Прокуратуру и судебных приставов исполнителей. Нормативные акты

Главная / Общество

Меры прокурорского реагирования на нарушения законов судебными приставами-исполнителями реализуются исходя из комплекса полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов, которыми наделены прокуроры Законом о прокуратуре, ГПК РФ, АПК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает дело об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Пунктом 3 указанной статьи прокурору или его заместителю в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами предоставлено право опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными или недействующими; вносить представление об устранении нарушений закона.
Указание Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7 (п. 1.6) обязывает прокуроров в целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.
В целях повышения эффективности мер прокурорского реагирования в силу требований п. 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 195 в документах прокурорского реагирования следует излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. При необходимости принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.
Согласно п. 1.10 указания Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7 на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей протесты следует приносить вышестоящим должностным лицам. При этом необходимо учитывать, что по отношению к приставу-исполнителю вышестоящим должностным лицом является старший судебный пристав, которому и необходимо адресовать протест. Вместе с тем постановление судебного пристава-исполнителя, санкционированное старшим судебным приставом, надлежит опротестовывать главному судебному приставу субъекта Российской Федерации. Важно иметь в виду, что выносимые приставами-исполнителями постановления в соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.68 КоАП РФ, подлежат опротестованию согласно нормам этого Кодекса.
Протест в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Так, Киришской горпрокуратурой Ленинградской области в ходе проверки исполнительных производств, оконченных районным отделом службы судебных приставов в связи с невозможностью взыскания, установлено, что по 49 исполнительным производствам судебные приставы- исполнители выносили постановления об окончании исполнительного производства без получения ответов на запросы в органы государственной регистрации и банки. По результатам проверки на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей принесено 49 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.
Отклонение протеста не исключает реализации прокурором полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством, по оспариванию правовых актов, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции или арбитражном суде.
Пункт 1.11 указания Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7 обязывает прокуроров в случае неисполнения их законных требований применять предоставленные ст. 45, 254, 441 ГПК РФ и ст. 198 АПК РФ полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба.
Прокуратурой г. Находки (Приморский край) направлено исковое заявление в суд об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства об обязательном обследовании и лечении гражданина. Заявление прокурора удовлетворено, незаконное постановление отменено.
Всего в 2010 г. судом удовлетворено 65 заявлений горрайпрокуроров Приморского края о признании незаконными действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.
Кроме того, Арбитражным судом Приморского края в 2010 г. рассмотрено 113 заявлений прокуратуры края о признании незаконными действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, в том числе по исполнительным производствам о взыскании денежных средств на сумму 7798 тыс. руб.
Наиболее часто прокурорами применяется такая мера реагирования, как представление. Указание Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7 (п. 1.9) обязывает прокуроров при выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности. Данное обстоятельство не исключает возможности постановки вопроса и об ответственности старших судебных приставов, ненадлежащая организация которыми работы во вверенных им подразделениях способствовала допущенным нарушениям закона.
Такие представления, как правило, приносятся прокурорами и заместителями прокуроров субъектов Российской Федерации. Предварительно горрайпрокуроры направляют в прокуратуру субъекта Российской Федерации проекты представлений, в которых содержится оценка недостатков и упущений в работе судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц службы судебных приставов. Проекты представлений направляются со всеми материалами проверок. Закон о прокуратуре (ст. 24) не запрещает внесение представлений непосредственно прокурором районного звена (его заместителем), однако в целях обеспечения единообразия следует придерживаться установок по этому поводу, определяемых прокурорами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Нередко представление в адрес главного судебного пристава субъекта Российской Федерации направляется по результатам обобщения материалов комплексной проверки исполнения законов судебными приставами-исполнителями подразделений ФССП на всей территории субъекта Российской Федерации.
Так, в целях принятия мер по активизации прокурорского надзора за исполнением законов об исполнительном производстве прокуратурой города проведена плановая проверка исполнения Управлением Федеральной службы судебных приставов по Москве и его подразделениями требований федерального законодательства об исполнительном производстве в 2008-2009 гг. По результатам проверки руководителю УФССП России по Москве внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено.
Статьей 24 Закона о прокуратуре предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Например, в ходе проведенных прокурорами в Волгоградской области проверок было установлено, что в целях улучшения статистической отчетности должностными лицами районных подразделений службы судебных приставов затягиваются сроки регистрации поступающих исполнительных документов.
К примеру, судебными приставами-исполнителями Жирновского районного отдела УФССП России по Волгоградской области до февраля 2010 г. не возбуждались исполнительные производства по исполнительным документам, поступившим в декабре 2008 г., в связи с чем прокурором района в адрес главного судебного пристава области внесено представление, по результатам рассмотрения которого старший судебный пристав Жирновского районного отдела УФССП России по Волгоградской области переведен на нижестоящую должность, по исполнительным документам возбуждены исполнительные производства.
Прокурор, руководствуясь ст. 28.4 КоАП РФ, исходя из характера нарушения закона должностным лицом (в том числе судебным приставом-исполнителем), выносит мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое направляется исходя из установленной данным Кодексом подведомственности.
Прокурор не должен оставлять без внимания факты совершения административно наказуемых деяний иными лицами, вовлеченными в орбиту исполнительного производства.
Например, судебными приставами-исполнителями не всегда виновные лица, при наличии к тому оснований, привлекаются к административной ответственности.
Прокурором Уметского района Тамбовской области установлено, что Маркин А.А., являющийся должником по алиментным платежам, освобожден от занимаемой должности водителя в ООО «Уметский». Однако сведений о своем новом месте работы в районный отдел судебных приставов он не предоставил. Аналогичное нарушение выявлено по исполнительному производству о взыскании алиментных платежей в отношении Маныкина А. По данным фактам прокурором района в отношении виновных лиц возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном 1 ст. 17.14 КоАП РФ.
Пункт 1.11 указания Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7 обязывает прокуроров, в случае неисполнения их законных требований, возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора). При этом следует учитывать, что факт неисполнения требования прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц службы судебных приставов не является основанием для возбуждения дела по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку применение дисциплинарной практики относится в соответствии с нормами трудового законодательства к исключительной компетенции работодателя, т.е. главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.
Нельзя исключать из арсенала полномочий прокурора и такое средство реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона, которое в соответствии со ст. 251 Закона о прокуратуре в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории которых относятся и судебные приставы.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо службы судебных приставов, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» обязывает прокуроров объявлять предостережение во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение надлежит объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.
Например, при изучении исполнительного производства, возбужденного судебным приставом ОСП Островского района Псковской области Питухиным В.А. 06.10.2010, установлено, что по состоянию на 26.11.2010 им не принято достаточных мер к установлению местонахождения должника и его имущества. Питухиным В.А. лишь направлены запросы в МРЭО ГИБДД, Управление Пенсионного фонда РФ по Псковской области, МИ ФНС № 5 по Псковской области, БТИ г. Острова и Островского района. Однако в материалах исполнительного производства на момент проверки отсутствовал акт выхода по месту регистрации должника, не на все запросы были получены ответы, повторные запросы в соответствующие органы не направлялись.
В связи с тем, что до истечения двухмесячного срока исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, оставался незначительный период времени, Островским межрайонным прокурором 26.11.2010 судебному приставу-исполнителю Питухину В.А. объявлено предостережение о недопустимости нарушения требований ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».
Меры прокурорского реагирования в каждом конкретном случае необходимо определять в зависимости от характера выявленных нарушений закона, степени распространенности и тяжести последствий.
Прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями, не следует ограничиваться только перечисленными мерами реагирования.
Надо разъяснять взыскателям возможность судебного возмещения вреда, причиненного органами государственной власти вследствие их бездействия, путем предъявления иска к Федеральной службе судебных приставов по правилам ст. 1069 ГК РФ.
Во исполнение п. 1.12 указания Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7 при выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов-исполнителей для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ следует выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования.
Поскольку судебный пристав-исполнитель - должностное лицо, он является субъектом преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ст. 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки), ст. 292 УК РФ (служебный подлог), ст. 293 УК РФ (халатность).
Так, в рамках надзора за исполнением должностными лицами службы судебных приставов законов об исполнительном производстве прокуратурой ЗАТО г. Вилючинск Камчатского края выявлены факты растраты судебным приставом-исполнителем полученных по исполнительным производствам от должников денежных средств в общей сумме 47 600 руб.
В связи с этим 26.04.2010 прокуратурой ЗАТО в адрес и.о. начальника ОВД г. Вилючинска в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены материалы общенадзорной проверки для решения вопроса об уголовном преследовании судебного пристава-исполнителя Павликовой У.Ю., по результатам рассмотрения которых в отношении последней возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ.
Своевременное и обоснованное применение прокурорами предусмотренных законом мер реагирования позволяет повысить эффективность надзора прокуроров за исполнением законов судебными приставами-исполнителями, обеспечить надлежащее состояние законности в сфере исполнительного производства.

Еще по теме § 2. Меры прокурорского реагирования на нарушениязаконов судебными приставами-исполнителями:

  1. Винокуров А.Ю.. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями: пособие, 2012
  2. 4.2. Подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению
  3. 8.2. Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
  4. 92 . Какие меры прокурорского реагирования вправе применять прокурор
  5. 22.2. Исполнительные действия, совершаемые судебными приставами-исполнителями
  6. Т Е М А 10. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ
  7. § 4. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона
  8. КАССАЦИОННЫЙ ПРОТЕСТ КАК АКТ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА СУДОМ ПРИ ВЫНЕСЕНИИ ПРИГОВОРА

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право -

Нарушения в работе службы судебных приставов обычно связаны не только с их бездействием или нарушением сроков исполнения судебного решения, но и с превышением полномочий, вплоть до нанесения увечий ответчику по судебному постановлению.

Бездействие может быть процессуальным, когда вовремя не составляются необходимые для исполнения решения суда документы, и фактическим. Фактическое бездействие подразумевает, что решение суда вступило в силу, все необходимые документы составлены, но приставы не торопятся с взысканием штрафа или арестом имущества должника.

Основные способы воздействия на плохую работу приставов – подача заявления непосредственному начальству приставов, органам юстиции или прокурору. При этом жалоба в прокуратуру – это один из крайних методов воздействия, который обычно используется в последнюю очередь.

Основания для написания жалобы

Чтобы точно знать, какие действия приставов могут служить основанием для написания заявления в прокуратуру, следует изучить главу 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» .

Чаще всего основанием для подачи жалобы на пристава-исполнителя служат следующие нарушения:

  • грубость со стороны приставов – оскорбления и бранные слова в отношении ответчика, безосновательное применение физической силы;
  • получение взятки от ответчика, в результате которой пристав намеренно бездействует или затягивает сроки исполнения судебного решения;
  • недобросовестное исполнение служебных обязанностей, нарушение процессуальных норм;
  • нарушение прочих прав и свобод, которые гарантированы каждому гражданину РФ.

Процедура подачи жалобы

Перед обращением в прокуратуру не стоит пренебрегать действиями, которые помогут подробно разобраться в деле и четко определить свою правовую позицию:

  1. Ознакомление с материалами дела. Каждый гражданин, который является фигурантом исполнительного производства, имеет право ознакомиться со всеми его материалами. Для этого необходимо написать соответствующее заявление в , а затем в назначенное время прийти и снять копии со всех документов;
  2. Обоснование правовой позиции. После изучения материалов дела следует определить, что именно нарушил судебный пристав. Какая работа уже была проделана, а какая не сделана до сих пор. Для всех доводов, которые будут приведены в жалобе, следует подобрать правовую основу;
  3. Написание жалобы в прокуратуру. К ней можно приложить и все копии материалов исполнительного производства, которые были сделаны на первом этапе.

Помимо направления заявления прокурору есть и другие способы воздействовать на работу приставов. К примеру, обратиться к старшему судебному приставу или в вышестоящий орган ФССП, а также направить иск в суд. Следует помнить, что прокуратура рассматривает только серьезные дела, которые так или иначе связаны с нарушением .

Правила оформления жалобы

Как написать жалобу прокурору так, чтобы она непременно была рассмотрена? Фиксированной формы жалобы не существует, необходимо лишь придерживаться общих правил составления юридических документов. Образец заявления в прокуратуру вы найдете по ссылке в конце статьи.

Перечислим лишь основные пункты, которые обязательно должны быть в жалобе:

  • Полное наименование органа, в который направляется заявление (местный орган прокуратуры);
  • Личные данные заявителя (ФИО, адрес постоянной или временной регистрации);
  • Подробные личные данные судебного пристава, чьи действия оспариваются;
  • Номер и иные реквизиты постановления (или иного документа) пристава-исполнителя, которое обжалуется;
  • Ссылки на законы и подзаконные акты, являющиеся основанием для подачи жалобы;
  • Перечень требований заявителя;
  • Список документов (приложений), которые подаются вместе с жалобой. По закону заявитель не обязан собирать доказательства нарушений в работе приставов-исполнителей. Прокурор при необходимости должен запросить их самостоятельно;
  • Дата написания жалобы и подпись заявителя. Если документ подает представитель заявителя, то подпись ставит именно он. Тогда к жалобе прилагается доверенность на совершение юридических действий от лица заявителя.

Сроки ответа на заявление

Каждый надзорный орган или должностное лицо рассматривает обращения граждан в строго отведенный законом срок. Органы прокуратуры обязаны рассматривать жалобы в течение 15 или 30 дней (в зависимости от обстоятельств дела). По результатам рассмотрения жалобы создается акт прокурорского реагирования с определенными предписаниями к местному отделению ФССП, в котором работает нарушитель.

Результатом рассмотрения жалобы со стороны прокуратуры станет составление обращения в виде протеста, представления или постановления. То есть жалоба в прокуратуру одновременно способна и решить проблему заявителя, и наказать виновных должностных лиц.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

12.05.2009 № 155/7

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

О Б Я З Ы В А Ю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

законности принимаемых решений;

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

уважения чести и достоинства гражданина;

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.

1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.

1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба;

возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.

1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:

на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства - в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

на Главное управление по надзору за следствием - в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью - в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

на управление по надзору за расследованием особо важных дел - в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами».

4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник

Страница 2 из 4

13.2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами

Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров.
Говоря о полномочиях территориальных прокуроров в рассматриваемой области, следует отметить, что они не отличаются заметной спецификой и по сути своей являются общенадзорными, т.е. включают в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.
Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов. Могут они также поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов.
В ст. 3 Закона об исполнительном производстве подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения. Данное обстоятельство имеет важное значение и требует повышенного внимания со стороны прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами, поскольку возможен выход последних за рамки предоставленных им законных полномочий, что может затрагивать права и законные интересы участников исполнительного процесса.
В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение последним постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом), с направлением его в соответствующий суд для принятия решения.
Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя законным требованием прокуроров может являться основанием для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном названной выше статьей КоАП РФ.
Исполнительный процесс представляет собой крайне емкую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений. На каждой из стадий возможно нарушение установленного законом порядка осуществления тех или иных процедур со стороны судебных приставов-исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности приставами выносятся отдельные процессуальные документы, например: постановление о возбуждени исполнительного производства, постановление об окончании исполнительного производства и ряд других регламентированных законом актов.
В ст. 9, 10, 19, 26 и ряде других Закона об исполнительном производстве отмечается, что постановления, выносимые приставами, могут быть обжалованы в соответствующий суд в 10-дневный срок. Безусловно, это положение напрямую вытекает из требований п. 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которому решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Вместе с тем, принимая во внимание объективную загруженность судов делами различных категорий и отсутствие в силу этого реальных гарантий рассмотрения жалобы в установленный гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законами 10-дневный срок, представляется более эффективным реагирование на незаконные постановления посредством принесения прокурорами протестов в случае несоответствия вынесенного постановления требованиям закона, что ими в настоящее время и делается. Эта мера реагирования, хотя и не оговаривается в Законе об исполнительном производстве, вполне правомерна в силу ст. 23 Закона о прокуратуре, наделяющей прокурора правом приносить протест на противоречащий закону правовой акт. При этом прокурор вправе направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя вышестоящему должностному лицу. Условием эффективности принятия этой меры реагирования является своевременность ее применения, т.е. когда с момента вынесения незаконного постановления прошел незначительный период времени и последствия принятия решения судебным приставом-исполнителем не приняли необратимый характер.
Нельзя исключать из арсенала полномочий прокурора и такое средство реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона, которое в соответствии со ст. 251 Закона о прокуратуре объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории которых относятся и судебные приставы.
В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований Закона об исполнительном производстве в деятельности судебных приставов, не связанные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов, либо в службу судебных приставов субъекта Федерации об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по результатам обобщения нескольких обоснованных (удовлетворенных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения процессуального характера носят систематический характер. В случае выявления в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает в соответствии с требованиями уголовнопроцессуального законодательства уголовное дело.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация