним пользователей
  • 9.4. Правовой режим открытой информации
  • 9.5. Развитие нормативной основы формирования и использования информационных ресурсов
  • Глава 10 Практические вопросы документа, документооборота в условиях информатизации
  • 10.1. Причины и значение документирования информации
  • 10.2. Определение документа, электронного документа и других форм представления информации
  • Глава 10. Практические вопросы документа, документооборота..,
  • 10.3. Электронный документооборот
  • 10.4. Правовое регулирование в области организации электронного документооборота
  • 11.2. Проблемы, оставшиеся дискуссионными после принятия части четвертой гк рф
  • 11.3. Реализация права интеллектуальной собственности в информационной сфере
  • 11.4. Методы установления прав обладателя информационного объекта.
  • Глава 12 Категории информационных объектов по режиму ограничения свободного доступа и использования
  • 12.1. Понятие правового режима ограничения свободного доступа к информации
  • 12.2. Цели и основания ограничения свободного доступа к информации
  • 12.3. Особенности обеспечения конфиденциальности коммерческой тайны
  • 12.4. Персональные данные - особая категория информации по доступу
  • Глава 13 Правовые режимы информационных технологий, коммуникационных сетей
  • 13.1. Информационные технологии как объект права. Понятие информационных технологий
  • 13.2. Правовые основы регулирования отношений в области телекоммуникаций
  • Глава 14 Информационные системы как объекты правового регулирования
  • 14.1. Понятие и виды информационных систем
  • 14.2. Системы правовой информации
  • 14.3. Другие виды информационных систем
  • Раздел III. Правовое oбеспечение информационных процессов на основе информационных технологий
  • Глава 15 Факторы, влияющие на развитие информационного общества
  • 15.1. Факты и факторы информационной сферы
  • 15.2. Системообразующее значение факторов в процессах информатизации
  • 15.3. Внешние факторы укрепления информатизации общества
  • 15.4. Значение категории факторов для понимания задач развития информационного общества
  • Глава 16 Информация и процессы становления гражданского общества
  • 16.3. Россия на этапе синтеза гражданского и информационного общества
  • Глава 17 Информатизация и развитие социального государства. Информационные услуги
  • 17.1. Государство социальное и сервисное. Информационно-правовой аспект
  • 17.2. Как соотносятся функции государственных и муниципальных органов с их услугами?
  • 17.3. Правовое регулирование процессов оказания государственных и муниципальных услуг
  • 17.4 Виды государственных муниципальных услуг по целям и содержанию.
  • Глава 18 Правовые проблемы формирования и использования глобальных информационных систем. Интернет
  • 18.1. Подходы к определению Интернета и его составляющих
  • 18.2. Условия, определяющие отношение права к проблеме информационной глобализации
  • 18.3. Как реагирует право на проблемы Интернета?
  • 18.4. Человек в среде Интернет
  • 18.5. Еще раз об общих терминах и понятиях
  • Глава 19 Правовое регулирование средств массовой информации
  • 19.1. Понятие массовой информации и массовых коммуникаций
  • 19.2. Категория «свобода» в сфере сми
  • 19.3. Субъекты, действующие в сфере сми, их правоотношения
  • 19.4. Вопросы электронных сми
  • 19.5. Усиление внимания к обеспечению безопасности массовой информации
  • Глава 20 Подходы к созданию единого информационного пространства России
  • 20.1. Вопросы расширения информационного пространства взаимодействующих субъектов
  • 20.2. Интеграционные задачи в электронном документировании
  • 20.3. Проблемы гармонизации правовой информации
  • Раздел IV. Право и государственное управление в условиях информационно-технологических инноваций
  • Глава 21 Государственное управление и «электронное правительство» (Electronic government)
  • 21.1. Понятие и задачи «электронного правительства»
  • 21.2. «Электронное правительство» - строитель инфраструктуры инноваций на основе информационных технологий
  • 21.3. «Электронное правительство» - рычаг реализации задач административной реформы и информатизации деятельности органов публичной власти
  • Глава 22 Развитие информационного законодательства
  • 22.1. Подход к проблеме
  • 22.2. Вопросы исследования и обеспечения открытости законодательства России в рамках информационного права
  • 22.3. Формирование системы информационного законодательства в Российской Федерации
  • Глава 23 Мониторинг правовой системы в Российской Федерации
  • 23.1. Понятие и назначение правового мониторинга
  • 23.2. Задачи мониторинга права
  • 23.3. Применение результатов мониторинга права
  • Часть 2. Зако­нодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики государства
  • 23.4. Виды правового мониторинга
  • 23.5. Правовое обеспечение мониторинга
  • 23.6. Автоматизированная информационная система «Правовой мониторинг»
  • 23.7. Этапы мониторинга законов и подзаконных нормативных актов
  • 23.8. Значение мониторинга правовой системы
  • Глава24 Обеспечение информационной безопасности
  • 24.1. Понятие информационной безопасности
  • 24.2. Задачи обеспечения безопасности в информационной сфере
  • 24.3. Угрозы, риски, правонарушения в области информационной безопасности
  • 24.4. Правовое оформление гарантий обеспечения информационной безопасности
  • Глава 25 Ответственность субъектов в условиях информатизации
  • 25.1. Понятие ответственности в информационном праве
  • 25.2. Особенности информационных правонарушений и их выявления
  • 25.3. Виды и формы правонарушений в информационной сфере
  • 25.4. Усиление значимости ответственности в информационной сфере
  • 25.5. О подходах к разработке методологии ответственности в информационном праве
  • Глава 26 Место и роль информационного права в системе отраслей права Российской Федерации
  • 26.1. Тенденции развития правовых основ информационного общества в Российской Федерации
  • 26.2. О факторах сдерживания и развития процессов в информационной сфере
  • 26.3. Законодательство - регулирующий и информационный ресурс в развитии процессов инноваций и глобализации
  • Информационное право
  • Ооо «ид Юрайт»
  • 140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12. E-mail:[email protected],www.Urait.Ru
  • 25.3. Виды и формы правонарушений в информационной сфере

    Виды правонарушений в информационной сфере нужда­ются в их классификации по степени опасности для обще­ства и по методам реализации полномочий правоохрани­тельных структур в этой области.

    С учетом степени опасности правонарушения могут быть разделены: на преступления, административные правона­рушения, служебные и дисциплинарные проступки. Важно учитывать ошибки и неумышленные действия, повлекшие последствия, требующие адекватного реагирования.

    Уголовные преступления в информационной сфере

    Наиболее тяжкими считаются преступления, относимые к видам компьютерных преступлений, нормы о которых со­средоточены в гл. 28 УК РФ. В соответствии с УК РФ пред­усмотрены три статьи, в которых сформулированы составы преступлений, касающиеся неправомерного доступа к ком­пьютерной информации (ст. 272); создания, распространения и использования вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273); на­рушений правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их се­тей (ст. 274). Таким образом, эти составы касаются деяний, затрагивающих нарушение безопасности баз данных, банков данных, файлов, технологий и технических средств. Чтобы зафиксировать преступление по этим составам, необходимы факты реализации неправомерного (несанкционированно­го) доступа к информации, информационным технологиям, а также факты уничтожения, блокирования, модификации, незаконного копирования информации, нарушения рабо­ты ЭВМ, системы или сети в результате этих действий или неправильной эксплуатации ЭВМ, системы или сети со сто­роны ее владельца или ответственного оператора. Наличие информации о степени и причинах названных нарушений является условием возбуждения дела о совершении компью­терного преступления.

    Факт нарушения работы этих объектов и основания для расследования преступления обнаруживаются пользовате­лем, субъектами оперативно-розыскной деятельности ор­ганов МВД, ФСБ России. Важную роль при этом играют прокурорские проверки, ревизии, судебные экспертизы, а также следственные действия. При этом отправными пунктами расследования причин правонарушений является контроль за наличием и действием лицензий, а также про­верка соответствия компьютерной системы сертификату. Уже было отмечено, что в УК РФ учтены не только упомя­нутые в гл. 28 преступления. В других главах УК РФ раз­мещено немало норм, предусматривающих преступления связанные с нарушением режима информации, документов, сведений, отнесенных к государственной тайне, и пр. Это свидетельствует о том, что еще предстоит большая работа по систематизации правонарушений в информационной сфере. Большая дискуссия в среде юристов и субъектов, за­действованных в СМИ, идет относительно ответственности за клевету по действующему УК РФ.

    Административные правонарушения в информационной сфере

    Субъектами ответственности по КоАП РФ являются физические, должностные и юридические лица. Это рас­ширяет круг ответственных субъектов по сравнению с УК РФ.

    Но и данный перечень не обеспечивает ответственности всех субъектов в сфере информационной деятельности ис­полнительной власти. По-прежнему за пределами админи­стративной ответственности остаются многие должности государственной службы. Это же касается и ответственно­сти органа исполнительной власти и органа местного са­моуправления как субъектов, имеющих свою собственную компетенцию, свой правовой статус.

    В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о конституционной, а также политической и исторической ответственности - видах, которые не рассматриваются как ответственность юридическая. Много неопределенно­го и относительно субъектов, ответственных за состояние информационной среды и использование ресурсов ИКТ в сфере деятельности органов местного самоуправления.

    Рассмотрение изменений в институтах ответственности в условиях информатизации в системе исполнительной власти затрагивает два аспекта проблемы. Первый связан с обеспечением прозрачности, гласности в деятельности исполнительной власти, с обеспечением доступа граж­дан и иных субъектов к информации о деятельности ис­полнительной власти. Второй аспект проблемы касается ответственности за состояние информатизации системы исполнительной власти, инноваций в организации и функ­ционировании этих органов при использовании возможно­стей новых информационных технологий; ответственности за состояние государственного информационного ресурса и его использование в процессе деятельности соответству­ющих государственных структур.

    Принцип гласности закреплен нормой ст. 3 Феде­рального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-КЗ «О Правительстве Российской Федерации», где указано, что одновременно с принципами верховенства Конститу­ции, федеральных конституционных законов, федераль­ных законов, народовластия, федерализма, разделения властей Правительство РФ руководствуется принципами ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Аналогичные нормы должны при­сутствовать в законах и положениях о других органах ис­полнительной власти, а главное - находиться в основе всей их деятельности.

    Обеспечиваются эти принципы разными формами дея­тельности. В их числе: непосредственное информирование населения через каналы официальной информации, кото­рые обязаны обеспечить по возможности полное, всесторон­нее освещение разных сторон деятельности этих органов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Закон об информации устанавливает принципы правового регулирования информационных отношений и в ст. 3 предусматривает такую позицию, как презумпция «открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (п. 3). Этот Закон делит информацию в зависимости от категории до­ступа на общедоступную и такую, доступ к которой огра­ничен федеральным законом (ч. 2 ст. 5). Закон содержит перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен. Это: нормативные правовые акты, затрагиваю­щие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовой статус организаций и полномочия государственных органов и органов мест­ного самоуправления; информация о состоянии окружаю­щей среды, о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также об использовании бюд­жетных средств; информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивах. Предусмотрена воз­можность издания иных законов по расширению данного перечня.

    О категориях информации по доступу более подробно говорится в другой главе учебника. Здесь важно подчер­кнуть связь этой части регулирования информационных объектов и формируемых на их основе информационных ресурсов определенных субъектов с выбором форм и видов ответственности при нарушении прав граждан и иных субъ­ектов на информацию.

    В КоАП РФ. как и в УК РФ. составы правонаруше­ний, касающиеся информации, рассредоточены по разным разделам этого Кодекса. Наибольшее число составов, ка­сающихся всех проблем информации и средств связи, со­средоточено в гл. 13 КоАП. В ней собраны нормы об от­ветственности за нарушение правил работы в области сооружений и эксплуатации систем связи (ст. 13.2-13.9); порядка работы с персональными данными; правил защи­ты информации и разглашения информации с ограничен­ным доступом; за злоупотребления свободой массовой ин­формации; за правонарушения в области распространения продукции массовой информации и воспрепятствование уверенному приему радио- и телепередач; за нарушение порядка предоставления статистической информации; пра­вил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов. В ст. 13.10 содержится упоминание об очень важном элементе трансграничного обмена доку­ментами - о международных ответных купонах. Речь идет об обмене почтовыми отправлениями между организация­ми почтовой связи, находящимися под юрисдикцией раз­ных государств. Такие ответные купоны (квитанции) чрез­вычайно важны и при обмене электронными документами по системам трансграничного обмена электронными доку­ментами и электронными подписями, о чем уже говорилось в главе об электронных технологиях в связи с применением электронной цифровой подписи.

    За пределами гл. 13 КоАП РФ содержатся нормы, касаю­щиеся нарушения правил работы с документами в области обеспечения избирательных кампаний: нарушения правил работы со списками избирателей, предоставления инфор­мации об итогах голосования или о результатах выборов, распространения анонимных агитационных материалов. Здесь же находится норма об ответственности за непредо­ставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации субъектом, о котором распространена ложная или порочащая его информация. Эти составы правонару­шений предусмотрены в гл. 5 КоАП РФ - ст. 5.4; 5.5; 5.12; 5.13; 5.25.

    Чрезвычайно важна ст. 5.39 КоАП РФ, предусматриваю­щая ответственность за отказ в предоставлении гражданину запрашиваемой информации. Эта статья устанавливает от­ветственность за «неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке докумен­тов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предостав­ление таких документов и материалов, непредоставление иной информации, в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации».

    В КоАП РФ содержится и еще одна весьма важная и актуальная для настоящего времени статья. Она каса­ется использования контрафактной продукции. Статьей 7.12 КоАП РФ установлена ответственность за ввоз, про­дажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извле­чения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смеж­ных прав.

    В 2010 г. в структуре гл. 13 КоАП РФ появились две но­вые статьи, в том числе ст. 13.27 об ответственности за на­рушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местно­го самоуправления и ее размещению в сети Интернет.

    Эта статья введена в КоАП РФ в соответствии с Фе­деральным законом от 31.05.2010 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях». Она устанавливает от­ветственность за несоблюдение порядка предоставления информации гражданам и организациям в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспе­чении доступа к информации о деятельности государствен­ных органов и органов местного самоуправления». Статья направлена на обеспечение конституционного права на ин­формацию, предусмотренного ч. 4 ст. 29 Конституции РФ в части поиска и получения информации, что соответствует термину «доступ к информации».

    Часть 1 ст. 13.27 КоАП РФ определяет лиц, ответствен­ных за нарушение требований к технологическим, про­граммным и лингвистическим средствам обеспечения поль­зования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления. Она предусматривает ответственность за нарушение ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к инфор­мации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», где установлено, что «государ­ственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности использу­ют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым поль­зователем информацией может быть направлен запрос и по­лучена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указан­ная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого на­ходится соответствующее муниципальное образование. Ин­формация о деятельности органов местного самоуправле­ния поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района» (ч. 1). В ч. 4 ст. 10 этого Закона указано, что «тре­бования к технологическим, программным и лингвисти­ческим средствам обеспечения пользования официальны­ми сайтами федеральных органов исполнительной власти устанавливаются уполномоченным Правительством Рос­сийской Федерации федеральным органом исполнитель­ной власти. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами».

    Поскольку Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ не содержит норм об охране прав пользователей органа­ми, ответственными за нарушение требований к техно­логическим, программным и лингвистических средствам информационных и коммуникативных систем, Федераль­ный закон от 31.05.2010 № 108-ФЗ восполняет этот про­бел и за нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 13.27 КоЛП РФ, устанавливает ответственность в виде наложения ад­министративного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб.

    Часть 2 ст. 13.27 (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 № 108-ФЗ) о неразмещении в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов мест­ного самоуправления сформулирована синхронно с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, который предусматривает размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о сво­ей деятельности в сети Интернет. КоАП РФ вводит ответ­ственность в форме наложения административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. за нарушение этой нормы.

    Субъектами ответственности являются органы госу­дарственной власти и местного самоуправления, их долж­ностные лица в соответствии с положениями об органах, должностными инструкциями и регламентами. Дела о пра­вонарушениях по данной статье рассматриваются в соот­ветствии со ст. 23.1 КоАП РФ в судебном порядке.

    Статья 13.28 КоАП РФ предусматривает ответствен­ность за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местно­го самоуправления. В соответствии с этой статьей:

    «1. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов мест­ного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    2. Незаконное взимание платы за предоставление инфор­мации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взима­ния платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправле­ния в случаях, если федеральным законом такая плата уста­новлена, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей».

    Эта статья в ч. 1 имеет целью предотвратить нарушение порядка предоставления информации со стороны самих ор­ганов, их подразделений и должностных лиц, ответствен­ных за соблюдение этого порядка. Состав требований к это­му порядку содержится в гл 2 (ст. 11) Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ. В ст. 19 этого Закона устанавлива­ются правила проверки правильности оформления запроса пользователя и установлен порядок ответа на запрос поль­зователя об информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Вместе с тем следует иметь в виду, что более широкое понимание поряд­ка предоставления информации пользователю информаци­онной системы Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ дает в предыдущих статьях, расположенных в гл. 2 «Органи­зация доступа к информации о деятельности государствен­ных органов и органов местного самоуправления. Основные требования при обеспечении доступа к этой информации» и в гл. 3 «Предоставление информации о деятельности госу­дарственных органов и органов местного самоуправления». В этих целях полезно обратиться к комментарию к ст. 5.39 КоАП РФ, которая обновлена в соответствии с Федераль­ным законом от 31.05.2010 № 108-ФЗ.

    Часть 2 ст. 13.28 КоАП РФ имеет отношение к ст. 21 Фе­дерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, которая преду­сматривает, в каком случае информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправ­ления предоставляется на бесплатной основе. Согласно этой статье, «пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности госу­дарственных органов и органов местного самоуправления: 1) передаваемая в устной форме; 2) размещаемая госу­дарственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения ин­формации о деятельности государственных органов и ор­ганов местного самоуправления местах; 3) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Фе­дерации обязанности заинтересованного пользователя ин­формацией; 4) иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местно­го самоуправления, а также иная установленная муници­пальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления».

    В статье 22 этого Закона регламентирован порядок взи­мания платы за предоставление информации: «1. Плата за предоставление информации о деятельности государ­ственных органов и органов местного самоуправления взи­мается в случае ее предоставления по запросу, если объ­ем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством Российской Федерации объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации. 2. В случае, предусмотренном ча­стью 1 настоящей статьи, пользователем информацией оплачиваются расходы на изготовление копий запраши­ваемых документов и (или) материалов, а также расходы, связанные с их пересылкой по почте. 3. Средства, полу­ченные в качестве платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местно­го самоуправления, подлежат зачислению в соответствую­щие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. 4. Государственный орган или орган местного самоуправле­ния, предоставившие информациию содержащую неточные сведения, обязан безвозмездно по письменному заявлению пользователя информацией, которое должно быть мотиви­ровано, устранить имеющиеся неточности».

    Часть 2 ст. 13.28 КоЛП РФ касается также ст. 23 данно­го Закона о защите права на доступ к информации о дея­тельности государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с этой статьей: «1. Реше­ния и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятель­ности государственных органов и органов местного само­управления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. 2. Если в результате неправомерного отказа в доступе к информа­ции о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, либо несвоевременного се пре­доставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю информацией были причинены убытки, та­кие убытки подлежат возмещению в соответствии с граж­данским законодательством Российской Федерации».

    Субъектами ответственности по ст. 13.28 КоЛП РФ яв­ляются прежде всего должностные лица, ответственные за обеспечение и соблюдение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государ­ственных органов и органов местного самоуправления, а также руководители этих органов. Объектом в данном случае является порядок установления взимания платы за предоставление информации и возникающие при этом отношения. Дела о нарушении порядка бесплатного и плат­ного предоставления информации рассматриваются судом в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ.

    Уже отмечалось, что в КоАП РФ правонарушения в ин­формационной сфере не сосредоточены в одной главе.

    И в этой связи необходимо иметь в виду, что федеральные законы, принятые в 2006-2010 гг., существенно повлияли на содержание и правоприменение ст. 5.39 КоАП РФ. По­сле принятия Закона об информации и Федерального за­кона «О персональных данных» кардинальные дополнения к порядку доступа граждан к информации внес Федераль­ный закон 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

    Федеральным законом от 31.05.2010 № 108-ФЗ «О вне­сении изменений в Кодекс Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях» ст. 5.39 КоАП РФ изло­жена в новой редакции. Она теперь имеет название «Отказ в предоставлении информации». За «неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации инфор­мации, предоставление которой предусмотрено федераль­ными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации» уста­новлена санкция - наложение административного штрафа па должностных лиц в размере от 1000 до 3000 руб. (курсив наш. - И. Б.).

    Область гражданско-правовой ответственности

    Ряд объектов информационного характера и права субъ­ектов, связанных с этими объектами, в настоящее время за­щищаются средствами гражданского права.

    При рассмотрении вопроса об ответственности за ис­пользование контрафактных информационных объектов важно решить, кто страдает от этого нарушения. Это может быть автор данного произведения, пользователь, имидж страны, налоговая система и т.д. Важно установить и ка­ким образом можно пресечь это очень распространенное правонарушение, как подойти к конкретизации ответствен­ности. Прежде всего нужно обратить внимание на разде­ление степени ответственности при отдельных действиях, связанных с контрафактом. Сначала следует выявить из­готовителя, который обеспечивает незаконное воспроизве­дение охраняемого объекта. Затем выявить субъекта, обе­спечивающего незаконную продажу, прокат этих объектов. Важно установить и субъектов транспортировки, включая импорт этой продукции, ее хранение. Это необходимо для применения ст. 1302 ГК РФ, которая предусматривает ряд мер воздействия на участников данного правонарушения.

    Они включают: запрет этих действий, наложение ареста на контрафактную продукцию, а также возмещение убыт­ков, нанесенных законному владельцу права на авторский продукт. Это может быть штраф от 10 тыс. до 5 млн руб. или кратное возмещение гонорара автора.

    Не менее острым остается и вопрос об ответственности за снам1.

    В соответствии с частью четвертой ГК РФ исключитель­ное право закрепляется и за субъектами доменного имени. Доменное имя - символьное обозначение, предназначенное для идентификации запросов в сети Интернет и зарегистри­рованное в реестре имен, в соответствии с установленным порядком и обычаями делового оборота оно закрепляется и режиме исключительного права. При этом регистрация должна быть обеспечена в доменах первого уровня, закре­пленных за Российской Федерацией.

    И еще одна проблема становится актуальной в области реализации гражданской ответственности - защита чести и достоинства человека, которая получила большое под­крепление в связи с принятием в 2006 г. Федерального за­кона «О персональных данных». Это повышает значение ответственности за использование персональных данных не по назначению, незаконное их распространение.

    Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

    Данный вид юридической ответственности носит публичный характер, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Административно-правовые санкции , связанные непосредственно с информацией, определены гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» КоАП РФ, например:

    1. Ст. 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
    2. Ст. 13.12. Нарушение правил защиты информации.
    3. Ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации.
    4. Ст. 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом и др.

    Административно-правовые санкции установлены, кроме того, гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» за нарушение конституционных прав граждан в информационной сфере (ст. 29 Конституции РФ).

    За совершение административных правонарушений в информационной сфере установлены и применяются, как правило, следующие виды административных наказаний:

    Административно-правовая ответственность строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности.

    Признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления такт последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.


    30. Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере. Уголовная ответственность в информационной сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

    Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка".

    Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации.

    Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей.

    Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается.

    Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям.

    При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

    Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

    Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных.

    Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 "Преступления против собственности" Уголовного кодекса РФ.

    Статья 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

    Статья 158 "Кража". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

    Статья 159 "Мошенничество". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

    Статья 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового

    31. Гражданско-правовая ответственность в информационной сфере.

    Гражданско-правовые отношения характеризуются равенством участников. Это предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности. Главная особенность – наличие имущественного характера принудительных мер воздействия на правонарушителя. К принудительным гражданско-правовым мерам, носящим имущественный характер относятся :

    1) меры, связанные с возмещением убытков

    2) взыскание неустойки

    3) компенсация морального вреда

    Имущественные издержки нарушителя, являющееся следствием применения имущественных мер должны компенсировать имущественную сферу потерпевшего.

    Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в порядке и положениях ГК РБ и информационного законодательства, так согласно п.3 ст.969 ГК РБ определяет, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда выплачивается в денежной форме и не зависит от вины причинения вреда.

    Гражданско-правовая ответственность за правонарушения информационного законодательства можно разделить на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, в которых предусмотрены санкции прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с исполнением договорных обязательств. Пример деликтной ответственности – меры по возмещению вреда, причиненные вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (п.3 ст.965 ГК).

    Для наступления гражданско-правовой ответственности должны существовать специфические основания. В доктрине гражданского права и на основании ее философских взглядов можно выделить следующие факты, которые входят в состав правонарушения:

    1) противоправность поведения лица (действия или бездействия лица), на которые предполагается наложение ответственности

    2) наличие у потерпевшего убытка или вреда (в том числе морального)

    3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступившими последствиями в качестве убытка или вреда

    4) наличие вины правонарушителя

    Состав гражданского правонарушения (деликта), совершенного вследствие незаконного использования методов получения, находятся в любом режиме.

    под информационным преступлением следует по­нимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уго­ловным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в облас­ти информационных правоотношений.

    Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которо­го начинается уголовная ответственность. За информационные пре­ступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения пре­ступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совер­шение которого подлежат уголовной ответственности лица, достиг­шие 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

    Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, защиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Дей­ствующее законодательство содержит группу норм, предусматриваю­щих уголовную ответственность за информационные преступления.

    Уголовная ответственность за правонарушения в информацион­ной сфере определяется рядом статей Уголовного кодекса Россий­ской Федерации, расположенных в различных разделах и главах. Они приведены в приложении 2 учебного пособия.

    В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема инфор­мационных отношений, подлежащих специальной охране, выделе­ны отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие обще­ственно опасными деяниями конкретные действия в сфере компь­ютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение.

    К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к ком­пьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распро­странение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

    В главе 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» предусмотрена ответственность: за нарушение уста­новленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11) и правил защиты информации (ст. 13.12);

    за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13);

    разглаше­ние информации с ограниченным доступом (ст. 13.14);

    злоупотреб­ление свободой массовой информации (ст. 13.15);

    воспрепятствова­ние распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);

    нарушение правил распространения обязательных сооб­щений (ст. 13.17);

    нарушение порядка представления статистиче­ской информации (ст. 13.19);

    нарушение правил хранения, ком­плектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20);

    нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21);

    нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22);

    нарушение по­рядка представления обязательного экземпляра документов, пись­менных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).

    Административная ответственность за нарушение информаци­онного законодательства в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.

    Согласно 3.2 КоАП РФ за совершение административных пра­вонарушений могут устанавливаться и применяться следующие ад­министративные наказания:

      предупреждение;

      административный штраф;

      возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;

      конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения;

      лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

      административньгй арест;

      административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного гражданина или лица без гражданства;

      дисквалификация.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Понятие юридической ответственности за земельные преступления и правонарушения. Административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за земельные правонарушения. Правовое обеспечение рационального использования земель.

      контрольная работа , добавлен 20.06.2013

      Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения. Административная, уголовная, дисциплинарная ответственность. Административные правонарушения в области охраны собственности, охраны окружающей природной среды и природопользования.

      реферат , добавлен 08.09.2008

      Понятие и особенности правовой ответственности как применения мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния. Принципы правовой ответственности, ее виды: административная, уголовная, дисциплинарная и гражданская.

      презентация , добавлен 21.11.2014

      Основные цели и задачи трудового законодательства. Виды юридической ответственности за любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей: материальная, дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная. Порядок наложения взысканий.

      реферат , добавлен 29.11.2010

      Земельное правонарушение как основание возникновения юридической ответственности. Разграничение видов ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая. Порядок взыскания убытков и неустойки. Прекращение прав на землю.

      курсовая работа , добавлен 10.06.2011

      контрольная работа , добавлен 15.02.2013

      Понятие правонарушения, его состав. Виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная. Основания приобретения и прекращения права собственности. Ответственность за задержку выдачи трудовой книжки.

      контрольная работа , добавлен 31.05.2012

      Понятие, задачи, принципы и виды ответственности по экологическому праву. Виды экологических правонарушений, их классификация и ответственность за совершение. Административная, дисциплинарная, материальная ответственность за экологические правонарушения.

      курсовая работа , добавлен 13.07.2009



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация