Финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений. Тема: Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения

Главная / Общество

660 Глава 24. Правовые основы финансирования расходов государственных и муниципальных учреждений

Материальные нормы расходов устанавливают количество ма териальных средств на единицу расходов.

Денежные нормы представляют собой стоимостную форму вы ражения материальных норм, образуются путем умножения затрат в натуральном выражении на среднюю цену этих затрат.

Чаще всего эти операции менее подвержены большей неопределенности, чем частные банки. Третья функция - финансирование регионального развития и оправдана применением кейнсианских концепций неопределенности и предпочтения ликвидности к категориям центра и периферии в подходе, первоначально сформулированном Доу. В соответствии с этим подходом периферия будет характеризоваться более неустойчивой траекторией роста, динамика которой экзогенна, с высокой склонностью к импорту, концентрированной производственной структурой в первичном и третичном секторах, а также как степень развития финансовых рынков, так и степень ликвидности активов низкая.

Одно из направлений реформирования планирования в области финансовой деятельности государственных (муниципальных) уч реждений - разработка научно обоснованных нормативов, по скольку планирование материальных и финансовых ресурсов, ос нованное на недостаточно разработанных нормативах, нередко приводит к неверным оценкам и решениям в распределении бюд жетных средств.

Таким образом, степень неопределенности в этих странах имеет тенденцию быть выше, чем в центре; однако предпочтение ликвидности экономических агентов также выше - и это справедливо и для финансовых учреждений, действующих в них. Этот сценарий имеет тенденцию порождать порочный круг: банки, вероятно, будут предлагать относительно небольшие объемы кредитов для периферийных экономик, перекладывая ресурсы на центральные регионы и усугубляя существующие структурные различия. «Нет эндогенных механизмов, способных разрушить эту концентрическую динамику, поэтому единственным способом ее преодоления является введение экзогенных элементов», а экзогенный элемент - это как раз государство через государственные банки.

Таким образом, финансовое планирование - важный момент в функционировании государственных и муниципальных учрежде ний: только правильное составление индивидуального финансово планового акта обеспечивает финансирование расходов учрежде ний в достаточном объеме, необходимом для реализации расход ных обязательств, выполнения государственного (муниципально го) задания, а рассмотрение финансово планового акта является одной из форм финансового контроля за осуществлением государ ственных (муниципальных) расходов.

В этом смысле институты региональных действий будут предпочтительнее, чем национальные действия. Действительно, с точки зрения регионального развития банк, расположенный на периферии, предпочтительнее банка, расположенного в центре, и филиала на периферии: последние, чтобы компенсировать возможные потери в периферийной области, стремятся вернуть свои операции в центр, в то время как первые будут более привержены местной экономической динамике.

3_Инвестиционная история - опыт Бразилии с финансовыми учреждениями для развития. Тенденция к использованию институтов государственного развития также достигла федеративных единиц. С появлением так называемого «кризиса внешней задолженности» желания развития оказались на втором месте в Бразилии из-за более насущной необходимости содействовать краткосрочной макроэкономической перестройке, снижая темпы роста валового внутреннего продукта, чтобы обеспечить совместимость с внешним ограничением и фискальным кризисом.

Учреждений

Учреждениям и организациям бюджетной сферы еще в услови ях действия плановой экономики разрешалось иметь источники доходов, существовавшие вне бюджета, которые имели название внебюджетных доходов и строго регулировались законодательст вом.

Правовой режим внебюджетных средств бюджетных учрежде ний определялся Положением о внебюджетных средствах учреж дений, состоящих на государственном бюджете, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 года № 5271 . Названное Положение определяло три вида внебюджет ных средств: специальные, депозитные и суммы по поручениям. Однако это были сравнительно малые доходы, получаемые бюд жетными учреждениями вне источников бюджетного финансиро вания. В дальнейшем в БК РФ (ст. 41) было закреплено понятие неналоговых доходов бюджетов, в том числе и правовой природы

В частности, для государственных банков развития многие из них столкнулись с финансовыми трудностями, связанными с рискованными операциями из-за политического бесхозяйственности со стороны правительств контролирующих государств и сломались, оставив только Банк развития Минаса-Жерайса и Банк регионального развития Дальнего Востока Юг.

По словам Кавальканте, только после этого года, опубликовав резолюцию № 828 Национального валютного совета, концепция агентств развития «приобрела разумный и стабильный формат». Эти агентства по-прежнему отличаются от других институтов, которые составляют Национальную финансовую систему, потому что они не имеют доступа к финансовой экономии и потому, что у них нет прерогативы принимать депозиты от населения или рынка капитала.

1 СП СССР. 1980. № 20. Ст. 117.

§ 3. Правовое регулирование дополнительных (внебюджетных) источников финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных

учреждений

дополнительных (внебюджетных) источников обеспечения фи нансовой деятельности учреждений, что способствовало практи ческому увеличению объемов названных средств, а также значи тельному расширению прав по образованию, распределению и ис пользованию источников финансирования учреждениями.

В настоящее время существует 15 агентств развития, два государственных банка развития и один региональный банк развития, обслуживающий три южных государства. Из действующих в настоящее время агентств два из них были результатом конверсии бывших банков развития: Банк развития штата Санта-Катарина стал Государственным агентством развития Санта-Катарины, сохранив старый акроним; и бывший Банк развития штата Баия стал Агентством развития Баии.

Однако совокупные активы в абсолютном выражении не являются адекватной мерой для определения веса каждого учреждения в странах, находящихся под его юрисдикцией. Вышеприведенное показывает это соотношение. Такая структура не может быть даже сопоставима с той, которая представлена ​​всеми федеральными государственными банками.

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» и впослед ствии Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные за конодательные акты Российской Федерации в связи с совершенст вованием правового положения государственных (муниципаль ных) учреждений» еще более расширили права государственных (муниципальных) учреждений в области осуществления финансо вой деятельности. Изменения, затронувшие финансовую деятель ность автономных и бюджетных учреждений, прежде всего на правлены на расширение их прав в области образования денежных фондов, широкого привлечения дополнительных финансов путем оказания платных услуг, поскольку с точки зрения рыночных от ношений услуги, оказываемые учреждениями, имеют свой спрос и предложение, исходя из этого могут считаться товаром и соответ ствующим образом оплачиваться. Законодательство закрепляет за государственными и муниципальными учреждением широкий круг прав в рамках осуществления уставной деятельности по вы полнению работ и оказанию услуг в определенном учредителем направлении1 . Однако государственные и муниципальные учреж дения могут заниматься приносящей доходы деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и при условии что такая деятельность указана в их учредительных документах.

Этот тип сравнения имеет значение не только для измерения порядка учреждений, которые являются объектом этого исследования. Несмотря на то, что они не могут быть немедленно сопоставлены, эти данные показывают, что система, состоящая из агентств развития и государственных и региональных банков развития, имеет скромные масштабы, несмотря на то значение, которое они представляют для экономики территорий своих соответствующих государств.

Фактически, этот цикл был вызван, особенно частными банками, сегментом, для которого кредитный запас вырос более высокими темпами, чем сегмент, состоящий из государственных банков. Это год, когда государственные банки расширили свои кредитные операции, чтобы противодействовать сильному сокращению от частных банков.

Основная цель формирования дополнительных (внебюджет ных) средств состоит в привлечении законными методами допол нительно к бюджетным финансовых средств для обеспечения эф фективного выполнения своих основных задач и функций, в том числе реализации государственного (муниципального) задания.

Поскольку собственник имущества (учредитель) бюджетного и автономного учреждения не вправе претендовать на получение до хода от деятельности такого учреждения и дохода от использова ния его имущества, то указанные доходы поступают в распоряже ние учреждения. Бюджетные и автономные учреждения могут са мостоятельно распределять и использовать финансовые средства, полученные от предпринимательской и иной деятельности, при носящей доход.

Наиболее важными компонентами структуры финансирования агентств по развитию являются официальные ресурсы и собственные ресурсы. Разумеется, структура ответственности не однородна между учреждениями. Эта классификация включает критерии, варьирующиеся от уровня использования кредитных лимитов, доступных для финансового и нефинансового дефолта. Критерии для определения доступных кредитных лимитов включают лимиты рычагов, применяемые к эталонному капиталу: чем выше это значение, тем выше кредитный лимит.

Таким образом, ожидается, что более мелкие учреждения будут иметь более низкие лимиты, поскольку их ссылочные активы относительно ниже. Учитываются дополнительные критерии. Во многих случаях финансовый механизм отформатирован таким образом, что риск операции не принадлежит финансовому учреждению, так что он действует только в финансово-экономическом анализе проекта и разрешает выпуск ресурса, то есть операции не являются записанных в балансе. Хотя эти ресурсы не являются основным компонентом структуры финансирования, их анализ важен, поскольку он означает усилия и потенциал каждого государственного правительства для обеспечения большей финансовой независимости своих учреждений.

1 См. п. 4 ст. 92 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

662 Глава 24. Правовые основы финансирования расходов государственных и муниципальных учреждений

Право бюджетных и автономных учреждений распоряжаться финансовыми средствами самостоятельно имеет одно существен ное исключение - вносить денежные средства и иное имущество в уставный капитал других организаций или еще каким либо обра зом передавать это имущество другим юридическим лицам в каче стве их учредителя допускается лишь с согласия учредителя.

Еще одним важным источником финансирования агентств по развитию являются конституционные фонды. Цель заключалась в децентрализации и ускорении применения этих ресурсов. В случае конституционных фондов процентные ставки для операций, связанных с семейным фермерством, могут варьироваться от 0, 5% годовых до 5% а.а. и от 5% до 10% для других заемщиков, всегда меняющихся в зависимости от модальности кредитной линии. В транзакции также включен бонус за финансовые сборы, что делает транзакцию еще более дешевой, когда долг погашается до установленной даты.

Крупная сделка также может быть совершена бюджетным и ав тономным учреждением только с предварительного согласия соот ветствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя данного вида учреждения1 .

В финансовое законодательство внесено изменение, согласно которому из состава неналоговых доходов бюджетов исключены доходы от использования имущества бюджетных и автономных уч реждений, доходы от продажи их имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными и автономными учреждениями (ст. 41 БК РФ).

6_Компания составления кредитных операций. Он также вносит ссуды, предоставленные Национальной программой семейного сельского хозяйства. Тем не менее, ясно, что тот факт, что категория, относящаяся к отдельным лицам, охватывает клиентов, которые могут или должны быть классифицированы в других сегментах, заставляет недооценивать другие продуктивные сегменты, особенно сельские, - а также для лиц, переоцениваемых.

В течение первых четырех лет серии можно считать, что эта производительность соответствует среднему поведению кредитных операций для сектора. Фактически, экономическая стагнация, которую бразильская экономика пережила в первые годы десятилетия, оправдывает обобщенные тенденции снижения ставок, зафиксированные в кредитных операциях для промышленности.

Доходы, полученные от указанной деятельности казенного уч реждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной сис темы Российской Федерации (п. 3 ст. 161 БК РФ).

К неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы России, согласно нововведениям финансового законодательства, относят доходы от использования имущества, находящегося в государст венной или муниципальной собственности, и платных услуг, ока зываемых казенными учреждениями, после уплаты налогов и сбо ров, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 3, 5 ст. 41 БК РФ).

Из-за присущих характеристик сельскохозяйственного производства, подверженных климатическим изменениям, что может привести к сбоям в растениеводстве, и к колебаниям цен, особенно при цитировании на международных рынках, это становится по своей сути более рискованной деятельностью. Хотя было установлено правовое положение, которое выделяет 25% депозитов до востребования кредитов сельскому сектору, чтобы стимулировать участие банковского сектора - государственного и частного - государственный финансовый сектор остается крупнейшим часть сельского кредита в стране.

Таким образом, доходы, полученные в виде арендной либо иной платы бюджетными и автономными учреждениями, средст ва, вырученные от передачи имущества учреждений в залог, в до верительное управление исключены из системы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Таков же правовой порядок, характеризующий до ходы от использования и продажи имущества муниципальных ав тономных и бюджетных учреждений. Они не входят в состав нена логовых доходов местных бюджетов (п. 2, 4 ст. 42 БК РФ). Что ка сается дополнительных (внебюджетных) доходов государственных и муниципальных казенных учреждений - они составляют опре деленную часть неналоговых доходов бюджетов бюджетной систе мы России.

Недавний бум в ценах на сырьевые товары, безусловно, способствовал сокращению предпочтений ликвидности банков в этом сегменте и способствовал расширению сельского кредита за все рассматриваемые годы. Это также год, когда национальная финансовая система в целом расширяет кредит для сельского сектора.

Более того, поскольку торговый сектор характеризуется трудоемкостью, его потребность в физическом капитале ниже, так что его потребности в финансировании также - и, следовательно, участие торгового сектора в общем кредите экономическое значение сектора. Однако, дезагрегируя период между до и после начала кредитного цикла, мы замечаем перегиб в траекториях.

1 См. п. 12 ст. 92 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

§ 3. Правовое регулирование дополнительных (внебюджетных) источников финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных

учреждений

Особенностью финансирования объектов медицинской, обра зовательной, научной сферы, а также сферы культуры, является возможность получения дополнительных доходов, поступающих в результате их деятельности. Поэтому в указанных областях имеет место сочетание бюджетного финансирования с результатами от приносящей доход деятельности, т. е. принцип многоканального финансирования. Правовая база для привлечения дополнитель ных источников финансирования учреждениями содержится в ря де нормативных актов отраслевого характера. К примеру, дейст вующее российское социальное законодательство (медицинское, образовательное, законодательство в области науки и культуры) открывает перед государственными и муниципальными учрежде ниями широкие возможности для привлечения таких источников1 .

По мнению Фрейтаса, сектор услуг, как и коммерческий, характеризуется трудоемкостью и, следовательно, менее зависимым от физического капитала, чем другие сектора, что снижает их потребности в финансировании. В последнем случае кредитные операции в этом секторе начались в течение десятилетия с отрицательными реальными темпами роста. С следующего года кредит в этот сектор восстанавливается, даже в одном из вызывающих сегментов последнего кредитного цикла. Несмотря на то, что он не реагировал на недавний кредитный цикл, этот способ стал представлять собой растущую часть общих кредитных операций для корпоративного сектора.

Государственным и муниципальным социальным учреждениям предоставляется право привлекать дополнительные, в том числе валютные средства, за счет добровольных пожертвований и целе вых взносов физических и юридических лиц, собственной произ водственной, коммерческой, посреднической, хозяйственно фи нансовой и иной деятельности, предусмотренной уставами учреж дений.

Агентства развития и банки развития выражают запреты в Законе о финансовой ответственности для финансирования своих правительств штатов. 7_Условия кредитных операций. Это сокращение произошло в пользу кредитов со сроком погашения более 15 лет. Тем не менее, они по-прежнему представляют относительно небольшую долю, если учесть, что основная роль институтов финансового развития заключается в долгосрочном финансировании.

Это, как правило, более рискованные операции, поскольку они связаны с временным горизонтом, в котором степень неопределенности по своей сути выше. Однако следует принять во внимание некоторые соображения. В экономической литературе нет точного определения долгосрочного финансирования. Таким образом, разумно предположить, что кредиты со сроком погашения более пяти лет соответствуют долгосрочным кредитам, в то время как кредиты со сроком погашения менее одного года составляют краткосрочные кредиты.

К примеру, учреждения культуры покрывают свои расходы из средств учредителя, а также за счет доходов от собственной дея тельности и других разрешенных законодательством РФ доходов и поступлений. Так, указанные учреждения имеют право на получе ние безвозмездных пожертвований. Используются финансовые средства в соответствии с законодательством РФ и уставом орга низации культуры2 .

Дополнительные источники финансирования привлекаются го сударственными (муниципальными) учреждениями двумя путями.

Первый - осуществление государственным (муниципальным) учреждением приносящий доход деятельности. Сюда относятся доходы от платных услуг, оказываемых государственными (муни ципальными) учреждениями.

Второй путь привлечения специальных дополнительных средств не связан напрямую с результатами деятельности государ ственного (муниципального) учреждения и выражается во взаимо действии с юридическими и физическими лицами, способными

1 См.: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 I (с изм. на 30 декабря 2008 г., № 309 ФЗ) // Ведомости РФ. 1993.

33. Ст. 1318; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 17; Федеральный закон от 23 августа 1996 г.

127 ФЗ «О науке и государственной научно технической политике».

2 См. Основы законодательства РФ о культуре.

664 Глава 24. Правовые основы финансирования расходов государственных и муниципальных учреждений

осуществлять благотворительную деятельность в пользу учреж дения. Сюда же относят доходы от ценных бумаг (акций, облига ций, векселей).

В современных условиях дополнительные (внебюджетные) до ходы учреждений, полученные от приносящей доход деятельно сти, приобрели исключительно важное значение. Организациям не только позволили заниматься с деятельностью по образованию дополнительных источников финансирования, но и значительно расширили права по их распределению и использованию. Побуди тельными мотивами указанных нововведений стало закрепление законодательством многообразия форм собственности и хозяйст вования, с одной стороны, и современное состояние государствен ных финансов, ограниченные возможности бюджета, а также не обходимость компенсировать недостаток денежных средств для поддержания, восстановления, а порой и расширения основных фондов - с другой.

В перспективе будет наблюдаться увеличение платных услуг в социальной сфере. В то же время их преимущественное развитие может привести к нежелательным социально экономическим по следствиям (в частности, размеры потребления платных услуг от дельными группами населения в зависимости от уровня их доходов будут существенно различаться, кроме того, может произойти об щее снижение потребления услуг 1 ).

Таким образом, осуществление государственными (муници пальными) учреждениями финансовой деятельности по получе нию дополнительных (внебюджетных) источников финансирова ния является объективной необходимостью, обусловленной не только ограниченными возможностями бюджета, но и потребно стью включения государственных (муниципальных) учреждений в современные рыночные отношения.

Успешность образования указанных источников в значитель ной степени определяется правильностью выбора направлений деятельности, приближенностью к основным видам деятельности учреждений. В то же время это способствует более полной реализа ции государственных и муниципальных задач и функций.

1 Так, в Германии в 1975 г. снизилась доля расходов на высшее образование, расширился объем платного образования, в результате чего численность студенче ского контингента увеличилась, что не могло не сказаться на качестве обучения. В связи с этим правительством Германии была разработана программа развития вузов, предусматривающая увеличение каждые пять лет на 30% государственного финансирования вузов.

§ 3. Правовое регулирование дополнительных (внебюджетных) источников финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных

учреждений

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте понятие и виды финансирования расходов госу дарственных и муниципальных учреждений.

2. Определите понятие финансовых правоотношений в области фи нансирования расходов государственных (муниципальных) учреждений.

3. Охарактеризуйте правовое положение субъектов финансовых пра воотношений в области финансирования расходов государственных (му ниципальных) учреждений.

4. Раскройте правовое положение казенных учреждений.

5. Рассмотрите правовое положение автономных и бюджетных учреж дений и определите отличие их финансово правового статуса от казенных учреждений.

6. Охарактеризуйте понятие бюджетной сметы казенного учреждения.

7. Охарактеризуйте правовой порядок финансирования расходов госу дарственных (муниципальных) учреждений, определяемого как финансо вое обеспечение деятельности бюджетного или автономного учреждения, направленного на выполнение определенного государственного (муни ципального) задания, в том числе на предоставление государственных (муниципальных) услуг.

8. Исследуйте правовую природу финансово хозяйственного плана бюджетного и автономного учреждения.

9. Раскройте понятие и содержание государственного (муниципально го) задания для бюджетных и автономных учреждений, а также порядок его финансового обеспечения.

10. Перечислите виды дополнительных (внебюджетных) источников финансирования расходов бюджетных и автономных учреждений.


Р а з д е л VII

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАСЧЕТОВ, РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Глава 25. Правовые основы государственного регулирования банковского кредита

§ 1. Понятие банковского кредита и его значение для финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Кредит (лат. creditum - ссуда), предоставляемый кредитными ор ганизациями (банками и небанковскими кредитными организация ми) именуется банковским кредитованием. Банковское кредитова ние относится к основным направлениям деятельности кредитных организаций и играет значительную роль в осуществлении финан совой деятельности государства и муниципальных образований.

форм движения ссудного капитала, при которой временно свободные денежные средства государства, муниципальных образований, юри дических и физических лиц, аккумулированные кредитными органи зациями, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также граж данам) на условиях возвратности. Банковское кредитование создает необходимые условия для восполннения за счет средств других субъектов недостатка собственных денежных средств в целях удов летворения различных потребностей 1 .

В процессе осуществления банковской деятельности, в том чис ле и банковского кредитования, кредитные организации образуют множество фондов денежных средств, которые, по мнению боль шинства ученых, занимающихся проблемами финансового права, включаются в финансовую систему России2 . В литературе отража ется и иная точка зрения, согласно которой банковская система

1 О правовых особенностях операций по банковскому кредитованию см.:Агар ков М. М. Основы банкового права. Учение о ценных бумагах. М., 1994. С. 80-84.

2 См.:Соколова Э. Д. Указ. соч. С. 18.

кредитования не входит в финансовую систему Российской Феде рации1 . Данная позиция вряд ли приемлема. Исключать фонды де нежных средств кредитных организаций из финансовой системы общества даже при ликвидации государственной монополии в сфере банковской деятельности необоснованно, так как данные фонды кредитных организаций обеспечивают сбалансированное движение соответствующих денежных потоков в процессе воспро изводства общественного продукта. Необходимо учитывать при этом и фонды денежных средств Центрального банка РФ и других кредитных организаций, функционирующих на праве государст венной или муниципальной собственности, которые включаются соответственно в государственные или местные финансы.

Переход к рыночной экономике в России кардинально изменил отношения в области банковского кредитования. Была ликвиди рована государственная монополия и в данной сфере обществен ной жизни. Банковское кредитование, т. е. размещение привле ченных денежных средств физических и юридических лиц, стали осуществлять различные кредитные организации независимо от форм собственности, расширилась сфера использования банков ского кредита физическими лицами, в том числе связанная с реа лизацией национальных проектов социального назначения. Отме на государственной монополии при осуществлении банковского кредитования и других банковских операций не исключала, а предполагала сохранение государственного регулирования бан ковской деятельности, но иными методами и в иных формах, чем это было реализовано в условиях плановой экономики. Финансо вый кризис, постигший Россию в августе 1998 г., подорвавший банковскую систему и доверие граждан к ней и к государству в це лом, подтвердил бесспорность положения о необходимости усиле ния государственного регулирования экономикой страны, в том числе и банковской деятельности. В последующие годы Правитель ство РФ обеспечило создание необходимых условий для укреп ления финансовой системы страны, ликвидировало дефицит фе дерального бюджета, сформировало необходимые резервные фон ды денежных средств и т. д., что позволило минимизировать отрицательные последствия международного финансового кризи са, начавшегося в 2008 г. (он не привел к тем разрушительным ре зультатам, которые наблюдались после кризиса 1998 г.).

Государственное регулирование банковской деятельности, в том числе и банковского кредитования, остается важнейшим на

1 См.:Карасева М. В. Указ. соч. С. 36; Финансовое право Российской Федера ции / отв. ред.М. В. Карасева . М., 2000. С. 20.

668 Глава 25. Правовые основы государственного регулирования банковского кредита

правлением финансовой деятельности государства и муниципаль ных образований, обеспечивающим стабильность и эффектив ность функционирования всей финансовой системы России, в структуру которой в качестве основного ее звена входят фонды банковского кредита. При осуществлении финансовой деятельно сти государство и муниципальные образования прослеживают (контролируют) денежные потоки, возникающие между фондами банковского кредита и иными фондами денежных средств, входя щими в финансовую систему России, и в первую очередь бюджет ной системой, обеспечивая своевременное и полное поступление доходов в соответствующие бюджеты.

Общественные отношения по банковскому кредитованию регла ментируются нормами права и поэтому приобретают правовую фор му. Воздействие права на общественные отношения осуществляется различными способами, в своей совокупности образующими метод правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Сложность, разноплановость общественных отношений, воз никающих при банковском кредитовании, требуют применения при их правовом регулировании разнородных методов, характери зующих различные отрасли российского права: метода юридиче ского равенства сторон, присущего гражданскому праву, и метод «власти и подчинения», применяемого (с определенной специфи кой) административным и финансовым правом.

Общественные отношения, возникающие при банковском кре дитовании, в зависимости от их сущности, требующей применения соответствующего метода правового регулирования, регламентиру ются нормами различных отраслей российского права: конституци онного, административного, финансового и гражданского.

Банковское кредитование регулируется в основном нормами финансового и гражданского права. При необходимости реализа ции в сфере банковского кредитования принципа «власти и под чинения» законодатель устанавливает нормы финансового права. Напротив, если сущность взаимоотношений между участниками банковского кредитования требует применения принципа равен ства сторон, вводятся нормы гражданского права. Однако, нормы финансового права, регулирующие банковское кредитование, ос таются в системе финансового права, объединяясь в соответствую щий правовой институт финансового права. То же самое можно сказать и о нормах гражданского права, регулирующих обществен ные отношения в области банковского кредитования. Они в своей совокупности образуют структурное подразделение гражданского права как отрасли права и остаются в его системе.

Конституционные основы банковской деятельности закреп лены в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, согласно которому кредит ное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Рос сийской Федерации.

Правовое регулирование банковской деятельности, в том числе и кредитования, осуществляется Федеральным законом «О Цен тральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Феде ральным законом «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

В регулировании банковского кредитования значительное место принадлежит также деловым обыкновениям и банковским обычаям.

Банковское кредитование проводится в соответствии с опреде ленными принципами - основными руководящими положениями, закрепленными в нормах права. Основные принципы банковского кредитования следующие: обеспеченность, возвратность, срочность, платность, целенаправленность. В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» установлено, что банк имеет право от сво его имени и за свой счет размещать привлеченные во вклады денеж ные средства на условиях возвратности, платности, срочности. Пре доставление банковского кредита под различные формы обеспече ния возвратности кредитов предусмотрено в ст. 33 названного закона, согласно которой кредиты могутобеспечиваться залогом не движимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и другими способами, предусмотренными федеральными законами или договором.

Реализация принципа возвратности банковского кредита озна чает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или небанковской кредитной ор ганизации.

Из принципа возвратности банковского кредита вытекает прин цип его срочности . Ссуды подлежат возврату в установленные сро ки, нарушение которых влечет применение определенных санкций.

Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых кре дитными организациями при предоставлении кредита. За предо ставление банковской ссуды, как правило, взимается определен ная плата в виде процента. Размер процентной ставки определяет ся сторонами по кредитному договору самостоятельно. В условиях рыночных отношений размер процентной ставки за банковский кредит в конечном счете зависит от спроса и предложения денеж ных средств на кредитном рынке.


670 Глава 25. Правовые основы государственного регулирования банковского кредита

Налоговым кодексом РФ (ст. 269) предусмотрена возможность существенного влияния размера устанавливаемых процентов за пользованием банковским кредитом на сумму налога на прибыль.

Законодательство предусматривает возможность предостав ления кредита без соответствующего обеспечения (так называе мый бланковый кредит ). Бланковые кредиты, как правило, получа ют клиенты, имеющие тесные связи с банком, проводящие все свои банковские операции через данный банк.

Банковский кредит выделяется строго на определенные цели, использование ссуды не по целевому назначению нарушает прин цип целенаправленности банковского кредита и чревато примене нием соответствующих санкций.

В юридической литературе помимо указанных принципов на зывают и такой принцип, как дифференцированность - необходи мость при выдаче кредита учитывать кредитоспособность клиента, его финансовое положение, создающее у кредитной организации уверенность в способности заемщика возвратить кредит в установ ленный договором срок.

Принципы банковского кредитования, закрепленные в нормах права, отражают экономическую сущность кредитных отношений, соответствуют объективным экономическим законам, действую щим в сфере движения ссудного капитала и должны соблюдаться в практической деятельности.

В зависимости от срока, на который выдан кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на: краткосроч ный и долгосрочный.

При краткосрочном кредите объектами кредитования являются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъекта, оп ределяемые по укрупненным показателям. Устранена излишняя детализация объектов кредитования, существовавшая ранее при плановой экономике. Банковский кредит выдается в настоящее время на совокупность материальных запасов и производственных затрат, а не дифференцированно, как прежде: под запасы сырья, топлива, готовой продукции, расчетные документы в пути, неза вершенное производство и т. д. Совокупность материальных запа сов и производственных затрат как объект краткосрочного креди тования используется в промышленности, на транспорте, в строи тельстве, предприятиями связи и в других производственных секторах. Для торговых и снабженческо сбытовых организаций объектом краткосрочного кредитования выступает совокупность товаров текущей реализации, сезонного и временного накопления товарно материальных ценностей.

Долгосрочный кредит выдается на один год и на более длитель ное время. Объектами долгосрочного кредитования обычно явля ются затраты на строительство новых предприятий, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, вы пуск новой продукции; затраты жилищное строительство и строи тельство объектов социально культурного назначения и т. д.

Помимо организаций краткосрочным и долгосрочным креди том пользуются физические лица для целей предпринимательской деятельности и других нужд.

В условиях наличия определенных отрицательных тенденций в развитии экономики России кредитные организации в основном в настоящее время предоставляют краткосрочные кредиты.

На развитие банковского кредита направлены законы, принятые в последнее время. Так, на основании Федерального закона от 30 де кабря 2004 г. № 218 ФЗ «О кредитных историях»1 были созданы бю ро кредитных историй, которые собирают и хранят информацию о банковском кредитовании, имеющую важное значение для приня тия решений о вступлении в кредитные отношения. Важная роль принадлежит также Федеральному закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»2 , согласно кото рому банки обязаны страховать названные вклады и несут ответст венность за несоблюдение требований законодательства. Предпри нятые на его основе меры способствуют укреплению доверия физи ческих лиц к кредитной деятельности банков и ее развитию, поскольку вклады физических лиц являются существенным источ ником кредитных ресурсов банка. Все это направлено на расшире ние доверительных отношений между банками и их клиентурой.

Установлены особенности кредитной деятельности Внешне экономбанка с учетом его правового статуса как государственной корпорации и целей функционирования: обеспечение конкурент носпособности экономики Российской Федерации, стимулирова ние инвестиционной деятельности и др. Основные направления и показатели его финансовой деятельности, количественные огра ничения на привлечение заемных средств, условия, порядок и сро ки предоставления кредитов и т. д. закрепляются в Меморандуме, утверждаемом Правительством РФ3 .

1 СЗ РФ. 2005. № 1. Ч. I. Ст. 44. Под кредитной историей названный Закон по нимает информацию, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договору займа (кредита).

2 СЗ РФ. 2003. № 50. Ч. 1. Ст. 5029.

3 См. ст. 4 Федерального закона «О банке развития».


672 Глава 25. Правовые основы государственного регулирования банковского кредита

§ 2. Финансово правовые основы взаимоотношений Банка России

с кредитными организациями

Переход к рыночным отношениям, как отмечалось ранее, не исключает государственного регулирования различных сфер об щественной жизни, в том числе и кредитной сферы. С целью осу ществления согласованных мер по реализации единой государст венной политики в области денежно кредитных отношений уста новлено взаимное представительство Правительства РФ на заседаниях Совета директоров Центрального банка РФ (министр финансов РФ и министр экономического развития РФ или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса) и Председате ля Банка России или по его поручению одного из его заместителей в заседаниях Правительства РФ. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются тем, что, с одной сто роны, он наделен широкими властными полномочиями по управ лению денежно кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны, Банк России - юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско правовые отношения с банками и не банковскими кредитными организациями.

Банк России, непосредственно не контролируя деятельность хозяйствующих субъектов и кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков и кредиторов. Для обеспе чения стабильности банковской системы он создает фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций на условиях и в порядке, определяемых самостоятельно.

Банк России имеет право предоставлять российским и ино странным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено законом о федераль ном бюджете. Обеспечением для кредитов Банка России могут вы ступать: золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мер ных слитках; иностранная валюта; векселя, номинированные в рос сийской или иностранной валюте; государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются Советом директоров. В случаях, устанавливаемых Советом директоров,

обеспечением могут выступать другие ценности, а также поручи тельства и банковские гарантии.

В целях воздействия на устойчивость банковской системы Банк России рефинансирует кредитные организации путем предостав ления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка Рос сии и определяет условия предоставления кредитов под залог раз личных активов.

Согласно законодательству Банк России является кредитором последней инстанции для кредитных организаций. Он способству ет созданию условий для устойчивого функционирования кредит ных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Как орган управления банковской системой Российской Феде рации Банк России осуществляет функции регулирования и впра ве издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования1 .

В соответствии с законодательством Центральный банк РФ от вечает за законность и целесообразность создания кредитных ор ганизаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рас смотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на проведение банковских операций, а также не принятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Банк России в соответствии с федеральным законодательством в целях обеспечения устойчивости кредитных отношений и гаран тии прав кредиторов (вкладчиков) устанавливает кредитным орга низациям обязательные нормативы:

1) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, перечень видов имуще ства в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.

Внесенные в уставный капитал кредитной организации в опре деленном порядке материальные активы (здание, помещение, в котором располагается кредитная организация, банковское обору дование и другое имущество) становятся ее собственностью. Не

1 Подробнее об этом см.:Пастушенко Е. Н. Указ. соч.


674 Глава 25. Правовые основы государственного регулирования банковского кредита

могут вноситься в уставный капитал нематериальные активы (в том числе права аренды помещения) и ценные бумаги;

2) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков.

Данный норматив устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации. При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной органи зации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщи ков, а также суммы гарантии и поручительства, предоставленных кредитной организацией заемщику или группе заемщиков;

3) максимальный размер крупных кредитных рисков. Указанный норматив устанавливается как выраженное в про

центах отношение совокупной величины крупных кредитных рис ков и размера собственных средств (капитала) кредитной органи зации (банковской группы). Крупным кредитным риском являет ся сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств (капитала) кре дитной организации (банковской группы). Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 80% размера соб ственных средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций (банковских групп);

4) нормативы ликвидности кредитной организации, которые определяются как:

отношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов,

отношение ее ликвидных активов (наличные денежные средст ва, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов;

5) нормативы достаточности собственных средств (капитала); эти нормативы определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;

6) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

7) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организацией для приобретения акций (долей) других юридических лиц; размер указанного норматива не может превы шать 25% собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

9) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и по ручительств, предоставленных кредитной организацией (банков

ской группой) своим участникам (акционерам); указанный норма тив не может превышать 50% собственных средств банка1 .

С помощью обязательных нормативов Банк России воздейству ет на деятельность кредитных организаций, способствует созда нию условий для устойчивого их функционирования, поддержива ет стабильность банковской системы страны. При установлении обязательных нормативов для кредитных организаций возникают общественные отношения, по своему характеру относящиеся к сфере финансовой деятельности данных хозяйствующих субъек тов; при их правовом регулировании применяется метод «власти и подчинения», не основанный на субординации, так как кредитные организации не входят в систему Банка России, поэтому указан ные отношения регулируются нормами финансового права.

§ 3. Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) как орган банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций (банковских групп)

Усиление взаимодействия органов исполнительной власти и Центрального банка РФ по стабилизации социально экономиче ского положения в стране, в том числе принятие неотложных мер по реструктуризации банковской системы Российской Федера ции, разрушенной финансовым кризисом 1998 г., восстановление кредитной деятельности банковской системы, создание условий для более эффективной работы бынкоа с реальным сектором эко номики, усиление банковского надзора создали объективные предпосылки, позволившие России минимизировать отрицатель ные последствия мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 г. Значительную роль в этом сыграли антикризисные меро приятия, проводимые руководством страны2 .

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций3 . На него возложены функции постоянного контроля соблюдения кредитными организациями и банковскими группами банковско

1 См.:Давыденко Д. В . Экономические нормативы как метод банковского регу лирования (финансово правовой аспект). Саратов, 2008.

2 См.: Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173 «О дополнительных ме рах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» // Российская га зета. 2008. 14 окт.; Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 181 ФЗ «Об использо вании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения ка питализации банков» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3618.

3 См.:Рыбакова С. В. Теоретико правовые основы банковского надзора в Рос сии. Тамбов, 2004.


676 Глава 25. Правовые основы государственного регулирования банковского кредита

го законодательства1 . Указанные функции осуществляются Бан ком России непосредственно или через создаваемый при нем ор ган банковского надзора, который образуется по решению Совета директоров.

Так, Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения пред писания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и принимает предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Феде рации (Банке России)» в случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставле ния информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной ор ганизации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных опе раций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти наруше ния или совершаемые кредитной организацией банковской опера ции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе применить следующие санкции:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% мини мального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровле нию, в том числе изменения структуры активов,

замены ее руководителей, проведение реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кре дитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией от дельных банковских операций, предусмотренных выданной ей ли цензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

1 Статьей 15.26 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.

5) назначить временную администрацию по управлению кре дитной организацией на срок до шести месяцев; порядок назначе ния и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

6) ввести запрет на проведение реорганизации кредитной орга низации, если вследствие этогомогут возникнуть основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной орга низации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоя тельности (банкротстве) кредитных организаций»;

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организа ции, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возмож ность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, на правленные на увеличение собственных средств (капиталов) кре дитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицен зию на осуществление банковских операций по основаниям, пре дусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии устанавливается норма тивными актами Банка России.

Он может отозвать лицензию на осуществление банковских операций только в случаях, предусмотренных ст. 20 названного За кона, а именно:

в случае установления недостоверности сведений, на основа нии которых выдана лицензия;

задержки начала осуществления банковских операций, преду смотренных этой лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной от четности (отчетной документации);

осуществления, в том числе однократного, банковских опера ций, не предусмотренных лицензией Банка России;

неисполнения федеральных законов, регулирующих банков скую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно при менялись меры, предусмотренные Федеральным законом «Цен тральном банке Российской Федерации (Банке России)»; а также


678 Глава 25. Правовые основы государственного регулирования банковского кредита

неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»;

неоднократного в течение года виновного неисполнения содер жащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц;

наличия ходатайства временной администрации, если к момен ту окончания срока деятельности указанной администрации, закрепленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» имеются основания для ее назначения, предусмотренные данным законом;

неоднократного непредставления в установленный срок кре дитной организацией в Банк России обновленных сведений, необ ходимых для внесения изменений в единый государственный ре естр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях;

неисполнения кредитной организацией, являющейся управ ляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152 ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (с изм. на 9 марта 2010 г., № 22 ФЗ)1 и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, а также неустранения нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Вместе с тем, в ряде случаев Банк России обязан отозвать ли цензию на осуществление банковских операций:

если достаточность капитала кредитной организации становит ся ниже 2%; если в течение последних 12 месяцев, предшествую щих моменту, когда у кредитной организации должна быть отозва на указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кре дитной организации достигает максимального значения;

если размер собственных средств (капитала) кредитной органи зации ниже минимального размера уставного капитала, установ ленного на дату государственной регистрации кредитной организа

1 СЗ РФ.2003. № 46. Ч. II. Ст. 4448; 2010. № 11. Ст. 1171.

ции; указанное основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи им названной лицензии;

если кредитная организация не исполняет в срок, установлен ный Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собствен ных средств (капитала);

если кредитная организация не способна удовлетворить требо вания кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения; при этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000 кратного размера минимальной суммы оплаты труда, закрепленной федеральным законом.

Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня по лучения органами Банка России, ответственными за отзыв указан ной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для проведения названной операции.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотрен ных Федеральным законом «О банках и банковской деятельно сти», не допускается.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации ли цензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве данной лицензии в официальном издании Банка России - «Вестнике Банка России».

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществ ление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована.

Банк России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кре дитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банк ротстве) кредитных организаций».

В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк Рос сии вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозва на лицензия на осуществление банковских операций, уполномо

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Финансовое обеспечение бюджетных учреждений

Похожие рефераты:

Налоговый период при расчете налога на доходы физических лиц. Стандартные, профессиональные (авторские вознаграждения), социальные и имущественные вычеты. Расчет налога на добавленную стоимость (НДС). Определение налогооблагаемой базы с учетом вычетов.

Виды смет, их роль и правовое значение. Сметно-бюджетное финансирование, порядок выделения средств из бюджетных и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям в соответствии с их сметой. Основные этапы исполнения бюджетов по расходам.

Необходимость и принципы бюджетного финансирования. Классификация и состав расходов бюджета на социальные цели. Система предоставления "бесплатных услуг" бюджетными учреждениями. Сущность сметно-бюджетного финансирования и признаки бюджетного учреждения.

Изучение сущности расходов бюджетов, которые в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Формы предоставления бюджетных средств. Формирование расходов бюджетов. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений.

Модели финансирования учреждений здравоохранения. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Бюджетное финансирование здравоохранения. Смешанная модель финансирования здравоохранения. Особенности финансирования бюджетных учреждений образования.

Особенности налогообложения оборота по реализации товаров на территории Республики Беларусь. Специфика получения льгот по налогу на прибыль, порядок его расчета и сроки уплаты. Порядок оформления налоговых деклараций по налогам на доходы и прибыль.

Зрелищные учреждения в системе бюджетных учреждений Российской Федерации. Взаимоотношения зрелищных учреждений со звеньями финансово-кредитной системы. Планирование бюджетного финансирования. Пути расширения источников финансирования зрелищных учреждений.

Изучение понятия, принципов (плановость, безоплатность, необратимость) и объектов (расходы на финансирование культурных мероприятий, защиту населения, образование) сметно-бюджетного финансирования. Характеристика сметы как индивидуально-планового акта.

История создания, организационная структура и деятельность МУ Управление культуры администрации МО "г. Саянск" подразделения МОУ ДОД ДХШ. Анализ использования бюджетных средств МОУ ДОД "Детская художественная школа", рекомендации по их совершенствованию.

Проблема эффективного управления государственной собственностью, рационализация и повышение эффективности бюджетной политики в доходном и расходном аспектах. Структура, источники финансирования и особенности планирования расходов учреждений культуры.

Понятие и принципы организации бюджетной системы РФ. Социальное значение бюджетных расходов на образование, на культуру и на подготовку профессиональных кадров. Финансирование расходов на общеобразовательные школы, дошкольные учреждения и школы-интернаты.

Понятие и система государственных расходов. Обеспечение учреждений государственным финансированием. Безвозвратность государственных расходов. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения и её значение. Инновационная и инвестиционная деятельность.

Особенности осуществления финансового обеспечения образовательных учреждений, а также учреждений культуры, искусства, средств массовой информации и организаций здравоохранения. Анализ "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.".

Характеристика сметно-бюджетного финансирования. Основные подходы к финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Расходы государственного бюджета на их финансирование. Бюджетные ассигнования Богандинской средней общеобразовательной школы.

Единый порядок налогообложения прибыли коммерческих и некоммерческих организаций. Правовой статус бюджетного учреждения. Предоставление платных и бесплатных образовательных услуг. Противоречие налогового и бюджетного законодательства.

Совершенствования механизма финансирования платного сектора образовательных услуг. Поиска бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Оптимизация налогообложения образовательным учреждением. Финансовый потенциал ВУЗов.

Общие положения о едином социальном налоге. Налоговая база налогоплательщиков. Представление налоговой декларации. Единый социальный налог в социально-культурной сфере и туризме. Перечень объектов социально-культурной сферы в налоговом законодательстве.

Система управления муниципальным образованием. Основные методы и возможности повышения доходной части бюджета муниципального образования за счет собственных доходов. Структура доходной части бюджета. Классификация налоговых и неналоговых доходов.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация