Право на обнародование. Формы выражения произведения

Главная / Общество

Само понятие «обнародование произведения» является новым для российского законодательства. Оно используется в законе наряду с привычным и устоявшимся определением «опубликование произведения». В то же время, это два разных понятия. Согласно Закону, обнародованием признаётся действие, осуществляемое с согласия автора, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путём его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или каким бы то ни было иным способом.

Опубликование как один из способов обнародования произведения означает выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, фонограммы (ст. 4 Закона).

Весьма спорно, однако, что данное правомочие является личным неимущественным правом. Несмотря на то, что право на опубликование не названо в числе имущественных прав автора, перечисленных в статье 16 Закона об авторских правах, в статье 4, при определении права на обнародование, оно указывается наряду с другими исключительными правами на использование произведения (право публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир). Также в пунктах 4 и 5 статьи 19 Закона это право прямо признается за авторами отдельных видов произведений.

Право на обнародование, напротив, имеет неимущественный характер и является неотъемлемым. Указанное правомочие означает право автора на принятие решения о готовности произведения для выпуска в свет (публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир). Когда же автор принял такое решение, он переходит к использованию права на опубликование. Иначе говоря, он заключает договор на издание своего произведения, что, в свою очередь, связано с получением имущественной выгоды. Следовательно, реализация данного права приводит к возникновению договорных отношений имущественного характера.

Не совсем удачной представляется формулировка определения «права на опубликование», приведенная в ст. 4 Закона. Произведение признается опубликованным, если количество выпущенных в обращение экземпляров является достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. При этом не ясно, каким критерием нужно руководствоваться при определении достаточности или недостаточности количества экземпляров произведения. В судебной практике обычно применяются правило, согласно которому количество экземпляров считается недостаточным, если в течение трех месяцев автор не сможет удовлетворить двух запросов на поставку. Данное положение взято по аналогии (подобная норма содержится в авторском праве Франции) и нормативно не закреплено.

По своей сути право на обнародование представляет собой юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки своего произведения. Реализация указанного правомочия приводит к определенному изменению правового режима произведения. В частности, с момента обнародования произведения вступают в силу установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного использования произведения (ст. 18-26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Неопубликованное произведение может быть использовано лишь с согласия автора. Исчисление срока охраны произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом, начинается с момента его правомерного обнародования (ст. 27 Закона).

Право на обнародование непосредственно связано с волеизъявлением автора, его согласием представить произведение публике. Следовательно, произведение, обнародованное помимо воли автора, не должно рассматриваться как выпущенное в свет. Так, если против желания автора будет издано еще незавершенное произведение, или произведение, содержащее, по его мнению, неправильный научный подход, автор вправе потребовать опубликования указания о том, что данное произведение не является выпущенным в свет и что его дальнейшее использованиепериодической печати, в виде цитат) недопустимо.

Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Например, художник вправе демонстрировать не вполне завершенную им картину; композитор может позволить публичное исполнение неоконченной симфонии.

Таким образом, данное правомочие позволяет автору решать вопрос о готовности произведения для опубликования, публичного показа, исполнения или передачи в эфир. Одновременно он решает и вопрос о способах воспроизведения или исполнения. Так, художник может дать согласие на издание типографских репродукций с картины, но не соглашаться на создание ее живописных копий.

Произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Обнародование элементов содержания произведения, его аннотация не является выпуском в свет самого произведения. В Гражданском кодексе РСФСР 1964 года содержалось правило, в соответствии с которым не считается выпуском произведения в свет (опубликованием) информация о произведении с изложением его содержания, а также размножение произведения на правах рукописи в случаях, предусмотренных постановлениями Совета Министров (п.2 ст. 476 ГК РСФСР, 1964 г.).

Демонстрация анонса кинофильма, в свою очередь, не является обнародованием фильма. Однако части неопубликованного произведения, включенные в такую информационную публикацию (отдельные кинокадры и эпизоды, вошедшие в анонс и т.д.) считаются обнародованными.

Своеобразное значение имеет отметка на издании о том, что оно выпускается «на правах рукописи». Такая отметка показывает, что автор не считает произведение вполне подготовленным для широкого распространения, а рассчитывает на узкий круг читателей.

Право на обнародование может быть реализовано автором только один раз. Тем не менее автор всегда может воспользоваться своим правом на отзыв, а затем вновь сделать произведение доступным для публики.

В свое время в литературе было высказано мнение, согласно которому право на обнародование не прекращает своего существования и после того, как произведение уже опубликовано. В обоснование указывается, что автор может не разрешать дальнейшее использование произведения без внесенных в него исправлений. Прав Э.П. Гаврилов, отмечая, что при использовании произведения в договорном порядке автор всегда оставляет за собой право не разрешать такое использование. Однако подобный отказ еще не означает, что произведение переходит в категорию необнародованных.

В юридической литературе довольно часто указывают на то, что различные неимущественные правомочия по-разному связаны с личностью автора.

Если права авторства и на авторское имя могут принадлежать лишь непосредственно создателю произведения, то связь других правомочий с личностью автора гораздо менее устойчива. Сообразно с этим одни было предложено именовать личными неимущественными правомочиями, другие - просто неимущественными.

Право на обнародование, в отличие от иных личных прав, способно переходить к наследникам (или правопреемникам) автора. Определенную сложность представляют случаи, когда в отношении обнародования произведения имеется специальный запрет автора.

Ныне действующий закон, однако, не содержит каких-либо ограничений прав наследников в отношении обнародования произведений умерших авторов и, следовательно, данный вопрос решается исключительно по их усмотрению. Необходимо лишь учитывать, что иногда для обнародования произведений, как самим автором, так и его наследниками, требуется согласие других лиц, интересы которых затрагиваются опубликованием. После смерти того лица, личная сфера которого может быть затронута публикацией, выпуск произведения в свет может иметь место лишь с согласия его ближайших наследников.

Статья 1268. Право на обнародование произведения

Комментарий к Ст. 1268 ГК РФ:

1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи указывается и поясняется еще одно личное неимущественное субъективное право автора - право на обнародование произведения.

В отличие от других личных неимущественных авторских прав - права авторства, права на имя, права на неприкосновенность произведения, которые существуют и действуют в течение всего периода существования и использования произведения, право на обнародование произведения имеет разовый характер: оно реализуется только один раз, после чего это право прекращает свое существование. Исключение составляет случай, предусмотренный ст. 1269 ГК РФ, он будет рассмотрен особо; вообще упомянутая статья содержит исключение, которое применяется очень редко и не колеблет общего правила.

2. Право на обнародование произведения - это право осуществить такое действие (или дать другому лицу согласие на осуществление такого действия), которое делает произведение доступным для всеобщего сведения (доступным публике, обществу). Перечень таких действий, относящихся к произведению, предусмотрен в п. 1 комментируемой статьи, и он не носит ограниченного, закрытого характера. Это - опубликование произведения, его публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир. В этот перечень, конечно, следует включить и доведение произведения до всеобщего сведения.

Реализация прав на обнародование всегда сочетается с осуществлением определенного правомочия по использованию произведения, т.е. с осуществлением какого-либо имущественного права. В этой связи право на обнародование - частично - переходит по наследству и может быть предметом договора.

3. При реализации своего права на обнародование произведения автор решает (для себя) вопрос, готово ли его произведение и следует ли представлять его на суд публике.

1) к обнародованному произведению применимы многочисленные случаи свободного использования (ст. 1273 - 1276, 1280 ГК РФ), в то время как к необнародованному произведению они не применимы;

2) срок действия исключительного права на обнародованное произведение исчисляется иначе, чем на необнародованное;

3) презумпция копирования со стороны нарушителя применяется ко всем обнародованным произведениям, а к необнародованным эта презумпция применяется лишь в том случае, если будет установлено, что нарушитель знал о необнародованном произведении (имел к нему доступ).

Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Обнародование элементов содержания произведения в иной форме, чем они фигурируют в произведении (см. п. 5 ст. 1259 ГК РФ), не является обнародованием произведения. Так, публикация автореферата диссертации не является обнародованием самой диссертации, обнародование анонса кинофильма не делает кинофильм обнародованным.

Для признания произведения обнародованным не имеет значения, какое число лиц фактически ознакомились с произведением; важно лишь, что произведение было доступно для всеобщего сведения.

4. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи содержится определение понятия "опубликования произведения". Опубликование (или выпуск в свет) произведения - это выпуск в обращение (в гражданский оборот) экземпляров (копий) произведения. Опубликование, таким образом, имеет место в том случае, когда произведение воплощено в каком-либо материальном носителе (ст. 1227), и эти материальные носители (экземпляры, копии) поступают в гражданский оборот в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Какое число экземпляров произведения должно быть выпущено в обращение для того, чтобы считать опубликование состоявшимся, зависит от характера произведения. Важное значение для решения этого вопроса имеет и последующее депонирование некоторых экземпляров произведения в общедоступном месте (библиотеке, информационном центре и т.п.).

Опубликование (выпуск в свет) произведения, конечно, осуществляется с согласия автора (или иного правообладателя), но это не особое личное неимущественное право, это один из способов реализации права на обнародование произведения. Любое опубликованное произведение является обнародованным; однако не любое обнародованное произведение является опубликованным.

6. Международные договоры об авторском праве, а также законодательство зарубежных стран по авторскому праву, решая вопрос о предоставлении авторско-правовой охраны отдельным категориям иностранных произведений, оперируют как понятием "опубликование" (выпуск в свет - Published Works, erschienene Werke), так и понятием "обнародованное, но неопубликованное произведение" (Works Made available to the Public, veroffentliche Werke). По Всемирной конвенции об авторском праве (ст. VI) выпуском в свет считается воспроизведение в материальной форме и распространение среди публики экземпляров произведения, которое можно прочесть или зрительно воспринять иным образом. По Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений [ст. 3 (3)] произведение выпущено в счет, если экземпляры произведения выпущены в обращение в таком количестве, которое способно удовлетворить разумные потребности публики. При этом не считается выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

На эти конвенционные нормы могут ссылаться иностранные авторы и иные правообладатели при определении самого факта и пределов охраны своих произведений в России.

7. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи, если автор передает по договору другому лицу произведение для использования, то считается, что он тем самым дает согласие на обнародование этого произведения.

Общий смысл этой нормы ясен и состоит в том, что в договоре можно не отражать согласие автора на обнародование своего произведения, поскольку это согласие предполагается, презюмируется. Иными словами, личное право на обнародование считается включенным в имущественное право на соответствующее использование произведения.

Следует считать, что эта норма является диспозитивной: в договоре может быть предусмотрено иное. Действительно, договором о приобретении в собственность картины, скульптуры, рисунка может быть предусмотрено, что это произведение будет использовано путем размещения в помещении, недоступном для широкой публики, что право на обнародование лицензиару не передается.

В комментируемой норме указывается на то, что она применяется к договорам, в соответствии с которыми "произведение передается другому лицу для использования".

Под это определение не подпадают ни договоры об отчуждении исключительного права (ст. 1234, 1285 ГК РФ), ни лицензионные договоры (ст. 1235, 1286 ГК РФ). Лишь в договоре авторского заказа (п. 1 ст. 1289 ГК РФ) указано о передаче заказчику созданного произведения; при этом в ст. 1288 ГК РФ поясняется, что речь идет о передаче заказчику "материального носителя" произведения.

Таким образом, строго формальное толкование этой нормы, которая, кстати сказать, имеет право на существование, приводит к выводу, что данная норма применима только к договорам авторского заказа.

Но такое толкование существенно сужает сферу применения этой нормы, которая исходя из ее общего смысла должна применяться более широко. В связи с этим следует считать, что в данном случае законодатель допустил небрежность и данная норма должна применяться ко всем договорам об отчуждении исключительных авторских прав, а также ко всем лицензионным договорам (ст. 1285 - 1289 ГК РФ). Это толкование представляется наиболее логичным.

8. В пункте 3 комментируемой статьи содержатся правила, касающиеся обнародования произведения после смерти автора.

В этот период времени вопрос об обнародовании произведения решается лицом, обладающим исключительным правом на произведение (правообладателем).

Однако это лицо имеет право обнародовать (посмертно) произведение лишь в том случае, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или ином письменном документе.

Видимо, вопрос о реализации права на посмертное обнародование произведения в этом случае может быть предметом судебного рассмотрения.

Авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию, использованию и охране произведений литературы, науки и искусства, наделению их авторов определенными правами.

6.1.2.1. Формы выражения произведения

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Оно возникает с момента его выражения в какой-либо объективной форме. Форма выражения может быть самой различной:

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись);
устной (публичное произнесение, исполнение, литературное чтение);
звуко - или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая);
изобразительной (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение).

Перечень возможных форм выражения не является исчерпывающим, так как технические возможности все время меняются и возникают новые.

6.1.2.2. Обнародование произведения

Произведения могут быть обнародованными и необнародованными. Обнародование произведения - это осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего восприятия. Оно может осуществляться следующими путями:

опубликование произведения (выпуск в свет) в печати книги, статьи или иной печатный текст, с которым может ознакомиться другой человек или массовый читатель;
предоставление экземпляров программы для ЭВМ или базы данных неопределенному кругу лиц, в том числе путем записи в память ЭВМ;
публичный показ - демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств (сценическая постановка, спектакль, опера, балет, кинофильм и т.д.);
публичное исполнение (чтение стихов, доклад на конференции, исполнение музыкального произведения);
передача в эфир или иным способом (чтение драматического или иного художественного произведения, исполнение музыкального произведения).

Экземпляры опубликованных произведений могут быть выражены в любой материальной форме (книга, запись фонограммы, аудио- и видеокассета) Автор выпущенного в свет произведения становится обладателем авторских прав на произведение. Однако авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено, а передача права собственности на материальный объект (например, продажа экземпляра книги) не означает, что лицо, владеющее этим экземпляром, становится обладателем каких-либо авторских прав на это произведение.

Произведения могут быть необнародованными, однако на них также распространяется действие авторского права, если они выражены в какой-либо объективной форме.

Любое произведение имеет содержание и фирму, при этом содержание может быть одно, а форма выражения - различной. Содержанием произведений могут являться тема, сюжет, научные факты , методики, а формой выражения может быть статья, в которой материал подобран и систематизирован определенным образом. художественное произведение - рассказ, роман, обладающий характерным только для него языком .

Авторское право разбивается на ряд правомочий имущественного и личного неимущественного характера. Имущественные правомочия имеют экономическое содержание. К ним относятся различные правомочия по использованию и распоряжению произведениями. Все остальные авторские права относятся к числу личных неимущественных.

6.1.2.3. Личные неимущественные права

Личные неимущественные права возникают с момента создания произведения и действуют бессрочно. К ним относятся:

право авторства, право признаваться автором произведения. Это личное правомочие, заключающееся в праве автора требовать признания своего авторства. В случае присвоения кем-либо авторства на произведение умершего автора любое лицо вправе потребовать восстановления нарушенных прав. Наследники имеют особое право на охрану авторства;
право на имя - право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно);
право на неприкосновенность - право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации). Согласие автора с изменениями, которые вносятся в произведение при подготовке к использованию, оформляется путем подписания автором авторского экземпляра и корректуры. Без согласия автора нельзя снабжать произведение при издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями и комментариями;
право на обнародование или на разрешение обнародовать произведение в любой форме. Обнародование может производиться только один раз. Публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Так, например, для произведений литературы и искусства обнародованием может являться показ их на выставке;
право на отзыв. Автор может оказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если же произведение уже было опубликовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения.

Такие личные неимущественные правомочия, как право авторства, право на имя и право на защиту репутации, могут принадлежать только автору, они не могут передаваться другому лицу и не переходят по наследству.

6.1.2.4. Имущественные права

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом и право на гонорар. Правом на использование произведения может пользоваться как сам автор, так и любые другие физические и юридические лица (правообладатели), которым автор передал эти права на основании договора. Только правообладатель может использовать произведение в целях извлечения имущественной выгоды. Вес третьи лица обязаны воздержаться от нарушения его права, и не могут использовать произведение без его согласия. Эти права являются имущественными правами. Для автора они действуют в течение его жизни и 50 лет после смерти. Они переходят по наследству и могут быть переданы полностью или частично по договору. Срок действия этих прав по договору законом не устанавливается и определяется исходя из условий договора.

Исключительное право на использование произведения означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

воспроизводить произведение любым способом (право на воспроизведение). Воспроизведение - это изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме: в печати, путем публичного исполнения, передачи в эфир, в видео- и звукозаписи, по кабельному телевидению, с помощью спутников или иными техническими средствами;
распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат (право на распространение). Сдача в прокат (в наем) означает предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды, причем только автору принадлежит право сдавать в прокат в любом случае независимо от права собственности на эти экземпляры, у других правопреемников этого права нет, если это не оговорено в договоре о передаче прав;
реализовывать архитектурный и дизайнерский проекты.

Опубликование (выпуск в свет) - выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Автор может передать право на использование своего произведения, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом любым гражданам или юридическим лицам, в том числе и иностранным. Все эти имущественные правомочия по использованию произведений обычно реализуются автором путем заключения одного или нескольких договоров.

В соответствии со статьей 977 Гражданского кодекса Республики Казахстан, автору произведения принадлежат такие личные неимущественные права, как право авторства, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения, а также право на обнародование.
Право на обнародование является одним из самых непростых личных неимущественных прав автора. Именно оно предоставляет автору право на открытие доступа к произведению неопределенному кругу лиц, определив время и способ доведения произведения до сведения других субъектов.
Согласно подпункту 32) Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве), под обнародованием произведения понимается осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным публике посредством его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, доведения до всеобщего сведения и иными способами.
Как видно, в определении права на обнародование произведения в Законе об авторском праве упоминается опубликование, публичный показ, публичное исполнение, доведение до всеобщего сведения. Рассмотрим каждое из этих авторских правомочий, закрепленных в Законе об авторском праве.
Под опубликованием понимается предложение публике с согласия автора либо иного правообладателя на объекты авторского или смежных прав экземпляров произведения, записи исполнения или фонограммы в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики (пп. 14) ст. 2).
Публичное исполнение — это исполнение произведения посредством декламации, игры, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических средств, в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не являющиеся членами семьи (подпункт 16) статьи 2).
Публичный показ — показ оригинала или экземпляра произведения непосредственно или в виде слайда, кино, телекадра на экране с помощью любого другого технического средства или любым иным способом (в отношении аудиовизуального произведения — показ отдельных кадров вне их последовательности) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не являющиеся членами семьи (подпункт 17) статьи 2).
И, наконец, доведение до всеобщего сведения определяется как сообщение объектов авторского права и (или) смежных прав по проводам или средствами беспроволочной связи, при котором публика может осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по ее собственному выбору (в интерактивном режиме) (подпункт 13 статьи 2)
К иным способам обнародования произведения относится передача в эфир — сообщение произведений, исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимаются прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой. Передача кодированных сигналов является передачей в эфир, если средства декодирования предоставляются публике организацией эфирного вещания или с ее согласия (подпункт 44 статьи 2). Анализ легального определения права на обнародование позволяет прийти к следующим выводам.
Во-первых, для признания определенного действия автора обнародованием необходимо обеспечить доступ публике всего произведения, а не его отдельных частей, фрагментов и т.д. Например, реклама фильма путем показа отдельных его фрагментов еще не означает, что фильм обнародован. Точно так же не является обнародованием диссертации опубликование ее автореферата и т.д.
Во-вторых, для признания факта обнародования необходимо, чтобы произведение было доведено до всеобщего сведения, то есть оно должно стать доступным публике или, другими словами, общедоступным. Доведение произведения до сведения ограниченному кругу лиц в лице родственников, рецензентов и т.д. означает, что произведение еще не обнародовано. Суть доведения до всеобщего сведения в том, чтобы именно неопределенный круг лиц имел возможность ознакомиться с произведением, получить к нему доступ, независимо от того, проявил ли кто-либо реальный интерес к данному произведению или не проявил. Может даже случиться и так, что никто не прочитал данное произведение (или не посмотрел фильм и т.п.), однако суть — иметь одну только возможность с произведением ознакомиться любому желающему, а не только ограниченному кругу лиц.
В-третьих, совершенно не имеет значения способ доведения произведения до сведения публики. То есть обнародовать произведение можно любым способом, в том числе и ранее не известным. Так, например, еще в недавнем прошлом спорным был вопрос обнародования произведения в сети Интернет в части распространения на него сферы действия законодательства об авторском праве. В настоящее же время не осталось никаких сомнений в том, что с помощью сети Интернет также можно обнародовать произведение и, тем самым, довести его до сведения общества.
В-четвертых, необходимым условием обнародования произведения является согласие автора. Это означает, что если произведение стало известным широкому кругу лиц, но без согласия автора, то признать произведение обнародованным ни в коем случае нельзя. При этом считаем, что согласие автора на обнародование произведения может быть дано путем составления им завещания, где его воля на обнародование произведения выражена явным образом, то есть путем прямого указания на это завещателем-автором.
Территория обнародования произведения посредством его опубликования также является немаловажной с точки зрения тех правовых последствий, которые могут иметь существенное значение для самого автора. Так, пункт 2 статьи 5 Закона об авторском праве устанавливает правило, что произведение считается опубликованным в Республике Казахстан, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами Республики Казахстан оно было опубликовано на территории Республики Казахстан.
Необходимо также отметить, что право на обнародование включает в себя право на придание произведению объективной формы, определение его окончательного вида, в котором оно будет обнародовано, а также право определения способа, которым впервые будет открыт доступ к нему публике. Следовательно, право на обнародование оказывается тесно связанным с другими правомочиями автора. Охрана определенной автором формы произведения обеспечивается, прежде всего, в рамках права на защиту репутации автора. А при открытии доступа к произведению реализуются не только право на обнародование, но и право на использование произведения.
В этой связи проблемным является вопрос разграничения различных авторских прав. Так, М.В. Гордон полагал, что и после опубликования произведения право на опубликование частично сохраняется у автора в виде права запрещать дальнейшее использование произведения без внесения определенных изменений . Представляется, что логичнее было бы включать право требовать подобных изменений в право на защиту репутации автора в части, касающейся, например, исправления ошибок. В то же время, если дальнейшее использование произведения невозможно для автора в связи с изменением его взглядов, появлением новых научных данных и т.п. (в этих случаях произведение может уже не отражать личность автора адекватно) – здесь есть место праву на отзыв произведения. Теоретически не исключено, что в дальнейшем автор может вновь вернуться к предыдущему варианту своего произведения и признать его пригодность для доведения до сведения общества, тогда можно говорить о своеобразном «повторном опубликовании» .
Признание произведения обнародованным влечет определенные правовые последствия.
Так, обнародование произведения имеет значение с точки зрения определения охраноспособности объекта. Как известно, статья 5 Закона об авторском праве устанавливает, что авторское право распространяется:
1) на произведения, обнародованные на территории Республики Казахстан либо необнародован-ные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Республики Казахстан, независимо от гражданства авторов и их правопреемников.
В этом случае, если произведение не находится в какой-либо объективной форме на территории Республики Казахстан, ему будет предоставлена охрана только при условии его обнародования на территории Республики Казахстан.
2) на произведения, обнародованные за пределами Республики Казахстан либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Республики Казахстан, и признается за авторами — гражданами Республики Казахстан и их правопреемниками;
В данном случае обнародование, на первый взгляд, не имеет большого значения, так как с учетом первого подпункта произведения казахстанских граждан будут охраняться независимо от их обнародования. Однако здесь значение обнародования проявляется в другом отношении. Гражданство лица может меняться в процессе жизни. В отношении же установления охраноспособности произведения имеет значение гражданство автора на момент обнародования. Соответственно, выбор момента обнародования будет влиять и на статус произведения.
3) на произведения, обнародованные за пределами Республики Казахстан либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Республики Казахстан, и признается за авторами (их правопреемниками) — иностранцами, лицами без гражданства в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Здесь применимость соответствующего международного договора может зависеть от момента обнародования произведения. В частности, произведения граждан стран, присоединившихся к Всемирной конвенции об авторском праве, будут охраняться, если их обнародование произошло после 26 мая 1973 года, а в отношении граждан стран-членов Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений – после 12 марта 1995 года.
Влияние обнародования произведения на возможность его использования без согласия автора. Так, статьи 18, 19, 20, 22 Закона об авторском праве, говоря о различных случаях использования произведения, не требующих согласия автора, указывают, что произведение должно быть правомерно обнародовано. Но также есть случаи подобного использования произведения, при котором обнародование не является обязательным условием. Так, например, статьей 23 Закона об авторском праве установлено, что допускается без согласия автора
или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение произведений для судебного и административного производства в объеме, определенном такой целью. В данном случае произведение может быть как обнародованным, так и необнародованным. При этом в результате такого использования произведение обнародованным не становится.
Следует обратить внимание, что в некоторых статьях Закона об авторском праве упоминается «обнародование», в других же – «опубликование». И поскольку понятие «опубликование» является более узким, чем «обнародование», может возникнуть ситуация, когда произведение будет обнародовано, но не опубликовано. Так, к примеру, статья 20 Закона об авторском праве гласит, что «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
1) правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведение из своих фондов;
2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстрации) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
3) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) организациями образования для аудиторных занятий.».
Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение в любом размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений посредством фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме (подпункт 18) статьи 2 Закона об авторском праве). Все это означает, что если произведение было обнародовано на интернет-сайте, то, ссылаясь на положение статьи 20 Закона об авторском праве, его нельзя распечатать и использовать для аудиторных занятий в школах, институтах, университетах и т.д. И в том случае, если произведение размещено на интернет-сайте средства массовой информации, то до тех пор, пока оно не будет напечатано в газете или журнале, оно не будет подпадать под указанное ограничение авторских прав.
Таким образом, зависимость большинства ограничений авторских прав от обнародования (опубликования) произведения часто не учитывается на практике. Многие считают, что цитировать можно любое произведение, в действительности же это не так.
Влияние обнародования произведения на возможность исчерпания авторских прав. В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона об авторском праве, «если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты вознаграждения». Другими словами, владельцы экземпляров произведений могут распространять их, не спрашивая согласия автора. Немаловажным здесь является то, что данная норма указывает на опубликование произведения как на обязательное условие исчерпания права. Соответственно, если произведение введено в гражданский оборот с согласия автора, но формального опубликования произведения не произошло, то правило об исчерпании права применяться не должно. Конечно же, такое дополнительное ограничение правила об исчерпании права является лишним, ведь если автор сам вводит произведение в коммерческий оборот, он не должен препятствовать дальнейшей перепродаже экземпляров. Однако лишняя перестраховка, с одной стороны, тоже не помешает.
Влияние обнародования произведения на срок его охраны. Как известно, в ряде случаев начальный момент отсчета срока охраны определяется именно по моменту обнародования произведения.
Согласно действующему законодательству, авторское право может возникать только у физических лиц. Юридические лица могут обладать только исключительными (имущественными) авторскими правами. Соответственно, даже в случае перехода авторских прав к работодателю, срок охраны авторских прав все равно будет зависеть от продолжительности жизни физического лица – автора.
Сроку действия авторского права посвящена статья 28 Закона об авторском праве. Так, согласно данной статье, авторское право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно.
Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение семидесяти лет после даты его правомерного обнародования (пункт 4 статьи 28).
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и семидесяти лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов (пункт 5 статьи 28).
Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет в течение тридцати лет после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после его выпуска в свет, считая с первого января года, следующего за выпуском произведения в свет (пункт 6 статьи 28).Получается так, что начало исчисления срока действия авторского права установлено в данном случае моментом обнародования произведения. Для сравнения, в России пунктом 5 статьи 27 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» установлено, что «авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска».
Далеко небезразличным является момент обнародования произведения для тех лиц, для которых оно создается, в частности, работодателя или заказчика. Вопрос обнародования служебных произведений является достаточно проблематичным.
Как известно, личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы, следовательно, то, что автор произведения написал его в период выполнения служебных обязанностей по заданию работодателя, не лишает его права обнародовать произведение. И, несмотря на то, что произведение создается на деньги работодателя, с использованием его информационных ресурсов и для последующего использования произведения, автора нельзя лишать права самостоятельно определить пригодность произведения для доведения до всеобщего сведения. Даже если создание произведения было связано с существенными материальными затратами для работодателя, автор всегда может запретить последующее использование произведения, если, например, считает его не совсем удачным. Это позволяет признать право на обнародование произведения весьма мощным оружием в руках автора.
И хотя, в целом, работодатель защищен несколько лучше работника, недобросовестный сотруд- открытия доступа неопределенному кругу лиц ник может доставить ему немало неприятностей, к служебному произведению, за исключением про-активно используя свое право на обнародование грамм ЭВМ и баз данных, созданных в порядке произведения. Снизить риск и предотвратить нега- выполнения служебных обязанностей или служеб-тивные последствия можно, определив в договоре ного задания работодателя, принадлежит автору с автором или в правилах внутреннего распорядка, служебного произведения». Данное предложение должностных инструкциях и т.п. (а лучше одновре- обосновано тем, что необходимо защитить инте-менно и в договоре, и во внутренних документах) ресы работодателя на тот случай, если автор про-порядок сдачи созданной работы с тем, чтобы факт изведения обнародует его самостоятельно, что по-сдачи прямо признавался работником согласием влечет негативные последствия для работодателя на обнародование произведения. Представляется, ввиду того, что затратив определенное количество что в этом случае будет достигнут справедливый времени и средств на результат деятельности ав-баланс интересов. тора, он не получит те выгоды, на которые вправе В настоящее время в Мажилисе Парламента был рассчитывать, поручая работнику создать тот Республики Казахстан находится проект Закона или иной интеллектуальный результат. Республики Казахстан «О внесении изменений и Однако в данном вопросе есть обратная сторо-дополнений в некоторые законодательные акты на медали. Работник, создавший, например, про-Республики Казахстан по вопросам совершенство- грамму ЭВМ, может быть заинтересован в обнаро-вания механизмов развития и защиты интеллекту- довании произведения, а работодатель не спешит альной собственности», в котором предлагалось это сделать. Считаем, что ограничение прав автора внести поправку в статью 14 Закона об авторском на обнародование ни в коем случае недопустимо праве, суть которой сводится к тому, что «право ни при каких обстоятельствах.

Гражданский кодекс, N 230-ФЗ | ст. 1268 ГК РФ

Статья 1268 ГК РФ. Право на обнародование произведения (действующая редакция)

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 1268 ГК РФ

1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи указывается и поясняется еще одно личное неимущественное субъективное право автора - право на обнародование произведения.

В отличие от других личных неимущественных авторских прав - права авторства, права на имя, права на неприкосновенность произведения, которые существуют и действуют в течение всего периода существования и использования произведения, право на обнародование произведения имеет разовый характер: оно реализуется только один раз, после чего это право прекращает свое существование. Исключение составляет случай, предусмотренный ст. 1269 ГК РФ, он будет рассмотрен особо; вообще упомянутая статья содержит исключение, которое применяется очень редко и не колеблет общего правила.

2. Право на обнародование произведения - это право осуществить такое действие (или дать другому лицу согласие на осуществление такого действия), которое делает произведение доступным для всеобщего сведения (доступным публике, обществу). Перечень таких действий, относящихся к произведению, предусмотрен в п. 1 комментируемой статьи, и он не носит ограниченного, закрытого характера. Это - опубликование произведения, его публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир. В этот перечень, конечно, следует включить и доведение произведения до всеобщего сведения.

Реализация прав на обнародование всегда сочетается с осуществлением определенного правомочия по использованию произведения, т.е. с осуществлением какого-либо имущественного права. В этой связи право на обнародование - частично - переходит по наследству и может быть предметом договора.

3. При реализации своего права на обнародование произведения автор решает (для себя) вопрос, готово ли его произведение и следует ли представлять его на суд публике.

1) к обнародованному произведению применимы многочисленные случаи свободного использования (ст. 1273 - 1276, 1280 ГК РФ), в то время как к необнародованному произведению они не применимы;

2) срок действия исключительного права на обнародованное произведение исчисляется иначе, чем на необнародованное;

3) презумпция копирования со стороны нарушителя применяется ко всем обнародованным произведениям, а к необнародованным эта презумпция применяется лишь в том случае, если будет установлено, что нарушитель знал о необнародованном произведении (имел к нему доступ).

Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Обнародование элементов содержания произведения в иной форме, чем они фигурируют в произведении (см. п. 5 ст. 1259 ГК РФ), не является обнародованием произведения. Так, публикация автореферата диссертации не является обнародованием самой диссертации, обнародование анонса кинофильма не делает кинофильм обнародованным.

Для признания произведения обнародованным не имеет значения, какое число лиц фактически ознакомились с произведением; важно лишь, что произведение было доступно для всеобщего сведения.

4. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи содержится определение понятия "опубликования произведения". Опубликование (или выпуск в свет) произведения - это выпуск в обращение (в гражданский оборот) экземпляров (копий) произведения. Опубликование, таким образом, имеет место в том случае, когда произведение воплощено в каком-либо материальном носителе (ст. 1227), и эти материальные носители (экземпляры, копии) поступают в гражданский оборот в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Какое число экземпляров произведения должно быть выпущено в обращение для того, чтобы считать опубликование состоявшимся, зависит от характера произведения. Важное значение для решения этого вопроса имеет и последующее депонирование некоторых экземпляров произведения в общедоступном месте (библиотеке, информационном центре и т.п.).

Опубликование (выпуск в свет) произведения, конечно, осуществляется с согласия автора (или иного правообладателя), но это не особое личное неимущественное право, это один из способов реализации права на обнародование произведения. Любое опубликованное произведение является обнародованным; однако не любое обнародованное произведение является опубликованным.

Судебная практика по статье 1268 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС17-14359, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений части I Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума № 25), под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети «Интернет». За исключением случаев...

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-13931/10, Высший арбитражный суд, надзор


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация