Копинг стратегии. Курсовая работа: Особенности копинг-стратегии у студентов младших курсов разных специальностей

Главная / Квартира

Человек сталкивается со стрессами в повседневной жизни ежедневно и справляется с ними как может. Зная о процессах, которые происходят в организме в стрессовых ситуациях, можно понять, как именно с ним бороться.

Копинг помогает человеку справиться со стрессом

Термин «копинг» появился в психологии в середине XX века. Работа с психологом, ориентированная на получение навыков копинга, делает жизнь человека спокойной, а его самого учит правильно справляться с влиянием стрессоров.

Что такое копинг

Копинг в психологии – способ выведение организма из стрессового состояния. Вызвать стресс может всё что угодно: как отрицательное, так и положительное событие. Различают два вида стресса – эустресс и дистресс. Первый не опасен, а наоборот способствует активации жизненных сил организма и подталкивает к принятию важных решений. Дистресс несёт разрушающее влияние, именно для его снятия используется копинг.

Помимо чрезвычайных ситуаций процесс копинга присутствует и в решении повседневных проблем. Часто бытовые вопросы или неурядицы на работе приводят человека к хронической форме стресса, а иногда и к депрессии. Необходимо знать пути спасения своего организма от разрушения дистрессом, особенно если избежать его никак не удаётся. Совладающее поведение значительно снижает риску развития сердечно-сосудистых заболеваний, нервных срывов и неврозов, вызванных воздействием хронического стресса.

Актуальность копинга

Сейчас понятие «копинг» активно используется многими психологами, психоаналитиками и психиатрами. Существует множество классификаций стратегий и стилей, в которые они объединяются. Каждая личность формирует собственную систему совладания и психологической защиты от стресса.

Тема копинга очень актуальна и используется для конструктивной борьбы со стрессорами. Т. к. окружающий мир становится с каждым годом всё более агрессивным, то и обычному человеку нужно адаптироваться к этим факторам.

Особенно актуальны копинг-тренинги и работа с психологом. Не каждый может самостоятельно провести диагностику своих поведенческих моделей и скорректировать их в нужное направление.

Люди, обладающие высокой жизнестойкостью, делают это на подсознательном уровне, остальные же продолжают страдать от неправильной и неконструктивной системы избегания стрессов.

Копинг-тренеры проводят работу над стилями поведения и путём их коррекции повышают стрессоустойчивость индивида. Это помогает людям наладить отношения в коллективе, семье, снизить количество дистресса в повседневной жизни. Такие улучшения психофизического состояния благоприятно влияют на весь организм.

Наука длительное время изучает поведенческие реакции людей в условиях стресса. Многие из них заложены в нашем подсознании, но в связи с постоянными изменениями окружающего мира они малоэффективны. Человеку приходится самостоятельно или с помощью психолога искать варианты выхода из стрессовой ситуации.

Копинг-механизмы выстраиваются на основе того, что реакция каждого субъекта в корне отличается. Непроизвольные эмоции связаны с особенностями характера, темперамента и воспитания. Построения копинг-механизмов начинается в момент воздействия стрессора на организм. Человек осуществляет первичную оценку происходящего, мозг пытается понять, опасен ли такой стресс для него или нет. Ориентированная на это работа не занимает много времени, т. к. действует рефлекторно.

Все действия направлены на устранение, ослабление или игнорирования раздражителя. На этом этапе индивид делает вторичную оценку и выбирает наиболее удобный вариант решения проблемы. В зависимости от выбора он может действовать в нескольких направлениях:

  • действия для устранения или сокращения воздействия стрессора – нападение на противника, бегство от опасности и т. д.;
  • вытеснение фактора стресса из своего окружения – «меня не касается эта проблема»;
  • переоценка сложившейся ситуации – «не так уж и страшно», «это только кажется опасным»;
  • принятие ситуации без эмоций – расценивание угрозы как плода воображения.

В зависимости от того, как человек реагирует на раздражители, формируется его копинг-стратегии. Не все имеют положительный опыт борьбы со стрессом. Часто субъект испытывает иррациональный страх перед стрессором. Это называется фобией, и справиться с нею поможет лишь опытный психолог. Они помогут наладить механизмы копинга.

Вытеснение фактора стресса — один из механизмов копинга

Стратегии копинга

Каждому человеку присуща определённая модель поведения в той или иной ситуации. Все они выстраиваются в копинг-стратегии. Последние классифицируются по эффективности и качеству воздействия на психофизическое состояние человека в период стресса.

Существует несколько классификаций, которые активно используют психологи.

Классификация по К. Гавери

Американский учёный К. Гавери вместе со своей исследовательской группой предложил разделять стратегии на несколько видов в зависимости от того, как человек реагирует на ситуацию и какие действия по её решению предпринимает.

Классификация по К. Гавери:

  1. Поиск решений и борьба со стрессом. К этой группке относят активный копинг – неправленые действия на устранение источника стрессора. Также к ней можно отнести планирование, если человек только планирует эти действия. Далее в списке стратегий находится поиск активной поддержки. Его можно толковать как желание получить поддержку от специалиста. Часто в контексте копинга используется положительное толкование происходящего. Именно такую реакцию и называют оптимизмом. И главное, что включает в себя эта группа – принятие себя в этой ситуации.
  2. Адаптация к стрессу без активных действий по его устранению. К этой группе относится поиск моральной и эмоциональной поддержки, т. к. многим людям важно сочувствие в тот момент, когда они подвергаются воздействию стрессора. Различают конкурирующее подавление. Это происходит тогда, когда человек откладывает все свои насущные дела и концентрируется лишь на одной проблеме, вызывающей стресс. Индивидам свойственно сдерживать и ожидать. Так действуют те люди, которые оставляют проблему до лучших времён.
  3. Адаптация с элементами активного копинга. Личности, имеющие отношение к этой группе, проявляют бурную эмоциональную реакцию на стрессора, тем самым помогают себе с ним справиться, ничего не делая. Возможно полное отрицание происходящего. Можно выделить ещё и стратегии отстранения. Это прямой или косвенный отказ от решения причины стресса. Человек может надеяться на то, что этим займётся кто-то другой либо же устранять стрессора в своих мечтах и выдумках.

По классификации, разработанной К. Гавери, видно, что люди справляются со своим стрессом разными способами, но иногда не могут этого сделать из-за выбора неправильной стратегии. Также учёный выделил 3 дополнительные группы, которые, по его мнению, нельзя отнести к предыдущим:

  • обращение к религии;
  • обращение к «заменителям» – наркотики, алкоголь, разврат;
  • юмор.

Обращение к религии — один из способов борьбы со стрессом

Классификация по Перлину и Шулеру

Чуть позже была выведена ещё одна классификация стратегий. Перлин и Шулер вывели её, основываясь на отношении субъекта к происходящему. В их работах всё также прослеживается взаимосвязь между работой над самой проблемой и над отношением к ней. Если человек не имеет возможности что-то исправить, то стоит отнестись к этому иначе, чтобы не травмировать себя.

Учёные вывели следующие категории копинг-совладания:

  • изменение проблемы;
  • изменение отношения к проблеме;
  • управление дистрессом.

Последний пункт включает в себя сильную эмоциональную реакцию или переключение внимания на что-то другое. Классификация не подходит для определения стратегии борьбы со стрессом в детском возрасте, а также у подростков и студентов.

Классификация по Фрайденбергу

В процессе исследований учёные и психологи пришли к выводу о том, что не все механизмы поведения в стрессовых ситуациях имеют одинаковую эффективность. Они могут помогать справиться со стрессором или же только ухудшать его воздействие.

Фрайденберг предложил классифицировать их как:

  1. Продуктивный – активные действия, направленные на сохранение оптимизма даже в стрессовых ситуациях, а также формирование механизма поведения на поддержание связей в обществе и качества жизни.
  2. Непродуктивный – избегание решения проблемы, совладание с нею путём безразличия и отстранённости. Такая стратегия мало эффективна и чаще всего усугубляет положение.
  3. Обращение к другим – просьба о помощи в сложившейся стрессовой ситуации. Это не перенос ответственности, а желание не быть отвергнутым. Присуща человеку в детском возрасте.

Обращение к другим в стрессовой ситуации характерно для детей

Классификация по Лазарусу и Фолксману

Ученые Лазарус и Фолкман разработали свои техники психологической защиты организма от стресса.

Психологическая защита человека делится на такие виды:

  1. Пассивный анализ – размышления по поводу тактики поведения в сложившейся ситуации, ориентирование на профилактику появления стрессора в будущем. Возможно также избирательное пассивное поведение: если человек действительно считает ситуацию неопасной, то не действует. При реальной индивид может концентрироваться и бороться со стрессором.
  2. Конфронтационный копинг – излишне агрессивное и настырное решение проблемы, конфликт. Такая позиция не приводит ни к чему хорошему и только усугубляет ситуацию. В зависимости от действий человека возможно уголовное наказание за неправомерные действия. Самым ярким примером такой модели поведения являются семейные драки – решение проблем в отношениях путём применения физической силы. Однако она эффективна в спортивной борьбе или соревнованиях.
  3. Принятие ответственности – понимание своей роли в развитии событий, а также взятие на себя ответственности за это. В разных контекстах эта позиция может иметь противоположное влияние. Если человек объективно расценивает свою ответственность за события, над которыми имеет власть, то это очень хорошо. А субъект, который постоянно страдает от чужих проступков и винит в этом себя, разрушает собственный организм.
  4. Самоконтроль – совладающее поведение в любой ситуации. Таких людей называют железными. Их трудно вывести на бурное выражение эмоций. Такое поведение свойственно сотрудникам крупных компаний или политическим деятелям, где эмоциональность не поощряется. Избегание проявления чувств в определённом контексте способ совладания со стрессом, но такая позиция порой разрушительно влияет на психику субъекта. Переживание эмоционального потрясения внутри себя приводит к проблемам в восприятии собственного Я и его выгоранию.
  5. Поиск положительной стороны. Если нет возможности справиться со стрессором или избежать его влияния, то многие психологи предлагают оптимизм, как методику ухода от стресса. Излишний оптимизм же мешает человеку трезво оценивать окружающий мир и принимать судьбоносные решения. Стратегия, ориентированная на избирательное, суждение более продуктивна.
  6. Поиск поддержки – действия, направленные на получения помощи извне. Норой субъектам, попавшим в стрессовую ситуацию, требуется психологическая или паллиативная помощь. Осознание собственной неспособности защиты от стрессора, вынуждает искать поддержку у родственников, друзей или малознакомых людей.
  7. Бегство – избегание трудностей, которые вызывают стресс. Самая нерациональная из методик, т. к. не решает проблему, а только задвигает её на задний план.
  8. Дистанционирование – удаление от проблемы или переключение своего внимания на другие вещи. Такой способ даёт лишь временное решение, после чего стресс возвращается.

В зависимости от того, какая степень стрессоустойчивости и жизнестойкость присуща человеку, меняется его совладание с проблемой.

Управление своими эмоциями приходит к субъекту с возрастом или с достижением определённого социального статуса. Важную роль в стратегии психологической защиты играет гендерная принадлежность.

Бегство от трудностей не поможет решить проблему

Концепции стратегий копинга

В конце прошлого века учёные Хайма и Уис вывели главные концепции стратегий, которые серьёзно влияют на мировоззрение человека и его реакцию на стресс. Основной является «Я-концепция». Она ориентирована на восприятии человеком самого себя: то, как именно человек видит свою личность, как относится к ней, выявляет его отношение к стрессору в процессе копинга. Бывают люди, которые оценивают свои возможности адекватно, но чаще всего они их недооцениваю или переоценивают.

Эмпатия выступает одной из концепций совладающей стратегии. Этот термин характерезует отношение к чужому мнению.

Человек, слушающий советы, имеет больше возможностей для выявления причин стресса. Иногда этому мешает привязанность к другому субъекту. Тогда человек отвергает все стили совладания, кроме одного.

Ещё одной не менее важной концепцией является концентрация. В зависимости от того, насколько человек может сконцентрировать свои силы и мысли в период борьбы со стрессом, будет зависеть результат. Также важны копинг-ресурсы, полученные индивидом в процессе жизни.

Ресурсы копинга

Копинг имеет определённые ресурсы, необходимые для построения стиля реакции на внешнего раздражителей. Избегание проблем чаще всего основывается на неспособности индивида справиться с происходящим. Причиной этого является то, что человека не научили это делать, т. е. не дали ресурсов для осуществления.

Важность ресурсов копинга на примере: если ребёнок вырос в окружении, которое не решало проблемы, а избегало их, то, вырастая, он будет придерживаться этой же модели поведения. В этом случае родители играют роль законодательной власти, а ребёнок – исполнительной. Он полностью повинуется родителям даже в стиле поведения. То же самое касается физического и морального насилия в семьях.

Совладающее поведение закладывается человеку с детского возраста, и этот ресурс не восполним без посторонней помощи. Работа с психологом, ориентированная на приобретение недостающих способностей, и является копинг-тренингом.

Заключение

Понятие копинга играет важную роль в жизни каждого человека. Необходимо реально расценивать свои силы и возможности для того, чтобы добиться каких-либо успехов в жизни. Но ни один путь невозможен без падений и разочарований, которые тоже нужно воспринимать как опыт.

Понимая свою стратегию копинга, а также его стиль, можно значительно снизить количество стрессовых ситуаций. Совладание или избегание проблем и их решения выбор каждого.

Формы поведения, которые направлены на преодоление стрессовой или конфликтной ситуации, в психологии получили название преодолевающего поведения, или копинга. Направлено такое поведение на разрешение стрессовой или конфликтной ситуации с использованием определенных действий.

Основные определения

Копинг-поведение - это действия, выполняемые человеком, направленные на преодоление стресса. Данный термин включает в себя когнитивные, эмоциональные, а также поведенческие методы. Они применяются для того, чтобы справляться с запросами обыденной жизни. Копинг-поведение - это также и управление эмоциями, стресс-менеджмент. К этой категории относят все стратегии, направленные на саморегуляцию поведения.

Возникновение термина

Данный термин впервые возник в психологии во второй половине XX века. Его автором считается Абрахам Харольд Маслоу. Также это понятие встречается и в трудах Л. Мэрфи. Он использовал термин «копинг» в 1962 году, в процессе изучения способов преодоления стресса детьми. Через четыре года, в 1966 году, Р. Лазарус в своем исследовании «Психологический стресс и процесс совладания с ним» также использовал этот термин. Перевод данного слова - «совладать», «преодолевать», «бороться», «мериться», «справляться». Происходит термин coping, перевод которого был представлен выше, от английского глагола соре. В психологии понятие копинга давно связано с процессом совладания со стрессом, преодоления неприятных ситуаций и обстоятельств.

Другие дефиниции

Более точное определение данного понятия звучит так: копинг-поведение - это непрерывно изменяющиеся умственные и поведенческие попытки человека совладать с определенными внешними и внутренними требованиями, которые субъективно оцениваются как чрезмерные или же превышающие имеющиеся ресурсы. Данный процесс постоянно меняется по той причине, что индивид и окружающая среда образуют между собой динамическую взаимосвязь. Они постоянно оказывают друг на друга взаимное влияние. Абрахам Харольд Маслоу определяет копинг как одну из форм человеческого поведения. Она предполагает сформированное у индивида умение применять конкретные средства для преодоления эмоционального стресса. Предназначается такое поведение для адаптации.

Особенности стрессового состояния

Внутренний конфликт или же острые стрессовые реакции у подавляющего большинства людей сопровождается негативными переживаниями, чувствами, которые совершенно неприемлемы для человека и несовместимы с его образом собственного «Я». Это агрессия по отношению к себе и близким, зависть, страх и другие переживаниями. Отсутствие данных реакций в тяжелой ситуации являются симптомом психопатологии, ненормального функционирования эмоциональной сферы.

Необходимость выражения эмоций

Нередко оказывается неприемлемым не просто какое-либо чувство, а невозможность выразить его в открытую. Например, это иллюстрирует установка «настоящие мужчины не плачут». В результате подобного действия психологических защит переживания и эмоции во время острой стрессовой реакции вытесняются. А тот внутриличностный конфликт, который спровоцировал начало негативной реакции, нередко остается актуальным. В некоторых случаях он остается в бессознательном на долгие годы.

Копинг-поведение - это определенная стратегия, направленная на то, чтобы отыскать приемлемый метод выражения негативных переживаний, которые связаны с конфликтом либо При этом признается реальность, значимость самих переживаний. Нередко найденный путь совладания со стрессом оказывается не прямым, а косвенным.

Копинг как способ реагирования на стресс

Постепенно ученые психологи стали дополнять данное определение. Со временем стало ясно, что копинг-поведение - это реакции не только на чрезмерные или же неординарные раздражители, которые превышают имеющиеся у человека ресурсы. Это также и ежедневные способы реагирования на стрессовые обстоятельства.

Содержание копинг-стратегии, однако, остается все тем же - оно включает в себя все те действия, которые позволяют человеку справиться со стрессом. Копинг объединяет в себе познавательные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с повседневными запросами реальности. Во многом выбор той или иной стратегии зависит от уровня стрессоустойчивости человека. Например, индивид с низкой стрессоустойчивостью изберет стратегию избегания. Тот же, у кого этот показатель более высок, остановится на методе принятия ответственности.

Продуктивные и непродуктивные стратегии

Психологи, которые занимаются проблематикой копинг-стратегий, имеют разное мнение об эффективности различных стратегий совладания со стрессом. Во многих концепциях учитывается, что сами по себе эти способы преодоления стресса могут быть и продуктивными, и дисфункциональными. Иными словами, многие авторы учитывают полезность того или иного подхода, с помощью которого человек справляется со стрессом. Например, индивид постоянно использует стратегию «обращение за помощью к другим». Однако если такой подход помогает ему избавиться от стресса, то для окружающих данный метод может быть не совсем приятен и уместен. Не всякий, даже близкий, друг готов постоянно оказывать поддержку человеку, все время находящемуся в стрессовом состоянии.

Эмоционально-ориентированный копинг

Выделяют большое количество типов поведения в стрессовых ситуациях, которые направлены на работу с эмоциями и переживаниями. Чаще всего избранный путь оказывается не прямым, а косвенным, обходным.

Они следующие:

  • Выражение переживаний. Насколько бы они ни были интенсивными, чувства должны найти свой выход социально приемлемым способом. Выражение эмоций желательно, если оно не создает дополнительных трудностей в социальном взаимодействии.
  • Замещающая деятельность. В некотором роде данная стратегия похожа на понятие сублимации в психоанализе. Однако термин «замещающая деятельность» более широк. В процессе такой активности находят выход стремления, которые невозможно реализовать определенную потребность. Например, те люди, которые лишены семейного тепла, нередко склонны заводить домашних животных, чтобы реализовать свою потребность в любви. Люди, по каким-то причинам не сумевшие реализовать свои карьерные амбиции, с головой погружаются в различные хобби либо общественную деятельность.
  • Разрядка представляет собой перенос отрицательных переживаний на материальные предметы, которые можно сломать или разбить. Как правило, такие действия осуждаются в обществе. Но если можно избежать порицания (например, оставшись одному), и если материальный ущерб от разрядки не будет велик, то подобный способ в некоторых случаях хорошо помогает справиться с нахлынувшими переживаниями.
  • Фантазия, или преодоление трудностей вне реальности. Данная реакция людей на стресс позволяет достичь желаемого хотя бы в мире воображения. Возникающие при этом положительные переживания дают силы для жизни в сложных жизненных ситуациях.
  • Творчество - один из наиболее эффективных способов преодолевающего поведения. Основывается на нескольких или даже всех вышеописанных форм преодоления стресса. Творчество позволяет выразить переживания - к примеру, в картине или же в актерской игре. Оно представляет собой одобряемый вариант разрядки, способствует воплощению фантазий в конкретном произведении искусства.

  • Сдерживание. Аналогично психологическому вытеснению в бессознательное. Представляет собой осознанное поведение, направленное на избегание неприятных мыслей, дел, трудностей. Нередко сочетается с отвлечением на другие переживания, мысли, занятия. Человек стремится переключить сознание на другие виды активности, чтобы избежать психотравмирующей ситуации.
  • Отстранение. Человек, использующий это копинг поведение, стремится воспринимать обстоятельства без Его эмоции как бы «выключаются», или же он чувствует нереальность всего происходящего с ним.
  • Юмор. Представляет собой переосмысление трудности с подчеркиванием ее забавных сторон.

Проблемно-ориентированный копинг

Есть и другие стратегии совладания со стрессом, разные такого поведения, которые в зарубежной науке называются словом coping (перевод данного термина был рассмотрен выше). Следующие стратегии направлены не на совладание с эмоциями, а на работу с проблемой. Человек может использовать одну или несколько из нижеперечисленных:

  • Конфронтация - это активная деятельность, которая направлена на преобразование конфликтной ситуации. Обычно данную стратегию предпочитают те люди, которые склонны к импульсивному поведению, враждебности, конфликтные личности.
  • Самоконтроль - это сдерживание и последующее подавление эмоций. Как правило, данная стратегия используется теми людьми, которые стремятся скрывать от окружающих переживаемые эмоции.
  • Поиски социальной поддержки. Человек, использующий данный способ копинга, стремится привлечь внешние ресурсы, ищет тез людей, которые могут посочувствовать ему или же поддержать.
  • Избегание. Человек стремится избегать имеющихся проблем. Не всегда это переключение внимания - слабые личности, не желающие признавать объективной реальности, уходят в алкоголизм, наркоманию, игроманию и прочие зависимости. Такой тип копинга считается деструктивным.

Самоизменение

Наконец, один из самых важных способов копинга является переоценка ценностей, а также самоизменение. Обстоятельства, в которых человек должен преодолеть конфликт, рассматривается как источник личностного роста, возможность приобретения опыта и изменения к лучшему.

Самовосприятие может измениться у такого человека в сторону представления о себе как об уверенной и сильной личности. Таким образом, кризис выступает в роли основы для изменения системы мировоззрения и ценностей, возможности приобщиться к новым философским либо религиозным воззрениям. Именно поэтому любой, даже самый неудачный опыт может иметь позитивный аспект - в том случае, если он будет служить базой для позитивных личностных преобразований.

Смешанная стратегия: принятие ответственности

Принятие ответственности - это способ преодоления стресса, к которому не всегда оказывается способным прибегнуть человек. Однако некоторые индивиды способны переориентировать вектор своего поведения с попыток избавиться от негативных переживаний на ответственные действия. В таком случае личность осознает свою роль в той или иной ситуации и начинает действовать согласно имеющимся возможностям. Но в некоторых случаях данная стратегия приводит к избыточному чувству вины. Выражается оно в чрезмерной самокритике. Либо человек впадает в излишние извинения, попытки все загладить собственными силами без осознания роли другой стороны в ситуации.

Считается, что здоровый человек должен использовать разные способы борьбы со стрессом. Зацикливание на одной стратегии говорит о том, что индивиду необходимо задуматься над привнесением разнообразия в данной сфере.

Сегодня я хочу представить вам статью замечательного психолога - Людмилы Пономаревой о копинг-стратегиях и их роли в борьбе со стрессом. Выбор адекватной копинг-стратегии важен для того, чтобы успешно справляться со стрессами, а знать виды стратегий полезно для того, чтобы видеть весь спектр доступных нам инструментов.



По набережной гуляла молодая девушка со своим другом, который был старым моряком.
В жизни девушки не всё было гладко, её мучили какие-то свои жизненные проблемы, и она шла, погружённая в эти заботы.
Естественно, друг заметил переживания девушки.Он спросил её:
- Как ты думаешь, если бы я упал сейчас в воду, то обязательно утонул бы?
Девушка перекинулась, через перила и посмотрела вниз на бушующие холодные волны.
- Конечно, ты бы утонул! - сказала она.
Но моряк возразил:
- Сомневаюсь! Я ещё ни разу в жизни не видел, чтобы кто-нибудь утонул только потому, что оказался в воде.
- Посмотри, какие сильные волны! - сказала девушка. - Даже если ты останешься жив, то точно попадёшь в больницу с переохлаждением.
- Только в том случае, если пробуду в воде слишком долго, - не унимался её друг. - Я же моряк! Я много раз падал в воду, поэтому я точно знаю, о чем говорю. Когда я первый раз упал, то ужасно испугался. Но потом я понял, что мне ничего не грозит, если я быстро выберусь обратно.
Точно так же обстоят дела и с твоими проблемами! - ласково обратился друг к девушке. - Вместо того, чтобы вздыхать и мучиться, ты лучше подумай, как тебе поскорее из всего этого выбраться!
Чаще всего проблема заключается не в самой проблеме, а в том, как мы её воспринимаем.“


Это довольно известная притча. Явный посыл всем понятен:то, что для одного человека воспринимается как «раз плюнуть», для другого может стать катастрофой. Если пойти дальше и повернуться к понятию стресса, то мы увидим очень важную вещь. Чтобы научиться пользоваться ресурсами стрессоустойчивости, нужно уйти от тех стереотипных мыслей и действий, которые мы часто используем в силу привычки, но которые очевидно или неочевидно неэффективны.

Что такое «копинг»?

Копингом в психологии называют как раз те самые мысли и действия, которые вызывает у нас стрессовая ситуация. Под действием своих привычных копинг-стратегий мы ищем или неищем ресурсы для борьбы со стрессом, используем или не используем их. Таким образом, человекможет знать очень много о том, как сохранить свое здоровье и не стать «жертвой» патовой ситуации, но не может пользоваться своими знаниями.

Как формируются копинг–стратегии?

Человек ежесекундно учится взаимодействовать с миром. Его учат определенным правилам поведения в тех или иных ситуациях, они могут быть заложены и в культуре и быть сформированы личным опытом. Выбор стратегий взаимодействия со стрессовой ситуаций зависит от тех ресурсов, которыми владеет человек: знания, здоровье, социальная поддержка и т.п.

Какие бывают копинг – стратегии?

Когда возникает стрессовая ситуация, мы начинаем думать – чувствовать – действовать. Поэтому существуют аналогичные копинг – стратегии – когнитивные, эмоциональные стратегий, поведенческие. В научной литературе классификаций копингов много, но все они, так или иначе, касаются этих трех сфер.

Например, человек, попадая в трудную ситуацию, может занять активную, ориентированную на проблему, позицию: изучать ситуацию, искать социальную поддержку.

Также человек может выбрать такой тип совладания со стрессом, при котором он не будет взаимодействовать с ситуацией, а будет только снижать физиологический ответ на стресс. Человек начнет принимать алкоголь, наркотики, переедать, много спать или отказываться от сна, нагружать себя тяжелой работой и т.п.

Исходя из когнитивного компонента, человек может выбрать когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение от ситуации.

Или выбрать фантазии о том, как он справится со стрессом.

Или пытаться сознательно изменить свое отношения к ситуации. Такая позиция хорошо иллюстрируется фразой: «Если ты не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней».

В плане эмоций человек может выбирать или выразить эмоции или их подавить их. «Настоящие мужчины не плачут» – классическая копинг – стратегия, сформированнаякультурой.

Согласно Р. Лазарусу, существует 8 типов совладания со стрессом:

«Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;

Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;

Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;

Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;

Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;

Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;

Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием».

Хочу еще раз подчеркнуть, что мы часто выбираем те или иные стратегии восприятия и реагирования на ситуацию стереотипно и автоматически, не задумываясь, потому что так привыкли или так было усвоено. При этом мы не учитываем то, что наше поведение может быть неэффективно.


Получается, есть эффективные и неэффективные копинг – стратегии? Почему мы тогда продолжаем ими пользоваться?

Да, копинг – стратегии бывают со знаком плюс и минус. Продуктивные копинг – стратегии – это те, которые направлены на решения проблемы, не снижают уровень здоровья, не приводят к социальной дезадаптации. Непродуктивные являются антагонистами продуктивных стратегий, т.е. ведут к ухудшению здоровья, снижению активности и социальной адаптации на фоне стресса. Мы продолжаем или пользоваться в силу разных причин:

1. Раньше это поведение приносило положительные изменения. Несколько раз человеку удалось справиться со стрессом. Однако условия изменились, и теперь данный тип поведения является непродуктивным. Но человек в силу прошлого опыта продолжает им пользоваться.

2. Родительский опыт. Грубо говоря, так научили. Часто родители говорят своим детям «ударь в ответ» – копинг взаимодействия с ситуацией, или «не трогай его, не пачкай руки» - копинг избегания. При этом у ребенка могут быть совершенно иные чувства по отношению к ситуации, однако он научается регулировать себя в соотвествиис выученными правилами поведения

3. Социальный опыт. Общество, в котором мы живем, диктует нам то, как мы должны вести себя. Не всегда существующие клише эффективны при стрессоустойчивости. Например, мужчина всегда должен агрессивно реагировать на стрессовую ситуацию.

4. Личный опыт. Это те модели поведения и реакции, которые были сформированы человеком в процессе жизни.

5. Наличие ресурсов, личностная и социальная характеристики. Сюда включаются самооценка, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности, ресурсы самоэффективности, пол и возраст, принадлежность к определенной социальной группе.

Как я могу понять, что не эффективно справляюсь со стрессом и что мне с этим делать?

Часто человек чувствует сам, что, попадая в трудные ситуации, не может из них выбраться. Жизнь меняется в худшую сторону. На приеме у психолога они жалуются на депрессивные мысли, ухудшения здоровья, как будто «бегают по замкнутому кругу». Если Вы ощущаете, нечто подобное, то:

а) необходимо выяснить, какимикопинг-стратегиями Вы пользуетесь чаще всего и насколько они эффективны;

б) повышать ресурсы борьбы со стрессом;

в) форсировать целенаправленные поведенческие изменения: применение новых стратегий поведения, использование ресурсов, тренинги и психотерапия.


Тест Лазаруса*

· Те или иные копинг стратегии могут быть эффективными или неэффективными в зависимости от ситуации. Вы сами можете оценить, насколькоданный типа поведения подуктивен для Вас, сами.

Нартова-Бочавер С. К. «CopingBehavior» в системе понятий психологии личности. Психологическийжурнал, т. 18, № 5, 1997.

Lazarus, R.S., &Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
http://psylist.net/praktikum/00298.htm

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Медико-психолого-социальный институт

Кафедра общей и клинической психологии

Курсовая работа

(по дисциплине «Общая психология»)

Особенности копинг-стратегии у студентов младших курсов

разных специальностей

Исполнитель: Канзычакова Елена Георгиевна,

студентка 2 курса группы П-21

специальности 030301

Научный руководитель: Фотекова Татьяна Анатольевна,

д.псх.н., доцент

Абакан 2007


Введение

1. Проблема копинг-стратегий в психологии личности

1.1 Основные подходы к толкованию понятия «сoping»

1.2 Классификация стратегий

1.3 Характеристика копинг-стратегий

2. Исследование особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей

2.1 Программа исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Актуальность темы заключается в том, что проблема совладающего поведения (копинг-поведения) со сложными ситуациями малоизученна. Первым кто заинтересовался в данной научной области и ввел понятие «сoping» был Абрахам Маслоу (2003). Затем продолжили изучение такие ученые, как Р.Лазарус и С.Фолкмен (Lazarus, Folkman, 1984), П.Коста и Р.Маккрей (Costa, McCrae,1992), У.Лер и Х.Томэ (Lehr, Thomae, 1993). В отечественной психологии изучение поведения личности в стрессе изучалась в основном в контексте преодоления экстремальнах ситуаций. Исключение составляют немногочисленные работы, посвященные изучению личности и жизненного пути (Анцыферова, 1994; Либина, Либин, 1998). Исследования в данной проблеме отечественных ученых, таких как, Тышкова М. (1987), Сидорова Е.Н. (1988), Хазова С.А. (2004) и Крюкова Т.Л. (2005), показали, что активное становление копинг-стратегий приходится на подростковый возраст.

Мы выбрали данную тему, чтобы восполнить знания, структуризировать теоретический материал для дальнейшего изучения проблемы копинг-стратегий, и тем самым, создавая основу для практической деятельности.

Объект исследования: копинг-стратегии.

Предмет: особенности копинг-стратегий у студентов младших курсов специальностей «Психология», «Социальная работа» и «Лечебное дело».

Целью данной работы является выявление особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов специальностей «Психология», «Социальная работа» и «Лечебное дело».

Приступая к выполнению курсовой работы, мы ставили перед собой задачи:

1)изучение теоретического материала по теме копинг-стратегии;

2)описать особенности копинг-стратегий у студентов специальности «Социальная работа»;

3)описать особенности копинг-стратегий у студентов специальности «Психология»;

4)описать особенности копинг-стратегий у студентов специальности «Лечебное дело»;

5)выявить различия копинг-стратегий у студентов разных специальностей.

Гипотезы курсового исследования: особенности копинг-стратегий у студентов, обучающихся разным специальностям различны. Также стратегии взаимосвязаны с особенностями личности и характера.

Методологическая основа – концепция Р.Лазаруса о роли когнитивных конструктов при изучении копинг-стратегий и гуманистическая психология А.Маслоу.

Методы исследования:

1. Копинг-тест Лазаруса.

2. Данные обрабатывались при помощи стандартного пакета ExcelWindows. Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента для независимых выборок.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

копинг личность студент


Глава 1. Проблема копинг-стратегий в психологии личности

1.1 Основные подходы к толкованию понятия «с oping »

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине ХХ в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу. Под «копингом» (от англ. tocope – справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними.

Копинг-поведение – форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействий стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. (Малкина-Пых, 2004)

По представлениям А.Маслоу (2003), копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению. Так, психолог характеризовал копинг-поведение как целенаправленное и мотивированное действие, являющимся результатом научения. Также утверждал что, копинг в большей степени детерминирован переменными внешнего характера, которые определяются культурой и окружающей средой. Копинг-поведение предполагает, что предпринимаются усилия и используются определенные средства, а его цель – удовлетворение потребности или уменьшение угрозы. Копинг более управляем (подавляется, сдерживается, вытесняется), так как для него типичен сознательный характер.

В настоящее время выделяют три подхода к толкованию понятия «сoping». Первый подход трактует его в терминах динамики Эго как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения. Этот подход нельзя назвать распространенным прежде всего потому, что есть сторонники склонны отождествлять копинг с его результатом. Второй же определяет копинг в терминах черт личности – как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. Однако, поскольку стабильность рассматриваемых способов очень редко подтверждается эмпирическими данными, это понимание также не обрело большой поддержки среди исследователей. И наконец, согласно третьему подходу, копинг должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром. (С.К. Нартова-Бочавер, 1997)

По мнению ведущих специалистов в области изучения copingstyles («способов совладания») Р.Лазаруса и С.Фолкмена, нужно делать акцент на роли когнитивных конструктов, именно от них, в основном, зависят способы реагирования на жизненные трудности.

Наиболее известными отечественными исследователями, которые занимаются проблемой совладающего поведения, являются А.Либина и А.Либин. Материал этого раздела во многом опирается на их совместную статью «Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями» (А.Либина, А.Либин, 1998), в которой, в частности, дается определение психологии совладающего поведения: «Предметом психологии совладания как специальной области исследования является механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями».


1.2 Классификация стратегий

Существуют разнообразные виды копинг-стратегий, которые определяются спецификой стрессогенных ситуаций и индивидуальными характеристиками человека, особенностями его когнитивного реагирования и поведения в стрессовой ситуации. Были предприняты попытки классифицировать эти стратегии по ряду признаков.

По мнению ведущего специалиста в области изучения copingstyles («способов совладания») Р.Лазаруса (цит. по А.А. Реану и др., 2006), несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования.

Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

К.Матени с соавт. (цит. по Бодрову В.А., 2006, №3) высказали предположение, что преодоление стресса можно рассматривать с позиций оперативных и превентивных воздействий на стрессовую ситуацию и реакции человека на нее. Оперативное преодоление стресса предусматривает попытку ликвидации или снижения реакции на воздействующий стрессор; превентивное преодоление заключается в предотвращении влияния стрессора либо за счет изменения когнитивной оценки при восприятии требований ситуации, либо посредством повышения сопротивляемости, устойчивости к воздействию стресса. Авторы считают, что превентивное преодоление включает такие способы, как:

1) избегание стрессоров путем регулирования условий жизни и деятельности;

2) оптимизация уровня требований ситуации к человеку;

3) изменение поведения, вызывающего стресс;

4) развитие личных ресурсов для преодоления стресса.

В оперативном преодолении стресса они выделили следующие классы поведения:

1) контроль за воздействующими стрессорами и признаками стресса – оценка ситуации и выбор адекватной индивидуально предпочтительной стратегии поведения;

2) «наступление» на стрессоры – определение возможности прямого устранения стрессоров (решение проблемы, поиск недостающей информации и т.д.);

3) Организация ресурсов – мобилизация эффективных усилий по преодолению стресса;

4) Переносимость воздействия стрессоров – повышение устойчивости к ним путем когнитивной переоценки их воспринимаемой значимости, волевых усилий и т.д.;

5) Понижение возбуждения – уменьшение психической напряженности за счет применения методов коррекции состояния.

Г.Вебер (цит. по Бодрову В.А., 2006, №3) считает, что основной репертуар стратегий психологического преодоления стресса содержит следующие формы:

П.Вонг с сотрудниками (цит. по Малкиной-Пых, 2004) разработали концепцию преодоления стресса, которая включает превентивные, самопреобразующиеся, экзистенциональные и духовные стратегии – активные реакции человека, зависящие от его способности к символизированию, прогнозированию, саморефлексии, духовному проявлению, саморазвитию и самосовершенствованию.

Классификация видов стратегий преодоления стресса («совладания»), разработанная Л.И.Анцыферовой (1994), построена с учетом особенностей когнитивного и поведенческого уровня регуляции этого процесса и своеобразия трудных жизненных и рабочих ситуаций. Ею выделены преобразующие стратегии, приемы приспособления к трудным ситуациям, вспомогательные приемы самосохранения, «метастратегические техники» жизни, приемы совершенствования нравственного начала личности.

Автор отмечает, что «совладание – это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом… не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях» (Анцыферова, 1994, с. 16). Нужно и можно учить борьбе с жизненными трудностями, но какими приемами следует пользоваться, решает сам субъект, исходя из своих индивидуально-психологических особенностей, жизненного опыта, значимости событий и других факторов.

На основании анализа литературы по стратегиям совладающего поведения и результатов собственных исследований В.А.Бодрова (2006, №3) предлагается классификация некоторых наиболее типичных стратегий поведения и когнитивно-эмоциональных действий по преодолению трудных жизненных ситуаций (см. табл.).

Классификация стратегий преодоления стресса

Тип стратегий Превентивное преодоление Оперативное преодоление
I. Преобразующие

1) «антиципирующие»

2) перестройка когнитивной структуры

3) коррекция своих ожиданий

4) решение проблемы

5) «рационализация»

6) «компенсация»

7) практические действия и вербальные формы реагирования

8) «идущее вниз сравнение»

9) «идущее вверх сравнение»

II. Приспособление к трудным ситуациям 10) идентификация личности с более удачливыми людьми

11) снижение психической напряженности

12) «проекция»

13) «оппозиция»

14) «замещение»

15) изменение своего отношения к ситуации

16) изменение личностных свойств

17) установление социальных взаимосвязей

III. Контроль за стрессом

18) поиск необходимой информации

19) знание ощущений при стрессе, особенностей его проявления

20) знание: на чем фокусировать контроль

IV. «Самораскрытие» и «катарсис» 21) «катарсис»

22) «самораскрытие»

23) стимуляция адекватного поведения в стрессовых условиях

V. Избегание трудных ситуаций 24) «фокусирование на эмоциях»

25) «конструктивное отвлечение внимания»

26) «подавление» и «отрицание»

27) «интеллектуализация»

28) «пассивный протест»

VI. «Самопоражающие» стратегии 29) курение, прием наркотиков и алкоголя, самолечение

Табл. Классификация стратегий преодоления стресса

Предложенная классификация преодоления трудных жизненных ситуаций основана на их систематизации по признакам:

а) превентивной (профилактической), оперативной (коррекционной), комплексной (двухсторонней) направленности воздействий;

б) ориентированности приемов регуляции поведения по преодолению на личность (собственные эмоциональные переживания и установки в отношении стрессогенных ситуаций), решение проблемы (оценку или вмешательство в ситуацию) или поведение по избеганию трудных ситуаций;

в) активности или пассивности форм преодоления;

г) характера мобилизованных личных ресурсов (психологических, физиологических, профессиональных, социальных).

Некоторые стратегии достаточно четко дифференцируются по перечисленным признакам, другие же отражают полиморфизм признаков и обладают многофункциональными свойствами.

И.Г.Малкина-Пых в своих трудах (2004) выделяла три основных критерия, по которым строятся все классификации стратегий копинг-поведения:

1. Эмоциональный/проблемный:

1.1. Эмоционально-фокусированный копинг – направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

1.2. Проблемно-фокусированный копинг – направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивный/поведенческий:

2.1. «Скрытый» внутренний копинг – когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2.2. «Открытый» поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.

3. Успешный/неуспешный:

3.1. Успешный копинг – используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

3.2. Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько копинг-стратегий. Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.

1.3 Характеристика копинг-стратегий

Преобразующие стратегии. Некоторые люди предпочитают использовать для преодоления стресса как практические действия в форме поиска рационального выхода из трудной ситуации, привлечения дополнительной информации, изменения субъективной значимости признаков ситуации, использования навыков психической саморегуляции и т.п., так и вербальные формы реагирования, воздействуя, например, на субъективный источник конфликтной ситуации силой убеждения, разъяснения.

Велико адаптивное значение стратегии антиципирующее совладание, благодаря которой осуществляется предвосхищение возникновения трудной ситуации, формируется психологическая готовность к встрече с негативным событием или предпринимается поиск путей ее предотвращения (Анцыферова, 1994).

Многие события являются стрессовыми потому, что они включают элементы, справиться с которыми люди бывают недостаточно подготовленными (Бодров, 2006, №2). В. Авдеев (1992) высказал соображение, что люди, уверенные в своей способности решить ту или иную проблему, проявляют большую эффективность в творческом анализе трудных ситуаций. В этом случае успех решения проблемы может по механизму обратной связи повысить уверенность в своей способности преодолеть стресс. Эту стратегию (решение проблемы) можно отнести к когнитивно-поведенческому процессу и обеспечения адаптивных способов реакции на проблемы. Их решение обусловливается наличием следующих способностей и умений: 1) осознать и понять содержание проблемы; 2) создать альтернативные ситуации; 3) концептуализировать релевантные средства достижения цели; 4) предвидеть последствия принятого решения; 5) реализовать принятое решение о характере поведения; 6) самостоятельно контролировать поведение и изменять (при необходимости) решение и цели. Успешность реализации перечисленных компонентов решения проблемы является основой проявления «самоэффективности».

Стратегия рационализации заключается в преобразовании информации, связанной с осознанием и использованием знаний только о той части реальности, которая отражает наиболее сложные и травмирующие события жизни. Рационализация – это поведение, когда человек не уклоняется от встречи с угрозой, а нейтрализует ее, интерпретируя безболезненным, выгодным для себя способом. Как отмечает Р.М. Грановская, «главная особенность рационализации состоит в попытке постфактум создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить свое поведение, не подтверждаемое объективным анализом ситуации, или попытка оправдать неудачу и недостижение цели» (2000, с. 323). Осознаваемые в результате рационализации причины того или иного поведения основываются на совокупности искаженной информации и сведений, отражающих реальную обстановку. Такая информация создает у человека необоснованную уверенность в ее адекватности истинной ситуации и ошибочное представление о собственном поведении как хорошо контролируемом и не противоречащем объективным обстоятельствам.

Стратегии приспособления к трудным ситуациям. Одним из способов приспособления к трудной ситуации является осознанное изменение своего отношения к ней. Личность может убедить себя в наличии позитивных исходов трудной ситуации путем придания ей особого смысла, иногда не вытекающего из ее особенностей. Ряд личностных черт человека (застенчивость, тревожность, недостаточная решительность, впечатлительность, повышенная внушаемость и др.) могут способствовать развитию тяжелых переживаний, что и обусловливает сложность преодоления стресса.

Личностным приспособлением к трудной ситуации является изменение субъектом своей ролевой позиции, принятие определенной роли и последующее поведение в соответствии с выбранной ролью (стратегия изменения личностных качеств).

Стратегия снижения психической напряженности предусматривает использование методов психической саморегуляции (аутотренинг, десенсибилизация, когнитивная реструктуризация, биологическая обратная связь), эстетостимуляции (функциональная музыка, арттерапия и др.), которые способствуют нормализации механизмов психической регуляции функционального состояния и поведения субъекта.

Стратегии контроля за стрессом. Одной из основных стратегий контроля является поиск необходимой информации, определяемый когнитивной способностью к экстраполяции, вероятностному прогнозированию, предвидению хода развития событий для получения информации, которая будет снижать неопределенность в оценке их динамики, исхода и возникающего стресса.

Важное значение для преодоления стресса имеет знание того, на чем следует фокусировать контроль – стратегия выбора объекта контроля. Г. Селье (1979) говорил, что если все внимание направленно на угрозу воздействия стресса, то интенсивность развития дистресса возрастает; если же контроль сосредоточен на сенсорной информации о стрессе, то он не вызывает повышение дистресса. Более того, если контроль за стрессом включает конструктивные усилия, такие как определение места и времени возникновения проблемы и ее решения, то такой контроль может иметь положительное воздействие на результат преодоление стресса (Китаев-Смык, 1983).

Катарсис – это стратегия преодоления стресса и, в частности, тревоги, страха гнева им других негативных состояний путем переживания душевного волнения, высвобождения эмоций, приводящего к ослаблению влияния травмирующего фактора. В качестве посредника, эмоциогенного события или явления привлекается более значимая система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация становится не столь существенной (Грановская, 2000; Гринберг, 2002).

Стратегии избегания трудных ситуаций. Для защиты от отрицательных эмоций, борьбы с эмоциональными расстройствами, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, стрессогенными событиями, используются стратегии избегания, ухода, бегства от трудных ситуаций, которые могут применяться как в практической форме (реальное поведение), так и в психологической – путем внутреннего отчуждения, отстранения себя от ситуации или подавления мыслей о ней (Анцыферова, 1994; Коржова, 2006). Человек, который использует эти стратегии, обычно физически или мысленно покидает место возникновения стресса. Избегание не всегда ориентировано на реальную обстановку и может препятствовать преодолению стресса, если применяется в экстремальных ситуациях. Например, недостаточно обоснованное избегание конкретной трудной ситуации способно отрицательно повлиять на чувство самоуважения и самоэффективность, что вызывает дополнительный дистресс.

Одной из наиболее ранних форм защитного поведения, особенно выраженной у детей, является стратегия пассивного протеста, которая проявляется в избегании общения, отказа от пищи, игр (Тышкова, 1987). Обычно пассивный протест заключается также в стремлении к изоляции («поведенческий уход»), немотивированном отказе от выполнения требуемых действий.

Для устранения негативных эмоций, т.е. избегание стресса, человек может использовать контролируемые стратегии подавления, когда событие загоняется в глубину подсознательного, и отрицания, когда игнорируется стрессор и он отказывается от признания того, что произошло травмирующее событие. Эти защитные механизмы представляют собой нежелание принять объективную реальность такой, какая она есть.

Еще одним механизмом избегания является стратегия интеллектуализации, т.е. перевода чувств, переживаний в плоскость процесса мышления. Такое переключение блокирует негативные переживания, которые являются нежелательными для реализации действий по преодолению стресса. Однако чрезмерная интеллектуализация может стать причиной угнетения эмоциональной сферы в целом, что приводит к снижению чувственного контроля за развитием и проявлениями травмирующей ситуации.

Разнообразие трудных ситуаций и некоторые индивидуальные особенности человека определяют различия в используемых стратегиях преодоления стресса. Применительно к конкретной ситуации люди могут использовать разные стратегии, и один и тот же человек в различных ситуациях может применять либо разные стратегии, либо наиболее типичные для него, причем в ряде случаев для преодоления стресса в конкретной ситуации возможна реализация нескольких разнородных копинг-стратегий. Успешность использования какой-либо стратегии в одной конкретной сложной ситуации не гарантирует ее эффективность в других ситуациях.

Глава 2 . Исследование особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей

2.1 Программа исследования

С целью исследования особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей, нами были протестированы 114 учащихся возрастом примерно 18 лет, среди которых 49 человек – студенты специальности «Психология», 41 – специальности «Социальная работа» и 24 – студенты специальности «Лечебное дело». Схема проведения исследования включала в себя проведение опроса студентов с последующим выявлением особенностей копинг-стратегий. Тестирование испытуемых проводилось в группе, каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный тест-опросник с инструкцией.

В исследовании мы использовали копинг-тест Лазаруса. Респондентам предлагалось ответить на 50 вопросов (см. приложение), по которым определялись копинг-стратегии, такие как:

1. Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

2. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

3. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.

4. Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

5. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

6. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

7. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

8. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Полученные данные обрабатывались при помощи стандартного пакета ExcelWindows. Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента для независимых выборок.

2.2 Интерпретация полученных данных

В ходе исследования у студентов этих трех специальностей была выявлена следующая наиболее предпочитаемая копинг-стратегия: планирование решения проблемы.

Данные приведены в таблице: (см. ниже)

По результатам, приведенными в таблице, видно, что все участники исследования в меньшей степени используют такой вид копинг-стратегии, как бегство-избегание. Это свидетельствует о том, что студенты в трудных жизненных ситуациях пытаются каким-либо способом урегулировать, решить их, а не прибегнуть к избеганию проблемы. Также в меньшей степени прибегают к копинг-стратегии – дистанцирование. Показывающая исследователям, что лишь некоторая часть студентов пытаются приложить когнитивные усилия, чтобы отделиться от трудной ситуации и уменьшить ее значимость.


Минимальные значения обозначены жирным курсивом, а максимальные значения по копинг-стратегиям выделены подчеркнутым жирным шрифтом.

Наоборот, исследуемые используют копинг-стратегии, как планирование решения проблемы у студентов специальностей «Психология» и «Лечебное дело» и положительная переоценка у студентов специальности «Социальная работа». Это говорит о том, что большинство студентов используют преобразующие стратегии поведения, стараются справиться с трудными жизненными ситуациями, а не отделиться от нее.

Различия в стратегиях обозначены подчеркнутым жирным шрифтом, а тенденция в различиях по копинг-стратегиям выделены жирным курсивом.

По результатам, приведенными в таблице, видно, что у студентов специальности «Психология» по сравнению с «Социальными работниками» выше показатель планирование решения проблемы. Это означает, что психологи предпочитают применять произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

Сравнивая «Социальных работников» с «Лечебным делом», можно отметить различия в такой копинг-стратегии, как поиск социальной поддержки. Выше показатель у студентов «Лечебного дела», которые при сложных жизненных обстоятельствах прилагают усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Также, сравнивая эти группы, мы выявили тенденцию различия в копинг-стратегиях самоконтроль и бегство-избегание, где данные два показателя превышают у студентов «Лечебного дела».

Сопоставляя же студентов специальностей «Психология» и «Лечебное дело», обнаруживается отличие в одном из видов копинг-стратегии, как дистанцирование. Так, студенты «Лечебного дела» в большей степени, чем студенты «Психологии», останавливают свой выбор на том, чтобы когнитивными усилиями отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

Также мы рассмотрели корреляции с личностными особенностями и с особенностями характера. Данные показывают, что есть взаимосвязь между одними видами копинг-стратегии и некоторыми особенностями личности и его характера (см. табл.).

Корреляция копинг-стратегий с особенностями характера


По результатам, показанными в таблице корреляций № 1, видно, что есть взаимосвязь между копинг-стратегиями и особенностями характера. Тому есть подтверждение, например, конфронтационный копинг напрямую зависит от таких особенностей характера, как автократичность (т.е. желание иметь власть, успех, мотивация борьбы, агрессии, завоевывания) и скептичность (т.е. настойчивость в достижении цели). Важно отметить, что скептичность коррелирует со многими копинг-стратегиями – это дистанцирование, самоконтроль, принятие ответственности, бегство-избегание. Также конфронтационный копинг имеет обратную зависимость с конвенциальностью, т.е. добросердечность, несамостоятельность. Следующий копинг – дистанцирование тоже имеет обратную зависимость с конвенциальностью. Самоконтроль, как вид копинг-стратегии, отрицательно коррелирует с послушностью (т.е. незрелость, зависимость от других, несамостоятельность) и конвенциальностью. Люди с особенностями характера, как послушный и великодушный в трудных жизненных ситуациях нуждаются в социальной поддержке. А вот люди с соревнующейся особенностью характера (т.е. уверенность в себе, независимость), наоборот, не будут использовать копинг-стратегию бегство-избегание проблемы. Отзывчивые, великодушные люди, как показано в таблице, предпочитают положительно переоценивать сложные жизненные ситуации.

В следующей таблице № 2 мы постарались выявить взаимосвязь между копинг-стратегиями и личностными особенностями. Так конфронтационный копинг имеет связь с невротичностью, спонтанной агрессивностью, депрессивностью, раздражительностью, реактивной агрессивностью, открытостью, эмоциональной лабильностью, мускулинизмом-феминизмом. А вот с уравновешенностью данный копинг имеет обратную зависимость. Дистанцирование коррелирует с невротичностью, спонтанной агрессивностью,


Корреляция копинг-стратегий с личностными особенностями

Личностные особенности

Стратегии

Невротично-сть Спонтанная агрессивность

Депрессив-

Раздражительность Реактивная агрессивность Открытость

Эмоциональ-

ная лабильность

Мускулинизм.-феминизм

Общительно-

Уравновешен

Застенчивость Экстрарерсия-итнтров.

Конфронтационный

0,355 0,482 0,268 0,391 0,365 0,336 0,269 0,250 -0,135
Дистанцирование 0,242 0,326 0,261 0,318 0,350 0,213 0,052
Поиск соц.поддержки -0,014 -0,057
Принятие ответственности 0,426 0,339 0,379 0,392 0,372 0,370 -0,041 -0,050 -0,064
Бегство-избегание 0,313 0,407 0,323 0,276 0,385 -0,135 -0,059 -0,031
Планирование решения проблемы 0,256 -0,061
Положительная переоценка 0,273

раздражительностью, реактивной агрессивностью, открытостью, эмоциональной лабильностью. С общительностью же имеет обратную связь. Копинг-стратегия поиск социальной поддержки обладает обратную корреляцию с реактивной агрессивностью, т.к. человек с высоким показателем данной особенности характеризуется агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию; и с застенчивостью, т.к. у таких людей проявляются трудности в социальных контактах. Принятие ответственности коррелирует с личностными особенностями, как невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, открытость, эмоциональная лабильность; с мускулинизмом-феминизмом, общительностью и уравновешенностью имеет обратную взаимосвязь. Бегство-избегание взаимосвязан с невротичностью, спонтанной агрессивностью, депрессивностью, раздражительностью, эмоциональной лабильностью. А с общительностью, уравновешенностью и экстраверсией имеет обратную зависимость. Копинг планирование решения проблемы коррелирует с реактивной агрессивностью и обратно взаимосвязан с застенчивостью. Положительная переоценка коррелирует с открытостью, т.е. человек с высокими оценками открытости стремится к доверительно-откровенному взаимодействию при высоком уровне самокритичности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) большинство студентов младших курсов используют в основном преобразующие копинг-стратегии такие, как планирование решения проблемы и положительная переоценка;

2) в меньшей степени студенты предпочитают бегство-избегание и дистанцирование;

3) выявлены различия между студентами специальностей «Психология» и «Социальная работа» в показателях планирование решения проблемы. Это означает, что студенты «Психологии» предпочитают применять произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме;

4) сравнивая «Социальных работников» с «Лечебным делом», можно отметить различия в такой копинг-стратегии, как поиск социальной поддержки. Выше показатель у студентов «Лечебного дела», которые при сложных жизненных обстоятельствах прилагают усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки;

5) сопоставляя «Социальных работников» с «Лечебным делом», мы также выявили тенденцию различия в копинг-стратегиях самоконтроль и бегство-избегание, где данные два показателя превышают у студентов «Лечебного дела»;

6) студенты «Лечебного дела» в большей степени, чем студенты «Психологии», останавливают свой выбор на том, чтобы когнитивными усилиями отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость;

7) выявлены корреляции с личностными особенностями и с особенностями характера. Данные показывают, что есть взаимосвязь между одними видами копинг-стратегии и некоторыми особенностями личности и его характера.


Заключение

Преодоление трудных жизненных ситуаций обеспечивается мобилизацией личных ресурсов, которые проявляются в определенных копинг-стратегиях и когнитивных действиях. Характер этих стратегий в значительной мере зависит от личностных особенностей, жизненного опыта и других психологических факторов, которые определяют индивидуальное своеобразие процесса преодоления.

Следовательно, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.

В ходе нашего исследования у студентов трех специальностей «Психология», «Социальная работа» и «Лечебное дело» была выявлена следующая наиболее предпочитаемая копинг-стратегия: планирование решения проблемы. Все участники исследования в меньшей степени используют такой вид копинг-стратегии, как бегство-избегание. Это свидетельствует о том, что студенты в трудных жизненных ситуациях пытаются каким-либо способом урегулировать, решить их, а не прибегнуть к избеганию проблемы. Также в меньшей степени прибегают к копинг-стратегии – дистанцирование. Показывающая исследователям, что лишь некоторая часть студентов пытаются приложить когнитивные усилия, чтобы отделиться от трудной ситуации и уменьшить ее значимость. Наоборот, исследуемые используют копинг-стратегии, как планирование решения проблемы у студентов специальностей «Психология» и «Лечебное дело» и положительная переоценка у студентов специальности «Социальная работа». Это показывает нам то, что большинство студентов используют преобразующие стратегии поведения, стараются справиться с трудными жизненными ситуациями, а не отделиться от них.

Проведенное нами исследование дает практический материал для дальнейшего изучения проблемы копинг-стратегии. Тем самым создается теоретическая база для практической деятельности, направленной на дальнейшее изучение копинг-стратегий у студентов разных специальностей. Также исследование копинг-стратегий вносит существенный вклад в изучение стрессоустойчивости, а также позволяет расширить наши представления о субъектных аспектах личности.

Таким образом, цель данной курсовой работы была достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась лишь частично. В связи с тем, что выборка была у некоторых специальностей малочисленна. Мы считаем невозможным использовать полученные результаты на более широкую популяцию. Для этого необходимо дополнительное исследование.


Список использованной литературы

1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. – М.: Феликс, 1992. – 128с.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн., 1994. №1. С. 3-18.

3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психол. журн., 2006. Т.27. №2. С. 113-123.

4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса // Психол. журн., 2006. Т.27. №3. С. 106-116.

5. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. – Служба доверия, 1994. – 316с.

6. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, Т.2.

7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 2000.

8. Гринберг Дж. Управление стрессом. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002, - 496с. – (Сер.: Мастера психологии).

9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 368 С.

10. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения. // Психол. журн., 2005. Т.26. №2. С. 5-15.

11. Либина А.В., Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. С. 190-204.

12. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 992с.

13. Матюшкин А.М. Классификация проблемных ситуаций // Вопр. психол. 1970. №5. С. 23-35.

14. Мотивация и личность. 3-е изд. / Абрахам Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. – 352с. – (Серия «Мастера Психологии»).

15. Нартова-Бочавер С.К. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн., 1997. Т.18. №5. С. 20-30.

16. Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психол. журн., 2005. Т.26. №6. С. 35-43.

17. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-еврознак, 2006 – 470 С.

18. Психология жизненных ориентаций человека / Е.Ю. Коржова. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006. – 384 С.

19. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. / Общ. ред. Е.М. Крепса; Предисл. Ю.М. Саарма. – М.: Прогресс, 1979. – 124 С.

20. Сидорова Е.Н. Возрастные изменения у школьников поиска решения в проблемной ситуации // Вопр. психол. 1988. №1. С. 92-98.

21. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопр. психол. 1987. №1. С. 27-33.

22. Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психол. журн., 2004. Т.25. №5. С. 59-69.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация