Уголовная ответственность в сфере налогообложения. Понятие налогового преступления - налоговые преступления. в сфере налогообложения

Главная / Налоги

1.2. Разграничение налоговых правонарушений, налоговых

преступлений и административных правонарушений,

направленных против налоговой системы.

Совершаемые в обществе правонарушения не однородны по своему характеру, однако по степени общественной опасности и юридическому оформлению теория права объединяет их в две группы: преступления и проступки.

Гуманизация уголовного законодательства в экономической сфере является наиболее важным вопросом в повестке дня Центра. Сегодня уголовное преследование в России становится глобальным инструментом давления власти на бизнесменов и способа управления экономикой, что разрушает малый и средний бизнес, порождает эмиграционные настроения в обществе и серьезно ухудшает инвестиционный климат.

В сфере налогообложения

Уголовное преследование бизнеса. То, что произошло в сфере уголовного преследования бизнесменов, можно охарактеризовать в трех словах: произвол, негласно и безответственность. Расследование насильно выбирает «преступника» и трактует закон настолько широко, что в уголовном деле нередко нередко не только коррупция, но и преступное событие.

В сфере налоговых правоотношений, в зависимости от степени общественной опасности, все правонарушения можно подразделить на налоговые преступления (меры ответственности, за которые предусмотрены нормами уголовного права) и правонарушения, которые не имеют характера налогового преступления.

Среди оснований привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах можно выделить:

Проекты и коллективная монография по гуманизации уголовного законодательства в экономической сфере. Документы, подготовленные экспертами Центра и стенографические отчеты о мероприятиях, посвященных гуманизации уголовного законодательства в экономической сфере.

Настоящее издание Уголовного кодекса не соответствует другим законам и, в первую очередь, Кодексу административных правонарушений. За некоторые действия можно взять на себя ответственность как административной, так и уголовной ответственности, а также за выбор сотрудника правоохранительных органов. Любые бизнесмены сегодня могут быть заключены в тюрьму практически за любую деловую операцию. Если Гражданский кодекс признает, что получение прибыли является целью или созданием предприятия, Уголовный кодекс рассматривает наказуемый выгодный интерес в получении прибыли. Иногда случается, что дела, которые считаются законными либо в суде в процедурах гражданского права, либо в Арбитражном суде, чем становятся предметом уголовного расследования. Первый заместитель председателя Федерального суда России, профессор, достопочтенный юрист Российской Федерации Владимир Радченко приводит пример, когда в Татарстане лицо было осуждено на 9 лет лишения свободы за акт, который был признан законным в Высшем арбитражном суде. Учреждение судебного разбирательства, лишенное реального ущерба и пострадавшего. Экономические преступления относятся к категории «выявленных», что означает, что заявление от потерпевшего необходимо для возбуждения такого дела против предпринимателя. Размер ущерба в этом случае определяется теми государственными структурами, которые борется с такими экономическими преступлениями. Ущерб может быть скомпенсирован полученной прибыли или может быть определен добровольно. Возможность возбудить уголовное дело без пострадавшего и реальный ущерб приводит к большому числу разработанных случаев. Цель таких дел заключается в том, что свойства лишают давление на бизнесменов и получают «административную ренту» сотрудников правоохранительных органов. В результате многие бизнесмены выполняют приговоры, не наносящие реальный ущерб ни обществу, ни государству, ни отдельным лицам. Только 2 процента лиц, обвиняемых в совершении экономических преступлений, являются приговорами в отношении заявлений потерпевших. Остальные возбуждаются по сообщениям членов полицейских целевых групп. Например, один фермер из Ставропольского края начал обрабатывать талию и собирать мусор из людей. Когда фермер получил от этой талии 1, 5 миллиона рублей, местное управление внутренних дел возбудило уголовное дело по незаконному предпринимательству. Нечеткость формулировок. Формулировки многих законов в законах настолько размыты, что они создают возможности для беззакония и коррупции. Основания для уголовной ответственности бизнеса не сформулированы в законе, и эта неопределенность дает возможность «перетащить» тот или иной корпус на любые дела бизнесменов, в том числе некриминальные по своей природе. Интерпретация неопределенного состава преступления всегда идет вразрез с лицом, привлеченным к уголовной ответственности. Это приводит к так называемому «обвинительному уклонению» в правоохранительных органах. Владимир Радченко сделал и пример: Вот статья 171, знаменитая статья о нелегальной предпринимательской деятельности. Он состоит из дел, которые никому не причиняли никого на 90% или даже больше. Единственным одеялом лица, осужденного по данной статье, может быть тот факт, что он вел бизнес без регистрации или с неправильно сделанной регистрацией, или он произвел определенные продукты или предоставил определенные услуги и получил более 1, 5 млн. Рублей. С экономической точки зрения происходит увеличение национального дохода. С точки зрения социальных последствий люди работают на этих бизнесменов, получают рабочие места, уменьшается безработица. Держите себя, держите свои семьи. Но вместо того, чтобы административное наказание нарушать формальные правила и помогать человеку легализовать его дело, уголовное дело возбуждено против него здесь. Бизнес одного провинциального фармацевта пошел бедно; оборот его аптеки не был значительным. По его инициативе фармацевт начал продавать промышленные товары, не имеющие лицензии. Как только он продал более 1, 5 млн. Рублей, он был привлечен к уголовной ответственности, поскольку правоприменительная практика равна прибыли, полученной для нанесения ущерба. Владелец большого магазина в Санкт-Петербурге купил помещение ближайшего небольшого магазина, который обанкротился и передал туда свою торговлю алкогольными напитками. И возник вопрос, чтобы сделать ответственным за преступление владельца, поскольку его торговая лицензия имеет почтовый адрес в большом магазине, но не новый «сыновний». Бесконечные проверки как давление на бизнес. Бизнесмен из Красноярска Эдуард Зайцев сказал, что давление налоговых инспекторов на бизнес происходит: Должностные лица Департамента налоговых преступлений приходят на предприятие после подачи заявки, зарегистрированной в «Книге регистрации преступлений». Но ни одного случая не было возбуждено. По данным прозрачности Международный бизнес в России сегодня подвергается 30-40 видам проверок. Михаил Субботин заявил, что даже не нужно сажать человека на работу. Но институт дел против предпринимателей не попадает в суд, как правило. Поэтому из десяти уголовных дел по статье 159 только 2-3 из 10 попадают в суд. В других случаях бизнесмены либо окупаются - что в большинстве случаев является мишенью для сотрудников правоохранительных органов, либо обвинения расходятся. Мошенничество. Сегодня по самым «популярным» статьям уголовных преступлений - статья 159 Уголовного кодекса России. В соответствии с которым в год осуждается около 40 тысяч человек. Также эти бизнесмены считаются «мошенниками», которые потерпели неудачу в бизнесе и не смогли погасить долги. Участие в организованной преступной группе. Председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-Солидарность» Г-жа Двойная ответственность за одно и то же дело. Уголовный кодекс по-прежнему сохраняет принцип искусственного увеличения суровости наказания: таким образом, Уголовный кодекс включает статьи, в которых указывается повторяющаяся уголовная ответственность за преступления, предусмотренные в других статьях Уголовного кодекса. Это означает, что у нас есть возможность двойной ответственности за одно и то же дело. Интерес сотрудников правоохранительных органов. Сегодня правоохранительная система заинтересована в уголовном преследовании бизнеса: карьерный рост офицеров напрямую связан с количеством распущенных преступлений и возбужденных уголовных дел. И гораздо сложнее найти настоящих преступников, чтобы просто имитировать их для отчета. Уголовно-правовой экономический менеджмент и его последствия Сегодня в России устанавливается уголовно-правовое экономическое управление, что очень опасно. А это означает, что он не выполняет свою «защитную роль» и даже не может компенсировать потери от экономического преступления, поскольку не отличается от социальной полезной деятельности. Криминальные репрессии бизнесменов имеют самые серьезные последствия для страны. Согласно опросам, 17 процентов предпринимателей намерены покинуть страну, и они называют юридическую непродуктивность основной причиной этого. Половина опрошенных бизнесменов не исключает эмиграцию по тем же причинам. Впервые количество индивидуальных предпринимателей и фермеров, прекративших свою деятельность, было больше, чем количество зарегистрированных органов, осуществляющих такую ​​же деятельность. Среди других причин, по которым люди не хотят вести бизнес в России, - это отсутствие защиты собственности, коррупции и беспрецедентного давления на бизнесменов. Неуважение к собственному праву и возможность оказаться в тюрьме в любой момент вынуждают бизнесменов экспортировать за границу часть своих активов, ожидая, что это повлияет как на эффективность бизнеса в России, так и на общий инвестиционный климат. Но те молодые люди, которые решили остаться в стране, не хотят демонстрировать предпринимательскую самозависимость, предпочитая мечтать о государственных позициях, которые приносят как официальный доход, так и дополнительную коррупционную арендную плату. Уменьшение числа предпринимателей приводит к сокращению рабочих мест, сокращению налоговых поступлений в бюджет и тому, что в его «месте» влияет на пенсию и заработную плату сокращения государственных работодателей. Инвестиционный климат в стране снижается каждый год и приближается к изобразительному выражению эксперта «к вечной зиме». Уголовное преследование бизнесменов г-н Евгений Ясин, академический руководитель Высшей школы экономики, не устает повторять: государственная машина основана на убеждении, что каждый бизнесмен, если вор по своей природе. Девизом отношения государства к бизнесменам могло быть хорошо известное высказывание: «Если вы еще не в тюрьме, это не ваша заслуга, а наша вина». В России бизнесмены подвергаются преследованию в 10 раз чаще, чем представители других профессий. Сегодня более 100 тысяч бизнесменов отбывают наказание, свыше 75 тысяч арестов предпринимателей происходят в год. В круглом столе приняли участие Ричард Торнбург, члены парламента - руководители ведущих комитетов Думы, которые занимались разработкой законопроектов. Эти документы были представлены в Думу Президентом Российской Федерации. Аналитическая записка гласит: Главная опасность предлагаемого законопроекта в том, что он объявляется серьезной «большой реформой», и на самом деле он создает только видимость модернизации уголовного права, которая, кроме того, откладывается на такие поправки к законодательству как реализация принудительного труда, необходимость проведения декриминализации деяний, которые не имеют общественной опасности, обсуждались на слушаниях.

  • Несоблюдение гражданского и уголовного законодательства.
  • Здесь открываются очень широкие возможности для коррупции.
Преступления, совершенные от их имени их органами или представителями.

налоговые правонарушения;

нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);

преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).

Термин "налоговое правонарушение" может использоваться и пониматься в двух смыслах - в "широком" и "узком".

Налоговое правонарушение в "широком" смысле представляет собой любое виновное наказуемое противоправное деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в нарушении норм законодательства о налогах и сборах и налогового законодательства в целом, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого противоправного деяния.

В сфере налогообложения можно выделить три вида налоговых правонарушений:

1) налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена НК РФ;

2) административные правонарушения в сфере налогообложения (налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена КоАП РФ);

3) уголовные правонарушения (преступления) в сфере налогообложения (налоговые преступления, ответственность за совершение которых установлена УК РФ).

Таким образом, основным критерием разграничения налогового, административного и уголовного правонарушений, выступает то, каким нормативно-правовым актом установлена ответственность за совершение такого правонарушения - налоговым, административным либо уголовным законом.

Одним из основных показателей степени и характера общественной опасности налоговых преступлений является посягательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать налоги. Общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

В российском уголовном законодательстве предусмотрено три вида налоговых преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов:

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физических лиц (ст.194 УК РФ)

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц (ст.198 УК РФ)

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.199 УК РФ)

Общественная опасность налоговых преступлений определяется высокой значимостью налогов в хозяйственной деятельности общества.

Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования.

Таким образом, налоговые правонарушения, не являющиеся налоговыми преступлениями, представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не УК РФ, а иными актами отраслей права. Кроме того, они влекут за собой не наказание (как преступления), а взыскания.

Имеются существенные отличия и по порядку привлечения к ответственности за совершение налоговых преступлений и иных налоговых правонарушений, поскольку производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, ведется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством (п.2 ст.10 НК РФ).

Так же нельзя не учитывать, что и нормы гражданского законодательства, при нарушении законодательства о налогах и сборах, так же предусматривают санкции, призванные обеспечить соблюдение правопорядке в сфере гражданского оборота. Так, из положений п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) следует, что неисполнение налогоплательщиком - юридическим лицом своих обязанностей по уплате налогов, по ведению бухгалтерского учета, по составлению отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и предоставлению, налоговым органам, необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений, может выступить основанием для его ликвидации по иску налогового органа (постановления Президиума ВАС РФ от 21.12.1995 N 6558/95, от 18.02.1997 N 4813/96 и др.).

Гражданско-правовая ответственность характерна для отношений юридически равных сторон и при неравенстве субъектов отношений, какая-либо ответственность не может иметь гражданско-правового характера. Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.

Таким образом, думается, что правонарушения, совершаемые в сфере налоговых правоотношений, по степени общественной опасности и иным критериям, можно разделить на налоговые правонарушения, имеющие уголовно-правовую природу и налоговые правонарушения, которые таковой не имеют, т.е. налоговые преступления и иные налоговые правонарушения.

В процессе установления содержания и правовой природы некриминальных налоговых правонарушений возникает проблема соотношения тех налоговых правонарушений, ответственность за совершение которых установлена как нормами НК РФ, так и нормами КоАП РФ.

Так, ответственность за совершение налоговых правонарушений, регулируемая нормами НК РФ установлена в гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" и гл. 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение".

Ответственность за совершение административных правонарушений в сфере налогообложения установлена в некоторых статьях гл.14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" (ст. ст. 15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.7, 15.8, 15.9, 15.10), а также в одной из норм гл. 16 КоАП РФ "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)", а именно в ст. 16.22 КоАП РФ "Нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ".

В этой связи следует отметить, что вопрос о соотношении правовой природе, а также стройной и последовательной классификации этих некриминальных налоговых правонарушений, до сих пор в научной литературе не определен.

ответственность за совершение собственно (выделено авторами) налоговых правонарушений;

ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Непосредственно налоговые правонарушения - это только те правонарушения, ответственность за которые установлена соответствующими статьями гл. 16 НК РФ.

Основным отличием налогового правонарушение в его "узком" смысле выступает фактор правового источника, в котором юридически закреплен порядок применения предусмотренных за такое противоправное деяние мер государственного воздействия- иначе говоря, "фактор правовой природы ответственности".

Налоговое правонарушение в "узком" смысле представляет собой виновно совершенное в сфере налогообложения противоправное (т.е. в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за совершение которого установлена юридическая ответственность законодательством о налогах и сборах (НК РФ)

При этом вышеуказанные налоговые правонарушения в свою очередь делятся на:

а) общие налоговые правонарушения (налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов)

б) специальные налоговые правонарушения (налоговые правонарушения банков).

Анализируя сущность ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, можно сказать, что "неоднородность правовой природы ответственности по НК РФ" привела к выделению самим законодателем двух видов ответственности по налоговому законодательству:

ответственность за налоговые правонарушения;

ответственность за иные предусмотренные налоговым законодательством нарушения.

Под налоговыми правонарушениями понимаются нарушения, посягающие на имущественные интересы государства, связанные с неуплатой (неперечислением) налоговых платежей. Все остальные налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, характеризуются как чисто административные.

К налоговым правонарушениям относит только те правонарушениям, которые "касаются налоговой системы непосредственно".

Некриминальные налоговые правонарушения в области налогов и сборов, совершенные должностными лицами регулируется нормами КоАП РФ (ст.15.3,15.4,15.5,15.6,15.7,15.8,15.9), охватываются понятием административного правонарушения и какого-либо самостоятельного терминологического обозначения не имеют.

Некриминальные налоговые правонарушения, совершаемые организациями, предпринимателями и физическими лицами, выступающими в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц, регулируются нормами НК РФ и, в соответствии со ст. 106 НК РФ, носят наименование - налоговые правонарушения.

Данное обстоятельство и является причиной неоднозначного подхода как к категории налоговой ответственности вообще, так и к категории налогового правонарушения в частности.

Во-первых, одним из основных признаков, указывающих на однородность административных и налоговых правонарушений, является общая сфера правового регулирования и однородность тех общественных отношений, для нормального и эффективного функционирования которых и предназначены данные меры ответственности.

Во-вторых, в теории административного права обязательными признаками административного правонарушения являются общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Те же самые признаки характерны и для налоговых правонарушений.

Если произвести сравнительный анализ, то можно прийти к выводу что:

Административное правонарушение - это посягающее на общественные отношения антисоциальное деяние, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий.

Деяние, в данном случае, представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

Действие - это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта.

Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Сущностью административного правонарушения составляет именно его общественная опасность, так как любой административный проступок, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде, так и в создании условий для наступления вреда.

Также и налоговое правонарушение представляет собой акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда налоговый закон предписывает их совершение).

НК РФ не определяет налоговое правонарушение как общественно опасное деяние, однако это не означает, что признак общественной опасности не присущ налоговым правонарушениям. Направленность налоговых правонарушений против определенной группы общественных отношений свидетельствует о наличии у них такого признака. Деяние, совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах, имеет объектом посягательств отношения, регулируемые этим законодательством, а именно властные отношения по исчислению и уплате налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.

Налоговое правонарушение считается совершенным в нарушение законодательства о налогах и сборах, если оно выразилось:

В неисполнении обязанностей, предусмотренных НК РФ и иными законодательными актами (например, в невыполнении налогоплательщиком обязанности уплачивать налоговый платеж в бюджет, в невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов);

В нарушении установленных запретов или предписаний (например, в несоблюдении порядка владения, пользования и (или) распоряжению имуществом, на которое был наложен арест).

2. Административное правонарушение - это противоправное деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права и отраслей законодательства. Противоправность означает, что действием или бездействием нарушаются установленные правила в определенных сферах общественной жизни, т.е. противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовыми нормами.

Которые выходят в противоречие, как общими принципами налогового права, так и с нормами материального права как такового. Так согласно ст.109 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности, за налоговое правонарушение при отсутствии вины (в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса, налогоплательщик считается невиновным пока его вина не будет установлена судом) и п.1 ст.104 Кодекса, в котором...

И пени (правда, действие статьи 77 Уголовного Кодекса не распространяется на лиц, совершивших деяние, предусмотренное частью 2 статьи 199 Уголовного Кодекса).Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение в соответствии с действующим Налоговым Кодексом Российской Федерации Вид правонарушения, предусмотренного Налоговым Кодексом Российской Федерации Ответственность (...

Работы была рассмотрена общая характеристика налоговой ответственности, но для того чтобы наступила ответственность, необходимо основание - таким основанием в данном случае выступает налоговое правонарушение. 2. Налоговые правонарушения как основание налоговой ответственности 2.1 Понятие, признаки и юридический состав налогового правонарушения Согласно статье 106 Налогового кодекса...

Под административным правонарушением в сфере налогообложения следует понимать налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2002 г. (КоАП) представляет собой законодательный акт, обеспечивающий защиту законных экономических интересов государства, в том числе и основ налоговой системы Российской Федерации, от административных правонарушений. КоАП устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний и порядок их применения, а также меры по предупреждению административных правонарушений, в том числе в сфере налогообложения.

Элементами административного правонарушения в сфере налогообложения являются: объект правонарушения, объективная сторона, субъективная сторона и субъект правонарушения. Во многом содержание элементов данного вида административного правонарушения совпадает с налоговыми правонарушениями, однако необходимо отметить и существенные отличия. Так, субъектами административной ответственности за совершение нарушений норм законодательства о налогах и сборах являются должностные лица организаций (как правило, руководитель и главный бухгалтер).

Должностное лицо организации подлежит привлечению к административной ответственности в случае совершения им адми-нистративного правонарушения в сфере налогообложения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей, выразившимся в нарушении руководимой им организацией налогового законодательства. В данном случае под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяй-ственные функции в организациях. Именно должностные лица своими распоряжениями или указаниями могут способствовать нарушению законодательства о налогах и сборах.

В отдельных случаях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях выделяет в качестве субъектов административной ответственности физических лиц (индивидуальных предпринимателей) и организации (банки).

К административной ответственности может привлекаться лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцати лет. При этом с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, специальными органами указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему иных мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством.

Организации {банки) признаются виновными в совершении административного правонарушения только в том случае, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. При этом должно быть также установлено, что данное юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Говоря о субъектах административной ответственности, следует помнить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 2.1 КоАП назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за правонарушение виновное физическое лицо (руководителя организации или главного бухгалтера), равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения в сфере налогов и сборов характеризуется формой вины. Как и в налоговом правонарушении, она выступает как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

В соответствии с положениями главы 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» (статьи 15.3- 15.10) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено восемь составов подлежащих наказанию административных правонарушений в сфере налогообложения:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

нарушение срока представления сведений об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

нарушение сроков представления налоговой декларации;

непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда.

К административным правонарушениям относится грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов.

За совершение административных правонарушений в сфере налогов и сборов применяется только один вид административного наказания - административный штраф, который налагается как на граждан (от 1 до 3 МРОТ), так и на должностных лиц (до 50 МРОТ) и юридических лиц (от 400 до 500 МРОТ). При назначении административного наказания учитываются характер совершенного правонарушения, имущественное или финансовое положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие администра-тивную ответственность. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено данное наказание. В случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое правонарушение. Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о налогах и сборах должно быть вынесено в течение одного года со дня его совершения.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация