Искусствоведческая экспертиза проводится лицами обладающими. Виды искусствоведческой экспертизы и способы реализации

Главная / Налоги

Основной задачей искусствоведческой экспертизы является определение культурной и исторической ценности различного рода объектов.

К объектам искусствоведческой экспертизы относятся:

Предметы живописи (картины, иконы, графика и т.д.);

Скульптуры;

Произведения декоративно-прикладного искусства (изделия из фарфора, керамики, фаянса, майолики);

Музыкальные произведения;

Предметы обихода (мебель, одежда прошлых веков, марки, украшения, оружие, монеты, фотографии, открытки и т.д.).

Как правило, в качестве экспертов при выполнении искусствоведческих экспертиз выступают работники музеев, археологи, историки, религиоведы, оружейники, литературные деятели. Из-за большого количества объектов и их разноплановости, эксперты-искусствоведы, встречаются не часто. Как показывает практика, к проведению искусствоведческих исследований привлекаются несколько узкопрофильных специалистов.

Искусствоведческая экспертиза - стоимость

Досудебное исследование проводится по запросу физического или юридического лица, адвоката или официального представителя посредством заключения договора в офисе организации или дистанционно. Передача объектов исследования и оплата производится инициатором проведения исследования. По результатам подготавливается заключение специалиста, к которому прилагаются документы организации и специалиста. Договор, объекты исследования и заключение могут пересылаться курьером по Москве и Московской области или курьерской службой по выбору заказчика. Выезд специалиста для осмотра, отбора образцов обговариваются отдельно при заключении договора.

Судебная экспертиза назначается по определению суда, постановлению правоохранительных органов, нотариуса. Оплата экспертизы производится лицом, на которое возложена оплата, в установленные сроки. По результатам подготавливается заключение эксперта, к которому прилагаются подписка об ответственности эксперта, документы организации и эксперта. Материалы дела и объекты по Москве и Московской области из судов производится экспертной организацией, если судом не определено иное. Ознакомиться с заключением заинтересованные лица могут в канцелярии суда по факту его сдачи. Дата и время осмотра (при необходимости) назначается специалистами организации, о чем участники процесса уведомляются телеграммой.

Рецензирование заключения эксперта сторонней организации для оспаривания выводов и назначения повторной экспертизы проводится на основании запроса физического или юридического лица, адвоката или официального представителя посредством заключения договора в офисе организации или дистанционно. Для принятия решения об актуальности подготовки рецензии необходимо направить экспертное заключение со всеми приложениями на электронную почту или привезти на бумажном/электронном носителе в офис организации по выбору заказчика. В случае невозможности подготовки критической рецензии специалистами организации сообщается заранее, до заключения договора.

Заказать экспертизу у нас Заказать

Задачи, решаемые в рамках искусствоведческой экспертизы, условно, следует разделить на две большие группы:

1. Задачи, связанные с атрибуцией объектов (определение характеристик, отнесение к тому или иному временному периоду, установление стоимости и т.д.);

2. Задачи, связанные с исследованием представленного объекта в рамках искусствоведческой экспертизы (в рамках этой группы решается вопрос о подлинности объекта, устанавливается его соответствие заявленным признакам и характеристикам, проводится в тех случаях, когда возникают сомнения в данных, полученных в ходе атрибуции).

Искусствоведческая экспертиза помогает ответить на следующие вопросы:

1. Обладает ли, представленный на исследование объект культурно-исторической ценностью?

2. К какому типу или виду искусства или ремесла относится представленный объект?

3. В каком состоянии находится представленный объект, имеются ли у него дефекты?

4. В какой период был изготовлен представленный на исследование объект (от эпохи, до конкретного года)?

6. Какова степень уникальности представленного объекта?

7. Является ли представленный объект оригинальным или копией уже существующего объекта?

8. Какова стоимость представленного объекта?

9. Является ли представленный объект подлинным?

10. Подвергался ли представленный объект каким-либо видоизменениям, проводились ли в отношении его какие-либо переделки или реставрационные работы?

Искусствоведческая экспертиза делится на следующие виды:

1. Историко-культурная экспертиза - позволяет определить подлинность объектов исследования, устанавливает временной период их производства и место происхождения.

2. Культурологическая экспертиза. Основная задача, решаемая в рамках экспертизы данного вида - исследование архитектурных произведений как объектов культуры.

Искусствоведческая экспертиза – это направление экспертных исследований, целью которых является анализ предметов искусства и материалов, имеющих историческую ценность. Кроме того, эксперты-искусствоведы проводят судебно-искусствоведческие экспертизы на предмет наличия порнографических материалов, а также на плагиат.

Цели, задачи и объекты искусствоведческой экспертизы

Искусствоведческая экспертиза может инициироваться физическими и юридическими лицами и их официальными представителями, а также госучреждениями. Она призвана решать широкий спектр задач. С ее помощью можно оценить подлинность предмета искусства, установить автора, школу, время, период и регион создания произведения.

Все задачи, стоящие перед экспертом можно условно разделить на следующие виды:

  • идентификационная – выявление характерных признаков и установление автора;
  • диагностическая — установление подлинности и ценности предмета, его состояния, стоимости, времени и техники исполнения;
  • классификационная — установление принадлежности исследуемого предмета к определенному классу.

Как правило, основаниями к назначению искусствоведческой экспертизы служат: необходимость установить авторство (атрибуция) и получить оценку стоимости исследуемого объекта.

Эксперты работают с объектами, которые в соответствии с законодательством РФ относятся к культурным ценностям: антикварные книги, монеты, марки, предметы живописи и графики, скульптуры, музыкальные произведения, раритетное историческое оружие, ювелирные украшения, предметы интерьера, посуда, изделия народного творчества и др.

Виды искусствоведческой экспертизы и способы реализации

Компания производит различные виды искусствоведческих экспертиз, на основании которых представляет подробный отчет. В зависимости от специфики искусствоведческие исследования можно разделить на две группы:

  • Историко-культурные экспертизы проводятся с целью установления подлинности исследуемых объектов. Они обычно инициируются частными лицами и музейными организациями или их официальными представителями. В процессе работы определяется состояние объекта и возможных изменений в перспективе для принятия необходимых мер по его сохранению, а также для присвоения художественного или культурного статуса.
  • Культурологические экспертизы являются многогранными исследованиями и включают в себя различные сферы. Анализу подвергаются объекты градостроения, архитектуры и др. Они, как правило, инициируются комитетами культуры и другими организациями, отвечающими за охрану объектов культурного наследия.

Список вопросов, задаваемых специалисту, зависит от вида проводимой экспертизы и специфики объекта, но существует общий перечень, в который входят следующие вопросы:

  • Является ли объект копией или оригиналом, продуктом серийного производства или единичным экземпляром?
  • Представляет ли предмет определенную ценность?
  • К какому виду и направлению искусства или ремесла принадлежит объект?
  • Подвергался ли объект реставрации и каково его состояние на момент исследования?
  • Где и когда создан объект?
  • Выявлены ли характерные признаки автора?
  • Какова стоимость исследуемого объекта?

Компания предлагает услуги аттестованных специалистов по проведению независимых экспертиз. Сроки зависят от сложности и объема работ, а также от количества поставленных вопросов. Мы занимаемся как судебной, так и инициативной экспертизой, практикуем индивидуальный подход и предлагаем прозрачную схему ценообразования. Компания гарантирует: законность экспертизы и достоверность информации, содержащейся в отчетах.

Особенности назначения (и неназначения) судебно-искусствоведческой экспертизы в судопроизводстве

Людмила Бондаренко

Статья раскрывает проблему эффективного использования информационного ресурса судебно-искусствоведческой экспертизы в судопроизводстве. Основное внимание акцентируется на особенностях назначения судебной экспертизы. В этой связи исследуется проблема неназначения судебной искусствоведческой экспертизы в судопроизводстве.

Порядок назначения, процедура привлечения судебного эксперта, допрос эксперта так же, как и другие виды судебных экспертиз, строго регламентированы законом. Процессуальной целью и основанием для проведения экспертизы является получение сведений, которые могут быть использованы в качестве судебного доказательства по конкретному уголовному, гражданскому, административному или арбитражному делу.

Основанием назначения искусствоведческой судебной экспертизы является потребность в применении специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве, которое регламентируется ст. 195 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ. Соответственно, основанием производства судебной экспертизы в процессе являются: определение суда, постановление судьи, дознавателя, следователя , прокурора, следователя следственного комитета, сотрудников исполнительных органов власти .

В этой связи следует отметить, что существуют процессуальные отличия назначения искусствоведческой экспертизы. В уголовном процессе вопросы о необходимости производства судебной искусствоведческой экспертизы решаются по усмотрению сотрудника органа дознания, следователя, суда и судьи. В гражданском и административном процессах вопросы о необходимости производства судебной искусствоведческой экспертизы решаются судом и судьей. В арбитражном процессе вопросы о производстве судебной искусствоведческой экспертизы инициируются по ходатайству или с согласия сторон правового спора, но решение о назначении экспертизы принимается судом или единолично судьей .

Экспертная деятельность регламентируется ч. 1 ст. 178, 191, ч. 2 ст. 290 УПК РФ; ст. 179 ГПК РФ; ст. 87 АПК РФ; ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ, а также Таможенным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, определяются Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в том числе другими федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, регулирующих организацию и производство судебной экспертизы, например Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" от 21 декабря 2010 г. , Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 66 и др. документами исполнительных органов власти.

В Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 23 октября 2002 г. и подписанном Президентом РФ 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ, вопросы назначения, производства экспертизы и оценки заключения эксперта рассматриваются в следующих статьях: 79 - "Назначение экспертизы"; 80 - "Содержание определения суда о назначении экспертизы"; 82 - "Комплексная экспертиза"; 83 - "Комиссионная экспертиза"; 84 - "Порядок проведения экспертизы"; 85 - "Обязанности и права эксперта"; 86 - "Заключение эксперта"; 87 - "Дополнительная и повторная экспертиза". В ГПК РФ так же, как в УПК РФ, предусмотрено функционирование сведений, предоставленных экспертом на стадии судебного разбирательства (определение суда о назначении экспертизы и постановление суда относительно конкретных вопросов, исходящих из материалов дела и оценки, судебного экспертного заключения). В ГПК РФ указывается, что проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, эксперту или нескольким экспертам (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ). Статья 199 ГПК РФ указывает на производство экспертизы: 1) в экспертном учреждении (ч. 1 ст. 199 ГПК); 2) вне экспертного учреждения, конкретным экспертом (ч. 4 ст. 199 ГПК РФ) .

Однако, в отличие от УПК РФ, о порядке назначения дополнительной и повторной экспертизы в ГПК РФ имеются ряд отличий. Например, в п. 3 ст. 87 ГПК РФ указывается, что в определении суда о назначении дополнительной или повторной экспертизы должны быть изложены мотивы несогласия суда с ранее данным заключением эксперта или экспертов. Также имеются отличия от УПК РФ в изложении прав и обязанностей сторон при участии в проведении экспертизы. Так, в ГПК РФ установлено, что при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд, в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым (ч. 3 ст. 79 ГПК РФ).

В КоАП РФ предусмотрен аналогичный порядок назначения судебной экспертизы в суде, что и в УПК РФ и ГПК РФ. В ч. 1 ст. 26.4 КоАП указано, что судебные экспертизы проводятся экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. Однако в КоАП РФ отсутствует понятие дополнительной и повторной экспертизы, а также не предусмотрено проведение комиссионной и комплексной экспертизы, так как это связано, считаем, с предусмотренным законодателем объемом административной ответственности в случаях административного правонарушения.

В АПК РФ предусматривается проведение дополнительной и повторной экспертизы (ст. 87 АПК РФ), а также в ст. 84 АПК РФ - проведение комиссионной и ст. 85 АПК РФ - комплексной экспертизы; отмечается, что судебные (авт. - искусствоведческие) экспертизы проводятся государственными экспертными учреждениями и негосударственными судебно-экспертными учреждениями, лицами, обладающими специальными познаниями, но не являющимися государственными судебными экспертами (ст. 41 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" ). Особые пояснения о процедуре и характере проведения экспертизы даны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 66. В первых статьях Постановления акцентируется внимание на согласовании АПК РФ и ФЗ N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". В дальнейших пунктах отражается специфика арбитража, даются конкретные пояснения по срокам экспертизы, о порядке вознаграждения эксперту, о возможностях отложения судебного разбирательства из-за проведения экспертизы и пр.

Эти нормативные документы: определяют права и ответственность лиц, принимающих участие в производстве судебной экспертизы, их правоотношения; содержание составляемых при этом основных процессуальных документов; регламентируют вопросы, связанные с порядком назначения и производства экспертизы.

В УПК РФ наиболее полно раскрывается институт судебной экспертизы. В контексте основного вектора исследования следует отметить, что судебная экспертиза проводится государственными судебными экспертами по поручению руководителя судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями (ч. 2 ст. 195 УПК РФ). В ст. 195 УПК РФ указываются порядок назначения экспертизы на стадии предварительного расследования. В ст. 198 УПК РФ устанавливаются права подозреваемого, обвиняемого, защитника при назначении и производстве экспертизы. Производство судебной экспертизы на стадии судебного разбирательства установлено в ст. 283 УПК РФ. Разъяснения по этому поводу даны в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" от 21 декабря 2010 г. В ч. 2 ст. 283 УПК РФ определено право участников судебного разбирательства представить в письменном виде вопросы эксперту (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" от 21 декабря 2010 г. ). Законодатель акцентирует внимание на том, что в стадии судебного разбирательства судом инициируются два процессуальных документа: одно - определение о назначении экспертизы и выполнении ее конкретным лицом, определяющее его статус, и второе - постановление о постановке вопросов эксперту, т.е., по сути, о начале производства экспертизы. При недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела может быть назначена дополнительная судебная экспертиза, производство которой поручается тому же или другому эксперту (ст. 207 УПК РФ). В п. 2 ст. 207 УПК РФ указано, что в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту. В п. 3 ст. 207 УПК РФ отмечается, что дополнительная и повторная экспертиза назначаются и производятся в соответствии со ст. 195 - 205 УПК РФ. В ст. 200 УПК регулируется назначение комиссионной судебной экспертизы, которая проводится не менее чем двумя экспертами одной и той же специальности. Комиссионный характер экспертизы определяется следователем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство судебной экспертизы. В случае совпадения выводов законодатель предусмотрел единое заключение, в случае разногласия - разные заключения (п. 2. ст. 200). В ст. 201 УПК РФ раскрывается понятие комплексной экспертизы, которая проводится экспертами разных специальностей. Второй пункт данной статьи имеет сугубо научный характер и исходит от гипотетических исследовательских возможностей разных наук. Так, в заключении экспертов указывается: какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвовавший в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований и несет за нее ответственность. Таким образом, даже в случае коллективного труда законодатель подчеркивает персональную ответственность эксперта за свое заключение.

Так, в УПК РФ судебная искусствоведческая экспертиза является одним из наиболее важных источников доказательств. Она находит применение при расследовании и рассмотрении уголовных дел, связанных с предметами искусства и объектами художественной культуры. Посредством судебной искусствоведческой экспертизы могут быть установлены такие важные обстоятельства, без которых невозможна правильная правовая оценка события преступления. Искусствоведческая экспертиза может быть назначена с целью установления субъекта преступления, предмета преступления, способа совершения преступления. Ее назначение необходимо в случаях выявления информации косвенного характера, например, при учете отражательного характера материальных факторов - установления орудия преступления, установления и уточнения времени и места совершения преступления; определения (морального и материального) размера причиненного вреда, выявления обстоятельств, отягчающих наказание или смягчающих, и других обстоятельств. Устанавливаемые экспертным путем сведения, имеющие фактический характер, используются лицами, уполномоченными вести следствие, по самым различным направлениям деятельности по расследованию преступлений: в качестве ориентирующей информации, для целей розыска, в процессе доказывания обстоятельств уголовного дела.

Давая разъяснения судебной практики, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" в п. 1 ориентирует суды на необходимость наиболее полного использования достижений науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, путем производства судебной экспертизы во всех случаях, когда для разрешения возникших в ходе судебного разбирательства вопросов требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Однако на деле информационные возможности судебной искусствоведческой экспертизы остаются невостребованными, хотя востребованность судебной экспертизы как средства получения доказательств в целом очевидна. Особенно это актуально в период обострения "войны ценностей", происходящей в связи с событиями в мировой политике, когда споры о ценностях стали краеугольным камнем общественного сознания. Например, вспомним споры вокруг "Тангейзера" - оперной постановки в Новосибирском театре оперы и балета, состоявшейся в марте 2015 г. Тогда суд отказал в ходатайстве (со стороны защиты постановщика) о назначении независимой искусствоведческой экспертизы, хотя назначение экспертизы помогло бы установить характер коллизий (возможно, лежащих вне права) между различными формами общественного сознания: религией, моралью, правом и искусством. В этом случае право, на наш взгляд, должно стоять не в стороне, а над схваткой между религиозной моралью и искусством. В этом заключаются демократические основы судопроизводства, устанавливающего прежде всего юридический факт нарушения прав. В данном случае назначение судебной искусствоведческой экспертизы не состоялось, возможно из-за давления общественности на суд. По словам выступавших на ТВ-передаче, возмущение общественности вызвала сумма - около 20 миллионов государственных средств, которые были потрачены на постановку "Тангейзера" Р. Вагнера . Организаторы акции протеста среагировали на противоречие между кризисным положением в экономике, острой идеологической борьбой между традиционными ценностями и западной системой ценностей, что обострило противостояние между общественными группами внутри российского общества. В этой резонансной ситуации назначение судебной искусствоведческой экспертизы было необходимо для выяснения юридически значимых факторов при любом раскладе, в контексте гражданского, административного, арбитражного или уголовного судопроизводства. По этому поводу следует заметить, что давление общественного мнения все же является идеологическим фактором, носящим морально-этический характер. Общественное мнение - это инструмент общественного воздействия, особая санкция морали как формы общественного сознания. Наметившаяся тенденция решать вопросы, связанные с нарушением норм религиозной морали в границах права, говорит о подмене понятий и расширении границ морали в пространстве права. Несмотря на то что автор придерживается традиционных ценностей, эта тенденция представляется как проявление негативного правового сознания.

Памятники истории и культуры - это важная часть духовного наследия народа, которые должны служить целям развития науки, образования и культуры, формированию чувства патриотизма и эстетическому воспитанию. К таким достопримечательностям относятся и многие из произведений искусства как творческое отражение действительности в художественных образах. Некоторые из них даже считаются историко-культурными ценностями, имеют особый статус и охраняются государством. Словосочетание "изделие искусства" - термин не юридический, его определение в законодательных актах нет. В контексте нормативных актов об авторском праве изделием литературы или искусства признается любое произведение, независимо от его стоимости и назначения, способа выражения, но выражение должно иметь объективную форму. К произведений искусства относят и некоторые другие виды человеческого творчества, например компьютерные игры, которые с 2011 г.. Официально признаны в США отдельным видом искусства.

Общепризнанным назначением художественных произведений выступает обеспечение эстетических потребностей человека. Такие потребности в каждой личности разные, оцениваются каждым человеком по-разному, в то же время, существуют и общепризнанные подходы к определению художественных ценностей. Художественные изделия, благодаря высокому и устойчивому а также растущему спросу на них как в нашей стране, так и за ее пределами, довольно часто становятся объектами неправомерных посягательств, а следовательно, и объектами уголовных производств или гражданских споров. Полное и объективное расследование преступления или правильное и справедливое решение гражданского иска требует использования специальных знаний, которые применяются в рамках судебной искусствоведческой экспертизы для решения конкретных вопросов, связанных с установлением подлинности произведения, его идентификации, принадлежности определенному автору, с художественными подделками.

Искусствоведческая экспертиза - это самостоятельный класс экспертиз, поскольку для ее проведения нужны специальные знания в такой самостоятельной научной отрасли как искусствоведение. Этот класс судебных экспертиз имеет свои предмет, объекты и собственные методы исследования. Родами судебно-искусствоведческой экспертизы: экспертиза произведений живописи; экспертиза произведений графики; экспертиза произведений скульптуры; экспертиза художественных фотоснимков; экспертиза кинофильмов и видео; экспертиза художественных произведений народных промыслов; экспертиза антикварных изделий; экспертиза особо ценных музыкальных инструментов; экспертиза литературных произведений; экспертиза музыкальных произведений.

Целью искусствоведческой экспертизы являются:

Установление культурно-исторической ценности объекта искусства;

Классификация объекта - к какому виду искусства или ремесла он относится - начиная с глобальных различий типа: картина или оружие и заканчивая подробной классификации по жанру, эпохой, местом изготовления, принадлежности к определенной или иной художественной школы и т.д.;

Определение материалов, из которых изготовлено объект искусства;

Определение состояния объекта, его сохранности, наличия или отсутствия дефектов, повреждений и их характера;

Определение времени изготовления объекта - от эпохи к конкретному года;

Определение художественно-эстетической цели изготовления.

Определение степени уникальности объекта.

Определение оригинальности объекта - является ли он оригиналом или копией другого изделия;

Установление наличия переделок или выполненных реставрационных работ.

Определение стоимости объекта на определенное время.

Установление подлинности объекта.

Определение принадлежности (непринадлежности) объекта к порнографической или эротической продукции.

Предметом искусствоведческой экспертизы являются фактические данные, имеющие значение для уголовного производства или гражданского дела и связанные с установлением культурной, историко-культурной ценности и материальной стоимости художественного произведения, соответствия его содержания и идейного направления установленным нормам общественной морали. Данная экспертиза осуществляется на основе специальных знаний в области искусствоведения и культурологии.

Объектами искусствоведческого исследования являются произведения изобразительного (живопись, скульптура, графика) и декоративно-прикладного (профессионального и народного) искусства, кино- и видеопродукция, фотоматериалы и тому подобное. Такие произведения могут быть выполнены из различных материалов, а также зафиксированы на любых носителях (бумажных, магнитных и фильмах, электронных и т.д.). Это могут быть, например, экслибрисы, монументальные памятники культуры (архитектурные ансамбли и отдельные здания, росписи), предметы одежды, исторический текстиль, гано- и видеофильмы, фотоснимки отдельные или их тематически связанные серии, фонограммы музыкальных или песенных произведений и их нотные записи и тому подобное. Итак, объектами данного класса экспертных исследований являются предметы материального мира, которые, вероятно, имеют художественную, историческую или культурную ценность.

Основанием для классификации объектов искусствоведческой экспертизы необходимо считать сферу искусствоведения - отрасли научного знания, специфической для этого направления экспертных исследований. Для искусствоведения традиционным является деление искусства на виды в зависимости от способа материального воплощения содержания - слова, звука, изображения или их комбинации. Если рассматривать объекты судебной искусствоведческой экспертизы как материальные носители информации, то способ материального воплощения содержания может быть выбран в качестве основания для их классификации, поскольку именно он определяет материальные характеристики каждой группы и соответствующий им метод исследования.

Не всякий объект искусствоведческой экспертизы является произведением искусства или имеет художественную, культурную или историческую ценность, однако все они являются продуктами человеческой деятельности, предназначенные для воздействия на наблюдателя через восприятие, и в каждом из них содержание, замысел воплощается именно одним из перечисленных способов.

В зависимости от способа материального воплощения содержания объекты искусствоведческой экспертизы можно разделить на изобразительные, музыкальные и литературные произведения. В случае исследования как объекта экспертизы образцов песенного творчества могут изучаться отдельно музыкальная, литературная составляющая и их сочетание в одном произведении искусства. Отдельные подходы нужны в экспертного исследования таких специфических объектов искусствоведческой экспертизы, как кинофильмы. В них сочетаются литературный смысл, режиссура, игра актеров, музыка, песенная часть и тому подобное. Дальнейшая классификация объектов искусствоведческой экспертизы возможна по материалам, которые применялись для их изготовления, и материалами носителей. Так, среди изобразительных произведений выделяются плоские изображения (графика и живопись), скульптура, архитектура и декоративно-прикладные изделия. Музыкальные произведения, в зависимости от средств фиксации музыки, можно разделить на произведения в нотной записи и на различных аудионосителя: пластинках, аудио- пленках, лазерных дисках и т. Литературные произведения делятся на восковые или глиняные таблички, свитки, пергаменты, сшитые книги (печатные или рукописные), электронные тексты и тому подобное. Искусствоведение предусматривает и другие виды разделения произведений искусства. Например, жанровое: в зависимости от формальных и содержательных особенностей в живописи выделяют портрет, пейзаж, натюрморт и др; в литературе - прозу, в том числе роман, рассказы, эссе и т.д., и поэзию; в музыке - классическую, народную, духовную, джаз и т.

В основе разделения произведений искусства может также быть стиль, что приводит тип культурной целостности. Среди стилей выделяют академизм, барокко, импрессионизм, кубизм, сюрреализм и т.д., и с этой точки зрения музыкальное произведение и произведение изобразительного искусства эпохи барокко имеют между собой гораздо больше сходных черт, чем, например две вазы, одна из которых изготовлена в классическом стиле, а другая - в стиле модерн. Произведения искусства можно дифференцировать по времени и месту их создания: искусство Древнего Египта, Древней Греции, западноевропейское средневековое искусство и тому подобное. Такие классификации объектов искусствоведческой экспертизы имеют существенное значение при выборе экспертом методов и методик исследования, а также при оценке квалификации самого эксперта. Соотнесения предоставленного на экспертизу объекта с тем или иным стилем, жанром, историческим периодом и территорией является частью искусствоведческого исследования.

Характеризуя объекты судебной искусствоведческой экспертизы, необходимо отметить одно довольно проблемный вопрос, который возникает в практике проведения этого вида экспертиз: можно провести исследования по документам, фотографиями и описанием предмета, который, вероятно, составляет художественную, культурную или историческую ценность при отсутствии самого предмета? Юридических запретов для этого нет, вместе с тем возможности эксперта при выполнении такого исследования значительно уменьшаются. Например, для определения времени и места изготовления живописного полотна необходимо проведение химического анализа использованных красок, а при наличии только фотографий или описаний картины такой анализ невозможен. Кроме того любой описание может быть неполным или нечетким, дополненным личным восприятием художественного произведения автором описание, а фотографическое изображение - искажать представление об объекте из-за неточности цветопередачи, угол съемки, освещения предмета и другие факторы. Фактически в таком случае эксперт исследует не тот объект, о котором ему задают вопросы. Так, в случаях проведения искусствоведческой экспертизы определенного произведения искусства по документам эксперт вместо фактического объекта исследования - картины как визуального изображения, анализирует текст описания этой картины, вместо скульптуры, то есть объемного изображения - ее фотографию, то есть плоское изображение. Такие особенности необходимо учитывать, предоставляя оценку заключения эксперта, а самому эксперту необходимо каждый раз ссылаться на представленные документы и подчеркивать, что вывод сделан только на основании информации, в них содержится.

Качество вывода искусствоведческой экспертизы и возможность использования его в качестве источника доказательства в уголовном производстве или средства доказывания по гражданскому делу зависит не только от фактических данных, квалификации эксперта и объектов, предоставленные на исследование, но и от вопросов, сформулированных лицом, назначила экспертизу. Проводя исследования, эксперт в первую очередь ориентируется именно на эти вопросы, поскольку ответы в его заключения напрямую зависят от формулировки вопросов. С учетом этого обстоятельства для большинства классических экспертиз были разработаны методические рекомендации по формулированию вопросов, с приблизительным перечнем. Но такие рекомендации можно рассматривать лишь как ориентир, а постановка конкретных вопросов и их формулировки зависят от конкретных задач следственной или судебной практики. Судебная искусствоведческая экспертиза еще находится в процессе становления, поэтому унифицированного перечня вопросов для нее до сих пор не разработано.

Задача судебно-искусствоведческой экспертизы разнообразны и зависят от объекта исследования, отрасли, в которой проводится эксперты по, содержания и особенностей гражданского дела или уголовного производства, в рамках которых она проводится, и других факторов. Так же, как и в других классах экспертиз, при назначении и проведении судебно-искусствоведческой экспертизы решаются идентификационные (атрибутивные), диагностические и классификационные (типологические) задачи.

К идентификационных относят: задачи, связанные с отождествлением исследуемого объекта с конкретным произведением искусства; установление принадлежности предоставленных на исследование фрагментов произведения к конкретному произведению; воспроизведения конкретного произведения по предоставленным фрагментом с использованием данных о его внешнем виде (фотографий, документальных описаний и т.п.). Идентификационные (атрибутивные) исследования решают вопрос об идентификации конкретного произведения и установление его автора. К примеру:

1) Есть ли предоставлен на исследования художественное произведение "Портрет сестры Анны младшей", бумага, пастель, 62 х 80 см, авторской работой художника И. П. Светлицкого?

2) Есть ли использовались содержанию элементы предоставленных на исследование художественных произведений для изготовления открыток, изданных компанией «Завещание»?

При атрибуции произведений и установлении их культурной ценности проведения исследования предполагает сначала их детальный визуальный осмотр и описание. Документируется состояние их сохранения с лицевой и оборотной сторон, обращается внимание на надписи, этикетки и другие знаки, которые могут указывать на историю создания, авторство и существования произведений. В атрибуции произведений искусства важное место занимает аспект реставрации - был объект реставрирован, в какое время и какими методами, именно подвергалось восстановлению. Проведению реставрационных работ предшествует исследования - атрибуция - определение подлинности и автора произведения, а при невозможности этого - школы, страны, времени создания и т.д., определение степени сохранности и потерь после создания, искажение предварительным реставрации или другими действиями, а также установления первоначального вида. Рассматривая объект исследования, следует учитывать, что его назначение, материал, из которого он изготовлен, форма и т.д. должны быть органическими, то есть соответствовать времени и цели его создания.

Далее применяются неразрушающие оптико-физические методы анализа: микроскопический, фотографирование в отраженных инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, видимая и ультрафиолетовая люминесценция, рентгенография. Эти исследования позволяют установить состояние почвы, красочных и покровного слоев, выявить наличие авторской подготовки рисунка, подрисовок, фактуру мазка, места реставрационных включений и тому подобное. При исследовании состояния красочного слоя обращают внимание на наличие кракелюр и их вид, расположение по плоскости произведения, расположение авторского надписи относительно авторского красочного слоя. При исследовании изображения методами видимой люминесценции и в отраженных ультрафиолетовых лучах можно зафиксировать наличие грибковых повреждений произведения, установить их состояние - действующий или обезврежен. Рентгенографические исследования позволяют не только установить технику исполнения произведения, но и выявить наличие перезаписи, то есть предыдущие живописные слои на поверхности исследуемого объекта.

Для изучения материальной составляющей произведения осуществляется отбор проб из разных его частей. Пробы отбираются в размерах незначительных, но достаточных для изготовления из них микрошлифов с целью дальнейшего их использования для определения как химико-физических характеристик материалов, так и техники изготовления произведения. Стоит отметить, что для копиистов и фальсификаторов произведений искусства достижения полной аутентичности материалов с оригиналом остается задачей невыполнимой. Это существенно способствует возможностям экспертизы и уже на этапе сравнения параметров материальной составляющей исследуемого произведения с соответствующими данными можно выявить факт копирования или фальсификации.

В дальнейшем экспертом определяется соотношение по времени конструктивных и изобразительных частей произведения, подписей, монограмм, штампов и т. Устанавливается наличие более поздних вставок, реставрационных заполнений. Изучаются особенности конструкции, структуры и химического состава аутентичных частей произведения. Это дает возможность сделать выводы о соответствии указанных параметров времени их создания, принадлежность произведений к локальной художественной школы, авторство и тому подобное.

Анализ индивидуальной манеры художника имеет целью выявления типичных для конкретного создателя технических приемов работы, для чего исследуются особенности фактуры красочного слоя, характер обработки поверхностей работ, представляющих другие виды искусства, с учетом многообразия применяемых технических средств и материалов. При необходимости проводится почерковедческая анализ подписей, надписей, монограмм, рассматриваются другие обозначения (символико-аллегорические, геральдические и т.д.), важные для атрибуции произведения. Определяется их соотношение с произведением во времени. При этом информация о более поздние элементы произведения тщательно анализируется различными методами. Подпись или надпись, сделанная позже времени создания, другие специфические добавления и изменения, внесенные в произведения, могут принадлежать его автору или указывать на него. В то же время, они могут быть выполнены другими лицами, но указывать на фактического автора. Основа определения подлинности произведений живописи - соотнесение во времени их конструктивной и изобразительной частей.

Для датировки станковой или книжной гравюры важным является установление времени производства бумаги, на которой она напечатана. При исследовании составляющих бумаги, его состояния обращают внимание на наличие на нем характерных водяных знаков. Важно провести анализ типов и особенностей шрифтов на гравюрах и старопечатных изданиях. Для оценки гравюр важным является определение техники их выполнения, поскольку в разных странах та или иная техника появлялась в достаточно точно установленный на сегодня время. Для характеристики гравюр важно установить, был ли автор гравюры одновременно и автором рисунка, по которому выполнялась гравюра, или основу композиции графического произведения составляет произведение другого художника-живописца, гравера, скульптора, архитектора и др. (Тип так называемой репродуктивной гравюры).

Стилистический анализ предполагает рассмотрение темы, сюжета произведения, особенностей его иконографии, а также композиции, колорита, колористического решения, других формальных качеств и признаков для отнесения работы к определенному хронологическому периоду или стиля, направления выяснения места ее создания, авторства и тому подобное. При этом обязательно учитываются результаты технологического анализа произведения, индивидуальной манеры художника и другие признаки. На этом этапе осуществляется атрибуция произведения как художественного явления, его стиля, иногда - художественной школы, времени его создания (в том случае, когда перед нами - аутентичный произведение, а не подделка). Во всех случаях для установления времени создания произведения, художественной школы, стиля, автора важным критерием является орнаментика (особенно в произведениях декоративно-прикладного и народного искусства, а также в работах мастеров профессионалов), если в таких произведениях есть орнаментальные мотивы.

При проведении экспертизы выдающихся художественных произведений для сравнения стилистических особенностей, творческой манеры художника предпочтение отдается оригиналам. Отсутствие материалов для сравнительного анализа допускается только при анализе работ малоизвестных мастеров с аутентичными подписями, поскольку имела популярность автора обычно приводит крайнюю редкость случаев фальсификации. таких произведений.

Важны сведения о прошлом произведения (пребывания в коллекциях, экспозициях на выставках, документальные свидетельства и т.п.). По возможности осуществляется его сравнение с оригиналами работ другого мастера (качественными репродукциями из них), работами других мастеров определенного периода, которые принадлежали к одной школы, работали в одном географически определенном художественном центре. При этом также учитывают имеющиеся сведения о структуре, материал, химический состав материальных составляющих объекта исследования, а также стилистические особенности, манеру исполнения произведений, которые отбираются для сравнения.

К диагностическим относятся задачи, связанные с выявлением обстоятельств создания исследуемых объектов - места, времени, использованных материалов, средств и приемов, примененные при его создании; с установлением содержания, смысловой нагрузки исследуемого объекта, его художественной, исторической, культурной ценности, а также принадлежности исследуемого объекта к работам определенного автора, известной школы, стиля, жанра - за использованными материалами, творческой манерой, сюжетом, смыслом и тому подобное.

При этом решаются следующие основные вопросы:

1) Имеет ли представленный на экспертизу произведение культурную ценность в историческом, этнографическом или художественном аспектах?

2) Какой возраст предоставленных на исследование произведений прикладного искусства, и какова их материальная стоимость?

3) Какая материальная стоимость ущерба в результате повреждения данного художественного произведения?

4) Какова стоимость реставрации предоставленного на исследование художественного изделия?

5) принадлежит предоставленная на исследование икона "Святой Георгий- Победитель" к изделиям современного искусства, и подвергалась она искусственному старению?

6) Какие техника и технология выполнения предоставленной на исследование картины (скульптуры)?

7) ли использовались для изготовления картины современные средства и способы нанесения изображений, в частности плоттер с сухими пигментами?

Материальная ценность художественных произведений определяется на основании решения вопроса об их художественную и эстетическую ценность, а также в соответствии со сведениями, содержащимися в каталогах аукционных продаж, других методических материалах, и с учетом спроса на аналогичные произведения в течение нескольких последних лет. При этом учитывается степень первичной физической сохранности произведений, качество проведенной реставрации, наличие произвольных изъятий (потерь), дополнений, других переделок, которые понес оригинал. При определении материального ущерба эксперт сначала определяет стоимость произведения к его повреждению, а уже после этого, в зависимости от типа произведения, определяет его остаточную стоимость или стоимость реставрационных работ.

Классификационные (типологические) задачи связанные с отнесением исследуемого произведения или изделия к конкретному типу, виду продукции. Среди главных классификационных задач искусствоведческой экспертизы следует выделить, прежде всего, определение соответствия продукции требованиям законодательства о защите общественной морали. Так, исходя из ориентировочного перечня вопросов, на решение которых направлена проведения искусствоведческой экспертизы, во многих случаях основным содержанием исследования и основой для заключения должны быть ответы на следующие вопросы:

1) Относится исследуемый произведение к продукции, имеющей порнографический характер?

2) Принадлежит информация, содержащаяся на предоставленных на исследование носителях, к детской порнографии?

3) Каков идейная направленность произведения, в частности, содержит предоставленный на исследование произведение пропаганду насилия или жестокости?

В отечественном законодательстве преступным считается нарушение принципов половой морали путем изготовления, ввоза или распространения предметов порнографического характера, к которым относятся произведения, имеющие своим назначением возбуждения нездорового полового влечения путем вульгарного, в грубой натуралистической форме или противоестественного отображения гениталий, антиетичних сцен половых актов, половых извращений.

В уголовных процессах о незаконное распространение порнографических материалов или предметов порнографического содержания, о возбуждении ненависти либо вражды, об унижении достоинства человека или группы людей по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и т.п. возникает необходимость назначения искусствоведческой экспертизы их содержания, художественной ценности и направленности воздействия на человека, общество в целом или на конкретные социальные группы.

Предметами, которые могут быть объектами исследования искусствоведческой экспертизы, выступают рассказы, стихи и другие произведения непристойного порнографического или иного аморального содержания в печатном, рукописном виде, изображения порнографического характера на фотоснимках, рисунках, в скульптурных композициях, в кино или видеофильмах и тому подобное. Главной задачей эксперта-искусствоведа при исследовании материалов, которые, вероятно, имеют порнографический или иной противоправный характер, является установление художественной, исторической или культурной ценности объекта исследования, направленности и степени воздействия на сознание человека (реципиента) или населения в целом. Для установления порнографического характера предметов преступления по делам указанной категории целесообразно назначение психолого-искусствоведческой экспертизы с целью определения порнографического характера и содержания изучаемых предметов и материалов. При этом в случаях исследования кино и видеоматериалов в качестве эксперта-искусствоведа целесообразно привлекать специалиста в области кино- и видеоискусства; в случае исследования фотографических изображений, картин, рисунков или других графических изображений - специалиста в области живописи и изобразительного искусства. Высказанные экспертами мнение относительно содержания и характера представленных на экспертизу материалов должны быть основаны на специальных знаниях, а не на бытовых представлениях без учета специфики определенного вида искусства.

Проведение комплексной судебной психолого-искусствоведческой экспертизы целесообразно в том случае, когда нужно установить направленность и степень влияния произведения искусства на сознание или подсознательную сферу личности, социальной группы или населения в целом. При этом каждый из экспертов должен решать вопросы, входящие в его компетенцию. В частности, эксперт-искусствовед решает вопрос о наличии или отсутствии художественной ценности материалов, сюжета, концепции и художественных принципов, а также о наличии или отсутствии основных признаков порнографии, которыми могут быть: концентрация внимания на картинке физиологии полового акта и половых органов; немотивированность отдельных сцен и эпизодов; формальное использование антуража, костюмов, музыкального фона; однозначность изображаемого и отсутствие в нем метафорических смыслов, образных решений или других признаков художественного языка; операторские решения по порнографической фото- и кинопродукции, в частности крупный план, прямые ракурсы, направленное освещение, ориентирует на детальную демонстрацию механики полового контакта; отсутствие индивидуализации диалогов действующих лиц, их скудность или полное отсутствие, использование звуковой среды исключительно с целью подчеркивания акустической фактуры полового акта. В свою очередь, эксперт-психолог должен решать вопрос о характере и степени психологического воздействия на потенциального потребителя исследуемых материалов, наличие или отсутствие пропаганды насилия, жестокости, нетрадиционных и искаженных форм сексуальных отношений.

В случае, когда у органов предварительного расследования есть основания подозревать, что в предоставленных материалах или предметах порнографического характера содержатся изображения несовершеннолетних, возникает необходимость назначения указанной комплексной экспертизы с дополнительным привлечением эксперта в области судебной медицины, в исследовательской части заключения должен четко и однозначно высказаться по биологического возраста лиц, участвующих в изображенных сценах.

Такой вывод делается по медицинским критериям, которыми могут быть: наличие или отсутствие вторичных половых признаков; степень их выраженности; рост, телосложение и пропорциональность телосложения; выразительность подкожного жирового слоя и т. Это имеет принципиальное значение для правильной квалификации преступного деяния.

При формулировке вопросов для искусствоведческой экспертизы необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, вопросы, поставленные перед экспертом, и экспертные заключения не могут выходить за пределы его специальных знаний. Недопустима постановка перед экспертом связанных с оценкой деяния, правовых вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда. Во-вторых, необходимо четко представлять, какие возможности судебной искусствоведческой экспертизы необходимо использовать в каждой конкретной судебном деле или уголовном производстве, для установления каких обстоятельствах необходимы специальные знания экспертов-искусствоведов. Перед экспертом необходимо ставить вопросы, ответы на которые на основании специальных знаний в области искусствоведения позволят выявить качественные характеристики предмета, которые, в свою очередь, предоставят возможность соотнести этот предмет с конкретной правовой нормой. Чтобы сформулировать вопрос таким образом, необходимо точно представлять себе, какие именно конкретные качественные характеристики соответствуют формальным признакам, установленным в нормативно-правовых актах. Подобными вопросами могут быть следующие:

1) Имеет ли данный предмет (или документ) художественную, научную, историческую или культурную ценность?

2) Какое художественное, научное, историческое, культурное значение данного предмета?

3) влияние создания данного произведения искусства на становление и развитие любого направления в науке или искусстве, на историю и культуру определенного региона или территории, и как именно?

4) Связано создания и существования определенного произведения со значимыми для определенного региона историческими и культурными событиями, с какими именно?

5) Какими были фактические обстоятельства создания данного предмета (автор, время, место, использованы материалы, определенные исторические события)?

7) Есть ли предмет (необходимо указать наименование) произведением искусства, исторической или культурной ценностью?

8) Какова сохранность данного предмета?

9) Есть ли признаки повреждения, переработка, реставрации данного произведения искусства?

10) Какая материальная ценность данного предмета?

Ставить эксперту вопрос, есть ли предоставленный на экспертизу предмет или документ настоящим оригиналом или подделкой, некорректно, поскольку для ответа на него необходимо осуществление правовой оценки. Целесообразна постановка вопросов об обстоятельствах создания предоставленного предмета, зная которые, лицо, назначила экспертизу, сможет сделать вывод о том, оригинал или подделка перед ней. Такими вопросами могут быть:

1) Какие фактические обстоятельства создания данного предмета (автор, время, место, использованы материалы, любые особые исторические события)?

3) есть предмет определенным (необходимо указать наименование) произведением искусства, исторической или культурной ценностью?

В отдельных уголовных производства и гражданским делам необходимо определение стоимости предмета (документа), особенно в случаях, когда нужно установить такие квалифицирующие признаки, как причинение значительного ущерба, а также большой или особо крупный размер причиненного ущерба, совершенной кражи. В связи с этим необходимо выяснить реальную стоимость предмета как объекта преступного посягательства и сравнить ее с денежной стоимостью материальных благ, переданных потерпевшему. Для этого перед экспертом необходимо ставить вопрос о материальной стоимости данного предмета.

Необходимость назначения искусствоведческой экспертизы может возникнуть и при установлении плагиат - присвоение авторства, причинившее значительный ущерб автору или иному правообладателю. Поскольку чаще всего плагиат получает выражение в присвоении себе авторства чужого произведения, издании чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, но без указания на их имя я, задачей судебной искусствоведческой экспертизы является сравнение нескольких объектов, которые, вероятно, являются произведениями искусства. В результате такого сравнения устанавливается, они самостоятельными произведениями, имеет Место заимствования фрагментов одного произведения в другое, или идентичные произведения, подписанные разными авторами. В таких случаях перед экспертом надо задавать такие вопросы:

1) Какие фактические обстоятельства создания каждого предмета, предоставленного на экспертизу (автор, время, место, использованы материалы, наличие определенных обстоятельств)?

2) Есть ли самостоятельными предоставлены для исследования произведения, имеет место заимствование фрагментов одного произведения в другое, или они идентичны произведениями, подписанными различными авторами?

4) Имеет ли каждый из предоставленных предметов самостоятельную художественную, научную, историческую или культурную ценность?

Для решения таких вопросов целесообразным может быть привлечение наряду с искусствоведами, специалистов - лингвистов и психологов - для соотнесения особенностей речи, уровня образования, характера, способа общения с окружающим миром лиц, претендующих на авторство, с особенностями произведения.

Большинство судебно-искусствоведческих экспертиз являются комплексными, что обусловлено интегративным характером задач, которые стоят перед данным видом экспертиз. Например, для установления автора произведения почти всегда приходится исследовать материалы художественного изделия, а в нем - подпись автора (если он есть), манеру письма или рисования, признаки реставрации.

Основной задачей искусствоведческой экспертизы является определение культурной и исторической ценности различного рода объектов.

К объектам искусствоведческой экспертизы относятся:

Предметы живописи (картины, иконы, графика и т.д.);

Скульптуры;

Произведения декоративно-прикладного искусства (изделия из фарфора, керамики, фаянса, майолики);

Музыкальные произведения;

Предметы обихода (мебель, одежда прошлых веков, марки, украшения, оружие, монеты, фотографии, открытки и т.д.).

Как правило, в качестве экспертов при выполнении искусствоведческих экспертиз выступают работники музеев, археологи, историки, религиоведы, оружейники, литературные деятели. Из-за большого количества объектов и их разноплановости, эксперты-искусствоведы, встречаются не часто. Как показывает практика, к проведению искусствоведческих исследований привлекаются несколько узкопрофильных специалистов.

Искусствоведческая экспертиза - стоимость

Досудебное исследование проводится по запросу физического или юридического лица, адвоката или официального представителя посредством заключения договора в офисе организации или дистанционно. Передача объектов исследования и оплата производится инициатором проведения исследования. По результатам подготавливается заключение специалиста, к которому прилагаются документы организации и специалиста. Договор, объекты исследования и заключение могут пересылаться курьером по Москве и Московской области или курьерской службой по выбору заказчика. Выезд специалиста для осмотра, отбора образцов обговариваются отдельно при заключении договора.

Судебная экспертиза назначается по определению суда, постановлению правоохранительных органов, нотариуса. Оплата экспертизы производится лицом, на которое возложена оплата, в установленные сроки. По результатам подготавливается заключение эксперта, к которому прилагаются подписка об ответственности эксперта, документы организации и эксперта. Материалы дела и объекты по Москве и Московской области из судов производится экспертной организацией, если судом не определено иное. Ознакомиться с заключением заинтересованные лица могут в канцелярии суда по факту его сдачи. Дата и время осмотра (при необходимости) назначается специалистами организации, о чем участники процесса уведомляются телеграммой.

Рецензирование заключения эксперта сторонней организации для оспаривания выводов и назначения повторной экспертизы проводится на основании запроса физического или юридического лица, адвоката или официального представителя посредством заключения договора в офисе организации или дистанционно. Для принятия решения об актуальности подготовки рецензии необходимо направить экспертное заключение со всеми приложениями на электронную почту или привезти на бумажном/электронном носителе в офис организации по выбору заказчика. В случае невозможности подготовки критической рецензии специалистами организации сообщается заранее, до заключения договора.

Заказать экспертизу у нас Заказать

Задачи, решаемые в рамках искусствоведческой экспертизы, условно, следует разделить на две большие группы:

1. Задачи, связанные с атрибуцией объектов (определение характеристик, отнесение к тому или иному временному периоду, установление стоимости и т.д.);

2. Задачи, связанные с исследованием представленного объекта в рамках искусствоведческой экспертизы (в рамках этой группы решается вопрос о подлинности объекта, устанавливается его соответствие заявленным признакам и характеристикам, проводится в тех случаях, когда возникают сомнения в данных, полученных в ходе атрибуции).

Искусствоведческая экспертиза помогает ответить на следующие вопросы:

1. Обладает ли, представленный на исследование объект культурно-исторической ценностью?

2. К какому типу или виду искусства или ремесла относится представленный объект?

3. В каком состоянии находится представленный объект, имеются ли у него дефекты?

4. В какой период был изготовлен представленный на исследование объект (от эпохи, до конкретного года)?

6. Какова степень уникальности представленного объекта?

7. Является ли представленный объект оригинальным или копией уже существующего объекта?

8. Какова стоимость представленного объекта?

9. Является ли представленный объект подлинным?

10. Подвергался ли представленный объект каким-либо видоизменениям, проводились ли в отношении его какие-либо переделки или реставрационные работы?

Искусствоведческая экспертиза делится на следующие виды:

1. Историко-культурная экспертиза - позволяет определить подлинность объектов исследования, устанавливает временной период их производства и место происхождения.

2. Культурологическая экспертиза. Основная задача, решаемая в рамках экспертизы данного вида - исследование архитектурных произведений как объектов культуры.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация